Рассказ о голубе для детей дошкольного возраста

В молодой семье химиков радость их первенец заговорил! и знаете, каким было первое слово? нет, не мама это было

Занятия ТРИЗ для детей: растим гениев и просто счастливых людей!

В молодой семье химиков радость – их первенец заговорил! И знаете, каким было первое слово? Нет, не «мама»… Это было слово «пенополиуретан»!

Мы не считаем, что это хорошо или плохо. Мы считаем, что у детей всегда должна быть возможность творческого развития. А такая возможность появляется тогда, когда родители создают условия для того, чтобы ребенок развивался в творческом плане.

Этому, кстати, очень помогает наша программа «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни», где ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Пусть вас не пугает столь солидное название: методика ТРИЗ детям подходит ничуть не меньше, чем взрослым.

Полезна технология ТРИЗ и в речевом развитии детей, потому что в процессе выполнения различных заданий существенно пополняется словарный запас ребенка, а специфика заданий стимулирует устную речь. Подробнее о том, как развивать конкретные навыки ребенка, вы узнаете из нашего краткого бесплатного курса «Воспитание детей».

Про ТРИЗ для детей дошкольного возраста и младших школьников мы поговорим подробнее, а начнем с небольшого исторического экскурса.

Исторический экскурс

Автором теории решения изобретательских задач является российский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998). Возможно, вы пока не сталкивались с ТРИЗ, но вот книгу Генриха Альтова «Опаляющий разум» наверняка читали [Г. Альтов, 1968]. Если так, можно считать, что вы уже знакомы с идеями Генриха Альтшуллера, которыми он щедро делился и в художественной прозе, и в научных изысканиях. Уточним, что Генрих Альтов – это творческий псевдоним Генриха Альтшуллера.

Свои разработки он начал в послевоенные годы, и вскоре к нему присоединился еще один изобретатель и по совместительству писатель-фантаст Рафаэль Борисович Шапиро (1926-1993). Он известен поклонникам жанра фантастики как Рафаил Бахтамов, а его книга «Дорога на океан» любима несколькими поколениями российских читателей [Р. Бахматов, 1966].

Как видите, эти люди знают о творчестве все или почти все, и поэтому кому, как не писателям-фантастам, делиться опытом развития творческого воображения. Причем их творческий тандем поставил процесс на научную основу, выявив закономерности в технологии изобретения всего нового. Оказывается, все необходимое для творчества и изобретательства есть у каждого из нас, и нужно только уметь этим воспользоваться.

Первым необходимым шагом является изменение психологии, о чем авторы рассказали в своей статье «О психологии изобретательского творчества» [Г. Альтшуллер, Р. Шапиро, 1956]. Собственно теория ТРИЗ содержит несколько десятков уже готовых схем и подходов к решению изобретательских задач, которые можно адаптировать к конкретной ситуации.

Поскольку сегодня мы собираемся поговорить про ТРИЗ для детей 4 лет и старше, мы не будем углубляться в недра теории и то, как используют эту теорию в науке и технике. Желающие могут самостоятельно изучить регулярно переиздаваемую книгу «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» [Г. Альтшуллер, 2011]. Мы же сосредоточимся на прикладном аспекте ТРИЗ применительно к педагогике.

Зачем ТРИЗ детям?

Мы уже начали говорить о том, что ТРИЗ развивает творческое мышление и в целом полезен для улучшения когнитивных навыков. Как именно это происходит? Тут есть несколько ключевых моментов.

Зачем нужен ТРИЗ:

  • Развитие навыков системного подхода и мышления. ТРИЗ-технология для детей учит их видеть конкретный предмет во всех взаимосвязях с окружающим миром. Условно говоря, ребенок научится не просто смотреть на дерево, а еще и обращать внимание, где и как оно растет, задаваться вопросом, зачем это дерево нужно в живой природе и насколько оно полезно для человека.
  • Нацеленность на результат. Ребенок с самого раннего возраста привыкает, что если взялся за какое-то дело, нужен результат. Именно так строится работа с детьми по ТРИЗ-технологии, когда они в конце каждого занятия видят итог своих усилий: решенную задачу или головоломку, сочиненную всем коллективом сказку или придуманную новую игру. Да, дети уже в дошкольном возрасте учатся сочинять сказки и изобретать игры, так что если хотите вырастить маркетолога или разработчика – ТРИЗ в помощь!
  • Умение аккумулировать и адаптировать личный опыт к новым обстоятельствам. Все, чему они научились на одном занятии, они учатся применять на следующем. Фактически это имплицитное обучение рабочим схемам решения новых задач, которые могут появиться в любой момент. При этом речь идет не о простом воспроизведении полученного опыта, а его адаптации к новым условиям.

Как видим, ТРИЗ вырабатывает полезные для жизни навыки: видеть и воспринимать ситуацию в целом, работать на результат, творчески использовать имеющийся багаж знаний. Тут уже не будет такого, что «выучил и забыл», «собрались и поговорили, а толку никакого», «слышал звон, да не знаю, где он». Этих аргументов уже достаточно, чтобы доверить развитие ребенка ТРИЗ-методикам. А этих чудо-методик довольно много, и всегда можно выбрать то, что наилучшим образом подходит вашему ребенку в конкретном случае.

На каких принципах основывается ТРИЗ?

ТРИЗ принципиально отличается от традиционной педагогики тем, что дает детям гораздо больше самостоятельности. Если в традиционной педагогике главные методы «делай, как я» или «делай, как я сказал», в ТРИЗ главной задачей взрослых становится стимулирование проявлений любознательности ребенка.

Конечно, в исключительных случаях жесткие запреты и указания, что делать, а чего не делать, оправданы. Например, когда ребенок пытается засунуть гвоздь в электрическую розетку. Однако будет лучше, если обстановка, в которой находится ребенок, исключает подобные эксцессы и саму необходимость жестких запретов и безальтернативных указаний.

Гораздо дальновиднее создать в раннем детском возрасте условия, когда ребенок сможет проявлять любознательность без оглядки на возможные запреты и недовольство взрослых. Для самых маленьких, только начавших ползать и ходить, оптимальным решением будет сформировать замкнутое пространство, в котором не будет острых углов, царапающих предметов и тех же розеток.

К слову, именно так и советует поступать итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952), разработавшая авторскую систему работы с детьми. Эта система описана в книге «Дети – другие. Уникальная методика раннего развития» [М. Монтессори, 2014]. При этом такое воспитание с минимальным количеством ограничений и запретов вовсе не отменяет дисциплину. Как написала автор методики в другой своей книге, воспитанный по ее системе ребенок «ест все подряд и не кусается» [М. Монтессори, 2015].

А еще она считает, что детей обязательно следует приучать убирать за собой игрушки и ставить их на то место, откуда они их взяли. Это помимо дисциплины. Развивает наблюдательность и память, потому что детям необходимо запомнить, где стояла игрушка, чтобы поставить ее обратно. Заметим, что система Монтессори и принципы ТРИЗ в педагогике имеют много общего.

Основные принципы ТРИЗ в педагогике:

  • Свобода выбора.
  • Открытость.
  • Обратная связь.
  • Действие.
  • Результат.

Можно встретить и иные формулировки принципов ТРИЗ. Например, нацеленность на результат часто называют «принципом приоритета развивающей функции» [Т. Плунгян, 2020]. Суть от этого не меняется, и все практические методики ТРИЗ в полной мере соответствуют этим основополагающим принципам.

Какие существуют методики ТРИЗ?

Итак, какими же методами можно воплотить в жизнь основные принципы ТРИЗ? На самом деле, многие методы заимствованы из «взрослой» жизни и адаптированы для детей. Посмотрим, какими способами можно развить творческое воображение у детей в рамках ТРИЗ.

Мозговой штурм

Метод мозгового штурма является одним из наиболее часто применяемых в условиях реального бизнеса методов, когда нужно решить какую-то задачу, которую нельзя решить по готовому шаблону.

Суть метода в том, что участники мозгового штурма должны выдвигать как можно больше идей, даже самых, на первый взгляд, безумных, а критиковать чьи-либо идеи запрещено.

Затем, когда «копилка» идей будет полна, из всего многообразия отбираются наиболее жизнеспособные, которые затем обрабатываются и обретают свой алгоритм воплощения в жизнь.

Как правило, ТРИЗ-задачи для детей решаются именно методом мозгового штурма с участием всей группы в детском саду или всего класса в школе. Предварительно детям озвучивают правила (предлагать, не критиковать, помогать), а в качестве модератора выступает учитель или воспитатель.

Морфологический анализ

Суть метода в том, чтобы попытаться скомбинировать разные характеристики предмета при создании некоего нового объекта. Этот метод часто используется, когда детям предлагается изобрести новую игру.

Для наглядности рисуют две оси с предметами, и в местах «пересечения» предметов становится ясно, как этот предмет использовать новым способом. Например, вдоль оси «икс» рисуют разные игровые приспособления: мяч, мишень, баскетбольное кольцо, теннисную ракетку и прочие. Соответственно, вдоль оси «игрек» изображают части тела, которые могут быть задействованы в игре.

Тогда дети вполне могут придумать игру, в ходе которой нужно пинать ногой мяч и попадать им в мишень, или подбрасывать ракеткой теннисный мяч так, чтобы он пролетел через баскетбольное кольцо. Как вы понимаете, такие игры полезны не только для творческого воображения, но и для разностороннего физического развития.

Фокальные объекты

Данный метод в какой-то степени «обратный» от метода морфологического анализа. Тут нужно «соединить несоединимое» и получить нечто новое и необычное. Например, «скрестив» слона и бабочку, можно получить летающего слона, а при «скрещивании» птицы и барана можно получить птицу с рогами.

Так, метод фокальных объектов идеален, когда нужно выдумать несуществующих персонажей, допустим, для придуманной детьми сказки. В принципе, именно так и придумываются сказочные персонажи. Например, «Человек-амфибия» получил жабры от акулы, а «Русалка», по сути, является гибридом женщины и рыбы. Причем маленькие дети часто спрашивают, что получится, если сварить русалку: мясной бульон или уха?

Волшебная дорожка

Про сказки в ТРИЗ стоит сказать подробнее. В основу написания сказок по ТРИЗ положены выводы российского фольклориста и филолога Владимира Проппа (1895-1970). В своей книге «Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки» он подробным образом разбирает закономерности написания сказок [В. Пропп, 2020].

И дети осваивают типовую структуру сказки по схеме «волшебной дорожки»: некто отправляется в путь, что-то запрещает тем, кто остается, запрет нарушается, и далее следуют приключения, из которых с разной ступенью успешности будут выпутываться герои сказки.

Детей дошкольного возраста лучше ориентировать на Happy End и достижение результата. Так их психика будет здоровее. Да и сказки ТРИЗ для детей 6-7 лет и старше тоже лучше делать добрыми. Не зря говорят, что мы все могли бы быть чуточку счастливее, если бы не читали в школе про глухонемого мужчину, собственноручно утопившего единственное дорогое и близкое ему существо. Если кто не понял, это мы про рассказ Ивана Тургенева «Му-му» и его главного героя глухонемого Герасима [И. Тургенев, 1854].

Волшебный треугольник

Если по методу «Волшебной дорожки» сказку могут составить даже трехлетние дети, то методики ТРИЗ для детей 6 лет и старше уже посложнее. Это, в частности, «Волшебный треугольник», когда от детей требуется не просто показать некий «Путь Героя», а рассказать историю, где будет борьба добра со злом.

Причем ребят просят задуматься и над таким моментом как мотивация поступков героев придуманной ими сказки, которая ведет их к цели, а не просто дать описание действий и приключений.

Метод Джанни Родари

А еще можно сочинить сказку, имея на старте… всего два слова! Это убедительно доказал известный итальянский сказочник Джанни Родари (1920-1980), когда 1937-1938 учебном году преподавал итальянский язык в школе для детей немецких мигрантов.

Суть в следующем: два ученика с разных сторон доски писали по одному любому слову, но не подглядывая, что пишет товарищ. А потом всем классом сочиняли сказку, взяв за основу эти два слова. Что из этого получалось, можно узнать из книги «Грамматика фантазии» [Д. Родари, 2011].

Самые внимательные читатели заметили, что речь идет про 1937/38 учебный год, тогда как ТРИЗ появился лишь в послевоенные годы. Однако этот метод полностью соответствует принципам ТРИЗ и в нем есть что-то от мозгового штурма, когда все могут выдвигать свои предложения, как могут развиваться события с участием, к примеру, двух заданных предметов.

Собственно, таким способом можно придумать не только сказку, а практически что угодно. Не зря же стало расхожим выражение «расскажи в двух словах». Это мы поговорили об основных методиках ТРИЗ в работе с детьми. И заметим, что в рамках одного занятия может использоваться сразу несколько методик.

ТРИЗ – детям: обучение, игры, задания, упражнения

Как же применяются эти методики на практике? На самом деле для разностороннего развития ребенка нужны не только собственно все эти методики, но и разные ситуации их применения. Нужно учиться придумывать новое и пытаться понять то, что уже есть, нужно уметь находить общее у разных предметов и объединять то, что не имеет ничего общего.

Причем нужно научиться делать это и в сказках, и в играх, и в выполнении заданий на сообразительность. Сказки ТРИЗ – это отдельная тема, которой мы посвятим отдельную статью, а сегодня поговорим про игры и задания. В качестве заданий часто предлагаются ситуации, которые давно известны и понятны взрослым в их взрослом серьезном мире [БелБренд, 2021]. А для детей это своего рода игра: найти решения этой головоломки и понять, как же такое может быть. Итак, рассмотрим несколько интересных упражнений на сообразительность и творческий подход.

Задание 1: как вакцинировать диких зверей?

Большинство взрослых людей с развитым кругозором прекрасно знает, как борются с бешенством и другими опасными инфекциями у диких зверей. Нужный препарат для профилактики бешенства прячут внутрь пищевой приманки, а пищевые приманки разбрасывают в местах массового обитания диких зверей.

К слову, аналогичным образом можно регулировать популяцию птиц в больших городах, внедряя противозачаточные препараты в пищевую приманку. Так, в частности, поступают в Париже, чтобы избежать избыточного размножения голубей и загаженных ими мостовых [rbc, 2010].

Но, поскольку для начальной школы тема регулирования рождаемости немножко преждевременна, пример борьбы с бешенством является более подходящим. Детям обрисовывают проблему и предлагают подумать, как привить, например, лисиц, которые сами, естественно, на прививку не придут.

Заодно можно ненавязчиво поднять тему безопасности и объяснить, почему на улице не следует подходить к бродячим животным и уж тем более гладить их. И это будет более доходчиво, чем просто запрещать.

Задание 2: как поспать на час дольше и не проспать?

Не менее интересной задачкой для деток является разобраться, как так получилось, что мальчик проснулся по будильнику, потом поспал еще целый час и в результате пришел на свою утреннюю тренировку вовремя? Взрослые прекрасно знают, что раньше дважды в год ночью мы переводили часы: весной – вперед, осенью – назад.

Ночью, конечно же, ради этого никто не вставал, а делал это либо с вечера, либо на следующий день утром. Если же накануне стрелки часов не перевести, то утром будильник прозвенит по тому времени, на которое заведен, но это будет на час раньше нового «зимнего» времени.

Так детям можно рассказать про «летнее» и «зимнее» время, а заодно и про старые будильники, потому что в большинстве моделей смартфонов переход на «зимнее» и «летнее» время, как и многие другие операции, может осуществляться автоматически без участия хозяина смартфона.

Задание 3: как побороть воровство обуви на обувной фабрике?

Есть и специальные задания для будущих бизнесменов и «капитанов производства». Например, как сделать так, чтобы рабочие на фабрике по пошиву кроссовок не воровали кроссовки? Дети, да и взрослые, кто не в курсе, обычно начинают перебирать способы контроля, охраны и меры наказания.

Те, кто в курсе, знают, что ведущие бренды поступают иначе: кроссовки на правую ногу производят на одном предприятии, кроссовки на левую ногу – на другом. В частности, так решили проблему владельцы бренда Nike, и сейчас на их опыт ссылаются многие тренинговые центры мира, когда учат своих подопечных креативу [ЦТК, 2019].

Разумеется, не нужно ждать от детей, что они проявят такой же гигантизм мысли, как взрослые и уже состоявшиеся «акулы бизнеса». Но потренировать воображение, пытаясь решить эту задачу, вполне можно. Кстати, задания такого рода вы можете давать детям сами и развивать их по методике ТРИЗ, даже если вам не повезло попасть в «продвинутый» детский садик, где этим занимаются воспитатели.

Помимо заданий, можно практиковать ТРИЗ-игры для детей. Расскажем о некоторых из них.

Игра №1: «Маша-Растеряша»

В эту игру лучше играть с небольшим количеством участников (допустим, малокомплектная группа в садике или вы и двое ваших детей). В принципе, можно сыграть и вдвоем с ребенком, если он у вас всего один.

Суть игры в следующем: вы по очереди «теряете» какие-либо предметы, а второй участник должен вас «выручить» и придумать, как вы сможете обойтись без этого предмета.

Если участников несколько, остальные внимательно слушают диалог и в случае затруднений с поиском альтернативы предлагают свои варианты, как решить задачу, не имея нужного для этого предмета.

Начинают обычно с самого простого: как залезть на антресоль, если куда-то «запропастилась» лестница? Можно просто воспользоваться стулом или табуретом и достать до антресолей. Если антресоли высоко, можно пододвинуть еще и стол, тогда стул станет как бы «ступенькой» импровизированной лестницы.

Дальше задания усложняются. Например, как нарезать колбасу, если вы не можете найти нож? Потенциально это можно сделать линейкой, лобзиком, леской. Игра в «Машу-Растеряшу» помогает понять детям, что каждый предмет в случае необходимости может выполнять разные функции, а не только ту, для которой он предназначен.

Игра №2: «Теремок»

Эта игра уже для большой группы детей. Детский сад – идеальное место для такой игры. Детям раздают картинки с изображением различных предметов или же, при наличии, сами предметы. Например, мячик, скакалка, дудочка, карандаш, еще что-нибудь. В помещении или на улице выделяется место, которое можно условно считать теремком. На детской площадке это может быть почти настоящий теремок, если разместиться в беседке или маленьком деревянном домике.

Далее воспитатель назначает одного из детей «хозяином» теремка. Например, «дудочку». Суть игры в том, что все дети должны по очереди попроситься в гости в теремок, а «хозяин» будет пускать только тех, у кого с ним есть что-то общее.

Например, «карандаш» может сказать, что он тоже длинный и твердый, как дудочка. «Мячик» может заметить, что он круглый, а у дудочки есть круглые отверстия. «Скакалке» будет тяжелее, но можно придумать, что скакалка может также причудливо извиваться в воздухе, как причудливо льются звуки музыки. Или просто сказать, что из дудки, если ее распилить, получатся отличные ручки для скакалки.

Если у кого-то возникнут затруднения с поиском аналогий, остальные вполне могут помочь товарищу. Чтобы всем было интереснее и веселее, «хозяева» теремка могут меняться, пока не исчерпаются все варианты сходства предметов. Если детям игра понравится, в следующий раз можно взять новые предметы и сыграть в «Теремок» снова.

Игра №3: «Веселая загадка»

Все взрослые знают, что ребенка запросто можно развлечь, загадывая ему загадки. Однако не все знают, что ничуть не менее интересно… придумывать загадки самим! Для этого можно взять любой предмет, который сразу автоматически становится отгадкой, и подумать, на что еще он похож и как его можно «загадать».

Рекомендуется, как обычно, начать с чего-нибудь простого. Например, попробовать «загадать» иголку. Как вариант, можно сказать что «она острая, но не стрела, скользкая, но не рыбка, блестящая, но не елочная игрушка». Если никто не угадал или называет какие угодно предметы, но не иголку, а, допустим, ножик или шило, это повод для мозгового штурма и поиска иных эксклюзивных характеристик иголки. И, конечно, для новых загадок, где отгадками станут ранее названные другие предметы.

Больше вариантов ТРИЗ-игр для детей вы найдете в статье «6 игр для нестандартного мышления» [kanal-o, 2019]. Еще несколько интересных идей, чем занять детей с пользой для их развития, можно найти в специальной подборке «ТРИЗ-игры для детей» [З. Лавровская, 2018]. А теперь подытожим, какую же пользу приносят занятия по методикам ТРИЗ для детей.

Преимущества ТРИЗ для детей:

  • Развитие навыков системного подхода и мышления.
  • Развитие творческого и аналитического мышления.
  • Развитие фантазии и воображения.
  • Стимулирование интереса к новым знаниям.
  • Развитие устной речи.
  • Умение формулировать собственные мысли.
  • Расширение словарного запаса.
  • Нацеленность на результат.
  • Умение аккумулировать и адаптировать личный опыт к новым обстоятельствам.
  • Умение применять полученные знания на практике.
  • Умение работать в команде.

Итак, теперь вы знаете, как организовать занятия ТРИЗ для детей, какие методики использовать, какие задания давать и в какие игры играть с детьми так, чтобы это было интересно и полезно для них. Больше полезных сведений вы получите на нашей программе «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни» и на нашем бесплатном курсе «Воспитание детей».

А еще мы советуем почитать про ТРИЗ детям книги. Например, «Занятия по ТРИЗ в детском саду», которая будет полезна педагогам дошкольного образования и родителям малышей [С. Гин, 2010]. Тем, кто работает со школьниками, да и самим школьникам будет полезна книга «Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов» [Г. Иванов, 2014]. Забегая вперед, скажем, что Денис – это главный герой книги, он учится в 5 классе и готов поделиться опытом, как решать разные проблемы, которыми полна жизнь современного школьника.

Мы желаем вам как можно больше приятных минут, проведенных вместе с семьей и детьми, и по традиции просим ответить на вопрос по теме статьи:

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста

по теме: « О Тургеневе детям…»

ОО: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие

Программное содержание:

  • Продолжить знакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством И.С. Тургенева;
  •  Развивать мышление, воображение, тренировать память;
  • Способствовать развитию творческих способностей;
  • Воспитывать чувства патриотизма и любовь к Орловскому краю;
  • Способствовать пополнению и расширению словарного запаса;

Материалы и оборудование:

Портрет писателя, мультимедийное оборудование, фотографии мест имения писателя, ½ альбомного листа, цветные карандаши, произведение писателя и обложка к книге, звуки колоколов, природы и животных, классическая музыка

Ход занятия:

I часть  Воспитатель заходит вместе с детьми, предлагает посмотреть на портрет писателя:

— Дети как вы думаете, кто изображен на этом портрете? (варианты детей)

— А кем был И.С. Тургенев? (писателем)

— А что писал Иван Сергеевич? (рассказы, сказки). Правильно дети, а так-же он занимался переводами разных произведений зарубежных писателей. Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 г. в дворянской семье в городе Орле.  А так как он родился на орловской земле, то для нас с вами он кто? (земляк) Так вот, когда маленькому Тургеневу исполнилось 3 года, его семья переехала жить в Спасское – Лутовиново. Здесь и прошло детство великого писателя. А сейчас я предлагаю вам пройтись по местам где вырос этот замечательный писатель.

Мольберт №1-изображение Спасской церкви. (звук — колокольный звон)

Посмотрите здесь на входе расположена церковь, как вы думаете для чего она тут нужна? Правильно, на праздники тут идет служба для жителей деревни.

Мольберт №2- изображение усадьбы.(звуки природы-пение птиц)

Пройдемся дальше, что мы видим? Правильно, тут мы с вами видим двухэтажный красивый дом, который  окружен тенистым парком, садами, лужайками, покрытыми цветами и сочной зеленой травой. Любимым местом маленького Тургенева была библиотека, где он проводил целые дни и много читал. Мальчик был очень любознательным. Игрушки его не интересовали, он любил гулять в парке, где у него были любимые места.

Мольберт №3 –изображение конюшни.(звук ржание лошадей)

Дальше мы что мы видим? (конюшни). Чем занимался писатель на конюшнях? Иван Сергеевич очень любил русскую природу и животных, у него была конюшня, где он ухаживал за лошадьми, она существует и по сей день. Вы можете проехаться по всему имению  

Мольберт №4 –изображение пруда (звуки природы и пение птиц и журчание воды)

Что мы видим на этой фотографии? (пруд) А чем занимался тут писатель?(ответы детей). Правильно, он любил порыбачить и насладиться пением птиц и красотой природы.

Презентация Бежин луг

А теперь давайте пройдемся  по окрестностям имения. Тут можно увидеть деревню Тургенево, где находится памятник писателю, деревню основал еще дедушка писателя, а вот и знаменитый Бежин луг, откуда берут свое начало рассказы писателя. С ружьем и собакой прошагал молодой Тургенев по окрестностям родной земли, нередко ночуя то в крестьянских избах, то в тесных сторожках лесников, то в укрытых травою и листопадом шалашах, на сеновалах, в сараях или просто на тёплой земле у потухающего костра. Что послужило началом для творческого пути писателя. Много человеческих судеб и трагедий увидел молодой Тургенев. И все это откладывалось в его памяти и сердце, а через многие годы вновь ожило в его произведениях. Недаром он и сам говорит: «Моя биография в моих произведениях»

Давайте ненадолго остановимся и полюбуемся здешней природой

II часть. Физ.минутка «На лугу»

 На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

III часть. Ну вот мы и прогулялись с вами по красивым тургеневским местам, а сейчас я предлагаю вам пройти в кабинет писателя, где он писал свои произведения. Что вы видите в кабинете? (ответы детей) А как вы думаете какие книги кажутся самыми интересными? (с картинками) Такие картинки называют иллюстрации, повторите дети… . Я предлагаю вам иллюстрировать одну его интересную сказку «Капля жизни». У меня есть обложка и сама сказка, нам необходимы иллюстрации. Но сначала мы вспомним, о чем эта сказка? (краткий пересказ детей). Что мы можем изобразить на наших иллюстрациях? (ответы детей). Воспитатель помогает детям придумать сюжеты, если они затрудняются. Правильно, а теперь приступим к выполнению работы. (звучит негромкая и приятная музыка)

IV часть. Воспитатель хвалит детей и предлагает собрать книгу. Затем воспитатель проводит Д/И «По Тургеневским местам…», дети поочереди кидают мяч и перечисляют места где они побывали на занятии.

Затем спрашивает у детей что нового и интересного они узнали на занятии?( ответы детей). Воспитатель предлагает детям вместе с родителями посетить природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское — Лутовиново».

В современных реалиях человек получает большой объём информации. Это связано с быстро меняющимися условиями нашей жизни. На этапе дошкольного детства ребёнок воспринимает много сведений, которые необходимо усвоить и в дальнейшем воспроизвести.

Одной из важнейших областей развития ребёнка на данном этапе является формирование речи. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что у них связная речь недостаточно развита. Высказывания дошкольников отличаются отсутствием чёткости, последовательности изложения мысли, отрывочностью, недостаточностью причинно-следственных связей. Детям сложно справиться со всеми видами творческого изложения и самостоятельным рассказыванием по памяти. Для развития речи и памяти ребенка важно создавать условия в целях тренировки ассоциативного мышления и наблюдательности.

Как известно в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Дети лучше запоминают предметы, события, факты и явления, которые близки их жизненному опыту. В настоящее время для развития речи детей дошкольного возраста часто используют такое направление, как мнемотехника.

Мнемотехника в переводе с греческого — «искусство запоминания», это система различных методов и приёмов, облегчающих усвоение информации и увеличивающих объём памяти, путём дополнительных ассоциаций. Таким образом, этот метод основан на визуальном восприятии информации, дающим возможность в последующем воспроизвести её с помощью изображений. Способность к замещению является основной особенностью человеческого ума. Для развития у дошкольника связной речи, богатого воображения, способности к замещению его необходимо научить понимать графическую аналогию.

Графическая аналогия представляет собой умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, отражая им общие признаки предмета и соответственно замещая данные предметы. Приёмы мнемотехники основаны на использовании графических аналогий, построенных на принципе «от простого к сложному».

На разных возрастных этапах дошкольного детства педагог для развития связной речи и памяти использует свои мнемотехнические приёмы. Для начала младшие дошкольники изучают мнемоквадраты, которые представляют собой отдельные картинки с понятными изображениями с закодированной информацией. Мнемоквадраты отображают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Для детей среднего возраста педагог усложняет занятия по развитию речи с помощью приёмов мнемотехники, демонстрируя им мнемодорожки. Мнемодорожка состоит из последовательности четырех или более мнемоквадратов (картинок), расположенных друг за другом, благодаря которым у ребёнка появляется возможность составить небольшой рассказ в два, три предложения. Мнемодорожка несёт в себе небольшую по количеству обучающую информацию, что очень важно на начальных этапах обучения воспитанников связной речи. В работе с детьми старшего и подготовительного к школе возраста особое место занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы. Мнемотаблица представляет собой схему, в которой заложена нужная информация. Это сложная структура, которая применяется в мнемотехнике, состоит из изображений основных звеньев, в том числе схематических, по которым можно запомнить и в дальнейшем воспроизвести рассказ или стихотворение. Первоначально данные таблицы составляются самим педагогом, также к работе можно привлечь родителей воспитанников. Далее к этому процессу можно будет подключить и самих дошкольников. В следствии, использование приёмов мнемотехники повлияет не только на развитие связной речи, памяти, но и на фантазию, визуализацию образов детьми дошкольного возраста.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Важно отметить, что для детей младшего и среднего дошкольного возраста мнемоквадраты и мнемодорожки следует представлять цветными и менее схематичными, так как на данных этапах развития в памяти воспитанников активнее запоминаются отдельные образы. С детьми старшего возраста может осуществляться обучение с помощью схематичных чёрно-белых изображений. В таблице можно изобразить то, что является главным. Но изобразить нужно так, чтобы изображения в мнемодорожках и мнемотаблицах были понятны детям.

Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что использование приемов мнемотехники на разных возрастных этапах развивает связную речь, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти у детей путём образования дополнительных ассоциаций. В процессе таких регулярных занятий ребёнок научится выделять основную идею, смысл эпизода. Мнемотехника обеспечивает успешное освоение детьми знаний об явлениях природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение нужной информации, а главное — развитие связной речи. Перечисленные приёмы мнемотехники достаточно просты и доступны для практической работы с детьми, посещающими дошкольные образовательные учреждения общеразвивающего, так и компенсирующего видов.

Список литературы

  1. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] / Т.В.Большева // Учебно-методическое пособие. — СПб: Детство-Пресс, 2017. — 96 с.
  2. Одинцева, А.В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста [Текст] / А.В.Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2017 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2017. — С. 52-53.
  3. Федотова, Т.Н. Развитие речи через использование приёмов мнемотехники [Текст] / Т.Н.Федотова // Педагогическая наука и практика. — 2020. — № 4. — С. 86-88.

  • Рассказ о городе зеленодольск
  • Рассказ о герое садко
  • Рассказ о глобальной проблеме по обществознанию
  • Рассказ о ведьме король и шут текст
  • Рассказ о внешней политике наполеона 3 и дать оценку кратко