Рассказ о годах пушкина в лицее

Александр сергеевич пушкин был известным русским писателем, поэтом и драматургом. несмотря на то, что жизненный и творческий путь пушкина оказался

Александр Сергеевич Пушкин был известным русским писателем, поэтом и драматургом. Несмотря на то, что жизненный и творческий путь Пушкина оказался довольно коротким, он успел создать очень много талантливых и уникальных произведений, которые не теряют своей актуальности и по сей день. Рассмотрим поподробнее биографию А.С. Пушкина, чтобы лучше узнать «солнце русской поэзии». 

Ранние годы 

Александр Сергеевич Пушкин появился на свет в столице в 1799 году. Будущий писатель происходил из  дворянского рода. Известно, что воспитанник и слуга императора Петра 1 Абрам Ганнибал был прадедом Пушкина по материнской линии. По национальности он был африканцем. От него Пушкин унаследовал легендарные черные кудри.

У Александра была сестра, которую звали Ольга, а также брат по имени Лев. В детстве будущий поэт очень любил проводить время в подмосковном селе Захарове. Именно там жила его бабушка. Она назначила своему внуку няню, которую звали Арина Яковлева. Её очень полюбил будущий писатель. Ей он посвятил не одно стихотворение.

Семья была родовитой, но по меркам знати небогатой. Однако нашего героя все равно ожидали элитный лицей и готовый чин.

Образование и начало карьеры 

1811 год ознаменовал учёбу Александра Сергеевича в Царскосельском лицее. Уже в 1814 году происходит печать первых стихов Пушкина. Так, в это время было опубликовано его знаменитое стихотворение «К другу-стихотворцу» в известном журнале «Вестник Европы». Именно в этот период писатель стал частью общества «Арзамас». 

Молодой человек обожал творчество Вольтера и Эвариста Парни. На произведения Пушкина существенно повлияли  такие известные писатели,  как Фонвизин, Батюшков, Жуковский и Радищев. На экзамене он удостоился больших похвал Гавриила Державина — известнейшего придворного поэта того времени. Подробнее о лицейских годах и успеваемости гуманитария Литрекон написал здесь.

В 1817 году Александр Сергеевич заканчивает учёбу в Лицее. Поэта направляют в Коллегию иностранных дел. Свои годы учёбы Пушкин запомнил на всю жизнь. Это были самые прекрасные воспоминания у поэта, ведь в лицее он подружился с прекрасными людьми. Им он посвящал многие стихотворения.

Творчество  

Александр Сергеевич становится членом сообщества, которое носило название «Зелёная лампа», в 1819 году.  Кроме того, в это время Пушкин начинает активную работу над созданием своей знаменитой поэмы «Руслан и Людмила«. В 1820 году данное произведение вышло в свет. Оно стало победой Пушкина на соревновании с В. Жуковским. Тогда знаменитый творец сказал о юном даровании: «Ученик превзошел своего учителя».

В следующем году Александр Сергеевич работает над произведением «Кавказский пленник». Эта поэма принесла небывалую славу и признание поэту. В 1823 году Александр Сергеевич приступает к работе над созданием грандиозного романа в стихах «Евгений Онегин«. На написание этого произведения у писателя ушло целых девять лет. Грандиозный роман вышел  в свет в 1832 году. Он не теряет своей популярности и в современном обществе. Именно в это время у Пушкина возникает замысел создания романа, повествующего о периоде пугачевщины. Чтобы воплотить в реальность свою мечту, Александр Сергеевич начинает изучать необходимые материалы, а также путешествовать по местам, где непосредственно проходило знаменитое восстание. Когда писатель собрал необходимую информацию, он приступил к написанию «Истории Пугачева», а также «Песни западных славян». Кроме того, в 1833 году Пушкин работает над поэмами «Медный всадник» и «Анджело». В этот период писатель создаёт свое грандиозное произведение «Пиковая дама» и приступает к работе над романом «Дубровский«. 

Но не все так радужно, как может показаться. У поэта был очень сложный характер. Он постоянно ссорился с представителями знати и власти. Колкие эпиграммы и резонансные литературные работы, которые нарушали все мыслимые границы, подпортили репутацию Пушкина. По служебной лестнице он так и не поднялся.

Ссылки 

Не секрет, что лирические произведения Пушкина, написанные в период с 1817 по 1820 годы, вызвали негодование русского правителя Александра 1. Среди них можно отметить такие известные произведения, как «Деревня«, «К Чаадаеву«, «Вольность«. Поэта запросто могли сослать в Сибирь. Однако благодаря усилиям Крылова, Карамзина и Жуковского Александр Сергеевич смог избежать северной ссылки. Но не южной.

Известно, что весной 1820 года писателя выслали на юг страны под видом служебного перемещения. Как известно, отбывая южную ссылку, Александр Сергеевич с удовольствием изучал творчество Байрона. И планировал побег по морю из России. Да-да, есть такое мнение у знатоков его биографии. Этому намерению он посвятил стихотворение «К морю».

Однажды знаменитый поэт с иронией высказался о религии в одном из своих писем. Такое письмо оказалось в руках Александра 1. Это привело к тому, что писателя уволили со службы и отправили во вторую ссылку. Её Александр Сергеевич отбывал в своем селе Михайловское с 1824 по 1826 год. 

Личная жизнь 

Известно, что Пушкин был очень любвеобильным человеком, его скандальные похождения — тема многих статей. При этом поэт неодобрительно отзывался о многих женщинах и с иронией замечал, что им даже характер ни к чему. Достаточно тонких ножек и красивых лиц. Например, выдержки из его писем об Анне Керн («Я помню чудное мгновенье» — это о ней), Вы можете почитать здесь — удивитесь.

Сватовство поэта к Наталье Гончаровой происходит в 1830 году, а спустя год они решили обвенчаться в столице. Родители Натальи несколько раз отказывали поэту, потому что, по их мнению, это был мезальянс. Наталья, в отличие от жениха, сделала карьеру при дворе — стала фрейлиной. Ею увлекались и любовались даже королевские особы. У девушки было большое будущее. Но она поддалась чарам поэта. Ей льстило внимание такого известного литератора. Да и Пушкин выполнил формальные требования взыскательной родни: наладил свои финансовые дела и даже получил повышение.

Весной 1831 года Наталья и Александр отправляются в Царское Село. Там молодые снимают дачу. Известно, что к 1836 году у супругов было уже четверо детей. Брак был счастливым, но вовсе не положил конец другим увлечениям Пушкина.

Конец творческого пути  

В 1834 году писатель завершил работу над созданием повести «Пиковая дама«. Несмотря на то,  что за это произведение Пушкин получает довольно высокий гонорар, у него все равно не получается решить материальные проблемы. Кстати, Пушкин был едва ли первым человеком, кому журналы платили за публикации. Поскольку литературой занимались тогда только дворяне, никому и в голову не приходило платить деньги за хобби. Но Пушкин стал владельцем и редактором «Современника» — либерального журнала, который постоянно балансировал на грани закрытия. Однако он не приобрёл особой популярности и признания у аудитории. Именно в этом журнале впервые был опубликован роман «Капитанская дочка«. 

Спустя год возникает конфликт между Пушкиным и Дантесом, который приводит к дуэли. Причиной поединка были не ухаживания Дантеса за женой Пушкина и не анонимное письмо о связи Натальи с императором Николаем I, а сквернословие и задиристость самого поэта. Он высмеял нетрадиционную ориентацию Дантеса, которого продвигал по службе его патрон (нидерландский барон Луи Геккерн) и не совсем бескорыстно (об их отношениях много говорили в то время). Пушкин послал от себя письмо Геккерну, где назвал того «старухой-сводней». Офицер не простил такого юмора. В результате противник Пушкина смертельно ранил поэта в живот. От потери крови и заражения Пушкин умирал медленно и тяжело. 29 января 1817 года выдающегося писателя не стало. А Дантеса, получившего легкое ранение, выслали из России, за него заступился посол.

Но почему Пушкин вообще так ненавидел Дантеса? У него не было особенных предрассудков по поводу его ориентации. Просто Дантес прикрывал ее пылкими ухаживаниями за женой поэта. Близкие знали об этом, но для посторонних это выглядело как неприкрытое оскорбление. Пушкин ревновал, хотя в добродетели жены не сомневался. Но масла в огонь подлило это письмо о связи Натальи и Николая Первого. До сих пор не понятно, кто его написал. Но Пушкин подумал на Дантеса и ответил симметрично.

Смерть

Похороны поэта прошли очень скромно. К этому приложил руку сам царь. В советское время считалось естественным, что он ненавидел Пушкина за его связь с декабристами и выступления против крепостного права. Однако мотивы императоры были более прагматическими. Он понимал, что после 1812 года отношение к французам очень пристрастное, а тут один из них убивает народного любимца! Царь опасался волнений и самосуда, дипломатического скандала. Ему пришлось принять меры.

Все равно после смерти поэта, еще и от руки француза, служащего в России, император боялся народных беспокойств, поэтому несколько раз приказывал переносить тело поэта из одного храма в другой. Студентам в день отпевания запретили покидать лекции под угрозой исключения, а после панихиды гроб с телом поэта тайно вывезли за пределы города.

Таким образом, жизненный путь Александра Пушкина оказался очень непростым. Ему пришлось пережить немало трудностей и испытаний. Однако, несмотря на то, что жизнь поэта была короткой, она наполнена различными событиями. Смело можно сказать, что Пушкин внёс огромный вклад в развитие отечественной литературы. 

Автор: Виктория Комарова

Литературно-музыкальная композиция

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

                       Подготовили учителя
русского языка и литературы       Архипенко Р.А

                                                                                                                      
Хвостова Е.В.

Цель: познакомить обучающихся с образом поэта-товарища;

показать, как
дружба согревала Пушкина, приносила ему ни с чем не сравнимую радость,
вдохновляла на создание прекрасных стихов, посвящённых дружбе, способствовать
приобретению опыта разнообразной деятельности; развивать готовность к сотрудничеству;
способности к творческой деятельности; воспитание толерантности.

Оборудование:

— выставка книг,
посвящённая жизнедеятельности поэта;
— компьютер;
— презентация на тему: «Пушкин и его лицейские друзья»

-сообщения,
работы обучающихся.

                                                    
Ход мероприятия:


1.Вступительное слово учителя: Ребята! Наша сегодняшняя встреча
посвящена особой дате -19 октября 1811 года. Сколько лет прошло с этих пор?  Кто
может ответить, что это за дата? (Ответы детей обобщаются)

Почему это важно
для нас сегодня?

19 октября –
дата, которую писатель запомнил до конца своей жизни. Эта дата связана с
особыми воспоминаниями о лицее и о тех людях, с которыми он сблизился там.  Именно
19 октября 1811 года в Царском
Селе
 открылся лицей для
дворянских детей
.  Было
это ровно 210 лет назад!
Ныне
на этом месте находится
музей-заповедник в
городе 
Пушкине (Санкт-Петербург)

(слайды №1,2)

1-й ведущий.
«Пушкин – это наше всё», — сказал Достоевский.
Солнцем русской поэзии назвал его Гоголь. Сам поэт свою заслугу видел в том,
что лирой пробуждал у читателей «чувства добрые», под которыми он понимал
милосердие, любовь к Отечеству и близким людям.

2-й ведущий. Всей жизнью и творчеством Пушкин утверждал и такое благородное чувство,
как дружба. Дружбу он называл «отрадной звездой». Для Пушкина не было чувства
сильнее и благороднее, чем дружба, не было связи прочнее товарищества. Дружбе,
«светлому братству» он посвятил едва ли не самые волнующие строки. Дружба для
Пушкина – «отрадная звезда», «святое братство» единомышленников, для которых
любовь к товарищам была неотделима от любви к Отечеству.

1-й ведущий Пушкин был человеком большой души, искренним, самозабвенным, честным.
Подружившись однажды с человеком и полюбив его, он оставался верным ему до
конца дней. Короткая, неспокойная, но прекрасная жизнь великого поэта прошла
среди друзей. И когда их не было рядом, Пушкин тосковал. (слайды 3-5)

2-й ведущий 19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга тридцать мальчиков
сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты,
министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.

Пушкинский
выпуск. Пушкинский Лицей. Вот о чём наш сегодняшний рассказ.

(слайды 5-7)

2.Сообщения
детей

Ученик № 1: Лицейские годы Пушкина стали началом его творческого пути. Именно
здесь писатель заслужил уважение «первого русского поэта» Г. Р. Державина, а
также похвалу других известных в те времена поэтов и писателей. Годы обучения в
лицее, в котором А. С. Пушкин обрел настоящих друзей, навсегда запомнились
писателю. В 1810 году недалеко от Санкт-Петербурга основывается новое учебное
заведение для дворянских детей – Императорский Царскосельский лицей, в 1811
году он уже принимал своих первых учеников. Данное учреждение и учеба А. С.
Пушкина в нем занимает особое место в биографии знаменитого русского писателя и
поэта.

(слайд 8)

Ученик № 2: А. С. Пушкин в лицее оказывается благодаря своему дяде Василию Львовичу
Пушкину, известному в те времена писателю. Двенадцатилетнему мальчику удалось
продемонстрировать на вступительных испытаниях свои блестящие знания. Рассказ о
годах учебы невозможен без упоминания той дружеской атмосферы, которая царила в
лицее. У А. С. Пушкина были хорошие отношения как с воспитанниками лицея, так и
с лицейскими преподавателями, которые отмечали природный ум писателя.

Ученик № 3: Будущему писателю удалось найти в лицее настоящих друзей, о которых он
будет всю жизнь вспоминать с теплотой. Именно в Царскосельском лицее поэт
познакомился и подружился с И. И. Пущиным, А. А, Дельвигом, В. К. Кюхельбекером,
И. В. Малиновским. С Пушкиным их объединяло не только то, что они находились в
одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и
то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми
сокровенными мыслями. Годы, проведенные А. С. Пушкиным в лицее, навсегда стали
ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве
великого поэта и писателя. (Слайд9)

Ученик № 4:
Период обучения в лицее занимал 6 лет: с 1811 по 1817 годы. За это время
происходило становление А. С. Пушкина как личности и как поэта. Его ранние
стихи появились именно благодаря дружбе, которая вдохновляла поэта. Всю свою
жизнь А.С. Пушкин мысленно возвращался к тем счастливым дням детства.

Воображал сей день счастливый,
Когда средь вас возник Лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я.

(Слайд10)

3. Творческая работа обучающихся.

Ребята, как вы
считаете, какими качествами должны обладать люди, умеющие дружить?

Кого мы можем
назвать настоящим другом?

За что мы любим и
ценим друзей?

 Есть ли у вас
настоящие друзья?

А можете ли вы
назвать себя человеком, умеющим дружить?

                                  Творческая
работа. Создание Дерева Дружбы. 

(На листочках дети пишут качества, необходимые
друзьям (для настоящей дружбы), ответы зачитываются, обсуждаются и прикрепляются
на изображенное на ватмане «Дерево Дружбы»).

       Подведение итогов.

Что символизирует
наше дерево?

       Чьи слова вам понравились больше всего?
Почему?

4.
Выразительное чтение стихов (сопровождается классической музыкой)

Слово учителя:
Дорогие ребята, всем большое спасибо за работу и внимание, в завершение нашего
мероприятия мы еще раз проникнемся волшебной атмосферой Лицея. Будем надеяться,
что в ваших сердцах и умах поселились мысли о верной дружбе и настоящем
товариществе.

Ученик № 1

Пушкин А. С. — И. И. Пущину

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Ученик № 2

Отрывок из стихотворения «19 октября»

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас пи бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам

Царское Село…

Ученик 3

19 октября 1827

Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы,

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море

И в мрачных пропастях земли!

1827 г.

5. Рефлексия

Учитель: Ребята, давайте
вспомним, как мы готовились к сегодняшнему мероприятию?

Кто какой работой занимался? (готовили
сообщения, учили стихи, рисовали плакат и т.д.)

На нашей встрече мы выполняли различные виды
работы. Какие?

Всё ли получилось у нас?

Кто считает, что справился с работой отлично?

Кто не очень доволен результатом?

О чём мы говорили сегодня?

Почему это важно для нас сегодня?

Можем ли мы сказать, что цели, поставленные в
начале нашего мероприятия, выполнены?

Приём «Рефлексивный экран» используется для подведения итогов встречи,

обсуждения того, что узнали, и того, как работали
– т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока
целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и
полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением,
выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал(а)…

Мне было интересно…

Я задумался над тем, что…

Смог бы я…

Мне было трудно…

Я научился…

Я смогу…

Я попробую…

В следующий раз я обязательно…

image001

image002image003image004

Когда мы слышим имя А.С. Пушкина, одной из ассоциаций, возникающих при этом, является Царскосельский Лицей. Это неудивительно, потому что с этим учебным заведением связаны юношеские годы поэта, а друзья-лицеисты оказали влияние на дальнейшую жизнь. Пушкин лицеист — сочинение, в первую очередь о дружбе, которая зарождается в школьные годы.

Пушкин – лицеист, сочинение на тему

Царскосельский Лицей – уникален по нескольким причинам. Во-первых, он создавался для обучения царских детей, чтобы будущий император Николай I и его брат Константин общались со своими сверстниками. Во-вторых, первый набор и выпуск лицеистов — это сплошь одарённые в чём-то юноши: поэты, путешественники, учёные, дипломаты. В-третьих, выпускником Лицея был Александр Пушкин.

Сыновья императора не стали одноклассниками обычных дворянских детей. Но подбор юношей для первого набора дал свои плоды, все они в чём-то прославили Россию. Без сомнения, самым известным выпускником Лицея является А.С. Пушкин.

Пушкин лицеист сочинение

Пушкин в лицее

В семье небогатых московских дворян Пушкиных сын Александр был старшим из трёх детей. Когда пришло время дать достойное образование сыну, родители были в растерянности, потому что средств на обучение не было. Брат отца Василий Пушкин помог устроить племянника в только что открывшийся Лицей около Петербурга. Это было удачей для семьи Пушкиных, потому что не нужно было платить за обучение, лицеистам давали форму и жили они на территории Царского Села.

Всех лицеистов проведывали родители, а на каникулы они уезжали домой. К Александру приходил только несколько раз дядя. Родители жили в Москве и не приезжали в Петербург. К тому же у Александра были натянутые отношения с матерью. Всё это повлияло на то, что лицейские друзья стали очень близки Пушкину. Ближе родственников.

Пушкин лицеист сочинение в 6 классе в первую очередь о значении друзей в школьные годы. Ведь сейчас мне столько же лет, сколько было Александру Пушкину, когда он поступил в Лицей. Учился он не очень старательно. Не любил математику и другие точные науки. Зато ему не было равных на уроках словесности. А его стихотворение на выпускном экзамене оценил сам В. Жуковский.

Среди лицеистов были другие поэты: А. Дельвиг, И. Пущин, но они сами соглашались, что Пушкин лицеист намного талантливее всех. Дружба с лицеистами для Пушкина осталась самым дорогим чувством на всю жизнь. Он всегда стремился встретиться с ними, поддержать в трудную минуту, помочь. Сам с радостью принимал поддержку друзей. Например, когда Пущин приехал навестить его в ссылке.

Пушкин лицеист – это человек, для которого дружба стоит на первом месте. Он доказал, что друзья со школьных лет могут остаться друзьями на всю жизнь.

Примеры сочинений Лирика Пушкина

Пушкин лицеист сочинение 6 класс

Александр Пушкин стал учеником Царскосельского Лицея в 12 лет. Проучился 6 лет и в 17, после окончания, поступил на работу в Министерство Иностранных дел. Годы обучения оставили след не только в судьбе поэта, но и наложили отпечаток на его характер. Подростком он был замкнутым, неразговорчивым. Часто убегал от одноклассников и сидел в одиночестве, писал стихи. Но когда он подружился с другими лицеистами, эта дружба сохранилась на всю жизнь.

Пушкин в лицее приобрёл настоящих друзей. Таких, кто стал ему практически семьёй. Его близкие друзья: Пущин, Дельвиг, Кюхельбеккер, — были с ним рядом и после окончания лицея. Друзья старались встречаться, хотя жили в разных городах, но они всегда переписывались, узнавали о делах друг друга и помогали.

Когда первые лицеисты закончили обучение, они договорились, что каждый год в день открытия лицея 19 октября будут собираться. Эта традиция соблюдалась, но ни разу не удалось собраться всем вместе. Пушкин каждый год к этой дате писал стихотворение, где рассказывал о судьбах своих одноклассников.

Пушкин лицеист — сочинение в 6 классе краткое, это рассказ о Пушкине не как о поэте, а как о верном друге, который всегда был готов прийти на помощь.

Примеры сочинений Памятник Пушкину

Пушкин лицеист краткое сочинение

Если бы меня попросили рассказать о Пушкине лицеисте в сочинении из 5 предложений, я охарактеризовал бы его как личность. Великий поэт. Верный друг. Заботливый внук. Хороший семьянин. Патриот.

В том, что имя Пушкина до сих пор является синонимом гениальной поэзии, нет сомнений. Его произведения до сих пор популярны, потому что понятны и близки простым людям. Чувства, описанные в его произведениях, переживал каждый. Язык, которым пользуется поэт, понятен любым сословиям. В этом секрет долгой популярности произведений.

Дружба, зародившаяся в Лицее, стала для Пушкина неким святым символом, который поддерживал его в трудные минуты. В сложных ситуациях на протяжении всей жизни помощь оказывали именно лицейские друзья. А качества характера, приобретённые в годы учёбы в Лицее, позволили достойно прожить жизнь.

Заботливый внук – фактическая неточность. Все знают отношение поэта к няне Арине Родионовне. Его любовь и забота отражается в поэтических строках, посвящённых простой крепостной женщине. Она была не просто няней, а именно бабушкой для поэта как в младенчестве, так и во взрослой жизни.

Несмотря на то, что поэт рано погиб, у него осталась семья: жена и четверо детей. Пушкин очень любил Наталью Гончарову и своих детей. Забота о благополучии семьи всегда была у него на первом месте.

Нет сомнений, что Пушкин всегда оставался истинным патриотом. Отношение к России прослеживается и в его стихах, и в исторических повестях. Он сам является олицетворением России и её славой.

На чтение 14 мин. Опубликовано

Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика в учебное заведение. К тому времени он получил хорошее домашнее образование: Александр разбирался во французской литературе, знал поэтические работы М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, был в курсе литературных новинок, владел иностранными языками. Его лицейский товарищ, Иван Пущин впоследствии признавал, что Пушкин «нас опередил, знал то, о чём мы и не слыхали».

В 1811 году открывалось новое учебное заведение, именно для дворян – Лицей в Царском Селе. Туда повёз Пушкина дядя его, довольно известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В октябре того года дядя и отдал племянника на житьё-бытьё и в науку в Царскосельский Лицей.

На созданный по инициативе Александра Первого Лицей возлагались большие надежды. Стране нужны были новые деятели общенационального и общегосударственного образа мыслей. В Лицей было много вложено из того, что имела культурная Россия. В этом учебном заведении должны были учиться два младших брата царя, но впоследствии от этого шага отказались.

Во главе Царскосельского Лицея стояли умнейшие люди России, не просто преподаватели, а просветители: В.Ф.Малиновский и Е.А.Энгельгардт. Слушателям Лицея читались не учебные дисциплины, а преподавались науки, причём профессурой. Библиотека в этом учебном заведении была прекраснейшая, денег на неё не жалели. Каждому воспитаннику в Лицее полагалось отдельное помещение. Физические наказания были не допустимы.

Расписание дня было приблизительно таким: на освоение наук – семь часов; другое время, помимо сна, отводилось на прогулки, игровые занятия, гимнастику. Отметок, как таковых, не было, на каждого воспитанника составлялся отзыв. Спортивные занятия были в приоритете. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование.

В Лицее Александр был бодр: он развернулся среди товарищей и явился остроумным, подвижным мальчиком, горячим в дружбе, беззаветно преданным товарищем и проявил большую страсть к писательству. В Лицее образовался товарищеский кружок, дружеский, тесный, в который вошли Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, писавшие стихи, а также князь Горчаков, будущий знаменитый русский канцлер, обладавший тонким, наблюдательным умом, умевший со всеми ладить, и большой остроумец Илличевский.

Эти даровитые, мечтательные юноши все время после занятий проводили вместе, гуляли в прекрасном, густолиственном Царскосельском парке, читали друг другу свои повести и стихи, завели даже свой журнал. Главой этого журнала и самым усердным его работником был Александр Пушкин, который в науках не шёл бойко, — особенно не давалась ему арифметика и алгебра, — но по словесным предметам выдавался и был впереди всех. В 1815 году, на публичном экзамене, где присутствовал знаменитый поэт Державин, тогда уже маститый старец, юный Пушкин сначала робко, потом с полным увлечением, прочитал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

Всё стихотворение дышало искренностью, простотой, оно глубоко тронуло старца Державина. Он слушал стихи с восторгом; слёзы дрожали на его глазах. Когда замер звук последнего стиха, он хотел обнять юного Пушкина; но его уже не было. Смелость его разом пропала, — он сконфузился и убежал из зала, его искали и нигде не могли найти.

Но внимание великого Державина так его тронуло и захватило, что он потом, много позднее, не раз вспоминал об этом случае в беседах с друзьями и отметил даже в своих стихах, сказав: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».

В 1817 году Александр закончил образование в Лицее. Из стен Лицея Александр Сергеевич вышел другим человеком: он имел огромный запас сведений, навыков, знаний по русской литературе и латыни, по истории и мифологии, французской риторике и российской поэзии, математике, эстетике, немецкой риторике и других.

Когда лицейская жизнь ушла в светлые воспоминания прошлого, Пушкин, почти ежегодно 19 октября, в день открытия Лицея и вступления его в это учебное заведение, вспоминал о нём с грустным чувством умиления; и не раз обращался ко всему, что связано с Лицеем в прекрасных, звучных стихах.

Лицейские годы Пушкина стали началом его творческой знаменитости. Именно здесь писатель заслужил уважение «первого русского поэта» Г. Р. Державина, а также похвалу других известных в те времена поэтов и писателей. Годы обучения в лицее, в котором А. С. Пушкин обрел настоящих друзей, навсегда запомнились писателю. Данный материал, который расскажет кратко о лицейских годах Пушкина, поможет при подготовке к уроку литературы в 5 классе.

Годы учебы

В 1810 году недалеко от Санкт-Петербурга основывается новое учебное заведение для дворянских детей – Императорский Царскосельский лицей, в 1811 году он уже принимал своих первых учеников. Данное учреждение и учеба А. С. Пушкина в нем занимает особое место в биографии знаменитого русского писателя и поэта.

А. С. Пушкин в лицее оказывается благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину, известному в те времена писателю. Двенадцатилетнему мальчику удалось продемонстрировать на вступительных испытаниях свои блестящие знания. 19 октября 1811 года – дата, которую писатель запомнил до конца своей жизни. Эта дата связана с особыми воспоминаниями о лицее и о тех людях, с которыми он сблизился там.

Период обучения в лицее занимал 6 лет: с 1811 по 1817 годы. За это время происходило становление А. С. Пушкина как личности и как поэта.

Становление поэтической личности

За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял огромного усердия в учебе, он отличался отсутствием прилежания. Точные науки подростку давались тяжело, а вот в словесных науках А. С. Пушкин преуспевал. Он был участником поэтического кружка, был автором различных эпиграмм и памфлетов, которые издавались редколлегией лицея. Учеба в лицее стала для начинающего писателя огромным жизненным и творческим опытом.

После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвященные народу и Родине.

В 1815 году Александр Сергеевич сдает переходный экзамен, заключавшийся в прочтении своего стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» Г. Р. Державину. Знаменитый поэт высоко оценил произведение А. С. Пушкина и назвал начинающего поэта своим преемником. Это становится началом его блестящей карьеры. Уже через год после экзамена, еще находясь в лицее, А. С. Пушкин работает над стихотворениями и пьесами для императорской семьи. Такие знаменитые лица, как В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков положительно оценивали творчество А. С. Пушкина.

Дружеские связи

Рассказ о годах учебы невозможен без упоминания той дружеской атмосферы, которая царила в лицее. У А. С. Пушкина были хорошие отношения как с воспитанниками лицея, так и с лицейными преподавателями, которые отмечали природный ум писателя.

Несмотря на то что А. С. Пушкин часто ссорился с другими лицеистами и вступал с ними в конфликты, писателю удалось найти в лицее настоящих друзей, о которых А. С. Пушкин будет всю жизнь вспоминать с теплотой. Именно в Царскосельском лицее поэт познакомился и подружился с И. И. Пущиным, А. А, Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, И. В. Малиновским. С А. С. Пушкиным их объединяло не только то, что они находились в одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми сокровенными мыслями.

Годы, проведенные А. С. Пушкиным в лицее, навсегда стали ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве великого поэта и писателя.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лицейские годы Пушкина», рассмотрит период становления творческой личности А. С. Пушкина, который уже в это время становится известным поэтом.

Kartina-Repina-300x170.jpg

Среди садов и парков города Пушкина возвышается величественное, пронизанное каким- то особенным светом, здание Царскосельского лицея. Здесь учился великий поэт, здесь он нашел своих лучших друзей, именно в лицейские годы Александр Пушкин осознал свою внутреннюю силу. Александр Сергеевич всегда говорил, что Лицей был отчизной для его души.

Учеба в Лицее соответствовала статусу элитного заведения. Физические и унизительные наказания отсутствовали, у каждого ученика была своя комната. Подъем каждый день в шесть утра, затем сразу два часа занятий, лишь потом завтрак и небольшая прогулка. Учеба продолжались и после обеда, чередуясь с небольшими разминками. Всего лицеисты занимались около семи часов в день. Отдых подразумевал не праздность, а занятия спортом и чтение.

В лицее поэт первый раз влюбился. Он был совершенно очарован Бакуниной, которая приезжала на лицейские балы, чтобы проведать своего брата. Пушкин посвятил ей одно из первых своих стихотворений о любви « К живописцу». Но все, же для самого Александра Сергеевича годы учебы в Царском Селе это, прежде всего друзья. И до конца жизни, каждый год на годовщину лицея он будет писать стихотворение- главная тема которого дружба.

Поступление

Александр Сергеевич Пушкин в 12 лет поступил в Царскосельский лицей под Петербургом. В этом ему помог его дядя по отцу (Василий Львович Пушкин).

Именно дядя привез его в Санкт-Петербург и похлопотал, чтобы племянника взяли в новое учебное заведение.

Александр успешно сдал экзамены (12 августа 1811 года) и был зачислен в лицей.

Когда началась учеба

Торжественное открытие учебного года состоялось 19 октября 1811 года. На мероприятии присутствовал сам император.

Комнаты учеников

Каждому ученику при поступлении был присвоен номер, который соответствовал номеру его комнаты (у Пушкина был №14).

Комнаты у всех учеников были обставлены одинаково:

  • кровать,
  • письменный стол,
  • один стул,
  • комод,
  • умывальник.

Обстановка была довольно скромной, позже Пушкин будет называть свою комнату «келья».

Форма

Лицеистам выдали специальную лицейскую форму.

Это был однобортный темно-синий мундир с красным воротником и красными отворотами на рукавах. Специально для каждого были пошиты брюки. Обувью служили ботфорты (высокие сапоги).

Распорядок дня

Весь день у лицеистов был тщательно распланирован:

  • 6 утра — подъем, сборы, молитва;
  • 7 — 9 — уроки;
  • 9 — 10 — завтрак;
  • 10 — 12 — уроки;
  • 12 — 13 — прогулка;
  • 13 — 14 — обед;
  • 14 — 17 — уроки;
  • 17 — 18 — полдник и прогулка;
  • 18 — 20:30 — выполнение домашних заданий, танцы и фехтование по средам и субботам;
  • 20:30 — ужин;
  • 22 — вечерняя молитва, сон.

Надзиратели

За учениками и их поведением постоянно следили надзиратели. Мальчишкам не разрешалось бегать, играть и сильно шуметь во время нахождения в здании лицея. Исключением могла стать только прогулка.

Даже по ночам за учениками следили: двери в комнаты учеников не были сплошными, в них были сделаны специальные окна, чтобы надзиратели могли в любое время наблюдать за учениками.

Какие предметы преподавались

За 6 лет ученики изучили следующие предметы:

  • закон Божий,
  • русский язык,
  • латинский язык,
  • французский язык,
  • немецкий язык,
  • логика,
  • нравственность,
  • математика,
  • география,
  • история,
  • чистописание,
  • фехтование,
  • рисование,
  • верховая езда,
  • танцы,
  • плавание.

Какие предметы Пушкин любил, а какие нет

Александр Пушкин любил русский язык и словесность, латинский язык, французский язык, фехтование. По ним имел хорошие отметки.

Не любил: немецкий язык (слишком грубый), математику и логику. По ним получал плохие отметки.

Лучшие друзья Пушкина

Лучшими друзьями Пушкина по лицею являлись:

  • Пущин,
  • Дельвиг,
  • Кюхельбекер,
  • Малиновский.

Хотя он хорошо общался со многими сокурсниками. Про многих написал стихи.

Война с Наполеоном

Война с Наполеоном длилась с 24 июня по 14 декабря 1812 года. Пушкин застал ее в Царскосельском лицее.

За это время ему и его товарищам пришлось перенести массу событий:

  • сборы войск на войну,
  • сожжение Москвы,
  • приближение вражеских войск к Петербургу,
  • переживания за родных и близких, которые жили в Москве,
  • срочная подготовка к эвакуации.

Все эти события произвели огромное впечатление на молодого поэта и его друзей. В это время все они стали взрослее.

Пушкин напишет о войне несколько стихотворений.

Первая публикация поэта

В 1814 году Александр Пушкин отправил свое стихотворение «К другу стихотворцу» в большой журнал «Вестник Европы».

Стихотворение опубликовали под псевдонимом «Александр НКШП». Это был большой успех для молодого поэта.

Выступление на публичном экзамене

8 января 1815 года Пушкин выступил со своим стихотворением «Воспоминания в Царском селе» на торжественном публичном экзамене.

В числе слушателей был известный литератор Державин, которого стихи молодого поэта очень впечатлили. Он даже хотел обнять Пушкина, но тот в смущении убежал.

Это стало еще одним триумфом успеха начинающего поэта.

Вступление в Арзамас

Благодаря своим литературным успехам Александра приняли в литературное сообщество Арзамас, в котором состояли такие поэты как Карамзин, а также дядя — Василий Львович.

Как повлияла учеба в лицее на Пушкина

Жизнь в лицее благотворно повлияла на творчество молодого поэта. Именно здесь он получил поддержку единомышленников — его друзей-лицеистов, многие из которых тоже писали стихи.

Именно тут он смог раскрыть свой талант. А благодаря постоянной работе над стихами, он только усилил свои литературные способности.

Выпуск из лицея

9 июня 1817 года состоялась официальная церемония прощания с выпускниками. Пушкин получил чин Х класса (10-го класса).

Через три дня вышел приказ о его назначении чиновником в Коллегию иностранных дел.

После выпуска

После окончания лицея друзья не забывали друг друга. Они регулярно устраивали встречи. А также поддерживали связь.

Пушкин вспоминал про лицейские годы как самое лучшее и беззаботное время.

Сообщение «Лицейские годы Пушкина» кратко поможет Вам подготовиться к занятию и узнать, как учился великий поэт.

«Лицейские годы Пушкина» краткое сообщение

Когда будущему литературному гению исполнилось 11 лет, пришла пора родителям отдавать ребенка в учебное заведение. В 1811 году открылось учебное заведение для дворян – Царскосельский Лицей. Так, в октябре дядя А.С. Пушкина отдал своего племянника в нее на обучение.

Ученикам преподавали не только учебные дисциплины, а целые науки. В здании была богатейшая библиотека. У каждого воспитанника было свое помещение. Семь часов в день отводилось на освоение наук, в остальное время дети гуляли, посещали игровые занятия и гимнастику. Оценок не было, вместо этого составлялся отзыв на воспитанника. Среди обязательных наук были иностранные языки, музыка, рисование.

Александр Пушкин быстро освоился в Лицее. Он прослыл подвижным и остроумным мальчиком, преданным товарищем, горячим в дружбе, проявил особый талант к писательству. В учебном заведении образовался дружеский, товарищеский кружок, в который кроме Пушкина вошли писавшие стихи Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, князь Горчаков, будущий русский канцлер Илличевский. Эти мечтательные, одаренные юноши проводили вместе время после занятий, читали стихи и повести друг другу, гуляли в Царскосельском парке, даже завели свой журнал. Его главой избрали усердного Пушкина.

В 1815 году, Александр Сергеевич прочитал на публичном экзамене свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». На слушаньях присутствовал поэт Державин, который дослушал произведение автора с особым восторгом. Державин так впечатлился стихом юного Пушкина, что часто вспоминал этот момент в беседах с друзьями.

Александр Сергеевич в 1817 году окончил обучение в Лицее, выйдя оттуда совершенно другим человеком с большим запасом навыков, сведений, знаний по латыни и русской литературе, немецкой риторике, истории и мифологии, математике, эстетике, российской поэзии и французской риторике.

Несмотря на то, что лицейская жизнь стала прекрасным прошлым, Александр Пушкин практически каждый год 19 октября (в день открытия Царскосельского Лицея) вспоминал о нем в беседах или звучных стихах.

Лицейские годы Пушкина интересные факты

  • Свое первое стихотворение Пушкин опубликовал во время обучения в Лицее. Его напечатали в журнале Вестник Европы летом 1914 года.
  • Особое внимание в учебном заведении уделялось воспитанию чувства собственного достоинства, благородства, долга. Телесные наказания строго запрещались.
  • За 6 лет обучения воспитанникам не позволялось покидать стены Лицея. Когда юношей посещали родители, то они сидели в общей зале или находились на общей прогулке.
  • Пушкина как поэта признали еще в лицейские годы. Творчество будущего литератора оценили Карамзин, Шишков, Жуковский, Батюшков и Вяземский.
  • Барон Модест Корф говорил, что во время учебы у них не было свободы передвижения, комнаты походили на камеры, а за провинности могли наказать стоянием на коленях. Так, Александр Сергеевич однажды так стоял 2 недели за утренними и вечерними молитвами.

Надеемся, что из этого сообщения Вы узнали, как учился Пушкин. А свой краткий рассказ о лицейских годах Пушкина Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Используемые источники:

  • https://detskiychas.ru/school/pushkin/pushkin_v_litsee/
  • https://obrazovaka.ru/essay/pushkin/liceyskie-gody-pushkina.html
  • https://poetpushkin.ru/zhizn-i-tvorchestvo/litsejskie-gody.html
  • http://hronika.su/pushkin-v-licee-kratkiy-doklad/
  • https://kratkoe.com/litseyskie-godyi-pushkina-kratkoe-soobshhenie/

Чтение, 7
класс.

Дата______________

Урок 18. Тема
урока:

А.С. Пушкин. Биография

Цель урока:
познакомить

с биографией поэта (детские и лицейские годы).

Задачи
урока:

Образовательные: отработка
навыков правильного, сознательного чтения; обогащение пассивного активного
словаря учащихся; расширение кругозора;

Развивающие: развитие
познавательной способности, воображения, памяти, связной речи; Воспитательные:
воспитание учебной мотивации, интереса к чтению и родной литературе.

Оборудование:
презентация к уроку, музыкальный отрывок «Марш Черномора» М.И. Глинки, учебник
чтения для 7 класса под редакцией А.К.Аксёновой.

Ход
урока.

1.                 
Орг.
момент
.

Проверка
готовности учащихся к уроку.

— Сегодня
на уроке мы познакомимся с биографией одного из великих  русских поэтов. Но
прежде проверим домашнее задание.

     2.  Опрос
учащихся по домашнему заданию:

а)
пересказ любимой сказки.

б)
актуализация знаний учащихся

— Мы закончили
изучение произведений устного народного творчества.

— Почему это
творчество называется устным? Народным?

— Вспомните, с
какими жанрами устного народного творчества мы познакомились. Выберите их из
предложенных вариантов ответов (слайд 1).

— Почему вы не
назвали рассказы, повести, стихотворения?

— Проверим, так ли
это (слайд 2).

— Так кто же
сочинял былины, поговорки, сказки?

3.
Сообщение темы, постановка учебных задач.

(чтение
отрывков из стихотворений А.С.Пушкина учащимися
)

— Кто автор этих
стихов?

— Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл –
вот сама

Идёт волшебница
зима.

— Унылая пора!
Очей очарованье!

Приятна мне твоя
прощальная краса!

Люблю я пышное
природы увяданье,

В
багрец и золото одетые леса!

— У лукоморья дуб
зелёный;

Златая цепь на
дубе том:

И днём и ночью кот
учёный

Всё ходит по цепи
кругом…

— Да, вы правильно
сказали, что эти стихи написал великий Пушкин А.С. (слайд 3).

— Что вы знаете о
Пушкине?

— Сегодня на уроке
мы познакомимся с биографией А.С.Пушкина, с его детством и годами учёбы.

4.
Словарная работа.

— Кто знает, что
такое биография? (слайд 4)

Биография
описание чьей-либо жизни; жизнеописание.

Слово «биография»
происходит от греческих слов
bios – жизнь,  graf – пишу.

5. Рассказ
учителя о детстве А.С.Пушкина и годах учёбы в Лицее.

Выборочное
чтение.

— А.С.Пушкин (слайд
5)
родился 6 июня 1799 года в Москве. Его отец (слайд 6), Сергей
Львович  Пушкин, был майором в отставке. Мать (слайд 7) звали Надежда
Осиповна.

-Семья Пушкиных
постоянно жила в Москве, а летом маленький Саша со своей бабушкой, Марией
Алексеевной Ганнибал, уезжал в её деревню Захарово (слайд 8), которая
находилась недалеко от Москвы. Красивая природа окружала дом бабушки. Здесь
Пушкин знакомился с родной природой, с жизнью крестьян, учился народному языку.

Надежда Осиповна,
мать поэта, была вспыльчивая и раздражительная. Поэтому Саша часто убегал к
бабушке, Марии Алексеевне (слайд 9), забирался в её корзинку, где лежали
клубки ниток для вязания и наблюдал, как бабушка вязала, как двигались её руки.
Здесь ему было уютно и спокойно. Мария Алексеевна научила маленького Сашу
читать и писать по-русски. Она много рассказывала внуку про старину.

Воспитанием
будущего поэта, помимо бабушки, занималась няня (слайд 10), Арина Родионовна.
Она знала много народных песен, сказок, пословиц и поговорок. Бабушка и няня
научили его говорить по-русски (в дворянских семьях говорили только
по-французски, часто дети не знали своего родного языка), от них он узнал
нежность и ласку.

А.С.Пушкин очень
любил (слайд 11) слушать всё, что рассказывала ему няня. Позже он писал
«о прелести таинственных ночей», когда няня шёпотом рассказывала ему сказки.

Одну из сказок,
услышанную от Арины Родионовны, Пушкин запишет стихами, когда станет уже
известным поэтом (1831г.). Это «Сказка о царе Салтане …». Всего Александр
Сергеевич написал 5 сказок.

— Давайте
вспомним, как называются эти сказки (слайд 12).  (называют сказки
ученики)

— В сказках
А.С.Пушкина, как и в народных сказках, добро побеждает зло; зависть, жадность,
предательство наказываются.

Стихи Пушкина
напевные, поэтому композиторы сочиняли к ним музыку. Русский композитор Римский
– Корсаков написал оперу по «Сказке о царе Салтане …»; М.И. Глинка – оперу по
поэме «Руслан и Людмила. Сегодня мы послушаем отрывок из Марша Черномора (слайд
13)
и немного пошагаем в темпе данного Марша.

                                                       
Физминутка

— Пушкин рано
научился читать. У отца была хорошая библиотека. Будущий поэт читал книги
русских и французских писателей, знал наизусть большое количество стихов. С
девяти лет Пушкин пробует сочинять сам.

 — Когда
Александру исполнилось 12 лет (1811г.), его отдали учиться в лицей, который
находился в Царском Селе (слайд 14). Это недалеко от Петербурга. Царское
село позднее переименовали в г. Пушкин.

— Кто знает, что
такое лицей? (слайд 15)

Царскосельский
лицей –

учебное заведение для мальчиков из дворянских семей, которых готовили к
государственной службе.

(слайд 16)  Александр
не грустил и не плакал, когда уезжал из родительского дома. О ком и о чём было
грустить? Родителей он раздражал, гувернёров на любил.

— Кто знает, кто
такие гувернёры?    (слайд 17)

Гувернёр –
воспитатель детей в богатых семьях, обычно иностранец.

Жаль было расставаться
только с бабушкой и няней, которых он будет всегда вспоминать снежностью и
теплотой, а став поэтом, посвятит им стихи.

— Поступление в
лицей было важным событием в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих
лучших друзей, пережил с ними события Отечественной войны 1812 года, здесь
узнал о Бородинской битве, о победе русских в этой войне и др. Но это всё было
ещё впереди.

— Пушкина поселили
в комнате под номером 14 (слайд 18). Над дверью уже висела дощечка с его
фамилией. Комнатки были маленькие, тесные. В таких комнатах жили все лицеисты.
Распорядок дня в лицее был строгий.

— Об этом
прочитайте в учебнике.

Выборочное
чтение:
с. 37  

— Чем занимались
лицеисты в течение дня? (чтение про себя и вслух)

— В 10 часов
лицеисты расходились по комнатам и ложились спать. (слайд 19) Длинные
сводчаты коридоры погружались в тишину и мрак.

— Лучшим другом
Пушкина в лицее стал Иван Пущин (слайд 20).

— Почему Пущин был
самым близким другом Пушкина? (чтение отрывка с.38)

— Позже у
А.С.Пушкина стало много друзей-лицеистов (слайд 21): Дельвиг, Яковлев,
Кюхельбекер и другие. Со многими товарищами по лицею Пушкин остался дружен до
самой смерти.

— В лицее они
вместе писали стихи, рисовали, издавали рукописные журналы, где помещали свои
произведения. Они были молоды и талантливы, но Пушкин был лучшим из них.

 (слайд
22)
 В
лицее Пушкин очень много читал и сочинял стихи. Шесть лет провёл будущий поэт в
лицее. И уже к окончанию учёбы твёрдо решил, что будет только поэтом. Он стал
великим поэтом.

(слайд 23)  А.С.Пушкин
погиб на дуэли в 37 лет, но поэзия его живёт. Все читают его стихи, сказки,
поэмы, повести, романы.

6. Память
потомков

— Каждый год 6
июня в день его рождения по всей России проходят Пушкинские чтения; во многих
городах не только России поставлены памятники (слайд 24); названы улицы,
музеи, библиотеки, театры.

— Кто знает, как
увековечена память о великом поэте в районе?

(слайды
25,26,27)

В станице
и городе Новоалександровске есть улица им. Пушкина. 

7.
Подведение итогов урока.

Что нового вы
узнали о Пушкине сегодня на уроке?

8. Оценка
работы учащихся.

Выставление оценок
с комментированием.

9. Домашнее
задание (слайд 26).

с.36-39,  подготовить
ответы на вопросы

  • Рассказ о горных реках
  • Рассказ о глазах 4 класс окружающий мир
  • Рассказ о глинке для 3 класса
  • Рассказ о гжельской росписи для ученика 2 класса
  • Рассказ о глинке 5 класс по музыке