Глаголы — это слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать?) , например: говорить, читать, привезти, расти, сберечь, таять, задуматься. Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Она оканчивается на ть, -ти‚ -чь. Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.
В предложении неопределенная форма чаще всего входит в составное глагольное сказуемое (Мы начали тренироваться. Он не мог участвовать в турнире), но может выступать и в качестве других членов предложения, например подлежащего (Учиться — наша задача), несогласованного определения (У него было горячее желание учиться), обстоятельства (Он уехал учиться), дополнения (Преподаватель советовал нам больше читать).
Переходные и непереходные глаголы
Глаголы бывают переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога, например: читать журнал, любить оперу, отправить телеграмму, привезти газеты.
Все остальные глаголы — глаголы непереходные, например: расти в лесу, улететь на юг, грозить неприятелю.
Возвратные глаголы
Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь), называются возвратными, например: дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить). Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например: купается, купаются, купался, купаются.
Все возвратные глаголы — непереходные.
Виды глаголов
Глаголы имеют особые формы, показывающие, как протекает действие. Эти особые формы называются видами глагола. Глаголы имеют два вида — совершенный и несовершенный.
Совершенный вид
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало, например: начертить, бросить, отвести, спеть, запеть. Они имеют две формы времени: прошедшее (что сделали? — начертили, бросили, отцвели, спели, запели) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — начертят, нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
Несовершенный вид
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало, например: чертить, бросать, цвести, петь. Они имеют три формы времени: прошедшее (что делали? — чертили, бросали, цвели, пели), настоящее (что делают? — чертит, бросают, цветут, поют) и будущее сложное, состоящее из двух слов — слова буду, будешь и т. д. и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? — будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь).
Наклонения глаголов
Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения:
- изъявительное наклонение, показывающее. что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет, например: Мы врагов встречаем просто: били, бьем и будем бить. В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (см. предыдущий пример);
- сослагательное (условное) наклонение, показывающее, что действие возможно лишь при определенном условии, например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге. Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы. В сослагательном наклонении глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам (т. е. так же, как изменяются глаголы прошедшего времени), например: рассказывать — рассказывал бы (м. р.), рассказывала бы (ж. р.), рассказывало бы (ср. р.), рассказывали бы (мн. ч.) (обратите внимание на раздельное написание частицы бы);
- повелительное наклонение наклонение, обозначающее действие, которое велят, просят, советуют совершить, например: Виски ей уксусом потри. Опрыскивай водой. Поклон, сударь, отвесьте!; При нем не спорь ты вкривь и вкось и завиральные идеи эти брось! Повелительное наклонение образуется прибавлением суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса, например: нести — несут — неси, привезти — привезут — привези; рассказывать — рассказывают — рассказывай; готовить — готовят — готовь. Во множественном числе прибавляется -те: несите, привозите, рассказывайте, готовьте.
В сослагательном и повелительном наклонениях глагол по-временам не изменяется.
В предложении глаголы изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений бывают сказуемыми (примеры см. выше).
Спряжение глаголов
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.
Число | Лицо | Окончания I спряжения | Окончания II спряжения |
Единственное | 1-е 2-е 3-е | (я) -у (-ю) (ты) -ешь (-ёшь) (он, она, оно) -ет (-ёт) | -у (-ю) -ишь -ит |
Множественное | 1-е 2-е 3-е | (мы) -ем (-ём) (вы) -ете (-ёте) (они) -ут (-ют) | -им -ите -ат (-ят) |
Примечания
- Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым. В единственном числе глагол хотеть спрягается по первому спряжению (хочу, хочешь, хочет) , во множественном — по второму (хотим, хотите, хотят). Глагол бежать имеет в 3-м лице множественного числа форму бегут (1 спр.), остальные формы — второго спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите.
- Глаголы дать и есть (принимать пищу) относятся особому спряжению и спрягаются так: в единственном числе: 1-е л.- дам, ем; 2-е л.- дашь, ешь; 3-е л.- даст, ест; во множественном числе: 1-е л.- дадим, едим;2-е л.- дадите, едите: 3-е л.- дадут, едят. Те же окончания сохраняются и в глаголах с приставками: подашь, поем…, подадите, поедите…
Безличные глаголы
Среди глаголов выделяется группа безличных глаголов, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:
- в форме, которая совпадает с формой 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени, например: светает, рассветает, рассветет; знобит; смеркается;
- в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени, например: светало, рассветало, рассвело; знобило;
смеркалось.
В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и быть не может) подлежащего, например: Буран, угомонился. Лишь слегка вьюжило; Мне нездоровится что-то; Не спится, няня.
В безличном значении могут выступать и личные глаголы, например: Зажгло грозою дерево; Пахнет сеном над лугами
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и в предложении является сказуемым.
Глагол отвечает на вопросы: что делать? что сделать? И др.
Глагол имеет неопределённую форму (быть, иметь).
Глагол изменяется:
по временам | по лицам (кроме прош. вр.) | числам | родам (в прош. вр.) |
настоящее думаю прошедшее думал будущее подумаю буду думать | 1-е я думаю 2-е ты думаешь 3-е он (она) думает | ед.ч. я рисую ты рисуешь ты рисуешь мн.ч. мы рисуем вы рисуете | м.р. он летел ж.р. она летела ср.р. оно летело |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА |
1. Часть речи (на какой вопрос отвечает).
2. Начальная форма (неопределённая форма глагола).
3. Спряжение.
4. Время.
5. Число.
6. Лицо (в настоящем и в будущем времени).
7. Род (в прошедшем времени).
8. Член предложения.
Пример: На берегу чуть слышно шумит камыш.
Шумит – (что делает?) – глагол, н. ф. – шуметь, Ι спр., наст. время, ед.ч., 3-е лицо, шумит – сказуемое
ПРАВОПИСАНИЕ Ь В ГЛАГОЛАХ | |
Пишется Ь В неопределённой форме глагола (что делать? что сделать?) мочь смотреть беречь вертеть стричься влюбляться Во 2 лице ед.числа глаголов настоящего и будущего времени (что делаешь? что сделаешь?) ТЫ ТЫ учишься полетишь смотришь нарисуешь хочешь почитаешь | Не пишется Ь В 3 лице глаголов настоящего времени (что делает? что делают?) смотрится ОНА заботится снимается ОНО снится ОНИ смотрятся |
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА |
Неопределённая форма не определяет
время, лицо, род и число глагола.
Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? –
стоят в неопределённой форме.
Эти глаголы оканчиваются на ть, ти, чь.
что делать? что сделать? | ||
одеть читать идти нести лечь беречь | ТЬ ТИ ЧЬ | одеться прочитать уйти отнести прилечь сберечь |
ВРЕМЯ ГЛАГОЛА | ||
Настоящее- действие, которое происходит сейчас. | Будущее – действие, которое произойдёт в будущем | Прошедшее – действие, которое произошло в прошлом |
что делает? | что сделает? что будет делать? | что делал? что сделал? |
думает пишет рисует отвечает | подумает будет думать напишет будет писать ответит будет отвечать | думал написал рисовал отвечал |
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ | |||
Для того, чтобы правильно написать окончание глагола в настоящем и будущем времени нужно: 1. определить спряжение глагола. 2. по спряжению определить окончание. | |||
Л | |||
Окончание глаголов в прошедшем времени | |||
м.р. ед.ч. | ж.р. ед.ч. | ср.р. ед.ч. | мн.ч. |
| -а | -о | -и |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ |
Чтобы определить спряжение глагола, нужно: 1. Поставить глагол в неопределённую форму. 2. По окончанию глагола определить спряжение: Ι спряжение: -еть, -оть, -ать, -ять и два исключения: брить, стелить ΙΙ спряжение: -ить и 11 исключений: гнать, дышать, держать, слышать, обидеть, видеть, вертеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть. |
Примеры: Дети собирали ягоды в корзину. собирали — неопр.ф .собирать, Ι спр. Ребята строили замок из песка. строили – неопр.ф. строить, ΙΙ спр. |
ГЛАГОЛЫ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ | ||
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам. | ||
лицо | ед. число | мн.число |
1-е 2-е 3-е | что делаю? я говорю я пою что делаешь? ты говоришь ты поёшь что делает? она говорит оно поёт | что делаем? мы говорим мы поём что делаете? вы говорите вы поёте что делают? они говорят они поют |
! Глаголы в настоящем времени не изменяются по родам. ! ж.р. она говорит, поёт ср.р. оно |
ГЛАГОЛЫ В БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ | ||
Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам. | ||
Лицо | ед.число | мн.число |
1-е 2-е 3-е | что сделаю? что буду делать? я нарисую я буду рисовать что сделаешь? что будешь делать? ты нарисуешь ты будешь рисовать что сделает? что будет делать? он нарисует он будет рисовать | что сделаем? что будем делать? мы нарисуем мы будем рисовать что сделаете? что будете делать? вы нарисуете вы будете рисовать что сделают? что будут делать? они нарисуют они будут рисовать |
! Глаголы в будущем времени не изменяются по родам ! (он, она, оно) будет рисовать |
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ | ||
ΙΙ спряжение — глаголы, оканчивающиеся в неопределённой ф | ||
число лицо | единственное | множественное |
1-е | -у, -ю я верю я кошу | -им мы верим мы косим |
2-е | -ишь ты веришь ты косишь | — ите вы верите вы косите |
3-е | — ит он верит он косит | -ат, -ят они верят они косят |
Исключения: гнать, дышать, держать, слышать, зависеть, видеть, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть. |
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ | ||
Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. | ||
Ι спряжение — глаголы, оканчивающиеся в неопределённой ф | ||
число лицо | единственное | множественное |
1-е | -у, -ю я думаю я рисую | -ем мы думаем мы рисуем |
2-е | -ешь ты думаешь ты рисуешь | — ете вы думаете вы рисуете |
3-е | — ет он думает он рисует | -ут, -ют они думают они рисуют |
Исключения: брить, стелить. |
ГЛАГОЛЫ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ | ||
Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и родам. | ||
род | ед. число | мн. Число |
м.р. ж.р. ср.р. | что делал? он рисовал что сделал? он срисовал что делала? она рисовала что сделала? она срисовала что делало? оно рисовало что сделало? оно срисовало | Во множественном числе глаголы по родам не изменяются: что делали? они рисовали что сделали? они срисовали |
! Глаголы в прошедшем времени (я,ты, он) рисовал ! не изменяются по лицам. (мы, вы, они) рисовали |
ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛА ПО ЛИЦАМ, ЧИСЛАМ И РОДАМ | ||||
лицо | число | род | ||
единственное | множественное | |||
Настоящее | 1-е 2-е 3-е | я бегу ты бежишь он бежит | мы бежим вы бежите они бегут | не меняется м ж.р. она бежит ср.р. оно |
Будущее | 1-е 2-е 3-е | я убегу ты убежишь он убежит | мы убежим вы убежите они убегут | м ж.р. она убежит ср.р. оно |
Прошедшее | 1-е 2-е 3-е | не меняется ты убегал он | не меняется м вы убегали они | м.р. он убегал ж.р. она убегала ср.р. оно убегало |
НЕ С ГЛАГОЛАМИ |
Частица НЕ придаёт глаголу отрицательный смысл. НЕ с глаголами пиши отдельно. не пришёл, не видел, не выучил, не расскажу, не знал, не рисовал, не слышал, не могу, не рассмотрю, не хочу, не мечтать, не спит. Кроме тех, которые без НЕ не употребляются: неможется, нездоровится, недоумевать, ненавидеть, невзлюбить, негодовать и др. |
ГЛАГОЛ
Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе, как части речи.
Задачи
1. Закрепить навыки правописания глаголов;
2. развивать у учащихся быстро и верно определять тип спряжения глагола, время и вид глагола верно изменять глагол по лицам и числам, грамотно использовать различные глагольные формы в устной и письменной речи, развивать творческое мышление, внимание, расширить словарный запас
3. воспитывать интерес к русскому языку, дисциплинированность.
Темирханоа Кистаман Байрамалиевна
Конспект урока
русского языка в 4 классе
по теме
«Глагол»
Тема: Глагол.
Цель: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе, как части речи.
Задачи
-
Закрепить навыки правописания глаголов;
-
развивать у учащихся быстро и верно определять тип спряжения глагола, время и вид глагола верно изменять глагол по лицам и числам, грамотно использовать различные глагольные формы в устной и письменной речи, развивать творческое мышление, внимание, расширить словарный запас
-
воспитывать интерес к русскому языку, дисциплинированность.
Ожидаемые результаты:
Формирование УУД.
Познавательные: учащиеся научатся сравнивать глаголы, использовать разные способы решения орфографических задач в зависимости от места орфограммы в слове, применять правила правописания окончаний глаголов;
Коммуникативные: умение составлять план действия, использовать речь для регулирования своей деятельности, формулировать собственное мнение, осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Регулятивные: развивать учебно-организационные умения и навыки (организовывать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль на самоанализ учебной деятельности) формировать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя.
Личностные: формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации предметных знаний.
Технологии: здоровьесберегающие, приемы технологии критического мышления, игровые приемы.
Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
Мотивация учения на разных этапах урока:
— эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха (оценивание);
— познавательные методы – творческое задание.
— социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Контроль усвоения знаний проводился при выполнении практических заданий.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1.Организационный момент. Мотивация к деятельности | — Дорогие ребята, сегодня к нам на урок пришли гости- учителя школ нашего района. Давайте их поприветствуем, улыбнемся им и начнем наш урок. | Слушают учителя. | РУУД: умеют организовать своё рабочее место и работу. ЛУУД: создают положительный эмоциональный настрой |
2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Целеполагание | — А о тему нашего урока вы назовете сами, когда догадаетесь о чем это стихотворение. -Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт. Летит ракета, люди строят зданья, Цветут сады, и хлеб в полях растёт. ( слайд 1) — О чем же пойдёт разговор на уроке? (о глаголе).( слайд 2) -О какой части речи говорится в стихотворении? -Определите тему урока. -Какую цель поставим на этом уроке? -Что такое глагол? (Это часть речи, отвечает на вопросы что делает?, что делать? и обозначает действие предмета) (слайд 3) — Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о глаголе. — Давайте поиграем. Если я называю глагол – хлопок, если другая часть речи –тишина. — Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок. | Слушают стихотворение Выдвигают гипотезы. Отвечают на вопросы Формулируют тему урока, цель. Принимают участие в игре | РУУД: определяют цель деятельности на уроке; проводят прогнозирование и контроль своих действий. ЛУУД: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию, к самооценке. |
3. Этап решения учебной задачи. Повторение изученного материала Групповая работа Самостоятельная работа. Упражнение на определение вида глагола | — Отгадайте ещё одну загадку. — Стоят в поле сестрички, Жёлтый глазок, белые реснички. (ромашка) — Вы сейчас должны будете сделать ромашку. В глазок впишем героя нашего урока, а в лепесточки – его грамматические признаки. — Наш девиз: «Слушай других! Не мешай, а предлагай!». Задание по группам. Каждая группа выбирает лепесток и выполняет дополнительное задание 1 группа: — Как определить вид глагола? 2 группа: — Как определить время глагола? 3 группа: -Какие формы лица бывают у глаголов? 4 группа:- Как определить спряжение глагола? — Запишите глаголы в два столбика Читать, почитать, рисовать, подписать, нарисовать, писать, учить, выучить (слайд 4) Проверка -Отвечает 2 группа А теперь определите, верно ли говорят друзья. — А как же сказать правильно? Подумайте! Обсуждение в группах. (Глагол «победить» в 1 лице не употребляется). — Некоторые глаголы в 1 лице единственном числе не могут употребляться; Это глаголы — исключения: победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. (на доске) — Как можно сказать правильно? (одержать победу). — Но грамотно глаголы не только нужно употреблять, но и писать. Какие ошибки вы чаще всего допускаете при написании глаголов? – От чего зависит окончание глагола? (от спряжения) — Послушаем 4 группу. 4 группа: — Как определить спряжение глагола? (слайд5) | Работа в группах Каждая группа выбирает лепесток и выполняет дополнительное задание — Отвечает 1 группа Глаголы бывают двух видов совершенный и несовершенный. Глаголы отвечающие на вопросы что сделал? -совершенного вида. Что делал? –несовершенного. Отвечают , записывают глаголы в 2 столбика- Сов.вид Несов.вид 2 группа: — Какие формы лица бывают у глаголов? (Глаголы могут стоять в форме 1,2 или 3 лица) Дети показывают сценку — Два мальчика — спортсмена шли с тренировки и разговаривали. — В этом году на соревнованиях области я обязательно победю . . ., нет побежу. . . — замялся Гена. — Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить, — засмеялся Игорь. Дети рассказывают правило | Предметные результаты. КУУД: умение работать в паре,слушать собеседника, понятно и грамотно строить высказывания своих мыслей. РУУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль ,уметь оценивать чужую работу по заданным критериям КУУД: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении. ПУУД: ориентируются в своей системе знаний; преобразуют информацию, анализируют её для получения необходимых результатов. ПУУД: строят логическую цепочку рассуждений, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. РУУД: планируют учебное сотрудничество; КУУД: формируют межличностное общение в совместной деятельности |
Физкультминутка | — Если я называю глаголы I спряже- ния – приседают мальчики, если на- зываю глаголы II спряжения – присе- дают девочки: идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, молчит. | Глаголы 1 спр-приседают мальчики; 2спр- девочки | |
4. Этап самостоятельной работы Цифровой диктант. (слайд) | Отвечает 4 группа — Как определить время глагола? Цифровой диктант. (слайд) — У вас на столах карточки, на которых написано время глагола, выпишите номера глаголов, соответствующие вашим карточкам. учится оживёт пели сияет высохнет написал летит уточнит отвечала просить — Какое слово лишнее? Почему? | Учащиеся рассказывают о времени глагола Самостоятельно выполняют задания, Самопроверка | РУУД: самостоятельно определяют критерии оценивания; дают оценку своей деятельности. |
5.Этап рефлексии | Послушайте утверждения, которые отражают основные понятия по теме «Глагол», если вы не согласны с предложенным утверждением, ставите значок – , а если согласны –, значок +
После самопроверки поставьте себе оценку за это задание -Ребята, к концу нашего урока составим кластер в который соберем все что мы знаем о глаголе. Что такое кластер? В виде чего его можно выполнить? Начинайте работу. | Работают с таблицей и со шкалой оценивания Самостоятельно работают в тетрадях. Самопроверка. Самооценка. Работа в группе. Составление кластеров. Защита проектов. | РУУД: Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке. КУУД: Слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении. ЛУУД: дают оценку своей работе на уроке |
6.Домашнее задание | Подобрать и записать 10 пословиц, выделить окончание глагола, указать спряжение, время |
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Литературное чтение Использование пословиц и поговорок. | Информационный материал Учебник С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова «Русский язык» 4 кл. ч.2, Демонстрационный материал Электронная презентация Интерактивный материал Карточки с учебными заданиями Оборудование: проектор, экран, компьютер, листы самооценивания. | Фронтальная. • • |
-80%
Сохранить у себя:
Конспект урока русского языка в 4 классе «Глагол как часть речи» (281 KB)
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая имеет характерные постоянные и непостоянные признаки, отличающие его от слов других частей речи: вид, переходность, возвратность, спряжение и т. д.
В системе частей речи русского языка существуют слова, которые обозначают действие (стелить), процесс (объяснять), состояние (чувствовать). Такие слова называют глаголами.
Глаголы в русской речи
Многие лингвисты считают, что глагол – самая сложная и самая емкая часть речи, которая обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении. А. Н. Толстой писал:
Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и языковеды. Например, Николай Греч писал:
Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова.
Термин «глагол» восходит к старославянскому слову «глаголить», что по-русски значит «говорить». В древнерусском языке одним из значений лексемы «глагол» было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк»:
Глаголом жги сердца людей.
Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость.
Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что «глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены». И это действительно так.
С помощью имен существительных можно назвать предметы и явления, которые нас окружают. Имена прилагательные помогают уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут «оживить» окружающий нас мир.
Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте
употребления в речи.
Чтобы понять, что такое глагол в русском языке, рассмотрим его общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. А начнем мы с определения:
Определение
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы
что делать? что сделать?
Неопределенная форма глагола
Неопределенная форма (инфинитив) является исходной, начальной формой глагола и отвечает на вопросы
что делать? что сделать?
Глаголы в неопределенной форме заканчиваются на -ть, -ти и -чь:
Примеры
охранять, ползти, приберечь
Запомним неопределенную форму глагола «прийти» (ср. «зайти», «выйти», «отойти», «обойти» и пр.)
Начальная форма не обозначает времени, не имеет непостоянных признаков лица или числа. Она имеет только вид, может быть переходным или непереходным, возвратным или невозвратным.
Синтаксическая функция неопределенной формы шире, чем у других форм глагола. Инфинитив может выступать в роли всех членов предложения.
Выдать чужой секрет — предательство, выдать свой — глупость (Ф. Вольтер).
Успеха можно добиться, если приложить старания.
Искусство (какое?) говорить не каждому дано.
Отец не разрешает сыну (что?) открывать дверцу птичьей клетки.
Дети пришли (с какой целью?) посмотреть на новорожденных котят.
Глаголы выражают действие или состояние в грамматических формах вида, переходности, наклонения, времени, лица и числа и пр. Рассмотрим, какие постоянные признаки имеет глагол как самостоятельная часть речи.
Переходные и непереходные глаголы
В русском языке глаголы делят на переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет. Грамматически это выражается в их способности управлять
- формой винительного падежа существительного (местоимения) без предлога (защитить Родину);
- формой родительного падежа, обозначающей часть от целого, либо при отрицании (попробовать сока, не дождаться известия).
Все остальные глаголы, управляющие существительными с предлогами, в том числе возвратные глаголы, являются непереходными:
- стоять на пороге;
- подойти к нему;
- сомневаться.
Возвратные и невозвратные глаголы
Возвратность является постоянным грамматическим признаком глаголов. Возвратные глаголы обозначают, что действие переносится на само действующее лицо:
- улыбается, умывается, построиться;
- нестись, пройтись.
Показателем возвратности является наличие в конце слова постфикса -ся /-сь.
Вид глагола
Вид глагола — это постоянный грамматический признак слов этой части речи.
Все глаголы распределяются на две группы в зависимости от того, как протекает действие, обозначенное ими:
- глаголы совершенного вида;
- глаголы несовершенного вида.
Глаголы совершенного вида связаны с достигнутым результатом действия, его началом или концом или с однократностью действия (глаголы с суффиксом -ну-). Эти слова отвечают на вопрос что сделать?
Примеры
обозначить, заиграть, капнуть
Они имеют только две формы времени:
- прошедшее (обозначил, заиграл, капнул);
- будущее простое (обозначим, отложишь, пролает).
Глаголы несовершенного вида обозначают длительное, совершающее в данный момент или повторяющееся действие и отвечают на вопрос что делать?
Примеры
рисовать, петь, танцевать
Эти слова имеют три формы времени:
- настоящее (рисует, поешь, танцуем);
- прошедшее (рисовал, пел, танцевал);
- будущее сложное (буду рисовать, будешь петь, будут танцевать).
Спряжение глаголов
В зависимости от личных окончаний в русском языке различают I и II спряжение глагола.
Личные окончания глаголов I спряжения | ||||
Лицо | Окончания | Примеры | ||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | |
1-е | -у (-ю) | -ем (-ём) | иду, узнаю | идем, узнаем |
2-е | -ешь (-ёшь) | -ете (-ёте) | идешь, узнаешь | идете, узнаете |
3-е | -ет (-ёт) | -ут (-ют) | идет, узнает | идут, узнают |
Личные окончания глаголов II спряжения | ||||
Лицо | Окончания | Примеры | ||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | |
1-е | -у (-ю) | -им | славлю, научу | славим, научим |
2-е | -ишь | -ите | славишь, научишь | славите, научите |
3-е | -ит | -ат (-ят) | славит, научит | славят, научат |
Глаголы «хотеть» и «бежать» относятся к разноспрягаемым глаголам. Часть личных форм имеют окончание первого спряжения, часть второго:
Лицо | Хотеть | Бежать | ||
---|---|---|---|---|
Ед. число | Мн. число | Ед. число | Мн. число | |
1-е | я хочу | мы хотим | я бегу | мы бежим |
2-е | ты хочешь | вы хотите | ты бежишь | вы бежите |
3-е | он хочет | они хотят | он бежит | они бегут |
Глаголы «есть», «дать» имеют особые личные окончания.
Перейдем к непостоянным признакам глагола.
Наклонение
Глаголы употребляются в формах трех наклонений:
- изъявительного
- повелительного
- условного
Изъявительное наклонение обозначает, что действие рассматривается как реальный факт. Оно может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют формы всех трех времен:
- стелет (наст.);
- стелил (прош.);
- будет стелить (буд.)
У глаголов совершенного вида существуют формы двух времен:
- спросил (прош.);
- спросит (буд.)
Этим изъявительное наклонение отличается от других наклонений, у которых нет категории времени.
Повелительное наклонение выражает побуждение к действию в виде просьбы, совета, приказа, пожелания. Глагол в повелительном наклонении отвечает на вопросы что делай (те)? что сделай(те)?
Отнеси, пожалуйста, ей чашку чая.
Немедленно закрой дверь!
Присядь-ка на минутку!
Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и или нулевого суффикса от основы настоящего (будущего времени). Глаголы в форме повелительного наклонения имеют формы единственного и множественного числа:
- ползти — ползут — ползи, ползите;
- сидеть — сидят — сядь, сядь те.
Условное (сослагательное) наклонение обозначает, что действие возможно при определенных обстоятельствах.
Если ты не поддержала бы меня в тот момент, вся наша затея закончилась бы полным провалом.
Условное наклонение глагола образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени. Глаголы в форме условного наклонения изменяются по родам и числам:
- обнадёжить — обнадёжил бы;
- обнадёжила бы;
- обнадёжило бы;
- обнадёжили бы.
Категории времени эти глаголы не имеют.
Время у глаголов
Время — это непостоянный признак глагола. Различают настоящее, прошедшее и будущее время только у глаголов в форме изъявительного наклонения:
- пишу, пишем, пишете;
- писал, писала, писали;
- будет писать.
Настоящее время выражается посредством личных окончаний глаголов (-ю, ешь, -ет и пр.) и обозначает действие, которое совершается в этот момент или как постоянное свойство предмета:
- мальчик рисует;
- серебро плавится;
- Земля вращается.
Прошедшее время глагола указывает, что действие уже состоялось. Формы прошедшего времени образуются прибавлением суффикса -л- к основе неопределенной формы и окончаний рода и числа:
- красить — красил ;
- указать — указала;
- составить — составило;
- решить — решили.
Будущее время обозначает, что действие совершится после момента речи о нем. Формы будущего времени бывают простые и сложные. Простое будущее время имеют глаголы совершенного вида с приставкой:
- написать — напишу;
- оповестить — оповестим.
Сложное будущее время глаголов несовершенного вида образуется с помощью вспомогательного глагола «быть» в личных формах и неопределенной формы:
- буду готовиться;
- будешь стараться;
- будет улыбаться и т. д.
Лицо у глаголов
Грамматическая форма лица обозначает отнесенность действия к определенному производителю. У глаголов различают три формы лица единственного и множественного числа.
Форма 1 лица выражает, что действие совершает сам говорящий (я рисую, мы рисуем).
Форма 2 лица показывает, что действие производит собеседник (ты поешь, вы поете).
Форма 3 лица обозначает, что действует тот, о ком идет речь (он плавает, они плавают).
Значение лица выражается с помощью личных окончаний в настоящем и будущем времени глаголов изъявительного наклонения и личных местоимений:
- я пишу, напишу;
- ты смеёшься, рассмеёшься;
- он зовет, позовет и т. д.
Безличные глаголы
В русском языке существуют глаголы, которые обозначают действие или состояние человека и природы, протекающее само по себе, без непосредственного деятеля. Это безличные глаголы, которые по грамматической форме совпадают с глаголами третьего лица единственного настоящего и будущего времени или среднего рода в форме прошедшего времени.
Понаблюдаем:
- нездоровится, вечереет, смеркается;
- рассвело, подморозило, запахло.
Некоторые личные глаголы могут употребляться в роли безличных:
- дятел стучит — стучит в висках;
- лес темнеет вдали — темнеет в глазах.
Морфологические признаки глагола
Подытожив исследование глагола как части речи, укажем его грамматические признаки.
Начальная форма — инфинитив.
Постоянные признаки глагола:
I. вид совершенный или несовершенный;
II. переходность
III. возвратность
IV. спряжение
Непостоянные признаки глагола:
I. Наклонение
II. время (если есть);
III. лицо (если есть);
IV. число
V. род
Синтаксическая роль глагола
Глаголы в различных грамматических формах чаще всего являются главным членом предложения — сказуемым.
Если правильно распределить время, ты многое успеешь.
Бабушка сидит на завалинке под окном.
Лучше промолчи во время спора.
Вернулся бы домой вовремя, да заблудился в лесу.
Наконец повеяло весною.
Видеоурок «Глагол как часть речи»
Заключение
Об экспрессивных возможностях русского глагола говорили многие лингвисты и писатели. Еще Н. Греч отметил, что глагол «придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».
Современные исследователи утверждают, что в глаголе, образно говоря, течет самая алая, самая артериальная кровь русского языка. Глагол во всем богатстве его семантики, со свойственными ему значениями грамматических форм и возможностями синтаксических связей, при многообразии стилистических приемов образного употребления является неисчерпаемым источником экспрессии.
Глагол — необыкновенная часть речи. В чем же заключается его сила?
Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. А протекает оно необычайно разнообразно: может совершаться длительное время (прыгать, толкать, кричать, думать, слушать), но может произойти в один момент (прыгнуть, толкнуть, крикнуть, блеснуть), может обозначать начало действия (запеть, закричать, заболеть, загреметь) или, напротив, его конец (допеть, доварить, доделать, дописать, дочитать) и пр.
Важнейшая стилистическая функция глагола в речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в речи прежде всего для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека.
Подведем итог словами К. Г Паустовского о русском языке:
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.