Рассказ о гимне россии 2 класс

история гимна россии. урок музыки 2классцель урока: познакомить учащихся с гимном россии в исторической ретроспективе.задачи урока: образовательные:показать становление гимна россии

«История гимна России». Урок музыки 2класс

Цель урока: познакомить учащихся с гимном России в исторической ретроспективе.

Задачи урока: 

образовательные:

показать становление гимна России как символа государства;

развивающие: 

развитие интереса к истории России;

формирование уважения к символам государства;

расширение кругозора учащихся о государственной символики России;

развитие навыков исполнения гимна;

воспитательные: 

воспитание гражданских чувств, чувства патриотизма через познание символов государства;

Методы: 

рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности;

сообщения учеников;

работа учащихся с наглядным материалом (тексты гимнов)

Оборудование: компьютер, проектор, экран, иллюстрации, аудиофрагменты гимнов.

.

Ход урока

Учитель музыки: — сегодня мы будем говорить об одном из государственных символов России гимне. Что такое гимн?

Учащиеся: музыкальное произведение торжественного характера, прославляющее правителя, страну. 

Уч. муз.: — правильно. Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любой суверенной страны.

История гимнов уходит корнями в самую глубокую древность — гимны возникли намного раньше, чем гербы и знамена. В истории России жанр Государственного Гимна имеет свои особенности бытования. На протяжении веков у нас не было подобных специально созданных произведений. В какой-то мере их роль играли песнопения, звучавшие во время богослужений и некоторых церемоний в присутствии русских царей. Но это были сугубо церковные гимны, исполнявшиеся в связи с церковными обрядами и, главным образом, в храмах, в таких песнопениях восхваляются Бог, Богородица, Святые, но почти никогда — страна и её предводители.

Древняя Русь получила свое богослужебное пение из Византии вместе с крещением в конце Х в. В «Повести временных лет» говорится о первых славословиях на Руси в честь Иисуса Христа.

 Музыковеды не могут четко осветить всю картину музыкального сопровождения различных торжеств в России, выходов царей и прочих государственных церемоний. Но известно, что в период создания единого Русского государства великий московский князь Иван III Васильевич создал профессиональный хор «государевых певчих дьяков». В последующие столетия этот хор исполнял духовные песнопения гимнического характера во время церковных праздников, царских величаний и других событий общегосударственной значимости.

Первое появление на Руси светских музыкальных произведений официально-гимнического характера. наблюдается в начале 18-го века во времена правления Пётра I С Указом от 11 ноября 1721 года, согласно которому Пётр I принял на себя титул «Императора и Самодержца Всероссийского», а Россия стала Империей, возникают предпосылки для создания российского Государственного Гимна.

Звучит «Знают турки нас и шведы»

1 уч: Одно из популярных произведений,   которое стало восприниматься, как своеобразный музыкальный символ могущества России это — «Марш Лейб-гвардии Преображенского полка», созданный в 20-е-30-е годы 18 века неизвестным автором. В его напеве соединены интонации петровских кантов и прусского марша. Первый текст на музыку «Преображенского марша», сочинён в 1805 году, начинался словами «Пойдём, братцы, за границу бить Отечества врагов!» Позже, уже во второй половине 19-го века, появился другой текст, начинавшийся словами «Знают турки нас и шведы». «Преображенский марш» никогда не был Государственным Гимном России. Однако он почти постоянно исполнялся при выходах императоров, на парадах, во время официальных церемоний и приёмов иностранных послов. А к концу 19-го века он стал главным маршем Российской Империи. 

Уч.муз.: В конце XVIII в. появился еще один марш всероссийского значения. Во время царствования императрицы Екатерины II (1762-1796), богатое громкими военными победами и потрясающими воображение придворными празднествами в их честь, композитором О. И. Козловским на стихи Г. Р. Державина был написан торжественный полонез «Гром победы раздавайся». Иногда его именовали по припеву — «Славься сим, Екатерина!». Впервые он был исполнен в 1791 г. Исполнение полонеза произвело потрясающее впечатление на участников праздника.

Звучит «Гром победы»

2 уч.: По обычаям того времени полонез служил первым танцем, с которого начинался придворный бал. Для каждого бала создавался новый полонез и исполнялся он лишь однажды — на следующем балу должен был звучать уже новый. Но «Гром победы» оказался слишком сильным произведением и, исполнив его один раз, забыть данный полонез навсегда оказалось невозможно.

Уч.муз.:В последующие годы «Гром победы» стал звучать в ответственные моменты важнейших придворных церемоний. (исполнялся он и в войну 1812 г., но уже с другими словами: «Гром оружий, раздавайся!. Раздавайся трубный глас, Сонм героев, подвизайся, Александр предводит вас!») Государственным гимном «Гром победы» не был, но величественный и помпезный характер этой песни так хорошо соответствовал духу екатерининского времени, что «Гром победы» стал самым ярким музыкальным символом России конца XVIII в. и нередко назывался современниками российским гимном.

3 уч.:С воцарением императора Павла I полонез «Гром победы» надолго исчезает из музыкального обихода России. Господствующее положение занимает военная музыка. Но именно при Павле I родился гимн, которому суждено было на многие десятилетия стать полуофициальным символом российской государственности. Главной задачей своего царствования Павел I считал установление в России порядка и строгой дисциплины. 

Звучит «Коль славен наш Господь в Сионе»

Уч..муз.:В своей реформаторской деятельности Павел I не упускал из виду ни больших, ни малых проблем. В частности, им была основательно переработана и строго установлена система воинских и государственных церемоний. Важнейшим событием церемоний императорской России было появление на них государя императора. Появление монарха говорило, что происходят события государственной важности, и что настал их самый ответственный, кульминационный момент. Поэтому, появление императора должно было организовываться особенно зримо и торжественно. Сигналом, который известит всех, что сейчас состоится выход монарха, могла стать только музыка, и не простая музыка, а совершенно особое музыкальное произведение, величественное, торжественное и исполняемое всегда, но только в одном случае — для встречи императора. Таким музыкальным произведением по воле Павла I стал духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» написанный великим русским композитором XVIII в. Д. Ф. Бартнянским на слова поэта и одновременно важного чиновника, куратора Московского Университета, действительного тайного советника М.Н. Хераскова.

В течение XIX в. гимн «Коль славен» непременно исполнялся во время торжественных церемоний несветского характера: крестных ходов, церковных праздников и парадов.

Все вышеназванные произведения гимнического характера не являлись официальным гимном, хотя в разное время отчасти выполняли его функции, почитались и были любимы в России.

4 уч.: В XIX веке потребность в Государственном Гимне Российской Империи стала очевидной. И вскоре Россия обрела музыкальный символ государственности.

 После Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии, в сентябре 1814 года открылся Венский Конгресс. 14 сентября 1815 года Александр I подписал акт об основании Священного союза. Вскоре был создан Четверной союз  — России, Великобритании, Австрии и Пруссии. Целью обоих союзов было противодействие революционным движениям в странах Европы.

Звучит «Боже, Царя храни!» («Молитва русских»)

  Дабы подчеркнуть единство и согласие членов Священного и Четверного союзов, было предложено ввести в странах-участницах единый Государственный Гимн. Таким гимном был избран Гимн Великобритании.

Уч.муз.:В 1816 году Александр I повелел исполнять в России английский гимн как государственный. Автор — английский поэт и композитор Генри Кэри. Русский текст гимна составил Василий Андреевич Жуковский (В 1815 г. В.А. Жуковский написал стихотворение под названием «Молитва русских», посвященное Александру I.). Его вариант начинается почти теми же, что и у Кэри, словами — «Боже, Царя храни!» С текстом Жуковского «Молитва русских» английский гимн был музыкально-поэтическим государственным символом Российской Империи с 1816 по 1833 год.

Первый официальный гимн Российской империи был создан при императоре Николае I. (В 1833 г. император Николай I сообщил начальнику Собственной Его Величества канцелярии генералу А. Х. Бенкендорфу свое желание заменить английскую музыку новым гимном. Николай I, занявший престол после смерти Александра I, был патриотом нашей страны, искренне и глубоко любил Россию, глубоко ценил своеобразие русской культуры и искренне верил в созидательную силу своего народа. Он был крайне заинтересован вопросом о российской государственной атрибутике, укреплении ее, придании веса монархическим символам. Именно поэтому Николай I не желал воспринимать в качестве государственного гимна иностранную музыку и повелел, чтобы новый гимн был создан русскими композиторами в российских музыкальных традициях).

Автором музыки царь выбрал близкого и преданного ему человека — А.Ф. Львова, хотя мог выбрать русского композитора номер один — М.И. Глинку. (Существует версия, что был устроен некий негласный конкурс, в котором победил гимн А.Ф. Львова на слова В. А. Жуковского «Молитва русского народа»).

Уже прослушали «Боже, Царя храни!» («Молитва русских»)

5 уч.: Первое публичное исполнение «Молитвы русского народа» состоялось в Москве 11 декабря 1833 г. Произведение должно было служить финалом большого музыкального спектакля, причем в афишах ни словом не упоминалось о том, что «Молитва русского народа» создана авторами по заданию царя в качестве нового государственного гимна России. Исполнял хор Московских императорских театров в сопровождении сводного военного оркестра. (Вот как описывала на следующий день первое представление «Молитвы русского народа» одна из московских газет:  «Не могу описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все, и мужчины, и дамы слушали ее стоя; сначала «ура», а потом «форо» загремели в театре, когда ее пропели. Разумеется, она была повторена».)

6 уч.: Повторное исполнение «Молитвы русского народа» 14 декабря вызвало еще более восторженные отзывы. Узнав о них, Николай I принял решение об официальном утверждении нового гимна: 25 декабря 1833 г. гимн впервые прозвучал на государственной церемонии. 31 декабря — в последний день 1833 г. — был официально отдан приказ по войскам гвардии, которым «Молитва русского народа» под новым названием «Боже, царя храни!» официально утверждалась в качестве российского государственного гимна

Уч.муз.: В 1908 г. было торжественно отпраздновано 75-летие «Молитвы русского народа». Казалось, что гимн навсегда останется с нашей страной, но пришел роковой 1917 год. Николай II отрекся от престола, что сделало бессмысленным прославление его особы «народной песней». «Боже, царя храни!», величественный символ процветающей Российской Империи, распоряжением Временного Правительства был упразднён.

Почти сразу же принимаются попытки создать новый российский гимн. Высказывалось множество предложений относительно нового гимна. Ни одно из этих предложений не было принято Временным правительством и многочисленными Особыми совещаниями деятелей искусства. Более приемлемой казалась «Марсельеза».

7 уч.: Решающим фактором в выборе «Марсельезы» было желание Временного правительства продемонстрировать свою верность зарубежным союзникам: шла Первая Мировая война, основная тяжесть которой лежала на России и Франции. Новое правительство России нуждалось в зарубежной поддержке, а это было возможно только в том случае, если Россия не откажется от своих союзнических обязательств, и будет продолжать воевать с Германией. Временное правительство официально подтвердило иностранным государствам готовность продолжать войну, но, не удовольствовавшись этим, поспешило продемонстрировать свою верность союзникам и на символическом уровне, избрав в качестве государственного гимна национальную песнь союзницы-Франции.

Уч.муз.: В России «Марсельеза» известна еще со времен Наполеоновских войн, но популярной стала в середине XIX в. Интересно, что «Марсельеза», которую революционеры стали считать своим символом, очень мало похожа на французский государственный гимн. Музыка российского варианта «Марсельезы» была переработана неизвестным композитором, значительно отошедшим от оригинала, а слова написаны революционером-экстремистом П.Л. Лавровым и представляют собой даже не искаженный перевод, а совершенно самостоятельное произведение, не сохранившее никакого сходства с французским оригиналом.  

«Марсельеза» оставалась российским государственным гимном недолго — в октябре 1917 г. Временное правительство было свергнуто, и власть в стране захватили большевики. Большевики поспешили снова отменить все государственные символы — и Российской Империи, и установленные Временным правительством. Каждая революция стремиться провозгласить свою символику, сделали это и большевики — новым гимном России стал «Интернационал».

  8 уч.: Датой официального утверждения «Интернационала» в качестве государственного гимна считается 10 января 1918 г., когда «Интернационал» был исполнен на открытии высшего законодательного органа нового политического режима — Всероссийского съезда советов. (Текст «Интернационала» был написан французским поэтом-коммунаром Эженом Потье, музыку сочинил французский коммунист Пьер Дежейтер Русский перевод «Интернационала» написал в Париже, в 1902 году, поэт-любитель Абрам Яковлевич Коц.)

Уч.муз.: С русским переводом «Интернационала» произошла та же история, что и с «Марсельезой» — он был в корне переработан и очень мало походил на оригинал.

Звучит «Марсельеза» (работа по тексту)

В 1922 г., после создания Союза Советских Социалистических Республик, «Интернационал» был переутвержден как гимн нового государства. («Интернационал» как государственный гимн — уникальное явление, подобного которому не было ни в одной стране мира. Ни в тексте, ни в музыке его нет ничего национального, нет ни единого слова связанного с конкретной страной — той страной, государственным символом которой он являлся.) «Интернационал» был государственным гимном СССР 25 лет, и уступил место другому гимну, когда на нашу страну обрушилось новое тяжелое испытание.

Звучит «Интернационал» (работа по тексту)

Начавшаяся Великая Отечественная война оттеснила старые коммунистические и интернационалистические взгляды руководства страны на второй план, т.к. на первое место вышли задачи национально-государственные, которые должны были мобилизовать силы советского народа на разгром врага.

Процесс отразился и на замене «Интернационала» новым Государственным гимном СССР.

Звучит гимн СССР

9 уч.: В июле 1943 г. начала работу правительственная комиссия по созданию нового гимна, объявившая конкурс среди поэтов и композиторов. Комиссия руководила процессом создания гимна лишь номинально. Решения по ее работе — как и любые решения в СССР в то время — принимал только один человек — руководитель государства И. В. Сталин. В конце сентября 1943 г. Сталин остановил свой выбор на словах, написанных поэтами С. В. Михалковым и Г. Эль-Регистаном.

Окончательное прослушивание нового гимна СССР состоялось в Москве в Большом театре 28 декабря 1943 г. Присутствовал Сталин и все государственное и партийное руководство. Сталин остался доволен и распорядился исполнить гимн по радио в ночь с 31 декабря 1943 на 1 января 1944 г.

Уч.муз.: Новый гимн СССР стал весьма своеобразным произведением. Это действительно величественная и торжественная музыка, вполне подходящая к тому могущественному и грозному облику, который стремился придать СССР И. В. Сталин. Но в сравнении с гимнами других стран, гимн СССР имеет несколько интересных особенностей. Во-первых у него нет названия, все предыдущие гимны нашей страны имели имя собственное. Современные гимны иностранных государств также имеют названия. Гимн СССР был создан специально как гимн и впервые публично исполнялся уже после того, как состоялось его фактическое утверждение. Поэтому ему так и не дали собственного названия. (Во-вторых, гимн СССР был довольно длинным. На государственных церемониях исполнять гимн целиком было слишком долго. Отчасти по этой причине, отчасти в соответствии с международными традициями советский гимн стал чаще всего исполняться без слов — только музыка первого куплета и припева.

Эта практика позволила незаметно для многомиллионного советского народа выйти из деликатной ситуации с текстом гимна, сложившейся в 1950-60-х гг. В 1953 г. умер И. В. Сталин, и власть перешла к Н. С. Хрущеву. Хрущев объявил Сталина виновным в многочисленных преступлениях перед собственным народом, осудил культ личности своего предшественника. Между тем, в тексте советского государственного гимна были слова, вполне очевидно прославлявшего покойного вождя («Сквозь грозы сияло нам солнце свободы / И Ленин великий наш путь озарил / Нас вырастил Сталин на благо народу / На труд и на подвиг он нас вдохновил»). Гимн СССР вообще не нравился Н. С. Хрущеву, но заменить его он не решился (хотя и было создано несколько новых вариантов музыки и текста). Выход нашелся простой — с 1955 г. гимн СССР всегда и всюду исполнялся без слов.

Работа по тексту

В 1964 г. Н. С. Хрущев лишился власти. Сменивший его Л. И. Брежнев был большим любителем торжеств и церемоний. Вскоре он решил, что гимну СССР неудобно существовать без слов и отдал распоряжение об исправлении существующего текста. С.В. Михалков  переработал стихи, исключив из них имя Сталина, куплет о Красной и добавил слова о КПСС, которая «нас к торжеству коммунизма ведёт». С 1 сентября 1977 года было введено повсеместное исполнение Гимна Советского Союза с новыми словами.

10 уч.: Распад Советского Союза, кардинальные политические изменения и новые идейные ориентиры в жизни России потребовали новой Государственной символики. В конце 1993 года указом Президента Б.Н. Ельцина в качестве гимна РФ была утверждена мелодия «Патриотической песни» М.И. Глинки. Этим же указом были установлены правила исполнения государственного гимна, четко регламентировавшие, в каких ситуациях и как он должен звучать. Текста у гимна не было, хотя попытки создать его предпринимались многократно.

Звучит «Патриотическая песня»

 Уч.муз: «Патриотическая песнь» была быстро принята международным сообществом, как гимн новой независимой России. Несколько иначе принимали «Патриотическую песнь» в самой России. Единодушия здесь не было: одни считали ее достойным государственным гимном, другие были недовольны отсутствием слов, третьи, в ком еще сильна была память о советском прошлом, требовали восстановления старого гимна СССР, четвертые настаивали, что новой России нужен гимн совершенно новый, созданный композиторами и поэтами наших дней.

Работа по тексту

«Патриотическая песня» как Гимн России существовала, без слов, более десяти лет.

После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь начала звучать как государственный гимн — гимн Российской Федерации. 8 декабря 2000 г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря — Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин. Слова гимна написал уже известный С.В. Михалков. Возвращение музыки советского гимна в обществе было воспринято неоднозначно, однако мелодия достаточно знакома «на слух» и легко воспроизводится, что для гимна немаловажно. Как писал когда-то В.Я. Брюсов, главное — чтобы гимн мог спеть любой живущий в нашей стране человек.

Звучит гимн России (в исполнении учащихся)

Конспект урока музыки во 2 классе

по теме «Символы России. Гимн России».

Раздел программы: «Россия – Родина моя» по программе «Музыка. 1 – 4 классы» авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной (музыкально-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского).

Класс: 2.

Тема урока: «Символы России. Гимн России.»

Тип урока: урок изучения нового материала с применением компьютерных технологий.

Жанр урока: тематический.

Вид урока: комбинированный урок.

Технология: личностно-ориентированная

Время проведения: третий урок по теме «Россия – Родина моя» во 2 классе.

Цель:

обучающая:

— сформировать представление о государственной символике Российской Федерации (Государственный гимн Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный флаг Российской Федерации),

— познакомить учащихся с символами (гербом и флагом) городского округа Балашихи;

развивающая:

— развить логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей;

мотивационная:

— побудить интерес к изучению традиций своей страны.

Задачи:

образовательные:

— сформировать представление о государственной символике РФ;

— обучить правильному прослушиванию гимна РФ;

воспитательные:

— развить чувство гордости за свою Родину;

— сформировать этические нормы поведения;

— возбудить интерес к поиску музыкальных примеров, являющихся «визитными карточками» различных стран;

развивающие:

— заинтересовать и побудить детей к поиску мест и событий, где встречается государственная символика РФ (флаг, герб и гимн);

— научить вычленять завершенную музыкальную и поэтическую мысль в звучании произведения;

— развить музыкальную отзывчивость на Государственный гимн России;

— на основе чувственных ощущений научить отличать разное качество исполнения музыки.

Методы и приемы:

1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

а) создание ситуации успеха в учении;

б) разъяснение;

в) поощрение и порицание ученика.

2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесные (рассказ, беседа);

б) наглядные (демонстрация);

в) практические (упражнения);

г) репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному);

д) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя).

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

а) методы устного контроля и самоконтроля в обучении;

б) методы письменного контроля.

Ход урока

1 слайд

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь.

2. Мотивационное начало урока. Постановка темы и цели урока.

Учитель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

Мы живем в России. Каждая страна имеет свои символы, свои эмблемы. Знать и понимать их значение – долг каждого гражданина.

2 слайд

3. Изучение нового материала. Объяснение темы урока.

Учитель: Какие государственные символы вы знаете? (Гимн, влаг, герб.)

3 слайд

Флаг России.

У каждого флага своя история, своя судьба. Впервые бело-сине-красный флаг появился еще в XVII веке, когда был построен первый русский военный парусник и возник вопрос, какой флаг поднимать на корабле, ведь все суда плавают под флагами своих стран. Точно вид того флага неизвестен, однако, именно тогда был определен порядок нашего триколора: белый, синий, красный.

Вид флага постоянно менялся. Когда советские солдаты победили фашистов, над Берлином – столицей Германии – поднялось наше Красное знамя. Теперь Государственным флагом России стал бело-сине-красный флаг.

Принято считать, что белый цвет символизирует цвет свободы и независимости ,синий — верность и честь, красный цвет – мужество, державность.

Учитель: Где вы по телевизору видели флаг РФ?

(на зданиях Администрации Президента РФ; Центрального банка РФ; военных кораблях и судах;

в рабочем кабинете Президента РФ).

4 слайд

Подъем российского флага обычно сопровождается исполнением государственного гимна России, что обычно происходит в рамках крупных государственных мероприятиях с участием первых лиц государства, эта церемония знаменует величие государства и его истории.

5 слайд

А где вы видели Государственный герб РФ? ( на государственных документах (паспорт и др.); в рабочем кабинете Президента Российской Федерации; на боевых знаменах воинских частей.)

Где вы видели ещё изображение герба?( На монетах. )

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

6 слайд

Гимн – музыкально-поэтическое произведение. Исполняется во многих торжественных случаях, ежедневно транслируется по телевидению и радио перед началом и по окончании вещания, в новогоднюю ночь — после боя часов на Спасской башне Московского Кремля в 24 часа.

Когда и где звучит гимн?

— во время церемоний встреч и проводов посещающих Российскую Федерацию с официальными визитами глав иностранных государств;

— во время проведения воинских ритуалов;

— при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Учитель: В каких ещё случаях звучит гимн?

— при вступлении в должность Президента РФ – после принесения им присяги;

— во время официальной церемонии подъема Государственного флага РФ;

— при открытии памятников;

— при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам РФ.

7 слайд

Учитель: Как нужно слушать гимн?

— при официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов;

— в случае, если исполнение Государственного гимна РФ сопровождается поднятием Государственного флага РФ, присутствующие поворачиваются к нему лицом.

8 слайд

Государственный гимн РФ – это музыкально-поэтическое произведение возвышенного характера. Слова Гимна – патриотичны; музыка – торжественна и вдохновенна.

Прежде чем просмотреть клип гимна, давайте мы с вами побудем создателями этого клипа.(Учитель задает вопросы, ответы записывает на доске).

-Портреты каких известных людей вы бы показали в своем клипе?

-Какие знаменитые архитектурные памятники вы показали бы здесь?

-Какие великие исторические события могли бы отразиться в клипе?

-Что нужно обязательно показать в клипе?

Порассуждав на эти темы, следует просмотр видео Расторгуев Гимн. (Слушание гимна России.)

Учитель: Гимны возникли намного раньше, чем гербы. Древнейшие гимны были сложены в Египте и Месопотамии. За всё время существования России было создано несколько гимнов.

В марте 2001 г. был утвержден новый Государственный гимн РФ. Автор нового текста – С. В. Михалков. В качестве музыкального сопровождения принята мелодия бывшего гимна СССР, написанного А.В. Александровым.

9 слайд

Учитель: Ребята, знаете ли вы, что каждый город имеет свои символы: флаг, герб, гимн. Взгляните на герб нашего родного города.

Герб имеет традиционную форму гербов русских городов и включает в себя два основных цвета — красный и синий, по цвету флага Российской Федерации.

Что означает каждый предмет?

Ветка дереваотражает зеленую зону Подмосковья, так как Балашихинский район относится к лесопарковому защитному поясу Москвы.

Шестерня и циркуль -промышленность и наука, являющиеся основными градообразующими характеристиками округа. 
Серебряное остриё с чёрной каймой –железнодорожные пути уходящих за горизонт.

Остриё (пирамида) – символ знания, стремления к совершенству. 
Солнце – символ возрождения, жизни, силы, стойкости. 
Дуга с колокольчиком — старинный торговый путь , проходящий через территорию округа.
Красный цвет – символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника.

10слайд

Флаг Балашихи. Символика флага городского округа Балашиха и города Балашиха разработана на основании современного герба городского округа Балашиха и города Балашиха. Красный цвет символ жизнеутверждающей силы, мужества, праздника и красоты. Желтая полоса по краю флага показывает то, что городской округ Балашиха и город Балашиха расположены вдоль исторического Владимирского тракта, идущего на восток России.

11 слайд

Просмотр видео песни-гимна «Я с тобой навсегда, Балашиха»

12-18 слайд

Изображения в презентации (фото):

Красная площадь; Кремль с Москвы-реки; Храм Христа Спасителя; МГУ им. Ломоносова;

Поклонная гора; поднятие Государственного флага РФ при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований; Большой Кремлевский дворец; Храм Василия Блаженного; Большой театр; Кремль.

4. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного. (Первичное осмысление и применение изученных знаний).

Вопросы к учащимся:

1. Учитель: Ребята, кто автор слов Государственного гимна Российской Федерации?

Учащиеся: Сергей Владимирович Михалков.

2. Учитель: Как называет Сергей Михалков Россию в гимне?

Учащиеся: Священная наша держава; любимая наша страна;

Одна ты на свете! Одна ты такая,

Хранимая Богом родная земля!

(Повторить с учащимися ответ несколько раз, можно цепочкой, хором и др.)

3. Учитель: Что является достоянием России на все времена?

Учащиеся: Могучая воля, великая слава.

4. Учитель: Где раскинулись наши леса и поля?

Учащиеся: От южных морей до полярного края.

5. Учитель: Каким называется Отечество в гимне?

Учащиеся: Отечество наше свободное, братских народов союз вековой.

6. Учитель: Что дает нам силу?

Учащиеся: Нам силу дает наша верность Отчизне.

7. Учитель: Откуда берется мудрость?

Учащиеся: Предками данная мудрость народная.

8. Учитель: Какой «простор для мечты и для жизни грядущие нам открывают года»? Грядущие – значит, будущие.

Учащиеся: Широкий простор.

9. Учитель: Гордимся ли мы своей страной?

Учащиеся: Мы гордимся тобой!

10. Учитель: Сколько куплетов в песне?

Учащиеся: 3 куплета.

11. Учитель: Есть ли в гимне повторяющийся припев?

Учащиеся: Есть.

12. Учитель: Какие слова звучат в припеве гимна?

Учащиеся: Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

(Повторить с учащимися ответ несколько раз, можно цепочкой, хором и др.)

13. Учитель: Какая музыка звучит при исполнении Гимна РФ?

Учащиеся: Торжественная, величественная, вдохновенная.

5. Домашнее задание.

1 вариант: Нарисовать российский флаг или герб;

2 вариант: Придумать 1 куплет гимна своего класса. (Эту работу можно начать на уроке). Сначала выяснить, о чем (о ком) пойдет речь в стихотворении. Придумать рифму к 1 строчке. Вместо еще не придуманных слов говорить «тра-та-та». Позже слова присочинить, напомнив идею стиха).

6. Подведение итогов урока.

Учитель оценивает работу класса и называет учащихся, отличившихся на уроке.

Спасибо за урок. До свидания!

В настоящее время всё больше говориться о воспитании у детей дошкольного возраста культуры гражданственности. Это понятие гораздо шире, чем гражданское воспитание.

Оно включает в себя:

  • Патриотическое воспитание.
  • Отношения между людьми.
  • Поведение граждан.
  • Воспитание чувств собственного достоинства.
  • Знакомство с культурой и историей страны через язык символов.
  • Воспитание причастности к судьбе своей Родины.

Приобщение детей к Государственной символике – одна из приоритетных задач воспитания. Она решается в каждом дошкольном учреждении.

Как же научить ребёнка уважительно относиться к символике, понимать и осмысливать символы, их значения и образы?

Сделать это не просто. В дошкольном возрасте для ребёнка характерны кратковременность интересов и неустойчивое внимание. И лишь неоднократное обращение к одной и той же теме, с использованием разнообразных методов и приёмов, могут способствовать длительному сохранению интереса.

Китайская мудрость гласит:

«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь».

Для того чтобы символы всегда были на виду у детей, у нас в группе созданы уголки «Моя Россия», «Мой город».

Я расскажу о том, как мы знакомим детей с одним из символов нашего государства — Гимном России.

Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально – поэтическое произведение, Главная песня. Обращаю внимание на слова песни, в которой отражены любовь к Родине, красоте её природы, гордость за страну, надежды на будущее. Обращаясь к личному опыту детей, предлагаю вспомнить моменты, когда они слышали Гимн.

Знакомство с самим гимном провожу поэтапно:

1. Люди, создавшие гимн.

Все дети знают и любят такие произведения для детей, как:

  • «Дядя Стёпа».
  • «А что у вас?»
  • «Праздник непослушания».
  • «Мой щенок» и д.р.

Знают, что автором этих замечательных книг является детский писатель Сергей Михалков.

Какого же их удивление, когда они узнают, что их любимый «Дядя Степа» написал слова Гимна;

(мы тем самым расширяем представление о людях разных профессий, о значимости труда одного человека для общества, для всего государства).

Гимн – это песня, а, в старшем дошкольном возрасте дети знают, что в песне кроме слов, есть музыка. Рассказываю детям, что музыку для Гимна написал композитор, организатор и руководитель единственного во всём мире Ансамбля песни и пляски Российской Армии, Александр Александров.

Просматривая слайды об этом ансамбле, мы углубляем знания детей о Российской Армии, а учитывая региональный компонент, воспитываем чувство гордости к Армии, интерес к людям военной профессии.

Гимн есть у каждого государства. Наш новый гимн родился в канун нового года, в канун нового века.

Рассказываю детям,

2. Как слушают ГИМН:

  • Исполняют и слушают гимн стоя, повернув голову в сторону флага.
  • Мальчики и мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь.
  • Слушают гимн молча или подпевая.

Объясняю, что во время официального исполнения Гимна нельзя сидеть или лежать.

Каждый день в нашей стране начинается и заканчивается Гимном, который звучит по радио и телевидению.

В каких же случаях ещё исполняется гимн?

3. Гимн и правительство:

  • При поднятии Государственного Флага.
  • Во время встречи глав государств.
  • Во время новогоднего обращения президента к народу.
  • На заседании государственной думы.
  • При вручении государственных наград.
  • На торжественных собраниях и концертах.
  • При возложении венков.
  • Во время принятия присяги.

4. Гимн и спорт:

  • Во время проведения футбольных и хоккейных матчей.
  • Открытие и закрытие Олимпийских игр.
  • На спортивных соревнованиях и чемпионатах (если побеждает Россия).

5. Гимн и молодёжь:

  • На школьных линейках, посвященных 1 сентября.
  • На выпускных вечерах в школах.
  • На выпускных вечерах в военных училищах.
  • Во время проведения молодёжных форумов.

Очень важно дать детям почувствовать, что они являются частью огромной и богатой страны, что они граждане России.

Одним из условий эффективности работы по ознакомлению детей с символами, с Гимном, — просвещение родителей.

(Если семья адекватно понимает происхождение символов, то и у ребёнка сформируется положительное отношение к ним.) Проводим для родителей консультацию «Символы нашей страны».

Вместе с ними оформляем выставку «Россия – любимая наша страна ». В своих рисунках дети отображают содержание текста гимна, как они его понимают.

Обычно, пока жизнь идёт своим чередом, люди не очень часто вспоминают о государственных символах, не ходят ежедневно по улицам с флагами, не любуются гербом, и, собираясь вместе, не поют Гимн России, поют другие песни.

Но если появляется серьёзная, угрожающая опасность (пример войны) или случается наоборот, всеобщая радость (сборная России по футболу стала чемпионом) вот тогда видно, что именно Государственная символика, и есть, то самое, что помогает гражданам России почувствовать общность, единство, то есть сплотиться в одно целое. Люди выходят на улицы с государственным флагом, и даже со слезами на глазах могут спеть Гимн России. Дети становятся участниками многих событий окружающей жизни и то, что в них было заложено в детстве, обязательно даст свои положительные ростки, поможет стать настоящим гражданином, научит не только любить Россию, но и заботиться о ней. Научит уважать ее символику и законы, гордиться могуществом Российской державы, то есть стать настоящим россиянином.

Государственные символы России – это отличительные знаки страны, которые представляют РФ внутри и за её пределами. Поскольку в гербе, флаге и гимне выражается суверенитет страны и её многовековая история, законодательство Российской Федерации берёт их под свою охрану. Дети знакомятся с основными знаками ещё с начальной школы. В этой статье кратко рассказывается о главных символах. Информация нужна учащимся младших классов.

Государственный герб

Герб – это эмблема, созданная в соответствии с требованиями геральдики, которая служит отличительным знаком для семьи, рода, династии, города или целой страны. На гербе российского государства отражается его история и культура.

Герб России

Современным гербом страны является изменённое изображение, существовавшее ещё в годы правления Александра II. На гербе Российской Федерации орёл с двумя головами, смотрящими в разные стороны, держит скипетр и державу, являющиеся знаками власти, а также единства всего государства. Орёл с двумя главами ещё со времён Римской империи ассоциируется с властью. Россия переняла эту традицию у Византии, которая была преемником Рима.

Но в российском варианте орёл дополнен и другими деталями. Над головами орла расположены три короны. Они во времена Петра I обозначали его власть над целой страной и отдельными её частями и сейчас по-прежнему означают единство российской власти. 

Значок, на котором всадник одерживает победу над драконом, находится на груди орла. Это является символическим изображением борьбы доброго начала со злым и защиты своей Отчизны от зла. Герб содержит в себе продолжение традиции разных исторических эпох в новом тысячелетии и выглядит торжественно.

Флаг России — описание и значение цветов

Хотя современный триколор возник при Алексее Михайловиче, Пётр Великий может считаться основателем этой традиции. Он перенял с Запада трёхцветную композицию флага. Когда короновали Елизавету, был создан флаг с чёрной, жёлтой и белой полосками, употреблявшийся помимо бело-сине-красного. Но при Александре Третьем, в 1883 году, разрешался только старый триколор. 

Во время Гражданской войны этот флаг символизировал движение Белых. Оппозиционные организации эмигрантов использовали этот флаг в то время, как в СССР было красное знамя. После распада СССР этот красивый триколор торжественно взмыл над Белым домом.

Российский флаг

Сейчас отсутствует официальная расшифровка цветов. Но версий есть много. Наиболее распространена версия, согласно которой белый цвет указывает на благородные свойства души и человеческую искренность, синий – на честное поведение, сохранение верности и целомудренную жизнь, а красный – на отвагу и щедрость.

По другой версии, белый цвет связан с Белоруссией, синий – с Украиной, а красный – символ Великой Руси, собственно России, всё вместе говорит об единстве этих народов. Но профессиональные геральдисты считают оба толкования просто эмоциональной трактовкой на уровне высоких чувств гордости за страну. Комиссия, работавшая при Николае II, трактовала синий и красный цвета как цвета народных костюмов, а белый обозначал холодную зиму.

Без флага невозможно представить себе ни один из военных парадов и государственных праздников.

Гимн России — текст, история написания

Современный гимн России ведёт свою историю ещё со времён Великой Отечественной войны. В первый день 1944 года прозвучала песня со словами С. В. Михалкова и Эль-Регистана. Это произведение стало гимном, исполнявшимся на всех торжествах. После распада СССР Сергей Михалков изменил слова этого гимна и положил их на музыку А. В. Александрова. 

В 2001 г. этот текст с одобрения Президента утвердили официально.

Гимн РФ

По закону РФ, к гимну надо относиться с почтением. Первоначально после перестройки планировалось написать гимн на музыку Михаила Глинки, но ни один из многочисленных предложенных текстов не подошёл, несмотря на то, что со всей страны прислали почти шесть тысяч разных текстов. Поэтому лучшим вариантом стал тот гимн, который используется сейчас. В тексте гимна говорится о национальном единстве государства, его величии, а также о необъятных просторах русских земель и надежде на будущее.

Неофициальные символы России

Неофициальные символы – это вещи, которые ассоциируются со страной в повседневном быту. Среди этих символов можно упомянуть дерево – берёзу, цветок – ромашку, животное – медведя. Они изображаются на открытках, когда надо обозначить в общих чертах русскую природу. 

Медведь береза балалайка

Берёза – дерево, увидев которое, русский на чужбине сразу вспоминает о своей стране. Медведя, обитающего на просторах России, знает весь мир.

Среди культурных символов можно назвать Красную площадь, матрёшку, варежки, самовар, посуду с росписью гжель или хохлома, балалайку. На Руси пили чай из самовара по несколько раз в день, дети собирали и разбирали матрёшки, музыканты играли на балалайке, и всё это создавало национальный колорит, совершенно неповторимый. 

Хохлома

Хохлома и гжель представляют собой роспись, в которой на картинках отражается целый культурный багаж русского народа, включая сказочных птиц, русские узоры и другие романтичные черты русского прикладного искусства. Эта традиция существует уже много веков.

Зачем нужны символы государства

Символы государства нужны для того, чтобы указывать на его суверенитет и представлять его во всех внутренних и внешних отношениях. Спортсмены чувствуют гордость, когда они побеждают на соревнованиях и в воздух взвивается флаг их страны, а на всём стадионе звучит гимн. Тогда весь мир обращается мыслями к этой стране, и люди вспоминают о том, что они слышали о Красной площади, русской зиме, великодушных русских людях и многом другом. В посольствах любой страны за рубежом невозможно обойтись без флага, который гордо реет над крышей здания и даёт понять, что с этой страной надо считаться.

Итак, государственные символы являются отличительной чертой страны. В них отражается история и культура всей нации. Поэтому к символам государства надо относиться уважительно.

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

— владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка.

Приветствие учащихся.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.

— Проверим готовность к уроку.

— Почему это важно?

Сегодня, друзья, мы услышать должны

Главную музыку нашей страны.

Она называется коротко «Гимн»,

Мы каждое утро встречаемся с ним!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»

Постановка учебной проблемы

Предметные:

— называть государственную символику.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

точно и полно выражать свои мысли

Предлагает прочитать тему урока и сформулиро­вать учебную задачу

— Сегодня речь пойдёт о музыкальном символе нашего государства. Что значит символ?

Какие вы знаете государственные символы России?

— Правильно. Обойтись без них невозможно: они используются в государственных учреждениях, морских и космических кораблях, самолётах. Без государственной символики не обходится ни одно знаменательное событие.

— Гимн является музыкальным символом любого государства. Можно сказать, что гимн это главная песня страны. А можете сказать почему?

— Да, на всех перечисленных вами мероприятиях исполняется разная музыка. Но только одна песня исполняется по-особому.

Обучающиеся предлагают формулировки учебной задачи

Это знак отличия.

— Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн.

— Наверно, гимн исполняется на каких-нибудь торжественных праздниках, на Новый Год, на спортивных соревнованиях, военных парадах.

Формулирование проблемы, планирование

Личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

— определять последовательность действий на уроке.

— Так что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

— Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, что такое гимн?

— По какому плану будете работать?

1. Что такое «гимн».

2. Какой характер музыки гимна РФ?

3. Кто авторы гимна?

4.Чем гимн отличается от других произведений о Родине?

— Для чего все это вам нужно знать?

— Почему гимн – главная песня страны.

— Да

Обучающиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на неточность высказываний.

Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

Задачи фиксируются.

— Важно знание символов РФ, потому что Россия – наша Родина, мы маленькие граждане своей страны.

Предметные:

— знать отличительные особенности песни-гимна;

— знать слова 1 куплета гимна РФ;

— владеть правилами поведения во время исполнения гимна РФ;

— знать авторов гимна РФ;

— уметь исполнять гимн коллективно в хоре.

— Гимн — греческое слово, обозначает торжествен­ную песню, прославляющую легендарных героев и богов. В дальнейшем так стала называться хвалеб­ная песнь, в которой воспевалось какое-либо явле­ние, лицо, событие.

— Государственный гимн — это отражение и истории государства, и характера народа, и его жизни. Согласитесь, ребята, много разных песен создаётся народом, но именно в гимне должно воспеваться всё самое лучшее, что есть у этого народа и государства.

Организует работу с фрагментами нотного и ли­тературного текстов в учебнике (стр. 14-15).

Какими чувствами наполнены слова гимна России?

— Конечно, ребята, слушая наш гимн, ощущаешь чувство единства, патриотизма, уважения к богатой истории нашей страны.

— Не сомневаюсь, что Гимн России вы часто слышали, но я предлагаю его ещё раз прослушать и потом ответить на вопрос: Какими чувствами наполнена музыка гимна России?

Слушание Гимна РФ.

— Какими же чувствами наполнена музыка гимна? Почему исполнители и слушатели в момент звучания Гимна должны стоять?

Слушают рассказ учителя.

Работают с фраг­ментами нотного и литера­турного текстов в учеб­нике.

— Чувства гордости, величия.

Учитель напоминает детям, что гимн слушают стоя, тем самым, подчёркивая важность и торжественность этой песни.

Дети встают. Слушают Гимн РФ.

-Величием, гордостью, мощью.

— Исполняют стоя в знак уважения к своей Родине, так принято.

Открытие нового знания

Личностные:

— определять общие для всех правила поведения;

— определять правила работы в коллективе;

оценивать содержание усваиваемого материала (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

— работать по плану;

— осуществлять самоконтроль;

познавательные:

— ориентироваться в учебнике;

— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

— овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

— уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

— владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

С этой музыкой взрослеем,

С этой музыкой растем.

Эту музыку по жизни

В нашем сердце пронесем!

— Давайте, ребята, исполним 1 куплет в характере, соответствующем исполнению торжественной песни.

Написал этот гимн композитор Александр Александров на слова поэта Сергея Михалкова (показывает фотографии).

— Вы знаете, ребята, но в истории России был период, когда музыка гимна была другой и исполнялась без слов. Это была «Патриотическая песня» русского композитора XIX века М.И. Глинки

(показывает слайд с портретом М. И. Глинки)

— Давайте послушаем тот гимн и сравним звучание современного гимна с музыкой М.И. Глинки.

— В чем сходство и отличие этой музыки от гимна России?

Работают в рабочей тетради (стр. 4-5).

Дети встают. Исполняют 1 куплет Гимна РФ.

Рассматривают фотографии А. Александрова и С. Ми­халкова.

Рассматривают слайд.

Дети слушают «Патриотическую песню»

М.И. Глинки.

Дети делятся своими впечатлениями, отмечают общий характер звучания.

— Кроме государственных символов России есть у русских людей и другие дорогие их сердцу, любимые и почитаемые символы. Это и Московский Кремль, и Красная площадь, и Храм Христа Спасителя, Большой Театр оперы и балета

Организует работу с учебником (стр. 14-15).

Физкультминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде раз,

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде два.

Лёгкие шажки – раз, два, три,

Лёгкие прыжки – раз, два, три,

Вот и вся зарядка – раз, два, три,

Мягкая посадка – раз, два, три.

— Россия – наша Родина. А что для вас значит понятие «Родина»? За что вы её любите?

— Современные композиторы, проявляя уважение к своей Родине, к России пишут песни о Родине специально для детей. Давайте вспомним песню Г. Струве «Моя Россия»

(включает видеоклип с фонограммой минус 1)

— Скажите, с чем и кем сравнивает автор Россию?

Учитель организует работу в группах: раздает в конвертах разрезанные пословицы:

«Родина – мать, умей за неё постоять»

«Одна у человека мать, одна у него и Родина»

«Если дружба велика, будет Родина крепка»

«Родина – мать, чужбина — мачеха»

«Человек без Родины, что соловей без песни»

Работают с учеб­ником.

Выполняют небольшие упражнения.

Родина – это страна, где мы живём. Родина-место, где мы родились, выросли, где живут наши мамы и папы, дедушки и бабушки, жили наши прадеды и прабабушки.

Поют песню Г. Струве «Моя Россия».

Высказывают свое отношение к песне.

— Каждая группа собирает разрезанную пословицу, а потом объясняет ее смысл.

Применение нового знания

Предметные:

— называть авторов гимна РФ;

— уметь называть характер музыки гимна;

— уметь отчетливо вслух произносить слова 1 куплета и припева гимна РФ.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

— отличать верно выполненное задание от неверного;

— осуществлять самоконтроль;

познавательные:

— осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-Интересный наш урок.
Он пойдет ребятам впрок.
А о символах страны
Все ребята знать должны.

Предлагает ответить на вопросы:

Ребята, кто автор слов Государственного гимна Российской Федерации?

— Как называет Сергей Михалков Россию в гимне?

Сколько куплетов в песне?

Есть ли в гимне повторяющийся припев?

Какие слова звучат в припеве гимна?

Какая музыка звучит при исполнении Гимна РФ?

Сергей Владимирович Михалков.

Священная наша держава;

Любимая наша страна;

Одна ты на свете!

Одна ты такая,

Хранимая Богом родная земля!

(Повторить с учащимися ответ несколько раз, можно цепочкой, хором, группами).

3 куплета.

Есть.

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

(Повторить с учащимися ответ несколько раз, можно цепочкой, хором, группами).)

Торжественная, величественная, вдохновенная.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные:

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

— осуществлять самоконтроль;

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

— Какая задача стояла перед нами?

— Кто справился с задачей?

— Кто испытывал затруднения? Почему?

— Выучите весь текст Гимна России. Объясняет содержание и способы выполнения до­машнего задания.

— Оцените свою работу на уроке.

— Сейчас я каждому раздам лепесток ромашки, на котором надо написать слово, которое у вас ассоциируется со словом «Родина».

— Прикрепите на доску к сердцевине ромашки свои лепестки.

Отвечают на вопросы учи­теля

Слушают объяснение учи­теля.

Заполняют лепестки.

Дети по очереди прикрепляют лепестки.

1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. 2 класс. — М.: «Просвещение», 2015.

2. Музыка: Энциклопедия. – М.: «ОЛМА — ПРЕСС», 2001.

3. Голованова М., Шергин В. Государственные символы России. – М.: «Росмэн», 2003.

1. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 2 класс. Кассета 1, сторона А. – М.: ОАО «Просвещение», 2008 г.

2. Фото авторов гимна:

Александр Александров — http://rusplt.ru/wins/aleksandr-aleksandrov-napisal-29588.html

3. Портрет М. И. Глинки — http://www.belcanto.ru/glinka.html

4. Видеоклип с фонограммой минус 1 на песню Г. Струве «Моя Россия» — https://www.youtube.com/watch?v=ajRXwxLRZZY

5. Пословицы о Родине — http://www.russlav.ru/aktualno/poslovitsy-o-rodine.html

  • Рассказ о герое сказки двенадцать месяцев
  • Рассказ о герое стародуме
  • Рассказ о герое иване царевиче из сказки иван царевич и серый волк
  • Рассказ о гарибальди кратко
  • Рассказ о вселенной и солнечной системы