Рассказ о героях войны из семейной хроники

Новогодний звон... медалей да, бед семья михеевых, еще перед великой отечественной войной перебравшаяся в мончегорск, пережила немало подробнее - часть

Новогодний звон… медалей

Да, бед семья Михеевых, еще перед Великой Отечественной войной перебравшаяся в Мончегорск, пережила немало (подробнее — часть 1 и часть 2)… Но были в жизни и радости. Ими делились с близкими. Из-за невозможности одарить любимых дорогими подарками, придумывали милые сюрпризы. Как раз они и врезались в память…

Свои воинские награды братья Анастасии (мама нашей рассказчицы — Светланы Молчановой, — ред.) — Клавдий и Валентин Михеевы — однажды использовали нестандартно. И тот случай буквально врезался в память Светланы Федоровны:

— Мне, наверное, года три было, когда на Новый год они поставили мне елочку. Крошечную, меньше меня ростом. А ночью в комнате было светло: народу много — в туалет шлепать надо по ночам, и, чтобы не запнуться, оставляли свет. Я проснулась. Смотрю, елочка наряжена медалями! Других украшений не было… Я ее за макушечку взяла, и… этот звон медалей необычный у меня до сих пор в ушах стоит. Возьму елочку, переставлю ее и вокруг попляшу. А мамин брат за мной тихонечко наблюдал. Потом рассказывал, как я ночью приплясывала.

Еще много лет после Великой Отечественной войны игрушки для детей мастерили сами. Санька, предпоследний брат Аси (Анастасии), соорудил для племянницы грузовик на подшипниках. От невозможности влезть в кукольную кабину самой Свете было горько и обидно. И эту печаль она помнит до сих пор. А однажды в ее жизни появился настоящий целлулоидный пупс! Правда, ненадолго.

— Когда мама везла из Ленинграда электрочайник (тот самый, из-за которого сгорело все нехитрое имущество Михеевых) через нее в Мончегорск передали для кого-то пластмассовую куклу. Я вцепилась в нее. Мы спать завалились вместе. Пока спала, куклу забрали. Утром, я, наверное, рев закатила. Потому что мама при первой возможности тоже через кого-то заказала большого пупсика. Стояла зима. Печка топилась. Пупс в моей игре, видимо, «замерз», я решила его согреть. Головой к печке прислонила, и тут… пламя выше печки — пуффф! А в руке у меня только кусочек ноги остался. Помню этот момент очень четко, — вздыхает собеседница.

Капремонт по-советски

Приятные моменты дарить умело советское государство. Светлана Федоровна вспоминает времена, когда дома во время капитального ремонта модернизировались. Тогда в домах и квартирах выполнялась перепланировка, менялись перекрытия и прочее. А пока шел ремонт, жильцам предоставляли временное жилье. Как правило, в бараках, которые так и называли — «переселенческие».

— Наш дом 12а по Гагарина первым в Мончегорске пошел на капремонт. Провели горячую воду и паровое отопление, но не додумались сделать перепланировку, которую потом устраивали в остальных домах. В сквозных подъездах на первых этажах одну дверь перекрывали, образовывая свободное пространство. На вторых этажах перекрывать ничего не требовалось — пустое пространство изначально служило кладовкой. Оставалось переоборудовать ее под ванную, — вспоминает Светлана Молчанова.

Линейка в школьном детском доме. Справа на заднем плане виден дом, где жила семья Михеевых

Любопытную историю, связанную с жильем, наша героиня рассказала о квартире брата ее деда — Никлая Александровича. После войны ему предоставили жилье на улице Стахановской. А много лет спустя капремонт проводили уже и в каменных, не только в деревянных домах. Он коснулся и жилых домов на Стахановской: появились ванные, горячая вода, отопление. И при этом сохранилось удобное подполье, по площади — на всю кухню. Вот из-за этой квартиры Анастасия Михеева лишилась работы.

— Мама потеряла работу из-за прописки в дядиной квартире. Это было так. «Кольстрой» направил дядю Колю работать в Африканду. Перед отъездом он нас с мамой в своей квартире прописал. А с жильем в ту пору было настолько трудно, что некоторые семьи селили по две в одну комнату, — вспоминает Светлана Федоровна. — Уезжая, дядя Коля не знал, что его квартиру собираются передать другому инженеру «Кольстроя». Сунулись, а там мы прописаны. Как дяде попало! Но не будет же он племянницу с ребенком выгонять. Он уехал, и все. А маму поставили перед выбором: или выписывайся, или увольняйся. Как бы то ни было, а лучше остаться при жилье. Хоть однокомнатная, но квартира же!

 

Студенческие годы мчатся быстро

Случается, провидение меняет наши планы. По окончании 8-летки Светлана Молчанова планировала связать свое будущее с медициной. Отправилась на вступительные экзамены в Кировское медучилище (в 1980 году оно переехало в новое отстроенное здание в соседнем городе и стало Апатитским). Но, как назло, в том году наблюдался небывалый наплыв абитуриентов. В общежитии даже кроватей не хватало — спали по двое.

— Надо было слышать, как нам зачитывали диктант: преподаватель в разных местах «спотыкался», чтобы мы не поняли, где ставить запятую — надо же было народ отсеивать. Даже отличники получили по «двойке» и с хохотом разъехались, а с ними и я. И тогда тем, кто не успел уехать, позволили пересдать экзамен. Они поступили, — вспоминает Светлана Федоровна.

Где и на кого учиться? Время поступления было упущено, оставался один вариант — Мончегорский политехнический техникум. Но теперь только вечернее отделение. Но и туда не сразу приняли — в комиссии заявили: «Работать надо, чтобы учиться на вечернем-то!».

Мама Светы работала тогда в институте «Гипроникель». Она и устроила девушку в Геологоразведку.

— Может, вы видели такую картину на улице: один человек с планшетом стоит, а второй с рейкой бегает. Бегать с реечкой была моя функция, — улыбается собеседница.

Со справкой о том, что работает, Светлана Федоровна смогла учиться в техникуме:

— Мне очень нравилось. Жалко, студенческие годы быстро промчались. На дневном люди проходили 4 курса, а мы на вечернем — пять, потому что работали. Нас поступило 43, а окончило 16 человек. Поначалу одному даже места не хватало: за последним столом на лекциях втроем устраивались. А потом места свободные стали оставаться.

Преподавателей такой отсев не удивлял — понимали, что, например, семейным сложно совмещать работу, быт, учебу… Поэтому на экзаменах даже «двойки» не все учителя ставили.

Я сирота…

А семейной, кстати, вскоре стала и сама наша рассказчица: вышла замуж за однокурсника Владимира Бондаренко.

— Вова бросил учиться после первой сессии. Я ему условие поставила: вернешься — выйду за тебя. И что же? Выполнил. Уже женаты были, окончил техникум со словами: «Ты хотела, на тебе диплом».

Светлана Федоровна привыкла к ответственности мужа. Бывало, нет его с работы — значит, кто-то не вышел на смену, и Володя на подмене.

 — Это сейчас по мобильному телефону можно сообщить, где ты и когда вернешься, а тогда я, зная эту его черту, не переживала — опять за кого-то остался.

Муж очень любил дочь Катю. Как-то раз девочка заболела скарлатиной.

— Ей было 3 года и 3 месяца. А больничный оплачивали всего три дня. При зарплате 60 рублей не разбежишься сидеть дома. Поэтому за Катей присматривала подруга моей мамы. Вечером она мне рассказала, что вычудила наша Катя, а она болтушечка была. Тетя Шура спрашивает:

— Где мама?
— Мама на работе.
— А папа где?
— А папы нет.
— Как нет?..
— Я сирота.

Этот диалог Светлана утром пересказала коллегам. Через час ей позвонили из милиции: «Ваш муж умер».

— Дочь предсказала смерть отца. Володя не пришел с ночной смены, а я ушла на работу. Звонку из милиции не поверила. Прибежала в отделение (на улице Кольской), открываю дверь кабинета, а там плачет его тетя.

Владимира не стало в 30 лет — оторвался тромб…

Владимир Бондаренко

Копировальное оборудование с кирпичами

В то время Светлана Федоровна работала в строительном отделе института «Гипроникель», он размещался в доме 8 по проспекту Жданова (сейчас — пр. Металлургов). Начинала светокопировщицей в подвале здания. За три года работы в этой должности не раз наблюдала, как менялось копировальное оборудование.

— Сначала был большой ящик со стеклом сверху. Он уже не использовался, но мне рассказывали, как проходил процесс: на стол укладывали чертеж, на него — светокопировальную бумагу, ее придавливали кирпичами, а под столом включали свет и ждали 15-20 минут, когда передастся изображение. Потом этот ящик заменила машина, на которой чертежи быстро прокручивались и копировались. В поддон под чертежом на ночь заливали аммиак, «аромат» — жуткий. Утром первым делом включали вентиляцию. Я поначалу думала, не смогу там работать. Но научилась. Обоняние только потеряла, — рассказывает Светлана Молчанова. — Следующим поколением стали машины, которые выдавала копии еще быстрее. В них аммиак тоже использовался, но вручную его не уже заливали.

После рассказчица перешла из светокопировщиц в техниким-строители — из подвала поднялась в строительный отдел на четвертый этаж, где «Гипроникель» занимал несколько комнат.

— Сотрудники института шли на работу через вход со двора, а сотрудник управления «Североникеля», что много лет размещалось в том же здании, — через центральный вход, — вспоминает Светлана Федоровна. — Когда управление переехало, холл центрального входа превратили в кафе (теперь это помещение занимает рекламное агентство).

В строительном отделе наша героиня дослужилась до инженера 3 категории. В целом «Гипроникелю» она отдала 37 лет. После выхода на пенсию еще несколько лет работала библиотекарем.

Сегодня она активная участница местной организации Всероссийского общества слепых: помогает инвалидам по зрению на выездах, сопровождает в различные социальные учреждения. Без нее не проходят праздники и их организация: накрывает столы, играет в спектаклях, пишет сценарии…

Светлана Федоровна Молчанова — кладезь житейских историй. Ее память в подробностях хранит множество историй и лиц. И рассказ в трех частях о трех поколениях ее семьи — лишь краткий штрих, проливающий свет на жизнь мончегорцев, строивших и восстанавливавших город, жизнь тех, чье детство и молодость пришлись на послевоенные годы.

* * *

Читайте также:

Михеевы. Хроники одной семьи. Часть 1

Михеевы. Хроники одной семьи. Часть 2

Лана КАЛИНИНА. Фото Ланы КАЛИНИНОЙ и из архива Светланы МОЛЧАНОВОЙ

Краткое содержание сказки А. С. Пушкина о царе Салтане рассказывает о семье, которая сумела преодолеть множество препятствий на своем пути и воссоединиться после долгих дней разлуки. Произведение также говорит о зависти, лжи и предательстве.

Описание книги

ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич

Название: Сказка о Царе Салтане

Число страниц: 45.

Издательство «Детская литература».

Год издания: 2016 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1831 год

Главные герои и их краткая характеристика

  • Царь Салтан — честный и справедливый правитель государства
  • Царица — жена Салтана, любящая мать князя Гвидона
  • Князь Гвидон — красивый, смелый сын Салтана и царицы, богатырь
  • Царевна Лебедь — спасенная Гвидоном волшебница, в конце сказки выходит замуж за князя
  • Ткачиха и повариха — завистливые родные сестры Царицы
  • Сватья баба Бабариха — сообщница в кознях ткачихи и поварихи (бабушка Гвидона)

    Второстепенные герои

    Гонец, который ездил к царю отвозил ему письмо от царицы и привозил обратно. Его споили и поменяли послание, из – за которого страдает царица и её сын.

    Волна, в сказке представлена, как одушевленная, Гвидон её просит о помощи, и она выполнила его просьбу, вынесла на берег, подарив им жизнь.

    Коршун, который нападал на лебедь, стремясь её убить. Но когда Гвидон его убил стрелой выпущенной из лука, оказался злым чародеем.

    Белочка является одним из чудес подаренных князю царевной – лебедь. Она жила в домике под елочкой, грызла золотые орехи и пела песенки.

    Тридцать три богатыря и дядька Черномор были родными братьями царевны Лебеди. И по её просьбе стали охранять остров, потому что они жили в море.

    Корабельщики – это купцы, которые плавали на кораблях между странами и торговали разными товарами. Которые и принесли весть о новом граде на острове Буяне.

    Сюжет произведения кратко

    Разговор трех сестер за рукоделием заходит о том, что бы они смогли сделать для царя. Последняя девушка заявляет, что родила бы ему богатыря. Царь слышит беседу девушек и женится на младшей из сестер.

    Пока государь на войне, молодая царица рожает сына. Ее сестры и баба Бабариха подменяют ее письмо и послание царя. Так царицу «с приплодом» отправляют в бочке по морю.

    Волна выбрасывает мать с сыном на необитаемый остров Буян. Здесь молодой князь спасает из когтей коршуна прекрасную лебедь. Она благодарит его и обустраивает с помощью волшебства жизнь князя и его матери самым лучшим образом.

    Лебедь помогает Гвидону трижды побывать в царстве Салтана, выполняет его желания и в конце сказки выходит замуж за молодого князя.

    Царь Салтан держит обещание и прибывает на остров к князю Гвидону, узнает свою жену, и семья воссоединяется. От радости государь даже прощает родственниц жены и бабу Бабариху.

    План пересказа

    • 1) Девицы мечтают о том, как бы они были царицами
    • 2) Царь подслушивает разговор и женится на последней девушке, чтобы она родила ему богатыря
    • 3) Царь отправляется на войну. Пока его нет, молодая жена рожает наследника.
    • 4) Подмена царских писем ткачихой, поварихой и сватьей бабой Бабарихой
    • 5) Царицу с сыном садят в бочку и отправляют по морю. Гвидон упрашивает волну выплеснуть их на сушу.
    • 6) Гвидон мастерит лук и идет искать добычу — чтобы поесть им с царевной. Но вместо охоты спасает царевну-лебедь от злого коршуна
    • 7) Гвидона избирают в князья на острове Буяне
    • 8) К князю прибывают купцы, рассказывают, что отправляются в «царство славного Салтана»
    • 9) Гвидон рассказывает лебеди, что мечтает увидеть отца. Она обращает князя в комара, он отправляется вместе с купеческим кораблем к отцу.
    • 10) Одна из сестер царицы удивляет государя рассказом о замечательной белочке. Гвидон рассказывает лебеди о своем желании иметь в своем царстве такое чудо.
    • 11) В княжество Гвидона снова прибывают купцы. Они направляются в «царство славного Салтана». Князь снова просит лебедь устроить ему путешествие к отцу. Волшебница обращает Гвидона в муху.
    • 12) В палатах отца от второй тетки князь слышит рассказ о 33 богатырях. Он просит царевну о том, чтобы они охраняли и его остров.
    • 13) К Гвидону в третий раз прибывают купцы. Они тоже направляются к его отцу. Лебедь обращает князя в шмеля. Он отправляется вместе с кораблем к отцу. Там он слышит от Бабарихи историю о прекрасной царевне.
    • 14) Когда Гвидон рассказывает лебеди о необыкновенной красавице, она долго уговаривает его подумать перед тем, как жениться на ней. После долгой беседы лебедь открывается, что она и есть та самая царевна. Князь и царевна играют свадьбу.
    • 15) На остров после долгих обещаний приплывает царь Салтан. Он узнает в свите князя свою жену и рад видеть сына.
    • 16) Сестры царицы рассказывают о своем заговоре с Бабарихой, их отправляют домой

    Главная мысль

    Важно сохранять верность своему слову, семье и государству в любой ситуации. Еще нельзя забывать о сочувствии и благодарности даже в трудный час.

    Чему учит

    Сказка учит мужественно преодолевать трудности, любит и заботиться о своих родных, и никогда не слушать злых сплетен. Также учит защищать тех, кто несправедливо обижен, быть честными, порядочными и благородными.

    Отзыв

    Сказка увлекает необыкновенными приключениями, которые довелось пережить юному Гвидону. Благодаря своей храбрости, мужеству и чистому, благородному сердцу он стал правителем на острове Буяне и женился на прекрасной волшебнице.

    Вывод

    Сказка показывает, что на чужом несчастье никто и никогда не сумел построить своего счастья. Она осуждает зависть, жестокость и несправедливость. Произведение учит добру, состраданию, благородству, умению ценить простые семейные радости. В сказке показан пример искреннего прощения своих врагов.

    Пословицы

    • — Сколько веревочке не виться, а конец будет.
    • — Не рой другому яму, сам в нее упадешь.
    • — Хорошо то, что хорошо кончается.

    Что понравилось

    Понравилось, что князь Гвидон не держал в своем сердце зла на отца, хотя тот и поступил весьма несерьезно, доверившись грязным слухам о своей жене и сыне.

( 5 оценок, среднее 3.4 из 5 )


В этой рубрике мы просим интересных людей рассказать о том, какие сериалы и фильмы они смотрят. На этой неделе — Ксения Балдина, арт-медиатор (сотрудничает со Школой Медиации и Русским музеем), автор и куратор курса «Искусство Современности» (проект «Мысли Широко») в Корпоративном университете компании «Газпром нефть», куратор образовательно-исследовательского проекта «Art Reflection», сокуратор образовательно-исследовательского проекта «История Мифа».

Мой любимый фильм — «Соль Земли» Вима Вендерса — документальная история о бразильском фотографе Себастьяне Сальгадо. В картине подробно рассказывается о его проектах, которые во многом раскрывают суть капитализма — гонку за деньгами, эксплуатацию людей, проблему беженства, геноцид, войны и голод.

Я многим советую посмотреть это кино и знаю: не все выдерживают столкновение с реальностью, которая разворачивается на киноэкране. Поразительно, какой силой и мощью обладают статичные фотографии, в которые зритель вынужден вглядываться не спеша.

В этом кино очень важен ритм. Он контрастирует с привычным нам клиповым мышлением, предлагая смотрящему другое качество жизни. После начальных титров 8-10 секунд висит абсолютно черный кадр, на котором медленно проявляется первая фотография.

Вольно или невольно это отсылает нас к Казимиру Малевичу и его «Черному квадрату». Мне это кажется весьма символичным. Малевича интересуют космические идеи — Себастьяна Сальгадо интересуют люди, потому что люди — это «соль Земли».

«Соль Земли» — это история про то, как человек входит в резонанс с огромными событиями и становится проводником глубоких смыслов.

Вим Вендерс документирует жизнь одного человека — Себастьян Сальгадо фиксирует «историю человечества». При этом получается очень исповедальное кино — и для героя, и для режиссера.

Мне кажется, что интимность этой картины отчасти обусловлена тем, что соавтором Вима Вендерса становится Джулиан Сальгадо, сын главного героя.

Вообще семья и отношения показаны как особая ценность. И я бы даже сказала, что ближе к концу фильма на какое-то время Себастьян Сальгадо и его жена Лелия меняются местами.

В своих фотографий Себастьян поднимает самые острые вопросы современности, вскрывает болевые точки и не может найти ответ на вопрос «Как жить в этом мире?». Этот ответ находит его жена. Мне кажется, что это кино и про нее тоже — про женщину, которая захотела лес и посадила лес, подарив мужу и миру новые смыслы.

Еще я хочу посоветовать фильм «Маяк» армянского режиссера Марии Саакян.

Это история о девушке Лене, которая когда-то уехала из маленького кавказского села искать счастье в Москву. В фильме она возвращается домой, чтобы забрать своих близких. В селе идет война, но они отказываются уезжать. «Как вы здесь живете?» — спрашивает Лена, не принимая, что придется жить «здесь» и ей.

Поезда больше не ходят, уехать невозможно.

Я проваливаюсь в это кино каждый раз, когда начинаю его смотреть, а смотрела я, наверно, раз пять или шесть. При этом я с трудом вспоминаю сюжет и других героев, потому что смотрю не на это. Это фильм про девушку и мир. Мир, который оборачивается войной.

Первый кадр — страницы сгоревшей книги. Да, мне кажется чрезвычайно важной именно точка входа. Говорят, что первый и последний кадр вбирают в себя весь фильм. Эта книга похожа на псалтирь 19-го века, который хранится у меня дома. Семейная реликвия, которая передается из поколения в поколения.

Я помню, как однажды на Валааме я увидела, как волонтеры топят печь книгой. Плохой книгой, но все же книгой. Для меня это было чем-то, что выходит за грань. Вспомнился «451 градус по Фаренгейту».

Точно также в мою голову не укладывается, как можно бомбить мирное население и жечь дома, в которых сгорает семейная история.

При всем ужасе ситуации фильм очень легко смотреть, он красивый, текучий, в медленном ритме. Там много странного и лирически-смешного. Мне кажется, что именно герои этого фильма оправдывают его название. Здесь каждый человек — это маяк.

Я бы сравнила этот фильм со спектаклем Жени Беркович «Считалка». Там взят за основу схожий по теме материал, там тоже много странного и смешного, там не показывают ужасы войны. Но, когда в конце читают списком фамилии и имена погибших в грузино-абхазском конфликте, это работает так, как будто внутри тебя разорвали бомбу.

«Маяк», конечно, мягче, тоньше и нежнее, и даже оставляет в конце просвет. В акварельном кадре расходится черный дым — и через пару кадров выходит солнце. Тревожное солнце.

В контексте недавних событий фильм обретает новый смысл.

Есть фильмы, которые со временем уходят в небытие. Есть фильмы, которые получают новое звучание. «Маяк» — это второй случай.

Закончу я картиной Сергея Соловьева «Нежный возраст». Это история одного взросления в эпоху 90-х. По сюжету главный герой Ваня Громов влюблен в свою одноклассницу Лену. Эта любовь становится для него смыслом, толкает на странные поступки и помогает пройти испытание на человечность: остаться собой — тонким, глубоким мальчиком — в эпоху, которая диктует иные правила.

В «Нежном возрасте» Соловьев цитирует сам себя. Другой его фильм — «100 дней после детства» — открывается кадром, в котором спит ребенок. В «Нежном возрасте» мальчик подрос. Теперь это юноша с перебинтованной головой. За очень небольшой промежуток времени его жизнь изменилась. Возможно, это какой-то другой мальчик.

Но разве это важно, если изменилась жизнь всей страны, а тысячи матерей получат обратно цинковый гроб вместо ребенка?

Я несколько лет изучала феномен 90-х и пришла к выводу, что люди не могут говорить о них без перегиба. Для одних — это праздник свободы, для других — что-то беспросветное. Но и те, и другие туда попросту не смотрят, потому что не выдерживают напряжения.

Я родилась в советском союзе, 90-е — это мое детство. И я ношу в себе оскольчатость этого времени. Что случится дальше с поколением нынешних тридцатилетних отлично покажет документалист Евгений Григорьев в фильме «Про рок». Мое поколение — это люди, которые долго и мучительно отвечают на вопрос «кто я?» и «где мое место?»

Подобные ключи закладывают в нас в детстве. Атмосфера, в которой мы растем, записывается на подкорку, и мы реплицируем многие вещи, не задумываясь об истоках. Эта коллективная травма нуждается в личной рефлексии и внимательном осмыслении.

В завершение приведу цитату из фильма «Нежный возраст»:

«Так они стояли здесь, посередине чужого города, ощущая себя внезапно, но уже навек сцепившимися обломками чего-то, людьми, которые здесь ни зачем и пришлю сюда ниоткуда… и вообще надо было им возвращаться домой сквозь ее страх и его отчаяние».

Информация о материале
Категория: События
Опубликовано: 30 марта 2021

Летописец эпохи

В прошлом году исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося мастера политической карикатуры, советского, российского художника-графика Бориса Ефимова.

Запечатлевший в своих работах летопись целого века, он в сатирических рисунках задокументировал одно из важнейших событий эпохи – «Суд истории», Нюрнбергский процесс
над военными преступниками нацистской Германии.


Читатель этих строк, не будь излишне строг,
Не осуждай за то, что сделал так немного —
Я сделал все, что смог!
Пусть сделают другие больше, если смогут.

Борис Ефимов

Борис Хаимович Фридлянд (28 сентября/11 октября 1900 года, Киев – 1 октября 2008 года, Москва), вошедший в историю мировой политической
карикатуры под псевдонимом Борис Ефимов, родился в самом конце девятнадцатого столетия,
а скончался в начале двадцать первого, связав
собственной жизнью и творческой биографией три
века отечественной истории и культуры.

Как начинающий художник политического рисунка, он юношей в 1916 году успел отметиться в интересном и очень популярном дореволюционном
петербургском еженедельнике «Солнце России»
с карикатурой на председателя Государственной
думы третьего и четвёртого созывов Михаила Родзянко (оттуда и пошла потом по страницам печати
его ставшая знаменитой подпись – «Бор.Ефимов»).
И довёл галерею своих сатирических образов до
героев и антигероев «перестройки». Удивительная
судьба, уникальный жизненный опыт, потрясающая
работоспособность и высокий профессионализм…

В творчестве Бориса Ефимова очень наглядно
проявились два неразрывных процесса. С одной
стороны – отражение настроений общества, идеологического запроса, меняющейся политической
реальности, с другой – встречное влияние художника на эти процессы в той мере, в которой язык
сатиры, приёмы карикатуризации влияют на восприятие человеком картины мира и политической
актуальности события.

«Язык вражды», риторики осуждения и осмеяния, свойственные карикатуре ХХ века, были
гораздо жёстче и непримиримее традиций сатирического рисунка рубежа столетий, из стилистики которого изначально вырастали авторские
приёмы и стилистика Бориса Ефимова. Мощное
силовое поле враждующих мировых идеологий,
небывалый масштаб бедствий Второй мировой
и Великой Отечественной войн, необходимость
скорой и эффективной мобилизации общества на
отпор врагу и многие другие факторы времени
ожесточили язык художников, работавших в жанре политической сатиры. В этом смысле авторская
манера и идейный посыл Бориса Ефимова очень
показательны и представляют огромный интерес для историка и культуролога, социального антрополога и искусствоведа.

290320212215
Художник Борис Ефимов (слева) и поэт Евгений Долматовский
в Треблинке. Польша, 1944 год. Фото из семейного архива
художника

290320212136
В кулуарах Нюрнбергского суда. Слева направо: художники Порфирий
Крылов, Борис Ефимов, Дэвид Лоу, Николай Соколов, Михаил Куприянов.
Нюрнберг, 1946 год.
Фото из семейного архива художника

Агитационные рисунки в газете «Красная армия»
в эпоху Гражданской войны, работа секретарём
редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины,
сотрудничество с 1920-х годов с газетами «Большевик», «Коммунар», «Вiсти» отметили начало профессиональной деятельности художника в области
политической карикатуры. Затем началась работа для «Известий», «Правды», «Рабочей газеты»,
журналов «Огонёк» и «Крокодил». В годы Великой
Отечественной Борис Ефимов участвовал
в создании мастерской
«Окон ТАСС», а его карикатуры заполнили полосы
«Красной звезды», фронтовых и армейских изданий.
Появлялись они на листовках и плакатах, становясь
особо опасным оружием в арсенале нашей армии…

290320212212
Письмо художнику газеты «Красная звезда»
Борису Ефимову от группы фронтовиков.
1943 год. Из семейного архива художника

В послевоенное время он, обладатель многочисленных правительственных наград, учёных
званий, лауреат различных конкурсов, общественный деятель, неутомимый труженик, продолжает
создавать свою «портретную галерею» знаковых
персонажей века. Начав когда-то с карикатур на
Даладье и Чемберлена, он затем обрушивался со
злой, уничтожающей сатирой на Гитлера, Муссолини, Геринга и Геббельса. Позднее доставалось от
него Черчиллю и Трумэну, многочисленным западным и восточным «империалистам» всех мастей,
«поджигателям войны», «колонизаторам» и пр.
(Случались даже дипломатические скандалы –
так остры и нелицеприятны были его изображения иностранных политических персонажей в его
карикатурном изображении.)

Но был в жизни художника особый, звёздный
час, в котором символическим жестом истории
сплелись линии мировой политики, судеб человечества и профессиональной биографии, – в 1946 году ему довелось присутствовать на
заседаниях «Суда народов», Нюрнбергского процесса, осудившего главных военных преступников
нацистской Германии. Международный трибунал
своими решениями юридически закрепил разгром
фашизма. Борис Ефимов, присутствуя на заседаниях, сделал то же самое средствами сатирического
рисунка, создав особый вид визуального исторического источника по политической истории мира,
вступавшего в послевоенную эпоху, с её новыми
вызовами и испытаниями.

290320212140
«Фашистский зверинец». На фото и карикатурах слева направо: Вильгельм Кейтель, Фридрих фон Риббентроп, Рудольф Гесс.
Фото РГАСПИ, рисунки Бориса Ефимова. Из семейного архива художника

Жгучая ненависть, едкий сарказм, острый глаз
психолога-наблюдателя придали рисункам художника особую остроту и выразительность – военным
преступникам было навсегда отказано в праве называться людьми. «Расчеловечивание» антигероев
рухнувшего Третьего рейха было осуществлено в самой жёсткой форме карикатурной стратегии зооморфизма. Не грозные образы опасных чудовищ
(как это виделось в начале войны), но жалкие, мелкие хищники, наиболее ненавистные людям создания – крысы, змеи, стервятники – привиделись
сатирику на скамье подсудимых… Справедливое
возмездие, воздаяние за преступления, момент
истины, запретивший фашизму, нацизму в праве
присутствовать в истории человечества, – в этом
смысл и послание работ художника, ставшего настоящим документалистом «Суда истории».

3003202100162
Помни, гад, Сталинград! Узелок на память.
Рисунок Бориса Ефимова. Из семейного архива художника

290320212146
Продукт механизированного фрицеводства ‒ автомат
с автоматом.
Рисунок Бориса Ефимова.
Из семейного архива художника

290320212150
Гитлеровские генералы проходят огонь, воду и…
канализационные трубы.
Рисунок Бориса Ефимова.
Из семейного архива художника

Почему до сих пор так впечатляют зрителя лаконичные, предельно ясные в своём идейном посыле,
жёстко шаржированные (в манере Ефимова) портреты тех, кто предстал тогда миру на скамье подсудимых? Об этом высказался сам художник в своих
«Раздумьях карикатуриста»: «Недостаточно требовать от художника только элементарной политической грамотности, позволяющей ему верно судить
о фактах и явлениях. Не следует забывать и о другом
важнейшем моменте – о степени художественного умения, с какой автор реализует свои хорошие
творческие намерения и доводит до читателя свои
правильные мысли и характеристики. Ведь не
только по замыслу и содержанию,
но и по уровню мастерства
и вкуса, проявленных художником, следует судить о достоинстве карикатуры, как
и всякого другого произведения искусства»1Ефимов Б.Е. Мне
хочется рассказать.
М., 1970. С. 199
.

290320212155
Автошарж
Бориса Ефимова.
Из семейного
архива художника

Текст: Татьяна Филиппова

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

«Прошу направить на фронт»… Письма с просьбами о направлении на фронт

Карикатуры в России и Германии в годы Первой мировой войны

О роли идеологических трансформаций в вопросе изучения советской карикатуры

Информация о материале
Просмотров: 7589

https://ria.ru/20211210/kino-1762613103.html

Фильмы недели: новая история Дианы, мюзикл Спилберга, призер «Кинотавра»

Фильмы недели: новая история Дианы, мюзикл Спилберга, призер «Кинотавра» — РИА Новости, 10.12.2021

Фильмы недели: новая история Дианы, мюзикл Спилберга, призер «Кинотавра»

В прокате — нашумевшая драма о принцессе Диане «Спенсер», мюзикл «Вестсайдская история» Спилберга, а также призер «Кинотавра» — притча «Море волнуется раз»… РИА Новости, 10.12.2021

2021-12-10T08:00

2021-12-10T08:00

2021-12-10T16:25

стивен спилберг

нью-йорк (город)

кристен стюарт

юлия ауг

radiohead

андрей смоляков

николай хомерики

знаменитости

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/07/1762619433_0:0:2000:1126_1920x0_80_0_0_4d4cc1bf443c3cc59c100be1cd09f022.jpg

МОСКВА, 10 дек — РИА Новости, Анна Нехаева. В прокате — нашумевшая драма о принцессе Диане «Спенсер», мюзикл «Вестсайдская история» Спилберга, а также призер «Кинотавра» — притча «Море волнуется раз» Николая Хомерики и хоррор «Женщины в черном» о легендах Трансильвании. О лучших картинах недели — в материале РИА Новости.Рождество принцессыВсе не то, чем кажется: пожалуй, так можно описать картину «Спенсер» Пабло Ларраина о леди Ди.Этот фильм — притча, основанная на реальных событиях. Первые кадры: колонна армейских джипов подъезжает к Сандрингемскому дворцу. Выгружают ящики, похожие на те, в которых возят боеприпасы. Но там, оказывается, фрукты и лобстеры — в поместье готовятся встречать Рождество.Почти все в сборе, кроме Дианы: она заблудилась по дороге, и это очевидная метафора судьбы героини. Принцесса страдает от одиночества, переживает из-за разлада с супругом (Джек Фартинг) и тяготится королевским официозом.Действие фильма разворачивается в течение трех дней, когда леди Ди решает, что все эти притворство и игра не для нее, и покидает венценосную семью.Это дается ей непросто: под тревожный инструментальный саундтрек (который создал соло-гитарист Radiohead Джонни Гринвуд) она видит призрак Анны Болейн, пытается быть лучшей матерью для сыновей и злится из-за слежки специально нанятого военного (Тимоти Сполл).Обычно скупая на эмоции Стюарт здесь такая же, но, вероятно, это было задумкой Ларраина.Не нужно сравнивать с сериалом «Корона». Тут главное не документальная достоверность, а исследование того, какова цена тиары на голове. И стоит ли она этого.Американская классика по СпилбергуСтивен Спилберг не ставит себе простых задач: на этот раз он переснял американскую классику — «Вестсайдскую историю».Началось все с Шекспира, а именно — «Ромео и Джульетты». В 1957-м Артур Лорентс, Леонард Бернстайн, Стивен Сондхайм и Джером Роббинс адаптировали знаменитую пьесу для Бродвея. Настолько успешно, что через четыре года на экраны вышел фильм Роберта Уайза и Джерома Роббинса, завоевавший три «Золотых глобуса» и десять «Оскаров».Спилберг считает сюжет о жестоком соперничестве и юной любви самым сложным в карьере. Трудно сказать, лукавит ли он, но то, что браться за передел классики было рискованной затеей — это точно.Важно и то, что фильм хотели сделать современным, «наполнить его теми ценностями, которых мы придерживаемся сегодня».Действие картины происходит в Нью-Йорке в 1957 году. Отпрыски противоборствующих кланов (потомки иммигрантов из Европы и Пуэро-Рико) Тони (Энсел Элгорт) и Мария (Рейчел Зелгер) влюбляются друг в друга.Этой истории любви придется столкнуться с расизмом, шовинизмом, ксенофобией. Сценаристы немного изменили сюжетные линии, отчего герои стали более понятными современному зрителю.Про любовь и мореОдна из главных российских премьер — обладатель Гран-при «Кинотавра» и приза за женскую роль «Море волнуется раз» Николая Хомерики.Главные герои Коля (Валерий Степанов) и Саша (Ольга Бодрова) знакомятся на дискотеке, сразу влюбляются и отправляются вместе в горы — начало истории максимально романтичное. На самом деле «Море волнуется раз» — это еще и размышление об изоляции, о времени, психологии, метаморфозах человека.Персонажи живут в полузаброшенной хижине, Саше начинают сниться странные сны о конце света. А потом герои знакомятся с супружеской парой (Юлия Ауг и Андрей Смоляков), которые тоже живут вдали от цивилизации и кажутся подозрительно знакомыми.Это четвертая совместная работа Хомерики и сценариста Александра Родионова. Режиссер после серии блокбастеров и ТВ-проектов возвращается к артхаусу, который его и прославил.Картина напоминает притчу, персонажи задумываются над тем, что такое любовь и как отличить настоящее чувство от фальшивого. Хомерики намеренно не следует никаким модным операторским или сюжетным тенденциям: он просто максимально реалистично и откровенно рассказывает о людях, которые хотят найти и понять себя. Ведь все тренды недолговечны, а мир Коли и Саши, полный смыслов, обобщений и намеков — вне времени.Семейные тайныСамый страшный фильм в прокате на этой неделе — полнометражный дебют сценаристок-режиссеров Элижабеты Видович и Кэтрин Мишель «Женщины в черном».В основе сценария — балканская легенда о тех, кто обладает даром управлять стихиями.Как это бывает в хоррорах, главная героиня (Санни) на собственной свадьбе узнает нечто новое и важное о семье будущего супруга. Такое уже было в «Демоне» польского режиссера Марцина Врона, тогда сомнения зарождались из-за странного дома, подаренного тестем. А в «Я иду искать» — из-за опасных фамильных традиций.Оказывается, будущая семья Санни происходит из рода, в котором женщины знают прошлое и будущее. Они предвидят, что невеста может уничтожить их. Чтобы выжить, новобрачным надо разорвать родовое проклятье.Режиссеры уточняют, что персонажи становятся пленниками внутренних страхов, пытаясь скрыть семейные секреты и предотвратить предсказанное. «Мы надеемся, что зрители будут переживать за них и что их ошибки и судьбы запомнятся», — отмечают авторы.

https://ria.ru/20211202/kino-1761699011.html

нью-йорк (город)

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/07/1762619433_224:0:1792:1176_1920x0_80_0_0_84b36103680fa7ee3632b473811216e6.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

стивен спилберг, нью-йорк (город), кристен стюарт, юлия ауг, radiohead, андрей смоляков, николай хомерики, знаменитости, кино и сериалы, диана, принцесса уэльская, что посмотреть

08:00 10.12.2021 (обновлено: 16:25 10.12.2021)

МОСКВА, 10 дек — РИА Новости, Анна Нехаева. В прокате — нашумевшая драма о принцессе Диане «Спенсер», мюзикл «Вестсайдская история» Спилберга, а также призер «Кинотавра» — притча «Море волнуется раз» Николая Хомерики и хоррор «Женщины в черном» о легендах Трансильвании. О лучших картинах недели — в материале РИА Новости.

Рождество принцессы

Все не то, чем кажется: пожалуй, так можно описать картину «Спенсер» Пабло Ларраина о леди Ди.

Этот фильм — притча, основанная на реальных событиях. Первые кадры: колонна армейских джипов подъезжает к Сандрингемскому дворцу. Выгружают ящики, похожие на те, в которых возят боеприпасы. Но там, оказывается, фрукты и лобстеры — в поместье готовятся встречать Рождество.

Почти все в сборе, кроме Дианы: она заблудилась по дороге, и это очевидная метафора судьбы героини. Принцесса страдает от одиночества, переживает из-за разлада с супругом (Джек Фартинг) и тяготится королевским официозом.

Действие фильма разворачивается в течение трех дней, когда леди Ди решает, что все эти притворство и игра не для нее, и покидает венценосную семью.

Это дается ей непросто: под тревожный инструментальный саундтрек (который создал соло-гитарист Radiohead Джонни Гринвуд) она видит призрак Анны Болейн, пытается быть лучшей матерью для сыновей и злится из-за слежки специально нанятого военного (Тимоти Сполл).

Обычно скупая на эмоции Стюарт здесь такая же, но, вероятно, это было задумкой Ларраина.

© FilmNation Entertainment (2021)

Стюарт в фильме «Спенсер»

Кадр из фильма Спенсер

1 из 3

Стюарт в фильме «Спенсер»

© FilmNation Entertainment (2021)

Салли Хокинс и Кристен Стюарт в фильме «Спенсер»

Кадр из фильма Спенсер

2 из 3

Салли Хокинс и Кристен Стюарт в фильме «Спенсер»

© FilmNation Entertainment (2021)

Стюарт в фильме «Спенсер»

Кадр из фильма Спенсер

3 из 3

Стюарт в фильме «Спенсер»

1 из 3

Стюарт в фильме «Спенсер»

2 из 3

Салли Хокинс и Кристен Стюарт в фильме «Спенсер»

3 из 3

Стюарт в фильме «Спенсер»

«Кристен может быть очень разной — таинственной и хрупкой, но она сильная, и это то, что нам нужно», — объясняет режиссер выбор актрисы на главную роль, который многие посчитали спорным.

Не нужно сравнивать с сериалом «Корона». Тут главное не документальная достоверность, а исследование того, какова цена тиары на голове. И стоит ли она этого.

Американская классика по Спилбергу

Стивен Спилберг не ставит себе простых задач: на этот раз он переснял американскую классику — «Вестсайдскую историю».

Началось все с Шекспира, а именно — «Ромео и Джульетты». В 1957-м Артур Лорентс, Леонард Бернстайн, Стивен Сондхайм и Джером Роббинс адаптировали знаменитую пьесу для Бродвея. Настолько успешно, что через четыре года на экраны вышел фильм Роберта Уайза и Джерома Роббинса, завоевавший три «Золотых глобуса» и десять «Оскаров».

Спилберг считает сюжет о жестоком соперничестве и юной любви самым сложным в карьере. Трудно сказать, лукавит ли он, но то, что браться за передел классики было рискованной затеей — это точно.

«Непросто взять шедевр и переосмыслить его, не нарушая того, что принято считать лучшей музыкой, когда-либо написанной для театра. Но я уверен, что великие истории необходимо рассказывать снова и снова, в том числе чтобы отразить различные точки зрения и веяния времени», — говорит режиссер.

© 20th Century Studios (2021)Кадр из фильма «Вестсайдская история»

Кадр из фильма Вестсайдская история

1 из 3

Кадр из фильма «Вестсайдская история»

© 20th Century Studios (2021)

Сцена из фильма «Вестсайдская история»

Кадр из фильма Вестсайдская история

2 из 3

Сцена из фильма «Вестсайдская история»

© 20th Century Studios (2021)

Фрагмент из фильма «Вестсайдская история»

Кадр из фильма Вестсайдская история

3 из 3

Фрагмент из фильма «Вестсайдская история»

1 из 3

Кадр из фильма «Вестсайдская история»

2 из 3

Сцена из фильма «Вестсайдская история»

3 из 3

Фрагмент из фильма «Вестсайдская история»

Важно и то, что фильм хотели сделать современным, «наполнить его теми ценностями, которых мы придерживаемся сегодня».

Действие картины происходит в Нью-Йорке в 1957 году. Отпрыски противоборствующих кланов (потомки иммигрантов из Европы и Пуэро-Рико) Тони (Энсел Элгорт) и Мария (Рейчел Зелгер) влюбляются друг в друга.

Этой истории любви придется столкнуться с расизмом, шовинизмом, ксенофобией. Сценаристы немного изменили сюжетные линии, отчего герои стали более понятными современному зрителю.

«Как бы ни менялся мир вокруг нас, уроки и выводы, которые эта история нам предлагает, те же, — уверен Спилберг. — Тут не просто рассказ о любви, но и культурно значимое произведение с идеей о том, что любовь преодолевает предрассудки и нетерпимость. Это не теряет актуальности с течением времени.»

Про любовь и море

Одна из главных российских премьер — обладатель Гран-при «Кинотавра» и приза за женскую роль «Море волнуется раз» Николая Хомерики.

Главные герои Коля (Валерий Степанов) и Саша (Ольга Бодрова) знакомятся на дискотеке, сразу влюбляются и отправляются вместе в горы — начало истории максимально романтичное. На самом деле «Море волнуется раз» — это еще и размышление об изоляции, о времени, психологии, метаморфозах человека.

Персонажи живут в полузаброшенной хижине, Саше начинают сниться странные сны о конце света. А потом герои знакомятся с супружеской парой (Юлия Ауг и Андрей Смоляков), которые тоже живут вдали от цивилизации и кажутся подозрительно знакомыми.

Это четвертая совместная работа Хомерики и сценариста Александра Родионова. Режиссер после серии блокбастеров и ТВ-проектов возвращается к артхаусу, который его и прославил.

Картина напоминает притчу, персонажи задумываются над тем, что такое любовь и как отличить настоящее чувство от фальшивого. Хомерики намеренно не следует никаким модным операторским или сюжетным тенденциям: он просто максимально реалистично и откровенно рассказывает о людях, которые хотят найти и понять себя. Ведь все тренды недолговечны, а мир Коли и Саши, полный смыслов, обобщений и намеков — вне времени.

Семейные тайны

Самый страшный фильм в прокате на этой неделе — полнометражный дебют сценаристок-режиссеров Элижабеты Видович и Кэтрин Мишель «Женщины в черном».

В основе сценария — балканская легенда о тех, кто обладает даром управлять стихиями.

Как это бывает в хоррорах, главная героиня (Санни) на собственной свадьбе узнает нечто новое и важное о семье будущего супруга. Такое уже было в «Демоне» польского режиссера Марцина Врона, тогда сомнения зарождались из-за странного дома, подаренного тестем. А в «Я иду искать» — из-за опасных фамильных традиций.

Оказывается, будущая семья Санни происходит из рода, в котором женщины знают прошлое и будущее. Они предвидят, что невеста может уничтожить их. Чтобы выжить, новобрачным надо разорвать родовое проклятье.

«Фильм вырос из нашей любви к жанру ужасов. Картина, пропитанная богатым восточноевропейским фольклором, исследует наш страх перед всем, что творится в темных уголках, и одновременно подчеркивает нашу незащищенность от человеческого предательства», — объясняют Видович и Мишель.

Режиссеры уточняют, что персонажи становятся пленниками внутренних страхов, пытаясь скрыть семейные секреты и предотвратить предсказанное. «Мы надеемся, что зрители будут переживать за них и что их ошибки и судьбы запомнятся», — отмечают авторы.

  • Рассказ о героической личности
  • Рассказ о герое сказки о рыбаке и рыбке по плану
  • Рассказ о герое маленький принц
  • Рассказ о герое мультфильма на английском языке 5 класс с переводом
  • Рассказ о герое великой отечественной войны 5 класс однкнр кратко