Рассказ о героях сказки о рыбаке и рыбке 2 класс

Тема урока: а.с.пушкин сказка о рыбаке и рыбке. чему учит сказка?цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя

Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?»

Цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

Планируемые результаты

Личностные:

  • проявляют интерес к чтению литературных сказок,
  • проявляют желание составлять словесный портрет сказочного героя.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • принимают и сохраняют учебную задачу;
  • выполняют учебное задание по алгоритму;
  • контролируют и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • в конце урока объясняют  удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.

Коммуникативные УУД:

  • учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,
  • используют речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные УУД:

  • определяют особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,
  • описывают героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,
  • сравнивают героев и обосновывают своё мнение.

Предметные:

  • читают осознанно, выразительно,
  • составляют словесный портрет героев,
  • составляют план и пересказывают текст по плану.

Средства достижения планируемых результатов:

  • технология критического мышления (приём составления кластера)
  • технология проблемного диалога (создание проблемной ситуации)
  • технология оценивания учебных успехов
  • диалоговый метод
  • деятельностный метод
  • метод моделирования
  • средства ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)

Ход урока

  1. Оргмомент. 

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

  1. Речевая разминка.

    Синицы

Зайчик едет на такСИ.

Куда едет, сам спроСИ.

Медведь лежит в густой теНИ,

Его за лапу не тяНИ.

В подарок белочке овЦА

Несёт четыре леденЦА.

Хочу спросить я учениц:

Скажите, сколько здесь синиц?

— Прочитайте медленно хором.

— Ответьте на вопрос стихотворения.

— Прочитайте с вопросительной интонацией.

— А теперь скороговоркой.

  1. Актуализация знаний

— С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? Кто автор сказки?

— Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём игру.

(Класс делится на две команды, вопросы обсуждают в команде, один ученик отвечает. За правильный ответ даётся «золотая рыбка». Кто больше наберёт, тот и победил.)

— Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)

— С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)

— С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)

— Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)

— Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)

— В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)

— Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)

— Что держит стража царицы на плечах? (топорики)

— Что ела за столом старуха-царица? (пряник)

— Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)

— Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)

  1. Анализ «сказочных примет»

-Найдите черты сходства и отличия сказки А.Пушкина с народной сказкой.

(Приём ТРКЧП — составление кластера. Фронтальная  работа –– по ходу вопросов и обсуждения составляется кластер).

Рассказ о героях сказки о рыбаке и рыбке 2 класс

                     Рассказ о героях сказки о рыбаке и рыбке 2 классРассказ о героях сказки о рыбаке и рыбке 2 класс

                                                      Рассказ о героях сказки о рыбаке и рыбке 2 классРассказ о героях сказки о рыбаке и рыбке 2 класс

Рассказ о героях сказки о рыбаке и рыбке 2 класс

Рассказ о героях сказки о рыбаке и рыбке 2 класс

  • Зачин
  • Повтор
  • Получение трудного задания, которое  сам герой выполнить не может
  • Волшебный помощник
  • Магическое число
  • Поучительный характер
  • Стихотворная форма
  • Необыкновенно богатый язык сказки

      5. Работа над содержанием сказки, характеристикой её героев.

1) восстановление сюжетной цепочки сказки:

Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема

Рассказ о героях сказки о рыбаке и рыбке 2 класс

2) Постановка проблемного вопроса?

Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?

— Вот он наш главный вопрос.(?)

3) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.

Начнем с героев сказки. Назовите героев сказки. (старик, старуха и рыбка)

— Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались…

— Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.

— Как вела себя рыбка?

— Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?

— Почему рыбка стала помогать старику?

—  Как обращается старик к рыбке в тексте?

— Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? (стыд, растерянность, уважение, страх, почтение)

4) Характеристика старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)

Описание: C:Documents and SettingsАлексРабочий столработакартинкисказка о рыбаке и рыбке6.jpg

кроткий

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

грубый

неуживчивый

безропотный

бескорыстный

покорный

Описание: C:Documents and SettingsАлексРабочий столработакартинкисказка о рыбаке и рыбке4.jpg

— Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.

— Покажите свои рисунки.

— А рыбка, какая она, дайте ей характеристику.

5) Отношение автора к героям сказки

— Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?

— рыбку – любит, гордится ею, восхищается;

— старику – сочувствует, жалеет …

— старуху – осуждает, наказывает от имени рыбки

— Давайте разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.

— У нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?

6.Физкультминутка.

6) Характеристика моря.

— Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)

  — помутилось синее море

  — синее море

 —  видит на море чёрная буря

  — море слегка разыгралось

  — не спокойно синее море

  — почернело синее море

— Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.

— Что помогает нам понять – море? (что оно сердится на старуху)

Рассказ о героях сказки о рыбаке и рыбке 2 класс

7) Характеристика героя по плану.

Прочитайте алгоритм.

— Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нём описана только внешность героя? Обоснуйте своё мнение. (работа в парах)

 Составьте словесные портреты старика и старухи из «Сказка о рыба%ке и рыбке» А. С. Пушкина, используя алгоритм составления сло%весного портрета литературного героя. (групповая работа)

— Возвращаемся к нашей схеме.

— Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка. Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.

— А вы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?

— Чему учит нас эта сказка?

7) Работа с пословицами.

— На примере сказки объясним смысл пословиц:

Много захочешь – последнее потеряешь.

Много желать – добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.

— Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.

Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям. И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пуст она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.

7. Итог урока.

Мне сегодня понравилось на уроке…..

Мне было трудно …..

Я узнал, что ….

Оцените свою работу на уроке.

8. Д.З. нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку, выучить наизусть

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке
и рыбке». Характеристика героев произведения

Цель: отрабатывать навыки
правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения,
характеризовать героев; воспитывать потребность в формировании
положительных качеств характера для успешного существования в социуме;
развивать память, речь, мышление.

Оборудование: учебник, карточки с
заданием.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1.     Организационный
момент.

— Здравствуйте! Ребята, проверьте свою готовность к уроку

II. Актуализация знаний.

казсак

– Правильно. Это слово сказка. А какую сказку мы с вами изучаем?

– «Сказка о рыбаке и рыбке».

 – А кто автор этой сказки?

– Александр Сергеевич Пушкин.

 – Почему это произведение А. Пушкин назвал сказкой?

 – Происходит волшебство.

 – К какому виду сказок относится «Сказка о рыбаке и рыбке»

– Это волшебная сказка.

– Что волшебного в сказке? Что могло быть в настоящей жизни?

III. Сообщение темы и цели урока.

– Посмотрите на доске картинки. Кто изображён на картинках?

Старуха и старик.

Скажите, а какая у нас старуха?

Злобная, властная, жадная.

Как думаете о чём будем говорить на уроке? О характере героев

– Сегодня на уроке мы с вами будем учиться давать характеристику
каждому герою «Сказки о рыбаке и рыбке». Назовите героев сказки.

 – Старик, Старуха, рыбка.

IV. Изучение нового материала.

1.     Работа
с карточками

— В начале нашей работы
предлагаю выполнить задание на жёлтой карточке.

Какой
характер у старика и старухи? Соедини стрелками «Сказка о рыбаке и рыбке».

Характер
старика

Характер старухи

Сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

алчный

податливый

грубый

неуживчивый

1.     Характеристика
старика.

– Чтобы более точно охарактеризовать героев сказки, мы будем
работать по плану.

План.

1.  Где живёт герой?

2.  Чем занимается?

3.  Какие поступки
совершает?

4.  Какой характер у
героя?

5.  Что вам понравилось
или не понравилось в герое?

— Первому характеристику мы дадим старику.

– Где живёт старик?

– Старик живёт у моря. В ветхой землянке.

 – А из каких строчек вы узнали, что старик живёт у моря.
Найдите, прочитайте эти строчки.

– Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

— Чем занимается старик?

– Старик ловил рыбу.

– В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти
строчки.

– Старик ловил неводом рыбу.

— Какие поступки совершает старик?

– Старик поймал золотую рыбку и отпустил, её ничего не попросив.

— Найдите строчки, в которых об этом говорится. Прочитайте.

— Раз он в море закинул невод,

Пришёл невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришёл невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

— Какой характер у старика?

— Старик добрый, мягкий, смиренный, податливый.

– Докажите, что характер у старика был добрый?

 – Старик отпустил золотую рыбку, не взяв с неё выкуп.

– А почему старика можно назвать мягким, смиренным, податливым?

— Старик выполнял все приказания старухи, не перечил ей.

— Что вам понравилось или не понравилось в старике?

(Подвести детей к выводу, что старик не является
положительным героем. Хоть он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он
выполняет все приказы старухи, тем провоцирует её на всё большее зло.

1.     Характеристика
старухи.

– Где живёт старуха?

– Старуха живёт у моря. В ветхой землянке.

— Чем занимается старуха?

– Старуха прядёт свою пряжу.

– В каких строчках об этом написано. Найдите, прочитайте эти
строчки.

– Старуха пряла свою пряжу.

— Какие поступки совершает старуха?

– Старуха каждый раз отправляет старика просить у рыбки новый
выкуп.

– Вспомните все желания старухи и расположите их по порядку с
меньшего.

Новая изба.

Столбовая дворянка.

Новое корыто

Владычица морская.

Вольная царица

 — Какой характер у старухи?

— Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная,

злобная, властная, грубая.

— Что вам понравилось или не понравилось в старухе?

4. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Вправо ниже наклоняйся.

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

5. Самостоятельная работа.

— Самостоятельно по плану составьте рассказ–характеристику о
золотой рыбке. (Выслушиваются ответы детей).

 — Как мы можем узнать настроение рыбки?

 — Настроение рыбки можно узнать, по словам о море.

— Выполните карточку. Проведите к рисункам стрелки от цитат из
сказки. Работу выполняйте в парах.

Подбери к каждому рисунку
цитату из сказки

 – Почему так изменялось настроение моря?

 — Когда старуха захотела невозможного, море почернело, и
поднялась на море буря.

— А можно ли море считать четвёртым героем сказки?

– Да море можно считать четвёртым героем сказки, потому что его
настроение изменяется, по мере того как изменяются желания старухи.

– Вспомните, как называется сказка?

— Почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?

Подсказка: какие герои вам нравятся, а какие нет?

— У автора тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим
героям выражается через название сказки. Старуха злая, корыстная, завистливая,
жадная и не удостаивается внимания автора даже в названии.

— Какая главная мысль сказки. Выберите наиболее точную
формулировку.

1. Как здорово поймать волшебную
золотую рыбку!

2. Как плохо быть сварливым и жадным.

3. Если ты сварливый и жадный ты
потеряешь своё счастье.

V. Итог урока.

— Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

— Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

— Кто испытывал трудности?  

Закончи фразу « Мне было трудно…»


VI. Домашнее задание.

Стр.101 вопрос 7

Сюжет

Старик рыбачил тридцать лет и три года, и однажды в его неводе оказалась волшебная Золотая рыбка. Она принялась умолять отпустить ее в синее море, и старик сжалился, отпустил рыбку, ничего не попросив взамен. Узнав об этом, старуха отправила старика назад к рыбке – попросить у нее новое корыто, ведь старое совсем прохудилось.

Золотая рыбка выполнила просьбу старика, но старухе уже было мало нового корыта – она потребовала новую избу. Вернулся старик к мутному морю, и вновь обратился с просьбой к Золотой рыбке. Возвращается он и видит – стоит прекрасный новый дом, однако старуха в этот раз уже захотела стать столбовой дворянкой и отправила старика назад к рыбке. Синее море было уже неспокойно, но Золотая рыбка безропотно выполнила и эту просьбу старика. Старуха стала столбовой дворянкой, жила в богатом тереме, а старика отправила жить на конюшню.

Через время старухе и этой привольной жизни показалось мало. Наказала она старику, чтобы рыбка сделала ее царицей. Делать нечего, отправился старик за новой просьбой к почерневшему синему морю, и Золотая рыбка выполнила ее.

Когда же старуха в жажде власти захотела стать владычицей морской, Золотая рыбка лишь вильнула хвостом, услышав эту просьбу, и старик вернулся к своей прежней старой избе, возле которой сидела старуха у разбитого корыта.

Краткое содержание произведения

Когда учителя объясняют школьникам, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке» (2 класс), они опираются на сюжет произведения. Это правильно, так как дети должны понимать, какие основные категории движут поступками людей: добро и зло, щедрость и жадность, предательство и прощение, и многие другие. Сказки помогают детям разобраться в них и сделать правильный выбор в пользу добра.

В сказке о Золотой рыбке сюжет начинается с того, что на берегу синего моря жили-были старик со старухой. Он ловил рыбу, она пряла пряжу, но лачуга у них старая и даже корыто разбитое.

Старику повезло поймать Золотую рыбку, которая взмолилась вернуть ее в море и даже предложила за себя откуп.

Добрый рыбак отпустил ее, но старухе его благородный поступок был не по нраву, вот и потребовала, чтобы он вернулся к морю и попросил у рыбки хотя бы корыто. Старик так и сделал. Рыбка дала то, что пожелала старуха, но той захотелось большего – новую избу, затем быть столбовою дворянкой, потом свободной царицею, пока не решила стать Владычицей, у которой сама рыбка на посылках.

Мудрая рыбка выполняла просьбы старухи, пока та не потребовала невозможного. Вот и осталась старуха вновь у разбитого корыта.

Дети, читая об истории старика, понимают, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина. Власть и богатство каждый раз изменяли старуху, делая ее все злее. Школьники делают правильный вывод, что жадность наказуема, и можно вновь остаться ни с чем.

Сам автор вкладывал в свою сказку более глубокий смысл, особенно если учесть, что лежит в его основе.

Место обитания

Морские глубины, некоторые особи встречаются в реках и озёрах.

Родиной сказочного героя является административный центр района — село Липин Бор, которое расположено на Берегу Белого озера. «Белоозеро»- Царство Золотой Рыбки» в Вашкинском районе Вологодской области. В посёлке открыты Дом рыбы и рыболовства с музейной экспозицией, построен Терем Золотой Рыбки. 16 июня в Липином Бору отмечают День рождения Золотой Рыбки.

изображение с сайта https://cultinfo.ru/tour/index.php?id=329

Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях

  • Камбала
    — у братьев Гримм с сказке «О рыбаке и его жене» главная волшебная рыба — камбала. Говорящая. И исполняет желания рыбака по похожей просьбе:
  • Рыба, рыбка, рыбинка, Ты морская камбала! С просьбою к тебе жена Против воли шлёт меня!

      Золотая рыба
      в индийской сказке «Золотая рыба»
    • Рыба
      в латышской сказке «Как сын рыбака счастье нашёл»
    • Рыба в самоцветах
      в румынской сказке «Царь-рыба»
    • Рыба с тремя золотыми перьями
      в китайской сказке «Золотая рыба»
    • Разноцветные рыбки
      в восточной сказке «Сказка о разноцветных рыбах»
    • Говорящая рыба
      в армянской сказке «Говорящая рыба»
    • Золотая рыба
      в узбекской сказке «Золотая рыба»
    • Золотая рыба
      в киргизской сказке «Золотая рыба»
    • Говорящий сом
      в африканской сказке «Говорящая рыба»
    • Неведомая радужная рыба с четырьмя глазами
      в африканской сказке (народ манджак) «Рыбак Сант-Яго и восьмиглавый змей»

    Тема: Характеристика главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

    Урок литературного чтения. 2-й класс

    Тема: Характеристика главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке»

    А. С. Пушкина.

    Цели:

    отрабатыватьнавыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать потребность в формировании положительных качеств характера для успешного существования в социуме; развивать память, речь, мышление.

    Планируемые результаты:
    предметные:
    умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге;
    метапредметные:регулятивные
    — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной дея­тельности, планирование вместе с учителем деятельности по из­учению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
    познавательные
    — по­нимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге,
    коммуникативные
    — ответы на вопросы на основехудожественного текста учебника, осмысление правил взаимо­действия в паре и группе;
    личностные:
    формирование системы нравственных ценностей (благородство, со­чувствие, твердость характера, настойчивость), проявление интереса к произведениям А.С.Пушкина.

    Оборудование:

    ноутбук учителя, проектор, интерактивная доска, нетбуки учащихся.

    Используемые ЭОР:

    интерактивный тест, презентация.

    Ход урока

    Самоопределение к деятельности

    Слайд 1.

    Речевая разминка. Стихотворение. Кто хочет разговаривать, / тот должен выговаривать всё правильно /и внятно, / чтоб было / всем понятно.// — Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко; — О чем стихотворение? — Какие слова надо выделять? — Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логических ударений). Паузы. — Чтение в темпе скороговорки.

    2.Актуализация опорных знаний. Слайд 2.

    — А.С. Пушкин говорил “Что за прелесть эти сказки”… — А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения учеников) — Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников) — Что роднит сказку А.С.Пушкина и другие известные вам сказки? (работа в парах, обсуждение, затем высказывания детей)Слайд 3.

    • Есть зачин, концовка • Волшебство • Повторение сюжета • Магическое число • Добро побеждает зло — Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка). — В чём необычность рыбки? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания) — Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте. — Чем похожи повторения? (во всех идёт разговор старика и рыбки)

    Внешний вид

    В наших сказках золотая рыбка не имеет особых примет, относящих ее к какому-то определенному виду. Просто яркая красивая рыбка с большим хвостом, с сияющей золотом чешуёй. Часто на голове у рыбки корона. Не думаем, что кто-то может представить золотую рыбку плоской и с обоими глазами на одной стороне, хотя ее прототипом была именно такая рыба — камбала.В немецком фольклоре камбала отнюдь не является существом положительным: завистница, она в наказание за это стала криворотой. В мире природы есть настоящая золотая рыбка — это карась.

    Золотая Рыбка в сказках разных стран

    Сюжеты историй, в которых человек вылавливает рыбку и сталкивается с волшебством, возникли в отдаленных уголках планеты, причем совершенно обособленно. По большей части мораль каждой притчи сводится к тому, что неуемные потребности главных героев приводят к «разбитому корыту».

    В Малайзии есть предание, которое созвучно с пушкинской сказкой. В отличие от русского произведения, героями становятся молодая пара — рыбак с женой. Парень достает из воды рыбку, которая сообщает, что она — королева моря. За спасение волшебный персонаж сулит исполнение трех желаний с одной лишь оговоркой: если он придет за четвертым, то все наколдованное исчезнет.

    View this post on Instagram

    A post shared by Татиана Крылова (@tatianakrylova723) on Dec 4, 2019 at 8:40pm PST

    Как водится, жена рыбака не знает меры. Богатство, слуги, новый дом — она быстро использует дозволенный ресурс, но после желает еще и высокого положения в обществе. Рыбак просит у королевы моря еще одно желание, и, как и было предречено, волшебство рассеивается.

    В отличие от старика и старухи, молодые сделали выводы из ситуации. Они стали упорно трудиться и смогли достичь того, что далось им по мановению «волшебной палочки».

    В абхазских народных сказках тоже есть место этому персонажу. Главным героем становится царевич, который ловил рыбу для отца-царя. В сетях оказалась маленькая рыбка. Но парень пожалел животное и выпустил его обратно.

    Царь разгневался этому и выгнал сына из дома. Блуждая по свету, царевич встретил парня, сильно похожего на него. Тот пообещал стать ему верным другом и помогать во всех делах.

    View this post on Instagram

    A post shared by Ольга Маскаева (@maskaeva.oa) on Nov 29, 2019 at 11:11am PST

    Однажды царевич услышал, что в соседнем государстве живет принцесса, которая уже 300 раз выходила замуж. Ее супруги не доживали до утра по неизвестной причине. Герой пошел пытать счастья и свататься к дочери царя. Загадочный друг разгадал тайну: ночью изо рта новобрачной вылезают змеи. Отрубив им головы, он избавляет товарища от неминуемой смерти.

    Конечно, тем самым спасителем и было некогда спасенное животное. Рассказав царевичу правду, парень пояснил, что теперь он «вернул долг» и, обратившись, скрылся в волнах.

    В китайской притче рыбак Гуань целый день рыбачил, но только под вечер на его удочку попалась удивительно красивая рыба с тремя золотыми перьями. В обмен на свободу она сказала взять ее перья, чтобы зарыть одно на участке дома, второе бросить в пруд, а третье положить рядом с женой. Волшебное животное пообещало огромное счастье рыбаку, но все изменится, если свет золота затмит его глаза.

    View this post on Instagram

    A post shared by Советские фарфоровые статуэтки (@shanyara1) on Dec 4, 2021 at 8:00pm PST

    Золотая рыбка и старик
    Гуань исполнил завет. На следующее утро, проснувшись, обнаружил новорожденную девочку с золотистыми глазами. Во дворе росла невиданной красоты лилия, а в пруде резвилась золотая рыбка. Супруги зажили счастливо, а дочка росла и становилась еще прекраснее.

    Вскоре к дочке Гуаня стали свататься женихи. Родители отказывались отдавать дочь. Но потом с моря приплыл неизвестный мужчина, который одарил рыбака мешком с золотом. Свет драгоценного металла ослепил старого рыбака, и он согласился отдать дочь замуж.

    Богачом оказался царь моря, который спрятал жену в замке глубоко под водой. Гуань понял, что совершил ошибку, и обитательница пруда пришла ему на помощь, чтобы спасти дочку. Счастливый отец возвращает девушку домой, а мешок с золотом превращается в песок.

    View this post on Instagram

    A post shared by Тобольский мастер (@tobolskmaster) on Dec 4, 2019 at 8:46am PST

    Еще более схожа с сюжетом книги «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина индийская народная сказка. Герои жили бедно и питались только за счет улова. Но счастливый случай — и в сети рыбака попался сам золотоликий бог Джала Камани. Тот пообещал еды и одежд, если старик его отпустит.

    Бог сдержал обещание, но вот старухе этого было мало. Запросила жена дом побольше, слуг и целый амбар риса, а также чтобы муж ее стал старостой в деревне. Через месяц и это жадной женщине показалось мало. Затребовала она, чтобы старик стал махараджей всей земли. Но золотоликий бог больше не явился, а после забрал все дары.

    Возвращаясь к русскому персонажу, стоит сказать, есть мнение, что Пушкин позаимствовал сюжет у братьев Гримм. У этих авторов исполняет желания волшебная камбала. В остальном же ситуация тождественна.

    View this post on Instagram

    A post shared by Олег Константинович (@anikolayonok) on Nov 22, 2019 at 6:39am PST

    Но такие суждения не имеют никаких официальных подтверждений. Более того, похожие сюжеты возникали по всему миру и передавались из уст в уста. Поэтому склонно предполагать, что источником пушкинской сказки стали рассказы Арины Родионовны.

    Благодаря проекту «Сказочная карта России» можно узнать, какое место считать родиной волшебного персонажа. Точным местом происхождения официально назвали село Большое Болдино, где Александр Сергеевич и сочинил бессмертное произведение.

    Сочинение на тему Золотая рыбка Пушкина

    «Золотая рыбка» — милая сказка. Мне так нравится рыбка! Она волшебная. Она маленькая, симпатичная. Её так красиво рисуют… Я представляю, что она вся сияет. И думаю, что голос у неё приятный. И ещё она такая добрая.

    Она, конечно, жалеет дедушку. Он бедный рыбак, старик. И даже не думает от о себе, а только о своей жене, тоже старухе. Он ведь не пожелал себе молодую жену! А он хотел порадовать старуху новым корытом, деньгами. Просто бабка оказалась очень жадной. Или просто увлеклась? Она ведь не стала сразу просить (хотя бы со второго) стать королевой морской. Она сначала одно загадала, потом другое… Почему нет? Ведь ограничений не было. И сразу, наверное, была бы наглость, а так по чуть, по чуть… И разозлила, правда, рыбку. Но потому это всё, что вздумала занять её место. Это если бы у Президента просить одно, второе, а после вдруг пост Президента. Так бы он и уступил! И ещё это ведь готовиться надо. Как бы она всеми этими морскими тварями управляла бы, если она их не знает толком. И ещё, может быть, это надо было б в море жить – в воде. То есть рыбка отказала, чтобы спасти бабку от утопления. Но и наказала, конечно, раз у той всё пропало… Но это мне ещё напоминает шоу «Кто хочет стать?..», конечно, миллионером. Только тут несгораемая сумма – это разбитое корыто. Главное, что хуже бабке не стало – её не казнили, не отправили в джунгли. А так можно сказать, что всё это ей приснилось. Или даже деду приснилось.

    Но я надеюсь, что если после этого сна он нашел в своих сетях рыбку золотую, даже если она не волшебная, не говорящая, то он бы её отпустил на свободу.

    Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101. 

    УКМ «Школа России»

    1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

    Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».

    Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.

    2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?

    Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.

    Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.

    Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.

    3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

    Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.

    4. Сравни начало и конец сказки.

    Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта. 

    5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

    Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.

    Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

    Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.

    6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?

    Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.

    7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.

    План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

    1. Старики и землянка.
    2. Спасение рыбки.
    3. Новое корыто.
    4. Новая изба
    5. Столбовая дворянка.
    6. Вольная царица.
    7. Последняя просьба.
    8. Опять землянка.

    Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса

    Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.

    Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.

    Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.

    Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.

    Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.

    Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.

    Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.

    Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.

    8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.

    Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.

    В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.

    Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».

    9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

    Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

    Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.

    На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.

    Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.

    И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.

    Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.

    А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.

    1

    Сказки А. С. Пушкина являются примером того, как простонародный сюжет может стать шедевром высокого литературного языка. Поэт сумел в стихотворной форме передать не только характеры героев, но и обязательное условие любого подобного повествования – поучение, то есть то, чему учит сказка. «О рыбаке и рыбке» – это сюжет о человеческой жадности. Сказка «О царе Салтане» о том, что зло и коварство наказуемы, а побеждает всегда добро. Так в сюжетах всех сказок, написанных поэтом.

    Краткое содержание произведения

    Когда учителя объясняют школьникам, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке» (2 класс), они опираются на сюжет произведения. Это правильно, так как дети должны понимать, какие основные категории движут поступками людей: добро и зло, щедрость и жадность, предательство и прощение, и многие другие. Сказки помогают детям разобраться в них и сделать правильный выбор в пользу добра.

    В сказке о Золотой рыбке сюжет начинается с того, что на берегу синего моря жили-были старик со старухой. Он ловил рыбу, она пряла пряжу, но лачуга у них старая и даже корыто разбитое.

    чему учит сказка о рыбаке и рыбке

    Старику повезло поймать Золотую рыбку, которая взмолилась вернуть ее в море и даже предложила за себя откуп.

    Добрый рыбак отпустил ее, но старухе его благородный поступок был не по нраву, вот и потребовала, чтобы он вернулся к морю и попросил у рыбки хотя бы корыто. Старик так и сделал. Рыбка дала то, что пожелала старуха, но той захотелось большего – новую избу, затем быть столбовою дворянкой, потом свободной царицею, пока не решила стать Владычицей, у которой сама рыбка на посылках.

    Мудрая рыбка выполняла просьбы старухи, пока та не потребовала невозможного. Вот и осталась старуха вновь у разбитого корыта.

    Дети, читая об истории старика, понимают, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина. Власть и богатство каждый раз изменяли старуху, делая ее все злее. Школьники делают правильный вывод, что жадность наказуема, и можно вновь остаться ни с чем.

    Сам автор вкладывал в свою сказку более глубокий смысл, особенно если учесть, что лежит в его основе.

    Сказка братьев Гримм

    Если взять за основу философские категории того, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», анализ следует начинать со сказки братьев Гримм. Именно с их историей о жадной старухе, которая, начиная желать с малого, дошла до того, что захотела стать Римским папой, был знаком поэт.

    Вроде бы в сюжете поучительного рассказа обычная человеческая жадность, но если обратить внимание на символизм, заложенный в ней, то, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», приобретает совершенно другой смысл. Как оказалось, братья Гримм, а за ними и Пушкин, далеко не первые, кто использовал эту тему.

    Ведическая мудрость

    В древнем индийском трактате Матсья-пурана она изложена в виде аллегории. Например, старик в ней – это настоящее «Я» человека, его душа, которая находится в состоянии покоя (нирваны). В сказке Пушкина рыбак именно таким и предстает перед читателями. Он 33 года живет со старухой в лачуге, ловит рыбу и его все устраивает. Это ли не признак просветления?

    чему учит сказка о рыбаке и рыбке ответы

    Вот чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»: истинное предназначение человека – быть в ладу со своей душой и окружающей реальностью. Старик прекрасно справлялся с огромным и полным соблазнов материальным миром, который символизирует синее море.

    Он забрасывает невод со своими желаниями в него и получает то, что ему нужно на день насущный. Другое дело – старуха.

    Старуха

    Она олицетворяет человеческий эгоизм, который никогда не бывает полностью доволен, а значит, не знает, что такое счастье. Эгоизму хочется потреблять как можно больше материальных благ. Именно поэтому, начав с корыта, старуха вскоре захотела властвовать над самой рыбкой.

    чему учит сказка о рыбаке и рыбке анализ

    Если в древнем трактате ее образ – это символ отречения человека от своей духовной природы в пользу ложного сознания и материального мира, то у Пушкина – злое эгоистическое начало, которое заставляет старика (чистую душу) потакать ее прихотям.

    У русского поэта очень хорошо описана покорность души перед эгоизмом. Старик каждый раз ходит на поклон к Золотой рыбке с новым требованием от старухи. Символично, что море, которое является прообразом огромного материального мира, каждый раз становится все более грозным. Этим Пушкин показал, насколько велик отрыв чистой души от ее предназначения, когда она с каждым разом все глубже погружается в пучину материальных благ.

    Рыбка

    В ведической культуре рыбка олицетворяет Бога. Не менее могущественна она и в произведении Пушкина. Если задуматься, чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке», ответы будут очевидны: ложная эгоистическая оболочка не может дать человеку счастья. Для этого ему нужны не материальные блага, а единство души с Богом, которое проявляется в гармоничном состоянии покоя и получения радости от бытия.

    чему учит сказка о рыбаке и рыбке пушкина

    Трижды является рыбка к старику, чтобы выполнить эгоистические желания, но, как оказалось, наполнить ложную оболочку не может даже морская волшебница.

    Борьба духовного и эгоистического начала

    Об этой борьбе написано немало философских, религиозных, художественных и психологических книг. Оба начала – чистая душа (в сказке Пушкина старик) и эгоизм (старуха) ведут борьбу между собой. Поэт очень хорошо показал, к чему приводит покорность и потворство эгоистическим желаниям.

    Его главный герой даже не пытался сопротивляться старухе, а каждый раз покорно ходил к рыбке на поклон с новым требованием от нее. Александр Сергеевич как раз и показал, к чему приводит подобное попустительство собственному эгоизму, и чем заканчиваются его ложные, ненасытные потребности.

    Сегодня фраза «остаться у разбитого корыта» применяется на бытовом уровне, когда говорят о человеческой жадности.

    чему учит сказка о рыбаке и рыбке 2 класс

    В философии ее смысл много шире. Не материальные блага делают людей счастливыми. Поведение старухи говорит об этом. Только она стала столбовой дворянкой, как пожелала быть царицею, а дальше – больше. Она не излучала счастье и довольство с появлением новых видов власти и богатства.

    Вот чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке»: помнить о душе, что она первична, а материальный мир вторичен и коварен. Сегодня человек может быть у власти, а завтра станет нищим и безвестным, как старуха у того злополучного корыта.

    Так детская сказка русского поэта передает глубину извечного противоборства между эго и душой, о которой люди знали еще в далекой древности.

  • Рассказ о гимне россии 2 класс
  • Рассказ о герое сказки двенадцать месяцев
  • Рассказ о герое стародуме
  • Рассказ о герое иване царевиче из сказки иван царевич и серый волк
  • Рассказ о гарибальди кратко