Рассказ о герое отечественной войны небольшой рассказ

как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечествук.ушинский.современная жизнь в 21 веке ставит совершенно новые задачи

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству…»

К.Ушинский.

Современная жизнь в 21 веке ставит совершенно новые задачи в области воспитания и обучения подрастающего поколения. Сегодня нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные и  грамотные люди, которые способны учиться и работать на благо своей Родины, которые могут и хотят развивать то государство, в котором они живут. В свете этих задач повышается значимость воспитания учеников в наших школах. К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии…

 «Образ защитника Отечества на страницах книг» начинают изучать с начальных классов. Программа построена таким образом, чтобы дети, читая произведения русских писателей, развивались интеллектуально, эмоционально, чтобы у каждого ребёнка формировались нравственные и патриотические качества: сострадание, сопереживание, гордость за свою родину… Какими способами достичь этого? Этот вопрос ставит перед собой каждый учитель начальных классов кадетской школы…

Сценарий читательской конференции

по произведению Юрия Яковлева

 «Зимородок»

Познавательные УУД:

  • умение на основе анализа текста делать выводы;
  • умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и понимать других;
  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • умение работать в группах.

Регулятивные УУД:

  • умение высказывать своё предположение на основе работы по содержанию повести;
  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  • умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 «Зимородок – это вовсе не птица, это сердце мальчишки, взлетевшее ввысь».

Эту повесть написал замечательный писатель Юрий Яковлевич Яковлев. Он  писал и стихи, и рассказы, и сказки.

Юрий Яковлевич Яковлев родился в июне 1922 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) в семье служащего. В 1941 году, после окончания школы, Юрий Яковлев ушёл на фронт. Сначала он был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты «Тревога». Потерял мать в блокадном Ленинграде.

      После войны закончил Ленинградский институт имени Горького.

      В прозе с 1960 года (повесть «Станция Мальчики»), в кино с 1961 года. Член редколлегии киножурнала «Фитиль», член художественного совета студии «Союзмультфильм».

      Автор сборников рассказов и повестей, сценариев игровых и анимационных фильмов.

      Лауреат Государственной премии СССР (1985).   Умер Юрий Яковлевич Яковлев в Ленинграде в 1996 году.

Сегодня, перелистывая страницы рассказа “Зимородок”, мы ещё раз поучимся понимать произведение, вчитываясь в него.

Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, которое основано на таких понятиях, как:

  • связь поколений,
  • человеческая память,
  • имя человека,
  • забвение,
  • надежда.

Узнаем, какие житейские мудрости поняли ребята во время поисков имени неизвестного солдата.

Почему ребят в рассказе автор называет следопытами?

– Разговор начнём с этого вопроса.

Рассказ построен не совсем обычно. В нём 15 глав. Внутри почти каждой главы мы читаем о жизни современных мальчишек и девчонок и в то же время узнаём о событиях Великой Отечественной войны.

– Как вы думаете, почему автор так построил рассказ?

– Почему рассказ называется “Зимородок”? Что означает это слово?

(Это прозвище человека. Так называется бесстрашная птица.)

– Чем герои рассказа похожи на обыкновенных мальчиков и девочек нашего времени?

(Учатся в школе, модно одеваются, шумят на уроках, выполняют задания учителя и т.д.)

– Чем же они выделяются среди своих сверстников?

(Они рассказывают своим одноклассникам, что узнали о своём учителе зоологии (глава 15).

Он воевал в партизанском отряде. Взорвал мост. Сам сказал об этом немцам, чтобы те не расстреляли жителей станции.)

“Сколько солдатских жизней спас Новый мост, задерживающий смерть. Многие и теперь живы…” (глава 7).

Автор шаг за шагом описывает путь, по которому шёл Марат и его друзья, чтобы узнать о жизни Зимородка, чтобы узнать имя героя, чтобы продлить жизнь ему.

Далее задаю вопросы в таком же порядке, как они написаны выше в заданиях для групповой и индивидуальной работы.

Чем же всё-таки закончились поиски ребят? Удалось ли им узнать имя Зимородка? Как это произошло?

(Да. На встрече ветеранов у обелиска, глава 14.)

Чем заканчивается рассказ? (Ответ учащихся.)

Вот так заканчивается рассказ Ю.Яковлева о пытливых и любознательных ребятах-следопытах.

О чём мы узнали, читая рассказ “Зимородок”? Какие поняли житейские мудрости?

(О работе ребят-следопытов. Это неутомимый народ. Они возвращают имена безымянным героям. Следопыты борются с забвением, как борются со злом.)

Дети продолжают дела отцов.

“…Когда человек перестаёт учиться, он перестаёт жить”.

“Всё, что люди сделали на войне, может быльём порасти”. Всё зависит от нас. Надо бороться с забвением. Чтобы жить было интересно, надо искать в себе хорошего, справедливого, интересного человека).

— Кому принадлежат эти слова?

Рефлексия.

Отзывы ребят о прочитанном произведении:

 «Мы не должны забывать о подвигах наших любимых ветеранов, их подвиги должны жить в наших сердцах. Именно поэтому нужны такие конференции».

«Храбрость, смелость, решительность, смекалка – основные качества Зимородка. Я задал себе вопрос: а смог бы я совершить отважный поступок, как герой произведения?»

«Всегда нужно жить с верой и надеждой, это я понял! Такие уроки нужны, чтобы с детства знали, что для защиты нашей Родины требовалось много сил, как было сложно защитникам в годы войны».

В своей повседневной работе обращаясь к темам нравственности, духовности, чувству гордости за свой народ и своё государство, а значит, благодаря этому вырастет из наших детей поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот». Героями не рождаются, ими становятся, воспитывая в себе силу воли, учась побеждать самого себя, делать добрые дела ради других людей, Отечества.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРЛОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА –
ИНТЕРНАТ № 25»

Классный час:

«Герои России, Герои
Донбасса-

память сильнее времен!»

image001

Подготовила и провела

7 сентября 2021 года

учитель начальных классов

Скуратова

Виктория Владимировна

Горловка, 2021-2022 уч. год

 Цели:

-создать условия для приобщения
обучающихся к историческому  прошлому Родины;

-способствовать осознанию
обучающимися величия подвига и роли героев в историческом прошлом и настоящем
Отчизны;

Задачи:

-рассказать о понятии «герой», обсудить
какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали героем;

— формировать нравственные качества
личности на примерах героев;

— расширять представления детей о героях и
героических поступках;

— обсудить образы и подвиги героев времен
Великой Отечественной войны и нашего времени;

  — воспитывать чувство гордости за
прошлое и настоящее, чувство патриотизма, стремление показать причастность
каждого гражданина к судьбе своей Родины.

 Оборудование: компьютер; портреты героев
России и ДНР, цветная бумага, клей.

 Ход мероприятия:

1.    
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Играет песня «От героев былых времён»

Стихотворение «Я рисую слово МИР»

 Над землёю солнце светит,

 На траве играют дети,

 Речка синяя, а вот —

Пароход по ней плывёт

 Вот дома — до неба прямо!

 Вот цветы, а это — мама,

 Рядом с ней сестра моя…

 Слово «мир» рисую я.   

                            Дина Михайлова.    
   

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Отгадайте загадку: 

Мы его защищаем, и он нам дорог. (ответ – МИР)

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ЗАНЯТИЯ.

Так что же для Вас означает слово МИР? (Мир — это мама, папа, брат, сестра, родной дом, голубое небо, солнце, родная 
улица, радость, улыбки , а также РОДИНА)

Мы
называем место, где родились и живем Родина, Отечество. И во все времена люди
гордились и прославляли, любили и берегли свою Родину и защищали от врагов.
Герои родины — как много в этом смысла! И честь, и храбрость в этих двух
словах. Героями нельзя стать слишком быстро. Герой лишь тот, кому неведом
страх. Сегодня мы поговорим о том, кто такой герой, какими качествами он должен
обладать, узнаем имена некоторых героев и попробуем передать  им небольшой
привет из нашего времени. Попробуем показать, что мы не забыли про них и хотим
быть на них похожими.

4. Основная
часть урока

4.1. Какого
человека можно назвать героем?

В словаре
С.И. Ожегова слово герой определяется так: «Герой — человек, совершающий
подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.» (Герои
Великой Отечественной войны, Герои труда, спорта, Герои нашего времени.)

Императрицей
Екатериной II —был учрежден орден Святого Георгия Победоносца. Орденом
награждали воинов, проявивших в бою неудержимую отвагу, смелость и
находчивость. Известно, что кавалерами этого ордена стали 4 человека, среди
которых великий русский полководец М.И. Кутузов. Полный кавалер ордена Святого
Георгия — Михаил Илларионович Кутузов. Прославленный полководец,
генерал-фельдмаршал, светлейший князь. Герой Отечественной войны 1812 года.
Этот прославленный русский полководец всю свою жизнь, весь свой боевой путь от
прапорщика до генерал-фельдмаршала прошел вместе с Русской армией.

Много подвигов
было совершено во время Великой отечественной войны, многие стали героями и
были награждены высшими наградами: медалью «Золотая Звезда» и званием Героя
Советского Союза. Маршалу Георгию Константиновичу Жукову звание Героя
Советского Союза было присвоено четыре раза.

 Победы и славы достоин любой,

 За подвиг украшен звездой золотой.

 А Жуков как воин, как маршал-герой

 Четырежды выбран такою звездой.

А как вы думаете,
почему Герой получает в награду именно звезду? Задолго до изобретения компаса,
люди уже странствовали и по морям, и по пустыням, находя свой путь по солнцу и
звездам. И заметили путешественники на небе самую яркую звезду. Назвали они ее
«Путеводной», важнейшим ориентиром, который не давал потеряться в бескрайних
просторах морей и пустынь. Вот герои – тоже, как путеводные звезды – указывает
верное направление в нашей жизни, не дают забыть о долге, чести, смелости.

4.2. Физкультминутка.

Буратино
потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)

Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два,
три)

Руки в сторону развел, (развели руки
в стороны)

Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на
носочки)

Буратино
потянулся,

Раз –
нагнулся,

Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел

Повернулся
и ушел

Без пальто
гулял глупышка.

И
замерз он, как ледышка.

Чтобы
нам его согреть

Будем
прыгать и терпеть.

4.3. А можно ли стать героем в мирное
время?

Песня из фильма «Офицеры».

 А можно ли стать
героем в мирное время? Некоторые думают, что герои остались на страницах книг,
что они бывают только во время войн. Но в любые времена есть место подвигу, а
значит и в наше время есть герои, готовые пожертвовать самым близким во имя
родных, друзей, своей родины. Подвиг всегда связан со смелостью, отвагой и
мужеством, поэтому и в наше время всегда есть место подвигу. Давайте
познакомимся с героями нашего времени.

Александр
Прохоренко — офицер спецназа, 25-летний лейтенант Прохоренко погиб в марте 2016
года под Пальмирой (Сирия), выполняя задачи по наведению ударов российской авиации
по боевикам ИГИЛ. Он был обнаружен террористами и, оказавшись в окружении, не
пожелал сдаваться и вызвал огонь на себя. Ему было присвоено звание Героя
России посмертно.

4.4. Герои Донецкой Народной Республики.

Вашему вниманию я предлагаю небольшой рассказ о герое Донецкой 
Народной  Республики. 

 Скоро скорбная дата …

Ты ушел навсегда.

 Но мы помним Комбата,

 И не властны года !

 Озаряя улыбкой ,

 светом бархатных глаз,

 Стал ты Воином Света

За любимый Донбасс !!

Это слова о
герое ДНР – Михаиле Толстых – Гиви.

Родился и вырос Михаил Толстых в Иловайске, здесь же окончил среднюю 
школу и был призван в армию. В 1998­2000 годах проходил службу в учебном центре «Десна». 
Прозвище Гиви взял во время службы, в честь деда, воевавшего в годы Великой Отечественной 

войны. Военная специальность — командир танка. 
Михаил 
Толстых славился своей храбростью и проявлял незаурядные 
тактические способности,благодаря которым и стал грамотным боевым  
 командиром. О его бесстрашии    ходят 
легенды, однако себя он героем не считал, — 

«Герои — это мои бойцы, 
которые воюют на передовой. Я просто их командир».
8 февраля 2017 года в 6 часов утра Михаил Толстых погиб в своем рабочем  
кабинете.  Его не сломали и не 
 победили. До последней секунды своей  жизни Гиви остался 
преданным Родине.

Александр Владимирович Захарченко – первый Глава
Донецкой Народной Республики, председатель Совета министров ДНР и верховный
главнокомандующий вооружёнными силами ДНР. Герой Донецкой Народной Республики.
За заслуги перед Отечеством
Александр Захарченко был удостоен наград:


Золотая звезда Героя ДНР

— Два
Георгиевских креста ДНР


Орден Святителя Николая Чудотворца I и II степеней


Орден доблести I степени (ЛНР)


Орден Дружбы (Южная Осетия) (2015)


Орден «За верность долгу» (16.03.2018, Республика Крым, Россия)

31 августа 2018 года жителей Донецкой Народной
Республики потрясла страшная трагедия. Александр Захарченко трагически
погиб в результате террористического акта, организованного украинской
диверсионно-разведывательной группой. Взрыв прогремел в самом центре
Донецка, в кафе «Сепар». После взрыва Александр Владимирович был еще жив, и
тогда еще была надежда на то, что Глава Республики выживет. Но, к сожалению,
Александр Захарченко скончался. Ранения, которые он получил, были не совместимы
с жизнью. В результате террористического акта, погиб и телохранитель Главы ДНР.
Двенадцать человек получили травмы различной степени тяжести.

Погиб герой Донецка… Сильный духом,
Рождённый здесь в простой семье шахтёрской,
Не промолчал, не струсил в дни разрухи
И не сбежал, когда стреляли  хлёстко
По старикам и женщинам, по хатам
Тех, кто работал тяжко, чист был сердцем, —
Им на защиту встал: пошёл в солдаты, 
Не захотев в сторонке отсидеться…

4.5.
Физкультминутка

А
сейчас мы с вами, дети,

Улетаем
на ракете.

На
носки поднимись,

А
потом руки вниз.

Раз,
два, три, четыре —

Вот
летит ракета ввысь!

— А теперь ребята
встали!

Быстро руки вверх
подняли,

В стороны, вперёд,
назад,

Повернулись
вправо, влево,

Тихо сели вновь за
дело.

4.6. Изготовление «Звезды Героя» из
цветной бумаги

Ребята, вы еще маленькие, не умеете писать и читать. Но мы
можем сделать свою Звезду Героя. Мы будем смотреть на нее, помнить о тех людях,
которые сделали все, чтобы мы жили, учились. И будем стремиться быть похожими
на них, героев прошлых и настоящих.

(Из цветной бумаги черного, красного и синего цвета
обучающиеся делают ромашку, подписывают имена героев на каждом лепестке, в
центре надпись – «Донбасс – это мы»)

5. Закрепление изученных знаний

 Герой никогда не
умрёт, пока память в народе живёт. Золотые звезды льют из одного металла —
независимо от того, чем прославился человек. Героями не рождаются, ими
становятся. Неважно где, на войне или при спасении жизни людей на пожаре, за
особые отличия в труде или в спорте. В обычной жизни этих людей мало что
отличает от остальных. Но все они носят особое высокое звание – Герои России
или Герои ДНР.

image002

ГЕОРГИЙ
КОНСТАНТИНОВИЧ ЖУКОВ

image003

МИХАИЛ
ИЛЛАРИОНОВИЧ КУТУЗОВ

image004

МИХАИЛ
ТОЛСТЫХ (ГИВИ)

image005

АЛЕКСАНДР
ПРОХОРЕНКО

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе «А.Платонов. Рассказ «Возвращение» (9 класс)

Андрей Платонов «Возвращение»...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Андрей Платонов «Возвращение»

    Описание слайда:

    Андрей Платонов
    «Возвращение»
    Глухова Марина Владимировна – учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ «Сертоловский центр образования № 2», Ленинградская область

  • 2 слайд

    Мы возвращаемся домой с полей сражений... Всё дальше уходя с чужой земли... Ц

    Описание слайда:

    Мы возвращаемся домой с полей сражений…
    Всё дальше уходя с чужой земли…
    Цветут сады повсюду в день весенний,
    А в небе пролетают журавли.

    Они летят красиво, ровным клином…
    Как долго ждали этого мы дня…
    Давно не видел я жену и сына
    И доченька родилась без меня.

    На Запад шли с тобой дорогой этой…
    Потери наши трудно сосчитать,
    Но возвращаемся назад с Победой…
    Отец погиб, но ждёт седая мать.
    Ты столько бед и горя испытала,
    Врагу не пожелаешь никогда…
    Был первым муж, но это лишь начало…
    Одна ведь не приходит в дом беда!?

    Трёх сыновей на фронт ты проводила
    И говорила, что врага мы победим…
    У Бога лишь одно: их сбереги просила,
    Но возвращаюсь только я один.

    Большой ценой далася нам Победа.
    Беда врывалась в каждую семью.
    Вы потерпите скоро я приеду,
    В родимый край, на Родину свою!

    В.Муравьев

  • 3 слайд

    В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоённые

    Описание слайда:

    В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоённые горем и страданиями миллионов людей. В наши дни можно часто услышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло больше полувека?» Но правы ли будем мы , забыв о тех , кто погиб или был изувечен, защищая Родину?

  • 4 слайд

    Будущему писателю пришлось рано начать работать, чтобы помогать своей семье.

    Описание слайда:

    Будущему писателю пришлось рано начать работать, чтобы помогать своей семье. Когда ему было всего 14, он уже устроился литейщиком на трубопрокатный завод, и это была очень физически тяжёлая работа.
    Во время Великой Отечественной войны Платонов дослужился до звания майора. Он пошёл на фронт добровольцем, много раз лично участвовал в бою, но в целом выполнял работу военного корреспондента.
    Андрей Платонов зарегистрировал в общей сложности 8 патентов на разные изобретения. Сам он неоднократно говорил, что не хотел бы заниматься одной лишь литературой.
    (1899-1951)

  • 5 слайд

    Рассказ о герое отечественной войны небольшой рассказ

  • 6 слайд

    Г.ВОРОНЕЖ

    Описание слайда:

    Г.ВОРОНЕЖ

  • 7 слайд

    Как вы понимаете слово «возвращение»?В каком смысле употреблено оно в названи

    Описание слайда:

    Как вы понимаете слово «возвращение»?
    В каком смысле употреблено оно в названии рассказа?
    Это тройное возвращение: в начале рассказа солдат Иванов приходит с войны домой, а в финале — возвращается (физически и душевно) к жене и детям, в результате чего происходит третье возвращение — Иванов возвращается к себе, обретает прежние человеческие качества.

  • 8 слайд

    История создания Рассказ Платонова «Возвращение» был на

    Описание слайда:

    История создания
    Рассказ Платонова «Возвращение» был напечатан в журнале Новый мир» в № 10 – 11 за 1946 г. под названием «Семья Ивановых». Рассказ раскритиковали за клевету, которую писатель якобы возвёл на советских людей, на воинов, возвращающихся с войны, на советскую семью. Уже после смерти Платонова обвинения были сняты. Рассказ в существенно изменённом самим Платоновым виде был напечатан в сборнике рассказов за 1962 г. уже после смерти автора.

  • 9 слайд

    В чем заключается основная мысль рассказа? Основная мысль состоит в том, что

    Описание слайда:

    В чем заключается основная мысль рассказа?
    Основная мысль состоит в том, что война не только убивает физически, она разрушает семьи, делая родных людей чужими и коверкая каждую жизнь в отдельности.

  • 10 слайд

    проблема влияния войны на судьбы и личности людей, превращение мужчин в легк

    Описание слайда:

    проблема влияния войны на судьбы и личности людей, превращение мужчин в легкомысленных подростков, а детей – в маленьких старичков;

    проблема отдаления родных временем и расстоянием;

    проблема верности и измены, ответственности и прощения;

    проблема любви, которую герои считают откликом на горе и одиночество.
    Проблематика рассказа

  • 11 слайд

    Что мы узнаем о герое?Почему Алексей не спешит домой? Сколько дней встречает

    Описание слайда:

    Что мы узнаем о герое?
    Почему Алексей не спешит домой?
    Сколько дней встречает его семья?
    Жена и дети ждали Иванова, каждый день выходя к поездам. На шестой день Алексея встретил 11-летний сын Пётр, и оба остались недовольны друг другом
    «Иванов оформил у железнодорожного коменданта остановку в городе и остался с Машей. В сущности, ему нужно было бы скорее ехать домой, где его ожидала жена и двое детей, которых он не видел четыре года. Однако Иванов откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей. Он сам не знал, почему так делал, — может быть, потому, что хотел погулять еще немного на воле».

  • 12 слайд

    «Иванов приехал на шестой день. Его встретил сын Петр; сейчас Петрушке шел уж

    Описание слайда:

    «Иванов приехал на шестой день. Его встретил сын Петр; сейчас Петрушке шел уже двенадцатый год, и отец не сразу узнал своего ребенка в серьезном подростке, который казался старше своего возраста. Отец увидел, что Петр был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок».
    Какой разговор происходит между отцом и сыном? Как это характеризует каждого из них?
    Как встречаются Алексей и Любовь?
    «Иванов приблизился к жене, обнял ее и так стоял с нею не разлучаясь, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека».

  • 13 слайд

    Почему сын и отец недовольны друг другом?Петя огорчён непрактичностью отца, а

    Описание слайда:

    Почему сын и отец недовольны друг другом?
    Петя огорчён непрактичностью отца, а Алексей – прагматичностью сына. Родной дом Иванову странен и непонятен: жена стесняется его, как невеста, 5-летняя младшая дочь Настя, не помнившая отца, приучена к тяжёлому домашнему труду, Петрушка выполняет обязанности ворчливого хозяина, а не учится и играет, как положено детям.

  • 14 слайд

    Что испытывает Алексей в родном доме?«В доме отец умылся и сел за стол. Он вы

    Описание слайда:

    Что испытывает Алексей в родном доме?
    «В доме отец умылся и сел за стол. Он вытянул ноги, закрыл глаза и почувствовал тихую радость в сердце и спокойное довольство. Война миновала. Тысячи верст исходили его ноги за эти годы, морщины усталости лежали на его лице, и глаза резала боль под закрытыми веками — они хотели теперь отдыха в сумраке или во тьме».
    Что поражает Алексея в сыне?
    Он был взрослым не по годам. «Иванов видел, что более всех действовал по дому Петрушка. Мало того, что он сам работал, он и матери с Настей давал указания, что надо делать, и что не надо, и как надо делать правильно. Иванов не знал, что у него вырос такой сын, и теперь сидел и удивлялся его разуму. .».

  • 15 слайд

    Что понимает Алексей Иванов, сидя за столом в родном доме, чувствуя его тепло

    Описание слайда:

    Что понимает Алексей Иванов, сидя за столом в родном доме, чувствуя его тепло?
    «За столом, сидя в кругу семьи, Иванов понял свой долг. Ему надо как можно скорее приниматься за дело, то есть поступать на работу, чтобы зарабатывать деньги, и помочь жене правильно воспитывать детей, — тогда постепенно все пойдет к лучшему, и Петрушка будет бегать с ребятами, сидеть за книжкой, а не командовать с рогачом у печки».
    В какой момент Алексей узнает о существовании Семена Евсеевича?
    «А дядя Семен придет. Это я ему оставила. Пирог не ваш, я сама его не ела. Я его под подушку положу, а то остынет…
    Настя сошла со стула и отнесла кусок пирога, обернутый салфеткой, на кровать и положила его там под подушку».

  • 16 слайд

    Что узнает от жены Алексей Иванов? Как этот ее характеризует?Алексей узнает о

    Описание слайда:

    Что узнает от жены Алексей Иванов? Как этот ее характеризует?
    Алексей узнает об измене супруги. Она честна перед ним.
    Как поступает Алексей? Как это его характеризует?
    Алексей обижен, как ребенок, он решает уехать к Маше.
    Он вошел в тамбур вагона и остался в нем, чтобы, когда поезд пойдет, посмотреть в последний раз на небольшой город, где он жил до войны, где у него рожались дети…

  • 17 слайд

    Иванов высунулся из тамбура и посмотрел назад. Двое детей, взявшись за руки,

    Описание слайда:

    Иванов высунулся из тамбура и посмотрел назад.
    Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переезду. Они сразу оба упали, поднялись и опять побежали вперед. Бо́льший из них поднял одну свободную руку и, обратив лицо по ходу поезда в сторону Иванова, махал рукою к себе, как будто призывая кого-то, чтобы тот возвратился к нему. И тут же они снова упали на землю. Иванов разглядел, что у бо́льшего одна нога была обута в валенок, а другая в калошу, — от этого он и падал так часто.
    Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.
    Что заставляет Алексея обернуться?

  • 18 слайд

    Что происходило с героем в эту минуту? Что он делает?Иванов кинул вещевой меш

    Описание слайда:

    Что происходило с героем в эту минуту? Что он делает?
    Иванов кинул вещевой мешок из вагона на землю, а потом спустился на нижнюю ступень вагона и сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети.

  • 19 слайд

     Характеристика героев

    Описание слайда:

    Характеристика героев

  • 20 слайд

    Рассказ о герое отечественной войны небольшой рассказ

  • 21 слайд

    Как сложится судьба героев?

    Описание слайда:

    Как сложится судьба героев?

  • 22 слайд

    Семья и дом – как свет и хлеб. Родной очаг – земля и небо. В спасение даны те

    Описание слайда:

    Семья и дом – как свет и хлеб.
    Родной очаг – земля и небо.
    В спасение даны тебе,
    в каких бы ты заботах не был.

    Пусть тороплив у жизни бег,
    куда бы ни вела дорога,
    в твоей изменчивой судьбе
    прекрасней дара нет от Бога.

    Они хранят тебя всегда,
    сколько б ни странствовал по свету,
    как путеводная звезда,
    и нет святей святыни этой.

    Твоей семьи тепло и свет –
    вот лучшая душе отрада.
    Иного счастья в мире нет,
    иного счастья и не надо.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Конспект урока «Старый гений» Лесков 8 класс

  • Конспект урока «Куприн «Куст сирени» 8 класс

  • Урок. Тема одиночества в стихотворении «Парус» М.Ю. Лермонтова

  • «Музыка в творчестве Александра Грина»

  • . КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О Н.А. ЗАБОЛОЦКОМ. «НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ!..»

  • Технологическая карта урока. Внеклассное чтение. А.И.Солженицын «Крохотки»

  • Творческий проект: «Художественный мир драматурга А.Н. Островского»

  • Календарно-тематическое планирование Литература (углубленный уровень)10 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446270 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Творчество известного советского писателя Андрея Платонова далеко не всегда укладывалось в идеологические рамки, за что автора регулярно критиковали официозные литераторы и чиновники. Примером его настоящего, а не «социалистического» реализма может служить небольшой рассказ «Возвращение», действие в котором происходит сразу после Великой Отечественной войны.
Рассказ первый раз был напечатан в периодическом издании «Новый мир» в 1946 году под названием «Семья Ивановых». На писателя вскоре посыпались суровые обвинения – во лжи и клевете, в очернении образа советского народа, солдат, участников войны. Эти обвинения были сняты только после кончины Платонова.
Дальнейшая публикация рассказа состоялась только в 1962 году в сборнике, данный вариант существенно изменён автором.

Литературная направленность и жанровая принадлежность

Рассказ «Возвращение» создан в духе реализма. Советская критика потому и ополчилась на Платонова, что он изобразил советских людей уж слишком реалистично, со всеми их недостатками. Так называемый «социалистический реализм», навязывавшийся советским правительством как «единственно правильное» литературное направление, строился на совсем других принципах. Несмотря на название, это был антиреалистический художественный метод, сходный с религиозно-мифологическими жанрами (жития святых, «Деяния апостолов», мифы и легенды разных народов и т. д.). В частности, советских людей предписывалось изображать в прямо-таки иконописной манере: с гипертрофированными положительными чертами, без существенных недостатков, всегда готовыми «к труду и обороне».
У Платонова же люди выглядят совсем по-другому: мужья и жёны напропалую изменяют друг другу, дети лишены детства и вынуждены рано включаться во взрослую жизнь, супруги совершенно отвыкли друг от друга за годы разлуки. Рассказ производит тяжёлое впечатление, и это совсем не приветствовалось советскими литературными чиновниками.
События в рассказе охватывают всего несколько дней, однако из разговоров персонажей становится известно о том, что происходило за много дней до этого – в самый разгар войны.

Тематика и проблематика произведения

«Возвращение» — это рассказ о начале послевоенной жизни в стране. Советские люди возвращаются к мирной жизни, семьи воссоединяются друг с другом, мужчины-победители приезжают обратно домой, к жёнам и детям. При этом в произведении проводится мысль о том, что война не только убивает в физическом смысле, но и, самое главное, уничтожает человека духовно; она разрушает семьи, отчуждает близких людей друг от друга, уничтожает морально-нравственные ориентиры. Свою победу народ отмечает не весёлым ликованием, а тяжёлыми разговорами, выяснением отношений, семейными ссорами и не всегда успешными попытками наладить быт.
Платонов в своих произведениях вообще часто касался этих тем. Он изображал серьёзный «психологический» ущерб от войны, которая превращает сильных и смелых мужчин в глупых подростков, а детей – в «маленьких взрослых». Любовь в его произведениях часто соседствует с горем и одиночеством и является их следствием.

Сюжет рассказа

Советский офицер Алексей Иванов, проведя на фронте всю войну, уволился и отправляется домой на поезде. Ещё на станции он сближается с молодой девушкой Машей, с которой он потом проводит пару дней в её родном городке, прежде чем отправиться дальше. В это время Иванова с нетерпением ждали жена и дети, изо дня в день приходя на станцию. Наконец отец семейства приезжает. Его встречает одиннадцатилетний сын Пётр, и оба они не понравились друг другу: сын выглядит слишком взрослым, ворчливым и «рано состарившимся», а отец кажется Пете глупым и непрактичным.
В доме героя встречает странная обстановка. Жена стесняется его, а маленькая дочка не узнаёт его и плачет, к тому же в свои пять лет она занимается тяжёлым домашним трудом. За ужином дочка случайно признаётся отцу, что к ним ходит какой-то дядя Семён, который играет с ними, поскольку его собственную семью убили немцы. Иванов начинает подозревать, что его благоверная изменяет ему с этим Семёном. Супруга честно говорит, что ничего у неё с Семёном не было, но один раз она была близка с местным партийным начальником, который при том произвёл на неё ужасное впечатление.
Алексей принимает решение уйти из дома к Маше, с которой ему всё это время было хорошо. Только об этой Маше он ничего не говорит жене и детям. Когда он садится в поезд, то видит, что дети бегут за ним, пытаясь вернуть. После этого Иванов чувствует, что прощает жену, и сходит с поезда.
За некоторое время до этого сын Петрушка укоряет родителей в том, что они ссорятся по какому-то пустяковому поводу, и рассказывает им историю о каком-то дяде Харитоне, которого долгое время не было дома, так что, вернувшись, он понял, что жена изменяла ему с инвалидом человеком без рук. Сначала Харитон обозлился на жену, но потом простил её, рассказав, как сам изменял жене со несколькими женщинами. Разве что свои измены Харитон выдумал, чтобы показать жене, что он её прощает.

Главные персонажи произведения

Центральный герой рассказа «Возвращение» — Алексей Иванов. Это весьма банальное сочетание имени и фамилии характеризует персонажа: он – простой, самый обычный человек, который ничем не выделяется среди себе подобных. При этом он живёт лишь для себя, считает себя во всём правым, а других – виновными. Он совсем не идеален и совершает е же ошибки, что и окружающие его люди, но пытается скрыть это.
Люба – жена Иванова. В годы войны она сильно скучала и грустила, что привело её к измене мужу. Когда Алексей узнаёт об этом, его охватывает злость и огорчение, его самолюбие задето. Но ведь из тех же соображений он изменял жене с Машей.
Пётр – сын Алексея, подросток, который психологически и умственно значительно взрослее отца и матери. Он руководит всеми хозяйственными работами в доме, а родителей укоряет, выставляя их маленькими и неразумными детьми.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тульский бронепоезд на исходной позиции.

Валерий Леонидович Большаков в год, когда началась война, был еще школьником.

Но его удивительная память до мелочей сохранила те события, о которых теперь мы можем узнать только из его рассказа.

Первая воздушная тревога

Прошли годы и десятилетия, но в моей памяти навсегда остались эти грозные дни. А на письменном столе стоят фотографии тех, кто отразил первый удар и спас нас от ужаса оккупации: Жаворонков, лейтенант Волнянский, капитан Горшков, комиссар Агеев, майор Зубков. Всегда я помню негромкий голос по радио 3 июля 1941 года: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!».

Рассказ о герое отечественной войны небольшой рассказТот самый дом, о котором идет речь в рассказе.

В 1941 году мне, Большакову Валерию, было десять лет. Я жил с мамой Галиной Александровной и бабушкой Александрой Петровной в Туле, в большом доме с мезонином на улице Глеба Успенского, 9. С нами жила мамина сестра Ирина Александровна с мужем Константином Борисовичем. Мама работала инженером-строителем на патронном заводе. Тетя Ира – в водоканале, дядя Костя – в облторготделе. Я учился в 6-й средней школе и весной перешел в третий класс.

Рассказ о герое отечественной войны небольшой рассказВалерий Большаков у своего дома на улице Глеба Успенского.

22 июня был теплый, солнечный день. Я гулял во дворе с нашей собакой, взрослые были на работе (тогда был скользящий график выходных). Бабушка часов в одиннадцать пошла на базар. Часа через полтора возвращается – на ней лица нет. Сказала, что началась война: Германия напала на нас. На базаре она прослушала речь т. Молотова.

Через некоторое время загудели гудки заводов – начались митинги. Вскоре прибыли мама, тетя Ирина с мужем, стали обсуждать ситуацию.

Первые дней десять было спокойно, но председатель уличного комитета проверяла жителей домов и сверяла списки: продовольственные карточки готовились. Их стали выдавать в райисполкоме примерно через десять-двенадцать дней.

Особо хочу сказать о председателе уличного комитета. Им была жительница нашей улицы Надежда Ивановна Пшеничникова – женщина средних лет и удивительной энергии: она знала всех и всё, имела связь с милицией и НКВД.

В начале июля, с приближением немецкой армии, ввели светомаскировку, рекомендовали на стекла окон наклеить полоски бумаги. По распоряжению ГКО на чердаке надо было иметь бочку с водой, ящик с песком, лопату, топор. Щипцы для захвата зажигательных бомб быстро изготовили в наших артелях и развезли по домам. Приказано было силами жильцов вырыть во дворах защитные щели в пятидесяти метрах от дома. Нам помогали соседи.

Затем пожарные проехали вдоль улицы и разломали сараи и амбары, которые были ближе к дому, чем пятьдесят метров. Наш сарай уцелел, в доме №11 разломали. Затем с телеги в сопровождении Надежды Ивановны по списку раздали противогазы – нам дали четыре взрослых и один детский. Город к налетам авиации был готов.

Первая воздушная тревога была объявлена 20 или 21 июля в 13-14 часов. Я, мама (у нее был выходной), бабушка и собака побежали в сад к нашей щели, собака впереди. Однако все ограничилось зенитной стрельбой в районе Московского вокзала. Наверное, это был разведчик. Больше мы в щель не прятались, она служила складом для сельхозинвентаря. В 1945-м ее закопали.

Фронт приближался, город готовился к обороне.

В конце сентября начали рыть противотанковые рвы. Около нас ров вырыли на перекрестке улиц Пирогова и Пушкинской.

1 октября началась эвакуация заводов, занятия в учебных заведениях прекратились.

В начале октября по радио объявили, что в пригородных совхозах овощи на полях не убраны  и разрешили их собрать для себя. Недалеко от нас, в конце ул. Оборонной, были большие поля совхоза «Парники». Мы с мамой взяли у соседей тележку и пошли. На полях уже было много народа. Мы решили собрать лук-репку – получился целый мешок, хватило на всю зиму.

Периодически объявляли воздушную тревогу, но в нашем районе было тихо – бомбили вокзалы и железную дорогу, пострадали там и некоторые дома.

Маму оставили на заводе, а дядю Костю в начале октября призвали в Красную армию, но перед этим он по распоряжению ГКО сдал на хранение во Дворец пионеров свой радиоприемник СИ-235 и охотничье ружье.

Тревога нарастала. Пришел день 29 октября. Мы уже знали, что немцы у Тулы – в Подземгазе. Про этот день, 29 октября, следует сказать особо. В публикациях часто пишут о неких погромах и грабежах магазинов. Возможно, где-то и было так, но около нас все прошло спокойно. В десять утра мы с бабушкой вышли из дома в магазин, а соседка сказала, что утром народ пришел, и продавцы сообщили, что они могут брать все продукты. Конечно, возникла определенная толкотня, но без драк, битья витрин. Быстро все разобрали. Наш сосед из дома №6 привез на тележке два ящика макарон.

На базаре были три хозмагазина, товар из них тоже разобрали, сняли электросчетчики и забрали кассовые аппараты – ничто не должно было достаться врагу. Это была акция, санкционированная руководством вследствие нависшей над городом угрозы.

Еще одно событие было в районе 24-25 октября в начале ул. Макса Смирнова – близко от нас. Там жила мамина подруга по строительному техникуму Бронислава с мужем Борисом и двумя детьми – сыном Борей шести лет и дочкой Идой четырех лет. Они попросили маму взять к нам детей, если немцы войдут в город, потому что решили уйти в район, а с маленькими детьми далеко не уйдешь. Боря и Ида жили у нас с 26 октября, родители их проведывали по вечерам. Когда к середине ноября стало ясно, что немцы Тулу не возьмут, дети вернулись домой.

Мы же решили укрыться на время боев у соседей в доме №7 – он тоже двухэтажный, но низ кирпичный, и дом ниже нашего.

Снаряд пролетел в трех метрах от дома

Утром 30 октября на южной окраине началась интенсивная артиллерийская и ружейно-пулеметная стрельба. Бой продолжался весь день, к 18-19 часам затих. Мы сидели в страхе, но снаряды и мины до нас не долетели, разрушений не было.

После девятнадцати часов по улице прошла предуличкома Надежда Ивановна и сообщила тяжелое известие: немцы заняли Рогожинский поселок и вышли к поселку Красный Перекоп – до нас три километра.

Ночью были мы дома, утром – опять в дом №7. Весь день шел бой, но у нас было спокойно, я решил погулять. В нашем саду был холм за флигелем высотой два – два с половиной метра. Я поднялся на него и стал смотреть на юг. Около 14 часов бой несколько затих, и я увидел несколько немецких самолетов на юге. Это были «юнкерс-88» и «хейнкель-111». С них стали падать бомбы и послышались взрывы в районе Красного Перекопа. Самолеты улетели, и бой возобновился. К 18-19 часам затих, и мы пошли несколько передохнуть домой.

Готовились спать, и вдруг около 22 часов в центре города раздался невероятный ревущий звук. Перепуганные, мы выскочили во двор и увидели летящие от центра к югу огненные стрелы. Сразу стало радостно – мы применили новое оружие. Это был залп «катюш».

Так как нам прямой угрозы не было, 1 и 2 ноября мы у соседей уже не сидели, но в эти дни бой был весь день. 3 ноября бой стал слабее, и мы узнали, что возобновляется снабжение продуктами. Около нас было три магазина: один на углу ул. Г. Успенского, 1, второй на углу Колхозной и Пирогова, третий на углу Гоголевской и Пирогова. Мы называли их магазины Курятникова, Копанева, Волкова. Тогда еще часто называли магазины по бывшим владельцам. Мы пошли с мамой в магазин Волкова – другие два были закрыты, так как были в зоне возможного обстрела. Магазин Волкова был кирпичный, трехэтажный и прикрывал нас – очередь – с юга.

Стоим, вдруг слышим вдали пушечный выстрел, затем свист снаряда вдоль ул. Пирогова и взрыв внизу. Начался обстрел колокольни Всехсвятской церкви.

Через некоторое время вдали новый выстрел и взрыв около нас. Высовываемся из-за магазина – колокольня вся в дыму. Попали.

Так продолжалось около часа. Колокольню обстреливали примерно 7 или 8 ноября, затем бой на окраине затих. Немцы начали перегруппировку. Больше колокольню не обстреливали. В итоге южная часть колокольни была в выбоинах, железо с купола сорвало, но каркас и крест устояли, а у южного левого ангела взрывом оторвало одно крыло и часть спины.

Рассказ о герое отечественной войны небольшой рассказТак выглядела колокольня Всехсвятской церкви после обстрела.

Обстановка была весьма спокойная, продукты получали. Электричества не было, мы соорудили коптилки. Керосин два раза в неделю привозили на лошади в бочке, и мы набирали в бидоны. Вода в колонке была бесперебойно.

В этот довольно спокойный период мы вполне могли погибнуть дома в середине ноября. Дело было так. Около 21 часа я и мама сидели в комнате, ближе к воротам. Мама вышивала, а я читал Дюма «Двадцать лет спустя». Бабушка пошла вылить помои с черного хода. Вдруг напротив дома раздался взрыв. Тут вошла бабушка и сказала, что она открыла дверь, а в нее летит нечто светящееся, потом взорвалось. Утром мы пошли посмотреть. Оказалось, что снаряд пролетел от нашей комнаты в трех-четырех метрах. Перелетел через ворота и врезался в фундамент дома №6 напротив. Вмятина была небольшая. По-видимому, это был шальной снаряд танковой пушки. Но пролети он на три-четыре метра левее, попал бы в нашу комнату. Судьба сберегла нас.

Вот еще эпизод. В середине ноября я с товарищем гулял во дворе, и вдруг над нами на юг полетели снаряды. С бугра во дворе мы посмотрели вниз и увидели на путях вдоль Упы наш бронепоезд, который вел огонь по немцам на юге. Вдруг появились два мессершмидта. Они были на высоте около километра. Каждый сбросил по бомбе. Одна бомба упала в насыпь перед бронепоездом, вторая – за ним. После чего бронепоезд уехал в сторону Ряжского вокзала, а самолеты улетели.

Надо отметить, что во время осады наше перемещение было ограничено определенными границами: улицами нынешней Оборонной, Буденного и Тимирязева, к югу – до кладбищенской стены. У нас все было спокойно. В этом периметре снаряд попал только в дом №2 на ул. Гоголевской. Разрушения были небольшие, жители уехали в эвакуацию. Некоторые дома на улице стояли пустыми – хозяева уехали в эвакуацию, но ни один не был разграблен. За порядком следила милиция и наша энергичная предуличкома Надежда Ивановна Пшеничникова.

В середине ноября вечером мы увидели зарево большого пожара на уровне центра к западу от нас. Потом узнали, что сгорела бывшая фабрика Баташева на ул. Лейтейзена.

Это было большое двухэтажное здание, в нем было подсобное боевое производство патронного завода.

Еще один факт был уже после снятия осады. В середине декабря мы с мамой днем пошли на Всехсвятское кладбище. Было около двенадцати часов. Мы уже возвращались по аллее и около колокольни услышали звук немецкого самолета, он летел с юго-востока на высоте метров сто. Это был «мессершмидт-109». Он обогнул колокольню, вдруг сбросил бомбу и улетел. Взрыв раздался в районе ул. Коммунаров. Мы с мамой туда пошли и увидели, что бомба попала в средний из трех довоенных домов.

На правой стороне улицы (сейчас это дом № 66 по пр. Ленина) бомба разрушила все четыре этажа южной части дома.

Как школьники убирали урожай

20 января 1942 г. возобновилась работа учебных заведений, и я опять пошел в третий класс. В конце мая 1943 года сдал экзамены за четвертый класс – арифметику, письменный и диктант. Получил листок-табель (дневников тогда не было) с оценками за четверть и годовые и выводом: переведен в пятый класс.

Получил в библиотеке учебники для пятого класса, затем классный руководитель нам сказала, что есть приглашение из пригородного совхоза «Парники» работать летом на полях. Это было совершенно добровольно. Я пришел домой, отдал маме табель и сообщил о приглашении. Мама сказала: иди работай. И я пошел.

Поля совхоза «Парники были в конце ул. Оборонной до самой Упы, а правление около Конной площади, на ней торговали скотом. Потом на этом месте сделали трампарк. Прийти надо было в семь утра. Я прибыл в правление, меня записали в журнал и дали в кассе специальную дополнительную хлебную карточку на 400 гр. хлеба в день. Для справки: я, иждивенец, получал в день 400 гр. хлеба, мама, служащая, 600 граммов, рабочие на заводах – 800 граммов. Таким образом, я стал получать 800 граммов хлеба в день.

Нас пришло с учительницей человек двенадцать. Всех накормили скромным завтраком: ячневая каша, куска два хлеба и стакан суфле – в то время это был популярный сладкий напиток на основе толокна. После этого бригадир повел нас на поле, на прополку. Работать мы должны были до 12 часов. Бригадир сразу сказал нам: дети, вы можете на поле съесть морковку или горох, но не должны брать с собой ни одну морковку, ни один стручок гороха. Это будет считаться хищением социалистической собственности. Мы работали, учительница сидела и читала книгу.

В 12 часов мы опять приходили на центральную усадьбу, где нас ждал скромный обед: суп-лапша (иногда щи), макароны (иногда разная каша), два кусочка хлеба и стакан того же суфле.

Работали каждый день без выходных. При дожде на центральной усадьбе ждали его окончания, но тогда климат был устойчивый, и дожди утром редко случались. Так мы работали июнь и июль. В августе полоть уже было не надо.

Первого октября я пошел в пятый класс. Во время войны учеба начиналась 1 октября. Тут новость: нас разделили на школы, мужские и женские. В нашем районе четвертая школа стала мужской, 6-я и 8-я  –женскими. Другие школы района были госпиталями.

Учимся. Вдруг классный руководитель говорит, что в учительскую приехала кассир и выдает талоны на трудодни для получения на них овощей по выбору и деньги за трудодни. Я тогда получил 135 рублей – немалые деньги для подростка. Для сравнения: моя мама, инженер на патронном заводе, получала зарплату 600 рублей в месяц.

Мы с мамой взяли у соседей тележку и поехали в совхоз. Овощи предлагали на выбор: картофель, капусту, морковь, свеклу, лук-репку. У нас дома был свой небольшой огород, и я взял лук-репку.

В 1944 году после окончания пятого класса нас снова пригласили в совхоз «Парники». Я опять пошел. Работало нас мало: двенадцать–пятнадцать человек. Связано это с тем, что в нашем Центральном районе был частный сектор – огороды, сады, а у моих товарищей родители в основном работали на оборонных предприятиях и были весьма обеспеченными. Мы тоже жили весьма хорошо, но мама считала, что работа для общества полезна.

Снова приехала кассир после 1 октября и опять выдала талоны на овощи и деньги за трудодни. В этом году я не пропустил ни одного дня и получил уже 147 рублей, а правление премировало меня калошами – очень ценная тогда вещь.

В 1945 г. школьников на сельхозработы уже не приглашали.

Прошли годы, и вдруг случилось  неожиданное продолжение этого давнего периода. В 1991 году при оформлении пенсии в 60 лет ко мне обратились четыре моих бывших товарища по классу с просьбой подтвердить, что они работали в 1943-44 годах в совхозе «Парники». Подтвердил.

  • Рассказ о герое великой отечественной войны 4 класс окружающий мир
  • Рассказ о герое защитнике родины для 5 класса
  • Рассказ о герое вов для 5 класса кратко однк
  • Рассказ о герое былин никите кожемяке
  • Рассказ о герое 3 класс литературное чтение федорино горе