Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
муниципального
образования
Средняя
общеобразовательная школа №102 имени Георгия Бочарникова
Доклад
на тему: «Повышение эффективности уроков
английского языка с помощью технологии проектной деятельности»
Исполнитель:
учитель
английского языка
в
начальных классах
Насибари
О.В.
г.Краснодар,
2020
В настоящее время
очень важным для российской общеобразовательной школы представляется внедрение
в современную школьную систему образования инновационных технологий, призванных
сменить приоритеты целей обучения. На первый план выдвигается становление
личности учащегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие
умственной и творческой активности в процессе усвоения знаний. Огромную
популярность в последнее время приобретает технология проектов.
Проект ценен тем,
что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания,
получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в
школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится
анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то
он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в
дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить и работать
творчески.
Целью обучения
иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая
деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного
взаимодействия.
Проектная
технология позволяет творчески применить языковой материал, превратить занятия
иностранного языка в дискуссию, исследование.
Применительно к
уроку иностранного языка, проект — это специально организованный учителем и
самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием
творческого продукта. Проектная технология характеризуется высокой
коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений,
чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной
ответственности за продвижение в обучении.
Цель проектной технологии:
1.Повышение эффективности уроков английского
языка.
Основными задачами проектной технологии
являются:
1. самовыражение и
самосовершенствование учащихся, повышение мотивации обучения, формирование
познавательного интереса;
2. реализация на практике
приобретённых умений и навыков, развитие речи, умение грамотно и
аргументировано преподнести исследуемый материал.
3. Воспитание культуры у учащихся.
Так как я работаю учителем
английского языка в начальной школе, то хотела бы рассказать о проектной
деятельности в начальной школе.
Проектная
работа на уроках английского языка в начальной школе на примере УМК Spotlight
Проектная работа является
неотъемлемым компонентом обучения в рамках реализации ФГОС. Умение ставить
цель, планировать свою деятельность, умение презентовать результаты своей
работы — необходимые УУД, формирование которых реализуется
системно-деятельностным подходом в обучении, положенного в основу Стандарта
образования. Данные навыки будут незаменимы во взрослой жизни при работе в
любой сфере, сформированные общеучебные умения (сравнение, обобщение, анализ,
синтез, классификация, выделение главного), желание, а главное умение учиться,
помогут детям в дальнейшем реализовать себя как личность, добиться успеха в
карьере. Таким образом проектная деятельность призвана подготовить учеников к профессиональной
деятельности, и работа по формированию необходимых навыков начинается уже с
начальной школы. В МАОУ СОШ №102 работают по УМК «Английский в фокусе»(Spotlight).
УМК
«Английский в фокусе»(Spotlight) учитывает
деятельностно-ориентированный
подход к обучению и имеет специальные разделы, помогающие формировать и развивать навыки проектной деятельности. Раздел Portfolio
содержит письменные и устные
задания в учебнике, обобщающие изученный материал. Во 2 классе работе с этим
разделом отводится отдельный урок в рамках каждой темы. Темы самые
разнообразные, интересные и доступные детям: мой дом/моя комната, еда, что я
умею, мои игрушки, отдых, школа, семья, праздники, друзья, животные. Также
широкое поле для деятельности представляет раздел Spotlight on Russia и
Spotlight on English-speaking countries. Тексты подобраны таким
образом, чтобы каждый учащийся смог высказаться по данной теме, потому что она
ему близка. Сравнивая и сопоставляя две культуры, дети имеют возможность глубже
понять культуру своей страны. В 3 и 4 классах задания Portfolio и
Spotlight on… имеют несколько разную направленность. В Portfolio
задания более конкретны и преобладает развитие навыков письменной речи, задания
обычно имеют чёткую структуру (письмо, записка, описание человека), задания по
страноведческим текстам более творческие и темы для выполнения вариативны.
Например, по теме «Животные» 4 класса можно написать о заповедниках родного
края или о редких животных, или о помощи животным.
Выполнение
данных работ позволяет наглядно продемонстрировать прогресс учеников в изучении
предмета, от подписей к рисункам к небольшому рассказу. Выполненные работы
становятся частью детского портфолио и учитываются при итоговой аттестации.
Данный вид работы поддерживает высокую учебную мотивацию обучающихся; поощряет
их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и
самообучения; развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
Что такое проект?
Проект – это 6 «П»:
1. Проблема
2. Проектирование
3.Поиск информации
4.Продукт
5. Презентация
6. Портфолио
Классификация проектов
- по
доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированные,
исследовательские, информационные, творческие, ролевые; - по
продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, годичные; - по
количеству участников – индивидуальные и групповые; - по
форме продукта – газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений,
спектакль, мультимедийный продукт и т.д.
Этапы построения проекта:
1.
Организационно-подготовительный
Определение темы
проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования
информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.
Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся,
консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке
необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных
ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности, учащихся на всех
этапах.
2. Поисковый
Сбор, анализ и
систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микро группах,
выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта,
самоконтроль.
Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и
обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам
оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание
деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг
совместной деятельности.
3. Итоговый
Оформление пакета
документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка
устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.
Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите,
отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в
качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы,
оценка вклада каждого из исполнителей.
Пример построения проекта на конкретной теме.
Класс: 3
Тема: любимые герои мультфильмов.
Идея проекта:
составить досье на своего любимого героя мультфильма и сравнить, какие герои
популярны сейчас и какие были популярны у родителей, какие герои популярны в
других странах.
Задачи:
дать описание внешности, характера, откуда он родом, что любит и умеет,
привести примеры в виде иллюстраций или короткого видео. Провести анкетирование
детей и взрослых, обработать результаты и представить их для публики, придумать
вопросы для проверки знания и выявления любителей данной категории
мультфильмов.
Оборудование:
плакат, электронная презентация, вопросы викторины.
Сроки реализации:
1 неделя.
Оценивание:
учитывается устное выступление и сам проект, в устном выступлении —
правильность использования и произношения лексики, эмоциональность, чёткость
речи, в презентации — оформление работы, логика построения высказывания,
оригинальность, вопросы для викторины.
План
реализации проекта
Разработка проектного задания.
При
изучении темы «Культура США и России» дети встречают тексты о
популярных героях мультфильмов данных стран. Учитель в беседе выявляет
информированность детей в данной области, рассказывает, что в каждой стране и у
определённых возрастных категориях есть свои любимцы. Просмотр нескольких серий
первых чёрно-белых мультфильмов «Папай моряк», «Микки
Маус», «Алиса». Сравнение как изменялись герои со временем, как
долго они просуществовали. Некоторые старые мультфильмы реанимировали, сняли ремейки
(Скубиду). После этого предлагается учащимся выбрать свою тему проекта.
Проводится опрос среди детей, какие мультфильмы любят они, какие герои им
нравятся. По результатам предлагается список тем: «Современные
мультфильмы, советские, зарубежные (по странам), супер герои. Дети выбирают
тему по интересу.
Определение
целей проекта.
Дети определяют
цель своей работы — создание информационного плаката о своих любимых героях,
группа детей составляет рейтинг популярных мультфильмов сейчас и своих
родителей и самых популярных зарубежных персонажах. Таким образом у них будет
возможность сравнить как изменились вкусы людей, какие герои популярны, какие
новые появились, какие герои известны по всему миру.
Задачи
проекта.
Дети
составляют список необходимых действий для реализации проекта: найти информацию
о происхождении их персонажа, найти необходимую лексику для описания, что любит
и умеет делать их герой. Для рейтинга провести анкетирование родителей и
одноклассников, изучить сайты, а также всем просмотреть мультфильмы, чтобы
обновить сведенья о героях. Найти интересные факты, например, годы показа по
телевиденью, количество серий, кто озвучивал, по какой книге снят и кем.
Формирование
рабочих групп.
Формирование
групп проводится с учётом интересов детей и результатов опроса или анкетирования.
Составляются группы по темам: отечественные, зарубежные (Америка, Япония,
Франция и т.д.), советские, рейтинг популярных мультфильмов у детей и
родителей. В каждой группе выбирается ответственный, который помогает другим
ученикам и организует презентацию проекта. Распределение ролей в группе: оформитель,
поиск информации, составитель или рецензор текстов.
Устанавливается
срок для создания проекта.
Одна неделя, так
как найти материал проблем не представляет сложности, но в тоже время требуется
время для грамотного составления высказывания и подбор интересного наглядного
материала.
Итоговая
форма проектной деятельности.
При обсуждении составляется
список возможных форм выражения проекта: газета, плакат, комиксы, электронная
презентация. Учащиеся выбирают единую форму для своей группы, обсуждается форма
проведения защиты, наличие гостей. Дети получают критерии оценки за подготовку
презентации, участники одной группы должны в итоге оценить вклад каждого
ученика в ход работы и его влияние на итог.
Реализация
проекта.
Учитель на примере известных
всем героев составляет с детьми схемы, в которых отображается вся информация,
имеющаяся у детей. Схемы составляются совместно с детьми как пример
организации информации и способах её подачи аудитории. Информация структурируется,
повторяются необходимые речевые конструкции, отрабатываются варианты выражения
мысли с помощью разных структур. Ученики пробуют представить рассказ о
выбранном герое в виде денотативной схемы, вносят дополнения, отслеживают
логику построения рассказа, подбирают иллюстративный материал. Участники одной
группы тренируются вместе, при составлении схемы учитывается мнение всех детей,
дети учатся объяснять по какому принципу они отбирали информацию, её значимость
для интересного сообщения. Группа, работающая с рейтингом предоставляет
результаты анкетирования, также подбирает иллюстративный материал и выполняет
презентацию, которая послужит сценарием при отчёте работы всего класса. Дети
сравнивают популярных героев разных стран и поколений и решают, почему они
стали любимцами, что в них особенного, какие качества ценятся сейчас.
Оформление
результатов.
Учитель консультирует детей
как оформить работу, подсказывает, где поискать наглядность, помогает оформить
презентацию. Для оформления презентации целесообразно использовать старших
родственников детей. Оформление приводится к единому стилю внутри группы,
проводится показ отобранных видео, обсуждается целесообразность использования
именно этих эпизодов, возможна замена или сокращение видеофрагментов.
Презентация.
Презентация проходит в
присутствии всего класса в виде клуба любителей мультфильмов. Дети по группам
представляют свои результаты, группа экспертов по предпочтениям руководит ходом
работы, показывает результаты опроса взрослых и детей, предоставляет видео
самых популярных мультфильмов, в перерывах между ними другие группы выдают свои
результаты, остальные дети имеют возможность сравнить рассказы с видео и своим
личным опытом. Показ небольших серий или видеофрагментов перемежается сообщениями
и небольшими викторинами на знание данной группы мультфильмов.
Рефлексия.
Учащиеся получают оценку их
результатов со стороны учителя и зрителей, выясняют что нового они для себя
узнали, выделяют понравившиеся работы, вносят свои предложения об улучшении
проекта, возможности его расширения и дополнения. Оценивание работы каждой
группы со стороны зрителей проходит в виде голосования.
Заключение
Любой проект предполагает высокую коммуникативность и выражение
собственных мнений, активное включение в реальную деятельность, принятие личной
ответственности за результат проекта. При организации проекта на уроке
иностранного языка важно учитывать значимость темы, её интерес для учащихся.
проблема проекта должна формулироваться таким образом, чтобы направлять
учеников на поиск из различных источников, разных областей знаний. Необходимо
учитывать, что в работе над проектом принимают участие все ученики, независимо
от их уровня подготовленности по предмету. Задания распределяются между
учениками таким образом, чтобы учитывались их индивидуальные и языковые
возможности.
Учитывая задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка,
а также интересы учащихся в современном мире, можно смело применять данную
методику в своей практике. Проектная методика включает в себя разнообразие,
проблематику, удовольствие от обучения.
Итак, в современной методике преподавания иностранного языка метод
проектов широко используется уже в обновленном виде. Задача учителей -помочь
проектам занять своё место в школьной методике обучения иностранным языкам.
Автор: Весельева Наталья Николаевна
Организация: МАДОУ Детский сад №396
Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь
Образовательная область: нравственно-этическое и социальное воспитание
Вид проекта: групповой, практико-ориентированный.
Цель: закрепление представлений детей о добрых делах.
Задачи: Формировать представление о том, что добрые слова и поступки помогают людям в общении.
Развивать способность детей к сопереживанию, сочувствию.
Учить оказывать при необходимости посильную помощь.
Воспитывать у дошкольников чувство доброты.
Участники проекта: дети 5 – 6 лет, родители, воспитатели
Сроки реализации: 2 недели
Девиз: Жизнь дана на добрые дела!
Подготовка к проекту:
1. Постановка перед детьми проблемных вопросов:
1) Что такое доброта?
2) Что значит быть добрым?
3) Какие добрые дела вы делали?
4) Кому и как помогаете?
5)Почему вы это делаете?
6) А каких добрых героев сказок вы знаете?
7) Как ты считаешь, а ты добрый человек?
2.Дидактические игры.
3. Беседы с родителями, обсуждение совместной деятельности. Постановка цели для родителей: показывать личный пример, постоянно напоминать детям о совершении добрых дел, подсказывать в какой ситуации необходима помощь членам семьи.
4. Составление совместно с детьми и родителями коллажей «Добрый и злой».
5. Подборка методической литературы для родителей.
6.Чтение детям художественной литературы.
7.Обговаривание ситуаций, положительных и отрицательных поступков персонажей.
8.Пословицы, поговорки о доброте, заботе.
Содержание проекта:
1 блок
Работа с детьми
- по детскому саду, встреча с сотрудниками; дети берут у интервью у медицинской сестры, помощника воспитателя, дворника, повара. Задают вопросы (Какие добрые дела вы делаете? Какое доброе дело Вам запомнилось больше всего? и т. д.)
Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо», Т. А. Гофман «Тайна», А. Барто «Вовка – добрая душа», С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», В.Осеева « Волшебное слово».
Игровая деятельность:
-дидактические игры «Что такое хорошо, что такое плохо? », « Поступки людей», «Хорошо и плохо», «Эмоции», «Добрый и злой сказочный герой», «Я – хороший»;
— сюжетно – ролевая игра «В транспорте», «Семья», «Собираемся в гости»,
-игра с мячом «Скажи наоборот» (намусорить – убрать; поломать – починить; нагрубить – поблагодарить, поругать — пожалеть и т. д.,
— игра «Соберём бусы из слов» (собрать «бусы» называя добрые дела)
развитие речи:
— активизация словаря (придумывание слов и словосочетаний со словом «добро»: добрый, добродушный, добрый поступок и т. д.);
-просмотр мультфильмов « Приключения Буратино», «Чипполино» с обсуждением проблемных ситуаций, характеров сказочных героев;
-составление рассказов по тематическим сюжетным картинкам.
2 блок
Работа с родителями
Подборка педагогической литературы по нравственному воспитанию детей:
- Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина «Весёлый этикет. Развитие коммуникативных способностей детей». – Екатеринбург, «Арго»,1997г.
- Л.И.Каплан «Посеешь привычку, пожнёшь характер» — М.: Просвещение, 1976г.
- Л.Д.Есина «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников» — М.: «Скрипторий 2003», 2008г.
- И.А.Большакова «Формирование компетентного отношения старших дошкольников к себе», журнал «Управление ДОУ», №2/ 2008г.
- Т.И.Фёдорова, О.Г.Примак «Социально – личностное развитие детей при подготовке к школе», журнал «Управление ДОУ», №8/ 2008г.
Домашнее задание: для оформления фоторепортажа
« Наши добрые дела » спросить у родителей, друзей о добрых делах.
Домашнее задание: вместе с родителями найти пословицы и поговорки о доброте и добрых делах, например: «Добрые дела красят человека».
Беседы: Значение пословицы «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром»; «Доброта настоящая и доброта лживая», «Каким должен быть добрый человек?».
Составление памятки «Сколько добрых дел вокруг!»:
— Жизнь дана на добрые дела.
— Поступай так, чтобы сделать больше добра людям.
— Не делай добра напоказ.
— Побеждай плохие привычки.
— Не обманывай других людей.
— Не нарушай обещания. Если дал слово – постарайся его исполнить.
— Не присваивай чужие вещи, игрушки.
— Без разрешения ничего не бери.
— Помогай нуждающемуся.
— Не проходи равнодушно мимо человеческой беды.
— Примиряй ссорящихся.
— Никогда не произноси плохих и злых слов.
— Не будь щедрым и гостеприимным.
— Отвечай за свои поступки.
— Не предавай друзей
Ожидаемый результат:
В процессе совместной работы детей и взрослых оформить фоторепортаж «Наши добрые дела».
Приложения:
- file0.docx.. 21,2 КБ
Опубликовано: 03.12.2021
89
Я думаю на данный момент тяжело найти взрослого человека живущего на постсоветском пространстве, который не играл в первую советскую портативную консоль. Эта консоль под логотипом «ЭЛЕКТРОНИКА» в которой большинство детей того времени помогали волку из популярнейшего мультика того времени «Ну погоди!» ловить в бездонную корзину яйца. Суть игры заключалась в том что играбельный персонаж (Волк) стоит по средине экрана, а в четырёх углах от него расположены куры наседки от которых катятся яйца к главному герою, а вы управляя четырьмя кнопками по одной на каждый угол направляете Волка к определенному углу для того что бы он поймал яйцо в корзинку. Кроме игровой функции в этой консоли еще были и часы с функцией будильника и на задней панели имелась специальная металлическая ножка что бы использовать консоль как настольные часы. Данная портативка -первое массовое игровое явление в СССР появившееся в 1984 году по немыслимой тогда цене в 25 рублей что являлось тогда пятой частью зарплаты среднего рабочего. Консоль пользовалась бешенной популярностью и уже в 1985 году продажи данной приставки были в 500000 копий. Причем интересен тот факт, что разработка данной игры не была советской инициативой.
Концепция, электроника и внешний вид устройства были целиком и полностью скопированы с японской портативной консоли под названием EGG из серии GAME&WATCH компании Nintendo оригинал которой был выпущен еще 1981 году. В японской версии игры корзинку с яйцами держал Лис. На сегодняшнее время точно не известно была ли у наших разработчиков права от Nintendo на производство игр- клонов или нет? Но скорее всего нет. Ведь страна была закрыта от всего остального мира «железным занавесом». И вряд ли кто из вне смог бы обвинить СССР в производственном плагиате. Поскольку данная игра пользовалась большой популярностью у нас, а Nintendo-вская серия GAME&WATCH насчитывала несколько десятков игр , то «Советы» начали «пиратить» и все остальное. К примеру веселый повар -CHEF, тайны океана- octopus, космический мост-fire и многие другие. Конечно наши инженеры привносили что то свое к примеру наш повар значительно веселее своего иностранного коллеги, а японские пожарные превратились в советских космонавтов.
Но самая интересная механика для игр по мнению наших инженеров была в первой игре EGG. На ее основе в СССР выходило еще много игр таких как «Охота», «Космические разведчики», «Кот рыболов», «Веселые футболисты», «Космические встречи», «Хоккей» и другие. Но в каждой игре был один и тот же принцип — вовремя нажимать на одно из четырех направлений. Также у нас была и своя игра не имеющая аналогов в мире, и эта игра автослалом.
Многие игры из серии ИМ (игра микропроцессорная) один из заводов производителей Ангстрем производил и на экспорт к примеру в Болгарию и другие дружественные СССР страны. Надписи на консолях были уже на английском языке а на некоторых был даже лейбл GAME&WATCH. Такие приставки тоже попадались в СССР.
Но были и другие портативки в СССР, а точнее все те же игры имеющие другой форм фактор. К примеру Электроника ИМ26. Данная игровая консоль включает в себя блок управления с кнопками в который вставляются сменные экраны с играми, своего рода картриджи. Игры выходили те же что и на обычные приставки типа «Ну погоди». Данная технология игр была уже не Nintendo- всякая , а другой японской фирмы BAN DAI которая в дальнейшем представила миру такой шедевр как тамагочи. Так вот это контора в 1983 году выпустила такую портативку под названием DIGI CASSE.
А наши инженеры начали выпускать аналоги с уже существующими играми в 1988 году. Принципиально нового в Советском клоне ничего не было ( кроме неудобного джостика) поэтому особой популярностью данная консоль не пользовалась.
К сожалению серия игр ЭЛЕКТРОНИКА это уже история. Но GAME&WATCH от Nintendo жива. 13 Ноября 2020 года мир увидел GAME&WATCH: Super Mario Bros. Данная приставка вышла ограниченным тиражом и включает в себя сборник состоящий из трёх игр про Марио. И выпущена в ознаменование 35-летия серии Super Mario, а также 40-летия линейки системы GAME&WATCH. А в 2021 году мир увидел другую коллекционную приставку к 35-ти летию Зельды- GAME&WATCH THE LEGEND OF ZELDA включающее в себе 4 игры про Зельду.
Данные приставки выполнены уже в цвете и имеют исключительную ценность для коллекционеров. Кстати про коллекционеров все приставки хоть ЭЛЕКТРОНИКИ хоть GAME&WATCH ценятся определенными людьми. Цены на вторичном рынке даже за самого популярного волка, который ловит яйца начинается от 3000 руб.
Игры серии «ЭЛЕКТРОНИКА » сыграли большую роль в становлении геймерского сообщества в СССР, а позднее и в России. Ведь они были популярны, а самое главное доступны практически всем семьям нашей страны. И эти игры навсегда останутся в наших сердцах и памяти.
МБОУ СОШ с. Константиновка
Методическая разработка урока литературы 8 класс.,
Подготовила учитель русского языка и литературы Болотова Н.Ц.
Тема: Мцыри- романтический герой.
Цели:
Образовательная:
обобщить знания о принципах романтизма и их художественном воплощении в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Развивающая:
развивать навыки исследовательской деятельности, выполнять компаративный анализ текста, выразительного чтения, характеристики героя; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; развивать навыки работы в группе, творческого мышления, речи.
Воспитательная:
создать условия для воспитания коммуникативной культуры, толерантности, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнения других, воспитывать чувство патриотизма, чести, прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства.
Тип урока:
урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Методические приемы:
Информационные (рассказ, сообщения)
Фишбоун (графическая техника представления информации)
Репродуктивный (беседа с использованием наглядных пособий)
Исследовательский (анализ поэмы)
Приёмы:
Работа в группах
Задания – исследования
Творческие задания
Сопоставление
Элементы проблемно- личностного обучения.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная, групповая, работа в парах.
Достижение образовательных предметов.
предметные:
-уметь охарактеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;
-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
метапредметные:
— использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, компаративного анализа текста.
— координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.
личностные:
—совершенствование духовно-нравственных качеств личности, развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.
Формирование УУД
Регулятивные:
расширить знания учеников о творчестве М.Ю. Лермонтова, познакомить с особенностями его творческого метода;
- совершенствовать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания;
- совершенствовать умение делать индивидуальные сообщения на заданную тему, характеризовать героев, выявлять средства характеристики персонажа.Коммуникативные и познавательные:
- развивать познавательный интерес; культуру устной речи, умение выразительного чтения;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать умение сопоставлять изучаемые на уроках объекты;
- развивать уверенность в своих силах, настойчивость
Личностные:
- укрепить интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова;
- закрепить стремление применять на практике знания, полученные на уроке.
Оборудование:
портрет М.Ю.Лермонтова, презентация репродукции картин М.Ю. Лермонтова, аудиозапись «Бой с барсом», Д.Байрона «Хочу я быть ребенком вольным,иллюстрации к поэме. Раздаточный материал: тексты стихотворения Джорджа Гордона Байрона «Хочу я быть ребенком вольным», фишбоун (скелет рыбы).
Что за огненная душа, что за могучий дух,
что за исполинская натура у этого Мцыри!
В.Г.Белинский
Ход урока
І. Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности
Эиграфом нашего урока стали слова Белинского.
-Какое слово для вас непонятно?
Словарь: исполинская – очень широкая, свободная.
— О какой натуре Мцыри говорит Белинский?
— О свободолюбии, -какому направлению в литературе свойственно это качество
-В литературе оно свойственно романтизму.
-Значит, тема урока?
-«Мцыри-романтический герой».
- Постановка целей и задач урока.
-Какова цель урока?
-Дать характеристику образу юноши-мцыри, дать оценку его поступкам, а главное ответить на проблемный вопрос:
— Итак, мы сформулировали проблемный вопрос.
-Можно ли Мцыри считать романтическим героем поэмы?
(Начало оформления фишбоун. 13 слайд в режиме анимации).
-Давайте начнем заполнять фишбоун, напишем наш проблемный вопрос в начало фишбоун.(этот метод японского профессора Ишикавы, в переводе означает скелет рыбы)
Для того, чтобы достичь целей урока, вы объединились в группы, которые будут называться:
«Искусствоведы» ((спикер группы — …),
«Литературоведы» (спикер группы -…),
«Историки» (спикер группы — ……).
ІІ. Введение в замысел урока.
Слово учителя.
Жизнь М.Ю. Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Он буквально ворвался в русскую литературу, ошеломив всех своей страстной исповедальностью, смелым умом, чистотой языка и слога.
И. Бунин писал: «Я всегда думал, что наш великий поэт был Пушкин. Нет, это Лермонтов. Представить себе нельзя, до какой высоты мог бы подняться, если бы не погиб». В 27 лет Лермонтовым было написано 400 стихотворений, 25 поэм, 5 драм, 7 повестей.
Слово учителя:
Следует отметить, что Михаил Юрьевич Лермонтов прекрасно играл на скрипке и флейте, увлекался шахматами, был хорошим математиком, а также талантливым художником. О Лермонтове- художнике нам расскажет представитель группы искусствоведов.(Катя)
1.1 Рассказ о Лермонтове- художнике (презентация
Лермонтов рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Мастерство его поражает современного человека.
На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова — и
поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, —
«Вид Пятигорска»,
«Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»),
«Вид горы Крестовой»,
«Вид Тифлиса»,
Воспоминание о Кавказе. Картон, масло. Март — апрель 1838.
В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А.И.Одоевский).
Увидеть картины Лермонтова и восхититься ими можно в Пятигорске, в Домике-музее М.Ю Лермонтова
-Какие еще интересные факты из жизни М.Ю.Лермонтова вы знаете?
— Ответы учащихся.
Слово учителя.
Итак, поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте совершим экскурс в историю создания поэмы «Мцыри».
История создания поэмы.
Рассказ ученика.
Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.
Слово учителя: Лермонтова этот рассказ очень поразил. Он задумал написать поэму. Теперь в герое поэмы он мог бы в полной мере отразить удаль непреклонных свободных сынов Кавказа и красоту удивительной кавказской природы.
Сюжетная ситуация и образы поэмы вполне конкретны, хотя одновременно они и символичны. Реальный образ томящегося в неволе героя-горца вместе с тем — это символ современного Лермонтову молодого человека, переживающего подобного же рода драму в условиях после 14 декабря 1825 года.
Давайте вспомним о политических событиях, которые проходили в России во времена жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. Об этом нам расскажет представитель группы историков.(Надя…)
Блиц – опрос
- В каком году была написана поэма «Мцыри»? (1840)
- Где происходят действия поэмы? (в Грузии)
- Что обозначает слово Мцыри? (послушник)
Тема произведения? изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды.
Идея произведения? борьба за свободу, протест против, сковывающих человеческую личность общественных условий.
- Жанр произведения? (поэма)
- Из скольких композиционных частей состоит поэма? (двух)
- От имени кого ведется рассказ в первых двух главах поэмы? (рассказчика)
- В остальных 24 строфах рассказ ведется от имени …(Мцыри)
- Как еще можно назвать эту часть произведения? (исповедь, монолог)
- Кому исповедается Мцыри? (черницу)
- Чем заканчивается поэма?
- Работа с текстом произведения «Мцыри»
Работа в группах
Задание3.1
-А сейчас, ребята, мы должны составить портрет героя. Но не портрет – лицо, а характер. И в этом нам поможет сюжет поэмы, через который раскрывается характер героя.
-Ребята, что такое сюжет поэмы? (это события произведения, расположенные в хронологической последовательности)
Работа в группах.
1 группа
назовите основные композиционные части и расположите их в определенной хронологической последовательности (учащиеся в группах выполняют задание). | определить и записать: какие чувства переживает герой в определенной композиционной части, какие черты характера героя проявляются? | ||
1 | Жизнь в монастыре | 1 | грусть, одиночество, гордость |
2 | Побег из монастыря. | 2 | хитрость, смелость, желание увидеть родной дом |
3 | Пейзаж на свободе. | 3 | радость, легкость, наслаждение |
4 | Встреча с грузинкой. | 4 | Встреча с грузинкой. –чувства, любовь |
5 | Бой с барсом. | 5 | храбрость, жестокость, упивался борьбой |
6 | Опять монастырская стена. | 6 | отчаяние, несбывшиеся надежды |
7 | Исповедь. | 7 | прощание с жизнью, желание умереть |
2 группа
Подобрать цитаты из текста, которые бы соответствовали характеристике героя каждой композиционной части | |
Жизнь в монастыре грусть, одиночество, гордость | «Но после к плену он привык…» |
Побег из монастыря. хитрость, смелость, желание увидеть родной дом | «Как вдруг однажды он исчез…» |
Пейзаж на свободе. радость, легкость, наслаждение | «Кругом меня цвел Божий сад…» |
Встреча с грузинкой. Чувства,любовь | «И вспомнил я отцовский дом…» |
Бой с барсом. храбрость, жестокость, упивался борьбой | «Бой закипел, смертельный бой!» |
Опять монастырская стена. отчаяние, несбывшиеся надежды | «…понять /Не мог я долго, что опять / Вернулся я к тюрьме моей…». |
Исповедь. прощание с жизнью, желание умереть | «Оттуда виден и Кавказ!» |
Слово учителя.
-Ребята, на прошлом уроке мы вели речь, о таком литературном направлении в литературе, как романтизм.
Романтизм – направление в литературе, проникнутое стремлением в ярких образах показать высокое предназначение человека.
-Какие отличительные черты героя этого направления?
Ответы на вопросы.
3адание 3.3 Обратите внимание на черты характера героя, которые вы раскрыли на определенном композиционном этапе, которые могут принадлежать романтическому герою (одиночество, гордость, смелость, упование борьбой, смерть). (оформление верхней части фишбоун)
Слово учителя
— Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы?
— Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это
кульминация трех «вольных» дней героя.
-Давайте прослушаем аудиозапись «Бой с барсом» и ответим на вопрос:
-Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом?
Прослушивание аудиозаписи «Бой с барсом».
Ответы на вопросы :смелость, упование борьбой, жестокость
Вывод. Слово учителя.
Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей — в этом важнейшая причина его жизненной трагедии.
3адание 3.4 Компаративный анализ текста.
Следует отметить, что написать поэму «Мцыри» поэта вдохновил Джорж Гордон Байрон. Давайте послушаем историю об этом, которую нам подготовил представитель группы литературоведов (Гриша…).
Рассказ ученика
Одним из любимейших поэтов М.Ю. Лермонтова был английский поэт XIX века Байрон. Он считается одним из крупнейших романтических поэтов, своего рода вождем всех романтиков. М.Ю. Лермонтов как почти все молодые люди того времени был увлечен Байроном, находился под сильным влиянием его личности и поэзии.
Байрон был английским лордом. Он был необыкновенно красив, умен, образован, но врожденная хромота отложила отпечаток на его характере: сделала его несколько замкнутым и угрюмым. Постоянная грусть и задумчивость придавали его лицу выражение загадочной одухотворенности.
Чтобы глубже понять творчество М.Ю. Лермонтова, необходимо иметь представление и о поэзии Байрона, оказавшей на Лермонтова огромное влияние.
Прослушивание аудиозаписи стихотворения Джорджа Байрона «Хочу я быть ребенком вольным»
Работа с текстом. Работа в парах.
Слово учителя.
Найдите в строфах стихотворения слова, фразы, которые описывают чувства, переживания лирического героя, образы природы, и они созвучны с чувствами Мцыри и образами природы Кавказа.
Слово учителя. Вывод.
Для романтических героев Байроновских произведений характерны следующие черты (записать в тетрадях):
- Сильные чувства (страсти).
- Отвержение законов, которым подчиняются другие.
- Одиночество.
- Гордыня.
- Недовольство своей жизнью.
- Бунтарство.
- Презрение к окружающим и к миру.
- Гибель.
Природа в романтических произведениях, как правило, необычная, экзотическая (скалы, море), беспокойная (буря, гром, ветер).
— Какие черты, свойственные обобщенному образу романтического героя, проявились в этом стихотворении?
(оформление нижней части фишбоун).
Одиночество, нежелание жить, отвержение действительности, презрение к окружающим его людям, желание свободы, сильных ощущений; отвержение предназначенной ему судьбы, бунтарство.
— Сравните образ лирического героя стихотворения Байрона и образ Мцыри. Есть ли между ними что-либо общее?
Между Мцыри и лирическим героем Байрона много общего. Оба они чувствуют себя несвободными, стремятся к воле, к бурной, необыкновенной жизни. Оба героя считают покорную жизнь окружающих людей рабством и за это презирают их. Гордость, ненависть и презрение к миру делают обоих героев одинокими. Рядом с ними нет никого, кто понимал бы их и любил. И тот и другой герой отвергают свою судьбу, как бы швыряют ей в лицо то, что она дала им.
— О чем сожалеют и о чем мечтают оба героя? Что они вспоминают?
Оба героя вспоминают свои родные края, где они, по-видимому, были когда-то счастливы, вспоминают своих друзей и родных, тех, кого они когда-то любили.
— Какой вывод мы можем сделать исходя из этого краткого сопоставления двух героев?
Оформление фишбоун (заполните хвостовую часть фишбоун).
-Образ Мцыри, как и образ лирического героя стихотворения Байрона, — это типичные образы романтических героев.
-Какова связь поэмы с современным миром, в котором жил Лермонтов?
Вывод: романтическая поэма Лермонтова представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, поэт призывает не мириться с рабскими условиями жизни, обрекающими его на пассивное отношение к жизни.)
Вывод:в конкретных исторических условиях 30-х годов XIX века такой вызов звучал очень смело смирившимся с жизнью современникам, так как чувства и переживания Мцыри- это чувства и переживания самого Лермонтова.
Романтический герой Мцыри заставлял современников Лермонтова отказаться от равнодушия и апатии, он звал на подвиг.
Вывод:поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать её такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри, когда он вырвался из монастыря.
Вывод: появление поэмы в годы реакции говорило о решительном протесте Лермонтова и других передовых людей того времени против условий жизни, созданных в России времён Николая-I. Романтическая поэма Лермонтова- это мечта поэта о новой вольной жизни.
-Актуальна ли поэма Лермонтова для нас, живущих в 21 веке? В чём? (Прошло 205 лет со дня написания поэмы)
ВЫВОД: ценность творчества настоящего писателя заключается в том, что он поднимает и раскрывает проблемы человеческого общества, которые всегда важны и актуальны. И каждое поколение их решает по- своему.
IV Рефлексивно-оценочный.
1.Составление синквейн по образу Мцыри.
2.Карта самооценивания.
Мцыри
Свободолюбивый, страстный,
Страдает, мечтает, борется,
Стремится увидеть родину, слиться с природой-
Романтический герой.
V. Домашнее задание:
Дать письменный развернутый ответ на вопрос: «Что привлекает меня в характере Мцыри?»
В статье рассмотрели тематические идиомы и словосочетания из анимационных фильмов, а также привели примеры их употребления в повседневном общении на английском.
Хэллоуин — любимый многими праздник, который справляется шумными костюмированными вечеринками в ночь на 1 ноября. Люди переодеваются в монстров и вампиров, украшают дома тыквами и на какое-то время перестают сметать паутину, а дети охотятся за сладостями, преследуя соседей словами trick or treat (кошелек или жизнь). Для погружения в атмосферу праздника, который почти прижился у нас, можно посмотреть несколько мультфильмов про загадочного Дракулу или чудаковатую семейку Аддамс. Возможно, вам даже захочется перевоплотиться в одного из этих персонажей.
Смотреть мультфильмы на английском — хороший способ с интересом и пользой отдохнуть, ведь во время просмотра человек задействует ассоциативную память, визуализируя полученную информацию. Наша статья с разбором тематической лексики поможет вам прочувствовать весь колорит праздника и при этом расширить словарный запас.
1. To get goosebumps — покрываться мурашками от страха
Граф Дракула из мультфильма «Монстры на каникулах» обожает свою единственную дочь Мэвис и оберегает ее от всех невзгод. Хотя девушка уже не ребенок, он приходит в ужас при мысли о том, что пора отпустить ее в самостоятельную жизнь. Когда в свой день рождения Мэвис просит у него разрешения впервые повидать людей, отправившись в человеческую деревню, он подстраивает все так, чтобы девочка навсегда расхотела общаться с людьми.
They were everything you said. They wanted to bite my toes.
Your toes?
And they had garlic on bread.
What? Look at me. I’m getting goosebumps, I’m so scared.
Перевод
— Они такие, как ты сказал. Они хотели покусать меня за пальцы.
— За пальцы?
— И у них был чеснок.
— Что? Посмотри на меня. Я так напуган, что у меня мурашки по коже.
Слово goosebumps дословно переводится как «гусиные бугорки». В британском варианте английского его можно заменить на goose pimples (гусиные пупырышки) или менее распространенное gooseflesh (гусиная кожа). Выражение to get goosebumps означает «покрываться мурашками от страха, эмоционального возбуждения или холода», глагол to get можно заменить на to give.
It gave me goosebumps just to think of taking a cold shower. — У меня мурашки по коже от одной мысли о холодном душе.
2. To run for the hills — пускаться наутек
В канун Дня всех святых Дракула и его старый приятель Фрэнк отправляются в город людей на поиски Джонатана — рыжеволосого мальчишки, в которого влюбилась Мэвис. Сначала Дракула выгнал парня из своего дома, так как и вообразить не мог союза дочки с человеческим существом, но затем к нему пришло осознание, что дочь встретила настоящий Zing (любовь по-дракульски).
lmagine if that guy knew he was talking to the real Drac. He’d run for the hills!
Перевод
Представь, если бы тот парень знал, что говорит с настоящим Дракулой. У него бы только пятки сверкали.
Фраза to run for the hills означает «убегать в ужасе», «пускаться наутек». Происхождение этой идиомы связывают с прорывом дамбы и наводнением, которое произошло в Пенсильвании в 1889. Во время чрезвычайной ситуации власти отдали приказ спасаться бегством и прятаться в укрытие, которым в той местности выступали холмы — hills. Со временем выражение стало метафорой.
3. A craving for smth — сильное желание чего-либо
Во второй части «Монстров на каникулах» Мэвис ждет ребенка, кем он родится — вампиренком или человеком — остается загадкой. Дракула настаивает на том, чтобы Мэвис ела только самое полезное и постоянно предлагает ей разнообразные лакомства.
I’m hungry again, honey. Can you get me some ice cream with anchovies?
No, no, no. You mustn’t give in to your cravings. It’s not good for the baby. You need to increase your spider intake, so he’ll be able to climb ceilings properly. And eat lots of sheep bile.
Перевод
— Я снова голодна, дорогой. Ты не мог бы мне принести мороженое с анчоусами?
— Нет, нет, нет. Нельзя поддаваться своим пристрастиям. Это плохо отразится на ребенке. Нужно увеличить паукопотребление, чтобы ребенок лучше держался на потолке. И есть побольше овечьей желчи.
A craving for smth означает «сильное желание чего-либо», а cravings может переводиться как «пищевые пристрастия у беременных».
I have a craving for some tomato juice. — Мне так сильно хочется томатного сока.
Фразовый глагол to give in to используется в значении «поддаваться», «идти на поводу».
Don’t give in to his demands. — Не поддавайся на его требования.
Обратите внимание на выражение to increase intake of, которое означает «увеличивать потребление какого-либо продукта / жидкости / полезных веществ». Глагол to increase (увеличивать, повышать) можно заменить на его синоним — глагол to raise, а также на глаголы с противоположным значением — to cut (сокращать), to limit (ограничивать) и to lower (снижать).
Make sure you increase your intake of vitamins and minerals for the winter. — Убедитесь, что зимой вы получаете больше витаминов и минералов.
4. To let go of the hate — отказаться от ненависти
В мультфильме «Монстры на каникулах 3: Море зовет» семья дракулы встречается с потомственными охотниками на монстров. В 1897 году один из них — Ван Хельсинг — добрался и до Дракулы, однако тот его победил и забыл на долгие годы, пока однажды соперники не встретились вновь.
Finally! First, I kill Dracula, and then the rest of the monsters!
Why do you keep doing this? Your dad, your grandfather, your great-great-granny… I defeated them all. When will you, Van Helsings, ever learn to let go of the hate?
Перевод
— Наконец-то! Сначала я убью Дракулу, а потом всех остальных монстров!
— Зачем ты продолжаешь все это? Твой отец, дед, твоя прапрабабушка… Я всех одолел. Когда уже вы, Ван Хельсинги, научитесь отпускать ненависть?
В буквальном смысле выражение to let go of переводится как «выпустить кого-либо или что-либо из рук». В переносном значении to let go of — это «отпустить какой-то негативный опыт» или «отказаться от идеи».
Don’t let go of the rope. We’re almost done! — Не отпускай веревку. Мы почти закончили!
It’s time you let go of your past and lived on. — Пора тебе уже отпустить прошлое и жить дальше.
5. To get away from it all — сменить обстановку
Дракула одинок, он устал от рутины и пытается найти решение. Один из вариантов — отправиться куда-то, где все монстры могли бы отдохнуть.
Maybe one day there will be a place where monsters can go to get away from it all, take a vacation.
Перевод
Интересно, когда-нибудь у монстров будет уголок, где можно сменить обстановку, провести отпуск?
Идиома to get away from it all имеет значение «отдохнуть в спокойном месте вдали от стресса и суеты».
Where can you get away from it all? — Где у тебя получается от всего отдохнуть?
6. The cruise of a lifetime — незабываемый круиз
Мэвис проникается желанием отца и решает сделать для всех незабываемый подарок — круиз по морю. Приключение обещает быть интересным.
Welcome to the Bermuda Triangle, where you’ll embark on a monster cruise of a lifetime.
Перевод
Добро пожаловать в Бермудский треугольник, где вас ждет неповторимый монстрический круиз.
Выражение of a lifetime переводится как «незабываемый», «лучший». Оно может сочетаться с разными существительными, например: the chance (шанс, возможность), the experience (опыт, впечатление), the holiday (отпуск).
This was the holiday of a lifetime! — Это был лучший отпуск в жизни!
7. Would kill for — быть готовым на все
На лайнере монстры знакомятся с Эрикой — девушкой-капитаном, которая сразу вызывает симпатию Дракулы. Однако монстры даже не подозревают, кто она такая и что задумала.
You must be the one and only Dracula. I have waited so long to meet you. Wow, you really don’t age, do you? I would kill for your skin.
Перевод
Вы и есть тот самый знаменитый Дракула? Я так долго ждала встречи с вами. Вау, вы не стареете. Я бы убила за такую кожу.
Выражение would/could kill for означает «чего-либо так сильно хотеть, что быть готовым на все ради этого».
I would kill for a salmon sandwich now! — Я бы что угодно отдала за бутерброд с лососем сейчас!
Можно также сочетать эту фразу с инфинитивом — would kill to do smth (все отдать, чтобы что-либо сделать).
As a young writer, he would kill to have his story published. — Как начинающий писатель, он бы все отдал, чтобы только его рассказ опубликовали.
8. An arm and a leg — много денег
На круизном лайнере Франкенштейн намерен здорово повеселиться, играя в азартные игры. Жена напоминает ему о былом поражении.
Oh, no, you don’t. Last time you gambled, you lost an arm and a leg. Literally! Replacement limbs… aren’t just lying around like they were in the old days.
Перевод
О, нет, не думай даже. В прошлый раз, когда ты играл, ты без ноги и без руки остался. В прямом смысле. Сменные конечности на дороге не валяются, как в старые добрые времена.
Словосочетание an arm and a leg (много денег) может употребляться в сочетании с разными глаголами. Например, жена Франкенштейна использует глагол to lose (проиграть), так как Франкенштейн действительно потерял свои конечности. Однако в английском есть идиома to cost/pay an arm and a leg, которая означает «потратить много денег», «дорогого стоить», а дословно — «стоить руки и ноги».
The house cost my brother an arm and a leg, but it was worth it in the long run. — Дом обошелся моему брату очень дорого, но в конечном счете это того стоило.
9. To surf the web — просматривать интернет-страницы
Семейка Аддамс из одноименного мультфильма приглашает в гости амбициозную и довольно надменную Марго Нидлер, которая предлагает им добавить несколько штрихов в дизайн интерьера их дома, чтобы тот выглядел уютнее и привлекательнее. С Марго дом посещают еще несколько любопытных репортеров, которые сталкиваются с шокирующими причудами жителей дома.
How do we get across?
One moment. We call this “surfing the web”.
Перевод
— Как нам перебраться на другую сторону?
— Одну минуточку. Мы называем это «гулять по сети».
В этом эпизоде остроумно обыгрывается популярное выражение to surf the web (просматривать интернет-страницы, бродить по сети). В мультфильме Мортиша буквально гуляет по сети, которую сплели пауки, образуя мост.
Don’t let your kids spend more than one hour a day surfing the web. — Не позволяй детям проводить больше часа в день на просторах интернета.
10. To keep an eye out for… — внимательно следить за…
Эмили из мультфильма «Труп невесты» влюбляется в Виктора, который по случайному стечению обстоятельств попадает в подземное царство мертвых. Червяк, живущий в черепе молодой девушки, предлагает следить за ним.
Victor, where have you gone?
I’ll keep an eye out for him.
Перевод
— Виктор, где ты ходишь?
— Я буду смотреть в оба.
В этом эпизоде обыгрывается идиома to keep an eye out for (внимательно следить, когда кто-либо/что-либо появится). В этой идиоме вместо out можно употреблять open — to keep an eye open for.
Police have asked the residents to keep an eye open for any rule violations. — Полиция попросила жителей внимательно следить за грубыми нарушениями правил.
Не стоит путать этот фразеологизм с to keep an eye on, который переводится как «заботиться», «присматривать за кем-либо/чем-либо».
Keep an eye on the broth while I’m out. — Следи за бульоном, пока я отойду.
11. To chew one’s ear off — говорить без остановки
Червяк подозревает Виктора в нечестности и предупреждает Эмили о том, что парень мог сбежать от нее домой. Эмили не верит и считает, что ее возлюбленный отлучился лишь повидать родителей и вот-вот вернется.
This is the voice of your conscience. Listen to what I say. I have a bad feeling about that boy. You know he is no…
Go chew someone else’s ear for a while. Victor has gone to see his parents, just like he said.
If I hadn’t just been sitting in it, I would say that you had lost your mind!
Перевод
— Это голос твоей совести. Слушай, что я скажу. У меня плохое предчувствие насчет этого парня. Ты же знаешь, что он не…
— Поищи другие свободные уши. Виктор ушел повидать родителей, как он и сказал.
— Не живи я у тебя в голове, решил бы, что ты безмозглая.
Выражение to chew one’s ear off означает «говорить без остановки, не давая собеседнику вставить и слова», глагол to chew можно заменить на to talk.
I can’t stand John. He’s constantly talking my ear off. — Не выношу Джона. Он вечно болтает без умолку.
Фразеологизм to lose one’s mind переводится как «сойти с ума», «потерять голову» и используется как в прямом, так и в переносном смыслах. Синонимами этого выражения будут словосочетания to go mad и to go crazy.
I’m so worried about her that I’m literally losing my mind. — Я так волнуюсь за нее, что буквально схожу с ума.
12. To pick up the pieces — собраться, вернуться в нормальное состояние
В баре под землей Виктор встречается с недавно умершим Мэйхью, который рассказывает ему о предстоящей свадьбе его бывшей невесты. Виктор кажется очень взволнованным.
Time to pick up the pieces and… You know, and move on, I suppose.
Speaking of picking up the pieces?
Перевод
— Надо собраться и жить как ни в чем не бывало, я полагаю.
— О, собраться, говоришь?
И снова остроумная игра слов. Мэйхью использует выражение to pick up the pieces в значении «вернуться в нормальное состояние после пережитой катастрофы или шока», а рассыпавшийся скелет воспринимает идиому буквально, так как он пьян и его косточки разбросаны по полу.
What will help you pick up the pieces after the divorce? — Что поможет тебе восстановиться после развода?
13. Dead as a doornail — никаких признаков жизни
Попав в мир мертвых, Мигель из мультфильма «Тайна Коко» знакомится со скелетом Гектором. Чтобы в мире мертвых мальчишку не раскусили другие мертвецы, Гектор раскрашивает лицо Мигеля так, чтобы его принимали за своего.
Okay. Hey! Ta-da! Dead as a doorknob.
Перевод
Ну вот. Та-да! Никаких признаков жизни.
Фраза «абсолютно мертв, не подающий никаких признаков жизни» переводится на английский как dead as a doornail, что дословно означает «мертв, как дверной гвоздь».
— What about that rat?
— Dead as a doornail.
— Что там с крысой?
— Не подает признаков жизни.
Однако в «Тайне Коко» используется вариант с a doorknob (дверная ручка). Выражение dead as a doorknob характерно для носителей американского варианта английского.
Скачать список лексики по теме «Halloween: 13 “ужасных” идиом из мультфильмов» (*.pdf, 115 Кб)
Хотите выучить английский, но не знаете с чего начать? Запишитесь на бесплатный вводный урок английского, уверяем, это совсем не страшно!
Надеемся, эти кусочки мультфильмов пощекотали вам нервы, однако не напугали до смерти. Если не боитесь узнать результат, пройдите тест на закрепление новой лексики из статьи.
Тест по теме «Halloween: 13 “ужасных” идиом из мультфильмов»
© 2022 englex.ru, копирование материалов возможно только при указании прямой активной ссылки на первоисточник.