Рассказ о герое иване царевиче из сказки иван царевич и серый волк

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс тема урока: в. васнецов. иван - царевич на сером волке. рассказ по картине

технологическая  карта
 урока  литературное чтение               3 класс                                                   

Тема
урока:
В. Васнецов. Иван — царевич на сером волке. Рассказ по картине

Цель: составление сюжетного рассказа по картине,
используя описание внешнего вида героев, пейзажа.

Задачи:
— Познакомить учащихся с репродукцией картины В.М. Васнецова
«Иван-царевич на сером волке».


Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.


Развивать образное мышление, речь, воображение.


Развивать умение выражать свои чувства по отношению к увиденному.


Воспитывать любовь к картинам русских художников и красоте родной природы.

Совершенствование
умения использовать наиболее точные
слова для характеристики настроения героев картины;
воспитывать умение понимать
сказочные эпитеты (Иван-царевич, Елена-Прекрасная, серый волк).

Проявлять интерес
к живописи.

Осваивать роль
ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с
учителем и одноклассниками.

— Понимать и
принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством
учителя.

— Планировать
деятельность на уроке под руководством учителя.

— Работать в паре,
группе, уметь оценивать товарища.

— Выполнять
мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.

— Устанавливать
аналогии и причинно-следственные связи.


Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.

Организация
пространства:

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах.

Оборудование:презентация
к уроку; репродукция картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»

Этап
урока

Содержание
учебного процесса
  

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

1.

Самоопределение
к деятельности.

Проверка
домашнего задания.

— С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите
выражением своего лица.

Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится. 
Что это? (улыбка)

-Отчего вам радостно?

-Почему вы улыбаетесь?

Мне тоже сегодня радостно встретиться с вами, я радуюсь и
волнуюсь от встречи с удивительным миром живописи.

Но
сначала проверим ваше домашнее задание.


Кратко перескажите прочитанную русскую народную сказку.

— Чему она вас научила?

Многие русские художники изображали сюжеты русских народных
сказок в своих произведениях.

Настраивает
на работу на уроке.

Кратко
пересказывают сюжеты русских народных сказок

2.

Актуализация
знаний.

Подготовка к
восприятию

Просмотр
фрагментов мультфильма «Иван-царевич и Серый волк»

Назовите главных
персонажей  этой сказки.

Просматривают
фрагменты мультфильма, отвечают на вопросы.

3.

Постановка
проблемы. Определение темы урока.

Рассматривание
репродукции картиныВ.М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке»

— Как вы думаете, кто автор этой картины?

— Какие картины этого художника вы знаете?
(«Аленушка», «Богатыри»).

— На тему, какой сказки художник нарисовал
картину?

— О ком эта картина? (о волке, Иван –
царевиче, Елене Прекрасной).

— Как вы догадались, что это Иван-Царевич? (по
одежде).

— Расскажите об одежде и лицах героев. Как вы
думаете, почему они такие испуганные? Что с ними могло случиться?

— Какой пейзаж окружает героев? Почему?
Пейзаж, окружающий героев, грустный,
тревожный. Чащоба леса сумрачна, она готовит героев к разлуке на всю жизнь.
Давайте вспомним то место из сказки, которое послужило художнику темой для
картины…

…Иван-царевич, сидя на сером волке вместе с
Еленой Прекрасной, возлюбил её сердцем, а она Ивана-царевича…

— Это главные герои сказки. Почему их так
зовут? (Сказка о добре – оно побеждает, а зло наказывается; о том, что друзья
всегда помогают; Иван-царевич – сын царя; Елена Прекрасная была очень
красива)

— Откуда и куда едут герои?
— Если бы вы рисовали картину, какую бы сцену
(сюжет) нарисовали? 

Давайте с вами представим, что мы художники,
но необыкновенные, мы умеем рисовать словами. Предложить детям нарисовать
картину словами. (В анализе отметить содержание рассказа, его форма, наличие
описания и концовка).

Подводит
детей к определению темы урока.

Помогает
в постановке целей урока.

Называют
фамилию художника.

Слушают
рассказ подготовленного ученика о творчестве  В.М. Васнецова

По
опорным словам ставят цели урока.

4.

Музыкальная

физминутка
«Утро»

музыкальная

Проводит
физминутку

5.

Изучение нового
материала.

Просмотр
видеоролика «Обзор шедевров мировой живописи»
muzeimira.com

В центре картины изображены стразу три
героя сказки. Иван Царевич, одетый в роскошное королевское платье с
встревоженным и угрюмым взглядом, устремлённым в глубину леса.

Елена Прекрасная в объятиях Ивана
Царевича. Она напугана и одновременно покорна, преклонила свою голову ему на
грудь и полностью доверилась Ивану. И, наконец, огромный и сильный серый друг
Ивана – волк, который уносит от неминуемой погони своих наездников. Всё его
тело напряжено, лапы вытянуты, уши прижаты, что подчёркивает всё движение
волка устремлённое куда-то вперёд. Он уже устал от продолжительной скачки и
едва удерживается на ногах, спасая своих друзей. Главные герои окружены
дремучим лесом, который своими ветвями старается уцепить, и помешать путникам
скрыться от погони.

Одновременно это передаёт зрителю
опасность, нависшую над Иваном Царевичем и Еленой
Прекрасной. Задний план картины не оставлен автором без внимания. Там
виднеются стволы больших и вековых деревьев. Их ветви переплелись и едва
могут пропускать солнечный свет.

Справа картины автор изобразил корявое,
но цветущее дерево, а впереди топкое болото с цветущими кувшинками. Что может
означать символ зарождения чего-то светлого, замечательного и надежду на
лучший исход.

Организует
проверку первичного восприятия картины.

Прослушивают
описание картиныпрофессионалом

Высказывают
собственные мнения.

6.

Музыкальная
релаксация «Бабочки»

http://verniedruzaj.ucoz.ru

http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/otdykhaem_na_uroke/minutki_relaksacii/65-2

Музыкальная
релаксация «Бабочки»


Найдите строки, описывающие бабочек осенью.

Бабочек мы не
увидим до весны. Давайте полюбуемся их красотой. Садитесь поудобней,
наслаждайтесь красотой природы и замечательной музыкой

Проводит
физминутку

7.

Самостоятельное
применений полученных знаний.

Чтение стихотворения подготовленным учеником.
И начну у бабки сказки я просить,
И начнет мне бабка сказку говорить:
Как Иван-царевич птицу-жар поймал,
Как ему невесту серый волк достал…
И во сне мне снятся чудные края.
И Иван-царевич – это будто я.
И я вижу во сне, как на волке верхом
Еду я по тропинке лесной
Воевать с чародеем-царем
В ту страну, где царевна сидит под замком,
Изнывая за крепкой стеной.
Там стеклянный дворец окружают сады,
Там жар-птицы поют по ночам
И клюют золотые плоды,
Там журчит ключ живой и ключ мертвой воды –
И не веришь и веришь очам.

Определяют
приёмы выразительности речи, которые использовал автор.

Слушают
отрывок.

Делятся
своими впечатлениями.

8.

Рефлексия

С
какой картиной вы познакомились на уроке?


Какие чувства выразил художник? (восхищение, грусть).


Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

Вывод: Необходимо  замечать важные детали картины, сопереживать
вместе с художником.

Попробуйте
оценить свою работу на уроке с помощью листочков, лежащих в нашей корзинке.
Выбираете   желтый листочек, значит, вам все было понятно, и работа была
интересной,  а если зеленый, то вы испытывали какие – то затруднения.
Прикрепите свои листочки к нашему замечательному  дереву.

Подведем
итог урока.

Справились
ли мы с учебными задачами?

Стр. 61 вопрос 16

Анализируют
собственную деятельность.

  • народ
  • Название произведения: «Иван Царевич и Серый Волк»
  • Число страниц: 8
  • Жанр: сказка
  • Главные герои: Иван, Серый Волк, Берендей.
  • Второстепенные герои: братья, Елена, Афрон, Кусман.

Характеристика главных героев:

  1. Иван-царевич — смелый, но глупый.
  2. Не выполнял до конца наставления Волка.
  3. Был слишком самоуверен и самостоятелен.
  4. Серый Волк — добрый и находчивый.
  5. Помог царевичу раздобыть все богатства.
  6. Верный и преданный.

Берендей — царь, отец братьев. Добрый, но рачительный.

Тоскует, если что-то теряет.

Характеристика второстепенных героев:

Старшие братья — хитрые и ловкие.

Убили родного брата и все награды забрали себе.

Елена — красавица. Молчаливая.

Афрон и Кусман — цари. Жадные. Думали о личной выгоде.

Краткое содержание сказки «Иван царевич и Серый Волк»

  • Некто повадился воровать яблоки в саду царя Берендея.
  • Старшие братья не нашли вора, а младший успел поймать перо Жар-птицы.
  • Берендей отправил сыновей за птицей.
  • Коня царевича съел Серый Волк.
  • Волк решил отплатить Ивану добром и рассказал, как добыть жар-птицу.
  • Но Иван не послушал совета и его поймал царь Афрон.
  • Он отправил Ивана за конём.
  • Волк снова сказал, как поймать коня, но Иван опять не послушался.
  • Его поймал царь Кусман и отправил за Еленой.
  • Тут уж Иван послушал Волка и украл Елену.
  • Волк превращался в девушку и коня, чтобы обмануть царей.

Иван получил всё и поехал домой.

Но старшие братья убили младшего и забрали добычу.

С помощью ворона Волк оживил царевича и растерзал братьев.

Иван вернулся домой и женился на Елене.

План сказки:

  1. Царь и его семья.
  2. Пропажа яблок.
  3. Поиски необычной птицы.
  4. Встреча с Серым Волком.
  5. У царя Афрона.
  6. У царя Кусмана.
  7. Похищение Елены.
  8. Обман волка.
  9. Предательство старших братьев.
  10. Живая вода.
  11. Братья наказаны.
  12. Свадьба.

Детский рисунок-иллюстрация

Краткое содержание сказки «Иван-царевич и серый волк», плюс отзыв для читательского дневника

Основная мысль сказки «Иван царевич и Серый Волк»

Главная мысль сказки в том, что если есть друг, трудности решаются намного легче.

Основная идея сказки в том, что помогая другим, мы вправе рассчитывать на ответную благодарность.

Чему учит произведение:

  1. Сказка учит отвечать добром на добро.
  2. Учит верности и преданности.
  3. Учит слушать умных советов.
  4. Учит не быть жадными и корыстными.

Краткий отзыв по произведению «Иван царевич и Серый Волк» для читательского дневника:

  • Прочитав эту сказку, я подумала о том, что иметь такого хорошего и надёжного друга, каким оказался Волк, ни отказался бы никто.
  • Именно благодаря Волку царевич сумел не только найти всё желаемое, но и сохранить жизнь.
  • И я поражалась долготерпению Волка, который раз за разом вытаскивал царевича из неприятных ситуаций.
  • Это очень интересная, увлекательная и волшебная сказка.
  • В ней говорится не только о борьбе героя со злом, но и верной дружбе, о предательстве и возмездии.
  • Мне очень нравится Волк, главный герой этой сказки.
  • Он заслужил почёт и уважение, был умным, находчивым и опытным.
  • Если бы Иван его сразу послушался, он не пережил бы и половины опасностей, но и не получил бы в жены прекрасную Елену.
  • Я всем рекомендую прочитать эту сказку и подумать о том, что к умным советам всегда следует прислушиваться.
  • Но поступать всё-таки нужно по-своему.
  • Иногда это приводит к беде, но чаще в неожиданным и приятным результатам.

Пословицы к сказке:

  • Добрый друг лучше ста родственников.
  • Умный товарищ — половина дороги.
  • Верный друг лучше сотни слуг.
  • Долг платежом красен.

Словарь неизвестных слов:

  • Похитник — вор.
  • Смыкать — закрывать.
  • Пригорюнился — опечалился.
  • Чудится — кажется.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

  1. Только Иван-царевич заснул, наезжают на него его братья.
  2. Ездили они по другим землям, искали Жар-птицу, вернулись с пустыми руками.
  3. Наехали и видят — у Ивана-царевича всё добыто.
  4. Вот они и сговорились:
  5. — Давай убьём брата, добыча вся будет наша.
  6. Решились и убили Ивана-царевича.
  7. Сели на златогривого коня, взяли Жар-птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили её:
  8. — Дома не сказывай ничего!

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Народная сказка “Иван Царевич и Серый Волк”. Читательский дневник, краткое содержание

  • народ
  • Название: “Иван Царевич и Серый Волк”
  • Жанр: волшебная сказка
  • Тема произведения: дружба
  • Число страниц: 11

Главные герои и их характеристика

Иван Царевич, молодой и красивый, торопливый, непослушный. Но добрый, отзывчивый, рассудительный.

Серый волк. Верный друг и добрый товарищ. Все умеет, все знает.

Царь Берендей. Мудрый правитель.

Старшие братья Ивана — глупые, жадные, коварные душегубы.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Иван Царевич отправляется искать жар-птицу, но встречает Серого волка, и тот помогает ему не только добыть жар-птицу, но коня и невесту.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

  1. Неизвестный ворует золотые яблоки царя Берендея, а Иван Царевич успевает выхватить перо у жар-птицы.
  2. Сыновья царя отправляются искать жар-птицу, но коня Ивана Царевича съедает Серый волк, который за это берется помогать Ивану.
  3. Иван не слушает наставлений Серого волка и поэтому ему приходится ехать за златогривым конем и за Еленой Прекрасной.
  4. Волк помогает Ивану обмануть жадных царей, и Ивану достаются и Елена Прекрасная, и златогривый конь, и жар-птица.
  5. Братья убивают Ивана Царевича, но Волк ловит ворона и велит тому принести живой воды.
  6. Иван Царевич оживает, Волк убивает его братьев, а Иван женится на Елене Прекрасной.

Понравившийся эпизод

Мне
понравилось, как Серый волк притворился Еленой Прекрасной и напугал царя
Кусмана. Тот думал увидеть симпатичное личико красивой девушки, а увидел в
кровати морду волка.

План произведения для пересказа

  • Воровство золотых яблок
  • Сыновья Берендея в карауле
  • Перо жар-птицы
  • Съеденный конь Ивана
  • Серый волк вызывается помочь Ивану
  • Ивана ловит царь Афрон
  • Ивана ловит царь Кусман
  • Волк похищает Елену Прекрасную
  • Волк перевоплощается
  • Коварство братьев
  • Месть волка
  • Свадьба Ивана

Главная мысль

Верный друг
никогда не предаст и всегда поможет.

Чему учит эта книга

Сказка учит
дружбе и чести, храбрости и верности, доброте и отзывчивости. Учит слушаться
умных советов, учит не жадничать и не торопиться. Учит не доверять тем, кто
одержим жаждой власти или наживы.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне
понравилась эта красивая сказка. Хотя мне показалось, что настоящим главным
героем в ней выступает Серый волк. Именно он сделал всю работу, именно он
несколько раз спасал Ивана, и именно он вызывает самое большое восхищение.

Новые слова и выражения

  1. Похитник —
    вор, похититель.
  2. Чудится –
    кажется.
  3. Пригорюнился
    – опечалился.
  4. Терем —
    красивый дом, царский дворец.

Пословицы к произведению

  • Дорога
    помощь вовремя.
  • Без друга —
    сирота, а с другом — семьянин.
  • Верный друг
    лучше сотни слуг.
  • Долг
    платежом красен.
  • На друга надейся, и сам не забудь его выручить.
  • Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал.

Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей – еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью.

Страница для сбора здесь

Похожее

Краткое содержание сказки «Иван-царевич и серый волк», плюс отзыв для читательского дневника | Литерагуру

Людям, получающим классическое среднее образование, с самых ранних лет знакомы имена таких писателей как Пушкин, Толстой, Лермонтов, Гоголь и другие. Мы с большим удовольствием читаем произведения этих авторов, они же обязательны для школьной программы в нашей стране.

Но очень часто случается так, что мы упускаем из вида одного очень важного классика. Классика, который, возможно, главнее всех других фамилий, перечисленных выше, ведь написал он огромное множество произведений не менее величественных, чем Достоевский или Толстой.

Речь идёт, как вы наверняка уже догадались, о народе. О народных произведениях в мировой и, в частности, русской литературе. Эти произведения дошли до нас из глубин поколений, сквозь века: чистые, точные, гладкие, как алмазы в горной реке.

И сегодня всезнающий Литерагуру хочет рассказать об одном из таких произведений — сказке «Иван-царевич и серый волк». Мы расскажем здесь об основных событиях этого произведения в кратком пересказе.

Но вы найдете здесь не только сюжет этой дивной сказки, изложенный точно и лаконично, бонусом к пересказу идёт отзыв для вашего читательского дневника, которым смело можно пользоваться при подготовке к вашим занятиям.

Краткое содержание:

Начинается эта сказка с классической завязки: жил-был царь, и было у него три сына, младшего звали Иваном. У царя в королевстве был большой яблоневый сад с золотыми яблоками и вот в один прекрасный день эти яблоки начали пропадать, а виновника найти никто не мог.

Царь просит своих сыновей разобраться. Первый сын пошел сторожить в сад яблоки, но уснул и ничего не увидел, второй также. Третий, Иван, свою работу выполнил и путём нехитрых манипуляций вора вычислил: им оказалась прекрасная Жар-птица.

Поймать он её не может, но в схватке вырывает у неё из хвоста перо. Затем идёт к Берендею, рассказывает про своё ночное приключение. Царь очень рад, что воровка наконец найдена, забирает прекрасное перо себе, очень оно ему нравится.

Через некоторое время царь, как водится, хочет получить к себе в королевство всю птицу целиком и посылает за ней троих своих сыновей.

Ну что поделаешь, сели добры-молодцы на коней и разъехались в три стороны. Ехал долго Иван-царевич, по лесам, по полям, пока не устал. Тут слез он с коня, привязал его, а сам спать лег. На утро просыпается Иван, а коня нигде нет.

Только кучка костей осталась. Погоревал-погоревал Иван, да дальше двинулся, уже на своих ногах. Шёл он долго-придолго, устал сильно, аж до смерти. Тут из леса выбегает к нему сам серый волк и говорит, что давно за ним вслед идет. А коня это он съел.

Взамен готов служить верой-правдой.

Сел Иван-царевич верхом на серого и поскакал на нем дальше. А волк знает где жар-птица живёт и кто её хозяин. Оказалось, что это царь Афрон. Отвез волк Ивана к жар-птице, да строго-настрого приказал ему клетки не трогать. Да Иван не удержался, тронул клетку, и стража афронова его схватила. Тот после долгих объяснений соглашается отдать юнцу птицу, да взамен просит коня с золотой гривой. 

Снова садится Иван на Серого и едут они дальше коня этого искать.

История повторяется: Иван тайно пробирается в стойло к коню, хочет его стащить, да уздечку золотую с собой прихватывает, которую трогать нельзя было. И его снова ловит стража, на этот раз царя Кусмана.

Кусман по тому же сценарию соглашается царевичу коня отдать, если тот привезёт ему девицу красоты неземной — Елену Прекрасную, дочь царя Далмата. 

Ну что делать, пошли иван да Серый волк третий трофей добывать,да только волк на этот раз смекнул, что Иван снова накосячит, поэтому решил сам всю работу исполнить, да закончить уже это приключение. И волк успешно крадёт царевну.

Поехали они в обратный путь, да только Ивану грустно стало, не хотелось ему с сокровищами расставаться. Волк ему опять помогает — он же волшебное существо. Превращает себя в Елену Прекрасную и обманывает царя Кусмана, потом в коня превращается и обманывает Афрона.

Едут они дальше, да только волку стоило отлучиться, как завистливые братья находят в лесу спящего Ивана, отбирают у него все трофеи, а его самого ножом на смерть режут.

Но Ивану везёт — волк вовремя подоспел и смочил раны его мёртвой водой, а самого царевича живой водой напоил, тот и ожил, как ни в чём не бывало. 

После они догоняют братьев, отбирают у них трофеи, волк братьев растерзывает. И далее Иван с волком расстаются — на этот раз уже навсегда. Иван приезжает героем домой, отцу привозит птицу и коня, себе — невесту. На этом сказка и заканчивается.

Отзыв: 

Сказка «Иван-царевич и серый волк» показалась мне довольно противоречивой. Объясняю почему. Во-первых, это главный герой. Какие впечатления о себе он оставляет? Постоянно и во всём ошибается, везде делает промахи и “выезжает” в победители только лишь потому, что ему повезло Серого волка встретить.

А в третьем испытании, волк вообще за него всю работу делает, фактически признавая его беспомощность. Но слабость — умственная и физическая —  ещё не все отрицательные качества царевича. У него совершенно отсутствует сострадание.

Своих родных братьев он не моргнув глазом отдаёт на растерзание волку, даже не задумываясь о прощении и помиловании. Да, они, конечно тоже хороши — убили его ради наживы. Но всё же, можно было их и не убивать.

В итоге, совершенно “никакой” герой, без каких-либо усилий и положительных качеств, получает царевну и королевство в придачу. Вопрос — за что? Мне кажется, концовка сказки совершенно несправедлива.

Но перейдет к ещё одному герою сказки, точнее героине.  Девицу красоты неземной — Елену Прекрасную на протяжении всей сказки предают из руки как будто какой-то товар.

Её вообще никто и не о чём не спрашивает, ни Серый, ни Иван ей слова не говорят, она будто конь или птица. То она с королём Афроном, то с Иваном, то с его братьями. Никто не спрашивает хочет она или не хочет за Ивана замуж.

Да какая разница. Как говорится, «Нравится – не нравится, терпи, моя красавица». 

Моё отношение к сказке сильно испортила именно тема семейных уз. В этой сказке мы видим тройное братоубийство, причём без каких-либо угрызений совести и сожалений на этот счёт, ради трофеев, ради денег.

Иван не останавливает волка, когда тот убивает его родных братьев, а отец, узнав о гибели своих сыновей, грустит на этим ровно пять секунд, переключаясь на птицу, коня или что-то ещё. Просто очумелая семейка.

В целом моё впечатление о сказке разочаровывающее. Я не вижу в ней ни одного положительного или хоть мало-мальски приятного для меня героя. Волк тоже поступает довольно странно. Существо он волшебное, всемогущее, но каков мотив всех его добрых поступков не понятно.

Почему он помогает Ивану? Что он получил взамен? Ведь ему столько пришлось сделать, чтобы исправить ошибки своего “друга” и наконец завершить эту цепочку его постоянных неудач — врагу не пожелаешь. Проще было ему съесть хозяина вместе с его конём в самом начале сказки.

Но всё же есть в этой сказке и действительно неплохая мораль. Во-первых: не все главные герои молодцы. Во-вторых: по заслугам получают братья, которые пытались убить Ивана. Они хотели обманом, путем страшного преступления присвоить его заслуги. Повели себя жестоко, подло, мелочно. И хотели выйти сухими из воды. А такого, как известно, даже в сказках не бывает.

«Иван-царевич и Серый волк» — читательский дневник по русской народной сказке

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» вошла в состав сборника «Народные русские сказки», составленного А.Н. Афанасьевым. Сборник был впервые издан в 1855-1863 гг.

Описание книги для читательского дневника

русское народное творчествоНазвание произведения: «Иван-царевич и серый волк»
Жанр: волшебная сказка
Издательство: ЭКСМОГод издания: 2010
Количество страниц: 12

Главные герои и их краткая характеристика

Иван Царевич — главный герой, не смог поймать жар-птицу в саду, потом провалил несколько заданий и даже был убит.
Серый волк — благородный и честный.

Знает все на свете и ни перед чем не останавливается. Верный друг, и страшный враг.
Царь Берендей — не долго грустил по непутевым старшим сыновьям.

Старшие братья Ивана — ленивые и завистливые, убили брата ради его добычи.

Краткое содержание и сюжет

У царя Берендея некто крал яблоки в саду. Трое братьев пытались найти преступника, но удалось это только младшему сыну Ивану, т.к. он единственный, кто смог не заснуть во время караула. Но не смог он поймать жар-птицу, которая ела золотые плоды, ухватил он только перо из ее хвоста.

Царь успокоился, но через некоторое время отправил сыновей за волшебной птицей. Разъехались они в разные стороны. Иван после долгой дороги решил поспать, а когда проснулся, то обнаружил, что коня его съели. Оказывается, что это был серый волк. Узнал он, куда царский сын направлялся и решил помочь — нанялся к нему на службу.

Знал волк, где жар-птица обитает, привез к крепости царя Афрона. Рассказал, как тихо птицу вынести. Но не послушался Иван, разбудил весь терем. В наказание отправил Афрон Ивана за конём с золотой гривой. Привез его волк у следующей крепости. Дал наставления, как жеребца увести, но Иван сделал всё по-своему и поймал его царь Кусман.

И отправил к царю Далмату за Еленой Прекрасной. Тут уже волк решил сам все сделать. Выкрал царскую дочь и поехали они все вместе к царю Кусману. Но не захотел Иван расставаться с Еленой, поэтому обернулся волк красавицей и его отвел царевич во дворец.

А сам Иван и Елена поехали на коне дальше. Волк с царём свадьбу сыграли и он перекинулся обратно в свой облик. Царь испугался, а волк побежал нагонять царевича. Догнал и узнал, что и коня не хочет Иван отдавать. Обернулся волк конём. Отвел его царевич к царю Афрону, а сам поехал с Еленой дальше.

Царь хотел прокатиться на коне, а перед ним уже волк стоит. Испугался Афрон, а волк побежал догонять Ивана. Попрощались друзья, царевич поблагодарил волка за службу. Но тот ответил, что не последний раз он царевича выручил. Иван с Еленой поехали ко дворцу, но решили отдохнуть и поспать. В это время обнаружили их старшие братья, позавидовали Ивану и убили брата, а добычу себе взяли.

Волк прибежал на помощь, поймал ворона с птенцов и отправил его за живой и мёртвой водой, пока вороненок у него побудет. Прилетела птица с волшебной водой и смог волк воскресить Ивана. Поехали они за братьями, догнали и поквитались с ними. Приехал Иван к отцу и всё рассказал. Царевич с Еленой свадьбу сыграли.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея. Сыновья отправляются в путь, коня Ивана съедает Волк. Иван не мог украсть жар-птицу, его послали за конем. Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной. Волк помогает добыть Елену Прекрасную. Братья убивают Ивана, Волк его оживляет, счастливый финал — свадьба Елены и Ивана.

План пересказа

  • Похититель яблок.
  • Встреча с серым волком.
  • Кража жар-птицы.
  • Кража коня.
  • Кража Елены Прекрасной.
  • Волк и царь Кусман.
  • Волк и царь Афрон.
  • Завистливые братья.
  • Свадьба.

Основная мысль

Верный друг никогда не предаст и всегда поможет. Если кто-то тебе один раз помог, то ты ему тоже помочь должен.

Чему учит

Сказка учит помогать тем, кто когда-то помог тебе. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым.

Отзыв и что понравилось

Сказка мне очень понравилась. Особенно мне нравится Серый волк, который является главным героем этой сказки. Он фактически делает за Ивана всю работу, учит того и спасает от всех опасностей. Волк в этой сказке благородный и добрый, но если кто-то поступает нечестно, то он может и наказать. В этой сказке много приключений и счастливый конец.

Вывод и мое мнение

Пословицы

  • Долг платежом красен.
  • Без друга сирота, а с другом семьянин.
  • Дорога помощь вовремя.

Признаки волшебной сказки

  • Волшебное существо — жар-птица
  • Волшебный помощник — Серый волк
  • Путешествие и задания главного героя
  • Троекратные повторы — три сына, три задания.
  • Зачин и концовка.

Словарь новых и незнакомых слов

Похитник — вор, похититель.
Чудится – кажется.
Пригорюнился – опечалился.
Терем — красивый дом, царский дворец.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как Серый волк притворился Еленой Прекрасной и напугал царя Кусмана. Тот думал увидеть симпатичное личико красивой девушки, а увидел в кровати морду волка.

Краткое содержание сказки «Иван-царевич и Серый Волк»

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк», записанная Жуковским в 1846 году, повествует о жизни молодого царевича, который однажды столкнулся с удивительными вещами, сотканными из волшебства, опасностей и приключений. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке» для читательского дневника.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Иван-царевич – добрый, отважный, мужественный царевич, умеющий держать свое слово.
  • Серый волк – храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.

Другие персонажи:

  • Царь Берендей – отец трех сыновей, решивший испытать их жен.
  • Старшие сыновья – старшие братья Ивана-царевича, лгуны, пьяницы и бандиты, они наобещали отцу с три короба, а сами отправились в местный кабачок, пропивать отцовское богатство.
  • Кощей Бессмертный – могущественный колдун, которого одолел Иван-царевич.
  • Елена Прекрасная – красавица-невеста Ивана.

Анализ стихотворения “Море” Жуковский 9 класс.

«Иван-царевич и Серый волк» в сокращении

«Иван царевич и Серый волк» краткое содержание для читательского дневника:

Завязка сюжета связана с тем, что в царский сад повадился загадочный вор. Им оказывается Жар-птица. Никакие караулы не могут уследить похитителя. В карауле Иван-царевич пытается поймать ее, но упускает и добывает лишь золотое перо.

По приказу царя братья-царевичи отправляются на поиски волшебной птицы. По дороге они расстаются и продолжают свой путь поодиночке.

Иван-царевич встречает волшебного помощника – серого волка, тот помогает герою достать не только Жар-птицу, но и волшебного коня, и красавицу невесту. На обратном пути Иван — царевич встречает братьев, которые убивают его и забирают все, что он добыл.

Серый волк спасает Ивана-царевича, он возвращается домой и разоблачает обманщиков. Сказка заканчивается свадебным пиром.

Главная мысль:

Если у тебя есть товарищ, который более опытный и мудрый, то стоит послушаться его совета, чтобы не попасть в глупую или тяжелую ситуацию.

Таким мудрым товарищем для Ивана царевича был серый волк, который помогал ему преодолеть разные испытания. Но когда царевич ослушался совета волка, то попадал в неприятности, например, его несколько раз заключали под стражу.

Еще сказка учит тому, что на добро отвечают добром, а злые поступки откликаются злом.

сочинение «Иван-царевич на Сером Волке» по картине В. М. Васнецова.

Сжатый пересказ «Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке»

Краткое содержание «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке» Жуковский:

В зелёном саду у Демьяна Даниловича росла прекрасная яблоня. И вдруг в одно прекрасное время он стал замечать, что яблок на дереве стало гораздо меньше. Позвал он своих сыновей, и приказал им по очереди сад охранять. Интересно ему стало, кто же вор.

Два старших сына спали всю ночь и отцу сказали, что никто не приходил. Младший Иван стойко продержался всю ночь, и поймал жар-птицу за хвост, которая вырвалась от него и улетела. Рассказал он отцу о ночных приключениях и перо жар-птицы отдал.

С тех пор перестали пропадать яблоки, но Демьян Данилович захотел, во что бы то ни стало, добыть волшебную жар-птицу. Старшие братья отправились в дорогу, а меньший остался дома. Немного подумав, он пришёл к отцу, и упросил его отпустить его вслед за братьями. Демьян Данилович скрепя сердце отпустил и младшего, самого любимого, сына.

На перепутье дорог он поехал вправо, и вскоре увидел на тропе волка. Тут же серый съел коня, и Иван пошёл пешком. Догнал его волк, и узнав, что Ивану нужно, вызвался ему помочь.

Для начала он дал дружеский совет Ивану, взять только жар-птицу, а клетку ни в коем случае не трогать.

Затем волк отвёз доброго молодца прямо к жар-птице, но его поймали, так как он схватил вместе с птицей клетку, и привели к царю Долмату.

Он согласился отдать Ивану жар-птицу, но в обмен на коня царя Афрона. Пошёл Иван выполнять задание, а волк предупредил, его чтобы он ни в коем случае не брал уздечки, потому что быть беде. Иван не послушался волка, и когда взял красавца-коня, решил прихватить и уздечку. Ему неизвестно было, что уздечка зазвенит и прибежит стража. Так он оказался на ковре у царя Афрона.

Афрон постыдив доброго молодца, за коня запросил царевну. Побрёл Иван к серому волку. Волк оставил Ивана возле высокого забора, а сам пошёл похищать царевну.

Увидела царевна Ивана и влюбилась в него, и он тоже её полюбил. Иван очень не хотел отпускать от себя девушку, и серый волк решил и в этот раз ему помочь.

Когда они приехали к царю Афрону, волк превратился в царевну, забрал коня и поехал прочь. Волк догнал путников.

В царстве Долмата волк превратился в коня, и царь вручил Ивану жар-птицу. Когда добрый молодец ушёл от Долмата, серый волк опять догнал путников. Доехали они до перепутья и простились с волком. Иван с невестой вернулся во дворец к отцу, и Демьян Данилович заключил его в объятья.

Вывод:

Сказка учит тому, что нужно слушать мудрые советы, в точности выполняя указания, а долги всегда возвращаются сторицей.

Другая сказка «Марья Моревна» придумана народном русским, и поэтому автор и точный год ее создания не известен. Краткое содержание «Марья Моревна» для читательского дневника повествует о женитьбе и подвигах Ивана Царевича.

Сюжет сказки «Иван-царевич и Серый Волк» Жуковский

«Иван царевич и Серый Волк» Жуковский краткое содержание произведения:

Жил в некотором царстве царь Демьян. Было у него три сына: Клим, Пётр и Иван. В прекрасном саду царя росла яблоня с золотыми яблоками. И вдруг оказался в яблоках недочёт. Царь позвал к себе сыновей и приказал поймать вора, а в награду пообещал полцарства при жизни и всё после смерти.

Первым пошёл сторожить яблоню Клим, да заснул. Вторым пошёл Пётр и тоже заснул. На третью ночь отправился Иван. Увидел он, как прилетела Жар-птица и нарвала яблок. Схватил царевич воровку за хвост, но она вырвалась и улетела, а в руке у Ивана осталось перо.

Захотел царь добыть чудную Жар-птицу. Послал он старших сыновей достать её. Кто достанет — получит полцарства при жизни и всё после смерти. Иван собрался ехать с братьями. Не хотел отец отпускать его, но Иван уговорил отца.

Доехал Иван до развилки, на которой стоял столб с надписью. Кто прямо поедет — будет всю дорогу холоден и голоден. Кто налево поедет, тот умрёт, а конь его будет жить. А кто вправо поедет, тот жив останется, но конь умрёт. Поехал Иван вправо. Выбежал из лесу Серый Волк, съел коня, а потом стал служить Ивану верой и правдой и отвёз его к Жар-птице.

Серый Волк привёз царевича к каменной стене, за оградой которой висела клетка с Жар-птицей. Волк предупредил, что клетку трогать нельзя. Забравшись в сад, Иван забыл совет Волка и взял клетку.

Вокруг загремело и зазвенело, проснулись сторожа и привели Ивана к своему царю Далмату. Далмат возмутился, что царевич не пришёл к нему за Жар-птицей, а залез в сад, как вор. Он согласился уступить Жар-птицу, если царевич приведёт ему коня Золотогрива царя Афрона, а иначе ославит его на весь свет.

Привёз Серый Волк Ивана к царю Афрону и предупредил, что коня нужно вывести из стойла, а уздечку не трогать. Иван забыл о наказе и взял уздечку. Зазвенели подведённые к ней струны, и проснулись конюхи. Они привели Ивана к царю, и тот потребовал привезти ему Елену Прекрасную, дочь царя Касыма, иначе ославит он царевича на весь свет, как вора.

Теперь за дело взялся Серый Волк. Улучив момент, когда Елена осталась одна, посадил её себе на спину и увёз. По дороге к царю Афрону Иван и Елена полюбили друг друга. Серый Волк превратился в Елену. Обменяв его на коня, Иван продолжил путь на Золотогриве, а Волк догнал их.

Когда они приехали в царство Долмата, Волк превратился в коня Золотогрива и Иван обменял его на Жар-птицу. Только сел Далмат на коня, а конь обернулся Серым Волком и сбежал. Догнал волк Ивана, доехали они до того места, где встретились, и пришлось им тут расстаться. Прощаясь, волк предупредил, чтоб не доверял Иван своим братьям.

Встретился Иван с братьями. Увидели они Жар-птицу, коня Золотогрива, Елену Прекрасную, позавидовали и убили Ивана — вонзили ему в грудь острый меч. Забрали братья Жар-птицу, коня и Елену и поехали к отцу. Серый Волк вернулся к Ивану, поймал ворона и приказал принести живой и мёртвой воды. Брызнул Серый Волк на Ивана мёртвой воды, и затянулись у Ивана раны, брызнул живой водой, и ожил Иван.

Серый Волк предупредил, что эта служба последняя. Рассказал Волк, что братьев Ивана Кощей погубил и забрал Елену с конём и Жар-птицей. У Елены есть талисман, и Кощей ничего ей не сделает. Как погубить Кощея, знает Баба-Яга, которая живёт в дремучем лесу. Волк указал Ивану дорогу к трём дубам, между которыми был закопан в землю боевой конь. Конь и должен указать Ивану дорогу к Бабе-Яге.

Повёз конь царевича к Бабе-Яге. По дороге увидел Иван двух дерущихся Леших, которые не могли поделить скатерть-самобранку, шапку-невидимку и драчун-дубинку. Иван предложил устроить соревнование: кто первый добежит до стрелы, которую он пустит, тот и получит волшебные вещи. Лешие убежали, а Иван забрал всё себе.

Добрался Иван до Бабы-Яги. От неё царевич узнал, что посреди Окиана стоит остров Буян. На острове растёт старый дуб, под дубом зарыт сундук, в сундуке сидит заяц, в зайце находится утка, в утке яйцо, а в яйце том и смерть Кощеева. Яйцо нужно при Кощее раздавить и забрать гусли-самогуды, чтобы разбудить ими отца и всё царство.

Добрался Иван до Окиана и увидел, что лежит в нём невод, а в неводе щука. Попросила щука выбросить её в море и обещала помощь. Переплыл Иван на коне Окиан и добрался до острова Буяна. Вырыл из-под дуба сундук и достал оттуда зайца, а из зайца утку. Вылетела утка, подстрелил её Иван, и выпало из неё яйцо в море. Тут появилась щука с яйцом во рту, отблагодарила за помощь.

Добрался Иван до замка Кощеева. Сторожил ворота в замке змей о двенадцати головах. Вытащил Иван дубинку и убил ею змея. Разостлал царевич скатерть-самобранку, наелись они с конём вдоволь.

Нашёл Иван Кащея, убил его, забрал Жар-птицу, коня, Елену, не забыл взять гусли-самогуды и приехал в своё царство. Там всё спало. Заиграл Иван на гуслях-самогудах, всё очнулось, ожило.

Сыграл Иван с Еленой свадьбу, а самым дорогим гостем был Серый Волк.

После свадьбы Серый Волк остался жить во дворце. Когда скончался царь Демьян, то на престол взошёл Иван. Серый Волк нянчился с его детьми, выучил их читать и писать. А когда скончался Иван Демьянович, то Серый Волк последовал за ним в могилу. В бумагах Серого Волка нашли подробные записки обо всём и составили этот рассказ.

Заключение

Главный смысл сказки «Иван-царевич и серый волк» состоит в том, что отступление от советов более опытных наставников может приводить к печальным исходам. Дважды Иван не слушался советов серого волка, и дважды его хватала стража и он ухудшал свое положение.

Знаменитую сказку «Конёк-горбунок» Ершов написал в 1834 году. В основу произведения легли славянские и скандинавские сказки, сказки народов побережья Балтийского моря, фольклор. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Конька-горбунка» по частям. Произведение написано четырехстопным хореем и является одним из ярчайших примеров русской детской литературы.

Видео краткое содержание Иван Царевич и Серый волк

С помощью Серого Волка царевич Иван находит Жар-птицу, красавицу жену и верного коня, побеждает завистливых братьев и злобного Кащея, становится царём, а Серый Волк служит ему до конца жизни.

Краткое содержание сказки «Иван-царевич и серый волк» и отзыв для читательского дневника | Литрекон

Каждый образованный человек в своей жизни читал хотя бы несколько классических литературных произведений.

Всем знакомы фамилии великих русских писателей, подаривших людям свои стихи, рассказы, сказки, повести и пьесы: Пушки, Гоголь, Лермонтов, Толстой, Чехов и т.д. Однако не стоит забывать, что одним из самых лучших рассказчиков является сам русский народ.

Многие сказки передавались из поколения в поколение с незапамятных времен, а некоторым из них удалось сохраниться до наших дней. Многомудрый Литрекон подготовил для Вас краткий пересказ русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк».

Он осветит все ее основные события в сокращении. Вы не только узнаете сюжет сказки, чтобы написать свой отзыв для читательского дневника, но и получите комментарий самого Многомудрого Литрекона. 

Краткое содержание (442 слова): «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном», – с этих строк начинается сказка. У царя из сада начали пропадать золотые яблоки, и никто не мог найти виновника. Первый сын стал сторожить яблоки, но вскоре заснул и никого не увидел.

Второй пошел по его стопам, а вот третий, Иван-царевич, выполнил свою работу и нашел воровку: ею оказалась Жар-птица. Перо он у нее выдрал, а вот схватить не смог. Принес добычу Берендею, рассказал, как все было. Обрадовался отец, да вот только перо ему больно понравилось, и все никак не мог старик перестать думать о прекрасной Жар-птице.

Ну и, как это часто в сказках бывает, решил он отправить за ней своих сыновей. 

Сели молодцы на коней и разъехались в три стороны. Ехал-ехал Иван-царевич, пока силы его не покинули. Остановился он в лесу, привязал коня и лег спать. А как проснулся, то нигде найти своего верного скакуна не смог, лишь груда костей осталась.

Загрустил царевич, да вот только выбора нет: хоть пешком и сложно, а идти надо. Долго шел, устал «до смерточки». Вдруг выбежал ему навстречу волк, да и рассказал, что коня он съел.

Серому стало жаль Ивана-царевича, и он решил ему помочь, служить «верой-правдой». 

Сначала волк отвез Ивана-царевича к Жар-птице и рассказал, как ее украсть, единственное условие – не трогать клетку. Царевич согласился, но сдержаться не смог, и прикоснулся к золотой клетке. Все загремело, и его поймала стража царя Афрона. Тот согласился отпустить юнца вместе с птицей, но взамен молодец должен доставить царю коня златогривого. 

Повторилась история и с конем златогривым: забрал его Иван, а вместе с ним и уздечку золотую хотел стащить. На этот раз попался он царю Кусману, а тот согласился все украденное не забирать, если только ему привезут Елену Прекрасную: дочь царя Далмата. 

Пошли третий трофей добывать, да вот только понял волк, что Иван, по классике русского народного жанра, — дурак, а значит делать лучше все самому. Украл царевну, и пошли они домой. Только вот стало Ивану грустно: не хотел он расставаться с сокровищами.

Волк ему вновь подсобил, потому как существо он волшебное. Сначала в Елену Прекрасную превратился и обманул царя Кусмана, потом конем златогривым обернулся и Афрона обхитрил.

Поехали они дальше, но стоило волку оставить Ивана-царевича, как того настигло несчастье: завистливые братья нашли его спящим в лесу, отобрали все трофеи и зарезали.

Повезло молодцу, что волк вновь пришел на помощь. Смочил раны мертвой водой, напоил царевича живой, и тот встал, как ни в чем не бывало. Догнали они братьев, Елену с Жар-птицей забрали, а их самих волк растерзал. После они с царевичем разошлись: уже насовсем. Иван поехал домой, отцу привез птицу, себе – невесту. Так и закончилась эта история.

Отзыв (316 слов): Сказка «Иван-царевич и серый волк» показалась мне очень смешной, однако верной морали в ней почти нет. О чем она заставляет задуматься?Возьмем, например, главного героя Ивана-царевича: от него одни неприятности. Его единственное положительное качество – упорство.

Простые указания волка он выполнить не может, трех царей обворовывает, силой тоже не выделяется. А что в итоге? Красавица-жена, златогривый конь и царство в придачу: старших братьев-то не осталось. Мое мнение заключается в том, что счастливый конец сказки совершенно не справедлив.

Интересен и исторический контекст. Сейчас такое уже почти не встречается, а вот в сказке заявлено совершенно четко: Жар-птица, златогривый конь и Елена Прекрасная – одного поля ягоды.

Девушку за человека принимают только, как ни странно, братья-царевичи. И то лишь потому, что не хотят проблем. Ни волк, ни Иван-царевич ей и слова не говорят, да и у нее самой ничего не спрашивают.

Как говорится: «Нравится – не нравится, терпи, моя красавица». 

Мое отношение к героям подпортила тема семейных уз, которая тут тоже представлена не с самой лучшей стороны. Братья готовы пойти на убийство младшего царевича из-за трофеев и славы.

Сам Иван не останавливает волка, не проявляет великодушие, простив горе-родственников. Ну а отец Берендей – вообще отдельная тема.

Над смертью двух родных сыновей он грустит не больше, чем над отсутствием Жар-птицы. Просто сказочная семейка.

Мое впечатление от сказочного героя тоже разочаровывающее. С волком все как-то грустно вышло. Из его действий становится понятно лишь одно: инициатива наказуема, а совесть излишня. Сколько ему пришлось с Иваном мучиться? Врагу не пожелаешь! Туда привези, сюда привези, тут перепрыгни, а теперь в царевну превратись – да проще было коня съесть вместе с владельцем.

Однако в «Иване-царевиче и сером волке» все-таки есть действительно неплохая мораль. Она связана с братьями-царевичами. Единственные персонажи, которые действительно получают по заслугам. Чему учит сказка?Нельзя лениться, вести себя жестоко, подло, мелочно – и надеяться выйти сухим из воды. Такого даже в сказках не бывает.

Александра Литвина

Сегодня люди все чаще обращаются к народному фольклору, в частности, к русским сказкам. Если одни пытаются найти в них истину, то другие, погружаясь в чтение, следуют за волшебным клубочком, веря, что он приведет в «тридевятое царство», где сбываются мечты и не происходит ничего плохого.

Коротко о тотемных животных: что это такое и откуда они появились

Понятие тотема, которое ввели в научный оборот лишь в 19 веке, было взято из национального языка североамериканских индейцев. В переводе слово означает «его род». Только родовая принадлежность определяется не по семейным/кровным узам, а по объединению человека и племени с каким-либо предметом, стихией, растением или животным.

Рассказ о герое иване царевиче из сказки иван царевич и серый волк

Традиция различать себя по тотемам возникла из необходимости подчеркнуть собственную уникальность. Даже в древности люди стремились отличаться друг от друга. С помощью тотемов они связывали себя неразрывными узами с живой природой и потусторонним миром.

Тотем в этой взаимосвязи играл функцию защиты и оберега от нечистых и темных сил.

У русского народа символы тотемизма, а точнее, его отголоски сохранились в фольклоре, где принято почитать и величать представителей флоры и фауны.

Волк-помощник

Сюжетов животного эпоса в мировом фольклоре насчитывается около 140, в то время как в русском — 119. Отметим, что значительная часть оригинальна. Волшебные сказки появились в эпоху первых земледельческих государств. Безусловно, центральное место в сюжете всегда отводилось человеку, а вот животные выступали в роли помощников главного героя.

Владимир Пропп — известный советский фольклорист — отмечает, что подобные волшебные сказки можно отнести к эпохе вымирания устаревших охотничьих обрядов. Тайные знания, которые раньше передавались из поколения в поколение, утратили свою ценность. Их стали рассказывать в виде сказок.

Родословная каждого племени охотников велась от определенного растения или животного — так называемого тотема. Он был родным для каждого члена. Именно эта вера в зверей-покровителей стала основой для сказок о летающих конях, исполняющих желания рыбах и волках, которые всегда придут на помощь.

Для примера можно привести отрывок из книги «Русская народная сказка» Владимира Аникина:

Неплохо сохранила смысл древнего мифического поверья и сказка об Иване-царевиче и сером волке… В сказке действует волк-оборотень. Временами он принимает вид человека и даже коня. Серый волк верно служит герою. Откуда такое расположение? Волк объясняет Ивану-царевичу: «Так как я твоего коня растерзал, то буду служить тебе верой и правдой».

Если усматривать в поверьях о волках-оборотнях остатки тотемизма, то понятно, почему сказочный волк, причинив вред человеку, считает себя обязанным возместить урон верной службой. Родственная связь считалась священной, и нарушение ее каралось. Волк съел коня. Он сам служит герою конем. Он берет на себя обязанности помогать человеку добровольно, без принуждения: и для него родственные связи священны. Логика первобытного мышления здесь несомненна.

Летающий конь

Рассказ о герое иване царевиче из сказки иван царевич и серый волк

Наряду с другими животными в волшебных сказках фольклора разных стран часто упоминаются кони и орлы. Отдельное внимание стоит уделить обряду кормления орла, которого придерживались многие народы. Птицу забирали домой, откармливали, ухаживали, а потом убивали. После орла отсылали к духам, чтобы тот замолвил доброе слово о тех, кто хорошо о нем заботился. Вспомнить хотя бы слова орла главному герою из сказки «Василиса Премудрая и Морской царь»:

Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года. В некое время я пригожусь тебе!

А что потом? После того как царь откормил птицу, она отвезла его за тридевять земель — то есть в потусторонний мир.

Рассказ о герое иване царевиче из сказки иван царевич и серый волк

Похожую функцию в сказках выполняли и кони, которые почти всегда имели крылья, чтобы перемещаться между мирами.

Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом.

Помните этот отрывок из сказки «Сивка-бурка»? Волшебного коня Иван-дурак получил от умершего отца, после того как провел ночь на родительской могиле. Исследователи русского фольклора считают, что на самом деле лошадь была белой с синим отливом (отсюда и название). Коней именно такого окраса приносили в жертву древние греки. К слову, особое отношение к копытным этой масти было и у сибирских шаманов.

Змееборство

Рассказ о герое иване царевиче из сказки иван царевич и серый волк

Позднее «родственные связи» людей и животных из сказок исчезли. На смену пришли чудища, победить которых могли лишь избранные. Вот один из сохраненных эпизодов, характерный для славянского фольклора, из сказки «Иван Попялов»:

Побивши змеевых дочек, Иван Попялов поехал с братьями домой — уж летит за ними змеиха, раскрыла рот от земли до неба и хотела Ивана проглотить. Иван и братья кинули ей три пуда соли. Она проглотила ту соль, подумав, что это Иван Попялов, а после, как распробовала ту соль и увидела, что это не Иван, так бросилась снова в погоню.

Владимир Пропп утверждает, что здесь частично описан обряд инициации. В древности его проводили над юношами-охотниками. Цель заключалась в поглощении испытуемого животным, и чаще всего это был змей.

Со временем возник обычай разжигать внутри таких чудищ огромный костер. А освобождение молодого охотника из утробы чудовища означало победу.

Позже воздействовать на «монстров» стали не изнутри, а снаружи. Таким образом, возник один из популярнейших в мировом фольклоре мотив — змееборство. К слову, о встрече с подобными чудищами рассказывается не только в сказках, но и в былинах, легендах и даже житиях святых. Вспомнить хотя бы герб Москвы, на котором изображен Георгий Победоносец, поражающий змея.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Владимир Токарев

В обработке Алексея Толстого.

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать.
К гадалке не ходи – это про матушку Россию: воруют!

Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника. Царь перестал и пить и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:
— Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить.
Старший сын говорит:
— Сегодня моя очередь, пойду стеречь сад от похитника.
Отправился старший сын. Сколько ни ходил с вечеру, никого не уследил, припал на мягкую траву и уснул.
ЧОП – частное охранное предприятие не сработало. Но вместо того, чтобы разобраться с качеством охранных услуг, у нас сразу заводят натуральное хозяйство.

Утром царь его спрашивает:
— Ну-ка, не обрадуешь ли меня: не видал ли ты похитника?
— Нет, родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не видал.
На другую ночь пошел средний сын караулить и тоже проспал всю ночь, а наутро сказал, что не видал похитника.
Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз. Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки. Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста.
Давайте оценим качество «натуральных услуг»: только один из трех сыновей послужил верой и правдой. Брак натурального хозяйства (охрана своими силами) составляет, как видим, 66,6%.

Наутро приходит Иван-царевич к отцу.
— Ну что, дорогой мой Ваня, не видал ли ты похитника?
— Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет. Вот от похитника память вам принес. Это, батюшка, Жар-птица.
Царь взял это перо и с той поры стал пить, и есть, и печали не знать. Вот в одно прекрасное время ему и раздумалось об этой об Жар-птице. Позвал он сыновей и говорит им:
— Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, места познавали, не напали бы где на Жар-птицу.
Дети отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь-дорогу: старший в одну сторону, средний в другую, а Иван-царевич в третью сторону.
Ехал Иван-царевич долго ли, коротко ли. День был летний. Приустал Иван-царевич, слез с коня, спутал его, а сам свалился спать.Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит — коня нет. Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня — одни кости обглоданные.

Опять же понятно, путешествие хоть и длинное, но в пределах России: воруют!

Запечалился Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль? «Ну что же, — думает, — взялся — делать нечего». И пошел пеший. Шел, шел, устал до смерточки. Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит. Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:
— Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?
— Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня.
— Это я, Иван-царевич, твоего коня съел… Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?

Признание разбойника, слопавшего чужого коня, свидетельствует, что волк положительный: «живет по понятиям».

— Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти Жар-птицу.
— Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Так и быть — коня твоего съел, буду тебе служить верой-правдой. Садись на меня да держись крепче.

Здесь мы наблюдаем, как серый волк предложил свои волчьи услуги, можно догадаться, к чему это приведет.

Сел Иван-царевич на него верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости. Серый волк и говорит:
— Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся — час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!

Как видим, волк учит Ивана-царевича плохому – воровать. Причем воровать профессионально – чтобы не заметили. Кража – статья такая-то УК РФ.

Иван-царевич через стену перелез, увидел этот терем — на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар-птица. Он птицу взял, за пазуху положил, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: «Ах, какая — золотая, драгоценная! Как такую не взять!» И забыл, что волк ему наказывал. Только дотронулся до клетки, пошел по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана-царевича и повели его к царю Афрону.
Из этого отрывка следует, что сигнализацию придумали не западные продвинутые фирмы, а нашенские. Только опять, видно, запатентовать не удосужились.

Царь Афрон разгневался и спрашивает:
— Чей ты, откуда?
— Я царя Берендея сын, Иван-царевич.
— Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.
— А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла?
— А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас…

Этот отрывок говорит нам, что формирование и сохранение положительного имиджа, о котором так пекутся современные специалисты по PR, давно играет на Руси свою важную роль. Отметим, к слову, что царь Афрон замечание Ивана-царевича о том, что первый воровать начал именно царь Афрон (его люди, тьфу ты, его птица), пропускает мимо ушей: ты не попадайся с поличным. А перо – это еще не доказательство для судебного разбирательства: может, Жар-птица его случайно в саду обронила.

Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой.
Воруют! И заставляют воровать. Логика железная – у меня воровать нехорошо, а у царя Кусмана – вполне приемлемо.
Похоже, что рассматриваемая нами сказка описывает вполне конкретный период — первоначального накопления капитала, когда любые средства хороши для достижения поставленных целей.

Загорюнился Иван-царевич, идет к серому волку. А волк ему:
— Я же тебе говорил, не шевели клетку! Почему не слушал мой наказ?
— Ну, прости же ты меня, прости, серый волк.
Как видим, Иван-царевич просит прощения у волка за непрофессионализм в краже чужого имущества. М-да …

— То-то, прости… Ладно, садись на меня. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Долго ли, добегают они до той крепости, где стоит конь златогривый.
— Полезай, Иван-царевич, через стену, сторожа спят, иди на конюшню, бери коня, да смотри уздечку не трогай!
Иван-царевич перелез в крепость, там все сторожа спят, зашел на конюшню, поймал коня златогривого, да позарился на уздечку — она золотом, дорогими камнями убрана; в ней златогривому коню только гулять. Иван-царевич дотронулся до уздечки, пошел звук по всей крепости: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись, схватили Ивана-царевича и повели к царю Кусману.

Похоже, что воровство у Ивана-царевича тоже начинает входить в привычку. Причем, что досадно, стал бы профессиональным вором (в крайнем случае, сделал бы пару ходок, стал бы уважаемым человеком среди воров), а тут второй раз попадается на одном и том же – не будет ему уважения на зоне.

— Чей ты, откуда?
— Я Иван-царевич.
— Эка, за какие глупости взялся — коня воровать! На это простой мужик не согласится.

Намек понят – вор должен быть в законе, а воровать должны люди попроще, мужик там, или, как в первом случае, Жар-птица.

Ну ладно, прощу тебя, Иван-царевич, если сослужишь мне службу. У царя Далмата есть дочь Елена Прекрасная. Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой.
Воруют и воровать учат! Как видим из описания, в своем путешествии Иван-царевич так все еще не покинул территорию России. Более того, как и положено в период дикого капитализма, дело доходит уже до кражи людей: строгая статья такая-то УК РФ.

Еще пуще пригорюнился Иван-царевич, пошел к серому волку.
— Говорил я тебе, Иван-царевич, не трогай уздечку! Не послушал ты моего наказа.
— Ну, прости же меня, прости, серый волк.
— То-то, прости… Да уж ладно, садись мне на спину.
Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Добегают они до царя Далмата. У него в крепости в саду гуляет Елена Прекрасная с мамушками, нянюшками. Серый волк говорит:
— В этот раз я тебя не пущу, сам пойду. А ты ступай обратно путем-дорогой, я тебя скоро нагоню.

Ну вот и произошло ожидаемое разделение труда. Иван-царевич — что-то вроде первого бизнесмена, а серый волк занялся своим прямым делом – «решает проблемы», то есть, по-современному, становится «крышей» для Ивана-царевича, у которого к профессии воровства, как мы видели, таланта не оказалось – все время попадается.

Иван-царевич пошел обратно путем-дорогой, а серый волк перемахнул через стену — да в сад. Засел за куст и глядит: Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками. Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, серый волк ухватил Елену Прекрасную, перекинул через спину — и наутек. Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:
— Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.
Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает.

Воруют! Но теперь уже профессионально.

Долго ли, коротко ли, добегают они до царя Кусмана. Серый волк спрашивает:
— Что, Иван-царевич, приумолк, пригорюнился?
— Да как же мне, серый волк, не печалиться? Как расстанусь с такой красотой? Как Елену Прекрасную на коня буду менять?
Серый волк отвечает:
— Не разлучу я тебя с такой красотой — спрячем ее где-нибудь, а я обернусь Еленой Прекрасной, ты и веди меня к царю. Тут они Елену Прекрасную спрятали в лесной избушке. Серый волк перевернулся через голову и сделался точь-в-точь Еленой Прекрасной. Повел его Иван-царевич к царю Кусману. Царь обрадовался, стал его благодарить:
— Спасибо тебе, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой. Иван-царевич сел на этого коня и поехал за Еленой Прекрасной. Взял ее, посадил на коня, и едут они путем-дорогой. А царь Кусман устроил свадьбу, пировал весь день до вечера, а как надо было спать ложиться, повел он Елену Прекрасную в спальню, да только лег с ней на кровать, глядит — волчья морда вместо молодой жены! Царь со страху свалился с кровати, а волк удрал прочь
.
Итак, процесс накопления капитала начинается. В собственности у Ивана-царевича уже две ценности: Елена Прекрасная, да еще златогривый конь. Автор сказки нам рисует подлинную картину: чтобы обеспечить быстрое накопление капитала, нужно нарушить закон. В данном случае с царем Кусманом.
Но это уже не кража, а мошенничество: статья УК РФ такая-то. Отметим важное обстоятельство: в процессе мошенничества Иван проявил себя с самой лучшей стороны (имеется в виду с точки зрения представителей преступного мира), провел царя так, что не подкопаешься — Мавроди «отдыхает».

Нагоняет серый волк Ивана-царевича и спрашивает:
— О чем задумался, Иван-царевич?
— Как же мне не думать? Жалко расставаться с таким сокровищем — конем златогривым, менять его на Жар-птицу.
— Не печалься, я тебе помогу.

Еще бы не помог – такая у волка теперь работа: «решать проблемы» своего хозяина.

Вот доезжают они до царя Афрона. Волк и говорит:
— Этого коня и Елену Прекрасную ты спрячь, а я обернусь конем златогривым, ты меня и веди к царю Афрону.
Спрятали они Елену Прекрасную и златогривого коня в лесу. Серый волк перекинулся через спину, обернулся златогривым конем. Иван-царевич повел его к царю Афрону. Царь обрадовался и отдал ему Жар-птицу с золотой клеткой.
Иван-царевич вернулся пеший в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в родную сторону.
А царь Афрон велел подвести к себе дареного коня и только хотел сесть на него — конь обернулся серым волком. Царь со страху где стоял, там и упал, а серый волк пустился наутек и скоро догнал Ивана-царевича.
Понятное дело, Сибирь по Ивану плачет. Но напомним, мы наблюдаем объективный и закономерный этап накопления капитала: у Ивана скопилось в результате одной кражи и двух операций мошенничества все самое ценное имущество трех царей. Первый этап капитализма в России завершается.

— Теперь прощай, мне дальше идти нельзя. Иван-царевич слез с коня и три раза поклонился до земли, с уважением отблагодарил серого волка. А тот говорит:
— Не навек прощайся со мной, я еще тебе пригожусь.

Ничего себе! Оказывается еще в древней Руси территория была уже распределена между бандитами: волк не может «решать проблемы» на чужой территории и потому прощается с Иваном.

Иван-царевич думает: «Куда же ты еще пригодишься? Все желанья мои исполнены». Сел на златогривого коня, и опять поехали они с Еленой Прекрасной, с Жар-птицей. Доехал он до своих краев, вздумалось ему пополдневать. Было у него с собой немного хлебушка. Ну, они поели, ключевой воды попили и легли отдыхать.
Только Иван-царевич заснул, наезжают на него его братья. Ездили они по другим землям, искали Жар-птицу, вернулись с пустыми руками. Наехали и видят — у Ивана-царевича все добыто. Вот они и сговорились:
— Давай убьем брата, добыча вся будет наша.
Решились и убили Ивана-царевича. Сели на златогривого коня, взяли Жар-птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили ее:
— Дома не сказывай ничего!
Итак, убийство. Опять же не ради него самого, а ради имущества. Но это уже более строгая статья УК РФ. Мы наблюдаем второй этап развития капитализма – передел собственности, в ход пошло холодное и иное оружие.

Лежит Иван-царевич мертвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с вороненком.
— Ты лети-ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка
.
Сделаем предположение, что волк за короткое время расширил территорию своего влияния и снова «крышует» бизнес Ивана-царевича».
Дело приняло серьезный оборот, и потому волк берет заложника (вороненка). УК РФ волку нипочем.

Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его вороненка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принес он живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил.
Судя по всему, браться Ивана показали себя очень неграмотно – контрольного выстрела не сделали (об этом в сказке не говорится), потому удалось Ивана выходить. Опять же подвело натуральное хозяйство (в данном случае у братьев), и в этом смысле использование для «решения проблем» профессионала (волка) более оправдано.

— Ох, крепко же я спал!..
— Крепко ты спал, — говорит серый волк. — Кабы не я, совсем бы не проснулся. Родные братья тебя убили и всю добычу твою увезли. Садись на меня скорей! Поскакали они в погоню и настигли обоих братьев. Тут их серый волк растерзал и клочки по полю разметал.
Как видим, использование профессионала (волк «забил стрелку» и разорвал братьев) много эффективнее самостоятельного «решения проблем» в период первого этапа развития капитализма в России, который мы с вами недавно прожили. Напомню, что мы имеем дело все-таки со сказкой и вполне реальным, пусть сказочным, волком, который представлен нам автором сказки в первом эпизоде настоящим хищником – слопал коня у Ивана.
Представляется, что в этом месте сказки Иван окончательно расплатился со своим помощником за его полезные услуги: братья же сьедобные. Ну, а одежда, клочки которой по полю разметал волк… Это он так расслабился, нервная у волка работа.

Иван-царевич поклонился серому волку и простился с ним навечно.
Этап дикого капитализма закончился.

Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар-птицу, а себе — невесту, Елену Прекрасную.
Царь Берендей обрадовался, стал сына спрашивать. Стал Иван-царевич рассказывать, как помог ему серый волк достать добычу, да как братья убили его, сонного, да как серый волк их растерзал.
Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

Уважаемый топ-менеджер наверняка в этом месте спросит: «А при чем здесь мы? Описанные в сказке бандитские разборки к менеджменту не имеют никакого отношения».
Не соглашусь.
Во-первых, это не совсем разборки: в сказке описаны вполне цивилизованные рыночные отношения. Между Иваном-царевичем и царями были четкие договоренности об обмене: Елену Прекрасную на коня, златогривого коня на Жар-птицу с клеткой. Более того, все договоренности были выполнены.
Спрашивается, в чем причина, что в процессе обмена царям подсунули подделку?
Для меня ответ однозначный: виноват неграмотный менеджмент у царей. Не был организован надлежащий входной контроль продуктов обмена: был бы надлежащий контроль – никакое мошенничество бы не помогло. Была и недоработка в договоренностях: ни о каких гарантийных обязательствах поставщика продукта обмена в сказке не говорится.
А какого, спрашивается, качества досталась Ивану-царевичу Елена Прекрасная? Из текста сказки следует, что она на протяжении всей очень длинной сказочной истории не произнесла ни слова. Более того, на угрозы братьев Ивана «молчать про содеянное», она даже не кивнула – про кивание в сказке ни слова. То есть вполне возможно, что Елена Прекрасная не только не говорит, но еще и не слышит. То есть, иначе говоря, Ивану также, похоже, подсунули брак.

Так что, уважаемые топ-менеджеры, сказка не только повествует нам о том, что трудные, но необходимые этапы накопления капитала и его передела завершились, но и, главное, она говорит нам, что пришло ваше время – время грамотных управленцев.

И даже русская беда – воровство – может быть преодолена, если менеджмент сформирует соответствующую корпоративную культуру.

Так что желаю вам на этом нелегком поприще больших успехов!

Также смотрите:

Сеанс сказкотерапии для топ-менеджеров от Александра Сергеевича

Царевна-лягушка. Сказка для топ-менеджеров

По щучьему веленью. Сказка для топ-менеджеров

Красная Шапочка. Сказка для топ-менеджеров

Волк и козлята. Сказка для топ-менеджеров

  • Рассказ о гарибальди кратко
  • Рассказ о вселенной и солнечной системы
  • Рассказ о восходе солнца
  • Рассказ о гаджетах на английском
  • Рассказ о вымирающем животном на английском языке с переводом