Презентация на тему: фольклор 5 класс презентация
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Фольклор урок литературы в 5 классе
№ слайда 2
Описание слайда:
Что такое фольклор? Что такое фольклор? Какие бывают жанры фольклора?
№ слайда 3
Описание слайда:
Цели урока: Познакомиться с термином «фольклор» Узнать о группах и жанрах фольклора 3. Вспомнить жанры детского фольклора
№ слайда 4
Описание слайда:
Содержание урока: 1.Что такое фольклор? 1) Что означает термин фольклор 2) История фольклора 3) Отличительные черты фольклора 4) Исполнители фольклора у разных народов 2. Жанры фольклора 1) Большие фольклорные жанры 2) Малые фольклорные жанры 3. Жанры детского фольклора
№ слайда 5
Описание слайда:
Термин фольклор в переводе с английского языка означает «народная мудрость». Иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и пр.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество, включая и песни. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении. Итак, Термин фольклор в переводе с английского языка означает «народная мудрость». Иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и пр.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество, включая и песни. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении. Итак,
№ слайда 6
Описание слайда:
Фольклор Фольклор устное народное поэтическое творчество Смотри статью «Устное народное творчество»
№ слайда 7
Описание слайда:
История фольклора История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. Обряды и мифы рождались как форма согласования человека с событиями окружающего мира. Так, например, сказка о животных развивалась в русле представлений человека о животных – своих предках. Волшебную сказку интересуется не весь природный космос, а отношения внутри человеческого рода. В былинах осмысляются различия между своей землей и чужими государствами, своим народом и другими этносами.
№ слайда 8
Описание слайда:
Черты фольклора устная форма опора на традиции непосредственный контакт исполнителя и слушателя коллективность народность вариативность
№ слайда 9
Описание слайда:
Фольклор разных народов У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи
№ слайда 10
Описание слайда:
Казахские и киргизские акыны Казахские и киргизские акыны
№ слайда 11
Описание слайда:
Украинские кобзари Украинские кобзари французские трубадуры
№ слайда 12
Описание слайда:
Еще в 16 веке на Руси даже при царском дворе держали сказочников. Хороший сказочник, исполнитель знал на память до десяти произведений.
№ слайда 13
Описание слайда:
Жанры фольклора Большие жанры Сказка Былина
№ слайда 14
Описание слайда:
Что такое сказка? Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях Читай статью «Сказки»
№ слайда 15
Описание слайда:
Виды сказок волшебные о животных бытовые
№ слайда 16
Описание слайда:
Волшебные сказки В таких сказках воплощены мечты человека о светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Они вознаграждены за верность и трудолюбие, доброту и бескорыстие. Читай статью «Художественные особенности сказки»
№ слайда 17
Описание слайда:
Сказки о животных Среди русских народных сказок мы выделяем сказки о животных («Лиса и Журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.п.), у которых обычно простая мораль, и они отражают чаще всего отношения, существующие между людьми. Основной признак таких сказок – животные выступают не помощниками. А главными героями. Читай статью «Присказки»
№ слайда 18
Описание слайда:
Социально-бытовые сказки В бытовых сказках прослеживаются реальные черты народной жизни («Кашица из топора», Жена-спорщица» и т.п). В них отражен быт, повседневная жизнь. Герои: мужик и его жена, зять, Иванушка-дурачок, солдат, поп, барин и его работник, купец. В бытовых сказках чудеса мнимые, кажущиеся героям из-за своей глупости, лени, забывчивости, жадности, зависти.
№ слайда 19
Описание слайда:
Памятка «Как рассказывать сказку» Рассказывай медленно, плавно. Сохраняй приметы волшебной сказки: сказочные обороты, формулы, повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, сказочное число «три». Повествуй не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды, развивается по нарастающей. Начинай с присказки, завершай концовкой.
№ слайда 20
Описание слайда:
Былина Былина (от слова «быль») – это произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях. Они повествуют о подвигах богатырей, проявляющих свою силу, удаль, храбрость. Переходя из поколения в поколение, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений об истории. Все, о чем рассказывалось в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события. Былины -богатый исторический опыт народа, который касается самых различных сторон национальной жизни: борьбы с иноземными захватчиками, становления государства, семейных отношений и так далее. Читай статью «Былины»
№ слайда 21
Описание слайда:
Герои былин Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек. Чаще всего они защищают землю от захватчиков, ведут борьбу за справедливость. Читай статью «Герои былин»
№ слайда 22
Описание слайда:
Пословицы Пословица — народное изречение, имеющее поучительный смысл, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Читай статью «Пословицы и поговорки» Пословицы о труде и лени
№ слайда 23
Описание слайда:
Поговорки Поговорка — это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши Читай статью «Пословицы и поговорки»
№ слайда 24
Описание слайда:
Загадки Загадка – это жанр детского фольклора. В этих коротких стишках называются только признаки или действия предмета и явления, а не сам предмет или явление. Загадка часто пользуется приемом сравнения, особенно часто неживой предмет сравнивается с живым: лук – дед, морковка – красная девица, замок – черная собачка. Смотри примеры русских народных загадок
№ слайда 25
Описание слайда:
Анекдоты Анекдот — от греческого — неизданный. Это жанр фольклора, короткий устный рассказ сатирического или юмористического содержания с неожиданной остроумной концовкой Героями анекдотов являются исторические лица, политические деятели, представители рас и др. Читай сборник анекдотов на школьную тему
№ слайда 26
Описание слайда:
Частушки Частушка — это рифмованная четырёхстрочная припевка, исполняемая в быстром темпе. Исполняется обычно в сопровождении гармони, балалайки. Частушки сочиняются на злободневные темы, бывают политического, а также любовного содержания. Это популярный вид русского народного творчества. Частушки получили распространение со второй половины девятнадцатого века, особенно стали популярны в первой половине двадцатого века. Читай сборник частушек на школьную тему
№ слайда 27
Описание слайда:
Детский фольклор Детский фольклор явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра — своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие — совсем недавно, те призваны развлекать, а эти — чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…
№ слайда 28
№ слайда 29
Описание слайда:
Дразнилки Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором – потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поседении, привычках, во внешнем виде. Читай детские дразнилки
№ слайда 30
Описание слайда:
Игровые жанры детского фольклора Игровые жанры детского фольклора неотделимы от игры. Это молчанки, голосянки, сечки, игровые приговоры, считалки, мирилки, скороговорки, долгоговорки, жеребьевые сговорки. Читай об игровых жанрах детского фольклора
№ слайда 31
Описание слайда:
Проверь свои знания! 1. Фольклор – это:
№ слайда 32
Описание слайда:
2. Кто является автором фольклорного произведения? 2. Кто является автором фольклорного произведения?
№ слайда 33
Описание слайда:
3. Что такое пословица? 3. Что такое пословица?
№ слайда 34
Описание слайда:
4. Что такое загадка? 4. Что такое загадка?
№ слайда 35
Описание слайда:
5. Какие литературные приемы лежат в основе загадки? 5. Какие литературные приемы лежат в основе загадки?
№ слайда 36
Описание слайда:
6. Что отличает сказку от мифа? 6. Что отличает сказку от мифа?
№ слайда 37
Описание слайда:
7. Что такое народная сказка? 7. Что такое народная сказка?
№ слайда 38
Описание слайда:
8. Былина – это: 8. Былина – это:
№ слайда 39
Описание слайда:
9. Один из жанров малого фольклора? 9. Один из жанров малого фольклора?
№ слайда 40
Описание слайда:
10. Назовите жанр детского фольклора. 10. Назовите жанр детского фольклора.
О том, что такое фольклор, и о поэтической мудрости народа
Мы уже говорили с тобой о том, как начала зарождаться поэзия. Объясняя стихийные бедствия гневом богов, люди задумывались и над тем, чтобы привлечь их на свою сторону: не только избежать их гнева, но добиться их помощи (ведь сила богов или духов казалась им огромной). И вот люди решили делиться с богами своей добычей: часть собранных кореньев, меда, пойманной рыбы, добытого мяса они клали в костер и сжигали. А чтобы боги понимали, что это им приносится жертва, жрец и женщины племени сопровождали обряд пением, обращенным к тем, кому предназначалась жертва.
Представь себе обряд жертвоприношения после удачной охоты, когда на очаг складывается мясо, приносимое в жертву духам леса. Огонь горел, от мяса вверх поднимался дым. Женщины же, встав вокруг очага, пели, умоляя духов леса одарить людей племени своей милостью. Одна из женщин начинала обращение, а когда нужные слова не приходили ей в голову, песню подхватывала другая, третья в это время повторяла то, что произносили две первые, чтобы запомнить складные слова и научиться самой произносить их.
Так люди племени сложили песню, славящую духов леса, и решили петь ее всякий раз, когда они в благодарность за удачную охоту станут сжигать на сложенном очаге куски мяса, чтобы накормить духов. Это была обрядовая песня. Ее пели не для того, чтобы повеселиться, а чтобы совершить обряд: вызвать из леса духов, накормить их и попросить о помощи. Потом люди сложили и другие обрядовые песни и пели их на свадьбах, похоронах, перед началом сева и сбора урожая, во время засухи и во многих других случаях.
Обрядовые песни служили магии. С помощью магических действий (пения, танцев, принесения жертв) люди хотели повлиять на природу, изменить ее и свою жизнь. Вместе с песнями для магических действий использовались заговоры, заклинания, причитания.
Чтобы объяснить непонятные явления природы, люди начали придумывать мифы. Они стали слагать гимны в честь богов, создали обрядовую поэзию, но они складывали рассказы и о героях, людях, прославившихся своими деяниями. Это были легенды.
Легенда – это рассказ о реально жившем человеке или историческом событии, но с такими фантастическими дополнениями, что создается поэтический художественный мир, в котором правда и вымысел сливаются и переплетаются настолько тесно, что их уже невозможно различить.
А теперь я хочу обратить внимание на одну очень важную особенность, на то, как зарождалась поэзия. Ты, я надеюсь, помнишь, что этим словом обозначаются не только стихи? Поскольку изначально письменности не было, рассказы передавались устно от одного человека к другому. Нередко новый рассказчик что-то изменял в истории, что-то добавлял от себя, стремясь к наибольшей выразительности и увлекательности повествования. При этом никто не заботился о сохранении имени самого первого рассказчика, придумавшего увлекательную историю.
Так поэтические произведения, передававшиеся устно, достигали художественного совершенства в результате коллективного творчества многих сказителей, или сказочников.
Сохранялись и передавались от человека к человеку и от поколения к поколению лишь те рассказы, которые отличались особой занимательностью, художественными достоинствами и воспитывали в человеке самые лучшие качества.
Поскольку сказителями были простые люди, они сохраняли и передавали друг другу только те рассказы, которые соответствовали их представлениям о красоте, добре, честности, справедливости и благородстве души. В своих устных рассказах они стремились воплотить свою мечту о лучшем будущем. Все эти рассказы, песни и мифы заключали в себе общенародный идеал.
Дело в том, что, создавая художественный мир, автор исходит из представления о том, какой, по его мнению, должна быть счастливая жизнь человека на земле. Именно это представление о лучшей жизни и о хороших людях называется идеалом.
Идеал может быть сходным у группы людей, но может вызывать одинаковое восхищение у всех людей на определенном этапе исторического развития. Если идеал устраивает всех людей, его называют общенародным.
Вид поэзии, созданный на основе общенародного идеала коллективным творчеством многих сказителей и существующий в форме устных рассказов или песен, называют устным народным поэтическим творчеством, или фольклором.
В фольклоре нашло отражение и народное представление о мире, в котором живет человек, и о самом человеке. Художественный мир произведений устного народного поэтического творчества заключает в себе и характерные черты реальной действительности, и фантастическое представление об идеальном мире. Произведения фольклора чрезвычайно разнообразны. Нет такой области человеческой деятельности, которая не нашла отражения в устном творчестве.
Именно из фольклора развилась и вся литература. Но когда возникла письменность и появились авторские произведения, фольклор продолжал существовать, развиваться и влиять на литературу.
У всех народов есть устное народное поэтическое творчество. Существует оно и сейчас. Кроме общих черт, присущих фольклорным произведениям, о которых я рассказал тебе, фольклор каждого народа обладает и своими неповторимыми особенностями.
Итак, ты теперь знаешь, что в каждом произведении заключен свой художественный мир, который можно сравнить с условной страной. Это очень важное сравнение. Подумай сам: каждая страна имеет свою территорию, населенную одним или несколькими народами, у этих народов есть свой язык, в стране существуют свои законы, своя форма правления.
Художественный мир очень похож на такую страну. Действие произведения происходит в каком-то определенном пространстве, которое может напоминать твою землю, а может быть совершенно фантастическим: здесь могут расти волшебные деревья и скрываться в пещерах чудовищные драконы. В произведении могут тебе встретиться люди, очень похожие на твоих знакомых, а могут жить инопланетяне, сказочные или мифические существа. Ты можешь прочесть разные книги: в одной – разыскивается преступник, нарушивший законы твоей страны, в другой – царь грозится отрубить герою голову, если тот не исполнит царские повеления.
Слушай меня внимательно: сейчас я открою тебе еще один секрет нашего волшебства. Обращал ли ты внимание на то, что, прочитав лишь первые строки произведения, ты уже нередко знаешь, на какой земле происходит действие и кто может, а кто не может появиться в этой книге? Например: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Узнал? После такого начала ты готов услышать и о Кощее Бессмертном, и о Мече Кладенце. Дело в том, что в поэзии существуют жанры.
Жанр – это определенная территория и определенные жители художественного мира, его границы и его законы. Жанр требует от автора и от читателя уважения и понимания его особенностей. Есть жанры, способные повествовать о многих героях и вмещать в себя множество событий (например, сказка), а есть и такие, которые передают лишь одно мимолетное чувство (например, лирическое стихотворение). Жанр часто заставляет автора использовать определенную форму условности (жизнеподобие или фантастику), хотя иногда позволяет объединять их. Достаточно мне назвать тебе наиболее распространенные жанры фольклора, чтобы ты убедился в том, что каждый из них достаточно четко определяет границы условного художественного мира. Ты наверняка уже знаком с такими фольклорными жанрами, как сказка, легенда, анекдот… В дальнейшем мы будем рассматривать с тобой различные жанры, а пока попытайся понять и запомнить.
Жанр – это сходные черты художественного мира в ряде произведений, определяемые особенностями художественной условности данных произведений.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
149. «В покорстве мудрости пытливом и глубоком…»
149. «В покорстве мудрости пытливом и глубоком…»
В покорстве мудрости пытливом и глубоком
Я завершаю день познанья и забот.
Часы мои текут, несясь глухим потоком,
Не различая бездн, не находя высот.
И наяву — во сне, в движении — покое,
Двух полюсов в себе являя тайный
Что такое хорошо и что такое плохо?
Что такое хорошо и что такое плохо?
Крошка сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
– Что такое хорошо
и что такое плохо? —
У меня секретов нет,
– слушайте, детишки, —
папы этого ответ
помещаю в книжке.
– Если ветер крыши рвёт,
если град загрохал, —
каждый знает – это вот
для
Картинка 25. «Третья книга Царств». Аттракцион невиданной мудрости или, в чём «святость» пророка Илии.
Картинка 25. «Третья книга Царств». Аттракцион невиданной мудрости или, в чём «святость» пророка Илии.
«Третья книга царств» завершает наше знакомство с коварным царём Давидом и повествует о том, кто занял его место. 40 лет правил евреями царь Давид. В старости он приболел —
Фольклор и литература у славян
Фольклор и литература у славян
Фольклор и его основные формы. Литература православных славян в XI–XVI вв. Современные славянские литературыТема фольклора и славянских литератур затрагивается в нашем пособии лишь в связи со славянской словесной культурой в целом, и в
Лицейский фольклор
Лицейский фольклор
Из фольклора, связанного с лицейскими годами Пушкина, особенно характерны для понимания мировоззрения будущего поэта легенды о взаимоотношениях лицеиста с монаршими особами. Задиристое, а порой и просто дерзкое поведение Пушкина импонировало
Фольклор от Пушкина
Фольклор от Пушкина
Рассматривая петербургский фольклор как живительный родник, питавший творчество Пушкина, нельзя забывать, что и сам поэт, являясь мощным генератором творческой энергии, становился для читающей и слушающей публики источником этого фольклора.
Эрик Артуров «Цветок мудрости»
Эрик Артуров
«Цветок мудрости»
Таинственная и необъяснимая область мистического знания и опыта – сколь притягательна она для многих людей с непредвзятым мнением, интригуя, порою, и самых закоренелых скептиков. Пожалуй, не ошибусь, если посмею утверждать, что в самом
Детский фольклор
Детский фольклор
Английские детские народные песенки
Во всех странах с самого раннего детства ребята знакомятся с прекрасными произведениями устного народного поэтического творчества. Прочитай внимательно детские народные песенки, которые и по сей день распевают
Русский детский фольклор
Русский детский фольклор
Знаешь ли ты, что твое первое знакомство с искусством началось с фольклора? Ты еще не стоял на ногах и не умел говорить, а вокруг тебя уже царил волшебный мир фольклора. Твоя мама, взяв твои ручки, похлопывала ими в такт, приговаривая:
– Ладушки,
Миф и фольклор в сюжете поэмы
Миф и фольклор в сюжете поэмы
Сквозь стилизацию под миф в романе Апулея, сквозь классицистическую условность лафонтеновской Греции Богданович почувствовал фольклорную природу мифологического сюжета. И именно этот фольклорный характер мифа об Амуре и Психее Богданович
Литература
5 класс
Урок № 2
Фольклор. Малые жанры фольклора
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Особенности фольклорных произведений.
- Роль фольклора в жизни народа.
- Малые жанры фольклора. Детский фольклор.
Тезаурус
Устное народное творчество (фольклор) – coвoкyпнocть paзличныx видoв и фopм мaccoвoгo cлoвecнo-xyдoжecтвeннoгo твopчecтвa, вoшeдшиx в бытoвyю тpaдицию тoгo или инoгo нapoдa.
Закличка – обрядовая песня заклинательного характера, сопровождающая обряд кликания и включающая обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т.д., которые живут в закличках, как одушевлённые существа.
Считалка – рифмованный стишок, состоящий в большинстве случаев из придуманных слов со строгим соблюдением ритма.
Загадка – выражение, нуждающееся в разгадке, иносказательное, поэтическое воспроизведение предмета или явления.
Скороговорка – это короткое предложение или фраза, преднамеренно составленная так, что её трудно правильно произносить, обычно из-за различных комбинаций подобных звуков; малый поэтический жанр фольклорного происхождения.
Список литературы
Обязательная литература:
- Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304.
- Иванова Е. В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.112.
- Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80.
Дополнительная литература:
- Гороховская Л. Н. Марьина О.Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96.
- Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112.
- Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400.
- Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80.
- Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 27.
- Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.80.
- Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64.
Открытые электронные ресурсы:
- Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (дата обращения: 19.06. 2019).
- Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.06. 2019).
- Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/ (дата обращения: 19.06. 2019).
- Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (дата обращения: 19.06. 2019).
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.06. 2019).
- Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/ (дата обращения: 19.06. 2019).
- Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и текстыhttp://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (дата обращения: 19.06. 2019).
- Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html(дата обращения: 19.06. 2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввёл английский учёный У. Дж. Томс в XIX веке. Изначально этот термин использовали для обозначения всей духовной (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.) и материальной (жильё, одежда) культуры народа. С начала XX в. термин используется в более узком, более конкретном значении: устное народное творчество.
Фольклор был словесным искусством, присущим народному быту. С древности у большинства народов существовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Важнейшим событием стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел, а не как имевшее место быть в реальности событие.
В отличие от литературного произведения, автора которого мы всегда можем определить, фольклор – искусство коллективное. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определённых групп людей, но и коллективно создается и распространяется, от человека к человеку. Именно поэтому в обозначении фольклора очень важно определение «устное творчество». Однако коллективность в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера, чьи имена мы теперь уже не узнаем, создавали песни, частушки, сказки, которые уходили в жизнь уже без имени автора.
В фольклоре выделяют раздел «детский фольклор», к которому относятся:
1) тексты, которые сочиняют сами дети;
2) тексты, которые сочиняют взрослые для детей.
Детский фольклор является частью мудрой древней народной педагогики.
К первой группе можно отнести следующие жанры:
Колыбельные – песенки, которые поёт мать для ребенка, чтобы его усыпить. Древние колыбельные не потеряли своих функций и популярности и в наше время. Цель колыбельных – успокоить ребёнка – достигается особой манерой исполнения и обращением к помощи различных животных. Самыми распространёнными персонажами колыбельных, кроме волчка, были куры, петушок, голуби.
Потешки, которыми развлекают ребёнка, чтобы он не плакал. Потешки содержат игровой элемент, который малыши выполняют пальчиками, ручками, ножками.
Загадки. Загадки можно считать самым древним жанром фольклора. В прежние времена человек верил, что, отгадывая загадки, он подчинит себе природу, животных, растения. Загадки для чаще всего связаны с бытовыми предметами или существами из животного мира, знакомыми ребёнку, который должен хорошо представлять себе, о чём идёт речь.
Ко второй группе можно отнести такие жанры, как:
Заклички. Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный напев. Закличка включала обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т. д., которые живут в закличках как одушевлённые существа.
Считалки. Используются с целью определить очередность участников игры. Тот, кто произносит считалку, указывает по очереди на каждого участника. При финальных словах «Тот и вон пойдёт» или «А я водить не буду» участник становится ведущим или выполняет другую роль (в зависимости от условий).
Теоретический материал для углублённого изучения
Говоря о детском фольклоре, надо, прежде всего, иметь в виду произведения устного народного творчества, специально предназначенные для детей и не входящие в «обычный» репертуар взрослых. Отличительная черта произведений детского фольклора выражается в учёте психологии и возрастных особенностей детей.
Наконец, в детском фольклоре есть и такие произведения, которые созданы самими детьми. Они возникали в играх и в быту детей. Эти произведения живут лишь в детской среде. Детский фольклор в прямом смысле слова – творчество детей. Ему особенно присущи черты, свойственные детям. Отличительная черта всех этих произведений состоит в учёте возрастных особенностей детей. Этот фольклор выражает душевный мир ребёнка. История произвела строгий отбор тех детских произведений, которые могли жить века, забывалось и исчезало всё то, чему не было дано остаться в памяти народной. Традиционный детский фольклор покоряет своим совершенством, красотой и жизненной силой. Это поистине поэзия детства и отрочества. Её замечательные свойства обнаружились в том, что она на протяжении столетий с успехом формировала душевный мир здоровых и весёлых русских людей.
Особый жанр детского фольклора этого рода образуют игровые припевы и приговоры, нераздельно соединённые с элементами драматического представления в игре. Сюда можно отнести и считалки. Большинство из них создано детьми, но по образцу и подобию «пересчётов» взрослых. Несмотря на весьма серьёзное изменение в образной структуре и в самом назначении этого жанра, считалка генетически связана с творчеством взрослых. Считалками можно назвать и собственное творчество детей.
(В. П. Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»).
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Подчёркивания / зачёркивания элементов
Подчеркните верный вариант:
Заклички – это обращение к:
— сверстникам
— животным
— силам природы и временам года
Вспомним назначение закличек, рассмотренных на уроке, их направленность на призывы к силам природы, и выберем ответ: «к силам природы и временам года».
Правильный ответ:
— силам природы и временам года
Сортировка элементов по категориям;
Соотнесите группу малых жанров фольклора с их названиями
- Произведения, созданные детьми.
- Произведения, созданные взрослыми для детей.
— колыбельные песни
— считалки
— заклички
— потешки
— загадки
— скороговорки
Правильный ответ:
- Произведения, созданные детьми:
— считалки
— заклички
- Произведения, созданные взрослыми для детей:
— колыбельные песни
— потешки
— загадки
— скороговорки
Вспомним о происхождении малых жанров фольклора, о том, с какой целью народом создавались те или иные жанры и в какой среде возникали: в среде детей или взрослых. Из предложенных вариантов выберем жанры считалки и заклички, возникшие в процессе игровой деятельности детей, остальные жанры относятся ко второй группе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верещакская средняя общеобразовательная школа»
Учебный проект
В мире фольклора
Автор проекта:
Шендрик Андрей Михайлович
Класс 5
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Цыганок Татьяна Васильевна
Контактные данные:
Адрес: 243015 Брянская область,
Новозыбковский район, село Верещаки,
ул. Коммунистическая, д. 42
Телефон: +7(48343)94325
Мобильный телефон: 89610031034
E-mail: zik045@yandex.ru
Содержание
Введение………………………………..…………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………………5
1. Что такое детский фольклор?…………….………………………………….5
2. Жанры детского фольклора и сфера их употребления…………………..….7
3. Проведение и результаты анкетирования..………………………………….9
4. Практическая реализация проекта………………………………….………11
Заключение……………………………………………………………………….14
Использованные источники……………………………….…….………………15
Приложения
Введение
Актуальность проекта
В настоящее время Россия переживает один из непростых периодов своей истории. И самая большая опасность для нашего общества сегодня — разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у нас, детей, часто искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В последнее время исследователи утверждают, что русские люди потеряли интерес к народному творчеству, стали забывать свою культуру, уникальные обряды, самобытную музыку, песни, танцы. Значение различных форм русского фольклора в воспитании и развитии человека трудно переоценить. Приобщаясь к народному творчеству, мы тем самым приобщаемся к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Прислушиваясь к нашей речи, замечаем ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют наш словарный запас.
Этой работой мы хотим привлечь внимание всех детей и взрослых не только к прошлому, но и к настоящему детского фольклора.
Цель работы:
развитие интереса к детскому фольклору через использование малых жанров.
Задачи работы:
приобщение к истокам русской народной культуры путём знакомства с разными жанрами фольклора;
выяснить, что такое детский фольклор и его жанры;
провести анкетирование и выяснить, что знают о фольклоре и его малых жанрах родители и дети.
Объектом данного проекта стал детский фольклор, его виды, преемственность поколений.
Предметом данного проекта является влияние малых жанров фольклора на формирование и развитие личности.
В процессе подготовительной работы была выдвинута гипотеза:
жанры детского фольклора имеют перспективы дальнейшего развития.
Новизной и отличительной особенностью проекта является мало изученность данной темы.
Теоретическая и практическая значимость.
К большому сожалению, в школьной программе изучению фольклора на уроках литературы уделяется слишком мало времени, а на малые жанры только один час в 5 классе. Проект позволяет нам более подробно познакомиться с жанрами детского фольклора и использовать полученные знания на часах общения, при подготовке к праздникам, в общении с дошкольниками, сверстниками. При проведении анкетирования мы узнали новое о своих родителях, их детстве.
Ожидаемые результаты:
устойчивый интерес к культуре русского народа;
наше знание устного народного творчества;
создание книжек с произведениями детского фольклора.
В ходе работы мы использовали следующие методы работы: анализ литературы, анкетирование детей и взрослых, интервьюирование жителей села, сравнение, сопоставление, изготовление книжек.
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный:
обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
определение цели и задач проекта;
подбор литературы, пособий.
II. Основной:
непосредственно-образовательная деятельность с учителем;
совместная деятельность;
наша самостоятельная деятельность.
III. Заключительный:
обобщение результатов работы;
анализ деятельности.
-
Что такое детский фольклор?
Славяне создали огромную изустную литературу (мудрые пословицы и хитрые загадки, волшебные сказки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, говорившиеся под звон струн нараспев), которая стала Достоинством и Умом народа. Она ставила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
Фольклор— это устное народное творчество. Он возник ещё до появления письменности.
Существует две точки зрения, что же такое «детский фольклор». Одни специалисты относят к детскому фольклору малые жанры русского устного народного творчества, другие говорят о произведениях, которые создают дети. Мы будем считать, что детский фольклор- это произведения, созданные для детей и взрослыми, и самими детьми.
Открытие детского фольклора в России произошло лишь во второй половине 19 века. Исследователи поняли, что у детей есть своя культура не письменная, а преимущественно устная. У них есть свои верования, свои фольклорные тексты, которые бывают только в их среде и представляют ценность только там. У детей есть свой ритуальный фольклор: от календарных закличек («Дождик, дождик, перестань») до «мирилок» («Мирись, мирись, мирись и больше не дерись»). Однако в 1930-е гг. изучение детского фольклора фактически сошло на нет. Он не вызывал большого интереса. Детский фольклор производил странное впечатление и обладал, по мнению специалистов, сомнительной эстетической ценностью. В это время сам термин «детский фольклор» было принято понимать не как «фольклор детей», а как «фольклор для детей» (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки). Вторая волна популярности детского фольклора пришлась на 1980-1990-егода. Детский фольклор оказался интересен не только исследователям, но и простым читателям. Особое внимание уделялось записи и изучению принципиально новых жанров детского фольклора, таких как страшилки и садистские стишки.
Привлекательность детского фольклора, как для исследователей, так и для обывателей, заключается в его вечной актуальности. Пока в природе существуют дети, пока у них есть возможность плотно общаться друг с другом, детский фольклор будет жить и бурно развиваться в любой среде.
Еще одна причина популярности детского фольклора заключается в том, что каждый из нас в определенный период жизни был его носителем.
Детский фольклор, как губка, впитывает в себя тексты массовой культуры своего времени, и это влияние очень важно учитывать. В настоящее время происходят те же процессы: героями детского фольклора становятся персонажи популярных детских мультфильмов и телепередач (от покемонов до фей из «Клуба Винкс»). Отличием детского фольклора является то, что он очень динамично развивается. Меняется поколение детей, у них меняется репертуар, заметные изменения переживает детский фольклор и в процессе взросления ребенка.
Несмотря на постоянное обновление и развитие, некоторые сюжеты и формы детского фольклора оказываются необычайно устойчивыми и передаются из поколения в поколение. Но многое забывается. Традиционные жанры и тексты мало кто помнит.
-
Жанры детского фольклора и сфера их употребления
Детский фольклор многообразен и мало изучен.
К нему в основном относятся:
считалки; дразнилки; небылицы;
страшилки; скороговорки; заклички;
загадки; молчанки; прибаутки;
пословицы и поговорки; мирилки; потешки;
анекдоты; пестушки; колыбельная песня.
Закличка – это песенное обращение к силам природы. Серьезная, хозяйственная основа заклинаний забылась, осталась забава.
Пословица— это краткое, имеющее поучительный смысл, изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой опыт.
Поговорка— это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши — все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.
Считалка — это небольшой стихотворный текст с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенный для случайного избрания (обычно одного) участника из множества.
Скороговорка — это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Скороговорки созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.
Дразнилка — это небольшой стишок, созданный детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика.
Мирилки – это короткие стихотворные строчки, которые приговаривают дети после ссоры. Своё название мирилки получили от слова «мир» — мириться, дружба. При этом дети сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.
Страшилка – это жанр современного детского фольклора: короткий рассказ, цель которого — испугать слушателя.
Загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса.
Потешка- это небольшое стихотворение-приговорка, которой сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка.
Анекдот — фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех.
Дворовые стишки – короткие смешные стишки, созданные детьми (иногда встречаются в форме стихов-переделок ).
Колыбельная песня — это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков.. Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.
Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Потом начинаются самые первые игры – потешки.
Приговорка – это коротенькие стихотворения, которые произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – к улитке, божей коровке, к птицам, домашним животным.
Небыли́ца или небыва́льщина — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности.
Молчанка — детская игра, в которой проигрывает заговоривший первым.
Прибаутка — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку. (Приложение 1)
-
Проведение и результаты анкетирования
В своём анкетировании мы поставили задачи узнать:
— все ли знают, что такое детский фольклор;
— могут ли привести примеры жанров детского фольклора;
— нужен ли сегодня детский фольклор.
Для анкетирования мы предложили поучаствовать в нашем проекте учащимся школы и их родителям. (Приложение 2)
Всех опрошенных, мы поделили на 2 группы:
I группа (до 17 лет)
II группа (от 30 и старше)
Результаты анкетирования I группы. Было опрошено 64 человека. 57 ребят ответили, что знают, что такое детский фольклор, но при этом лишь некоторые смогли назвать жанры детского фольклора (пословицы- 23, поговорки- 17, загадки и пестушки – 13, прибаутки-8, колыбельные песни-6, дразнилки-1). В жанры фольклора поместили танцы, обряды, мультфильмы, хороводы, мифы.
Самой популярной колыбельной оказалась “Баю, баюшки, баю, не ложися на краю…” (41 человек). Эту же колыбельную пели в детстве 29 ребятам, 17 опрошенных не помнят, что им пели. Пестушки вспомнили только 2 ученика. Радостно, что 45 опрошенных считают, что фольклор, в том числе детский, нужен в современной жизни, потому что « эти произведения учат добру, это русская традиция, фольклор помогает изучать историю, он помогает нормально развиваться детям, развивает воображение».(Из анкет ребят)
Результаты анкетирования II группы. Было опрошено 41 человек, из них 6 мужчин.
Взрослые справились с ответами на вопросы анкеты лучше. Мы выяснили, что мамы и бабушки все знают о детском фольклоре, назвали его некоторые жанры, вспомнили колыбельные песни. Это говорит об актуальности детского фольклора. Но вот папы справились с анкетой хуже. Ничего не вспомнили, что говорит о том, что с детьми играют, укладывают их спать мамы и бабушки. К сожалению, не все взрослые помнят, какую колыбельную пела им мама, но они с удовольствием вспоминают те песни, которые пели уже своим детям. Все родители считают, что фольклор нужно знать, потому что он «учит добру, помогает правильно поступать, воспитывает любовь к родине, народу, ко всему живому, развивает детей». И ещё читаем в анкете: «Только тот народ благополучен, который знает фольклор, не забывает его и бережёт». (Из анкет взрослых)
-
Практическое использование проекта
Наш проект уже начал действовать. Мы создали книжки — малышки с разными жанрами детского фольклора. С этими подарками мы отправились в наш сельский детский сад «Солнышко», рассказали ребятам о детском фольклоре и подарили им книжки. Деткам очень понравилось наше выступление и подарки, и для нас это тоже был праздник. Мы получили очень хорошие отзывы воспитателей.
Изготовление книжек- малышек
Что у нас получилось
В гостях
Книжка в подарок
Это принесло радость…
Заключение
Опрос ребят о фольклоре дал плачевные результаты. Это доказывает, что жители России должны знать свой фольклор, изучать его. Нам самим работа по изучению детского фольклора показалась интересной и познавательной, мы много узнали о его малых жанрах. В нашу работу включились и родители. Им тоже было увлекательно отвечать на вопросы, вспоминать детство, узнавать новое. Общение в детском саду показало, что дети с удовольствием слушали о детском фольклоре, им нравятся потешки, прибаутки…Мы сами получили большое удовольствие и удовлетворение от проделанной работы. Проведенная сейчас работа поможет нам и в будущем, когда мы сами станем родителями. Мы обращаемся ко всем взрослым: не забывайте воспитывать детей, опираясь на исконно русские традиции, не забывайте, что в фольклоре заключена народная мудрость. Находите время играть и общаться с вашим ребенком.
Дорогие ребята, изучайте и используйте в общении произведения фольклора! Это делает нас добрее и умнее!
Наша гипотеза подтвердилась: у детского фольклора есть будущее!
Использованные источники
-
Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Иркутск, 1930. — 234 с.
-
Капица О.И. Детский фольклор. Л., 1928. — 222 с.
-
Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1970. – 190 с.
-
Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. М., 1998. – 743 с.
-
Интернет- ресурсы
http://fb.ru/article/155698/detskiy-folklor-stihi-schitalki-draznilki-oralki-zagadki
15.09.2015г.
http://pedagogical_dictionary.academic.ru/3364/
15.09.2015 г.
https://yandex.ru/images/search?text=Детский%20фольклор&stype=image&lr=193&noreask=1&source=wiz
16-17.09.2015 г.
Приложение 1
Заклички
1.Дождик, дождик, пуще!
Будет травка гуще!
2.Дождик, дождик, лей, лей!
То бы было веселей!
3. Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
4. Водичка водичка,
Умой мое личко!
Чтоб глазенки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
5. Дождик, дождик,
Кап, кап, кап,
Замочи дорожки,
Все равно гулять пойдем.
Мама, дай галошки!
6. Дождик, дождик, лей, лей
На меня и на людей!
А на Бабу-Ягу
Хоть по тысячу ведру!
7. Божья коровка,
Лети на небко,
Там твои детки
Кушают конфетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной.
8. Мышка, мышка,
Возьми гнилой зуб,
А дай мне хороший.
Небылица
1.По дороге на Кавказ
Едет старый тарантас.
В тарантасе сидит кот,
У него болит живот.
2.Лошадь ела кашу,
А мужик — овёс,
Лошадь села в сани,
А мужик повёз.
3.Чепуха, чепуха,
Это просто враки,
Косят сено на печи
Топорами раки.
4.Стоит милый у ворот,
Широко разинута рот.
И никто не разберёт:
Где — ворота, а где — рот.
5.Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Записал Бойко Иголь 18.09.2015 г.
Пословицы и поговорки
-
Поспешишь – людей насмешишь.
-
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
-
Горькая правда лучше сладкой лжи.
-
Тише едешь – дальше будешь.
-
Терпенье и труд всё перетрут.
-
Дело мастера боится.
-
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
-
Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
-
Не всё то золото, что блестит.
-
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Записал Шендрик Андрей 17.09.2015г.
Считалки
-
Сидел петух на лавочке, считал свои булавочки, одну не досчитал и в Америку попал. А в Америке война и убили петуха.
-
Ехал Лунтик на тележке, раздавал он всем орешки.
Кому два, кому три, дирижером будешь ты!
-
Раз, два, три, четыре, пять. Мы решили поиграть,
Но не знаем: как нам быть? Не хотел никто водить!
На тебя укажем мы. Это верно будешь ты!
-
Я считаю до пяти, не могу до десяти.
Раз, два, три, четыре, пять. Я иду тебя искать!
-
Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф, ой-ой-ой, умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу, он украл там рукавицу,
Привезли его в палату, он украл там шоколаду.
Привезли его домой, оказался он живой.
-
Катилась витаминка по имени Иринка,
Уроки не учила и двойку получила,
А потом пошла гулять, получила цифру пять!
-
Ехала карета тёмным лесом за каким-то интересом.
Инте-инте-интерес, выходи на букву «С».
-
Катилась мандаринка по имени Иринка,
В школу не ходила, двойку получила,
А потом пошла гулять, получила цифру пять.
А когда пошла домой, получила цифру ноль!
Записал Прядка Ростислав 20.09.2015г.
Скороговорки
1. Баран Буян влез в бурьян.
2. Эники-беники съели вареники.
3.От топота копыт пыль по полю летит
4. Во дворе трава – на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
5. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
6. Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека в реку руку. Рак за руку Грека – цап.
7.Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
8. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом и всё со сметаной и с творогом.
9. Валин валенок провалился в прогалинок.
10. Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
11. Евсей, Евсей, муку просей.
12. У маленького Сани сани едут сами. Сани едут сами у маленького Сани.
13. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
14. Из соседнего колодца целый день водица льётся.
15. Проворонила ворона воронёнка.
Записала Киселева Виктория 19.09.2015г.
Дразнилки
-
Эй, догони, кучерявые штаны!
-
Чушка – повторюшка, на носу сидит лягушка!
-
Скажи: «фонтан» — твои штаны вон там.
-
Скажи: «ракета» — твой папа начальник туалета.
-
Скажи: «подвал» — тебя скелет поцеловал.
-
Тили –тили-тесто! Жених и невеста.
Поехали купаться, стали целоваться!
-
Эй, герой, голова с дырой!
-
У кого пупок наружи, тот купается в грязной луже!
-
Ваня, Ваня, простота, купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд и поехал в огород!
-
Катя, Катя, Катюха оседлала петуха.
Петух заржал, на базар побежал!
-
Жадина – говядина, большая шоколадина!
-
Ябеда – корябида, зелёный огурец, на полу валяется, никто его не ест!
Записала Пугачева Валерия 21.09.2015г.
Мирилки
-
Мирись, мирись и больше не дерись,
А если будешь драться, то я буду бодаться.
-
Мирись, мирись, мирись и больше не дерись,
А если будешь драться, то я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя, потому что мы друзья!
-
Мирись, мирись и больше не дерись,
Если будешь драться, я буду кусаться.
А кусаться – ни при чём, будем драться кирпичом.
Нам кирпич не нужен, давай с тобой подружим!
-
Хватит нам уже сердиться, поскорей давай мириться.
— Ты мой друг! – И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
Записала Пугачева Ирина 17.09.2015г.
Страшилки
-
Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая за малыми ребятами.
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест, молока не пьёт, того коза забодает, забодает, забодает…
-
– Хочешь правду ты узнать? Загляни-ка под кровать!
Что ты видишь? – Там темно!
— Это «Чёрное пятно»!
Загляни туда опять… ХВАТЬ!
-
В вашем доме без сомненья поселилось приведенье!
Будет вас оно пугать, будет плакать и стонать!
Если ты зашевелишься, в приведенье превратишься!
-
Ночью страхи страшные по квартире шастают.
Смотрят, смотрят: кто не спит, притворяется лежит?
Вот на тех наводят страх, что мороз по коже…АХ!
Записала Цакун Анастасия 19.09.2015г.
Загадки
-
Сто одёжек и все без застёжек (капуста).
-
Кто его раздевает, тот слёзы проливает (лук)
-
Сидит девица, а коса на улице (морковь)
-
Старый дед, ему сто лет. Мост намостил во всю реку, а пришла молода – весь мост размела (мороз и весна).
-
Золотое решето чёрных домиков полно (подсолнух).
-
Зимой и летом одним цветом (ель)
-
Кто в лесу родился, а в дому хозяйничает (веник).
-
Красная матрёшка, беленькое сердечко (малина).
-
Маленький мальчишка в серомармячишке по дворам шныряет, крохи собирает, в полях ночует, коноплю ворует (воробей).
-
Мои новые дружки: и блестящи и легки. И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся (коньки).
Записала Прищеп Ангелина 21.09.2015г.
Потешка
1.Нос лепешкой!
Нос лепешкой!
Щечки-булочки у нас.
Ай, люшеньки, люли,
Щечки-булочки у нас!
Зубки, словно миндалинки,
А глазки – Коринки.
2.— Ладушки, ладушки!
Где были? – У бабушки.
— Что ели? – Кашку.
— Что пили? – Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,-
На головку сели,
Сели — посиддели,
Шу-у-у – полетели.
3.Большаку дрова рубить (большой палец),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе траву косить (средний),
А тебе печь топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец),
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
4.Зайка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!
5.Как у нашей птички
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки – царапки.
На перинку,
На простынку,
Не на край – на серединку
Положили голыша,
Завернули крепыша!
6.Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп! хлоп!
Кто кашки не ест,
Молока не пьет,
Того забодает, забодает, забодает.
Записала Плешко Ирина 20.09.2015г.
Анекдоты
-
— Мой папа очень боится Деда Мороза!
— А почему ты так решил?
— А потому, что когда приходит Дед Мороз, я не могу найти папу.
2. Зебра и пингвин пришли к фотографу. Фотограф спрашивает:
« Вам цветную фотографию или чёрно-белую?» -Достаточно чёрно-белой.
3.Вбегает мужик в аптеку и кричит:
-Дайте мне лекарство от жадности!
— Сколько? – Побольше, ПОБОЛЬШЕ!!!
Молчанки
-
Раз, два, три – замолчи!
-
Баба сеяла горох и сказала деду: «Ох».
-
Ехали цыгане, кошку потеряли.
Кошка сдохла, хвост облез
Кто заговорит, тот и съест!
-
Мы набрали в рот воды
И сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрёт,
Тот получит шишку в лоб!
-
Чок-чок, зубы на крючок,
Кто скажет слово, тому щелчок!
Записала Роговская Татьяна 19.09.2015г.
Колыбельная песня
1. Баю-баюшки-баю,
Баю крошечку мою,
Баю зореньку мою.
Ты, соловушка.
Сизая головушка.
Прилетай к нам в садок,
Под высокий теремок,
На сиреневый кусток –
По кусточку попорхать,
Спелых ягод поклевать.
Будешь песни свистать,
Будет моя крошка спать.
-
Путь тебе приснится рай.
Спи-ка, милая. Засни.
Сладкий сон к тебе приди.
Таня вырастет большой,
Будет очень хорошой,
Будет в золоте ходить,
Маму жемчугом дарить.
-
Баю-баюшки-бай-бай,
Глазки, Маша, закрывай.
Я тебя качаю, тебя величаю.
Будь счастлива, будь умна.
При народе будь скромна.
Прибаутка
1.Петя-Петя-Петушок,
Петя — красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке — сережки!
2.Ай, лады-лады-лады,
Начерпал медведь воды
Целое корытце,
Захотел помыться!
Надо, надо чистым быть,
Чистым по лесу ходить!
3.Коровушка-буренушка,
Встает она до солнышка,
Травку в полюшке жует,
Молочко домой несет!
Девочкам и мальчикам —
Всем нальет в стаканчики:
«Пейте, пейте, пейте,
И еще налейте!»
4.Сорока-белобока
Жила одиноко,
Скакала, скакала,
Гостей поджидала,
Кашку сварила,
Гостей угостила!
Записал Чижов Дмитрий 17.09.2015г.
Пестушка
1.Потягушки-порастушки:
В рученьки — хватушки,
В ноженьки — ходушки,
В роток — говорок,
А в головку — разумок!
2.Дыбок, дыбок,
Завтра годок!
Дыбок, дыбок,
Целый годок!
3.Тяги, тяги, потягушеньки,
На детку порастушеньки!
Расти, деточка, здоровая,
Как яблонька садовая!
На кота потягушеньки,
На дитя порастушеньки,
А в ручки хватушки,
А в ротик говорунок,
А в головку разумок!
4.Потягуси, потягуси,
Пролетали низко гуси.
Потягуси, потягушечки,
Перья мягкие в подушечке.
Эти перья-потягушеньки
Подарили гуси Нюшеньке.
5.Вот проснулись! Потянулись!
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
Записал Самедов Артем 19.09.2015г.
Приговорка
1.Уж ты, бор-борок!
Дай ягод коробок,
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!
2.Стогом-верхом нам грибов
Полных-ровных кузовов.
Чтобы был гриб на грибу,
А мой наверху!
3.Рву, рву ягодку,
Черную смородинку —
Маменьке в стаканчик,
Тятеньке в рукавчик.
А серому волку —
Корья на лопате.
4.Куба, куба, кубака,
Наша речка глубока!
Кубарки, купабарки,
Купаться!
Записала Гусева Анжелика 21.09.2015г.
Приложение 2
Анкета
Примите, пожалуйста, участие в проекте «В мире фольклора». Ваше мнение важно для нас! Спасибо!
-
Сколько Вам лет?__________
-
Пол___________
-
Знаете ли Вы, что такое детский фольклор?___________
-
Назовите известные Вам жанры фольклора.______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Какие колыбельные Вы знаете? Пестушки?________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Какую колыбельную Вам пели в детстве?__________________________
________________________________________________________________
-
Нужен ли детский фольклор сегодня? Почему?__________________________________________________________________________________________________________________
-
Дата ___________________
Составлена Цыганок Т.В.
Сегодня
на уроке мы:
·
поговорим
о русском фольклоре;
·
познакомимся
с малыми жанрами фольклора;
·
вспомним
о детском фольклоре.
А
чтобы нам не скучно было узнавать о народном творчестве, мы отправимся в гости
к Косте и к его дедушке.
Дедушка
как раз расположился у телевизора, когда в комнату вошел Костя и
поинтересовался:
–
Что это ты такое интересное смотришь?
–
Выступление фольклорного ансамбля «Ивушка», – ответил дедушка. – Красота!
–
Фольклорного? – переспросил Костя с интересом. – А что это такое?
–
Это значит народный, – охотно объяснил дедушка. – Будут петь народные песни и
танцевать народные танцы.
–
Звучит довольно скучно, – протянул недовольно Костя, – Значит, фольклор – это
когда собираются люди в старых сарафанах, пляшут под балалайку и хором поют
что-то непонятное?
–
Не только, не только, – улыбнулся дедушка. – Вот ты, например, любишь сказки? А
ведь это тоже фольклор. А анекдоты ты друзьям рассказываешь? И это фольклор!
–
Сколько вокруг фольклора, – удивился Костя.
–
Более того, – сказал дедушка, – раньше вся жизнь человека была буквально
пронизана народным творчеством. И оно было создано не просто так. Фольклор помогал
человеку жить.
–
Танцы помогали жить?! – удивился мальчик.
–
Наверное, лучше я начну с самого начала, – заметил дедушка.
Слово
«фольклор» пришло к нам из английского языка и означает «народная
мудрость». Почему? А потому что фольклор – это творчество всего народа. К
фольклору относятся народные песни, сказки, предания, частушки, анекдоты;
А
иногда – даже народная музыка, танцы; народная архитектура, ремёсла, одежда.
Всё
это создавалось долгое-долгое время, века, даже тысячелетия, и стало выделять
тот или иной народ среди других народов. Сейчас мы можем по костюму, по
мелодиям, по изделиям определить, какому народу они принадлежат.
Вот,
например, русский народный костюм. А это башкирский. И мордовский.
Вот
русская народная песня. А это – татарская. Большая разница, правда?
А
почему вообще начал создаваться фольклор?
Первоначально
человек видел мир вокруг себя, но не мог его объяснить. Почему времена года
сменяют друг друга? Почему один раз с охоты можно принести богатую добычу, а в
другой – вернуться с пустыми руками? Почему человек болеет и умирает? Почему не
всегда в нужное время идёт дождь или же – напротив – не всегда светит солнце?
Почему ночью небо тёмное и усыпано звёздами?
Люди
считали, что всем в мире распоряжаются высшие силы, которые могут помочь людям
или навредить им.
Именно
они, эти силы, насылают голод и болезни, ссоры и войны. Они же могут дать
обильный урожай, исцелить, защитить от врага.
Их
можно разозлить или задобрить. И люди придумывали способы угодить этим силам,
привлечь на помощь себе.
Когда
люди бросали в землю зерно, они тоже пели-приговаривали специальные заклинания.
Пололи, поливали, собирали урожай – на всё это были свои особые песни и танцы.
Рождение человека, вступление в брак, болезнь, выздоровление, успех в делах,
смерть – всё это сопровождалось специальными обрядами.
Вот,
например, такая песня пелась при прощании невесты с родителями.
Полевая
сладка ягодка,
Погости
у нас, Натальюшка,
Погости
в гостях в остаточке
У
родимого у батюшки,
У
родимой-то у матушки,
У
всего рода-племени.
Рассказы
о каких-то событиях, сказки весёлые песенки и обрядовые песни, заговоры и
заклинания передавались из уст в уста и постепенно составили то, что мы
называем фольклором.
Фольклор
– это устное народное творчество.
Свой
фольклор существует во всех странах. Но лучше всего мы, конечно, знакомы с
русским фольклором. Русский фольклор богат и разнообразен. По нему можно
узнать, чем жили наши предки, во что верили, о чём мечтали, чего боялись, что
считали важным и нужным, от чего предостерегали своих потомков.
В
русском фольклоре мы можем выделить множество жанров.
Жанр
– это произведения, имеющие общие признаки и формы.
Всю
жизнь русского человека в старину пронизывал труд. Люди трудились в поле, в
кузнице, в мастерских и на баржах. А бурлаки даже волочили корабли за
собой. И человек, конечно, пел во время своей работы или о ней.
Поэтому
в фольклоре появился целый жанр трудовой песни.
Трудовая
песня позволяла приободрить рабочего или выплеснуть жалобу
на тяжкий труд и усталость.
В
чужих людюшках рано будят.
Ой,
да на работушку гонят до зари.
Ой,
да на тяжёленькую гонят до росы.
Ой,
да от работушки рученьки болят.
Болят
рученьки, болят плеченьки.
Время
года занимало очень большое место в жизни наших предков. Сев и посадка, рост,
прополка, сбор урожая, а также самые разные праздники, связанные с временем
года – всё это тоже сопровождалось обрядами. Поэтому появился особый календарный
фольклор: песни, заговоры, приметы.
На
новое вам лето,
На
красное вам лето!
Куда
конь хвостом
Туда
жито кустом.
Куда
коза рогом
Туда
сено стогом.
Но
праздники могли быть и не только календарными. Вот, например, свадьба – в
Древней Руси этот обряд был гораздо сложнее, чем сейчас!
В
нём было очень много этапов. И для каждого этапа: сватовства, обручения,
девичника (это праздник в доме невесты в последний день перед свадьбой),
прощания с родным домом, родителями – для всего этого были свои свадебные
песни.
Вьюн над водой,
Да
вьюн над водой,
Ой,
да вьюн над водой расстилается.
Жених
у ворот,
Ой,
да жених у ворот,
Да
жених у ворот дожидается.
Обряды
могли быть связаны и с проводами человека, который ушёл из жизни. Похоронный
обряд при этом тоже был достаточно сложным. Он включал и обряжение
покойного в последний путь, и прощание с ним специальными песнями дома, и
особые песни-плачи, в которых жалели оставшихся вдову и сирот и желали доброй
доли в загробном мире.
Поэтому
возник особый похоронный фольклор.
Уж
последний я разок тебя да омываю,
Уж
последний разок я тебя да снаряжаю,
И
последний раз я тебя да одеваю,
Уж
черну голову да я тебе зачесаю,
Уж
кладу я тебе да в праву руку,
Уж
во праву руку да я белой платок,
А
во леву руку да я расчёсточку.
В
жизни наших предков печальным событием были не только похороны. Человека могли
забрать и в рекруты, то есть на военную, многолетнюю (25 лет) службу.
Уйти на такую службу – значило все равно что умереть. Потому и возник рекрутский
фольклор – это песни, которые выражали тоску уходившего на службу
молодого парня, его горе при расставании с родным домом, с близкими, с невестой
или молодой женой. А ещё рекрутских песнях отражались и суровые будни
солдатской службы, строгая дисциплина, тяжёлое наказание за малейшую
провинность.
Как
берут меня, доброго молодца, в неволю,
Уж
как вяжут добру молодцу белы руки,
Что
куют-куют добру молодцу скоры ноги,
Везут-везут
добра молодца во город,
Отдают
там доброго молодца в царску службу,
Что
во ту ли царску службу – во солдаты.
Да,
с обрядами было связано огромное количество песен. Но фольклор может быть и
прозой. Из уст в уста передавались предания, легенды, бывальщины.
В них люди давали своё толкование всему на свете. Почему именно так называется
деревня, как появился обряд, откуда взялись озеро или гора в данной местности,
какие люди жили здесь изначально…
Предания,
легенды и бывальщины относятся к устной прозе.
«Один
охотник выследил на берегу озера диковинную птицу с головой прекрасной девы.
Она сидела на ветке и держала в когтях свиток с письменами. На нём значилось:
“НЕПРАВДОЮ ВЕСЬ СВЕТ ПРОЙДЕШЬ, ДА НАЗАД НЕ ВЕРНЁШЬСЯ”.
Охотник
подкрался поближе и уже натянул было тетиву, как птицедева повернула голову и
изрекла:
–
Как смеешь ты, жалкий смертный, поднимать оружие на меня, вещую птицу Гамаюн!»
Наши
предки в своём творчестве сохранили и историю – особенно историю битв и
побед. Русскому народу очень часто приходилось отстаивать свою свободу от
самых разных врагов-завоевателей. С разных сторон приходили они на Русь. И
тогда поднимался народ на борьбу. Имена самых известных богатырей бережно
хранятся в народных сказаниях. О них сложен героический эпос – это стихи,
песни героического и исторического содержания, былины.
Ну,
и как же не позабавиться? Ни телевизора, ни даже книг у наших предков тогда не
было, поэтому фольклор служил и для развлечения. В особенности художественное
творчество – баллады, сказки всех видов, частушки. Различные истории
рассказывали дома вечерами, в ночном, в пути, на привале. Смешное и страшное,
таинственное и загадочное любили как рассказывать, так и слушать.
А
на праздниках под удалой весёлый пляс пелись задорные частушки.
Ох,
кошка, брысь!
На
порог не садись:
А
то миленький пойдёт
Спотыкнется
– упадет.
Наконец,
особое место в фольклоре занимают малые жанры: колыбельные песни, потешки,
загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, игры. Играя с малышом, мать
не только забавляла его, но и учила, воспитывала, развивала. «Ладушки-ладушки»,
– напевала мама, и ребёнок пытался повторить за ней движения, произнести слова.
Как
у нашего кота
Шубка
очень хороша,
Как
у котика усы
Удивительной
красы,
Глаза
смелые,
Зубки
белые.
О
малых жанрах стоит поговорить подробнее.
Эти
жанры малы по объёму, но они очень важны. По ним учились говорить, понимать и
воспринимать мир, думать, делать выводы. По ним можно было сравнить своё
поведение с тем, как следует поступать.
Скороговорки
помогали развивать речь.
А
загадки тренировали сообразительность.
Воспитательной
ролью прославились пословицы. Они хвалили хорошие черты в характерах
людей и высмеивали плохие, поощряли к добрым делам. Пословица одной фразой
выражала основную мысль поучения – любовь к родине, необходимость труда,
верность данному слову.
Худой
мир лучше доброй ссоры.
Что
написано пером, того не вырубишь и топором.
Глаза
боятся, а руки делают.
Худо
тому, кто добра не делает никому.
Жить
– родине служить.
Не
спеши языком – торопись делом.
–
Кстати, – прищурился Василий Петрович, – ты ведь сам пользуешься фольклором.
–
Я? – удивился Костя. – Когда это?
–
Например, вчера, когда вы с другом решали, кто будет играть за гномов, а кто за
троллей. И как вы решили спор?
–
Считалкой… то есть, это фольклор?! – удивлению Кости не было предела.
Да,
это детский фольклор. А ещё дразнилки, страшилки, небылицы, стихотворения и
песенки, которые сочиняют дети.
В
любой стране дети любят слушать и рассказывать страшные истории, дразнить
неумейку и жадину, сочинять небывалые истории, в которых они якобы участвовали.
Жадина-говядина,
Кислая капуста,
Съел
мышонка без хвоста
И
сказал: «Как вкусно!».
А
ещё любят дети пугать друг друга страшилками – жуткими историями, которые чаще
всего происходят с такими же мальчиками и девочками, как они сами. Их
рассказывают обычно вечером или ночью приглушённым голосом, а концовки,
напротив, неожиданно выкрикивают.
«Двое
путешественников шли через лес. Вдруг они увидели древний замок. Они взломали
дверь и вошли. На втором этаже они разошлись по разным коридорам. Один из них
попал в большую комнату с картинами на стенах. Он просмотрел все картины.
Подойдя к последней, он закричал и умер. Второй прибежал на помощь, но,
взглянув на картину, тоже умер, потому что на картине были нарисованы
космические глаза».
–
Пойду расскажу кому-нибудь страшилку про Чёрную руку, – тут же загорелся Костя.
– Или подразню жадиной-говядиной. Стану ближе к народу благодаря фольклору!
–
Совсем необязательно, – мягко заметил дедушка. – Можно, например, использовать
пословицы и поговорки. Или сочинить новую загадку или смешной анекдот. Ведь
фольклор создаётся и сейчас!
Итак,
фольклор – что же мы о нём узнали?