Рассказ о елисее из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс

Сказка о мртвой царевне и о семи богатыряхно царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась и расцвела,

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей. Сват приехал, царь дал слово, А приданое готово: Семь торговых городов Да сто сорок теремов. На девичник собираясь, Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним: «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее». Как царица отпрыгнет, Да как ручку замахнет, Да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то как притопнет!.. «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. Вишь какая подросла! И не диво, что бела: Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела! Но скажи: как можно ей Быть во всем меня милей? Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?» Зеркальце в ответ: «А царевна все ж милее, Все ж румяней и белее». Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.

Черт ли сладит с бабой гневной? Спорить нечего. С царевной Вот Чернавка в лес пошла И в такую даль свела, Что царевна догадалась, И до смерти испугалась, И взмолилась: «Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, Я пожалую тебя». Та, в душе ее любя, Не убила, не связала, Отпустила и сказала: «Не кручинься, бог с тобой». А сама пришла домой. «Что? — сказала ей царица, — Где красавица девица?» — Там, в лесу, стоит одна, — Отвечает ей она. — Крепко связаны ей локти; Попадется зверю в когти, Меньше будет ей терпеть, Легче будет умереть.

И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней. Королевич Елисей, Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой.

Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем все шла да шла И на терем набрела. Ей на встречу пес, залая, Прибежал и смолк, играя; В ворота вошла она, На подворье тишина. Пес бежит за ней, ласкаясь, А царевна, подбираясь, Поднялася на крыльцо И взялася за кольцо; Дверь тихонько отворилась, И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. Видит девица, что тут Люди добрые живут; Знать, не будет ей обидно! Никого меж тем не видно. Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась.

Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: «Что за диво! Все так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, С нами честно подружися. Коль ты старый человек, Дядей будешь нам навек. Коли парень ты румяный, Братец будешь нам названый. Коль старушка, будь нам мать, Так и станем величать. Коли красная девица, Будь нам милая сестрица».

И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали; Усадили в уголок, Подносили пирожок; Рюмку полну наливали, На подносе подавали. От зеленого вина Отрекалася она; Пирожок лишь разломила, Да кусочек прикусила, И с дороги отдыхать Отпросилась на кровать. Отвели они девицу Вверх во светлую светлицу И оставили одну, Отходящую ко сну.

День за днем идет, мелькая, А царевна молодая Все в лесу, не скучно ей У семи богатырей. Перед утренней зарею Братья дружною толпою Выезжают погулять, Серых уток пострелять, Руку правую потешить, Сорочина в поле спешить, Иль башку с широких плеч У татарина отсечь, Или вытравить из леса Пятигорского черкеса. А хозяюшкой она В терему меж тем одна Приберет и приготовит. Им она не прекословит, Не перечут ей они. Так идут за днями дни.

Братья милую девицу Полюбили. К ней в светлицу Раз, лишь только рассвело, Всех их семеро вошло. Старший молвил ей: «Девица, Знаешь: всем ты нам сестрица, Всех нас семеро, тебя Все мы любим, за себя Взять тебя мы все бы ради, Да нельзя, так бога ради Помири нас как-нибудь: Одному женою будь, Прочим ласковой сестрою. Что ж качаешь головою? Аль отказываешь нам? Аль товар не по купцам?»

«Ой вы, молодцы честные, Братцы вы мои родные, — Им царевна говорит, — Коли лгу, пусть бог велит Не сойти живой мне с места. Как мне быть? ведь я невеста. Для меня вы все равны, Все удалы, все умны, Всех я вас люблю сердечно; Но другому я навечно Отдана. Мне всех милей Королевич Елисей».

Братья молча постояли Да в затылке почесали. «Спрос не грех. Прости ты нас, — Старший молвил поклонясь, — Коли так, не заикнуся Уж о том». — «Я не сержуся, — Тихо молвила она, — И отказ мой не вина». Женихи ей поклонились, Потихоньку удалились, И согласно все опять Стали жить да поживать.

Между тем царица злая, Про царевну вспоминая, Не могла простить ее, А на зеркальце свое Долго дулась и сердилась; Наконец об нем хватилась И пошла за ним, и, сев Перед ним, забыла гнев, Красоваться снова стала И с улыбкою сказала: «Здравствуй, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И ей зеркальце в ответ: «Ты прекрасна, спору нет; Но живет без всякой славы, Средь зеленыя дубравы, У семи богатырей Та, что все ж тебя милей». И царица налетела На Чернавку: «Как ты смела Обмануть меня? и в чем!..» Та призналася во всем: Так и так. Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить.

Раз царевна молодая, Милых братьев поджидая, Пряла, сидя под окном. Вдруг сердито под крыльцом Пес залаял, и девица Видит: нищая черница Ходит по двору, клюкой Отгоняя пса. «Постой, Бабушка, постой немножко, — Ей кричит она в окошко, — Пригрожу сама я псу И кой-что тебе снесу». Отвечает ей черница: «Ох ты, дитятко девица! Пес проклятый одолел, Чуть до смерти не заел. Посмотри, как он хлопочет! Выдь ко мне». — Царевна хочет Выйти к ней и хлеб взяла, Но с крылечка лишь сошла, Пес ей под ноги — и лает, И к старухе не пускает; Лишь пойдет старуха к ней, Он, лесного зверя злей, На старуху. «Что за чудо? Видно, выспался он худо, — Ей царевна говорит: — На ж, лови!» — и хлеб летит. Старушонка хлеб поймала: «Благодарствую, — сказала. — Бог тебя благослови; Вот за то тебе, лови!» И к царевне наливное, Молодое, золотое, Прямо яблочко летит… Пес как прыгнет, завизжит… Но царевна в обе руки Хвать — поймала. «Ради скуки Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед». Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала… И с царевной на крыльцо Пес бежит и ей в лицо Жалко смотрит, грозно воет, Словно сердце песье ноет, Словно хочет ей сказать: Брось! — Она его ласкать, Треплет нежною рукою; «Что, Соколко, что с тобою? Ляг!» — и в комнату вошла, Дверь тихонько заперла, Под окно за пряжу села Ждать хозяев, а глядела Все на яблоко. Оно Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто медом налилось! Видны семечки насквозь… Подождать она хотела До обеда; не стерпела, В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла, Потихоньку прокусила И кусочек проглотила… Вдруг она, моя душа, Пошатнулась не дыша, Белы руки опустила, Плод румяный уронила, Закатилися глаза, И она под образа Головой на лавку пала И тиха, недвижна стала…

Братья в ту пору домой Возвращалися толпой С молодецкого разбоя. Им на встречу, грозно воя, Пес бежит и ко двору Путь им кажет. «Не к добру! — Братья молвили: — печали Не минуем». Прискакали, Входят, ахнули. Вбежав, Пес на яблоко стремглав С лаем кинулся, озлился, Проглотил его, свалился И издох. Напоено Было ядом, знать, оно . Перед мертвою царевной Братья в горести душевной Все поникли головой, И с молитвою святой С лавки подняли, одели, Хоронить ее хотели И раздумали. Она, Как под крылышком у сна, Так тиха, свежа лежала, Что лишь только не дышала. Ждали три дня, но она Не восстала ото сна. Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили — и толпой Понесли в пустую гору, И в полуночную пору Гроб ее к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили И решеткой оградили; И, пред мертвою сестрой Сотворив поклон земной, Старший молвил: «Спи во гробе; Вдруг погасла, жертвой злобе, На земле твоя краса; Дух твой примут небеса. Нами ты была любима И для милого хранима — Не досталась никому, Только гробу одному».

В тот же день царица злая, Доброй вести ожидая, Втайне зеркальце взяла И вопрос свой задала: «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» И услышала в ответ: «Ты, царица, спору нет, Ты на свете всех милее, Всех румяней и белее».

За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется; К красну солнцу наконец Обратился молодец. «Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с теплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей». — «Свет ты мой, — Красно солнце отвечало, — Я царевны не видало. Знать ее в живых уж нет. Разве месяц, мой сосед, Где-нибудь ее да встретил Или след ее заметил».

Темной ночки Елисей Дождался в тоске своей. Только месяц показался, Он за ним с мольбой погнался. «Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей». — «Братец мой, Отвечает месяц ясный, — Не видал я девы красной. На стороже я стою Только в очередь мою. Без меня царевна, видно, Пробежала». — «Как обидно!» — Королевич отвечал. Ясный месяц продолжал: «Погоди; об ней, быть может, Ветер знает. Он поможет. Ты к нему теперь ступай, Не печалься же, прощай».

Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ее». — «Постой, — Отвечает ветер буйный, — Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места; В том гробу твоя невеста».

Ветер дале побежал. Королевич зарыдал И пошел к пустому месту, На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз. Вот идет; и поднялась Перед ним гора крутая; Вкруг нее страна пустая; Под горою темный вход. Он туда скорей идет. Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумленными глазами, И, качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: «Как же долго я спала!» И встает она из гроба… Ах!.. и зарыдали оба. В руки он ее берет И на свет из тьмы несет, И, беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива!

Дома в ту пору без дела Злая мачеха сидела Перед зеркальцем своим И беседовала с ним. Говоря: «Я ль всех милее, Всех румяней и белее?» И услышала в ответ: «Ты прекрасна, слова нет, Но царевна все ж милее, Все румяней и белее». Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут ее тоска взяла, И царица умерла. Лишь ее похоронили, Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.
1833 г.

У Александра Сергеевича Пушкина много сказок, поэм и стихов. Одна из них «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сказка повествует о вражде царевны и царицы. Как и во всех сказках, здесь добро побеждает зло. Царица олицетворяет зло, а царевна добро.

«Что помогло Елисею в поисках невесты» − сочинение

В «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» Пушкина, у королевича Елисея бесследно исчезает невеста. Расстроенный жених немедленно отправляется на ее поиски. Но в какую сторону ехать и где отыскать?

Лишь одной мачехе известно, что ее падчерицы уж нет в живых, ведь именно царица стала виновницей того, что та съела отравленное яблоко. Но женщина никогда бы не созналась в этом. Ведь только ее устраивало такое положение вещей. Ведь теперь, избавившись от конкурентки, царица «автоматически» становилась самой красивой во всем «белом свете».

В поиске царевны, молодому человеку помогают все силы природы. Королевич вынужден обращаться и к месяцу на небе, и к солнечному свету. Солнце не стало обнадеживать молодого человека, сообщив ему, что, скорее всего царевны уже нет в живых. Месяц так же не смог помочь мужчине, но посоветовал обратиться к ветру.

Ветер, облетевший всю землю, нашел молодую царевну. Он сообщил королевичу, что та покоится в хрустальном гробу и ей уже ничем нельзя помочь.

Услышав трагическую новость Елисей разрыдался. Его жизнь потеряла всякий смысл. Ведь он по-настоящему любил девушку, и если бы нужно было объехать всю землю или найти край земли, он бы непременно туда отправился ради нее. Королевич, решил, что обязательно должен отправиться к последнему пристанищу свой возлюбленной. Он должен убедиться, что нет никакой ошибки, а если, на самом деле девушку забрала «старуха с косой», то хотя бы проститься с ней.

Зайдя в пещеру, и увидев мертвую невесту, молодой человек с отчаяния ударил по хрустальному гробу. Гроб не выстоял и раскололся, девушка ожила. Она не помнила, что с ней произошло. Не знала, почему здесь. Все выглядело так, как будто бы она пробудилась после долгого сна.

Чувство которые молодые люди испытывали друг к другу, помогли воскресить девушку. Ведь любовь и вера способны творить чудеса, и автор напоминает об этом читателю.

Воскрешение молодой царевны и возвращение ее домой с женихом, стали роковой новостью для супруги царя. Царица от злости разбила ненавистное зеркальце, которое в очередной раз стало восхвалять девушку. Она встретила молодежь на пороге и от нахлынувшей вдруг тоски, умерла. Ведь что бы ни делала мачеха, ненавистной падчерице удавалось остаться в живых и превосходить ее по красоте.

По возвращению домой, молодые сразу же поженились. Они решили больше не испытывать судьбу, да и расставаться даже ненадолго уже не хотелось.

Автор вознаградил обоих героев, за все пережитые испытания. Этим, он показывает читателю, что никогда нельзя сдаваться, и верить только в лучшее. Ведь только это способно придать человеку сил на дальнейшую борьбу. И не важно, будет ли в этой борьбе победитель или побежденный, главное, что это закаливает характер. Ведь из всего можно вынести положительные моменты.

Царевна повстречала семи богатырей, мачеха умерла, а Елисей обрел настоящую любовь всей жизни. Каждому из героев досталось по его вере, мышлению и отношению к окружающим.

«В чём превосходство царевны над царицей?» − сочинение

Вариант 1

У Александра Сергеевича Пушкина много сказок, поэм и стихов. Одна из них «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сказка повествует о вражде царевны и царицы. Как и во всех сказках, здесь добро побеждает зло. Царица олицетворяет зло, а царевна добро.

Царевна очень добрая. Она старается во всём угодить злой царице, прислуживает ей. Царевна скромная и тихая, потому что росла сиротой и ей приходилось много трудится.

Отец царевны выбрал себе в жёны злую и жадную женщину. Мачеха царевны ленивая, у неё много слуг, и она ничего не делает. Она завидует молодости и красоте царевны и хочет убить её только потому, что говорящее зеркало считает царевну лучше неё. Царица дважды пытается избавится от царевны. Во второй раз страшный замысел царицы осуществился и зло восторжествовало. На самом деле всё произошло иначе.

Я рада, что и у этой сказки счастливый конец. Все попытки царицы оказались напрасными. Мне очень нравится эта сказка, она интересная и поучительная. В сказке порицаются такие отрицательные качества как жадность, злоба и зависть. Из-за зависти многие пострадали: царевна, королевич Елисей, царь, да и сама царица.

Вариант 2

Среди множества великих произведений А.С. Пушкина нельзя не выделить “Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях”. На мой взгляд, это одно из лучших творений великого писателя. В этой сказке повествуется о царице и царевне. Царица стоит на стороне зла. Она жадная, злая и завистливая. Царица очень ленивая, у нее много слуг, которые за нее делают всю работу. А на стороне добра стоит Царевна. Она очень милая, красивая, добрая и трудолюбивая. Она выполняет все поручения злой мачехи. Царица пыталась избавиться от Царевны только из-за того, что ее зеркало считало Царевну милее и красивее.

При второй попытке Царице все же удалось убить Царевну. Но судьба все равно сложилась иначе. И в итоге добро все равно победило зло. Эта сказка является поучительной во все времена. В ней Пушкин порицает такие ужасные черты людей как злоба, ненависть, жадность и зависть. Все эти качества не приводят ни к чему хорошему, а только вредят окружающим, да и самому себе. Так Царица поняла, что из-за зависти ее пострадали очень многие люди.

Итак, превосходство Царевны над Царицей заключается в ее великодушии, трудолюбии, милосердия и, конечно же, в любви к окружающим.

Вариант 3

Теперь необходимо сделать характеристику героев сказки о мертвой царевне и семи богатырях, ответив на вопрос, в чем превосходство молодой девушки над ее мачехой. Сказка о мертвой царевне: царица Для того, чтобы ответить на вопрос в чем же превосходство царевны над царицей, сделаем характеристику обеих героинь. В сказке Пушкина царица описывается нам, как женщина красивая, стройная, но очень гордая, да еще и ревнивая и с больным самолюбием. Вот хочется ей быть единственной красавицей во всем мире и все тут. Готова она на все, чтобы так и было. Решается даже на убийство царевны, чьей мачехой она является. Она не задумываясь, приказывает отдать девушку на растерзания зверям. Не добившись желаемого, собственноручно относит отравленное яблоко, съев которое молодая героиня умирает. Но в сказке всегда добро побеждает, вот и явился к царевне ее жених и своей любовью исцелил девушку. А вот сама царица, узнав, что и в этот раз ее замысел не удался, умирает от злости, гнева и от отчаяния. Царевна же была противоположностью своей мачехе. Она была тоже красивая девушка, но на этом их сходство заканчивалось, ведь в противовес царице, девушка была доброй, милой, трудолюбивой и скромной. Ей было все равно единственной ли красавицей будет она или нет. Для царевны важнее всего быть красивой душой, а своей внешней красоте она не придает никакого значения. В чем же превосходство девушки над царицей в сказке Пушкина? Конечно же, превосходство в молодости, в доброте душевной, в человеческих качествах, а не в зверских намерениях. И я очень рада, что героиня выжила, еще и вышла замуж за любимого человека, а вот царица получила по заслугам и мне ее совершенно не жалко.

Вариант 4

Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказ­ке два противоположных человеческих характера. Ца­рица — красавица с отвратительным характером и бо­лезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой краса­вицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека. Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем царица, но при этом еще скромна и добра. Царевна нисколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красавицей.

Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ра­ди того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека. Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съеде­ние волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает наконец победу — царевна умирает.

Но автор утверждает, что добро, в конце концов, всегда побеждает зло. Любовь царевича Елисея возвращает царевну к жизни. Ее верность, порядочность и скромность вознаграждаются. Все заканчивается свадьбой и роскошным пиром. А злая мачеха, увидев, что все ее козни ни к чему не привели, умирает от зависти и злобы. Твори добро, и оно к тебе вернется, хочет сказать поэт. А зло порождает только зло и оборачивается против злого человека.

История создания сказки «Мёртвая царевна и семь богатырей»

Писатели, литературоведы, методисты и лингвисты по достоинству оценили великолепные сказки Пушкина, их своеобразие и художественные особенности.

Пушкинские сказки — «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта», — писал П. Бажов. Книги и статьи С. Маршака, М. Горького, С. Бонди внимание читателей обращают на «нравственное содержание», «причудливые узоры внешней формы», «реалистическую основу» пушкинских сказок. Пушкинист А. Слонимский отмечает красоту картин народной жизни, нарисованных в них, радуется органичному сплаву в них лирики с сатирой и иронией, восхищается глубоким проникновением поэта в душу народа.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» является одной из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. Написана эта замечательная сказка осенью 1833 года в Болдино.

В основу её была положена русская народная сказка, которую записал поэт в селе Михайловском. Пушкин, переодеваясь в крестьянский наряд, на ярмарках смешивался с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая в блокнот рассказы сказителей. Там ему посчастливилось записать сказку «Самоглядное зеркало», которая по сюжету похожа на «Сказку о мертвой царевне».

Кроме того Пушкин с Жуковским заключили шутливое соглашение на лучшую обработку народной сказки. В результате появились сказка «Спящая царевна» Жуковского, «Сказка о мёртвой царевне» Пушкина. Так что данное шутливое соревнование стало также стимулом к написанию сказки.

М.К. Азадовский указывает на западно — европейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм Кунин В.В. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками. Сюжет сказки перекликается сильно с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм, которая была опубликована в 10–20‑х годах XIX века, т.е. раньше, чем сказка Пушкина (1833г.). Сходство между двумя сказками очень большое, предполагается, что Пушкину был знаком немецкий вариант сказки.

Но в данном случае надо обязательно отметить, что совпадение двух этих сказок только исключительно внешнее: великому русскому поэту удалось создать свою неповторимую сказку, которую от сказки братьев Гримм отличает и сюжет, и герои, и язык. Сказка Пушкина является более красочной и поэтичной, выражающей идеалы и идеи русского народа.

Для «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина характерно торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказка о мертвой царевне» для читательского дневника. Данное произведение является жемчужиной русской литературы в своём жанре.

План урока:

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной

Одной из самых замечательных сказок А.С. Пушкина стала созданная в Болдино в ноябре 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. Сюжет пушкинской сказки также напоминает фабулу[1] сказки «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм. Так источником для литературной сказки Пушкина стали русская и немецкая народные сказки.

Пушкинская сказка обрела новое звучание, она наполнена духовным смыслом, раскрывает вечную тему человеческих взаимоотношений, любви, дружбы,прославляет преданность и верность. Героями сказки стали не гномы-карлики, а воины-богатыри, что придало национальный колорит сюжету. Сказка Пушкина отличается манерой изложения, это не прозаическое, а поэтическое произведение. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 г. в литературном журнале «Библиотека для чтения».

pushkin i nyanya v mihailovskom
Пушкин с няней в Михайловском

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям

В сказке, записанной братьями Гримм в 1812 г., одна сюжетная линия, завязанная вокруг главной героини Белоснежки. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» многоплановый сюжет: рассказ о рождении дочери в царской семье и смерти царицы, история разговоров второй жены царя с волшебным зеркалом; судьба царевны, ее жизнь в лесу у богатырей, гибель и возрождение; скитания королевича Елисея в поисках невесты. Для Пушкина важны не только цепь событий, но и характеры героев, картины природы, детали обстановки.

Обладая чертами фольклорной сказки, «Сказка о мертвой царевне» как литературное произведение имеет авторский голос, ее герои наделены психологическими характеристиками. Пушкин создал образы-характеры, выразив собственное авторское мнение, в народных сказках хорошим и плохим персонажам оценка дана с общепринятой точки зрения.

Представления народа об идеале женщины отражены в образе царевны, которая красива не только внешне, но и духовно. Она ведет себя не как особа царского происхождения, а как трудолюбивая «хозяюшка», которая печь затопит, в тереме уберет и приготовит еду. Она «нраву кроткого», чтит христианские обряды, «засветит Богу свечку» под образами. Героиня наделена индивидуальными чертами, ее облик, речь, особенности поведения детально описаны. Она «белолица» и «черноброва», «всех милее», «всех румяней и белее». По ее речи богатыри сразу догадались, что «царевну принимали» в своем доме, а не простолюдинку. Царевна доверчива и сострадательна, о чем свидетельствует эпизод с нищенкой, с которой она поделилась хлебом. Для характеристики скромной и доброжелательной царевны часто используются слова со значением «тихо»: «тихо молвила», «тихомолком расцветая», «тихонько заперла», «тихонько улеглась», «тиха, свежа лежала» и пр.

carevna i bogatyri

Царевну все любят: царь «тужит» по дочери, богатыри «милую девицу полюбили», служанка Чернавка, «в душе любя», не смогла оставить ее связанной в лесу на погибель. Даже преданный пес бегает за царевной, «ласкаясь», и погибает, пытаясь спасти жизнь своей хозяйке.В образе царевны изображена не только героиня сказки, в нем художественно воплощен и женский идеал самого автора. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение ее нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.

Если добродетельные качества людей в сказке Пушкина отражены через любовь к ближнему, то человеческие пороки показаны прежде всего через любовь только к самому себе, себялюбие. Положительной оценки автора и других персонажей лишена новая царица, мачеха царевны. Она красива: «высока, стройна, бела». Но характер у нее непростой: «горда», «своенравна и ревнива» была царица. Она тщеславна, но не уверена в себе, ей постоянно нужно подтверждение, что она самая красивая на свете. Для самоутверждения она обращается к волшебному зеркальцу, которое безучастно к самолюбованию царицы, невольно правдивым ответом провоцирует гнев мачехи на падчерицу. Переполненная «черной зависти», царица в гневе велит своей служанке свести девушку в глушь леса на «съедение волкам».

carica i zerkalo

Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.

carevna i chernica

Множество положительных качеств отражены в образах богатырей, «семи румяных усачей». Внешность суровых богатырей, живущих отшельниками в лесу, свидетельствует о крепком здоровье и добром нраве. Богатыри промышляли охотой, охраняли свою землю от врагов. Они доброжелательны и гостеприимны, приняли в свою семью попавшую в беду девушку, дали ей приют, окружили заботой, стали для нее братьями. Благодаря богатырям царевна смогла выжить в лесу. У царевны и богатырей сложились задушевные отношения: им она «не прекословит», «не перечат ей они». Искренне полюбив девушку, они делают ей предложение стать женой одному из них. Но узнав, что у царевны есть жених, смиренно принимают свою участь.

Темой верности пронизана история королевича Елисея, который помолившись «усердно Богу», отправился в одиночку на поиски своей пропавшей суженой. Это единственный персонаж, которому автор дал имя. Самым известным человеком с именем Елисей был библейский пророк, который совершал чудеса, в том числе воскрешение человека. Это популярное на Руси имя среди христиан означало «Бог – спасение». Имя королевича подчеркивает его роль спасителя царевны.

Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.

Волшебные и житейские темы гармонично переплетены в пейзажах сказки. Королевич Елисей, подобно героям древнерусского эпоса, в поисках разгадки тайны исчезновения невесты обращается к природным стихиям: «красну солнцу», «месяцу ясному», «ветру буйному». Солнце, месяц и ветер представлены как живые существа, которые обладают человеческими качествами, владеют речью. Преклоняясь перед могуществом сил природы, королевич сначала с почтительностью восхваляет их, только потом просит о помощи.

korolevich elisei

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс[2], которому следовал сам поэт.

Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы[3] и историзмы[4], передающие дух старинного времени: «черница[5]», «очи», «пожаловать», «кручиниться[6]» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки.  Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Кручиниться – печалиться, горевать

Характеристика главных героев

Царевна

Царевна является воплощением доброты, скромности и красоты. Причем красота у царевны не только внешняя, но и внутренняя. Читая сказку, я очень переживала за милую царевну. Ее кротость и трудолюбие, красота и душевная теплота восхищают меня. Пушкин так сумел представить образ царевны, что с первых страниц читатель очарован качествами девушки. В ней нет гордыни и высокомерия, несмотря на то, что она царская дочь.

Царевна отличается вежливостью и трудолюбием. Она не может сидеть без работы. Очень хорошо это видно, когда царевна попадает в дом семи братьев-богатырей. Девушка подмела светлицу, прибрала все. О ее трудолюбии говорит и то, что она умеет прясть. По всему заметно, что царевна неизбалованна. Ей чужды такие качества, как лень, горделивость, надменность. Она проста. Ее главным украшением являются вежливость, доброта, трудолюбие.

Еще одно не менее важное качество царевны – ее преданность. Она всей душой любит королевича Елисея. Царевна отвергает предложение семи богатырей. Делает она это очень тактично, мягко, так, чтобы не обидеть своих новых друзей. То есть царевна еще и очень тактичная.

Царица

В сказке образу царевны противопоставлена злая красавица-царица, которая озабочена лишь своей внешностью. Царица, мачеха царевны, красива, но очень спесива, высокомерна и своенравна. Она не может простить прекрасной царевне, что та милее и краше нее. Черная зависть, овладевшая царицей, толкает ее на жестокий и страшный поступок. Она решает убить царевну.

Не щадит царица и свое любимое зеркальце, которое не умеет лгать. Услышав от него нежеланный ответ, царица бросает зеркало под лавку как ненужный предмет. Ею овладевает желание отомстить царевне за ее превосходство над мачехой.

Такие люди, как царица, страшны как сами по себе, так и тем, что приобщают к достижению своих корыстных, грязных целей других людей. Так, царица требует от Чернавки полного повиновения. Она приказывает ей отвести царевну в дремучий лес и бросить ее там связанную на съедение хищникам.

Чернавка

Девушка-прислуга оказалась очень доброй. Она сжалилась над попавшей в беду царевной. Чернавка не стала убивать прекрасную царевну, а отпустила ее. Этот эпизод подтверждает мысль о том, что добрых людей вокруг нас намного больше.

Семеро богатырей

Братья живут в тереме, который стоит в лесу. Они очень дружны, хороши собой. Радушно приняли царевну, хотя и не знали, что это царская дочь. Братья честные и добрые люди.Влюбившись в прекрасную невесту, они приходят к ней, чтобы разрешить свой спор. Получив отказ, не сердятся на девушку, с уважением относятся к ее выбору.

Королевич Елисей

Королевич Елисей очень любит свою невесту. Услышав о ее исчезновении, тут же отправляется на поиски царевны.Только его любовь и помогла оживить отравленную царевну.

Зеркальце

Оно правдивое, не умеющее лгать и льстить. Для зеркальца правда превыше всего.

Итог

Противостояние добра и зла заканчивается в сказке Пушкина победой добрых сил.

Идея сказки сводится к мысли о том, что дерево ценится по плодам, а человек – по делам. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из нас мог гордиться своими поступками и мыслями.

Что может сравниться со сказками! Наверное, нет в мире ни одного человека, который бы не любил их. Сказки прочно входят в нашу жизнь еще в раннем детстве. Их дарит нам нежный голос мамы. Повзрослев, мы уже сами читаем их, переживая за судьбу героев, радуясь их успехам, огорчаясь их неудачам.

Сказки А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, который также написал много сказок. Мы уже знаем, что няня, Арина Родионовна, рассказывала поэту сказки, пела песни. Пушкин был восхищен их поэтичностью. И вот на свет появляются литературные сказки в стихотворной форме.
Рассмотрим картинки и назовём сказки Пушкина.

«Сказка о царе Салтане» (рис. 1)

Рис. 1. «Сказка о царе Салтане» (Источник)

«Сказка о рыбаке и рыбке» (рис. 2)

Рис. 2. «Сказка о рыбаке и рыбке» (


)

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (рис. 3)

Рис. 3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» ()

«Сказка о попе и о работнике его Балде» (рис. 4)

Рис. 4. Сказка о попе и о работнике его Балде ()

«Сказка о золотом петушке» (рис. 5)

Рис. 5. «Сказка о золотом петушке» ()

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Прочтём «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждёт-пождёт с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись, глядючи С белой зори до ночи. Не видать милого друга! Только видит: вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла.

Долго царь был неутешен, Но как быть? и он был грешен; Год прошёл, как сон пустой, Царь женился на другой. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. С ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила И, красуясь, говорила: “Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?” И ей зеркальце в ответ: “Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее”. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.

Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей. Сват приехал, царь дал слово, А приданое готово: Семь торговых городов Да сто сорок теремов.

На девичник собираясь, Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним: “Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?” Что же зеркальце в ответ? “Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее”. Как царица отпрыгнёт, Да как ручку замахнёт, Да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то как притопнет!.. “Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. Вишь какая подросла! И не диво, что бела: Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела! Но скажи: как можно ей Быть во всём меня милей? Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?” Зеркальце в ответ: “А царевна всё ж милее, Всё ж румяней и белее”. Делать нечего. Она, Чёрной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав её, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.

Черт ли сладит с бабой гневной? Спорить нечего. С царевной Вот Чернавка в лес пошла И в такую даль свела, Что царевна догадалась И до смерти испугалась И взмолилась: “Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, Я пожалую тебя”. Та, в душе её любя, Не убила, не связала, Отпустила и сказала: “Не кручинься, бог с тобой”. А сама пришла домой. “Что? – сказала ей царица. – Где красавица девица?” – “Там, в лесу, стоит одна, – Отвечает ей она.– Крепко связаны ей локти; Попадётся зверю в когти, Меньше будет ей терпеть, Легче будет умереть”.

И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней. Королевич Елисей, Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой.

Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем всё шла да шла И на терем набрела. Ей навстречу пёс, залая, Прибежал и смолк, играя. В ворота вошла она, На подворье тишина. Пёс бежит за ней, ласкаясь, А царевна, подбираясь, Поднялася на крыльцо И взялася за кольцо; Дверь тихонько отворилась, И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. Видит девица, что тут Люди добрые живут; Знать, не будет ей обидно! – Никого меж тем не видно. Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась.

Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: “Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, С нами честно подружися. Коль ты старый человек, Дядей будешь нам навек. Коли парень ты румяный, Братец будешь нам названый. Коль старушка, будь нам мать, Так и станем величать. Коли красная девица, Будь нам милая сестрица”.

И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те опознали, Что царевну принимали; Усадили в уголок, Подносили пирожок; Рюмку полну наливали, На подносе подавали. От зелёного вина Отрекалася она; Пирожок лишь разломила Да кусочек прикусила И с дороги отдыхать Отпросилась на кровать. Отвели они девицу Вверх, во светлую светлицу, И оставили одну Отходящую ко сну.

День за днём идёт, мелькая, А царевна молодая Всё в лесу; не скучно ей У семи богатырей. Перед утренней зарёю Братья дружною толпою Выезжают погулять, Серых уток пострелять, Руку правую потешить, Сорочина в поле спешить, Иль башку с широких плеч У татарина отсечь, Или вытравить из леса Пятигорского черкеса. А хозяюшкой она В терему меж тем одна Приберёт и приготовит. Им она не прекословит, Не перечат ей они. Так идут за днями дни.

Братья милую девицу Полюбили. К ней в светлицу Раз, лишь только рассвело, Всех их семеро вошло. Старший молвил ей: “Девица, Знаешь: всем ты нам сестрица, Всех нас семеро, тебя Все мы любим, за себя Взять тебя мы все бы ради, Да нельзя, так, бога ради, Помири нас как-нибудь: Одному женою будь, Прочим ласковой сестрою. Что ж качаешь головою? Аль отказываешь нам? Аль товар не по купцам?”

“Ой, вы, молодцы честные, Братцы вы мои родные, – Им царевна говорит, – Коли лгу, пусть бог велит Не сойти живой мне с места. Как мне быть? ведь я невеста. Для меня вы все равны, Все удалы, все умны, Всех я вас люблю сердечно; Но другому я навечно Отдана. Мне всех милей Королевич Елисей”.

Братья молча постояли Да в затылке почесали. “Спрос не грех. Прости ты нас, — Старший молвил поклонясь. – Коли так, не заикнуся Уж о том”. – “Я не сержуся, – Тихо молвила она, – И отказ мой не вина”. Женихи ей поклонились, Потихоньку удалились, И согласно все опять Стали жить да поживать.

Между тем царица злая, Про царевну вспоминая, Не могла простить её, А на зеркальце своё Долго дулась и сердилась: Наконец об нём хватилась И пошла за ним, и, сев Перед ним, забыла гнев, Красоваться снова стала И с улыбкою сказала: “Здравствуй, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?” И ей зеркальце в ответ: “Ты прекрасна, спору нет; Но живёт без всякой славы, Средь зелёныя дубравы, У семи богатырей Та, что всё ж тебя милей”. И царица налетела На Чернавку: “Как ты смела Обмануть меня? и в чём!..” Та призналася во всём: Так и так. Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить.

Раз царевна молодая, Милых братьев поджидая, Пряла, сидя под окном. Вдруг сердито под крыльцом Пёс залаял, и девица Видит: нищая черница Ходит по двору, клюкой Отгоняя пса. “Постой. Бабушка, постой немножко, – Ей кричит она в окошко, – Пригрожу сама я псу И кой-что тебе снесу”. Отвечает ей черница: “Ох ты, дитятко девица! Пёс проклятый одолел, Чуть до смерти не заел. Посмотри, как он хлопочет! Выдь ко мне”. – Царевна хочет Выйти к ней и хлеб взяла, Но с крылечка лишь сошла, Пёс ей под ноги – и лает И к старухе не пускает; Лишь пойдёт старуха к ней, Он, лесного зверя злей, На старуху. Что за чудо? “Видно, выспался он худо, – Ей царевна говорит. – На ж, лови!” – и хлеб летит. Старушонка хлеб поймала; “Благодарствую, – сказала, – Бог тебя благослови; Вот за то тебе, лови!” И к царевне наливное, Молодое, золотое, Прямо яблочко летит… Пёс как прыгнет, завизжит… Но царевна в обе руки Хвать – поймала. “Ради скуки Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед…” – Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала… И с царевной на крыльцо Пёс бежит и ей в лицо Жалко смотрит, грозно воет, Словно сердце пёсье ноет, Словно хочет ей сказать: Брось! – Она его ласкать, Треплет нежною рукою: “Что, Соколко, что с тобою? Ляг!” – ив комнату вошла, Дверь тихонько заперла, Под окно за пряжу села Ждать хозяев, а глядела Всё на яблоко. Оно Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь… Подождать она хотела До обеда; не стерпела, В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла, Потихоньку прокусила И кусочек проглотила… Вдруг она, моя душа, Пошатнулась не дыша, Белы руки опустила, Плод румяный уронила, Закатилися глаза, И она под образа Головой на лавку пала И тиха, недвижна стала…

Братья в ту пору домой Возвращалися толпой С молодецкого разбоя. Им навстречу, грозно воя, Пёс бежит и ко двору Путь им кажет. “Не к добру! – Братья молвили, – печали Не минуем”. Прискакали, Входят, ахнули. Вбежав, Пёс на яблоко стремглав С лаем кинулся, озлился Проглотил его, свалился И издох. Напоено Было ядом, знать, оно. Перед мёртвою царевной Братья в горести душевной Все поникли головой И с молитвою святой С лавки подняли, одели, Хоронить её хотели И раздумали. Она, Как под крылышком у сна, Так тиха, свежа лежала, Что лишь только не дышала. Ждали три дня, но она Не восстала ото сна. Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили – и толпой Понесли в пустую гору, И в полуночную пору Гроб её к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили И решёткой оградили; И, пред мёртвою сестрой Сотворив поклон земной, Старший молвил: “Спи во гробе; Вдруг погасла, жертвой злобе, На земле твоя краса; Дух твой примут небеса. Нами ты была любима И для милого хранима – Не досталась никому, Только гробу одному”.

В тот же день царица злая, Доброй вести ожидая, Втайне зеркальце взяла И вопрос свой задала: “Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?” И услышала в ответ: “Ты, царица, спору нет, Ты на свете всех милее, Всех румяней и белее”.

За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён; Кто в глаза ему смеётся, Кто скорее отвернётся; К красну солнцу наконец Обратился молодец: “Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с тёплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей”. – “Свет ты мой, – Красно солнце отвечало, – Я царевны не видало. Знать, её в живых уж нет. Разве месяц, мой сосед, Где-нибудь её да встретил Или след её заметил”.

Тёмной ночки Елисей Дождался в тоске своей. Только месяц показался, Он за ним с мольбой погнался. “Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаёшь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокий, И, обычай твой любя, Звёзды смотрят на тебя. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей”. – “Братец мой, – Отвечает месяц ясный, – Не видал я девы красной. На стороже я стою Только в очередь мою. Без меня царевна, видно, Пробежала”. – “Как обидно!” – Королевич отвечал. Ясный месяц продолжал: “Погоди; об ней, быть может, Ветер знает. Он поможет. Ты к нему теперь ступай, Не печалься же, прощай”.

Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая: “Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених её”. – “Постой, – Отвечает ветер буйный, – Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места; В том гробу твоя невеста”.

Ветер дале побежал. Королевич зарыдал И пошёл к пустому месту, На прекрасную невесту Посмотреть ещё хоть раз. Вот идёт, и поднялась Перед ним гора крутая; Вкруг неё страна пустая; Под горою тёмный вход. Он туда скорей идёт. Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумлёнными глазами; И, качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: “Как же долго я спала!” И встаёт она из гроба… Ах!.. и зарыдали оба. В руки он её берёт И на свет из тьмы несёт, И, беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива!

Дома в ту пору без дела Злая мачеха сидела Перед зеркальцем своим И беседовала с ним, Говоря: “Я ль всех милее, Всех румяней и белее?” И услышала в ответ: “Ты прекрасна, слова нет, Но царевна всё ж милее, Всё румяней и белее”. Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут её тоска взяла, И царица умерла. Лишь её похоронили, Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил.

Словарная работа

Для того чтобы нам было понятнее читать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», давайте узнаем значения некоторых устаревших слов. Сказка была написана очень давно, поэтому в ней встречаются такие слова:

Инда – даже.

Сочельник – канун Рождества Христова.

Обедня – главная церковная служба у христиан, которая совершается утром или в первой половине дня.

Персты – пальцы.

Молодица – молодая жена.

Чернавка – служанка для грязной работы.

Черница – монахиня.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • По Сказке о мертвой царевне

Сказка о мертвой царевне Пушкина написана по народным мотивам. Эту сказку он слышал, когда был маленький от своей няни Арины Родионовны. А когда он вырос, то положил эту сказку на стихотворный лад.

В сказке говориться о борьбе добра и зла. Ещё в сказке рассказывается о тщеславии, завести и любви. Добро изображено в виде молодой царевны, которая потеряла свою маму, когда была маленькая, а зло в образе её мачехи.

Мачеха была красивой молодой женщиной, но имела отвратительный характер.

Она высокомерная и самолюбивая дама. Она была красавицей, в том, что она самая красивая, постоянно говорило волшебное зеркальце. Но шло время, падчерица подрастала, с каждым днем становится все красивее.

Помимо красоты она обладала покладистым характером, была доброй и милой девушкой. У неё появляется жених королевич Елисей. Они любили друг другу и готовились к свадьбе, но их планы рухнули.

Когда мачеха в очередной раз обратилась к зеркалу с вопросом для подтверждения своей красоты, получила неприятный ответ, оказалось что её падчерица красивее её.

Мачеха была в ярости и решила устранить соперницу. Она отправляет молодую царевну в лес, что бы её растерзали хищники. Но планам её не суждено было сбыться. Служанка пожалела её, и оставила в лесу, не связав и не убив. Девушка долго ходила по лесу, и в конце концов вышла к дому. В нем жили семь богатырей, её они приняли, как свою сестру. Девушке хорошо у них в доме, только скучает по своему жениху.

Но царица узнала от зеркала, что царевна жива и, что живет она в лесу у богатырей. Мачеха решила сама убить девушку. Она переодевается в старуху, берет отравленное яблоко и идет в дом богатырей. Когда они встречаются с девушкой, та угощает её этим яблоком, откусив кусочек, девушка падает замертво. Когда братья вернулись домой, обнаружили тело девушки. Они не смогли её похоронить в землю, поэтому положили её в хрустальный гроб и поставили его в пещере.

Жених девушки не может принять исчезновение своей любимой, ищет её по всему миру. В итоге он находит её в хрустальном гробу в пещере, мертвой. Он не верит в то, что его любимая мертва, открывает крышку, касается её хладных губ. Происходит чудо, царевна оживает. Молодые счастливы, возвращаются в дом царевны.

Царица не может этого пережить и падает замертво. Королевич Елисей со своей любимой играют свадьбу. Все счастливы.

Пушкин этим произведением хочет показать, что главная красота человека – душа.

2 вариант

Всем без исключения, и взрослым, и детям известен такой знаменитый писатель и сказочник, как Александр Сергеевич Пушкин. Среди его многочисленных произведений хочется выделить «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

Сказка повествует о борьбе двух героинь между собой. Первая олицетворяет добро, вторая – зло.

Первая героиня – прекрасная молодая царевна, которая по вине злой мачехи оказалась в лесу и случайно набрела на терем, где жили семь братьев богатырей. Девушка, помимо внешней красоты, обладала ещё и добрым сердцем. Братья приютили её и очень полюбили, ведь несмотря на то, что она была царевной по – происхождению, девушка не чуралась никакой работы: прибирала дом, готовила еду, стирала. К богатырям же была ласкова и дружелюбна, зато они называли её не иначе как «сестричка».

Но вскоре братья поняли, что любят её по – настоящему, не только как сестру и попросили её сделать выбор, ведь не могла она стать женой им всем, надо было выбрать кого-то одного, а остальным оставаться просто, как прежде, сестрой.

Здесь мужеству царевны остаётся только позавидовать. Во – первых она просит прощения у братьев за свой отказ стать женой кого-то из них и признается, что имеет жениха, королевича Елисея, которого всей душой любит и не в силах разлюбить, даже если им не суждено с ним больше встретится никогда. Ведь злая мачеха никогда не допустит её возвращения во дворец.

Вторая героиня тоже красавица, но душа у нее черствая, а сердце злое. Спровадив юную царевну в лес, она не испытывала ни капли угрызения совести, напротив лишь злорадствовала и надеялась, что таким образом избавилась от ненавистной соперницы. Зависть не давала покоя мачехе, не хотела она видеть рядом кого – то красивее себя. И все это несмотря на то, что молодая царица не сделала ей абсолютно ничего плохого, наоборот старалась во всем ей угождать и прислуживала, как служанка. Не успокоившись, царица пытается убить царевну второй раз, с помощью отравленного яблока и успешно…но, Елисей оживляет девушку своим поцелуем. Как известно, добро всегда побеждает зло. Эта сказка учит нас тому, что всякое зло будет уничтожено, рано или поздно. Внешняя красота не всегда подразумевает красоту внутреннюю. Вот и злая, жестокая, своенравная и жадная царица получила того, что заслуживала. Умерла, увидев юную соперницу живой и невредимой.

А главные герои играют свадьбу, и по традиции Пушкина гуляют на пиру.

Вариант 3

Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.

Есть сказки народные, а есть, которые написал писатель. К таким сказкам относится «Спящая царевна» А.С.Пушкина. Поэт в стихотворной форме рассказал о пороках людей, их отрицательных и положительных качествах. Эта сказка повествует о злой мачехе, доброй царевне, верном королевиче и богатырях. За основу взяты несколько народных сказок.

Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.

Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.

Царица не смогла успокоиться и, взявшись за дело сама, отравила царевну, успокоившись, вернулась домой. Она никак не ожидала, что доброта победит и не смогла этого перенести. Злоба и ненависть не украшает и не здоровья не добавляет.

Александр Сергеевич дальше показывает, что жених поехал за своей невестой и ему помогают не только люди, но и природа, ветер, месяц, солнышко оживают. Они разговаривают, и каждый старается помочь.

Сказка заканчивается тем, что царевна с женихом возвращаются домой. В этот момент от злости и безысходности умирает царица. Молодые женятся, все счастливы и только, наверное, отец царевны, оставшись опять один, будет грустить. Но самое главное, то, что добро победило!

Сочинение по сказке

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях — это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.

История начинается с того, как царица всё время смотрит на снег, ожидая своего мужа царя. Царь где-то воюет. Пока царица ждала мужа, у неё родилась дочь. Скоро после рождения девочки царь возвращается. Царица испытывает огромную радость. И в результате сильного волнения умирает. «Восхищенья не снесла. В тот же вечер умерла»- описывает автор сцену ухода царицы.

Проходит время. Царь забывает о своём горе. Женится на другой. Новая царица была красивой и самолюбивой. Всё время крутилась перед волшебным зеркальцем. Зеркало подтверждало или опровергало её красоту.

Пока дочь царя была маленькой, царица не испытывала не зависти не злости на неё. Она была всех милее, румянее и белее. Но как только царевна выросла, она тут же затмила царицу своей красотой. Ведь она была моложе. А красота и молодость две неразлучные сестры.

Кроме красоты царевна обладала добротой и скромностью.

Царица, услышав от зеркальца, что первенство по красоте ей больше не принадлежит, очень сильно разозлилась. Она решила, во что бы то ни стало избавиться от падчерицы-соперницы. Она приказала чернавке,- служанке,- связать и отвести в тёмный лес царевну. Связанная она не смогла бы никуда убежать. Её съели бы дикие звери.

Однако чернавка не смогла до конца выполнить приказ. Она оставила царевну в лесу. Но не связала её. В доказательство гибели царевны, чернавка принесла мачехе сердце дикого зверя.

Тем временем, царевна набредает на терем. Прибирает его и укладывается спать. Вернувшись, хозяева удивились чистоте. Стали ласково просить гостя, чтобы он показался. Предлагали. старому человеку — быть отцом. старой женщине- быть матерью. Молодому человеку — быть братом. А девушке — сестрой. Царевна вышла. С тех пор семь богатырей, а именно они были хозяевами терема, и царевна стали жить вместе.

Этим сказка не заканчивается. Злая мачеха ещё не знала, что падчерица осталась жива. Она долго не подходила к зеркалу. Была на него обижена. Но злость улеглась. И царица решила узнать она ли первая красавица на свете. Зеркало рассказало о том, что царица красива, но в лесу у богатырей живёт та, что всё же милее и красивее.

Ещё пуще царица рассердилась. Узнала у чернавки об обмане. И решила сама извести ненавистную царевну. Для этого она появилась перед теремом в обличие бедной старушки. Царевна угостила псевдо бедняжку хлебом. А та в ответ угостила её отравленным яблоком. Царевна и старушка вели разговор на расстоянии друг от друга. А гостинцами перебрасывались. Поскольку приблизиться друг к другу они не могли. Им мешал пёсик богатырей. Он почувствовал в бедной старушке опасность. Хотел уберечь царевну. Лаял. Когда старушка ушла, продолжал лаять и прыгать, пытаясь помешать царевне съесть яблоко.

Но царевна всё же откусила кусочек. И упала без памяти.

Позже вернулись с охоты богатыри. И пёсик на их глазах проглотил яблоко. И тут же умер. Поняли богатыри, что кто-то погубил их сестрицу.

Богатыри хотели похоронить царевну, но она была так свежа и прекрасна, будто не умерла, а просто уснула. Поэтому для неё соорудили хрустальный гробик и повесили на цепях в горе.

У царевны был жених. Когда царевна пропала, он стал её искать. Прошёл много путей и дорог. Совсем отчаялся. Решил обратиться к силам природы. Он спрашивал у солнышка, у месяца, у ветра. Только ветер смог ответить где невеста.

Елисей, так звали жениха, рыдая, помчался к этой горе. Разбил хрустальный гроб. И от этого царевна проснулась.

Они вернулись в царство. А царица от досады, злости и горя умерла.

На мой взгляд, царица могла бы вести себя по-другому. Ведь она была и так красива. Конечно, после того как царевна выросла она оказалась на втором месте. Ну и что. Ведь её красота совсем не ушла. Внешняя красота важно. Но ещё важнее качества души. Поэтому царевна, когда достигнет возраста мачехи, всё равно будет красивой. Ведь она обладает прекрасными качествами характера. Чего люди не смогут не заметить.

В сказке, как уже отмечалось, кроме добра и зла, зависти и тщеславия, были затронуты любовь и верность. Любовь Елисея и царевны смогла всё преодолеть. Верность возлюбленных сохранила их друг для друга. Ведь богатыри предлагали ей стать кому-нибудь из них женой. Но царевна объяснила, что она уже невеста.

А Елисей верно и преданно искал свою любимую. Такая любовь и преданность жениха стоит уважения.

5 класс

Также читают:

Картинка к сочинению По Сказке о мертвой царевне

По Сказке о мертвой царевне

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Образ и характеристика Хрюкина в рассказе Хамелеон Чехова

    Одним из основных персонажей чеховской истории в рассказе «Хамелион» является — Хрюкин.

  • Сочинение по рассказу Конь с розовой гривой 6 класс рассуждение

    Рассказ «Конь с розовой гривой» написал Виктор Астафьев. Автор повествует нам историю из своего детства, когда он был еще совсем мальчишкой. Главный герой живет в деревне и воспитывается строгой, но справедливой

  • Анализ сказки Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители

    Антоний Погорельский написал рассказ «Черная курица, или Подземные жители» для своего племянника. По жанру произведение напоминает сказку с романтическими нотками. В произведении можно наблюдать такой прием как двоемирие

  • Герои повести Приключения Тома Сойера (характеристика)

    Том Сойер – мальчик, который живет в захудалом американском городке с громким названием Санкт-Петербург. Ему лет десять-двенадцать, не больше. Родителей у него нет. Воспитывает Тома его тетка по матери,

  • Отношение Собакевича к Чичикову и его предложению

    Собакевич – это один из Чиновников в поэме “Мертвые души”, которую написал Н. В. Гоголь. Он был очень жаден и поэтому, когда к нему приехал Чичиков, главный герой поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя,

  • Рассказ о ермаке тимофеевиче 5 класс
  • Рассказ о еже 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о египетском фараоне
  • Рассказ о египетском войне 5 класс
  • Рассказ о египетских пирамидах 5 класс кратко