Рассказ о эльфовой башни

В. д. 21 ч. 10 мин. аким нырнул. нырять в фурако было запрещено. осуподзин акимо, - смешно коверкая слова, говорил

В. Д.

21 ч. 10 мин. 

Аким нырнул. 

Нырять в фурако было запрещено. Осуподзин акимо, — смешно коверкая слова, говорил переводчик, и все члены японского отряда во главе в начальником, похожим на красивого актера с красивым именем из старого фильма про самураев (аким имени не вспомнил, сделаем это за него – Тосиро Мифунэ), склонились в почтительном поклоне, переломив спины, подтверждая тем самым важность этих слов, — нырять в фурако соверисенно нерзя! 

Начальник отряда сложил ладони домиком и еще раз поклонился. 

— Хорошо, — сказал осуподзин акимо, — не буду. 

Он знал, что обещания своего не сдержит. Лишь один человек на всем свете мог запретить ему, господину акиму, нырнуть в фурако. Но, как надеялся аким, этот человек ничего не знал ни о подарке таинственного дарителя, ни о связанных с этим подарком обещаниях. 

Аким Кишкентаев (в старые добрые времена, объявленные ныне недобрыми, он назывался бы губернатором) имел все, что положено иметь тем, кто достиг его возраста и общественного положения, и осознание этого факта отравляло акимову жизнь ежедневно и ежечасно. Он хотел большего.

Великолепный пятиэтажный особняк с башнями в стиле чимкентское рококо южным фасадом был обращен в строну горной гряды, за которой начинались владения китайского богдыхана, северная же сторона глядела окнами в английский парк, разбитый на угодьях обанкротившегося свекловодческого хозяйства «Кызыл Балдырган».  Но и пятиэтажный особняк ненавистного предшественника, акима Кошкарбаева, оказавшего любимому руководителю неоценимые услуги щепетильного характера, о которых мы не будем распространяться, уважая право властителей на невмешательство в частную жизнь, так же глядел и на горы, и на английский парк, и так же расхаживали по соседскому саду павлины, оглашая южные ночи леденящими кровь вскриками…   

Когда любимый дельфин любимой подруги любимого руководителя откусил любимой хозяйке левое ухо и частные дельфинарии в стране были повсеместно запрещены, Кишкентаеву передали высочайшее разрешение сохранить свой дельфинарий и даже пополнить коллекцию питомцами разжалованного дворцового аквапарка. Но радость была недолгой: выяснилось, что такой же привилегией одарили и ненавистного Кошкарбаева, и остальных акимов Свежеиспеченной Южной Республики. 

Жертва взбесившегося дельфина по понятным причинам не могла долее оставаться во дворце. Сначала ее хотели отправить посольствовать в одно отдаленное аравийское королевство, где неблагоприобретенная особенность была бы надежно сокрыта протокольным никабом, но пока готовились верительные грамоты, отношения с королевством испортились по не зависящим от сторон причинам, и несостоявшаяся посланница была отправлена к родственникам в далекий степной аул с откупными, размер которых при известном усилии ума можно было бы определить как умеренно-щедрый. 

Сумасшедшего дельфина, виновника переполоха, определили на постой в дельфинарий бывшего акима Кошкарбаева. Кишкентаев долго гадал, хороший это знак или дурной, но к определенному выводу так и не пришел. 

Мука неудовлетворенности терзала акима много лет, то притупляясь, то вспыхивая, как тяжкая хроническая хворь, пока в ворохе официальной корреспонденции не обнаружился странный конверт. 

На первый взгляд ничего необычного в нем не было – но только на первый. Полупрозрачная плотная бумага будто лоснилась в пальцах. Каллиграфическая вязь выведенного от руки адреса, изумрудный оттенок чернил… Люди из службы безопасности акима тщательно обнюхали письмо, смотрели на просвет, сгибали под разными углами и даже проткнули тонкой иглой в нескольких местах, но ничего подозрительного не обнаружили. И все же аким вскрывал загадочный конверт с неожиданной и самого его удивившей робостью.  

Текст был краток и составлен в отменно вежливых выражениях. Автор просит разрешить ему не раскрывать имени, поскольку, как он ни секунды не сомневается, его глубокую личную признательность акиму разделят сотни и тысячи благодарных жителей улуса, которые, возможно, не располагают имеющимися у автора по воле небес возможностями, каковое предположение обязывает автора, да простится ему такая смелость, действовать и от их лица…

 (аким наморщил лоб, стараясь не увязнуть в зыбучих песках восточной велеречивости)

…и ежели его просьба будет благосклонно удовлетворена, умоляет акима принять скромный, почти символический подарок: офуро.

Офуро? – спросил аким. 

Секретарь сгорбился над клавиатурой, одновременно напоминая кормящего аиста и чумного доктора из старой книжки, и лихорадочно забил по клавишам. Потом,  ткнувшись длинным носом в экран, прочитал:

Офуро. Японская баня. 

Это был час триумфа.  Кишкентаев закрыл глаза и в малейших подробностях представил второй подземный этаж своего особняка (первый занимал гараж на двадцать машин и вольер для страусов). Выложенный голубой майоликой хамам соседствовал с русской парилкой, та с финской сауной, была даже в банном комплексе акима напичканная электроникой инфракрасная баня – ни Кишкентаев, ни его гости так и не решились зайти в ее форфоресцирующие недра, предпочитая традиционные способы омовений. Было тут и хранилище коллекции веников, постоянно пополняющееся новыми экспонатами, со сложной системой вентиляции и поддержания влажности. Веники у акима были хвойные, можжевеловые, дубовые, но сам он, человек старой закваски, предпочитал березовые – хоть при желании в этом выборе и можно было усмотреть скрытую оппозицию политическому курсу любимого руководителя на постепенный отход от русской бани в сторону хамама.  И, конечно же, был бассейн с искусственной волной… словом, было все, что полагалось иметь человеку, достигшему акимова возраста и положения. Но не было радости. У ненавистного экс-акима Кошкарбаева, оказавшего любимому руководителю неоценимые услуги щепетильного характера, тот же самый хамам соседствовал с русской, финской и инфракрасной банями, и та же волна катила в бассейне… 

А офуро у него не было! И ни у кого другого в целом свежеиспеченном государстве не было японской бани. А теперь – будет. И само собой пришло решение: самая высокая из четырех башен акимова особняка, глядевшая окнами-бойницами на горную гряду, за которой начинались владения китайского богдыхана, и на владения ненавистного экс-акима Кошкарбаева, будет отдана под щедрый подарок.    

Но кто же – даритель? Аким отогнал тревожную мысль (нет ли какого подвоха в столь щедром презенте?) – в конце концов, и хамам, и русская баня, и сауна, и инфракрасное чудо техники тоже были подарены неизвестными дарителями… которые в подходящий момент, в соответствии с не вчера возникшими нормами и уложениями, раскрывали свое инкогнито. 

Три недели спустя, в час между днем и ночью, что столь короток на юге, аким Кишкентаев поднялся по винтовой лестнице на самую высокую башню своего особняка. Отстав на три ступени, за ним следовал предводитель отряда японских специалистов, монтировавших офуро, за предводителем, двумя ступенями ниже – переводчик. Японцы в строительной униформе, приложив руки к груди и склонив головы, стояли на лестнице на равном расстоянии друг от друга. Со стороны картина выглядела, как сцена из старого японского боевика.  

Человек, похожий на актера Мифунэ, все эти дни руководил работами в башне. Человек-загадка, он будто излучал в равной мере почтительность и независимость – проживший долгую жизнь Кишкентаев впервые видел это сочетание, как ему ранее казалось, несочетаемого. Однажды он пригласил его на ужин и через переводчика, смешно коверкавшего слова, попытался выведать, не знает ли тот что-нибудь о таинственном дарителе. 

Акимо-сан, — выслушав вопрос и глядя на хозяина немигающими черными глазами, проговорил предводитель, — мы – самая старая в Японии и самая уважаемая фирма, которая делает лучшие в мире офуро. Доска из лиственницы из леса со склона священной горы Фудзияма. Циновки из лучшего бамбука с острова Хоккайдо. И, конечно, наш фурако – это лучший в мире фурако…

Фурако? – спросил аким.

Предводитель посмотрел на переводчика.

Фурако, — подтвердил тот. – Куперь. Цутобу купатися. 

Купель, понял аким, большой знаток банной терминологии. 

…и, конечно, невозможно было бы веками сохранять лидерство в нашем деле, не соблюдая самых строгих правил и традиций. Гостя в доме, акимо-сан, я не могу отказаться отвечать на вопросы хозяина… — он выдержал паузу, — поэтому мне не сообщили имени заказчика. 

Вот такой человек руководил работами в акимовом особняке, и теперь он стоял тремя ступенями ниже хозяина на верхней площадке башни. Путь им преграждала бамбуковая ширма. 

Аким оглянулся в нерешительности. Предводитель развел руки в стороны, показывая, как раздвигаются створки из бамбука, и аким, привычный к исполнению не совсем понятных ему ритуалов, в чем , собственно, и заключалась значительная доля его службы, послушно раздвинул ширму. Предводитель одобрительно кивнул, и они переступили порог.

21 ч. 11 мин.

Аким вынырнул.

Предыдущие два часа Кишкентаев провел в давно забытой роли ученика. Он слушал, запоминал, переспрашивал, и лишь когда убедился, что никаких секретов в управлении офуро не осталось и сложный церемониал омовения накрепко запечатлелся в памяти, дал понять предводителю, что готов остаться один. В один из дней, когда монтажники сновали по винтовой лестнице, как муравьи, когда в башне кипела работа, он вдруг понял, что ничья нога не ступит за бамбуковые створки ворот, никто не осквернит его – и только его – японскую баню. А если… — начал было нашептывать внутренний голос, но он пресек неслышный шепот соблазна: нет. Нет, нет и нет. Только он, аким Кишкентаев, и больше никто. Это его офуро, его купель, его кадка с горячими кедровыми опилками. Он даже согласился со строгим запретом натираться мылом – оно изготовлено из жира, вытопленного из убитых животных, и этот жир впитается в поры лиственничной доски. Никакого мыла! 

Но когда, оставляя акима в одиночестве, предводитель обернулся перед бамбуковыми створками и взгляды двух мужчин пересеклись, оба они понимали, что второй запрет – погружаться в купель с головой – вот-вот будет нарушен. Нырять соверисенно нерзя! – трагически восклицал молодой переводчик и возводил очи горе, будто призывая в свидетели всех богов синтоистского пантеона. Но, видимо, многие тысячи километров, разделявшие горную гряду за окнами акимова особняка и священную гору Фудзи, ослабили могущество богов. 

Оставшись один, аким переоделся в клетчатый хлопковый халат, бросил одежду в плетеный короб и устроился за низким столиком. Теплое саке из глиняной бутылки пролилось в чашечку-наперсток. Он помедлил и выпил. 

Нигде за пределами офуро он не стал бы пить этот странный кисловатый напиток… но здесь он будет пить только саке – понял аким и сам удивился своей решительности. Здесь – только саке!

Он перешел к следующему этапу церемонии. Рядом с бутылкой лежала книга. Следовало наугад прочитать одну страницу, минуту размышлять над ней и только после этого уже можно было сбросить халат и погрузиться в купель. 

На обложке стилизованной вязью были выведены слова: «Сокрытое в листве». Аким открыл первую страницу и прочитал: 

«Я постиг, что путь самурая это смерть».

Он поморщился и закрыл книгу. Читать о смерти совсем не хотелось. 

Помедлив, Кишкентаев наугад открыл книжку где-то ближе к середине и дал себе слово дочитать страницу до конца, чего бы там ни было понаписано. Аким он, в конце концов, или не аким?

«Созерцать неизбежность смерти следует ежедневно. 

Каждый день, когда тело и ум пребывают в покое, нужно представлять себе, как тебя пронзают стрелами, убивают выстрелом из ружья, протыкают копьём или разрубают мечом. 

Каждый день нужно воображать себе, как ты погибаешь в горящем здании, как тебя уносят огромные волны, поражает молния или присыпает обломками каменных стен во время землетрясения. 

Каждый день нужно переживать падение с высокой скалы, смерть в результате болезни или самоубийство после смерти хозяина. 

Каждый день без исключения нужно считать себя уже мёртвым».

Странные люди эти японцы, подумал аким, один за другим выпивая наперстки саке. Потом решил упростить процесс и стал отхлебывать из горлышка. Что это за жизнь… Представлять, как тебя уносят огромные волны… Поражает молния… Странные люди, странные запреты. Не нырять с головой в фурако…

Он потряс бутылку, чтобы убедиться, что она пуста, сбросил халат и прыгнул в купель. 

один, два, три…

плотная горячая среда приняла его в себя. Он был хорошим пловцом. Задерживал дыхание и на минуту, и больше, нырял и в прорубь…

семь, восемь…

странные люди, почему – нельзя, ведь так хорошо

пятнадцать, шестнадцать

как в материнском чреве, вспомнил он. Такой же покой, растворение в чем-то большом, правильном, добром

двадцать два, двадцать три…

какая ерунда лезет в голову. Как можно помнить себя в утробе?

двадцать девять, тридцать…

в висках застучало, горячая волна ударила в мозг, но он не ускорил счет. Аким он, в конце концов, или не аким

тридцать шесть, тридцать семь…

соверисенно нерзя, соверисенно нерзя! – где-то за краем красного тумана отчаянно взывал переводчик

сорок, сорок один…

предводитель смотрел на него в упор, немигающим взглядом, по ту сторону зажмуренных век

сорок пять…

глухо бил колокол. Вот чем была жизнь… колокол… всегда… была

сорок семь…

сорок восемь…

сорок девять…

горячая черная пустота

пятьдесят!

Он выскочил из купели, будто ошпаренный. Сердце колотилось в горле. Обожженные легкие помпой всасывали прохладный воздух. Обрывки недодуманных мыслей метались в голове, как перепуганные страусы по вольеру во время прошлогоднего землетрясения. Он сделал это. Он сделал это! Решил – и сделал. Аким он, в конце концов, или не аким?

Его немного мутило, но он списал это на действие саке. Придумали же… рисовая водка, разбавленная кипятком. Никогда больше.

Воздуха не хватало. Он подошел к окну и вдруг замер в недоумении. В сотне дзё к югу огненным ручейком стекало с горы факельное шествие. 

Аким нахмурился. Факельные шествия были повсеместно запрещены после того, как бастарды даймё (господи, какие еще бастарды даймё? – подумал он, проклиная коварный напиток), отмечая праздник Танабата, сожгли любимые охотничьи угодья любимого руководителя. Но, конечно, на ненавистного соседа, оказавшего сёгуну неоценимые услуги щепетильного характера, запрет не распространялся. Кто еще мог вырядить такую толпу в маскарадные одежды? 

Всадники приближались. В свете факелов аким разглядел полосатые попоны, шаровары, круглые шлемы, флаги на прикрепленных к спинам древках. Цирк, настоящий цирк…

Он прислушался. Нет, это не шум в голове. Дробный перестук шагов на лестнице. Гул голосов.

Акимо-сан! Акимо-сан! 

Створки дверей разъехались. 

Предводитель. За ним переводчик. И остальные японцы. Эти тоже успели переодеться – теперь на них были такие же клетчатые халаты, что и на нем. И даже причесались все как-то по-чудному, собрав волосы в кокон на затылке. Аким начинал уставать от этой затянувшейся игры. 

Предводитель опустился на колено, но даже и в этой позе не утратил вызывающего аристократизма. Переводчик, белый, как бумага, в низком поклоне протянул короткий меч. Откуда-то аким знал, что он называется вакидзаси, но сил удивляться у него уже не осталось.   

Акимо-сан, — замогильным голосом отчеканил предводитель. – Боги разгневались на ваш дом! Сёгун объявил вас изменником. К замку приближаются люди клана Ебанашики. Сопротивление не имеет смысла. Мы последуем за вами. Приготовьтесь к смерти, акимо-сан! 

Эйфелева башня (Tour Eiffel) является одной из самых известных достопримечательностей мира. Ее называют объектом раздора, желания и очарования. Особенно популярна Эйфелева башня среди влюбленных. Многие считают одним из самых романтичных поступков — сделать предложение руки и сердца на вершине башни. Хотя возведена была Эйфелева башня как символ индустриализации и устремления в будущее.

Tour Eiffel признана настоящим архитектурным шедевром. По всему миру создано множество подобных сооружений. Копия Эйфелевой башни в Лас-Вегасе — самая высокая среди таких реплик. Более того, Эйфелева башня — самая узнаваемая достопримечательность столицы Франции. Она неоднократно вдохновляла художников, музыкантов, писателей, кинорежиссеров, фотографов и других творцов. Среди известных художников, использующих образ Эйфелевой башни в рисунках, — Сера, Синьяк, Шагал, Делоне; среди писателей, упомянувших ее в произведениях, — Аполлинер, Кокто, Мопассан. И в современном творчестве этот образ не перестает быть актуальным: в 2017 году вышел сингл «Вояж» группы «Ленинград». Припев начинается со слов: «На фоне Эйфелевой башни».

Туристы стремятся сделать не только фото Эйфелевой башни, но и подняться на нее, чтобы запечатлеть панораму города. Со смотровых площадок можно насладиться красивыми видами и рассмотреть другие достопримечательности города. К сожалению, из-за своей высоты Эйфелева башня довольно часто становится местом для самоубийц. Однако не все попытки заканчиваются успешно.

Посещение Эйфелевой башни — обязательный пункт в поездках путешественников в Париже. Увидеть это сооружение можно в любое время года. Днем Эйфелева башня доступна для подъема наверх, а поздно ночью на нее можно посмотреть со стороны — это не менее впечатляющий вид.

Сами французы называют сооружение «железной дамой» («La Dame de Fer»). Это название Эйфелевой башни обусловлено материалом, из которого она состоит — металлом.

Эйфелева башня

Размеры

Высота Эйфелевой башни — 324 м. Это данные на сегодняшний день, но изначально высота Эйфелевой башни в Париже составляла 312 м. Современный показатель увеличился из-за новой антенны. Интересно, что создатель конструкции называл ее просто «300-метровая башня». На момент строительства стальная Эйфелева башня в Париже высотой превосходила все сооружения мира. Чтобы приблизительно представить ее размеры, обычно высоту сравнивают с 81-этажным домом.

Что выше Эйфелевой башни?Парижское сооружение оставалось самым высоким в мире до 1930 года, пока не появился Крайслер-билдинг в Нью-Йорке. На сегодня построено еще больше башен, которые превосходят по высоте Tour Eiffel Paris: например, знаменитая Бурдж Халифа в Арабских Эмиратах, а в России — Останкинская башня.

Масса Эйфелевой башни — 10 100 т, металлический каркас весит 7 300 т. С учетом того, насколько это громадное сооружение, вес Эйфелевой башни считается не очень большим. Количество различных железных частей — 18 038 штук. Размеры Эйфелевой башни учтены в особенностях конструкции, поэтому колебания сооружения при ураганах и ветрах достигают не более 15 см.

Площадь Эйфелевой башни, а точнее пространства, на которое она опирается на земле — 500 кв.м (одна сторона между колоннами — 125 м).

Сколько подниматься на Эйфелеву башню?Подъем на 1 и 2 уровни займет примерно по 15 минут пешком. На вершину идет только лифт, поездка длится несколько минут.

Эйфелева башня

Билеты на Эйфелеву башню

Предлагаются билеты с возможностью подняться на разные уровни. От этого, а также от того, каким образом вы осуществляете подъем на Эйфелеву башню, зависит цена. Стоимость также формируется с учетом возраста посетителей:

  • билет на Эйфелеву башню Парижа с доступом на лестницу до второго уровня: 10,50€ для взрослых; 5,20€ для молодежи 12–24 лет; 2,60€ для детей 4–11 лет и инвалидов;
  • билет на лифт до 2 уровня: 16,70€ для взрослых; 8,40€ для молодежи 12–24 лет; 4,20€ для детей 4–11 лет и инвалидов;
  • билет с подъемом на лестнице на 2 уровень и лифтом на вершину: 19,90€ для взрослых; 9,90€ для молодежи 12–24 лет; 5€ для детей 4–11 лет и инвалидов;
  • билет с лифтами до 2 уровня и на вершину: 26,10€ для взрослых; 13,10€ для молодежи 12–24 лет; 6,60€ для детей 4–11 лет и инвалидов;
  • дети младше 4 лет пропускаются бесплатно.

Цены на Эйфелевой башне повышаются каждый год. Купить билеты на Эйфелеву башню можно на сайте или на месте. Необходимо иметь в виду, что билеты с подъемом на лестнице на 2 уровень и далее на лифте на вершину можно приобрести только в кассах у башни. В других случаях туристы рекомендуют купить билеты на Эйфелеву башню онлайн.

Очередь на Эйфелеву башню — обычное дело, поэтому многие предпочитают воспользоваться онлайн-покупкой. Билеты на Эйфелеву башню на сайте доступны примерно на 2 месяца вперед в случае подъема на лифте или на 7 дней вперед в случае подъема по лестнице. В июле—августе и по выходным всегда бывает много посетителей, поэтому билеты на нужную дату нужно смотреть заранее. В календаре на сайте оранжевым цветом выделяются дни, на которые остались последние места в продаже.

Эйфелева башня

Билеты онлайн на Эйфелеву башню не нужно распечатывать, достаточно показать их на экране мобильного устройства. Чтобы распределять количество посетителей и не создавать толкучек на смотровых площадках, при покупке билетов на Эйфелеву башню на официальном сайте необходимо выбрать не только дату, но и время визита. Наиболее популярный вид билетов — на самый верх на лифте. Купить билеты на Эйфелеву башню на сайте можно максимум на 9 человек за один заказ.

Посетить Эйфелеву башню можно в любое время года. Режим работы лифтов с конца июня по 19 сентября: 09:00—23:45 (последний вход — до 23:00 и до 22:30 на вершину). Часы работы лестниц: 09:00—23:45 (последний вход — до 22:30). В остальное время года лифт — 10:30—18:30, лестница — 10:30—18:30.

Время работы сокращается во время крупных праздников. На сайте Эйфелевой башни собраны советы для тех, кто хочет спланировать свой визит заранее. Представлен также примерный прогноз загруженности по месяцам.

Экскурсии на Эйфелеву башню организуют многие туристические фирмы. Этот вариант подойдет тем, кто хочет услышать истории гида во время подъема и наблюдения со смотровых площадок. Экскурсовод также расскажет о других достопримечательностях Парижа, на которые открывается вид с Эйфелевой башни.

Эйфелева башня

История

История Эйфелевой башни началась со всемирной выставки 1889 года. Она проходила в столице Франции и была посвящена 100-летнему юбилею взятия Бастилии. За несколько лет до выставки в стране был объявлен архитектурный конкурс на проект, демонстрирующий высокие технологические возможности.

Почему башня Эйфелева?Сооружение названо по имени создателя — Гюстава Эйфеля.

Компания инженера Гюстава Эйфеля представила на конкурс проект высокой железной башни. На самом деле, конструктор у Эйфелевой башни — не один, это: сам Эйфель, инженеры его фирмы Морис Кёхлен (Кёшлен) и Эмиль Нугье, а также специально нанятый архитектор Стефан Совестр.

Совестр был привлечен, чтобы сделать внешний вид башни более эстетичным и привлекательным. Он предложил пьедесталы у основания и арки, соединяющие колонны с первым уровнем. Его идеей были также залы со стеклянными стенами на разных уровнях.

Какого года Эйфелева башня?Она датируется 1889 годом, но Нугье и Кёхлен разработали первый проект еще в 1884 году, они хотели создать очень высокую башню из металлических балок на 4 колоннах. К моменту подготовки ко Всемирной выставке идея была доработана.

Эйфелева башня 1889 года была очень смелым и новаторским предложением. В 1884 году Г. Эйфель зарегистрировал патент на новую конфигурацию, позволяющую строить металлические опоры и пилоны на высоте более 300 м. При создании Эйфелевой башни особое внимание уделялось деталям и технологиям, создающим сопротивление ветру.

Строительство Эйфелевой башни велось в очень быстром темпе по строгому графику. Элементы для конструкции были изготовлены на фабрике Эйфеля в Левалуа-Перре. Каждая деталь разработана и рассчитана с точностью до одной десятой миллиметра. Рабочие соединяли эти части с помощью заклепок.

Эйфелева башня

Эйфелева башня построена к 1889 году за 2 года, 2 месяца и 5 дней.

Бетонный фундамент был установлен на несколько метров под землей поверх гравия. На строительство фундамента ушло 5 месяцев. Металлические части собрали за 21 месяц. День рождения Эйфелева башня отмечает 31 марта, когда были завершены все работы.

Для того времени постройка Эйфелевой башни была сделана в рекордные сроки. К тому же, она была сооружена с невероятной точностью в каждой детали. Про Эйфелеву башню при этом выражались не в самых лестных словах. Многие деятели искусства выразили в 1887 году «протест артистов» против этого сооружения. Например, среди недовольных были: Ги де Мопассан, Александр Дюма-младший, Шарль Гарнье и др. Им не нравилась художественная составляющая конструкции, нарушающей красоту Парижа. Башню называли колокольней, уличным фонарем, запутанной и деформированной мачтой, тощей пирамидой из железных лестниц, неуклюжим скелетом и т. д. Поэтому не стоит удивляться, почему Эйфелеву башню называли уродиной. Тем не менее, в защиту конструкции высказывали, что она являет собой искусство в век науки и техники. Со временем, сам чертеж Эйфелевой башни стали считать примером изящества.

Проект Эйфелевой башни прославился и с положительной стороны — за время стройки не было ни одной смерти рабочих. Безопасности в довольно сложных условиях работы на большой высоте уделялось крайне важное значение. Единственная смерть не имела отношения к производственному процессу.

Эйфелева башня

Эйфелева башня на Всемирной выставке

На Всемирной выставке башня произвела фурор. После открытия Эйфелеву башню посетили около 2 млн людей. Выставка работала с 6 мая по 31 октября. Смелый дизайн Эйфелевой башни вызывал восторг посетителей. В первую неделю лифты еще не работали, но это не останавливало и многие поднимались на монумент по лестнице. Кроме необычной конструкции, многих привлекала возможность насладиться панорамным видом Парижа. На Эйфелевой башне появилась вечерняя подсветка, проекторы загорались синим, белым и красным — в цвета французского флага. На разных уровнях заработали рестораны и магазины. На втором уровне Эйфелевой башни типография выпускала специальные газеты для туристов, куда можно было вставить свое имя. Необычным аттракционом была отправка писем на маленьких воздушных шарах.

Эйфелева башня была построена в качестве объекта для Всемирной выставки, а точнее ее входной арки. Планировалось, что спустя 20 лет сооружение будет демонтировано. Однако получилось так, что оно стало символом страны. В 1898 г. башню использовали для установления телеграфной связи, впоследствии ее сохранение объяснялось военными целями. В 1906 г. здесь разместилась радиостанция, спустя год — электрические часы. В 1910 г. Эйфель увеличил срок аренды башни на 70 лет. С башни стали передавать радиопрограммы, а затем — телевизионные трансляции (регулярно — с 1935 г.).

Во время оккупации Парижа немецкими войсками в 1940 г. был поврежден привод лифта. Поэтому Гитлер на Эйфелеву башню подняться не смог. В 1944 г., при приближении союзных войск, Гитлер велел уничтожить башню вместе с другими достопримечательностями, но приказ не был осуществлен, так как военный комендант, бывший германским генералом, отказался его выполнять.

Значение Эйфелевой башни на сегодняшний день неоспоримо: это одна из самых узнаваемых построек Франции. Для всех она стала символом Парижа.

Кто продал Эйфелеву башню

Забавный случай произошел в 1925 году. Мошенник Виктор Люстиг, всю жизнь придумывавший разнообразные аферы, приехал в Париж и узнал, что знаменитая башня обветшала и нуждается в ремонте. Он собрал дельцов рынка вторчермета и представился заместителем министра почты и телеграфа. Люстиг объявил им, что Eiffel Tower собираются разобрать и продать на металлолом, но все это держится в тайне. Спустя некоторое время бизнесмен Андре Пуассон выкупил у Виктора право на утилизацию достопримечательности. Поняв обман, Андре не пошел в полицию, поэтому мошенник Люстиг еще раз провернул такое же дело, вернувшись в Париж. Так, он стал человеком, который продал Эйфелеву башню два раза. И это не единственные случаи махинаций со знаменитой парижской «железной дамой».

Эйфелева башня

Уровни Эйфелевой башни

Сделана Эйфелева башня из металла, а именно — из стальных балок, соединенных заклепками. Всего в конструкции выделяется 3 уровня-этажа. Строилась Эйфелева башня поэтапно: первый уровень был одним из самых сложных участков, так как здесь лесам необходимо было удержать четыре наклоненные опоры и большие балки. История создания Эйфелевой башни насчитывает от 150 до 300 рабочих, трудящихся над ее возведением в разное время.

Этажи Эйфелевой башни:

  • эспланада — нижняя площадка;
  • первый этаж составляет в высоту 57 м;
  • второй этаж — 115 м;
  • третий этаж — 276 м.

Нижний уровень (эспланада) — это пирамида на 4 колоннах, которые соединяются вверху арочными сводами. Здесь находится информационная стойка, бюст Г. Эйфеля. Внизу сохранились гидравлические механизмы, которые поднимали первые лифты башни, увидеть их можно в ходе экскурсионного визита.

На сводах арки Эйфелевой башни находится 1-я площадка. Первый уровень Эйфелевой башни со смотровой занимает площадь 260 кв.м. Общая площадь 1 этажа — 4 415 кв.м. Здесь нет обзорной площадки, но популярностью пользуется другое развлечение — стеклянный пол. На 1 уровне Эйфелевой башни есть возможность передохнуть перед подъемом дальше, можно перекусить, сходить в кинотеатр с проекциями фильма о башне, купить сувениры, узнать больше о сооружении с помощью интерактивных стендов. Здесь также расположен зал Гюстава Эйфеля с панорамными окнами, в котором можно заказать проведение мероприятия. Из исторических памятников сохранился фрагмент винтовой лестницы, по которой Эйфель поднимался в свой кабинет на вершине. На 1 этаже в зимнее время заливается каток.

Эйфелева башня

2 уровень Эйфелевой башни — это вторая пирамида на 4 колоннах со сводом. Общая площадь этого уровня — 1 430 кв.м. Здесь находится первая смотровая Эйфелевой башни, ее площадь — 140 кв.м. Отсюда будет видно главные парижские достопримечательности, среди которых: Лувр, Собор Нотр Дам и т. д. Можно зайти в шикарный ресторан или сувенирные магазины.

3 уровень Эйфелевой башни представляет собой одну большую колонну, состоящую из переплетений 4 основных колонн. Общая площадь этажа — 250 кв.м. Площадка Эйфелевой башни в форме квадрата на 276-метровой высоте имеет сторону 16,5 м. Отсюда открываются самые впечатляющие виды на город. Еще выше, находится маяк, над которым на высоте 300 м расположена маленькая площадка (1,4 м — длина стороны). На 3 уровне был восстановлен офис Г. Эйфеля, где воспроизводится сцена встречи инженера с великим изобретателем Т. Эдисоном. Здесь также установлена модель Эйфелевой башни, а точнее, ее вершины, какой она была в 1889 г. Макет выкрашен в изначальный цвет башни. Следует учесть, что на вершине обычно бывает довольно ветрено.

Квартирой на Эйфелевой башне некоторые называют рабочий кабинет, который Гюстав Эйфель создал для себя наверху.

Почитать подробнее об этажах можно на официальном сайте Эйфелевой башни. От эспланады на 2 уровень едут 5 лифтов, из них два — сохранившиеся оригинальные модели, они расположены на восточной и западной опорах. Это уникальные механизмы, не имеющие аналогов. Первые лифты на Эйфелевой башне двигались с помощью гидравлических насосов, сейчас используется электроэнергия и двигатели. Во времена появления «железной дамы» такие лифты были настоящим техническим триумфом.

Эйфелева башня

Только на лифте можно доехать до смотровой площадки Эйфелевой башни на самой вершине. Два лифта везут посетителей на вершину башни. Они сделаны по системе duolift: каждый механизм — это две кабины, действующие как противовес друг для друга, то есть если одна кабина едет наверх, то вторая едет вниз. Благодаря современным технологиям, лифты Эйфелевой башни ездят теперь и в холодное время года.

Ступеньки на Эйфелевой башне: 1792 ступени ведут на вершину.

Под балконами первого уровня можно увидеть надписи на Эйфелевой башне. Это фамилии ученых XVIII–XIX веков из Франции, прославившихся своими достижениями, и тех людей, которые внесли вклад в строение Эйфелевой башни. Они были сделаны не сразу, а в начале XX века.

Стиль Эйфелевой башни — конструктивизм. Многие сходятся во мнении о том, что она отлично передает дух XIX века, когда царил культ прогресса науки и техники. Форма Эйфелевой башни — пирамида на колоннах, на момент создания выглядела очень футуристично и инновационно. Она демонстрировала лучшие инженерные решения. Материал Эйфелевой башни — сталь, которая также выглядела очень современно и необычно.

Вид со смотровой площадки Эйфелевой башни:

Цвет

La Tour Eiffel за свою историю несколько раз меняла цвета. Покраска объекта проводится регулярно, раз в 7 лет, и является важным событием. Краска наносится не только для поддержания красивого внешнего вида, но и для защиты конструкции от окисления.

В разные исторические времена можно было увидеть и красную Эйфелеву башню, и цвета охры, и каштаново-коричневую, и золотистую.

Цвет Эйфелевой башниСегодня выбран специальный оттенок «Эйфелева башня коричневая». К вершине цвет изменяется, чтобы обеспечить одинаковое восприятие всего сооружения.

Чтобы получить цветную Эйфелеву башню, нанимают 25 маляров, которые работают вручную. Они наносят средство против коррозии и слои краски. Все работники являются специалистами по работе с металлом на большой высоте. На время работ памятник архитектуры не закрывается для туристов, хотя покраска длится около 18 месяцев.

Площадь поверхности для покрытия краской на парижской Эйфелевой башне — 250 000 кв.м.

Хронология цветов:

  • 1887–1888: «Венецианская красная». В этот оттенок были окрашены детали в мастерской перед сборкой башни.
  • 1889: густой красно-коричневый.
  • 1892: охристо-коричневый.
  • 1899: использовано 5 оттенков от желто-оранжевого в основании Эйфелевой башни до светло-желтого вверху. Принят 7-летний цикл окрашивания.
  • 1907–1917-1924–1932-1939–1947: желто-коричневый.
  • 1954–1961: коричнево-красный.
  • С 1968: официально выбран цвет, который наиболее гармонирует с парижским пейзажем. Используется 3 тона: самый темный — наверху и самый светлый — снизу.

Эйфелева башня

Подсветка Эйфелевой башни

Эйфелева башня ночью не менее прекрасна и также притягивает туристов. Инженер и электрик Пьер Бидо 31 декабря 1985 года изобрел иллюминационное освещение «железной дамы» Парижа. Оно представляет собой 336 лампочек желто-оранжевого цвета, которые создают эффект золота. Благодаря этой идее большой популярностью стал пользоваться осмотр архитектурного памятника в темное время суток. Лучи света освещают конструкцию внутри Эйфелевой башни, так что четко видны балки, из которых она состоит. Специальные датчики реагируют на темноту и включается освещение.

В 1999 году, в преддверии 2000 года, было придумано дополнительное украшение. Маяк на ночной Эйфелевой башне начал подавать световые сигналы дальностью в 80 км. Второе новшество — блестки, мерцающие огнями по золотистой освещенной башне. Эти идеи иллюминации на достопримечательности сохранились до сегодняшнего дня.

Золотая Эйфелева башня — такое освещение можно увидеть каждый вечер в Париже с наступлением темноты. Первые 5 минут каждый час можно увидеть не просто светящуюся Эйфелеву башню, а мерцание, проходящее по всей конструкции. Оно напоминает блестки, рассыпающиеся по всему монументу. Это мерцание включается каждый час до 01:00 ночью. По отзывам, это обязательно нужно увидеть, если вы хотите оценить красоту иллюминации башни.

В разное время в честь знаменательных событий и праздников включалась особая подсветка Эйфелевой башни. Например, на ней зажигались огни, дублирующие флаг Европейского союза, когда страна председательствовала в ЕС.

Ночная Эйфелева башня:

Почему нельзя фотографировать Эйфелеву башню ночью

В интернете распространена информация об определенных ограничениях для фотосъемки светового шоу. Так, многих интересует вопрос, почему нельзя фотографировать Эйфелеву башню. Дело в том, что запрет распространяется только на подсветку с мерцанием, так как эта иллюминация является объектом авторского права. В соответствии с законодательством Европы, чтобы сделать фото таких объектов, необходимо получить письменное разрешение. Речь скорее идет даже о запрете публиковать такие снимки. Многие об этом факте не знают, у кого-то это вызывает возмущение. Тем не менее, неизвестно о случаях разбирательства с теми, кто фотографировал Эйфелеву башню ночью.

Кафе и рестораны

На Эйфелевой башне есть заведения, где можно перекусить на разный бюджет.

На 1 этаже находится бистро «La bulle Parisienne». Это временное заведение (до весны 2020 г.), в котором можно попробовать сезонные блюда французской кухни, имеется винный бар. Кафе открылось на время обновления расположенного здесь ресторан «58 TOUR EIFFEL».

На нижней площадке (эспланаде), 1 и 2 этажах размещаются также киоски, в которых продаются различные легкие перекусы и напитки.

На 2 уровне есть заведение «Le Jules Verne». Этот ресторан на Эйфелевой башне известен живописными видами Марсова поля и площади Трокадеро. Роскошное заведение рассчитано на состоятельную публику, столик следует забронировать заранее, действует дресс-код (спортивная одежда не приветствуется). Для посетителей «Жюль Верна» работает отдельный лифт у южного входа на башню. Ужин на Эйфелевой башне в таком ресторане будет стоить довольно дорого.

Перекусить на 2 уровне можно также в «Macaroon Bar». Это кафе на Эйфелевой башне предлагает знаменитое миндальное печенье — макаруны с разнообразными вкусами.

Эйфелева башня

На вершине Эйфелевой башни в Париже «Champagne Bar» предлагает гостям выпить бокал шампанского, наслаждаясь панорамным видом Парижа. В меню есть как алкогольные, так и безалкогольные напитки. Стоимость бокала шампанского начинается от 13 евро.

Первые рестораны появились на первом этаже сооружения к открытию Всемирной выставки 1889 года. Это были 4 деревянных павильона, рассчитанных на 500 человек в каждом заведении. Многие слышали смешную историю о ресторане на 1 этаже башни: Писатель, не любивший Эйфелеву башню, — Ги де Мопассан каждый день обедал в ресторане на 1 этаже башни. Ответ на вопрос, зачем он это делает, всегда вызывал улыбку. Французский писатель обедал на Эйфелевой башне, потому что это было единственным местом, откуда не видно это ужасное, на его взгляд, сооружение.

Кроме ресторанов, на Эйфелевой башне в Париже инфраструктура представлена магазинами с сувенирной продукцией.

Отели с видом на Эйфелеву башню

Многие путешественники, особенно при планировании романтичного отдыха, ищут отели Парижа с видом на Эйфелеву башню как самый знаменитый символ города влюбленных. В основном, поблизости расположены дорогостоящие гостиницы. Они предлагают также номера, в которых можно увидеть Эйфелеву башню с балкона. Следует учесть, что не во всех номерах в гостиницах возле достопримечательности из окон открывается вид на башню, необходимо уточнять эту информацию.

Эйфелева башня из окна может быть видна и из отелей, находящихся не поблизости от сооружения. Например, в районе Монмартр, расположенном на возвышенности, есть отели с панорамным видом города, из номеров которых видна «железная дама». Другой вариант — размещение в Латинском квартале, откуда также можно увидеть знаменитое сооружение Эйфеля. Любители самостоятельных поездок могут снять квартиру с видом на Эйфелеву башню в понравившемся районе.

Вид с башни

Камера

Смотреть на Эйфелеву башню можно в режиме онлайн. Видеотрансляция показывает знаменитое сооружение целиком. Камера Эйфелевой башни работает в круглосуточном режиме, что позволяет увидеть красивую ночную подсветку. Веб-камеры Эйфелевой башни имеются в разных частях города, но наибольший интерес представляет общий панорамный вид конструкции на фоне окружающего городского пейзажа.

Панорамный вид на Эйфелеву башню во Франции (со стороны Марсова поля):

Как добраться до Эйфелевой башни

«Железная дама» расположена по адресу: Champ de Mars, 5 Avenue Anatole France. Округ, где находится Эйфелева башня, — седьмой (VII). Это центральная и самая популярная у туристов часть города. Поэтому многие отправляются сюда пешком в ходе осмотра города. Оборудовано 2 входа: южный и восточный. Менее загруженным называют восточный вход.

Доехать до Эйфелевой башни можно и на общественном транспорте.

На автобусах:

  • остановка «Tour Eiffel», № 82, 30, со стороны набережной Сены, в 4 мин. ходьбы от башни;
  • остановка «Tour Eiffel / Monttessuy», № 42, со стороны восточного входа на эспланаду (5 мин. пешком);
  • остановка «Champ de Mars», № 42, 82, 86, со стороны Марсового поля (7 мин. пешком);
  • остановка «Pont d’Iena», № 72, со стороны садов Трокадеро на противоположном берегу Сены (6 мин.).

Метро до Эйфелевой башни — один из самых быстрых способов проезда. Нужно выбрать одну из следующих веток:

  • станция «Trocadéro» линии № 9 находится в 25 минутах ходьбы;
  • станция «Bir Hakeim» линии № 6 — в 11 минутах. Знаменитый вид на Эйфелеву башню из окна метро открывается именно с поездов, следующих между этой станцией и «Trocadéro»;
  • еще одна станция метро у Эйфелевой башни — «Ecole militaire» линии № 8, она находится в 15 мин. пешком.

Скоростной пригородный поезд RER линии C едет до станции «Champ de mars — Tour Eiffel» в 8 мин. пешком от парижской Эйфелевой башни.

Возле башни находится также водная станция «Batobus Tour Eiffel», на которой останавливаются прогулочные лодки по Сене. Расписание отправлений можно посмотреть на сайте компании, организующей водные прогулки.

Добраться до знаменитого сооружения можно и на своем автомобиле или велосипеде. Посмотреть карты доступных парковок в районе Эйфелевой башни можно на сайте.

Чтобы доехать на такси, можно вызвать машину с помощью служб Uber, Le Cab.

Из аэропорта Шарль-де-Голль до Эйфелевой башни

Нужно пройти до остановки возле терминала № 1 и сесть на автобус № 2 до остановки «Tour Eiffel» в 300 м от башни. Многие пишут, что самый удобный и быстрый способ доехать от аэропорта до Эйфелевой башни — сесть на скоростной пригородный поезд RER линии B. С него нужно пересесть на другой транспорт, есть несколько вариантов:

  • выйти на станции «Luxembourg» и пересесть на автобус № 82 до остановки «Tour Eiffel»;
  • выйти на станции «Denfert-Rochereau» и пересесть на метро линии № 6 до станции «Bir Hakeim».

Поездка на общественном транспорте займет час — час 15 мин. Дорога от Шарль-де-Голля до Эйфелевой башни на машине займет около 50 мин.

Видео об Эйфелевой башне в Париже:

.

Dmitriy

октябрь 2021

Больше, чем кажется.

Рассказ о эльфовой башни

Ян

июнь 2019

Пивко можно купить у барыг под башней за 4,5 евро, а травчик за 25 евро!

Рассказ о эльфовой башни

Tatiana

май 2019

Советую обязательно покупать билет на топ, но первый обзор делать на первой остановке лифтов (2 этаж). Интересно сравнить свой «захваченный дух» со 2-го этажа, с тем, что с топа. Двойной кайф!

Рассказ о эльфовой башни

M.

май 2019

Место силы и мечты❤

Рассказ о эльфовой башни

Женечка

май 2019

Невероятно красивая! Особенно на закате и ночью!Закат так красиво окрашивает ее!

Рассказ о эльфовой башни

Ruslan

апрель 2019

Башня начинает мигать каждый час — 5 минут.

Рассказ о эльфовой башни

Kseniya

март 2019

Прогуляться возле башни и позавтракать в кафе рядом с ней-отличное начало дня??

Рассказ о эльфовой башни

Oksana

февраль 2019

Работает до 23:00. Очередь на пеший подъем меньше. Верхний лифт не работает. Рядом торговцы продают вино и шампанское.

.

Oksana

январь 2019

Божественная мощь и красота????

.

Anastasia

октябрь 2018

Чтобы войти на территорию стояли в очереди около 40 минут, когда увидели очередь длинной в час в билетную кассу просто развернулись и ушли, так как не было сил ждать с двумя маленькими детьми(((

.

Anastasiia

октябрь 2018

Супер красиво

.

Alex

октябрь 2018

Самая многолюдная и при этом не самая интересная достопримечательность Парижа, побывать разок стоит, но восторгов не вызывает, вечером она выглядит интереснее.

.

Alina

сентябрь 2018

Красивое сооружение. В жизни хоть раз, но нужно увидеть. Подыматься не советую. Просто вид на Париж, а простоять минимум час нужно в общем. Внизу 30 мин и чтобы подняться на топ.

.

Sasha

сентябрь 2018

Безумно, захватывает дыхание и стоит того, чтобы выстоять километровую очередь. В вечернее время башня пестрит и переливается миллиардом ярких лампочек.??‍♀️

.

Светлана

сентябрь 2018

Просто хорошо осознавать, что ты в Париже

.

Светлана

сентябрь 2018

Сейсас на пл.Трокадеро ведут реконструкцию фонтанов, поэтому вид от туда на Эйфелеву Башню прикрывает строительная техника.

.

Grigory

сентябрь 2018

Одно из мест обязательной турпрограммы ✅

.

Оксана

сентябрь 2018

Она красива и днём, и ночью! Ночью с воды она завораживает своими переливами. Днём поднимитесь на самый верх, чтобы обозреть окрестности. Наберитесь терпения: большие очереди в кассу и в лифт.

.

Геннадий

август 2018

Очень круто было подняться на последний этаж

.

Анастасия

август 2018

Очень красивая когда светится. Стоит пройтись на Марсовое поле и посидеть там любуясь на башню

.

J

июль 2018

Красиво светится ночью.

.

Mikhail

июнь 2018

По-моему мнению Париж очень красивый город и был бы еще лучше без этой башни. Зачем было ставить ее посреди исторического центра города?

.

Oleg

июнь 2018

Красота!!!!

.

Yulia

июнь 2018

Красиво, особенно ночью!

.

Ekaterina

апрель 2018

Замечательное красивое место

.

Oleg

март 2018

ОК, светится 5 минут каждый час вечером.

.

Поволжский ?

март 2018

Я – татарин, я так вижу…

.

Серж

март 2018

без лишних слов )))

.

Макс

март 2018

Стоит сходить на 3 уровень и выпить шампанского, там есть бар. На самой башне дешевая Кафе на 2 уровне и ресторан на 1 уровне. Очень серьезный досмотр вещей при входе на башню, лучше чем в аэропорту.

.

Angel

январь 2018

В пятницу и субботу можно подняться до 00:00 в другие дни до 23:00! Первый раз пришли вечером,верхний этаж был закрыт из-за сильного ветра! Ещё часто закрывают из-за большого количества людей! Вид ?

.

Миша

ноябрь 2017

Есть смысл любоваться ей с марсово поля, то есть издалека. Зажигают огни в зимнее время я в 20:00 и в 21:00 на пять минут

.

Мария

сентябрь 2017

Чтобы по-настоящему ощутить ее шик, съездите на станцию метро тракадеро (там ещё музей человека — весьма увлекательно) и посмотрите на неё со смотровой площадки) получите новое впечатление )

.

Arsen

июль 2017

Символ Парижа

.

Ирина

май 2017

Отличный вид ночью. Включается подсветка в 22:00 и каждый час 5-ти минутное шоу. Есть очереди на лифт. В ресторане наверху надо заранее бронировать столики.

.

Дана

май 2017

Вечером гораздо меньше народа

.

Иван

апрель 2017

Всю жизнь представляешь себе какая она но вблизи все равно ошеломительно больше. Ну и туристов полно.

.

Сергей

апрель 2017

Она прекрасна!! Как будто бы нарисованная ))))

.

Анастасия

март 2017

Что то необыкновенное?

Смотреть отзывы наtripadvisor

Другие интересные места Парижа

Куда сходить и что посмотреть в Париже

Полезные ссылки:

 ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

 ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

 ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

С писателем, депутатом Государственной Думы Сергеем Шаргуновым «Российскую газету» объединило «барнаульское» дело, когда жители поселка Сибирская Долина попытались привлечь внимание местных властей к проблеме водоснабжения и получили за это административные протоколы). Мы благодарны Сергею за его неравнодушие к этой истории. Об этом и о многом другом мы поговорили с ним сегодня.

Люди вышли защищать свои человеческие права. Растянули плакаты «Хотим чистой воды», «Устали ждать», «Кто нам поможет?», «SOS». После трехминутной фотосессии ее участники спокойно разошлись по домам. А полицейские сели составлять протоколы в отношении организаторов — матери троих детей Дианы Заварзиной и несовершеннолетнего Максима Ломакина, который сделал фотографию пикета.

Потом выяснилось, что фотоаппарат подарил ему президент Владимир Путин. Максим мечтает поступить в юридический институт, но если его поставят на учет в полиции, путь в юристы ему закрыт. А на несчастную Заварзину завели уже второе «дело». Ты выступил по этому вопросу в своей программе на «России 24», обратился в Генпрокуратуру. Есть результат?

Сергей Шаргунов: Сейчас Максима должны снять с учета — и это очень важно, а руководство региона сообщило: «Планируется подготовить все необходимое для строительства новой водонапорной башни со станцией водоочистки». Продолжу помогать в этой истории, и спасибо коллегам из «Российской газеты» за участливость. 200 лет Достоевскому, 200 лет Некрасову, а униженные и оскорбленные, бедные люди все так же повсюду.

Рассказ о эльфовой башни

Несовершеннолетний Максим Ломакин борется за чистую воду и мечтаетпоступить в юридический институт. Фото: Из архива Максима Ломакина

Скажи: что вообще с нами происходит? Люди протестуют против непригодной для питья воды, от которой не то что желудки — стиральные машины ломаются, а их подводят под статью. А заодно и мальчишку, который это снял. Его похвалить надо, а ему жизнь ломают! И это ведь далеко не первый случай. В марте прошлого года я делал с тобой интервью . Юноша-сирота убрал со школьной тропы поваленное дерево, которое мешало проходу на школьный стадион, и распилил на дрова. В итоге — иск за хищение госсобственности и чуть ли не четыре года колонии. Тогда ты как депутат Госдумы вступился за этого парня. Прошло полтора года и — снова похожая история.

Сергей Шаргунов: Происходит много всего нехорошего, но для этого я и пошел в Госдуму, чтобы каждодневно защищать беззащитных и бесправных. Пожалуйста, лишь несколько историй, которыми занимаюсь прямо сейчас. Глухонемой сирота-инвалид из Омска Сережа Грицутенко, мама которого Елена Васильевна умерла два месяца назад, остался на зиму на окраине города в неотапливаемом разваливающемся доме без крыши и элементарных удобств.

Или — обратились из города Тихвина Ленинградской области. Мама троих детей, один из которых инвалид, впятером с ними и бабушкой вынуждены ютиться в непригодной для проживания однушке в доме, признанном аварийным: без воды, газа, отопления (даже печь неисправна). Заметь, обе истории про страшно сковывающий мороз, грозящий гибелью, — буквально как у Некрасова. Имею дерзость не отделять свою думскую работу от истории русской литературы, по крайней мере хотелось бы наследовать ее духу сострадания «малым сим».

200 лет Достоевскому, 200 лет Некрасову, а униженные и оскорбленные, бедные люди все так же повсюду

И, кстати, важно показывать неизвестных героев. Недавно посвятил телепрограмму протоиерею Александру Тылькевичу из Забайкалья. Офицер МВД, он стал священником, воспитал 12 детей (из них своих двое), возит гуманитарную помощь брошенным людям в недоступные районы Севера. Вместо благодарности деток у него хотели отнять, дом сожгли, каждый его поход по своенравным рекам может закончиться трагедией. Вот кого бы надо награждать, вот чье лицо должно быть знакомо стране…

В этом году тебе исполнился 41 год. По современным меркам ты молодой человек. Но от списка всех твоих творческих ипостасей, заслуженных наград, ответственных должностей, присутствия в государственных и общественных структурах может закружиться голова. Его хватит на десять человек! Когда ты все успеваешь? У тебя есть секрет по расширению суточного времени? А может, это связано с тем, что ты вырос в семье священника, а церковный приход — дело хлопотное?

Рассказ о эльфовой башни

Юноша-сирота убрал с тропы поваленное дерево, которое мешало проходу на школьныйстадион. В итоге — иск за хищение государственной собственности. Фото: Владимир Аносов/РГ

Сергей Шаргунов: Дорогой Павел, всего действительно очень много, но все неотменяемо. Не скрою, времени не всегда хватает. Иногда задумываюсь, от чего бы отказаться, и понимаю, что ни от чего нельзя, осталось самое важное. Недорого ценю я громкие звания, имеет смысл только то, что за ними. Недавно возникшая Ассоциация союзов писателей и издателей России — возможность масштабно помогать людям литературы. «Юность» — возрождаю журнал, собираю талантливых авторов, значительная часть которых молодые. Две телепрограммы, живущие уже несколько лет. «Открытая книга» на «Культуре» — разговор с современными писателями об их книгах. «Двенадцать» на «России 24» — рассказ о бедах, о несправедливостях, о нынешних настоящих неизвестных героях, возможность «маленьким людям» из провинции выступить на всю страну. Собственно, бесконечная помощь людям — это и главное содержание моей работы депутатом Госдумы. Ни от чего не откажешься. А еще семья, любимая жена Настя. Дочка Катюша, которой скоро три, и сын Ваня, которому скоро шестнадцать.

Рассказ о эльфовой башни

Священник Александр Тылькевич воспитал 12 детей и возит гуманитарную помощь в недоступные районы Севера. Фото: nstagram.com / tylkevichaleksand

И при этом главное жизненное занятие — литература. Пишу непрерывно, для чего встаю пораньше. Конечно, часто не высыпаюсь. Но ты точно уловил: пример отца-священника, который до сих пор, в свои восемьдесят с лишним, несмотря на хвори, успевает и служить, и преподавать, и писать книги проповедей, и опекать страждущих, — ярок.

Для меня ты прежде всего писатель. Я помню, как в 2001 году ты стал победителем премии «Дебют» за повесть «Малыш наказан», юный такой, дерзкий, как само название повести. Если не ошибаюсь, ты тогда отказался от денег в пользу сидевшего в тюрьме Эдуарда Лимонова. А сегодня ты автор более десятка книг, в том числе романа «1993», по которому режиссер Александр Велединский уже снимает кино, и фундаментальной биографии Валентина Катаева в серии «ЖЗЛ», получившей премию «Большая книга». Как сочетаются твои журналистские и общественные обязанности с письменным столом? Ты ведь еще по России постоянно летаешь как депутат Госдумы? В самолетах пишешь?

Сергей Шаргунов: В самолете лучше всего: телефон на авиарежиме, открыл ноутбук — и работай. Некоторые тексты и заметки в течение дня набираю в телефоне. Заботы все время рвут на куски, но все же новый, очень важный для меня роман создается и, надеюсь, близится к завершению. Одновременно почти готова книга, посвященная ведущим писателям, состоявшимся в прошлом веке и заставшим крах советской эпохи: Искандер, Распутин, Битов, Бондарев, Евтушенко, Лимонов, Мамлеев и другие, другие… Это мои разговоры с ними и эссе о них. Взялся, и ты первый, кому хочу признаться, вновь за ЖЗЛ — буду писать биографию прекрасного рассказчика Юрия Павловича Казакова. Ну и рассказы пишутся, вошли сейчас в несколько сборников. Словом, пишу много и постоянно.

Очень важно показывать неизвестных героев. Вот кого надо бы награждать, вот чье лицо должно быть знакомо всей стране

В 2020 году была учреждена Ассоциация союзов писателей и издателей (АСПИ). Ты стал ее председателем. В ее творческий совет и его президиум вошли известные писатели, причем самых разных идеологических умонастроений (раньше сказали бы «партий»), крупнейшие издатели, директора главных библиотек и музеев страны, секретари разобщенных и даже враждующих писательских союзов, руководители министерских департаментов, отвечающих за печать, и другие серьезные люди. Но давай объясним обычным людям, далеким от литературных и издательских проблем, зачем нужна такая мощная ассоциация. Все мы знаем, что в 90-е годы после распада СССР Союз писателей СССР раскололся на несколько союзов, которые хотели поделить между собой роль правопреемника СП СССР. Я хорошо помню все эти, выражаясь языком Владимира Ленина, «драчки» между писателями. Они были идеологическими — «правые», «левые», «патриоты», «космополиты». Тогда это всем казалось очень важным. В результате ничего не добились, никого не переубедили, но зато потеряли почти всю союзписательскую собственность. А это дома творчества по всей стране, поликлиники, писательский клуб ЦДЛ, Дом Ростовых в центре Москвы, где раньше находилось правление СП СССР… Раз уж я начал цитировать известных политиков, перефразирую знаменитое выражение Виктора Черномырдина. «Хотели как лучше, а получилось как хуже». И все-таки — зачем эта ассоциация? Какие задачи у АСПИ и что уже сделано?

Сергей Шаргунов: Литературное сообщество при всем его многообразии в значительной степени беззащитно. Пора бы уже защищаться…

Ассоциация собрала главные литературные объединения: Союз писателей России, Союз российских писателей, Союз писателей Москвы, Союз писателей Санкт-Петербурга, Российский книжный союз, а в своем Творческом совете — прекрасных и очень разных (поколенчески, мировоззренчески, стилистически) писателей.

Чтобы объяснить, зачем, лучше ответить на другой вопрос: «Что сделано и делается?»

За прошедшее время мы получили официальную регистрацию и штаб — Дом Ростовых на Поварской улице. И теперь приступаем к осуществлению больших задач.

История легендарного особняка Ростовых очень подробно изложена на нашем сайте aspirf.ru. Это здание, связанное с судьбами Льва Толстого, Блока, Есенина, Маяковского, Цветаевой, Булгакова, Брюсова и, понятное дело, тех, кто работал во главе писательского союза: Фадеева, Михалкова… А организация уже действует вовсю: проходят постоянные, практически ежедневные литературные встречи, обсуждения, выступления, содержательные и увлекательные.

Ассоциация получила грант на проект, задача которого — максимально поддержать молодых литераторов в возрасте от 18 до 35 лет. Конкурс охватит тысячи начинающих писателей, в итоге 170 из них приедут в Москву в литературную мастерскую, будет издано десять книг самых сильных авторов. Другой наш проект касается «Артека», куда съедутся литературно одаренные школьники со всей страны, выйдет сборник (уверен, живых и талантливых текстов), появятся публикации в литературных журналах. Вообще, «Артек», «Орленок», «Океан» — территории, где будут проходить постоянные мастер-классы писателей.

Поддержка дебютантов важна, но для ассоциации это, разумеется, только часть работы.

В 2022 году при полной поддержке нашего объединения писатели станут ездить по регионам страны, общаться с читателями и авторами в библиотеках, вузах и т.д. Такие встречи будут проходить постоянно. Во всех федеральных округах откроются резиденции, где писатели смогут жить и работать. Кроме того, ассоциация займется выпуском книг и сборников, отдельное направление — переводы с языков народов страны на русский и наоборот.

Особое внимание будет уделяться адресной поддержке нуждающихся писателей, особенно немолодых. Не секрет, что литераторы зачастую оказываются без средств, без медицинской помощи, в тяжелых условиях. Ассоциация начнет им помогать.

Все будет делаться открыто и честно, с подробными отчетами о каждом свершении, при равноправном участии всех сил, ассоциацию учредивших. Потому что смысл ее существования — не устану напоминать — отстаивать права, интересы, судьбы людей литературы.

Литературное сообщество при всем многообразии в значительной степени беззащитно. Пора бы уже защищаться

И конечно, не могу не задать вопрос о журнале «Юность», главным редактором которого ты стал. Легендарный журнал 60-70-х! Журнал Валентина Катаева и Бориса Полевого. Да и потом в 80-90-е при Андрее Дементьеве это был сильный журнал. Потом с ним что-то случилось, исчез с горизонта современной литературы. Какие у тебя планы на него? Ведь в прошлое не вернешься…

Сергей Шаргунов: План в том, чтобы сделать «Юность» ведущим литературным журналом. Со скидкой на время, а на самом деле и с учетом тех возможностей, которые время дает (сайт, соцсети и так далее), это реально и уже получается. Сказанное не отменяет моего решительного намерения по-настоящему помочь всем «толстякам», заметно чахнущим без гонораров, средств и организованного распространения по тем же библиотекам. «Толстый журнал» — без преувеличений — наше национальное достояние, цивилизационное явление и каждый раз уникальный жанровый сплав, пристанище для серьезных авторов всех поколений, окно в литпроцесс для читателя, прежде всего в провинции. Произносил доклад на эту тему на президентском совете, добился рекомендации, выпущенной минкультом для регионов: подписываться на литературные издания, но это лишь самое начало… Сделаю все, чтобы переломить ситуацию при участии той же писательской ассоциации.

Теперь немного о «Юности». Как-то в интервью «Российской газете» я говорил, что мой приход в главреды был прямо-таки мистическим, как бы ответом мне Катаева, чью биографию я написал. Он приснился мне в редакции этого придуманного им журнала и пожал руку, а вскоре оттуда позвонили и позвали. Что уже удалось? Появилась премия «Юности» имени Катаева, вручаемая за лучший рассказ. Сильное жюри работало в этом году, будем продолжать, не снижая уровня экспертизы, вбирая все больше участников и, между прочим, увеличивая премиальный фонд. Нынешняя «Юность» — это обновленный внешний вид (сочетание традиции и современности), качественный сайт, где и архивы (ничто не пропало, ни один номер за 65 лет не утрачен!), и новости, и постоянные публикации того, что не всегда умещается на бумагу. «Юность» — это знаковые писатели и львиная доля молодых, 20- и 30-летних, для которых здесь возникла родная среда. И специальные выпуски — то с премией «Лицей», то с «Тавридой», то с литераторами из Сибири… Мотор журнала — энергичная, душевно щедрая и обладающая отличным вкусом Татьяна Соловьева, первый зам главного редактора.

Чего бы хотелось? Развивать литературную критику, чтобы больше выходило острых рецензий, появлялись глубокие разборы книг, чтобы о книгах спорили и этот спор выплескивался за пределы журнала — и в видеоролики, и в живое обсуждение в том же Доме Ростовых. И социальные очерки тоже нужны — о юных людях: о победителе международной олимпиады по физике, или о спасшем кого-нибудь из огня, или просто о пареньке-чудике из шукшинских Сросток, или о любознательной студентке с острова Русский…

Как ты и твоя семья переносят это пандемийное время?

Сергей Шаргунов: Стараемся не унывать, не падать духом. Очень волнуюсь за родителей, за пожилых родственников. Мор идет самый настоящий, когда смерть знакомых тебе людей, в том числе совсем нестарых, становится чудовищно будничной. Уповаю на то, что вся эта напасть начнет постепенно отступать.

Между тем

На портале проектов правительственных нормативных правовых актов опубликован проект президентского указа о создании Фонда поддержки российских литераторов. Согласно тексту проекта, его цель — обеспечить меры дополнительной поддержки российских литераторов и отечественной литературной деятельности. Предполагается, что учредителем фонда станет министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Среди задач фонда — «целевое использование и сохранение» имущества, которое ранее принадлежало Союзу писателей СССР и Литературному фонду СССР. В проекте говорится, что в состав фонда может быть передано принадлежавшее им федеральное имущество, а также другая собственность по решению правительства России. Планируется, что в состав имущества фонда могут отойти Дома писателей и Дома творчества. Речь о принудительном изъятии и передаче фонду имущества, находящегося вне федеральной собственности, в проекте пока не идет.

Мемориал в Шкеде начинается Аллеей праведников.

«Всегда, когда мы говорим о трагедии еврейского народа, мы не можем не вспомнить тех, благодаря кому евреям удавалось выжить и спастись», — подчеркнула руководитель открытого общественного фонда «Еврейское наследие Лиепаи» Илана Иванова, дочь Давида и Хенни Зивцон, спасенных во время войны.

«Человек человеку может быть волком, безжалостным и жестоким. Но к этому страшному месте расстрелов ведет Аллея праведников, которая нам напоминает, что человек человеку может быть другом и спасителем», — сказала Майя Мейере-Оша, музейный педагог, исследователь и гид музея-мемориала Жаниса Липке.

Она назвала несколько имен тех, чьи имена высечены на стелах — Роберт и Йоханна Седулсы, спасшие 11 человек, айзпутчане Шустеры, Пукисы и Дзене — они почти все погибли, пытаясь спасти четверых… Есть здесь и имя Элзы Перконе. Но о ней позже. Устами человека, которого бы не было на свете, если бы не эта женщина…

«Когда я читаю о военном времени и Холокосте, мне кажется, что все проваливается во тьму. И как потом можно верить людям?! Но эти истории — и истории тех, кто спасал — мне всегда напоминают, что

в самое темное и мрачное время есть люди, которые остаются людьми»,

— заметила Майя.

Затем немногочисленные собравшиеся прошли по Аллее праведников к мемориалу.

«За три дня, 15-го, 16-го и 17 декабря 1941-го, здесь был убит две тысячи семьсот тридцать один человек — женщины, дети и старики. До этого в парке Райниса, возле водонапорной башни в Каросте, в Шкеде и других местах города было расстреляно очень много мужчин в возрасте от 16-ти до 60-ти лет. К 1 июля 1942 года, когда было создано гетто, в живых осталось только 832 из почти 5700 евреев, которые оказались в руках нацистов 29 июня 1941-го, когда город был взят», — сказала Илана Иванова.

Аресты начались в ночь на 15 декабря. До этого начальник Лиепайской полиции Фриц Дитрих издал распоряжение о запрете евреям покидать дома 15-16 декабря. Немецкие офицеры и латышские шуцманы арестовывали евреев и свозили их в бывшую женскую тюрьму.

«Лиепайчанин Соломон Фейгерсон, которому тогда было 11 лет, вспоминал, что за его семьей пришли 16 декабря. “Мы обдумывали различные сценарии, но к убийствам не были готовы. Той ночью мы уже легли спать. Ночью в дверь позвонили. Офицер СС, которого сопровождали 5-6 шуцманов, зачитал наши имена из списка и велел быстро собираться. Они увезли нас в тюрьму. Когда мы оказались во дворе тюрьмы, мы поняли, что обречены”», — процитировала Майя Мейере-Оша. И добавила: в тот день семье Фейгерсонов удалось спастись. Они прожили до февраля, когда расстреляли и их. Уцелел лишь Соломон, благодаря подруге мамы Анне Эвеле.

Коротко выступили мэр Лиепаи Гунар Ансиньш, посол Израиля в Латвии Шарон Раппопорт-Палги и генконсул России в Лиепае Алексей Белоносов. Прозвучал кадиш — поминальная молитва. К подножию мемориала легли венки и цветы.

Мемориал в Шкедских дюнах. Возложение цветов. 15.12.20210min

Липман Зеликман сегодня приехал из Риги, чтобы снова почтить память человека, спасшего его родителей: «Они поженились в апреле 1941 года. За несколько дней до декабрьской акции уничтожения мой отец каким-то образом о ней узнал. И они ушли из дома — по сути, в никуда. Но отец был фотографом и одним из его коллег был Леон Бечалис. Папа с мамой пришли к нему в мастерскую и попросили помощи. В мастерской у Бечалиса они пробыли три дня. Но мастерская — на Курмаяс, чуть ли в центре города, немцы постоянно приходили фотографироваться. Было ясно, что находиться там долго нельзя. Леон был знаком с Элзой Перконе, привел и сказал — мол, этим людям надо помочь. И она сказала фразу, которую мои родители всегда повторяли, и которую я запомнил на всю жизнь: “С сегодняшнего дня вы мои дети. Что будет с вами, будет со мной”. Она жила на Кунгу, во дворе был дровяной сарайчик. И там

Элза прятала моих родителей — с 15 декабря 1941-го до 8 мая 1945 года. До того дня, когда Леон их привел к Элзе, они никогда не видели друг друга. Просто это был такой человеческий подвиг, порыв, она решила, что ее долг — помочь им.

А после войны — я родился в 1947-м — когда ездили в Лиепаю, всегда к ней приходили, и отец ей всегда помогал, и материально, конечно. Она приезжала к нам в Ригу… Благодаря ей и я стою здесь сейчас. Мне было важно увековечить ее память в музее Яд-Вашем. Это заняло у меня три года. В 2006 году ей было присвоено звание Праведника мира. Имя Элзы выгравировано на памятной стеле в Яд-Вашеме. Это было моим долгом. И мне удалось этого добиться», — рассказал Липман Зеликман.

Сегодня с 17:00 до 19:00 все желающие могли посетить еврейскую часть Ливского кладбища: возложить цветы к стене памяти с тысячами имен убитых горожан-евреев и зажечь свечи в их память. Такое мероприятие, точней, акция, проходила в годовщину расстрелов впервые. 

И люди начали приходить на Ливское еще до пяти вечера. Зажигали свечи и ставили их возле лиепайской «Стены плача».
 
«Нам хотелось, чтобы информация о фактически исчезнувшей в Холокост еврейской общине Лиепаи не потерялась со временем. Чтобы память о той трагедии оставалась в памяти не только евреев, чтобы общественность города знала и помнила о ней. Ведь это были граждане Латвии, их соседи, друзья, одноклассники, партнеры по бизнесу. Лиепая отличалась тем, что не было у нас еврейских улиц или кварталов, все жили вперемешку и достаточно уважительно к традициям других. Так, никто не возмущался, к примеру, что по субботам его любимый хлебный магазинчик, где торговали евреи, закрыт. И, если мы будем помнить об этой трагедии, и лучшие образцы взаимоотношений передавать будущим поколениям — можно надеяться, что это будет сплоченное и доброе общество. И оно сохранит мир (в смысле — «не войну» — Л. М.), который сейчас есть, его нужно сохранить любым путем», — сказала Илана Иванова Rus.LSM.lv. 
 
Чуть позже об этом же она говорила, обратившись к собравшимся возле памятного камня. А потом мы затронули тему памяти немного с другой стороны. Речь шла о важности помнить тех, кто спасал гонимых, рискуя собой…  
 
«То, что евреи ценят неевреев, которые их спасали — это нормально, это естественно и так было всегда после войны! Но и латышский народ должен признать их святыми! И бороться за то, чтобы им было присвоено какое-то почетное имя. Ведь Праведники мира ничего не получают, ни от государства, ни от кого! Государство Израиль присваивает им медаль, сажает дерево и всё. У них нет ни персональной пенсии, ни какой-то социальной поддержки… Конечно, спасенные ими евреи и их потомки продолжают поддерживать потомков спасителей. В нашей общине мы и рождественские встречи потомков спасителей и спасенных устраивали в доковидные времена», — поделилась мыслями Илана.

В память о произошедших 80 лет назад трагических событиях 17 декабря в 17:00 начнется посвященная скорбной дате онлайн-беседа с экспертами, ее можно будет увидеть в профиле мемориала имени Жаниса Липке в «Фейсбуке» или на сайте . Будут рассказы о довоенной еврейской общине Лиепаи, данные нового исследования о Холокосте в Лиепае, рассказ о спасителях и спасенных в Лиепае и окрестностях и о послевоенной памяти о Холокосте в Лиепае.

  • Рассказ о юбиляре женщине в прозе
  • Рассказ о храме христа спасителя
  • Рассказ о человеке с ограниченными возможностями алексей маресьев летное дело
  • Рассказ о чистоте воды родного края
  • Рассказ о тундре для детей