Рассказ о египетском войне 5 класс

Объясните значение слов:бронза сплав меди и олова.пехотинец воин пешего отряда. ведет сражение в строю или участвует в одиночных

Объясните значение слов:

  • Бронза
    — сплав меди и олова.
  • Пехотинец
    — воин пешего отряда. Ведет сражение в строю или участвует в одиночных схватках. Пехотинец вооружен орудиями ближнего боя — копьем, коротким мечом или длинным кинжалом, топором. Для защиты используется щит.
  • Боевая колесница
    — большая двухколёсная повозка, использующая как движущую силу скаковых животных. Экипаж боевой колесницы — возничий, управляющий лошадьми, и колесничий — воин, стреляющий из лука и метающий копья.
  • Дыш­ло
    — толстая оглобля, прикрепляемая к передней оси экипажа, повозки, колесницы при парной запряжке лошадей.
  • Возница
    — человек, управляющий лошадьми, запряженными в повозку.
  • Колесничий
    — воин, осуществляющий обстрел неприятеля с колесницы. Колесничие были вооружены луком и легкими метательными копьями.
  • Дротик
    — метательное оружие, представляющее собой копьё, несколько уменьшенное и облегчённое по сравнению с копьями для конного или рукопашного боя и соответствующим образом уравновешенное для удобства метания. В качестве боевого и охотничьего оружия дротики применялись войсками многих народов и стран мира, начиная с древнейших времен.
  • Наёмное войско
    — вооруженное подразделение, состоящее из наемных, профессионально обученных солдат. Наемное войско вступало в вооружённый конфликт не из идеологических, национальных, политических соображений, и не принадлежало ни к одной заинтересованной в исходе конфликта идеологической группе. Наемники воевали по контракту, их услуги оплачивались нанимателем. В Древнем Египте широко использовались наемные войска, состоящие из нубийцев (начиная с позднего Древнего царства), семитов из будущей Палестины (Среднее и Новое царства), шерданов, ливийцев, в Поздний период в качестве наёмников в армию привлекались финикийцы, карийцы и греки.

Проверьте себя

1. Каким оружием пользовались египетские воины?

В армии Древнего Египта существовало несколько родов войск, которые сражались разным оружием и применяли различную тактику ведения боя. Различали три рода войск: пехота, колесничные и военно-морской флот.

Пехотинцы сражались в строю, их оружием были в основном копья, кинжалы или топорики. Для защиты использовался легкий щит. Из пехоты выделялись отдельные стрелковые подразделения, которые использовали оружие дальнего боя: пращи, аналогичные бумерангам метательные дубинки, метательные копья и дротики, композитные луки со стрелами. Колесничные войска представляли собой мобильные подразделения, состоящие из 10, 50 или 250 колесниц. Войны на колесницах были вооружены луком и метательными копьями. Военно-морские корабли применялись для сражений на воде и перевозке солдат к месту боя.

2. Как были устроены колесницы? Какую роль они играли в сражениях?

Колесница представляла собой огражденную площадку на двух колесах, запряженную парой лошадей. На площадке колесницы стояли возничий, управляющий колесницей, и колесничий — воин, стреляющий из лука или метающий легкие копья и дротики. Колесницы использовались на равнинной местности для разведки, внезапного нападения, пробивания пешего строя противников и преследования бегущего врага. Легкая колесница имела большую маневренность, что позволяло ей осуществлять быстрые развороты и повторные атаки.

3. С какими целями фараоны содержали большое войско?

Сам Древний Египет был не очень богат природными ресурсами. Зато его соседи имели то, что можно было захватить, используя военную силу: Нубия на юге славилась золотыми рудниками, племена ливийцев на западе — большими стадами домашнего скота, на северо-востоке лежал богатый медью Синайский полуостров, а за ним азиатские страны — Палестина, Сирия, Финикия. Фараоны содержали большое войско, чтобы расширять территорию, подчиненную Египту, увеличивая его славу и богатство.

4. Как егип­тяне описывали судьбу простого воина в походе?

Рядовому воину доставались лишь тя­готы походной жизни. Египтяне так опи­сывали его судьбу: бредёт он по горам и пустыням; как осёл, тащит на спине запасы питья и чёрствых лепёшек; терпит голод и жажду; как скот, ест траву и пьёт про­тухшую воду. В сражениях получает раны, а от своих командиров побои. Служит он вдали от жены и детей, домой возвращает­ся больным. Семья его бедствует без кор­мильца: поля пустеют, посевы топчут беге­моты и уничтожают птицы.

5. Были ли результаты военных побед одинаковы для фараона, командиров и рядовых воинов?

Результаты военных побед не были одинаковыми для фараона, командиров и рядовых воинов. Фараон получал всю славу и добычу, которую он делил между командирами и воинами из знатных родов. Рядовые воины не участвовали в дележе добычи, поэтому занимались грабежами завоеванных территорий.

Поработайте с картой (см. с. 47). Найдите территорию Египетского царства при фараоне Тутмосе и соседние страны.

Территория египетского царства при фараоне Тутмосе (около 1500 г. до н.э.) обозначена зеленым цветом. Завоевательные походы египетская армия осуществляла в близлежащие страны. На карте указаны следующие направления:

  1. Ливийские племена — богаты домашним скотом;
  2. Нубия — богата золотыми рудниками;
  3. Синай — богат медными рудниками;
  4. Палестина (город Мегиддо);
  5. Финикия (город Тир);
  6. Сирия (город Кадеш).

Вся власть в стране была сосредоточена в руках одного человека — фараона, живого Бога на земле, таковым его считали египтяне. Древний Египет не был агрессивным государством, но войны случались часто, сначала междоусобные, затем, после объединения, оборонительные. А когда государство набралось сил, то начало проводить захватнические походы на соседние территории.

С какими целями фараоны содержали большое войско?

  • Во-первых — это, конечно же, оборона. Постоянные набеги со стороны соседних племен были жестокими и разоряли земли.
  • Во-вторых — это максимальное увеличение количества рабов для обработки земель. Совершая набеги на Нубию и Сирию, египтяне массами угоняли в рабство жителей этих стран.
  • Третья цель — завладение источниками сырья (металла, дерева), так необходимыми для развития рабовладельческого хозяйства. Чтобы добыть необходимое сырье, совершались неоднократные морские экспедиции в Финикию и на остров Крит. С целью грабежа снаряжались походы в Палестину и Нубию. Вот с какими целями фараоны содержали большое войско. Как видим, без него было просто не обойтись.

Войско фараона в Древнем царстве

Впервые постоянное войско начало формироваться именно в этот период. За свою хорошую службу воины получали земельные участки. Основную часть составляло ополчение из номов Египта (областей). Меньшую часть составляли наемники (главным образом нубийцы). Первоначальное оснащение армии было бесхитростным. Главное оружие — это лук и стрелы. К дополнительным элементам можно отнести булаву, кинжалы и копья. Шлем был кожаным, также обтягивали этим материалом. Подразделений не было — все воины относились к пехоте. Впервые также стали строить крепостные сооружения.

Армия Среднего царства

Она характеризуется улучшенной экипировкой. Новые луки помогали увеличить дальность полета стрелы до 180 метров. Впервые в оснащении появляются колесницы. Улучшилась организация армии, появились отряды с узкой специализацией, к примеру, лучники, копейщики, пехота с мечами. Каждый отряд имел определенное количество воинов — от 4 до 600 человек. Каждый ном набирал добровольцев из числа молодых людей, которые после службы возвращались к мирной жизни. Значительную часть по-прежнему составляли наемники из Нубии. Фараоны в Древнем Египте участвовали в военных походах, их колесница всегда возглавляла войско. Фараон облачался в специальные одеяния, неотъемлемым атрибутом которых был головной убор голубого цвета.

Конспект урока по истории для 5 класса: Военные походы фараонов

Конспект урока по истории для 5 класса «Военные походы фараонов»
Автор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки


Описание и назначение: Материал представляет собой развернутый конспект урока по истории Древнего Египта и предназначен для учителей, работающих по учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История древнего мира, 5 класс» (любое издание). Занятие отличает определяющая роль учителя, сбалансированная активной обратной связью с учащимися. Благодаря дословному изложению материала, конспект очень прост и удобен в работе, позволяя учителю контролировать ход урока и деятельность учащихся. Цель: Сформировать у учащихся представление об устройстве египетского войска, завоевательных походах фараонов и размерах древнеегипетской державы. Задачи: 1. Совместно сформулировать тему урока и составить его план; 2. Совместно изучить вопрос «Состав и вооружение войска»; 3. Совместно изучить вопрос «Походы фараонов»; 4. Совместно выполнить схематический рисунок «Древний Египет»; 5. Совместно обобщить знания, подвести итоги занятия. Используемые шрифты: Обычный: текст учителя, произносимый на уроке. Курсив: авторские комментарии к тексту и ответы учащихся.
Подчеркнутый: материал, предназначенный для письменной записи учащихся.

Ход урока
Мотивационно-целевой этап Ребята! Мы продолжаем изучение большой темы «Древний Египет». На прошлых занятиях мы познакомились с местонахождением и природными условиями Египта, узнали, когда в долине Нила возникло государство, и каким было его устройство. Кроме того мы рассмотрели образ жизни и положение различных групп древнеегипетского общества. Давайте вспомним, с какими социальными группами мы уже познакомились? Ответ учащихся: Мы познакомились с жизнью простых египтян – крестьян и ремесленников, а также с жизнью тех, кто ими повелевал – писцами, вельможами и фараонами.
Правильно. А теперь подумайте, ребята, о какой части египетского общества мы еще почти ничего не говорили и, соответственно, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Ответ учащихся: Мы не говорили о воинах! Соответственно тему урока можно назвать так (варианты ответов): «Египетское войско», «Воины на службе фараона», «Жизнь египетских воинов».
Итак, сегодня мы будем говорить о египетском войске и о войнах. Я предлагаю остановиться на том названии, которым озаглавлен соответствующий параграф учебника и записать его в качестве темы урока
(в качестве названия темы можно взять и один из вариантов, предложенных учащимися).Запись в тетради:
Военные походы фараонов. Составим план нашего занятия. Хорошенько подумайте, ребята, какие именно сведения о жизни египетского войска нам нужно узнать, чтобы составить полное и всестороннее впечатление о нем? При составлении плана имейте в виду, что военная служба имеет особый характер, а работа воинов совсем не похожа на труд крестьян или ремесленников.
Как показывает практика, варианты ученических планов не отличаются особым разнообразием. В основном план урока, самостоятельно составленный учащимися, состоит примерно из трех звеньев: 1) Оружие воинов; 2) Образ жизни воинов; 3) Воины в походе. Данный план почти совпадает с соответствующими пунктами параграфа, поэтому после некоторой литературной обработки его вполне можно взять за основу занятия, предложив учащимся записать совместно выработанный план в тетрадях. Запись в тетради:
План урока: 1) Состав и вооружение войска; 2) Походы фараонов; 3) Положение простых и знатных воинов. Совместными усилиями мы составили план урока, и теперь наша задача – рассмотреть все поставленные в нем вопросы. Начинаем.
Этап изучения нового материала 1. Состав и вооружение войска Большое, мощное и постоянное войско было предметом особых забот и гордости всех египетских фараонов. Хорошо вооруженные и обученные воины были нужны правителям Египта для захвата новых земель, укрепления своего могущества, а также для подавления крестьянских восстаний в стране. Что же представляло собой египетское войско? Какое оружие использовали египетские воины? Сразу отметим, что египетское войско делилось на две части: пехоту и боевые колесницы. Запись в тетради:
Состав египетского войска: 1) Пехота; 2) Боевые колесницы. Пехотинцы, то есть пешие воины набирались из крестьян и представляли собой главную военную силу. Чем они были вооружены? Откройте параграф учебника № 9 и найдите в нем следующее изображение.


Опираясь на изображение, опишите вооружение египетских пехотинцев.
Ответ учащихся: На рисунке мы видим пехотинцев, вооруженных луками, длинными копьями, мечами. Для обороны воины использовали щиты.
Обратите внимание, ребята, что колющие и рубящие части оружия сделаны из металла. А как вы думаете, из какого именно металла?
Варианты ответов учащихся: Из меди, из железа.
Неверно. Железа египтяне еще не знали, а медь для этих целей была слишком мягким металлом. Откройте пункт «1. Отряды пеших воинов» и найдите в нем название нового металла, который освоили египтяне.
Ответ учащихся: Бронза – сплав меди и олова.
Верно. А теперь запишем в тетрадях все, что мы узнали о египетской пехоте.
Запись в тетради:
Пехота – отряды пеших воинов, набиравшихся из крестьян. Оружие пехотинцев: лук, длинное копье, топор, меч, щит. Наконечники копий, лезвия и клинки делали из бронзы – сплава меди и олова. Другую часть египетского войска составляли боевые колесницы. В отличие от пехотинцев они передвигались не пешком, а в специальных повозках, которые вы можете видеть на уже знакомом вам изображении. Что же представляли собой боевые колесницы?
Ответ учащихся: Египетские колесницы представляли собой двухколесные повозки, запряженные конями. В повозке находились два человека, один из которых управлял конями, а другой – стрелял из лука.
Все верно. Кроме стрел воины-колесничие также использовали дротики – короткие копья для метания. Как вы думаете, ребята, кому принадлежали боевые колесницы? Могли ли простые крестьяне стать колесничими? Ответ учащихся:
Вряд ли простые крестьяне могли стать колесничими, ведь колесница вместе с лошадьми стоила больших денег. Скорее всего, колесничими были богатые и знатные люди.
Совершенно верно. Служба колесничими была привилегией богатых классов. Они же были больше всего заинтересованными в военных походах, которые позволяли им обогатиться. Мы подходим ко второму вопросу нашего плана – «Походы фараонов», но перед этим запишем то, что мы узнали про колесничих.
Запись в тетради:
Боевые колесницы – двухколесные повозки, запряженные конями. Один колесничий управлял конями, другой – стрелял из лука или метал дротики. Колесничими были богатые и знатные египтяне.
2. Походы фараонов В период своего могущества египетские фараоны совершали походы на юг (где находилась страна Нубия), на запад (где находилась Ливия) и на северо-восток (Синайский полуостров и выше – Палестина, Сирия, Финикия). Богатства этих стран очень привлекали фараонов и египетских вельмож, а какие именно это были богатства – об этом вы прочитаете в пункте «3. Войско возвращается домой». Учащиеся читают первые три абзаца третьего пункта, после чего называют богатства названных стран: Нубия – золото, Ливия – скот, Синайский полуостров – медь.
Около 1500 года до нашей эры фараон Тутмос совершил самые большие завоевания в истории Египта, превратив его в великую мировую державу, протянувшуюся с севера на юг на 3500 километров. Интересна личность Тутмоса. Его имя буквально переводится как «Тот (бог мудрости) родил его». Он правил почти 54 года, совершил много военных походов и при этом не проиграл ни одного сражения. Это был величайший полководец Древнего мира и первая историческая личность, которую мы должны запомнить. В учебнике прилагается карта завоевательных походов Тутмоса. Наша задача – изобразить эту карту в виде схематического рисунка. Но перед этим сделаем поясняющую запись в тетрадях.
Запись в тетради:
1500 год до нашей эры – Завоевания фараона Ту Теперь, ребята, отступите пару строчек и начертите в тетрадях квадрат со стороной 10 сантиметров.
(Алгоритм выполнения рисунка учитель показывает на доске)


Далее аккуратно выполняем схематический рисунок по образцу.


Делаем надписи на соответствующих территориях и обозначаем стрелки завоевательных походов.

Карта готова. По возможности территорию Египта можно закрасить зеленым цветом.


Ребята! Рисование карты в тетрадях заняло много времени и, тем не менее, это оправданный шаг: вы еще недостаточно хорошо знаете географию, а без нее трудно сохранить в памяти местонахождение отдельных стран, их территории и новые для вас названия. К следующему уроку вы должны уметь показывать на карте территорию Египта, зависимых стран, направления завоевательных походов. После изучения всей темы «Древний Египет» вы также выполните задания в контурных картах. У нас остался один неразобранный вопрос – «Положение простых и знатных воинов». Вопрос слабо освещен в учебнике и дает достаточно простора для проявления вашей собственной фантазии. Поэтому я думаю, что не будет ошибкой, если вы возьмете его на самостоятельное изучение, выполнив специальное задание, о котором будет сказано в конце урока. А пока обобщим то, что мы узнали сегодня на уроке.
Этап обобщения знаний Фронтальный опрос.
— На какие две части или, выражаясь современным языком, на какие два рода делилось египетское войско?
— Египетское войско делилось на пехоту и боевые колесницы.
— Что означает слово «пехота»?
— Пехота – это войско, состоящее из отрядов пеших воинов.
— Какое оружие было у пехотинцев, и из каких классов египетского общества они происходили?
— Пехотинцы набирались из крестьян и были вооружены луками, мечами, копьями и топорами. Металлические части оружия были сделаны из бронзы.
— Что такое бронза?
— Сплав меди и олова.
— Что представляли собой боевые колесницы?
— Боевые колесницы представляли собой двухколесные повозки, запряженные конями. В колеснице находилось два человека: управляющий и стрелок.
— Какое оружие использовал стрелок?
— Лук со стрелами и короткие копья – дротики.
— Кто мог служить колесничими?
— Богатые и знатные люди.
— Кто возглавлял египетское войско?
— Фараон.
— Как звали фараона, который совершил самый большие завоевания и когда это произошло?
— Около 1500 года до нашей эры фараон Тутмос совершил самые большие завоевания.Этап обобщения знаний завершается вызовом к доске отдельных учеников, которые показывают на карте территорию Египта, направления завоевательных походов и покоренные страны. За пять минут до конца урока учитель подводит его итоги, выставляя отметки самым активным ученикам и выборочно проверяя качество нарисованных в тетрадях карт. Домашнее задание: § 9 – пересказ, выучить записи в тетради, выполнить письменное задание «Рассказ от имени египетского пехотинца (или колесничего) о походе в чужую страну» (при этом в рассказе должны быть отражены результаты походы для пехотинца (колесничего).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории в 5 классе. Троица Рублёва Конспект урока истории в 5 классе с презентацией. Древняя Греция Конспект урока по истории для 5 класса. Возникновение эксплуатации и классов Конспект урока по истории для 5 класса «Образование государства в Египте»

Похожие статьи:

Кроссворд с ответами для 5 класса «Жизнь первобытных людей»

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме «Древняя Спарта»

Конспекты уроков истории 5 класс

Викторина по истории Древнего Востока с ответами, 5 класс

Интеллектуальная игра по истории для 5 класса

в Новом царстве

В это время военные становятся отдельным сословием и в иерархии занимают третье место вместе с вельможами, после фараона и его визирей. Постоянные набеги со стороны воинствующих соседей требовали усовершенствованного оружия, в результате чего появились мечи прямой и серповидной формы, тело воинов защищал кожаный панцирь с нашитыми на него металлическими платинами. Появилась структура, и отдельные отличались амуницией.

Все оружие принадлежало государству и хранилось в мирное время в специальных складах, и только колесницы воины покупали на свои средства. Ядром армии оставалась многочисленная пехота. Главную ударную силу составляли колесницы — они позволяли быстрее передвигаться, обеспечивали большую мобильность и подвижность. На колеснице, как правило, стояли два человека — один управлял ею, а второй — стрелял из лука. Привилегия идти в бой на колеснице предоставлялась не всем, а только выходцам из знати, очень часто ею управляли молодые царевичи, сыновья фараона.

Войско фараона в походе двигалось, разделившись на отдельные отряды. При длительных и изматывающих остановках разбивали лагерь. Согласно организации египетского войска, бой начинали колесницы, они же прикрывали тыл, за ними следовали отряды пехоты.

Популярные сочинения

  • Сочинение Характеристика человека (друга, подруги)
    Каждому человеку хоть раз в жизни понадобится характеристика. Часто это бывает при смене «плохой» работы на «хорошую».
  • Сочинение Мой четвероногий друг (3, 4, 5 класс)
    Животное – лучший друг человека, так часто говорят в фильмах, пишут в сказках, и так происходит в жизни. Вот и у меня есть такой четвероногий друг, моя собака.
  • Сочинение по рассказу Дети подземелья Короленко
    «Дети подземелья» — эта повесть написана писателем В.Короленко достаточно давно. Но читая ее, в разные времена, разные люди не могли остаться равнодушными. В повести рассказывается не только о нищете и безразличии, но и о милосердии и сострадании.

На чтение 5 мин Обновлено

Доклад на тему «Боги Древнего Египта» кратко расскажет о системе верования древних египтян и поможет подготовиться к занятию.

«Боги Древнего Египта» доклад

В Древнем Египте был свой пантеон многочисленных богов (около 5 тысяч), которые управляли миром и жизнью самих древних египтян. Всех их изображали в виде людей, у которых были головы животных. И все, что касается их жизни, обросло множеством мифов. 

Главные боги Древнего Египта (какие силы природы и занятия они отражали):

  • Ра (Амон) – бог Солнца.
  • Апис – бог плодородия, обычно изображавшийся в виде быка с солнечным диском.
  • Астарта – богиня любви и плодородия.
  • Анубис – бог и покровитель мертвых, которого изображали в виде дикой черной собаки
  • Геб – бог земли.
  • Исида – богиня мать, повелительница жизни и судьбы, защищала новорожденных и умерших.
  • Осирис – бог плодородия, поэтому именно его особо почитал простой народ Египта.
  • Сехмет – богиня войны, дочь Ра.
  • Птах – бог искусств и ремесел.

Во времена Раннего царства в каждом городе был свой пантеон богов, который называется эннеада. А на всей территории Египта было 9 основных существ, из которых и начался пантеон главенствующих богов в стране:

боги древнего египта сообщение

  1. Ра

Первый из них Ра — бог солнца в Древнем Египте. Его изображали как человека с соколиной головой и Солнцем над ней. В разных городах его имя звучало как Хнум-Ра, Амон-Ра. Он является творцом окружающего мира, поэтому управляет им. Центром культа был Гелиополь.  Бог Ра в Древнем Египте был отождествлен с более давним местным солнечным божеством – Атумом. Ему были посвящены следующие воплощения: бык Мневис,  птица Феникс и обелиск Бен-Бен.

Главные боги Египта пытались обрести силу Ра и узнать его. Тот раскрыл секрет лишь в глубокой старости, за что, поплатившись, ушел на небеса в ярости. С того времени бог солнца на лодке Атет ежедневно движется по небосводу. На его голове зияет золотой круг. В полдень он пересаживается в другой челнок и плывет в подземное царство. Здесь Ра сражается с Апопом, гигантским чудовищем, которое олицетворяет сумрак. Ра всегда побеждает, однако, на следующий день Апоп вновь готовый к сражению со светом. Так происходит и по сей день.

2.Геб

Бог земли у египтян  — Геб. Он был внуком великом великого Ра и является добрым богом. Древние египтяне верили, что он помогает людям в земной жизни выращивать растения и собирать урожай, возводить дома. А также оберегает их от змей. Вместе с тем, Геб был тесно связан с миром мертвых. Здесь все логично, ведь мертвых египтяне предавали земле. Поэтому Геб был одним из богов, которые судили умерших. Также он пользовался авторитетом среди богов загробного мира.

3.Анубис

Еще один бог загробного мира в Древнем Египте – Анубис, который изображался как человек с головой животного. Значение его имени переводится как «шакал на высокой подставке». Центром почитания Анубиса был египетский ном Кинопль, а его культ распространился на всю страну. Стоит отметить, что в Древнем Египте было много ритуалов, связанных с захоронениями фараонов, которые отличались техникой бальзамирования. Согласно правилам погребения, жрицы, которые подготавливали умершего к погребению, носили глиняные маски с изображением Анубиса. Также бог Анубис в Древнем Египте считался специалистом в области лекарств, хранителем ядов и покровителем кладбищ и некрополей.

4.Бастет

Боги Древнего Египта Бастет является самой грациозной и  женственной богиней, которая олицетворяла солнечный и лунный свет. Бастет почиталась египтянами как хранительница домашнего очага, семьи и детей. По всему миру она известна как покровительница кошек, поэтому ее изображали в виде грациозной, красивой женщины с кошачьей головой (в раннем царстве с головой львицы). Важен также тот факт, что Бастет была дочерью главного бога – Ра. Она считалась всевидящей и занимала место в страже отца. 

5.Шу

Бог Шу в Древнем Египте – бог воздуха, который разделял небо и землю, сын Ра, супруг и брат богини влаги Тефнут,  а также отец Геб и Нут.  Египтяне изображали его как человека, стоящего с поднятыми руками на одном колене. На голове бога красуется перо – иероглиф, означающее «воздух». Он несет ответственность за то, что день постоянно сменяет ночь. Также Шу является одним из судей над умершими в загробном царстве. 

6.Тот

Тот или Джехути бог мудрости в Древнем Египте. Также он олицетворял луну, мудрость, был покровителем наук, писцом, создателем календаря и священных книг. Его жена Маат считалась богиней порядка и истины. Он создал интеллектуальную жизнь Древнего Египта и разделил время на годы, месяцы и дни. Тот вел летописи, записывал дни рождения и смерти людей, научил людей математике, медицине, счету и другим наукам. Его изображали позади главного бога Ра, так как слыл ночным заместителем солнечного бога. Кроме того, Тот также принимал участие в погребальном ритуале всех египтян и провожал душу в царство мертвых.

Как изображали богов в Древнем Египте?

Среди богов было много таких, которые имели антропоморфный вид, то есть сочетали в себе черты животного и человека.

Надеемся, что доклад про богов Древнего Египта помог Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации

Вопросы
занятия

·       
Египетская армия

·       
Египтяне и гиксосы

·       
Завоевания египетских фараонов

·       
Битва при Кадеше

К середине II
тысячелетия до нашей эры египтяне достигли крупных успехов в развитии сельского
хозяйства и ремесла. Крестьяне и ремесленники целыми днями работали, чтобы хоть
как-то прокормить свои семьи, а фараоны, вельможи и чиновники богатели. Такое
положение не устраивало бедняков, и они время от времени поднимали восстания
против своих господ. Для поддержания порядка внутри страны фараону необходима
была сильная армия.

Основу египетского войска составляла пехота. Основным
оружием пехотинцев были: медные топоры, копья с каменными наконечниками, мечи
серповидной формы – хепеш, лук и стрелы. В бою
пехотинцы прикрывались щитами. Щиты представляли собой деревянную или
тростниковую раму, на которую натягивали шкуру животного.

По роду оружия пехота делилась на лучников и
копейщиков.

В первой половине II тысячелетия до нашей эры Египет
переживал тяжелые времена. Дело в том, что в течение ста лет египтяне
безуспешно пытались отразить набеги племени гиксо́сов.

Гиксосы – «цари пастухов» – группа кочевых скотоводческих
племен из Передней Азии. В XVIII – XVII веках
до нашей эры, когда Египтом управляли слабые фараоны, племена гиксосов начали расселяться в дельте Нила.

Около 1700 года до нашей эры, достигнув наибольшего
могущества, гиксосы подчинили часть Нижнего Египта и
установили там свое господство на сто пятьдесят лет.

И только во время правления фараона Яхмоса I
гиксосы были изгнаны из страны. Случилось это около 1550 года
до нашей эры.

Став фараоном, Яхмос провел
преобразования в своей армии, что позволило увеличить ее боеспособность. 

Прежде всего, было увеличено количество лучников. Сам
лук стал более дальнобойным, чем раньше. А при изготовлении стрел стали
использовать не каменные наконечники, а медные.

Улучшилось защитное вооружение солдат: к щитам
добавились шлем и панцирь из кожи, укрепленные бронзовыми пластинами.

Основной ударной силой египетской армии стали
колесницы, запряженные двумя лошадьми. Кстати, колесницы были заимствованы
египтянами у гиксосов. Экипаж состоял из двух
человек: возницы и воина, вооруженного луком. Колесничими могли быть только
знатные люди, так как должны были за собственные средства приобрести колесницу,
упряжь, панцири. А лошадей выдавали им из царских конюшен.

Во время сражения колесница шла на прорыв, врываясь в
самую гущу вражеского войска.

Солдат, отличившихся в бою, награждали землями,
рабами, скотом, драгоценностями. Но существовал особый знак отличия – «Золотая
похвала
». Это самая древняя из известных военных наград. К сожалению, не
сохранилось изображений этой награды, но известно, что по внешнему виду она
напоминала современный орден.

Во второй половине XV века до нашей эры фараоны Египта
стали вести успешные завоевательные войны с соседними странами.

При фараоне Аменхотепе I и его сыне Тутмосе
I
египтяне завоевали Северную Нубию.

Но самым великим завоевателем древности был фараон Тутмос
III
. За свою жизнь он совершил семнадцать военных походов. Тутмос III
проявил себя как сильный правитель и талантливый полководец. При нем территория
Египта увеличилась в три раза. Фараону подчинились страны Восточного
Средиземноморья – Палестина и Сирия. На юге он завоевал Нубию.

Не менее знаменитым полководцем был Рамсес II.
Он правил приблизительно в 1279 – 1213 годах до нашей эры. Фараон вел войны с
могущественным царством хеттов.

image001

Хетты появились в Азии на рубеже III — II тысячелетий
до нашей эры и создали сильное государство – Хатти. Они обладали
значительными запасами железной руды и владели секретом обработки железа.
Наличие железного оружия давало хеттам неоспоримое преимущество над врагами.

В XIV веке до
нашей эры хеттское царство стало главным соперником египтян на Ближнем Востоке.
На границе двух царств между хеттами и египтянами происходили столкновения за
обладание крепостью Кадеш, расположенной на реке Оронт.

image002

В 1275 году до нашей эры между Египетским и Хеттским
царствами началась война, которая продолжалась около двадцати лет и закончилась
подписанием мирного договора, но об этом чуть позже.

Самым значимым сражением в этой войне явилась битва
при Кадеше
.

Силы сторон были неравны. Рамсес собрал
двадцатитысячное войско. У хеттского царя Муваталли
II было тридцать пять тысяч воинов. В распоряжении Рамсеса находилось около
полутора тысяч колесниц, четыре тысячи пехотинцев.  У Муваталли
– около трех тысяч колесниц и около пяти тысяч пехоты.

Однако египетские колесницы были более легкие, а
значит и более маневренные. К тому же египтяне поражали врагов из лука на
расстоянии, а хетты – точным ударом копья. Египетские воины были более
дисциплинированы. А преимуществом хеттов было использование железного оружия.

Итак, в 1274 году до нашей эры Рамсес второй направил
свои войска к крепости Кадеш. Тоже самое сделал и
хеттский царь Муваталли второй.

Армия фараона была разделена на четыре отряда,
названных по имени египетских богов: Амон, Ра, Птах и Сет. Рамсес командовал
отрядом Амон. На пути к Кадешу солдаты фараона
захватили двух путников, которые на самом деле оказались хеттскими лазутчиками.
Они сообщили Рамсесу, что армия Муваталли находится
на расстоянии ста пятидесяти километров от Кадеша.
Что на самом деле было ложью. В реальности хеттская армия была уже у крепости.

Здесь-то молодой фараон и допустил ошибку. Не проведя
разведки, он направился к Кадешу. Армия фараона
растянулась на многие километры. Отряд Амон уже переправился через реку Оронт и разбил лагерь, другие отряды либо заканчивали
переправу, либо еще не приступали к ней. Этим и воспользовался хитрый Муваталли. Он атаковал отряд Ра и практически полностью его
уничтожил.

Тем временем еще одни лазутчики сообщили Рамсесу, что Муваталли стоит у Кадеша и не
решается атаковать армию фараона. Рамсес собирает военный совет, во время
которого в лагерь египтян врываются хеттские колесницы. Казалось бы, все
очевидно: армия египтян разбита, фараон взят в плен или убит — сражение
проиграно…

Но не тут-то было. Воины из отряда Амон стали драться
не на жизнь, а насмерть и благодаря храбрости и дисциплине умудрились выстоять.
Находясь в окружении, фараон Рамсес проявил личное мужество в борьбе с врагами:
он организовал отпор хеттам и оттеснил их к стенам крепости.

В тот же день у стен Кадеша
разыгралось трехчасовое сражение с участием более двух тысяч колесниц.
Египетские колесницы шесть раз атаковали хеттов. Тут подоспел отряд Птах и
прогнал с поля боя вражеские отряды.

Ночью и Рамсес, и Муваталли
готовились к новому сражению.

На следующий день все повторилось: в бою сошлись
несколько тысяч колесниц. В этой схватке поле боя осталось вновь за египтянами
(остатки армии хеттов укрылись в крепости). Но египетская армия понесла такие
потери, что уже не могла продолжать осаду крепости.

Каждая их сторон считала себя победителем: египтяне –
потому что им дважды удалось оттеснить с поля боя хеттов; хетты потому, что
египтяне ушли, не пытаясь осадить крепость.

Понятно, что война на этом не закончилась, она
продолжалась еще около двадцати лет.

А чем все закончилось? А закончилась эта война в 1258
году до нашей эры подписанием мирного договора между Египтом и царством Хатти.
Стороны обещали жить в мире и помогать друг другу в случае опасности с третьей
стороны: «…Впредь и до конца вечности, в соответствии с замыслами великого
правителя Египта, равно как великого царя страны хеттов, бог не даст благодаря договору
случиться вражде между ними…»

Кстати этот мирный договор был записан на серебряной
пластине и является древнейшим международным документом, дошедшим до наших
дней.

После правления Рамсеса II древнеегипетское государство
постепенно утрачивало свое былое могущество. Завоеватели разоряли страну и
ослабляли власть фараонов. В VI веке до нашей
эры Египет был завоеван Персией.

Народное восстание в Древнем Египте

Около 4 тысяч лет назад в Египте вспыхнуло крупное восстание. Об этих событиях сохра­нился красочный рассказ, написанный вельможей по имени Ипусер. Этот письменный памятник так и называется — «Ре­чение (то есть рассказ) Ипусера». Правда, это не историческая летопись, а литературное произведение, написанное под впе­чатлением увиденного.

Взбунтовались бедняки, крестьяне и ремесленники про­тив власти фараона, вельмож, чиновников, писцов. В восста­нии участвовали и рабы.

Вторжение гиксосов

Скорее всего, восстание было подавлено, но оно наверняка было не единственным. Восстания ослабляли страну, но около 1700 года до н.э. страну постигло новое бедствие. В Египет из Азии вторглись иноземцы-гиксосы. Они захватили дельту Нила, а затем подчинили себе Южный Египет. Почти на полтора века египтяне потеряли независимость.

Борьбу против гиксосов возглавили правители города Фивы, расположенного в Южном Египте. К 1550 году до н.э. вся страна была освобождена. Фивы стали столицей Египта, правители Фив — фараонами. Большое влияние приобрели фиванские жрецы. В Фивах бог солнца почитался под именем Амона. Главный бог всего Египта стал именоваться Амон-Ра.

Войско и оружие древних египтян

В борьбе с гиксосами египтя­не многое переняли у них. Поя­вились лошади и боевые колес­ницы — с возницей и лучником. Запряжённые парой лошадей, ко­лесницы наносили стремительные удары по вражескому войску, рас­страивая его ряды. На колесницах сражались даже сами фараоны.

И всё же главную роль по-преж­нему играло пешее войско, во­оружённое бронзовым и медным оружием. Воины носили панцири из кожи или плотного полотна с нашитыми металлическими плас­тинами, закруглённые в верхней части щиты. Наконечники копий, боевые топоры и длинные кинжа­лы изготавливались из бронзы. Такую пехоту называли тяжелово­оружённой. Были ещё отряды лег­ковооружённых пеших воинов — лучников и копейщиков, метавших дротики (короткие копья).

Рассказ о египетском войне 5 класс
Завоевания египетских фараонов
Рассказ о египетском войне 5 класс
Древнеегипетский воин. Современный рисунок

Набирали воинов по всему Египту — одного от десяти взрос­лых мужчин. Появились отряды наёмников. Среди них было много ливийцев, жителей Ливий­ской пустыни, расположенной к западу от Египта.

Завоевания Тутмоса III

За Синай­ской пустыней у восточного побережья Средиземного моря тянутся Палестина, Финикия и Сирия. Изгнав гиксосов, фара­оны начали завоёвывать эти страны.

Самым знаменитым завоевателем был фараон Тутмос III (1479—1425 гг. до н. э.). Он рано лишился отца, и, пока был малолетним, власть захватила его мачеха, царица Хатшепсут. При ней Египет восста­новился после нашествия гиксосов, было построено много красивых храмов, процве­тала торговля. Тутмос повзрослел. Он вырос сильным и смелым, стремился к военным победам. Но царица до самой своей смерти единолично управляла Египтом. Став хо­зяином страны, Тутмос III (3) немедленно двинул египетские войска в Азию.

Первый поход фараон совершил на го­род Мегиддо в Палестине. Он разгромил войска сирийских и палестинских прави­телей и после 7-месячной осады взял го­род. Сохранились сведения о 15 походах Тутмоса III (3) в Азию. Египет­ские войска дошли до Евфрата — «реки, те­кущей в обратном направлении». Так егип­тяне прозвали Евфрат, удивляясь, что он, в отличие от Нила, течёт с севера на юг.

Рассказ о египетском войне 5 класс
Хатшепсут. Древнеегипет­ская скульптура
Рассказ о египетском войне 5 класс
Тутмос III (3). Древнеегипетская скульптура

Тутмос III (3) не ограничил­ся завоеваниями в Азии. Он, покорив Нубию, страну, распо­ложенную в районе нильских порогов, и племена ливийцев, жившие к западу от Нила. Границы египетских владений теперь простирались с севера на юг на 3200 километров — от Евфрата до Нубии. В XV (15) веке до н.э. Египет стал самым могущественным государством в мире.

Ограбление завоёванных стран

Египетское войско грабило и разоряло захваченные города и страны. Побеждённых облагали данью. Они должны были присылать в Египет металлы, драгоцен­ное дерево, ремесленные изделия, зерно, скот и даже людей. Из Нубии фараоны получали золото и слоновую кость, из Сирии — медь и серебро. Египет наполнился пленниками, превращёнными в рабов.

Награбленные богатства позволили фараонам развернуть об­ширное строительство. Столица Египта Фивы стала огромным городом с храмами и дворцами фараонов и знати.

Рассказ о египетском войне 5 класс
Колонны храма Амона-Ра в Фивах

Фараоны щедро награждали знать и военачальников, но особенно разбогатели жрецы. До наших дней сохранились величественные руины храма Амона-Ра в Фивах. Это самый большой храм не только в Египте, но и во всём мире. В его глав­ном зале установлены 134 колонны. Некоторые из них имеют высоту 21 метр и 10 метров в обхвате.

Эхнатон

Жрецы бога Амона-Ра накопили огромные богатства — крупные земельные владения, десятки тысяч рабов, золото, драгоценности. Всем этим в избыт­ке владели храмы. Жреческие должности часто переходили по на­следству. Поэтому жрецы всё меньше считались с фараонами. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Но вот в XIV (14) веке до н.э. на престол вступил самый не­обычный из всех фараонов. Он известен под именем, которое сам себе придумал, — Эхнатон. Молодой фараон объявил, что в мире существует только один бог, достойный почитания, — Атон, а сам он — сын и верховный жрец этого бога. Эхнатон — значит «угодный Атону». Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, заканчивающимися ладонями.

Рассказ о египетском войне 5 класс
1. Поклонение Атону. Древнеегипетский рельеф. 2. Эхнатон. Древнеегипетская скульптура

В стране были закрыты многие храмы прежних богов. Же­лая подорвать влияние фиванских жрецов, Эхнатон построил новую столицу Ахетатон (Горизонт Атона). И всё же жрецы одержали победу. Пока Эхнатон был жив, они признавали Ато­на, но когда фараон умер, верховным богом в Египте вновь объ­явили Амона-Ра. Население страны не было готово к вере в еди­ного бога. Город Ахетатон забросили, имя фараона-мятежника предали проклятию. Борьба между жрецами и фараонами, меж­ду египетскими вельможами ослабляла Египет. В дальнейшем египетские фараоны потеряли все завоёванные земли.


0x20 q markВопросы по этому материалу:

  • Почему в Египте вспыхнуло восстание?

  • Кто и против кого организовал восстание в Египте?

  • Сравните правление Хатшепсут и правление Тутмоса III (3).

  • Каковы причины побед египетских завоевателей?

  • Как завоевательные похо­ды влияли на развитие Египта?

  • Почему жрецы после смерти Эхнатона вновь вернули Еги­пет к многобожию?

  • Рассказ о египетских пирамидах 5 класс кратко
  • Рассказ о евгении плющенко на английском языке с переводом
  • Рассказ о евпатии коловрате и его подвиге
  • Рассказ о египетском воине история 5 класс
  • Рассказ о египетском вельможе 5 класс история