Рассказ о египетском боге тот

Доброе утро! всемирная метеорологическая организация официально признала температурным рекордом для арктики 38 градусов, зафиксированные в июне прошлого года в якутском

Доброе утро!

Всемирная метеорологическая организация официально признала температурным рекордом для Арктики +38 градусов, зафиксированные в июне прошлого года в якутском городе Верхоянске. Но нет худа без добра: Илон Маск объявил, что его компания Space X открывает программу по производству ракетного топлива из двуокиси углерода, выведенной из атмосферы, – глядишь, и упадет температура. Жаль только – жить в эту пору прекрасную… Пока же новости такие:

  • В Беларуси Сергей Тихановский приговорен к 18 годам колонии, блогер Игорь Лосик – к 15, остальные обвиняемые по делу получили от 16 до 14 лет.
  • Госдума приняла закон о бесконечном переизбрании губернаторов.
  • The Insider оштрафован на 500 тысяч рублей за отсутствие маркировки «иностранный агент». Теперь сайт могут заблокировать.
  • По данным «Левады», 75% россиян не исключают войны между Россией и Украиной.

Беларусь впереди планеты всей

В СИЗО Гомеля огласили приговор по «делу Тихановского». Суд начался 24 июня, заседания проходили в СИЗО в закрытом режиме. Обвиняемые с момента задержания уже провели за решеткой более полутора лет: все они были задержаны еще до президентских выборов и начала протестов. Сергей Тихановский, планировавший выдвигаться в президенты Беларуси, осужден на 18 лет лишения свободы в колонии усиленного режима. Медиаконсультант Радио Свобода Игорь Лосик приговорен к 15 годам, блогер Владимир Цыганович – тоже к 15. Оператор YouTube-канала «Страна для жизни» Артем Саков и модератор соцсетей «Страна для жизни» Дмитрий Попов получили по 16 лет колонии усиленного режима, а лидер незарегистрированной Белорусской социал-демократической партии «Народная грамада» Николай Статкевич – 14 лет. Кроме того, осужденные должны выплатить почти миллион долларов в качестве компенсации за якобы нанесенный ущерб.

Светлана Тихановская назвала приговор мужу личной местью Лукашенко, жена Игоря Лосика Дарья опубликовала страстное обращение к Лукашенко, в котором рассказывает, через что – из-за этого сфабрикованного дела – прошла она сама и ее семья. Она хочет, чтобы Лукашенко объяснил ей, зачем это делается. США и ЕС резко осудили вынесенные в Гомеле приговоры.

Но уже возникли основания для новых приговоров: Лукашенко ввел уголовную ответственность за призывы к санкциям в отношении Беларуси (до 12 лет), а парламент Беларуси единогласно одобрил законопроект «О геноциде белорусского народа» (нет, это не инструкция по проведению геноцида собственного народа, это рассказ о злодеяниях нацистов во время Второй мировой войны, за «отрицание» которых теперь будут сажать на срок до 5 лет, а в отдельных случаях – до 10). Мысль, стоящая за этим законотворческим актом, в том, что Запад снова ведет «информационную войну» против многострадальной Беларуси.

Прочие приговоры и задержания:

  • Участники фолк-группы Irdorath, супруги Владимир и Надежда Калач приговорены к двум годам колонии по обвинению в грубом нарушении порядка и обучении, подготовке или финансировании таких действий (они играли на протестных акциях летом и осенью 2020 года).
  • Задержана преподавательница журфака БГУ Ксения Мартуль, ее телеграм-канал Gender-gap взломали и все оттуда удалили. В заявлении властей сказано, что канал пропагандировал «нетрадиционные ценности», рекламировал «извращения», навязывал «мнения, чуждые белорусскому народу». Сейчас Мартуль находится на Окрестина.
  • Задержан директор IT-компании Aivitam Дмитрий Досов – его обвиняют в том, что он был подписан на один из телеграм-каналов, объявленных в Беларуси «экстремистскими». Опубликовано покаянное видео с его участием.
  • Развернулась новая волна политических увольнений: вот несколько историй белорусов, оказавшихся без работы за участие в «неправильных» чатах или просто инакомыслие.

Организация публичной власти в России

Госдума в третьем чтении одобрила законопроект об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ, дающий губернаторам право избираться больше двух раз подряд, а Путину – право лишать их полномочий без объяснения причин. Политолог Татьяна Становая сравнивает новую систему власти с гигантской матрешкой-Путиным, внутри которого сидят матрешки поменьше: федеральное правительство, внутри которого губернаторы, внутри которых региональные парламенты и т.д. Таким образом, известная сказочная присказка про иглу в яйце, яйцо в утке, утку в зайце и т.д. оказалась вывернутой наизнанку, и пока не ясно, хорошо это или плохо.

Парламент Чечни (сидящий внутри Кадырова, который, в свою очередь, сидит внутри Мишустина, и т.д.) обратился в Генпрокуратуру России с просьбой выяснить, не было ли в речи режиссера Александра Сокурова на встрече СПЧ с Путиным возбуждения ненависти и публичных призывов к нарушению территориальной целостности России.

Принятый Госдумой закон о публичной власти, кроме того, снижает роль партий в регионах: выборы в местные парламенты теперь можно проводить вообще без их участия, ограничившись одномандатниками. Тем важнее становится всероссийская роль «Единой России»: депутат Госдумы от «Единой России» Мария Бутина (та самая, что инспектировала колонию Навального для RT, а ранее сидела в американской тюрьме за незадекларированное лоббирование российских интересов в США) в данный момент занята разработкой общефедерального стандарта детских игрушек.

Агенты

Верховный суд России продолжил рассмотрение иска Генпрокуратуры о ликвидации «Международного Мемориала». Судья не разрешила снимать процесс на видео, о происходившем в зале заседаний можно прочитать в текстовой трансляции «Медиазоны». У здания суда полиция задержала пикетчика, развернувшего плакат в поддержку «Мемориала» и политзаключенных. Прения сторон назначены на 28 декабря.

Роскомнадзор потребовал заблокировать издание The Insider. Ранее Таганский суд Москвы оштрафовал The Insider и чешское агентство Medium-Orient на 500 тысяч рублей каждое за отсутствие маркировки “иностранного агента”.

Все журналисты, объявленные в России «иностранными агентами», стали лауреатами учрежденной Ходорковским премии для независимых медиа «Профессия – журналист».

Арестанты и отверженные

  • В Европарламенте сегодня состоится церемония награждения Навального премией имени Сахарова «За свободу мысли» – ее получит дочь Навального Даша. Накануне Даша и бывший координатор региональных штабов Навального Леонид Волков встретились с членами комитета Европарламента по международным делам. Волков призвал ЕС к жестким санкциям против Путина и его ближайшего окружения.
  • Сам Навальный «охреневает от цен» в тюремном ларьке: в соцсетях опубликован его пост о продуктовых закупках, которые два раза в месяц может позволить себе зек. Потратить можно только 9 тысяч рублей в месяц (такой установлен лимит), и Навальный чувствует себя российским пенсионером, у которого большей суммы на продукты чаще всего просто нет.
  • Бывшая глава уфимского штаба Навального Лилия Чанышева, обвиняемая в «создании экстремистской организации» (то есть, собственно, штаба Навального), рассказывает в письменном интервью из московского СИЗО-6, почему арест для нее лучше, чем отъезд из России.
  • Здесь бывший старший дознаватель из Томска Юлия Суворова объясняет, как ее и ее коллег заставляют увольняться из полиции из-за того, что они были подписаны в соцсетях на ФБК, «Умное голосование» и другие проекты Навального.
  • Блогер Юрий Хованский, обвиняемый в оправдании терроризма за исполнение песни, рассказывает о фальсификации доказательств по его делу и невеселой жизни в «Крестах».

Запоздалая справедливость

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить «Новой газете» и ее журналисту Вячеславу Измайлову 8,2 тысячи евро в качестве компенсации морального вреда и судебных издержек по делу о публикациях расследований о семье Кадырова. Иск «Мемориала» по делу о клевете на Кадырова ЕСПЧ тоже удовлетворил (ранее российский суд признал «Мемориал» виновным в клевете на Рамзана Кадырова в связи с тем, что общество обвинило главу Чечни в смерти правозащитницы Натальи Эстемировой). Кроме того, ЕСПЧ назначил 16 тысяч евро компенсации из‑за закрытия газеты «Дуэль» и преследования ее главного редактора Юрия Мухина.

Тот же ЕСПЧ обязал России выплатить почти миллион евро компенсаций по делам о пытках на Северном Кавказе и внесудебным казням в Чечне.

Компенсации решением ЕСПЧ также присуждены четырем россиянкам – жертвам домашнего насилия; среди них Маргарита Грачева, которой муж из ревности отрубил кисти рук, она должна получить более 370 тысяч евро.

Правозащитный проект Gulagu.net сообщает, что из России вывезен новый видеоархив с записями пыток в колониях Красноярского края, Приморского края и Забайкалья. Из материалов этого архива, по словам основателя Gulagu.net Владимира Осечкина, станет ясно, что в пытках участвуют также сотрудники ФСБ.

Братские народы

Путин опять поговорил по телефону об Украине – на этот раз с президентами Финляндии и Франции (в ЕС, похоже, составили алфавитную очередь из стран – кому когда говорить с Путиным). Он опять потребовал «юридически зафиксированных гарантий» безопасности России (то есть нерасширения НАТО на восток). Те же требования огласил в разговоре со своей немецкой коллегой глава МИД России Сергей Лавров. Агентство Reuters пишет со ссылкой на источники, что в правительстве Германии не считают «Северный поток – 2» единственным рычагом давления на Россию (у «Газпрома», мол, есть и другие трубопроводы).

Вестей об отводе российских войск от украинской границы так и нет. На этом фоне Верховная Рада Украины упростила получение гражданства для воевавших на Донбассе иностранцев и политэмигрантов из России. А в России, по данным «Левада-Центра», 75% граждан не исключают войны с Украиной.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро вторника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России опять упал – до 28 343. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 75 тысяч; официальное число жертв достигло к утру вторника 291 749 человек (+1145 за сутки).

Судя по этим данным, отражающим не реальность, а настроения властей, эпидемиологическая ситуация в стране выправляется – люди в высших эшелонах власти, добившиеся отзыва законопроекта о QR-кодах на транспорте, именно так и считают. Путин тоже робко высказался против этих кодов – объяснив, что не время сейчас их вводить, Новый год на носу.

По оценкам властей Великобритании, штаммом «омикрон» в стране заражаются около 200 тысяч человек в день – эти данные основаны на моделировании, а не на статистике выявленных случаев. Как сверхзаразный «омикрон» может поменять общий ход пандемии, рассказано здесь (в данный момент – за недостаточностью данных – ничего нельзя утверждать с уверенностью).

Шесть ссылок

  • Убийства. История 11 покушений на российского императора Александра II. Или рассказ о том, как работала нацистская программа ликвидации «неполноценных».
  • Свобода, безвластие. Отрывок из книги Рут Кинны «Никакой власти. Теория и практика анархизма» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – о вымышленном мире «боло-боло», одновременно похожем и непохожем на мечты князя Кропоткина. Или фрагмент из исследования Мэгги Нельсон «О свободе. Четыре песни о заботе и принуждении» (изд-во No Kidding Press) – о свободе в искусстве.
  • История науки. Отрывок из книги астрофизика Марио Ливио «Галилей и отрицатели науки» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – об истоках конфликта Галилея со Священной канцелярией и папой римским. Или фрагмент из книги физика-теоретика Митио Каку «Уравнение Бога: В поисках теории всего» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – о рождении и первых достижениях квантовой теории.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

7 декабря 2021 г. 14:52

В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник Георгий Харин


1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.

2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.

3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;­Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.

5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.

6 Там же.

7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.

8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.

9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.

11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.

13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.

15 Там же.

16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.

17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.

18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.

19 Сказание о Мамаевом побоище.

20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.

21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.

22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

21 декабря 2021 г. 12:12

18 декабря 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Мы каждые выходные задаем свои вопросы по главным темам в России и в мире председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: На этой неделе комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей поддержит законопроект об ужесточении требований к показу в Интернете фильмов и сериалов, где есть сцены с нетрадиционными сексуальными отношениями и девиациями. Сейчас, насколько мы знаем, этот закон запрещает пропаганду среди несовершеннолетних. Данная инициатива — это уже прямой заход на территорию взрослых, которые сделали свой выбор: сами определились, с кем им жить, какого эротического содержания фильмы им смотреть. Как Вам кажется, не ущемление ли это прав совершеннолетних людей нетрадиционной ориентации?

Митрополит Иларион: Я думаю, что государство вправе регулировать информационную политику не только на телеканалах, но и в Интернете — на тех площадках и платформах, которые подконтрольны государству. В Интернете есть очень много неподконтрольного контента, и те, кто желает его найти, все равно найдут, они обойдут запреты, которые существуют.

Но вопрос ведь заключается в том, какой продукт предлагается людям, что они будут смотреть. Ограничения уже существуют: запрещены, например, сцены насилия, нецензурная лексика, тем не менее, в Интернете очень много и того, и другого. Я думаю, что и этот запрет будет обойден. Однако любые меры, направленные на сохранение целостности семьи, на поддержку традиционной семьи (то есть такой, которая состоит из двух супругов — мужчины и женщины), следует поддержать, особенно в нынешней тяжелой демографической ситуации.

Е. Грачева: В Москве была подписана хартия «Цифровая этика детства», к ней присоединились девять интернет-компаний. Эта хартия определяет основные принципы, ценности и правила поведения в онлайн-пространстве. Иностранные компании тоже были приглашены присоединиться к этой хартии, другой вопрос, захотят ли они. До недавнего времени я не припомню, чтобы иностранные компании стремились подписывать какие-то этические своды на территории Российской Федерации. Важна ли эта инициатива, как Вы думаете?

Митрополит Иларион: Я думаю, что это очень важная и своевременная инициатива, потому что мы должны защищать наших детей от разного рода тлетворных влияний. К сожалению, то, что мы видим сейчас на Западе — это ни что иное, как развращение детей, которых чуть ли не с младенчества, еще с дошкольного возраста начинают обучать разного рода сексуальным извращениям. Когда мальчику говорят: ты еще должен подумать, мальчик ты или хочешь стать девочкой, а если хочешь стать девочкой, то тебе в этом помогут; с младенчества внушают, что биологический пол — это не то же самое, что гендер, который человек якобы может выбрать для себя сам. Не говоря уже о том, что детям и подросткам делают операции по изменению пола. Я думаю, что любые меры, направленные на сохранение детей от такого рода влияний, следует приветствовать, но я согласен с тем, что зарубежные компании, которые такую политику не поддерживают, вряд ли к ней присоединятся.

Е. Грачева: Владыка, в Москве прошла всероссийская конференция по теологии (правда, там были и иностранные участники). Свое приветствие направил и Патриарх Кирилл, и президент РФ Владимир Путин. Открывалась конференция, что примечательно, в МИФИ, а продолжилась в РАНХиГС — в светских учебных заведениях. В связи с этим у многих может возникнуть вопрос: зачем в светском вузе студентам, которые и так перегружены огромным количеством дисциплин, еще и теология, какая здесь связь? Что бы Вы таким скептикам ответили?

Митрополит Иларион: Я уже много лет отвечаю таким скептикам, поскольку являюсь заведующим кафедрой теологии в МИФИ. Когда мы создавали эту кафедру девять лет назад, было очень много вопросов: зачем ядерщикам теология? Такие вопросы задают и по поводу других учебных заведений, где возникают кафедры теологии. Но с тем же успехом можно спросить: а зачем ядерщикам знать историю России или читать Достоевского и вообще изучать литературу?

Само слово «университет» предполагает, что человек в этом учебном заведении будет получать не только узкую специализацию, но и знания по широкому кругу предметов. Никто теологию не навязывает ни ядерщикам, ни специалистам в области народного хозяйства и государственной службы. Однако теологические кафедры и теологические программы существуют для того, чтобы студенты, которые желают познакомиться с религиозной традицией и узнать о той или иной религиозной традиции из уст ее носителей, имели такую возможность.

Этой возможности наши студенты были лишены на протяжении семидесяти лет. Религия всячески замалчивалась, была гонимой, а студентам преподавали так называемый «научный атеизм», который по сути представлял собой собрание разного рода мифов о религиозных традициях. Сейчас нам удалось выправить это положение, и теология является признанным государством научным предметом, это научная область. Мы выдаем дипломы по теологии, которые признаются государством, дипломы государственного образца.

Но делается это не для того, чтобы индоктринировать людей: мы не превращаем кафедры теологии в подобие церковного амвона. Мы лишь даем возможность тем студентам, которые этого желают, познакомиться с религиозными традициями и получить информацию, что называется, из первых уст.

Кроме того, как было сказано в приветствии, которое направил нашей конференции Президент Владимир Владимирович Путин, «изучение религиозных традиций — это очень важный фактор стабильности в обществе», потому что, к сожалению, сегодня многие экстремисты и террористы совершают свои деяния и продвигают свою идеологию под религиозными лозунгами. Очень важно, чтобы каждый российский студент знал, где и какая религия, чему она учит: что, например, является учением ислама, а что — его искажением. Для этого и создаются теологические кафедры, причем это проект межрелигиозный. В нем участвуют и православные, и мусульмане, и иудеи — представители традиционных религий России.

Е. Грачева: Владыка, Вы на днях представили новый проект «Читаем Библию вместе»: «Новый Завет» — Священное Писание в аудиоформате, которое читают актеры по ролям. Есть музыкальное сопровождение, и Вы как композитор участвуете в этом проекте. По сути дела, это аудиоспектакль. Когда были подобные чтения произведений Льва Толстого, Достоевского, Пушкина, то это привлекало большое количество аудитории. Как Вам кажется, Священное Писание сегодня способно собрать такую же массовую аудиторию?

Митрополит Иларион: Священное Писание уже собирает массовую аудиторию. Давайте не будем забывать, что Библия — это самая читаемая и самая издаваемая на земле книга со времен изобретения книгопечатания. Почему важно, чтобы Библия звучала также в аудиоформате? Сегодня очень многие люди не читают письменные тексты, в то же время они часами слушают что-нибудь, когда, например, едут в машине на работу. Весь Новый Завет — это всего лишь 20 часов в аудиоформате, а вся Библия целиком — в зависимости от разных версий — от 120 до 150 часов в аудиоформате, то есть это не какой-то сверхъестественный подвиг — целиком прослушать Библию за несколько недель.

Почему мы решили сделать Библию именно в таком формате чтения по ролям? Потому что оно очень оживляет восприятие, а когда накладывается на музыку, то производит очень сильное впечатление, даже чисто эстетическое. Должен сказать, что я участвовал в этом проекте не только в качестве композитора. Я прослушивал все главы по несколько раз, исправлял ударения, работал с актерами, добивался того, чтобы актеры читали естественно, а не как им иногда свойственно, с искусственными интонациями.

Этот проект я представил Святейшему Патриарху к его 75-летию. Очень надеюсь на то, что он будет востребован не только в Русской Православной Церкви, но и в других христианских конфессиях. Скачать его можно бесплатно: достаточно зайти в AppStore или другие сервисы на мобильном телефоне, набрать «Читаем Библию вместе» и вы тут же получите этот продукт бесплатно. Правда, у нас пока готова только первая часть — Новый Завет, но я надеюсь, что в течение 2022 года мы закончим всю Библию целиком.

Е. Грачева: Я поздравляю Вас с новой ролью. Фактически Вы выступили как шоураннер этого проекта, как сказали бы в США.

Владыка, в Испании продолжаются ожесточенные дискуссии относительно закона об «исторической памяти», который сейчас разрабатывается правительством. Парламент должен его рассмотреть в течение зимы. Этот законопроект направлен на то, чтобы увековечить память жертв франкистского режима и, в частности, подразумевает секуляризацию одного из важнейших католических памятников на территории Европы. Речь идет о «Долине павших». Согласно законопроекту, из аббатства изгонят монахов-бенедиктинцев (ордена св. Бенедикта) и взорвут 150-метровый крест (один из самых высоких в мире), который находится на вершине комплекса. Вы наверняка следили за ходом обсуждения этого законопроекта. Как Вы это прокомментируете?

Митрополит Иларион: Я не только следил за ходом законопроекта, но и встречался с некоторыми лицами, имеющими непосредственное отношение к этой теме, в частности, с послом Испании. Мы очень обеспокоены дискуссиями, которые происходят вокруг этого памятника. Восстановление исторической памяти — это важная часть общественного бытия в любой стране. Это касается и нашей страны, и Испании. Но когда под видом восстановления исторической памяти или смещения акцентов в ту или другую сторону предлагается изгнать монахов из монастыря, взорвать крест, то это, конечно, мы никак не можем поддержать. Это не имеет, с нашей точки зрения, никакого оправдания.

Давайте вспомним нашу историю. Ведь у нас и храмы взрывали, и кресты уничтожали, и иконы сжигали — все это было названо наследием царизма. Храм Христа Спасителя в Москве взорвали, потому что это было «наследие царизма». А сейчас точно такие же деятели, которые пришли к власти в Испании, говорят, что надо взорвать 150-метровый крест, потому что это «наследие франкизма». Не имеет сейчас никакого значения, чье это наследие, если стоит крест. Крест — это символ христианства. Он воздвигнут во славу Христа, а не во славу Франко или какого-то другого диктатора.

Если говорить о «Долине павших», то действительно, этот мемориальный комплекс был создан во времена Франсиско Франко. Но там похоронено более 30 тысяч человек — это жертвы гражданской войны, которые воевали на разных сторонах. Монахи молятся за упокой этих людей. Почему монахов надо выгонять из монастыря, никто объяснить не может. Мы очень надеемся на то, что разум восторжествует и будут приняты такие решения, которые позволят сохранить память всех почивших, но при этом сохранится и крест на вершине холма, и монахи будут продолжать свое служение в том монастыре, в котором они сейчас живут и трудятся.

Я надеюсь на то, что Католическая Церковь сможет отстоять эти памятники, а испанское руководство примет правильные и сбалансированные решения.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что прокомментировали эти новости.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Здравствуйте, владыка Иларион! Обычно принято подходить к священнику на исповедь по одному, но в последнее время я все чаще становлюсь свидетелем всеобщей исповеди, где нет индивидуального общения, а священник читает разрешительные молитвы и дает всем общее благословение. Правильна ли такая исповедь и прощаются ли грехи при таком варианте?

Митрополит Иларион: Общая исповедь — это вынужденная замена индивидуальной исповеди. Она происходит в тех случаях, когда исповедников слишком много, когда, например, священник один, а на исповедь пришли триста человек, и он понимает, что не сможет и выслушать каждого по отдельности, и при этом еще совершить богослужение. В таких случаях совершается общая исповедь. В советское время это была довольно распространенная практика, потому что священников было мало, а прихожан много. В послесоветское время эта практика постепенно вышла из употребления.

В последнее время она возрождается в связи с пандемией коронавируса — это одна из санитарных мер, которые применяются для того, чтобы снизить риск заражения. Как вы понимаете, если священник беседует с каждым человеком по отдельности, то риск заражения серьезно увеличивается. Но это временная мера, она направлена именно на то, чтобы помочь всем нам поскорее избавиться от этой пандемии.

Общая исповедь не является стопроцентной заменой индивидуальной исповеди. Хотя бы иногда, раз в месяц или раз в несколько месяцев, нужно бывать на индивидуальной исповеди, потому что у каждого человека есть свои грехи, которые он сам своими устами должен назвать, а священник должен их услышать, помолиться об этом человеке и прочитать разрешительную молитву.

Вопрос: Слышал, что идея о едином Боге возникла еще задолго до возникновения Библии при египетском фараоне Эхнатоне. Тогда человечество еще не было готово ни воспринять, ни поверить в эту идею, поэтому с кончиной этого фараона она сошла на нет. Владыка, как Вы оцениваете эту гипотезу? Мог ли Бог уже в те времена давать людям некие знаки Своего существования?

Митрополит Иларион: Конечно, я думаю, что Бог в разные времена давал людям некие знаки Своего существования. Эхнатон пытался отказаться от многобожия, которое господствовало в Египте его времени, и приучить свой народ к поклонению единому Богу. При этом он считал, что единый Бог — это солнце, то есть он был не только поклонником единого Бога, но еще и солнцепоклонником. Он писал стихи в честь этого бога, создавались барельефы с изображением бога солнца. После того, как он умер (а фараоны в те времена жили недолго), этот культ был уничтожен, и уже следующий за ним фараон вернулся к многобожию, которое существовало в древнем Египте.

При этом, действительно, мы видим в разных культурах и в разные времена (в том числе в странах, в которых господствовало многобожие, язычество), попытки отдельных людей приблизиться к пониманию единого Бога. Здесь можно вспомнить и древнюю Грецию, можно вспомнить Платона, который в своем диалоге «Тимей» очень красочно описывает демиурга, то есть творца всей вселенной. По сути, речь идет о едином Боге. Хотя Платон не отказывался от языческой религии, но воспринимал ее философски. В его представлении тот Бог, который сотворил весь этот мир, занимал совершенно особое место.

Вопрос: Мой отец согласился на мое крещение при условии, что крестной матерью я возьму его сестру. Но так как тетя живет в другом регионе, он запланировал позвать в храм в качестве крестной знакомую, которую намерен представить священнику под именем своей сестры. Владыка, меня очень смущает попытка такой подмены, по сути, обмана, тем более в столь важный момент моей жизни. Как мне поступить?

Митрополит Иларион: Я думаю, что никакой обман, конечно, недопустим, когда речь идет о таинстве Крещения. Поэтому если это не сестра, так и нужно сказать. Если имеется в виду, что сестра будет как бы заочной крестной, то, наверное, об этом можно договориться со священником. Но совсем необязательно в таком случае выставлять какую-то другую женщину в качестве сестры.

Вопрос: Какие требования Церковь предъявляет к крестным родителям и какие обязанности возлагает на них?

Митрополит Иларион: Если речь идет о крещении младенца, то крестные — это обычно те, кто берут ответственность за христианское воспитание этого младенца. Если речь идет о крещении взрослого, то крестные — это люди, которые могут помочь уже взрослому человеку стать полноценным христианином. Поэтому самое главное требование, которое предъявляется к крестным, — чтобы они сами были полностью воцерковленными православными людьми, достаточно глубоко знали православную веру и могли помочь тому человеку, для которого они становятся крестными.

Вопрос: Можно ли провести обряд заочного отпевания человека, умершего много лет назад? Встретятся ли души людей, которых отпели при погребении, с теми душами почивших, по которым не проводилось отпевание?

Митрополит Иларион: Если человек умер и его не отпевали, то всегда можно совершить отпевание, в том числе заочно и много лет спустя. Как и с кем встречаются умершие после своей смерти, мы не знаем, но если послушать людей, переживших клиническую смерть (а таких людей и таких свидетельств довольно много), то часто они говорят, что встречали своих умерших родственников.

Отпевание совершается по отношению к тем людям, которые были крещены и были членами Церкви. Даже если они были не очень старательными членами Церкви, не причащались и не исповедовались, все равно таких людей мы отпеваем. Мы не отпеваем только тех людей, которые не были крещены, принадлежат к иным религиозным традициям или были противниками Церкви и не верили в Бога. Таких людей отпевать не принято, и их посмертная судьба оставляется на волю Божию.

Я хотел бы завершить эту передачу словами Иисуса Христа из Евангелия от Марка: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).

Я желаю вам всего доброго. Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

https://ria.ru/20211223/vyskazyvaniya-1765211184.html

«Могу выступить адвокатом Деда Мороза»: яркие высказывания Путина

«Могу выступить адвокатом Деда Мороза»: яркие высказывания Путина — РИА Новости, 23.12.2021

«Могу выступить адвокатом Деда Мороза»: яркие высказывания Путина

Президент России Владимир Путин за три часа 56 минут общения с прессой на большой пресс-конференции нашел яркие и запоминающиеся слова, чтобы ответить не только РИА Новости, 23.12.2021

2021-12-23T19:07

2021-12-23T19:07

2021-12-23T20:30

большая пресс-конференция владимира путина – 2021

политика

киев

сша

владимир зеленский

газпром

михаил мишустин

дед мороз

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/17/1765109124_0:0:3209:1805_1920x0_80_0_0_ba931ad56ee5e2bb588a372f31bfc88d.jpg

МОСКВА, 23 дек — РИА Новости. Президент России Владимир Путин за три часа 56 минут общения с прессой на большой пресс-конференции нашел яркие и запоминающиеся слова, чтобы ответить не только на самые актуальные вопросы повестки дня, такие, как, например, вакцинация и призывы антипрививочников, отношения с Западом и Украиной, транзит газа, закон об иноагентах, но и поговорить на неочевидные темы, в частности, о возможной защите Деда Мороза в суде.Всего главе государства было задано 55 вопросов от 507 аккредитованных на мероприятие журналистов.Самые яркие высказывания президента — в материале РИА Новости.»Не крутить хвостом»Путин высказался о тех, кто призывает не делать прививки от коронавируса. Такую позицию он назвал нечестной по отношению к людям.»В советское время никто не спрашивал: шлеп-шлеп — все пошли…» — напомнил глава государства.Сегодня те, кто руководил страной еще в советское время, находятся в первых рядах тех, кто борется с вакцинацией, заметил Путин.»Не крутить хвостом, зарабатывать дешевые очки на здоровье нации… Если мы будем доходчиво объяснять, то мы добьемся необходимых результатов… Другие способы контрпродуктивны», — сказал он.Адвокат Деда МорозаОдной из самых запоминающихся стала реакция главы государства на рассказ о 23-летнем юристе из Санкт-Петербурга, который подал в суд на Деда Мороза за то, что тот не исполняет его желания.»Я тоже юрист из Санкт-Петербурга, есть некоторые совпадения у нас… Могу выступить адвокатом Деда Мороза и напомнить истцу, что Дед Мороз исполняет желания и дарит подарки только хорошим девочкам и мальчикам. Пусть он проанализирует свое поведение и найдет то, что мешает Деду Морозу его одаривать к новогодним праздникам. Это будет основная линия защиты», — сказал Путин.О Зеленском и влиянии «нациков»Не обошлось и без вопросов про Украину. По словам Путина, президент этой страны Владимир Зеленский попал под влияние радикальных элементов, «нациков», вместо того, чтобы отвечать на запрос украинского народа о мире.»Вместо того, чтобы отвечать на запрос людей о мире, используя эти настроения в украинском обществе, президент Зеленский пришел к власти, и вместо того, чтобы их исполнять, попал, как и прежние руководители, под влияние радикальных элементов, как на Украине говорят, «нациков», — заявил он.Про отдых без Мишустина и отсутствие любимчиковНа пресс-конференции Путину пришлось объяснить, почему во время поездок с министром обороны Сергеем Шойгу на природу в Сибирь он не берет с собой премьера Михаила Мишустина.»Если мы еще и Мишустина будем брать с собой, то, помните, наверное, старый еврейский анекдот: «Кто в лавке-то останется? Кто работать будет?» — сказал президент.Также глава государства сообщил, что у него нет и не может быть любимчиков среди чиновников, и на какие-то недоработки он указывает вне зависимости от личных предпочтений.»У меня не может быть любимчиков, и такого не было никогда. Я со многими людьми работаю очень много лет и знаю их хорошо», — сказал он.После ФСБ» ни за кем не слежу»Не менее яркий ответ был дан Путиным на вопрос, следит ли он за творчеством блогеров.»Честно говоря, за работой блогеров мне не удается следить. Уже давно ни за кем не слежу, с тех пор, как перестал быть директором Федеральной службы безопасности»,- ответил президент.»Пятерочка» иноагентамНа вопрос иностранного журналиста о законе об иноагентах глава государства напомнил, что в России их деятельность не запрещена, и наш закон гораздо более либеральный, чем в США, где подобное законодательство было принято еще в 30-е годы.»А в чем разница (с Россией)? В том, что если вы не закрыли свою деятельность, вам грозит уголовная ответственность — до пяти лет лишения свободы. Даже в случае, если вы эту деятельность прекратили и свою организацию закрыли, это не освобождает вас от уголовной ответственности — пятерочка!» — рассказал он.»Россию нельзя победить»Путин во время итоговой пресс-конференции напомнил и об истории страны.»Если уж говорить об истории, хочу напомнить то, о чем говорили наши оппоненты на протяжении веков: Россию нельзя победить, ее можно только развалить изнутри», — сказал Путин, добавив, что на протяжении прошлого века это было сделано дважды — после Первой мировой войны и в 90-е годы.Противоядие от нетрадиционных ценностейЗашла речь и о «нетрадиционных ценностях», проникающих с Запада. Президент призвал искать эффективное противоядие.»То, что это придет – неизбежно. В условиях сегодняшнего мира это неизбежно, с интернетом, с коммуникациями современными, это неизбежно. Просто это так же, как и пандемия, коронавирусная инфекция. И новые штаммы появляются. И нам от этого никуда не деться. Нам нужно просто противоядие искать эффективное. Если кто-то считает, что женщина и мужчина – это одно и то же. Ну, ради Бога. Но есть какой-то здравый смысл «, — сказал он.Европа пытается «поддержать штаны» транзитерамНе менее ярким было высказывание президента о реверсных поставках газа по трубопроводу «Ямал-Европа».»Вместо того, чтобы подавать в Польшу и затем на Украину, пытаясь поддержать штаны там кому-то, лучше бы осуществлять дальнейшие поставки в Европу, в ту же Федеративную Республику (ФРГ — ред.) и повлиять на цену на споте. Потому что, чем больше объем продукта на рынке, тем цена будет меньше. Нет, туда начали качать, в обратную сторону. В этом проблема», — сказал Путин.»Врут все время»Глава государства выступил и в защиту «Газпрома», подчеркнув, что компания не виновата в возникновении энергокризиса в Европе, а звучащие из ЕС и Киева подобные обвинения — попытка поставить всё с «ног на голову».»Конечно, нет. Никакой здесь правды нет. Это просто попытка «с ног на голову» опять все поставить… Да врут все время, вот поэтому «тень на плетень» наводят», — сказал президент.

https://ria.ru/20211223/press-konferentsiya-1764858188.html

https://ria.ru/20211223/otnosheniya-1765123792.html

https://ria.ru/20211223/putin-1765170867.html

киев

сша

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

«А кто в лавке-то останется» – Путин объяснил, почему не отдыхает вместе с Мишустиным

Путин на вопрос почему не берет премьера отдыхать в Сибирь

2021-12-23T19:07

true

PT0M33S

«Россию нельзя победить»: самые яркие цитаты пресс-конференции Владимира Путина

Самые яркие цитаты пресс-конференции Владимира Путина

2021-12-23T19:07

true

PT1M13S

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/17/1765108997_0:0:2951:2213_1920x0_80_0_0_edea352d7a470b488c34ba2d32591f49.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

политика, киев, сша, владимир зеленский, газпром, михаил мишустин, дед мороз, россия

МОСКВА, 23 дек — РИА Новости. Президент России Владимир Путин за три часа 56 минут общения с прессой на большой пресс-конференции нашел яркие и запоминающиеся слова, чтобы ответить не только на самые актуальные вопросы повестки дня, такие, как, например, вакцинация и призывы антипрививочников, отношения с Западом и Украиной, транзит газа, закон об иноагентах, но и поговорить на неочевидные темы, в частности, о возможной защите Деда Мороза в суде.

Всего главе государства было задано 55 вопросов от 507 аккредитованных на мероприятие журналистов.

Самые яркие высказывания президента — в материале РИА Новости.

«Не крутить хвостом»

Путин высказался о тех, кто призывает не делать прививки от коронавируса. Такую позицию он назвал нечестной по отношению к людям.

«В советское время никто не спрашивал: шлеп-шлеп — все пошли…» — напомнил глава государства.

Сегодня те, кто руководил страной еще в советское время, находятся в первых рядах тех, кто борется с вакцинацией, заметил Путин.

«Не крутить хвостом, зарабатывать дешевые очки на здоровье нации… Если мы будем доходчиво объяснять, то мы добьемся необходимых результатов… Другие способы контрпродуктивны», — сказал он.

Адвокат Деда Мороза

Одной из самых запоминающихся стала реакция главы государства на рассказ о 23-летнем юристе из Санкт-Петербурга, который подал в суд на Деда Мороза за то, что тот не исполняет его желания.

«Я тоже юрист из Санкт-Петербурга, есть некоторые совпадения у нас… Могу выступить адвокатом Деда Мороза и напомнить истцу, что Дед Мороз исполняет желания и дарит подарки только хорошим девочкам и мальчикам. Пусть он проанализирует свое поведение и найдет то, что мешает Деду Морозу его одаривать к новогодним праздникам. Это будет основная линия защиты», — сказал Путин.

О Зеленском и влиянии «нациков»

Не обошлось и без вопросов про Украину. По словам Путина, президент этой страны Владимир Зеленский попал под влияние радикальных элементов, «нациков», вместо того, чтобы отвечать на запрос украинского народа о мире.

«Вместо того, чтобы отвечать на запрос людей о мире, используя эти настроения в украинском обществе, президент Зеленский пришел к власти, и вместо того, чтобы их исполнять, попал, как и прежние руководители, под влияние радикальных элементов, как на Украине говорят, «нациков», — заявил он.

Про отдых без Мишустина и отсутствие любимчиков

На пресс-конференции Путину пришлось объяснить, почему во время поездок с министром обороны Сергеем Шойгу на природу в Сибирь он не берет с собой премьера Михаила Мишустина.

«Если мы еще и Мишустина будем брать с собой, то, помните, наверное, старый еврейский анекдот: «Кто в лавке-то останется? Кто работать будет?» — сказал президент.

Также глава государства сообщил, что у него нет и не может быть любимчиков среди чиновников, и на какие-то недоработки он указывает вне зависимости от личных предпочтений.

«У меня не может быть любимчиков, и такого не было никогда. Я со многими людьми работаю очень много лет и знаю их хорошо», — сказал он.

После ФСБ» ни за кем не слежу»

Не менее яркий ответ был дан Путиным на вопрос, следит ли он за творчеством блогеров.

«Честно говоря, за работой блогеров мне не удается следить. Уже давно ни за кем не слежу, с тех пор, как перестал быть директором Федеральной службы безопасности»,- ответил президент.

«Пятерочка» иноагентам

На вопрос иностранного журналиста о законе об иноагентах глава государства напомнил, что в России их деятельность не запрещена, и наш закон гораздо более либеральный, чем в США, где подобное законодательство было принято еще в 30-е годы.

«А в чем разница (с Россией)? В том, что если вы не закрыли свою деятельность, вам грозит уголовная ответственность — до пяти лет лишения свободы. Даже в случае, если вы эту деятельность прекратили и свою организацию закрыли, это не освобождает вас от уголовной ответственности — пятерочка!» — рассказал он.

«Россию нельзя победить»

Путин во время итоговой пресс-конференции напомнил и об истории страны.

«Если уж говорить об истории, хочу напомнить то, о чем говорили наши оппоненты на протяжении веков: Россию нельзя победить, ее можно только развалить изнутри», — сказал Путин, добавив, что на протяжении прошлого века это было сделано дважды — после Первой мировой войны и в 90-е годы.

Противоядие от нетрадиционных ценностей

Зашла речь и о «нетрадиционных ценностях», проникающих с Запада. Президент призвал искать эффективное противоядие.

«То, что это придет – неизбежно. В условиях сегодняшнего мира это неизбежно, с интернетом, с коммуникациями современными, это неизбежно. Просто это так же, как и пандемия, коронавирусная инфекция. И новые штаммы появляются. И нам от этого никуда не деться. Нам нужно просто противоядие искать эффективное. Если кто-то считает, что женщина и мужчина – это одно и то же. Ну, ради Бога. Но есть какой-то здравый смысл «, — сказал он.

Европа пытается «поддержать штаны» транзитерам

Не менее ярким было высказывание президента о реверсных поставках газа по трубопроводу «Ямал-Европа».

«Вместо того, чтобы подавать в Польшу и затем на Украину, пытаясь поддержать штаны там кому-то, лучше бы осуществлять дальнейшие поставки в Европу, в ту же Федеративную Республику (ФРГ — ред.) и повлиять на цену на споте. Потому что, чем больше объем продукта на рынке, тем цена будет меньше. Нет, туда начали качать, в обратную сторону. В этом проблема», — сказал Путин.

«Врут все время»

Глава государства выступил и в защиту «Газпрома», подчеркнув, что компания не виновата в возникновении энергокризиса в Европе, а звучащие из ЕС и Киева подобные обвинения — попытка поставить всё с «ног на голову».

«Конечно, нет. Никакой здесь правды нет. Это просто попытка «с ног на голову» опять все поставить… Да врут все время, вот поэтому «тень на плетень» наводят», — сказал президент.

Самые красивые участницы большой пресс-конференции

Журналистка перед началом большой ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина в Центральном выставочном зале Манеж

1 из 13

Баярма Раднаева из телекомпании Буряад ТВ в Центральном выставочном зале «Манеж».

Заместитель директора главной дирекции информации МИА Россия сегодня Елена Глушакова задает вопрос на большой ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина в Центральном выставочном зале Манеж

2 из 13

Замдиректора главной дирекции информации МИА «Россия сегодня» Елена Глушакова задает вопрос Владимиру Путину.

Журналистка после завершения большой ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина в Центральном выставочном зале Манеж

3 из 13

Юлия Махалиева из Калмыкии приехала на пресс-конференцию в национальном костюме.

Журналистка фотографируется с актрисой Анной Хилькевич после завершения большой ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина в Центральном выставочном зале Манеж

4 из 13

Звезда сериала «Универ» Анна Хилькевич задала президенту вопрос о соцсетях.

Журналистка после завершения большой ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина в Центральном выставочном зале Манеж

5 из 13

Красный оказался самым популярным цветом мероприятия.

Журналистка перед началом большой ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина в Центральном выставочном зале Манеж

6 из 13

Журналистка из Казахстана Индира Бегайдар.

Журналистка перед началом большой ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина в Центральном выставочном зале Манеж

7 из 13

В преддверии Нового года журналистка издания Kostroma.today выбрала костюм Снегурочки.

Телеведущая Ирада Зейналова задает вопрос на большой ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина в Центральном выставочном зале Манеж

8 из 13

Телеведущая Ирада Зейналова задает вопрос на большой ежегодной пресс-конференции президента.

Журналистка фотографируется после завершения большой ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина в Центральном выставочном зале Манеж

9 из 13

Журналистка фотографируется после пресс-конференции.

Журналистка перед началом большой ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина в Центральном выставочном зале Манеж

10 из 13

Корреспондент газеты «Золотой Рог» Мария Цирлина.

Журналисты фотографируется после завершения большой ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина в Центральном выставочном зале Манеж

11 из 13

Журналисты фотографируются после завершения пресс-конференции в Манеже.

Журналистка перед началом большой ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина в Центральном выставочном зале Манеж

12 из 13

Журналистка на большой ежегодной пресс-конференции президента.

Журналисты перед началом большой ежегодной пресс-конференции президента РФ Владимира Путина в Центральном выставочном зале Манеж

13 из 13

Журналисты в Центральном выставочном зале «Манеж».

1 из 13

Баярма Раднаева из телекомпании Буряад ТВ в Центральном выставочном зале «Манеж».

2 из 13

Замдиректора главной дирекции информации МИА «Россия сегодня» Елена Глушакова задает вопрос Владимиру Путину.

3 из 13

Юлия Махалиева из Калмыкии приехала на пресс-конференцию в национальном костюме.

4 из 13

Звезда сериала «Универ» Анна Хилькевич задала президенту вопрос о соцсетях.

5 из 13

Красный оказался самым популярным цветом мероприятия.

6 из 13

Журналистка из Казахстана Индира Бегайдар.

7 из 13

В преддверии Нового года журналистка издания Kostroma.today выбрала костюм Снегурочки.

8 из 13

Телеведущая Ирада Зейналова задает вопрос на большой ежегодной пресс-конференции президента.

9 из 13

Журналистка фотографируется после пресс-конференции.

10 из 13

Корреспондент газеты «Золотой Рог» Мария Цирлина.

11 из 13

Журналисты фотографируются после завершения пресс-конференции в Манеже.

12 из 13

Журналистка на большой ежегодной пресс-конференции президента.

13 из 13

Журналисты в Центральном выставочном зале «Манеж».

бог тот

Одним из известнейших и величайших божеств, почитаемых жителями Древнего Египта, был Тот – бог мудрости и знаний. Также он известен под именем Атлант (так как был преемником мудрости погибшей Атлантиды). В греческой же мифологии Тоту соответствует Гермес Трисмегист, являющийся центральной фигурой герметизма и основателем алхимии. Именно об этом важнейшем и интереснейшем божестве и пойдет речь в нашей статье.

Жизнь Тота

Согласно дошедшим до наших дней легендам, Тот являлся обожествленным царем Древнего Египта. Жил он за несколько десятков тысяч лет до нашей эры, в эпоху, называемую историками царствованием Богов. Его также именовали Атлантом. Считалось, что он обладал тайным знанием, унаследованным от цивилизации погибшей Атлантиды.

Бог Тот взял в жены Маат – покровительницу Сути и Порядка. Близкой же его родственницей была Сешат – богиня письменности.

Чем занимался бог Тот?

Считалось, что Атлант является личным писцом великого бога Ра. Никакие древние боги не изображались так часто в обществе Ра, как Тот. Также считалось, что он занимается учетом и классификацией умерших душ во время суда Осириса. В то же время, его жена Маат определяет степень греховности усопших, взвешивая их сердца на специальных весах. В соответствии с этим, можно проследить веру жителей Древнего Египта в то, что справедливость в образе Маат и мудрость в образе Тота должны быть неразлучны, как муж и жена.

бог египта тот

Кроме этого, Атлант являлся посредником между богами и людьми. В соответствии с египетской мифологией он считался покровителем не только мудрости, но также письма, счета, точных наук и писцов. Кроме того, Тота называли создателем календаря и владыкой времени. Древнегреческий философ Платон в своих, дошедших до наших дней, трудах писал, что этот бог открыл своему народу числа и буквы, а также геометрию и астрономию. У древних греков Тоту соответствует бог по имени Гермес.

Бог Луны

Поначалу Тот ассоциировался в мифологии с образом ночного светила, однако позднее его место занял Хнум. По мнению современных историков, бог Тот стал покровителем мудрости именно из-за своей связи с астрономией, астрологией и Луной.

Исторический след

В древнеегипетской мифологии Тот оставил заметный след, проявив себя мудрейшим божеством. Несмотря на то что ему ни в одном сюжете не была уготована главная

древние боги

роль, во всех событиях он проявлял себя с наилучшей стороны. Так, к примеру, в одном из мифов бог Тот выступает посредником между Ра и Исидой, не вмешиваясь в их сложные отношения. При этом ему удается помочь Исиде спасти её сына Гора от укуса ядовитой твари. Выступая в его защиту, Тот так построил свою речь, что при необходимости её можно было истолковать и в качестве поддержки бога Сета. Таким образом, покровитель мудрости обладал также и внушающим восхищение дипломатическим талантом.

Кроме того, Тот являлся строителем Великой Пирамиды в Гизе, где он будто бы интегрировал свои древние знания и спрятал секреты цивилизации погибшей Атлантиды.

Также этот бог руководил работой важнейших архивов древнеегипетской цивилизации. Покровительствовал он и очень популярной и известной по сей день библиотеке Гермополя. Кроме того, по мнению древних египтян, Тот главенствовал над всеми языками мира, а также сам был языком для другого божества по имени Птах.

Обличие

бог мудрости и знаний

Аватарой (или воплощением бога на земле) Тота считалась птица ибис. Однако сегодня пернатых этого вида (по научному называвшихся лесными ибисами) уже не существует, так как их вытеснили другие птицы. До сих пор исследователи не могут точно ответить на вопрос о том, почему покровителем мудрости и знаний был выбран именно ибис. Возможно, древние египтяне наделили такими полномочиями птицу за какие-то черты её характера или же в связи с тем, что её перьями пользовались для письма.

Еще одним священным животным бога Тота являлся павиан. Сегодня, конечно же, мало кто согласится с тем, что эти обезьяны отличаются мудростью, однако жители Древнего Египта, впрочем, как и китайцы и индийцы, были уверены в высоком интеллекте упомянутых животных.

Как бы то ни было, бог Тот на большинстве изображений предстает с головой ибиса.

Поклонение

Судя по всему, во времена Древнего Египта наука не находилась на одном из первых мест в списке государственных дотаций. Невзирая на то что бог мудрости Тот был очень почитаем, до наших дней храмы, предназначавшиеся для поклонений ему, практически не уцелели. Так, сохранились лишь остатки двух святилищ: Туна-Эль-Гебель с разрушенным лабиринтом, и расположенный в десяти километрах от него Ашмунейн, который древними греками именовался «Великим Гермополисом». Согласно многочисленным археологическим исследованиям, именно Гермополис и выступал в качестве главного места поклонения Тоту. Вполне вероятно, что именно по этой причине древние египтяне и не возводили множества других святилищ.

Атрибуты

бог мудрости тот

Неизменным атрибутом Тота, присутствующим на всех его изображениях, является магический жезл «Кадуцей». По преданию, именно благодаря ему смертный человек стал богом Гермесом и получил доступ в три мира: Богов, мертвых и живых. Жезл представляет собой увенчанный солнцем и крыльями стержень, которые обвивают две змеи с открытыми пастями. «Кадуцей» символизирует энергию Кундалини. Также он отражает все, что происходит во Вселенной, в виде процессов триединства.

Еще одним неотъемлемым атрибутом Тота является палетка писца, олицетворяющая его покровительство языкам, письменности и разнообразным точным наукам.

Изумрудная скрижаль

По легенде, древнеегипетский бог Тот являлся автором огромного количества книг по астрологии, алхимии, медицине и химии. Считается, что всего он написал более 36 тысяч трудов, главным из которых выступает знаменитая «Изумрудная скрижаль». Древние египтяне верили, что на изумрудной пластине небольших размеров божество сумело уместить всю мудрость нашей Вселенной. Согласно другому поверью, «Скрижаль» была обнаружена в могиле Тота, похороненного в Великой Пирамиде Гизы Александром Македонским в IV веке до нашей эры.

Изумрудные пластины дошли и до наших дней, поэтому неудивительно, что их изучало и продолжает изучать множество ученых. По мнению одного из них, доктора Мориса Дореаля, опубликовавшего в 30-х годах прошлого века перевод текста «Скрижали», письмена на ней датируются примерно 36 тысячами лет до нашей эры. Исследователь утверждает, что после гибели легендарной Атлантиды Тотом была основана колония в Древнем Египте. Подтверждением тому служит наличие на «Скрижали» знаков языка, на котором, по всей видимости, говорили древние атланты.

Также считается, что часть знаний, которые бог Египта Тот передал людям, заключена

древнеегипетский бог тот

в системе Таро, карты которой произошли от золотых табличек – страниц в количестве 78 штук. Также, по преданиям эзотерических орденов, 22 картины Старших Арканов Таро изображены на стенах двадцати двух комнат в одном из египетских храмов, где проходило посвящение учеников-магов в тайные ритуалы их наставниками.

Еще одним доказательством существования Гермеса являются древние папирусы, описывающие, как фараон Хеопс (или Хуфу) занимался поисками «ковчега мудрости Тота». Эта реликвия дошла и до наших дней, была изучена учеными с использованием самых современных методов и сегодня находится на хранении в Берлинском музее.

  • Рассказ о дружной работе с фразеологизмами
  • Рассказ о дятле 1 класс окружающий мир 5 7 предложений
  • Рассказ о дружине 3 класс
  • Рассказ о дубе 2 класс кубановедение
  • Рассказ о дубровском младшем кратко