Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Дэвида Иглмена «Живой мозг. Удивительные факты о нейропластичности и возможностях мозга» (перевод Елены Лалаян).
Почему враг памяти — не время, а другие воспоминания? Почему мы каждую ночь видим сны и как это связано с вращением нашей планеты? Что общего между отменой лекарственного препарата и разбитым сердцем? Ответы на эти и многие другие вопросы — в новой книге известного нейробиолога Дэвида Иглмена. Вас ждут невероятные факты о величайшей технологии, скрывающейся в вашей голове. И это не просто рассказ о том, что такое мозг и как он работает. Вы узнаете, благодаря чему наш мозг способен меняться на протяжении всей жизни и как научиться контролировать его деятельность, чтобы сделать свою жизнь еще лучше.
Предлагаем прочитать фрагмент книги.
Как раздобыть себе тело получше?
Соблаговолит ли реальный док Ок проголосовать «за» всеми руками?
В третьем выпуске комикса «Удивительный Человек-паук» (дата релиза — июль 1963 года) ученый Отто Гюнтер Октавиус подключает к мозгу устройство, позволяющее управлять четырьмя дополнительными руками-роботами. Металлические щупальца обеспечивают такую же точность движений, как естественные конечности, благодаря чему ученый может безопасно для себя работать с радиоактивными материалами. Каждая роборука действует самостоятельно — как у вас, когда вы одной рукой держите руль, другой меняете радиостанцию на магнитоле, а ногой тем временем давите на газ.
К несчастью для доктора Октавиуса, произошедший из-за случайной утечки радиации взрыв повреждает его мозг, чем обрекает на жизнь злодея-преступника и заклятого врага Человека-паука. Движимый новообретенным осознанием собственного бессмертия, доктор Октавиус начинает использовать дополнительные руки-щупальца с дурными целями: вскрывает сейфы, карабкается по стенам зданий и осваивает новые методы многорукопашного боя. В своей новой личине он приобретает дурную славу как доктор Осьминог, или док Ок.
Когда в 1963 году вышел этот выпуск комикса, сама идея, что к мозгу можно напрямую подключить роботизированные конечности и легко управлять ими, как «родными» руками, воспринималась исключительно как научная фантастика. Поражает, однако, скорость, с какой данная идея перешагнула из области фантастики в реальную жизнь.
***
Выше мы видели, что мозг реорганизует себя, если его владелец теряет конечность, как в случае, когда по прихоти войны скрестились пути мушкетной пули и руки доблестного Горацио Нельсона. Но мы коснулись этой истории только в части входных данных. На выходе управляющая движениями тела кора (моторная карта) тоже адаптировалась. Когда нервная система догадывается, что утратила контроль над ранее имевшейся конечностью, кортикальная проекция утраченной конечности сжимается. Мозг перестраивается под соответствие новому плану тела.
Рассмотрим случай женщины — условно назовем ее Лаурой, — которая в результате серьезной травмы потеряла кисть руки. Ее первичная моторная кора в течение каких-то недель начала трансформироваться. Моторные зоны соседних с кистью руки мышц (ее бицепсы и трицепсы) мало-помалу аннексировали кортикальную территорию, ранее отвечавшую за кисть. Можно выразиться и по-другому: нейронам, которые прежде приводили в действие кисть руки Лауры, переписали должностные инструкции и подключили эти нейроны к бригаде, отвечающей за движение мышц плеча. Позже ученые изучили моторную карту Лауры, через череп посылая внутрь мозга слабые магнитные импульсы (неинвазивный метод транскраниальной магнитной стимуляции) и отмечая, какие мышцы сокращаются в ответ. Метод позволил определить, что за несколько недель кортикальная область, отвечающая за мышцы плеча, расширилась.
В следующих главах мы разберем, каким образом мозг проделывает такой финт, а пока сосредоточимся на вопросе: почему моторная система адаптируется подобным образом? Отвечаю: моторные зоны оптимизируют себя под управление наличным двигательным «оборудованием». Данный принцип открывает двери множеству возможных вариантов планов тела.
Никакой стандартной кальки!
Если обозреть животное царство, обнаружится великое разнообразие причудливых форм и типов конституции тела — от муравьеда до крота-звездорыла, от ленивца до рыбы-дракона, от осьминога до утконоса.
Но вот загадка: все твари в нашем животном царстве (в том числе и люди) обладают на удивление похожими геномами.
Как удивительные создания природы исхитряются искусно владеть настолько разнообразным двигательным инструментарием — хватательными хвостами, острыми когтями, необычной формы гортанями, щупальцами, усами и усиками, хоботами и крыльями? Почему горные козлы умеют шустро взбегать по головокружительным скалистым склонам? А совы — пикировать точнехонько на зазевавшуюся в ночных потемках мышь? И как лягушки навострились так ловко ловить языком мушек?
Чтобы понять это, обратимся к модели мозга имени мистера Картофельная Голова, подразумевающей, что к мозгу можно приторочить самые разные устройства ввода данных, как, впрочем, и вывода. В этом смысле Мать-природа позволяет себе экспериментировать с самыми немыслимыми моторными технологиями plug-and-play. Фундаментальные принципы действия мозга не требуется каждый раз перестраивать под ту или иную двигательную периферию — будь то пальцы, ласты или плавники; две ноги, четыре или все восемь; руки, когтистые лапы или крылья. Двигательная система сама придумывает, как приводить в действие доступные ей механизмы.
Возможно, в этом месте вы воскликнете: «Погодите-ка, есть вопрос! Если тела способны принимать самые странные формы, повинуясь случайному щелчку генома, почему мы не видим людей, родившихся с необычными вариациями строения тела?»
В том-то и дело, что видим. Например, иногда дети рождаются с хвостом (рис. 5.1), доказывая тем самым, с какой легкостью костяшки генетического домино опрокидываются, вызывая необычные вариации планов тела.
Рис. 5.1. Некоторые дети рождаются с хвостом, демонстрируя своим примером, что генетические вариации способны спровоцировать крупные изменения в архитектуре тела
Помимо хвоста, у новорожденного могут присутствовать лишние конечности. Например, в Шанхае не так давно на свет появился мальчик Цзе-Цзе с полностью развитой третьей рукой. Помимо правой руки, у ребенка две нормально развитые левые руки, одна чуть впереди и ниже другой (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Цзе-Цзе родился с дополнительной рукой
Иногда причиной подобных аномалий становится близнец-паразит: это когда зародыш одного близнеца слишком слаб для нормального развития и его поглощает более сильный, здоровый зародыш. Только у Цзе-Цзе случай совсем другой: это его генетическая программа велела телу вырастить третью руку. Бригада китайских хирургов провела малышу многочасовую операцию по удалению «внутренней» левой руки — трудное решение, поскольку обе левые руки были хорошо развиты. Чаще всего дополнительная конечность сморщена и явно недоразвита, что облегчает врачам выбор, которую из двух удалить. Между тем у каждой из двух левых ручек Цзе-Цзе имелась своя лопатка, что повышало сложность и риски операции.
Хвост или лишняя конечность у новорожденных показывают, что строение тела может специфически и явно меняться под действием крохотных генетических искажений. Стоит ли говорить, что такого рода генетические колебания, хотя и слабовыраженные, наблюдаются везде и повсюду вокруг нас: у кого-то руки длиннее обычного или пальцы коротковаты, большой палец ноги короче соседнего, полнее бедра или шире плечи.
Кстати, хотя наши ближайшие родичи шимпанзе генетически почти нам идентичны, строением тела они во многом отличаются от нас: у них выше располагается точка фиксации двуглавой мышцы плеча, бедра сильнее развернуты наружу, а пальцы нижних конечностей длиннее, чем у нас. Расположенному в темном тронном зале мозгу обезьяны легко заставить ее тело раскачиваться на деревьях и ходить на костяшках пальцев, а человеческому мозгу нетрудно понять, как соревноваться в пинг-понге и танцевать сальсу. В обоих случаях мозг элегантно определяет, как лучше всего управлять телом, в которое он встроен.
Мы поймем всю мощь этого принципа, если обратимся к примеру Мэтта Штуцмана, человека, родившегося без рук (рис. 5.3). Еще в юности его очень увлекла стрельба из лука, и он обучился управляться с луком и стрелами при помощи пальцев ног.
Рис. 5.3. Мэтт Штуцман, «безрукий лучник»
Плавным движением пальцев ноги Мэтт накладывает стрелу на тетиву, затем правой ногой поднимает лук — вся конструкция лямкой крепится к плечу, позволяя поднимать лук на уровень глаз. Затем ногой же натягивает тетиву, выдвигая ногу вперед, и, поймав мишень в прицел, выпускает стрелу. Мэтт не просто талантлив в стрельбе из лука, он лучший в мире лучник: на момент написания книги держит мировой рекорд в самой длинной непрерывной серии точных выстрелов из лука. Думается, не такое будущее могли бы напророчить безрукому младенцу врачи. Вероятно, они недооценивали, на какие ухищрения готов пойти его мозг, чтобы приспособить свои ресурсы к решению задач внешнего мира.
Примеры подобной гибкости мозга во множестве наблюдаются среди животного мира. Так, у собаки Фэйт от рождения нет передних лап, и она с самого щенячества училась передвигаться на задних лапах, то есть бипедально, как человек. Хотя мы могли бы предположить, что собачий мозг генетически запрограммирован под четвероногую локомоцию тела с полагающимся собаке строением, Фэйт демонстрирует нам великую готовность мозга передвигать по миру вверенное ему тело, обходясь тем двигательным аппаратом, какой дала нещедрая природа (рис. 5.4).
Рис. 5.4. Мозг приспосабливается к возможностям тела. Фэйт вынуждена передвигаться на двух задних лапах из-за отсутствия передних конечностей. Ее двигательные системы приспособились к особенностям тела и позволяют вести нормальную (если бы не назойливость папарацци) для собаки жизнь
Случаи безрукого лучника и двуногой собаки ярко высвечивают тот факт, что мозг не предназначен заранее для некоего конкретного тела, а вместо того сам адаптируется к уже имеющемуся, чтобы обеспечить ему движение, взаимодействие с миром и выживание. Действие этого принципа не ограничивается телом, в котором вы рождены, а распространяется на все возможности, какие может подбросить судьба. Посмотрите на Сэра Блейка, бульдога из Калифорнии, который освоил катание на скейтборде (рис. 5.5). Пес вспрыгивает на доску и отталкивается от земли передней лапой, чтобы разогнаться. Набрав скорость, он аккуратно ставит лапу на скейтборд и весь отдается езде. Как и человек, Сэр Блейк искусно смещает вес тела, чтобы объезжать препятствия. А как накатается, ждет, пока скейтборд почти остановится, и соскакивает с него. В эволюционной истории собаки нет даже намека на присутствие колес, поэтому пример Сэра Блейка подчеркивает способность мозга адаптироваться под новые возможности.
Рис. 5.5. Хотя эволюция выдала бульдогам лапы, а не колесики, Сэр Блейк без труда приспособился к новому способу передвижения
Вот еще пример: собака по кличке Шугар (Сахарок) освоила искусство серфинга (рис. 5.6) и даже удостоилась места на Международной аллее славы собак-серферов. Если отвлечься от Шугар, впору бы удивиться, что на свете есть такая аллея. Собачьи мозги обычно не подвергают глубоким научным исследованиям навыка маневрирования на лонгборде не хуже человека — а могли бы. Главное, чтобы собаке подвернулась возможность, а ее двигательные системы сами разберутся, как и что делать.
Рис. 5.6. В 2017 году Шугар завоевала титул «Лучшая в серфинге» на ежегодных соревнованиях собак-серферов Surf-A-Thon в Хантингтон-Бич. С ней соперничали собаки самых разных пород, от золотистых ретриверов до карликовых шпицев
Сэр Блейк, Шугар и их менее удачливые соперники феноменально искусны в катании по улицам и по волнам, а в иных случаях даже заткнут за пояс некий креативный биологический вид (не будем показывать пальцем), который изобрел эти спортивные занятия. Как собакам удается достичь таких вершин мастерства?
Моторный лепет
Младенец учится использовать рот и дыхание для формирования речи без помощи генов и Википедии — он просто лепечет. Звуки вылетают из крохотного ротика, и маленькие ушки улавливают их, а мозг сравнивает, насколько близки издаваемые им звуки тем, которые он слышит от родителей. Здесь малышу очень на пользу восторги пап и мам, когда у него получается произнести определенные сочетания звуков, как и отсутствие позитивного отклика на другие звуковые комбинации. Таким образом, постоянная обратная связь помогает ребенку улучшать навык речи, пока он не начнет гладко изъясняться на английском, китайском, бенгальском, яванском, амхарском, чукотском или любом другом из семи с лишним тысяч языков, на которых говорят обитатели нашей планеты.
Точно так же мозг младенца учится моторным движениям — посредством моторного лепета.
Понаблюдайте за младенцем в кроватке. Сколько хаотических движений он совершает: то пытается укусить большой пальчик на ножке, то стукается обо что-то лбом или дергает себя за волосики, сгибает-разгибает пальчики и прочее в том же духе. Так он учится сопоставлять свои действия c получаемыми в результате сенсорными ощущениями, то есть понимать язык собственного тела: он подмечает, как исходящие вложенные усилия связаны со следующими сигналами. Подобным образом мы все в какой-то момент научаемся ходить, отправлять в рот сладкие земляничины, держаться на поверхности воды в бассейне, висеть на перекладинах турника и прыгать «ноги вместе — ноги врозь».
Но, что еще больше радует, ту же нехитрую методу обучения мы пускаем в ход, когда добавляем нашему телу всевозможные расширения. Возьмем катание на велосипеде — эволюция, конструируя наш геном, даже не мыслила, что будет изобретено такое средство передвижения. На заре нашего биологического вида мозг человека больше приспосабливался лазать по деревьям, притаскивать в пещеру пищу, мастерить примитивные орудия и ходить на большие расстояния. Успешная езда на велосипеде предъявляет нам новый набор вызовов: удерживать корпус в равновесии, менять направление движением рук и мгновенно останавливаться, сжимая пальцы. Невзирая на все эти хитрости, любой семилетний мальчишка может продемонстрировать, что добавленное к плану тела расширение (велосипед) легко и непринужденно присоединяется к имеющемуся в моторной коре эскизу тела.
Но обычными велосипедами дело не ограничивается. Инженер-механик Дестин Сэндлин получил от приятеля весьма оригинальное транспортное средство: при повороте руля влево переднее колесо благодаря хитро сконструированной цепной передаче поворачивается вовсе даже вправо (рис. 5.7). И наоборот. Дестин искренне верил, что ему не составит труда освоить затейливый подарок, потому что концепция проста и понятна: поворачивай руль в сторону, противоположную желаемой, и все дела. Как оказалось, ездить на таком велосипеде невыносимо сложно, потому что для этого потребовалось разучиться нормально управлять рулевым колесом. Дестин убедился, что натренировать двигательную кору на новый способ руления гораздо труднее, чем постичь разумом, как это делается, ведь сам принцип работы он знал. Это, однако, не означало, что у него получается правильно рулить велосипедом на практике.
И всё же Дестин начал понемногу приобретать сноровку. При каждой попытке совершить какое-либо действие внешний мир присылал ему обратную связь (заваливаешься влево; сейчас врежешься в почтовый ящик; тебя несет под колеса грузовика), сообразуясь с которой Дестин корректировал последующие движения. Через несколько недель ежедневной практики он уже вполне сносно ездил. Чудо-велосипед он освоил тем же способом, каким дети учатся ездить на обычном: через моторный лепет.
Рис. 5.7. Велосипед с обратным действием рулевого колеса
Если вам случалось водить машину в другой стране с непривычной для вас стороной движения и нетрадиционным расположением руля, вы знаете, какое это тяжкое испытание. Например, если вы привыкли к правостороннему движению и оказались в Великобритании, где оно левостороннее (или наоборот), то много раз по ошибке свернете не так и не туда, прежде чем адаптируетесь к новым условиям. Но в конечном счете всё равно освоите езду, потому что ваша зрительная система подмечает последствия каждого действия и соответственно корректирует их. Если всё пойдет хорошо, нервная система успеет внести нужные поправки в ваши действия, прежде чем вы въедете в стог сена.
Тульский бронепоезд на исходной позиции.
Валерий Леонидович Большаков в год, когда началась война, был еще школьником.
Но его удивительная память до мелочей сохранила те события, о которых теперь мы можем узнать только из его рассказа.
Первая воздушная тревога
Прошли годы и десятилетия, но в моей памяти навсегда остались эти грозные дни. А на письменном столе стоят фотографии тех, кто отразил первый удар и спас нас от ужаса оккупации: Жаворонков, лейтенант Волнянский, капитан Горшков, комиссар Агеев, майор Зубков. Всегда я помню негромкий голос по радио 3 июля 1941 года: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!».
Тот самый дом, о котором идет речь в рассказе.
В 1941 году мне, Большакову Валерию, было десять лет. Я жил с мамой Галиной Александровной и бабушкой Александрой Петровной в Туле, в большом доме с мезонином на улице Глеба Успенского, 9. С нами жила мамина сестра Ирина Александровна с мужем Константином Борисовичем. Мама работала инженером-строителем на патронном заводе. Тетя Ира – в водоканале, дядя Костя – в облторготделе. Я учился в 6-й средней школе и весной перешел в третий класс.
Валерий Большаков у своего дома на улице Глеба Успенского.
22 июня был теплый, солнечный день. Я гулял во дворе с нашей собакой, взрослые были на работе (тогда был скользящий график выходных). Бабушка часов в одиннадцать пошла на базар. Часа через полтора возвращается – на ней лица нет. Сказала, что началась война: Германия напала на нас. На базаре она прослушала речь т. Молотова.
Через некоторое время загудели гудки заводов – начались митинги. Вскоре прибыли мама, тетя Ирина с мужем, стали обсуждать ситуацию.
Первые дней десять было спокойно, но председатель уличного комитета проверяла жителей домов и сверяла списки: продовольственные карточки готовились. Их стали выдавать в райисполкоме примерно через десять-двенадцать дней.
Особо хочу сказать о председателе уличного комитета. Им была жительница нашей улицы Надежда Ивановна Пшеничникова – женщина средних лет и удивительной энергии: она знала всех и всё, имела связь с милицией и НКВД.
В начале июля, с приближением немецкой армии, ввели светомаскировку, рекомендовали на стекла окон наклеить полоски бумаги. По распоряжению ГКО на чердаке надо было иметь бочку с водой, ящик с песком, лопату, топор. Щипцы для захвата зажигательных бомб быстро изготовили в наших артелях и развезли по домам. Приказано было силами жильцов вырыть во дворах защитные щели в пятидесяти метрах от дома. Нам помогали соседи.
Затем пожарные проехали вдоль улицы и разломали сараи и амбары, которые были ближе к дому, чем пятьдесят метров. Наш сарай уцелел, в доме №11 разломали. Затем с телеги в сопровождении Надежды Ивановны по списку раздали противогазы – нам дали четыре взрослых и один детский. Город к налетам авиации был готов.
Первая воздушная тревога была объявлена 20 или 21 июля в 13-14 часов. Я, мама (у нее был выходной), бабушка и собака побежали в сад к нашей щели, собака впереди. Однако все ограничилось зенитной стрельбой в районе Московского вокзала. Наверное, это был разведчик. Больше мы в щель не прятались, она служила складом для сельхозинвентаря. В 1945-м ее закопали.
Фронт приближался, город готовился к обороне.
В конце сентября начали рыть противотанковые рвы. Около нас ров вырыли на перекрестке улиц Пирогова и Пушкинской.
1 октября началась эвакуация заводов, занятия в учебных заведениях прекратились.
В начале октября по радио объявили, что в пригородных совхозах овощи на полях не убраны и разрешили их собрать для себя. Недалеко от нас, в конце ул. Оборонной, были большие поля совхоза «Парники». Мы с мамой взяли у соседей тележку и пошли. На полях уже было много народа. Мы решили собрать лук-репку – получился целый мешок, хватило на всю зиму.
Периодически объявляли воздушную тревогу, но в нашем районе было тихо – бомбили вокзалы и железную дорогу, пострадали там и некоторые дома.
Маму оставили на заводе, а дядю Костю в начале октября призвали в Красную армию, но перед этим он по распоряжению ГКО сдал на хранение во Дворец пионеров свой радиоприемник СИ-235 и охотничье ружье.
Тревога нарастала. Пришел день 29 октября. Мы уже знали, что немцы у Тулы – в Подземгазе. Про этот день, 29 октября, следует сказать особо. В публикациях часто пишут о неких погромах и грабежах магазинов. Возможно, где-то и было так, но около нас все прошло спокойно. В десять утра мы с бабушкой вышли из дома в магазин, а соседка сказала, что утром народ пришел, и продавцы сообщили, что они могут брать все продукты. Конечно, возникла определенная толкотня, но без драк, битья витрин. Быстро все разобрали. Наш сосед из дома №6 привез на тележке два ящика макарон.
На базаре были три хозмагазина, товар из них тоже разобрали, сняли электросчетчики и забрали кассовые аппараты – ничто не должно было достаться врагу. Это была акция, санкционированная руководством вследствие нависшей над городом угрозы.
Еще одно событие было в районе 24-25 октября в начале ул. Макса Смирнова – близко от нас. Там жила мамина подруга по строительному техникуму Бронислава с мужем Борисом и двумя детьми – сыном Борей шести лет и дочкой Идой четырех лет. Они попросили маму взять к нам детей, если немцы войдут в город, потому что решили уйти в район, а с маленькими детьми далеко не уйдешь. Боря и Ида жили у нас с 26 октября, родители их проведывали по вечерам. Когда к середине ноября стало ясно, что немцы Тулу не возьмут, дети вернулись домой.
Мы же решили укрыться на время боев у соседей в доме №7 – он тоже двухэтажный, но низ кирпичный, и дом ниже нашего.
Снаряд пролетел в трех метрах от дома
Утром 30 октября на южной окраине началась интенсивная артиллерийская и ружейно-пулеметная стрельба. Бой продолжался весь день, к 18-19 часам затих. Мы сидели в страхе, но снаряды и мины до нас не долетели, разрушений не было.
После девятнадцати часов по улице прошла предуличкома Надежда Ивановна и сообщила тяжелое известие: немцы заняли Рогожинский поселок и вышли к поселку Красный Перекоп – до нас три километра.
Ночью были мы дома, утром – опять в дом №7. Весь день шел бой, но у нас было спокойно, я решил погулять. В нашем саду был холм за флигелем высотой два – два с половиной метра. Я поднялся на него и стал смотреть на юг. Около 14 часов бой несколько затих, и я увидел несколько немецких самолетов на юге. Это были «юнкерс-88» и «хейнкель-111». С них стали падать бомбы и послышались взрывы в районе Красного Перекопа. Самолеты улетели, и бой возобновился. К 18-19 часам затих, и мы пошли несколько передохнуть домой.
Готовились спать, и вдруг около 22 часов в центре города раздался невероятный ревущий звук. Перепуганные, мы выскочили во двор и увидели летящие от центра к югу огненные стрелы. Сразу стало радостно – мы применили новое оружие. Это был залп «катюш».
Так как нам прямой угрозы не было, 1 и 2 ноября мы у соседей уже не сидели, но в эти дни бой был весь день. 3 ноября бой стал слабее, и мы узнали, что возобновляется снабжение продуктами. Около нас было три магазина: один на углу ул. Г. Успенского, 1, второй на углу Колхозной и Пирогова, третий на углу Гоголевской и Пирогова. Мы называли их магазины Курятникова, Копанева, Волкова. Тогда еще часто называли магазины по бывшим владельцам. Мы пошли с мамой в магазин Волкова – другие два были закрыты, так как были в зоне возможного обстрела. Магазин Волкова был кирпичный, трехэтажный и прикрывал нас – очередь – с юга.
Стоим, вдруг слышим вдали пушечный выстрел, затем свист снаряда вдоль ул. Пирогова и взрыв внизу. Начался обстрел колокольни Всехсвятской церкви.
Через некоторое время вдали новый выстрел и взрыв около нас. Высовываемся из-за магазина – колокольня вся в дыму. Попали.
Так продолжалось около часа. Колокольню обстреливали примерно 7 или 8 ноября, затем бой на окраине затих. Немцы начали перегруппировку. Больше колокольню не обстреливали. В итоге южная часть колокольни была в выбоинах, железо с купола сорвало, но каркас и крест устояли, а у южного левого ангела взрывом оторвало одно крыло и часть спины.
Так выглядела колокольня Всехсвятской церкви после обстрела.
Обстановка была весьма спокойная, продукты получали. Электричества не было, мы соорудили коптилки. Керосин два раза в неделю привозили на лошади в бочке, и мы набирали в бидоны. Вода в колонке была бесперебойно.
В этот довольно спокойный период мы вполне могли погибнуть дома в середине ноября. Дело было так. Около 21 часа я и мама сидели в комнате, ближе к воротам. Мама вышивала, а я читал Дюма «Двадцать лет спустя». Бабушка пошла вылить помои с черного хода. Вдруг напротив дома раздался взрыв. Тут вошла бабушка и сказала, что она открыла дверь, а в нее летит нечто светящееся, потом взорвалось. Утром мы пошли посмотреть. Оказалось, что снаряд пролетел от нашей комнаты в трех-четырех метрах. Перелетел через ворота и врезался в фундамент дома №6 напротив. Вмятина была небольшая. По-видимому, это был шальной снаряд танковой пушки. Но пролети он на три-четыре метра левее, попал бы в нашу комнату. Судьба сберегла нас.
Вот еще эпизод. В середине ноября я с товарищем гулял во дворе, и вдруг над нами на юг полетели снаряды. С бугра во дворе мы посмотрели вниз и увидели на путях вдоль Упы наш бронепоезд, который вел огонь по немцам на юге. Вдруг появились два мессершмидта. Они были на высоте около километра. Каждый сбросил по бомбе. Одна бомба упала в насыпь перед бронепоездом, вторая – за ним. После чего бронепоезд уехал в сторону Ряжского вокзала, а самолеты улетели.
Надо отметить, что во время осады наше перемещение было ограничено определенными границами: улицами нынешней Оборонной, Буденного и Тимирязева, к югу – до кладбищенской стены. У нас все было спокойно. В этом периметре снаряд попал только в дом №2 на ул. Гоголевской. Разрушения были небольшие, жители уехали в эвакуацию. Некоторые дома на улице стояли пустыми – хозяева уехали в эвакуацию, но ни один не был разграблен. За порядком следила милиция и наша энергичная предуличкома Надежда Ивановна Пшеничникова.
В середине ноября вечером мы увидели зарево большого пожара на уровне центра к западу от нас. Потом узнали, что сгорела бывшая фабрика Баташева на ул. Лейтейзена.
Это было большое двухэтажное здание, в нем было подсобное боевое производство патронного завода.
Еще один факт был уже после снятия осады. В середине декабря мы с мамой днем пошли на Всехсвятское кладбище. Было около двенадцати часов. Мы уже возвращались по аллее и около колокольни услышали звук немецкого самолета, он летел с юго-востока на высоте метров сто. Это был «мессершмидт-109». Он обогнул колокольню, вдруг сбросил бомбу и улетел. Взрыв раздался в районе ул. Коммунаров. Мы с мамой туда пошли и увидели, что бомба попала в средний из трех довоенных домов.
На правой стороне улицы (сейчас это дом № 66 по пр. Ленина) бомба разрушила все четыре этажа южной части дома.
Как школьники убирали урожай
20 января 1942 г. возобновилась работа учебных заведений, и я опять пошел в третий класс. В конце мая 1943 года сдал экзамены за четвертый класс – арифметику, письменный и диктант. Получил листок-табель (дневников тогда не было) с оценками за четверть и годовые и выводом: переведен в пятый класс.
Получил в библиотеке учебники для пятого класса, затем классный руководитель нам сказала, что есть приглашение из пригородного совхоза «Парники» работать летом на полях. Это было совершенно добровольно. Я пришел домой, отдал маме табель и сообщил о приглашении. Мама сказала: иди работай. И я пошел.
Поля совхоза «Парники были в конце ул. Оборонной до самой Упы, а правление около Конной площади, на ней торговали скотом. Потом на этом месте сделали трампарк. Прийти надо было в семь утра. Я прибыл в правление, меня записали в журнал и дали в кассе специальную дополнительную хлебную карточку на 400 гр. хлеба в день. Для справки: я, иждивенец, получал в день 400 гр. хлеба, мама, служащая, 600 граммов, рабочие на заводах – 800 граммов. Таким образом, я стал получать 800 граммов хлеба в день.
Нас пришло с учительницей человек двенадцать. Всех накормили скромным завтраком: ячневая каша, куска два хлеба и стакан суфле – в то время это был популярный сладкий напиток на основе толокна. После этого бригадир повел нас на поле, на прополку. Работать мы должны были до 12 часов. Бригадир сразу сказал нам: дети, вы можете на поле съесть морковку или горох, но не должны брать с собой ни одну морковку, ни один стручок гороха. Это будет считаться хищением социалистической собственности. Мы работали, учительница сидела и читала книгу.
В 12 часов мы опять приходили на центральную усадьбу, где нас ждал скромный обед: суп-лапша (иногда щи), макароны (иногда разная каша), два кусочка хлеба и стакан того же суфле.
Работали каждый день без выходных. При дожде на центральной усадьбе ждали его окончания, но тогда климат был устойчивый, и дожди утром редко случались. Так мы работали июнь и июль. В августе полоть уже было не надо.
Первого октября я пошел в пятый класс. Во время войны учеба начиналась 1 октября. Тут новость: нас разделили на школы, мужские и женские. В нашем районе четвертая школа стала мужской, 6-я и 8-я –женскими. Другие школы района были госпиталями.
Учимся. Вдруг классный руководитель говорит, что в учительскую приехала кассир и выдает талоны на трудодни для получения на них овощей по выбору и деньги за трудодни. Я тогда получил 135 рублей – немалые деньги для подростка. Для сравнения: моя мама, инженер на патронном заводе, получала зарплату 600 рублей в месяц.
Мы с мамой взяли у соседей тележку и поехали в совхоз. Овощи предлагали на выбор: картофель, капусту, морковь, свеклу, лук-репку. У нас дома был свой небольшой огород, и я взял лук-репку.
В 1944 году после окончания пятого класса нас снова пригласили в совхоз «Парники». Я опять пошел. Работало нас мало: двенадцать–пятнадцать человек. Связано это с тем, что в нашем Центральном районе был частный сектор – огороды, сады, а у моих товарищей родители в основном работали на оборонных предприятиях и были весьма обеспеченными. Мы тоже жили весьма хорошо, но мама считала, что работа для общества полезна.
Снова приехала кассир после 1 октября и опять выдала талоны на овощи и деньги за трудодни. В этом году я не пропустил ни одного дня и получил уже 147 рублей, а правление премировало меня калошами – очень ценная тогда вещь.
В 1945 г. школьников на сельхозработы уже не приглашали.
Прошли годы, и вдруг случилось неожиданное продолжение этого давнего периода. В 1991 году при оформлении пенсии в 60 лет ко мне обратились четыре моих бывших товарища по классу с просьбой подтвердить, что они работали в 1943-44 годах в совхозе «Парники». Подтвердил.
- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Смысл жизни в пьесе На дне
Философские вопросы всегда были актуальны среди писателей, но наиболее популярной темой, конечно, является вопрос о смысле жизни. Многие раскрывали эту тему в своих произведениях, выражая свое собственное видение. Одним из таких писателей был и Максим Горький, сочинивший пьесу «На дне», в которой отобразил различные взгляды на смысл жизни, распространенные в начале 20 века.
В пьесе на суд читателю предлагаются разные мировоззрения — «правды» трех героев: Бубнова, Луки и Сатина. Так, Бубнов считает, что судьба каждого человека предначертана, и никто не в силах изменить этого. Суждения героя резкие, умаляют человеческое достоинство: «Все люди на земле – лишние…». Он не знает понятия «сострадание», что ярко демонстрируется его отношением у умирающей соседке. Анна попросила Бубнова не шуметь, но герой лишь ответил грубостью. Бубнов – эгоист, и смысла жизни для него не существует. Он считает, что жизнь – это лишь череда запланированных событий.
Второй герой, Лука, имеет совершенно противоположный взгляд на жизнь. Вера – вот, что Лука считает главным в этой жизни. Он верит в людей, в их силы и возможности. Герой способен подбодрить любого человека: он поддерживает Анну, обещая мирную жизнь после смерти, Актера вдохновляет рассказом о бесплатной лечебнице для алкозависимых, а Настю призывает не предавать мечты о любви. Благодаря Луке у окружающих людей появляется вера в то, что они действительно способны изменить свою жизнь. Таким образом, для Луки смысл жизни заключается в вере в то, что каждый человек может быть творцом своей судьбы.
Третья правда, которую изображает М. Горький — мировоззрение Сатина. Этот герой отрицает позицию Луки, считая, что нельзя давать человеку ложную надежду на лучшее. Сатин думает, что главное в жизни – это честь и правда: «Правда – бог свободного человека!». Личность имеет действительно большое значение для героя, в отличии от Бубнова. Но сам Сатин проявляет апатию ко всему и не желает что-либо делать ради достижения лучшей жизни.
Итак, в пьесе М. Горького читателю демонстрируется три мировоззрения, три взгляда на смысл жизни: следование предначертанному, вера в возможность измениться и стать лучше, а также честное и открытое отношение к людям. Таким образом, писатель предлагает читателю сравнить различные взгляды и определить свой собственный путь.
Вариант 2
Одной из центральных тем в творчестве писателей является смысл жизни. К ней обращались античные, средневековые авторы независимо от региона происхождения. Не исключение и писатели из России, особенно в переходные этапы истории. Именно на переломе эпох интеллигенция чаще задумывается о том, в чем же настоящий смысл жизни. Яркий пример подобных произведений – пьеса М.Горького «На дне».
В ней автор специально помещает героев на самое «дно» общества. Во-первых, потерявшие все люди могут свободно и открыто говорить о жизни. Во-вторых, именно их положение часто заставляет вдаваться в крайности, отражая самые разные общественные взгляды общества в переходные эпохи, когда старые идеалы еще живы, но в них сильно сомневаются, а новые еще не сформированы. Главные герои «На дне» часто ведут между собой диалоги, через которые автор показывает нам диаметрально противоположные взгляды на смысл жизни.
Особенно ярко темя смысла жизни раскрывается через трех основных персонажей: Бубнов, Лука и Сатин. На примере их поступков и диалогов можно проследить философскую проблематику произведения.
Бубнов – это человек, который давно во всем разочаровался и все подвергает сомнению. Он считает, что любое сострадание неуместно, поскольку «человек ничтожен». Бубнов очень циничен, в пьесе есть эпизод, где умирающая Анна просит его не шуметь, он же в ответ насмехается, утверждая, что шум смерти не мешает. Вместе с тем, Бубнов утверждает, что он и его окружение, попав на самое дно демонстрируют настоящую природу человека. По сути, Горький устами Бубнова заявляет о том, что человек в первую очередь животное, а значит – смысла жизни быть не может.
Лука – персонаж, настаивающий на том, что хоть человек слаб, но его может спасти обман. Это обман он видит в гуманном утешении других, вере в Бога, помощи другим людям. Недаром Горький называет его как одного из учеников Христа согласно Библии. Главное для Луки – это не настоящая природа человека, а его убеждения, самооценка и сознание. В поиске этого, а также в утешении других видит Лука смысл своей жизни.
Полной противоположностью Луки можно считать Сатина. Этот персонаж считает, что главным является правда. Каждый человек, по его мнению, должен искать правду, а религия и «лживое утешение» мешает человеку. Вместе с тем, Сатин добровольно оказался на дне, и сам это признает, что демонстрирует его убеждение о том, что все в руках самого человека. Однако по мнению Сатин смысл в том, чтобы ничего не делать, чем он собственно и занимается.
Таким образом, Горький на примере Бубнова, Луки и Сатина демонстрирует нам три популярных взгляда на проблему смысла жизни: ее полное отсутствие, находить веру и развивать сознание, искать правду и самому отвечать за свою жизнь.
Какой смысл скрывает пьеса «На дне»?
Пьеса «На дне» показывает читателю самый низший уровень жизни, на котором оказались персонажи произведения. На суд читателя представляются люди, которые опустились полностью, падать им дальше некуда — они не имеют дома, привязанностей, семьи, а некоторые потеряли даже собственное имя — к ним обращаются по кличкам. Сочинение по пьесе «На дне» обязательно должно содержать указание на проблему социального характера, которая обрисована уже в названии пьесы.
Действующие персонажи драмы обитают в ночлежке. Они не наделены ни благополучием, ни богатством. Пьеса «На дне» показывает, как ежедневно ведут борьбу за кусочек хлеба нищие, проститутки, воры, актеры — индивидуумы, осознающие безнадежность своего положения и невозможность перемен к лучшему.
Из разговоров ночлежников можно узнать их судьбы. Бывший аристократ Дебиль — проворовавшийся и попавший в тюрьму барон, который стал сутенером копеечной проститутки по имени Настя. Сатин — телеграфист, убивший мужа сестры и после тюрьмы попавший в ночлежку. Бубнов имел красильную мастерскую, много «употреблял» и, оставив все состояние жене, ушел «куда глаза глядят». Клещ — разорившийся слесарь, доведший пьянством и побоями супругу до болезни. Актер — алкоголик, которого выгнали из театра.
Сочинение по пьесе Горького «На дне» должно раскрыть общие черты ночлежников — ожесточение по отношению ко всему миру, презрение к жизни, равнодушие к собственному настоящему, прошлому и даже будущему.
Будни приюта протекают с дружбой, ссорами и ненавистью между обитателями. Общую атмосферу не нарушает ни усталость, ни скрытое отчаяние, ни подавленность.
Но не только социальный смысл содержит в себе пьеса «На дне» — существует и философская значимость произведения. Персонажи драмы даже в такой безвыходной ситуации способны к размышлению, они ведут разговоры о человеке, свободе, правде. Однако бытовыми рассуждениями все и заканчивается.
Размеренный образ жизни прерывает приход Луки — странника, принесшего философскую идею о вере в Бога. Этот факт непременно должен быть включен в сочинение по пьесе «На дне», так как это событие и провоцирует возникновение главного конфликта произведения. Привычные интересы ночлежников остаются в стороне, а на передний план событий выходит столкновение идей философского содержания. Драма написана в период потери веры в религию и отсутствия нового идеала (в начале 20 века), этим и объясняется стремление людей к пониманию смысла жизни.
Пьеса «На дне» показывает несколько точек зрения на жизнь и правду человека. Костылев — противник истины, будоражащей народ и угрожающей спокойствию. Бубнов признает ее, но без мечтаний и прикрас, реально отображающей положение мировых событий. Лука доказывает, что правда — это вера, утешающая людей. А Сатин видит в истине призыв к творческому труду.После убийства Костылева ночлежники обзывают «шарлатаном» сбежавшего Луку. Безразличные к собственной жизни, виновниками своих несчастий они видят кого угодно, кроме себя.
Сочинение по пьесе Горького «На дне» должно закончиться выводом о многозначительном заглавии произведения.
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
М. Горький «Макар Чудра»
Вопросы к семинару
- Кратко изложите «философию» Макара Чудры. Какие жизненные ценности он признает, а какие отрицает?
- Можно ли назвать «философию» Макара Чудры «бунтарской»?
- С какой целью рассказывает Макар Чудра историю о Лойко Зобаре и Радде?
- Какие чувства вы испытали, читая историю Лойко и Радды?
- Почему убийство, совершенное Лойко, не вызывает ужаса или осуждение?
- Докажите, что автор переосмысливает традиционные представления о добре и зле.
- Удается ли Горькому в этом рассказе «подняться над землей», разрушить связь читателя с миром, его окружающим? Обоснуйте свою точку зрения.
М. Горький «Старуха Изергиль»
Вопросы к семинару
- Рассказ «Старуха Изергиль» состоит из легенды о Ларре, рассказа Изергиль о ее жизни и легенды о Данко, обрамленных повествованием рассказчика. Определите роль композиции рассказа в раскрытии авторской идеи.
- Образ Данко воспринимается многими поколениями читателей как символ человека-альтруиста, живущего и совершающего подвиг ради других, жалких и беспомощных. Докажите, что жизненная позиция Данко наиболее близка автору.
- Какую роль играет художественный вымысел в раскрытии авторской позиции?
- Насколько рассказу «Старуха Изергиль» применимо определение «романтический»?
М. Горький Социально-философская драма «На дне»
Вопросы к семинару
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями и именами персонажей: Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, Лука? Есть ли в них намек на черты их личности, род занятий, судьбу?
- Читая афишу, можно ли предположить, кто главный герой пьесы?
- Внимательно прочитайте описание обстановки в первом действии. Предположим, что пьеса имеет другое название, например: «В ночлежке», «В подвале», «В трущобе». Словарь В.Даля определяет дно как «исподняя часть какого-либо сосуда, вместилища, углубления». Докажите, что выбранное Горьким название более точно и емко, чем предложенные.
- Прочитайте первые реплики героев. Что создает впечатление жизни, сложившейся задолго до открытия занавеса? Почему возникает ощущение, что утро этого дня мало чем отличается от других, что время течет по замкнутому кругу, без начала и конца?
- Как автор дает нам почувствовать, что в ночлежниках, несмотря на тяжелую обстановку и мелкие перебранки, не угасли черты истинной человечности? О чем мечтают и на что надеются некоторые герои пьесы?
- О чем говорят Клещ, Пепел, Бубнов в момент появления Луки? Как этот разговор «подготавливает» появление Луки?
- Прочитайте авторскую ремарку: в каком виде предстает Лука перед обитателями ночлежки? Как удается ему, человеку, чужому ночлежкам, сразу снискать их симпатию и уважение?
- Попытайтесь определить социальное положение Луки ( Барон его называет «странником»). В разговорах с Василиной Лук говорит о себе скромнее: « проходящий, странствующий». Василиса берет ноту еще ниже: «прохожий…Говорил бы проходимец…» Какой смысл вкладывают герои в свои определения?
- С приходом Луки в пьесе возникает атмосфера ожидания, каких-то надежд. Почему?
- Как вы думаете, почему в речи героев, оказавшихся «на дне» , нет блатных выражений, вульгаризмов, что обычно характерно для нравственно опустившихся людей?
- Вернемся к афише пьесы. Можно ли теперь объяснить ее необычность? Какие дополнительные характеристики персонажей вы могли бы внести в афишу?
- Какую социальную среду изображает автор в пьесе? Отражает ли эта среда реальные взаимоотношения в обществе?
- Какие проблемы волнуют обитателей «дна»? Можно ли назвать эти проблемы философскими?
- Есть ли основание считать пьесу «На дне» социально-философской?
М Горький « На дне» Спор о назначении человека.
Авторская позиция и способы ее выражения.
Вопросы к семинару
- Перечитайте разговор Луки и Актера о лечебнице для алкоголиков. На что делает упор Лука, вдохновляя Актера возможностью вылечиться от алкоголизма: на лечебницу или на волю самого человека?
- А теперь перечитайте беседу Луки с Анной о смерти как освобождении от жизненной муки. Почему Лука не стремиться вселить в Анну надежду на выздоровление, как это он делает в разговоре с Актером?
- Как характеризует ночлежников их реакция на смерть Анны? Наташа сетует, что никто не жалеет об Анне. Отвечая ей, Лука говорит: «Где им… куда нам – мертвых жалеть?» Как характеризует Луку эта речевая поправка (замена «им» на «нам»)?
- Что, на ваш взгляд, утратила бы пьеса в своем идейно-художественном содержании, если бы не было роли Анны?
- Перечитайте разговор Актера с Наташей в конце второго действия и сравните с его разговором с Лукой в начале действия. Кто и почему из простой лечебницы для алкоголиков «делает» дворец – Лука или Актер? Назовите имя Актера на сцене – как оно характеризует героя? Почему этого имени нет в списке действующих лиц в афише?
- Почему именно Луке Пепел внезапно задает вопрос: «Бог есть?» Каков психологический и нравственный подтекст этого вопроса? Прочитайте ответ Луки и ремарки автора, сопровождающие их диалог, — почему Лука «молчит, улыбаясь», а Пепел «удивленно и упорно смотрит на старика»?
- Приведите высказывания Луки, характеризующие его отношение к человеку. Какие стремления, чувства движут Лукой в его взаимоотношениях с людьми?
- Почему Лука не советует Пеплу с его «правдой» выступать против Костылева? Как слова Луки: «Если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил…» — подготавливают дальнейшие поступки «странника»?
- Прочитайте описание третьего действия. Центральное место в описании отводится брандмауэру.
Брандмауэр – это устаревшее название глухой противопожарной стены. Обратите внимание на то, как она выглядит: какова ее высота, цвет, почему именно на нее, по замыслу автора, падают лучи заходящего солнца? На фоне брандмауэра не какие-то случайные кусты, а кусты бузины. Вспомните, на что похожи не распустившиеся ранней весной черные ветки бузины, представьте, как они выглядят на красной стене.
Какого цвета другие стены, ограничивающие пустырь? Почему на сцене среди всякого хлама автор выделяет перевернутые сани-розвальни? Какую атмосферу создают эти детали? - Действие начинается с трогательного рассказа Насти о ее любовном романе. Найдите авторскую ремарку, раскрывающую силу Наст иных грез. Как характеризует каждого из слушателей отношение к ее рассказу? Почему, поддерживая Настю, Лука убежденно говорит: «Твоя правда, а не ихняя»?
- Сравните слова Бубнова в первом действии: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется…»- с его осуждением Насти в третьем действии. Трудно не согласиться с тем, что Бубнов говорит правду, но почему от его «правды» становится тоскливо и пусто на душе человека?
- Перечитайте рассказ Луки о ворах. Что движет Лукой – любовь или жалость к человеку? Можно ли вообще разграничить эти чувства?
- Прочитаем рассказ о «праведной земле». Почему земля названа «праведной»? Что, по мнению Луки, является высшей ценностью на этой земле? Как в притче о «праведной земле» переплетаются два плана жизни человека – духовный и материальный?
- Исходя из теории Луки, где же человек должен искать опору, «праведную землю»: внутри или вне себя? В чем трагическая ошибка того человека, который, чтобы найти «праведную землю», обратился к ученому?
- Лука уходит из ночлежки Костылева, чтобы поглядеть на «новую веру», которую «нашли хохлы». Означает ли это, что он тоже отправляется искать «праведную землю»? Найдите слова Луки, в которых звучит вера в неисчерпаемые возможности человека.
- Как вы думаете, почему рассказ Луки о «праведной земле» затрагивает очень важную струну в душе Пепла?
- Вы помните, что в начале пьесы Барон высказал предположение о том, что Лука – странник. В третьем действии о «страннике» рассуждает Костылев. Подумайте, существует ли разница в понимании слова «странник» Бароном и Костылевым.
- Почему Лука, человек «без паспорта», имеет смелость дерзить хозяину ночлежки?
- Чем вы можете объяснить неожиданный финал третьего действия – обвинение Наташей Пепла в сговоре с Василисой? Какой «правдой» она руководствуется – правдой Луки или своей «земной правдой»?
- Сопоставьте финал с описанием сцены перед началом действия. Как зловещая картина пустыря «пророчествует» о предстоящей трагедии?
- Чью сторону, по вашему мнению, занимает в споре о Человеке М. Горький? Докажите примерами из текста свою точку зрения.
М. Горький «На дне». Три правды в пьесе:
правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука)
и правда веры в Человека (Сатин).
Вопросы к семинару
- Обратите внимание на авторские ремарки в начале четвертого действия. Что общего и что отличного в описании обстановки первого и четвертого действия? Какой символический смысл приобретают эти изменения?
- В чем, по вашему мнению, значение реплики Клеща о Луке: «Поманил их куда-то … а сам – дорогу не сказал…»? С каким чувством она произнесена?
- В молитвослове есть молитва Честному Кресту, предохраняющая людей от нечистых духов: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако погибнут беси от лица любящих Бога…». Как и с каким выражением переиначивают ее Барон и Сатин? Что они пытаются скрыть за своим ерничеством?
- Кто из ночлежников (и почему именно он) сумел сформулировать «закон жизни», который Лука открыл ночлежникам? Почему Татарин наиболее активно поддерживает его?
- Почему Клещ, который ранее осуждал Луку за вранье, вдруг становится на его сторону?
- Как в разговоре ночлежников опять проявляет себя мотив «праведной земли»?
- Как вы думаете, в силу каких душевных качеств Сатин, с одной стороны, издевается над Актером, упрекает Луку за то, что тот «навинтил» Актера, а с другой, не выдерживая отчаяния, сумятицы в сердцах сожителей, произносит свой знаменитый монолог в защиту Луки.
- Какие виды лжи называет Сатин и к какому из них относится «ложь» Луки?
Сатин называет Луку лжецом. Если это так, то он, как и все лжецы, «слаб душой» и «живет чужими соками». Согласны ли вы с Сатиным? - В первом монологе Сатина звучит главный вопрос: «Что такое правда?», во втором: «Что такое человек?» Какие ответы дает на них Сатин?
- Перечитайте финал пьесы. Как вы думаете, кто виноват в самоубийстве Актера? Как оно было предугадано Лукой? Какую «песню испортила» смерть Актера?
- Можно ли сказать, что пьеса «На дне» символически изображает трагедию всего человечества?
Литературные диктанты
по творчеству М.Горького
Хронологический диктант
Запишите события, которые соответствуют датам
1868, 1892, 1902, 1912, 1918, 1936.
Диктант-деталь
Какое произведение и героев вспоминаешь, когда читаешь эти строки?
- «Точно его ковали из одного куска Железа вместе с конем».
- «Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века, воплотившись в ее груди тенями воспоминаний».
- «Вот как был поражен человек за гордость»
- «И в степной дали вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли».
Диктант-название
Определите название произведение по его началу.
- «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов».
- «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».
- «Потемневшие от пыли голубое южное небо – мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль».
- «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды…».
Диктант-портрет
Назовите героев произведений.
- «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце, ей богу!»
- «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает».
- «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал страшно, он хрустел, точно…говорила костями».
- «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц».
Диктант-сотворчество
Продолжите фразу
- «Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — …».
- «Ему нет жизни, и смерть…»
- «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда…».
- «Надо уважать человека! Не жалеть…»
Цитатный диктант
Кому из героев принадлежат слова?
- «А еще я люблю волю! Волю – то я люблю больше, чем тебя».
- «Так как ты ходить? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, лег и умирай – вот и все!»
- «Что сделаю я для людей?!»
- «Надо так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать».
Кому из героев пьесы «На дне» в прошлом…
- «Я как маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын».
- «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя?»
- «Когда я был мальчишкой…служил на телеграфе…я много читал…»
- «Я вот скорняк был… свое заведение имел».
- «Я рабочий человек… я с малых лет работаю».
Наверх
Тезисы
-
Наибольший соблазн преступления заключается в расчете на безнаказанность. (Цицерон)
-
Одни преступления открывают путь другим. (Сенека)
-
Если бедность — мать преступлений, то недалекий ум — их отец. (Жан де Лабрюйер)
-
Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны. (Вольтер)
-
В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням. (Александр Александрович Бестужев-Марлинский)
-
Есть минуты, когда люди любят преступление. (Ф.М. Достоевский)
-
Всегда рост преступлений против собственности дает нам возможность говорить о росте нужды населения, а рост преступлений против жизни — о росте его нравственной одичалости. (Вильгельм Виндельбанд)
-
Сетования осужденных на то, что они предопределены к греховности, имеют такое же основание, как могли бы иметь жалобы животных на то, что Бог не создал их людьми. (Макс Вебер)
-
Преступление является крайней и раскаленной добела формой бесчувственности. (Морис Бланшо)
-
Конечно, не нужно было Революции, чтобы мир узнал, что крайнее неравенство имуществ есть источник многих бед и многих преступлений. (М. Робеспьер)
Аргументы
- М. Горький, «На дне». Главный мотив преступлений — это крайняя нужда людей. Данный факт подтверждается примером из пьесы «На дне». Лука рассказал обитателям ночлежки притчу о двух ворах. Будучи охранником дачи инженера под Томском, герой услышал, как кто-то вламывается в окно. Он поспешил туда и застал двух беглых каторжников. Они уже грабили дачу, как вдруг на их пути возник Лука с ружьем. Под дулом оружия охранник заставил воров пороть друг друга, чтобы они усвоили его науку. А потом они разговорились, и Лука выяснил, что путники были всего лишь голодны, но никто не давал им хлеба, поэтому они пошли грабить дом. Как только Лука накормил их, они стали ему помогать и прожили с ним до весны. Этот пример учит нас тому, что многие преступники ведомы только нищетой и голодом, а вовсе не своими пороками.
- М. Горький, «Старуха Изергиль». Порой люди совершают преступление, потому что не видят в нем ничего предосудительного. По их мнению, им дозволено вести себя так и попирать чужие права. Таким высокомерием был одержим Ларра. Он был сыном гордого орла и воспитывался вдали от селений. Когда его отец погиб, юноша пришел в племя, из которого была похищена его мать. Но герой не принял человеческих законов и не адаптировался в обществе. В ответ на отказ девушки принадлежать ему он просто ее убил. Ларра искренне недоумевал, за что его связали и избили. Ведь, на его взгляд, он имел право брать все, что ему приглянулось, потому что он сильный. Никто не смог объяснить ему греховность этого суждения. И люди приняли решение изгнать его навечно. Мотивы Ларры обусловлены гордыней и эгоизмом. Такие преступники считают себя лучше других и идут на правонарушение сознательно, так как не видят проблемы в нарушении закона. Им по умолчанию все позволено.
- Д. Лондон, «Любовь к жизни». Порой люди нарушают закон, потому что у них нет твердых моральных канонов. Именно такая причина заставила Билла бросить своего напарника погибать. Оба золотоискателя заблудились и оказались посреди снежной пустыни без достаточного количества припасов. И Билл решил оставить друга на произвол судьбы, когда тот ушиб ногу. Этот жестокий поступок был обусловлен безнравственностью героя. Впоследствии его друг выжил и нашел труп Билла. Герой пришел к заключению, что предатель сам погиб, потому что не выбросил даже половины золота, которое отнимало у него силы своим весом. Жадность, эгоизм, алчность — эти качества заставили Билла обречь напарника на смерть и обмануть его доверие.
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Мы часто осуждаем преступников, но забываем, что многими из них движет обычная жажда жизни, которую душит нищета. Именно такую ситуацию мы наблюдаем в главе «Тамань». Ундина и Янко нарушают закон, занимаются контрабандой, но почему? Вовсе не из дурных наклонностей. Уже в начале главы автор заостряет внимание на описании бедного края, где все жилье дышит на ладан от ветхости и того гляди рухнет. Местные жители были очень бедны. Работы и инфраструктуры не было, а значит, положение было отчаянным. Поэтому вовсе не удивительно, что молодая девушка и ее спутник начали зарабатывать «как придется». У них не было иного выбора. На иждивении у пары были мать Ундины и слепой мальчик, которые помогали героям в незаконном промысле. Все они стали преступниками из-за бедности и нужды.
- В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Почему люди совершают преступления? Причина заключается в том, что многие из них пребывают в нищете и не получают поддержки от государства даже в самом юном возрасте, когда не могут заработать на хлеб сами. Такую ситуацию мы наблюдаем в повести Короленко. Валек — сирота, не имеющий даже дома. Он скитается по стране с такими же бродягами, как он сам. Ему не остается ничего другого, кроме воровства. Мальчик не может устроиться на работу, а подаяний не хватает даже на еду. Что ему еще остается делать? Только красть, чтобы выжить и обеспечить сестру. Государство должно было бы помочь ему, но никакой социальной поддержки сирота не получает. Его будущее уже определено происхождением: он продолжит воровать, потому что ничего другого не умеет. Такова история многих преступников, которых на грех толкает нужда.
- А.С. Пушкин, «Дубровский». Если закон не работает, а бесправие превращается в норму, люди становятся преступниками, чтобы хоть как-то защитить себя от произвола. В этом мы убеждаемся, глядя на историю Владимира Дубровского. Юноша лишился дома и всего наследства из-за незаконных притязаний Троекурова. Влиятельный сосед подкупил чиновников и отнял Кистеневку. Что оставалось делать Владимиру? Он решил мстить. Продажные судьи не могли встать на его защиту и вернуть утраченное. Будущее юноши было перечеркнуто прихотью богача. Да и никто не мог бы повернуть время вспять и спасти отца Владимира, который умер от огорчения. Поэтому его сын стал грабителем на большой дороге, чтобы наказать тех, кто купил правосудие. Его выбор сложно осуждать, ведь когда закон идет против людей, он теряет свое значение, и понятие «преступление» обесценивается. Совсем не ясно, кто в конфликте Дубровского и Троекурова прав, а кто виноват.
- А.Н. Островский, «Гроза». Порой люди совершают преступление из-за полной уверенности в своей безнаказанности и ради выгоды. Они понимают, что им ничего не будет за это, и хотя свернуть на кривую дорожку, чтобы получить желаемое побыстрее и даром. Именно такими мотивами руководствовался Дикой, когда обворовывал своего племянника и не платил работникам жалование. Купец понимал, что ему никто не помешает обмануть других людей и сэкономить на фонде труда. Он не отдавал Борису его законное наследство и шантажировал его им, наслаждаясь тем, что юноша ничего не мог поделать и выполнял все прихоти дяди. Сестра Бориса тоже оставалась без обеспечения в случае его неповиновения, так что дядя мог манипулировать племянником бесконечно. Зачем быть честным, когда можно получить выгоду за счет лжи и без негативных последствий? Дикой не имел совести и чести, ему ничего не препятствовало. Поэтому он годами эксплуатировал людей и мошенничал. Безнаказанность и алчность стали его главными советниками в противоправных делах.
- Н.С. Лесков, «Леди Макбет Мценского уезда». Иногда люди совершают преступления под влиянием сильной страсти. Именно такой мотив вдохновил Катерину Львовну на череду убийств. Женщина влюбилась в приказчика Сергея, ведь в семье не чувствовала поддержки и внимания. Свекр и муж обвиняли ее в бесплодии, хотя болен был именно грузный и немолодой Зиновий. Естественно, никакого уважения она не ощущала по отношению к этим людям. Более того, она была одинока и несчастна. И эта большая страсть стала в ее пустой жизни единственным смыслом. Поэтому она пошла на убийство тех, кто мешал ей быть счастливой. В финале она даже подняла руку на ребенка, ставшего наследником покойного мужа. А после измены Сергея Катерина обезумела и убила его любовницу Сонетку. Причина ее грехопадения — это жгучая и неуемная страсть к мужчине, которая лишила ее разума и нравственности.
- Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Месть становится причиной самых кровопролитных и жестоких преступлений. Это доказывает пример из повести Гоголя. Тарас Бульба после смерти Остапа обезумел от ярости и боли. Он прошел огнем и мечом по польским деревням, которые некому было защитить. На казаков уже никто не нападал, а они продолжали бессмысленную и беспощадную бойню, потому что не могли смириться с поражением и потерями. Тарас лично отрезал женщинам груди, убивал младенцев и сжигал людей в домах. Он озлобился и вел себя хуже зверя в порыве мести. Он убил и замучил сотни невиновных поляков, которые даже не могли с ним бороться. И все эти ужасные поступки не могли утолить эту жажду крови. Только казнь положила конец этим набегам, которые были обусловлены мстительным чувством атамана и его сподвижников.
- М. Горький, «Челкаш». Алчность является самым распространенным мотивом для преступника. Это подтверждает пример из рассказа Горького. Гаврила пришел в город на заработки, чтобы накопить капиталец и выгодно жениться у себя в деревне. Его соблазняют легкие деньги, предложенные портовым вором. Гаврила помогает ему разгрузить контрабандное судно. В деле крестьянин боялся и был обузой, но Челкаш все равно дал ему вознаграждение. Однако Гаврилу обуяла жадность. Увидев большие деньги в руках одинокого и безоружного человека, он напал на него со спины и едва не убил. По мнению героя, Челкаш все равно никому не нужен, а значит, от него можно избавиться, и против никто не будет. Но вор постоял за себя, а Гаврила устыдился своего намерения. Этот пример доказывает, что алчность может подтолкнуть на преступление даже самого благополучного человека.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Очень часто люди совершают преступления в смутное время, когда закон теряет свою власть. В состоянии паники толпой легко манипулировать, и многие недобросовестные люди этим пользовались. Такой эпизод описал Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Губернатор Москвы Ростопчин очень долго не отдавал распоряжения об эвакуации Москвы, и озверевшая толпа окружила его особняк, чтобы призвать чиновника к ответу. Герой понимал, что народный гнев за капитуляцию города нужно на кого-то выместить. И он выдал толпе невиновного человека, который всего лишь перевел прокламацию Наполеона и был за это задержан накануне. И взбешенные люди растерзали Михаила Верещагина, которого Ростопчин назвал человеком, погубившим Москву. Это преступление было совершено под влиянием паники и стадного инстинкта, когда никто и ни за что не отвечает, что еще больше подстегивает толпу.
- А.Н. Островский, «Бесприданница». Нередко люди совершают преступление в состоянии эмоционального потрясения. Под его влиянием Карандышев убивает свою невесту Ларису, которая ему изменила с Паратовым. Юлий Капитонович знал, что Лариса не любит его, но не упустил шанса побахвалиться ее согласием перед знатными лицами города. И в результате гости подпоили наивного хозяина развлечения ради, а Паратов увез с собой Ларису, которая до сих пор мечтала только о нем. Пока жених опомнился, «Ласточка» уже уплыла. А он, не помня себя, взял пистолет и решил отомстить за свой позор любой ценой. Очутившись на корабле, когда все уже было кончено, он получил от Ларисы окончательный отказ. Она больше не хотела выходить замуж и пребывала в отчаянии, узнав о помолвке Паратова. Ожесточенный и обманутый Карандышев в исступлении выстрелил в свою возлюбленную и убил ее. Это преступление произошло потому, что герой находился в состоянии аффекта и не отдавал себе отчета в том, что происходит.