Автор На чтение 14 мин. Опубликовано
Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика в учебное заведение. К тому времени он получил хорошее домашнее образование: Александр разбирался во французской литературе, знал поэтические работы М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, был в курсе литературных новинок, владел иностранными языками. Его лицейский товарищ, Иван Пущин впоследствии признавал, что Пушкин «нас опередил, знал то, о чём мы и не слыхали».
В 1811 году открывалось новое учебное заведение, именно для дворян – Лицей в Царском Селе. Туда повёз Пушкина дядя его, довольно известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В октябре того года дядя и отдал племянника на житьё-бытьё и в науку в Царскосельский Лицей.
На созданный по инициативе Александра Первого Лицей возлагались большие надежды. Стране нужны были новые деятели общенационального и общегосударственного образа мыслей. В Лицей было много вложено из того, что имела культурная Россия. В этом учебном заведении должны были учиться два младших брата царя, но впоследствии от этого шага отказались.
Во главе Царскосельского Лицея стояли умнейшие люди России, не просто преподаватели, а просветители: В.Ф.Малиновский и Е.А.Энгельгардт. Слушателям Лицея читались не учебные дисциплины, а преподавались науки, причём профессурой. Библиотека в этом учебном заведении была прекраснейшая, денег на неё не жалели. Каждому воспитаннику в Лицее полагалось отдельное помещение. Физические наказания были не допустимы.
Расписание дня было приблизительно таким: на освоение наук – семь часов; другое время, помимо сна, отводилось на прогулки, игровые занятия, гимнастику. Отметок, как таковых, не было, на каждого воспитанника составлялся отзыв. Спортивные занятия были в приоритете. Обязательны: музыка, иностранные языки, рисование.
В Лицее Александр был бодр: он развернулся среди товарищей и явился остроумным, подвижным мальчиком, горячим в дружбе, беззаветно преданным товарищем и проявил большую страсть к писательству. В Лицее образовался товарищеский кружок, дружеский, тесный, в который вошли Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, писавшие стихи, а также князь Горчаков, будущий знаменитый русский канцлер, обладавший тонким, наблюдательным умом, умевший со всеми ладить, и большой остроумец Илличевский.
Эти даровитые, мечтательные юноши все время после занятий проводили вместе, гуляли в прекрасном, густолиственном Царскосельском парке, читали друг другу свои повести и стихи, завели даже свой журнал. Главой этого журнала и самым усердным его работником был Александр Пушкин, который в науках не шёл бойко, — особенно не давалась ему арифметика и алгебра, — но по словесным предметам выдавался и был впереди всех. В 1815 году, на публичном экзамене, где присутствовал знаменитый поэт Державин, тогда уже маститый старец, юный Пушкин сначала робко, потом с полным увлечением, прочитал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».
Всё стихотворение дышало искренностью, простотой, оно глубоко тронуло старца Державина. Он слушал стихи с восторгом; слёзы дрожали на его глазах. Когда замер звук последнего стиха, он хотел обнять юного Пушкина; но его уже не было. Смелость его разом пропала, — он сконфузился и убежал из зала, его искали и нигде не могли найти.
Но внимание великого Державина так его тронуло и захватило, что он потом, много позднее, не раз вспоминал об этом случае в беседах с друзьями и отметил даже в своих стихах, сказав: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил».
В 1817 году Александр закончил образование в Лицее. Из стен Лицея Александр Сергеевич вышел другим человеком: он имел огромный запас сведений, навыков, знаний по русской литературе и латыни, по истории и мифологии, французской риторике и российской поэзии, математике, эстетике, немецкой риторике и других.
Когда лицейская жизнь ушла в светлые воспоминания прошлого, Пушкин, почти ежегодно 19 октября, в день открытия Лицея и вступления его в это учебное заведение, вспоминал о нём с грустным чувством умиления; и не раз обращался ко всему, что связано с Лицеем в прекрасных, звучных стихах.
Лицейские годы Пушкина стали началом его творческой знаменитости. Именно здесь писатель заслужил уважение «первого русского поэта» Г. Р. Державина, а также похвалу других известных в те времена поэтов и писателей. Годы обучения в лицее, в котором А. С. Пушкин обрел настоящих друзей, навсегда запомнились писателю. Данный материал, который расскажет кратко о лицейских годах Пушкина, поможет при подготовке к уроку литературы в 5 классе.
Годы учебы
В 1810 году недалеко от Санкт-Петербурга основывается новое учебное заведение для дворянских детей – Императорский Царскосельский лицей, в 1811 году он уже принимал своих первых учеников. Данное учреждение и учеба А. С. Пушкина в нем занимает особое место в биографии знаменитого русского писателя и поэта.
А. С. Пушкин в лицее оказывается благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину, известному в те времена писателю. Двенадцатилетнему мальчику удалось продемонстрировать на вступительных испытаниях свои блестящие знания. 19 октября 1811 года – дата, которую писатель запомнил до конца своей жизни. Эта дата связана с особыми воспоминаниями о лицее и о тех людях, с которыми он сблизился там.
Период обучения в лицее занимал 6 лет: с 1811 по 1817 годы. За это время происходило становление А. С. Пушкина как личности и как поэта.
Становление поэтической личности
За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял огромного усердия в учебе, он отличался отсутствием прилежания. Точные науки подростку давались тяжело, а вот в словесных науках А. С. Пушкин преуспевал. Он был участником поэтического кружка, был автором различных эпиграмм и памфлетов, которые издавались редколлегией лицея. Учеба в лицее стала для начинающего писателя огромным жизненным и творческим опытом.
После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвященные народу и Родине.
В 1815 году Александр Сергеевич сдает переходный экзамен, заключавшийся в прочтении своего стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» Г. Р. Державину. Знаменитый поэт высоко оценил произведение А. С. Пушкина и назвал начинающего поэта своим преемником. Это становится началом его блестящей карьеры. Уже через год после экзамена, еще находясь в лицее, А. С. Пушкин работает над стихотворениями и пьесами для императорской семьи. Такие знаменитые лица, как В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков положительно оценивали творчество А. С. Пушкина.
Дружеские связи
Рассказ о годах учебы невозможен без упоминания той дружеской атмосферы, которая царила в лицее. У А. С. Пушкина были хорошие отношения как с воспитанниками лицея, так и с лицейными преподавателями, которые отмечали природный ум писателя.
Несмотря на то что А. С. Пушкин часто ссорился с другими лицеистами и вступал с ними в конфликты, писателю удалось найти в лицее настоящих друзей, о которых А. С. Пушкин будет всю жизнь вспоминать с теплотой. Именно в Царскосельском лицее поэт познакомился и подружился с И. И. Пущиным, А. А, Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, И. В. Малиновским. С А. С. Пушкиным их объединяло не только то, что они находились в одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми сокровенными мыслями.
Годы, проведенные А. С. Пушкиным в лицее, навсегда стали ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве великого поэта и писателя.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лицейские годы Пушкина», рассмотрит период становления творческой личности А. С. Пушкина, который уже в это время становится известным поэтом.
Среди садов и парков города Пушкина возвышается величественное, пронизанное каким- то особенным светом, здание Царскосельского лицея. Здесь учился великий поэт, здесь он нашел своих лучших друзей, именно в лицейские годы Александр Пушкин осознал свою внутреннюю силу. Александр Сергеевич всегда говорил, что Лицей был отчизной для его души.
Учеба в Лицее соответствовала статусу элитного заведения. Физические и унизительные наказания отсутствовали, у каждого ученика была своя комната. Подъем каждый день в шесть утра, затем сразу два часа занятий, лишь потом завтрак и небольшая прогулка. Учеба продолжались и после обеда, чередуясь с небольшими разминками. Всего лицеисты занимались около семи часов в день. Отдых подразумевал не праздность, а занятия спортом и чтение.
В лицее поэт первый раз влюбился. Он был совершенно очарован Бакуниной, которая приезжала на лицейские балы, чтобы проведать своего брата. Пушкин посвятил ей одно из первых своих стихотворений о любви « К живописцу». Но все, же для самого Александра Сергеевича годы учебы в Царском Селе это, прежде всего друзья. И до конца жизни, каждый год на годовщину лицея он будет писать стихотворение- главная тема которого дружба.
Поступление
Александр Сергеевич Пушкин в 12 лет поступил в Царскосельский лицей под Петербургом. В этом ему помог его дядя по отцу (Василий Львович Пушкин).
Именно дядя привез его в Санкт-Петербург и похлопотал, чтобы племянника взяли в новое учебное заведение.
Александр успешно сдал экзамены (12 августа 1811 года) и был зачислен в лицей.
Когда началась учеба
Торжественное открытие учебного года состоялось 19 октября 1811 года. На мероприятии присутствовал сам император.
Комнаты учеников
Каждому ученику при поступлении был присвоен номер, который соответствовал номеру его комнаты (у Пушкина был №14).
Комнаты у всех учеников были обставлены одинаково:
- кровать,
- письменный стол,
- один стул,
- комод,
- умывальник.
Обстановка была довольно скромной, позже Пушкин будет называть свою комнату «келья».
Форма
Лицеистам выдали специальную лицейскую форму.
Это был однобортный темно-синий мундир с красным воротником и красными отворотами на рукавах. Специально для каждого были пошиты брюки. Обувью служили ботфорты (высокие сапоги).
Распорядок дня
Весь день у лицеистов был тщательно распланирован:
- 6 утра — подъем, сборы, молитва;
- 7 — 9 — уроки;
- 9 — 10 — завтрак;
- 10 — 12 — уроки;
- 12 — 13 — прогулка;
- 13 — 14 — обед;
- 14 — 17 — уроки;
- 17 — 18 — полдник и прогулка;
- 18 — 20:30 — выполнение домашних заданий, танцы и фехтование по средам и субботам;
- 20:30 — ужин;
- 22 — вечерняя молитва, сон.
Надзиратели
За учениками и их поведением постоянно следили надзиратели. Мальчишкам не разрешалось бегать, играть и сильно шуметь во время нахождения в здании лицея. Исключением могла стать только прогулка.
Даже по ночам за учениками следили: двери в комнаты учеников не были сплошными, в них были сделаны специальные окна, чтобы надзиратели могли в любое время наблюдать за учениками.
Какие предметы преподавались
За 6 лет ученики изучили следующие предметы:
- закон Божий,
- русский язык,
- латинский язык,
- французский язык,
- немецкий язык,
- логика,
- нравственность,
- математика,
- география,
- история,
- чистописание,
- фехтование,
- рисование,
- верховая езда,
- танцы,
- плавание.
Какие предметы Пушкин любил, а какие нет
Александр Пушкин любил русский язык и словесность, латинский язык, французский язык, фехтование. По ним имел хорошие отметки.
Не любил: немецкий язык (слишком грубый), математику и логику. По ним получал плохие отметки.
Лучшие друзья Пушкина
Лучшими друзьями Пушкина по лицею являлись:
- Пущин,
- Дельвиг,
- Кюхельбекер,
- Малиновский.
Хотя он хорошо общался со многими сокурсниками. Про многих написал стихи.
Война с Наполеоном
Война с Наполеоном длилась с 24 июня по 14 декабря 1812 года. Пушкин застал ее в Царскосельском лицее.
За это время ему и его товарищам пришлось перенести массу событий:
- сборы войск на войну,
- сожжение Москвы,
- приближение вражеских войск к Петербургу,
- переживания за родных и близких, которые жили в Москве,
- срочная подготовка к эвакуации.
Все эти события произвели огромное впечатление на молодого поэта и его друзей. В это время все они стали взрослее.
Пушкин напишет о войне несколько стихотворений.
Первая публикация поэта
В 1814 году Александр Пушкин отправил свое стихотворение «К другу стихотворцу» в большой журнал «Вестник Европы».
Стихотворение опубликовали под псевдонимом «Александр НКШП». Это был большой успех для молодого поэта.
Выступление на публичном экзамене
8 января 1815 года Пушкин выступил со своим стихотворением «Воспоминания в Царском селе» на торжественном публичном экзамене.
В числе слушателей был известный литератор Державин, которого стихи молодого поэта очень впечатлили. Он даже хотел обнять Пушкина, но тот в смущении убежал.
Это стало еще одним триумфом успеха начинающего поэта.
Вступление в Арзамас
Благодаря своим литературным успехам Александра приняли в литературное сообщество Арзамас, в котором состояли такие поэты как Карамзин, а также дядя — Василий Львович.
Как повлияла учеба в лицее на Пушкина
Жизнь в лицее благотворно повлияла на творчество молодого поэта. Именно здесь он получил поддержку единомышленников — его друзей-лицеистов, многие из которых тоже писали стихи.
Именно тут он смог раскрыть свой талант. А благодаря постоянной работе над стихами, он только усилил свои литературные способности.
Выпуск из лицея
9 июня 1817 года состоялась официальная церемония прощания с выпускниками. Пушкин получил чин Х класса (10-го класса).
Через три дня вышел приказ о его назначении чиновником в Коллегию иностранных дел.
После выпуска
После окончания лицея друзья не забывали друг друга. Они регулярно устраивали встречи. А также поддерживали связь.
Пушкин вспоминал про лицейские годы как самое лучшее и беззаботное время.
Сообщение «Лицейские годы Пушкина» кратко поможет Вам подготовиться к занятию и узнать, как учился великий поэт.
«Лицейские годы Пушкина» краткое сообщение
Когда будущему литературному гению исполнилось 11 лет, пришла пора родителям отдавать ребенка в учебное заведение. В 1811 году открылось учебное заведение для дворян – Царскосельский Лицей. Так, в октябре дядя А.С. Пушкина отдал своего племянника в нее на обучение.
Ученикам преподавали не только учебные дисциплины, а целые науки. В здании была богатейшая библиотека. У каждого воспитанника было свое помещение. Семь часов в день отводилось на освоение наук, в остальное время дети гуляли, посещали игровые занятия и гимнастику. Оценок не было, вместо этого составлялся отзыв на воспитанника. Среди обязательных наук были иностранные языки, музыка, рисование.
Александр Пушкин быстро освоился в Лицее. Он прослыл подвижным и остроумным мальчиком, преданным товарищем, горячим в дружбе, проявил особый талант к писательству. В учебном заведении образовался дружеский, товарищеский кружок, в который кроме Пушкина вошли писавшие стихи Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, князь Горчаков, будущий русский канцлер Илличевский. Эти мечтательные, одаренные юноши проводили вместе время после занятий, читали стихи и повести друг другу, гуляли в Царскосельском парке, даже завели свой журнал. Его главой избрали усердного Пушкина.
В 1815 году, Александр Сергеевич прочитал на публичном экзамене свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». На слушаньях присутствовал поэт Державин, который дослушал произведение автора с особым восторгом. Державин так впечатлился стихом юного Пушкина, что часто вспоминал этот момент в беседах с друзьями.
Александр Сергеевич в 1817 году окончил обучение в Лицее, выйдя оттуда совершенно другим человеком с большим запасом навыков, сведений, знаний по латыни и русской литературе, немецкой риторике, истории и мифологии, математике, эстетике, российской поэзии и французской риторике.
Несмотря на то, что лицейская жизнь стала прекрасным прошлым, Александр Пушкин практически каждый год 19 октября (в день открытия Царскосельского Лицея) вспоминал о нем в беседах или звучных стихах.
Лицейские годы Пушкина интересные факты
- Свое первое стихотворение Пушкин опубликовал во время обучения в Лицее. Его напечатали в журнале Вестник Европы летом 1914 года.
- Особое внимание в учебном заведении уделялось воспитанию чувства собственного достоинства, благородства, долга. Телесные наказания строго запрещались.
- За 6 лет обучения воспитанникам не позволялось покидать стены Лицея. Когда юношей посещали родители, то они сидели в общей зале или находились на общей прогулке.
- Пушкина как поэта признали еще в лицейские годы. Творчество будущего литератора оценили Карамзин, Шишков, Жуковский, Батюшков и Вяземский.
- Барон Модест Корф говорил, что во время учебы у них не было свободы передвижения, комнаты походили на камеры, а за провинности могли наказать стоянием на коленях. Так, Александр Сергеевич однажды так стоял 2 недели за утренними и вечерними молитвами.
Надеемся, что из этого сообщения Вы узнали, как учился Пушкин. А свой краткий рассказ о лицейских годах Пушкина Вы можете оставить через форму комментариев ниже.
Используемые источники:
- https://detskiychas.ru/school/pushkin/pushkin_v_litsee/
- https://obrazovaka.ru/essay/pushkin/liceyskie-gody-pushkina.html
- https://poetpushkin.ru/zhizn-i-tvorchestvo/litsejskie-gody.html
- http://hronika.su/pushkin-v-licee-kratkiy-doklad/
- https://kratkoe.com/litseyskie-godyi-pushkina-kratkoe-soobshhenie/
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 152-154.
УКМ «Школа России»
Раздел «Поэтическая тетрадь». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?
Я прочитала стихотворные произведения русских поэтов. Они объединены в один раздел потому, что их самих объединяет одна тема — природа, времена года.
2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше? Приготовься прочитать в классе те произведения, которые тебе нравятся.
Я читала во втором и третьем классах:
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза», «Листья».
А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».
И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».
И. Бунин «Первый снег», «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник».
Больше всего мне понравились стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» и «Чародейкою зимою».
3. Прочитай строки из стихотворений. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.
«Здравствуй, гостья Зима!» — Иван Никитин.
«Лучше б снег да вьюгу…» — Афанасий Фет.
«Ещё в полях белеет снег…» — Фёдор Тютчев.
4. Расскажи о том, как один из поэтов изображает природу. Тебе помогут вопросы: Какое время года описывает поэт? Есть ли разница в том, как авторы их изображают? Найди слова, которые подтверждают твою мысль. Как эпитеты и сравнения помогают поэту нарисовать картины природы? Приведи примеры. Всегда ли с одинаковым чувством изображает автор природу? Почему?
Как А. Фет изображает природу в стихотворении «Весенний дождь»
Поэт описывает весну, дождь. Он использует эпитеты и сравнения: золотой, душистым, завеса. Эти слова помогают лучше представить картину начинающегося дождя. Также поэт использует олицетворение, придавая дождю способности живого существа: что-то подошло и барабанит. Это весёлое стихотворение, потому что поэту нравится дождь.
Как И. Бунин описывает природу в стихотворении «Листопад»
Поэт описывает золотую осень. Он использует яркие эпитеты и сравнения. Эпитеты позволяют ему передать всю красоту осенних красок, нарисовать картину терема, который он увидел. Также сравнение осени со вдовой позволяет поэту передать настроение, мы понимаем, что несмотря на всю красочность пейзажа, поэту немного грустно оттого, что эта красота очень скоротечна.
Вывод: каждый автор описывает природу с разными чувствами, ведь чувства выражают его внутренний мир, настроение. А у каждого человека оно своё.
5. Прочитай определение олицетворения. Найди олицетворение в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?
«Месяц огненным шаром встаёт…» Это строки из стихотворения Ивана Никитина «В синем небе». Олицетворения здесь Встаёт и Обдаёт. Они помогают представить месяц и почувствовать красоту его появления на небе.
«Под ледяной своей корой ручей немеет». Это строки из стихотворения Евгения Баратынского «Где сладкий шёпот». Олицетворение здесь Немеет. Оно помогает представить замолкающий подо льдом ручей.
6. Что ты можешь сказать об оформлении стихотворной речи на письме? Обратил ли ты внимание на то, что стихотворение Тютчева «Как неожиданно и ярко» состоит их двух частей? Сосчитай количество строк в частях. Одинаковое ли оно? Окончания каких строк созвучны?
На письме стихотворная речь записывается в столбик, строками.
Стихотворение Тютчева состоит из двух частей — строф. В каждой по восемь строчек. Эта строфа называется восьмистишием.
Созвучны в строфах чётные и нечётные строки между собой. Такая рифма называется перекрёстной. Схематически её можно записать так: АВАВ.
7. Часто поэты делят свои стихотворения на строфы, чтобы показать связанные друг с другом, но всё-таки разные картины. Строфа помогает выделить каждую картину. Найди примеры таких стихотворений.
В упомянутом выше стихотворении Тютчева две строфы. В первой описана сама радуга, вторая посвящена её кратковременности. Строфы связаны между собой темой радуги, но говорят о разном.
Стихотворение И. Никитина «В синем небе» состоит из трёх строф, трёх четверостиший. В первом описывается вечер, во втором — ночь, в третьем поэт говорит о своих чувствах.
8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своим словами.
Рифма — это созвучные друг другу слова, которые находятся на конце стихотворных строк.
Ритм — это чередование ударных и безударных слогов в строке, которое придает стихотворению музыкальность.
9. Придумай по одному вопросу к каждому стихотворению.
Тютчев «Ещё земли печален вид»: Почему поэт олицетворяет природу? — Ему она кажется живой.
Тютчев «Как неожиданно и ярко»: Использует ли поэт олицетворение? — Да, он олицетворяет радугу.
Фет «Весенний дождь»: Сколько строф в стихотворении? — Три.
Фет «Бабочка»: Как поэт относится к бабочке? — Он любуется ею.
Баратынский «Весна»: Какие олицетворения использует поэт? — Ласкаясь облака, взревев река.
Баратынский «Где сладкий шёпот»: Сколько строф в этом стихотворении? — Одна.
Плещеев «Дети и птичка»: О каких временах года говорит поэт? — О весне и осени.
Никитин «В синем небе»: С чем сравнивает природу автор? — С храмом.
Некрасов «Школьник»: Кто разговаривает со школьником? — Возница, ямщик.
Некрасов «В зимние сумерки»: Почему няня не сердится на Сашу? — Девочка счастлива, на это невозможно сердиться.
Бунин «Листопад»: Что даёт стихотворению образ вдовы? — Он создаёт печальное настроение.
10. Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел «Поэтическая тетрадь». Составьте список. Объясните свой выбор.
Я бы включила в этот раздел другие стихотворения русских поэтов о временах года.
Список произведений для раздела «Поэтическая тетрадь»
- А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»
- Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза».
- А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».
- И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».
- И. Бунин «Первый снег», «Густой зелёный ельник».
- Н. Некрасов «Славная осень».
- С. Есенин «Поёт зима — аукает».
Из истории Императорского Царскосельского лицея
В 1811 году, чтобы обучать талантливых детей из дворянских семей, в Царское Село выписали лучших педагогов и специалистов по разным дисциплинам. Программа обучения была рассчитана сначала на 6 лет, позже, с 1836 года, — на 4 года. За это время воспитанники изучали:
- языки — российскую, латинскую, немецкую, французскую словесность и риторику;
- точные науки — математику, физику и космографию;
- отечественную и мировую историю, физическую географию;
- нравственные дисциплины — Закон Божий, этику и логику;
- политическую экономию, правоведение, математическую географию и статистику.
Кроме того, уделялось внимание творческому и физическому развитию детей. Ученики занимались рисованием и танцами, тренировались в чистописании, получали навыки фехтования, плавания, езды верхом
С первого дня работы Императорский лицей расположился в дворцовом флигеле Екатерининского дворца. Само здание — творение великих зодчих. Его строили по чертежам Ильи Неелова и Джакомо Кваренги, а под нужды лицея флигель реконструировал Василий Стасов. По его проекту в четырёхэтажном здании появились учебные классы, залы для занятий и жилые комнаты лицеистов.
Интересные факты
- В советские времена огромная библиотека Лицея была расформирована по разным учебным заведениям страны. На сегодняшний день более 700 экземпляров из подлинной библиотеки Лицея удалось вернуть в Alma-Mater великого русского поэта.
- Великолепный фехтовальщик А.С. Пушкин имел по этому предмету оценку «1». Вопреки современной системе оценок, единица означала высшую успеваемость, «0» ставился за полное незнание предмета, а между ними шли баллы от 2 до 7.
- Лицеисты пушкинского выпуска не имели постоянных мест за партой. Ученики пересаживались по мере проявления успехов в учёбе. Наиболее успевавшие по конкретному предмету садились в первые ряды, отстающим приходилось пересаживаться назад.
- День лицеистов начинался с ежедневного подъёма в 6 утра, занятия науками занимали до 7 часов в сутки, а отдыхом считались прогулки, гимнастика, музицирование и рисование.
- Друг и секундант Пушкина на роковой дуэли, Константин Карлович Данзас, так же был лицеистом первого выпуска.
- Пушкин мог бы и не учиться в Царском селе, однако, благодаря дяде, поэту Василию Львовичу Пушкину, лично знакомому со Сперанским, ему позволено было сдать экзамены. Вторым помощником будущего лицеиста стало прекрасное знание французского языка, благодаря которому он блестяще прошёл вступительные испытания.
- Из 30 первых выпускников лицея юный Пушкин был всего лишь 26 по успеваемости с превосходными оценками в области словесности и фехтования.
- Последний факт имеет весьма скромное отношение к Царскосельскому лицею. В городе Эфиопии, Адис-Абеба, 17 лет назад установлен памятник Александру Сергеевичу с надписью «Нашему поэту».
Предметы
Обучение состояло из двух курсов: начального и окончательного. Каждый занимал по три года. При переходе на следующий курс и выпуске проводился публичный экзамен, на котором почти всегда присутствовали министр просвещения, члены Академии наук, родители и родственники воспитанников.
В правах и преимуществах Царскосельский лицей приравнивался к российским университетам. Но юный возраст воспитанников не позволял требовать от них того же, чего ждали от взрослых студентов: дойти до совершенства в своей области. Задачей лицеистов было усвоить «главные основания» многих наук. Поэтому учебная программа была обширной и пестрой.
В почете было изучение латинского, французского, немецкого. Во время соревнований по иностранным языкам штрафовали тех, кто случайно заговорит по-русски. Лицеисты осваивали риторику, словесность, русскую и мировую историю, «нравственные науки», географию, науки математические и физические. Под определением «изящные искусства и гимнастические упражнения» скрывались чистописание, рисование, пение, танцы, фехтование, верховая езда и плавание.
На литературных собраниях у гувернера Сергея Гавриловича Чирикова лицеисты сочиняли повести: один придумывает начало, второй завязку, третий подхватывает. Двадцать лет спустя эти сюжеты лягут в основу «Метели» и «Выстрела» Пушкина.
Но еще раньше, чем они будут опубликованы, Александр Сергеевич подаст Николаю I записку «О народном воспитании», в которой изложит свои взгляды на образование. Домашнее воспитание, по мнению выпускника Лицея, «недостаточное» и «безнравственное». Частное образование нужно не колеблясь «подавить». Юношество должно иметь время на то, чтобы «перекипеть, обогатиться познаниями, созреть в тишине училищ». По мнению поэта, не так уж необходимо тратить 6 лет на изучение французского, греческого и латыни. Зато история и политические науки в старших классах должны стать основными предметами.
Становление поэтической личности
За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял огромного усердия в учебе, он отличался отсутствием прилежания. Точные науки подростку давались тяжело, а вот в словесных науках А. С. Пушкин преуспевал. Он был участником поэтического кружка, был автором различных эпиграмм и памфлетов, которые издавались редколлегией лицея. Учеба в лицее стала для начинающего писателя огромным жизненным и творческим опытом.
После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвященные народу и Родине.
В 1815 году Александр Сергеевич сдает переходный экзамен, заключавшийся в прочтении своего стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» Г. Р. Державину. Знаменитый поэт высоко оценил произведение А. С. Пушкина и назвал начинающего поэта своим преемником. Это становится началом его блестящей карьеры. Уже через год после экзамена, еще находясь в лицее, А. С. Пушкин работает над стихотворениями и пьесами для императорской семьи. Такие знаменитые лица, как В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков положительно оценивали творчество А. С. Пушкина.
Стоимость билетов 2021
Стоимость входного билета и экскурсионного обслуживания на одного посетителя в группе (не более 15 человек)
Полная стоимость входного билета
- Для взрослых — 150 руб.
- экскурсионное обслуживание — 180 руб.
- экскурсия с аудиогидом — 300 руб.
- общая стоимость билета — 330 руб.
Стоимость входного билета для льготников
- Для пенсионеров, школьников до 18 лет и студентов от 16 лет — 60 руб.
- экскурсионное обслуживание — 180 руб.
- экскурсия с аудиогидом — 210 руб.
- общая стоимость билета — 240 руб.
Бесплатные дни
Мемориальный Музей-Лицей принимает посетителей бесплатно (кроме заказных групп):
- В Международный день музеев 18 мая;
- В Пушкинский день России 6 июня;
- В День лицейской годовщины 19 октября.
Третье воскресенье месяца
Лица, не достигшие 18 лет, а также обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, имеют право на бесплатное посещение 1 раз в месяц Музея-Лицея в Пушкине.
Бесплатно для граждан
- Право на получение бесплатного входного билета имеют:
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные Кавалеры Орденов Славы;
- Граждане РФ, удостоенные звания Герой Социалистического Труда и граждане РФ, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней.
- Ветераны, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
- Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда», труженики тыла.
- Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в том числе признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин.
- Ветераны и инвалиды боевых действий на территории СССР.
- Реабилитированные лица, пострадавшие от политических репрессий.
- Ликвидаторы Чернобыльской аварии.
- Инвалиды I группы (граждане РФ) и сопровождающий посетителя с ограниченными физическими возможностями.
- Инвалиды II группы (граждане РФ).
- Дети в возрасте до 7 лет.
- Дети-сироты и дети, находящиеся под опекой, а также находящиеся в детских домах РФ и Республики Беларусь (для группы по предварительной договоренности).
- Дети-инвалиды и сопровождающий ребенка-инвалида.
- Лица, проживающие в домах-интернатах РФ и Республики Беларусь (по предварительной договоренности).
- Многодетные семьи (все члены семьи).
- Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
- Курсанты образовательных учреждений Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и МЧС России.
- Кадеты военных училищ (группа более 5 человек принимается как заказная группа).
- Студенты очной формы обучения высших учебных заведений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации.
- Сотрудники музеев, находящихся в подчинение Министерства культуры Российской Федерации.
- Сотрудники центрального аппарата Министерства культуры Российской Федерации и члены ИКОМ, члены МОО «Творческий союз музейных работников Санкт-Петербурга и ЛО».
Дружеские связи
Рассказ о годах учебы невозможен без упоминания той дружеской атмосферы, которая царила в лицее. У А. С. Пушкина были хорошие отношения как с воспитанниками лицея, так и с лицейными преподавателями, которые отмечали природный ум писателя.
Несмотря на то что А. С. Пушкин часто ссорился с другими лицеистами и вступал с ними в конфликты, писателю удалось найти в лицее настоящих друзей, о которых А. С. Пушкин будет всю жизнь вспоминать с теплотой. Именно в Царскосельском лицее поэт познакомился и подружился с И. И. Пущиным, А. А, Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, И. В. Малиновским. С А. С. Пушкиным их объединяло не только то, что они находились в одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми сокровенными мыслями.
Годы, проведенные А. С. Пушкиным в лицее, навсегда стали ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве великого поэта и писателя.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лицейские годы Пушкина», рассмотрит период становления творческой личности А. С. Пушкина, который уже в это время становится известным поэтом.
Самые популярные материалы сентября для 5 класса:
Краткое содержание «Повесть временных лет»
Краткое содержание «Журавль и цапля»
Краткое содержание «Бородино»
«Царевна-лягушка» главные герои
Краткое содержание «Илиада»
Моя любимая сказка
Краткое содержание «Святогор и Микула Селянинович»
Краткое содержание «Деревня»
«Илиада» очень краткое содержание
Краткое содержание «Черная курица или подземные жители»
Лицеисты
19 октября 1811 года первый курс Царскосельского лицея садится за парты. Ребятам предстоит быть одновременно и школьниками (по возрасту), и студентами (полученное образование приравнивается к высшему). Любопытно, что одноклассники не были ровесниками. Так, например, Данзасу, будущему офицеру и секунданту Пушкина, на момент поступления было около 11 лет, самому Пушкину – 12, а сыну первого директора Лицея Ивану Малиновскому — 15.
Слух о Лицее, в котором, как предполагалось, будут обучаться и великие князья, братья императора Александра I, взволновал аристократические круги. На места для 30 воспитанников быстро образовался конкурс. Экзаменовали поступающих влиятельные люди: министр просвещения Разумовский, директор департамента Министерства народного просвещения Мартынов и директор Лицея Малиновский.
Что представляли из себя лицеисты? Об этом можно судить по сохранившимся рукописям Кюхельбекера: объемная тетрадь вмещает в себя 254 страницы с философскими, моральными, литературными и политическими вопросами, волновавшими мальчиков. Здесь и «Образ правления», и «Обязанности гражданина-писателя», и «Естественная религия», и «Рабство». Суждения на такие сложные темы сочетаются у воспитанников с юношеской горячностью: тот же Кюхля вызовет Пушкина на дуэль, соберется топиться в пруду, первым из воспитанников опубликует свои произведения.
Как до музея добраться, есть ли парковка
Добираться сюда можно электричкой до остановки «Царское Село — г. Пушкин». Потом автобусом или маршруткой до «Средней улицы». Номер транспорта любой. От остановки около половины километра придется идти пешком.
Совет. Можно также до «Средней улицы» добраться на метро от «Московской», «Звездной» или «Купчино». Оттуда ходят автобусы и маршрутки до этой же остановки в Пушкино.
Что касается парковки, непосредственно возле музея ее нет. Некоторое время назад возле заповедника «Царское Село» началось строительство парковки для приезжающих посетить Александровский и Баболовский парки. Расположена она на перекрестке Волхонской и Кузьминской трасс. Работа там близится к завершению.
«Под сенью дружных муз»
Учеба строилась не совсем так, как принято теперь: вместо отдельных предметов были направления, в рамках которых изучались смежные дисциплины. За каждое направление отвечал профессор или преподаватель. Нравственные проблемы решали в курсах права, этики, логики, политэкономии, закона Божьего. Блок словесности — языки, риторика, поэзия. Гуманитарный цикл — история России и мира, география. Естественнонаучные предметы — математика, физика, химия. Курс изящных искусств включал живопись, театр, танцы и музыку, а отдельный военный цикл состоял как из собственно профессиональных навыков, так и из необходимых дворянину прикладных дисциплин — фехтования, верховой езды, плавания. Поскольку все курсы были авторскими, преподаватели стали главной ценностью заведения. Их было немного, кандидатура каждого подбиралась индивидуально и утверждалась на самом высоком уровне. Настоящими звездами были профессора права и словесности Александр Куницын и Николай Кошанский, а французскую грамматику преподавал Давид де Будри — родной брат знаменитого революционера Марата. Много времени ученики проводили во внеклассных занятиях, и здесь особая роль принадлежала преподавателю изящных искусств Сергею Чирикову, который покровительствовал множеству начинаний лицеистов — литературному кружку, рукописному карикатурному журналу и т.д. В целом, атмосфера в лицее была весьма свободная и творческая, что и дало возможность ученикам раскрыть художественные способности. Даже не самые одаренные воспитанники старались проявить себя в рисовании, стихосложении, музыке, переводах. Многие, еще будучи учениками, печатались во вполне взрослых литературных журналах, причем первыми в московском «Вестнике Европы» за 1814 год были опубликованы стихи не Пушкина (что логично было бы предположить), а его товарища Антона Дельвига. Для самостоятельных занятий в лицее была создана великолепная библиотека, одна из лучших в то время.
общество
В одном из залов лицея
Фото: ТАСС/Юрий Белинский
Интерес императора к первому лицейскому набору сохранялся вплоть до его выпуска в 1817 году. Переводные и выпускные экзамены и вовсе стали событием государственного масштаба — на них присутствовали члены императорской фамилии, высшие чиновники, знаменитые ученые и литераторы (только Карамзин и Жуковский чего стоят!), конечно, родственники. Направление карьеры ученики выбрали разные, благо, такая возможность была — каждый по желанию мог определить вид службы (военный, дипломатический, гражданский), а стартовый ранг давался по показанным результатам. Лучшие 17 человек получили чин титулярного советника (IX класс), соответствующий чину прапорщика гвардии. Остальные получили X ранг (коллежский секретарь или армейский прапорщик), в том числе Пушкин, который в рейтинге стоял третьим с конца
Кстати, распределение всех выпускников лицея было напечатано в газетах, что подчеркивает внимание к этому учебному заведению
Первый выпуск 1817-ого обычно называют «золотым» — и не только из-за Пушкина. Секундант поэта на его последней дуэли Константин Данзас и лучший ученик курса Владимир Вольховский выйдут в отставку генералами. Федор Матюшкин станет адмиралом, знаменитым полярным исследователем. Трагическими строками войдут в русскую историю судьбы декабристов Ивана Пущина и Вильгельма Кюхельбекера. Кстати, сразу после восстания Горчаков рискуя карьерой, а то и свободой, принес другу Пущину заполненный паспорт и умолял его бежать за границу, но тот счел это бесчестием и остался ждать ареста. Князь Александр Горчаков позже станет канцлером Российской империи. Он переживет всех однокашников, и последним будет справлять ежегодный день лицея.
уцацф
Фото: Depositphotos
«Золотым» первый выпуск остался еще и потому, что после него Императорский лицей стал меняться. Послевоенный относительно либеральный период правления Александра в очередной раз сменился реакцией. Министерство народного просвещения было объединено с главным управлением духовных дел, а лицей в 1822 году подчинен военному ведомству. Естественно, ни о каком творческом духе и свободолюбии речь уже не шла. Кроме того, были учреждены еще несколько аналогичных и одноименных заведений в других городах, что дискредитировало идею элитарности лицейского образования. В 1843 году Императорский лицей переехал из Царского села в столицу и был переименован в Александровский. Просуществовал он до 1918 года. Новую жизнь лицеи получили уже в конце XX века, но ничего общего ни с традициями эпохи Аристотеля, ни с временами «золотого» пушкинского выпуска эти учебные заведения не имеют. Кроме, разве что, праздника 19 октября.
Переезд в Петербург
1 ноября 2011 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей с изображением Царскосельского лицея в память его 200-летия. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 1000 экземпляров и весом 169 граммов
6 сентября 1843 года[] учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург в здание Александринского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, дом 21. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским.
Здание Александровского лицея несколько раз перестраивалось. К 50-летию учебного заведения (1861) к главному зданию со стороны сада пристроили двухэтажный корпус. В 1878 году по проекту Р. Я. Оссолануса над зданием надстроили четвёртый этаж. В 1881 году в новом флигеле по Большой Монетной улице разместился подготовительный класс. В —1905 годах со стороны Лицейской улицы был построен угловой четырёхэтажный флигель для воспитателей, главное здание было расширено, к нему были пристроены крылья.
К 100-ю Александровского(Царскосельского) лицея. Возложение венка на памятник лицеисту А. С. Пушкину в Царском Селе. Янв.1912 г.
С 1843 по 1917 г. здесь жили лица высочайшего двора. Среди них — первый попечитель Лицея принц Петр Георгиевич Ольденбургский; фрейлина графиня Екатерина Фёдоровна Тизенгаузен, внучка М. И. Кутузова; фрейлина Александра Васильевна Жуковская, дочь знаменитого поэта В. А. Жуковского; фрейлина М. Э. Мещерская, великий князь Николай Николаевич (старший), сын Николая I, женатый на принцессе Александре Петровне Ольденбургской.
Пушкинский музей
Памятник А. С. Пушкину в Лицейском саду.
Несмотря на то что учебное заведение теперь находилось в Петербурге, традиции Царскосельского лицея и особенно память о Пушкине и других первых воспитанниках бережно сохранялась студентами последующих курсов и передавалась из поколения в поколение. Памятные лицейские дни, такие как 19 октября — день открытия Лицея, и дни рождения и смерти Пушкина, обязательно отмечались. 19 октября 1889 года перед главным входом был установлен бронзовый бюст Александра I работы П. П. Забелло, а в саду — гипсовый памятник А. С. Пушкину, в 1899 году заменённый двухметровым бронзовым бюстом работы И. Н. Шредера (бюст работы Шредера в настоящее время выставлен перед Пушкинским Домом).
В 1900 году в Царском Селе был открыт бронзовый памятник А. С. Пушкину-лицеисту в Лицейском саду.
Программа обучения
Александр I приравнял Императорский Царскосельский лицей к российским университетам. По окончании выпускники получали гражданские чины 14-9 классов. Если в дальнейшем планировалась военная карьера, проводились дополнительные занятия, после которых лицеисты получали права окончивших престижный Пажеский Его Величества корпус.
Образовательная программа хоть и менялась несколько раз, сохраняла гуманитарно-юридический характер. Учебный план разрабатывал Михаил Сперанский. Длительность обучения составляла 6 лет, которые поровну делились на начальный и окончательный курс. Набор воспитанников проходил 1 раз в 3 года, лицеистами могли стать мальчики 10-14 лет, имеющие дворянское происхождение.
Воспитанники Царскосельского лицея изучали порядка 22 дисциплин, которые делились на 5 групп:
К нравственным предметам относились Закон Божий, логика, этика, политическая экономия, правоведение.
Словесные включали русский, латинский, французский и немецкий языки, а также риторику.
Исторические дисциплины были представлены российской и всемирной историей, физической географией.
Физико-математические науки изучались в рамках математики, начальной физики, космографии, статистики, математической географии.
Из изящных искусств лицеисты практиковались в чистописании, рисовании и танцах
Особое внимание уделялось физической подготовке: воспитанники обучались верховой езде, плаванию, гребле, фехтованию.
Интересно, что за отлично усвоенный материал ученики получали оценку «1», и далее по нисходящей до «4». За абсолютное незнание темы можно было заработать позорный «0». Каждый предмет оценивался по трем критериям, один из которых оставался неизменным на протяжении всего срока обучения – за талант и способности.
В Царскосельском лицее дворянских детей готовили к государственной службе на самом высоком уровне, поэтому образование было как можно более разносторонним. Педагоги старались сформировать самостоятельную и творческую личность, которая будет стремиться покорять, казалось бы, неприступные высоты и найдет свое призвание в жизни. Преподаватели не требовали бездумного зазубривания истин, а подталкивали на поиск собственных, учили мыслить свободно, независимо и самостоятельно. Обращались к мальчикам на «Вы», добавляя перед фамилией «господин». Это позволяло сохранять некоторую дистанцию и привыкать к уважительному обращению.
Такой прогрессивный подход к обучению, вопреки ожиданиям, не способствовал взращиванию высококвалифицированных чиновничьих кадров. Процент выпускников, посвятивших себя государственной службе, достаточно низкий по сравнению с задуманным. Однако среди них действительно попадались алмазы, которые в процессе обучения становились чистейшей воды бриллиантами. Достаточно вспомнить дипломата Александра Горчакова или полярного исследователя адмирала Федора Матюшкина.
Как ни парадоксально, поощряемое в лицее свободомыслие породило целый ряд оппозиционеров. Многие выпускники Царскосельского лицея впоследствии состояли в различных тайных обществах и кружках, некоторые из них примкнули к декабристам и в 1825 году вышли на Сенатскую площадь.
Педагоги
Поначалу в Лицее было 30 учащихся, 11 наставников: директор, учителя, гувернеры. Кроме этого, в штате числился надзиратель, шпионящий как за подопечными, так и за педагогами. Один из таких блюстителей порядка Мартын Степанович Пилецкий-Урбанович до того разозлил воспитанников, что они поставили ему ультиматум: либо он удаляется из Лицея, либо они. Надзирателю пришлось уехать в тот же день.
Первый директор Лицея Василий Федорович Малиновский подчеркивал: надо сделать так, чтобы «воспитывающие и воспитуемые составляли одно сословие». Лицеисты должны были видеть в педагогах не начальников, а друзей. Так, мальчики были вхожи в дом директора, где знакомились с обычаями света. Выезжали с его семейством на прогулки, катались с горок и на коньках.
Профессора, кроме Давида Ивановича де Будри, были молодыми людьми до 30 лет. Еще одним новшеством было то, что «главные науки» преподавали русские педагоги, а не иностранцы. Хотя у некоторых из них и был опыт зарубежного обучения. Так, любимый преподаватель Пушкина Александр Петрович Куницын, Иван Кузьмич Кайданов и Яков Иванович Карцев, окончив Петербургский педагогический институт, были отправлены для продолжения образования в Геттинген, Йену и Париж. И по прибытии назначены профессорами в Лицей.
Сегодня ценится, когда педагоги, работающие с детьми, сами создают программы, учебники и пособия. Этот принцип соблюдался и в Лицее. Например, Николай Федорович Кошанский, имевший степень доктора философии и свободных искусств, не только издал несколько учебников, но и перевел огромную «Ручную книгу древней классической словесности», басни Федра, сочинения Корнелия Непота, по которым учились лицеисты.
Преподавателей объединяло не только желание распознать характер и наклонности своих воспитанников, но и старание воплотить в жизнь их высокие юношеские замыслы. Так, директор Энгельгардт добился для Федора Матюшкина места в кругосветном путешествии. Теперь мы знаем его как адмирала, исследователя Восточной Сибири, чьим именем назван мыс в Северном Ледовитом океане. Неудивительно, что многие выпускники сохранили дружеские и доверительные отношения со своими лицейскими наставниками.
Первые преподаватели Царскосельского лицея, учившие Пушкина
- А. П. Куницын (1783-1840) — профессор права и политических наук, преподавал с 1811 по 1821 годы
- Н. Ф. Кошанский (1781-1831) — профессор, русская и латинская литература, 1811-1828
- А. И. Галич (1783-1848) — профессор, русская и латинская литература, 1814-1815
- Я. И. Карцов (1784-1836) — профессор, физика и математика, 1811-1836
- И. К. Кайданов (1782-1843) — профессор, история
- Д. И. де Будри (1756—1821) — французская литература
- Ф. П. Калинич (1788-1851) — каллиграфия, (1811-1851)
- Ф. М. Гауеншильд (1780—1830) — профессор, немецкий язык и литература
- С. Г. Чириков (1776-1853), учитель рисования
Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 27 февраля 2021. Время чтения 6 мин.
Александр Сергеевич Пушкин 6 лет провел в Императорском лицее в Красном Селе. Здесь он обучался по интенсивной программе, в которой особое внимание уделялось развитию творчества с учетом характера, темперамента, наклонностей лицеистов. Русский гений получил диплом коллежского секретаря 10 класса, но всю жизнь посвятил литературе.
Царскосельский лицей, где учился Пушкин, по праву считают самым успешным экспериментом в сфере образования, которому нет аналогов даже в современной России. Ведь практически весь первый выпуск – это выдающиеся личности и настоящие патриоты. Именно здесь в полной мере раскрылся талант гениального поэта, который прославил русскую поэзию на весь мир.
«Детства милые виденья»
Своей родословной Александр Сергеевич гордился и часто пересказывал. Его отец был из знатного рода Пушкиных, а мать – внучка Абрама Ганнибала, известного, как арапа Петра I. Именно от прадеда поэту досталась такая колоритная внешность.
Саша был вторым ребенком в семье, родился 6 июня 1799 г. в Немецкой слободе. Со старшей Ольгой и младшим Львов он был дружен, остальные пятеро детей умерли в младенчестве. Родители вели соответствующий их статусу образ жизни: гости, балы, приемы, и абсолютно не уделяли времени отпрыскам.
Детьми занимались многочисленные гувернеры-французы и мамки, дядьки из челяди. Саша быстро научился читать и просиживал дни за книгами, которые со временем выучил наизусть. Однако это были в основном стихи, поэмы французских писателей, так как родители под влиянием моды были невероятно увлечены всем из Франции.
Но звучали в доме Пушкиных и русские произведения. Частыми гостями здесь были Карамзин, Жуковский, Батюшков, Дмитриев – их речи были невероятно интересны Александру.
Сложившимися порядками была недовольна только бабушка. Мария Алексеевна забирала внуков на лето в подмосковное село Захарьево, где она купила имение. Здесь царила абсолютно другая атмосфера, и Саша чувствовал себя абсолютно счастливым. Бабушка учила детей русскому языку, рассказывала исторические предания и семейные истории.
«Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины»
Мария Алексеевна Ганнибал
С памятью детства Пушкина неразрывно связан образ няни Арины Родионовны, которая рассказывали ему сказки, страшные истории, пела народные песни. Из ее сказочных сюжетов он потом делал конспективные записи и использовал в своих произведениях.
Так и прошло детство Александра. В 1811 г. на семейном совете решили отдать его для дальнейшего обучения в самое престижное на тот момент учебное заведение – Царскосельский лицей.
«Я с детских лет здесь возрастал…»
В 1810 г. император Александр I постановил открыть новое, прогрессивное образовательное учреждение, где будет воспитываться русская элита – будущие госчиновники, которые смогут реформировать страну и продвигать идеи просвещения.
Фото: лицей с основным зданием дворца соединяла галерея
Именно в этот лицей, расположенный в Царском Селе, и поступал молодой Пушкин. Протекцию ему составили дядя Василий Львович Пушкин и друг семьи – Александр Иванович Тургенев. Абитуриент успешно прошел собеседование, понравился директору лицея, сдал на отлично русскую литературу, по французскому получил «хорошо», по истории и географии – отметку «имеет сведения».
Егор Гейтман. Портрет Пушкина в лицее
Группа из 30 лицеистов поселились в одном из флигелей Екатерининского дворца, где им предстояло провести ближайшие 6 лет. Эксперимент предусматривал, что студенты будут учиться 11 месяцев в году, и даже на единственный месяц каникул им запрещалось уезжать домой.
Комната лицеиста
У них совершенно не было свободного времени. Расписание, кроме уроков, предусматривало и проведение свободных от лекций часов с пользой.
Учились по 7-8 часов ежедневно, подъем в 6 утра, молитва, чередование прогулок с занятиями. Основными были правовые и гуманитарные науки: логика, этика, правоведение, Закон Божий, словесность, риторика, кроме русской, немецкая, французская и латынь. Преподавали и точные дисциплины: математику, космографию, физику, статистику. Лицеисты занимались рисованием, фехтованием, плаванием, верховой ездой, танцами. Времени на безделье не оставалось совсем.
Учебный класс
Первые 3 года студентам вовсе не ставили оценок. Например, у Пушкина по математике стоял «нуль». Но самым прогрессивным решением был отказ от любых телесных наказаний. Целью было воспитать разностороннюю, творческую личность, которая самостоятельно сможет стремиться к высотам.
У Пушкина среди любимых предметов были русская словесность, французский и фехтование. По успеваемости он был 4 лицеистом с конца.
Скрин картины Репина. Пушкин выступает перед экзаменационной комиссией со стихотворением «Воспоминания в Царском Селе»
Через 6 лет он вышел из стен лицея с дипломом коллежского секретаря 10 класса, его распределили в Коллегию иностранных дел. Но выпускник решил посвятить свою жизнь не государственной службе, а литературе.
«Припомните, о други, с той поры, когда наш круг судьбы соединили…»
Лицей дал миру не только великого гения Пушкина. Круг его друзей сформировался из одноклассников, которые за 6 лет стали одной семьей. Их учили не зазубривать истины, а искать свои ответы, думать свободно. Мальчишки не боялись критиковать чиновников, преподавателей и смешные рисунки размещали в рукописном литературном журнале. Идеей стихотворства был «заражен» весь курс, но лидером в этом однозначно был Пушкин.
Но большую роль сыграло свободолюбие. Люди, которых готовили к государевой службе, позже состояли в разных тайных обществах, лучшие друзья поэта: Вильгельм Кюхельбекер и Иван Пущин – выходили на Сенатную площадь в числе декабристов. Но среди известного курса были и выдающиеся личности:
- дипломат Александр Горчаков;
- полярный исследователь, адмирал Федор Матюшкин;
- певец и композитор Михаил Яковлев;
- поэт и издатель Антон Дельвиг;
- российский дипломат, тайный советник Сергей Григорьевич Ломоносов;
- губернатор Александр Бакунин.
Ежегодно по возможности выпускники собирались в лицее, но с каждым годом их становилось все меньше, некоторые ушли из жизни молодыми. Александр Сергеевич Пушкин посвятил много произведений Царскосельскому лицею и своим друзьям-однокурсникам.
Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:
Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:
Автор: Матушевская Лариса.
Образование: Высшее экономическое, специализация – менеджмент в производственной сфере (Краматорский экономико-гуманитарный институт).
27 февраля 2021.
Похожие записи
Подписывайтесь на Телеграм канал @yakapitalist
Оставьте свой комментарий