1
внести предложение, выходной день, привести в порядок, ни свет ни заря, все как один, непочатый край, на каждом шагу, не покладая рук, глаз радуется.
4 ответа:
3
0
Рассказ о дружной работе.
На прошлой неделе кто-то из ребят нашего класса внес предложение привести в порядок территорию, где мы любим проводить свободное время. Этот участок расположен недалеко от школы, рядом протекает река и находится небольшая поляна. Всем классом мы приняли решение в выходной день заняться полезным делом.
Ни свет ни заря мы отправились на наше место. Работы здесь было непочатый край. Все работали дружно, не покладая рук. Девочки очистили место от мусора и сорняков. Мальчики вырубили поросль.
Результаты работы нас очень порадовали. Было приятно смотреть на убранное место. Глаз радуется, когда видишь, как благодаря твоим стараниям вокруг становится красиво и чисто.
3
0
Впереди выходные и один из моих друзей внес предложение собраться в воскресенье утром и привести в порядок наш любимый пруд. Нужно было убрать скопившийся там за зиму мусор. Сперва Борис и Лева отнекивались, объясняя свой отказ нежеланием идти туда, где непочатый край работы.
Мы согласились, что работать придется не покладая рук, встать — ни свет ни заря, но если мы все, как один соберемся, мы справимся менее чем за полдня.
Когда мы подходили к пруду, на каждом шагу встречали то пластиковые бутылки, то битое стекло, то старые полиэтиленовые пакеты. Работать пришлось, засучив рукава.
Зато через несколько часов, когда мы подняли головы от земли и огляделись, мы обомлели — глаз радуется, как чисто и уютно стало вокруг.
2
0
Рассказ о Дружной работе.
Вчера кто-то из мальчишек решил внести предложение о том, что неплохо было бы поработать в выходной день на окружающей школу территории и подготовить ее к зиме — прибрать, почистить, подмести. Как такая хорошая идея пришла в головы именно мальчишкам мне не понятно, но все в классе поддержали эту идею дружным гулом одобрения.
И вот в воскресенье, ни свет ни заря, все как один ребята нашего класса появились на школьном дворе.
Никогда раньше не обращала внимание на то, как оказывается много мусора у нас вокруг школы. И самое обидное, что мы сами в этом виноваты, часто забывая о том, что выбрасывать мусор следует в специальные контейнеры, а не на клумбы и в кусты. Так что работы у нас оказалось непочатый край.
Девочки дружно собирали мусор в пакеты, мальчики также дружно их относили и складывали в кучу возле мусорных контейнеров, также мальчики вооружились метлами и граблями и не только ими фехтовали, но и замечательно подмели дорожки и почистили от опавшей листвы газоны и клумбы.
Мы трудились не покладая рук до самого обеда, зато когда остановились отдохнуть, то были приятно поражены увиденным. Просто глаз радовался глядя на сверкающую чистоту убранной территории! Как мы замечательно и дружно потрудились!
Наверняка наш класс будут теперь хвалить на каждом шагу, но мы делали это не ради славы, а ради чистоты и экологии.
2
0
Предлагаю следующий рассказ по опорным словам о дружной работе:
<hr />
Все готовились к празднованию Дня Победы. Наша школа тоже принимала в этом участие. Мы готовили концерт для ветеранов, которые должны были прийти к нам в гости. А потом наш классный руководитель внес предложение собраться всем в выходной день накануне праздника, чтобы привести в порядок наш класс и украсить его к празднику. Мы с радостью приняли это предложение.
Несмотря на то, что был выходной день, мы все как один пришли в школу ни свет ни заря, так как знали, что работы предстоит непочатый край. И хотя мы спорили на каждом шагу и работали не покладая рук весь день, результатом своей работой остались довольны. И даже директор, когда заглянул к нам в класс, сказал, что у него глаз радуется от той красоты, которую мы навели.
<hr />
Читайте также
ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ — это самое настоящее крылатое выражение, источником которого является литературное произведение, а в данном случае именно рассказ А.П. Чехова с тем же названием — ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ.
Пересказывать не буду, думаю, этот рассказ читали или слышали о нем все
(тому, кто не успел еще прочитать, настоятельно советую).
Так вот. Крылатые слова лошадиная фамилия в современном русском языке получили новую окраску: сейчас они употребляются в шуточном тоне, когда кто-нибудь, рассказывая о чем-нибудь, не может вспомнить простое слово, но забытое в данную минуту. Он произносит всякие другие слова, однако все не то.
Вот и оказывается он в положении приказчика, описанного в рассказе Чехова.
Здесь ему и припоминают лошадиную фамилию, подшучивая таким образом над ним.
Никакой экзамен не может сделать умнее, умнее делает знание предмета и умение применять полученные знания. Сегодняшнее положение применения стандартизованных тестов привело к тому что президенту пришлось отдать поручение по возврату в школу экзамена по русскому языку.
Испытание ЕГЭ не сделало наших детей умнее, но оно сделало их свободнее в выборе подачи заявления в ВУЗ, именно с этой целью оно и создавалось. Ну а для того чтобы стать умнее нужно «Учиться, учиться и ещё раз учиться», как говорил В.И. Ленин.
Не имея никаких догадок по поводу населения всех имеющихся в перечне крепостей, придётся обратить внимание на национальность жителей каждой из них поочерёдно. Однако, приводить здесь подробные описания не будем, поскольку в этом нет никакого смысла, а остановимся на том варианте ответа, который подходит нам по всем параметрам — вот тут имеется подробный материал о нужной нам крепости — читаем:
Выбирать для ответа будем вариант «D) Росс» (форт).
В основном ответ дал alexm12: лошадь вряд ли пойдёт вперёд, если перед ней что-то стоит. Хотя это не мешает ей, при нужде, прыгать через барьеры… Да и вообще — для чего-то ведь шоры придумали, правда?
Но в вопросе речь не о психологии лошадей, а о физике и Ньютоне… Тут вот какая штука: лошадь выше телеги. А значит, когда лошадь тянет телегу, то сила со стороны лошади приложена немного вверх (просто посмотрите, как направлены оглобли). Если лошадь заставить толкать телегу, то оная же сила будет направлена немного вниз.
А теперь попробуйте догадаться, в каком случае будет легче преодолевать препятствия на дороге — камни, рытвины, корни деревьев и прочее…
<hr />
А, вопрос-то вовсе не об этом…
Дык просто. Телега — система пассивная. В ней отсутствует источник энергии. Предоставленная сама себе, телега, ежели стоит на ровной поверхности, никуда не поедет. В ней неоткуда взяться силе, направленной горизонтально.
А вот лошадь — система активная, в которой есть источник энергии и движитель (копыто). Лошадь способна на то, на что неспособна телега: создать усилие, направленное горизонтально. Именно поэтому лошадь может везти телегу, а наоборот — фигушки.
Начать с того, что на свете много разных языков, перечислить несколько из них.
Потом перейти на русский, взять статистику: сколько людей в мире говорят на русском языке, в каких странах.
Написать о том, что русский язык наиболее сложный язык из всех существующих, развить тему, почему.
Рассказать о том, что наш язык очень богатый и красивый, что русская классическая литература служит прямым доказательством этого, привести какие-нибудь цитаты «великих» о русском языке или выдержки из произведений, где красиво описывается природа, человек и т.д.
Закончить можно на том, что сейчас в наше время мы теряем культуру русского языка, все больше в нашей речи возникает ошибок, заимствований, жаргонизмов, все чаще мы коверкаем родной язык, сокращая и переиначивая слова на свой лад.
Написать, что нужно беречь родной язык и способствовать его развитию, больше читать, и .т.д
Вряд ли он мог обратить внимание на какую-то другую профессию, учитывая, что все его родственники по отцовской линии — актеры. Петру Федорову по всем канонам суждено было стать продолжателем славной творческой династии.
Актерами были его отец Петр Федоров-старший и дед, Евгений Евгеньевич Федоров, в прошлом году ушедший из жизни в возрасте 96 лет. Родной брат деда, Александр Збруев, который приходится нашему герою двоюродным дедушкой, полон сил и продолжает служить в легендарном «Ленкоме». Мы в редакции uznayvse.ru решили рассказать о творческом пути одного из самого востребованного актера современности.
Петр Федоров— один из самых востребованных актеров современности
Любовь к военным драмам
Несмотря на проверенную десятилетиями аксиому, природа не отдохнула на Петре Федорове – к своим неполным сорока годам он успел сняться в семи десятках фильмов самых разнообразных жанров. Это комедии, мелодрамы, триллеры, боевики, детективы и фэнтези…
Постер к фильму «Сталинград»
Однако самому актеру ближе всего военные драмы, в которых он чувствует себя максимально органично. Федоров сыграл главные роли в таких нашумевших проектах как «Сталинград» Федора Бондарчука, «А зори здесь тихие» Рената Давлетьярова, и вот совсем недавно вновь появился в новой картине этого режиссера.
Роль в «Летчике» — новая страница в военной кинобиографии
В военной драме «Летчик», вышедшей на экраны в 2 декабря 2021 года, он сыграл героического советского летчика-истребителя Николая Комлева, который, после того как его самолет сбили, выжил в зимнем лесу и, отморозив обе ноги, все же добрался до своих. Прототипом главного героя стал реальный персонаж, герой Советского Союза Алексей Маресьев, подвиг которого описал Борис Полевой в своей книге «Повесть о настоящем человеке».
Федоров очень благодарен Давлетьярову за эту роль – актера и режиссера связывает давняя дружба, которая базируется на общих жизненных принципах и творческих интересах. Федоров придерживается правила, что работать нужно с теми, с кем хочется обняться, и Ренат для него именно такой человек.
Ответственность перед зрителем
Федоров очень избирательно относится к своим ролям и даже за большие деньги отказывается участвовать в сомнительных авантюрах. Актер не желает понапрасну тратить свой творческий потенциал и превращаться, по его словам, в «обезжиренное молоко, которое необходимо для приготовления омлета».
Петр Федоров в гостях у Ивана Урганта
Почему Федоров избегает интервью
Сложным испытанием для Федорова стала слава, обрушившаяся на него после «Обитаемого острова». Актерам, сыгравшим главных героев, приходилось давать бесконечные интервью на разных телеканалах и радиостанциях. Позднее Федоров признавался, что его тошнило от собственного голоса.
Около года артист не мог справиться с боязнью застолий и встреч. С тех пор в контракте Федорова появился обязательный пункт — не более трех интервью к каждой картине. Свое нежелание вести публичную жизнь артист сформулировал так:
Актер — это фантом, это твои образы. Твой инструмент — твои нюансы, зачем их разбазаривать? Не надо у всей страны вызывать эффект родственника
В поисках единственной
К сорока годам Федоров так и не обзавелся женой и детьми, хотя всегда мечтал о дружной и крепкой семье, восхищался отношениями своих родителей и дружеской поддержкой отца, который, к сожалению, рано ушел из жизни.
Петр Федоров пока так и не встретил свою единственную
Актер признается, что по природе очень влюбчив, но и осторожен, поэтому долго приглядывается к своим подругам. Его вдохновляет не только женская красота, но и богатый внутренний мир, созвучный его собственному, поэтому Федоров до сих пор находится в поиске родственной души, с которой он будет готов шагнуть в вечность.
Музыкальная карьера
Самыми важными вещами в своей жизни актер называет любовь и музыку, которой увлекается с ранней юности. Еще в Щукинском училище Петр познакомился с композитором Вадимом Маевским, вместе с которым они организовали группу Device. Позже к ним присоединилась Мириам Сехон, больше известная как исполнительница роли Розалии Землячки в фильме Никиты Михалкова «Солнечный удар». Сейчас группа называется Race to Space, гастролирует по стране, записывает альбомы, участвует в отечественных и международных музыкальных фестивалях.
Клип группы Race To Space, режиссер Петр Федоров
Петр играет на клавишных, а его особой гордостью является уникальная коллекция аналоговых синтезаторов, некоторым из которых уже исполнилось полвека. Все они хранятся на репетиционной базе, которую музыканты считают своим вторым домом. Федоров порой и сам не понимает, кто он больше – музыкант, притворяющийся актером, или все-таки актер, для которого музыка – состояние души и неотъемлемая часть собственного «я».
Наталья Лескова
журналист
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Речь ребёнка – показатель общего развития личности. Ведь речевое развитие является одной из важнейших задач в образовании, которую перед собой ставит Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Употребление фразеологических выражений в речи, в первую очередь, связана с их выразительными возможностями. Образность, экспрессия многих фразеологизмов помогают избежать шаблонности, сухости, безликости, внести в речь «изюминку» и непохожесть.
В изучении русского языка, русского родного языка, литературного чтения большую роль играет овладение младшими школьниками фразеологическим богатством русского языка. Значительное число устойчивых выражений, в частности фразеологизмов, представленных в учебнике, остается неусвоенной, а объяснение их значения идёт без дальнейшего закрепления и активации в речи младшего школьника. Наше исследование направлено на выявления понимания младшими школьниками фразеологизмов.
Разработанных учёными диагностик по данной теме нет, поэтому на основе анализа теоретических положений методики обучения русскому языку и литературе, примерных программ по русскому языку, русскому родному языку, литературному чтению, ФГОС НОО, мы создали и апробировали перечень упражнений.
Диагностику проходили ученики 4 «Б» класса Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» Великого Новгорода в количестве 23 человек. Класс работает по образовательной программе УМК «Школа России». Исследование было проведено в феврале 2020 года.
Цель диагностики: выявить исходный уровень овладения учениками 4 класса фразеологическим богатством русского языка. Обучающимся предлагалось решить пять заданий, расположенных по мере усложнения.
Первое упражнение было направлено на отграничение фразеологизмов от свободных сочетаний:
Голодный как ___________
Молчит как _____________
Труслив как _____________
Здоровый как ___________
Болтливый как___________
Полностью с заданием справилось 4 человека, они правильно указали пропущенное слово во всех пунктах. Остальные респонденты правильно указывали в основном два фразеологических оборота. Причём один человек не справился с заданием. Допущенные ошибки свидетельствуют о том, что дети не знакомы с фразеологизмами о животных.
Второе упражнение проверяло умение ученика заменять словосочетания фразеологическим оборотом и его знание лексического значения выражения:
Какое слово я загадала?
Его вешают, когда плохое настроение.
Его задирают, когда зазнаются.
Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
С данным заданием справилось 18 человек, они дали правильный ответ: нос. Три человека не дали никакого ответа, остальные – дали не правильный ответ. Неправильными ответами были слова: телефон, слово. Ошибки были обусловлены тем, что обучающиеся не смогли заменить свободное словосочетание фразеологическим оборотом и вписать нужный ответ.
Третье упражнение было направлено на выявление лексического значения фразеологических выражений и на умение включать их в предложения:
Закончите предложения:
Лена очень любит петь, но почему-то говорят, что ей ______________.
У мамы столько забот, она вертится как _________________________.
Подсказка на уроке – это _______________________________________.
Костя писал неаккуратно и неразборчиво, как _____________________.
Слова для справок: свои пять пальцев; корова на льду; белка в колесе; медведь на ухо наступил; тянуть кота за хвост; медвежья услуга; баран на новые ворота; курица лапой.
Полностью правильно выполнить задание смогли 13 человек, остальные обучающиеся допустили ошибки. Парадоксально, что два респондента указали: у мамы столько забот, она вертится как корова на льду. Ошибки так же были обусловлены трудностью замены предложения фразеологическим оборотом и незнанием лексического значения фразеологизмов.
Четвёртое упражнение было нацелено не только на выявление лексического значения фразеологического выражения, но и на поиск значения непонятного слова, входящего в его состав:
Распределите фразеологизмы по группам:
Земледелие | Охота, рыбная ловля | Ремесла | Военное дело | Медицина |
Слова для справок: Подготовить почву, не стоит овчинка выделки, через час по чайной ложке, закинуть удочку, тянуть канитель, на ловца и зверь и бежит, доводить до белого каления, в здоровом теле здоровый дух, снять стружку, ни пуха ни пера, сложить головы, бить баклуши, держать порох сухим, на два фронта.
Распределить во все группы фразеологические выражения правильно смог 1 человек, 3 человека вообще не справились с заданием, у остальных прослеживались ошибки при распределении некоторых фразеологизмов. Данное задание показалось ребятам самым сложным, затруднение вызвало то, что обучающиеся не знают историю возникновения фразеологизмов и значение отдельных слов таких как баклуши, канитель и другие.
Пятое задание выявляло умение обучающихся составлять предложения и тексты с использованием фразеологических оборотов, а так же их понимание лексического значения выражения:
Прочитай стихотворение. Что значит фразеологизм «попасть впросак»? Составьте рассказ, используя данный фразеологизм.
Жил-был гусак – большой чудак.
Он задирался просто так.
Но вдруг гусак
Попал впросак.
Гусак нарвался
На собак.
(С. Баруздин)
С данным заданием попытались справиться 12 человек, из них 5 попытались написать именно рассказ, 4 человека не справились, остальные попытались составить предложения. Большинство текстов было связано со школьной тематикой и были похожи друг на друга.
Примеры ответов детей:
В одной школе был мальчик Коля. Он был очень ленивый. Однажды, когда брали тетради на проверку, он попал впросак. Коля забыл сделать домашнее задание.
Один раз мой кот ушёл гулять и вернулся с окровавленной шерстью. Мама сказала, что он попал впросак.
Проведенная диагностика показала недостаточность овладения младшими школьниками фразеологическими единицами. Исследование ещё раз подтвердило необходимость большей работы над фразеологизмами в начальной школе. Ведь при систематичной работе с фразеологическими выражениями, при освоении значений фразеологизмов, можно значительно повысить уровень развития речи и языкового чутья младшего школьника.
Мы считаем важным привлечение фразеологических словарей в работе учителя. Например, Т.Розе «Большой фразеологический словарь», Е.И.Рогалёва, Т.Г.Никитина «Фразеологический словарь: Занимательные этимологические истории для детей», обучающие карточки «Шиворот-навыворот. Фразеологизмы» и др. [4; 5; 7; 8].
Проведенная работа позволяет сделать вывод о том, что в начальной школе имеются все основания для организации процесса обучения фразеологическим оборотам и активизации этих единиц в речи младших школьников. Особую значимость несут в себе русские фразеологизмы. Они являются неотъемлемой частью русской культуры и представляют собой богатый материал для исследования в области культурологии. Немаловажным в русском родном языке мы считаем не только изучение фразеологизмов с лингвистической точки зрения, но и раскрытие через них национальных ценностей русской культуры. Это, на наш взгляд, может говорить о правильности введения предметов русский родной язык и литературное чтение на родном языке, направленных в первую очередь на расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа и осознание национального своеобразия русского языка. Поэтому наша работа по данной теме будет продолжаться, но уже в русле русского родного языка.
Список литературы
- Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2013. – 574 с.
- Примерная программа по литературному чтению/ – URL: http://krhroo.ucoz.ru/fgos/fgos_noo/federal/primernaja_programma_po_literaturnomu_chteniju.pdf (дата обращения: 15.02.20). – Режим доступа: свободный.
- Примерная программа по русскому языку – URL: https://eor.pushkininstitute.ru/images/showcase/%D0%9D%D0%9E.%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA.pdf (дата обращения: 16.02.20). – Режим доступа: свободный.
- Примерная программа по русскому родному языку – URL: http://raup.irooo.ru/nachalnye-klassy/87-metodicheskaya-kopilka/462-primernaya-programma-po-predmetu-rodnoj-yazyk (дата обращения: 15.02.20). – Режим доступа: свободный.
- Рогалёва Е.И., Никитина Т.Г. Фразеологический словарь: Занимательные этимологические истории для детей. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с. – (Школьный словарик)
- Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 224 с., ил.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования – URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 15.02.20). – Режим доступа: свободный.
- Фокина А.С. Мой первый фразеологический словарь русского языка. 1-4 классы. – М.: АСТ, 2017. – 144 с. ил.
- Шиворот-навыворот. Фразеологизмы. – Екатеринбург.: Издательский дом «Литур», 2019. – 16 с.ил. – (Обучающие карточки)
Невероятные факты
На свидании, собеседовании, вечеринке или просто знакомстве с новым человеком, рассказ о себе может стать прекрасным началом беседы.
Когда вы рассказываете что-то о себе, вы становитесь более приятным и располагающим к себе человеком. Это позволит другим лучше понять и запомнить вас, даже если люди видят вас впервые.
Но порой бывает сложно сходу вспомнить что-то интересное о своей персоне.
Мы сделали для вас подборку занимательных фактов о себе, которые вы можете использовать для разных целей:
-
профиля на сайте знакомств
-
игры в дружной компании друзей
-
создания непринужденной атмосферы среди коллег по работе
-
во время переписки с девушкой/парнем
-
для резюме с потенциальным работодателям
-
если вас просят рассказать о себе
Все, что вам нужно, это заполнить пропуски информацией о себе.
То, что вам нравится
© Getty Images Pro
1. Мне нравится заниматься ___.
2. Моя любимая еда: ___
3. Мне нравится тусоваться ___
4. Я слежу за командой___ с ___ лет.
5. Я смотрел/а фильм ___ много раз (можно назвать число раз).
6. Мой любимый вкус мороженого ___.
7. Мой любимый напиток___.
8. Мое любимое блюдо___.
9. Моя любимая музыка___.
10. Мне нравится ___фильмы.
11.Больше всего в людях мне нравится___.
12. Мне нравится на ощупь___.
13. Чаще всего я слушаю___.
То, что вам не нравится
14. У меня аллергия на ___.
15. Мне не нравится запах___.
16. Моя вредная привычка___.
17. Люди, которые___ меня раздражают.
18. Я считаю (вид спорта) скучным.
19. У меня возникает стресс, когда ___.
20. Я больше всего боюсь___.
21. Не переношу звук___.
22. Меня раздражает слово___.
Таланты и способности
23. Я могу говорить на ___языках.
24. Я могу приготовить самый вкусный___.
25. Я могу играть на (музыкальный инструмент).
26. Я однажды написала короткую историю о ___.
27. Я однажды играл/а ___ в школьном спектакле.
28. Однажды я ___(расскажите о каком-то поступке).
29. Я могу хорошо изображать ___.
Факты о семье
30. У меня есть сестра/брат___.
31. Я старший/средний/младший ребенок в семье.
32. Мой брат/сестра научила меня___.
33. У меня есть (питомец) и его зовут ___.
34. Мое любимое детское воспоминание ___.
35. Когда я был ребенком, я ___.
36. Я замужем/женат ___лет.
37. У нас ___детей. Их зовут___.
38. Наша фамилия означает___.
39. Когда я был ребенком, родители заставляли меня ___.
Факты о друзьях
© Natural Women Collection
40. Мне нравится мой лучший друг, потому что ___
41. В детстве у меня была кличка ___.
42. Мои друзья называют меня ___.
43. Я самый ___ в кругу моих друзей.
44. Мой лучший друг лучший, потому что___.
45. Я знаю своего друга с ___ лет.
46. Мой друг описал бы меня, как ___ .
47. Мы с друзьями чаще всего обсуждаем ___ .
48. Мои друзья однажды разыграли меня, когда ___ .
Факты о работе и учебе
49. До того, как я стал/а___, я работал___.
50. Вместо моей работы, я всегда мечтал о ___.
51. Моим любимым предметом в школе был___.
52. Моей первой работой была ___.
53. Больше всего в моей работе мне нравится___.
54. Я квалифицированный ___
55. Если бы я снова оказался в школе, я бы___.
О путешествиях
56. Я была в ___ странах.
57. Моя любимая страна в мире ___.
58. Мое следующее путешествие я планирую в___.
59. Самое далекое место, в котором я был/а ___.
60. Первый раз я сам поехал/а___.
61. Самое удивительное место, в котором я побывал/а, было___.
62. Я всегда беру с собой в путешествие___.
63. Самый страшный момент во время путешествий был, когда я ___.
64. Я так много путешествую, потому что___.
Разные факты о себе
© Pexels
65. Сейчас я читаю___.
66. Последний фильм, который я смотрел/а___
67. ___ — мой любимый супергерой.
68. Если бы у меня была суперсила, я бы___.
69. Тема, в которой я хорошо разбираюсь ___.
70. Я восхищаюсь___.
11. Мне нравится заниматься ___ в свободное время.
72. Я не могу жить без ___.
73. Вещь, которую я очень хотел/а___.
74. Я хочу, чтобы меня помнили за ___.
75. Если бы я смог разбогатеть, занимаясь ___, я бы это сделал.
76. Я бы хотел/а пригласить на кофе ___.
77. У меня дома есть автограф (имя знаменитости).
78. Я встретил ___ в юности (детстве).
80. Самый неловкий момент, который со мной случился ___.
81. Если бы я мог завести любого питомца, я бы завел___.
82. Если бы я выиграл лотерею, я бы в первую очередь ___.
83. Возможно, это покажется странным, но я люблю есть___.
84. Я был/а самым/ой___мальчиком/девочкой в школе.
85. Я (кошатник/собачник, жаворонок/сова).
86. Если бы я мог вернуться в прошлое, я бы ___.
87. Мой любимый вид искусства ___.
88. Если бы я мог что-то сделать для кого-то, я бы___.
89. Мой дом мечты был бы___.
90. Мой любимый вид спорта___.
91. Мой идеальный день начинался бы с ___ и заканчивался ___.
92.. Если бы я мог жить где-то, это было бы ___.
93. В моем списке желаний есть ___.
94. Иногда я горжусь тем, что ___.
95. Я практически зависим от ___.
96. Мне пришлось справляться с ___, чтобы стать тем, кто я есть.
97. Вещь, без которой я наверное не смогу прожить — это___.
98. Если бы мне пришлось есть один продукт до конца моей жизни, это был бы___.
99. Если бы мне пришлось смотреть один фильм целый день, я бы смотрел ___.
100. В детстве я совершил одну глупость, и это было___.
101. Не терплю, когда ___.
102. Не все люди знают это, но когда я был младше, я___.
103. Я больше всего опасаюсь, что ___.
104. Когда я был/а подростком, я не говорил родителям, что я ___.
105. Если бы пришлось начать все сначала, я наверное не___.
106. Мое любимое время года___, потому что___.
Работа над лексическим значением слова на уроках русского языка и литературного чтения
«Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».
Д. С. Лихачёв
Развитие речи – одна из важнейших задач начальной школы. Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить, поскольку мышление и речь развиваются, взаимно обусловливая друг друга, в самой тесной связи. В системе работы по русскому языку необходимы специальные уроки по развитию речи, на которых следует учить детей писать изложения, сочинения, а также систематически проводить словарную работу.
Работа по развитию речи, которая является основой и целью по овладению языком, заключается в работе:
1) над правильным произношением звуков и слов;
2) над словом, т.е. над увеличением запаса слов, значение которых ребёнок понимает и которые сознательно употребляет в правильной грамматической форме в своей речи;
3) над предложением, т.е. над выработкой умения правильно строить предложение для точного выражения мысли;
4) над связной речью, т.е. над связным изложением своих мыслей о чём-либо;
5) над орфографией, как особым речевым навыком, отражающим на письме устную речь.
Выражение мысли вне слов и вне грамматических форм предложения невозможно, поэтому, кроме работы над предложением, над словом, звуком и связной речью, никакие другие формы работы по развитию речи не существуют.
Работа над словарём детей – это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сумеет построить предложения, не сумеет выразить свою мысль. Словарный состав отражает состояние языка: чем богаче и разностороннее словарный состав, тем богаче и развитее язык. Работа над словарём должна состоять в уточнении словаря и в его обогащении и активизации. Надо учить детей правильно строить речь, т.е. выбирать слова, точно выражающие понятия и представления, способствующие яркости и живости изображения. Необходимо развивать в детях вкус и чутьё к художественному, яркому слову. Базой для этого должна быть грамматически правильная речь.
Работа над словарём должна состоять:
— в уточнении словаря;
— в обогащении и активизации словаря.
Работу над словарём нельзя сводить к одному словотолкованию, нужно прививать детям любовь к языку, научить понимать образность речи. Словарную работу необходимо проводить не от случая к случаю, а в системе. Не следует увлекаться задачей накопления слов: нужно следить, чтобы слова были хорошо поняты, и чтобы школьники научились свободно употреблять их в речи. Нужно учить детей находить для выражения своих мыслей и чувств наиболее точные и яркие слова, показывать непригодность некоторых из выбранных слов, необходимость замены их другими.
Наши дети чутки и к красотам природы, и к яркому, меткому, правдивому слову. Они сами будут находить нужные слова, если учитель будет осторожно их к этому побуждать, не навязывая им тех или иных слов в обязательном порядке.
Цель данной работы – помочь учителю увидеть новые пути в реализации названной задачи и дать практический материал, способствующий расширению и обогащению словаря учащихся, и, на основе этого, развитию и обогащению их речи.
Разновидности речевых недостатков
Большую группу речевых погрешностей составляют недочеты, вызванные неумением пользоваться в практике общения языковыми средствами, неумение включить слово в словосочетание, а через него в предложение с учетом оттенков значений, особенностей употребления; неумение расставить слова в предложении так, чтобы они правильно передавали заключенную в них мысль; неумение выбрать языковые средства с учетом требований контекста и т.д. Все это погрешности, связанные с нарушением правильности речевых норм. Основные разновидности речевых недостатков:
- Неправильное использование слова.
« Обратно пошел дождь».
« На полях появились молодые восходы ржи и пшеницы».
« Слон не боялся наказов».
- Неудачный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости.
« В голове у него метнулась мысль».
« Еж смотался в клубок».
« Девочка бросила в клетку снежный клубок».
« Ребята строят снежную бабу».
« Я люблю ездить на лыжах».
- Неудачное употребление местоимений.
« На столе лежала шляпа. Он заметил, что одна муха села на шляпу»,
« Они кричат, плачут. Мать кормит их молоком. Когда они подрастут, у них откроются глаза. Мать научит их добывать себе пищу».
- Неудачный порядок слов.
« Жучка помогала рыть снег лапами и мордой людям».
« Я достала и стала читать из тумбочки книгу».
- Смешение видов и времен глагола.
« Кот ел мышей, птиц, разоряет гнезда».
« Люба собирает ромашки, а потом плела венок».
« Костя сидел у окна и смотрит на птичку».
« Мы с сестрой моем собачку и кормили по очереди».
« Заяц забрался на ветку и сидел».
« Лебедь последний раз взмахнул крыльями и падал».
- Употребление лишнего слова (плеоназм).
Этот недочет связан с избыточностью в использовании языковых средств. Как правило, причина недочета – в непонимании или в недопонимании значения слова.
« Река замерзла льдом».
« Небо покрылось синей голубизной».
« Однажды раз Мишке попало в глаза мыло».
« Одному из первоклассников выпала почетная честь дать звонок».
« В школу пришла радостная радость».
« Синичка полетела за новыми новостями».
- Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология).
« Осенью сажают саженцы деревьев».
« Нападающие игроки нападают смело, решительно».
« Журка стала своим острым клювом клевать Вову в лоб».
« Вот какие со мной случаются случаи».
Недостатком этих предложений является назойливое повторение корня в близко расположенных словах. Это проявление бедности речи, ее однообразия.
- Повтор слова.
Повтор слова – это недочет, являющийся еще более ярким, чем предыдущий, проявлением лексической бедности речи.
« Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке».
« Охотник зашел к дедушке и остался у дедушки ночевать».
« Был солнечный день. День был теплый».
- Синтаксическая бедность, однообразие синтаксических конструкций.
Отрывок из детского сочинения: « Мы пошли в парк на экскурсию. День был солнечный, небо было нежно – голубое. Ветерок был теплый, нежный. Трава была салатная…»
На первый взгляд может показаться, что бедность этого отрывка связана с наличием лексического повтора (слова был). Однако это не так. Если его убрать, впечатление от текста почти не изменится. Бедность вызвана синтаксическим однообразием. Обращает на себя внимание одинаковость конструкции – они двусоставны, не распространены, с подлежащим, выраженным существительным, на первом месте и сказуемом с прилагательным в именной части на втором.
- Нарушение стиля высказывания.
« Маресьеву помогают товарищи по госпиталю в лице комиссара».
Оборот в лице такого-то уместен в официально-деловой, канцелярской речи и никак не может быть употреблен в обыденной речи.
« Красиво в парке! Под ногами лежат разные листья: желтые, красные, багряные, и т.д.».
В этом отрывке неуместна с точки зрения стиля не только его заключительная часть (выражение и так далее), но и вся конструкция, такое присоединение однородных определений к обобщаемому слову. Подобная конструкция была бы уместна в деловом, научном тексте, но нецелесообразна в художественном описании.
« Когда я пришла домой, мамы не было. Я подалась к соседям».
Просторечное слово податься не уместно в литературной речи. Если в устной разговорной речи оно нежелательно, то в письменной – просто недопустимо.
Значение слов и словосочетаний.
1. а) Дайте определение слов: яблоко, озеро, ромашка и т. д.
б) Любому слову за 30 секунд нужно дать определение, чтобы другие поняли.
2. Укажите, чего не хватает в определении слов.
Например: Сапог – это обувь…
(которую носят, когда идёт дождь).
3. Игра «Пять вопросов».
Ученик загадывает слово, остальные дети задают вопросы о значении этого слова. Ответы могут быть: «да», «нет», «не знаю».
4.Среди нескольких определений найди правильное:
а) Например: храбрый
* Человек, который делает добрые дела;
* Человек, который не плачет, когда ему больно;
* Это смелый и мужественный человек.
б) велосипед
* У кого есть руль, педали, колёса;
* Это то, на чём ездят;
* Любимая игра многих детей;
* Это двух- или трёхколёсное средство передвижения, без мотора, с педалями.
5. Лексическое значение какого слова разъясняется?
— Дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья. ( Аллея)
— Сильная метель, снежная буря. (Вьюга)
— Пустота в стволе дерева. (Дупло) и т. д.
6. Исправь ошибки.
* Ус хорошо, а два – лучше. (Ум хорошо, а два – лучше.)
* Трус кормит, а петь портит. ( Труд кормит, а лень портит.)
* От бобра бобра не ищут. (От добра добра не ищут.)
7. Замени словосочетания одним словом:
* Проливной дождь — …. (ливень)
* Быстро бежать – …. (мчаться)
* Задать вопрос – …..(спросить)
* Бросить взгляд – …. (посмотреть)
* Чувствовать себя неловко – …. (смущаться)
* Перемывать косточки – …..(сплетничать)
8. Подбери ко всем словам каждой группы одно имя прилагательное, подходящее им по значению:
* Слон, океан, чай (Индийский)
* Утро, человек, осень (Хмурый)
* Хлеб, воздух, газета (Свежий)
* Крапива, брюнет, перец (Жгучий)
* Совесть, руки, небо (Чистый) и т. д.
9. Скажи по-другому:
Табун гусей – ……(Стая, клин)
Стая овец -….. (Отара)
Табун верблюдов – (Караван) и т.д.
10. Составь предложения со словами вести и везти
Например: 1. Вести ребёнка за руку.
Вести хозяйство.
Вести автомобиль.
2.Везти больного в больницу.
Везти почту.
11. Угадай пословицу.
1.В какой пословице говорится о математическом действии в условиях животного мира в определенных пределах времени? ( Цыплят по осени считают.)
2.Угадай, о чем идет речь. Четвероногий друг издает лающий звук на гражданина, проходящего мимо. (Собака лает на прохожего).
Синонимы
1.Расположить слова по возрастающей или убывающей степени какого-то признака.
а) Дождь, ливень, дождичек, морось
б) Крохотный, маленький, огромный, гигантский, большой.
2. Выбор одного из данных близких по смыслу слов.
а) Небо (закрыло, заволокло) тучами.
б) Наступило (жаркое, знойное, тёплое, горячее) лето.
3. Замена слов синонимами в предложении.
а) Читал интересную (увлекательную, захватывающую) книгу.
б) Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлёпнулся).
4.Выбор и группировка слов, близких по значению. Из данного списка слов выбрать две группы близких по смыслу слов, найти лишнее.
Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несётся, глаз не сводит.
5. Каким из слов в скобках можно заменить в предложении подчёркнутые слова.
а) Студёный ключ журчит в овраге (прозрачный, холодный, быстрый).
б) Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное).
в) Быстрая белочка перепрыгивала с ветки на ветку (маленькая, проворная, весёлая).
6. Замени прилагательные в словосочетаниях синонимами.
Бесстрашный лётчик – …
смышленый ученик – …
пасмурная погода – …
занимательный рассказ – …
7. Замени прилагательные другими, близкими по значению словами с приставкой без- или бес-
Ясное небо – …..(безоблачное)
правильный ответ – ……
жестокий враг – …..
тихая погода – …..
смелый человек – ….
тревожный сон – …
прозрачная жидкость – ….
8. Подбери к данному слову из таблицы синонимы.
Родина | событие | случай | буран |
греметь | активный | грохотать | Отечество |
пурга | родник | ключ | деятельный |
метель | рокотать | громыхать | Отчизна |
источник | энергичный | вьюга | происшествие |
9. М. Горький считал, что у слова «хорошо» — 30 синонимов. Попробуй назвать их.
10. Подбери к каждому существительному близкое по смыслу слово так, чтобы из первых букв подобранных слов получилось слово «зима».
Работа – ……(занятие) | родник – ….. (источник) |
холод – ….. (мороз) | деятельный – ….. (активный) |
11.Один из братьев смелый. Назови имена остальных 4 братьев.
(Храбрый, бесстрашный, мужественный, отважный).
12. Подберите и запишите синонимы к выражениям, используя слова для справок.
Взялся за ум – ….. | повесить нос – …. |
вылететь в трубу – ….. | зарубить на носу – ….. |
достать из-под земли – ….. | навострить уши – ……. |
надуть губы – ….. | проглотить язык – ….. |
пропустить мимо ушей – ….. |
Слова для справок: загрустить, прислушаться, замолчать, образумился, запомнить, обидеться, прослушать, найти где угодно, остаться без денег.
13. Отредактируйте текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами.
а) Мы шли по красивому осеннему лесу. Мы любовались красивыми деревьями. Опавшая листва устилала землю красивыми узорами. Скоро мы вышли к красивому лесному озеру.
б) Белка прыгала по веткам. Белка прыгала с одного дерева на другое. Белка прыгала очень ловко и красиво. Все белки замечательно умеют прыгать.
Словарь синонимов
Аккуратный, опрятный, чистый.
Армия, войско, рать.
Аромат, запах, благоухание.
Ароматный, душистый, пахучий.
Бедный, нищий, убогий.
Бежать, мчаться, нестись, лететь.
Беспокойство, волнение, тревога.
Бесстрашный, смелый, отважный, храбрый, лихой, удалой, бравый, неустрашимый.
Битва, бой, сражение.
Боец, воин, защитник, солдат.
Больной, болезненный, тщедушный, хворый.
Большой, гигантский, громадный, огромный.
Бояться, пугаться, робеть, страшиться, трусить.
Быстрый, проворный, прыткий, резвый, скорый, стремительный
Весело, радостно, оживлённо.
Взлетать, взмывать, вспархивать, подниматься.
Волшебник, колдун, кудесник, маг, чародей.
Враг, противник, неприятель, недруг.
Выносливый, терпеливый.
Высокий, длинный, долговязый, рослый.
Гнев, бешенство, негодование, ярость.
Горевать, грустить, кручиниться, огорчаться, печалиться, расстраиваться, тужить.
Горячий, жаркий, знойный.
Грусть, печаль.
Глядеть, смотреть, пялиться.
Дело, занятие, работа.
Дети, детвора, ребята.
Дом, здание, изба, хата.
Доктор, врач, лекарь.
Доход, барыш, выгода, прибыль.
Дремучий, глухой, глухой, непроходимый.
Дрожать, трястись, трепетать.
Друг, приятель, товарищ.
Думать, мыслить, размышлять.
Жадный, скупой.
Жаркий, знойный.
Желать, хотеть.
Жестокий, безжалостный, беспощадный, свирепый, лютый.
Забава, развлечение.
Загораться, воспламеняться, вспыхивать, зажигаться.
Задира, драчун, забияка.
Закрывать, замыкать, запирать, затворять.
Застенчивый, несмелый, стеснительный, стыдливый.
Затраты, издержки, расходы.
Заяц, косой, серый.
Знаменитый, известный, прославленный, славный.
Зябнуть, застывать, коченеть, леденеть, мёрзнуть, промёрзнуть, стыть, стынуть.
Идти, семенить, ступать, тащиться, шагать, шествовать.
Известие, весть, новость, сообщение.
Иногда, временами, изредка, подчас, порой.
Интересный, занимательный, захватывающий, увлекательный.
Испугаться, оробеть, содрогнуться, струсить, устрашиться.
Капризничать, привередничать.
Кичиться, важничать, зазнаваться, задаваться, заноситься, чваниться.
Комната, горница, каморка, светёлка, светлица.
Корабль, судно.
Красивый, прекрасный, великолепный, обворожительный, замечательный.
Красный, алый, багровый, багряный, кумачовый, огненный, пунцовый, рубиновый.
Крестьянин, земледелец, пахарь, хлебороб.
Кричать, вопить, орать.
Крутой, обрывистый, отвесный.
Ласковый, мягкий, нежный, приветливый.
Лентяй, лодырь, ленивец.
Ленивый, нерадивый.
Ловкий, изворотливый, проворный, юркий.
Ловушка, западня, капкан.
Ложь, враньё, неправда.
Любить, боготворить, обожать.
Любознательный, пытливый.
Маленький, крохотный, крошечный.
Медведь, косолапый, мишка, топтыгин.
Метель, вьюга, буран, пурга, ураган.
Множество, бездна, масса, пропасть, тьма, уйма.
Молодой, юный.
Мокрый, влажный, сырой.
Мучить, изводить, истязать, пытать, терзать, тиранить.
Наглый, беззастенчивый, бессовестный, бесстыдный, нахальный, развязный.
Нападение, атака, набег, налёт, приступ, штурм.
Недостаток, изъян, дефект, недочёт, порок.
Независимый, самостоятельный, свободный.
Некрасивый, безобразный, страшный, уродливый.
Ненастный, непогожий, пасмурный, хмурый.
Несчастный, бедный, горемычный.
Неуклюжий, мешковатый, неловкий, нескладный.
Обеднеть, обнищать, разориться.
Оберегать, беречь, охранять, хранить.
Огонь, пламя.
Одежда, костюм, наряд, платье, туалет, убранство.
Откровенный, искренний, прямодушный, прямой, чистосердечный.
Очень, весьма, крайне, чрезвычайно.
Ошибка, оплошность, промах, просчёт.
Перерыв, пауза, остановка, передышка, перемена.
Печаль, боль, горе, горесть, грусть, кручина, скорбь, тоска.
Пища, еда, питание, провизия, корм.
Плакать, реветь, рыдать, хныкать.
Плата, вознаграждение, награда.
Плохо, дурно, неудовлетворительно, скверно, худо.
Победить, одолеть, побороть, разбить, сломить.
Позволять, разрешать.
Покорять, порабощать.
Посылать, отправлять.
Похвала, одобрение, хвала.
Правда, истина.
Предсказывать, предвещать, пророчить.
Препятствие, помеха, преграда.
Приказ, команда, повеление, предписание, распоряжение, указание.
Просить, клянчить, умолять.
Простой, бесхитростный, скромный.
Прохлада, свежесть, холодок.
Прочный, крепкий, надёжный, устойчивый.
Прощать, извинять.
Прыгать, скакать, резвиться.
Птичка, птаха, пичуга, пичужка.
Пугать, грозить, стращать.
Путешественник, странник, турист.
Работа, дело, занятие, служба, труд.
Радоваться, веселиться, торжествовать.
Разборчивый, капризный, привередливый, прихотливый.
Развлекать, веселить, забавлять, тешить.
Разговаривать, беседовать, болтать, толковать.
Разговорчивый, болтливый, словоохотливый.
Разрешать, позволять.
Разрушать, громить, крушить, ломать, рушить.
Робкий, боязливый, несмелый, трусливый.
Родина, Отечество, Отчизна.
Родник, источник, ключ.
Свобода, воля, независимость.
Сильный, могучий, мощный.
Скрывать, таить, прятать.
Скучный, печальный, тоскливый.
Слабый, бессильный.
Случай, происшествие.
Слушаться, повиноваться, подчиняться, покоряться.
Смелый, безбоязненный, бесстрашный, лихой, неустрашимый, отважный, удалой, храбрый.
Смешной, забавный, комичный, потешный, уморительный.
Смеяться, гоготать, хихикать, хохотать.
Смотреть, взирать, глядеть.
Спасибо, благодарствую, благодарю.
Спасти, вызволить, выручить, избавить.
Спокойный, мирный, смирный, тихий.
Старательный, прилежный, усердный.
Старый, давний, древний, дряхлый, старинный.
Страдать, маяться, мучиться, томиться.
Страх, боязнь, испуг, ужас.
Страшный, ужасный, жуткий, леденящий.
Стыд, позор, срам.
Тайный, потайной, секретный, скрытный.
Танцевать, двигаться, плясать.
Темнота, мрак, мгла, потёмки.
Тихий, безмолвный, бесшумный.
Тревожить, беспокоить, волновать.
Тропинка, дорожка, стёжка.
Тюрьма, застенок, каземат, острог, темница.
Тяжёлый, грузный, увесистый.
Тянуть, волочить, тащить.
Тушить, гасить.
Удалить, избавиться, искоренить, истребить, убрать, уничтожить.
Угасать, затухать.
Угостить, потчевать.
Удивительный, волшебный, изумительный, поразительный, сказочный, невиданный, необычный.
Ужасный, страшный, жуткий, леденящий.
Ум, разум, рассудок.
Умный, понятливый, разумный, смекалистый, смышлёный, толковый.
Употреблять, использовать, пользоваться, применять.
Усердный, прилежный, старательный.
Устать, измучиться, умориться, утомиться.
Ухаживать, заботиться, присматривать.
Фантазия, воображение, выдумка.
Фортуна, удача, везение.
Хвалить, одобрять.
Хвастаться, хвалиться.
Хижина, лачуга, развалюха, хибара.
Хитрый, лукавый.
Холод, мороз, стужа.
Хотеть, желать.
Худой, поджарый, сухопарый, тощий, худощавый, щуплый..
Цепи, кандалы, оковы.
Шалить, баловаться, озорничать, проказничать.
Энергичный, активный, деятельный.
Юность, молодость.
Яд, отрава.
Яркий, блестящий, приметный, явный, ясный, явственный.
Ясность, четкость, определенность, отчетливость, светлость, прозрачность, внятность, выразительность.
Яство, еда, трапеза, пища, снедь, кушанье, блюдо.
Антонимы
1. Группировка антонимов по парам.
Выпиши пары слов с противоположным значением: холодный, белый, сладкий, горячий, молодой, горький, синий, чёрный, старый, острый.
2. Подбор антонимов к словам, выступающих в разных значениях.
Свежий хлеб – ……(чёрствый)
свежий ветер – ….. (тёплый)
свежие яблоки –…..(сушёные)
старый дом –….(новый)
старый человек–….(молодой)
3.Замена антонимов в предложении.
а) Пустой колос лёгок, он стоит прямо. (Полный колос тяжёл, он гнётся к земле).
б) Наступила холодная снежная зима. (Прошло жаркое цветущее лето).
в) Весной птицы летят с юга на север. (Осенью птицы летят с севера на юг).
4.Найди ошибки в сравнении и исправь.
а) На тарелке лежало два яблока: одно – зелёное, а другое кислое.
б) У меня собака большая и умная, а у тебя некрасивая.
5. Дополнение предложения словами с противоположным значением.
а) В поле холодно, ветер свищет, а в уютном беличьем домике…. (тепло и спокойно).
б) На юге нашей страны уже цветут сады, а на …….(севере ещё свищут метели).
в) Солнце только что село. В поле ещё светло, но в ….(лесу уже сумрачно).
6. Вставь недостающие антонимы.
а) Сумел завязать, сумей и ….. ( развязать).
б) Чем зря кричать, лучше ….. (помолчать).
в) Декабрь год кончает, а зиму ……(начинает).
г) Лучше знать мало, но хорошо, чем …….
д) Правый берег у реки высокий и крутой, а левый …и ….
е) Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились ….и …. .
7. Измени рассказ, заменяя подчёркнутые слова словами, противоположными по смыслу.
а) Вечером я с товарищем пошёл к поезду.
б) До станции было далеко.
в) Дул встречный холодный ветер, и идти было трудно.
г) Пришли мы к станции, а поезд отходит.
д) Как плохо, что мы опоздали.
8. Подбери к данным словам противоположные по смыслу слова так, чтобы из первых букв получилось слово «дом», «умница».
Ночь – | Д… |
раздеваться – | О… |
старый – | М…. |
Широкий – | |
твёрдый – | |
старый – | |
скучный – | |
бесполезный – | |
неряшливый – |
9. Замени слова в предложении антонимами и узнаешь русскую пословицу.
С ленью кинешь и крокодила в болото. (Без труда не вынешь и рыбки из пруда).
На улице и крыша мешает. ( В доме и стены помогают).
Безделье лентяя любит. ( Дело мастера боится).
10. Из данных слов выбери два слова противоположных по значению.
а) Постоянно, всегда, стойко, неторопливо, никогда.
б) Любой, некоторый, этот, никакой, какой-нибудь.
в) Жизнерадостный, незаметный, добрый, выдающийся, глубокий.
11. Узнай сказочного героя, заменяя слова антонимами.
Мышь босиком – ….. Кот в сапогах
Одетый бедняк – …… Голый король
Дюймовочка – ….. Гулливер
Зелёный платочек – ….. Красная Шапочка
Крестьянка под тыквой – …..Принцесса на горошине
Бэби – короткий носок – ….Пэппи – Длинный чулок
12. Узнай сказку, заменяя слова антонимами. Назови её автора.
«Рассказ о простой курочке» — ….. «Сказка о золотом петушке»
«Знайка в Лунной деревне» — …….. «Незнайка в Солнечном городе»
«Один из Молоково» — …… «Трое из Простоквашино»
«Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» …. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
«Простой замочек» — «Золотой ключик»
13. Давайте поиграем.
Заполните горизонтальные строчки антонимами к словам: сухой, начинать, ветер, рыхлый, трудолюбивый, короткий, свет.
в | л | а | ж | н | ы | й |
к | о | н | ч | а | т | ь |
з | а | т | и | ш | ь | е |
п | л | о | т | н | ы | й |
л | е | н | и | в | ы | й |
д | л | и | н | н | ы | й |
т | е | м | н | о | т | а |
Найдите спрятанное в таблице новое слово.
Спрятанное слово – антоним.
Словарь антонимов
Аккуратный – неряшливый Падать – подниматься
Активный – пассивный Плюс – минус
Белый – чёрный Поднимать – опускать
Бледнеть — краснеть Полезный – вредный
Бледный – румяный Полный – пустой
Близкий – далёкий Помогать – мешать
Богач – бедняк Правда – ложь
Большой – маленький Прибыль – убыток
Быстрый – медленный Прямой – кривой
Великан – карлик Радость – грусть, печаль
Весёлый – грустный Родина – чужбина
Высокий – низкий Рождаться – умирать
Горький – сладкий Свет – тьма
Грубый – нежный Свобода – рабство
День – ночь Сильный – слабый
Добро – зло Смелый – трусливый, робкий
Дорогой – дешёвый Смеяться – плакать
Друг – враг Сухой – мокрый
Жар – холод Толстый – тонкий
Здоровый – больной Умный – глупый
Зима – лето Успех – неудача
Красивый – уродливый Честный – подлый
Лёгкий – трудный Чистый – грязный
Ложиться – вставать Хвалить – ругать, бранить
Любить – ненавидеть Хороший – плохой
Мир – война Хохотать – рыдать
Молодой – старый Широкий – узкий
Мягкий – твёрдый Щедрый – скупой
Нельзя – можно Юг – север
Новый – старый Юноша – старик
Острый — тупой Яркий — тусклый
Многозначные слова
1.Составь словосочетания с данными словами.
Сложил (числа, кубики, песню).
Замени слово «сложил» сходным по смыслу (собрал, прибавил, сочинил).
2. Соедините слово «верный» с существительными «ответ», «друг». Какое из слов: «надёжный, преданный, точный, правильный» подходит к получившимся словосочетаниям.
3. Определи многозначные слова.
а) К вечеру температура снизилась.
б) Самолёт снизился и пошёл на посадку.
в) Ученик снизил успеваемость.
4. У портнихи иглы……
У ели иглы……..
(острые, колючие, зелёные, пахучие, стальные)
Какие признаки общие у всех игл.
5. В каком значении употреблены выделенные слова.
Это красная страница
Площадь Красная на ней.
Красный шёлк над ней струится,
Ярче праздничных огней.
6. Подбери к каждому значению «сырой» близкие по значению слова.
влажный, мокрый
Сырой
не варёный, не жареный, не печёный
Слова с переносным значением
1. Сравни предложения. В каком из них выделенные слова употреблены в прямом значении, а в каком — в переносном.
а)Девочка плакала, она ушиблась.
Ёлка плакала сначала от домашнего тепла.
б) Из последних сил бежит спортсмен.
Земля бежит на тысячу вёрст.
2. Найди предложения в которых встречаются слова в переносном значении.
а) Дождь прошёл, но землю не промочил.
б) Осень раздевает лес, студит воду.
в) Над пёстрыми цветами летали пчёлы, жуки, стрекозы.
3. К каждому из слов подобрать по два прилагательных: одно в прямом значении, другое – в переносном.
Руки, голова, язык, ночь, день, зима.
4. Определи, в каком значении – прямом или переносном – употреблены слова.
а) Ветер спросил пролетая:
— От чего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
— Золотые руки растят.
Е. Серова
б) Золотые руки –
Руки не из золота.
Золотые руки
Не боятся холода.
В ссадинах, в мозолях руки эти.
Самые нужные руки на свете.
В. Коркин
в) Буду я учиться речи золотой
У травы весенней, у горы крутой.
Буду я учиться у ручья весёлого,
У зелёных саженцев, ставших новосёлами.
А. Малышко
5.Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
Идёт сильный дождь. По улице медленно идёт человек. Прохожий спрашивает его: «Почему вы идёте так медленно под дождём?» «А зачем спешить, — отвечает он, — впереди идёт такой же сильный дождь».
Омонимы
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат,
Но важна не только внешность.
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
1. Составь словосочетания с приведёнными ниже омонимами.
ровная, гладкая поверхность
гладь
вышивка
принудить кого-то что-нибудь сделать
заставлять
загородить, закрыть
день недели
среда
окружающая обстановка, общество
2. Отгадай загадку.
Вот слово для решения
В нём отыщите два значения
Несётся первое к реке,
Другое щёлкнуло в замке.
Одно лепечет на поляне,
Шумит в лесу и на лугу,
Другое улеглось в кармане
И там всё время ни гу-гу! КЛЮЧ
3. Ответь на вопросы.
Какую строчку не может прочитать ученик? (Строчку, прошитую на швейной машинке).
Всякий ли барабан – музыкальный инструмент?
Какое коромысло умеет летать?
Какое животное и военный корабль имеют одинаковое название?
Каким ключом нельзя открыть замок?
На какой плите не приготовишь обед
Фразеологизмы
1. Раскрой смысл выражений, которые называют крылатыми.
Рукой подать. (Близко.)
В час по чайной ложке. (Медленно.)
Морочить голову. (Обманывать.)
Во весь дух. (Быстро.)
Склонять по падежам. (Ругать.)
Засучив рукава. (Хорошо работать).
Спустя рукава. (Работать плохо.)
Прикусить язык. (Замолчать.)
Ни пуха ни пера. (Пожелать удачи.)
2.Найди к каждому устойчивому выражению в левой колонке противоположное по значению в правой, соедините их линией.
Сидеть сложа руки. Воды в рот набрать.
Держать ухо востро. В руки взять.
От рук отбиться. Ворон считать.
Кричать во всю ивановскую. Своим горбом жить.
На чужой шее сидеть. Не покладая рук.
3. Замени выделенные слова фразеологизмами.
Во время игры будь очень внимателен. – (Гляди в оба.)
Родион – главный помощник учителя. –( Правая рука.)
Новая книга переходила от одного ученика к другому. – ( Из рук в руки.)
Сегодня мы работали на огороде без отдыха. – (Не покладая рук.)
4. Прочитайте пословицы и фразеологический оборот, написанные на доске, вставляя одно из изученных слов.
Ложка хороша к . . . ( обеду )
Кормить . . . ( завтраками )
За . . . соловей, а после . . . воробей. (обедом, обеда )
Ужин не нужен, был бы . . . (обед )
Не будет хлеба, не будет и . . . (обеда )
Каков дед, таков и . . . (обед )
Разграничьте пословицы и фразеологический оборот.
Объясните их смысл.
5. Закончите фразеологизмы.
На одно ( лицо ). Тише воды ( ниже травы )
С горем ( пополам ). Держать себя (в руках ).
Поминай ( как звали ). Ни рыба ( ни мясо ).
Ни жив ( ни мертв ). Лёгок ( на помине ).
Калачом ( не заманишь ).
6. С помощью фразеологического словаря объясните смысл одного из фразеологизмов:
работать спустя рукава, чувствовать себя на седьмом небе, лясы точить, как с гуся вода, белое пятно.
Работать спустя рукава – рубашки, называемые сорочками, шились из холста и имели длинные рукава. Спустя рукава работать было неудобно, нельзя было хорошо, качественно выполнить работу. Поэтому и нужно было засучивать рукава. Об этом и напоминают нам оба эти выражения.
Чувствовать себя на седьмом небе – по древним поверьям, именно на седьмом небе находился рай. Выражение означает чувствовать себя как в раю.
Лясы точить – слово лясы произошло от слова балясины, то есть столбики, на которых держатся перила. Их вытачивали из дерева. Работа была легкая, но однообразная. Выполняя ее, можно было отвлечься на разговоры с товарищами.
Как с гуся вода – перья у гуся покрыты тонким слоем жира. Поэтому вода с перьев гуся просто скатывается, не проникая внутрь.
Белое пятно – раньше на карте на месте неисследованных территорий оставляли белое пятно.
• Расскажите о значении выбранного фразеологизма в современном языке ( когда уместно его употреблять ).
Работать спустя рукава – работать плохо. Употребляется тогда, когда человек плохо выполняет порученное дело.
Чувствовать себя на седьмом небе – очень радоваться чему-либо, быть счастливым. Употребляется в том случае, когда человек очень счастлив.
Лясы точить – болтать. Современное значение: долго болтать.
Как с гуся вода – равнодушное отношение к замечаниям. Употребляется тогда, когда человек не реагирует на замечания.
Белое пятно – что-либо незнакомое. Когда человек встречается с чем-либо неизвестным в какой-либо области знаний.
7. Составьте рассказ о дружной работе, используя следующие фразеологизмы: внести предложение, выходной день, привести в порядок, ни свет ни заря, все как один, непочатый край, на каждом шагу, не покладая рук, глаз радуется.
Например:
( Ребята нашей школы любят заниматься спортом. Поэтому школьный спортивный зал все время занят. Поиграть в нем после уроков просто невозможно!
Однажды на классном собрании Игорь и Петя внесли предложение сделать на пустыре за школой спортивную площадку. В выходной день мы все как один ни свет ни заря собрались около школы. Работы было непочатый край! На каждом шагу валялись сухие ветки, мусор. Мы работали не покладая рук. К вечеру ребята с удовольствием смотрели на результат своей работы. Глаз радовался при виде чистой, выровненной и посыпанной песком площадки. Теперь мы сможем проводить здесь игры и спортивные состязания).
• Чтение и обсуждение составленных рассказов.
8. Прочитайте фразеологические обороты со словом огород:
Огород городить.
В огороде бузина, а в Киеве дядька.
Определите значение каждого из них. (1 – совершать поступки, приводящие к сложным результатам, последствиям; 2 – бессмыслица.)
9. Напишите фразеологизмы, из которых видно, что у человека много глаз, ног, лопаток, рук.
(Во все глаза; поглядеть другими глазами; со всех ног; во все лопатки; из первых рук.)
Паронимы
Паронимы – (греч.para – возле + onyma – имя) – однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях.
Найди ошибки и исправь.
- Забраться на крышу; ошибка
- Рыбный глаз; ошибка
- Пожар в лесу;
- Боря одел пальто и шапку; ошибка
- Мальчик вошёл на крыльцо. ошибка
Словарь паронимов
Взобраться (на дерево, на крышу) – забраться (в чащу леса)
Войти (в дом) – взойти (на крыльцо) – зайти (к товарищу)
Выплата (заработной платы) – оплата (труда, проезда)
Гористая (местность) – горная (тропа)
Далёкий (друг) – дальний (лес)
Длинный (канат) – длительный (поиск)
Доверие (к кому-либо; оказать доверие) – доверчивость (черта характера)
Дружный (коллектив) – дружеский (привет)
Жёсткий (матрас) – жестокий (человек)
Злой (черта характера) – злобный (взгляд, окрик)
Каменный (то есть сделанный из камня) – каменистый (усеянный камнями)
Лесистый (край, склон — где много лесов) – лесной (цветок — растущий в лесу; лесная сторона – сплошной лес)
Любопытный (стремится узнать и то, что не следует) – любознательный (стремящийся к знаниям)
Надеть (что – то; пальто и шапку) – одеть (кого-то; сестрёнку)
Обидный (случай, событие) – обидчивый (черта характера)
Пожар (где-то; в деревне, лесу) – пожарище (выгоревшее место после пожара)
Почётный (приз, место) – почтенный (возраст, человек)
Рыбный (из рыбы, суп) – рыбий (глаз, чешуя)
Скрытый (недостаток) — скрытный (черта характера)
Соседний (находящийся рядом) – соседский (принадлежащий соседу)
Сытый (кот, человек) – сытный (обед, ужин)
Серебряный (сделанный из серебра) – серебристый (блестящий)
Тяжёлый (камень) – тяжкий (приносящий страдание; вздох, горе)
Литература
1. Волкова Е.В., Константинова Н.Г., Болотова Е.В. Русский язык.1-4 классы: словарная работа на уроке. Эффективная методика. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Кувашова Н.Г. Орфографический словарь для учащихся 1-4 классовс необходимыми пояснениями. – Волгоград: Учитель, 2010.
3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (Часть 2: русский язык, чтение, ИЗО, музыка) Практическое пособие для учителей начальной школы. – Ростов — на-Дону: Издательство «Учитель», 2002.
4. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5.Лободина Н.В. Фразеологический словарь: пособие для учащихся 1-4 классов. – Волгоград: Учитель, 2011.
6. Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»:3-4 классы. – М.: ВАКО, 2009.
7. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Тематические недели в начальной школе (3-4 класс). Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
8. Подгорная С.Н., Перекатьева О.В. Тематические недели в начальной школе. 1-2 классы. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
9. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 4 класс – М.: Росткнига, 2008.
10. Трушина В.П. Русский язык 4 класс. — Волгоград: Учитель, 2009.
11. Шаповалова О.А. Русский язык. Фрагменты уроков. – Саратов: Лицей, 2006.
12. Шульгина В.П. Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учеб. Пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2001.