Рассказ о дружбе народов разных национальностей

Ко дню народного единства, который отмечается 4 ноября 2021 года, в детских садах и школах проходят различные мероприятия.их цель

Ко Дню народного единства, который отмечается 4 ноября 2021 года, в детских садах и школах проходят различные мероприятия.

Их цель – привить детям чувство патриотизма и национальной гордости, вызвать интерес к историческому прошлому и культурному наследию нашей страны. При этом организаторам необходимо верно расставить акценты, подобрать соответствующий возрасту ребят материал.

«День народного единства» в детском саду можно провести в старшей и подготовительных группах.

Сценарий мероприятия на День народного единства в детском саду

Праздник начнется с чтения стихов:
– Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.

Детский утренник ко Дню народного единства продолжит рассказ об этом празднике.

Ведущие:
– Дорогие ребята, сегодня мы отмечаем замечательный праздник – День народного единства. Наша страна, Россия, не сразу стала сильным, могущественным государством. Были в ее истории тяжелые времена. Иноземные враги хотели завоевать нашу Родину. Но среди россиян нашлись два смелых человека, которые возглавили наши войска, освободившие Москву от захватчиков.

– Памятник этим героям стоит на Красной площади – в самом сердце России, а надпись на нем гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

– Об их подвиге мы вспоминаем сегодня. В честь этого события мы празднуем День народного единства.

– Минин и Пожарский – русские герои,
Минин и Пожарский столицу взяли с боем.
Смогли они народы на подвиг вдохновить,
Чтоб возвратить свободу и мир восстановить.

– Давайте вспомним пословицы:

  • Кто за Родину дерется, тому двойная сила дается.
  • Родина – мать, умей за нее постоять!
  • В мире нет краше родины нашей!
  • Жить – Родине служить.

Ведущие:
– Наша страна так велика, что в одно и то же время на севере России, у Белого моря, может идти снег, а на юге, у моря Черного, люди загорают под жарким солнцем. Посмотрите, как много у нас красивых мест!

(Этот рассказ в День народного единства для детей в садике будет сопровождать демонстрация слайдов с изображением красивых пейзажей и видов различных населенных пунктов.)

Дети прочтут стихи:
– Почему мы любим все родину – Россию?
Потому, что нет нигде родины красивей.
Потому, что нет нигде лучше наших пашен,
Лучше наших синих рек и полянок наших.
Мы о родине своей распеваем песни,
Потому что нет другой родины чудесней!

После этого на детском празднике на День народного единства начнется физкультминутка, которую проведет ведущий:

  • в нашей стране горы высокие (ребята поднимают руки вверх, встают на носочки),
  • реки глубокие (дети приседают),
  • степи широкие (ребята разводят руки в стороны),
  • леса большие (дети руками описывают круг),
  • а мы – ребята вот такие! (машут руками).
  • После этого дети снова займут свои места в зале.

Ведущий:
– Знаете ли вы, что одним из государственных символов нашей страны является флаг? Его цвета обозначают присущие жителям нашей страны качества: белый – благородство, синий – верность и честность, а красный – мужество и смелость.

Дети читают стихи:
– Когда вижу флаг России –
В сердце гордость поднимается.
Для меня он всех красивей,
Выше всех он развивается.
Белый цвет у флага нашего,
Это снег и облака.
Голубой – море бескрайнее,
Красный – сила на века.

Далее на мероприятии ко Дню народного единства в детском саду пройдут командные соревнования. Ребята разделятся на команды. На некотором расстоянии от каждой из них будут расставлены 10 флажков.

Участники команд должны добежать до флажков, взять один из них и вернуться назад. Выиграет команда, участники которой быстрее принесут 5 полотнищ.

Ведущий:
– Сегодня мы отмечаем День народного единства. Ребята, а что такое единство, единение?

– Единение – это все вместе,
Это значит, что все как один.
Значит, все мы для нашей России
Как семья: кто-то дочь, кто-то сын.
А семья наша очень большая.
Чтобы дальше Россия жила
И свободою вечно дышала –
Жить в согласии, мире должна!

– В нашей стране дружно живут люди разных национальностей: русские, татары, уйгуры, корейцы, украинцы, мордва, чуваши и многие другие. У каждого из народов – своя богатая культура, свои обычаи и традиции.

– Мы не должны забывать, что Россия только тогда сильна, когда она едина.

Затем на празднике в детском саду прозвучат стихи посвященные Дню народного единства:
– Дружба народов – не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов – счастливые дети,
Дружба – самое ценное, что есть на свете.

Ведущие продолжают праздник:
– Представители разных народов слагают разные сказки, поют разные песни, но в одном они едины: их объединяет желание быть счастливыми и жить мирно.

– Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Но вместе все народы на русском говорят.
Ведь русский, татарин, башкир и якут
Единой семьей в России живут.

– Давайте будем дружить, ценить друг друга, помогать друг другу, и тогда мы сможем жить в светлом и добром мире!

По сценарию праздника ко Дню народного единства дети могут исполнить танцы разных народов.

Ведущие:
– Роса состоит из росинок, из капелек пара – туман,
Песок и мельчайших песчинок, Россия – из россиян.
Главное – вместе! Главное – дружно!
Главное – с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
В единстве – сила, нетерпимость – гони!

– Россия – страна пребольшая…
От края до края…
И всюду ребята живут и играют.
Есть разные игры у разных ребят,
А ходят ребята в один детский сад.

В конце праздника посвященного Дню народного единства воспитанники детского сада смогут поиграть в игры разных народов: русские «Ручеек», «Горелки» и др.

Например, можно познакомить детей с марийской игрой «Хлопушки» («Абакле»): На разных сторонах площадки, на расстоянии 20-30 м друг от друга, нужно отметить двумя параллельными линиями два города. Дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.

Выбирается водящий, который подходит к тем, кто стоит у города, и говорит:
– Хлоп да хлоп – сигнал такой,
Я бегу, а ты за мной!

При этом он хлопает кого-нибудь из детей по ладони. Водящий вместе с этим ребенком бегут к противоположному городу. Тот, кто добежит первым, останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Цель: формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам; воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.

Задачи:

  • познакомить детей с разными народами, населяющими планету, с их культурой и национальными традициями  нашей страны и других стран.
  • показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
  • вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
  • воспитывать у дошкольников миролюбие, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать.
  • расширять кругозор детей, представления о мире; 
  • развивать познавательный интерес;
  • активизировать и обогащать словарь.

Актуальность проекта

Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка, в первую очередь, под влиянием родителей и педагогов, которые находятся постоянно с ним рядом. Эта тема особенно актуальна в наши дни, когда среди взрослого населения возникают противостояния по данной проблеме. Особенно важно в детском саду поддерживать и направлять ребенка к людям других национальностей.

Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордость за свою страну должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятие его таким, каким он есть.

В связи с вступлением в силу федеральных государственных требований, воспитание толерантности является обязательным для любого дошкольного образовательного учреждения. Наиболее эффективный способ реализации этой задачи — это организация проектной деятельности. Поэтому, возникла необходимость организовать работу по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к другим людям, независимо от физических возможностей, национальности, в форме педагогического проекта «Дружат люди всей Земли!».  

Проблема:

  • Проявление нетерпимости у детей по отношению к сверстникам различных национальностей;
  • Недостаточная компетентность воспитателей и родителей в области культур различных стран.

Практическая значимость проекта (ожидаемый результат):

  • Воспитанники относятся терпимее к сверстникам разных национальностей, проявляют толерантность.
  • Сотрудники проявляют толерантность по отношению друг к другу.
  • Повысилась компетентность воспитателей и родителей в области культуры разных стран.
  • Проявление чувства гордости за свое отечество и желание выразить приобретенные знания в своем детском творчестве.

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: один день — 18.12.2021г.

Участники проекта: дети, педагоги ДОУ, родители.

Продукт проектной деятельности:

  • выставка совместного творчества родителей и детей — рисунков «Дружат люди всей Земли!»
  • художественно-продуктивная деятельность детей.

Сотрудничество с семьями:

  • Памятка «Толерантность нужно воспитывать».
  • Выставка совместного творчества детей и родителей «Дружат люди всей Земли!».
  • Консультация «Воспитание добрых чувств у дошкольника».

Этапы реализации проекта

  • Подготовительный этап: Информационно-методическое обеспечение проекта (изучение методической литературы, подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы).
  • Основной этап: Реализация проекта с детьми (проведение бесед, дидактические игры, наблюдения на прогулке, подвижные игры, рассматривание иллюстративного материала, чтение художественной литературы, художественно-продуктивная деятельность с детьми, совместное творчество детей и родителей).
  • Заключительный этап: Выставка совместных творческих работ детей и родителей.

Механизм реализации проекта

Возраст

Мероприятия

Младший дошкольный возраст

Утреннее приветствие «Солнышко»
Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.
Проводится утром с использованием игрушки «Доброе солнышко» (или с мячиком). Дети встают в круг, взявшись за руки.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.
Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружба – солнечный привет.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять — начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять — мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)

Беседа «Люди бывают разные» с рассматриванием серии картинок с изображением людей разных национальностей.
Цель: расширять представления детей о том, что в нашей стране живут много людей разных национальностей.

Чтение русской народной сказки «Теремок».
Цель: воспитывать на основе сказки доброжелательность, нравственно-положительные качества.

Прогулка.
Наблюдение за играми старших детей. Вызвать интерес к совместным играм других детей.
П/и «Мы дружные ребята», «Раз, два, три – беги!».
Цель: упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, играть дружно.

2 половина дня.

Прослушивание песни «От улыбки хмурый день светлей».
Цель: доставить радость детям.

Художественное творчество. Лепка «Дружный хоровод».
Цель: развивать интерес к лепке, мелкую моторику, вызвать радость от совместного творчества.

С/р игра «Устроим чаепитие».
Цель: развивать умение вести ролевое взаимодействие, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Средний дошкольный возраст

Просмотр презентации «Что мы знаем о народах».
Цель: познакомить с особенностями национального состава России.

Д/и «Кто в какой стране живет?».
Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.

И/у «Вежливые слова».
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять — начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять — мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)

Прогулка.
Наблюдение за людьми, которые гуляют всей семьей.
Обратить внимание детей на теплые, дружные взаимоотношения людей, проявление заботы и внимания друг к другу.
П/и «Выручи друга», «Море волнуется».
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, воспитывать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения.

2 половина дня.

Д/и «Подбери наряд кукле».
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю.
Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов.

Словесная игра «Скажи, какой?».
Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных , формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление.
Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей.
(татарин-татарский, украинец-украинский и т.д.)

Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок», Р.Киплинга «Слоненок».
Цель: объяснить детям на основе сказки, что если человек другой, это не означает, что он заслуживает пренебрежительного отношения, воспитывать толерантное отношение к другим людям, доброжелательность. 

Сюжетно-ролевая игра «Почта».
Цель: развивать межличностное взаимодействие, воспитывать умение доброжелательно общаться в игре, закрепить знания детей о городах России.
Материал: почтовые конверты, открытки.

Просмотр мультфильма или чтение произведения чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Цель: воспитывать чувство сострадания к другому человеку, сочувствие, желание ему помочь, толерантность.

Старший дошкольный
возраст

Просмотр презентации «Страны и народы».
Цель: расширять представление детей о странах Земли и их народах; прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициям; воспитывать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

И/у «Узнай о ком я говорю».
Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Этюд «Поссорились и помирились».
Цель: развивать умение быть внимательным к чувствам и желаниям других людей, передавать свои эмоции другим людям разными средствами.

«Кто мы? Какие мы?».
Цель: Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру Материал : картины и изображения человека (мужчины и женщины).

Беседа «Люди каких национальностей живут в нашей стране».
Цель: расширять и закреплять представления детей о национальностях народа, формировать положительное отношение к людям других национальностей, активизировать и обогащать словарь.
Материал: картинки с изображением людей разных национальностей.

Рассматривание карты мира для детей, глобуса.
Цель: развивать познавательный интерес, закрепить знания детей о том, что Земля — планета шарообразной формы (используя глобус), и что на этой планете живут много разных народов.

Прогулка.
Подвижная татарская игра «Хлопушка», бурятская народная игра «Волк и ягнята», игра  народов Севера «Ловля Оленей».
Цель: формировать интерес к подвижным играм разных народов, развивать быстроту реакции, ловкость.
Наблюдение за играми детей младших групп. Обратить внимание на взаимоотношения между детьми, вызвать желание поиграть с малышами.

Д/и «Назови ласково».
Цель: закрепить умение называть друг друга ласковыми именами, формировать доброжелательное отношение друг к другу, расширять словарь.

2 половина дня.

Разучивание наизусть стихов о дружбе.
Цель: развивать выразительность речи, память, формировать доброжелательное отношение к людям.

Д/и «Кто, где живет?» (с мячом).
Цель: активизировать и обогащать словарь детей, развивать речь, мышление.
— Я называю страну, а вы называете народ, который там живет. Россия – россияне; Америка — американцы, Япония — японцы; Китай — китайцы; Англия — англичане; Франция — французы; Италия — итальянцы; Индия — индейцы и т.д.

Ситуативная игра «Что значит нарушать права другого человека?», «Твои и мои права».
Цель: формировать у детей чувство собственного достоинства, эмоционально-положительное отношение к достоинствам и личным правам другого человека.

Художественно-творческая деятельность. Рисование «Городецкие узоры», «Хантыйский орнамент».
Цель: вызвать интерес к народно-прикладному творчеству.

Игра «Хорошо — плохо» ТРИЗ.
Цели: учить детей отличать хорошее поведение от плохого; обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям; воспитывать толерантное отношение к другим людям.

Чтение произведения Р. Киплинга «Маугли».
Цель: воспитывать толерантное отношение к другим людям, учить детей анализировать художественное произведение, развивать речь.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по странам».
Цель: закрепить представления о разных народах и странах, формировать социально-коммуникативные навыки взаимодействия.

Литература

  1. Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова. Азбука общения «Детство – Пресс, Санкт-Петербург, 2004г.
  2. В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» — Волгоград, 2012г.
  3. Е.Черенкова «Уроки этикета и вежливости для детей» М.: ООО Издательство «Дом XXI век», 2006г.
  4. В.И.Петрова «Нравственное воспитание в детском саду».
  5. Е.И.Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду», Москва, 2005г.
  6. И.Ф.Мулько. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – ТЦ Сфера, 2006г.

Три краеведческих проекта выиграли по 200 тыс.
рублей в грантовом конкурсе департамента культуры Воронежской области. Субсидии
назначили тем проектам НКО, которые способствуют «укреплению российской
гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей
народов Российской Федерации». Об этом сообщила пресс-служба ведомства в
пятницу, 3 декабря.

Духовное краеведение

Православный приход Знаменского кафедрального собора в Борисоглебске получит грант в 194 тыс. рублей на проект историко-архивного молодежного клуба «Знамение». Его основная аудитория – борисоглебская молодежь от 14 до 18 лет. Проект представляет собой серию мероприятий, ориентированных на патриотическое воспитание молодежи с привлечением ее к изучению отечественной истории, знакомству с биографиями людей, имена которых увековечены в памяти русского народа. Информацию будут преподавать через призму духовного краеведения: знакомство со святынями родного края, жизнью и подвигами выдающихся земляков, а также их духовным наследием.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

Площадкой для встреч станет воскресная школа
Знаменского собора. Кроме тематических занятий и лекций проект предполагает
просмотр презентаций на историко-патриотические темы, организацию краеведческих
конференций, дискуссионных площадок и интеллектуальных игр, а также музыкальных
концертов, приуроченных к памятным государственным и церковным датам. Клуб
«Знамение» будет работать не только в учебный, но и в каникулярный период.
Возможна организация туристических и паломнических поездок в пределах
Борисоглебского района, а также выездные лагеря выходного дня.

Дружба народов

Молодежный центр «Развитие» выиграл грант в 200 тыс.
рублей на реализацию проекта «Единство» в Ольховатском районе. В 2017 году в
селе Юрасовка, на родине русско-украинского писателя и краеведа Николая
Костомарова, создали объединение «Дом дружбы народов».

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

– В 2022 году исполняется 205 лет со дня рождения Николая
Костомарова, поэтому появилась идея организовать более масштабный проект
«Единство», который бы привлек большее количество участников из всех сельских
поселений Ольховатского района и гостей из соседних районов, а также
способствовал сохранению и пропаганде русского языка, единению национальностей
и позволил познакомиться с традициями и ремеслами различных этносов, –
рассказали авторы проекта.

В рамках «Единства» на базе «Дома дружбы» появятся «Школа
толерантности» и «Школа волонтера» с проведением круглых столов, акции «Хоровод
дружбы», конкурсов, игр, викторин, устных журналов и тематических выставок книг
в библиотеках района. Организаторы проведут выставки рисунков «Мы разные, но мы вместе» и молодежный фотоконкурс «Обычаи и культура
разных народов». В Ольховатском районе заложат «Сад дружбы», проведут «Единый
день дружбы народов» и первый межнациональный фестиваль «Единство». В рамках
фестиваля состоится праздничное шествие в национальных костюмах, будут работать творческие площадки, отражающие обычаи, ремесла и традиции народов, выставка
национальных блюд, а также исполнят национальные песни и танцы.

Кроме того, проведут межрегиональную научно-краеведческую конференцию,
посвященную 205-летию со дня рождения Николая Костомарова, районный фестиваль народных обрядов, игр и забав «Живая старина Костомаровского двора» и концерт «Вместе мы большая сила – вместе мы страна Россия».

Культурное наследие

Проект «Культурное наследие» центра социально-правовой поддержки переселенцев «Искусство жить» получит 200 тыс. рублей. Проект ориентирован на популяризацию духовно-нравственных и культурных ценностей России среди семей переселенцев, которые переезжают в Воронежскую область. Комплексная программа предполагает решение двух задач: повысить интерес к изучению русского языка и литературы и познакомить участников проекта с народными художественными промыслами Воронежского края.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

Знание о русском языке и литературе помогут
популяризировать интерактивные мероприятия: семейный квиз «От Аз и Буки до науки» и путешествие-викторина «Великий и
могучий», на которой участники узнают о «золотых правилах» русского
языка. Дети вместе с родителями познакомятся с известными литераторами
Воронежского края и России и вместе с командой смогут преодолеть препятствия.

«Роспись керамики: от традиции к современности»
познакомит участников с народными художественными промыслами. Участники
познакомятся с керамическим ремеслом, узнают как добывается глина, как
готовится к литью, формуется, обжигается и превращается в готовое изделие.
Собственноручно распишут керамические изделия и обожгут сувенир. Мастер-класс
«Бирюлькины люльки» познакомит с историей возникновения традиционных русских
игр. Дети переселенцев освоят способы точения деревянных игрушек на средневековом
токарном станке и смогут поиграть в старинные русские игры.

– Современный формат проекта с применением
интерактивных методов даст возможность в игровой, интересной, увлекательной форме
освоить полезную информацию и приобрести новые навыки. Знание языка и
культуры, приобщение к культурной деятельности помогут заложить
в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории
и традициям, духовным основам наших народов, смогут раскрыть таланты,
дарования, способности каждого человека и в итоге объединить российское общество,
– уверены авторы.

Ранее сообщалось, что более 63 млн рублей получат
42 социально ориентированные некоммерческие организации Воронежской области по
результатам регионального конкурса. Конкурс проводил областной департамент соцзащиты.

  • Рассказ о дубовом листе
  • Рассказ о древней литературе
  • Рассказ о дикорастущем растении для 2 класса окружающий мир
  • Рассказ о детстве и юности пушкина
  • Рассказ о дворце халифа