Ко Дню народного единства, который отмечается 4 ноября 2021 года, в детских садах и школах проходят различные мероприятия.
Их цель – привить детям чувство патриотизма и национальной гордости, вызвать интерес к историческому прошлому и культурному наследию нашей страны. При этом организаторам необходимо верно расставить акценты, подобрать соответствующий возрасту ребят материал.
«День народного единства» в детском саду можно провести в старшей и подготовительных группах.
Сценарий мероприятия на День народного единства в детском саду
Праздник начнется с чтения стихов:
– Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
Детский утренник ко Дню народного единства продолжит рассказ об этом празднике.
Ведущие:
– Дорогие ребята, сегодня мы отмечаем замечательный праздник – День народного единства. Наша страна, Россия, не сразу стала сильным, могущественным государством. Были в ее истории тяжелые времена. Иноземные враги хотели завоевать нашу Родину. Но среди россиян нашлись два смелых человека, которые возглавили наши войска, освободившие Москву от захватчиков.
– Памятник этим героям стоит на Красной площади – в самом сердце России, а надпись на нем гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
– Об их подвиге мы вспоминаем сегодня. В честь этого события мы празднуем День народного единства.
– Минин и Пожарский – русские герои,
Минин и Пожарский столицу взяли с боем.
Смогли они народы на подвиг вдохновить,
Чтоб возвратить свободу и мир восстановить.
– Давайте вспомним пословицы:
- Кто за Родину дерется, тому двойная сила дается.
- Родина – мать, умей за нее постоять!
- В мире нет краше родины нашей!
- Жить – Родине служить.
Ведущие:
– Наша страна так велика, что в одно и то же время на севере России, у Белого моря, может идти снег, а на юге, у моря Черного, люди загорают под жарким солнцем. Посмотрите, как много у нас красивых мест!
(Этот рассказ в День народного единства для детей в садике будет сопровождать демонстрация слайдов с изображением красивых пейзажей и видов различных населенных пунктов.)
Дети прочтут стихи:
– Почему мы любим все родину – Россию?
Потому, что нет нигде родины красивей.
Потому, что нет нигде лучше наших пашен,
Лучше наших синих рек и полянок наших.
Мы о родине своей распеваем песни,
Потому что нет другой родины чудесней!
После этого на детском празднике на День народного единства начнется физкультминутка, которую проведет ведущий:
- в нашей стране горы высокие (ребята поднимают руки вверх, встают на носочки),
- реки глубокие (дети приседают),
- степи широкие (ребята разводят руки в стороны),
- леса большие (дети руками описывают круг),
- а мы – ребята вот такие! (машут руками).
- После этого дети снова займут свои места в зале.
Ведущий:
– Знаете ли вы, что одним из государственных символов нашей страны является флаг? Его цвета обозначают присущие жителям нашей страны качества: белый – благородство, синий – верность и честность, а красный – мужество и смелость.
Дети читают стихи:
– Когда вижу флаг России –
В сердце гордость поднимается.
Для меня он всех красивей,
Выше всех он развивается.
Белый цвет у флага нашего,
Это снег и облака.
Голубой – море бескрайнее,
Красный – сила на века.
Далее на мероприятии ко Дню народного единства в детском саду пройдут командные соревнования. Ребята разделятся на команды. На некотором расстоянии от каждой из них будут расставлены 10 флажков.
Участники команд должны добежать до флажков, взять один из них и вернуться назад. Выиграет команда, участники которой быстрее принесут 5 полотнищ.
Ведущий:
– Сегодня мы отмечаем День народного единства. Ребята, а что такое единство, единение?
– Единение – это все вместе,
Это значит, что все как один.
Значит, все мы для нашей России
Как семья: кто-то дочь, кто-то сын.
А семья наша очень большая.
Чтобы дальше Россия жила
И свободою вечно дышала –
Жить в согласии, мире должна!
– В нашей стране дружно живут люди разных национальностей: русские, татары, уйгуры, корейцы, украинцы, мордва, чуваши и многие другие. У каждого из народов – своя богатая культура, свои обычаи и традиции.
– Мы не должны забывать, что Россия только тогда сильна, когда она едина.
Затем на празднике в детском саду прозвучат стихи посвященные Дню народного единства:
– Дружба народов – не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов – счастливые дети,
Дружба – самое ценное, что есть на свете.
Ведущие продолжают праздник:
– Представители разных народов слагают разные сказки, поют разные песни, но в одном они едины: их объединяет желание быть счастливыми и жить мирно.
– Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Но вместе все народы на русском говорят.
Ведь русский, татарин, башкир и якут
Единой семьей в России живут.
– Давайте будем дружить, ценить друг друга, помогать друг другу, и тогда мы сможем жить в светлом и добром мире!
По сценарию праздника ко Дню народного единства дети могут исполнить танцы разных народов.
Ведущие:
– Роса состоит из росинок, из капелек пара – туман,
Песок и мельчайших песчинок, Россия – из россиян.
Главное – вместе! Главное – дружно!
Главное – с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
В единстве – сила, нетерпимость – гони!
– Россия – страна пребольшая…
От края до края…
И всюду ребята живут и играют.
Есть разные игры у разных ребят,
А ходят ребята в один детский сад.
В конце праздника посвященного Дню народного единства воспитанники детского сада смогут поиграть в игры разных народов: русские «Ручеек», «Горелки» и др.
Например, можно познакомить детей с марийской игрой «Хлопушки» («Абакле»): На разных сторонах площадки, на расстоянии 20-30 м друг от друга, нужно отметить двумя параллельными линиями два города. Дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.
Выбирается водящий, который подходит к тем, кто стоит у города, и говорит:
– Хлоп да хлоп – сигнал такой,
Я бегу, а ты за мной!
При этом он хлопает кого-нибудь из детей по ладони. Водящий вместе с этим ребенком бегут к противоположному городу. Тот, кто добежит первым, останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Цель: формирование у детей чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам; воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.
Задачи:
- познакомить детей с разными народами, населяющими планету, с их культурой и национальными традициями нашей страны и других стран.
- показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
- вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
- воспитывать у дошкольников миролюбие, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать.
- расширять кругозор детей, представления о мире;
- развивать познавательный интерес;
- активизировать и обогащать словарь.
Актуальность проекта
Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка, в первую очередь, под влиянием родителей и педагогов, которые находятся постоянно с ним рядом. Эта тема особенно актуальна в наши дни, когда среди взрослого населения возникают противостояния по данной проблеме. Особенно важно в детском саду поддерживать и направлять ребенка к людям других национальностей.
Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордость за свою страну должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятие его таким, каким он есть.
В связи с вступлением в силу федеральных государственных требований, воспитание толерантности является обязательным для любого дошкольного образовательного учреждения. Наиболее эффективный способ реализации этой задачи — это организация проектной деятельности. Поэтому, возникла необходимость организовать работу по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к другим людям, независимо от физических возможностей, национальности, в форме педагогического проекта «Дружат люди всей Земли!».
Проблема:
- Проявление нетерпимости у детей по отношению к сверстникам различных национальностей;
- Недостаточная компетентность воспитателей и родителей в области культур различных стран.
Практическая значимость проекта (ожидаемый результат):
- Воспитанники относятся терпимее к сверстникам разных национальностей, проявляют толерантность.
- Сотрудники проявляют толерантность по отношению друг к другу.
- Повысилась компетентность воспитателей и родителей в области культуры разных стран.
- Проявление чувства гордости за свое отечество и желание выразить приобретенные знания в своем детском творчестве.
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: один день — 18.12.2021г.
Участники проекта: дети, педагоги ДОУ, родители.
Продукт проектной деятельности:
- выставка совместного творчества родителей и детей — рисунков «Дружат люди всей Земли!»
- художественно-продуктивная деятельность детей.
Сотрудничество с семьями:
- Памятка «Толерантность нужно воспитывать».
- Выставка совместного творчества детей и родителей «Дружат люди всей Земли!».
- Консультация «Воспитание добрых чувств у дошкольника».
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап: Информационно-методическое обеспечение проекта (изучение методической литературы, подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы).
- Основной этап: Реализация проекта с детьми (проведение бесед, дидактические игры, наблюдения на прогулке, подвижные игры, рассматривание иллюстративного материала, чтение художественной литературы, художественно-продуктивная деятельность с детьми, совместное творчество детей и родителей).
- Заключительный этап: Выставка совместных творческих работ детей и родителей.
Механизм реализации проекта
Возраст | Мероприятия |
Младший дошкольный возраст | Утреннее приветствие «Солнышко» Ходит солнышко по кругу Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Беседа «Люди бывают разные» с рассматриванием серии картинок с изображением людей разных национальностей. Чтение русской народной сказки «Теремок». Прогулка. 2 половина дня. Прослушивание песни «От улыбки хмурый день светлей». Художественное творчество. Лепка «Дружный хоровод». С/р игра «Устроим чаепитие». |
Средний дошкольный возраст | Просмотр презентации «Что мы знаем о народах». Д/и «Кто в какой стране живет?». И/у «Вежливые слова». Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Прогулка. 2 половина дня. Д/и «Подбери наряд кукле». Словесная игра «Скажи, какой?». Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок», Р.Киплинга «Слоненок». Сюжетно-ролевая игра «Почта». Просмотр мультфильма или чтение произведения чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». |
Старший дошкольный | Просмотр презентации «Страны и народы». И/у «Узнай о ком я говорю». Этюд «Поссорились и помирились». «Кто мы? Какие мы?». Беседа «Люди каких национальностей живут в нашей стране». Рассматривание карты мира для детей, глобуса. Прогулка. Д/и «Назови ласково». 2 половина дня. Разучивание наизусть стихов о дружбе. Д/и «Кто, где живет?» (с мячом). Ситуативная игра «Что значит нарушать права другого человека?», «Твои и мои права». Художественно-творческая деятельность. Рисование «Городецкие узоры», «Хантыйский орнамент». Игра «Хорошо — плохо» ТРИЗ. Чтение произведения Р. Киплинга «Маугли». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по странам». |
Литература
- Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова. Азбука общения «Детство – Пресс, Санкт-Петербург, 2004г.
- В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» — Волгоград, 2012г.
- Е.Черенкова «Уроки этикета и вежливости для детей» М.: ООО Издательство «Дом XXI век», 2006г.
- В.И.Петрова «Нравственное воспитание в детском саду».
- Е.И.Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду», Москва, 2005г.
- И.Ф.Мулько. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – ТЦ Сфера, 2006г.
Три краеведческих проекта выиграли по 200 тыс.
рублей в грантовом конкурсе департамента культуры Воронежской области. Субсидии
назначили тем проектам НКО, которые способствуют «укреплению российской
гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей
народов Российской Федерации». Об этом сообщила пресс-служба ведомства в
пятницу, 3 декабря.
Духовное краеведение
Православный приход Знаменского кафедрального собора в Борисоглебске получит грант в 194 тыс. рублей на проект историко-архивного молодежного клуба «Знамение». Его основная аудитория – борисоглебская молодежь от 14 до 18 лет. Проект представляет собой серию мероприятий, ориентированных на патриотическое воспитание молодежи с привлечением ее к изучению отечественной истории, знакомству с биографиями людей, имена которых увековечены в памяти русского народа. Информацию будут преподавать через призму духовного краеведения: знакомство со святынями родного края, жизнью и подвигами выдающихся земляков, а также их духовным наследием.
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Площадкой для встреч станет воскресная школа
Знаменского собора. Кроме тематических занятий и лекций проект предполагает
просмотр презентаций на историко-патриотические темы, организацию краеведческих
конференций, дискуссионных площадок и интеллектуальных игр, а также музыкальных
концертов, приуроченных к памятным государственным и церковным датам. Клуб
«Знамение» будет работать не только в учебный, но и в каникулярный период.
Возможна организация туристических и паломнических поездок в пределах
Борисоглебского района, а также выездные лагеря выходного дня.
Дружба народов
Молодежный центр «Развитие» выиграл грант в 200 тыс.
рублей на реализацию проекта «Единство» в Ольховатском районе. В 2017 году в
селе Юрасовка, на родине русско-украинского писателя и краеведа Николая
Костомарова, создали объединение «Дом дружбы народов».
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
– В 2022 году исполняется 205 лет со дня рождения Николая
Костомарова, поэтому появилась идея организовать более масштабный проект
«Единство», который бы привлек большее количество участников из всех сельских
поселений Ольховатского района и гостей из соседних районов, а также
способствовал сохранению и пропаганде русского языка, единению национальностей
и позволил познакомиться с традициями и ремеслами различных этносов, –
рассказали авторы проекта.
В рамках «Единства» на базе «Дома дружбы» появятся «Школа
толерантности» и «Школа волонтера» с проведением круглых столов, акции «Хоровод
дружбы», конкурсов, игр, викторин, устных журналов и тематических выставок книг
в библиотеках района. Организаторы проведут выставки рисунков «Мы разные, но мы вместе» и молодежный фотоконкурс «Обычаи и культура
разных народов». В Ольховатском районе заложат «Сад дружбы», проведут «Единый
день дружбы народов» и первый межнациональный фестиваль «Единство». В рамках
фестиваля состоится праздничное шествие в национальных костюмах, будут работать творческие площадки, отражающие обычаи, ремесла и традиции народов, выставка
национальных блюд, а также исполнят национальные песни и танцы.
Кроме того, проведут межрегиональную научно-краеведческую конференцию,
посвященную 205-летию со дня рождения Николая Костомарова, районный фестиваль народных обрядов, игр и забав «Живая старина Костомаровского двора» и концерт «Вместе мы большая сила – вместе мы страна Россия».
Культурное наследие
Проект «Культурное наследие» центра социально-правовой поддержки переселенцев «Искусство жить» получит 200 тыс. рублей. Проект ориентирован на популяризацию духовно-нравственных и культурных ценностей России среди семей переселенцев, которые переезжают в Воронежскую область. Комплексная программа предполагает решение двух задач: повысить интерес к изучению русского языка и литературы и познакомить участников проекта с народными художественными промыслами Воронежского края.
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)
Знание о русском языке и литературе помогут
популяризировать интерактивные мероприятия: семейный квиз «От Аз и Буки до науки» и путешествие-викторина «Великий и
могучий», на которой участники узнают о «золотых правилах» русского
языка. Дети вместе с родителями познакомятся с известными литераторами
Воронежского края и России и вместе с командой смогут преодолеть препятствия.
«Роспись керамики: от традиции к современности»
познакомит участников с народными художественными промыслами. Участники
познакомятся с керамическим ремеслом, узнают как добывается глина, как
готовится к литью, формуется, обжигается и превращается в готовое изделие.
Собственноручно распишут керамические изделия и обожгут сувенир. Мастер-класс
«Бирюлькины люльки» познакомит с историей возникновения традиционных русских
игр. Дети переселенцев освоят способы точения деревянных игрушек на средневековом
токарном станке и смогут поиграть в старинные русские игры.
– Современный формат проекта с применением
интерактивных методов даст возможность в игровой, интересной, увлекательной форме
освоить полезную информацию и приобрести новые навыки. Знание языка и
культуры, приобщение к культурной деятельности помогут заложить
в человеке базовые нравственные ориентиры: уважение к истории
и традициям, духовным основам наших народов, смогут раскрыть таланты,
дарования, способности каждого человека и в итоге объединить российское общество,
– уверены авторы.
Ранее сообщалось, что более 63 млн рублей получат
42 социально ориентированные некоммерческие организации Воронежской области по
результатам регионального конкурса. Конкурс проводил областной департамент соцзащиты.