Рассказ о дружбе и доброте

Организация: мбоу сош3 им. в.а. ермолаева населенный пункт: краснодарский край, мостовского района, с. шедокцель урока: научить учащихся осмыслению и анализу

Организация: МБОУ СОШ№3 им. В.А. Ермолаева

Населенный пункт: Краснодарский край, Мостовского района, с. Шедок

Цель урока: научить учащихся осмыслению и анализу художественного произведения на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Задачи урока:

— научить учащихся выделять основную мысль и основные проблемы, поднятые автором в произведении;

— развивать первоначальные навыки анализа художественного произведения, логическое мышление учащихся;

— прививать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

— развивать навыки говорения, расширить словарный запас учащихся;

— воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать ближнему.

Ход урока

1.Организационные моменты.

2. Мотивация учебной деятельности.

Портрет Л.Н. Толстого и краткие биографические сведения.

История создания рассказа «Кавказский пленник»: (Слайды 1,2,3,4)

Слово учителя: «В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году».

3. Устная работа по вопросам. (Слайды 5,6,7)

— Тема и идея художественного произведения;

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

— Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Композиционные составляющие рассказа (дать основные понятия по структуре построения прозаического произведения малого жанра)

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. (ввести новый термин «антитез», дать его определение: «противопоставление образов героев, картин, слов, идей, понятий».

Вопросы к классу: (Слайды 8,9,10)

1)- Какие герои, картины противопоставляются в рассказе?

-С какой целью Л.Н. Толстой противопоставляет образы главных героев рассказа Жилина и Костылина?

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

План:

1.Военное звание.

2.Внешняя характеристика:

3.Плен:

а) место жительства в плену;

б) питание пленных;

в) занятия;

г) подготовка к побегу;

4.Первый побег.

5. Второй побег.

Фронтальный опрос учащихся: (Слайд 11,12,13)

— Что общее у героев и что их различает?

— Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?

(Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

— А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?

(Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама)

— Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)

Жилин: ходит по аулу, всматривается, выпытывает информацию, считает дни,

рукодельничает

Костылин: скучает, спит, полагается только на внешнюю помощь

(Слайды 14,15,16,17)

Введение термина «антитеза». Антитеза- (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, героев-антагонистов.

  • глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин — ждет помощи.

— Как завоевывает Жилин симпатию горцев?

(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;

— Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;

— однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)

— Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?

(Он все равно был для них чужой, человек иной веры. Для них он – враг

— Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?

— Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.

— А Костылин?

(Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

— Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

ФИЗМИНУТКА: (5 мин.) упражнения из рекомендованного комплекса.

2) Обсуждение второй сквозной темы рассказы: милосердие и сострадание к ближнему (Слайды 18,19,20)

а) В чем проявляется сострадание татарской девочки Дины к пленникам?

б) В чём проявляется благородство и сострадание к ближнему со стороны Жилина? (привести пример из эпизода первого побега пленников, отношения Жилина и Костылина к своим близким, оставшимся на родине)

-Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

Работа с текстом произведения:

Проанализируйте текст произведения и определите какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина? Почему?»

Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

— Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?

Что обозначает:

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

— В чём смысл названия рассказа?

(Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

6. Итог урока.

1. Чему учит рассказ?

2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

— Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

7. Домашнее задание.

Написать домашнее сочинение на тему: «Жилин и Костылин: разные судьбы».

8.Рефлексия: (Слайд 21)

1. Что вызвало наибольший интерес при чтении рассказа?

2. Какой герой понравился и почему?

3. Что в рассказе вызвало неприятие или непонимание?

4. Какие мысли возникли после прочтения рассказа, о чем он заставил задуматься?

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

учащиеся умеют пересказывать содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»;

— у учащихся сформировано умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении

Личностные УУД:

— у учащихся сформирован навык анализа художественного произведения, логическое мышление;

— учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

— у детей сформировано умение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

— сформировано умение определить учебные задачи, составлять план и последовательность действий, контроль знаний;

— сформировано нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа;

учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию.

.Познавательные УУД:

— учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

— сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты.

МАДОУ детский сад  № 5 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Комарова 39 б

Конспект

ООД по образовательной области  

«Речевое развитие»

(ЧХЛ)

в подготовительной группе

на тему: Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого

и его рассказом «Прыжок»

                                                                                        Воспитатель:

                                                                                                 Габдулхакова Р.Р.

                                            Туймазы — 2017г.

Конспект ООД

по «Речевому развитию»

(чтение художественной литературы)

Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого

и его рассказом «Прыжок»

Задачи:

образовательные:

— учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы;

— осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки;

— познакомить детей с творчеством русского писателя Л. Н. Толстого;

— совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;

развивающие:

— продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе;

— способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;

— развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;

— формировать навыки исполнения танца;

воспитательные:

— воспитывать интерес и любовь к произведениям художественной литературы, бережное отношение к книгам.

Методы и приемы: наглядный (рассматривание портрета, иллюстраций, показ презентация). Словесный метод (беседа, вопросы воспитателя, пояснения). Игровой метод (игра «Волны»). Практический метод (исполнение танца «Дружба»).

Словарная работа: палуба, мачта, расходилась, раззадориться или разобрал задор.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, иллюстрации к рассказу«Прыжок», модель парусного корабля, ТСО.

Предварительная работа: чтение рассказов Л. Толстого, рассматривание и рисование иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности, справедливости, трудолюбии. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

Ход ООД:

Воспитатель.

 Дети вы любите слушать сказки? А рассказы? А чем отличаются сказки от рассказов? А почему?

Дети. В сказках всегда бывает волшебство, даже животные разговаривают. А в рассказе нет чудес и сказочных превращений. В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло бы случиться.

Воспитатель. Я приглашаю вас и наших гостей в литературную гостиную.

(Дети подходят к книжному уголку, где находится выставка книг)

Воспитатель. Посмотрите на книги, которые стоят на нашей выставке. Какие рассказы вам знакомы из этих книг? Дети называют знакомые рассказы: «Лев и собачка»«Косточка»«Котенок»«Умная галка»«Глупая жучка»«Филиппок»«Птичка».

Воспитатель. А может, кто-нибудь вспомнит автора всех этих книг? Правильно это Лев Николаевич Толстой. (Выставляет портрет писателя) А теперь давайте с вами вспомним рассказ «Лев и собачка». Каким оказался лев в этом рассказе? (добродушным, дружелюбным) Какие пословицы о дружбе вы знаете?

Дети. Без друга на сердце вьюга. Без друга в жизни туго. Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Воспитатель. Хорошо. А чему научил вас рассказ «Косточка»?        

Дети. Говорить всегда правду.

Воспитатель. Какие пословицы о честности и правдивости вы знаете?

Дети. Честность всего дороже. Не тот прав кто сильный, а тот, кто честный. Все что правдиво красиво на диво. Честные глаза в бок не глядят. Доброе дело говори смело.

Воспитатель. Скажите, а вы смогли бы поступить так, как поступил мальчик в рассказе «Птичка»? Где птицы должны жить, где их дом?

Дети. Птицы живут в гнездах. Небо – это их дом, там они чувствуют себя свободными.

Воспитатель. Скажите, что общего между всеми этими книгами. Дети. Герои этих книг дети и животные. Книги написаны для маленьких детей.

Воспитатель. Все рассказы Л. Толстого поучительные. Чему учат нас эти рассказы? (Доброте, честности, правдивости, дружелюбию). Сегодня я хочу рассказать вам о жизни и творчестве этого замечательного русского писателя.

Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь, а он прожил 82 года, Толстой писал книги для детей. У него была большая и дружная семья. Толстой любил путешествовать, поэтому он часто совершал долгие прогулки пешком. Лев Николаевич хорошо знал и любил природу, заботился о простом народе, сам пахал землю. Он обучал крестьянских детей грамоте: писал для них азбуку и книги, по которым они учились читать, узнавали что-то новое о природе, повадках птиц и животных, а так же о дальних странах. За этим столом Лев Николаевич Толстой написал многие свои книги. Например«Рассказы для самых маленьких»«Косточка»«Филиппок», сказки о животных. Прошло много лет со времени их написания, но дети до сих пор читают и любят эти увлекательные истории, написанные великим русским писателем для самых маленьких.

Воспитатель. Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним рассказом Л. Толстого – «Прыжок». Действия этого рассказа происходят на корабле. Это был парусный корабль.

Воспитатель. Ну а теперь я начинаю читать рассказ, а вы внимательно слушайте. В рассказе вам встретятся незнакомые слова: палуба, расходилась, мачта, раззадориться. Давайте познакомимся с ними.

Воспитатель знакомит детей с толкованием слов:

Палуба — горизонтальный пол корабля

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса.

Расходилась – разыгралась

Раззадориться или разобрал задор – развеселиться, т. е. весело играть.

Чтение рассказа (сопровождается показом иллюстраций).

После прочтения небольшая пауза.

Беседа по содержанию.

Воспитатель. Понравился вам рассказ? Назовите главных героев этого рассказа?

Дети. Главные герои рассказа – мальчик и его отец, капитан корабля.

Воспитатель. Где происходят все события?

Дети. События происходят на палубе корабля.

Воспитатель. Какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа? Вам жаль мальчика? Почему? Дети. Да нам жаль мальчика. Он остался без шляпы, все над ним смеются. Он не знает, что ему делать. Воспитатель. Ругаем мы его за что? Дети. За то, что залез так высоко. Воспитатель. Хвалим его за что? Дети. Хвалим его за то, что он смелый, решительный, храбрый.

ИТОГ.

Воспитатель. Как называется рассказ, который я сегодня вам прочитала. Кто автор этого рассказа? Почему рассказ так называется?

Чему вас научил этот рассказ?

Дети. Не делать необдуманных поступков.

Воспитатель. Есть такая пословица«Все хорошо, что хорошо кончается». В этом рассказе все хорошо закончилось.

Оперативная статистика по коронавирусу в России на 8 января

08 Январь, 2022 / от: PRINGLES / в: Бизнес / 172 прсм.

За последние сутки в России выявлено 16 568 случаев COVID-19 в 84 регионах, сообщает федеральный оперштаб. В России на 8 января выявлено 16 568 случа…

Первую ракетку мира Новака Джоковича могут депортировать из Австралии, несмотря на медотвод от вакцинации от COVID-19

08 Январь, 2022 / от: -_KOPTE3_- / в: Спорт / 160 прсм.

Сербский теннисист Новак Джокович, занимающий первое место в мировом рейтинге ATP, стал основным действующим лицом, пожалуй, самого громкого спортивного скандала начала 2022 года. В ближайшее время Джоковича могут депортировать из Австралии, куда он прибыл для участия в первом турнире серии «Большого шлема»….

Татьяне Тарасовой потребовалась экстренная помощь медиков

08 Январь, 2022 / от: h / в: Спорт / 147 прсм.

Заслуженному тренеру СССР и России по фигурному катанию Татьяне Тарасовой вызывали бригаду скорой помощи. Однако госпитализировать в этот раз ее не стали….

КНДР отказалась участвовать в Олимпиаде в Пекине

08 Январь, 2022 / от: Pro**skill100 / в: Спорт / 38 прсм.

Северная Корея не будет участвовать в Олимпийских играх, которые пройдут в Пекине в феврале. Власти КНДР объяснили это решение «действиями враждебных сил» и продолжающейся пандемией коронавируса….

«Краснодар» уволил Виктора Гончаренко с поста главного тренера: его преемником может стать Марко Николич

08 Январь, 2022 / от: K1mPaKk / в: Спорт / 86 прсм.

Руководство «Краснодара» приняло решение расторгнуть контракт с Виктором Гончаренко. Также из клуба уволены его помощники Василий Березуцкий и Александр Ермакович. Основным кандидатом на пост главного тренера кубанского клуба называют экс-наставника московского «Локомотива» Марко Николича….

Перенесший остановку сердца на матче Евро-2020 Кристиан Эриксен намерен выступить на ЧМ-2022 в Катаре

08 Январь, 2022 / от: MAnafeST / в: Спорт / 47 прсм.

Датский футболист Кристиан Эриксен, который пережил остановку сердца во время матча чемпионата Европы, заявил, что хочет вернуться в футбол и планирует принять участие в чемпионате мира 2022 года в Катаре….

Украина возобновила транзит газа в Румынию

08 Январь, 2022 / от: WIN / в: Деньги / 230 прсм.

Россия спустя девять месяцев возобновила транзит газа через Украину в Румынию, сообщает в среду, 5 января, Оператор ГТС Украины. РФ с апреля прошлого года осуществляла поставки газа в Румынию в обход Украины. «С начала 2022 года возобновились поставки природного газа через украинскую ГТС в Румынию. Газ поставляется в Румынию через точку межгосударственного соединения Орловка-Исакча», — говорится в сообщении. Отмечается, что на январь забронированные мощности указанного направления составляют 4,9 млн кубометров в сутки, то есть почти 152 млн кубометров в месяц. В…

Fresh Cash – мгновенный онлайн-кредит от настоящего Банка на любую карту

08 Январь, 2022 / от: The_Дядя / в: Деньги / 199 прсм.

Fresh Cash – мгновенный онлайн-кредит. Такой же простой и удобный в оформлении, как заем в МФО, но гораздо дешевле! Fresh Cash – это онлайн-кредит, который можно получить в сети интернет всего за 10 минут. Именно столько времени займет оформление заявки, получение решения от банка и перечисление средств на карту. Кстати, чтобы получить кредит, не нужно посещать отделение банка и оформлять еще одну карту. Банк перечислит деньги на любую действующая карту абсолютно любого украинского банка. При этом все необходимые документы подписываются онлайн. Сервис мгновенного кредитования работает кругло…

Провал года? Что будет с Visa и Mastercard

08 Январь, 2022 / от: Twerk / в: Деньги / 194 прсм.

Мнения инвесторов традиционно разделились: пока одни пророчат крах криптовалют и всего, что с ними связано, другие настроены как раз на провал традиционных платежных систем, которые вскоре не смогут противостоять блокчейну. Ко вторым относится инвестор-миллиардер, бывший руководитель Facebook, управляющий венчурным фондом Social Capital Чамат Палихапития. Корреспондент.net рассказывает подробности. Не выдержат конкуренции Палихапития предсказывает, что Visa и Mastercard, две крупнейших платежных системы, в 2022 году проиграют конкурентную борьбу таким финансовым инструментам, как блокчейн-…

Транзит в ЕС упал на 25% – Оператор ГТСУ

08 Январь, 2022 / от: kRitMaN / в: Деньги / 169 прсм.

Транзит российского газа в Европу украинской газотранспортной системой в 2021 году уменьшился на 25% по сравнению с 2020 годом. Об этом сообщает пресс-служба Оператора ГТС Украины. Так, если в 2020 году транзит составил 55,8 млрд куб. м, то в 2021-ом — 41,6 млрд куб. м. По данным пресс-службы, среднесуточный объем транзита энергоресурса в прошлом году составил 114 млн куб. м газа в сутки, а в отдельные периоды снижался до 67 млн. «Всего в 2021 году было забронировано 44,4 млрд куб. м транзитных мощностей на точках выхода из России (40 млрд куб. м, согласно условиям действующего транзитного…

Курсы валют на 5 января: евро ощутимо подешевел

08 Январь, 2022 / от: KaNaBiS / в: Деньги / 181 прсм.

Национальный банк Украины на среду, 5 января, укрепил на 14 копеек курс гривны по отношению к евро и на копейку ослабил по отношению к доллару. Об этом свидетельствуют данные на сайте НБУ во вторник, 4 января. Нацбанк установил официальные курсы валют на следующем уровне: – 100 долларов США – 2729,76 (+0,0194 грн); – 100 евро – 3077,39 гривен (-0,1487 грн). Торги по доллару США на межбанковском валютном рынке открылись котировками 27,35/27,37, к закрытию котировки составили 27,395/27,415. Торги по евро начались с котировок 30,8726/30,8952, к закрытию котировки составили 30,9125/30,9350….

​Банки в Казахстане не будут начислять пени по займам в рамках мер поддержки

08 Январь, 2022 / от: SVINKA / в: Экономика и Финансы / 108 прсм.

Банки и микрофинансовые организации и Казахстана не будут начислять штрафы и пени по всем займам в рамках мер поддержки, которые были разработаны на фоне введения чрезвычайного положения, говорится в сообщении Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.«В связи с введением чрезвычайного положения в республике на сегодня разработаны следующие поддерживающие меры на финансовом рынке. Первое — неначисление штрафов, пени микрофинансовыми организациями, банками второго уровня по всем займам», — сказано в сообщении регулятора.Пострадавшим от введения ЧП физическим и…

ФАО сообщила о росте продовольственных цен за год на 28%

08 Январь, 2022 / от: FuTBoLiST / в: Экономика и Финансы / 248 прсм.

Незначительное снижение мировых цен на базовые продовольственные продукты было зафиксировано в декабре 2021 года, однако по итогам года среднее значение индекса продовольственных цен оказалось более чем на 28% выше показателя 2020 года. Об этом сообщила в четверг Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО).По данным организации, среднее значение индекса продовольственных цен ФАО, который отражает помесячные изменения международных цен на основные виды продовольствия, в декабре составило 133,7 пункта, снизившись на 0,9% по сравнению с показателем ноября, при эт…

Болгария перейдет на евро в начале 2024 года

08 Январь, 2022 / от: Good_Dad / в: Экономика и Финансы / 198 прсм.

Болгария перейдет на единую европейскую валюту с 1 января 2024 года. Об этом в пятницу, отвечая на вопросы депутатов парламента, заявил вице-премьер и министр финансов Асен Василев.«В настоящее время мы технически полностью готовы к введению евро, остались лишь некоторые мелкие задачи, так что дата 1 января 2024 года под сомнение не ставится. Вопрос в том, что необходимо провести разъяснительную кампанию так, чтобы каждый мог понять, что означает переход на евро», — объявил Василев.Ранее сообщалось, что за пять месяцев до введения евро и год после него цены в магазинах будут указываться в лева…

Ущерб бизнесу от беспорядков в Казахстане превысил 200 млн долларов

08 Январь, 2022 / от: ViRT / в: Экономика и Финансы / 181 прсм.

Ущерб, нанесенный бизнесу в Казахстане в ходе беспорядков, составил свыше 88,1 млрд тенге (более 200,4 млн долларов). Об этом сообщили в субботу в Национальной палате предпринимателей Казахстана «Атамекен».«Общая сумма ущерба бизнесу, по приблизительным подсчетам, составила более 88,1 млрд тенге. В городе Алма-Ата эта сумма составила 86,8 млрд тенге (197,4 млн долларов)», — говорится в сообщении.Отмечено, что в десяти регионах Казахстана выявлено 920 пострадавших субъектов бизнеса, из них в Алма-Ате — 856 субъектов.Сейчас в стране ограничен доступ к Интернету. Исполняющий обязанности министра…

​Мировые цены на нефть снизились по итогам торгов пятницы

08 Январь, 2022 / от: B-DOG / в: Экономика и Финансы / 188 прсм.

Мировые цены на нефть в пятницу продемонстрировали отрицательную динамику.Котировки февральских фьючерсов на техасскую светлую нефть WTI в Нью-Йорке понизились по итогам торгов на 0,56 доллара и составили 78,9 доллара за баррель. На торгах в Европе нефть также подешевела. В Лондоне на Межконтинентальной бирже фьючерсных сделок стоимость мартовских контрактов на Brent уменьшилась на 0,24 доллара, до 81,75 доллара за баррель….

В Госдуме обсудят дерусификацию Казахстана

08 Январь, 2022 / от: CrySet-NIP / в: Общество / 62 прсм.

Парламент Казахстана окончательно утвердил обязательное использование только казахского языка на негосударственных вывесках и топонимических указателях. Это стало лишь еще одним шагом в ползучей дерусификации республики, к которой эксперты относят как резонансные языковые патрули националистов, так и перевод казахского языка с кириллицы на латиницу. «Газета.Ru» связалась для разъяснений с депутатом из правящей партии Казахстана, и выяснила, как на ситуацию в соседней республике смотрят в Госдуме….

Кредит для ООО – и годовой отчет в порядке

08 Январь, 2022 / от: Colwyn-trololo / в: Общество / 73 прсм.

В конце каждого календарного года для бухгалтерии любого предприятия – горячая пора, ведь предстоит подвести итоги по финансовой деятельности, оплатить налоги, некоторые предварительные платежи, закрыть вопрос по зарплатному фонду, свести дебет с кредитом и закфиксировать остаточную прибыль….

Полупрозрачные солнечные панели для теплиц Solitek стали в 2 раза дешевле

08 Январь, 2022 / от: BlAcK_DeViL / в: Общество / 281 прсм.

Инженеры литовского предприятия по выпуску солнечных панелей Solitek (подразделение производителя офтальмологических линз Global BOD) представили M40 – полупрозрачный монокристаллический фотомодуль стекло-стекло с выходной мощностью 235 Вт для использования в агровольтаике….

Корейский термоядерный реактор KSTAR удержал плазму 100 млн °C рекордные 30 секунд

08 Январь, 2022 / от: TerribleBunny / в: Общество / 285 прсм.

Ученые уже не один десяток лет изучают технологии термоядерного синтеза в погоне за чистой, практически неисчерпаемой энергией, и за это время построен целый ряд экспериментальных устройств, но самой популярной стала конструкция под названием токамак. Один из примеров таких реакторов пончикообразной формы испытывается в Корейском Институте Термоядерной Энергии, где, как заявляется, ученые установили новый рекорд, удержав раскаленную плазму в течение 30 секунд….

Еда по талонам не за горами: рост цен придал кабмину решимости

08 Январь, 2022 / от: Greenlader / в: Общество / 234 прсм.

Правительство в очередной раз вернулось к обсуждению продовольственной помощи самым малоимущим гражданам. Как сообщают «Известия» со ссылкой на источники в Министерстве экономического развития, ведомство предложило включить эту инициативу в комплекс мер по борьбе с инфляцией. Как считают в МЭР, этот шаг поможет снизить негативное влияние роста цен на социально значимые отечественные продовольственные товары, а также поддержит их производителей….

Следователи и МЧС устанавливают причины пожара, из-за которого погибла женщина в Приморье

08 Январь, 2022 / от: [NAVI]evo / в: Происшествия / 145 прсм.

Покойной жительнице села Суходол в пригороде Большого Камня предположительно было 75 лет…

Haval показал еще один кроссовер «собачьего» семейства

08 Январь, 2022 / от: kutuzov / в: Авто / Мото / 129 прсм.

Китайская компания Great Wall Motor (GWM) 8 января распространила фирменные фото серийной версии нового компактного кроссовера Cool Dog («Крутая собака»), старт продаж в КНР намечен на вторую половину 2022 года….

Кроссовер Mazda CX-30 протестировали в краш-тесте JNCAP

08 Январь, 2022 / от: D IM A / в: Авто / Мото / 153 прсм.

Национальное агентство по автомобильной безопасности NASVA и Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии 7 января опубликовали результаты краш-теста компактного кроссовера Mazda CX-30 по методике JNCAP….

ГИБДД ужесточит контроль над автошколами с 1 марта

08 Январь, 2022 / от: Yolo Swag / в: Авто / Мото / 253 прсм.

В России с 1 марта 2022 года автошколы будут обязаны предоставлять в Госавтоинспекцию список учащихся для их проверки. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на приказ ведомства. Таким образом ГИБДД хочет ужесточить контроль за подготовкой водителей….

Honda StepWGN в новом поколении получила угловатый экстерьер

08 Январь, 2022 / от: iMo№e / в: Авто / Мото / 110 прсм.

Honda Motor провела предварительную презентацию среднеразмерного вэна StepWGN нового, шестого по счету поколения. По этому случаю компания раскрыла некоторую информацию о нем, полноценная премьера запланирована на весну 2022 года….

Кроссоверы Blazer и Equinox станут электромобилями через год

08 Январь, 2022 / от: ER}{NT(BLR) / в: Авто / Мото / 42 прсм.

В 2023 году продуктовую линеку Chevrolet пополнят среднеразмерные электрокроссоверы Equinox EV и Blazer EV….

Названы три новых симптома заражения «омикроном»

08 Январь, 2022 / от: JesUS_KILlEr / в: Наука и Техника / 24 прсм.

Британский ученый, лектор Королевского колледжа в Лондоне Клэр Стивс назвала наиболее часто встречающиеся симптомы штамма «омикрон». Daily Express….

Ученые выдвинули новую версию происхождения «омикрона»

08 Январь, 2022 / от: FYZZY / в: Наука и Техника / 191 прсм.

Ученые из Китайской академии наук сообщили, что штамм «омикрон» мог произойти не от человека, как предполагалось раньше, а от мышей. Исследования специалистов появились в научном журнале, пишут «Известия»….

На Луне обнаружили воду

08 Январь, 2022 / от: SnIc_ErS / в: Наука и Техника / 36 прсм.

Китайские ученые обнаружили воду в образце лунного грунта, доставленного на Землю автоматической межпланетной станцией «Чанъэ-5». Об этом говорится в в научном журнале Science Advances….

Уникальное российское судно станет ведущей научной базой в Арктике

08 Январь, 2022 / от: iMo№e / в: Наука и Техника / 234 прсм.

Уже девятый год из Центральной Арктики не поступает постоянных данных о природной среде. Но скоро это изменится благодаря уникальному судну — ледостойкой самодвижущейся платформе «Северный полюс»….

Врач предупредил о тревожном симптоме многих болезней

08 Январь, 2022 / от: —NiGhTsHoT— / в: Наука и Техника / 145 прсм.

Симптомом многих болезней может быть отечность. Об этом радио заявил профессор, председатель правления Московского городского научного общества терапевтов Павел Воробьев. По его словам, отечность может быть признаком неправильного питания….

Больше трех тысяч миротворцев из стран ОДКБ прибыли в Казахстан

08 Январь, 2022 / от: __Vlad__ / в: Главные новости / 154 прсм.

В Казахстан прибывают миротворческие силы ОДКБ. Миротворцы уже взяли под охрану основные государственные и стратегические объекты в Алма-Ате. А этой ночью и утром самолеты ВКС России продолжили переброску основной части контингента….

В столичном метро продлили эксперимент по снижению стоимости проезда

08 Январь, 2022 / от: HeK / в: Главные новости / 43 прсм.

Столичные власти продлили срок действия акции «Время ранних», которая позволяет получить скидку при оплате проезда в столичном метро….

Голландский блогер купил «буханку» и объяснил, почему

08 Январь, 2022 / от: -HEO- / в: Главные новости / 259 прсм.

Для своего небольшого бизнеса блогер из Нидерландов Идо де Йонг выбрал не стандартный Mercedes Vito, а УАЗ «буханку», вождение которой тоже своего рода работа. Этот российский автомобиль, созданный в 1960-х годах, дарит незабываемые ощущения и блогер ни разу не пожалел о своем выборе….

ГИБДД будет вычеркивать из списков автошкол тех, кому не положены права

08 Январь, 2022 / от: SEREGA / в: Главные новости / 178 прсм.

Автошколы обязали предоставлять ГИБДД списки учеников за 10 дней до начала занятий. Автоинспекторы не допустят до обучения сомнительных курсантов….

Китайцы обнаружили воду в образце лунного грунта

08 Январь, 2022 / от: ergei / в: Главные новости / 218 прсм.

Китайские учёные обнаружили воду в лунном грунте, образцы которого доставили на Землю еще в прошлом году автоматической межпланетной станцией. Сейчас эксперты проверяют наличие других элементов в грунте. Есть гипотеза, что она появилась там благодаря солнечному ветру….

Саратовское УФНС: легализация базы принесла в бюджет почти полмиллиарда рублей

08 Январь, 2022 / от: Aksen EKB / в: Экономика / 216 прсм.

В результате легализации базы по НДФЛ и страховым взносам в бюджет дополнительно поступило 484,1 млн руб. Об этом было сказано на заседании общественного совета при УФНС по Саратовской области.По отчетам, за 9 месяцев 2021 года в регионе легализовано 5 634 работника. Дополнительные поступления от этого составили 131,9 млн (НДФЛ — 41,6 млн, остальное — страховые взносы).Количество индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения выросло в 11,8……

В области снизилась добыча полезных ископаемых

08 Январь, 2022 / от: KILLERR / в: Экономика / 264 прсм.

Саратовская область разделила первое-второе места в ПФО по снижению за год добычи полезных ископаемых (-2,2%). Таковы данные Росстата за январь-ноябрь 2021 года.Также регион — второй в округе по уменьшению объема производства скота и птицы на убой — минус 9,1%; предпоследний по росту общепита (+9%), третий с конца по прибавке в строительстве жилья (+0,8), девятый по динамике в розничной торговле (5,1) и услугам населению (9,5%).При этом, область находится на втором месте в……

Какие события из истории страны отразились в советских елочных игрушках

08 Январь, 2022 / от: HaTawa_( Krasotka )_ / в: Регионы / 61 прсм.

В 60-е годы минувшего века по всей стране началось строительство фабрик по производству елочных игрушек. Сугубо идеологическую нагрузку елочные игрушки несли редко, в основном они откликались на какие-то события из жизни страны, рассказывает историк Сергей Девятов…

За сутки в России подтверждено 16 568 случаев COVID-19 в 84 регионах

08 Январь, 2022 / от: SL1ME / в: Регионы / 112 прсм.

За последние сутки выявлено 16 568 случаев коронавируса в 84 российских регионах. Как сообщает оперативный штаб по контролю и мониторингу за ситуацией, из них 11,8% не имели клинических проявлений болезни. Полностью выздоровели 20 449 человек…

«Не забудьте однажды посмотреть на звезды»: Стивену Хокингу — 80

08 Январь, 2022 / от: ViPKillEr / в: Регионы / 151 прсм.

8 января Стивену Хокингу могло бы исполниться 80 лет. Знаменитый астрофизик не только сделал прорывные открытия, но и стал настоящим символом преодоления. В день рождения ученого «РГ» вспоминает, что он говорил о перспективах человечества, религии и многом другом…

Региональные СМИ — о Рождестве: долгожданном, волшебном и… вкусном

08 Январь, 2022 / от: Greenlader / в: Регионы / 75 прсм.

7 января в России отметили Рождество Христово — один из главных праздников христиан. О том, как россияне готовились к нынешнему Рождеству, рассказали региональные СМИ, партнеры «Российской газеты»…

Путешествуем на колесах: один день на родине Гагарина

08 Январь, 2022 / от: coP[I]oN / в: Регионы / 105 прсм.

Что стоить увидеть, если на 172 километре автомагистрали М-1 «Беларусь» из Москвы или в Москву вы решите притормозить и завернуть на родину первого космонавта — в Гжатск? Интерактивная карта и эксклюзивное видео – рождественский подарок от «РГ»…

Россиянин расстрелял машину полиции и убил полицейского

08 Январь, 2022 / от: Colwyn-trololo / в: Главные новости / 61 прсм.

Житель рабочего поселка Мишкино Курганской области в ночь на 8 января из нарезного ружья расстрелял полицейскую машину УАЗ и убил одного из сотрудников полиции, еще один полицейский получил ранения. Об этом сообщает прокуратура Курганской области.В ходе задержания 44-летнего россиянина он получил травмы несовместимые с жизнью. По факту случившегося в отношении мужчины возбуждено уголовное дело по статье 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»).Прокуратура области организовала проверки соблюдения требований федерального законодательства об оружии. На место про…

МВД разработает порядок геномной регистрации

08 Январь, 2022 / от: mod / в: Главные новости / 86 прсм.

Министерство внутренних дел (МВД) России разрабатывает проект постановления, который установит порядок проведения обязательной и добровольной государственной геномной регистрации, а также учет, хранение, использование, передачу и уничтожение биологического материала. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-центр ведомства.Как пояснили в МВД, документ разрабатывается во исполнение соответствующего федерального закона, а также с учетом поправок в отдельные законодательные акты России по вопросам государственной геномной регистрации. Собеседник агентства уточнил, что состав и порядок осуществле…

Ветеран спецназа назвал причину беспорядков в Казахстане

08 Январь, 2022 / от: Midlas / в: Главные новости / 17 прсм.

Почетный президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров назвал причину беспорядков в Казахстане. Он рассказал РИА Новости, что в республике произошло столкновение элит.Происходящее в Казахстане он назвал мятежом. По его словам, противодействие имело место на уровне органов власти и силовых ведомств Казахстана.«Это столкновение элит на фоне протестных настроений, которые накопились в Казахстане», — сказал ветеран спецназа.«»Проспало» ли казахстанское государство подготовку боевиков — это совершенно четкая постановка вопроса», — отметил Гончаров, д…

Опубликовано видео с места трагедии в пансионате «Золотой век»

08 Январь, 2022 / от: MIster_SOFt / в: Главные новости / 111 прсм.

Опубликовано видео с места трагедии в частном пансионате для пожилых людей «Золотой век» в Кемеровской области, где в результате пожара погибли четыре человека. Запись публикует Telegram-канал SHOT.На кадрах видна комната, в которой стоят две кровати. Стены, постельное белье и остальные предметы в помещении в копоти. Также виден фрагмент бойлерной, где, по информации источника ТАСС, произошло возгорание.Среди жертв трагедии 87-летняя Зоя Малютина, 68-летний Валерий Караваев, 64-летний Вячеслав Скресанов и 47-летний Дмитрий Андреев.Пожар в пансионате Золотой век произошел в ночь с 7 на 8 января…

Пожар в пансионате «Золотой век» потушили

08 Январь, 2022 / от: Daulet / в: Главные новости / 87 прсм.

Пожарные потушили возгорание в частном пансионате для престарелых в Кузбассе, где, по предварительным данным, погибли четыре человека. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ГУ МЧС по Кемеровской области.«Пожар ликвидирован на площади десять квадратных метров», – сказали в ведомстве.Ранее стало известно о по меньшей мере четырех погибших при пожаре в пансионате «Золотой век» в ночь на субботу, 8 января. Было установлено, что горели личные вещи на площади десять квадратных метров. В тушении были задействованы 48 человека и 14 единиц техники.В единой дежурно-диспетчерской службе (ЕДДС)…

Сценарий НОД

По речевому развитию

«Ты мой друг, и я твой друг»

Цель: Формировать знания детей о дружбе и друзьях.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление детей о дружбе, друзьях, доброте;
Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников.
Развивающие:
Развивать способность понимать и различать позитивные и негативные эмоции;
Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
Воспитательные:
Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.
Предварительная работа: Рассматривание карточек с изображением хороших и плохих поступков, глобуса, карты мира.
Игра «Скажи добрые слова»; чтение стихотворений о дружбе, игра «Да-нет».
Материалы : Колокольчик, карточки с изображением плохих и хороших поступков, глобус, карта мира, аудиозапись песни из кинофильма «Золушка» «Добрый Жук».

Ход НОД

Воспитатель звонит в колокольчик и приглашает всех встать в круг.
Воспитатель:
Колокольчик вас зовёт
Поиграть со мной ведёт.
Дай мне руку, ты – мой друг
Встанем вместе в дружный круг.

Дети берутся за руки, встают в круг.

Воспитатель: ребята, я рада, что вы услышали колокольчик! Ведь он не простой, а волшебный. Он собирает в круг только хороших, добрых детей. А вы же делаете добрые поступки? Какие добрые поступки вы сегодня уже совершили?

Дети: Ответы детей.
Воспитатель: молодцы! А я знаю ещё один добрый поступок от которого сразу все станет весело. Давайте мы с вами друг другу подарим улыбку и скажем «Доброе утро!».
Дети улыбаются друг другу и желают доброго утра.
Воспитатель: как же весело у нас стало и ярко от ваших улыбок! Ребята, скажите мне, пожалуйста, а вы – кто? Кто Никита, Миша, Егор?
Ответы детей (это мальчики).
Воспитатель: да, верно. В нашей группе есть мальчики. А ходят ли в нашу группу девочки? Кто девочки?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, ребята. У нас есть мальчики и есть девочки. Теперь я приглашаю вас присесть на свои места. Пусть сначала сядут девочки, а потом мальчики.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: девочки и мальчики, а теперь я хочу у вас узнать – чем же вы отличаетесь?
Ответы детей (девочки любят играть в куклы, а мальчики машинками, у девочек косички, а у мальчиков их нет, девочки носят платья, а мальчики – шорты и т.д.).
Воспитатель: да, всё правильно. А есть ли у вас что-то одинаковое?
Ответы детей (мы все любим играть, гулять и т.д.).
Воспитатель: точно! Молодцы, ребята. Вы всё верно сказали. У вас много разного, но также вы чем-то похожи друг на друга. Но несмотря ни на что – разные вы или одинаковые, вы должны жить дружно, вы должны помогать друг другу, если необходима помощь, делиться игрушками, уступать друг другу, не ссориться. В этом и заключается дружба. Я хочу предложить вам игру. Для вас будут произносится вопросы, а вы на них отвечайте «Да-да-да» или «Нет-нет-нет». Договорились?
Ответы детей.
Воспитатель: и так, слушайте внимательно!

Будем крепко мы дружить?
дети : (да-да-да)
Дружбой нашей дорожить?
Дети: (да-да-да)
Будем друга обижать?
Дети: (нет-нет-нет)
И игрушки отбирать?
Дети: (нет-нет-нет)
Будем мы игрой делиться?
Дети: (да-да-да)
Вместе петь и веселиться?
Дети:(да-да-да).
Воспитатель: молодцы, мальчики и девочки! Дружно отвечали. И всё правильно сказали. А теперь я вам предлагаю немного потанцевать.

Физкультурная минутка:
Воспитатель включает песню из фильма «Золушка» «Встаньте, дети, встаньте в круг». Дети вместе выполняют движения согласно тексту песни.
Воспитатель: здорово мы потанцевали! А теперь присаживайтесь на свои места.
Дети садятся.
Воспитатель: ребята, мы с вами теперь знаем, что такое дружба. Мальчики и девочки всегда живут дружно не зависимо от того, что им нравится – играть машинками или куклами, строить гаражи из конструктора или домик для принцессы. А вы знаете о том, что на земле живёт очень много людей?
Ответы детей.
Воспитатель: в каждом городе, в каждой деревне, да и в каж дой стране живут такие же мальчики и девочки, как вы. И такие же взрослые, как ваши родители, как и я. Но все люди на земле разговаривают на разных языках, в каждой стране есть свои обычаи или привычки. Это люди разных национальностей.
Воспитатель обращает внимание детей на глобус и карту на мольберте.
Воспитатель: наша страна называется Россия, в ней живут россияне. В Америке – американцы, во Франции – французы. И у каждого из нас свой язык. Но несмотря на это, мы должны жить в мире и согласии. Ведь очень плохо, когда люди ссорятся. Если все люди на нашей планете будут добры друг к другу, то Земля наша станет ещё теплее ещё прекраснее от ласковых слов, от правильных поступков. А какие ласковые или добрые слова вы знаете?
Ответы детей (слова приветствия, прощания – здравствуйте, привет, до свидания, пока; слова просьбы, благодарности – помоги, пожалуйста, спасибо за помощь; называние ласково по имени –Дашенька, Мишенька и т.д.).
Воспитатель: да, всё верно! А теперь я хочу вам показать карточки, на которых изображены поступки – хорошие или плохие, и вы мне скажете, что на них нарисовано плохого или хорошего. И почему вы так считаете.
Воспитатель показывает карточки с изображением поступков детей (отбирание игрушек, сладостей; драка; обида и т.д.). Дети рассматривают и говорят – где хорошие поступки, а где – плохие.
Воспитатель: мальчики и девочки, вы просто умнички! Всё правильно заметили и сказали. Ну а теперь я хочу от вас ещё раз услышать – что же такое дружба?
Ответы детей.
Воспитатель: да, верно. А сейчас найдите себе среди детей в группе друга, возьмите его за руку, встаньте рядом со мной парочками, улыбнитесь друг другу и скажите своему другу что-то доброе и хорошее.
Дети выполняют задание.
Воспитатель (как итог читает детям стихотворение):
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете
Ведь с друзьями веселей
На любой планете.

Рефлексия:

— Что вы нового сегодня узнали?

-Для чего мы это делали?

-Пригодится ли вам это?

 – Что же такое дружба?

— Умеете ли вы также дружить, договариваться, уступать другу,  играть вместе, просить о помощи.?

Конспект урока по литературе в 5 классе

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика.

Цели урока:

Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа

Регулятивные: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Личностные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать; с честью выйти из самой трудной ситуации.

                                              Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Работа над композицией рассказа.

Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности.

— Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

— Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. Основное противопоставление это, конечно, два главных героя. Именно их автор противопоставляет друг другу.

3. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

 Два героя рассказа — это два пути поведения в плену. Иными словами, КАЖДЫЙ «кавказский пленник» может унижаться и ждать, пока его выкупят из плена родные, а может пытаться вырваться на свободу самостоятельно. То есть, каждый человек (сам по себе, ОДИН!) делает свой собственный выбор в жизни. А два героя нужны лишь для того, чтобы показать, к чему в итоге это может привести!                               

  — Что общее у героев и что их различает? Давай найдем в учебнике портретные характеристики Жилина и Костылина.

  Костылин: «Грузный» — тяжёлый

                        «Толстый » — полный

                        «Красный» — вспотевший.

Какой вывод мы можем сделать? Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа 

   — Как повели себя офицеры при первой встрече?

   — Почему Жилин хочет поехать один, а почему Костылин?

   — Как характеризует поведение героев в плену?

   — Почему   Костылин   просит   прислать   за   него   выкуп,  а Жилин нарочно пишет письмо так чтобы оно не дошло.

 —  Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения?       

( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

  — А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях.  Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия? (Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.)

— Найди  в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина:  (запись в тетради)  

                  Жилин                                Костылин

ходит по аулу                                      спит

всматривается                                     скучает

выпытывает информацию                   считает дни

рукодельничает                                     ждет ответ на письмо

   — Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

—  Как завоевывает Жилин симпатию горцев?  (Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа; Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное  колесо;  

— Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?   (Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.)

— А Костылин? (Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

— Итак, мы видим,  как живут два наших героя в плену.

— Сравним Жилина и Костылина. Делаем выводы из наших наблюдений.

Вывод:  Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

 — Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина?

Вывод: При описании Жилина — глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

— Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»? Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, сильный, упругий. Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных.

— Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

— В чём смысл названия рассказа? В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа. Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости.)

4. Итог урока.

— Чему учит рассказ? Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе? (Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.)

5. Домашнее задание. Мы  целый урок сравнивали двух героев. И теперь дома по плану будем писать сочинение. «Жилин и Костылин: разные судьбы».

             План.

1. Портрет.

2. Поведение героев.

3. Речь.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношение героев.

6. Отношение автора.

  • Рассказ о дружбе людей разных национальностей
  • Рассказ о железной руде для детей
  • Рассказ о дороге жизни
  • Рассказ о древнегреческом мифе кратко
  • Рассказ о домашнем животном на немецком языке с переводом