Рассказ о древнем двуречье история 5 класс

Глава 5 знакомясь с главой, подготовьте сообщения: 1. о том, что способствовало созданию великих держав - ассирийской, вавилонской, персидской опорные

Рассказ о древнем двуречье история 5 класс

Глава 5

Знакомясь с главой, подготовьте сообщения: 1. О том, что способствовало созданию великих держав — Ассирийской, Вавилонской, Персидской (опорные слова: железо, конница, осадная техника, международная торговля). 2. О достижениях культуры древних народов Западной Азии, которые сохраняют значение в наши дни (опорные слова: законы, алфавит. Библия).

1. Страна двух рек. Она лежит между двумя большими реками — Евфратом и Тигром. Отсюда и её название — Двуречье или Междуречье.

Рассказ о древнем двуречье история 5 класс

Музыкальный инструмент. Из гробницы в городе Уре.

Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой тёплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порой потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы. Государства возникли здесь приблизительно в то же время, что и в долине Нила, — более пяти тысяч лет назад.

2. Города из глиняных кирпичей. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были шумеры. Многие поселения древних шумеров, вырастая, превращались в города — центры небольших государств. Города обычно стояли на берегу реки или возле канала. Жители плавали между ними на судёнышках, сплетённых из гибких веток и обтянутых кожей. Из многочисленных городов самыми крупными были Ур и Урук.

В Южном Двуречье нет ни гор, ни лесов, а значит, не могло быть строительства из камня и дерева. Дворцы, храмы, жилые дома — всё здесь сооружали из больших глиняных кирпичей. Дерево было дорого — деревянные двери имелись лишь в богатых домах, в бедных вход закрывали циновкой.

Рассказ о древнем двуречье история 5 класс

Посёлок шумеров. Рисунок нашего времени.

Рассказ о древнем двуречье история 5 класс

Гильгамеш с побеждённым львом. Древний рельеф.

Топлива в Двуречье было мало, и кирпичи не обжигали, а просто сушили на солнце. Необожжённый кирпич легко крошится, поэтому оборонительную городскую стену приходилось делать такой толщины, что по верху могла бы проехать повозка.

3. Башни от земли до неба. Над приземистыми городскими постройками возвышалась ступенчатая башня, уступы которой поднимались к небу. Так выглядел храм бога — покровителя города. В одном городе это был бог Солнца Шамаш, в другом — бог Луны Син. Все почитали бога воды Эа — ведь он питает влагой поля, дарит людям хлеб и жизнь. К богине плодородия и любви Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.

Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни — в святилище. Те, кто оставался у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами. На этих башнях жрецы вели наблюдения за движением небесных богов: Солнца и Луны. Они составляли календарь, вычисляя сроки лунных затмений. По звёздам предсказывали людям судьбу.

Учёные-жрецы занимались и математикой. Число (50 они считали священным. Под влиянием древних жителей Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность — на 360 градусов.

4. Письмена на глиняных табличках. Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавлены на табличке из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Для придания твёрдости исписанные таблички обычно обжигали в печи.

Рассказ о древнем двуречье история 5 класс

Богиня Иштар. Древняя статуя.

Рассказ о древнем двуречье история 5 класс

Превращение рисунков в клинописные знаки.

Клинообразные значки — это особое письмо Двуречья, клинопись.

Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и часто обозначает целое слово, например: звезда, нога, плуг. Но многие знаки, выражающие короткие односложные слова, употреблялись и для передачи сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур» и значок «гора» обозначал также слог «кур» — как в наших ребусах.

В клинописи несколько сот знаков, и научиться читать и писать в Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Много лет надо было посещать школу писцов. Уроки продолжались ежедневно с восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и сказания, законы царей, таблички учёных-звездочётов, гадавших по звёздам.

Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали «отцом школы», ученики же считались «сыновьями школы». А один из работников школы назывался буквально так: «человек с палкой» — он следил за дисциплиной.

Рассказ о древнем двуречье история 5 класс

Школа в Двуречье. Рисунок нашего времени.

Объясните значение слов: шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы».

Проверьте себя. 1. Кому принадлежат имена Шамаш, Син, Эа, Иштар? 2. Что общего в природных условиях Египта и Двуречья? В чём различия? 3. Для чего в Южном Двуречье возводились ступенчатые башни? 4. Почему в клинописи гораздо больше знаков, чем в нашей азбуке букв?

Опишите рисунки нашего времени: 1. «Посёлок шумеров» (см. с. 66) — по плану: 1) река, каналы, растительность; 2) хижины и загоны для скота; 3) главные занятия; 4) колёсная повозка. 2. «Школа в Двуречье» (см. с. 68) — по плану: 1) ученики; 2) учитель; 3) работник, разминающий глину.

Подумайте. Почему в Южном Двуречье богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь? Познакомьтесь с документами — отрывком из сказания о Гильгамеше и мифом о потопе (см. с. 69, 70). Почему именно в Двуречье возник миф о потопе?



Древнее Двуречье

Цели: ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы

План

1. Природные и климатические условия Древнего Двуречья.

2. Занятия жителей Двуречья.

3. Религия и письменность древних жителей Двуречья.

На доске: тема урока, Месопотамия – земля между реками (Междуречье),

Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Мы знаем, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Ефрат, так как были завоеваны страны Аравия и Сирия.

 От гор Армении на севере до Персидского залива протянулась обширная территория, названная древними греками Месопотамией.  В переводе с древнегреческого языка слово “Месопотамия” значит “Земля между реками” или “Междуречье”.  Действительно, Месопотамия расположена между двумя большими реками – Тигром и Евфратом.

Посмотрите на карту (страница 31)

Где берут свое начало реки Тигр и Ефрат?  (текут с севера на юг, с гор Закавказья в Персидский залив).

Какая местность по берегам этих рек? (местность делится на две части: на севере – гористая и каменистая, а на юге – совсем ровная и камней там нет)

На севере Месопотамии зимой шел снег, а весной и летом – дожди. На юге же было сухо и очень жарко: температура летом достигала 50 — 60 градусов по Цельсию.

 Реки Евфрат и Тигр берут начало на Армянском нагорье и впадают в Персидский залив.

Миф «О потопе» стр. 65

Вопросы к документу:

— Из-за чего возник потоп? (дожди)

— Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»? (разлив рек)

— Какую информацию о людях Двуречья дает этот документ? (о существовании религиозных верований).

 В давние времена природа здесь была довольно суровой. Ветры, дующие со стороны Персидского залива, поднимали уровень воды в реках Тигр и Евфрат. При этом они широко разливались. Разливы Тигра и Ефрата не такие, как разливы Нила, — короткие, бурные и неожиданные, поэтому люди, населявшие Двуречье, жили в постоянном страхе перед наводнением. Оно особенно опасно во время прилива, когда вода в Персидском заливе поднимается. Тогда воды рек заливают всю страну, и на плодородной почве откладывается толстый слой песка и глины. Поэтому именно в Двуречье возник миф о Всемирном потопе.

3. Работа с историческими документами.

Отрывок из книги греческого историка Геродота «История»

193… Вся Месопотамия, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Плоды Деметры земля приносит в большом изобилии. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (маслины) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не бывал там. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мед…

Вопросы к документу:

— Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (земля очень плодородная).

— Какие культуры выращивали жители этой страны? (пшеницу, ячмень, просо, финиковые пальмы).

— Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мед, пекли хлеб).

Молодцы, ребята. Вы все отметили правильно. Плодородные почвы по берегам дарили жизнь и процветание первым жителям Междуречья, которые занимались земледелием. На обширных полях они выращивали ячмень и просо. В огородах сажали лук, чеснок, огурцы, тыкву, фасоль и горох. В цветущих садах ежегодно собирали богатые урожаи яблок, фиников и винограда.

Наряду с земледелием, древние жители Месопотамии ловили рыбу и охотились. В степях водилось множество дичи: дикие быки, ослы, свиньи, газели, зайцы, страусы.

 Древние племена богатых земледельцев Междуречья объединялись для совместного строительства укрепленных поселений. Со временем эти поселения превращались в города – центры небольших государств.  Так более 5 тысяч лет назад в нижнем течении Тигра и Евфрата древний народ – шумеры образовали первое государство в Месопотамии. В переводе с древнего языка слово “шумеры” обозначает “черноголовые”. С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира.  Неизвестно, откуда шумеры пришли в эти земли. Их язык не похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные лица с большими глазами. Возникла даже легенда, что это пришельцы из других миров.  И мужчины, и женщины носили юбки из ткани, шерстяной пряжи или листьев. Мужчины брили головы, а женщины носили красивые головные уборы или накидки.

 Шумеры строили каналы, с помощью которых осушали участки, затоплявшиеся во время разлива рек. Воду они сохраняли в водохранилищах и орошали ею поля во время засухи. Так как в Южной Месопотамии не было ни гор, ни лесов, шумеры не умели возводить постройки из камня и дерева.  Они строили свои храмы и жилые дома из глиняных кирпичей.  Топлива в Месопотамии тоже было очень мало, поэтому глиняные кирпичи не обжигали на кострах или в печах, а сушили на солнце.  Необожженный кирпич легко крошился, и чтобы оборонительную городскую стену сделать непреодолимой, ее строили такой толщины, что по ней могла проехать повозка.

 Самыми крупными и могущественными городами-государствами Шумера были Ур и Урук.  Сначала городами управляли верховные жрецы, а затем цари. Шумерские правители основывали династии. Царя называли «большой человек».  Правители городов-государств издавали законы, касающиеся разных сторон жизни. Это были первые законы в истории человечества. В них провозглашалось, что царь является исполнителем воли верховного бога города-государства.  На царской службе состояли многочисленные помощники, которые исполняли его распоряжения.

 Каждый город-государство имел свою казну, находившуюся в распоряжении правителя. Стремясь к славе и богатству, цари городов–государств подчиняли соседние поселения. Захваченные ценности пополняли царскую казну. Военную добычу делили между собой приближенные воины царя и знатные чиновники. А самые ценные дары преподносили в храмы богов.

 Чтобы распределить имущество, люди составляли его описание. Им надо было обозначать кому, сколько и что принадлежало. А так как писать и считать они не умели, были придуманы специальные знаки-рисунки. Сначала рисовали изображения животных или предметов, которые надо было посчитать. Рисунки выводили на влажных глиняных табличках с помощью палочек. Изображения были упрощенными. Постепенно они еще более упрощались и стали настолько условными, что превратились в знак.

 Позднее люди поняли, что знаком можно обозначать не только предмет или животное, но отдельное слово, слог или даже звук. С помощью знаков можно было выражать сложные понятия, записывать разные сведения, рассказы о прошлом, законы.  Поскольку шумерские знаки выдавливались палочкой на глине, они походили на клинья. Запись представляла собой сложное сочетание знаков-клиньев.  Такая письменность называется клинописью. Сначала знаки шумерской письменности располагались вертикально сверху вниз.  Потом писцы стали выстраивать их горизонтально, что значительно ускорило процесс нанесения знаков на сырую глину. Если табличка использовалась один раз, ее просто просушивали на солнце; а если ею пользовались не раз и потом хотели передать в библиотеку, то ее обжигали в специальных печах.  Одни из первых глиняных книг были изготовлены в начале 3-го тысячелетия до н. э. Но даже сегодня, многие из них выглядят так, как будто их сделали совсем недавно, так как обожженная глина – долговечный материал. Научиться писать было сложно, так же как и в Египте. Существовали школы писцов, в которых учились много лет от заката до рассвета. Во главе школы стоял человек, которого назвали «отцом школы», учеников называли – «сыны школы». Был еще один работник, которого называли «человек с палкой» — он следил за дисциплиной.

 Ученые считают, что гениальное изобретение клинописи следует считать заслугой шумерских храмовых жрецов.  Уже самые ранние известные нам тексты говорят о том, что жрецы составляли подробные описания предметов храмового хозяйства или даров, предназначавшихся божеству. Кроме того, они записывали результаты своих научных наблюдений.

В Древние времена жрецы были посредниками между людьми и богами.  В Месопотамии только жрецам было позволено подниматься на вершину храма, беседовать с богами и следить за движением небесных тел.  Древние жрецы Месопотамии многие годы занимались астрономическими наблюдениями. Они составили свой календарь, умели вычислять сроки лунных и солнечных затмений, предложили делить день на 12 частей. Считалось, что жрецы по звездам могли предсказать судьбу. Они разделили звездное небо на созвездия и ввели знаки Зодиака.

 Ученые жрецы считали число 60 священным. Поэтому все свои изобретения они связывали с этой величиной. Они изобрели минуту длиной в 60 секунд и час – длиной в 60 минут. Сегодня мы, вслед их открытиям, делим окружность на 360° .

Однако основным занятием жрецов было служение богам.

 Главным зданием любого города-государства в Древней Месопотамии был храм.  Его строили в виде ступенчатой башни, уступы которой поднимались к небу. Каждый храм-башня посвящался одному из почитаемых шумерами богов.  В одном городе это был, например, бог Солнца – Шамаш. Его жители древней Месопотамии считали источником света и жизни, а также богом справедливости.  Считалось, что его лучи высвечивают в человеке все зло.

 Покровителем города Ур был бог Луны – Син. Его символом древние жители Месопотамии считали полумесяц. Так как Луна была связана с измерением времени.

 Особо почитали шумеры бога воды Эа. Люди считали, что это он затапливал поля, делая их богатыми и плодородными для того, чтобы накормить хлебом людей.  А чтобы год был урожайным, земледельцы обращались с молитвами к богине плодородия Иштар. Она – сестра бога Солнца Шамаша и дочь бога Луны Сина. Ее символом была звезда в круге. Она была также богиней войны. Поэтому ее часто изображали сидящей на льве.  Но при этом Иштар считали милосердной матерью, заступающейся за людей перед богами. В различных городах Месопотамии ее почитали под разными именами.

III. Закрепление изученного материала.

— Что общего в природных условиях, жизни жителей Египта и Двуречья? (разливы рек, после которых оставался плодородный слой;  жители занимались земледелием и ремеслом, строили оросительные каналы, практически в одно время появились государства, религиозные верования, письменность).

— В чем различия? (разливы рек Тигр и Ефрат происходили очень бурно; писали не иероглифами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных дощечках).

— Когда появились государства? Сколько тысяч лет назад? В каком тысячелетии?

Древнее Двуречье

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Древнее Двуречье

    Описание слайда:

    Древнее Двуречье

  • 2 слайд

    В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией.

    Описание слайда:

    В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат. Примерная дата возникновения государства 5000 лет назад.

  • 3 слайд

    Рассказ о древнем двуречье история 5 класс

  • 4 слайд

    Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а также во время разлив

    Описание слайда:

    Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а также во время разлива вода была в избытке, в остальное время года ее не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удаленных от рек. Лишенная влаги, опаленная солнцем почва высыхала и трескалась. А в низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. О каком занятии идет речь?
    Определите основные занятия жителей Двуречья?

  • 5 слайд

    После орошения земли, когда она хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали

    Описание слайда:

    После орошения земли, когда она хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они выравнивали землю и вытаптывали сорняки. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. О каком занятии идет речь?
    Определите основные занятия жителей Двуречья?

  • 6 слайд

    В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья (строительный камень, лес), но

    Описание слайда:

    В Южном Двуречье не хватало многих видов сырья (строительный камень, лес), но в избытке выращивали зерновые культуры, финики, производили шерсть – товары, которые можно было обменять на те, в которых жители нуждались (вместо денег в Двуречье использовали слитки серебра определенной массы). Как называется занятие, в ходе которого производится обмен одних товаров на другие с помощью денег?
    Определите основные занятия жителей Двуречья?

  • 7 слайд

    Земледелие Скотоводство Торговля Занятия:Сооружения, обеспечивающие возможнос

    Описание слайда:

    Земледелие
    Скотоводство
    Торговля
    Занятия:
    Сооружения, обеспечивающие возможность заниматься земледелием называются ирригационными.
    Ирригационная система, теплый климат позволяли собирать по два урожая в год. Шумеры выращивали разнообразные злаковые, лен (из волокна ткали ткани, изготавливали масло), кунжут( изготовление масла, приправа к блюдам), виноград, фрукты, финики.

  • 8 слайд

    Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как Нил в Египте, реки

    Описание слайда:

    Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но, так как разливы рек проходили очень бурно, они часто обрушивались на поселения Шумерии и сносили все на своем пути: пастбища, жилища и загоны со скотом. Поэтому жителям приходилось строить насыпь по берегам двух рек — Тигра и Евфрата, чтобы наводнение не сносило посевы сельскохозяйственных культур.

  • 9 слайд

    Древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В пер

    Описание слайда:

    Древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства Ур и Урук.

  • 10 слайд

    Самыми крупными городами были УР и УРУКЕдинственным строительным материалом у

    Описание слайда:

    Самыми крупными городами были УР и УРУК
    Единственным строительным материалом у жителей долины была глина. Дома строили из глиняных кирпичей, которые жители сушили на жарком солнце, так как у них не было достаточно дров для разведения огня. Стены домов делали очень толстыми, дабы уберечь их от разрушения. Например, городские стены делали настолько толстыми, что по ним спокойно могла проехать повозка.

  • 11 слайд

    Глина кирпичиполы в домахтарелкигоршки для варки пищибочки для хранения зерна

    Описание слайда:

    Глина
    кирпичи
    полы в домах
    тарелки
    горшки для варки пищи
    бочки для хранения зерна и растительного масла
    печи и трубы
    осветительные лампы
    гробы
    детские игрушки
    таблички для письма, конверты для писем

  • 12 слайд

    Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных та

    Описание слайда:

    Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.
    КЛИНОПИСЬ – письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине.

  • 13 слайд

    Рассказ о древнем двуречье история 5 класс

  • 14 слайд

    У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги

    Описание слайда:

    У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:

    ШАМАШ – бог Солнца.

    СИН – бог Луны.

    ЭА – бог воды.

    ИШТАР – богиня плодородия и любви.

  • 15 слайд

    Древние жители Двуречья считали, что боги живут на небе, и лишь по просьбе лю

    Описание слайда:

    Древние жители Двуречья считали, что боги живут на небе, и лишь по просьбе людей спускаются на землю. Поэтому для них строили храмы и башни — зиккураты
    Особую роль в жизни древних обитателей Двуречья играли изображения богов. Считалось, что божество присутствует в своем изображении. Поэтому они делались из ценных пород дерева, их фигуры покрывались золотыми пластинами. У богов были неподвижные глаза из драгоценных камней. Вид и размеры богов всегда соответствовали человеческому образу.

  • 16 слайд

    По горизонтали: 1. Река в Двуречье. 2. Чтобы попасть из Египта в Двуречье, н

    Описание слайда:

    По горизонтали:
    1. Река в Двуречье.
    2. Чтобы попасть из Египта в Двуречье, нужно преодолеть этот полуостров.
    3. Бог солнца в Древнем Двуречье.
    4. Богиня любви и плодородия в Древнем Двуречье.
    5. Название этой письменности произошло от знаков, оставляемых палочкой на глиняной табличке.
    6. Город-государство в Древнем Двуречье.
    7. Климат в Двуречье.
    8. Основное занятие жителей Древнего Двуречья.

    По вертикали:
    1. Строительный материал в Южном Двуречье.
    2. За ее поддержание в школе отвечал «человек с палкой».
    3. Другое название Двуречья.
    4. Оно возникло в Двуречье примерно в то же время, что и в Египте.

  • 17 слайд

    Домашнее задание: параграф 13

    Описание слайда:

    Домашнее задание: параграф 13

  • 18 слайд

    Ответы: По горизонтали: 1. Тигр; 2. Синайский; 3. Шамаш; 4. Иштар; 5. Клинопи

    Описание слайда:

    Ответы:
    По горизонтали: 1. Тигр; 2. Синайский; 3. Шамаш; 4. Иштар; 5. Клинопись; 6. Урук; 7. Жаркий; 8. Земледелие.
    По вертикали: 1. Глина; 2. Дисциплина; 3. Междуречье; 4. Государство.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ о древнем двуречье история 5 класс

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Рассказ о древнем двуречье история 5 класс

  • Сейчас обучается 1071 человек из 81 региона

Рассказ о древнем двуречье история 5 класс

  • Сейчас обучается 234 человека из 58 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Всеобщая история. История Древнего мира», Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. /Под ред. Искендерова А.А.

Тема:
§13. Древнее Двуречье 

Похожие материалы

  • Тест по теме «Древний Египет»

  • Презентация по Всеобщей истории на тему «Восток в первой половине ХХ в» 10 класс

  • Проверочная работа по Всеобщей истории на тему «Межвоенный период (1918-1939)» (10 класс)

  • Интегрированный урок по литературе, истории и ОБЖ

  • Контрольная работа по всеобщей истории 7 класс глава 2

  • «Британия и Ирландия в ранее Средневековье»

  • «»Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.»

  • Рабочий лист по всеобщей истории на тему » Франция».

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446270 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «История: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»

  • Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»

  • Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Философия и история образования в условиях реализации ФГОС»

            Главная > Учебные материалы > История:  Древнее Двуречье     line     advert    

1.Географическое положение Древнего Двуречья
2.Природные условия
3.Религия Древнего Двуречья

4.Возникновение государств

5.Вавилония

6.Наука и образование в Древнем Двуречье

           

10
11
12

13
14
15
16
17

          line  

1. Географическое положение Древнего Двуречья

   На огромной территории, отличающейся большим разнообразием природных ландшафтов, между двумя реками — Тигром и Евфратом — в середине IV тыс. до н.э. располагались древнейшие на нашей планете государства: Ассирия, Царство Аккад, Вавилония, Шумер, Элам. Вся эта область в древности называлась Месопотамией, а поскольку находилась она в долине между двумя реками, то и получила дополнительные названия Междуречье или Двуречье.

Евфрат, который шумеры называли Бурану, а аккадцы Буратту, берет свое начало на Армянском нагорье, его бурные воды прорезают малоазиатские горные хребты Тавр и Антитавр, подходят к отрогам Амана и здесь поворачивают на юго-восток. На равнине течение реки замедляется, берега становятся низкими, так что во время ежегодных половодий ее воды широко разливаются.

Тигр (по-шумерски Идигна, по-аккадски Идиклат), исток которого берет свое начало в горах Армении на высоте около 1200 м над уровнем моря, пробивается на восток через горы Курдистана, а затем поворачивает на юго-восток. По сравнению с Евфратом, Тигр более бурлив и в два раза полноводнее. Длина Тигра — 1950 км, Евфрата — 2770 км. В нижнем течении Евфрата простирались обширные болота и топи, называвшиеся вавилонянами «Горькой рекой». Через эту область Евфрат несет свои воды в Персидский залив, который для вавилонян был «Нижним морем». Средиземное же море вавилоняне называли «Верхним».

   

2. Природные условия

   
Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но, так как разливы рек проходили очень бурно, они часто обрушивались на поселения Шумерии и сносили все на своем пути: пастбища, жилища и загоны со скотом. Поэтому жителям приходилось строить насыпь по берегам двух рек — Тигра и Евфрата,чтобы наводнение не сносило посевы сельскохозяйственных культур. Для полива садов с плодородными деревьями и кустарниками рыли каналы, с помощью которых они могли контролировать приток воды.

Отличием в природных условиях юга Двуречья от Египта было то, что здесь не было ни лесов, ни гор. Единственным строительным материалом у жителей долины была глина. Дома строили из глиняных кирпичей, которые жители сушили на жарком солнце, так как у них не было достаточно дров для разведения огня. Стены домов делали очень толстыми, дабы уберечь их от разрушения. Например, городские стены делали настолько толстыми, что по ним спокойно могла проехать повозка.

 

Географическое положение Древнего Двуречья

Географическое положение Древнего Двуречья

   

3. Религия Двуречья

    В центре каждого города возводили башню, на вершине которой находился храм Бога, покровителя города. В одном месте это был бог солнца Шамаш, в другом — бог луны Син. Также все почитали бога воды Эа, а с просьбами о богатом урожае или рождении ребенка обращались к богине плодородия Иштар. Посредниками между миром богов и духов, как предшественники ученых, которые занимались математикой и другими науками, были жрецы. Именно в их учениях число 60 считалось священным.Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни, где находилось святилище. Оттуда они вели наблюдение за передвижением небесных богов — Солнца и Луны, там же они составляли календарь и по звездам предсказывали судьбы людей.

        Репетиторы на www.mathtask.ru    

4. Возникновение государств

   
Первое государство в Двуречье возникло более 5000 лет назад.
Многие поселения землевладельцев вырастая, превращались в небольшие города-государства. Население таких городов составляло около 30-40 тысяч человек. Древнейшим населением страны, которое заложило основы цивилизации, были шумеры, от этого народа и произошло название государства Шумер. История насчитывает семь веков его существования. На территории Шумерии располагались такие города, как Ниппур, Киш, Лагаш, Ларса, Урук, Ур, Эриду. Население этих городов составляло около 3 тысяч человек. На севере Двуречья образовалось поселение семитов (арабы и евреи), которые основали город Аккад, ставший столицей государства.

В 2316 г до н.э. правитель АккадаСаргон, которого также называли «Древний», завоевал всю территорию Шумера и основал Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет.
Саргон был весьма амбициозным правителем. Завоевав Шумер, он сделал важный символический жест: он омыл свой меч в «Нижнем Море», то есть в Персидском заливе. Клинописные тексты сообщают, что Саргон правил 55 лет (2316–2261 гг. до н. э.) и провел 34 крупных и удачных для него сражения. За эти годы он совершил множество победоносных походов на запад – в район Сирии и Малой Азии и на восток – в область Элама (Юго-Западный Иран). После победы над вождем УрукаЛугальзагеси (сначала Саргон предложил породниться с ним путем дипломатического брака. Лугальзагеси отказал. Тогда Саргон перешёл к военным действиям и быстро разгромил своего противника) власть аккадского монарха простиралась от восточного побережья Средиземного моря и до Персидского залива, от Иранских гор и до Аравийской пустыни. Это было самое большое из существовавших до тех пор в Месопотамии государств. Недаром многие современные исследователи называют державу Саргона Аккадского империей.
Саргон основал первое в истории войско, в которое входило около 5400 человек. Это была хорошо обученная армия, победа которой зависелаот царя.

При Саргоне сооружались новые каналы, в общегосударственном масштабе была налажена оросительная система, введена единая система мер и весов. Аккад успешновел морскую торговлю с Индией и Восточной Аравией.

   

5. Вавилония

   
Примерно во II тысячелетии до н.э. Двуречье захватили кочевники-амореи. Они победили Шумеро-Аккадское царство и основали новую династию Ура, которая объединила Двуречье. Одним из опорных пунктов стал Вавилон, имевший хорошее географическое месторасположение. Вавилон превзошел другие города, и по его имени Двуречье стали называть Вавилонией. Пять первых вавилонских царей значительно увеличили территорию владений.

С конца XIX века до н.э наступает период Древневавилонского царства (1894-1595 г. до н.э.), который стал особой эпохой в истории Двуречья. Шестой царь Вавилона Хаммурапи превратил Вавилонию в мощное государство-империю, которое состояло из внушительной территории от Персидского залива до Сирии. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. Будучи верховным правителем государства, царь Хаммурапи составил законы, по которым должны были жить в его государстве. Стела с законами Хаммурапи представляет собой двухметровый столб из черного базальта. В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо — знак власти над людьми. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом. Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства.

 

Вавилон -город древней Месопотамии

Вавилон -город древней Месопотамии

     

   
Значение законов Хаммурапи выходит далеко за пределы правления самого царя. Они стали своеобразной энциклопедией вавилонской жизни, по которой можно было узнать, как жили древние вавилоняне, и легли в основу вавилонского права на многие столетия.

На Вавилон часто нападали горные племена, город подвергался разрушению и, как птица Феникс, воскресал из пепла. После гибели царя Хаммурапи Вавилон потерпел ряд поражений от соседних государств, и в 1945 г. до н.э. Древневавилонское царство пало под давлением хеттов и касситов, которые впоследствии правили Вавилоном около 400 лет.

      Репетиторы на www.mathtask.ru      

Наука и образование в Древнем Двуречье

   

За III тысячи лет до н.э. в результате развития хозяйства и культуры возникла потребность в грамотных людях — писцах, тогда же в Двуречье появились первые школы. В социальной лестнице писцы стояли довольно высоко. Первые школы для их образования в Междуречье называли «домами табличек» (по-шумерски «эдубба»), ее имели право посещать только мальчики. Первые таблички явно школьного характера относятся к III тыс. до н.э. Письмена вырезали деревянным рубцом на сырой глиняной табличке, которую впоследствии обжигали. Если допускали ошибку, то табличку размачивали, выравнивали и снова наносили письмена. Учиться было очень сложно, для этого нужно было запоминать и изображать до 400 клинописных знаков. Каждый символ обозначал целое слово, поэтому требовалось правильно его писать, дабы не допускать ошибок.
В начале I тысячелетия до н.э письмена стали вырезать на деревянных табличках: их покрывали воском, на котором выцарапывали письменные знаки.

Обучение в школах было платным. Плата могла быть высокой и зависела от авторитета преподавателя. Чтобы учитель уделял больше внимания ребенку, родители делали ему подношения.

   

   
Поначалу образование в школах выглядело как узкоутилитарное: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали превращаться в центры культуры и просвещения. При них стали появляться большие книгохранилища, например, Ниппурская библиотека во II-м тысячелетии до н.э или Ниневийская библиотека в I-м тысячелетии до н.э.

Школу, как образовательное учреждение, питали традиции патриархально-семейного воспитания и в то же время ремесленного ученичества. Семья играла главную роль в воспитании детей. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец отвечал за подготовку сына к жизни и был обязан передать ему свое ремесло.

Учеба и быт в школах организовывались на манер большесемейной общины. Во главе эдуббы стоял «отец», учителей именовали «братьями отца». Ученики делились на старших и младших «сыновей» эдуббы.

 

Школа в городах Междуречья

Школа в городах Междуречья

     

   
Обучение в эдуббе рассматривалось прежде всего, как подготовка писца к ремеслу. Ученикам нужно было научиться правильно изготавливать глиняные таблички и освоить систему клинописи. К концу учебы в школе воспитанник должен был изготовить необходимый комплект табличек с предусмотренными текстами.

Образование в «домах табличек» было сложным и трудоемким. Вначале ученику приходилось учиться читать, писать и считать. При овладении грамотой необходимо было запомнить большое количество клинописных знаков. После он приступал к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, получал известный запас практических знаний и умений, связанных с расчетами строительства разных сооружений, составление торговой, правовой и другой деловой документации. Мальчик, который прошел обучение в «доме табличек», получал своеобразную интегрированную профессию, приобретая различные знания и умения.

Программа обучения была преимущественно светской. В школах изучали два языка: аккадский и шумерский. Основным предметом изучения являлся шумерский язык. В зависимости от дальнейшей специализации, будущим писцам давались знания в области грамматики, математики и астрономии.

Как следует из документов того времени, ученик эддубы, который прошел все обучение, должен был безупречно владеть письмом, четырьмя арифметическими действиями, искусством певца и музыканта, уметь выносить разумные, основанные на законах, решения и разбираться в ритуале жертвоприношения. Он должен был также хорошо разбираться в измерении полей, уметь делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать профессиональный язык жрецов, ремесленников, пастухов.

Появившиеся в Шумере и Аккадии школы в виде «домов табличек» после претерпели определенную эволюцию. Постепенно они становились самостоятельными культурными центрами. Также школа создала и учебную литературу, обслуживающую учебно-воспитательный процесс. Впервые методические пособия-словари и хрестоматии появились в Шумере за III тысячи лет до н.э. В них входили фольклорные поучения, назидания, облегчающие процесс изучения клинописной грамоты.

    line          

10
11
12

13
14
15
16
17

                         
  • Доклады
  • История
  • Древнее Двуречье

Месопотамия – древний регион, расположенный в Восточном Средиземноморье между двумя реками, Тигром и Евфратом. Представляют собой центр создания одной из первых цивилизаций. Сегодня это – территории Ирака, части Ирана, Сирии и Турции. Арабам земля была известна как «Аль-Джазира» (остров). Египтолог Дж. Х. Брестед позже назвал это плодородным полумесяцем.

История.

Археологические раскопки выявили человеческие поселения, датируемые 10 000 г. до н. э. Месопотамия была чрезвычайно плодородной областью, лежащей в речных долинах, поэтому древний охотник-собиратель смог заниматься сельским хозяйством и приручить животных. Необходимым было проведение ирригационных работ, но не в масштабе государства, как в Египте. Тигр и Евфрат не были реками настолько предсказуемым, как Нил. Позже жители занялись торговлей, а потом пришло и рождение города. Письменность была изобретена благодаря торговле.

Месопотамия представляла собой сочетание различных культур. Обычаи, законы не полностью соответствовали обычаям Вавилона. В результате этого Месопотамию следует принимать, как регион, породивший несколько империй и цивилизаций. Тем не менее, Месопотамию называют «колыбелью цивилизации». В первую очередь из-за изобретения письменности.

Месопотамцы изобрели собственную систему мер и весов, в которой единицами измерения были палец, ладонь, ступня и локоть, а весов – талант, то есть примерно 30 килограммов. Они также обнаружили ноль и шестидесятую систему, именно шумеры производили кирпич и из него возводили здания. Шумерам мы также обязаны открытием гончарного колеса и колеса для колесниц, часов, а также медных и оловянных сплавов или бронзы. Изобрели цветное стекло, на очень высоком уровне стала их искусство золотых дел мастера. Другие важные разработки или изобретения: пивоварение, орошение, разделение времени на часы, минуты и секунды, религиозные обряды, парусники и орошение.

Обучение и религия.

Умственные занятия высоко ценились в Месопотамии. Школ было так же много, как и храмов. Здесь обучали чтению, письму, религии, примитивной юриспруденции, медицине и астрологии. Основными заслугами в развитии культуры жителей Месопотамии следует считать развитие астрономии и математики (знание квадратных уравнений, элементов). Самыми популярными богами, почитаемыми в Месопотамии, были Ашур – национальный бог Ассирийского государства, Мардук – национальный бог вавилонян и богиня Иштар. Библейские истории, такие как падение человека и потоп Ноя возникли в месопотамских преданиях, поскольку они впервые упоминаются в месопотамских произведениях. Рассказ о потопе, скорее всего, – воспоминание об огромном наводнении, произошедшем на территории Междуречья в результате разлива Тигра и Евфрата, и повышения уровня грунтовых вод Персидского Залива.

Государственное устройство.

Роль царя была установлена после 3600 года до н. э. В отличие от жрецов-правителей, управляющих ранее, царь имел дело непосредственно с народом и ясно выражал свою волю через законы своей собственной разработки. Наиболее ярко это видно в знаменитых законах Хаммурапи, известного по созданию Кодекса законов его имени.

Женщины имели равные права с мужчинами, например, владеть землей, подавать на развод, иметь собственное дело и заключать торговые договоры. Первыми пивоварами, а также врачевателями изначально были тоже женщины.

Культура Месопотамии была уничтожена окончательным завоеванием мусульманскими арабами в 7 веке н. э. Это привело к единообразию права, языка, религии и культуры ислама. Сегодня величественные города, некогда возвышавшиеся вдоль рек Тигр и Евфрат, представляют собой в значительной степени неосвоенные курганы или разбитые кирпичи на засушливых равнинах, а некогда плодородный полумесяц постепенно превратился в пустошь.

Картинка к сообщению Древнее Двуречье

Древнее Двуречье

Популярные сегодня темы

  • Ель

    Одно из самых любимых и узнаваемых деревьев в России. Это шикарное хвойное дерево, которое просто изумляет своей красотой. Ее высота достигает 35 метров. Хвойники, в отличие от сосны, очень м

  • Безопасность на водоемах

    Отдых на море или около других водоёмов — заветная мечта многих людей. К сожалению, некоторые пренебрегают безопасностью на воде, тем самым подвергая опасности свою жизнь и рискуя здоровьем.

  • Христофор Колумб

    Христофор Колумб родился в 1451 году. Христофор был старшим ребёнком. Семья его была не богатой. Его отец работал на пастбищах, виноградниках, а также торговал вином и сыром.

  • Князь Владимир Красное Солнышко

    Самым известным правителем Киевской Руси был князь Владимир Великий, который за свои достижения в народе получил прозвища «Красное Солнышко», «Креститель», «Святой»

  • Степной орел

    Степной орел представляет собой крупную птицу, размах крыльев которой может достигать трех метров. Размер тела в свою очередь может достигать до 85 сантиметров, а масса от 2,7 до 4,8 кг.

  • Лен

    Лён — род растений семейства Льновые. Наверное, каждому известно, что у лена существует тонкий и зеленый стебель. Осенью его полностью убирают, а уже на следующий год можно опять посадить в з

  • Рассказ о древней профессии
  • Рассказ о древнеегипетской школе сравните с современной
  • Рассказ о древесине 5 класс технология
  • Рассказ о древнеегипетском войне
  • Рассказ о дочери троекурова