Сегодня на
уроке мы:
· узнаем, что такое басня;
· выясним, где и когда появились басни;
· познакомимся с самыми известными
баснописцами мировой литературы;
· поговорим о русских баснях и баснописцах.
Басня – это небольшой по объёму рассказ, часто
стихотворный, в котором высмеиваются человеческие недостатки. Но басня всегда иносказательна, то есть в ней
главными героями выступают не люди, а другие существа: звери, птицы, растения,
реки, предметы и так далее. Все они ведут себя, как люди – имеют те же привычки
и черты характера. Такой приём называется аллегорией.
Басня обычно
носит нравоучительный характер, то есть учит, как надо поступать и как не надо.
Но поучения эти даются не прямо, а скрыто – в поведении героев и результатах
этого поведения.
Басня состоит из двух частей: основная часть и
мораль – главная мысль всей басни. Мораль может помещаться как в начале басни, так и
в конце.
Басня –
произведение сатирическое. Сюжет её – это обычная жизненная ситуация. В басне
часто используется просторечная лексика. Герои ведут диалог – беседуют между
собой. Язык басни яркий и меткий, нередко высказывания того или иного героя
становятся крылатыми выражениями. Их начинают использовать в жизни.
Но откуда же появилось такое замечательное
произведение?
Самые первые
басни были написаны в Древней
Индии. Они собраны в
книге «Калила и Димна».
Эту книгу на
востоке называют книгой мудрости.
Но как литературный жанр басня
появилась в Древней Греции. Поэт Гесиод, живший на границе VIII и VII века до нашей эры, был выходцем из
бедной семьи. Он видел ничем не ограниченную власть богатых людей и в баснях
показывал их отношение к народу:
Самым известным баснописцем древности
был Эзоп, живший в V веке до нашей
эры
Он был рабом, то есть принадлежал, как
вещь, своему хозяину. Открыто осуждать людей он не мог. Природный ум и
сообразительность Эзопа помогали ему высказывать поучения, не называя
конкретных лиц. В его баснях действовали не люди, а животные и растения, неживые
в реальной жизни предметы.
Эта особенность – иносказание – и стала называться
«эзоповым языком».
«Волк
увидел козу, которая паслась над обрывом; добраться до нее он не мог и стал ее
упрашивать спуститься вниз: там, вверху, можно и упасть ненароком, а тут у него
и луг, и травы для нее самые прекрасные.
Но
ответила ему коза: “Нет, не в том дело, что пастись у тебя хорошо, а в том, что
есть тебе нечего”. Так, когда дурные люди замышляют дурное против разумных, то
все их хитросплетения оказываются ни к чему».
Довольно
долгое время басня была забыта, и только в XVII веке французский поэт Жан де Лафонтен возродил этот
литературный жанр.
Темы его басен во многом взяты из
басен Эзопа. Но были у Лафонтена и оригинальные басни.
Басня получила распространение не
только во Франции. В Германии басни писали Лессинг, в Англии
– Мур, в Испании – Ириарте.
Особое отношение к басням было в
России.
В XVIII веке, благодаря реформам Петра
I, русские читатели смогли познакомиться с творчеством зарубежных писателей.
Известны стали в России и басни. Российские авторы не оставили этот жанр без
внимания. Первыми, кто начал писать басни, были Антиох Дмиртиевич
Кантемир и Василий Кириллович Тредиаковский.
Но самым известным
автором басен был, конечно, Иван Андреевич Крылов.
Иван Андреевич Крылов родился 13
февраля 1769 года в Москве.
Его отца звали Андреем
Прохоровичем, а мать – Марией Алексеевной. Жили довольно бедно,
так как жалованье у отца – армейского капитана в отставке – было небольшим.
Пришлось покинуть столицу и переехать в Тверь.
Учился Крылов и самостоятельно. Он
сам, без чьей-либо помощи, изучил немецкий и итальянский языки – говорил, читал
и писал на них. Знал математику, изучил теорию музыки, овладел игрой на
скрипке.
Желание учиться у Ивана было велико,
но не менее велика была и его сила. Он нередко участвовал в кулачных боях и
часто побеждал даже взрослых мужчин.
В столице найти более выгодную службу
было проще, и семья переехала в Петербург. Вскоре Крылов получил должность в
канцелярии Казённой палаты.
Помимо службы, Крылов много внимания
уделял театру: писал пьесы, либретто для опер. Скоро его имя стало известным
публике. А ещё он занимался журналистикой и даже начал издавать свой
журнал «Почта духов». Журнал был сатирический, высмеивал высшее
общество – в результате вскоре его издание было запрещено.
Крылов пробовал издавать и другие
сатирические журналы, но все они были запрещены. Но как-то однажды Крылов
показал известному баснописцу того времени Ивану Ивановичу Дмитриеву две свои басни,
которые он перевёл с французского языка. Это были басни французского
баснописца Жана де Лафонтена.
Дмитриев очень похвально отозвался о
баснях Крылова и посоветовал ему заняться именно баснями.
Крылов ещё и служил, но почётная
должность помощника библиотекаря Императорской публичной библиотеки была не для
заработка, а для подчёркивания его заслуг. Должности, чины его постоянно
повышались. Он был избран членом Российской Академии и получил от неё золотую
медаль за литературные заслуги.
Слава Крылова росла. Не было в России
человека, который бы не знал великого баснописца – да, уже при жизни он был
признан великим. Не раз он видел переиздание своих басен: 9 сборников вышли в
печати. Басни Крылова читали, учили наизусть, гордились его книгами в своей библиотеке.
Но здоровье его становилось всё хуже,
и 9 ноября 1844 года Иван Андреевич Крылов умер. Каждый
близкий Крылову человек в день похорон получил книгу его басен. На первом листе
в траурной кайме были слова: «Приношение на память об Иване Андреевиче,
по его желанию».
«Волк на
псарне»
1. Прослушайте
басню
Басня «Волк на псарне» была создана
И.А. Крылов в ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 года договориться с
Кутузовым о перемирии. После бородинского сражения и отступления французской
армии из Москвы Наполеону стало понятно, что компания уже проиграна.
«Волк на псарне» и другие
патриотические басни Крылова были очень популярны в армии. Кутузов получил
текст басни в письме своей жены и лично прочитал ее офицерам в ноябре, после
битвы под Красным, что недалеко от Смоленска.
Основная
тема – решительная и беспощадная борьба против агрессора. Крылов
уверен: вторгшийся неприятель не заслуживает никакой пощады.
Аллегория понятна: Волк – Наполеон,
псарня – русская армия, Ловчий – главнокомандующий
русской армии Кутузов.
Басня написана простым, разговорным языком,
в ней встречаются просторечия, например междометия «ахти», означающее выражение
сильной тревоги.
Выразительна метафора «Съесть
глазами», автор изображает злость, агрессивность Волка.
В басне активно используется
противопоставление(антитеза). Овчарня – псарня,(«Волк ночью, думая залезть в
овчарню,/ попал на псарню»), что предопределяет неизбежное поражение Волка.
Обилие глаголов действия («поднялся»,
«залились»…) и наречий, обозначающих мгновенность, быстроту действий («вдруг»,
«вон»..), подчеркивает динамизм, напряженность, активность происходящего.
«Свинья под
дубом»
Прослушать
басню
Басня «Свинья
под Дубом» написана в 1823 году, в 1825 году она была напечатана. Сюжет этой
басни полностью оригинален, то есть Крылов придумал его сам. Эту басню, как и
всякую другую, можно рассматривать в прямом значении и в переносном.
Настоящая
свинья могла подрывать корни дерева, не понимая, что губит его. Свинья, в силу
строения её тела, не может смотреть вверх. Она не видит, что жёлуди на землю
падают с дуба. Но Крылов своей басней под видом Свиньи показывает не просто
невежду, а невежду воинствующего. Невежду, готового уничтожить всё, недоступное
его пониманию, непривычное его быту.
Как всегда,
Крыловым точно выбраны герои для раскрытия сути басни. Свинья – это грязь,
грубость, лень, невежество. Ворон – мудрость и рассудительность. Дуб – тот, кто
щедро и безвозмездно делится всем, что у него есть. Все герои на своих местах и
действуют согласно тем представлениям, которые сложились о них в народе.
Домашнее задание:
Ознакомиться с конспектом. Записать в тетрадь все,
что выделено желтым цветом (фото не присылать) Выучить басню «Свинья под дубом» ( снять на видео и прислать на электронную почту
anastasiadzus1995@yandex.ru )
Срок выполнения: 19.11.2021 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вохтомская основная школа»
РЕКОМЕНДОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Школьным методическим объединением
И.о.директора МБОУ «Вохтомская
ОШ»
от «____»____________ 20___г,
Т.С. Сидорова
протокол №____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
(наименование учебного предмета (курса)
Класс 7__
Срок реализации программы 2021-2022 учебный
год_____
Составитель программы Гольцева Ольга Вячеславовна
(ФИО учителя)
П.
Фоминский
(название населённого пункта)
2021г
(год разработки)
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Личностные результаты обучения литературы:
·
воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России,
·
осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества,
·
усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание
чувства ответственности и долга перед родиной;
·
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
·
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
·
формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям,
языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
·
осознание социальных норм, правил поведения, ролей
и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном
самоуправлении;
·
развитие морального сознания и компетентности в
решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения
к своим поступкам;
·
формирование коммуникативной компетенции в общении
и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
·
формирование основ экологической культуры на основе
признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
·
осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем
членам семьи;
·
развитие эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты обучения
литературы:
·
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
·
умение самостоятельно планировать пути достижения
цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути
решения образовательных задач;
·
умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение
корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;
·
умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности её решения;
·
владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
·
умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы;
·
умение создавать, применять и преобразовывать знаки
и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое
чтение;
·
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
·
умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной
речью;
·
формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий.
·
Предметные результаты освоения учебного
предмета
- осознанно воспринимать и понимать
фольклорный текст; - различать фольклорные и литературные
произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам,
традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,
сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других
искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); - выделять нравственную проблематику
фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном
идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском
национальном характере; - видеть черты русского национального
характера в героях русских сказок и былин, - учитывая жанрово-родовые признаки
произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные
произведения для самостоятельного чтения; - целенаправленно использовать малые
фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; - определять с помощью пословицы
жизненную/вымышленную ситуацию; - выразительно читать сказки и былины,
соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; - пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные
линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей
речи характерные для народных сказок художественные приёмы; - выявлять в сказках характерные художественные
приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать
литературную сказку от фольклорной; - видеть необычное в обычном, устанавливать
неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или
сочиняя загадку. - сравнивая сказки, принадлежащие разным
народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа
(находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); - рассказывать о самостоятельно прочитанной
сказке, былине, обосновывая свой выбор; сочинять сказку (в том числе и по
пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; - сравнивая произведения героического эпоса
разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты
национального характера; - выбирать произведения устного народного
творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь
конкретными целевыми установками; - устанавливать связи между фольклорными
произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов
(по принципу сходства и различия).
Личностные УУД:
·
Формирование
целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии
природы, религии, народов и культур
·
Формирование
мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности
·
Формирование
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
·
Формирование
ценностного отношения к происходящим событиям
·
Формирование
внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя
·
Формирование
навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр,
композицию, выразительные средства
·
Формирование
навыков исследовательской деятельности
·
Формирование
навыков самоанализа и самоконтроля
·
Формирование
мотивации к учёбе
Регулятивные
УУД:
·
планировать решение
учебной задачи
·
оценивать весомость
приводимых доказательств и рассуждений
·
уметь организовать
выполнение заданий учителя
·
уметь соотносить
свои действия с планируемыми результатами
·
осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата
·
корректировать
деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и
ошибок; намечать способы их устранения.
Познавательные УУД:
·
уметь
работать с текстом, выделять в нем главное
·
воспроизводить
по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи
·
перерабатывать
информацию, преобразовывать ее
·
представлять
информацию на основе таблиц
·
ориентироваться
в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения
данного раздела
·
выбирать
наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
·
осуществлять
для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения
·
уметь
определять главное и второстепенное в предложенной информации
·
уметь
делать выводы, обобщения.
Коммуникативные УУД:
·
воспринимать
текст с учетом поставленной учебной задачи
·
находить
в тексте информацию, необходимую для ее решения
·
составлять
небольшие устные монологические высказывания
·
уметь
слушать учителя и отвечать на вопросы
·
владеть
просмотровым видом чтения; умение вести самостоятельный поиск информации
·
осуществлять
речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности
·
организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками
·
уметь
читать вслух и понимать прочитанное
·
формировать
навыки выразительного чтения
2. Содержание тем учебного предмета
Введение.
Слово в христианской традиции. Истоки русской литературы (2 часа)
Введение. Свет Слова. История
создания славянской письменности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий Молитва в религиозной
культуре и светской литературе
Летописный рассказ о крещении Руси
Древнерусские летописи (1 час)
Летопись как жанр древнерусской
литературы. «Повесть временных лет». Летописные рассказы о русских князьях.
Месть Ольги древлянам
По следам древнерусских летописей (2 часа)
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Глубокий интерес Пушкина к
древнерусским летописным сказаниям и стремление проникнуть в чувства их героев,
открыть особенности их мышления, достоверно воссоздать далекое прошлое.
Монолог
Пимена. Образ монаха-летописца в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».
Молитва в религиозной культуре и светской
литературе (4 часа)
Г. Р. Державин. Ода «Бог». Торжественное прославление величия
Творца в стихотворении Г. Р. Державина. Величие человека, познающего свою
сопричастность вселенскому Божественному промыслу.
А. С. Пушкин «Отцы пустынники и жены непорочны…». Соединение
канонического текста молитвы и индивидуального духовного переживания в
стихотворении Пушкина.
М. Ю. Лермонтов «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).Исповедание
сокровенного духовного опыта, личное и всеобщее в «Молитве» М. Ю. Лермонтова.
А. К. Толстой «Я задремал, главу понуря…». Молитвенное обращение
лирического героя к Богу в жажде духовного воскресения.
А. А. Фет «На стоге сена ночью южной…». Мотивы библейского
псалма и личное открытие поэтом величия Творца и его Вселенной.
Нравственные
заповеди в поучениях древнерусских книжников (2 часа)
«Притча о блудном сыне»
«Поучение» Владимира Мономаха. Исповедальность и поучительность в обращении князя к
своим детям. Современность нравственных уроков произведения. Образ мудрого
князя и любящего отца в Поучении. Наставления житейские и нравственные в
«Домострое»
По следам древнерусского поучения (5 часов)
А.С.Пушкин «Повести Белкина». «Станционный смотритель». Тема
блудного сына в повести «Станционный смотритель»
Заповеди в произведениях русский и
зарубежных писателей
Русские писатели и поэты о силе
слова и нравственной ответственности художника: А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев,
А.А.Фет, Н.С.Гумилев, С.А.Есенин, А.А.Ахматова
Золотое
слово Древней Руси (6 часов)
«Слово о полку Игореве» — особый памятник древнерусской литературы. История его открытия и
публикации. «Слово о полку Игореве» как образец
героического эпоса. Похвала и наставления в Золотом слове Святослава.
«Слово о погибели Русской земли». Ораторское
искусство Древней Руси
Образ России в лирических произведениях писателей XIX века
И. С. Никитин «Русь».
И. С. Тургенев «Русский язык».
М. Ю. Лермонтов «Родина».
Н. А. Некрасов «Ты и убогая, ты и обильная…» (из поэмы «Кому на
Руси жить хорошо».)
Ф. И. Тютчев «Эти бедные селенья». «Есть в осени
первоначальной…».
А. А. Фет «Вечер».
Поэты начала XX века о прошлом и настоящем своей родины.
И. А. Бунин «Родине», «У птицы есть гнездо, у зверя есть
нора…».
А. А. Блок «Россия». «На поле Куликовом».
С. А. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…», «Нивы сжаты, рощи
голы…».
И. Северянин «Запевка».
Поучение в
стихах. Риторические традиции и нравственные уроки в произведениях поэтов XX
века.
Воинская повесть в литературе Древней Руси (3 часа)
«Повесть о
разорении Рязани Батыем»
Мужество защитников Рязани. Образ Евпатия
Коловрата. Фольклорные и книжные традиции в создании образов героев Рязанской
земли. Трагическое и жизнеутверждающее в повести.
«Сказание
о Мамаевом побоище» (в сокращении). Трудный путь к великой победе в
изображении древнерусского автора. Образ князя Дмитрия Ивановича Донского.
Идеалы рыцарства и их отражение в
средневековой литературе Западной Европы
По следам древнерусской воинской
повести: героические образы русских воинов в литературе XIX века (7 часов)
В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов». Лиризм в
воплощении героико-патриотической темы. Образ поэта, вдохновляющего на битву
товарищей по оружию. Слияние личного и общенародного в стихотворении В. А.
Жуковского.
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Повествование об эпохе собирания
Русской земли и становления русского самосознания. Трагическое величие
исторических картин, изображенных писателем. Традиции народного героического
эпоса и древнерусских воинских повестей в создании образов казаков-запорожцев.
Размышляем о литературе вместе с
писателями и учёными.
Беседа 1 Национальные особенности русской литературы
По следам древнерусской воинской повести:
тема подвига во имя Родины и
жизни в литературе XX века (3 часа)
М. А. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов — богатырь
советской эпохи. Цельность его характера. Мужество и доброта русских людей как
источник несгибаемой силы народа.
Тема Великой Отечественной войны в
лирике русских поэтов: М.Исаковский, О. Берггольц, С.Орлов, А. Твардовский
Житие в древнерусской
литературе (2 часа)
Епифаний Премудрый «Житие
Сергия Радонежского (фрагменты). Духовный путь святого. Соответствие образа
героя житийному канону и индивидуальные черты его личности. Сочетание
исторического, бытового, чудесного в житии.
Ермолай– Еразм «Повесть
о Петре и Февронии Муромских».Идеал любви, семьи, супружества, представление о роли
мужчины и женщины в устроении мира, воплощенные в произведении. Житийные и
сказочные традиции в повествовании.
По следам житийной литературы
Литература Нового времени в
поиске человеческого идеала (10 часов)
И. С. Тургенев. Рассказ «Живые мощи». Физическая немощь и духовная
сила героини рассказа «Живые мощи». Судьба Лукерьи как нравственное
восхождение. Народно-поэтические и евангельские образы в ее рассказе.
Н. С. Лесков «Человек на часах». Столкновение формальных правил
и требований совести как испытание для человека. Герой рассказа и отношение к
нему автора.
Н. А. Некрасов «Влас». Нравственное преображение героя
стихотворения. Фольклорные образы и житийные мотивы в стихотворении «Влас».
А. И. Солженицын «Матренин двор». Характер и судьба Матрены.
Случайное и закономерное в ее жизни и смерти. Праведность в понимании А.
И.Солженицына. Житийное и притчевое начало в рассказе.
А. Платонов «Юшка»
Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке».
Настоящая повесть о настоящем
человеке. Образ главного героя
Путешествия (хождения) в
литературе Древней Руси (5 часов)
Происхождение
и изменения жанра хождения в древнерусской литературе. Паломничество к
источнику истины и странствие в поисках истины. Образ Святой земли и память
Родины в «Хождении игумена Даниила..»
«Хождение за три моря Афанасия Никитина» (фрагменты).
Образ автора — путешественника, исследователя, патриота. Столкновение русского
путешественника с чужими краями и иными народами. Открытость его души всем впечатлениям
мира
и преданность
родной земле и православной вере.
Поэзия
вагантов. Литература Востока
По следам древнерусских хождений:
жанр
путешествия в литературе Нового времени (16 часов)
Н. М. Карамзин «Письма русского путешественника» (фрагмент). Образ
путешественника, его взгляд на природу и общество. Наблюдательность и
чувствительность русского странника.
Н. М. Языков «Пловец», Песня («Из страны, страны далекой…»).
М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Путь героя к себе, обретение свободы ценой
жизни. Бегство Мцыри — бунт против враждебной воли обстоятельств. Одиночество
героя, не примиренного с волей судьбы.
Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Русский офицер Жилин среди
чужого и враждебного ему мира. Плен как испытание мужества и человечности.
Жилин и Костылин. Дина и Жилин. Доброта как путь спасения от уныния и духовного
ожесточения.
И. А. Гончаров «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Наблюдения и
размышления повествователя: красоты иных земель и память родины. Очерки русских
характеров в книге И. А. Гончарова. Лучшие человеческие качества, открывающиеся
в испытаниях морского плавания.
В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Испытание главного героя:
одиночество в тайге, поиск пути, поиск опоры в собственной душе и усвоенном
человеческом опыте. Открытия Васютки. Мысль писателя о коллективной ценности
личных достижений каждого человека.
Из зарубежной литературы.
Путешествие Маленького принца в
философской сказке А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Из зарубежной литературы
Д.Дефо «Робинзон Крузо»
Размышляем о литературе вместе с
писателями и учёными.
Беседа 2 О национальном своеобразии литературы
Для внеклассного чтения. Прогулки без присмотра
Герои и
антигерои в мировой литературе.
Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ», «Странная история доктора
Джекила и мистера Хайда».
Майн Рид «Всадник без головы».
А. Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе».
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея».
У. Коллинз «Женщина в белом».
Дж. Лондон «Морской волк».
3. Календарно — тематическое планирование
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
(Учебник
Литература, 7 класс в 2 частях Гулин А.В., Романова А.Н.,
«Русское
слово – учебник», 2019 год)
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Версия для печати
Библиографическая запись:
. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-literatura-xi-xvii-vekov/ (дата обращения: 7.01.2022)
История русской литературы
История русской литературы, от Нестора до Пелевина (по идее).
22 января 2017
«Поучение Владимира Мономаха». Особенности стиля
Центральная идея «Поучения» состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит «сию граматицю», строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными семейными интересами.
30 ноября 2016
Послания Ивана Грозного
Он ломал стилистические традиции и «литературный этикет» своего времени. Нельзя думать, что он делал это по невежеству, он был одним из образованнейших людей своего времени. Он широко пользовался пропагандой в своей политической деятельности.
15 ноября 2016
Симеон Полоцкий. Развитие школьного театра в XVII веке
Свою деятельность Симеон Полоцкий посвятил борьбе за распространение просвещения. Он активно участвует в спорах сторонников греческой и латинской образованности, принимая сторону последних, поскольку защитники греческой системы образования стремились подчинить развитие просвещения контролю церкви.
15 ноября 2016
Жанровый состав литературы древней Руси
Вместе с христианством Древняя Русь приняла и ту систему жанров церковной письменности, которая была разработана в Византии. Здесь еще не было жанров в современном литературоведческом понимании, а существовали каноны, закрепленные постановлениями вселенских соборов, преданием — традицией и уставом.
14 ноября 2016
«Сказание» Авраамия Палицына
Умный, хитрый и довольно беспринципный делец Авраамий Палицын находился в близких отношениях с Василием Шуйским, тайно сносился с Сигизмундом III, добиваясь у польского короля льгот для монастыря. Создавая «Сказание», он стремился реабилитировать себя и старался подчеркнуть свои заслуги в борьбе с иноземными захватчиками и избрании на престол царя Михаила Федоровича Романова.
14 ноября 2016
Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным
Политика Грозного, направленная на укрепление единодержавия, усиление роли служилого дворянства и ущемление интересов боярской знати, вызвала отпор со стороны последней. Эту борьбу ярко отразила переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным.
14 ноября 2016
Житие Александра Невского
Само заглавие произведения дает определение его специфики: «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» — рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги «храбрости». Основу жития Александра Невского составляют две воинские повести о битве на Неве и на Чудском озере.
02 ноября 2016
Периодизация древнерусской литературы. Особенности литературы древней Руси
Первые дошедшие до нас памятники древнерусской письменности известны лишь со второй половины XI в.: Остромирово евангелие (1056—1057 гг.), «Изборник великого князя Святослава
26 сентября 2016
Проблема барокко в русской литературе. Становление и развитие русской книжной поэзии
Термин «барокко» был введен сторонниками классицизма в XVIII в. для обозначения искусства грубого, безвкусного, «варварского» и первоначально связывался только с архитектурой и изобразительным искусством. В литературоведение этот термин ввел в
26 сентября 2016
Эволюция агиографической литературы
Процесс «обмирщения» древнерусской литературы сказался и трансформации такого устойчивого жанра, как житие. Его каноны, прочно закрепленные макарьевскими «Четьими-Минеями», разрушаются вторжением бытовых реалий, фольклорной легенды еще с XV столетия, о чем свидетельствуют жития Иоанна Новгородского, Михаила Клопского. В XVII в. житие постепенно превращается в бытовую повесть, а затем становится автобиографией-исповедью.
26 сентября 2016
Максим Грек
Большую роль в истории древнерусской литературы и общественной мысли сыграл Максим Грек (1480—1556). Он родился в городе Арты (Албания) и принадлежал к знатному роду Триволисов, близкого Палеологам. Во Флоренции он с восторгом внимал речам доминиканца Иеронима Савонаролы и с тех пор стал его почитателем.
26 сентября 2016
История о Казанском царстве
Присоединение к Москве Казани в
26 сентября 2016
Повесть о мутьянском воеводе Дракуле
«Сказание о Дракуле воеводе, или Повесть о мутьянском воеводе Дракуле», созданная в конце XV в., ставит вопрос о характере власти единодержавного властителя, о значении его личности и занимает важное место в развитии жанра историко-легендарной повести.
26 сентября 2016
Киево-Печерский патерик
Основу патерика составила переписка между суздальским епископом Симоном и монахом Киево-Печерского монастыря Поликарпом, а также послание Поликарпа к игумену Акиндину. Эта переписка завязалась в начале 20-х годов XIII в. Недовольный положением простого монаха, Поликарп мечтал о епископской митре, пытался же он получить высокую церковную должность через жену князя Ростислава Рюриковича Анастасию — Верхуславу.
26 сентября 2016
Формы летописного повествования
Летописное сказание – устно-поэтического происхождения. Сказание – устное историческое предание в «книжной», литературной переработке летописца. Его использовали при отсутствии более достоверного материала, когда излагали события, летописцу не современные. В этих случаях летописец имел один основной источник – устное историческое предание.
26 сентября 2016
Ораторское искусство Кирилла Туровского
Слова предназначались для произнесения в храме. Содержание их традиционно, как традиционен и сам праздник, ежегодно отмечаемый. В каждом слове последовательно развиваются одни и те же темы: «похвала» празднику, разъяснение его религиозного смысла, воспоминания о событии, в честь которого праздник установлен.
22 сентября 2016
Поэтический стиль Симеона Полоцкого
Сборники его стихотворений – своеобразная «поэтическая кунсткамера», «музей», на витринах которого расставлены самые разнообразные вещи, часто очень редкие и древние, «курьезы».
13 сентября 2016
«Хождение» игумена Даниила
Игумен Даниил совершил паломничество в Палестину в 1106— 1108 гг. Далекое путешествие Даниил предпринял, «понужен мыслию своею и нетерпением», желая видеть «святый град Иерусалим и землю обетованную», и «любве ради святых мест сих исписах все, еже видех очима своима». Его произведение написано «верных ради человек», с тем чтобы они, услышав о «местах сих святых», устремлялись к этим местам мыслью и душою и тем самым приняли «от бога равную мзду» с теми, которые «доходили сих святых мест».
13 сентября 2016
Киево-Печерский патерик
В основание патерика легли три произведения 20-х годов XIII века: послание епископа владимирского и суздальского Симона к Печерскому иноку Поликарпу, повесть Симона о том, как была построена Успенская церковь и послание Поликарпа к игумену Печерского монастыря Акиндину.
11 марта 2016
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
Повесть о разорении Рязани Батыем — произведение древнерусской литературы. Посвящено взятию Рязани монголо-татарами в декабре 1237 года. Сохранилось в списках, самые старшие из которых датируются второй третью XVI века. В трёх древнейших списках отражены три разновидности текста (по классификации Д. С. Лихачева).
11 марта 2016
Переводная литература 11-12 веков
Именно здесь мы встречаемся с интересным явлением, которое Д. С. Лихачев охарактеризовал как явление «трансплантации»: византийская литература в отдельных своих жанрах не просто повлияла на литературу славянскую, а через ее посредство на древнерусскую, но была – разумеется в какой-то своей части – просто перенесена на Русь.
08 марта 2016
Проблематика и художественное своеобразие «Повести о Горе и Злочастии»
Произведение представляет собой смешение жанров. Здесь присутствует влияние фольклорных
03 марта 2016
Основные закономерности развития древнерусской литературы
Литература возникла внезапно. Скачок в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви, потребовавших письменности и церковной литературы. Скачок к литературе был подготовлен всем предшествующим культурным развитием русского народа.
03 марта 2016
Композиция «Повести временных лет». Погодный принцип повествования
«Повесть временных лет» – большой свод русских летописей, автором-составителем которых был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. «Повесть временных лет» является переработанной и дополненной версией более раннего произведения – «Начального свода» (1095).
03 марта 2016
«Сказание о Борисе и Глебе». Поэтика и проблематика
Сказание о Борисе и Глебе — памятник древнерусской литературы, посвящённый истории убийства сыновей князя Владимира Крестителя, Бориса и Глеба, позднее канонизированных в лике страстотерпцев.
03 марта 2016
Литература 12-начала 13 вв.
С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством.
03 марта 2016
«Слово о полку Игореве». Русская культура 12 века
Величайшим памятником русской культуры XII в. является «Слово о полку Игореве», посвящённое описанию неудачного похода на половцев (в 1185 г.) новгород-северского князя Игоря Святославича. Автор — сторонник единства страны, единства её сильнейших князей, единства народа.
03 марта 2016
Проблема автора «Слова о полку Игореве»
«Слово» — слишком необычный и сложный текст, чтобы по нему можно было уверенно судить о тех или иных свойствах его автора или сравнивать его с другими текстами той эпохи.
03 марта 2016
Проблема жанра в «Слове о полку Игореве»
Уже первые издатели «Слова» параллельно с названием оригинала «Слово о полъку Игоревъ, Игоря сына Святославля, внука Ольгова» напечатали: «Пъснь о походе Игоря, сына Святославова, внука Ольгова».
01 марта 2016
«Слово о погибели русской земли». Жанровое и идейное своеобразие
«Слово о погибели Русской земли» по поэтической структуре и в идейном отношении близко к «Слову о полку Игореве». Оба эти произведения отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста.