Рассказ о древней литературе

Сегодня на уроке мы: узнаем, что такое басня; выясним, где и когда появились басни; познакомимся с самыми

Сегодня на
уроке мы:

·     узнаем, что такое басня;

·     выясним, где и когда появились басни;

·     познакомимся с самыми известными
баснописцами мировой литературы;

·     поговорим о русских баснях и баснописцах.

Басня – это небольшой по объёму рассказ, часто
стихотворный, в котором высмеиваются человеческие недостатки.
Но басня всегда иносказательна, то есть в ней
главными героями выступают не люди, а другие существа: звери, птицы, растения,
реки, предметы и так далее. Все они ведут себя, как люди – имеют те же привычки
и черты характера. Такой приём называется аллегорией.

Басня обычно
носит нравоучительный характер, то есть учит, как надо поступать и как не надо.
Но поучения эти даются не прямо, а скрыто – в поведении героев и результатах
этого поведения.

Басня состоит из двух частей: основная часть и
мораль – главная мысль всей басни.
Мораль может помещаться как в начале басни, так и
в конце.

Басня –
произведение сатирическое. Сюжет её – это обычная жизненная ситуация. В басне
часто используется просторечная лексика. Герои ведут диалог – беседуют между
собой. Язык басни яркий и меткий, нередко высказывания того или иного героя
становятся крылатыми выражениями. Их начинают использовать в жизни.

Но откуда же появилось такое замечательное
произведение?

Самые первые
басни были написаны в Древней
Индии
. Они собраны в
книге «Калила и Димна».

Эту книгу на
востоке называют книгой мудрости.

Но как литературный жанр басня
появилась в Древней Греции. Поэт Гесиод, живший на границе VIII и VII века до нашей эры, был выходцем из
бедной семьи. Он видел ничем не ограниченную власть богатых людей и в баснях
показывал их отношение к народу:

Самым известным баснописцем древности
был Эзоп, живший в V веке до нашей
эры

Рассказ о древней литературе

Он был рабом, то есть принадлежал, как
вещь, своему хозяину. Открыто осуждать людей он не мог. Природный ум и
сообразительность Эзопа помогали ему высказывать поучения, не называя
конкретных лиц. В его баснях действовали не люди, а животные и растения, неживые
в реальной жизни предметы.

Эта особенность – иносказание – и стала называться
«эзоповым языком».

«Волк
увидел козу, которая паслась над обрывом; добраться до нее он не мог и стал ее
упрашивать спуститься вниз: там, вверху, можно и упасть ненароком, а тут у него
и луг, и травы для нее самые прекрасные.

Но
ответила ему коза: “Нет, не в том дело, что пастись у тебя хорошо, а в том, что
есть тебе нечего”. Так, когда дурные люди замышляют дурное против разумных, то
все их хитросплетения оказываются ни к чему».

Довольно
долгое время басня была забыта, и только в XVII веке французский поэт Жан де Лафонтен возродил этот
литературный жанр.

Рассказ о древней литературе

Темы его басен во многом взяты из
басен Эзопа. Но были у Лафонтена и оригинальные басни.

Басня получила распространение не
только во Франции. В Германии басни писали Лессинг, в Англии
– Мур, в Испании – Ириарте.

Особое отношение к басням было в
России. 

В XVIII веке, благодаря реформам Петра
I, русские читатели смогли познакомиться с творчеством зарубежных писателей.
Известны стали в России и басни. Российские авторы не оставили этот жанр без
внимания. Первыми, кто начал писать басни, были Антиох Дмиртиевич
Кантемир
 и Василий Кириллович Тредиаковский.

Но самым известным
автором басен был, конечно, Иван Андреевич Крылов.

Иван Андреевич Крылов родился 13
февраля 1769 года
 в Москве.

Рассказ о древней литературе

Его отца звали Андреем
Прохоровичем
, а мать – Марией Алексеевной. Жили довольно бедно,
так как жалованье у отца – армейского капитана в отставке – было небольшим.
Пришлось покинуть столицу и переехать в Тверь.

Учился Крылов и самостоятельно. Он
сам, без чьей-либо помощи, изучил немецкий и итальянский языки – говорил, читал
и писал на них. Знал математику, изучил теорию музыки, овладел игрой на
скрипке.

Желание учиться у Ивана было велико,
но не менее велика была и его сила. Он нередко участвовал в кулачных боях и
часто побеждал даже взрослых мужчин.

В столице найти более выгодную службу
было проще, и семья переехала в Петербург. Вскоре Крылов получил должность в
канцелярии Казённой палаты.

Помимо службы, Крылов много внимания
уделял театру: писал пьесы, либретто для опер. Скоро его имя стало известным
публике. А ещё он занимался журналистикой и даже начал издавать свой
журнал «Почта духов». Журнал был сатирический, высмеивал высшее
общество – в результате вскоре его издание было запрещено.

Крылов пробовал издавать и другие
сатирические журналы, но все они были запрещены. Но как-то однажды Крылов
показал известному баснописцу того времени Ивану Ивановичу Дмитриеву две свои басни,
которые он перевёл с французского языка. Это были басни французского
баснописца Жана де Лафонтена.

Дмитриев очень похвально отозвался о
баснях Крылова и посоветовал ему заняться именно баснями.

Крылов ещё и служил, но почётная
должность помощника библиотекаря Императорской публичной библиотеки была не для
заработка, а для подчёркивания его заслуг. Должности, чины его постоянно
повышались. Он был избран членом Российской Академии и получил от неё золотую
медаль за литературные заслуги. 

Слава Крылова росла. Не было в России
человека, который бы не знал великого баснописца – да, уже при жизни он был
признан великим. Не раз он видел переиздание своих басен: 9 сборников вышли в
печати. Басни Крылова читали, учили наизусть, гордились его книгами в своей библиотеке.

Но здоровье его становилось всё хуже,
и 9 ноября 1844 года Иван Андреевич Крылов умер. Каждый
близкий Крылову человек в день похорон получил книгу его басен. На первом листе
в траурной кайме были слова: «Приношение на память об Иване Андреевиче,
по его желанию»
.

«Волк на
псарне»

1.   Прослушайте
басню

Басня «Волк на псарне» была создана
И.А. Крылов в ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 года договориться с
Кутузовым о перемирии. После бородинского сражения и отступления французской
армии из Москвы Наполеону стало понятно, что компания уже проиграна.

«Волк на псарне» и другие
патриотические басни Крылова были очень популярны в армии. Кутузов получил
текст басни в письме своей жены и лично прочитал ее офицерам в ноябре, после
битвы под Красным, что недалеко от Смоленска.

Основная
тема – решительная и беспощадная борьба против агрессора
. Крылов
уверен: вторгшийся неприятель не заслуживает никакой пощады.

Аллегория понятна: Волк – Наполеон,
псарня – русская армия, Ловчий – главнокомандующий
русской армии Кутузов.

Басня написана простым, разговорным языком,
в ней встречаются просторечия, например междометия «ахти», означающее выражение
сильной тревоги.

Выразительна метафора «Съесть
глазами», автор изображает злость, агрессивность Волка.

В басне активно используется
противопоставление(антитеза). Овчарня – псарня,(«Волк ночью, думая залезть в
овчарню,/ попал на псарню»), что предопределяет неизбежное поражение Волка.

Обилие глаголов действия («поднялся»,
«залились»…) и наречий, обозначающих мгновенность, быстроту действий («вдруг»,
«вон»..), подчеркивает динамизм, напряженность, активность происходящего.

«Свинья под
дубом»

Прослушать
басню

Басня «Свинья
под Дубом» написана в 1823 году, в 1825 году она была напечатана. Сюжет этой
басни полностью оригинален, то есть Крылов придумал его сам. Эту басню, как и
всякую другую, можно рассматривать в прямом значении и в переносном.

Настоящая
свинья могла подрывать корни дерева, не понимая, что губит его. Свинья, в силу
строения её тела, не может смотреть вверх. Она не видит, что жёлуди на землю
падают с дуба. Но Крылов своей басней под видом Свиньи показывает не просто
невежду, а невежду воинствующего. Невежду, готового уничтожить всё, недоступное
его пониманию, непривычное его быту.

Как всегда,
Крыловым точно выбраны герои для раскрытия сути басни. Свинья – это грязь,
грубость, лень, невежество. Ворон – мудрость и рассудительность. Дуб – тот, кто
щедро и безвозмездно делится всем, что у него есть. Все герои на своих местах и
действуют согласно тем представлениям, которые сложились о них в народе.

Домашнее задание:

Ознакомиться с конспектом. Записать в тетрадь все,
что выделено желтым цветом (фото не присылать) Выучить басню «Свинья под дубом» ( снять на видео и прислать на электронную почту
anastasiadzus1995@yandex.ru   )

Срок выполнения: 19.11.2021 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Вохтомская основная школа»

РЕКОМЕНДОВАНО                                                                                      
УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                  
                                                        Школьным методическим объединением         
И.о.директора МБОУ «Вохтомская
ОШ»                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

от «____»____________  20___г,
                         Т.С. Сидорова

протокол №____                                                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

(наименование учебного предмета (курса)

Класс      7__

Срок реализации программы  2021-2022 учебный
год_____

Составитель программы   Гольцева Ольга Вячеславовна

                                               (ФИО учителя)

 

П.
Фоминский

(название населённого пункта)

2021г

(год разработки)

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Личностные результаты обучения литературы:

·        
воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России,

·        
осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества,

·        
усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание
чувства ответственности и долга перед родиной;

·        
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;

·        
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;

·        
формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской  позиции, к истории, культуре, вере, традициям,
языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;

·        
осознание социальных норм, правил поведения, ролей
и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном
самоуправлении;

·        
развитие морального сознания и компетентности в
решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения
к своим поступкам;

·        
формирование коммуникативной компетенции в общении
и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов  деятельности;

·        
формирование основ экологической культуры на основе
признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;

·        
осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем
членам семьи;

·        
развитие эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера. 

Метапредметные результаты обучения
литературы
:

·        
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;

·        
умение самостоятельно планировать пути достижения
цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути
решения  образовательных задач;

·        
умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение
корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;

·        
умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности её решения;

·        
владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;

·        
умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы;

·        
умение создавать, применять и преобразовывать знаки
и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое
чтение;

·        
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать  своё
мнение;

·        
умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии  с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной
речью;

·        
формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий. 

·        
 

Предметные результаты освоения учебного
предмета

  • осознанно воспринимать и понимать
    фольклорный текст;
  • различать фольклорные и литературные
    произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам,
    традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,
    сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других
    искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  •  выделять нравственную проблематику
    фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном
    идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском
    национальном характере;
  • видеть черты русского национального
    характера в героях русских сказок и былин,
  • учитывая жанрово-родовые признаки
    произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные
    произведения для самостоятельного чтения; 
  • целенаправленно использовать малые
    фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • определять с помощью пословицы
    жизненную/вымышленную ситуацию;
  • выразительно читать сказки и былины,
    соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
  • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные
    линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей
    речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
  • выявлять в сказках характерные художественные
    приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать
    литературную сказку от фольклорной;
  • видеть необычное в обычном, устанавливать
    неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или
    сочиняя загадку.
  • сравнивая сказки, принадлежащие разным
    народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа
    (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • рассказывать о самостоятельно прочитанной
    сказке, былине, обосновывая свой выбор;  сочинять сказку (в том числе и по
    пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
  • сравнивая произведения героического эпоса
    разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты
    национального характера;
  • выбирать произведения устного народного
    творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь
    конкретными целевыми установками;
  • устанавливать связи между фольклорными
    произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов
    (по принципу сходства и различия).

Личностные УУД:

·        
Формирование
целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии
природы, религии, народов и культур

·        
Формирование
мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности

·        
Формирование
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

·        
Формирование
ценностного отношения к происходящим событиям

·        
Формирование
внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя

·        
Формирование
навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр,
композицию, выразительные средства

·        
Формирование
навыков исследовательской деятельности

·        
Формирование
навыков самоанализа и самоконтроля

·        
Формирование
мотивации к учёбе

Регулятивные
УУД:

·        
планировать решение
учебной задачи

·        
оцени­вать весомость
приводимых дока­зательств и рассуждений

·        
уметь организовать
выполнение заданий учителя

·        
уметь соотно­сить
свои действия с планируемы­ми результатами

·        
осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата

·        
корректиро­вать
деятельность: вносить изме­нения в процесс с учетом возник­ших трудностей и
ошибок; намечать способы их устранения.

Познавательные УУД:

·        
уметь
рабо­тать с текстом, выделять в нем главное

·        
воспроизводить
по памя­ти информацию, необходимую для решения учебной задачи

·        
 перерабатывать
информацию, преобразовывать ее

·        
представлять
информацию на основе таблиц

·        
ориентиро­ваться
в учебнике: определять уме­ния, которые будут сформированы на основе изучения
данного раздела

·        
выбирать
наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий

·        
осущест­влять
для решения учебных задач операции анализа, синтеза, срав­нения

·        
 уметь
определять главное и второстепенное в предложенной информации

·        
уметь
делать выво­ды, обобщения.

Коммуникативные УУД:

·        
восприни­мать
текст с учетом поставленной учебной задачи

·        
находить
в тексте информацию, необходимую для ее решения

·        
составлять
небольшие уст­ные монологические высказывания

·        
уметь
слушать учителя и отвечать на вопросы

·        
владеть
просмотро­вым видом чтения; умение вести са­мостоятельный поиск информации

·        
осущест­влять
речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности

·        
организо­вывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками

·        
уметь
читать вслух и понимать прочитанное

·        
формировать
навыки выразительного чтения

2. Содержание тем учебного предмета

Введение.
Слово в христианской традиции. Истоки русской литературы (2 часа)

Введение. Свет Слова. История
создания славянской письменности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий Молитва в религиозной
культуре и светской литературе

Летописный рассказ о крещении Руси

Древнерусские летописи (1 час)

Летопись  как жанр древнерусской
литературы. «Повесть временных лет».   Летописные рассказы о русских князьях.
Месть Ольги древлянам

По следам древнерусских  летописей (2 часа)

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Глубокий интерес Пушкина к
древнерусским летописным сказаниям и стремление проникнуть в чувства их героев,
открыть особенности их мышления, достоверно воссоздать далекое прошлое.

Монолог
Пимена. Образ монаха-летописца в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».

Молитва в религиозной культуре и светской
литературе (4 часа)

Г. Р. Державин. Ода «Бог». Торжественное прославление величия
Творца в стихотворении Г. Р. Державина. Величие человека, познающего свою
сопричастность вселенскому Божественному промыслу.

А. С. Пушкин «Отцы пустынники и жены непорочны…». Соединение
канонического текста молитвы и индивидуального духовного переживания в
стихотворении Пушкина.

М. Ю. Лермонтов «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).Исповедание
сокровенного духовного опыта, личное и всеобщее в «Молитве» М. Ю. Лермонтова.

А. К. Толстой «Я задремал, главу понуря…». Молитвенное обращение
лирического героя к Богу в жажде духовного воскресения.

А. А. Фет «На стоге сена ночью южной…». Мотивы библейского
псалма и личное открытие поэтом величия Творца и его Вселенной.

Нравственные
заповеди в поучениях древнерусских книжников (2 часа)

«Притча о блудном сыне»

«Поучение» Владимира Мономаха. Исповедальность и поучительность в обращении князя к
своим детям. Современность нравственных уроков произведения. Образ мудрого
князя и любящего отца в Поучении. Наставления житейские и нравственные в
«Домострое»

По следам древнерусского поучения (5 часов)

А.С.Пушкин «Повести Белкина». «Станционный смотритель». Тема
блудного сына в повести «Станционный смотритель»

Заповеди в произведениях русский и
зарубежных писателей

Русские писатели и поэты о силе
слова и нравственной ответственности художника: А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев,
А.А.Фет, Н.С.Гумилев, С.А.Есенин, А.А.Ахматова

Золотое
слово Древней Руси (6 часов)

«Слово о полку Игореве» — особый памятник древнерусской литературы. История его открытия и
публикации.
«Слово о полку Игореве» как образец
героического эпоса. Похвала и наставления в Золотом слове Святослава.

«Слово о погибели Русской земли». Ораторское
искусство Древней Руси

Образ России в лирических произведениях писателей XIX века

И. С. Никитин «Русь».

И. С. Тургенев «Русский язык».

М. Ю. Лермонтов «Родина».

Н. А. Некрасов «Ты и убогая, ты и обильная…» (из поэмы «Кому на
Руси жить хорошо».)

Ф. И. Тютчев «Эти бедные селенья». «Есть в осени
первоначальной…».

А. А. Фет «Вечер».

Поэты начала XX века о прошлом и настоящем своей родины.

И. А. Бунин «Родине», «У птицы есть гнездо, у зверя есть
нора…».

А. А. Блок «Россия». «На поле Куликовом».

С. А. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…», «Нивы сжаты, рощи
голы…».

И. Северянин «Запевка».

Поучение в
стихах. Риторические традиции и нравственные уроки в произведениях поэтов XX
века.

Воинская повесть в литературе Древней Руси (3 часа)

«Повесть о
разорении Рязани Батыем»

Мужество защитников Рязани. Образ Евпатия
Коловрата. Фольклорные и книжные традиции в создании образов героев Рязанской
земли. Трагическое и жизнеутверждающее в повести.

«Сказание
о Мамаевом побоище»
 
(в сокращении). Трудный путь к великой победе в
изображении древнерусского автора. Образ князя Дмитрия Ивановича Донского.

Идеалы рыцарства и их отражение в
средневековой литературе Западной Европы

По следам древнерусской воинской
повести: героические образы русских воинов в литературе
XIX века (7 часов)

В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов». Лиризм в
воплощении героико-патриотической темы. Образ поэта, вдохновляющего на битву
товарищей по оружию. Слияние личного и общенародного в стихотворении В. А.
Жуковского.

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Повествование об эпохе собирания
Русской земли и становления русского самосознания. Трагическое величие
исторических картин, изображенных писателем. Традиции народного героического
эпоса и древнерусских воинских повестей в создании образов казаков-запорожцев.

Размышляем о литературе вместе  с
писателями и учёными.

Беседа 1 Национальные особенности русской литературы

По следам древнерусской воинской повести:

тема подвига во имя Родины и
жизни в литературе
XX века (3 часа)

М. А. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов — богатырь
советской эпохи. Цельность его характера. Мужество и доброта русских людей как
источник несгибаемой силы народа.

Тема Великой Отечественной войны в
лирике русских поэтов: М.Исаковский, О. Берггольц, С.Орлов, А. Твардовский

Житие в древнерусской
литературе (2 часа)

Епифаний Премудрый «Житие
Сергия Радонежского (фрагменты). Духовный путь святого. Соответствие образа
героя житийному канону и индивидуальные черты его личности. Сочетание
исторического, бытового, чудесного в житии.

Ермолай– Еразм «Повесть
о Петре и Февронии Муромских».Идеал любви, семьи, супружества, представление о роли
мужчины и женщины в устроении мира, воплощенные в произведении. Житийные и
сказочные традиции в повествовании.

По следам житийной литературы

 Литература Нового времени в
поиске человеческого идеала (10 часов)

И. С. Тургенев. Рассказ «Живые мощи». Физическая немощь и духовная
сила героини рассказа «Живые мощи». Судьба Лукерьи как нравственное
восхождение. Народно-поэтические и евангельские образы в ее рассказе.

Н. С. Лесков «Человек на часах». Столкновение формальных правил
и требований совести как испытание для человека. Герой рассказа и отношение к
нему автора.

Н. А. Некрасов «Влас». Нравственное преображение героя
стихотворения. Фольклорные образы и житийные мотивы в стихотворении «Влас».

А. И. Солженицын «Матренин двор». Характер и судьба Матрены.
Случайное и закономерное в ее жизни и смерти. Праведность в понимании А.
И.Солженицына. Житийное и притчевое начало в рассказе.

А. Платонов «Юшка»

Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке».

Настоящая повесть о настоящем
человеке. Образ главного героя

Путешествия (хождения) в
литературе Древней Руси (5 часов)

Происхождение
и изменения жанра хождения в древнерусской литературе. Паломничество к
источнику истины и странствие в поисках истины. Образ Святой земли и память
Родины в «Хождении игумена Даниила..»

«Хождение за три моря Афанасия Никитина» (фрагменты).
Образ автора — путешественника, исследователя, патриота. Столкновение русского
путешественника с чужими краями и иными народами. Открытость его души всем впечатлениям
мира

и преданность
родной земле и православной вере.

Поэзия
вагантов. Литература Востока

По следам древнерусских хождений:

жанр
путешествия в литературе Нового времени
(16 часов)

Н. М. Карамзин «Письма русского путешественника» (фрагмент). Образ
путешественника, его взгляд на природу и общество. Наблюдательность и
чувствительность русского странника.

Н. М. Языков «Пловец», Песня («Из страны, страны далекой…»).

М. Ю. Лермонтов «Мцыри». Путь героя к себе, обретение свободы ценой
жизни. Бегство Мцыри — бунт против враждебной воли обстоятельств. Одиночество
героя, не примиренного с волей судьбы.

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник». Русский офицер Жилин среди
чужого и враждебного ему мира. Плен как испытание мужества и человечности.
Жилин и Костылин. Дина и Жилин. Доброта как путь спасения от уныния и духовного
ожесточения.

И. А. Гончаров «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Наблюдения и
размышления повествователя: красоты иных земель и память родины. Очерки русских
характеров в книге И. А. Гончарова. Лучшие человеческие качества, открывающиеся
в испытаниях морского плавания.

В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Испытание главного героя:
одиночество в тайге, поиск пути, поиск опоры в собственной душе и усвоенном
человеческом опыте. Открытия Васютки. Мысль писателя о коллективной ценности
личных достижений каждого человека.

Из зарубежной литературы.

Путешествие Маленького принца в
философской сказке А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Из зарубежной литературы

Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Размышляем о литературе вместе  с
писателями и учёными.

Беседа 2  О национальном своеобразии литературы

Для внеклассного чтения. Прогулки без присмотра

Герои и
антигерои в мировой литературе.

Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ», «Странная история доктора
Джекила и мистера Хайда».

Майн Рид «Всадник без головы».

А. Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе».

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея».

У. Коллинз «Женщина в белом».

Дж. Лондон «Морской волк».

3. Календарно — тематическое планирование

(2 часа в неделю, 68 часов  в год)

(Учебник
Литература, 7 класс в 2 частях Гулин А.В., Романова А.Н.,

«Русское
слово – учебник», 2019  год)

Часы

Дата

 урока                               Тема
урока

Примечание

 

Слово в христианской традиции. Истоки русской литературы (2
часа)

11

 02.09.21       

Введение.
Свет Слова. История создания славянской письменности. Святые равноапостольные
Кирилл и Мефодий

 

12

07.09.21

Летописный
рассказ о крещении Руси

 

Древнерусские летописи (1 час)

3

09.09.21

Летопись  как жанр древнерусской литературы.
«Повесть временных лет».   Летописные рассказы о русских князьях. Месть Ольги
древлянам

По следам древнерусских летописей (2 часа)

4

14.09.21

Образ монаха-летописца в трагедии
А.С.Пушкина «Борис Годунов» (Монолог Пимена)
.

5

16.09.21

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Летописный
источник и пушкинская баллада

Молитва в религиозной культуре и светской литературе

(4 часа)

6

21.09.21

Молитва как явление духовной культуры. Переложения псалмов в поэзии
М.В. Ломоносова

7

 23.09.21

Духовная ода в поэзии 18 века.

Г.Р.Державин Ода
«Бог». Торжественное прославление величия Творца и творения в стихотворении
Г.Р.Державина

8

28.09.21

Молитва как источник вдохновения поэтов 19
века. А.С.Пушкин
«Отцы пустынники и жёны
непорочны…». Соединение канонического текста молитвы и индивидуального
духовного переживания

9

30.09.21

М.Ю.Лермонтов «Молитва».
Исповедание сокровенного духовного опыта, личное и всеобщее в «Молитве»
А.К.Толстой «Я задремал, главу понуря…».
Молитвенное обращение поэта к Богу в жажде духовного воскресения

Нравственные
заповеди в поучениях древнерусских книжников (2 часа)

10

05.10.21

«Притча о блудном сыне»

11

07.10.21

Владимир Мономах
«Поучение детям». Исповедальность и поучительность в обращении князя своим
детям. Наставления житейские и нравственные в «Домострое»

По следам древнерусского поучения (5 часов)

12

12.10.21

А.С.Пушкин
«Повести Белкина». «Станционный смотритель»

13

14.10.21

Тема блудного сына
в повести «Станционный смотритель»

14

19.10.21

Заповеди в произведениях русский и
зарубежных писателей

ВН.ЧТ

15

21.10.21

Русские писатели и поэты о силе слова и нравственной
ответственности художника: А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет

16

26.10.21

Русские писатели и поэты о силе слова и
нравственной ответственности художника: С.А.Есенин, Н.С.Гумилёв,
А.А.Ахматова.

Золотое слово
Древней Руси (6 часов)

17

28.10.21

«Слово о полку Игореве» — особый памятник
древнерусской литературы. История его открытия и публикации

18

09.11.21

«Слово о полку
Игореве» как образец героического эпоса. Похвала и наставления в Золотом
слове Святослава

19

11.11.21

Идея единства и
величия Русской земли в «Слове о полку Игореве». Духовный путь князя Игоря

20

16.11.21

РР Ораторское
искусство в литературе Древней Руси. «Слово о погибели Русской Земли»

РР

21

18.11.21

Образ России в
лирике поэтов
XIX века: Ф.И.Тютчев, И.С.Никитин,
Н.А.Некрасов

22

23.11.21

Поэты XX века о прошлом и настоящем своей Родины: И.А.Бунин, А.А.Блок,
И.Северянин, Н.И.Рыленков, Н.М.Рубцов

Воинская повесть в
литературе Древней Руси (3 часа)

23

25.11.21

«Повесть о разорении Рязани Батыем». История
и поэзия в произведении

24

30.11.21

«Сказание о Мамаевом побоище». Историческая
основа произведения

25

02.12.21

 Идеалы рыцарства и их отражение в
средневековой литературе Западной Европы

ВН.ЧТ

По следам древнерусской воинской повести: героические образы русских
воинов в литературе
XIX века (7 часов)

26

.

07.12.21

В.А.Жуковский
«Певец во стане русских воинов». Героическое и задушевно-личное звучание
стихотворения

27

09.12.21

Н.В.Гоголь
Работа над повестью «Тарас Бульба». Запорожская  Сечь в изображении
Н.В.Гоголя

28

14.12.21

Сыновья Тараса Бульбы. Смысл сопоставления
их судеб

29

16.12.21

Традиции народного героического эпоса и
древнерусских воинских повестей в создании образов казаков-запорожцев.
Героико-патриотический пафос повести

30

21.12.21

Р/р «Тарас
Бульба». Финал произведения. Образ главного героя

РР

31

23.12.21

Р/р Подготовка к
написанию контрольного сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

РР КС

32

28.12.21

Размышляем о литературе вместе  с
писателями и учёными.

Беседа 1 Национальные
особенности русской литературы

По следам древнерусской воинской
повести:

тема подвига во имя Родины и
жизни в литературе
XX века (3 часа)

33

М.А.Шолохов
Рассказ «Судьба человека». Судьба Андрея Соколова. Цельность и сила его
характера

34

Р/р Особенности
композиции рассказа. Образ автора и его роль в произведении. Герой рассказа
Шолохова – богатырь советской эпохи. Национальные черты его душевного облика

РР

35

Тема Великой Отечественной войны в лирике
русских поэтов: М.Исаковский, О. Берггольц, С.Орлов, А. Твардовский

Житие в древнерусской
литературе (2 часа)

36

Предназначение и особенности агиографической литературы. Епифаний
Премудрый
«Житие Сергия Радонежского»

37

Ермолай (Еразм) «Повесть
о Петре и Февронии Муромских». Идеал любви, семьи, супружества в произведении

По следам
житийной литературы

 Литература
Нового времени в поиске человеческого идеала (10 часов)

38

Н.А.Некрасов
«Влас». Нравственное преображение героя стихотворения. 

39

И.С.Тургенев «Живые
мощи». Физическая немощь и духовная сила героини рассказа.  Судьба Лукерьи
как нравственное восхождение.

40

Н.С.Лесков «Человек
на часах». Столкновение формальных правил и требований совести как испытание
для человека

41

Герой рассказа и отношение к нему автора.
Праведники в прозе Н.С.Лескова.

42

А. Платонов «Юшка»

43

Б.Н.Полевой «Повесть о настоящем человеке».

Настоящая повесть о настоящем человеке

44

Невероятная сила духа героя. Образ главного героя

45

«Круговая порука» настоящих людей в повести Б.Полевого

46

А. И.Солженицын «Матрёнин двор». Характер и
судьба Матрёны

47

Матрёна и Фаддей. Смысл сопоставления персонажей. Трагическое и
светлое в рассказе

Путешествия (хождения) в литературе Древней Руси (5 часов)

48

Происхождение и изменения жанра хождения в
древнерусской литературе. Образ Святой земли и память Родины в «Хождении
игумена Даниила..»

49

Афанасий
Никитин
«Хождение за три моря». История
произведения, судьба автора

50

Русский путешественник в чужих краях.
Открытость его души всем впечатлениям мира и преданность родной земле

51

Поэзия вагантов

52

Вн. чт. Из
зарубежной литературы.

Средневековая
лирика Востока. Омар Хайям, Рудаки, Низами, Саади

ВН.ЧТ

По следам древнерусских хождений:

жанр путешествия в литературе Нового времени (16 часов)

53

Н.М.Карамзин «Письма
русского путешественника»

54

Путешествие как способ познания и
самовоспитания человека в русской литературе. Н.М.Языков «Пловец».
Открытость миру и преданность родной земле в поэзии Н.М.Языкова

55

И.А.Гончаров и его путешествие на «Фрегате «Паллада».

56

Кавказские
мотивы в русской литературе

А.С.Пушкин «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». Лирика

57

М.Ю.Лермонтов
«Мцыри». История создания поэмы. Прототип героя

58

Р/р
Путешествие Мцыри: путь героя к себе, обретение свободы ценой жизни

РР

59

Л.Н.Толстой. Творческая
история рассказа «Кавказский пленник»

60

Русский офицер среди чужого и враждебного
мира. Дина и Жилин. Доброта как путь спасения от уныния и духовного
ожесточения

61

В.П.Астафьев «Васюткино
озеро». Испытание главного героя тайгой

62

Открытия Васютки и размышления В.П.Астафьева
о взаимосвязи человека и природы

63

Из зарубежной литературы.

Путешествие Маленького принца в философской
сказке А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

64

Промежуточная аттестация. Комплексная 
контрольная работа

КР

65

Из зарубежной литературы

Д.Дефо
«Робинзон Крузо»

66

Утверждение
силы и самостоятельности человека в борьбе с обстоятельствами в книге Д.Дефо

67

Размышляем о литературе вместе  с
писателями и учёными.

Беседа 2 О национальном
своеобразии литературы

68

Вн.чт. Прогулки без присмотра

Герои и антигерои в литературе

Путешествия и открытия в литературе

ВН.ЧТ

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати

Библиографическая запись:
. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-literatura-xi-xvii-vekov/ (дата обращения: 7.01.2022)

История русской литературы

История русской литературы, от Нестора до Пелевина (по идее).

22 января 2017

«Поучение Владимира Мономаха». Особенности стиля

Центральная идея «Поучения» состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит «сию граматицю», строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными семейными интересами.

30 ноября 2016

Послания Ивана Грозного

Он ломал стилистические традиции и «литературный этикет» своего времени. Нельзя думать, что он делал это по невежеству, он был одним из образованнейших людей своего времени. Он широко пользовался пропагандой в своей политической деятельности. 

15 ноября 2016

Симеон Полоцкий. Развитие школьного театра в XVII веке

Свою деятельность Симеон Полоцкий посвятил борьбе за распро­странение просвещения. Он активно участвует в спорах сторонников греческой и латинской образованности, принимая сторону последних, поскольку защитники греческой системы образования стремились подчинить развитие просвещения контролю церкви. 

15 ноября 2016

Жанровый состав литературы древней Руси

Вместе с христианством Древняя Русь приняла и ту систему жанров церковной письменности, которая была разработана в Византии. Здесь еще не было жанров в современном литературоведческом понимании, а существовали каноны, закрепленные постановлениями вселенских соборов, преданием — традицией и уставом. 

14 ноября 2016

«Сказание» Авраамия Палицына

Умный, хитрый и довольно беспринципный делец Авраамий Палицын находился в близких отношениях с Василием Шуйским, тайно сносился с Сигизмундом III, добиваясь у польского короля льгот для монастыря. Создавая «Сказание», он стремился реабилитировать себя и старался подчеркнуть свои заслуги в борьбе с иноземными захват­чиками и избрании на престол царя Михаила Федоровича Романова.

14 ноября 2016

Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным

Политика Грозного, направленная на укрепление единодержавия, усиление роли служилого дворянства и ущемление интересов боярской знати, вызвала отпор со стороны последней. Эту борьбу ярко отразила переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным.

14 ноября 2016

Житие Александра Невского

Само заглавие произведения дает определение его специфики: «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Алексан­дра» — рассказ о жизни, главным содержанием которой явились по­двиги «храбрости». Основу жития Александра Невского составляют две воинские повести о битве на Неве и на Чудском озере.

02 ноября 2016

Периодизация древнерусской литературы. Особенности литературы древней Руси

Первые дошедшие до нас памятники древнерусской письменности известны лишь со второй половины XI в.: Остромирово евангелие (1056—1057 гг.), «Изборник великого князя Святослава 1073 г.», «Изборник 1076 г.». Большинство произведений, создававшихся в XI—XII вв., сохранились лишь в поздних списках XIV—XVII вв.

26 сентября 2016

Проблема барокко в русской литературе. Становление и развитие русской книжной поэзии

Термин «барокко» был введен сторонниками классицизма в XVIII в. для обозначения искусства грубого, безвкусного, «варварского» и первоначально связывался толь­ко с архитектурой и изобразительным искусством. В литературоведение этот термин ввел в 1888 г. Г. Вельфлин в работе «Ренессанс и барокко». Он сделал первую попытку определить признаки барокко, сведя их к живописности, глубине, открытости формы, т. е. чисто формальным признакам. 

26 сентября 2016

Эволюция агиографической литературы

Процесс «обмирщения» древнерусской литературы сказался и трансформации такого устойчивого жанра, как житие. Его каноны, прочно закрепленные макарьевскими «Четьими-Минеями», разруша­ются вторжением бытовых реалий, фольклорной легенды еще с XV столетия, о чем свидетельствуют жития Иоанна Новгородского, Ми­хаила Клопского. В XVII в. житие постепенно превращается в бытовую повесть, а затем становится автобиографией-исповедью.

26 сентября 2016

Максим Грек

Большую роль в истории древнерусской литературы и общественной мысли сыграл Максим Грек (1480—1556). Он родился в городе Арты (Албания) и принадлежал к знатному роду Триволисов, близкого Палеологам. Во Флоренции он с восторгом внимал речам доминиканца Иеронима Савонаролы и с тех пор стал его почитателем. 

26 сентября 2016

История о Казанском царстве

Присоединение к Москве Казани в 1552 г. было крупнейшим историческим и политическим событием века. Оно воспринималось современниками как расплата за двухсот­летнее монголо-татарское иго. Взятие Казани, а в 1556 г.— Астрахани открывало великий водный торговый путь по Волге, который тесно связывал Московское государство со странами Востока.

26 сентября 2016

Повесть о мутьянском воеводе Дракуле

«Сказание о Дракуле воеводе, или Повесть о мутьянском воеводе Дракуле», созданная в конце XV в., ставит вопрос о характере власти единодержавного властителя, о значении его личности и занимает важное место в развитии жанра историко-легендарной повести.

26 сентября 2016

Киево-Печерский патерик

Основу патерика составила переписка между суздальским еписко­пом Симоном и монахом Киево-Печерского монастыря Поликарпом, а также послание Поликарпа к игумену Акиндину. Эта переписка завязалась в начале 20-х годов XIII в. Недовольный положением простого монаха, Поликарп мечтал о епископской митре, пытался же он получить высокую церковную должность через жену князя Ростис­лава Рюриковича Анастасию — Верхуславу. 

26 сентября 2016

Формы летописного повествования

Летописное сказание – устно-поэтического происхождения. Сказание – устное историческое предание в «книжной», литературной переработке летописца. Его использовали при отсутствии более достоверного материала, когда излагали события, летописцу не современные. В этих случаях летописец имел один основной источник – устное историческое предание.

26 сентября 2016

Ораторское искусство Кирилла Туровского

Слова предназначались для произнесения в храме. Содержание их традиционно, как традиционен и сам праздник, ежегодно отмечаемый. В каждом слове последовательно развиваются одни и те же темы: «похвала» празднику, разъяснение его религиозного смысла, воспоминания о событии, в честь которого праздник установлен.

22 сентября 2016

Поэтический стиль Симеона Полоцкого

Сборники его стихотворений – своеобразная «поэтическая кунсткамера», «музей», на витринах которого расставлены самые разнообразные вещи, часто очень редкие и древние, «курьезы».

13 сентября 2016

«Хождение» игумена Даниила

Игумен Даниил совершил паломничество в Палестину в 1106— 1108 гг. Далекое путешествие Даниил предпринял, «понужен мыслию своею и нетерпением», желая видеть «святый град Иерусалим и землю обетованную», и «любве ради святых мест сих исписах все, еже видех очима своима». Его произведение написано «верных ради человек», с тем чтобы они, услышав о «местах сих святых», устремлялись к этим местам мыслью и душою и тем самым приняли «от бога равную мзду» с теми, которые «доходили сих святых мест». 

13 сентября 2016

Киево-Печерский патерик

В основание патерика легли три произведения 20-х годов XIII  века: послание епископа владимирского и суздальского Симона к Печерскому иноку Поликарпу, повесть Симона о том, как была построена Успенская церковь и послание Поликарпа к игумену  Печерского монастыря Акиндину.

11 марта 2016

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

Повесть о разорении Рязани Батыем — произведение древнерусской литературы. Посвящено взятию Рязани монголо-татарами в декабре 1237 года. Сохранилось в списках, самые старшие из которых датируются второй третью XVI века. В трёх древнейших списках отражены три разновидности текста (по классификации Д. С. Лихачева).

11 марта 2016

Переводная литература 11-12 веков

Именно здесь мы встречаемся с интересным явлением, которое Д. С. Лихачев охарактеризовал как явление «трансплантации»: византийская литература в отдельных своих жанрах не просто повлияла на литературу славянскую, а через ее посредство на древнерусскую, но была – разумеется в какой-то своей части – просто перенесена на Русь. 

08 марта 2016

Проблематика и художественное своеобразие «Повести о Горе и Злочастии»

Произведение представляет собой смешение жанров. Здесь присутствует влияние фольклорных  и  книжных традиций. Основой для «Повести» являютсянародные песни о Горе  и  книжные «покаянные» стихи, но своим стихотворным размером  и  некоторыми деталями восходит к былинам.

03 марта 2016

Основные закономерности развития древнерусской литературы

Литература возникла внезапно. Скачок в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви, потребовавших письменности и церковной литературы. Скачок к литературе был подготовлен всем предшествующим культурным развитием русского народа. 

03 марта 2016

Композиция «Повести временных лет». Погодный принцип повествования

«Повесть временных лет» – большой свод русских летописей, автором-составителем которых был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. «Повесть временных лет» является переработанной и дополненной версией более раннего произведения – «Начального свода» (1095).

03 марта 2016

«Сказание о Борисе и Глебе». Поэтика и проблематика

Сказание о Борисе и Глебе — памятник древнерусской литературы, посвящённый истории убийства сыновей князя Владимира Крестителя, Бориса и Глеба, позднее канонизированных в лике страстотерпцев.

03 марта 2016

Литература 12-начала 13 вв.

С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. 

03 марта 2016

«Слово о полку Игореве». Русская культура 12 века

Величайшим памятником русской культуры XII в. является «Слово о полку Игореве», посвящённое описанию неудачного похода на половцев (в 1185 г.) новгород-северского князя Игоря Святославича. Автор — сторонник единства страны, единства её сильнейших князей, единства народа.

03 марта 2016

Проблема автора «Слова о полку Игореве»

«Слово» — слишком необычный и сложный текст, чтобы по нему можно было уверенно судить о тех или иных свойствах его автора или сравнивать его с другими текстами той эпохи.

03 марта 2016

Проблема жанра в «Слове о полку Игореве»

Уже первые издатели «Слова» параллельно с названием оригинала «Слово о полъку Игоревъ, Игоря сына Святославля, внука Ольгова» напечатали: «Пъснь о походе Игоря, сына Святославова, внука Ольгова».

01 марта 2016

«Слово о погибели русской земли». Жанровое и идейное своеобразие

«Слово о погибели Русской земли» по поэтической структуре и в идейном отношении близко к «Слову о полку Игореве». Оба эти произведения отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста. 

  • Рассказ о дикорастущем растении для 2 класса окружающий мир
  • Рассказ о детстве и юности пушкина
  • Рассказ о дворце халифа
  • Рассказ о городе крепости
  • Рассказ о героях страны об одном