Рассказ о древнеегипетском войне

технологическая карта урока фио: епихина алла викторовна оу: мбоу березовская сош карачевского района предмет: история класс: 5 учебник: вигасин

                                 
Технологическая карта урока

   ФИО:
Епихина Алла Викторовна

     ОУ: МБОУ Березовская сош
Карачевского района

     Предмет:
история

     Класс: 5

     Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая
история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /
А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – М.:
Просвещение, 2016.

      Тема урока: «
Военные походы фараонов»

Педагогические
цели

Создать
условия для формирования представлений об устройстве древнеегипетской армии,
основных родах войск и
вооружении, выделения факторов,
способствующих военным успехам фараонов; содействовать определению одной из
важнейших функций древневосточного
государства — ограбление соседних народов — и показу, что агрессивная
политика,
выгодная вер­хам египетского общества, разоряла остальное
население

Тип урока

Усвоение знаний, навыков и
умений

Планируемые

результаты

(предметные)

Способность применять
понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического
анализа
для раскрытия
сущности
и значения событий и явлений прошлого и современности

ста и значения событий и
явлений прошлого и современности; умение изучать
и систематизировать,
.информацию из различных
   исторических и современных
источников                       

Личностные

результаты

Обретение мотивации к
изучению нового материала; осмысление социально-нравственного опыта
предшествующих поколений;
способность к определению своей позиции и
от­ветственному поведению в современном обществе

Метапредметные

результаты

Способность сознательно
организовывать и регулировать свою деятельность —
учебную, общественную
и др.; умение
органи­зовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать
индивидуально
и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов, формулиро­вать, аргументировать и отстаивать свое
мнение

Основное
содержание темы, понятия и термины

Устройство
древнеегипетской армии. Завоевательные походы Тутмоса (около 1500 г. до н. э.).
Последствия  походов. Бронза, пехотинец, боевая колесница, дышло, возница,
колесничий, дротик, наемное войско

Образовательные
ресурсы

Учебник. И Рабочая тетрадь № 1. Контурная карта. Карта
«Древний Восток. Египет и Передняя Азия». Карточки с индивидуальными
заданиями. Проектор, компьютер,презентация «Египетское войско во II тыс. до
н.э.»

                                                        
      Организационная структура урока

Этапы
урока

Формы,
методы, методические приемы

Деятельность
учителя

        
Деятельность учащихся

Форма
контроля

Характеристика
основных видов деятельности

Формирование     
УУД

1.Организационный
момент

Фронтальная
.Словесный. Слово учителя.

Приветствует
учащихся. Отмечает отсутствующих. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют
учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое
включение в предстоящую работу.

2.
Проверка домашнего задания

Индивидуальная,

фронтальная.
Словесный,  отвечают письменно на вопросы, дискуссия

Осуществляет
контроль знаний:

1)предлагает
дать устный ответ по карточке (приложение1);

 2)предлагает
индивидуальную работу по карточкам письменно (приложение 2):

3) 
организует дискуссию с классом  (приложение 3)

Собирает индивидуальные задания на проверку.

Обдумывает
ответ и отвечает 1 чел. Уч-ся слушают и дополняют ответ.

Письменно
отвечают на вопросы карточек

Рассуждают,
высказывают свое мнение.

Регулятивные:

определяют,
что усвоено, осознают качество усвоения.

Коммуникативные:
высказывают
свою точку зрения

Рассказ,
письменный ответ

отвечают
на вопросы

3.  
Постановка учебной задачи
.                

Фронтальная.
Словесная. Сообщение учителя

Сообщает
тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи.

-Мы
выяснили, что все население Египта и даже вельможи подчинялись фараону –
самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами
участвовали в военных походах.

Сегодня
речь пойдет о войске фараона.

Предположите
, на какие вопросы мы должны будем ответить, чтобы побольше узнать о
древнеегипетском войске

 —
Верно, нам надо узнать состав войска, чем были вооружены воины, с какой целью
и куда ходили в походы, последствия этого.

Слушают
учителя формулируют учебные задачи

Записывают
тему урока.

Регулятивные:
принимают
учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

4. Усвоение
новых знаний и способа действий
.

    
Состав и вооружение египетского войска.

Военные
походы фараонов

Результаты
и последствия  военных походов.

Фронтальная.
Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, показ слайдов,
беседа

Парная, индивидуальная.

Практический.,
исследовательский,

Работа с
картой, учебником ,рабочей тетраью

Групповая,
,работа с текстом учебника

Показывает
презентацию и рассказывает о египетской армии.

 -На
какие части делилось войско?

— Чем
были вооружены воины?

Предлагает
описать преимущества колесницы перед пехотинцами.

Организует
работу с картой. Предлагает изучив легенду карты  на с.47 ответить на
вопросы.

-Какими
значками обозначены походы фараонов?

-На
какие территории были совершены эти походы?

 Все
географические названия показываются на карте.

Организует
выполнение задания  №28 (П.1,2,6 в рабочей тетради по заполнению контурной
карты.

Организует
самостоятельную работу по  п.3 учебника для определения целей военных походов
фараонов.

Организовывает
самостоятельную работу с текстом. При необходимости оказывает помощь

Знакомятся
с составом и вооружением войска.

Отвечают
на вопросы.

Осуществляют
сравнение колесничих с пехотинцами

Учащиеся  отвечают на вопросы. Сравнивают карту
на доске с картой учебника 

Выполняют
задание по контурной карте.

Читают,
определяют цели военных походов

Заполняют
схему

Работа в
группах
.

 Каждая
группа работает с вопросами на карточках, для этого использует текст и
иллюстрации учебника (1 группа работает с п. 4,

2 группа
– п. 5,  

3гр.-документ

(Приложение4)

Познавательные:
используют
знаково- символические средства  для решения учебной задачи; осуществляют
анализ, сравнение, делают вывод

Регулятивные:
с
оставляют
план и последовательность действий

Познавательные:

осуществляют
поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебника

Познавательные:

осуществляют
поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебника

Беседа
по вопросам

Работа с
текстом учебника,  с картой, выполнение задания в рабочей тетради,

Отвечают
на вопросы  на карточках карточкам

  5.
Закрепление знаний и способов действий.

Фронтальная.
Словесный,

наглядный,

проблемный.
Работа с картой, беседа

-Покажите
на карте Египет.

-Назовите
имя фараона и примерный год, когда были совершины крупные завоевания.

-Покажите
на карте захваченные территории.

-Какие
цели преследовались в походах?

-Каковы
последствия завоевательных походов7

Показывают
на карте, отвечают на вопросы, перечисляют цели и последствия войн

Регулятивные: в
сотрудничестве с учителем находят решение учебной задачи

Познавательные
:

Осознанно
строят речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные:
прислушиваясь
к мнению других высказывают свою точку зрения

Беседа
по вопросам, работа с картой

6.Рефлексия.

Фронтальная.

Практический.
таблица

Предлагает
выполнить задание в таблице

Заполняют
таблицу

Регулятивные:
проявляют открытость в  в осмыслении своих действий и  и самооценке

Таблица

7. Информация
о домашнем задании

Фронтальная.
Словесный. Сообщение учителя

Комментирует
задание. Подготовить рассказ от имени египетского воина об участии в походе.
Задание 30 в рабочей тетради.

Задают
вопросы по характеру выполнения домашнего задания

Регулятивные:
воспринимают
поставленную задачу

Рассказ,
задание на счет лет.

Приложение
1

Карточка
для устного ответа на вопрос по изученной теме

Подготовь
развернутый ответ на вопрос: «Занятия и жизнь жителей Древнего Египта».

Для этого вспомни
и ответь на вопросы:

•          Какие
занятия существовали у древних египтян?

•          Как
жили и чем занимались древнеегипетские земледельцы?

•          Как
жили и чем занимались древнеегипетские ремесленники?

•          Как
жили и чем занимались древнеегипетские писцы?

•          Как
жили и чем занимались древнеегипетские вельможи?

•          Как
становились рабами? Как жили и чем занимались рабы?

Сделай вывод, а
равны ли были жители Древнего Египта?

Индивидуальная
работа по карточкам.  (Приложение2, )

Задание1. (письменно 1 человек).

 В
древнеегипетском поучении отец наставляет сына: «Обрати своё сердце к книгам.
Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там
нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности,
где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими
людьми».

Ответь на вопросы:

1. Чему учит отец
сына?

2. Как, по его
мнению, можно стать писцом?

3. Почему
должность писца в Египте считалась очень почетной?

Задание
2

(письменно 1 человек).

Прочитайте
отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответьте на вопросы.

Я
— раб царя. С восхода до заката

Среди
других свершаю тяжкий труд

И
гнус гнилой — единственная плата

За
стон, за пот, за тысячи минут.

Я
— раб царя, и жребий мой безвестен;

Как
тень зари исчезну без следа.

Меня
с земли судьба сотрет, как плесень;

Но
след не минет скорбного труда,

И
простоит близ озера Мерида

Века
веков святая пирамида.

— О чем идет речь в этом стихотворении? Что прославлял его автор?
Какие мысли и чувства вызывают у вас эти строки?

(Приложение
3)

Советы
начинающим чиновникам.

«Если
ты сидишь за столом у того, кто выше тебя по должности, то бери, когда тебе
дают то, что лежит перед тобой. Не смотри на то, что лежит перед ним, как он не
смотрит что лежит перед тобой. Опускай лицо вниз, когда он тебя приветствует.
Смейся, когда он смеется.  Это приятно его сердцу. Гни свою спину перед
начальником. И тогда в твоем доме будет богатство. Не седи, если перед тобой
стоит тот, кто старше тебя или выше по должности»

_Подумайте,
какими качествами должен обладать египетский чиновник?

-Каково
твое мнение о подобных советах?


Как вы считаете,


Для сегодняшнего дня эти советы актуальны?

Приложение4

Синайский
п-ов

Цель:..

    
Нубия

Цель…

     Военные походы фараонов

Палестина,
Сирия, Финикия

Цель:…

Племена
ливийцев

Цель:..

Приложение5

1 группа
(вопросы по пункту 4):

•  С какой добычей
возвращались египетские войска домой?

•  Как появлялись
рабы в египетском государстве, как обращались с рабами?

•  Почему пленники
считались главной добычей на войне?

Сделайте вывод о
том, какой характер носили военные походы фараонов?

2 группа
(вопросы по пункту 5):

•  Как жил простой
воин?

•  Как жила семья
война?

•  Как вы думаете,
как делились богатства, захваченные во время военных походов?

3 группа Крестьянин. Я участвую уже во втором
военном походе. Посмо­трите на мои шрамы. Этот я заработал при взятии крепости
Мегиддо, а при штурме другой крепости я чуть не погиб от меча противника. И что
же я получил за все тяготы и опасности похода? Все мое имущество уме­щается вот
в этой котомке, домой приду с пустыми руками. А дома ждут меня жена и дети. Как
они справляются с хозяйством без мужчины? Ведь уже давно началось время сева, а
женщине и малым детям трудно управ­лять быками, тяжело работать с плугом. А
если в этом году по воле бога Хапи вода поднялась высоко в Ниле, то надо
вывести ее с поля, иначе зерно сгниет в земле. И сборщикам налогов не объяснишь,
что воевал, а не работал. Они все равно будут кричать: «Давай зерно!» Не
столько у меня раны болят, сколько душа изболелась за близких.

Второй
крестьянин.
Иу меня те же
проблемы. Еще после первого похода взяли у меня за долги быка. Боюсь, как бы за
долги не за­брали в рабство и жену с сыном. Вдруг приду и увижу пустую хижину
да поле, заросшее сорной травой? К кому тогда обращаться за помощью?

Вельможа. Нуая полностью
доволен результатами похода. Во время взятия крепости я командовал отрядом
колесниц. «Большой ‘ дом» остался мною доволен. За храбрость я получил 50
пленников, 300 го­лов скота, несчетное количество украшений. Посмотрите на мой
но- выи кинжал, украшенный драгоценными камнями. Я сорвал его с пояса раненного
в бою противника. А кроме того, мне пожаловали большой участок земли в
завоеванной стране. Вернувшись домой, я прикажу вы­сечь на стенах гробницы
стихи о моих славных подвигах. И довольный владыка, возможно, назначит меня на
новую, более высокую должность.

     -Каковы результаты и последствия
походов?

Вы считаете, как и все, что Конан Дойль написал только 56 рассказов и четыре романа?

О, тогда мне есть чем вас удивить, потому что существует необычайный 57-й рассказ, который отдельно не входил ни в одно из известных собраний его сочинений.

И, почти наверняка, никогда не переводился. Вы сейчас первыми о нем узнаете, ибо находится он в совершенно необычайной библиотеке.

Но расскажу все по порядку.

Начало 20-х в Британии было трудным и отчаянным временем. Сотни тысяч жизней бездарно сгинули в полях Фландрии и Франции. С карты Европы исчезло несколько империй. Монархическое правление виделось пережитком. После отречения и убйства императора России и падения Австро-Венгерской монархии качнулся под Георгом Пятым и британский трон: усиливались республиканские настроения, от короля требовали отречения. Экономика — в упадке. Появились явные предвестники распада самой крупной империи в мировой истории, расширявшейся более чем двести лет. Более того — многим становилось ясно, что рушится весь европейский миропорядок, сложившийся примерно со времени объединенной победы над неистовым корсиканцем.

Видео дня

И как же решают в британской монархии 1921 года противостоять нарастанию энтропии?

Удивительно: сделать кукольный дом! Запечатлеть уходящее.

Феноменально несчастливая в браке внучка королевы Виктории, принцесса Мария Луиза Шлезвиг-Голштейнская, решила порадовать подругу детства королеву Марию (жену английского короля Георга Пятого) уникальным подарком — самым большим и великолепным кукольным домом на свете.

Она связалась с другом и архитектором сэром Эдвином Лютьеном, и тот сразу увидел изумительный (философский и деловой!) потенциал этой идеи. Три года лучшие художники, краснодеревщки, ювелиры, плотники проектировали и создавали эту изумительную “кукольную” резиденцию.

Что такое кукольный дом? Есть в этой идее что-то будоражащее и умиротворяющее одновременно. Это полностью подвластный тебе маленький мир, это та иллюзия контроля и предсказуемости, которые невозможны в реальном мире. Но не только. Первая мировая война показала необычайную хрупкость того, что считалось незыблемым. С германских цеппелинов впервые сбрасывали бомбы на Лондон: в Великой войне впервые стерлась граница между “театром войны” и тылом — безопасности, когда война, не осталось ни для кого…

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

Неизвестный рассказ Конан Дойля

“Я создавал то, что переживет всех нас и понесет в будущее и в незнакомый грядущий мир то, как мы жили. Это уменьшенная копия нашего уходящего мира”, — писал сэр Эдвин в 1921 году, охваченный понятным эсхатологическим чувством.

Фасад имитировал обманчиво воздушную георгианскую неоклассику Кристофера Рена (имитация портландского камня) и на шарнирах поднимался вверх, чтобы видны были интерьеры комнат.

Все там было настоящим, в масштабе 1:12.

Проведено электричество и водопровод, работали лифты. Известных художников попросили расписать потолки и исполнить миниатюрные копии. В комнатах прислуги — чудо техники: пылесос и швейная машинка “Зингер”. На кухне — точные копии баночек с джемом, кофе, крошечные бутылочки шампанского Veuve Clicquot (да-да, самая знаменитая веселая вдова на свете!), печений McVities ( с логотипами производителей, многие благополучно процветают и сейчас!), машины для гаража изготовили на заводах Rolls Royce, ювелиры фирмы Cartier изготовили каминные и напольные часы. Знаменитый ландшафтный художник разработала дизайн сада и сам Густав Холст написал музыку для миниатюрных нот на рояле…

Дом получился таким изумительным, что стал сенсацией на Выставке Искусств и Ремесел Британской Империи 1924 года. Для производителей, поставивших копии своих товаров с хорошо различимыми логотипами, это также явилось прекрасной рекламой. Выставку посетило более двух миллионов человек. Люди выходили воодушевленные: если в стране еще умеют делать такие удивительные по мастерству и практической бесполезности вещи, не все еще пропало!

Самое необычайное в домике — библиотека! Здесь настоящее все: копии картин, и росписи, и гобелены, и мраморный камин, и персидский ковер, и глобус, и книги! Да, все это крошечные фолианты с сокращенными текстами Библии, Шекспира, Диккенса. Королева Мария могла достать их с полки и полистать под лупой. Всем известным британским авторам были заказаны миниатюрные произведения для этой библиотеки. Для них писали — Томас Харди, М. Джеймс, Эдит Уортон, Олдос Хаксли, Редьярд Киплинг и многие другие. Понятно, что отказались только Вирджиния Вульф и Бернард Шоу. Их не стали уговаривать. А вот Конан Дойль согласился. Он написал самый короткий рассказ “Как Уотсон научился трюку” (если перевести дословно). И еще замечательно, что книга эта рукописная. Рука самого Конан Дойля.

Конечно, я купила ее миниатюрную копию.

Вот мой (неотредактированный) перевод этого самого маленького рассказа о Уотсоне и Холмсе.

“Уотсон внимательно следил за своим компаньоном с тех самых пор, как тот уселся за стол завтракать. Холмс поднял глаза и увидел его взгляд.

—Так, Уотсон, о чем Вы думаете?”- спросил он.

—О Вас.

—Обо мне?

—Да, Холмс. Я думал о том, как банальны все Ваши трюки и как удивительно, что они продолжают вызывать интерес у публики.

—Совершенно с Вами согласен, — сказал Холмс. — Более того, припоминаю, что и сам говорил нечто подобное.

—Вашему методу, — сказал Уотсон резко, — Не так уж трудно научиться!

—Вне всякого сомнения, — с улыбкой ответил Холмс- Может, Вы и сами приведете пример такого метода размышлений.

—С удовольствием, — сказал Уотсон. — И могу сказать, что Вы были чем-то озабочены, когда одевались сегодня утром.

—Прекрасно! — сказал Холмс,- Как Вы об этом догадались?

—Вы обычно довольно аккуратны, а тут забыли побриться.

—Боже мой! Это действительно проницательно, — сказал Холмс, — Я и понятия не имел, что Вы такой одаренный ученик! Осталось ли нечто еще, что не смогло укрыться от Вашего орлиного глаза?

—Да, Холмс. У Вас есть клиент по фамилии Барроу, дело которого Вам не удалось распутать.

—Боже мой, как Вы об этом узнали?

—Я видел конверт с этим именем. Вы открыли его, издали стонущий звук и поглубже засунули конверт в карман, с гримасой боли на лице.

—Восхитительно! Вы очень наблюдательны.

—Опасаюсь, Холмс, что Вы также занялись финансовыми спекуляциями.

—И как Вам удалось догадаться, Уотсон?

—Вы открыли газету на биржевой странице и издали громкий, заинтересованный возглас.

—Что ж, это очень умнО, Уотсон. Что-нибудь еще?

—Да, Холмс, вместо своего халата Вы надели черный сюртук, это говорит о том, что Вы ожидаете визита кого-то довольно важного.

—Что-нибудь еще?

— Я не сомневаюсь, Холмс, что нашел бы и еще, но я привожу только несколько этих пунктов, чтобы доказать: есть и другие люди в мире, столь же проницательные, что и Вы.

—Есть и не столь же проницательные, — сказал Холмс- Признаюсь, Уотсон, их не так уж много, но я должен включить и Вас в их число.

—Что Вы имеете в виду, Холмс?

—То, мой дорогой друг, что Ваши заключения не так удачны, как мне бы хотелось.

—Вы хотите сказать, что я ошибся.

— Боюсь, что так. Давайте рассмотрим каждый пункт. Я не побрился, потому что отправил бритву точильщику. И надел сюртук, потому что у меня, к несчастью, был назначен визит к дантисту. Его зовут Барлоу, письмо было от него, оно подтверждало назначенное время. Страница о крикете в газете идет рядом с финансовой, и я проверил, как сыграла команда Саррея против Кента. Но, продолжайте, Уотсон, продолжайте! Это довольно банальный трюк и, я уверен, вскоре Вы его освоите!

The end”

“Кукольный” дом королевы Марии выставлен в Виндзорской крепости хрупким апофеозом ушедшей эпохи, в его окнах горят крошечные люстры, слышится призрачная музыка…

Домику почти сто лет.

Хрупкое пережило то, что казалось незыблемым…

Ах, как часто мы столь же проницательны о будущем, как и старый, добрый Уотсон)))

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

Рассказ о древнеегипетском войне

Даже самое трагическое событие можно забыть. Так происходит и с Великой Отечественной войной — людей, которые прошли через военное время, в живых остается всё меньше. Ветераны уходят. Из памяти молодых стираются факты и даты, а подростки зачастую даже не знают элементарного: кто, с кем и почему воевал. Но один мудрый учитель-фронтовик однажды сказал: «Дети! Запомните! Как только вы забудете эту войну, так сразу ждите новую!». Поэтому рассказы о войне для детей так важны, и посвящать ребёнка в историю катастрофы мирового масштаба можно с самого раннего возраста.

Убедитесь, что с ребенком всё в порядке, когда вы далеко. Установите приложение «Где мои дети», чтобы всегда знать, где ваш ребёнок, что происходит вокруг него, и как он себя чувствует.

Содержание:

Как рассказать детям о Великой Отечественной войне

Рассказ о древнеегипетском войне

Главный совет: обсуждая войну, не говорите словами из учебника. Дети лучше запоминают мелкие детали, необычные факты и особенности. Ведите повествование о ВОВ, как о событии, в котором участвовали настоящие люди с разными, хоть и похожими, судьбами.

Зачем рассказывать детям о войне

Иногда родители и другие взрослые не спешат рассказывать детям о войне, опасаясь, что ребёнка травмирует трагичность истории. Но дети воспринимают рассказы о ВОВ довольно спокойно, главное — выбрать правильную подачу. Знать о Великой Отечественной войне нужно каждому ребёнку: пока мы передаём память о советских воинах из поколения в поколение, дети продолжают чтить подвиг своих дедов и прадедов. А значит, герои проливали кровь не напрасно.

С чего начать беседу

Начиная беседу о войне, конечно, необходимо учитывать возраст ребёнка. Малыш младше пяти лет вряд ли будет готов к очень серьёзной теме. Зато у детей старше пяти лет уже хорошо развито понятие справедливости: в этом возрасте ребёнок чётко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо», и поэтому сможет правильно оценить пересказанные взрослым события. Единственное, чего стоит избегать в беседах о ВОВ с дошкольниками и младшими школьниками — излишне драматических описаний о погибших и раненых.

Начать разговор о войне можно на примере воевавшего родственника. Если такого родственника нет — кратко опишите простыми словами, из-за чего началась война.

Почему началась война

Сказать ребёнку о том, почему началась война — нужно. Но для разных возрастов история может отличаться. Детям помладше достаточно объяснить причины войны в общих чертах: как одна страна захотела захватить территории других стран и как руководители разных государств поссорились между собой.

Школьникам можно изложить более развернутый и честный вариант событий: о том, что немецкие фашисты под руководством Гитлера — одного из самых жестоких людей за всё время существования человечества — решили убивать других людей из-за того, что эти люди были другой национальности. В разговоре будет полезно упомянуть о том, что и в самой Германии жили люди разных национальностей, которых фашистские преследования коснулись в первую очередь.

Как правильно рассказывать о войне и о чём рассказать

Рассказ о древнеегипетском войне

Беседуя о войне с детьми любого возраста — отвечайте на все появившиеся у юных слушателей вопросы. Даже если не знаете ответа — это не страшно, можно найти всю нужную информацию в дополнительных источниках. Для лучшего понимания темы упомяните в беседе о детях, живших во время Великой Отечественной войны и участвовавших в защите своей Родины.

О чем именно рассказывать детям в беседе о ВОВ — примерный краткий план:

  • вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз (здесь можно пояснить, что раньше Россия не была отдельной страной, а входила вместе с другими республиками в Союз) 22 июня 1941 года в 4 часа утра;
  • героическая оборона Брестской Крепости — 22 июня-20-е числа июля 1941 года: защищали крепость 4 000 человек;
  • битва под Москвой — октябрь 1941-апрель 1942: одно из поворотных событий ВОВ;
  • Блокада Ленинграда (современного Санкт-Петербурга) — 8 сентября 1941-27 января 1944: прорвать блокадное кольцо удалось лишь спустя 872 дня;
  • Курская битва — 5 июля-23 августа: самое ожесточённое сражение за всё время войны, итогом битвы стало уничтожение двух главных фашистских группировок;
  • Сталинградская битва — 17 июля 1942-2 февраля 1943: после битвы, продлившейся 200 дней, стало ясно, что разгром Германии советскими солдатами — вопрос времени;
  • взятие Берлина — апрель 1945: советские воины дошли до германской столицы, попутно освобождая другие европейские страны, захваченные фашистами;
  • День Победы — 9 мая 1945 года: накануне, поздно вечером, был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил.

Рассказать об основных вехах войны можно кратко или более подробно — зависит от возраста детей. Если дети увлеклись беседой — завершите разговор вопросами по теме. Например, такими:

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Какая страна напала на Советский Союз?
  3. Кто такие фашисты?
  4. Кто победил в войне?
  5. Сколько времени продлилась ВОВ?
  6. Какой праздник мы отмечаем девятого мая?

Закрепите итоги обсуждения войны визуально: покажите детям фотографии времён Великой Отечественной войны.

О чём ещё стоит рассказать детям в беседе о ВОВ — рекомендации педагогов:

Военные профессии

Объясните детям, что, помимо известных и хорошо знакомых им профессий (учитель, врач, строитель), существуют и особые профессии — военные. Человек, который выбрал военную профессию, может уметь разрабатывать тактику ведения боя, конструировать боевую технику, мастерски владеть оружием, уметь оказывать первую помощь. Примеры военных профессий: моряки, летчики, связисты, медицинские работники.

В беседе о военных профессиях поговорите о том, как сложно было и тем, кто остался в тылу. Женщины, дети, пожилые люди работали практически без отдыха, чтобы облегчить жизнь тех, кто воевал: создавали военную технику на заводах, выращивали продукты для советских воинов, шили форму.

Города-герои

Рассказ о древнеегипетском войне

Расскажите ребёнку о том, что город-герой — очень почётное звание, и удостаивались этого звания те города, жители которых проявили особый героизм и мужество. В наши дни, когда СССР больше не существует, города-герои расположены на территории России, Украины, Беларуси:

  • Брест — участие в защите города приняли почти все его жители;
  • Одесса — защитники Одессы первыми начали подрывную войну против фашистов: ночами пробирались в город, чтобы вывести из строя технику и взорвать дома, занятые захватчиками;
  • Ленинград — жителям современного Санкт-Петербурга пришлось особенно тяжело: фашисты не пускали в город обозы с продуктами питания и лекарствами, намеренно сломали систему теплоснабжения, и более двух лет жители блокадного Ленинграда недоедали и мерзли, но не уступили город врагу;
  • Киев — 778 дней город находился в оккупации, за это время немцы разрушили город почти полностью;
  • Севастополь — город у Черного моря Гитлер планировал захватить в первые же дни войны, но жителям города удалось держать оборону целых 8 месяцев;
  • Мурманск — пережил огромное количество нападений, более 180 тысяч бомб сбросили на город, частично его разрушив. Но Мурманск не сдавался, его жители продолжали работать и защищаться;
  • Тула — с октября по декабрь население героически защищало родной город;
  • Минск — за три года оккупации от города почти ничего не осталось, и после войны Минск отстраивали заново;
  • Новороссийск — город оборонялся 225 дней, бои закончились полным освобождением Новороссийска;
  • Керчь — в оккупации город провел 700 дней, его жители пострадали больше остальных от фашистских захватчиков;
  • Волгоград (Сталинград) — был одной из главных целей Гитлера, но фашистам не удалось прорвать оборону, и спустя 200 дней уже сами немцы оказались в плену у советских воинов;
  • Москва — на подступах к столице СССР немецкие войска потерпели первое крупное поражение.

Награды

Для участников ВОВ были созданы особые награды, и вручали их героям в любых званиях: командирам отрядов и дивизий, рядовым солдатам, медикам, детям-героям. Примеры наград времен ВОВ:

  • ордена Суворова, Кутузова, «Красного знамени»;
  • медали «За боевые заслуги», «За отвагу»;
  • награды за оборону городов-героев.

Как рассказать ребёнку о Дне Победы

Рассказ о древнеегипетском войне

Разбудить интерес к празднику у ребёнка можно простым вопросом: «А ты знаешь, какой завтра праздник?». Дети любят праздники, и ребёнок наверняка сам начнёт задавать наводящие вопросы.

Обычно о Дне Победы дети впервые слышат рано — в 3-4 года. Учитывая возраст малыша, не затягивайте повествование и не перегружайте беседу подробностями. Например, беседу можно составить так: «Когда твой прадедушка был таким же маленьким, как ты сейчас, на нашу страну напали очень злые люди — фашисты. Но нашим солдатам удалось защитить родную землю и победить захватчиков, а День Победы пришёлся на 9 мая 1945 года. С тех пор мы каждый год отмечаем этот праздник, вспоминая всех, кто сражался за победу».

Рассказ можно дополнить просмотром детских тематических книг с крупными фото и изображениями, посвящёнными ВОВ и Дню Победы.

Читайте также Сколько продлятся майские праздники в 2021 году и как их интересно провести?

Жизнь и подвиги детей во время ВОВ

«У войны не женское лицо», — так назвала свою книгу писательница Светлана Алексиевич. Можно смело добавить, что и детским быть лицо войны не должно: а в 1941 году ребята, которым едва исполнилось 10 лет, наравне со взрослыми защищали Родину.

Расскажите ребёнку о его ровесниках, лишившихся детства: в жизни этих мальчишек и девчонок не было сказок, мультфильмов и даже заботы родителей. Часто ребёнок искренне проникается историей, когда её участниками оказываются такие же дети, как и он сам.

На фронт мальчишки и девчонки попадали разными путями. Иногда их брали с собой родители, предполагая, что оставаться дома ещё опаснее, иногда солдаты подбирали потерявшихся во время боёв детей. Но чаще всего ребята сами стремились попасть на фронт, и попросту сбегали из дома на передовую, а командирам ничего не оставалось, кроме как принять юного бойца в свои ряды.

Три истории о детях Великой Отечественной войны, чьи мужественные поступки навсегда остались в истории России:

Марат Казей, 14 лет

Рассказ о древнеегипетском войне

Памятник Марату Казею, Минск, 1984. Фото: Antonio3.14. Источник

К началу войны Марат успел окончить только начальную школу. Ещё до войны родителей мальчика объявили «врагами народа» (тогда, до войны, от ложных обвинений страдали многие ни в чём не повинные люди), в живых оставили только мать. Мама Марата простила советской власти несправедливые обвинения, и во время войны прятала у себя дома партизан, за что и была повешена фашистами.

Тогда сам Марат пошёл в партизаны и вёл деятельность наравне со взрослыми товарищами: взрывал вражеские эшелоны, ходил в разведку и участвовал в опасных рейдах. За год до Победы Марат Казей погиб, подорвав гранатой и себя, и нападающих на него фашистов.

Сережа Алешков, 6 лет

Один из самых юных участников боёв. Маленький мальчик потерялся в лесу, убегая с партизанами из захваченной немцами деревни, и его подобрали разведчики 142-го гвардейского полка.

В силу возраста в сражениях Сережа не участвовал, зато помогал всем, чем мог: разносил почту и продукты, приносил снаряды. А однажды мальчик спас командира полка, разбирая завалы блиндажа, где оказался командир. После войны Сережу усыновил майор Михаил Воробьёв, тоже воевавший в 142-м гвардейском полку.

Зина Портнова, 17 лет

Молодая партизанка вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Зине удалось устроиться посудомойкой в немецкую столовую, где она отравила пищу, убив более сотни фашистов.

В 1943 году девочку взяли в плен и зверски пытали, но она не сдавала своих. Во время одного их допросов Зина застрелила из украденного пистолета троих немцев. В 1944 году Зину Портнову расстреляли, так и не добившись от неё нужной информации.

Дети, оставшиеся в тылу тоже совершали подвиги — только трудовые: работали днём и ночью на заводах, чтобы обеспечить армию всем необходимым, шили и вязали одежду, изготавливали посуду.

Лучшие книги и рассказы о войне для детей

Рассказ о древнеегипетском войне

Ниже приведены произведения о войне для детей, подходящие для разных возрастов:

Для дошкольников

  1. Е. Благинина «Почему ты шинель бережёшь?».
  2. А. Гребенина «Вера Иванова».
  3. А. Митяев «Письмо с фронта».

Для младших школьников

  1. Л. Воронкова «Девочка из города».
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи».
  3. В. Драгунский «Арбузный переулок».

Для среднего звена

  1. В. Богомолов «Иван».
  2. В. Рудный «Дети капитана Гранина».
  3. С. Алексеев «Рассказы о войне».

Для подростков

  1. А. Лиханов «Последние холода».
  2. Н. Надеждина «Партизанка Лара».
  3. Б. Васильев «В списках не значился».

Немного о книгах о войне, которые читают и перечитывают дети всех поколений:

  1. А. Митяев «Письмо с фронта». Книга легко прочитывается самостоятельно — автор писал для детской аудитории простым и понятным языком. Сюжет книги основан на реальных событиях.
  2. В. Осеева «Васёк Трубачев и его товарищи». Книга про обычного мальчишку Васю Трубачева и его друзей, детство которых закончилось вместе с пришедшей войной.
  3. В. Рудный «Дети капитана Гранина». История о том, как юные воины не только защитили Финский залив, но и в решающий момент приняли огонь на себя.
  4. Б. Васильев «В списках не значился». Десять месяцев русский солдат воевал против фашистов, а потом попал в плен. И тогда выяснилось, что никто не знал даже его имени, и он навсегда остался неизвестным героем.

Празднуем День Победы: поделки к 9 мая с детьми

Рассказ о древнеегипетском войне

Варианты красивых и простых поделок к 9 мая:

Композиции из пластилина

С помощью пластилина на листе цветного картона можно изобразить любую тематическую символику: звезду, флаг, гвоздики, Георгиевскую ленточку, и многое другое.

  1. Открытка из пластилина ко Дню Победы: https://www.youtube.com/watch?v=F7cWgdlspbs
  2. Салют Победы из бумаги и пластилина: https://www.youtube.com/watch?v=fb0mnLWBRCw

Голубь мира

Простая поделка, сможет сделать самостоятельно даже дошкольник. Для поделки понадобятся: белые салфетки, лист белого или цветного картона.

Как делать: на листе картона нарисовать композицию, например, голубя и земной шар. Далее: вырезать из белой салфетки квадратики, накрутить квадратики на карандаш и приклеить внутри изображения голубя.

  • Голубь мира в технике оригами: https://www.youtube.com/watch?v=Jtg-Qzys6Uk

Другие варианты

  1. Хорошо смотрятся поделки к 9 мая из CD-дисков. На блестящую поверхность можно поместить любую тематическую композицию. Видео инструкция по изготовлению поделки из дисков: https://www.youtube.com/watch?v=9TYHxGrGV68
  2. Объёмный танк из коробок и бумаги: https://www.youtube.com/watch?v=HMhamUAlylM
  3. Очень красивая 3D-открытка «Коробка с орденами»: https://www.youtube.com/watch?v=uMxGudBkpMQ

Больше идей поделок на 9 мая с подробными инструкциям и видео мастер-классами ищите здесь.

Рассказывать о войне детям нужно обязательно. На волне патриотизма тема ВОВ поднимается часто, и со школьниками войну обсуждают довольно активно. Но, как правило, факты излагаются сухим языком и не несут никакой эмоциональной окраски. Поэтому только родители могут рассказать ребёнку о настоящей войне, на которой погибли тысячи людей, защищая будущие поколения. Пусть ваш ребёнок знает, что они защищали и его будущую жизнь тоже.

Рассказ о древнеегипетском войне

Рассказ о древнеегипетском войне

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

Рассказы пехотинцев, артиллеристов, танкистов, летчиков и многих других
советских воинов разных родов войск. Просто рассказы, десятки рассказов
о войне — какой они ее запомнили. Один абзац — одна чья-то история.

…Мои солдаты всегда получали сапоги, но в один раз вдруг выдали
ботинки с обмотками, и ребята забастовали: «Мы не пехота, не будем в
ботинках ходить». А это было как раз после Курской дуги. Тяжелые бои
прошли, и мы быстро двигались вперед, почти не останавливаясь. И в одном
месте оказалось столько перебитых немцев, что все мои солдаты
поснимали с них для себя сапоги. Я даже технику подглядел, которой их
научила трофейная команда. Между ног для упора вставлялась палка, и
одновременно сдирали сапоги с трупа. Так потом я прямо не знал, куда
деваться от этого позора. Например, как-то мы двигались походной
колонной, и вдруг меня догоняет один из знакомых офицеров: «Ты не
чувствуешь трупного запаха?» — «Вроде нет». — «А вот ты знаешь, я как
мимо твоей батареи прохожу, так сразу чувствую», вроде как от этих
немецких сапог. Но вообще, немецкие сапоги мы почти не брали, и вот
почему. Я обратил внимание на то, что почти у всех наших солдат был
высокий подъем ноги, а у немцев почему-то почти все сапоги были
рассчитаны на низкий подъем, и именно поэтому они нам и не подходили.
Когда под Сталинградом мы захватили немецкий аэродром, то на складе
нашли большой запас шикарных хромовых сапог. Но сколько я их там не
перемерил, и даже на размер больше, но ни одна пара мне так и не
подошла. Одеть-то я их еще как-то мог, но уж очень сильно они жали в
подъеме.

…Почему люди очень боялись
попасть в плен и готовы были сражаться до последнего, и даже покончить с
собой? Потому что плен — это позор, к тому же родственники помимо
позора могли подвергнуться еще и репрессиям — это был тоже очень
весомый фактор. Патриотизм, вера в победу, романтика — это все,
конечно, хорошо, и так оно на самом деле и было. Мы готовы были умереть
ради спасения Родины, но и фактор страха не учитывать тоже нельзя…

…И вдруг с удивлением вижу, что в нашу сторону во весь рост идут
командир полка, за ним начальник артиллерии полка, ПНШ — 2, комендант
штаба полка, в общем, человек семь всего, наверное. И я когда это все
увидел, то мне аж не по себе стало. Потому что там нам постоянно
досаждал снайпер. И после этого я вдруг вижу, что наш командир полка,
правда, я потом понял, что все они были подвыпившие, идет в полный рост.
И я еще в недоумении его спросил: «Товарищ подполковник, вы куда?» —
«Ааа, такой сякой. Трех паршивых фрицев боитесь», и пошел вперед, через
нашу траншею прямо в сторону немцев… Но я же им крикнул: «Там же
немцы!» Но нет, он все равно пошел на нейтральную полосу в полный рост, а
за ним и все остальные. И на нейтралке их всех из пулемета и
положили…

…У русских самый лучший пароль — это мат. Тебе
дают пароль, когда идешь на задание, а если задержался, пароль
поменяли. Ты возвращаешься и начинают свои обстреливать. Единственное,
что помогало — это мат. Как начнешь его крыть, так сразу огонь
прекращается.

…В отношении тех наших людей, что попали в
плен, я и тогда считал, и сейчас считаю, что в каждом случае нужно было
разбираться отдельно. Выяснять, как попал, при каких обстоятельствах,
как проявил себя в плену. У меня ведь был один одноклассник, который
прошел плен, и на примере его трагической истории я видел всю
несправедливость такого общего отношения к нашим пленным. Его звали
Анвар Нигматулин, до войны он был студентом политехничекого института,
но в начале войны его призвали в армию, он попал на фронт, и уже летом
1941 года был ранен в живот и попал в плен. И когда я после
ярославского госпиталя вернулся домой, то мы с приятелем пошли к нему в
гости, и у нас состоялась очень тяжелая встреча… Он жил в какой-то
халупе, и во время нашего разговора я заметил, что он очень грустный, и
даже наше появление его не особо обрадовало. Но потом мы понемногу
разговорились, он нам рассказал ужасные вещи, что ему довелось пережить
в плену, а потом и говорит: «Вот я по вам вижу, что Родина вас
наградила и относится к вам как к родным детям, зато ко мне отнеслась,
как мачеха… Вы знаете, что мне каждую неделю приходится отмечаться в
МГБ? А о том, что я в плену заработал чахотку и едва живу им вообще до
лампочки… Ну, вы же меня знаете, разве я предатель? И потом у меня
ведь два побега, и есть люди, которые могут это все подтвердить, но
нет, там даже не хотят разбираться…» Он чуть не плакал, когда все это
рассказывал… Эта печальная встреча оставила у меня на душе очень
тяжелый осадок… А вскоре я узнал, что он умер…

…В первый раз это было, когда я еще служил в
трибунале 175-й дивизии. Ночью случилась какая-то тревога, то ли
разведка немцев действовала, то ли что-то еще, но в общем одна
стрелковая рота покинула свои позиции. Естественно, стали искать
виновника, кто поднял панику. В конце концов, указали на одного парня,
но даже тогда было понятно, что его просто назначили стрелочником, ведь
все побежали и он тоже. К тому же я помню, выяснилось, что он был
комсомолец, но… Зачитали приговор, там это было очень быстро… И вот
когда он уже стоял перед автоматчиками, то вдруг крикнул: «Да
здравствует Сталин, да здравствует Родина!» Но его все равно
расстреляли…

…На Кубани сделали для танков проход в минном
поле, и был получен приказ не останавливаясь войти в прорыв. Перед
нами, через этот проход под сильным немецким огнем прошли кавалеристы.
Весь проход был завален трупами людей и лошадей. Да и раненых вынести
еще не успели, а тут приказ –«Вперед!»…Мы и прошли по этому месиву.
После боя, когда вместе с механиком. монтировкой с траков счищали уже
не поймешь чье мясо. я думал. что мои нервы не выдержат этого.
Понимаете, по раненым шли…

…Обычно в пехоте кормили
стандартно — суп гороховый или из пшенки, гороховая каша из
концентрата, перепадала нам и американская тушенка. Другие бывшие
офицеры рассказывают, что получали положенный офицерам доппаек, так я
за всю войну ни разу никакого доппайка в глаза не видел и не получал.
Питался, как и мои бойцы, с батальонного котла, но может ротный
старшина в котелок мне гущи побольше подкидывал, как офицеру и своему
командиру, и не более того. Трофеи выручали, «подножный корм». Шли
маршем, и батальонный повар накопал в поле картошки, закинул ее в
мундире в котел, хотял бойцов накормить, ничего другого не было. Но марш
шел без остановок, на ходу он не доглядел, вся картошка разварилась и
превратилась в кашу, пополам с песком. На привале он начал раздавать
картошку, а есть ее уже было невозможно, бойцы стали возмущаться, и как
раз мимо шел комполка. Ему пожаловались, мол, на обед помои какие-то
дали. Он подошел к полевой кухне, взял в руки котелок с картошкой,
попробовал, и… стал горячую картошку рукой размазывать по лицу
несчастного, ни в чем не виноватого повара… Чему удивляться, наш
комполка был человеком крутого нрава, иногда в атаку комбатов палкой
гнал, мог и ударить своей «дубиной» или кулаком любого офицера… В то
время мордобой со стороны старших командиров и постоянный грубый мат на
подчиненных ни у кого удивления не вызывали, таких, с позволения
сказать, «офицеров с высокой личной культурой» было немало…

…Приказ передали, когда рассвело, и мы уже были на виду. При отходе у
нас был один убитый и трое раненых. Из-за дурости начальства потеряли
людей. Но так редко бывало. Потому я и полюбил разведку, что там сам
думаешь, а не пьяный дядя за тебя.

…Подползаю к дому, слышу
немецкую речь, пьяный немецкий галдеж, возле дома сидит женщина и
плачет. Я на нее наставляю револьвер и говорю: «Ползи ко мне» — «Да
откуда ты на мою голову взялся?! Да немцы в доме, дети в лесу, что я
делать-то с тобой буду?» — «Ползи говорю, а то убью». Она была где-то
моей матери ровесница 37-38 лет. Она подползла, я ее обнял «Ползи —
говорю — к нашим». Она знала куда ползти и уже наутро мы вышли к
переднему краю, услышали русскую речь.»Ну — говорю — оставайся или
поползешь обратно?» — «Обратно, у меня дети там». И по сей день жалею,
что не сказал ей спасибо.

…С немцами переругивались. Можно
было увидеть и такое — Валентин Буц вылезает на бруствер, садится возле
пулемета, закуривает самокрутку, и разговаривает с немецким
пулеметчиком! Говорю ему – « Буц, немедленно спустись в траншею! Тебя
же сейчас немцы «снимут»! Он отвечает – «Все в порядке, командир, я тут
с одним немцем познакомился – и, сложив ладони рупором, кричит – Карл!
Карл!». С немецкой стороны доносится – «Момент, нихт шпрехен!
Фельдфебель комт!». А бывало и так — Валентин стреляет из пулемета по
противнику, оттуда отвечают огнем , но показалось ему, что эта
пулеметная дуэль — пустая, только зря патроны тратят. Валентин кричит
немцам – Эй! Фриц! Какого черта стреляешь!? Неожиданно оттуда отчетливо
доноситься – Я не Фриц, я Карл! – Давай не будем стрелять!- Гут!-
согласился Карл. Но война есть война. Я быстро Буца в сторону
отодвинул, мол, ты здесь еще натуральное братание , прямо на глазах у
«особиста» устрой, и дал длинную очередь по немецким позициям. Карл орет
со своей стороны – Нит гут! Мы же договорились!

…Помню, что
колонна идет, а солдаты прямо на ходу спят и храпят. И если вдруг
неожиданно останавливались, то задние наскакивали на впереди идущих.

…Уже где-то в Белоруссии пехота взяла в плен пять немцев, но их
передали мне, потому что у них совершенно негде было их держать. А там
как раз была такая обстановка, что я не мог отправить их в тыл. Поэтому
недели две они прожили в расположении моего учебного дивизиона. И что
вы думаете? Они с моими солдатами вроде даже как подружились, и никто к
ним никакой агрессии не проявлял… А уж как они были рады тому, что
война для них уже закончилась.

…На железнодорожной станции
стояли цистерны со спиртом, вся дивизия перепилась. Потом надо было
дальше атаковать, так немцы в узком проходе между двух озер поставили
два пулемета и всю дивизию на месте больше суток держали, отражая атаки
нашей пьяной пехоты… Народу там положили… лучше не вспоминать…

…В нашем 3-ем танковом полку был капитан – политрук, вроде на
должности парторга или полкового агитатора, который своим мужеством и
самоотверженностью заставил меня в корне поменять свое мнение о
комиссарах. Этот капитан, мог спокойно не ходить в бой, он не был
включен в состав какого-либо экипажа, но сам, по своей личной
инициативе, залезал в «шерман» шестым, и хоть, скрючившись в три
погибели в неописуемой тесноте, он не мог нам ничем в бою помочь, но сам
факт, что политрук с нами, идет навстречу смерти, вызывал наше
неподдельное восхищение.

…С нами медсестра в разведку ходила,
москвичка Валя, девка была огонь, попробуй не взять раненого. Она
сразу пистолет вытаскивает: «Я тебя пристрелю!» Но Валя, медсестра,
несчастливая была, что ни познакомится с офицером, его убьет.

…Как-то я находился на своем НП на передовой, было затишье, поэтому
мы с командиром роты прямо в окопе решили сыграть в шахматы. Прямо там в
окопе положили доску на ящик из под патронов, играем, и вдруг
внезапный артналет, немцы такое часто практиковали, да и мы потом тоже.
И этому парню осколком срезало верхнюю часть головы, причем, вся это
масса мозга упала прямо на шахматную доску… С тех пор я в шахматы не
играл ни разу, потому что когда вижу шахматную доску, то у меня перед
глазами сразу всплывает эта ужасная картина…

…Когда
говорят, что на передовую приезжали фронтовые бригады, то у меня это
всегда вызывает улыбку. Вот сколько я не был на фронте, но ни разу и
близко не видел ни одной бригады артистов, дальше КП дивизии они ни-ни.

…У меня была одна знакомая связистка. Она была совсем
молодая девушка, 24-го года, сталинградка. И вдруг за что-то на нее
взъелся ее командир взвода. Наверное, все-таки она не оправдала
каких-то его определенных надежд, потому что потом я про него как о
человеке слышал плохие отзывы. И когда у нас однажды запланировали
разведку боем, то пойти с наступающими он назначил именно ее… Но
получилось так, что этот разговор состоялся при мне, и я видел, как она
чуть не плача пыталась объяснить, что ей будет тяжело выполнить такое
задание. А он ей говорил: «Ничего, ничего, голубушка. Привыкай, ты же
солдат, а у меня других людей нет…»

…Уже после завершения боев я лежал в блиндаже,
но все никак не мог заснуть. Стояла настолько непривычная для фронта,
какая-то гнетущая тишина, от которой действительно можно было
оглохнуть. Буквально ни единого выстрела, ни разрыва снаряда или мины. И
вдруг раздалась автоматная очередь, одна, вторая, и я мгновенно
заснул. А утром мне рассказали, что один из моих солдат измученный
вшами, скинул нижнюю рубаху и стал ее расстреливать из автомата… Все,
конечно, посмеялись, а я его даже поблагодарил: «Спасибо, браток, а то
бы я так и не заснул».

…Два раза в день, утром рано и
вечером поздно дядя Володя и дядя Андрюша привезут кухню. По-разному
бывало, когда хорошо кормили, а когда по восемь дней ничего нет. Жрать
было нечего. А с минами и патронами проблем не было, можно набирать в
округе, сколько хочешь, и из немецких пулеметов стреляли, а мы мины
немецкие использовали, даже немецкие минометы захваченные. Но оружие у
них лучше было, прицельнее, оптика хорошая.

…Выгрузили меня
и одного раненого солдата, нацмена, занесли в какое-то здание, и
положили на нары. А на грудь нам положили по бутерброду с маслом, и
что-то еще. А мне и так плохо, есть не могу и не хочу, к тому же и рука
еще не действовала, как и нога, она была недвижима. И вот так я лежал и
наблюдал за ним. Он то украдкой посмотрит на мой паек, то отвернется.
Опять посмотрит, отвернется. А потом вдруг взял его резко и съел. И я
его за это не осуждаю, он видно очень голодный был.

…Я
понимал важность образования, и именно поэтому всегда старался
подбирать себе пополнение из молодых ребят с образованием. Например, на
Курской дуге нам прислали много узбеков, но мне удалось выбрать человек
десять, восемь из которых были молодые ребята, окончившие десять
классов. Все они были грамотные ребята, которыми я был доволен. Недаром
говорят, что войну выиграла молодежь и десятиклассники, в частности,
все-таки образование очень многое значит.

…Военкову было
35-40 лет. У него был свой портной, парикмахер, фаэтон, ездовой. Как
барин жил. Начальство у него было куплено дорогими трофеями. На задания
он не ходил. Как-то раз на этом Гроне раздухарился и решил пойти в
поиск. Я с ребятами договорился: «Плывем на лодке. Я на середине лодку
переворачиваю. Вы выплываете, а его топлю.» Он уже в лодку вступил, а
потом передумал и на берег…. А схлестнулись мы с ним из-за медсестры
Нины. Я однажды полез к ней. Она говорит: «Я еще девушка». Я знал, что
меня все равно убьют и связывать свою судьбу с ней не собирался, но
решил ее сохранить. Она приходила ко мне, мы спали вместе. Никто к ней
не лез — с разведкой никто связываться не хотел. А командир роты
положил на нее глаз.

…Один раз на наш дозор из четырех
человек выскочил немецкий бронетранспортер. Солдаты, что сидели в нем,
бросили ребятам пачку папирос и поехали дальше. Ни они, ни мы не
стреляли.

…Я всю войну «отбрыкивался» от предложений
вступить в партию. Но вскоре после войны в армии появились «новые
правила игры». У меня, усиленно отмечая нашу Победу, ушел в глубокий
запой командир батареи, и из этого запоя он не вернулся. Мне какое-то
время пришлось командовать батареей вместо него. Замполит полка поднял
шум – «Почему батареей руководит беспартийный? Как такое может
произойти?».И меня в приказном порядке отправили «поступать в
большевики».

…В запасной полк приехали «покупатели»,
проводить курсантский набор в Ташкентское пехотное училище имени
Ленина. Я со своими 7-ю классами школы считался образованным,
подходящим кандидатом на учебу, и меня вместе с другими «грамотными»
привели на «отборочную комиссию». В комнате висела школьная доска и два
подполковника проводили набор. Я зашел, мне дают в руки мел и говорят —
«Напиши Н2О», написал, — «Что это?», я усмехнулся — «Вода» — «Молодец,
ты принят в училище».

…За «стрельбу по своим» в бою, всех поголовно
под трибунал не отдавали. Так бы в артиллерийских частях офицеров бы не
осталось. Покажите мне хоть одного человека провоевавшего в пехоте
хотя бы полгода, который скажет, что никогда не получал «огневого
гостинца» от своих артиллеристов, «катюш» или штурмовиков с ИЛ-2. Ведь
на поле боя зачастую невозможно ничего понять.

…31/12/1944
дивизион взял с боем польское село. Мы, управленцы, немного
задержались, пока связь смотали и так далее. Подъезжаем к селу, а там
все пьяные «в стельку», даже часовых не выставили… В деревне бойцы
захватили немецкие грузовые машины набитые доверху рождественскими
подарками для солдат вермахта. А в каждом подарочном ящике была чекушка
рома. Ну, и тут началось, сами понимаете. Новый Год все-таки. А то был у
меня на памяти случай, еще в моем «первом» полку. Весь полк напился, а
немцы, перешли в контратаку…

…Дают тебе приказ, допустим – «
К 12-00 выдвинуться к деревне такой-то, занять и оборудовать НП и
начать корректировку», и при этом тебе говорят, что наш пехота уже
взяла этот населенный пункт и твердо в нем закрепилась. Но ты уже
«тертый калач», и прекрасно знаешь, что такое на фронте – «фальшивый
доклад», и как это нередко уже было, нашей пехоты нет в этой деревне и в
помине, и никогда не было.

…Его угораздило попасть в
танкисты. Но он откровенно боялся залезать в танк, опасался сгореть
заживо. Дело доходило до смешной, но абсурдной ситуации. Он в атаку
бежал за своим танком, сзади. Его почти силой затащили в танк. Через
метров двести в танк прямое попадание. Этому старшему лейтенанту
оторвало голову, но в последней предсмертной конвульсии, его руки
намертво схватили за ногу раненого механика — водителя танка. Механик с
трудом вырвал свою ногу из рук уже обезглавленного трупа офицера.

…Боли я не почувствовал, но понял, что ранен в поясничную
область, как потом оказалось, был задет и позвоночник. Пытаюсь встать, а
ноги не действуют. Лежу, как говорится «скучаю», и ясно понимаю, что
мне «конец»: двигаться я не могу, и помочь мне абсолютно некому, вокруг
ни души…. А в таких ситуациях только в кино кричат: «Санитары!» У нас в
батальоне, например, была только одна девушка-санинструктор, два
пожилых санитара, и всего одна санитарная повозка. Ну, сколько человек
они могли спасти? Поэтому выживали, в основном, те раненые, которые
сами могли добраться до медсанбата…. Но мне крупно повезло! Вдруг
вылетает из-за поворота открытый «Виллис». В нем были водитель и два
офицера с рацией. Они меня спрашивают: «Солдат, где тут немцы
контратакуют?» Я как смог показал направление, они передали это по
рации и…. развернулись, чтобы уехать… Я закричал: «Ребята, заберите
меня отсюда!» Они посмотрели на меня как-бы решая, стоит ли…. Один из
них говорит: «Х.. с ним», и правда, что тогда стоила солдатская жизнь?
Ничего! Но второй сказал: «Давай возьмем его». И они меня все-таки
подобрали, и отвезли в тыл. Но медсанбат, в который меня привезли, уже
почти был готов к эвакуации, и меня не хотели принимать…. А мне было
уже очень плохо, и, набравшись последних сил, я заявил тому санитару:
«Сейчас пристрелю тебя, и мне за это ничего не будет», у меня еще была с
собой винтовка. Угроза подействовала, и меня отправили в прифронтовой
госпиталь.

…Шли уличные бои во Львове. Не самые жестокие
бои, а так, терпимо. Стояла ясная погода, и тут, вдруг, по городу текут
ручьи. Да не простые, а пивные…В центре города стоял пивной завод, в
его больших подвалах, в огромных дубовых чанах, хранилось пиво. Бойцы,
узнав об этом, спускались в подвалы, автоматными очередями
простреливали чаны и пили пиво, хлеставшее струей, из пулевых
отверстий, доходя до бессознательного состояния. Когда пиво залило
подвал, там немало народу просто захлебнулось…

…Мне запомнилось, эпизод, как раз под Москвой
было, уже не в моготу было мне, физически не в моготу. Уже искать и
копать могилы некогда, всех своих уложишь. Но эта яма. В ней еще
шевелились. Еще живые. Вот так было. И Сталинград еще. Еще шевелились в
яме. А других ям мы не заготавливали. Чтобы выкопать яму, подготовка
нужна соответствующая. Вот эта мне запомнилась штука. Потом ездил под
Сталинград посмотреть, как там. По три человека на полк оставалось. В
полку по три, четыре, пять человек – а так-то три тысячи! В общем,
когда заткнули эти ямы, столько было людей… Неприятно это. Я сейчас
думаю, может быть, эти ямы-то и сыграли роль. Мы брали масштабом, по
счету, количеством мы брали. Не честно. Потому, что техники мало было.
Это ужас. В училище еще учили: «Вперед», да «Вперед».

…У
меня был ординарец, пожилой мужик в возрасте 55 лет, отец 4-х детей. Я
перед самой переправой прогнал его из нашей лодки, мне очень не
хотелось, чтобы его дети стали сиротами. Так он мне несколько раз
передал на плацдарм котелок с жареными грибами. Как он их умудрился без
масла пожарить, не знаю… Но это была самая вкусная вещь, которую я
когда-то в жизни ел.

…И добыл я себе в этот день с одного
немца очень красивый никелированный «мадьярский» пистолет. Слава об
этом пистолете быстро разнеслась среди наших офицеров. Вдруг приходит
ко мне сам комиссар полка и спрашивает – «Что у тебя там за пистолет
такой особенный? Подари мне его». Нет, думаю, хоть и не жалко мне было
этой «мадьярской игрушки», но лучше немцам этот пистолет отдам, чем
замполиту. Не любил я комиссаров… К этому времени, все мои былые
восторги в адрес коммунистической партии безвестно канули в Лету. А
этот замполит уж больно паршивым человеком был. Говорю ему – «Да нет у
меня уже этого «трофея». Я его на «наган» обменял». Он нахмурился,
ушел. Но кто-то видимо «доложил» комиссару, что пистолет по — прежнему у
меня… Началось награждение за днепровский плацдарм. Всех моих ребят
наградили орденами или медалями «За Отвагу», а я все жду, вроде и мне
положено. В соседнем полку капитану- связисту за то, что просто починил
перебитую связь, дали Героя Союза, а я то два раза связь через реку на
плацдарм проложил. На Героя не рассчитывал, но ордена ждал. Вдруг
вызывает меня сам командир полка и интересуется – «Что там у тебя за
история с замполитом ? Он твой наградной лист в клочья порвал».
Показываю ему трофейный пистолет, и рассказываю в чем дело. Командир
полка сразу меня предупредил, что зря я с этим комиссаром связался. А
вскоре меня начал замполит давить со всем усердием, что в полку офицеры
уже спорили, что произойдет раньше – или немцы Борока убьют, или его
замполит в штрафбат быстрее определит. Комиссар у нас был активный, он и
командира полка «подсидел», без зазрения совести, «подставил его по
полной программе». И когда после Житомира, командир полка уходил из
нашей части, то забрал меня с собой в армейский резерв, прекрасно
понимая, какие неприятности меня ждут впереди, если я останусь воевать в
полку рядом с этим комиссаром. Спас, одним словом.

…Там был
еще один эпизод, который породил во мне желание жить. Когда нас только
привезли в Уфимский госпиталь, то раненых сначала мыли. Происходила
эта процедура так: в одной хорошо протопленной комнате десяток молодых
здоровых девушек, совершенно обнаженных, только в небольших клеенчатых
передничках, отмывали раненых от окопной грязи, срезали старые повязки и
промывали раны. Я достался молодой чернявой украинке Оксане, вижу ее
как сейчас. До сих пор не знаю, с умыслом или нет, была продумана эта
процедура, но молодые, горячие тела этих девушек, их ласковые руки,
вернули многим раненым желание жить…

…У нас никого не
награждали, только братскими могилами. Собирали всех погибших, давали
троекратный залп, и идем дальше…. Ведь кого тогда могли наградить?
Того, кто в течение долгого времени мог остаться в живых, т.е.
штабисты, артиллеристы. А мы, пехота, были хворостом, который
подбрасывали в огонь войны.

…Большая группа офицеров
встречала вместе Новый 1945 й год, с нами были девушки-связистки из
штаба полка. Все знали, что у Иосифа прекрасный голос, он великолепно
пел, и после войны все прочили ему карьеру оперного певца. Выпили
несколько тостов. Стали просить Каплан чтобы он спел, Иосиф не был
против. Одна сержантка, к которой комбат Дмитриев был неравнодушен,
подсела к Каплану и приобняла его за плечи, слушая песню. А Дмитриев
уже был «готов», как говорится, лыка не вязал. И посередине песни
прозвучал выстрел. Комбат, сидевший напротив Каплана, вытащил пистолет
из кобуры и в упор застрелил ротного выстрелом в голову…
Приревновал… Дмитриева обезоружили, с него сорвали погоны, и…
оставили служить рядовым в штабе полка. Не судили!.. Начальники
пытались все списать на «случайный выстрел». Я несколько раз подходил к
начштаба , подполковнику Шутову и спрашивал -«Почему Дмитриев ходит
свободным, а не находится в штрафбате? Он же, гнида, своего офицера
убил!», на что Шутов мне неизменно отвечал — «Мы его после войны судить
будем».

…Где-то в районе Полтавы мы двигались походной
колонной и вдруг нас остановили, и построили в каре. Смотрим, выносят
на носилках парня лет восемнадцати, щупленького такого. Оказывается, он
был самострел, и прострелил себе ногу. Испугался видно войны. И его
прямо лежачего, он ведь ни встать, ни повернуться не мог, громко
стонал, смершевец в затылок и застрелил… Но и этот случай на всех нас
тоже произвел не воспитательное, а скорее отрицательное впечатление…
Даже жалость к нему была, хоть он и был самострел.

…Помню, что мы залегли в небольшом садике, и
тут прибежал посыльный от командира батальона с приказом атаковать. В
этот момент раздался взрыв, посыльного убило, а мне несколько осколков
пробило левую руку и попали в грудь… Подскочила медсестра,
перевязала, но в медсанбат у Волги я шел уже сам. Переправа
осуществлялась только в темноте, и пока мы ее ждали я удивленно спросил
откуда столько бревен плавает в Волге… А мне отвечают: «Да какие
бревна, это же люди…»

…В боевой обстановке, когда из-за
больших потерь очень сильно менялся состав, люди просто не успевали
хорошо познакомиться, не то что подружиться. Мы, одесситы, естественно,
старались держаться вместе, поддерживали друг друга. Но и нашу
компанию постепенно выбили…. Я оставался последним.

…Как-то
раз мне пришлось присутствовать при допросе сбитого немецкого летчика.
Ему задавали вопросы, но он все время молчал, и ничего не говорил.
Тогда ему переводчик говорит: «Это же серьезное дело, вас же могут и
расстрелять». А он в ответ только процедил пренебрежительно: «Мне
наплевать на смерть…»

…У нас хороший парень был татарин.
Переправлялись в лодке по тросу. Она перевернулась. Он выбрался на
немецкий берег, а мы выплыли на наш. Он решил перебраться обратно
пристегнувшись ремнем к тросу. Его течением завертело. То голова
появится, то ноги. Он кричал: «Пристрелите меня!» На следующую ночь,
когда поплыли на тот берег, то его тело не могли от троса отстегнуть,
так его закрутило. Пришлось ремень отрезать…

…Офицеры за
мной не ухаживали – как они могли за мной ухаживать, если у меня взвод
солдат? Ко мне не подступишься. В нашей дивизии я не знаю и не помню
женщин, которые бы крутили романы с офицерами. Не знаю, может быть,
что-то такое было в санроте, но я же с ними не общалась. Я все время со
своими ребятами была. Это мои солдаты от меня бегали. Иногда бывало
так, что рядом был банно-прачечный отряд, и солдаты туда бегали. Я
ругала их за это.

…В то утро 12 октября 44-го, когда
разбомбили нашу роту, мы увидели, что один наш боец, парень с Украины,
Вася его звали, а фамилия, кажется Ивасюк, встал на колени и молится.
Мы его спрашиваем, что случилось, все-таки эта была необычная картина. А
он говорит: «Приснилось, что сегодня меня убьют». И точно, в тот день
при налете он погиб….

…Вася взял троих «корешей», которым
терять было нечего, и в «бл…ход». Получаем приказ срочно выйти из
города. Побежал в немецкий дом искать своего заряжающего, а там
«картина»…Вася «на немке пыхтит», а штрафники, где-то нашли опахала и
машут ими над Васей, при этом — «ржут как кони». Говорю им – «Приказ
на движение дали, сворачивайтесь». Иванов мне в ответ –« Не лишай
радости, может, через час сгорю в танке!». Сидим в танке, я ему начинаю
«пропаганду пропихивать и мораль читать», мол нельзя так, мы же
советские люди, солдаты-освободители, если поймают — под трибунал
пойдешь, зачем тебе бесславно «пропадать ни за грош». А он мне –
«Вспомни концлагерь, который мы освободили». В Польше ворвались в
лагерь смерти, а там уже живых не было, только на земле лежали
обтянутые кожей скелеты, с желтой шестиконечной звездой на лагерной
робе. Больше я не пытался найти аргументы в защиту немцев.

  • Рассказ о дочери троекурова
  • Рассказ о древнеегипетской семье земледельца 5 класс
  • Рассказ о достопримечательностях австралии
  • Рассказ о достижениях культуры халифата кратко
  • Рассказ о достижениях арабской культуры