Рассказ о дрессированных животных 2 класс

Вот и окончен второй класс. на носу лето и каникулы, но это не повод расслабляться и забрасывать учебу. не зря

Список литературы на лето после 2 класса по программе Школа России. Книги для чтенияВот и окончен второй класс. На носу лето и каникулы, но это не повод расслабляться и забрасывать учебу. Не зря учителя дают своим ученикам задания на лето. В их числе и список литературы, то есть книг, которые нужно прочитать за лето. После второго класса список не такой уж внушительный, но над некоторыми книгами придется посидеть довольно долго. Ваши усилия будут вознаграждены, ведь эти книги очень интересные, да и вообще, чтение — занятие очень увлекательное. Читаем не менее одного часа в день. Можно 2 раза по 30 минут, кому как удобнее. Читаем всей семьей, обсуждаем и пересказываем.  Чтобы лучше усвоить произведение, нужно вести читательский дневник. Делать это ученики научились еще в первом классе, так что такая задача трудностей вызвать не должна. 

Список литературы на лето, 2 класс, Школа России

Легенды и мифы Древней Греции.

Русские народные сказки.

«Волшебное кольцо», «Царевна Несмеяна», «Летучий корабль», «Марья Моревна», «Иван-царевич и серый волк», «Финист – Ясный сокол», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Сказки зарубежных писателей

  1. Х. К. Андерсен. «Огниво», «Русалочка», «Дикие лебеди».
  2. Ш. Перро. «Синяя Борода».

Классики русской литературы

  1. А. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».
  2. П. Ершов. «Конек-Горбунок».
  3. Стихотворения А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, А. Плещеева, И. Никитина, И. Сурикова, А. Блока, К. Бальмонта.

Современная русская литература

  1. Стихотворения А. Барто, С. Михалкова, Б. Заходера, Ю. Владимирова, В. Берестова, И. Токмаковой, Р. Сефа, З. Александровой, Г. Сапгира,
    О. Григорьева.
  2. A. Гайдар. «Голубая чашка», «Горячий камень».
  3. Б. Житков. Рассказы о животных.
  4. И. Акимушкин. «Природа чудесница»,«Кто без крыльев летает».
  5. Э. Шим, С. Баруздин, Г. Скребицкий. Рассказы.
  6. Б. Никольский. Рассказы.
  7. B. Драгунский. Рассказы.
  8. C. Прокофьева. «Ученик волшебника».
  9. В. Губарев. «Королевство кривых зеркал».
  10. Л. Лагин. «Старик Хоттабыч».
  11. Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова», «Чистый Дор».
  12. Г. Остер. «Бабушка Удава».

Современная зарубежная литература

  1. Дж. Родари. «Приключения Джельсомино».
  2. Р. Киплинг. «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок», «Маугли».
  3. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все».
  4. А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинныйчулок».
  5. Д. Харрис. «Сказки дядюшки Римуса».

Список литературы на лето №2, 2 класс, Школа России

 В соответствии с программой Горецкого В.Г., Климановой Л.Ф. «Литературное чтение». УМК «Школа России»

  1. Устное народное творчество. Песни, потешки, считалки, загадки. Сказки.
  2. Стихи поэтов-классиков XIX – нач. XX в. для детей.
  3. Сказки А.С. Пушкина.
  4. Басни И.А. Крылова.
  5. Стихотворения М.Ю. Лермонтова.
  6. Рассказы о животных Л.Н. Толстого.
  7. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».
  8. Сказки В.М. Гаршина.
  9. В.Ф. Одоевский «Серебряный рубль». Сказки.
  10. Д.В. Григорович «Гуттаперчивый мальчик».
  11. Рассказы для детей русских писателей XIX в.
  12. Рассказы о природе И. Соколова-Микитова.
  13. Сказки-несказки В. Бианки, Э. Шима.
  14. Рассказы о животных Б. Житкова.
  15. Рассказы о дрессированных животных и дрессировщиках.
  16. Рассказы М.М. Пришвина.
  17. Стихотворения современных поэтов.
  18. Стихотворения С.В. Михалкова.
  19. Веселые рассказы Н. Носова.
  20. В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы».
  21. Научно-познавательная литература.
  22. Детская периодическая печать.
  23. Мифы и легенды народов мира.
  24. Стихи и сказки писателей и поэтов зарубежных стран.
  25. Сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», «Огниво», «Дикие лебеди».
  26. Сказки А. Линдгрен, Л. Кэрролла.

Список книг на лето №3 после 2 класса, Школа России

  1. Русские народные сказки: «Волшебное кольцо», «Медное, серебряное и золотое царства». «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» и др.
  2. Пушкин А.С. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке»
  3. Крылов И.А. «Басни»
  4. Толстой Л.Н. «Липунюшка»
  5. Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка».
  6. Гаршин В. «Сказка о жабе и розе».
  7. Одоевский В. «Город в табакерке».
  8. Паустовский К. «Стальное колечко».
  9. Куприн А. «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Барбос и Жулька».
  10. Драгунский В. «Девочка на шаре». «Денискины рассказы».
  11. Бианки В. Мышонок Пик. Лесные домищки.
  12. Остер Г. Зарядка для хвоста.
  13. Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома», «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына».
  14. Благинина Е. «Бабушка-забота».
  15. Маршак С. «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Детки в клетке».
  16. Михалков С. «Как медведь трубку нашел», «Дядя Степа», «Щенок».
  17. Барто А. « Просто стихи», «История на просеке», « Мы с Тамарой».
  18. Андерсен Г. «Дюймовочка, «Стойкий оловянный солдатик».
  19. 3.Б. Житков. «Как слон спас хозяина от тигра «.
  20. М. Пришвин «Кладовая солнца».

Список литературы для чтения летом №4, 2 класс, Школа России

  1. Русская народная сказка «Царевна Лягушка»
  2. Б. Заходер «Веселые стихи», «Птичья школа»
  3. Л.Н. Толстой «Котенок», «Два товарища», «Булька»
  4. Г.Андерсен «Дикие лебеди», «Принцесса на горошине»
  5. Энн Хогард «Мафин печет пироги»
  6. Н.Носов «Ступеньки», «Заплатка». «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей»
  7. С.Михалков «Дремота и Зевота», «Про мимозу», «Дядя Степа», «Чистописание»
  8. С. Маршак «Детка в клетке», «Школьнику на память», «Рассказ о неизвестном герое»
  9. Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»
  10. Братья Гримм «Три брата»
  11. М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Еж»
  12. А.П. Гайдар «Чук и Гек», «Совесть»
  13. В.А. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья»
  14. В.В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», Аришка- Трусишка», «Кто чем поет»
  15. Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот»
  16. Г.Б. Остер «Зарядка для хвоста», «Вредные советы»
  17. В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы»
  18. В.П. Катаев «Цветик-семицветик»
  19. М.М. Зощенко «Елка»
  20. В.В. Медведев «Обыкновенный великан»

Список литературы после 2 класса №5, Школа России

  1. Русские народные сказки (4-5 сказок)
  2. Былины «Илья Муромец выходит на свободу», «Первый бой Ильи Муромца», «Добрыня и змей», «Добрыня, посол князя Владимира», «Садко» в пересказе И.В.Карнауховой
  3. Л.Н.Толстой «Белка и волк», «Мильтон и Булька», «Старик и яблони», «Царь и рубашка», «Два товарища», «Филипок», «Котёнок», «Лев и собачка», «Акула», «Прыжок»
  4. А.П.Чехов «Беглец», «Детвора», «Белолобый», «Каштанка»
  5. А.И.Куприн «Слон», «Белый пудель», «Извозчик Пётр», «Скворцы»
  6. М.Горький «Случай с Евсейкой»
  7. М.М.Пришвин. Рассказы о природе (4-5 рассказов)
  8. Е.И.Чарушин. Цикл рассказов про Тюпу и Томку.
  9. Б.С.Житков «Пудя». «Галка», «Кружечка под ёлкой», «Храбрый утёнок»
  10. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога», «Кот-ворюга», «Тёплый хлеб», «Стальное колечко»
  11. М.М.Зощено «Галоши и мороженое», «Глупая история», «Храбрые и умные», «Умные животные»
  12. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей Кутафью и царевну Горошинку», «Богач и Ерёмка», «Вертел», «Серая шейка»
  13. А.Гайдар «Горячий камень», «Чук и Гек»
  14. В.В.Голявкин «Тетрадки под дождём», «Наши с Вовкой разговоры», «Как я встречал Новый год», «Калейдоскоп»
  15. Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»
  16. В.Ю. Драгунский (4-5 рассказов)
  17. Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
  18. П.Бажов «Серебряное копытце», «Голубая змейка»
  19. В.Одоевский «Городок в табакерке»
  20. П.Ершов «Конёк-горбунок»
  21. В.Осеева «Сыновья», «Синие листья», «Волшебное слово», «Почему?»
  22. И.А.Крылов. Басни.
  23. К.Булычев «Девочка с планеты Земля»
  24. Л.Гераскина «В стране невыученных уроков»
  25. Е.Щварц «Сказка о потерянном времени»
  26. С.Маршак «Двенадцать месяцев»
  27. С.Аксаков «Аленький цветочек»
  28. В Гаршин «Лягушка-путешественница»
  29. А.Волков «Волшебник Изумрудного города»
  30. А.Курляндский «Возвращение блудного попугая»
  31. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
  32. В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
  33. Г.Х.Андерсен «Улитка и розовый куст», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Соловей», «Огниво»
  34. Ш.Перро «Спящая красавица», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик»
  35. Д.Родари «Путешествие голубой стрелы», «Джельсомино в стране Лжецов»
  36. Э.Распе «Приключения Мюнхаузена»
  37. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»
  38. С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»
  39. Р. Киплинг «Рикки — Тикки — Тави»

Произведения в списках программные, будут изучаться на уроках чтения и внеклассного чтения, поэтому желательно ознакомиться с каждым автором хотя бы по одному произведению.

Ведение читательского дневника летом

После прочтения нового произведения, обязательно заведите для него страничку в своём читательском дневнике. В дневнике нужно:

1. Указать автора произведения
2. Указать название произведения
3. Оформить иллюстрацию
4. Написать о ком или о чем это произведение и какова его главная мысль
5. Понравилось ли тебе это произведение?

В читательский дневник нужно записывать все прочитываемые произведения. Каждому произведению уделять отдельную страницу. Автор, название, краткое содержание (4-6 предложений) и своё отношение к тексту. Оформлять аккуратно, писать красиво. Нарисовать иллюстрации как минимум к трём наиболее понравившимся произведениям.

Рекомендации к изучению стихотворений. Репетировать чтение вслух (с выражением). Первый раз стихотворение должно быть прочитано ребёнку взрослым, с правильной интонацией и объяснением незнакомых слов. Можно и желательно включить аудиозапись. НО, если вы находите запись, убедитесь, что актёры читают стихотворение ПРАВИЛЬНО И КРАСИВО.

Интересного вам чтения все лето!

Валентин Филатов

Рассказы дрессировщика

© Каюков Л., рисунки, 1980

© АО «Издательство «Детская литература», 2017

* * *

Рассказы дрессировщика - i_001.png

Здравствуйте, дорогие ребята!

Давайте знакомиться. Зовут меня Валентин Иванович. Фамилия – Филатов.

Я дедушка. У меня есть любимая внучка Юленька. Она уже большая, учится в школе, в третьем классе. Юля занимается гимнастикой, танцует, но больше всего на свете любит цирк. Конечно, ничего удивительного в этом нет. У Юли все родные: мама, папа, тётя Таня, дядя Саша и я, дедушка Валя, – все работают в цирке, дрессируют зверей.

Вы заметили, что я сказал – работают, а не просто выступают? Потому что перед тем как начать выступать, надо очень много и долго работать. Ведь научить зверей быть послушными совсем нелегко. Это хорошо знают те ребята, у кого есть домашние животные. А с дикими животными ещё сложней. Они с трудом привыкают к неволе, нередко проявляют свою коварную звериную натуру – могут поранить или даже убить дрессировщика.

Но Юлю это не пугает. Она смелая девочка и решила обязательно стать дрессировщицей. Я часто рассказываю ей про зверей, вожу в зоопарк и в цирк.

В зоопарках звери просто живут в клетках и никаких трюков не исполняют. А в цирках животные участвуют в представлении, как настоящие артисты. Они умеют ходить на передних лапах, прыгать в огненное кольцо, выкидывать уморительные коленца. Глядя на всё это, зрители удивляются, восхищаются, смеются. Ещё бы, разве не удивит вас медведь, раскатывающий на велосипеде, не восхитит слон, стоящий на одной ноге, не рассмешит обезьянка, бегущая с коромыслом?

Всё, что я рассказывал своей внучке про зверей, я записал и составил из этих рассказов книгу. Посвящаю её всем детям, которые любят животных и любят цирк.

Рассказы дрессировщика - i_002.png

В медвежьих объятиях

Рассказы дрессировщика - i_003.png

История о том, как я стал дрессировщиком, интересная, но очень длинная. В ней немало смешного и страшного, весёлого и грустного. Если вы никуда не торопитесь и у вас есть лишнее время, сядьте поудобнее и слушайте.

Когда мне исполнилось шесть лет, я уже был цирковым артистом – выступал со своим первым учителем Иваном Ивановичем Ивановым в двух номерах: акробатом в икарийских играх и гимнастом на ножной лестнице.

В икарийских играх взрослые артисты лежали на специальных подушках и ногами перебрасывали друг другу нас, маленьких ребятишек. Во время перелётов мы кувыркались в воздухе, а в конце номера показывали на ковре акробатические прыжки: колёсики, флик-фляки, сальто-мортале.

Рассказы дрессировщика - i_004.png

На лестнице я выполнял стойку на руках, делал флажки, оттяжки – довольно трудные трюки. Конечно, прежде чем я осилил всё это, получил немало подзатыльников от взрослых артистов и синяков от неудачных падений.

Хотите знать, как я попал в цирк? Очень просто. Я родился и вырос в цирке. Мой дедушка ещё сто лет назад выступал с дрессированными тиграми. Мой отец Иван Лазаревич пошёл по дедушкиным стопам – дрессировал хищных зверей: косматых львов, полосатых тигров, пятнистых леопардов. А мама работала наездницей и помогала отцу обучать зверей. Шесть моих братьев и одна сестра тоже стали цирковыми артистами: акробатами, музыкальными эксцентриками, жонглёрами.

С детства я помогал старшим кормить животных, смотрел, как их дрессируют, старался не трусить, хотя порой от львиного рыка душа уходила в пятки.

Самым добродушным из всех зверей был большущий медведь Колька. Так мне, во всяком случае, казалось. Мы с ним очень подружились. Три года подряд он играл со мной, брал с ладони сахар, разрешал гладить густую мягкую шерсть. Иногда после репетиции брат сажал меня верхом на медвежью спину, и Колька, храпя и слегка переваливаясь с боку на бок, катал счастливого наездника вокруг манежа. Было весело и немного жутковато. Всё-таки медведь не скаковая лошадь!

Однажды летом выступали мы в небольшом городке Гусь-Хрустальном. Жарища стояла прямо африканская! В нашем передвижном парусиновом цирке «Шапито», похожем на огромную палатку, было очень душно. И люди и звери изнывали от зноя. Особенно трудно пришлось моему другу медведю Кольке – представляете, летом, в такую жаркую погоду, носить меховую шубу!

Колька совсем извёлся. Ревел благим матом и гремел длинной цепью, накинутой на врытый в землю столб. Дышал Колька часто и по-собачьи высовывал длинный красный язык.

Чтобы медведя не хватил тепловой удар, отец велел под навесом выкопать для Кольки глубокую яму. На глубине земля более холодная и влажная, чем на поверхности. В яме мишка почувствовал себя лучше – успокоился и прилёг в холодке подремать.

Рассказы дрессировщика - i_005.png

В это время я нёс на руках пятилетнего племянника Толю. Он плакал горькими слезами и кричал:

– Неси меня к маме, я пить хочу, я пи-и-ить хочу!

Разбуженный детским плачем, Колька встал на задние лапы, а передние положил на край ямы. Морду он задрал кверху и недовольно зарычал. Поскольку мы были старыми друзьями, я не обратил внимания на его рычание, а старался успокоить маленького Толю.

Несчастье произошло мгновенно. Когда я проходил мимо ямы, раздражённый Колька сгрёб меня передними лапами за ноги, и я полетел вниз, на дно. Хорошо, что я успел отбросить племянника подальше от ямы, иначе мы бы оба очутились в медвежьих объятиях. Толя завопил ещё пуще, я присоединился к нему, зовя на помощь истошным криком. Кричал я не только от страха, но и от боли.

Это ещё больше разозлило медведя. Он пустил в ход когти. На крик сбежались братья и с трудом вырвали меня из звериных лап. Медведь распорол когтями мою ногу от середины бедра почти до щиколотки.

Рассказы дрессировщика - i_006.png

В больнице мне обработали раны, зашили их шёлковыми нитками. Ногу уложили в лубок, а меня – в больничную палату. Было очень больно, но я терпел и не плакал.

После выписки из больницы пришлось ещё несколько недель ходить на костылях и навсегда расстаться с акробатикой.

Казалось бы, этот случай должен был отбить у меня всякую охоту возиться со зверьём, а вышло совсем наоборот – я твёрдо решил стать дрессировщиком!

Моя подружка Нелли

Рассказы дрессировщика - i_007.png

Вскоре мы поселились в Москве, на Васильевской улице, в доме номер 13. Здесь размещался цирковой Зооцентр, которым заведовал мой отец. Во дворе был настоящий зоологический сад.

Сюда со всего света привозили диких животных: из уссурийской тайги – тигров, из индийских джунглей – слонов, из Африки – гепардов и львов, из Южной Америки – обезьян и попугаев, из пустынь Средней Азии – змей и верблюдов, из русских лесов – медведей. Зооцентр распределял их по циркам и зверинцам, а больных зверей оставлял у себя до выздоровления.

Мне, конечно, здо́рово повезло. Всё свободное от школы время я проводил возле звериных клеток. Наблюдал зверей, кормил их, помогал ветеринарному врачу, нашему доктору Айболиту, лечить больных животных.

К сожалению, дрессировкой в Зооцентре занимались мало. Поэтому в свободное время я бегал на репетиции и представления на Ярославский рынок в зверинец, где с группой львиц выступал муж моей сестры и Толин отец – Александр Николаевич Корнилов.

Внеклассное чтение. 3 класс. Учитель: Кравчук Л.В.

Тема: «Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют».

Цель: познакомить детей с семьей дрессировщиков Дуровых, с другими

дрессировщиками.

Задачи:

Образовательные: расширить знания детей о дрессировщиках и дрессированных животных.

Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; умение составлять текст-заметку, делать выводы из сказанного, применять эти правила практике.

Воспитывающие: учить учеников настойчивости, терпению, любить животных.

Оборудование: стенд «Театр дедушки Дурова», две пластинки с портретами Дуровых, цирковым выступлением, журналы «Юный натуралист».

Ι. Беседа: (на фоне циркового выступления).

  1. Ребята, все закрыли глаза и представьте, что играет музыка, зажигаются разноцветные огни, выбегают собачки, обезьяны, медведи, грациозно наклоняет голову слон, потряхивают золотыми гривами лошадки, выбегают клоуны, подбрасывают вверх разноцветные кольца, раздается веселый смех ребят. Вы открываете глаза и видите перед собой (открывается доска):

«Театр дедушки Дурова».

  1. О чем у нас сегодня пойдет речь на уроке? (учитель сообщает задачи урока).

ΙΙ. Знакомство с Дуровыми.

  1. Учитель:

Что же представляет собой семья Дуровых? Сколько Дуровых принесли русскому цирку известность?

Это семья русских цирковых артистов, клоунов и дрессировщиков.

Первым из семьи Дуровых был Анатолий Леонидович (на доске): (1864-1916г.г.)

Выступал впервые в балаганном цирке (маленькое круглое сооружение, обтянутое материей), как акробат в 15 лет, А в 18 лет в цирке в Воронеже начал демонстрировать дрессированных животных, Выезжал с выступлениями в Германию, Австро-Венгрию, Испанию, Италию.

  1. Вместе с Анатолием Леонидовичем выступал и его брат Владимир Леонидович Дуров. (1863-1934г.г.) (на доске).

  2. Затем на арене цирка зрители увидели сына Анатолия Леонидовича, Анатолия Анатольевича Дурова (на доске) (1883-1928г.г.).

  3. В 1909г. на арену цирка выходит внук Анатолия Леонидовича, Владимир Григорьевич Дуров (на доске) (1909-1972г.г.).

  4. Вместе с ним в цирке можно увидеть его двоюродного брата Юрия Владимировича (1909-1971г.г.) (на доске), внука Владимира Леонидовича.

  5. Через некоторое время мир узнал внучку Анатолия Леонидовича, Терезу Васильевну Дурову (1926г.). Тереза Васильевна – внучка самого старшего Дурова , Выступала со смешанной группой животных. Получила звание заслуженной артистки РСФСР.

Показ портретов Дуровых.

  1. Особое внимание я хочу уделить работе правнучки Дурова (на доске): Наталье Юрьевне Дуровой.

Кто же она такая?

Вывод: Так сколько же всего Дуровых Дрессировщиков? (7)

— И эти семь человек сделали многое для русского цирка, прославили русский цирк.

ΙΙΙ. Сегодня мы будем работать над тем, (на доске) проблемный вопрос:

— Чему дрессировщик и животные учат друг друга?

— Какие качества должен воспитывать в себе дрессировщик?

1. Отрывок из повести Н. Дуровой.

а) Ответ на первый вопрос (рысь – учиться трудиться, выполнять все возможные трюки).

(Н.Дурова – учиться выдержке, стойкости характера, вырабатывает волю).

2. А сейчас мы с вами послушаем небольшой спектакль, который подготовила Н. Дурова со своими питомцами.

а) Что поняли из этого спектакля? Чему учит? (дружбе, взаимной выручке)

б) Чему дрессировщик учится? (терпению, настойчивости)

3. Чтение текстов.

«Хрюшка- парашютист», «Как Лео учил Ваську» Как все эти представления характеризуют самого Дурова Владимира Леонидовича?

В советском цирке очень много дрессировщиков животных. Но московский цирк на Цветном бульваре – единственный в мире театр зверей, который носит имя дедушки Дурова.

Я хочу познакомить вас еще с одним дрессировщиком Николаем Тимченко и его питомцами тюленями- сивучами.

а ) Тюлени учатся играть в футбол, бросать кольца. Н.Тимченко – «Тюлени заставляют их полюбить».

5. Прослушаем в грамзаписи, как Николай Тимченко дрессирует своих животных.

Вывод учителя: вот, ребята вы увидели сколько много труда надо положить человеку, каким надо запастись терпением, чтобы научить животных что-нибудь делать.

ΙV. Знакомство с текстами о животных.

— Ребята, вы все любите смотреть передачу «Будильник». Особенно у вас загораются глаза, когда вы видите, как дрессированные звери крутят барабан, достают шар с номером мультфильма и отдают ведущей передачи Надежде Васильевне Румянцевой.

Это вы видите уже отснятый «Будильник» на пленку. А вот как происходит съемка «Будильника» — никто из вас не видел.

— На сегодняшнем уроке мы с вами приподнимем немного занавес и посмотрим, как идут съемки.

а ) чтение «Зеленый крокодил», «Попугай нарушитель».

— Что вы можете сказать о людях, которые работают с животными? (бесстрашные, любовь к животным побеждает все).

V. Выставка книг.

1. В какой литературе вы нашли все сообщения к уроку? (ученики дают книги, учитель ставит на стол)

Общий вывод:

а ) Какие качества должен воспитывать в себе дрессировщик?

б ) Чтобы вы точнее ответили на вопрос, послушаем советы Н.Дуровой.

(любовь к животным, настойчивость, терпение, научные знания о животных)

Домашнее задание: «О тех, кого не любят»

Показ литературы: «О змеях», «Юный натуралист» №9,10, 1986г. №6, 1985г.

«Берегите животных», «Природа и люди».

Дуровы.

Семья русских цирковых артистов, клоунов дрессировщиков.

1. Анатолий Леонидович (1864г. — 1916г.)

В 1879г. выступая впервые в балагане, как акробат.

В 1882г. в Воронеже в цирке, начал демонстрировать дрессированных животных. Гастролировал в Германии, Австрии – Венгрии, Испании, Италии.

  1. Владимир Леонидович Дуров (брат) (1863г. – 1934г.)

Заслуженный артист РСФСР.

В юности увлекался дрессировкой. В 1879г. (16 лет) получил известность как соло-клоун и дрессировщик. Впервые в России разработал систему дрессировки на основе мягкого обращения с животными, используя какие-то поощрения.

3. Анатолий Анатольевич — сын А.Л. Дурова (1887г. – 1928г.)

Впервые вышел с группой дрессированных животных и птиц. В 1914г. И даже был сослан в Сибирь за шутку, в цирке поправленную против царя и войны.

  1. Владимир Григорьевич Дуров – внук А.Л. Дурова (1909г. -1972г.)

После смерти А.А.Дурова работал с его группой зверей. В своих выступлениях соединил клоунаду с показом дрессированных животных и птиц. Гастролировал во многих странах.

Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

  1. Юрий Владимирович Дуров (1909г. – 1971г.) – внук брата В.Л. Дурова Народный артист СССР

Выступал, как клоун и дрессировщик с большой разнообразной программой и хорошо дрессированной группой зверей. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

6. Тереза Васильевна Дурова (1926г. — …)

В 1969г. получила звание заслуженная артистка РСФСР.

Внучка А.Л.Дурова. Выступала со смешанной группой животных.

7. Наталья Юрьевна Дурова –

Популярный детский писатель. В литературе ее имя известно уже более десяти лет. В своих книгах « Колька – премьер», «Гибель старого Ямбо», «Котька», «Про Никиту и белку», «Большой театр», «Малышка», Н.Дурова пишет о том, с чем знакома с детства, — о людях цирка, о дрессировщиках и животных. Н.Дурова родилась в семье цирковых артистов Дуровых. По семейной традиции начала работать на арене цирка с четырех лет. Во время учебы в школе начала писать о животных. После окончания литературного института продолжает писать книги о животных и также продолжает работать дрессировщиком.

Отрывок из повести « Арена » (О.Н. Дуровой).

Нашей маме всегда доставалась от её буйной семьи дрессировщиков. На мои репетиции она старалась не приходить. Хоть сердце у неё было мужественное, она всё же было сердцем матери. Она боялась, что в какой-нибудь опасный момент вдруг не выдержит, вскрикнет и тем самым отвлечёт от зверя моё внимание. В такое время животное может принести дрессировщику беду. Вот почему мама не хотела бывать на репетициях. А на премьере, волнуясь за меня, она стояла за занавесом.

Ослепленные прожекторами, мы не видим зрителей, но ощущали их. Когда рысь Котька спрыгнула с барьера, дали полный свет.

Моё платье с длинной шуршащей юбкой было не знакомо Котьке. Ей захотелось дотронуться до него лапой. И вот, играя юбкой, она задевает когтями мою ногу, я чувствую режущую боль. Но номер идёт своим чередом. И вот номер окончен. Котька принимает аплодисменты. На арену полетели цветы. Цветов Котька никогда не видела. От брошенных букетов она пятилась и цепочкой, которую я крепко держу, увлекает меня за занавес. Здесь я теряю сознание и падаю на пол. Подойди ко мне никто не мог, рядом была рысь. А когда я пришла в себя, увидела: лежит со мной рядом Котька и как ни в чём не бывало, лижет мою руку.

Владимир Леонидович Дуров

Мои звери

© Рачёв Е. М., наследники, иллюстрации, 1950

© Оформление серии, предисловие. АО «Издательство „Детская литература“», 2017

***

Об авторе этой книги

Есть в Москве удивительный театр, где на сцене выступают звери и птицы. Называется он «Уголок дедушки Дурова». Создал его замечательный цирковой артист Владимир Леонидович Дуров (1863–1934).

Дуровы – старинный дворянский род. Прабабушка В. Л. Дурова, Надежда Андреевна Дурова – знаменитая кавалерист-девица, героиня Отечественной войны 1812 года. Братья Владимир и Анатолий рано остались без родителей, воспитывал их крёстный, Н. 3. Захаров, который прочил мальчикам военную карьеру и отдал их сначала в Первый московский кадетский корпус, затем в частный пансион. Ни тот ни другой братья так и не окончили. Их привлекал цирк, с его акробатами, клоунами, дрессированными животными.

В 1880 году Анатолий Дуров ушёл из дома и поступил в балаган В. А. Вайнштока, затем работал в других цирковых труппах и вскоре стал очень известным клоуном-сатириком, выступавшим с дрессированными животными.

Владимир Дуров, больше интересуясь животными и дрессурой, в 1881 году поступил в цирк-зверинец Гуго Винклера, располагавшийся в Москве, на Цветном бульваре. Здесь Владимир исполнял обязанности сторожа, помощника дрессировщика, так называемого берейтора, балконного паяца и акробата, позже начал пробовать себя как дрессировщик, стал выступать с собакой Бишкой, козлом Бяшкой и морскими свинками. В своих номерах он, как и его брат, представал перед публикой в роли клоуна.

Владимир Дуров первым в истории цирка стал применять новый способ дрессировки – не побоями и палкой, а поощрением, лаской и лакомством. Так он добивался от животных послушания и сумел поставить много очень интересных номеров. Поразительные результаты достигались также благодаря тому, что Дуров старался использовать природные способности животных. Для этого он изучал зверей и птиц, их поведение, нравы и повадки, занимался зоопсихологией.

Владимир Дуров со своими четвероногими и крылатыми артистами выступал в различных цирках по всей стране. А его мечтой было построить собственный дом для зверей, поселить их там в наиболее подходящих для каждого условиях, наблюдать, лечить, учить и показывать их искусство.

В 1910 году в Москве, на улице Старая Божедомка (теперь это улица Дурова), Дуров купил дом с садом и конюшней и создал в нем зоологический музей. Его экспонатами стали чучела зверей, с которыми выступал артист. Там же Дуров организовал лабораторию, где серьёзно занимался научной работой. Здесь же распахнул свои двери для зрителей и знаменитый Театр зверей.

Мои звери

Наша Жучка

Когда я был маленький, я учился в военной гимназии. Там кроме всяких наук учили нас ещё стрелять, маршировать, отдавать честь, брать на караул – всё равно как солдат. У нас была своя собака, Жучка. Мы её очень любили, играли с ней и кормили её остатками от казённого обеда.

И вдруг у нашего надзирателя, у «дядьки», появилась своя собака, тоже Жучка. Жизнь нашей Жучки сразу переменилась: «дядька» заботился только о своей Жучке, а нашу бил и мучил. Однажды он плеснул на неё кипятком. Собака с визгом бросилась бежать, а потом мы увидели: у нашей Жучки на боку и на спине облезла шерсть и даже кожа! Мы страшно разозлились на «дядьку». Собрались в укромном уголке коридора и стали придумывать, как отомстить ему.

– Надо его проучить, – говорили ребята.

– Надо вот что… надо убить его Жучку!

– Правильно! Утопить!

– А где утопить? Лучше камнем убить!

– Нет, лучше повесить!

– Правильно! Повесить! Повесить!

«Суд» совещался недолго. Приговор был принят единогласно: смертная казнь через повешение.

– Постойте, а кто будет вешать?

Все молчали. Никому не хотелось быть палачом.

– Давайте жребий тянуть! – предложил кто-то.

– Давайте!

В гимназическую фуражку были положены записки. Я почему-то был уверен, что мне достанется пустая, и с лёгким сердцем сунул руку в фуражку. Достал записку, развернул и прочитал: «Повесить». Мне стало неприятно. Я позавидовал товарищам, которым достались пустые записки, но всё же пошёл за «дядькиной» Жучкой. Собака доверчиво виляла хвостом. Кто-то из наших сказал:

– Ишь гладкая! А у нашей весь бок облезлый.

Я накинул Жучке на шею верёвку и повёл в сарай. Жучка весело бежала, натягивая верёвку и оглядываясь. В сарае было темно. Дрожащими пальцами я нащупал над головой толстую поперечную балку; потом размахнулся, перекинул верёвку через балку и стал тянуть.

Вдруг я услыхал хрипение. Собака хрипела и дёргалась. Я задрожал, зубы у меня защёлкали, как от холода, руки сразу стали слабые… Я выпустил верёвку, и собака тяжело упала на землю.

Я почувствовал страх, жалость и любовь к собаке. Что делать? Она, наверно, задыхается сейчас в предсмертных мучениях! Надо скорее добить её, чтобы не мучилась. Я нашарил камень и размахнулся. Камень ударился обо что-то мягкое. Я не выдержал, заплакал и бросился вон из сарая. Убитая собака осталась там…

В ту ночь я плохо спал. Всё время мне мерещилась Жучка, всё время в ушах слышалось её предсмертное хрипение. Наконец настало утро. Разбитый, с головной болью, я кое-как поднялся, оделся и пошёл на занятия.

И вдруг на плацу, где мы всегда маршировали, я увидел чудо. Что такое? Я остановился и протёр глаза. Собака, убитая мной накануне, стояла, как всегда, около нашего «дядьки» и помахивала хвостом. Завидев меня, она как ни в чём не бывало подбежала и с ласковым повизгиванием стала тереться у ног.

Как же так? Я её вешал, а она не помнит зла и ещё ласкается ко мне! Слёзы выступили у меня на глазах. Я нагнулся к собаке и стал её обнимать и целовать в косматую морду. Я понял: там, в сарае, я угодил камнем в глину, а Жучка осталась жива.

Вот с тех пор я и полюбил животных. А потом, когда вырос, стал воспитывать зверей и учить их, то есть дрессировать. Только я их учил не палкой, а лаской, и они меня тоже любили и слушались.

Чушка-Финтифлюшка

Моя звериная школа называется «Уголок Дурова». Называется «уголок», а на самом деле это большой дом, с террасой, с садом. Одному слону сколько места надо! А ведь у меня ещё и обезьяны, и морские львы, и белые медведи, и собаки, и зайцы, и барсуки, и ежи, и птицы!..

У меня звери не просто живут, а учатся. Я их обучаю разным вещам, чтобы они могли выступать в цирке. При этом я и сам изучаю зверей. Так мы учимся друг у друга.

Как во всякой школе, у меня были хорошие ученики, были и похуже. Одна из первых моих учениц была Чушка-Финтифлюшка – обыкновенная свинья.

Когда Чушка поступила в «школу», она была ещё совсем новичок и ничего не умела. Я приласкал её и дал ей мяса. Она съела и хрюкает: давай ещё! Я отошёл в угол и показал ей новый кусок мяса. Она как побежит ко мне! Понравилось ей, видно.

Скоро она привыкла и стала ходить за мной по пятам. Куда я – туда и Чушка-Финтифлюшка. Первый урок она усвоила отлично.

Мы перешли ко второму уроку. Я принёс Чушке кусок хлеба, намазанный салом. Пахло очень вкусно. Чушка со всех ног бросилась за лакомым кусочком. Но я ей не дал и стал водить хлебом над её головой. Чушка потянулась за хлебом и перевернулась на месте. Молодец! Это мне и надо было. Я поставил Чушке «пятёрку», то есть дал кусочек сала. Потом я заставил её несколько раз повернуться, приговаривая при этом:

– Чушка-Финтифлюшка, перевернись!

И она перевёртывалась и получала вкусные «пятёрки». Так она научилась танцевать «вальс».

С тех пор она поселилась в деревянном домике, на конюшне.

Я пришёл к ней на новоселье. Она выбежала мне навстречу. Я расставил ноги, нагнулся и протянул ей кусочек мяса. Чушка приблизилась к мясу, но я быстро переложил его в другую руку. Чушку влекла приманка – она прошла между моими ногами. Это называется «проходить через ворота». Так я повторил несколько раз. Чушка быстро научилась «проходить через ворота».

После этого я устроил настоящую репетицию в цирке. Свинка испугалась было артистов, которые суетились и прыгали на арене, и бросилась к выходу. Но там её встретил служащий и погнал ко мне. Куда деваться? Она робко прижалась к моим ногам. Но и я, её главный защитник, стал гонять её длинным кнутом.

В конце концов Чушка поняла, что ей надо бегать вдоль барьера до тех пор, пока не опустится кончик бича. Когда же он опустится, надо подойти к хозяину за наградой.

Но вот новая задача. Служащий принёс доску. Один конец положил на барьер, а другой поднял невысоко над землёй. Хлопнул бич – Чушка побежала вдоль барьера. Дойдя до доски, она хотела было обойти её, но тут снова хлопнул бич, и Чушка перепрыгнула через доску.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  • Рассказ о древних книгах
  • Рассказ о древней монете
  • Рассказ о друге 4 класс орксэ 4 5 предложений
  • Рассказ о драконах из мультика как приручить дракона
  • Рассказ о достопримечательностях краснодара