Произведений живописи Древнего Рима до нас дошло немного. О мастерстве художников той эпохи мы можем судить, в основном, по мозаикам и фрескам, найденным при раскопках итальянских городов Помпеи, Стабии и Геркуланум, которые погибли во время извержения вулкана Везувий в начале августа 79 года н.э. Засыпанные пеплом, они были обнаружены только в 18 веке.  И после того, как с 1748 года там начались раскопки, европейская публика открыла для себя чудом сохранившийся мир античных городов и, в частности, мозаики и фрески, украшающие стены домов. Если мозаики и фрески относятся к монументальной живописи, то примером станковой являются фаюмские портреты. В конце XIX века в Египте, в гробницах оазиса Фаюм были найдены дощечки, где восковыми красками нарисованы, изображения женщин, мужчин, стариков. Они создавались в I-III веках, когда Египет был частью Римской империи и тоже рассматриваются как примеры древнеримской живописи.

Читать далее Живопись древнего Рима: Помпеи, фаюмский портрет

Греческая керамика

Среди произведений декоративно-прикладного искусства Древней Греции немало подлинных шедевров. Особенно знаменита греческая керамика — искусно расписанные глиняные сосуды для воды, вина, масла и других бытовых нужд. Высоко ценятся и ювелирные украшения.  Мода переменчива, но одежду, которую придумали в Древней Греции рады были надеть женщины разных эпох. У древних греков был особый дар чувствовать красоту. Что бы они ни создавали: здания, статуи, женские украшения или чаши для вина, все это отличалось благородными пропорциями, делалось с большой фантазией и вкусом. Поэтому произведения древнегреческого искусства стали образцом для мастеров последующих эпох.

Читать далее Декоративно-прикладное искусство Древней Греции

Советские художники: картины и судьбы

Сейчас принято считать, что в годы советской власти все искусство жестко подчинялось идеологическому диктату, поэтому было однообразно не имело художественной ценности. А, между тем, с 1917 до конца 80-х годов в СССР жило много талантливых и самобытных художников, которые создавали замечательные полотна. Некоторые из них получили известность еще задолго до революции. Можно вспомнить Игоря Грабаря, Михаила Нестерова, Исаака Бродского, Кузьму Петрова- Водкина, Павла Корина, Петра Кончаловского, Сергея Герасимова и других. Среди тех, кто начал работать уже в советский годы были А. Дейнека, А. Пластов, Ю. Пименов, П. Корин, Т. Яблонская и др.  Конечно, художников нацеливали на создание произведений о достижениях СССР, но среди живописцев этой эпохи было немало прекрасных пейзажистов, таких, как Н. Ромадин, Б. Щербаков, С. Жуковский и др. мастеров натюрморта, среди них Ю. Пименов, В. Стожаров. Немало было написано талантливых портретов, исторических полотен, особое место в советской живописи занимала тема Великой Отечественной войны. Я предлагаю вам краткую иллюстрированную лекцию и презентацию в конце поста, где, кроме названных художников, есть материалы об Илье Глазунове, Петре Белове, Михаиле Шемякине, Исайе Бродском.

Читать далее Советские художники: картины и судьбы

Русская живопись начала 19 века

В первой половине XIX века в живописи появилось много талантливых художников, которые, усвоив основы академического искусства, искали свой стиль, неповторимую манеру. Как раз в это время сложилась школа русской живописи. Среди ярких фигур этой эпохи были Василий Тропинин, Карл Брюллов, Александр Иванов, Павел Федотов.  Как раз в это время в живописи существуют рядом разные направления: классицизм, романтизм, реализм. И, хотя ни один большой художник не укладывает ся о жесткие рамки стиля, все же говорят о сочетании классицизма и романтизма у Брюллова. В творчестве Тропинина видят соединение реализма и романтизма, а вот Федотов, как считают, стал одним из первых представителей критического реализма в русской живописи. Я предлагаю вам краткий иллюстрированный рассказ об этих художниках.

Читать далее Русские художники Тропинин, Брюллов, Федотов, Иванов

Малевич Филонов Шагал

Русский авангард — важное явление не только в русской, но и в мировой живописи. Впитав идеи западных живописцев конца XIX — начала ХХ века, российские художники, в свою очередь, оказали влияние на европейское искусство. Василий Кандинский стал одним из создателей абстракционизма. Его работы экспонируются в картинных галереях Германии, Швейцарии, США. Музей Шагала есть не только в родном Витебске, но и в Ницце. Его картины можно увидеть в Венеции, Париже, Нью-Йорке, Иерусалиме. Полотна Малевича, Гончаровой сегодня продаются за миллионы долларов на самых престижных аукционах. Работы Филонова, мало известные широкой публике, на выставке «Москва-Париж» в 80-е годы вызвали больший интерес, чем полотна великих импрессионистов и постимпрессионистов.

Читать далее Кандинский, Малевич, Шагал, Филонов — художники русского авангарда

Художники постимпрессионисты

Перед нами автопортреты трех художников. Даже по этим работам видно, насколько они были разные: брутальный, уверенный в себе Поль Гоген, нервный, беззащитный Винсент Ван Гог и уравновешенный Поль Сезанн. И, тем не менее, искусствоведы объединяют их, называя постимпрессионистами. Термин этот возник в 1910 году, когда никого из них уже не было в живых. Его ввел английский критик  Роджер Фрай, который организовал в Лондоне выставку современного французского искусства «Мане и постимпрессионизм». Кроме названных живописцев там были и Тулуз-Лотрек, и Сера. Надо сказать, списки имен художников этого направления в разных изданиях очень отличаются. Роднит их одно: усвоив открытия импрессионистов, которые разрушили каноны классической живописи, постимпрессионисты пошли дальше, создавая каждый свой особенный живописный мир.

Читать далее Постимпрессионисты: Ван Гог, Гоген, Сезанн

Художники импрессионисты

Слово «импрессионизм» появилось в 1872 году, почти 150 лет назад. Его придумал журналист Луи Леруа, чтоб как можно злее поиздеваться над авторами картин, которые он увидел на выставке «Общества анонимных живописцев» на бульваре Капуцинок.  Работы ему очень не понравились, особенно та, что назвалась «Восход солнца. Впечатление». «Впечатление» по-французски  «impression». Слово это в своей статье журналист повторил много раз, утверждая, что на любых обоях живописи больше, чем в этом «импрессионе». Он обозвал всех этих мазил «импрессионистами». Они приняли вызов, и стали себя так именовать. Пройдет немного лет, и картины этих художников станут классикой, украшением музеев. Любой самый радикально настроенный живописец XX века начинал с подражания импрессионистам, искусство которых стало революцией в мировой живописи. Я кратко расскажу о К. Моне, О. Ренуаре, К. Писарро, Э. Дега. В конце поста есть ссылка на презентацию по этой теме и вопросы для учеников художественной школы.

Читать далее К. Моне, О. Ренуар и другие импрессионисты

Живопись начала 20 века

Начало XX века было временем расцвета русского искусства. В это время в России появились десятки прозаиков, поэтов, художников, музыкантов, деятелей театра, которые стали значимыми не только для России, но и для всего мира. В литературе это Горький, Бунин, поэты серебряного века. В музыке — И. Стравински, А. Скрябин, С. Рахманинов. Русский театр той поры определил направления сценического искусства ХХ века. Именно в первом десятилетии XX века русский балет стал эталоном, на который равняются до сих пор. Выходу русского искусства на мировую арену способствовали «Русские сезоны», организованные С. Дягилевым в Париже ид других европейских городах. Русская опера и балет поразили Европу, а художники, оформлявшие спектакли: К. Коровин, Л. Бакст, А. Бенуа, Н. Рерих и др. получили мировое признание. Художники, которые объединились вокруг журнала «Мир искусства» интересовались историей больше, чем современностью, искали новые средства художественного выражения в искусстве. Этот период называют «русским ренессансом«, хотя, казалось бы, политическая жизнь в России начала века не была благоприятной для развития искусства.

Читать далее А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Н. Рерих и русская культура начала XX века

Искусство модерна

Во Франции его называют «ар-нуво», в Германии —  югендштиль, в Австрии — сецессион,  в США — тиффани, в России — модерн. Но при разности названий у этого направления, которое возникло в разных странах мира во 2-й половине XIX века и существовало до 1 мировой войны общие особенности: в живописи, архитектуре, прикладном искусстве не найдешь прямых линий — плавные, закругленные, они часто напоминают растительный орнамент. Художники модерна готовы черпать вдохновение в образах природы. С другой стороны, они активно используют достижения технического прогресса: стекло, многочисленные металлические детали украшают и здания, и интерьеры. Я предлагаю краткую иллюстрированную лекцию о художниках Г. Климте, О. Бердслее, А. Мухе и в конце — презентацию об искусстве модерна

Читать далее Густав Климт, Обри Бердслей и другие художники модерна

Искусство Месопотамии

В Междуречье Тигра и Евфрата в IV тысячелетии до нашей эры возникли древнейшие цивилизации.  Тогда на юге поселились шумеры, выше по течению c III тыс. до н. э. жили аккадцы, на севере Месопотамии — ассирийцы. В разные эпохи возвышался Вавилон, город на берегу Евфрата. Его название «Баб-илю» означало «Врата бога». Народы, жившие в Месопотамии на протяжении четырех тысячелетий, создавали замечательные произведения искусства, в которых чувствовалась общая традиция. При раскопках древних городов археологи находили развалины храмов и дворцов, изображения богов, украшения, статуи и барельефы. Я предлагаю вам краткий иллюстрированный рассказ об искусстве Междуречья. В конце поста есть ссылка на презентацию.

Читать далее Искусство Месопотамии. Шумеры, ассирийцы, Вавилон