Рассказ о дороге жизни

8 сентября 1941 года немецкие войска замкнули кольцоблокады, перерезав сухопутную связь ленинграда с остальной страной. на тотмомент в ленинграде находилось

8 сентября 1941 года немецкие войска замкнули кольцоблокады, перерезав сухопутную связь Ленинграда с остальной страной. На тотмомент в Ленинграде находилось более 3-х миллионов мирных жителей, жизнькоторых зависела от возможности снабжения города продовольствием. Ранняя зимасковала льдом Ладожское озеро и в ноябре по льду была проложена 30 километроваяавтодорога. Эта трасса являлась Дорогой Жизни для осажденного Ленинграда. 500тысяч человек было вывезено в тыл зимой-весной 1942 года, ледовая переправапродолжала действовать и в следующие две зимы до полного снятия блокады вянваре 1944 года.

Дорога жизни - Дорога победы

Неизвестно сколько людей погибло на «Дороге жизни», от обстрелов или на тонком льду. Еще долгое время после окончания войны со дна озера доставали машины, легендарные «полуторки» ГАЗ. Но за период работы Дороги жизни было перевезено свыше 1615 тысяч тонн продовольствия и было эвакуировано около 1376 тысяч человек из блокадного города.

Дорога жизни - Дорога победы

В один из осенних дней я проехала по Дороге жизни — Дороге победы с Владимиром Чекуновым. Подробный рассказ гида, подкрепленный историческими фактами, помог погрузиться в атмосферу тех страшных дней.

Наша первая остановка — воинское кладбище в Румболово.

воинское кладбище в Румболово.

воинское кладбище в Румболово.

воинское кладбище в Румболово.

воинское кладбище в Румболово.

Перед входом на территорию кладбища стоит памятник полуторкеГАЗ –АА. Серийное производство автомобиля началось в январе 1932 года наГорьковском автозаводе. Изначально это была лицензионная копия грузовикаФорд-АА, хотя и усовершенствованная (рулевой механизм, картер сцепления и др.).С 1933 года ГАЗ-АА собирался полностью из советских комплектующих. К началувойны в армии числилось порядка 150 тыс. полуторок различных модификаций.

памятник полуторке ГАЗ –АА

Здесь же, в годовщину трагедии над Синайским полуостровом, был открыт «Сад памяти».

Сад памяти

Трагедия случилась 31 октября 2015 года, когда самолет, летевший из Шарм-эль-Шейха в Петербург, взорвался в воздухе над Синаем. На борту находились 224 человека. Все они погибли, в том числе 25 детей. Официальная причина катастрофы — террористический акт.

Сад памяти

Сад памятиПосле, мы поехали к Ладожскому озеру, к мемориалу«Разорванное кольцо», который был открыт в октябре 1966 года. Здесь начиналась«Дорога жизни», ведущая в Петрокрепость. Летом она проходила по бурным водамозера, а зимой — по замершему льду.

«Разорванное кольцо»

Ладожкое озеро плохо приспособлено для судоходства и кначалу войны на его берегах не было пристаней. Но уже к 12 сентября былоборудован порт у маяка Осиновец (сейчас там находится музей«Дорога жизни»), куда прибыли первые баржи с зерном и мукой. С появлениемпервого льда начала функционировать ледовая Дорога жизни — 20 ноября отКоккорево в Кобону за продовольствием отправился первый конный обоз из 350саней.

Ладожкое озеро

dsc 9864

dsc 9865

У мемориала установлено 85-мм зенитное орудие образца 1939года, которое использовалось для защиты ледовой трассы Дороги жизни.

dsc 9867

dsc 9869

dsc 9870

После мемориала мы приехали в музей «Дорога жизни» в Осиновце.

музей «Дорога жизни» в Осиновце

Здание музейной экспозиции совсем недавно открылось после реконструкции.

музей «Дорога жизни» в Осиновце

Обновленная экспозиция

музей «Дорога жизни» в Осиновце

dsc 9880

dsc 9884

dsc 9886

Легендарный блокадный кусочек хлеба, который хлебом то назвать сложно. Муки в нем было ненамного больше, чем жмыха, целлюлозы, соды, отрубей. Тем не менее он спасал жизни ленинградцев…

Легендарный блокадный кусочек хлеба

dsc 9897

dsc 9898

dsc 9906

dsc 9910

Макет низководного железнодорожного моста через Неву, г. Шлиссельбург, 1943 г. Мост был построен за 11 суток.

Макет низководного железнодорожного моста через Неву, г. Шлиссельбург, 1943 г.

dsc 9925

dsc 9929

dsc 9931

Макет легендарной «полуторки», автомобиля «ГАЗ-АА» 1932 года.

dsc 9943

На открытой площадке музейного комплекса установленыбуксирный пароход «Ижорец № 8» и самоходный двухтрюмный тендер. Во времяВеликой Отечественной войны такие пароходы использовались в военных целях кактральщики, сторожевые корабли и канонерские лодки. «Ижорец № 8» был построен в1935 году, а во время войны под командованием Н. Д.Бабошина обеспечивалперевозки грузов в баржах между Осиновцом и Кобоной на Ладоге. В 1976 году онбыл передан филиалу Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» и установленна открытой площадке.

dsc 9876

dsc 9944

Эти орудия принимали участие в сухопутной обороне Ленинграда и прорыве блокады города.

dsc 9948

Чекунов Владимир

dsc 9962

В отдельном павильоне представлена крупногабаритная техника.

Советский городской автобус АТУЛ-1. Специально для него был изготовлен оригинальный кузов — деревянный каркас, обшитый листовой сталью. Такие автобусы ходили в Ленинграде в качестве городского транспорта, а в годы блокады на них вывозили детей из осажденного города.

dsc 9974

Советский грузовой автомобиль, «трехтонка». Во время блокады использовался для перевозки грузов и эвакуации людей.

dsc 9976

С территории музея отлично виден Осиновецкий маяк.

Осиновецкий маяк

На набережной музейного комплекса представлена корабельная артиллерия периода Великой Отечественной войны.

корабельная артиллерия

dsc 9991

dsc 9999

Настоящим украшением музейного комплекса можно назвать транспортный самолет Ли-2Т.

ранспортный самолет Ли-2

Авиация сыграла важную роль в снабжении осажденного Ленинграда. В период блокады в Ленинград авиатранспортом было доставлено более 5 тысяч тонн продовольствия и вывезено 50 тысяч человек. Здесь трудились устаревшие самолеты ТБ-3 и новые Ли-2, спроектированные на базе американского Douglas DC-3. В 1942–1945 гг. на ташкентском авиазаводе было выпущено 2258 самолетов Ли-2.

Douglas DC-3

dsc 0003

dsc 0005

Затем, вдоль берега Ладоги, мы переехали на станцию Петрокрепость. В 1943 году, после прорыва блокады, здесь была построена железная дорога, открывшая дорогу на Ленинград.

В 1995 году здесь открылся музей, а к 70-летнему юбилею прибытия первого послеблокадного поезда, в музее обновилась экспозиция, появилось новая мультимедийная техника.

dsc 0009

Экспозиция рассказывает о строительстве Дороги Победы, о составе48-й колонны паровозов особого резерва НКПС, и подвигах рабочихи техники.

dsc 0022

Сохранились интересные экспонаты военного времени.

dsc 0014

dsc 0027

dsc 0031

Экспозиция музея небольшая, но каждый экспонат по своему уникален.

dsc 0019

Около станционного здания стоит легендарный паровоз Эм 721-83.Вскоре после снятия блокады именно этот локомотив вывез из Ленинграда отливкиорудийных стволов. Это был вклад жителей осажденного города в общее делоПобеды.

dsc 0044

легендарный паровоз Эм 721-83

легендарный паровоз Эм 721-83

Завершающей точкой нашей экскурсии стал монумент «Переправа».Он находится в поселке им. Морозова, на правом берегу Невы. Здесь после прорываблокады Ленинграда были построены понтонная переправа и железнодорожная линиячерез Неву, связавшие осажденный Ленинград со страной. На строительстветрудилась 3-я понтонно-мостовая бригада. Красной Армии.

монумент «Переправа»

монумент «Переправа»

Крепость «Орешек» всю блокаду стояла неприступнойкаменной твердыней на реке Нева.

dsc 0062

И подарком для любителей истории своей Родины стал потрясающей красоты закат.

dsc 0091

Страницы военной истории листать тяжело и больно. Эта земля еще долго будет помнить кровавые сражения битвы за Ленинград. И важно, чтобы люди тоже помнили об этом.

Я благодарю Владимира Чекунова за подробный и интересный рассказ о Дороге жизни и других событиях военной истории.

Рассказ / Психология, Сказка, Фантастика, Философия
Жизнь — это путешествие. Путешествие- это дорога. Дорога — это всегда трудности, новые знакомства, радости и печаль, а это жизнь. Это рассказ о дороге жизни одной девочки и отом какой путь ей пришлось пройти.
Теги: Жизнь путешествия дорога

Я шла по длинной, широкой и ровной дороге. Светило солнце, пели птицы, дул прохладный ветерок. Все вокруг радовало глаз, жизнь казалась прекрасной. Причин для грусти не было и казалось, никогда не будет. Вместе со мной были мужчина и женщина. Не знаю, как так сложилось, но мы путешествовали вместе. Мужчина был светел и весел, женщина улыбалась, но была задумчива. Не знаю почему, но она была задумчива почти всегда. У нее в голове всегда были, какие – то проблемы, которые никогда не кончались. Мне порой было ее очень жалко.
 

Дорога, по которой мы шли, была асфальтированная, чистая, ровная, но иногда были маленькие трещинки. Она была на проезжую часть, вот только по ней никто не ездил, и она была в лесу. Постепенно дорога сужалась, а потом резко превратилась в лесную тропинку. Не помню, сколько именно мы шли, но точно очень долго, перед тем как выйти на поляну. Чудесное место. Нас окружало целое море цветов, самых разных и очень красивых. На душе было тепло и спокойно. Мы провели в этом месте весь день, вечер и ночь. Играли, пели песни, плели венки и просто разговаривали. Вечером к нам заглянул ежик.
 

На следующее утро мы пошли дальше. На этот раз нам пришлось идти по пшеничному полю. Куда мы шли? Честно говоря, я и сома толком не знаю. Зачем? Этого я тоже сказать не могу. Мы просто шли по дороге жизни к не известной мне цели.
 

Через несколько дней пути мы снова вышли в лес. Этот лес был намного красивее предыдущего. Особенно мне нравились ручейки, которые периодически попадались нам на пути. Такие свежие, чистые и прохладные они бежали в не известную мне даль. Я так любила пускать по ним караблики из листьев и бежать за ними вслед. Иногда рядом с ручьями мне встречались дикие животные. Я пряталась за деревьями и наблюдала за ними, старалась быть как можно тише, чтобы не напугать их. Иногда мне казалось, что мы живем в сказке. Но с наступлением ночи все тускнело и мрачнело, хотя мне нравилось и это…
 

Шло время мы понемногу началу уставать, идти стало тяжелее, дорога стала хуже, дольше и сложнее. Мои спутники стали часто сорится. Что не могло меня не расстраивать. Мне потребовалось очень много времени, чтобы понять, что пытаться их помирить бесполезно, и они должны сами во всем разобраться. И несколько лет, чтобы перестать переживать и воспринимать все настолько близко к сердцу, хотя порой я все равно очень сильно переживаю, хоть и знаю, что они все равно помирятся и все будет хорошо. Тогда я была маленькой, и мне было тяжело понять их и их проблемы. Мне всегда казалось, что однажды они поссорятся очень сильно и разойдутся в разные стороны, и когда-нибудь я больше не увижу кого – то из них, а может быть и их обоих.
 

В то время я жила где-то в собственном мире, вдали от реальности, это помогало мне переживать трудности, ссоры и разные проблемы. Мне нравилось придумывать разные истории, не существующие миры и сказочных животных. Такой мир мне нравился намного больше.
 

Прошло еще некоторое время и на моем пути начали встречаться очень странные личности помимо обычных людей. Это были странные фигуры, облаченные в лохмотья или черную мантию, а иногда их одежды были светлые: голубые, розовые, белые. Эти существа часто были не видимы или же приходили в те моменты, когда я была одна. Когда мне было грустно, приходила девушка в черной мантии, она садилась радом со мной и вгоняла меня в еще большее уныние. Мужчина в красно-черной одежде приходил тогда, когда я злилась, он становился за деревом и наблюдал за тем, что я делаю. Женщина в голубом платье приходила в мирное, спокойное время и пела мне песни. Их было много, всех не перечислить.
 

Однажды на нашем пути повстречалась маленькая девочка. Она была совсем одна, лежала на полу, завернутая в какие-то тряпки и плакала. Естественно мы не смогла пройти мимо, и взяли ее с собой. Я была рада такому пополнению, да и мужчина с женщиной тоже. Они стали меньше сориться, так как у них просто стало намного меньше времени на это.
 

Прошло еще примерно полгода, нашей тихой, мирной жизни, перед тем как начались серьезные проблемы. Первой нашей проблемой стала болезнь девочки. У нее болело сердце. И самое страшное в этой ситуации было то, что мы не знали, как ей помочь. Но это еще не все, плюс ко всему за ней начала следовать по пятам странная черная фигура с косой. Она не подходила вплотную, но стаяла неподалеку, как будто выжидая какого-то момента. С каждым днем нам становилось все тяжелее. Да и погода портилась как назло. В конце концов, нам пришлось остановиться на какое-то время.
 

Все время нашей остановки мы потратили на то чтобы помочь девочке, но у нас ничего не получалось. И вдруг, когда мы уже почти отчаялись, появилась какая-то полупрозрачная белая сила, похожая на сгусток свечения в оболочке. Она была видима, но не всем. Сила подошла к девочке, коснулась ее и ушла. А на следующий день девочка чудесным образом вылечилась. Мы продолжили наш путь, но на этом наши испытания не закончились.
 

Следующая неприятность произошла со мной. Это случилось примерно через месяц. В тот день, нам пришлось переходить через ущелье. Там было очень темно, по неосторожности я запнулась обо что-то и упала спиной на острый камень. Не знаю, сломала ли я позвоночник или просто повредила, но встать я уже не смогла. Я постоянно кашляла кровью, и скорее всего у меня было сотрясение. Точно помню, что перед тем как отключиться я видела всех рядом с собой, они суетились, что-то говорили, плакали, но мне в этот момент уже было все равно…Очнулась я уже на другой стороне ущелья, в тени высокого дерева. Все мое туловище было перевязано клочками от одежды, сквозь которые сочилась кровь, но мне было все равно. У меня кружилась и болела голова, было тяжело дышать. В глазах у меня было мутно, но я точно знала, что эти размытые фигуры – мои спутники. Они что-то говорили, но я плохо слышала, да и не хотела. Мне было не до этого.
 

В эти наполненные болью часы, мне нечего не хотелось. Я просто смотрела вдаль и как будто впервые в жизни увидела, насколько прекрасна природа. Яркое солнце, шумящие от ветра листья деревьев, цветы, бабочки и птички, как будто раньше никогда не видела их.
 

Я чувствовала, как жизненные силы покидают меня. Руки и ноги холодели, губы пересохли. Сердце начало стучать намного медленнее и дышать стало еще труднее. И вдруг меня объял дикий ужас. Я поняла, что умираю. Это чувство, осознания и страха, его просто невозможно передать словами, его можно только почувствовать. Могу лишь сказать, что большего ужаса я никогда не испытывала. Я вдруг оглянулась по сторонам и увидела ту самую черную фигуру, которая когда-то ходила за моей сестрой. Но она сидела далеко. Через какое-то время я успокоилась и решила принять свою судьбу. Сейчас мне кажется, что в такие моменты ты успокаиваешься потому, что в какой-то момент сил переживать не остается.
 

Время начало так сильно тянуться, что я уже не могла дождаться, когда все закончится. В этот момент я подумала о людях, которые меня окружали, они рыдали, сидя рядом со мной, и умоляли меня не покидать их. Мне так жалко их стало, жаль, что я не могла ничего сделать.
 

И тут явилось спасение в виде доктора, который проходил мимо. Не сказала бы, что я не была рада его появлению, мне просто хотелось, что бы все поскорее закончилось, а как не важно. Он сразу же подбежал к нам со словами: «Сейчас, сейчас я вам помогу», потом он начал суетиться и что-то бормотать себе под нос…. Долго же он со мной возился, бедный! Но зато вылечил…. почти. Одна проблема все же осталась. Я не могла ходить. Эта новость оказалась весьма не приятной. Особенно учитывая то, что нам нужно было идти, мы не могли вечно стоять на месте, и так уже много времени потеряли. Я начала ощущать себя обузой, хоть и знала, что это не так. Было бы очень неприятно столько бороться за жизнь, а потом принять решение оставить меня. Неприятная ситуация для всех нас.
 

Решение этой проблемы пришло к нам в виде силы, которая когда-то излечила девочку. Она явилась в тот момент, когда мы уже были на грани полного отчаяния. Я давно заметила, что решение всех проблем всегда приходит само, и в тот момент, когда ты на грани срыва, то есть в самый последний момент. Тогда, когда ты уже испытал все прелести отчаяния, горя и хочешь умереть, мне всегда было интересно, почему нельзя прийти хоть чуть, чуть пораньше?
 

Я уже говорила, что эту силу видели не все, вы не поверите, даже после того как она взяла меня на руки и понесла они все равно ее не увидели. Для меня это было просто загадкой, почему они не могли ее увидеть, ведь не по воздуху же я летала?! Что ж, наверное, это не главное.
 

Этот период нашего пути был самым сложным, для каждого по-своему. На этот раз перед нами стали горы. Они были красивые, но подниматься было ой как не просто. В обход дороги не было. Хорошо, что там была горная дорога, и не пришлось никуда карабкаться. Больше всего добивала жара, она была просто не выносима!
 

После нам пришлось перейти, в буквальном смысле, через мертвый лес. Он был полностью выжжен, остались лишь черные стволы деревьев, больше ничего там не было. Это место очень сильно напрягало, раздражало, угнетало и вгоняло в тоску. Мы держались, как могли, но не сорваться было очень тяжело. Мы падали, но поднимались и шли дальше, они физически, я морально.
 

Через достаточно большой промежуток времени, мой «спаситель» поставил меня на ноги и к всеобщему удивлению я начала ходить, как ни в чем не бывало. В этот раз сила не ушла, она всегда шла рядом не слишком близко, но в пределах видимости….
 

Однажды мы забрели в какую-то пещеру, заблудились и рассорились. И тогда к нам вышел какой-то старик, не известно откуда. Он заявил, что знает короткий путь к выходу. Мы не знали кто он, что он тут делает, и откуда он знает эту дорогу, но в тот момент нам было все равно, мы просто хотели выйти оттуда. Мы пошли за ним. Все кроме мужчины. Он не пошел никуда, ни с нами не без нас, просто остался на месте. Если честно, что-то внутри меня подсказывало, что лучше за этим стариком не ходить, но я все же пошла. Через какое-то время я стала чувствовать, что чего-то не хватает. Потом я поняла, что рядом нет моего «спасителя», «света моей жизни». Но где же он, почему не идет рядом? В этот момент я окончательно поняла что, все пошло не так! Так и оказалось, этот старикан завел нас в тупик и бросил. В итоге пришлось вернуться обратно. Обидно, но не смертельно. Зато теперь мы точно знали, что больше мы никакими короткими путями с незнакомцами ходить не будем! Вернувшись назад, мы обнаружили мужчину на том же месте. Дальше мы снова шли вместе. Сила тоже снова шла рядом….
 

После того случая на почве ссоры мы снова разошлись. На этот раз в разные стороны. Женщина и девочка ушли в одну сторону, мужчина в другую. Сначала я долго думала, что теперь делать мне? Но мой «спаситель» направился прямо, и я просто последовала за ним. Этот момент стал переломом в моей жизни, который заставил меня идти своим путем. Спустя пару месяцев я узнала, что мои спутники снова идут все вместе. С тех пор они больше никогда не оставляли друг друга. Но я все же теперь шла одна…ну почти.
 

Не сказала бы, что одной идти было труднее, но и не легче. У всего есть свои плюсы и минусы. На моем пути все так же было много трудностей, но вполне преодолимых. Мне встречалось множество людей и существ. Одни пытались утащить меня в «бездну», другие меня из этой самой «бездны» вытаскивали. И тем и другим я благодарна, за опыт, за помощь. Порой я пересекалась со своими спутниками….
 

В конечном итоге я пришла к огромной горе, на которую мне было нужно забраться. Эта гора казалась мне не преодолимой, да и выглядела она очень странно. Было ощущение, как будто ее сложили из 20 разных кусков. Не знаю как, но я все же это сделала. Это был последний этап моего пути. На вершине меня ждал огромный дворец, в котором, я сейчас и нахожусь, и наблюдаю за теми, кто остался внизу.
 

266401491506832

Ее куратор Ленар Ахметов уверен: на выставке сейчас представлены самые топовые имена, которые есть на сегодняшний день

Для многих из нас трасса М7 — это не только расстояния, но и личные истории: дорога — метафора жизни, от этого никуда не деться. Авторы выставки предлагают подумать о судьбе наций, связанных этой трассой. Нужна ли национальная культура в эпоху глобализма или новые кочевники Жака Аттали завтра откажутся от нее как от лишнего груза? О роли этнической идентичности в эпоху «цифры», культурном коде дороги между Европой и Сибирью и выборе, который делают за нас, — в интервью с куратором выставки.

Ленар Ахметов: «И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе о больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и  поражениях»Ленар Ахметов: «И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и поражениях»

«М7 — метафора евразийства»

— Ленар, на этой неделе в «БИЗОNе» открылась необычная выставка современного искусства под кодовым названием «М7 и новые кочевники», удивляющая буйством красок, форм, материалов и громких имен. Кто, как не вы, ее куратор и мотор, могли бы ответить: какова все- таки ее концепция?

— Для меня и, думаю, не только для меня М7 — это не просто дорога, это целая цепочка символов и знаков. Из Набережных Челнов в Казань, из Европы в Сибирь, из детства во взрослую жизнь. За всем этим мощнейшая история — и личная, полная эмоций и событий, и — если взглянуть пошире — история национальная, евразийская, российская. Путь, обочина, переход, стоянка, «обгон запрещен»… Помимо прямого значения все дорожные образы — точный аналог образов философских и метафизических.

Не так давно трассу М7 называли дорогой смерти: так много было здесь аварий из-за узкого дорожного полотна в ямах и рытвинах. Это тоже невозможно забыть, это навсегда в нашей памяти. Высокие скорости, великие реки, пыльные города. Узкие ручейки примыкающих дорог, ведущих к соседним деревням. Мешки кукурузных палочек, клюква и белые грибы, ведрами продающиеся на обочинах.

М7, как известно, — это основная федеральная трасса, соединяющая европейскую часть России и Сибирь, ключевой маршрут, проложенный через три области, три республики и семь рек, среди которых Волга, Ока, Кама и Белая. Развитие путей сообщения в восточном направлении идет с XII века, и эта дорога имеет вполне конкретную протяженность не только в пространстве, но и во времени: от Узбек-хана, декабристов и других ссыльных до многоуровневых развязок и заправок с кафе и стиральными машинами.

Ленар Ахметов — художник.

Награжден дипломами и грамотами министерства культуры Республики Татарстан, министерства культуры Удмуртской Республики. Председатель правления союза художников в Набережных Челнах с 2021 года. Живет в Набережных Челнах.

И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и поражениях. М7 — метафора евразийства, упорно пытающегося сохранить культурный и духовный код территории в водопаде мирового глобализма.

m7

Поэтому в экспозиции нет пейзажей, летящих за автомобильным стеклом, нет запечатленных достопримечательностей и злобы дня. Художники исследуют культурные и исторические кейсы своих народов и их место в современном цивилизационном процессе. Обращаясь к национальным корням, мы пытаемся вспомнить ту методологию связи с природой и космосом, которой обладали наши предшественники, найти тот магический кристалл, что позволит сохранить духовные сокровища предков в жестком сугубо функциональном мире высоких скоростей и big data. И самое главное — увидеть будущее национальных культур в эпоху глобализации.

— А что это за будущее, на ваш взгляд? Вы прогнозируете расцвет национальных культур или их размытие и утрату в результате мировых интеграционных процессов, заданных извне тем и трендов?

— Прогнозы — это не моя специальность, но, безусловно, угрозу для национальных культур в мире глобализации невозможно не видеть. Вспомним хотя бы о том, что будущее, по прогнозу одного из идеологов «нового мирового порядка» Жака Аттали, принадлежит «новым кочевникам», для которых характерен полный разрыв с какой-либо территорией, нацией, семьей и культурой. Это грядущая мировая космополитичная элита, которая проводит жизнь в бесконечных путешествиях по всему миру, зарабатывая удаленной работой и нигде не задерживаясь подолгу. В этой новой социальной форме человек будет носить на себе и в себе все, что составит его социальное значение. «Магнитная карточка станет подлинным „протезом Я“ человека, открывающим ему доступ к универсальному рынку», где можно купить разного рода удовольствия точно так же, как искусственные органы и характеристики будущих детей.

Помимо новых кочевников в постмодернистском мире Аттали предвидит появление «бедных бродяг периферии», которые тщетно стремятся перейти от замедленного к ускоренному миру и ведут «жизнь живых мертвецов». Этот культурный каннибализм, по Аттали, в пределе создаст ситуацию, когда «сам человек превратится в кочевой предмет». «Со вставленными в него искусственными органами он станет и сам искусственным существом, которое можно будет купить или продать, как любой другой предмет или товар», — говорит Аттали.

Вдохновляет ли такой образ будущего? Наверное, на этот вопрос каждый должен ответить сам. Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей, о выборе своего пути в эпоху глобализма. 

«Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей»«Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей»

«У каждого из 23 участников выставки свой художественный мир и своя борьба»

— Расскажите, пожалуйста, об участниках выставки. Что объединяет этих художников?

— Участниками выставки «М7 и новые кочевники» стали художники из больших и малых населенных пунктов, находящихся на этой трассе: Казани, Набережных Челнов, Уфы, Чебоксар и так далее.

У каждого из авторов выставки свой непростой творческий и исследовательский путь. Спектр художественных поисков очень разнообразен: от неопримитивизма и переосмысления религиозных и фольклорных образов до модернистских и постмодернистских течений, от минимализма до цифровых произведений. Многие из участников выставлялись за рубежом: в США, Канаде, Франции, Японии. Расих Ахметвалиев, например, несколько лет работал в Париже, сотрудничая с крупными галереями.

Татавангард представлен на выставке авторами, входящими в известные художественные объединения «Чингисхан» (Уфа) и «Тамга» (Набережные Челны). А известный чувашский художник Праски Витти раскрывает космогонию народа через детали национального костюма, где красные серебряные детали не просто украшают, но и защищают от болезней и бед, ибо злые духи, по народному поверью, боятся красного цвета и звона серебра. В свою очередь, поколение художников, рожденных в городах, в эпоху пластика и «цифры», создает искусство, свободное от традиционных материалов, но живущее на фундаменте богатого этнического опыта, познающее свои корни через городские музеи и тематические блоги. Они работают в видео-арте, с перформансами, но сохраняют тот же вектор развития.

fnr08892

— Насколько похожи работы участников выставки?

— Абсолютно разные. У каждого из 23 участников выставки свой художественный мир и своя борьба. Среди представленных на выставке художников татарского авангарда много тех, кто уже стал классиком. Например, Хамза Шарипов, основатель и лидер группы «Тамга». У него на выставке представлены очень стилизованные работы. Он окончил текстильный факультет академии Штиглица, и у него работы из ткани, склеенной в особой технике интарсия. Если раньше это делали на бумаге, то он — по ткани с отсылкой к раскопкам Пазырыкских курганов.

Хотелось бы рассказать о каждом участнике выставки, но, к сожалению, информации будет, наверное, слишком много для неподготовленного читателя. Однако на сайте галереи уже можно прочитать о каждом из художников.

Они очень разные, глаз не замыливается. Например, видишь орнаментальные яркие композиции Ильдара Гильманова и сразу понимаешь, что они татарские. Работы пестрые, сразу создают атмосферу праздника. А когда я смотрю на работы Рината Харисова, вспоминаю свое детство, бабушку и деревню, которая сейчас умирает. И невольно уже возвращаешься к истокам, когда все было хорошо, все были живы. В принципе, у Мадияра Хазиева тоже прослеживается эта тема.

Или Айрат Терегулов. Он копает уже больше в доисламскую сторону. В его работах чувствуется что-то первобытное. Наверное, это объединяет вообще всех людей. Инстинкты сидят просто в каждом. Работы Василя Ханнанова воспринимаются как инсталляция, потому что он к холсту пришивает старые аутентичные полотенца, и они становятся частью современного искусства.

Хотел бы особо отметить Зиннура Минахметова. У него представлены в экспозиции четыре листа, сделанные масляной пастелью. Это большие композиции 1×1,2 метра. Такие поля, в которых находятся совершенно гармоничные сочетания цветов, очень современны. Мы видим и архаичность, и сегодняшний день. Он просто невероятно сильный художник, мирового уровня, наверное, один из самых востребованных сегодня. Я считаю, что нам очень повезло, что он согласился участвовать. Из-за пандемии сейчас он забаррикадировался, и нам, к счастью, удалось его вырвать из берлоги.

Когда я стал думать о том, кто должен стать участниками выставки, и обсуждать это с художниками, начался такой дикий ажиотаж! Все говорили: «Давай вот этого возьмем, вот того подключим». И, по сути, на выставке сейчас представлены самые топовые имена, которые есть на сегодняшний день. Невозможно было отказаться, не включать этих художников.  

В итоге выставка «М7 и новые кочевники» разрослась до 83 работ, и это мы еще треть не уместили. Причем это такие самые-самые художники, известные, реализовавшиеся. Но, что интересно, они в таком составе никогда не выставлялись ни на одной площадке. Даже «Тамга» и «Чингисхан» — это две разные группы, которые не смешиваются. А тут мы увидим их на одной площадке. И рядом — цифровое искусство, ведь современные проблемы требуют современных решений. Это мы увидим в работах Нелли Акчуриной и Айдара Закирова.

Раньше художники пытались сохранить свою этническую идентичность материальными способами, а сейчас, в цифровую эпоху, художники пытаются сохранить себя в цифровом формате. Мне кажется, искусство перформанса и видео-арта сегодня как никогда актуально, потому что всю информацию мы получаем через интернет. И, думаю, вопрос сохранения своей идентичности стоит именно так: если мы сохраним себя в цифровом формате, то сохраним и в физическом. Сегодня такая ситуация.

«У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их»«У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их»

«Мне не хотелось делать смешанный винегрет, а, наоборот, хотелось цельности»

— Ленар, вы известный художник, но здесь выступаете как куратор. Почему решили сменить амплуа? И будут ли на выставке ваши работы?

 У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их. Я окончил художественно-графический факультет пединститута в Набережных Челнах. И у нас было много искусствоведческой работы. Потом я делал групповые выставки молодых художников, будучи студентом, и свои персональные. Мне было интересно собирать единомышленников среди молодых. У нас проводился проект «Арт-Эволюция» в нулевых годах. Собирали авангардные работы. Это было противостояние классическому искусству, которое нам преподавали в институте, в очень жесткой форме. Случались и конфликты с преподавателями, разборки на открытиях выставок с педагогами. Это была такая яркая страница юности.

В дальнейшем я понял, что мне очень нравится делать такие проекты. Для меня равно интересны разные художники из разных городов. Сейчас жизнь предоставила мне возможность сделать такой проект — и я рад, что смог собрать вместе яркие работы авторов из разных творческих объединений, разных городов и разных поколений.

— По поводу ваших работ: будут ли они на выставке?

— Да, будут. От проекта «Дежавю» одна работа, «Мать», посвященная тюркской легенде о происхождении тюркских народов, «Карга боткасы». Первые две работы сделаны в технике татарского шамаиля. Точнее, я отталкивался от этой техники, но использовал немного другие методы рисования. В данный момент я выставляю именно эти работы. Хотя думал о другом проекте, но там акрил на холсте, а подобной техники на выставке будет много. Потому я решил не добавлять свои работы, чтобы экспозиция стала более разнообразной.

«На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!»«На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!»

— По какому принципу вы отбирали свои работы и работы художников?

— Как я уже говорил, мы провели тщательный отбор. Я в основном брал работы проектные. Мне не хотелось делать смешанный винегрет, а, наоборот, хотелось цельности, чтобы художник выставлял какой-то определенный проект. Такой был главный критерий. Ну и, конечно, особое внимание уделялось медиумам: у нас есть работы в технике батик, акрил, холст и масло, шариковая ручка, пастель. Также представлены скульптуры Аделя Халиуллина, арт-объекты Ильдара Гильманова. Я тоже отправил две. Первая — деревянная скульптура «Степная Мадонна». Я ее делал в Удмуртии на симпозиуме. Там у меня сам собой образовался проект, где я делаю деревянные объекты из собранной в заброшенных домах утвари. Я нашел корыто, добавил другие предметы, переработал, что-то поменял и сделал совершенно новый объект. Он похож на балбалы, только не каменный, а деревянный. Такая отсылка к архаичным памятникам тюркской истории. Я смешал в ней финно-угорский и тюркский дух. Оставил текстуру древесины, где-то затонировал, сохранил все трещины, дефекты.

Второй объект — «Тангыра» — создан в 2018 году. Мы тогда должны были сделать финно-угорский проект, связанный с музыкальным инструментами. И опять из бытовых доступных объектов я решил сделать предмет, из которого можно было бы извлечь звук. Мы обнаружили старые ступы. Их было много, разных размеров и форм. Нашли жерди. Почистили, обработали, собрали. Получился такой ударный инструмент. Сыграли на нем вместе с музыкантами и местными бабушками. Теперь этот объект — достопримечательность села Булай Увинского района. На ней уже много народу поиграло за эти годы, прямо видно много-много маленьких вмятин от ударов. На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!

Как давно появился видео-арт в Поволжье? Насколько этот жанр вообще заботит современных художников?

— Знаете, с видео-артом у нас вообще совершенно интересная ситуация. Во-первых, он у нас не шибко сильно развивался. Этот процесс наиболее развит у финно-угорских народов. У нас же даже споры были с художниками, моими друзьями. Я говорю: «Надо делать видео-арты». Они отвечают: «А зачем это надо? Это же кино». Потом я видел много вариаций, как пытаются сделать видео-арт, а он похож на рекламный ролик. Ну зачем тратить время, надо же монетизировать все, делать иррационально не стоит. В принципе, вот разница между тюрками и финно-уграми. В том, что мы рациональные, а финно-угры иррациональные. Они снимают ради того, чтобы снимать, и закладывают просто какие-то более тонкие аспекты видео, которые коммерчески никак не привлекательны. И несут совершенно другую нагрузку, больше культурной среды.

Глядя на удмуртов, наши художники стали перехватывать этот момент. Кстати, видео-арт Нелли Акчуриной был сделан в Удмуртии этим летом. Она нашла материал для него в старом доме, где раньше жили две бабушки. Они умерли, их дом закрыли. Но вещи бережно уложила и сохранила их соседка Таисия Леонидовна. Видео-арт основан на этих предметах, которые были там, в этом доме. Он очень трогательный, обращается к памяти этих двух бабушек, которых, наверное, все бы забыли, если бы Нелли просто не обратилась к ним с благодарностью за то, что они все сохранили.

«На этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции»«На этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции»

— Если бы вас попросили охарактеризовать новую выставку двумя словами, вы бы сказали

— Тепло и солнечно. Сейчас самое темное и холодное время года, когда все выглядит довольно депрессивно. А на этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции. Наверное, это тот дар, который, несмотря ни на что, несет в себе искусство, связанное с культурным кодом нашей земли и нашей дороги.

— «Хороший солнечный заряд» — звучит удивительно позитивно на фоне ваших предыдущих пугающих размышлений вокруг идей Аттали, одного из современных конструкторов «нового дивного мира». Будем считать, что вопреки тревожным трендам современной цивилизации (которые мы особенно остро ощутили в эпоху ковида, «куаризации» и прочих новаций) именно современное искусство дает нам шанс и надежду.  

Мотив дороги — один из самых встречаемых как в классической, так и современной литературе. И не согласиться с тем, что это довольно сильный символ, вмещающий в себя не только путь реальный, но и воображаемый — дорога как символ — невозможно. Корреспондентки «Субкультуры» поговорили с Оксаной Игоревной Рычаговой, эксперткой по подготовке к ЕГЭ, учителем русского языка и литературы, и составили топ книг, которые помогут раскрыть для себя эту тему с новой стороны, понять, что же дорога значит для каждого человека в отдельности и мировой культуры в целом. А выпускники школ смогут почерпнуть для себя несколько идей для декабрьского итогового сочинения из нашего материала.

Тема дороги широкая тема, она поднимается, как в личных путевых заметках, так и в отдельных впечатлениях литературных и киногероев. Дорога может пониматься как жизненный путь отдельного персонажа или реального человека. Также она интерпретируется как символ чьих-то научных или творческих исканий. Поэтому важный совет: не зацикливайтесь на понимании дороги в прямом смысле слова. Любая дорога, хоть реальная, хоть символическая это средство познания человеком внутреннего и внешнего мира.

Практически в каждом литературном произведении персонаж проходит какой-то путь, какую-то образную дорогу. Значит ли это, что тему дороги можно найти в любом литературном произведении?

Абсолютно так. Даже для школьных сочинений ФИПИ это подтверждает: «Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении». Слово «путешествие» можно понимать и в переносном значении. Главное найти в выбранном произведении этот мотив дороги.

В этом материале мы предлагаем вам ознакомиться с подборкой классических произведений, в каждом из которых мотив дороги становится одним из центральных и в каждом из них автор находит свою, отличную от других интерпретацию этого символа. Может быть, после знакомства с этим материалом, символ дороги станет для вас менее загадочным. Для выпускников школ любая из этих книг может стать первым главным аргументом в доказательстве позиции на итоговом сочинении, если они выберут рассмотренную в этой статье тему.

«Мёртвые души», Н. В. Гоголь

000111

Эта поэма будет упоминаться, пожалуй, в каждом втором школьном сочинении на тему дороги, что неудивительно. Тут есть дорога реальная: Чичиков путешествует по России, заезжая к разным помещикам, несётся вдаль на тройке.

«Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?»

Есть в «Мёртвых душах» дорога символическая: это и история Плюшкина о том, как он стал скрягой, и путь капитана Копейкина от честного военного человека до руководителя банды разбойников, и самого Чичикова, который в детстве «никуда не езживал и не хаживал», а как стал взрослым, поехал в необычное путешествие по России. Тут важно разгадать процесс становления личности героев. Кроме того, сама чичиковская тройка образ несущейся вдаль России, у которой свой уникальный, ни на кого не похожий путь символическая дорога страны, расположившейся на стыке Европы и Азии.

«Евгений Онегин», А. С. Пушкин

Рассказ о дороге жизни

В этом романе в стихах дорога главным образом представляется как жизненный путь главного героя, его становление от юноши, не оценившего любовь Татьяны, до мужчины, который пришёл просить её любви. Читатель видит эволюцию внутреннего мира Онегина. При этом Пушкин подчёркивает, как важен для нас всякий опыт: «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел».

Также в «Евгении Онегине» встречается образ дороги реальной. Для Онегина дорога способ убежать от себя:

Им овладело беспокойство,

Охота к перемене мест

(Весьма мучительное свойство,

Немногих добровольный крест).

Эта «охота к перемене мест» сопровождает весь жизненный путь Онегина. Не найдя себя в суетливом Петербурге, он бежит в деревню. Но и оттуда герой вынужден уехать в путешествие. Возвращение в Петербург тоже не сулит Евгению ничего хорошего. Он «лишний человек».

Если жизнь Онегина это постоянная дорога, то Лариных можно поставить в противовес этому герою. В XIX веке, когда запрягали лошадей, было принято на первую лошадь сажать форейтора. Как правило, это был лёгкий маленький мальчик, чтобы лошади было легко его нести. Форейтор Лариных совсем же не нежного возраста он бородатый («На кляче толстой и косматой сидит форрейтор бородатый»). Это говорит о том, что семья так долго пробыла в деревне, что форейтор уже успел повзрослеть и возмужать.

«Очарованный странник», Н. С. Лесков

Рассказ о дороге жизни

Повесть рассказывает о вымоленном родителями ребёнке, которого пообещали отдать монастырю. Когда он Флягин Иван Северьяныч (Голован) вырастает, то начинает странствовать. Он (родом из Орловской губернии) попадает в Николаев, потом в Пензу. После в татарском плену Иван Северьяныч тоскует по родине. Ему чужды бесконечные степные пространства с ковылями. Голован побывал и в Астрахани, и на Кавказе, и в Петербурге. А после монастыря на Ладожском озере, уже будучи монахом, отправился по святым местам.

Каждое место это новый этап становления его личности и нравственного развития, этап его душевных поисков. Очарованный странник собирательный образ русского народа, который ищет себя. Эта повесть может служить примером как дороги реальной (постоянные путешествия героя, упоминание известных мест: «плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму»), так и символической: Голован из каждой новой точки на карте возвращался человеком изменённым, умудрённым жизненным опытом, который иногда бежал, «сам себя не понимая».

«Возвращение», А. П. Платонов

Рассказ о дороге жизни

На этот рассказ стоит обратить внимание тем, кто не успел прочитать объёмную классику. «Возвращение» читается минут за пятнадцать, но, несмотря на свою краткость, может раскрыть тему дороги так, как это не сделает многостраничный роман. Трогательный рассказ повествует о возвращении после войны Алексея Иванова домой, где его ждут жена и двое детей. Здесь осмысливается война как дорога, которую пришлось пройти каждому жителю огромной страны в XX веке. Платонов показывает, как в этой символической дороге меняется человек, как может разрушиться его судьба и каких усилий стоит снова вернуться к мирной жизни после нескольких тяжёлых военных лет. Заканчивается рассказ тем, как дети бегут за поездом, в котором уезжает от них, от своей прежней жизни отец. Конец рассказа символ примирения раненого военной дорогой человека со своей семьёй ( «Иванов <…> сошёл с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети»).

«Путешествие из Петербурга в Москву», А. Н. Радищев

000115

В этой повести повествование ведётся от лица рассказчика, который открывает читателю глаза на помещичью Россию. Главный герой свободный интеллигент с деньгами, который чувствует горе русского народа и хочет показать его широкому кругу. Например, он рассказывает историю крестьянина, который шесть дней в неделю работает на барщине и лишь седьмой может посвятить работе на себя и свою семью. Рассказчика печалит состояние дел в его родной стране.

«Можно ли назвать блаженным гражданское положение крестьянина в России?»

В этой повести дорога череда ценных открытий, иногда сложных и противоречивых, но важных для человека их совершившего.

Как мы видим, дорога это не только конкретное путешествие, в котором человек изменился (важно показать, как!), но и жизненная история героя, которая тоже меняет человека.

Школьникам же, которые возьмутся в итоговом сочинении за эту тему, советуем показать, что повлияло на душевные метаморфозы героя. Помните: абсолютно любое произведение русской классической литературы может стать первым аргументом, если вы выявите в нём мотив дороги.

Самая важная дата для каждого петербуржца — 27 января, когда родной город в 1944 году был полностью освобождён от фашисткой блокады. Ради Победы Ленинграда самоотверженно боролись и трудились многие герои, среди которых, к сожалению, есть малоизвестные. Об одном таком незаслуженно забытом герое и пойдёт речь.

Ответственный за «Дорогу жизни»

По ледяной дороге через Ладожское озеро, которую назовут впоследствии «Дорогой жизни», — 22 января 1942 года эвакуировали первых ленинградцев, оказавшихся в блокаде. По льду Ладожского озера, по этой же самой дороге, в обратном направлении шли в осаждённый Ленинград машины с хлебом.

Отвечал за «Дорогу жизни» — Симон Аронович Гельберг, художник, декан архитектурного факультета Академии Художеств. Именно этот человек отвечал за перевозку грузов по Ладожскому озеру во время страшной блокады Ленинграда, чтобы спасти его каждого жителя.

Симон Гельберг рассчитывал нагрузку на лёд, определял число и загруженность машин, которые могут пройти по льду. Он учитывал толщину и усталость льда, температуру и скорость ветра, устанавливал время, когда можно было запускать машины и сколько тонн они могут перевезти.

С первого до последнего дня работы «Дороги жизни» Симон Гельберг вёл дневник. Художник даже зарисовывал страшные блокадные дни. А опубликован был этот единственный дневник ледовой трассы совсем недавно.

Жизнь и служение Симона Гельберга

Симон Гельберг родился в 1913 году в Днепропетровске. Затем он учился в Ленинградской Академии Художеств и окончил архитектурный факультет с отличием. Его оставили на нём преподавать. В 1941 году Симона Ароновича призвали туда, где Отчизне требовались инженерные знания. На «Дороге жизни» он проработал с первого до последнего дня.

Поначалу военный художник служил заместителем начальника ледового участка пути, позднее — лично отвечал за отправку людей и грузов через Ладожское озеро. В его обязанности входил точный расчёт нагрузки на лёд. Принимая во внимание толщину льда, а также толщину и плотность снежного покрова, силу и направление ветра, он давал добро на проезд, или отказывал в нём, по озеру. В своём дневнике он писал:

Всё-таки движение по льду — это особая научная проблема. Этот вопрос изучается сейчас кровью. Тут по управлению гуляет уже целый ряд терминов: усталость льда, упругость, крупность, раповистость. Динамические удары, температурные удары и т. д. … Трещины образуются от того, что не устойчив температурный режим. Лёд под снегом — это одно, а полоса открытого льда, по которому идут машины, соприкасаясь с холодным воздухом и вследствие механических усилий, трескается. И, как правило, вдоль дороги трещины. Поперечные — от динамических усилий. Поэтому совсем оголять лёд нельзя. Покров укатанного снега должен быть. Из трещин пар идёт. Сделали сводную таблицу грузооборота по продуктам и валовую, и таблицу погоды и толщины льда.

В зависимости от толщины льда, покрова снега, осадков, видимости, температуры, ветров соответственно менялся грузооборот.

Дневник Симона Ароновича Гельберга

Симон Аронович вёл записи регулярно и тщательным образом, принимая в расчёт каждую мельчайшую деталь. Также он записывал историю каждого человека, встреченного им на «Дороге жизни». Его записи представляют большую историческую ценность — это единственная история с ледяного пути, документирующая жизнь данной спасительной артерии блокадного города.

Дневник Гельберга уникален, в нём прослеживается глубокий анализ происходящего, в нём содержатся размышления на личные и гражданские темы, в нём приводятся описания военной действительности. С. А. Гельберг писал:

Всякий приказ, всякое уставное положение корректируется и определяется практикой… Вообще наше дело — рисковать. Но рисковать с умом, с толком, а не бессмысленно. Вся Ледяная дорога — это непрерывный самоотверженный риск. Мы рискуем ежечасно и придумываем отговорки нас оправдывающие.

Память о Гельберге и награды, его последние годы

За подвиг художник Симон Аронович Гельберг был награждён двумя орденами Красной Звезды и медалью «За оборону Ленинграда», которые сын С. А. Гельберга — Давид Штурбин показал интервьюировавшему его журналисту. Сохранилась одна из трогательных записей в дневнике — «все время в мыслях, как жена и сынок». Сын автора этого дневника, Давид Штурбин, посвятил его сохранение в память об отце, который после войны жил в Риге.

Сын Гельберга уверен, что его отец выбрал хорошее место, где он провёл остаток жизни. Симон Аронович жил в коммунальной квартире в доме с двором-колодцем точь-в-точь, как в Ленинграде. И становится понятным, почему художник, петербуржец и ленинградец Гельберг уехал именно сюда. Он хотел покоя, но и всё же желал жить в ленинградском «антураже» или до боли родном «окружении». Давид рассказал:

В этом помещении (в последней квартире Гельберга в Риге — Прим.Ред.) собрана часть работ моего отца, художника Гельберга, можно сказать, его творческое наследие, зарисовки его военных лет, вся его жизнь.

Все эти рисунки (Давид показал рисунки журналисту — Прим.Ред.) сделаны во время армии, как он умудрялся их делать?! Вот, например, «По Ладожской дороге», 42 год, май. В мае ещё ходили по льду машины.

Давид Штурбин вспоминал, как отец рассказывал, что перевозить грузы приходилось в тяжелейших условиях, как налетала вражеская авиация на бреющем полёте и всё бомбила, как, и бывало такое, под лёд Ладожского озера уходили целые эшелоны продовольствия, в котором так нуждался голодный город.

Отец мог вполне не воевать. У него как у художника было освобождение, но он, тем не менее пошёл, чтобы применить свои знания, ну и отомстить за смерть родителей.

Симона Гельберга не стало в 1975 году. При жизни он так и не обнародовал военные дневники. О них в Союзе художников, возможно, даже и не знали. Ладожские наброски, эскизы, чертежи и таблицы — все работы Симона Ароновича Гельберга наследники передали в Музей-заповедник — «Прорыв блокады Ленинграда» в деревне Кобона.

В 2015 году материалы были представлены в формате альбома. Сейчас посмотреть альбом «Дорога жизни художника-солдата Симона Гельберга» можно в 2-х филиалах городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского и в 3-й районной библиотеке Петроградской стороны.

Давид Штурбин трепетно бережёт всё, что связано с жизнью отца и его служением своей Отчизне. В двух небольших комнатах в Риге хранится история не только семьи — это история освобождения Ленинграда и история Победы родного города и великой Родины.

Музей-заповедник — «Прорыв блокады Ленинграда»

  • Адрес: Ленинградская область, Мгинский район, деревня Кобона
  • Все подробности в аудиогиде о Музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда». Дорога жизни

2 Филиала библиотеки им. В. В. Маяковского

  • Санкт-Петербург, Невский просп., 20. Метро: «Гостиный двор», «Невский проспект», «Адмиралтейская»
  • Санкт-Петербург, Литейный просп., 49. Метро: «Маяковская», «Гостиный двор», «Достоевская»
3-я Районная библиотека Петроградской стороны
  • Санкт-Петербург, Троицкая площадь Петроградской стороны, 1. Метро: «Горьковская», «Петроградская», «Площадь Ленина» 

  • Рассказ о древнегреческом мифе кратко
  • Рассказ о домашнем животном на немецком языке с переводом
  • Рассказ о детстве жуковского
  • Рассказ о днях святого 5 букв сканворд
  • Рассказ о давиде ливингстоне