Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 186-187
Размышляем о прочитанном
1. Вы прочитали стихотворение Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чём оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли это узнать по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что он в них увидел?
Главные герои этого стихотворение — крестьянские дети. Поэтому оно так названо.
Это стихотворение о крестьянских детях, об их нелёгкой судьбе и коротком детстве.
Герой после охоты спал в сарае, а дети наблюдали за ним. Герою сразу понравилось выражение глаз детей.
Рассказчик — барин, он опять в деревне ради охоты. Он пишет вирши-стихи. У него дорогие часы, золотая цепочка, ружьё.
Эпитеты: внимательных глаз, святой доброты, милые плуты.
Сравнения: как в поле цветы, так стаей летят воробьи.
Глаза детей были спокойны, ласковы, добры, внимательны. Это привлекло внимание автора.
2. Чему подивились дети и какой приговор изрекли? Почему они решили, что незнакомец не барин?
Дети удивились бороде героя. Они считали, что у бар могут быть только усы, поэтому решили, что незнакомец не барин.
3. Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?
Автор вместе с детьми ходил за грибами, раскапывал листья, обшаривал пни, примечал грибное местечко.
Они губили змей, считая это подвигом. И ждали одобрения своих поступков от прохожих.
Автор пишет об этом с иронией, как о простых детских забавах, играх.
Рассказами их радовали прохожие: копатель канав, лудильщик, портной, шерстобит, горожанин
4. В чём состоит нарядная сторона труда и как привлекали родители детей к труду?
Нарядная сторона труда состоит в наблюдении за работой родителей, помощи им, которая кажется детям игрой.
Родители специально брали маленьких детей в поле, чтобы они видели, как трудятся родители, помогали им и привыкали к крестьянскому труду. Они прививали детям любовь к полю и труду.
6. Перед мысленным взором читателя в этом произведении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?
Мне больше всего запомнилась картина с Власом. Серьёзный мальчик вёз из леса дрова и считал себя мужиком, который обязан содержать дом и хозяйство.
Мне стало жаль мальчика, который так рано повзрослел и лишился счастливого, беззаботного детства.
7. Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?
Картины детских игр и забав пронизаны весельем. Картины детского труда кажутся грустными.
Я считаю, что правильно ответила на заданный вопрос. Автор хотел сказать, что крестьянским детям очень рано приходиться работать наравне со взрослыми, у них почти нет детства, они с малых лет знают, что такое труд.
8. Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?
Поэт рисует яркие картины детства: походы в лес за грибами и ягодами, купание в реке, игры с куклами. Он рассказывает, как дети внимательно слушают рассказы взрослых, как всё им интересно.
Дальше он рассказывает, как начинают трудиться крестьянские дети и что их ждёт в будущем. Он показывает мальчика, который возит из леса дрова наравне со взрослыми.
Обогащаем свою речь
1. Как вы понимаете слова и словосочетания:
Вирши. Стихи.
Коснулось души умиленье. Стало приятно на душе.
Милые плуты. Милые проказники, озорники.
Святой доброты. Бескорыстной доброты.
Грибные набеги. Поход в лес за грибами.
Рубанки. Инструмент плотника.
Синеющей лентой. Голубая лента реки.
Вековое наследство. Оставленное предками.
Хлеб трудовой. Добытый тяжёлым трудом.
2. Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми. Как их надо произносить, поставьте правильное ударение.
Вона — вон.
Гляди-тко — смотрите.
Чай — наверное.
Стволина — ствол.
Спроста — наивно, без причины.
Вестимо — само собой.
Не засти — не заслоняй.
УкрАдут — украдУт.
3. В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке. Объясните смысл этих слов.
Изваяние — скульптура.
Величава — величественна, внушительна.
Родименький — родной.
Удел — доля, судьба.
Заповедать — завещать.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации Шмаринова к стихотворению «Крестьянские дети». Помогают ли они вам лучше понять мысли и чувства поэта? Подготовьте устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрации.
Мне кажется, что эти иллюстрации хорошо дополняют стихотворение и помогают лучше представить образ крестьянских детей.
Устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрациях Шмаринова
На первой иллюстрации мы видим детей, которые отправились в лес за грибами. Девочка постарше, одетая в простую, но чистую одежду, держит на руках малыша. Рядом мальчик палочкой тычет в ёжика, которого дети нашли на опушке. К ним спешит со всех ног ещё один мальчик с огромной корзиной для грибов. Он в огромной кепке, чтобы казаться взрослым, но без штанов.
Мне понятно, что детям сказали набрать полную корзину, и хотя для них лес полон тайн и игр, всё равно им придётся потрудиться. Но стоит жаркое лето и дети счастливы.
На второй иллюстрации мы видим Власа, маленького шестилетнего мальчика, который помогает отцу.
Наступила зима. Мальчик тепло одет. Он глубоко утопает в снегу, но упрямо ведёт под уздцы лошадь с возом дров. Он серьёзен, он чувствует ответственность и немного горд своей важностью. Влас ещё не понимает, что игры для него закончились и начинается полная невзгод и трудов взрослая жизнь.
Ганс Христиан Андерсен
Детство. Юность. Творчество. Экранизации произведений. Опера. Интересные факты.
Выполнила: Шадрина Н. Д.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 24 им. Бутаева К. С.
Г. Владикавказ
Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в Оденсе на острове Фюн .
Отец Андерсена, Ганс Андерсен ( 1782 — 1816 ), был бедным башмачником, мать Анна Мари Андерсдаттер ( 1775 — 1833 ), была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных.
Дом, в котором родился.
Дом, где он жил.
С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли, вызывавшие смех и издёвки детей. В 1816 г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача , затем у портного . Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике. В раннем детстве Ганс Христиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами, который сидел в углу и играл в свою любимую игру — кукольный театр . Кукольным театром Андерсен увлекался и позднее.
В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген ; мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её, и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!». Он поехал с целью устроиться на работу в театр , мотивируя это своей любовью ко всему тому, что с ним связано.
Ганс Христиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом, он являлся своего рода жизненным аналогом Гадкого Утёнка.
- Но благодаря его приятному голосу и его просьбам, а также из жалости, Ганс Христиан, несмотря на неэффектную внешность, был принят в Королевский театр , где играл второстепенные роли. Его всё меньше и меньше задействовали, а затем началась возрастная ломка голоса, и он был уволен
Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI , который разрешил учиться в школе в городке Слагельсе , а затем в другой школе в Эльсиноре за счет казны.
- Это означало, что больше не нужно будет думать о куске хлеба, о том, как прожить дальше. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней — он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал на письме множество грамматических ошибок — Андерсен так и не одолел грамоты.
В 1829 г. опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Мало что было написано до 1833 года , когда Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее ему осуществить первое в жизни заграничное путешествие .
Начиная с этого времени, Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году — прославившие его «Сказки». В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок». Слава его «Сказок» росла; 2-й выпуск «Сказок» был начат в 1838 году , а 3-й — в 1845 . К этому моменту он был уже знаменитым писателем, широко известным в Европе.
В июне 1847 он впервые приехал в Англию и был удостоен триумфальной встречи. Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы , тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист .
- В то же время он презирал свои сказки, принёсшие ему заслуженную славу. Тем не менее он продолжал писать всё новые и новые сказки. Последняя сказка написана Андерсеном в Рождество 1872 год . В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 и похоронен на кладбище Ассистэнс («Assistens») в Копенгагене.
Экранизации произведений
- 1966 — Снежная королева
- 1968 — Старая, старая сказка
- 1976 — Принцесса на горошине
- 1976 — Русалочка
- 1984 — Осенний подарок фей
- 1986 — Тайна Снежной королевы
- 1994 — Оловянный солдатик
- 1994 — Снежная королева
Опера-притча «Гадкий утёнок», соч. 1996, — свободная оперная версия Льва Конова на музыку Сергея Прокофьева (ор.18 и ор.22) для сопрано-соло, детского хора и фортепиано. 1 Акт: 2 Эпиграфа и 38 картинок-мимолётностей, продолжительностью — 28 мин .
Интересные факты
- В сказке «Два брата» Г. Х. Андерсен писал про знаменитых братьев Ганса Христиана и Андерса Эрстед.
- У Андерсена есть сказка про Исаака Ньютона .
- Андерсен злился, когда его называли детским сказочником и говорил, что пишет сказки как для детей, так и для взрослых. По этой же причине он приказал, чтобы на его памятнике, где первоначально сказочника должны были окружать дети, не было ни одного ребёнка.
- У Андерсена был автограф А. С. Пушкина .
- Сказку Г. Х. Андерсена «Новое платье короля» разместил в первом букваре Л.Н. Толстой .
- Название сказки Оле-Лукойе ( Ole Lukøie , 1841) переводится как Оле-Закрой глазки.
История и суть премии
- Организована в 1956 году Международным советом по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО [1] ( англ. International Board on Books for Young People — IBBY ). Присуждается один раз в два года . Премия вручается второго апреля — в день рождения Ганса Христиана Андерсена По инициативе и решением Международного совета в знак глубокого уважения и любви к Г. Х. Андерсену, в 1967 г. день 2 апреля был объявлен Международным днем детской книги. Ежегодно одна из национальных секций IBBY является организатором этого праздника. Для «детских» авторов эта премия – наиболее престижная международная награда, её часто называют «Малой Нобелевской премией »Награда присуждается только здравствующим писателям и художникам. Идея учредить премию принадлежит Елле Лепман ( 1891 — 1970 ) [2] [1] [6] – культурному деятелю в области мировой детской литературы. Известна фраза Е. Лепман: «Дайте нашим детям книги, и вы дадите им крылья»
Золотая медаль к премии имени Ганса Христиана Андерсена
С 1956 года премия присуждается автору лучшей детской книги. С 1966 года её также начали вручать лучшему художнику -иллюстратору.
- Кандидаты на соискание премии выдвигаются национальными секциями Международного совета по детской книге IBBY. Лауреаты – писатель и художник – награждаются золотыми медалями с профилем Ганса Христиана Андерсена во время конгресса IBBY. Кроме того, IBBY присуждает Почетные дипломы лучшим детским и юношеским книгам из числа недавно изданных в странах, являющихся членами Международного совета.
Премия Андерсена и россияне
- Совет по детской книге России входит в организацию Международный совет по детской книге с 1968 года. Многие россияне – писатели , художники -иллюстраторы, переводчики – были награждены Почетными дипломами . Премия представительнице СССР была вручена лишь однажды — в 1976 году медаль была вручена Татьяне Алексеевне Мавриной , художнику-иллюстратору детской книги. В 1974 году Международным жюри было особо отмечено творчество Сергея Михалкова , а в 1976 – Агнии Барто . Почётные дипломы были в разные годы вручены писателям Анатолию Алексину за повесть «Действующие лица и исполнители»
Переводчикам Борису Заходеру , Ирине Токмаковой , Людмиле Брауде и др. В 2008 и 2010 году на премию был номинирован художник Николай Попов .
- 1958 Астрид Линдгрен ( швед. Astrid Lindgren , Швеция )
- 1966 Туве Янссон ( фин. Tove Jansson , Финляндия )
- 1970 Джанни Родари ( итал. Gianni Rodari , Италия )
Памятник Г-Х. Андерсену в Копенгагене. Его взор обращен на парк Tivoli.
(Путешествия) Дания
Могила Г. Х. Андерсена
Г-Х. Андерсен , Дания, лето, Оденсе, памятник…
Памятник в Копенгагене
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD,_%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%81_%D0%9A%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD
https://www.nur.kz/family/school/1877850-biografia-andersena-zizn-i-tvorcestvo-pisatela/
ÐÐµÐ»ÐµÐ½Ð°Ñ ÑÑава наÑего деÑÑÑва
16.10.2021
/
РедакÑиÑ
Ризданной неÑколÑко Ð»ÐµÑ Ð½Ð°Ð·Ð°Ð´ анÑологии воÑпоминаний о деÑÑÑве» «ТÑава бÑла зеленее» ЮÑий ÐолÑков пÑедÑÑавил ÑаÑÑказ «ÐÑÑÑÐ¾Ñ Ð°Â» (Ñак ÑÑали назÑваÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑоднÑе, когда он в Ñанние годÑ, едва наÑÑивÑиÑÑ ÑкладÑваÑÑ Ð±ÑквÑ, именно в Ñаком виде пÑоÑиÑал из окна вагона название кавказÑкой ÑÑанÑии ÐÑÑÑÑÑ Ð°). ÐолÑебнÑм обÑазом (ÑÑо Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑÑÑва как Ñаз ноÑмалÑно) и по воле авÑоÑа ÐÑÑÑÐ¾Ñ Ð°, он же ÐÑоÑеÑÑоÑ, он же ЮÑий ÐолÑÑков, пеÑенеÑÑÑ Ð² авÑобиогÑаÑиÑеÑкий Ñоман «СовдеÑÑÑво», в пÑоÑÑÑанÑÑве коÑоÑого 60-е Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿ÑоÑлого ÑÑолеÑÐ¸Ñ Ð¿ÑедÑÑаÑÑ Ð·Ñимо и полноÑвеÑно. Ð, неÑмоÑÑÑ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо огÑаниÑено ÑÑо пÑоÑÑÑанÑÑво ÑлиÑами и пеÑеÑлками окÑаинной ÐоÑквÑ, оно Ñзнаваемо и Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ, обиÑаÑÐµÐ»Ñ ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð¶Ðµ окÑаинного (но Ñже по меÑкам огÑомной ÑÑÑанÑ) ÐÑганÑка, веÑнее, в Ñе Ð³Ð¾Ð´Ñ ÐоÑоÑиловгÑада. ÐказÑваеÑÑÑ, Ð¼Ñ Ñодом из одного деÑÑÑва, в коÑоÑом, вопÑеки небогаÑÑм возможноÑÑÑм наÑÐ¸Ñ ÑодиÑелей, бÑло немало Ñ Ð¾ÑоÑего, добÑого, ÑвеÑлого, и вÑпоминаеÑÑÑ ÑÑо оÑÐµÐ½Ñ Ñепло. РпоÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð³Ñ ÑÑÐ°Ð·Ñ ÑказаÑÑ, ÑÑо «СовдеÑÑÑво» â ÑÑогаÑелÑнаÑ, подкÑпаÑÑÐ°Ñ Ð´ÑÑевноÑÑÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°. Тем более, ÑÑо напиÑана ÑÑадиÑионно Ð´Ð»Ñ ÐолÑкова ÑвлекаÑелÑно и Ñ Ð´Ð¾Ð»ÐµÐ¹ иÑонии. Ðозможно, в болÑÑей ÑÑепени ÐµÑ Ð¾ÑенÑÑ Ð½Ð°Ñи ÑовеÑники, ÑÑавÑие Ñже еÑли не ÑÑаÑиками, Ñо зÑелÑми и пожилÑми лÑдÑми. Ðо и пÑедÑÑавиÑели молодого Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð¹Ð´ÑÑ Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð²ÐµÑÑма много нового, инÑеÑеÑного и в опÑеделенной ÑÑепени полезного.
ÐеÑÑÑво Ð¿Ð°Ñ Ð½ÐµÑ ÑвеÑами-майоÑами, ÑÑо ÑоÑли на ÑоÑеднем двоÑе. РвиÑнÑвÑм ваÑенÑем, коÑоÑое Ñозовело в ÑÐ°Ð´Ñ Ð½Ð° коÑÑÑе. ÐеÑÑÑво Ð¿Ð°Ñ Ð½ÐµÑ Ð»Ð¸ÑÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾ÑеннеÑ, ÑÑо под веÑÑом взлеÑаеÑ, ÑÑÑÑаâ¦Ð§Ñо ж Ñак болÑно глазам? Ðа мгновение Ð·Ð°Ð¿Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑÑва Ñзнала дÑÑа.
ÐеÑÑÑво в книге Ð¿Ð°Ñ Ð½ÐµÑ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑвеÑами, Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ â оÑÑÑимÑе аÑомаÑÑ Ð¾Ð±ÑежиÑÐ¸Ñ Ð¼Ð°ÑгаÑинового завода, окÑеÑÑнÑÑ Ð´Ð²Ð¾Ñов и ÑлиÑ, заводÑкой ÑÑоловой и деÑÑкого Ñалона паÑÐ¸ÐºÐ¼Ð°Ñ ÐµÑÑкой, непоÑÑижимо-пÑекÑаÑнÑÑ ÑоÑговÑÑ Ð·Ð°Ð»Ð¾Ð² «ÐеÑÑкого миÑа» и меÑÑаÑелÑнÑÑ Ð²Ð¸ÑÑин оÑдела маÑок книжного магазина. Ð Ñакже библиоÑеки и бÑлоÑной, ÑпоÑÑзала и бани, иÑÑекаÑÑÐ¸Ñ Ñладким жаÑом бабÑÑкинÑÑ Ð³Ñенков и «кÑемлевÑкого пломбиÑа». ⦠Ðногое оÑÑаеÑÑÑ Ð² памÑÑи деÑÑÑва, пÑиÑем ÑаинÑÑвеннÑм обÑазом даже Ñо, ÑÑо казалоÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¸Ð¼ и неÑноÑнÑм, вдÑÑг пÑоÑвлÑеÑÑÑ Ð² забавнÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑобноÑÑÑÑ , неожиданно добÑÑÑ Ð¸ ÑмилиÑелÑнÑÑ . ÐиÑÐ°ÐµÑ Ð¸ дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ðµ пеÑвого, еÑли не ÑÑвÑÑва, Ñо ÑвлеÑениÑ, и не меÑÐ°ÐµÑ ÐµÐ¼Ñ ÑÑеÑа болÑÑого гоÑода и мелкие жиÑейÑкие непÑиÑÑноÑÑи домаÑне-ÑколÑного жиÑÑÑ-бÑÑÑÑâ¦Â ÐÑа ÑÑеÑа еÑÑ Ð»ÑбопÑÑна и Ñем, ÑÑо в ней авÑÐ¾Ñ ÑазлиÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑимеÑÑ Ð³Ð¾ÑодÑкой иÑÑоÑии, пеÑÐµÐ¸Ð¼ÐµÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÐ»Ð¸Ñ Ð¸ плоÑадей, обновление коÑоÑÑÑ , пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ñ Ð½Ð° Ð³Ð»Ð°Ð·Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑоÑÑка, вÑелÑло ÑвеÑенноÑÑÑ Ð² неизбежноÑÑи пÑÐ¸Ð±Ð»Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑвеÑлого бÑдÑÑего. Ðно, пÑавда, Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ð¼Ð¸ ÑолÑко ÑдалÑлоÑÑ, но веÑа в него бÑла. Ð, ÑÑо Ñ Ð°ÑакÑеÑно, Ñ Ð½ÐµÐ¸Ð·Ð±Ð°Ð»Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð½ÑÑ ÑÑдÑбой обиÑаÑелей обÑежиÑÐ¸Ñ Ð¼Ð°ÑгаÑинового завода она бÑла, возможно, ÑилÑнее и иÑкÑеннее, Ñем Ñ Ð²Ð°Ð»ÑÑжнÑÑ Ð¶Ð¸Ñелей пÑеÑÑижнÑÑ Ð½Ð¾Ð¼ÐµÐ½ÐºÐ»Ð°ÑÑÑнÑÑ ÐºÐ²Ð°ÑÑалов. ÐÑо ÑÑвеÑÐ¶Ð´Ð°ÐµÑ Ð¸ Ñам ÐолÑков.
«У менÑ, вÑÑоÑÑего в заводÑком обÑежиÑии маÑгаÑинового завода, Ð¾Ñ ÑовеÑÑкого деÑÑÑва и оÑÑоÑеÑÑва оÑÑалиÑÑ Ð²Ð¿ÐµÑаÑлениÑ, еÑли и не ÑадÑжнÑе, Ñо вполне добÑÑе и ÑвеÑлÑе. Ðб ÑÑом Ð¼Ð¾Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°. Я пиÑал ее Ñ ÑÑепеÑом, погÑÑжаÑÑÑ ÑеÑдÑем в живÑÑ Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð°Ð¼ÑÑи, Ð¸Ð·Ð²Ð»ÐµÐºÐ°Ñ Ð¸Ð· глÑбин ÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¸Ð»Ñе мелоÑи минÑвÑего, пеÑебиÑÐ°Ñ Ð·Ð°Ð±ÑÑÑе ÑловеÑки ÑÑедÑей ÑÐ¿Ð¾Ñ Ð¸, ÑÑаÑаÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¿Ð»Ð¾ÑиÑÑ Ð² ÑзÑке ÑÐ¾Ñ Ð´Ð°Ð»ÐµÐºÐ¸Ð¹, ÑÑÑаÑеннÑй миÑ, коÑоÑÑй иÑÑез навÑегда вмеÑÑе Ñ Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑÑким СоÑзом â Ñо ÑÑÑаной, где, ÑÑÑÑемлÑÑÑÑ Ð² бÑдÑÑее, Ñак лÑбили Ð´Ð»Ñ ÑкоÑоÑÑи ÑокÑаÑаÑÑ: «ликбез», Â«ÐºÐ¾Ð»Ñ Ð¾Ð·Â», «комÑомол», «Ñайком», «ÑпоÑÑзал», «деÑÑад», «ÑовдеÑÑÑво»…
Ðо, Ñем не менее, говоÑÑ Ð¾ ÑкоÑоÑÑи, Ð²ÐµÐ´ÐµÑ Ñвой ÑаÑÑказ авÑÐ¾Ñ Ð½ÐµÑоÑопливо и не назойливо, Ñ Ð´Ð¾Ð±Ñой иÑонией, но без ÑаÑказма. ÐÑÑ ÑÑо ÑолÑко повÑÑÐ°ÐµÑ Ð´Ð¾Ð²ÐµÑие к повеÑÑвованиÑ, коÑоÑое Ð´Ð»Ñ Ð»Ñдей моего Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑеделÑно ÑелÑеÑно, Ñзнаваемо и внÑÑно. ÐавеÑное, как везде и во вÑе вÑемена в Ñой жизни бÑло вÑÑкое â и Ñ Ð¾ÑоÑее, и не оÑенÑ, и вÑÑ ÑÑо еÑÑÑ Ð² Ñомане. Ðо вÑпоминаеÑÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑее, Ñак ÑÑÑÑоен Ñеловек, и Ñак напиÑана книга.
ÐÑÑеÑливо пÑедÑÑавлен воÑÑоÑг Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð´Ð° в «ÐеÑÑкий миÑ», Ñ ÐµÐ³Ð¾ воÑÑ Ð¸ÑиÑелÑнÑми оÑделами вÑевозможнÑÑ Ð¸Ð³ÑÑÑек, игÑ, ÑазвлеÑений, одеждÑ⦠«ÐеÑÑкий миÑ» в наÑем гоÑоде бÑл бледной копией ÑÑолиÑного, но и в нем оÑкÑÑвалиÑÑ Ð½ÐµÐ²ÐµÑоÑÑно заманÑивÑе оÑеÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð´ÐµÑÑкого ÑÑаÑÑÑÑ. Ðе зÑÑ, навеÑное, по Ñей Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ñ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½ÑÑ Ð¸Ð³ÑÑÑкÑ, ÑÑоÑвÑÑÑ Ð½Ð° виÑÑине и пÑивлекавÑÑÑ Ð½ÐµÐ¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾Ðµ внимание. ÐÑо бÑла баÑÐ½Ñ Ñ Ð²ÑаÑаÑÑимÑÑ ÐºÐ¾ÑомÑÑлом, к конÑам коÑоÑого бÑли подвеÑÐµÐ½Ñ Ð´Ð¸ÑÐ¸Ð¶Ð°Ð±Ð»Ñ Ð¸ ÑамолÑÑ. Ð Ð²Ð¾Ñ Ð¾Ð½Ð¸ дÑÑг за дÑÑгом леÑели, как на каÑÑÑели, и пÑÐ¾Ð¿ÐµÐ»Ð»ÐµÑ Ñ ÑамолÑÑа вÑаÑалÑÑ. ÐзглÑд оÑвеÑÑи бÑло невозможно⦠ÐÑоде, незаÑÐµÐ¹Ð»Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð·Ð°Ð²Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ðµ ÑÑÑÑойÑÑво. Ðо на кÑÑлÑÑÑ Ð¸ ÑÑзелÑже â кÑаÑнÑе звÑздÑ, ÑеÑп Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ñом. ÐаленÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð´Ð°Ð²Ð°Ð»ÑÑ Ñигнал â ÑÑим надо гоÑдиÑÑÑÑ. ÐÑамоÑнÑй, в пÑинÑипе, бÑл Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´. ÐÑавда, и он не ÑÐ¿Ð°Ñ Ð¾Ñ ÑазÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑолÑко воздÑÑнÑе замки, но и вполне оÑÑзаемÑе оÑеÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ñого, ÑÑо оÑÑалоÑÑ Ð² пÑоÑлом, о Ñем вÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð°Ð²ÑоÑ. Ð Ñем задÑмÑвалÑÑ Ð¿ÑÑливÑй геÑой книги, ÑÑÑемÑÑÑ Ð¿ÑедÑÑавиÑÑ Ð¸Ð· Ñого пÑоÑлого, каким ÑÑÐ°Ð½ÐµÑ Ð±ÑдÑÑее. Ðо, ни емÑ, ни даже Ñленам ÑогдаÑÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑавиÑелÑÑÑвеннÑÑ ÐºÐ°Ð±Ð¸Ð½ÐµÑов ÑделаÑÑ ÑÑо без иÑкажений не ÑдавалоÑÑ.
â¦Ð¯ жил на ÑлиÑе ФÑанко, и вÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°Ð·ÑвалоÑÑ Â«ÐеÑÑÑво», Ñ 20-й Ñколой по ÑоÑедÑÑвÑ. ÐÑÑ Ð¾ÑÑалÑное â далеко. ÐзлеÑал ÐагаÑин, пел ÐÑÑлим, «ÐаÑÑ» Ñ ÐÑазилией игÑала, и, Ñловно ÑÑÑка из пенала, вползал на ÐенинÑкÑÑ Â«ÐÐл. Я бÑл ÑоваÑиÑ, дÑÑг и бÑÐ°Ñ Ð²Ñем положиÑелÑнÑм геÑоÑм и лÑÑÑего не ведал ÑÑÑоÑ. Ðо бÑл ли в ÑÑом виноваÑ?.. РвÑÐµÐ¼Ñ ÐºÑÑÐ¶Ð¸Ñ Ð² вÑÑине, пеÑемеÑав дела и даÑÑ, как бÑдÑо знаÑ, ÑÑо когда-Ñо навек оÑÑанеÑÑÑ Ð²Ð¾ мне.
Таким же дÑÑгом и бÑаÑом оÑÑÑаеÑÑÑ Ð¸ геÑой Ñомана (кÑÑаÑи, вовÑе не поÑ
ожий на книжно-вÑмÑÑленнÑÑ
геÑоев без ÑÑÑаÑ
а и ÑпÑека). Ðн как Ñаз оÑÐµÐ½Ñ ÑеалÑнÑй, жиÑейÑкий малÑÑик, Ñо вÑеми, пÑиÑÑÑими возÑаÑÑÑ, доÑÑоинÑÑвами и недоÑÑаÑками, но пÑи ÑÑом в меÑÑ Ð´Ð¾Ð±ÑÑй, лÑбознаÑелÑнÑй и иÑкÑенне веÑÑÑий в идеалÑ. ÐÑÑ
Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· Ñого, Ñем завеÑÑилаÑÑ Ð¸ÑÑоÑÐ¸Ñ Ð¸ÑÑезнÑвÑей ÑÑÑанÑ, Ñакие оказалиÑÑ Ð² менÑÑинÑÑве. Ðибо, взÑоÑÐ»ÐµÑ Ð¸ ÑеÑÑÑ Ð¸Ð»Ð»Ñзии, вмеÑÑе Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ ÑÑÑаÑивали и веÑÑ Ð² ÑпÑаведливоÑÑÑ, пеÑеÑ
Ð¾Ð´Ñ Ð² болÑÑинÑÑво. Ðбо лиÑемеÑие, коÑÑÑÑÑ Ð¸ двÑлиÑие ÑеÑ
, ÑÑоÑÑиÑ
на ÑÑибÑнаÑ
, пеÑеÑеÑкивали пÑÐ°Ð²Ð´Ñ Ð¸ довеÑие к иÑÑинноÑÑи лозÑнгов, коÑоÑÑе виднелиÑÑ Ð½Ð° ÑаÑадаÑ
домов, а ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ð´Ð° звÑÑÐ°Ñ Ð² памÑÑи, озадаÑÐ¸Ð²Ð°Ñ Ð¸ ÑÑевожа. «Человек ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð´ÑÑг, ÑоваÑÐ¸Ñ Ð¸ бÑаÑ» — ÑÑо оÑÑÑда, из наÑего деÑÑÑва. Ðно не бÑло ÑказоÑнÑм, но оно бÑло наÑÑоÑÑим, невзиÑÐ°Ñ Ð½Ð° вÑе оÑлиÑÐ¸Ñ Ð² ÑÑловиÑÑ
бÑÑа, меÑÑа пÑÐ¾Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÑаÑÑовÑÑ
возможноÑÑей, вÑданнÑÑ
ÑодиÑелÑми. Ðб ÑÑом и напиÑал ÑÐ²Ð¾Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ñ Ð®Ñий ÐолÑков, ÑÑÑемÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑовеÑно и пÑавдиво изобÑазиÑÑ Ð²ÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ пеÑÐµÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð·ÑоÑлеÑÑего Ñебенка, коÑоÑÐ¾Ð¼Ñ Ñ
оÑоÑо Ð¾Ñ Ñого, ÑÑо каждÑй Ð´ÐµÐ½Ñ Ð²Ð¼ÐµÑÐ°ÐµÑ Ð¼Ð°ÑÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑнÑÑ
веÑей и ÑобÑÑий. РвÑе непÑиÑÑноÑÑи â лиÑÑ Ð¾Ñ Ñого, ÑÑо не вÑе Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð¸ÑполненÑ. Ð Ñ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ пÑедÑÑавлÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð½Ð° его меÑÑе, невзиÑÐ°Ñ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо мама Ð¼Ð¾Ñ Ð½Ðµ бÑла Ñленом паÑÑкома, а жили Ð¼Ñ Ð½Ðµ в обÑежиÑии, а в домике, коÑоÑÑй Ñ
оÑÑ Ð¸ назÑвалÑÑ Â«ÑаÑÑнÑм ÑекÑоÑом», но ÑдобÑÑва бÑли обÑими и ÑаÑполагалиÑÑ Ð²Ð¾ двоÑе. Ðе могÑ, пÑавда, пÑедÑÑавиÑÑ, ÑÑо Ð¼Ð°Ð¼Ñ Ð¸ Ð¿Ð°Ð¿Ñ Ð½Ð°Ð·Ñвал по именам, либо на Ð¼Ð°Ð½ÐµÑ ÑÑанÑÑзÑкиÑ
аÑиÑÑокÑаÑов «маман». Ðо вполне допÑÑкаÑ, ÑÑо ÑÑо бÑло возможно, Ñем более, не вÑлÑÑ
, а в мÑÑлÑÑ
бÑдÑÑего инженеÑа ÑеловеÑеÑкиÑ
дÑÑ. Ðидимо, поÑле ÑÑаÑÑÐ¸Ñ Ð² анÑологии воÑпоминаний о деÑÑÑве Ñ Ð°Ð²ÑоÑа оÑÑалоÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾Ðµ недоÑмение по Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð½Ð°ÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑодеÑÐ¶Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð½ÑÑ
мемÑаÑов, в коÑоÑÑÑ
ÑÑава, еÑли и бÑла зеленее, Ñо ÑолÑко поÑомÑ, ÑÑо ÐµÑ Ð¿Ð¾ÐºÑаÑили к оÑеÑÐµÐ´Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿Ð°ÑÑÐ¸Ð¹Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÑаздникÑ.
«ÐÑ ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑÑ ÑекÑÑов оÑÑаеÑÑÑ Ð¾ÑÑÑение, ÑÑо авÑоÑÑ Ð²ÑÑоÑли в ÑÑÑане, где Ð¸Ñ Ð¼ÑÑили, ÑиÑанили, ÑеÑзали, Ñнижали, пÑÑÐ°Ñ Ð¼Ñаком безÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ опÑимизма, глÑмливо бодÑÑми пионеÑÑкими пеÑнÑми, ÑбаланÑиÑованнÑм пиÑанием и наÑилÑÑÑвеннÑм леÑним оÑдÑÑ Ð¾Ð¼. ÐавеÑное, ÑодивÑиÑÑ ÑеÑнокожими ÑабоÑÑгами в колониалÑном Ðонго, они бÑли Ð±Ñ Ð½Ð°Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑÑаÑÑливее… ÐÑли веÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ñм пиÑÑÑим ÑанÑазеÑам, в Ñе жÑÑкие годÑ, озадаÑив ÑÑиÑÐµÐ»Ñ Ð½ÐµÐ¿ÑавилÑнÑм вопÑоÑом пÑо ÑвеÑлое бÑдÑÑее вÑего ÑеловеÑеÑÑва â коммÑнизм, можно бÑло оÑÑаÑÑÑÑ Ð½Ð° вÑоÑой год или даже оÑпÑавиÑÑÑÑ Ð² ÐºÐ¾Ð»Ð¾Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð°Ð»Ð¾Ð»ÐµÑÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑеÑÑÑпников. ÐÑ Ð° ÑÐµÑ Ð²Ð¾Ð»ÑнодÑмÑев, кÑо оÑказÑвалÑÑ Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑ Ð² ÑбоÑнÑÑ ÑÑÑоем Ñ Ð¿ÐµÑней, ждал пожизненнÑй волÑий билеÑ».
Такого ÑоÑно не бÑло, и Ñ ÑолидаÑен Ñ Ð°Ð²ÑоÑом. РблагодаÑен ÐµÐ¼Ñ Ð·Ð° памÑÑÑ, за Ñо, ÑÑо дал возможноÑÑÑ ÐµÑÑ Ñаз заглÑнÑÑÑ, как в маÑине вÑемени, в Ñе Ð³Ð¾Ð´Ñ Ñ Ð¸Ñ ÑадоÑÑÑми и гоÑеÑÑÑми, Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð²Ð½Ñми надеждами и ожиданиÑми, Ñ Ð²ÐµÑой в ÑÑаÑÑливое бÑдÑÑее и геÑойÑкое пÑоÑлое. РдÑÑзÑÑ Ñогда бÑли лÑÑÑими в миÑе (пÑо Ð¼Ð°Ð¼Ñ Ñ Ð¿Ð°Ð¿Ð¾Ð¹ и ÑеÑи неÑ), и звÑÐ·Ð´Ñ ÑвеÑили Ñак ÑÑко, как поÑом Ñже никогда, и Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð°ÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко веÑной, но и Ñ Ð¾ÑоÑей, невзиÑÐ°Ñ Ð½Ð¸ на ÑÑо. Ðе зÑÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑÑÑ, ÑÑо ÑÑаÑÑливое деÑÑÑво Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾ÑеÑÑÑÑÑÑ Ð²Ð¾ вÑемени, но оно обÑзаÑелÑно ÑÐ¾Ñ ÑаниÑÑÑ Ð² наÑ, какими Ð±Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑми Ð¼Ñ Ð½Ðµ ÑÑали.
Ð ÑазговоÑе об ÑÑой книге один мой ÑобеÑедник (не ÑиÑавÑий пока еÑ), пÑедположил, ÑÑо в деÑÑÐºÐ¸Ñ Ð²Ð¾ÑпоминаниÑÑ ÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð¿Ð¸ÑÑма ÐолÑкова, веÑоÑÑно, изменилÑÑ. Ðол, вмеÑÑо пÑивÑÑно оÑÑÑоÑмной иÑонии Ñам — моÑализаÑоÑÑÑво и кокеÑливÑе кÑаÑивоÑÑи о пÑавилÑно воÑпиÑанном малÑÑике. ÐовÑе неÑ. ФиÑменнÑй ÑÐ¼Ð¾Ñ Ð½Ð¸ÐºÑда не делÑÑ. Рв каÑеÑÑве доказаÑелÑÑÑва â маленÑкий оÑÑÑвок из книги. Ð ÑовеÑÑком деÑÑÑве ÑлÑÑалоÑÑ Ð¸ Ñакое.
«ÐднаждÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ñ Ð½Ðµ меÑал игÑаÑÑ Ð²Ð·ÑоÑлÑм в каÑÑÑ, ÐеÑÑо вÑдал мне ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾Ñ Ð¾ÑниÑÑÑ Ð´Ð²ÑÑÑволкÑ, конеÑно без паÑÑонов, а ÐаÑаÑкин вÑÑÑил военнÑÑ ÑÑÑажкÑ, киÑÐµÐ»Ñ Ñ ÑеÑжанÑÑкими погонами, виÑевÑий на мне как ÑÐ¸Ð½ÐµÐ»Ñ Ð½Ð° ÐзеÑжинÑком, и паÑаднÑе Ñ ÑомовÑе Ñапоги, Ð´Ð¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð²Ñие, как боÑÑоÑÑÑ, до ÑамÑÑ Â«Ð³Ð»ÑпоÑÑей». ÐаÑÑдив и полÑбовавÑиÑÑ Ñвоей вÑдÑмкой, они поÑÑавили Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð² каÑаÑл пеÑед ÑбоÑной, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ñ Ð¿ÑедÑпÑеждал желаÑÑÐ¸Ñ , еÑли кабинка занÑÑа, а еÑли Ñвободна, ÑÑебовал ÑазÑеÑение и без него не допÑÑкал. СоÑедей же пÑедÑпÑедили: пÑопÑÑком Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑлÑжиÑÑ Ð»ÑÐ±Ð°Ñ Ð±Ñмажка â ÑÑамвайнÑй билеÑ, ненÑÐ¶Ð½Ð°Ñ ÐºÐ²Ð¸ÑанÑиÑ, ÑанÑик, наконех
Я Ñже ÑÐ°Ñ ÑÑоÑл на поÑÑÑ, пÑопÑÑÑив в ÑÑÐ°Ð»ÐµÑ Ð¿Ð¾ пÑедÑÑвлении Ñваной маÑки СеÑÐ³ÐµÑ ÐмиÑÑиевиÑа и Ð´Ð²Ð°Ð¶Ð´Ñ Ð¿Ð¾ дÑÑжбе ÐоÑÑкÑ, опивÑегоÑÑ Ð³Ð°Ð·Ð¸Ñовкой. УбоÑÐ½Ð°Ñ Ð±Ñла Ñвободна, когда в коÑидоÑе поÑвилÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ñй бÑÑ Ð³Ð°Ð»ÑеÑ, он бÑл в ÑапоÑÐºÐ°Ñ Ð½Ð° боÑÑ Ð½Ð¾Ð³Ñ, в майке и бÑÑÐºÐ°Ñ Ð½Ð° подÑÑÐ¶ÐºÐ°Ñ .
â ÐÑопÑÑк! â ÑÑÑого поÑÑебовал Ñ, вÑÑÑавлÑÑ Ð²Ð¿ÐµÑед ÑÑвол.
â Ðакой еÑе пÑопÑÑк? â оÑоÑопел он. â Ð¢Ñ ÐºÑо еÑе Ñакой?
â Я â ÑаÑовой.
â С какой ÑÑаÑи?
â ÐÑиказали!
â ÐÑо?
â ÐаÑаÑкин и ÐеÑÑо!
Семен ÐигÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ñ ÑаÑÑеÑÑлÑÑ, попÑÑилÑÑ Ð¸ веÑнÑлÑÑ Ð² комнаÑÑ, оÑкÑда вÑкоÑе, дÑÐ¼Ñ ÑигаÑеÑой, вÑпоÑÑ Ð½Ñла ÐлаÑа Яновна, веÑелаÑ, ÑаÑкÑаÑневÑаÑÑÑ, ÑаÑÑÑепаннаÑ, в длинном голÑбом Ñ Ð°Ð»Ð°Ñе. Увидев Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð² огÑомнÑÑ ÑÐ°Ð¿Ð¾Ð³Ð°Ñ , киÑеле до пÑÑ Ð¸ ÑÑÑажке, ÑÑÐµÑ Ð°Ð²Ñей на ноÑ, она на миг поÑеÑÑла Ð´Ð°Ñ ÑеÑи, а поÑом заÑлаÑÑ Ð² Ñаком Ñ Ð¾Ñ Ð¾Ñе, ÑÑо ÑогнÑлаÑÑ Ð±ÑквалÑно до земли⦠Ðа иÑÑеÑиÑнÑй ÑÐ¼ÐµÑ Ð¿Ñибежал ÐеÑÑо, он Ñ Ð¸Ð½ÑеÑеÑом Ð¾Ñ Ð²Ð°Ñил взглÑдом Ñ Ð¾Ñ Ð¾ÑÑÑÑÑ ÑоÑÐµÐ´ÐºÑ Ð¸ вÑдал ÑаÑÑеÑÐ¶ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð¡ÐµÐ¼ÐµÐ½Ñ ÐигÑановиÑÑ Ð¿ÑопÑÑк â бÑбновÑÑ ÑеÑÑеÑкÑ»…
У Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½ÐµÑ Ð¿ÑопÑÑка в ÑÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ñ. Я пÑоÑÑо Ð¼Ð¾Ð³Ñ Ð¿ÑиглаÑиÑÑ ÐµÑ Ð¿ÑоÑиÑаÑÑ. РпообеÑаÑÑ: «ÐÑÐ´ÐµÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑно». ÐÑÑÑÐ¾Ñ Ð° ÑÑо подÑвеÑждаеÑ.
ÐÐ»Ð°Ð´Ð¸Ð¼Ð¸Ñ Ð¡Ð¿ÐµÐºÑоÑ
ЮÑий ÐолÑков «СÐÐÐÐТСТÐл,
изд. ÐСТ, 2021,
ISBN: 978-5-17-136790-9,
ÐÑÑикÑл: ASE000000000857630,Â
384 ÑÑÑ.
Новый фильм Дмитрия Шпиленка «Камчатка. Рассказ в лисах» — беспрецедентный пример создания кино о дикой природе, потому что:
1) Это по-настоящему дикие звери. Никаких вольеров, съемок в зоопарке, питомниках и т.д. Фильм снимается на территории заповедника, где звери не знают, что такое соседство с людьми.
2) Испытание на прочность для создателей. Оператор и полевой продюсер проведут в общей сложности более 20 месяцев в абсолютно диких условиях в отрыве от цивилизации, чтобы не пропустить самые важные и интересные события жизни животных.
3) Да, так долго. Мы не провоцируем зверей на действие в кадре, просто наблюдаем за ними. Часто дни в снегу на морозе, под дождем и ветром не приносят никакого результата. Но зато в кадр попадает такое поведение, которое зверь никогда не покажет в присутствии человека.
В фильме мы покажем истории двух лисьих семей, которые живут в разных ландшафтах: у подножья самого красивого вулкана Кроноцкого заповедника и на побережье Тихого океана, всего в 100 метрах от линии прибоя. Две экспедиции продолжительностью 16 месяцев уже за плечами и в январе мы уезжаем в последнюю экспедицию. Фильм выйдет на экраны в 2023 г.
Фильм «Камчатка. Рассказ в лисах» — давняя мечта режиссера и оператора Дмитрия Шпиленка, который уже снял на Камчатке два фильма: «Медведи Камчатки. Начало жизни» и «Нерка. Рыба Красная». Премьера Нерки прошла в России совсем недавно, зимой 2020 года. Фильм был показан в 49 странах, завоевал более 80 наград, а сейчас его можно посмотреть по телевидению и на интернет-платформах.
Лисицы – очень осторожный вид, в отличие от медведей. Их непросто даже сфотографировать, не говоря о том, чтобы снять фильм об их жизни. Мы потратили огромное количество времени и сил, чтобы найти их норы, подобраться к лисам на расстояние, позволяющее снимать видео.
Но чтобы снять лучшие кадры нужно быть совершенно незаметными, а лучше исчезнуть. И современные технологии позволяют это сделать! Существуют профессиональные фотоловушки SCOUT. По сути, это система датчиков движения, которая включает профессиональную камеру, стоящую внутри защитного бокса.
В прошлой экспедиции мы уже протестировали одну такую систему и смогли получить с ее помощью уникальные кадры! Что и говорить, присутствие оператора даже на большом расстоянии, настораживает лис…
Одна такая система стоит около 250 000 р. (Камера не входит в систему и ее мы покупаем отдельно.)
Наша первая цель — собрать 500 000 р., чтобы составить одну монтажную пару систем SCOUT. Если мы соберем больше, то сможем снимать одновременно две семьи лис и оснастить системы профессиональными видеокамерами.
7 месяцев в 2020 году мы провели в экспедиции и смогли снять историю одной необычной лисьей пары. Взрослая, уверенная в себе лиса и молодой трусливый лис. Сколько шуток было среди подписчиков о том, что лис Ветер не лучший выбор для лисы Пенелопы! Но у них появились лисята! Мы все прожили вместе с ними… все тревоги и радости. Летом, когда лисята подросли, семью стала атаковать волчица. Все, кто следит за проектом, переживали вместе с нами, чем закончится противостояние.
Только что мы вернулись из второй экспедиции (9 месяцев в дикой природе). Мы сняли еще 2 сюжетные линии для фильма: пара, которая живет в норе прямо на побережье Тихого океана и удивительная история лисьей коммуны, в которую объединились две пары с лисятами. Четыре взрослые лисы воспитывали два выводка лисят — 7 щенков — вместе! Какие сюжетные линии войдут в фильм, решит последняя экспедиция 2022 г.!
Если коротко:
1) Заброска продуктов только вертолетом.
2) Здесь нет стабильного электричества (а значит, возможности хранить продукты , заряжать батарейки для камер в любой момент и т.д.)
3) Вода — в реке, стирать — руками, согреться – топи печь, помыться – раз в неделю и по праздникам.
4) Мы живет в домике площадью 12 м, где хранится запас круп и консервов на несколько месяцев, все оборудование для съемок, одежда на весь год и оператор с полевым продюсером как-то перемещаясь по коробкам.
5) Лисьи норы расположены далеко от «дома» и каждый съемочный день – это путешествие по болотам, а зимой на лыжах с оборудованием на себе.
Человечество давно переступило ту грань, когда можно было брать у природы все и не думать о последствиях. Сейчас нам нужно пересмотреть свое отношения, чтобы иметь шанс на благополучное будущее, где у нас все еще будет чистый воздух, вода и вокруг будут существовать еще хоть какие-то живые существа кроме нас самих.
Ради этой глобальной идеи мы и снимаем все наши фильмы. И нам кажется, что через историю самых милых зверьков, которые живут в райском месте, еще не разрушенном человеком, можно донести эту идею эффективнее, чем нравоучениями и лекциями по экопросвещению.
Вознаграждения
Среди вознаграждений есть авторские календари с героями будущего фильма. Автор фото — режиссер и оператор Дмитрий Шпиленок.
Чтобы поддержать проект, пройдите на страницу проекта и нажмите кнопку “Поддержать проект” или выберите понравившееся вознаграждение. Введите необходимую сумму и количество, после чего нажмите «Купить».
Также вы можете поддержать проект с телефона,вам нужно нажать вкладку вознаграждения,чтобы заказать календари и многое другое.
Календарь А3 — с автографами команды.
Календарь А4 — с крупной сеткой месяцев, где вам будет удобно писать важные события
Настольный календарь-шалаш. Его можно поставить на рабочий стол.
Фотокнига «Камчатка. Рассказ в лисах» с автографом автора.