Рассказ о долге и храбрости 3 класс

Тема: с. алексеев медальцели: формирование читательской и коммуникативной компетентности учащихся.воспитание чувства гордости за свою родину и свой народ, уважение к

Тема: С. Алексеев «Медаль»

Цели:

  1. Формирование читательской и  коммуникативной компетентности учащихся.
  2. Воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Задачи:

  1. В рамкам эффективного внедрения  технологии развития критического мышления продолжить работу над формированием у учащихся комплекса  УУД как необходимых  компонентов  подготовки школьников к жизни:
  • Задача, направленная на получение предметного результата (Познавательные УУД): читать и слушать, извлекая нужную информацию из текстов и иллюстраций, соотносить её с имеющимися знаниями
  • Задача, направленная на получение метапредметного результата (Коммуникативные УУД): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, умение слушать и понимать других.
  • Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Личностные УУД: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, выделение морального содержания ситуации, учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.
  1. Стимулировать интерес к чтению, потребность в самостоятельном чтении.

Орг. момент

Перед вами на  слайде  пословица. Прочитайте и объясните её смысл.

              Доброе начало — половина дела

От удачного старта зависит финиш, от позитивного настроя зависит дело. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на этом уроке.

Стадия вызова

Возьмите карточку 1. Перед вами текст, прочитайте его и сделайте карандашом пометы.

Чтение с пометами

+

это новая для меня информация;

V

эту информацию знал, знаю, вспомнил

?

эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы

думал иначе

На уроке чтения Вера Алексеевна попросила  ребят нашего класса выступить с сообщением  «Образ защитника Отечества на страницах книг».  Все с удовольствием откликнулись на её предложение.

Маша рассказала о том, что на Руси издавна славили тех, кто охранял и защищал Родину. В былинах и сказаниях прославляли  сильного богатыря  Илью Муромца, доброго и храброго Добрыню Никитича, смекалистого Алешу Поповича.

Витя добавил, что Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю, святой.

Лена поведала о том, что богатырская удаль, сила молодецкая, храбрость и смекалка плавно  перекочевали в  русские народные сказки.

Пётр принес в класс книгу С. Алексеева « Рассказы о Суворове», главный герой которой — солдат, ценой великого подвига защитивший свою Родину.

А  Сергей вдруг сказал, что в этой книге есть рассказ «Медаль», в котором  описан случай, когда солдат струсил.  

В классе повисла тишина.

  • Какая информация для вас знакома?
  • Какая информация  была для вас новой?
  • Кто думал иначе?
  • У кого возник вопрос?
  • Почему в классе повисла тишина? Как должны поступить ребята? (для того, чтобы получить ответы на возникшие вопросы, мы должны прочитать этот рассказ).

Стадия реализации смысла

Давайте и мы прочитаем  рассказ «Медаль»  С.  Алексеева из книги «Рассказы о Суворове». Но сначала поработаем со значением некоторых слов, которые встретятся вам в тексте.

Гренадеры— (фр. Grenadiers) — отборные части пехоты, предназначенные для штурма вражеских укреплений.

Гренадеры были вооружены ручными гранатами и огнестрельным оружием. Штандарт-особый вид знамени. Например: знамя отдельных кавалерийских частей.

(словарь иностранных слов)

А теперь, как обычно при знакомстве с новым рассказом, мы будем читать текст с остановками.  Будьте внимательны, это поможет вам в ответах на вопросы.

( Прием «Чтение с остановками»)

МЕДАЛЬ

Молодой, необстрелянный солдат Кузьма Шапкин во время боя у реки Рымник струсил и весь день просидел в кустах.

Почему солдат Кузьма Шапкин струсил и просидел в кустах?

Не знал Шапкин, что Суворов его приметил.

Как вы думаете, почему Суворов приметил  именно его? (Вероятно Суворов знал, что для Кузьмы Шапкина  это был первый бой.) 

Как  вы считаете, как должен был поступить  Суворов?

В честь победы над турками в суворовскую армию были присланы ордена и медали. Построили офицеры свои полки и роты. Прибыл к войскам Суворов, стал раздавать награды.

Стоял Шапкин в строю и ждал, чтобы скорее все это кончилось. Совестно было солдату. И вдруг… Шапкин вздрогнул, решил, что ослышался.

— Гренадер Шапкин, ко мне! — закричал Суворов.

Стоит солдат, словно в землю ногами вкопанный.

— Гренадер Шапкин, ко мне! — повторил Суворов.

— Ступай же, ступай, — подтолкнули Кузьму солдаты.

Вышел Шапкин, потупил глаза, покраснел.

А Суворов раз — и медаль ему на рубаху.

Как вы думаете, почему Суворов наградил Шапкина медалью?

Почему покраснел  гренадер Шапкин?

Как сейчас должен поступить Кузьма Шапкин?

 Вечером солдатам раздали по чарке вина. Расселись солдаты у палаток, стали вспоминать подробности боя, перечислять, за что и кому какие награды. Капелюхе за то, что придумал, как отбить у турок окопы. Жакетке — за турецкий штандарт. Дындину — за то, что один не оробел перед десятком турок и хоть изнемог в ранах, а в плен не дался.

— Ну, а тебе за что же медаль? — спрашивают солдаты у Шапкина.

А тому и ответить нечего.

Носит Шапкин медаль, да покоя себе не находит. Товарищей сторонится. Целыми днями молчит.

Почему молчал Шапкин?

— Тебе что же, медаль язык придавила?! — шутят солдаты.

Прошла неделя, и совсем изглодала совесть солдата. Не выдержал Шапкин, пошел к Суворову. Входит в палатку и возвращает медаль.

— Помилуй бог! — воскликнул Суворов. — Награду назад!

Опустил Шапкин голову низко-низко, к самому полу, и во всем признался Суворову.

 «Ну, — думает, — пропадай моя голова».

Как вы думаете, что ответил Суворов солдату?

Рассмеялся Суворов, обнял солдата.

— Молодец! — произнес. — Знаю, братец, без тебя все знаю. Хотел испытать. Добрый солдат. Добрый солдат. Памятуй: героем не рождаются, героем становятся. Ступай. А медаль, ладно, пусть полежит у меня. Тебе заслужить. Тебе и носить.

Не ошибся Суворов.

В следующем бою Шапкин первым ворвался в турецкую крепость, заслужил и медаль,  и великую славу.

За что солдат Шапкин получил медаль? (За трусость или в надежде на будущие подвиги)

Почему Суворов поверил в гренадера Шапкина? (Медаль как аванс, как вера в русского солдата, кто, если не солдат отдаст жизнь за Отечество.)

Постановка тонких и толстых вопросов (самостоятельная работа)

Стадия рефлексии

В каком предложении заключается главная мысль рассказа ?

Как мы видим, Солдат Шапкин извлек для себя урок из собственной трусости. А какой урок вы для себя извлекли, читая данный рассказ?

В наше время молодые ребята   защищают нашу Родину:  исполняют воинский долг. Среди них наверняка есть такие же гренадеры Шапкины, которые очень нуждаются в поддержке. Ведь истоки мужества – в вере в человека.

Домашнее задание. Я предлагаю вам написать письмо мальчику Сереже, в котором вы объясните ему, почему рассказ «Медаль» размещен в книге о воинском подвиге.

Сочинение на тему: Что такое храбрость. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для Вас несколько вариантов сочинений о том, что такое храбрость. Используйте наши примеры для написания своего рассуждения на эту тему.

Сочинение 1

Храбрость-одна из важнейших черт характера человека. Храбрый человек имеет мужество прямо смотреть в глаза обстоятельствам, принимать твёрдое решение и идёт до конца в своих начинаниях. Уверенность в своей правоте придаёт смелость этому человеку, прогоняет страх. Но чтобы стать храбрым человеком, необходимо иметь большую силу воли, терпение, некоторую настойчивость.

Храбрость бывает разной. Иногда храбрость граничит с безрассудством, и тогда совершаются невероятные, непредсказуемые «подвиги». Но иногда храброе сердце обнаруживается у робкого, застенчивого, неприметного человека, и тогда торжествует сила духа.

Необыкновенной храбростью обладают люди, попавшие в экстренные ситуации. Это и воины, и пожарные, и спасатели, и врачи. Они не опускают руки в трудную минуту, а борются за жизнь и спасение людей. Но так же храбр и обыкновенный прохожий, который не побоялся снять маленького котёнка с дерева.

Каждый человек храбр по-своему.

Сочинение 2

Храбрость — качество характера достойного человека. Это означает, что такому человеку не страшны любые преграды. Когда рядом с вами есть такой приятель, можно не бояться гулять тёмными вечерами, ведь он сможет заступиться за вас, а не броситься убегать, что пятки будут сверкать. Храбрый человек силён духом и не даст повода усомниться в его намерениях.

Синонимов к понятию храбрость много — мужество, смелость. Храбрым людям посвящены многие сюжеты классической литературы. Авторы писали о них, чтобы люди помнили и знали своих защитников. Именно литература позволяет нам не забывать о великих подвигах, многие из которых основаны на реальных событиях. Один из запоминающихся примеров — это поведение Тараса Бульбы.

Николай Васильевич Гоголь показал его храбрым мужчиной в эпизоде, когда он узнал, что его сын попал к врагу в плен и пробрался к ним для его защиты. Отцовское беспокойство и любовь сделало своё дело и подвигло его на этот храбрый поступок. Когда Остапа мучили на площади, истязали, Тарас не побоялся быть убитым, отозвался на клич сына. В последние минуты жизни Остап знал, что отец рядом и это придало ему внутреннего спокойствия.

Таким образом, Тарас Бульба проявил храбрость ради того, чтобы поддержать сына, хотя он уже был в шаге от смерти. Его храбрость переборола страх того, что его самого могут убить. Подвергая опасности себя, он дал капельку любви своему сыну.

Не только в литературных произведениях, но и в исторических событиях были храбрые герои. Они ни на минуту не задумывались, чтобы поступить иначе. Всем известен поступок Ивана Сусанина, который отдал свою жизнь за то, что увести врагов подальше от соотечественников. Он успел предупредить односельчан о надвигающейся опасности, обезопасил их, но его подвергли смертной пытке: убивали в мучениях, разрезав его плоть на мелкие кусочки. Это действительно храбрый поступок достойного человека, о котором помнит и современное поколение. Храбрость Ивана осталась в сердцах на много лет.

Таким образом, быть храбрым значить не боятся никого и ничего, рисковать не только положением в обществе, но и собственной жизнью. Храбрость помогает сильному человеку спасти слабого, выручить и уберечь от опасности. Храбрые люди в любой момент готовы прийти на помощь, не задумываясь о последствиях. Таких людей уважают и ценят в обществе. К сожалению, наше поколение не задумывается о других людях.

Сочинение 3

Храбрость – одно из положительных качеств человека. Храбрость, смелость, отвага – это слова-синонимы. С ними связаны проявления человеческого характера в каких-либо чрезвычайных ситуациях: пожар, наводнение, военные действия. Десятилетний мальчик бросается спасать тонущую девочку. Молодой человек вбирается на крышу высокого дома, чтобы оттуда спуститься на балкон и спасти ребенка из горящей квартиры. Это все проявления храбрости.

Вспоминается героиня сказки Г.-Х. Андерсена Герда. Она прошла трудный путь, преодолела множество препятствий, но нашла своего названного брата Кая. Ей пришлось не раз проявлять храбрость: и у волшебницы, и у принцессы, и у разбойников, и в ледяных чертогах. Но ни волшебство, ни богатство королевского дворца, ни суровый взгляд Снежной Королевы не смогли остановить Герду. Она спасла Кая, хотя ей самой грозила опасность. Она могла быть убита разбойниками, чуть не замерзла по пути во дворец Снежной Королевы. Но Герда не испугалась. Она шла вперед, потому что знала: он нее зависит жизнь Кая. Герда была поставлена в такие условия, что только проявление невероятной храбрости и отваги могло помочь в достижении цели. Ею руководила любовь. Она помогала ей преодолеть все трудности на пути.

Чудеса храбрости проявляли солдаты, защищая свою родину. В повести Г. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние» главный герой девятнадцатилетний лейтенант Третьяков не раз рисковал своей жизнью, выполняя священный долг. Он защищал родную землю от врага. Раненый он вступает в неравный бой, давая возможность остальным раненым уехать на безопасное расстояние. Третьяков погибает, спасая других. Это тоже проявление храбрости.

Но, по моему мнению, и в обычной жизни есть место и время для проявления храбрости. Храбрым может быть не только герой, который выполняет свой долг на полях сражений, не только человек, который, рискуя собственной жизнью, спасает других. Храбрость проявляет подросток, который признается в своем проступке, хотя никто не знает, что это совершил именно он. Ему не легко. Он знает, что за проступок его ждет наказание. И все же признается в содеянном. Это, на мой взгляд, тоже проявление храбрости.

Представьте себе ситуацию: группа девчонок и мальчишек насмехается над одним, слабым, никогда не дающим отпора. Тот стоит, смотрит на всех затравленными глазами, в которых стоят слезы. А вокруг него раздаются издевательства, грубости, смех, кто-то толкает его в спину, да так, чтобы он упал в грязь. Остальные одобрительно смеются. Не всякий в такой ситуации встанет на сторону беззащитного мальчика. Пойти против своих сверстников, может быть, даже друзей, нелегко. Но если кто-то все же попытается остановить остальных, проявит сочувствие к слабому, то это тоже проявление храбрости. По-моему, не меньшей, чем идти против врага с оружием в руках.

Таким образом, храбрость – это такое качество человеческого характера, которое проявляется в самых разных ситуациях. Они могут быть чрезвычайными, а могут быть и совсем обычными. Главное не обстоятельства, а то, как человек поступает. Признать свои ошибки, раскаяться в совершенном тобою проступке, не поступать против собственной совести, несмотря на то, что окружающие могут осудить тебя, – это храбрость, которая, к сожалению, присуща не всем.

Сочинение 4

Для меня храбрость – это способность человека вовремя принять правильное решение. Иногда ответственность за выбранные действия может повлиять не только на вашу жизнь, но и на жизни окружающих. Храбрость – это также внутренняя борьба с самим собой, во время которой человек должен самостоятельно определиться и перебороть себя, что чаще всего бывает достаточно трудно.

Многие люди привыкли к тому, что смелые поступки совершаются во время героических событий, например, во время того, как человек спас утопающего или во время военных действий. Я согласна, что во время войны многие солдаты проявляли в своих действиях смелость, ведь бороться за свою Родину это тот поступок, на который осмелится не каждый человек. Защита отчизны и близких людей от врага – это тот поступок, который нельзя не назвать смелым.

Но смелость может помочь не только в экстремальных жизненных ситуациях, но и в таких, когда дело доходит до любви. Примером такой ситуации может поступить роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», а именно поступок Татьяны. Ведь что может быть страшнее, чем признание в чувствах любимому человеку, и Татьяна сделала это. Несмотря на то, что в итоге ее чувства были отвергнуты, для себя она совершила очень смелый и решительный поступок. И я думаю, что он заслуживает уважения, хоть и не является героическим.

Но каждый ли человек способен на смелый поступок? Я считаю, что нет, так как для того, чтобы поступок действительно был смелым, нужно преодолеть свой страх или почувствовать опасность, получив дозу адреналина. Также боязнь сделать что-либо очень часто мешает нам продвигаться вперед, стремиться к своей цели и узнавать много нового, что нередко может стать причиной комплексов. Именно поэтому стоит задуматься, нужно ли бояться того, что навредить не сможет. Если один раз совершить смелый поступок, хотя бы для себя, то в дальнейшем это поможет вам справляться с множеством трудностей.

Все сочинения

Цель: создать условия для развития
чувства патриотизма, гордости за прошлое нашей
Родины.

Задачи:

  • познакомить учащихся с произведениями о
    защитниках нашего Отечества ;
  • воспитывать интерес к истории, историческим
    литературным произведениям;
  • познакомить с музейными экспонатами: гильзой,
    письмом с фронта; научить описывать музейный
    предмет.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка цели. Актуализация опорных знаний

Учитель: Ребята, сегодняшний урок
слушания посвящён людям, которые отдавали свои
жизни за то, чтобы защитить свою Родину. Тему вы
узнаете, если прочтёте на доске сначала синие
буквы, а потом красные:

з о а т щ е и ч т е
н с и т к в и а

– А кто такие защитники Отечества, праздник
которых мы будем отмечать? Что они защищали?

– Что такое Отечество?

– Всегда ли оставались живыми защитники
Отечества?

День защитников Отечества – государственный
праздник, традиции которого уходят корнями в
далёкое прошлое. На протяжении своей
многовековой истории России часто приходилось
отражать нашествия врагов. С юга на мирные
поселения нападали кочевые племена печенегов и
половцев, позднее с востока надвинулись
многотысячные орды татаро-монголов. С запада и
северо-запада нередко вторгались в российские
пределы отряды немецких рыцарей-крестоносцев,
поляков, шведов.

На пути захватчиков вставали русские воины,
ценой своей жизни защищавшие независимость
Отчизны. В самые трудные времена рядом с
профессиональными солдатами на поле боя
выходили ополченцы – мирные жители, вынужденные
в силу обстоятельств взять в руки оружие.

На сегодняшнем уроке мы пройдёмся по
некоторым памятным страницам истории. Услышим
лишь некоторые подготовленные вами рассказы о
Защитниках Родины в разные времена. Итак,
народные ополчения…

Рассказ детей о Минине и Пожарском.
(Выставка книг и рисунков)

160 лет под иноземным игом, не знавшем предела в
жестокости, накапливала Русь силы, чтобы ранним
сентябрьским утром 1380 года выйти на Куликово
поле, у реки Непрядвы, меж Доном и Днепром, вьийти
уже сплочённой, уже способной противостоять
любой орде.

Звучит музыкальный фрагмент “Александр
Невский” (С.Прокофьев).

Ученик:

Доколь нам ,други пред тираном
Склонять покорную главу
И заодно с презренным ханом
Позорить сильную Москву?
НЕ нам, не нам страшиться битвы
С толпами грозными врагов:
За нас и Сергия молитвы,
И прах замученных отцов
(Кондратий Рылеев)

И вот Великий князь Дмитрий Иванович двинул
свои рати против непобедимого дотоле врага. Он
сам выбрал место для решающей битвы, переправив
войско через Дон. В случае поражения отступать
было некуда.

Ученик пересказывает рассказ Олега Тихомирова
“На поле Куликовом

Этот рассказ лишь один пример стойкости и
героизма русского народа. Вспомним мы сегодня и о
русском князе Алексаидре. Вы знаете, что имя
человека имеет значение. Кто помнит из занятий
детского объединения “Патриот”,что означает
это имя?

Александр – греческое имя и означает
“Защитник людей”. Работа с иллюстрацией.
Рассказ учеников об Александре Невском.

Вопросы: Чему мы должны учиться у
Александра Невского?

Учитель: Говоря о защитниках Отечества
нельзя не вспомнить Великую Отечественную войну.
1418 дней. Как вы думаете, почему её назвали
Отечественной?

Наш народ в этой войне защищал свою Родину, своё
Отечество! Об этой войне много рассказано, много
книг написано.!

Работа с выставкой книг о ВО войне.

Звучит музыка. Появляется девушка в образе
ЗЕМЛИ.

Учитель (на фоне музыки): Только
ли люди и книги могут говорить? Могут говорить и
вещи, предметы, экспонаты. А сколько может
рассказать ЗЕМЛЯ? Давайте прислушаемся к её
голосу:

Земля: “Я русская Земля. Прекрасная,
плодородная, созданная для рождения спелых
колосьев, ярких цветов, но я русская, истоптанная
врагами, замученная варварами, пропитанная солью
материнских слёз. Каждая мать помнит имя сьна, а я
помню имена всех сьновей, которых храню в самом
сердце своём. Всех кареглазых, сероглазых
мальчиков; сильных и крепких мужчин; мудрых
стариков, что полегли в землю русскую, защищая
Отечество. Слово – то какое: Отечество – отец…

Защищая Отечество – защищают мать и отца. Пусть
они спят спокойно, пока жива я, земля русская,
будут живы и они.

Вместе с ними храню в себе я тяжёлый свинец,
смертные пули, от которых полегли они”/

Появляется юноша, который ведёт рассказ от
имени “гильзы снаряда”

Мальчик: Я гильза от русского снаряда,
которая хранится в тебе, Земля моя. Посмотрите на
меня.. .Я уже поржавевший от времени, ведь я
пролежал в земле с 1943 года . . . Именно в том году в
нашем селе проходили страшные бои с немцами, а я
защищал русского солдата, село, Родину. В 2002 году
меня обнаружил в своём огороде отец одного из вас
Каминский И.А., а его сын, Влад, передал меня на
хранение в ваш школьный музей. И вот теперь
приходят посмотреть на меня дети, взрослые,
ветераны войны, которые, глядя на меня вспоминают
свои фронтовые годы!

Учитель: Война… . Нет в России ни одной
семьи, которой бы не коснулось это страшное горе.
Нет ни одного дома, где не была бы оплакана потеря
близких, родных людей, отдавших свою жизнь во имя
спасения Отечества.

Наверное и ваши прадедушки прошли дорогами
войны, и вы храните память о них. Знаете из
рассказов своих бабушек, родителей, и,
безусловно, гордитесь ими так, как гордится,
например, своим прадедушкой Борисова Лера. Они с
прадедушкой приняли участие в школьном конкурсе
“Мне дедушка рассказывал…”, и оформили
воспоминания для музея.

(Выступает ученица с рассказом о своём
прадедушке)

Учитель: Ребята, а какие рассказы о
Великой Отечественной войне вы подготовили?

Дети рассказывают подготовленные
рассказы.

Последним звучит рассказ А. Митяева
“Треугольное письмо”

Учитель: Да, ребята, живых свидетелей
тех дней остаётся всё меньше и меньше, поэтому
всё бесценнее становятся для нас сохранившиеся
письма фронтовиков.

В них боль от разлуки с близкими, ненависть к
фашистским захватчикам, надежда на скорую победу
и счастливую жизнь. Эти письма способны
рассказать о войне куда больше, чем любой учебник
истории…

Разные письма приходили с фронта. Родственники
их ждали и боялись. Боялись, что похоронка, и
радовались, когда это было доброе, хорошее
письмо. Читали его по несколько раз, перечитывали
друзьям, знакомым.

Есть в нашем музее два письма: одно с хорошей
весточкой, а другое напротив — печальное. Вот что
они нам рассказали:

Работа с письмами с фронта.

Учитель: Ребята, наш урок подходит к
концу.

Я хочу немного рассказать об истории этого
праздника.Дата-23 февраля установлена в
ознаменование массового вступления
добровольцев в Красную Армию в 1918 году для защиты
Отечества от германских войск. Сначала этот
праздник назывался днём Рабоче — Крестьянской
Красной Армии, позднее — днём Советской Армии и
Военно- морского флота, а затем получил название:
день защитников Отечества. А поскольку воинами
всегда были мужчины, этот праздник стал
считаться в народе “мужским днём”, когда
поздравления получают и седые старики — ветераны,
прошедшие боями всю Европу, и, совсем юные
мальчики, которым ещё предстоит защищать
Отечество.

Поздравление.

3. Рефлексия

4. Итог урока

– Кому был посвящён наш урок?

– Кого в настоящее время можно назвать
защитниками Отечества?

5. Домашнее задание

Нарисовать (или найти картинку и наклеить в
тетрадь) эпизод из жизни защитника нашей Родины.

Храбрость Рассказ Бориса Житкова

Я о ней много думал. Особенно в детстве. Хорошо быть храбрым: все уважают, а другие и боятся. А главное, думал я, никогда нет этого паскудного трепета в душе, когда ноги сами тянут бежать, а то от трепету до того слабнут, что коленки трясутся, и, кажется, лучше б лег и живым в землю закопался. И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается. Сколько друзей, товарищей, сколько самой бесценной правды предано из-за трусости: «не хватило воздуху сказать»…

И я знал, что по-французски «трус» и «подлец» — одно слово — «ляш». И верно, думал я: трусость приводит к подлости.

Я заметил, что боюсь высоты. До того боюсь, что если лежу на перилах балкона на шестом этаже, то чувствую, как за спиной так и дует холодом пустота. Просто слышу, как звенит проклятая холодом своим. И говорю тогда невпопад: оглушает сзади пустота.

Я раз видел, как на подвеске красил купол кровельщик. Метров сорок высоты, а он на дощечке, вроде детских качелей. Мажет, как будто на панели стоит, еще закурил, папироску скручивает. Вот я позавидовал! Да если б меня туда… я вцепился б, как клещ, в веревки или уж прямо бросился бы вниз, чтоб разом покончить со страхом: это самое больное, самое непереносимое чувство. Я выследил этого храбреца и вечером пошел за ним. Он пошел прямо на реку. Стал раздеваться. Я рядом. Я, при таком храбреце, пробежал по мосткам до самого краю и с разбегу бух головой: глубоко там, не ударишься. Выплыл. Смотрю, мой кровельщик стоит по пояс в воде и плещет на себя, приседает, как баба. Я ему:

— Дяденька, иди сюда, здесь водица свежей.

А он:

— Ишь, прыткий какой. Тама, гляди, утонуть можно.

— Да тут тебе по шею.

— Ладно! Неровен час колдобина али омут какой. Ну тебя к лешему. Не мани.

А когда он портки оттирал песком, я спросил:

— А как же выси-то не боишься?

— По привычке.

А поначалу, сказал, что страховито было.

Я решил, что приучу себя к высоте. И стал нарочно лазить туда, где мне казалось страшно.

Но ведь не одна высота, думал я. А вот в огонь полезть. В пожар. Или на зверя. На разбойника. На войне. В штыки, например.

Я думал: вот лев — ничего не боится. Вот здорово. Это характер. А чего ему бояться, коли он сильней всех? Я на таракана тоже без топора иду. А потом прочел у Брема, что он сытого льва камнем спугнул: бросил камнем, а тот, поджавши хвост, как собака, удрал. Где же характер? Потом я думал про черкесов. Вот черкес — этот прямо на целое войско один с кинжалом. Ни перед чем не отступит. А товарищ мне говорит:

— А спрыгнет твой черкес с пятого этажа?

— Дурак он прыгать, — говорю.

— А чего ж он не дурак на полк один идти?

Я задумался. Верно: если б он зря не боялся, то сказать ему: а ну-ка, не боишься в голову из пистолета выстрелить? Он — бац! И готово. Этак давно бы ни одного черкеса живого не было. С гор в пропасть прыгали бы, как блохи, и палили бы себе в башку из чего попало. Если им смерть нипочем. Ясное дело: совсем не нипочем, и небось как лечатся, когда заболеют или ранены. Зря на смерть не идут.

Вот про это «зря» я увидал целую картину.

Дело было так. Был 1905 год. Был еврейский погром. Хулиганье под охраной войск убивало и издевалось над евреями как хотело. Да и над всякими, кто совался против. И образовался «союз русского народа»… казенные погромщики, им даны были значки и воля: во имя царя-отечества наводить страх и трепет. В союз этот собралась всякая сволочь. А чуть что — на помощь выезжала казачья сотня, на конях, с винтовками, с шашками, с нагайками. Читали, может быть, про эти времена? Но читать одно. А вот выйдешь на улицу часов в семь хотя бы вечера и видишь — идет по тротуару строем душ двадцать парней в желтых рубахах. Кто не понравился — остановили, избили до полусмерти и дальше. Дружина союза русского народа.

В это время как раз приходит ко мне товарищ. Приглашает дать бой дружине. Днем, на улице. Я ни о чем другом тогда не подумал, только: неужто струшу? И сказал: «Идет…» Он мне дал револьвер. А за револьвер тогда, если найдут, ой-ой! Если не расстрел, то каторга наверняка. Уговорились где, когда. «И Левка будет». А Левку я знал. Я удивился: Левка был известен как трус. Его называли Левка-жид, и он боялся по доске канаву перейти. И Левка. Место было то, с которого начинала орудовать дружина. Нас было семь человек. Мы растянулись вдоль улицы под домами. Вот и желтые рубахи. Улица сразу опустела — еврейский квартал. Дружина идет строем по тротуару. Мы стоим, прижавшись к домам. Нас не видно.

У меня сердце работало во всю мочь: что-то будет? Чем бы ни кончилось, все равно замечен и потом… Все равно найдут. Стрельба на улицах… Военный суд. Виселица.

Вдруг один из дружинников поднял камень, трах в окно. В тот же момент выстрелил наш вожак. Это значило — открывай огонь. Наши стали палить. Мой выстрел был седьмым. Но я думал, что есть еще утек: есть возможность замести следы. Дружина шарахнулась. Их начальник что-то крикнул, все встали на колено и стали палить из револьверов. И вдруг Левка выбегает на середину улицы и с роста бьет из своего маузера. Выстрелит, подбежит шагов на пять и снова. Он подбегал все ближе с каждым выстрелом, и вдруг все наши выскочили на мостовую, и в тот же миг дружина вскочила на ноги и бросилась за угол. Левка побежал вслед, но его догнал наш вожак и так дернул за плечо, что Левка слетел с ног.

Дружина постреливала из-за угла. Через пять минут уже взвод казаков дробно скакал по мостовой. Дал с коней залп. Левку держали, чтоб он не бросился на казаков. А я только со всей силой удерживал ноги на панели, чтоб не понесли назад. А грудь — как железная решетка, через которую дует ледяной ветер. Мы, отстреливаясь, благополучно отступили. Не знаю, много ли стрелял я.

Я сразу не пошел домой, чтоб запутать следы, наплести петель. А Левку едва вытолкали из улиц, он плакал и рвался.

Я испытывал храбрость, а у Левки сестру бросили в пожар. Лез не зря. У него в ушах стоял крик сестры и не замолк вопль народа своего. Это стояло сзади, и на это опирался его дух. У меня был товарищ — шофер. К нему подошли двое ночью, и он снял свою меховую тужурку и сапоги и раздетый прибежал домой зайчиком по морозу.

Его мобилизовали. И через два месяца я узнал: летел на мотоциклете с донесением в соседнюю часть. Не довезет — тех окружат, отрежут. По пути из лесу стрельба. Пробивают ноги — поддал газу. Пробивают бак с бензином. Заткнул на ходу платком, пальцем, правил одной рукой и пер, пер — и больше думал о бензине, чем о крови, что текла из ноги: поспеть бы довезти. А чего проще: стать. Взяли бы в плен, перевязали, отправили в госпиталь. Да не меховым бушлатиком на этот раз подперт был дух.

Или вот вам случай с моим приятелем капитаном Ерохиным. Ему дали груз бертолетовой соли в бочонках из Англии в Архангельск. При выгрузке у пристани от удара эта соль воспламенилась в трюме. Бертолетова соль выделяет кислород — это раз, так что поддает силы пожару. А второе — она взрывает. Получше пороха. И ее полон трюм. Ахнет — и от парохода одни черепки. Он взорвется, как граната. Через минуту — пламя уже стояло из трюма выше мачт. У всей команды натуральное движение — на берег и бегом без оглядки от этого плавучего снаряда. И тут голос капитана: заливай. И капитан стал красней огня и громче пламени. И никто не ушел. Не сошла машинная команда со своих мест и дали воду, дали шланги в трюм, и люди работали обезьяньей хваткой. А берег опустел: все знали — рванет судно, на берегу тоже не поздоровится. И залили. Через полчаса приехала пожарная команда. Не пустил ее на борт Ерохин: после драки кулаками не машут.

На что его дух опирался? Да ведь каждый капитан, приняв судно, чувствует, что в нем, в этом судне, его честь и жизнь. Недаром говорят: Борис Иваныч идет, когда видят пароход, которого капитан Борис Иванович. И в капитане это крепко завинчено, и всякий моряк это знает, как только вступает на судно: капитан и судно одно. И горел не пароход, сам Ерохин горел. Этим чувством и был подперт его дух.

А то ведь говорили: как осторожно Ерохин ходит. Чуть карте не верит — прямо торцем в море и в обход. Не трусоват ли? Но поставьте тех, кто так говорил, командовать судном: думаю, и они не ушли бы с пожара, и они бы не проверяли б неверные карты своим килем.

Но вы скажете: «Что большие дела — война да море. А вот на улице».

Да, на улице, на каждой почти улице есть свой Иван. Был и в нашем переулке такой клевый парень, кому все не под шапку. Никому не уважит. Лезет, хоть на кого. Просто, скажете, смелый, и все тут. Нет, не все. Для него вся жизнь в этой улице, тут его положение держится кулаком. Отступи — пропал. Хоть за ворота завтра не выходи. И когда его подуськивали затронуть здорового прохожего — как ему отказаться? Ага! Полез в бутылку! Слабо! И все его положенье героя и «Ивана» повисло на волоске. И он уж кричит через дорогу:

— Эй, ты что смотришь?

(А тот и не смотрит.)

— В рыло давно не заезжали тебе, видать. — И шагает через улицу. Все глядят, как наш-то его.

И прохожему не до того, чтоб в каждой улице драться. Прохожий уклоняется. Ага! То-то. Знай вперед, как рыло держать.

А потом чего-то он перестал с ребятами за воротами стоять, прохожих поджидать. Днем его вовсе не стало видно. Как-то вечером слышу у ворот разговор, его голос:

— Ты сколько можешь осьминых заклепок в час забить? Не пробовал? Вот ты попробуй. У нас есть один, и посмотреть — не видный из себя парень, так он, брат, в час заколачивает — мне в три не кончить. Вота что!

Потом через месяц слышу — он на ребят покрикивает:

— А вы что? Все бузу трете? Чего к человеку пристали! Человек в баню идет.

А раньше самое первое дело: задраться с таким и чтоб белье в грязь разлетелось.

Вышел из «Иванов», в другом его жизнь, в другом честь — не в улице, в заводе. Не подуськаешь: нет у него ни подъему, ни духу лезть на здорового дядю — улице свою храбрость показывать. Вылетела прежняя подпорка его духа.

А вот еще: один мне говорил, что до того боялся кладбища, что и днем-то его далеко обходил. Раз пришлось отводить домой девочку лет семи. Дорога самая короткая через кладбище. Она ему:

— Дяденька, кладбищем-то ближе всего, только ой! темно уж.

— А ты боишься, что ли?

— С вами-то мне нигде не страшно.

Мой приятель сразу усатым дядей стал. По кресту похлопывал, говорил:

— Да чего бояться, дурашка: он деревянный. Чего он тебе сделает? А покойники, они мертвые. Поди, и кости уж сгнили. Ничего там нет: земля да крест.

Девчонка к нему жалась, он ее все по головке гладил.

Ну, а потом? Потом снова обходил.

На девочкино доверие оперся его дух.

  • Рассказ о добродетелях для 4 класса
  • Рассказ о дне рождении на английском
  • Рассказ о добре и зле 4 класс светская этика
  • Рассказ о добром поступке 4 класс орксэ
  • Рассказ о догадливом рыбаке 6 класс упражнение 196