Рассказ о добром и прекрасном 4 класс

Дмитрий сергеевич лихачев 19061999 письма к молодым читателям каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. положение всегда было таким

Дмитрий Сергеевич Лихачев

1906—1999

Письма к молодым читателям

Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.

Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите.

Письмо первое

Большое в малом

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном, тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. Если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к эффектности результатов или к любым формам самопродвижения, – то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым.

Соблюдать большое в малом надо во всем решительно. Тогда все легко и просто.

Письмо второе

Молодость – вся жизнь

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь – помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные – не давать спать!

Письмо третье

Самое большое

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и среди близких.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нельзя, нет необходимости ненавидеть чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, – мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода.

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость – вся жизнь» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.

Инфоурок

Классному руководителю
ПрезентацииПрезентация к классному часу на тему «Лихачёвские чтения. Письма о добром и прекрасном» (4 класс).

В ноябре 2014 года исполняется 108 лет со дня рождения известного ученого, ав...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

В ноябре 2014 года исполняется 108 лет со дня рождения известного ученого, ав

Описание слайда:

В ноябре 2014 года исполняется 108 лет со дня рождения известного ученого, автора фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.

2 слайд

Академик Д.С. Лихачев

Описание слайда:

Академик Д.С. Лихачев

3 слайд

Первое лето в Куоккале. 1906 г. В центре: Митя Лихачев на руках у матери. Вни

Описание слайда:

Первое лето в Куоккале. 1906 г. В центре: Митя Лихачев на руках у матери. Внизу: Миша Лихачев. Дмитрий Сергеевич Лихачев родился в Санкт-Петербурге 28(15) ноября года 1906.

4 слайд

В.С. Лихачева (Коняева) и С.М. Лихачев. 1900 г. Отец - Сергей Михайлович Лиха

Описание слайда:

В.С. Лихачева (Коняева) и С.М. Лихачев. 1900 г. Отец — Сергей Михайлович Лихачев, инженер-электрик, мать — Вера Семеновна Лихачева, урожденная Коняева.

5 слайд

Сергей Михайлович Лихачев, отец Д.С. Лихачева. 1911 г. В.С. Лихачева с сыновь

Описание слайда:

Сергей Михайлович Лихачев, отец Д.С. Лихачева. 1911 г. В.С. Лихачева с сыновьями. 1911 г.

6 слайд

Д.С. Лихачев. 1926 г. 1923 - 1927 Студент романо-германской и славяно-русской

Описание слайда:

Д.С. Лихачев. 1926 г. 1923 — 1927 Студент романо-германской и славяно-русской секции отделения языкознания и литературы факультета общественных наук Ленинградского государственного университета.

7 слайд

Дом на улице Блохина, 12 (бывшая Церковная), где в квартире № 22 в мансардном

Описание слайда:

Дом на улице Блохина, 12 (бывшая Церковная), где в квартире № 22 в мансардном этаже проходили заседания Хельфернака и Братства 8 февраля 1928 г. — арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук», где незадолго до того сделал доклад о старой русской орфографии, «попранной и искаженной врагом Церкви Христовой и народа российского»; осужден на 5 лет за контрреволюционную деятельность.

8 слайд

1932 - 1933 Литературный редактор Соцэкгиза (Ленинград). 1933 - 1934 Корректо

Описание слайда:

1932 — 1933 Литературный редактор Соцэкгиза (Ленинград). 1933 — 1934 Корректор по иностранным языкам в типографии «Коминтерн» (Ленинград) . 1934 — 1938 Ученый корректор, литературный редактор, редактор Отдела общественных наук Ленинградского отделения Издательства Академии наук СССР. 1935 Публикация статьи «Черты первобытного примитивизма воровской речи» в сборнике Института языка и мышления им. Н. Я. Марра «Язык и мышление».

9 слайд

Д.С. Лихачев со студентами исторического факультета Ленинградского государств

Описание слайда:

Д.С. Лихачев со студентами исторического факультета Ленинградского государственного университета. 1953 г. 1954 Присуждена премия Президиума АН СССР за работу «Возникновение русской литературы». Награжден медалью «За трудовую доблесть».

10 слайд

1967 Избран почетным доктором Оксфордского университета (Великобритания). Пое

Описание слайда:

1967 Избран почетным доктором Оксфордского университета (Великобритания). Поездка в Великобританию для чтения лекций. Д.С. Лихачев в мантии почетного доктора Оксфордского Университета. 1967 г.

11 слайд

Д.С. Лихачев в мантии почетного доктора Оксфордского Университета. 1967 г. Уч

Описание слайда:

Д.С. Лихачев в мантии почетного доктора Оксфордского Университета. 1967 г. Участвовал в Генеральной ассамблее и научном симпозиуме Совета по истории и философии ЮНЕСКО (Румыния). Издание книги «Поэтика древнерусской литературы», удостоенной Государственной премии СССР.

12 слайд

1973 Награжден дипломом I степени Всесоюзного общества "Знание" за участие в

Описание слайда:

1973 Награжден дипломом I степени Всесоюзного общества «Знание» за участие в коллективном научном труде «Краткая история СССР. Ч. 1». Избран почетным членом историко-литературного школьного общества «Боян» (Ростовская область). Избран иностранным членом Венгерской Академии наук. Участвовал в VII Международном съезде славистов (Варшава). Прочитан доклад «Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы». Издание книги «Развитие русской литературы Х — XVII вв.: Эпохи и стили».

13 слайд

Звезда Ордена (I степень) Знак Ордена (I степень с мечами) Орден "За заслуги

Описание слайда:

Звезда Ордена (I степень) Знак Ордена (I степень с мечами) Орден «За заслуги перед Отечеством«. Награда за особо выдающиеся заслуги перед государством. 4 степени (награждение последовательное), 1 и 2 степени — со звездой.

14 слайд

Д. С. Лихачев в «шапке Мономаха». Награжден Орденом "Стара Планина" первой ст

Описание слайда:

Д. С. Лихачев в «шапке Мономаха». Награжден Орденом «Стара Планина» первой степени за огромный вклад в развитие славистики, болгаристики и за большие заслуги в укреплении двусторонних научных и культурных связей между Республикой Болгария и Российской Федерацией.

15 слайд

Международная научная конференция Восток и Запад. ИРЛИ. Май 1998 г. 1998 Нагр

Описание слайда:

Международная научная конференция Восток и Запад. ИРЛИ. Май 1998 г. 1998 Награжден премией имени Небольсина Международного благотворительного фонда и профессионального образования им. А. Г. Небольсина. Награжден Международным серебряным памятным знаком «Ласточка мира» (Италия) за большой вклад в пропаганду идей мира и взаимодействия национальных культур.

16 слайд

Награжден Золотой медалью первой степени от Межрегионального некоммерческого

Описание слайда:

Награжден Золотой медалью первой степени от Межрегионального некоммерческого благотворительного фонда памяти А. Д. Меншикова (Санкт-Петербург). Издание книги «Слово о полку Игореве и культура его времени. Работы последних лет».

17 слайд

Награжден орденом апостола Андрея Первозванного "За веру и верность Отечеству

Описание слайда:

Награжден орденом апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству» за вклад в развитие отечественной культуры (первый кавалер). Звезда ордена Знак ордена

18 слайд

P. S. В 2000 Д. С. Лихачеву посмертно была присуждена Государственная премия

Описание слайда:

P. S. В 2000 Д. С. Лихачеву посмертно была присуждена Государственная премия России за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского государственного телеканала «Культура». Изданы книги «Русская культура»; «Небесная линия города на Неве. Воспоминания, статьи».

19 слайд

Эта книга - посмертное издание очерков Д.С.Лихачева, написанных им в разное в

Описание слайда:

Эта книга — посмертное издание очерков Д.С.Лихачева, написанных им в разное время и по разным поводам, но неизменно содержащих независимый личный взгляд автора на проблемы русской культуры на протяжении ее тысячелетнего существования. Принцип рассмотрения культуры как целостной среды сочетается с утверждением принадлежности русской культуры — универсальной европейской культуре, полемизируя с представлениями о «евразийстве» Руси. Выделены два основных русла русской культуры: одно — идущее от Византии — духовно-церковное; второе — от Скандинавии — государственное. Отмечая в европейской культуре ее универсализм, личностность и свободу, автор отмечает, что на Руси они дополнялись соборностью, склонностью к духовному совершенству и терпимостью в национальных отношениях. Рассуждая о роли монастырей в истории культуры, Д.С.Лихачев отметил особую важность «делания», «трудов многих» как основы монастырской жизни (Феодосий Печерский, Сергий Радонежский) и практически полный отказ от жизни насельников милостыней (как это бывало в европейской традиции — Франциск Ассизский, например).

20 слайд

Книга Д.С. Лихачева "о добром и прекрасном", составленная в условной форме -

Описание слайда:

Книга Д.С. Лихачева «о добром и прекрасном», составленная в условной форме — 46 писем, обращена и адресована молодому поколению, она рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте поведения и окружающего мира.

21 слайд

В основе книги "Русские летописи и их культурно-историческое значение" лежит

Описание слайда:

В основе книги «Русские летописи и их культурно-историческое значение» лежит докторская диссертация Д.С. Лихачева, защищенная им в 1947 году. «Цель книги, — писал Д.С. Лихачев, — дополнить генеалогию летописания общей историей самой работы летописцев, дать историю способов ведения летописания, приемов летописания — всегда различных в зависимости от условий, в которых велось летописание, дать историю летописания, как историю русской исторической и политической мысли».

22 слайд

В книге в увлекательной форме рассказывается о великих памятниках древне-русс

Описание слайда:

В книге в увлекательной форме рассказывается о великих памятниках древне-русской литературы, охватвающей семивекавой период. Начиная с разговора о первом произведении древнерусской литературы «Речи философа, авторвступает в острую полемику с некоторыми зарубежными учеными, которые пытаются принизить значение старорусской словестности, подвергают сомнению подлинность таких произведений, как «Слово о полку Игореве», сочинения Грозного, Курбского, Пересветова.

23 слайд

Лихачев Д.С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы / Отв. ред

Описание слайда:

Лихачев Д.С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы / Отв. ред. С.О. Шмидт; сост. А.В. Топычканов. – М.: Русский путь, 2004. – 304 с.

24 слайд

Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, - это рулевой его свобо

Описание слайда:

Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, — это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной.

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Рассказ о добром и прекрасном 4 класс

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Рассказ о добром и прекрасном 4 класс

  • Сейчас обучается 542 человека из 79 регионов

Рассказ о добром и прекрасном 4 класс

  • Сейчас обучается 518 человек из 73 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация к классному часу на тему «Лихачёвские чтения. Письма о добром и прекрасном» для учащихся 4 класса.

В 2014 году исполняется 108 лет со дня рождения академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. В школе стало традицией проводить «Лихачёвские чтения». В этом году мы знакомим учащихся начальной школы с «Письмами о добром и прекрасном».

Данная презентация поможет познакомить учеников с жизнью и деятельностью академика Д.С.Лихачёва, с его детством и юностью, с его достижениями в области истории литературы, с его наградами и званиями. На классном часе читаются и анализируются письма о воспитанности, о зависти, о жадности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29 муниципального образования Темрюкский район

разработка

единого Всекубанского классного часа

«Земля отцов – моя земля»

(5-9 класс)

                                            Работа выполнена:

 учителем музыки и ОПК

 МБОУ СОШ № 29

 Филипповой Еленой Павловной

Цели:

  1. воспитывать любовь к Кубанской земле;
  2. развитие интереса к истории родного края;
  3. воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей малой Родине;
  4. сформировать представление о многообразии песен Кубани;
  5. расширить познания детей в области песенного народного творчества Кубани;
  6. развитие нравственных качеств личности.

Оборудование: звуковоспроизводящая аппаратура, записи кубанских народных песен.

Ход классного часа:

1 Организационный момент.

2 Учитель:

(слайд 1)

Под тёплым небом вырастая мы дружно, весело живём.

Россия, милая, родная цвети и крепни с каждым днём.

Россия! Смею я гордиться свое великою страной

И ни минуты не жалею живя с тобой одной судьбой.

И все места мне дорогие, хоть Краснодар, хоть глухомань,

Ведь наша Родина – Россия, но наша родина – Кубань! (слайд 2)

Велика   Россия . В ее наряде есть жемчужина , которая зовется  Кубанью

В знойном мареве звенит над щедрым полем звонкая песня жаворонка, радуя сердце казака. И его душа поет, потому, что на Кубани любят песню и умеют петь ее.

(Фрагмент песни  Кубань, Кубань)   (слайд 3)

 «Кубань , Кубань- души моей отрада,    

 Сияньем зорь налитые поля

Мне в целом мире не чего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла. Кубань, Кубань

(слайд 4)

Песня — это бесценное богатство народа. Песня  – это река времени.

Река полноводная, могучая, духовная, питающая наши души, нашу добрую память. Сегодня мы по её образцам сможем представить историю Кубани.

В Росси трудно найти более песенный край, чем Кубань.

(слайд 5)

 Прославилась Кубань запорожскими казаками. В 1777 году началась война с Турцией. Командование приняло решение отправить на Кубань опытного генерала. Им стал А.В.Суворов. (слайд 6) Под его руководством за 106 дней было построено более 20 укреплений – крепостей. Суворов сумел подружиться с черкесскими князьями и называл их своими приятелями. В апреле 1783 года был опубликован манифест о присоединении Крыма, Тамани и правобережья Кубани к России. Новые Российские земли нужно было заселять. (слайд 7)

 И в 1792 году императрица Екатерина 2 дала казакам особую грамоту, разрешавшую поселение на землях между Кубанью и Азовским морем, а ездил к императрице за этой грамотой Антон Головатый.

Прослушивание народной песни «ОЙ, ТЫСЯЧА СЕМЬСОТ ДЕВЯНОСТО ПЕРШОГО РОКУ…»

 (слайды 8, 9, 10)

Ой, тысяча семьсот
Девяносто першого року, гей!
Выйшов указ вид нашой царыци
З Петербургу городу.
Ой, що пан Чепига и пан Головатый,
Зибравшы всэ вийсько Запорижськэ, —
Там будэмо пыты, там будэм гуляты
И рыбу ловыты, —
Гей, выступае та на Кубань-ричку,
На вишнее время всэ!
Ой вы, прощавайтэ, курени казацьки,
Ужэ ж нам у вас бильш нэ жыты.
Ой вы, прощавайтэ, вы, стэпы буджацьки,
Вжэ ж нам по вас бильш нэ ходыты.
Бувай жэ здорова, Днипр-вода мутная,
Пидэм на Кубань иншои напьемся.
Бувайтэ здоровы, вы курени наши, —
Тут вам бэз нас развалыться.
Там будэмо пыты, там будэм гуляты
И рыбу ловыты.
А вражого турка, та як того зайця,
По скалам гоняты.

Черноморское войско было многочисленным, более 12000 человек, имело гребную флотилию, артиллерию, административные службы, архив. Было принято решение разделиться на несколько партий.
Первыми в путь должны были отправиться казаки гребной флотилии. Командующие П. В. Пустошкин и Савва Белый (слайд 11) осмотрели флот и выбрали лодки, способные дойти до Тамани. В начале августа 1792 года Пустошкин издал приказ о том, что при первом попутном ветре начнётся поход к Тамани. Путь предстоял не близкий и небезопасный. Эскадру охраняло несколько военных судов. Флотилия двигалась медленно, так как везли тяжёлое оружие. 25 августа флотилия благополучно достигла Тамани. (слайд 12)

В сентябре 1792 года в сухопутный поход выступил атаман Захарий Чепега с командой в 2063 человека, со всем штабом и обозом. На подводах везли оружие, походную церковь, казачьи регалии, куренные котлы. В конце октября 1792 года казаки во главе с З. Чепегой (слайд 13)

 подошли к Ейскому укреплению. Ещё одна часть казачьего войска под начальством Головатого (слайд 14)прибыла на Тамань весной 1793 года после распродажи войскового имущества. В честь этого события на Тамани был построен в 1911 году памятник (слайд 15)

(слайд 16) 3 – я группа. Черноморские казаки начали обживать кубанские земли. В 1793 году в Карасунском куте, у излучины р. Кубань, был основан войсковой град Екатеринодар. Посередине крепости поставили Свято – Троицкую походную церковь, построили курени. Казаки — черноморцы основали 40 куренных селений, дав 38 из них те же имена, что когда – то носили запорожские курени. Прибавилось и 2 новых названия: Екатеринодарский – в честь императрицы и Березанский – в память славного подвига черноморцев под Очаковым. Казачьи курени превратились со временем в станицы. Многие сохранили своё название Пашковская, Динская, Крыловская и др.

Перебираясь на новое место, казак тосковал о своём родном крае. Неизвестная земля пугала переселенцев. О том, что волновало казаков складывались песни. Одна из них «ЧОРНА ХМАРА НАСТУПАЕ…»  прослушаем её.

Чорна хмара наступае,
Дрибен дощик з нэба.
 

Гей, гей! Розигнаты чорноморцив
Комусь було трэба.Ой, годи вам, чорноморци,
Худобу плодыты.
Запрягайте волы в возы
Йдить за Кубань жыты.Идут наши черноморци, —
Назад очи рвуться.
Гей, гей! Як поглянуть в край свий ридный,-
З очей сльозы льються.

Бодай, тоби, Кухарэнко,
Так добрэ служыты,
Гей, гей! Як нам, бидным чорноморцям,
За Кубанью жыты.

В песне говориться про Якова Григорьевича Кухаренко. Яков Григорьевич Кухаренко – генерал, последний наказной атаман из черноморских казаков. Занимался заселением черноморцами Закубанья.

(слайд 17) Основным занятием кубанских казаков  в XIX веке было земледелие. Пахота, боронование и посев считались исключительно мужской работой, но если в семье было мало мужчин, им помогали женщины и дети. (слайд 18)А как же выглядел дом кубанского казаки 19 века? Как и из чего его строили? (слайд 19) Жилище основной массы сельского населения Кубани в конце XIX — начале XX в. строилось преимущественно из местных строительных материалов — глины, камыша, соломы, хвороста, в лесных предгорных районах — из дерева.  Строили все вместе. После окончания строительных работ вместо платы (ее не полагалось брать за помощь) хозяева устраивали угощение (все это сопровождалось песнями).Исполнение (прослушивание)фрагмента народной песни «Розпрягайте, хлопцi, конi» (слайд 20) Розпрягайте, хлопцi, конi,
Та лягайте спочивать.
А я пiду в сад зелений,
В сад криниченьку копать.
Маруся раз! два! три! калина, чернявая дивчина,
В саду ягоды брала. (2 раза)
Копав, копав криниченьку
У зеленому саду.
Ай не вийде дiвчинонька
Рано-вранцi по воду?
Вийшла, вийшла дiвчинонька
Рано-вранцi воду брать.
А за нею козаченько
Веде коника купать.

(слайд 21) Если бы мы с вами перенеслись на 120 -130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно, же зашли в гости в казачью хату. В первой комнате находилась печка, полы в доме были мазанные (доливка), у окна стоял стол (сырно), вокруг стола деревянные лавки (канапеи), шкафчик для посуды, где стояли большой глиняный горшок (макитра), горшки поменьше (глэ-чики), чавуны для приготовления борща, каши. Сундук, деревянная кровать. В доме все было украшено вышитыми полотенцами — рушниками.   Но и коль мы пришли в гости, как вы думаете, чем бы нас угостили?

Исполнение (прослушивание)фрагмента «Варенички» (слайд 22)

Ой мій милий вареничків хоче,

Ой мій милий вареничків хоче:

«Навари, милая, навари, милая,

Навари, у-ха-ха, моя чорнобривая».
«Та дров же немає, милий мій миленький,

Та дров же немає, голуб мій сизенький».

«Нарубай, милая, нарубай, милая,

Нарубай, у-ха-ха, моя чорнобривая».(слайд 23)


(слайд 24) В начале XX века Кубань считалась относительно спокойной окраиной, но и здесь с 1902 г. возникают марксистские кружки. После нескольких лет политической реакции с 1912 г. по Кубани прокатилась волна стачек. Революционный подъем прервала начавшаяся первая мировая война. В армию было мобилизовано более 160 тыс. кубанцев, из них убито 4 тыс. человек, ранено 23.886 и пропало без вести боле 2 тыс. К наградам представлено свыше 30.200 казаков и около 120 офицеров. Об этих событиях рассказывает песня «Мерцает алая заря»

Мерцает алая заря
И стынет в венах кровь
Перед атакой казака
Благословляют вновь.
Сейчас урядник прокричит:-
За веру, славу, за царя,
И будет пулею прошит-
Свой долг исполнил, ты не зря.
Помчатся сотни казаков
С аллюра, после на галоп,
Вот сотня метров до врагов
И шашки вскинуть наголо.
Руби с плеча и сгоряча
В пылу не чувствуй раны
Сейчас ты в роли палача,
Враги виновны сами.

(слайд 25) Кубань в 1917-1920 гг.После свержения самодержавия лишь в Черноморье наблюдался общероссийский вариант «двоевластия». На Кубани ведущую роль играли сословные казачьи органы — Рада, атаман и правительство. В ноябре 1917 — январе 1918 г. в Черноморье, затем на Кубани устанавливались советская власть.

Прослушивание  народной песни «Вдоль по линии Кавказа»
Вдоль по линии Кавказа
Молодой орел летал,
Он летал перед войсками,
Наш народный комиссар.
Он с походом нас поздравил,
Отдавал строгий наказ:
«Чтобы были у вас, братцы,
Шашки вострые в руках,
Ружья новые, винтовки —
Быстро справимся с врагом.
Часть побьем и часть изгоним,
Остальных мы в плен возьмем».
Немногочисленный рабочий класс и иногороднее крестьянство приветствовали первые шаги советской власти. Но упразднение сословий, передел земли и реквизиции продовольствия ударили по интересам казачества, которое поддержало генерала Деникина, возглавившего II Кубанский поход добровольцев в августе 1918-го. Он въехал в Екатеринодар на белом коне. А красной армии приходилось сдать свои позиции.

Прослушивание (фрагмента)  народной песни «КАК С КУБАНИ ОТСТУПАЛИ…»

Как с Кубани отступали,
Снова битва занялась.
Пулеметы затрещали,
От гранат земля тряслась.

Шли мы, красные кубанцы,
За свободный наш Кавказ,
И враги народной власти
Предавали всюду нас.

В эту славну годовщину,
В девятнадцатом году
Испытали мы, кубанцы,
Голод, холод и нужду.

С начала 1920 г. дальнейшая судьба Кубани решалась на внешнем фронте. Красная армия освобождали города и станицы.

Об этих событиях рассказывает песня   «ХВАЛА ТЕБЕ, БОЕЦ ОТВАЖНЫЙ…»

Хвала тебе, боец отважный,
Хвала, советский командир.
Твой подвиг смелый и бесстрашный
Оценит весь рабочий мир.
Повел в борьбу ты горстку смелых
Бойцов – отважных молодцов.
И твой отряд, вступая в дело,
Рождает новых храбрецов.

С капитуляцией 40-тысячной армии белых 27.03.1920 г. в районе Новороссийска гражданская война в Кубано-Черноморье завершилась, унеся более 300 тыс. человеческих жизней.Об этом так же складывали песни. «Боец – таманец умирал»

 Боец-таманец умирал,
Сраженный злобными врагами.
Слова прощальные шептал
Он ослабевшими губами.
Давно друзья его вперед
Ушли, бандитов догоняя.
Над ним вороний хоровод
Кружит, поживы ожидая.

(слайд 26)  Кубань в годы Великой Отечественной войны. К июлю 1942 г., война пришла на землю Кубани. Каждый пятый житель края ушел на фронт.  Уходящим на фронт дали приказ: «Снова вы взяли в руки клинки и сели на боевых коней, чтобы, как и в прежние годы, отстоять нашу землю, нашу Родину от врага. Мы верим вам и гордимся вами — вы свято выполните принятую вами воинскую присягу и возвратитесь в родные станицы только с победой… А если придется кому из вас отдать жизнь за родную землю, отдайте ее как герои…»

Прослушивание фрагмента  народной песни «НАД ЛЕСОМ СОЛНЦЕ ВОССИЯЛО…»

(слайд27)

Над лесом солнце воссияло,
Там черный ворон прокричал.
Прошли часы мои, минуты,
Когда с девчонкой я гулял.
Бывало, выпью стакан чаю,
Спешу на улицу гулять,
Теперь стоит за мною служба, —
Спешу я коника седлать.
Седлайте мне коня гнедого
Казачьим бархатным седлом.
Я сяду на коня лихого,
Помчусь в далекий край чужой.
(слайд 28) Оккупанты, пытавшиеся сначала представить себя в роли «освободителей» казачества и кавказских народов, замучили и убили 61 тыс. кубанцев, около 32 тыс. юношей и девушек угнали на каторжные работы в Германию. Здесь зверствовала зондеркоманда СС-10А, впервые были применены душегубки. Около 6,5 тыс. жителей ушли в партизаны. (слайд 29) Разгром гитлеровцев под Сталинградом создал условия для освобождения Северного Кавказа. Кровопролитные бои разгорелись на 110-километровой «Голубой линии». (слайд 30)

Освобождение края завершилось в ходе Новороссийско-Таманской операции. Через 30 лет память героев битвы за Новороссийск была увековечена «Золотой Звездой».(слайд 31)

 (слайд 32) Дорогой ценой досталась советскому народу победа над фашизмом. Кубань положила на алтарь Победы жизни почти 500 тыс. своих дочерей и сыновей. Вечная им память! 356 воинам-кубанцам присвоено звание Героя Советского союза, а Е.Я. Савицкому, Т.Т. Хрюкину, В.А, Алексеенко и В.И. Коккинаки это звание присвоено дважды. Около 40 участников войны были награждены орденом Славы трех степеней. (слайд 33) После изгнания фашистов началось восстановление разрушенного хозяйства. В 1943-1945 гг. правительство выделило 110 млн руб. На помощь пришли трудящиеся Урала, Грузии, Дагестана. Уже осенью 1943 г. в крае действовали основные линии железных дорог. В 1945 г. выпуск валовой промышленной продукции составил 1/3 довоенного уровня. Кубань снова стала крупнейшим зернопроизводящим районом. Прослушивание (исполнение) песни «Ой, да Краснодарский край»(Сл. Неизвестного автора, муз. А.Захарченко) (слайды 34 — 39)

(слайд 40) Столетиями летят над краем, над кубанскими хуторами и станицами прекрасные народные и авторские песни. Они живут среди нас. Это память народная.  А у  того человека, который забывает о песне, душа  чахнет, сердце черствеет.  

Сегодня многие песни вы прослушали в исполнении кубанского казачьего хора. 2011-й – год двухвекового юбилея Государственного академического Кубанского казачьего хора. Это поистине уникальный творческий коллектив. Во всей России старше только Петербургская капелла имени М.И. Глинки (бывшая Придворная) и два театра – Малый в Москве и Александринский в Санкт-Петербурге. И дело не только в возрасте. Гораздо более важна та роль, которую сыграл Войсковой певческий – Кубанский казачий хор в становлении культуры приграничного южного региона Государства Российского.

         (слайд 41) Узнали мы много историй казачьих

                          И добрых традиций и песен степей,

                          И сразу на сердце нам стало теплей                                                                                                

Продолжайте историю родного края достойными делами и складывайте песни о делах своих. Прославляйте землю отцов наших, любите её, как любили её наши предки!

    (слайд 42)   Земля отцов – моя земля.

                         Теперь я за неё в ответе.

                         Пусть знают все, что для меня

                         Дороже нет тебя на свете!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

муниципального образования город Ноябрьск

Классный час

письмо «О памяти» из книги Д. С. Лихачёва

«Письма о добром и прекрасном»

4 класс

Подготовила:

учитель начальных классов

Фролова Галина Николаевна

Уходит жизнь – приходит память,

И память возрождает жизнь.

Цель:

1. Продолжить знакомить обучающихся с личностью Дмитрия Сергеевича Лихачева, подробнее остановившись на биографическом материале.

2. Помочь понять, почему мы должны помнить трудные времена из жизни нашего народа, наших близких.

3. Подвести к мысли о необходимости развивать в себе «зоркое сердце», не оставаться равнодушным к чужой беде.

4. Приобщать к духовно – нравственному наследию Д. С. Лихачёва.

Оборудование:

1. Портрет, фотографии, презентация Д.С.Лихачева.

2. Фрагменты писем.

3. Выставка книг.

4. Выставка детских рисунков.

5. «Волшебное» дерево добрых дел.

6. Семейные фотоальбомы учеников.

Ход классного часа

Сегодня мы с вами поговорим о человеке, личность которого приобрела символическое значение. Как сказал выдающийся ученый Сергей Аверинцев: «Вместе с ним уходит эпоха, невосстановимый культурный тип. Увы, таких людей мы больше не увидим». Наш сегодняшний классный час посвящен знаменитому ученому Дмитрию Сергеевичу Лихачеву и его «Письмам о добром».

Жизнь Дмитрия Сергеевича – это история России. Это человек, которым может гордиться вся страна. Дмитрий Сергеевич – человек высокой нравственной культуры. Личность академика Лихачева является примером служения Родине. Приказом президента Российской Федерации В.В.Путина 2006 год был объявлен «Годом гуманитарных наук, культуры и образования, годом академика Дмитрия Сергеевича Лихачева». Быть всегда необходимым людям, чувствовать веление времени – большое счастье для писателя. Оно в полной мере выпало на долю российского ученого и гражданина Дмитрия Сергеевича Лихачева. Деятельность его была многообразной: он – общественный деятель и литературовед, автор многочисленных исследований по древнерусской литературе, статей и бесед о духовности. Д.С. Лихачев создал такие произведения, которые стали символом русской духовной жизни.

Его книги – искренние и мудрые – учат нас любить природу, Родину, искусство, человека, родной край и родной язык. Писатель открывает читателю глаза на многое, предостерегает от ошибок, помогает найти ответы на «вечные» вопросы о добре и зле, о счастье, о смысле жизни, о своем месте на Земле.

Читатель не может не ощущать обаяния личности писателя, его честности, принципиальности. Это не случайно: Д.С. Лихачев – человек, «создавший» себя, его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и верности своему делу.

Говорят, жизнь прожить – не поле перейти. Это так. Но и поле перейти не просто, если не быть случайным пешеходом, равнодушным созерцателем. Лихачев самозабвенно любил жизнь. Всеми помыслами и делами заслужил высокого звания – УЧИТЕЛЯ.

Начиная с 1985 года и вплоть до смерти в 1995 году, не было, пожалуй, в России человека более авторитетного в вопросах морали и нравственности, чем Д.С. Лихачев, со дня рождения которого в этом году исполняется 103 года.

Сейчас мы подробнее остановимся на биографии Дмитрия Сергеевича. (Одновременно с рассказом учеников идет показ слайдов под музыку).

Ученик 1: Детство

Дмитрий Сергеевич Лихачёв родился 28 ноября 1906 года в Санкт – Петербурге. Детство его пришлось на ту короткую, но блестящую пору в истории русской культуры, которую принято называть Серебряным веком. Родители Д.С. Лихачева не принадлежали к литературной или артистической среде (его отец был инженером), тем не менее, эта эпоха затронула и их семейство. Большим увлечением родителей Лихачева был балет. Ежегодно, несмотря на недостаток в средствах, они старались снять квартиру как можно ближе к Мариинскому театру, покупали два балетных абонемента в ложу третьего яруса и не пропускали почти ни одного представления. Вместе с родителями с четырехлетнего возраста театр посещал и маленький Дмитрий. Летом семья отправлялась на дачу в Куоккалу. Здесь отдыхали многие представители артистического и литературного мира Петербурга. На дорожках местного парка можно было встретить И.Е. Репина, К.И. Чуковского, Ф.И. Шаляпина, М. Горького, и других писателей, художников, артистов, музыкантов. Некоторые из них выступали в любительском дачном театре с чтением стихов, воспоминаний. «Люди искусства стали для нас всех если не знакомыми, то легко узнаваемыми, близкими, встречаемыми», — рассказывает Д.С. Лихачев.

Ученик 2: Осенью 1914 года Дима Лихачев поступил в школу – в гимназию Человеколюбивого общества. Родители выбирали не школу, а классного наставника. Это был Капитон Владимирович. Он был строг, представителен, умен и отечески добр, когда это было можно. Отношения у мальчика с одноклассниками не сложились.

Ученик 3: Дима не хотел ходить в школу и даже заболел. Мальчику наняли репетитора. Через год Дима Лихачев поступил в гимназию и реальное училище Карла Мая. Эта школа сыграла большую роль в жизни Лихачева. Класс был разношерстный. Учились вместе сын банкира и сын швейцара. Преподаватели тоже были разные: учитель географии рассказывал о своих путешествиях по России; библиотекарь умела порекомендовать каждому свое. На переменах учителя разрешали играть в шумные игры. На каникулах всей школой выезжали куда-нибудь. Диму Лихачева перевели в школу Лентовской. Эта школа была бедна оборудованием и помещениями, но в ней были замечательные учителя. В этой школе поощрялось собственное мнение учеников.

Ученик 4: С 1923 года по 1928 год Дмитрий Сергеевич Лихачев – студент факультета общественных наук Ленинградского государственного университета. Учеба в университете для Лихачева – это бесконечные и очень свободные разговоры. Лихачев заканчивает университет и пишет две дипломные работы. В этом году жизнь Лихачева резко меняется. Кружки закрываются, а их участников обвиняют в контрреволюционной деятельности. Лихачева арестовывают и осуждают на пять лет. Дмитрий Сергеевич попадает в тюрьму, затем в лагерь на Соловецких островах, а потом на строительство Беломоро-Балтийского канала.

Ученик 5: Время в тюрьме Лихачев характеризует как самое тяжелое в жизни. Тем не менее Дмитрия Сергеевича не оставляют духовные интересы. На Соловках впервые обнаружилась способность Лихачева находить в себе силы для активной духовной, интеллектуальной жизни. Позже, в своих рассказах о Соловках, Дмитрий Сергеевич описывает интересных людей, с которыми сидел, рассказывает, чем занимался. Грубость и грязь жизни не ожесточили его и, похоже, делали мягче и отзывчивее. Дмитрий Сергеевич понимает, как дорога ему природа и все живое.

Чтец:

Благодарю, Земля, благодарю

За то, что видел озеро, зарю,

За все вокруг, что знаю, слышу, вижу,

И эти дали светлые твои,

Пока мне хватит крови и любви,

Ни словом, ни поступком не обижу…

Простите нас, деревья и трава!

Мы забываем, повзрослев едва,

Что общим корнем связаны слова:

Народ, и благородство, и природа.

Ученик 6: С осени 1941 году по весну 1942 года Лихачев с семьей находится в блокадном Ленинграде. От гибели в блокаду семья Лихачева во многом спаслась благодаря жене Зине, выстаивавшей страшные очереди за продуктами. И все же в блокаду умирает его отец. О его смерти Лихачев оставил проникновенные, полные печали строки: «Я не плакал об отце. Люди тогда вообще не плакали. Но пока был жив отец, как бы он слаб ни был, я всегда чувствовал в нем какую-то защиту. Он мне всегда был отец, даже тогда, когда ссорился с ним, я всегда чувствовал в нем человека более сильного. Со смертью отца я почувствовал страх перед жизнью. Что будет с нами? Комната отца стояла пустая, пуст был его маленький красный диван, на котором он спал. Осиротела мебель, которую он заботливо покупал когда-то для семьи».

Жизнь после войны

Ученик 7: Дмитрий Сергеевич Лихачев придавал огромное значение гуманитарным наукам, их общественному значению, их огромной роли в воспитании патриотизма. О необходимости знать и любить историю своей страны, ее культуру говорится во многих статьях Лихачева, обращенных к молодежи. Этой теме в значительной части посвящены «Письма о добром и прекрасном», специально адресованные молодому поколению.

Ученик 8: Дмитрий Сергеевич Лихачев скончался 30 сентября 1999 года. И только после его смерти пришло небывалое общественное признание. В годы своей научной зрелости Д.С.Лихачев был гонимым и мало кому известным ученым-древником (так называли с пренебрежением ученых, занимающихся древнерусской литературой). И только в 80 лет, на закате жизни, многие узнали о его научной и гражданской деятельности. Уйдя из жизни 30 сентября 1999 года, Дмитрий Сергеевич Лихачев остался и в памяти тех, кто его знал лично, и его многочисленных читателей и зрителей «великим островом русской культуры».

Научная общественная деятельность Д.С. Лихачева отмечена целым рядом общественных и государственных организаций. Он обладатель российских и зарубежных орденов, премий. Его имя присвоено в 1984 году малой планете №2877. Он, учитель и наставник молодежи, остался в памяти многочисленных читателей.

Дмитрий Сергеевич Лихачев прожил большую, красивую и достойную жизнь. Он сделал очень много доброго для России, для сохранения и развития культуры нашей страны. В памяти людей Дмитрий Сергеевич навсегда останется умнейшим человеком, настоящим гражданином своей страны.

Жизнь Дмитрия Сергеевича была сложной, порой очень тяжелой. Но из всех жизненных ситуаций он выходил с гордо поднятой головой. Не терял веры в жизнь. Непростая судьба не сделала его черствым, а, наоборот, научила делать хорошее, доброе. Сегодня мы прочитаем фрагменты из книги, которую он написал специально для вас, юных читателей. Она называется «Письма о добром».

В 40 письме Д. С. ЛИХАЧЁВ говорит о памяти.

— Как вы понимаете слово «память»? (Ответы учеников)

В “Толковом словаре русского языка” лексическое значение этих слов обозначено так:

Память:

1.Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления;

2.Воспоминания о ком-либо или о чем-либо;

3.Способность осмысленно воспринимать окружающее, отдавать отчет в своих поступках, чувствах;

4.Сознание — совесть:

1.Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом

2.Нравственные принципы, взгляды, убеждения.

(Зачитывается отрывок из письма № 40 «О памяти»)

«Память – одно из важнейших свойств бытия: материального, духовного, человеческого…

Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает «памятью»…

По обнаруженной древесине ученые достаточно точно определяют возраст породы. Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же.

А что же говорить о генетической памяти – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.

— Можно ли нам с вами жить и думать только о настоящем, игнорируя прошлое, быть устремлёнными в будущее, забыв о прошлом?

Культура человека – это активная память человека. По словам Д. Лихачёва каждое обращение к прошлому должно быть «революционным» т. е. должно обогащать современность и брало из прошлого нужное для движения вперед.

— Что мы можем рассказать о традициях русского народа? (Масленица, Рождество, ВОВ, 1812год и т. д.)

«Пройдёт время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Может случится, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы. Не давайте им забыть».

Память – это преодоление времени, преодоление смерти».

У Р.Рождественского есть слова:

“Это нужно не мертвым,

Это надо живым!”

— Как вы понимаете эти слова?

— Ребята, а как можно сохранить память о тех людях, которых уже нет с нами? (Ответы учеников).

— А что значит память в поэзии А. С. Пушкина? Она воспитывает эстетически и нравственно.

— Можем ли мы назвать себя культурными людьми, нравственно и эстетически воспитанными?

— Что значит хранить память, беречь память?

Это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память возрождает жизнь. Значит мы возрождаем жизнь. А значит наш народ, наша нация, наша Родина будут жить вечно.

(Зачитывается отрывок из письма № 40 «О памяти»)

««Беспамятный» — это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Безответственность рождается отсутствием осознания того, что ничто не происходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в его личной памяти и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.

Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков».

— Наверное, у каждого из нас дома есть семейные фотоальбомы. В них отражается память нашего рода, уважение к нашим предкам. Чтить их и помнить – это наш долг. Несколько ребят сегодня подготовили рассказ о своей семье. (Рассказ о жизни по семейным фотографиям двух учеников)

— Хорошо. С семейными фотоальбомами все понятно. Сохранить их мы можем, что и делаем. А как же быть с тем, что часто разрушается, забывается? Вот, например, памятники. Какие памятники есть в нашем районе? (Ответы детей)

Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей страны, а начинать нужно с Малой Родины. В «Письмах о добром» у Дмитрия Сергеевича Лихачева есть такая мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества. Накормить ребенка, перевести через дорогу старика, хорошо работать, быть вежливым – все это просто для человека, но трудно для всех сразу. Поэтому нужно начинать с себя». Давайте прямо сейчас попробуем «сделать» доброе дело – написать на листочках и повесить на наше «волшебное» дерево доброе дело. Это дело должно быть таким, которое мы прямо сейчас можем сделать. (На столах у каждого ученика лежит кленовый лист, на котором нужно записать доброе дело и повесить на «волшебное» дерево).

Посмотрите, как много добрых дел оказалось на нашем «волшебном» дереве.

(Ведущий говорит слова на фоне музыки)

Дмитрий Сергеевич Лихачев прожил долгую и одновременно короткую жизнь. Творческое долголетие Дмитрия Лихачева – явление уникальное и в то же время поучительное. Наша культурная среда порождает немало талантливых ученых. Они авторы новаторских идей, глубоких исследований. Наша наука богата талантами, но в ней не хватает тех, кого можно назвать духовными учителями. Кому можно полностью доверять как нравственному примеру. Авторитет духовного учителя приобрел Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Писатель Даниил Гранин так сказал о Дмитрии Сергеевиче: «Он пишет легко, изящно, доступно. В его книгах счастливая гармония внешнего и внутреннего. И в облике его то же самое. К старости четко обозначилось в нем благородство, с каким прожита была его жизнь. Он не похож на богатыря, но почему-то напрашивается именно это определение. Богатырь духа, прекрасный пример человека, который сумел осуществить себя. Жизнь его расположилась по всей длине 20 века. От начала до завершения. Придут ли еще такие люди, не знаю, боюсь, что не скоро. Печально оттого, что долгие богатырские его усилия не смогли остановить растущей кругом злобы, хамства, безнравственности.

У него много учеников, его любят сотрудники, к нему тянутся люди. Казалось бы, жизнь удалась. Есть признание, слава, удовлетворение. Печально оттого, что жизнь наша перестает рождать таких людей. Они становятся исключением, чем-то странным, из ряда вон выходящим. Они уйдут в прошлое, никого не оставив вместо себя».

Ребята, в заключение нашего разговора хочется вернуться к нашему эпиграфу: «Доброта – это человеческое качество, ценнейшее для всех. Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки». Я думаю, что нам с вами сегодня удалось выяснить и понять, что, действительно, добрым человеком быть хорошо, доброму человеку жить проще и легче, доброта превозмогает все человеческие недостатки. Примером абсолютно доброго, честного человека служит Дмитрий Сергеевич Лихачев. Всей своей жизнью, поведением, трудами, действиями он показал, что нельзя ожесточаться, нужно оставаться добрым в любой ситуации.

Ребята, дома вы подготовили рисунки на тему «Добрые дела». Давайте обратимся к ним. (Путешествие по выставке рисунков. Защита-объяснение рисунков учащимися.)

Можно рисовать огромное количество добрых дел, а можно начинать их делать, не откладывая. Постарайтесь уже сегодня сделать доброе дело.

Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память возрождает жизнь. Значит мы возрождаем жизнь. А значит наш народ, наша нация, наша Родина будут жить вечно.

Мой добрый поступок . творческая работа учащихся (4 класс) на тему

Доброта – это не просто добрые дела, но и доброе отношение к старшим, к друзьям, к животным. На добро нельзя отвечать злом. Я считаю, что доброта это очень и очень хорошее качество в человеке. Но есть ещё много хороших качеств: вежливость, благодарность, терпение. Это я тоже отношу к доброте.

Если делаешь добро – это добро возвратится к тебе. Добрый человек помогает не только родным и близким, но и незнакомым людям. Нужно учиться быть добрым. А чтобы быть добрым, нужно уважать людей, помогать людям, особенно пожилым, любить их, никого не оскорблять и не обзывать, стараться делать только приятное. В этом году в начале октября мы пригласили наших любимых дедушек и бабушек на концерт, подготовленный девочками и мальчиками нашего класса. Они были очень счастливые и радостные. Понравились и наши сувениры , сделанные на уроках технологии, цветы из салфеток.

Осенью, когда я вышла из школы и собиралась идти домой, неподалеку от школы то заметила двух мальчиков, один из которых был по возрасту младше второго, и плакал. Я решила подойти к ним и узнать, что у него случилось, почему он плачет. Когда я подошла к ним, увидела, как мальчик что был постарше,толкал и обзывал мальчика, который находился рядом с ним и плакал. Я заступилась за этого маленького мальчика, и проводила его до дому. Я считаю , что поступила хорошо.

Я уже три года посещаю спортивный комплекс, где занимаюсь плаванием. Занимаюсь с удовольствием, укрепляю свое здоровье, доставляю радость своим родителям, своему тренеру, завоёвываю призовые места на соревнованиях, являюсь примером для своего братишки Раиля. Летом мой брат тоже записался на плавание, которому на тот момент не было ещё семи лет. В первый же день своего посещения бассейна, он поскользнувшись упал в воду, и я прыгнув за ним следом, помогла ему доплыть до края бассейна, откуда тренер помог подняться из воды моему брату.

Будьте добрыми! Ведь приятно, когда все люди друг другу улыбаются, помогают, любят и уважают. Рядом с добрыми людьми мир становится лучше, радостнее и интереснее.

Доброта – это не просто добрые дела, но и доброе отношение к старшим, к друзьям, к животным. На добро нельзя отвечать злом. Я считаю, что доброта это очень и очень хорошее качество в человеке. Но есть ещё много хороших качеств: вежливость, благодарность, терпение. Это я тоже отношу к доброте.

Если делаешь добро – это добро возвратится к тебе. Добрый человек помогает не только родным и близким, но и незнакомым людям. Нужно учиться быть добрым. А чтобы быть добрым, нужно уважать людей, помогать людям, особенно пожилым, любить их, никого не оскорблять и не обзывать, стараться делать только приятное. В этом году в начале октября мы пригласили наших любимых дедушек и бабушек на концерт, подготовленный девочками и мальчиками нашего класса. Они были очень счастливые и радостные. Понравились и наши сувениры , сделанные на уроках технологии, цветы из салфеток.

Осенью, когда я вышла из школы и собиралась идти домой, неподалеку от школы то заметила двух мальчиков, один из которых был по возрасту младше второго, и плакал. Я решила подойти к ним и узнать, что у него случилось, почему он плачет. Когда я подошла к ним, увидела, как мальчик что был постарше,толкал и обзывал мальчика, который находился рядом с ним и плакал. Я заступилась за этого маленького мальчика, и проводила его до дому. Я считаю , что поступила хорошо.

Я уже три года посещаю спортивный комплекс, где занимаюсь плаванием. Занимаюсь с удовольствием, укрепляю свое здоровье, доставляю радость своим родителям, своему тренеру, завоёвываю призовые места на соревнованиях, являюсь примером для своего братишки Раиля. Летом мой брат тоже записался на плавание, которому на тот момент не было ещё семи лет. В первый же день своего посещения бассейна, он поскользнувшись упал в воду, и я прыгнув за ним следом, помогла ему доплыть до края бассейна, откуда тренер помог подняться из воды моему брату.

Будьте добрыми! Ведь приятно, когда все люди друг другу улыбаются, помогают, любят и уважают. Рядом с добрыми людьми мир становится лучше, радостнее и интереснее.

Сочинения о добрых делах

С детства мама и папа учат меня делать хорошие, добрые дела. Эти поступки должны приносить пользу не только мне, но и другим тоже.

Я думаю, что большинство моих поступков – полезные. Например, утром я делаю чай, а после завтрака мою посуду. Но встречаются среди моих поступков и особенные вещи.

Однажды я встретила напротив супермаркета маленькую девочку лет четырех. Она стояла у пешеходного перехода и плакала. Я спросила ее, в чем дело. Она ответила, что хочет домой, но боится перейти дорогу. Я удивилась, почему она одна. Оказалось, что она потеряла маму в большом магазине.

Я решила, что мама должна быть внутри супермаркета. Девочка хотела бежать домой, она сказала, что живет где-то в домах через дорогу. Она почему-то думала, что дома найдет маму. Но она не знала своего адреса! В общем, я не пустила ее переходить через дорогу. Я повела ее назад в магазин и хотела попросить охранника помочь. Но только мы зашли, как к нам подбежала женщина. Оказывается, все это время она искала дочку в «лабиринте» супермаркета. Она очень меня благодарила.

Я подумала: хорошо, что я не прошла мимо этой девочки, когда она собиралась переходить дорогу. И хорошо, что я не стала ей «помогать» , а подумал своей головой. Так мне удалось совершить по-настоящему хороший поступок

.Как хорошо, что есть на свете доброта! А что же такое добрые дела? Мне кажется, это хорошие поступки, которые совершает человек каждый день и не ради славы, а от чистого сердца. Нужно очень захотеть, и добрые дела можно делать каждый день.

Зовут меня Настя, а учусь я во 2 классе небольшого села Веденка, которое находится в Приморском крае. Больших добрых дел я еще не успела совершить, но те, которые я уже сделала, делаю от души. Уступаю место старшим в автобусе, делюсь с товарищем по парте — карандашами, ручкой, тетрадкой, если он забыл их дома, во всём слушаю родителей и учителей – это маленькие, но добрые дела.

Для меня доброе дело — это стараться помочь моей бабушке, которая живёт вместе с нами. Она у меня самая лучшая, всегда помогает мне в творческих заданиях для разных конкурсов. Летом я помогаю ей на огороде, поливаю цветы. Признаюсь, честно мне очень приятно, когда бабушка улыбается и похваливает меня. У нас в школе проходила акция «Покормите птиц зимой», так мы вместе с бабулей делали кормушку для птичек, которую мы повесили в школьном парке вместе с нашей учительницей Оксаной Борисовной. Теперь я постоянно подсыпаю в неё корм.

Я очень люблю животных. Часто приношу бездомных домой. На меня немного поворчат, а потом разрешат оставить их дома. Как жаль, что нельзя помочь им всем, мурлыкающим и скулящим, плачущим и страдающим! Хочется сказать: «Люди не проходите мимо чужой беды!»

Каждый год наша школа проводит акцию «Дети — детям». Эта акция заключается в том, что мы дарим детям-инвалидам сувениры, приготовленные своими руками. Пишем для них письма счастья, рисуем рисунки на тему «Мы разные, но мы вместе». Малышам в детский сад делаем игрушки и выступаем перед ними с концертом. Этими делами я отдаю частичку своей души детям, которым так не хватает родительской любви.

Ещё мне нравится, когда мы в октябре месяце готовим поздравительные открытки для пожилых людей нашего села и сами их разносим. Эти бабушки и дедушки так нуждаются во внимании, что по — долгу не хотят нас отпускать от себя.

С большим удовольствием я принимала участие в концерте, посвящённом «Дню Победы», наш класс стал победителем в конкурсе «Майский вальс». Мы всем классом поздравляем ветеранов и тружеников тыла, которые спасли наше будущее. Мы поддерживаем с ними связь в течение года: звоним, всегда помогаем.

Очень хочется поделиться ещё одним добрым делом. Вот уже много лет в нашей школе есть традиция «Посылка солдату». Я теперь понимаю, как вчерашним школьникам, оторвавшимся от своих матерей, в жару и холод нужно защищать нашу Родину. Как им не хватает материнской ласки вдали от дома. За две недели до 23 февраля младшие школьники приносят в школу сладости: конфеты, печенье, сгущённое молоко, шоколад и разные сладости, которых так не хватает нашим парням. Старшие школьники покупают посылочные ящики и отправляют посылки. В прошлом году мы собрали пять посылок, а в этом три. Наша учительница тоже участвует в этой акции. А ещё мы пишем письмо солдату и вкладываем в посылку. Когда ребята возвращаются домой они приходят в школу и рассказывают о том, какие чувства они пережили, когда увидели, что посылка от ребят из родной школы. Они рассказывают, что сослуживцы им даже завидуют. Вроде бы маленькое, но какое нужное доброе дело.

Доброе дело – это ещё и улыбка, доброе слово, сказанное знакомому и незнакомому. У меня в школе много верных друзей, а со всеми одноклассниками очень хорошие, добрые отношения.

Когда в классе кто-то долго болеет и не ходит в школу, мы все вместе пишем письмо с весёлыми рисунками и пожеланиями скорейшего выздоровления. Так приятно осознавать, что о тебе помнят, что ты кому то нужен. Наш класс дружный и отзывчивый, каждый готов прийти на выручку.

Я научилась делать добрые дела, благодаря своей учительнице. Она учит меня не ждать награды или похвалы за каждое сделанное доброе дело. Добро всегда вернётся добром, когда ты его не ждёшь. Оксана Борисовна говорит: «Относись к людям так, как бы ты хотела, чтобы люди относились к тебе».

Я поняла, когда делаешь добро, на душе становится очень весело и хорошо. Если делать людям что-то хорошее, то и им захочется поступать также. Так что нужно спешить делать добро, и оно обязательно к нам вернётся!

Стань добрее сам, улыбнись первым, и жизнь вокруг станет светлее, добрее и радостнее! Сочинение ученицы 2 класса

Доброе дело — каждый день.

А что же такое добрые дела? Мне кажется, это хорошие поступки, которые люди совершают каждый день и не ради славы, а от чистого сердца, для того, чтобы окружающим стало лучше, комфортнее. Нужно только захотеть, и добрые дела можно делать каждый день.

Больших добрых дел в своей жизни я еще не успела совершить. Но те, которые я делаю ежедневно, делаю от души. Уступаю место старшим в автобусе, помогаю больной соседке, делюсь с подружками вкусными конфетами, с товарищем по парте — карандашами, тетрадкой, если он забыл их дома, во всём слушаю родителей и учителей – это маленькие, но добрые дела.

Для меня доброе дело — это стараться помочь моей бабушке. Она у меня самая лучшая, почти все каникулы я провожу в деревне. Летом помогаю на огороде, убираю дома, поливаю цветы. И, признаюсь, очень приятно, когда бабушка улыбается и подхваливает меня. Вместе с бабулей зимой делаем кормушки для птичек, раскладываем сено для зайцев. У бабушки живет дома кошка Ася, которую принесли знакомые, подобрав зимой в подъезде еще маленьким-маленьким котенком. А моя бабуля — очень добрая, она оставила котенка у себя, а теперь с нежностью заботится о нём.

Я и сама очень люблю животных. Часто приношу что-нибудь покушать бездомным кошкам и радуюсь, когда они с благодарностью мурлычут мне вслед. Как жаль, что нельзя помочь им всем, мурлыкающим и скулящим, плачущим и страдающим! Так и хочется крикнуть людям вокруг: «Оглянитесь! Не проходите мимо чужой беды!»

Несколько раз в год наша гимназия проводит акцию «Дети — детям». Эта акция заключается в том, что мы дарим детям-сиротам школьные принадлежности, а на Новый год – игрушки и тёплые вещи. Тем самым наша семья и многие другие семьи отдаёт частичку своей души детям, которым так не хватает родительской любви. На день Победы мы всем классом поздравляем ветеранов, тех героев, которые спасли наше будущее и поддерживаем с ними связь в течение года: звоним, справляемся о здоровье, всегда готовы помочь.

С удовольствием принимаем участие в концертах для пожилых людей нашего микрорайона. Ведь так приятно почувствовать заботу и поддержку ближнего, повеселиться вместе.

Доброе дело – это ещё и улыбка, доброе слово, сказанное кому-то, знакомому и незнакомому. В нашем классе часто проходит игра «Тайный друг». Каждый получает листик с именем одноклассника и в течение недели старается быть отзывчивым, внимательным, помогать во всём этому человеку, быть настоящим другом, не афишируя себя. Побеждает тот, кто больше совершит хороших дел, подарит больше тёплых ласковых слов, кого назовут «тайным другом». В первый раз мне достался листик с фамилией мальчика, с которым я почти не общалась. С чего же начать становиться «тайным другом»? Тогда я просто улыбнулась и сказала, какие красивые у него глаза. Потом повнимательней присмотрелась и выяснила, что он любит футбол, плавание и цветы. Я подарила раскраску с футболистами, а он мне принёс наклейки с цветами. Игра давно уже закончилась, а наша дружба нет. У меня в классе много верных друзей, а со всеми одноклассниками очень хорошие, добрые отношения.

Стань добрее сам, улыбнись первым, и тебе ответят тем же.

Когда в классе кто-то долго болеет и не ходит в школу, мы все вместе пишем большое послание с весёлыми рисунками и пожеланиями скорейшего выздоровления. Так приятно осознавать внимание и поддержку вокруг. Наш класс дружный и отзывчивый, каждый готов прийти на выручку.

Доброе дело, доброе слово не ждёт награды, но рано или поздно добро возвращается добром. Когда делаешь добро, на душе становится очень весело и хорошо.

Мама говорит, что нужно относиться по отношению к другим так, как ты бы хотела, чтобы относились к тебе. Я тоже думаю, что если делать людям что-то хорошее, то и им захочется поступать также. Так что нужно спешить делать добро, и оно обязательно к нам вернётся!

« Если добрый ты — это хорошо,

А когда наоборот — плохо»-

так поётся в известной песенке о коте Леопольде.

Спеши творить добро и жизнь вокруг станет светлее, добрее и радостнее!

  • Рассказ о доброте 3 класс короткий
  • Рассказ о добрыне никитиче 5 класс однкнр кратко
  • Рассказ о доброте 3 класс написать
  • Рассказ о доверии и доверчивости 5 класс
  • Рассказ о добром человеке 4 класс орксэ