1
Школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс. Сочинение небольшое в несколько предложений.
1 ответ:
3
0
Начнем с того, что добродетелью принято называть все положительные качества человека, а пороком — его отрицательные качества. Не бывает такого, чтобы в одном человеке было одно только хорошее, или одно только плохое. Всегда в любом человеке есть и то и это, и чего в человеке больше, что перевешивает — добродетель или порок, то и позволяет нам судить о самом человеке. Является ли он плохим или хорошим, добродетельным или порочным.
Пороки — это то, чего нормальный человек должен стыдиться, это жадность, злость, эгоизм, трусость, многие другие черты характера, про которые нельзя сказать ничего хорошего. Любой человек должен стараться избегать проявления этих чувств, должен стремиться к внутренней красоте, воспитывать в себе добродетели и искоренять пороки. А что же тогда добродетель? Это такие чувства как благожелательность, альтруизм, стремление помочь другому человеку, доброта, отзывчивость, верность, скромность, честность. Любое из этих чувств сделает честь человеку, все они воспеваются писателями и поэтами и к обладанию ими следует стремиться каждому человеку.
Читайте также
Рассказ о мальчик Мише, герое сказки «Городок в табакерке».
Миша предстает перед нами хорошим и воспитанным мальчиком. Посмотрите как он обращается к родителям: Папенька и на Вы:
Только пустите меня туда!
Это также говорит об учтивости мальчика.
Но при этом Мише свойственно обычное детское любопытство, он горит желанием узнать как устроена табакерка, как она издает свои волшебные звуки, он просится войти в нее и внимательно ее разглядывает.
Это говорит о том,что Миша любознательный, любопытный, пытливый и наблюдательный мальчик.
Этот вывод подтверждают и приключения мальчика в табакерке, он не остановился на полпути, он узнал все и познакомился со всеми ее обитателями.
При этом он проявил внимательность но неосторожность. Он все подмечал в городке, но случайно сломал пружинку. И хорошо, что это было во сне, потому что наяву Миша наверняка проявит после этого большую осторожность.
Благодаря своей фантазии и таланту писатель Владимир Одоевский смог превратить простую музыкальную табакерку, которую мальчик Миша получил в подарок от папы, в сказочный городок, полный странных жителей, каждый из которых выполняют свою часть общей работы.
Писатель хорошо знал как устроена музыкальная табакерка и представлял как она работает, откуда берется музыка. Но поставил перед собой задачу в простой и увлекательной манере рассказать об этом механическом чуде простым мальчикам и девочкам, для чего придумал свою сказочную историю. Он превратил детали механизма в живых обитателей табакерки и с помощью путешествия Миши мы ознакомились с их работой.
В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.
Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.
Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.
Вот например что сказано про пружинку:
Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:
- Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
- Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
- Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
- Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
- Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
- Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
- Миша просыпается. Это часть под названием Финал.
Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.
Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.
Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик<wbr />а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.
Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.
А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.
Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи<wbr />ком.
Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.
Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.
Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.
Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.
Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.
Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.
а потом пружинка лопнула и я проснулся.
Как утверждал известный герой популярного мультфильма: «Если добрый ты, то это хорошо, ну а когда наоборот — плохо!». Любой человек с самого рождения живет в обществе, начинает совершать определенные поступки и за это получать соответствующую оценку. Темой данной статьи будут являться в основном праведные и хорошие человеческие поступки, то есть людей, которые делают добро либо к этому стремятся. Что такое добродетельный человек, какие они бывают и каким образом себе можно помочь приобрести эти качества? Давайте рассмотрим.
Что такое добродетели: Общее описание
Порок и добродетель — для большинства людей данные определения не вполне ясны, так как в ежедневном и повседневном употреблении эти слова встречаются очень редко. Естественно, любой человек понимает, что значит хорошо и что обозначает плохо. Но, в отличие от ценностных норм, которые приняты в обществе, правил морали и этики, добродетель — это внутренняя человеческая потребность нести добро не из-за того, что «так нужно», а просто потому, что по-другому не можешь. Добродетелью также могут являться и определенные личностные качества человека, которые помогают ему отыскать в обществе свое место. К примеру, такими могут являться:
- дружелюбие;
- вежливость;
- ответственность;
- умение сопереживать и сострадать;
- работоспособность;
- честность и тому подобное.
Порок — это другая сторона добродетели, а верней, ее полная противоположность. Каждый поступок, который приводит к нанесению вреда окружающему миру или самому себе, считается порочным. Учитывая это, пороком можно назвать и предосудительные особенности характера человека:
- жадность;
- ленивость;
- зависть;
- лживость;
- зазнайство и так далее.
Исследование и анализ добродетелей и пороков человека постоянно интересовали умы просвещенных мужей как в древности, так и в современном мире. Различные религиозные и философские учения составляли свою собственную их классификацию.
Добродетель в античности
Еще в Древней Греции мудрецы отмечали, что дорога к добродетели очень тяжела и сложна. Добродетель от рождения не дается, путь к ней тернист и нуждается в больших усилиях.
Исходя из философии древних греков, отличают ее следующие виды:
- мудрость;
- умеренность;
- справедливость;
- мужество.
Причем великий философ Сократ главенствующую роль отдавал такому качеству, как мудрость, а источником появления каждой добродетели считал разум. Но вот его последователь, не менее великий мудрец Платон, утверждал, что любая из добродетелей зарождается на индивидуальном свойстве души: мужество опирается на волю, а мудрость происходит от разума. Причем он также говорил, что любому сословию в обществе больше присуща какая-то конкретная добродетель — так, не нужно ожидать умеренности от правителей или воинов, а мудрости или мужества от ремесленника.
Рассматривая вопрос о том, кто это такой добродетельный человек, нужно непременно упомянуть и Аристотеля, которые разделил сущность человека на добродетель ума (дианоэтическую) и воли (этическую). Аристотель утверждал, что неразумная, чувственная часть каждого человека послушна его разумной (умственной) части. Причем добродетель определялась, как умение всегда находить «золотую середину», а отклонение же в определенную сторону от этого являлось пороком. Таким образом, это некоторое мерило между избытком или недостатком чего-либо.
Добродетель во времена ренессанса
Во времена Ренессансного гуманизма, в Средние века, virtus— добродетель — являлась основной категорией, которая определяла идеального человека. Uomo virtuoso – именно так звали людей, которые ею обладали. Данным определением охватывался огромный комплекс нравственных норм, которые приобретали все более разнообразные оттенки на протяжении времени.
Понятие про то, что такое добродетели, с одной стороны, было основано на учениях античной этики и толковалось как разумное самоограничение в физических и духовных потребностях. С другой стороны, uomo virtuoso — идеальный образ человека – незначительно смягчался идеями того времени о нераздельности духовных и земных потребностях, души и тела. Потому идеальным являлся разумный и при этом деятельный человек, так как основная обязанность каждого человека – это стремление к полезной деятельности и познанию, постоянное саморазвитие.
«Новая» эра
На протяжении времени определение о том, что такое добродетели, получало другие новые формы. Спиноза — один из основных представителей философии «новой» эпохи, утверждал, что добродетель – это польза, которую человек может привнести в окружающий мир. Но вот согласно учениям Канта, добродетель — это моральная и твердая устойчивость в соблюдении своего долга, которая, впрочем, никогда не становится привычкой, а постоянно требует осознанного выбора.
Небезызвестный дипломат, писатель и политический деятель Бенджамин Франклин в своей автобиографической книге определил принцип «тринадцати добродетелей», которые обязаны присутствовать у любого успешного человека:
- скромность;
- спокойствие;
- умеренность;
- справедливость;
- трудолюбие;
- бережливость;
- молчание;
- порядок;
- искренность;
- решительность;
- целомудрие;
- чистота;
- воздержание.
В принципе, данный перечень можно продолжать еще многократно, к примеру, педантичные немцы его определяют намного большим количеством пунктов.
Добродетель в Пруссии
Данный список идеальных человеческих качеств философ Сократ берет свое начало со времен эпохи Просвещения и лютеранства. Понятие немецких добродетелей появилось во времена нахождения на престоле Фридриха Вильгельма Первого, который укрепил в 18 столетии внутреннее положение Пруссии. Даже на сегодняшний день остается неизвестным, по какой причине был определен именно этот набор, но масштабное следование ему принесло значительную пользу, и в истории Пруссии оставило довольно большой след. Вот как выглядят, по мнению Фридриха Вильгельма Первого, истинные человеческие добродетели:
- любовь к порядку;
- бережливость;
- неподкупность;
- искренность;
- богобоязненность;
- послушание;
- усердие;
- сдержанность;
- честность;
- скромность;
- твердость;
- верность;
- чувство справедливости;
- прямолинейность;
- субординация;
- дисциплинированность;
- самоотверженность;
- надежность;
- храбрость;
- мужество;
- чувство долга;
- пунктуальность.
Добродетель в христианстве
Рассматривая различные взгляды идеальных черт человеческого характера нельзя не упомянуть такое определение, как христианские добродетели. Это относительно общее определение можно поделить на две основные части:
- теологические понятия — это учения, которые в нашу жизнь привнесли христианство;
- кардинальные — сюда относятся четыре понятия, которые к нам пришли из античной философии.
В результате получился следующий список:
- умеренность;
- мужественность;
- справедливость;
- благоразумие;
- вера;
- любовь;
- надежда.
Через время данный перечень претерпел очень большие изменения и получился новый, который собой представлял семь добродетелей, он в западном христианстве противостоял семи самым тяжелым грехам:
- смирение;
- терпение;
- целомудрие;
- кротость;
- любовь;
- умеренность;
- усердие.
Внутреннее противостояние
Естественно, совершенно любой человек может определить, какой поступок принесет пользу, а какой причинит зло, но, так или иначе, порок и добродетель для многих из нас собой представляют внутренний конфликт. Сложность нравственного выбора человеку была присуща все время. «Знаю что праведно, но выбираю приятное» — этот жизненный принцип актуален и на сегодняшнее время. Так как, согласитесь, осознание понятия добродетели, ее основного смысла, еще совершенно не обозначает соответствующего поведения.
Довольно продолжительное время это положение вещей принималось как определенный парадокс. И на самом деле — понять логически, как можно жить неправедно, зная про то, что такая жизнь порочна, довольно сложно. Именно по этой причине во времена античности знание, которое не применялось на практике, не считалось таковым. Согласно Сократу и Аристотелю, когда человек осознает, что правильно, но поступает наоборот, то это обозначает, что его действия основываются не на истинном знании, а на своем собственном мнении. В этом случае человеку необходимо достигнуть настоящего знания, которое практически подтверждено.
С учетом же из христианского толкования, плохие человеческие поступки и мысли указывают на грешность его тела, а соответственно, необходимо откинуть грешную плоть, которая мешает добиться настоящей духовной гармонии, полностью отрешиться от земной рациональности и практичности. Как бы там ни было, но вне зависимости от того, понимается ли добродетель как праведность или разумность, она человеком обретается во время способности к разрешению конфликта внутри себя и осознания двойственности его натуры.
Что может сделать человека добродетельным?
Человек от самого его рождения и до самой его смерти находится в обществе себе подобных. Постигая законы, которые приняты в социуме, наблюдая за поведением остальных людей, он вырабатывает в себе определенную поведенческую модель. Получая порицание или одобрение со стороны остальных людей своих поступков, человек для себя выстраивает определенную шкалу ценностей, соблюдение которой считает для него самым приемлемым.
Признание ценности и значимости остальных людей можно считать главным этапом на пути к познанию добродетели. Невозможно ориентироваться только на свои убеждения и интересы, живя в социуме. Лишь признание ценности людей, которые живут рядом, постоянное самосовершенствование, реальная оценка своих собственных моральных качеств смогут сделать любого человека достойным для подражания.
Как традиционно определяют семь добродетелей?
Еще с древних времен художники и скульпторы свое видение добродетелей и пороков воплощали в самых разных образах. Как правило, это были изображения красивых юных девушек в длинных одеждах, которые при себе имели различные атрибуты.
К примеру, христианские добродетели, могли выглядеть таким образом:
- Любовь — выглядела изначально как пеликан или жертвенный агнец, в каноническом искусстве выглядит как девушка с пылающим в руке сердцем или с множеством ласкающихся к ней детей. Также очень распространено еще одно изображение — женщин, которые одну руку прижимали к сердцу, а второй сеяли семена.
- Надежда — женщина в зеленых одеяниях, склоненная в молитве, в некоторых случаях с якорем или крыльями. В другой интерпретации девушка в молитвенном жесте протягивает руки к солнцу, а возле нее находится сгорающий Феникс.
- Еще одна добродетель — Вера — женщина в белых одеждах, которая в руках держит крест или хрустальную чашу, знаменующие смерть Иисуса. Также могла иногда изображаться со светильником или щитом в руках.
- Благоразумие, мужество, справедливость и умеренность также были изображены в обличьях женщин.
Куда стремиться и какая добродетель лучше?
Парадоксально, но, объясняя непосредственно определение добродетели и предлагая различные пути к ее достижению, ни один из великих философов античности, а также современности достоверно так и не смог определить, что же такое наивысшая добродетель.
К примеру, Платон и Сократ утверждали, что это знание (мудрость), Конфуций — почитание старших и преданность, Аристотель — умеренность. Христианское же учение высшей добродетелью определяет любовь (чаще всего к богу). Возможно, каждый человек самостоятельно для себя может определить, какую же из этих добродетелей почитать больше остальных, так как просто невозможно достигнуть во всех направлениях идеального совершенства.
Цели:
- Познакомить учащихся с понятиями
«добродетель», «пороки», а также учением
Аристотеля. - Развивать речь, умение общаться.
- Воспитывать духовно-нравственные качества.
Оборудование: учебник «Основы
светской этики» под редакцией Т. Д .Шапошниковой,
портрет Аристотеля, таблички с названиями
добродетелей, цветные карандаши.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Давайте наш урок начнём с пожелания друг
другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне
добра, мы желаем друг другу добра. Если будет
трудно – я тебе помогу.
– Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь,
что урок пройдёт увлекательно.
II. Актуализация знаний
– Ребята, что такое философия? (Это научное
знание, произошло от двух греческих слов «фило»–
любовь и «софия» – мудрость, что значит «любовь к
мудрости».)
– А кто такие философы? (Это люди, которые очень
мудры и любят рассуждать обо всём на свете.)
– Как по-другому называют философов? (Мыслители.)
– Какие философские вопросы вы придумали дома,
над чем вы задумались?
(Дети приводят примеры своих философских
вопросов.)
– Ребята, а кто дал название этике? (Аристотель)
– Что вы узнали об Аристотеле на прошлом уроке?
– Кто образовал понятие «мораль»? (Цицерон)
III.Сообщение темы урока
Однажды китайский мудрец сказал: «Я не знаю, что
такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои
достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди
не любят во мне, – вот это и есть мои пороки».
– Как вы понимаете эти слова?
– О чём пойдёт речь на уроке?
IV. Работа над темой урока
1. Прочитайте высказывания философов, с
которыми познакомились на прошлом уроке и
определите кому они принадлежат.
«Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со
знанием дела, стройно, изящно, с достоинством при
исполнении». (Цицерон)
«Добродетель – это внутренний порядок или склад
души; порядок обретается человеком в
сознательном и целенаправленном усилии». (Аристотель)
2. Откройте учебник на стр.30. Прочитаем рассказ
В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек».
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца
изба. В ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут
люди – заворачивают к колодцу, пьют воду,
благодарят старика.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий
колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды
достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе
мужик в телеге. Под соломой у него ведро.
Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с
внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой
человек. Он достал из машины ведро, привязал к
верёвке, достал воды и напился сам, дал напиться
деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал
ведро и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил деда внук.
– И это ещё не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий
проезжий. Он достал ведро, привязал к верёвке,
набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а
ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук.
– Обыкновенный, – ответил дед.
– Про кого из проезжающих дед сказал, что
«это не человек»? Почему?
– Почему третьего проезжающего он назвал
«обыкновенным человеком»?
– Как можно назвать такого человека? (Добрым,
неравнодушным, бескорыстным.)
– Можно ли его назвать добродетельным? Кого так
называют?
– А как называется противоположность
добродетели? (Пороки.)
– Прочитайте, что такое пороки. (Стр.32)
3. Физминутка
– Давайте поиграем в игру «Добродетели и
пороки». Если я назову добродетель, то вы
прыгаете и хлопаете, если вы слышите порок –
приседаете и закрываете глаза.
Мужество, честь, хвастливость, жестокость,
скромность, милосердие, трусость, честность,
зависть, жадность, тактичность, болтливость,
правдивость, хитрость, лживость, справедливость,
эгоизм, выдержка.
4. – Говоря о добродетели, древние философы
имели в виду прежде всего лучшие качества
характера человека, те, к достижению которых
человеку следует стремиться.
Аристотель среди всех добродетелей выделил
добродетели ума и добродетели характера. Давайте
о них прочитаем в учебнике на стр. 33-34.
(Чтение текста в учебнике.)
– Ребята, а с чем у вас ассоциируется добро,
тепло, которое оно даёт? (Солнышко.)
– Давайте нарисуем солнышко с одиннадцатью
лучиками, на которых напишем одиннадцать
добродетелей характера, которые выделил
Аристотель. (Великодушие, правдивость,
мужество, умеренность, щедрость, великолепие,
честолюбие, ровность, любезность, дружелюбие,
справедливость.)
– А лучи нашего солнышка будут давать тепло
цветочку, в лепестках которого мы перечислим
добродетели ума. (Мудрость, сообразительность,
рассудительность.)
(В результате у детей в тетрадях появляется
красочная картинка: солнышко своими лучиками
согревает цветочек. А на доске: схема с
использованием табличек.)
V. Итоги урока
– Что такое добродетели?
– Что такое пороки?
– Кто такой добродетельный человек?
– Какие добродетели выделил Аристотель?
– Согласны ли вы с утверждением Марка Туллия
Цицерона: «Все, обладающие добродетелью,
счастливы»? Объясните почему.
VI. Домашнее задание
– Подобрать и записать в тетрадь три пословицы
о добродетелях. Подумайте как можно развить и
воспитать добродетели в себе.
Урок по ОРКСЭ
(модуль « основы светской этики») УМК: «Перспективная начальная школа»
Тема:
«Добродетели благородства и справедливости»
- Разработала:
- Алина Яковлевна Корогод
- МБОУ СОШ № 28
- 2017
Класс: 4 А
УМК: «Перспективная начальная школа»
- Учебный предмет: основы религиозной культуры и светской этики
- Модуль: Основы светской этики
- Авторы учебника: Т.Д.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева
- Авторы программы: Т.Д.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева
Раздел 2
Человек и мир
Урок 8
Добродетели благородства и справедливости
- Тип урока:
- Первичное представление новых знаний
- (по Розе Гельфановне Чураковой )
Предметные результаты базовый уровень
- Ученики узнают,
- Почему так важны добродетели благородства и справедливости;
- Почему китайский мудрец Конфуций считал их наиважнейшими среди других добродетелей;
- В каких качествах человека проявляются эти важнейшие добродетели
Предметные результаты
повышенный уровень
- Ученики получат возможность составить частное представление о главных понятиях урока
ТДЦ: формировать у младших школьников представление о добродетели благородства и справедливости ;познакомить с высказываниями китайского мудреца Конфуция; воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
- Задачи урока:
- формирование УУД:
- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов и видеофильма;
- проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
- создавать по изображениям словесный портрет героя;
- описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, фильма;
- высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
- оценивать поступки реальных лиц, героев произведений.
Организационный процесс
- Упражнение на создание благоприятной атмосферы урока: «Улыбка»
- Дети, у вас улучшилось настроение?
- Почему оно стало лучше?
- Что дарит улыбка?
- Почему надо чаще улыбаться?
- Может злой человек совершать добрые поступки?
Актуализация знаний в начале урока
Опрос по прошлому уроку по теме «Добродетели и пороки»
- Приведи примеры, когда добродетель может перерасти в порок.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ КИТАЙСКОГО МУДРЕЦА КОНФУЦИЯ
- 1.«Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их».
- 2.«Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков».
- 3. «Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие».
- Прием «Карта группового сознания»
Обсудим
- Как вы поняли смысл этих высказываний?
- Подумайте, на какие «вечные вопросы» отвечал Конфуций своим учением.
Основные понятия учения
- Гуманность (из словаря) – любовь к людям, уважение к человеческой личности, признание за каждым без исключения человеком общечеловеческих прав.
- Благопристойность (из словаря) – соответствие поведения человека принятым в обществе правилам, морали, нормам приличия.
- Объясните, как вы понимаете значение слова «благородный».
- Какого человека можно назвать благородным?
- Согласны вы с тем, что благородный человек – это человек гуманный и благопристойный?
Обсудим текст
- Опишите, каким представлял Конфуций благородного мужа.
- Кого он ему противопоставлял?
- Подумайте, с каким из этих двух типов людей приятнее общаться, дружить, жить в одном доме, городе. Почему?
Притча «Благородная мышка»
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
- Повадилась мышка сыр из мышеловки таскать.
- Да так ловко, что ни разу не попалась!
- Но еще более удивительным было то, что сыр, который лежал на столе, она никогда не трогала и питалась только тем, что в мышеловке.
- — Почему? — спросила, поймав ее, кошка.
- — Да не хочу хозяевам досаждать! — ответила та. — Мне ведь и моего хватает…
- «Надо же, какая благородная мышка!»- подумала кошка и, отпустив ее, обо всем рассказала хозяйке.
Чем закончится притча?
- С тех пор вместо мышеловки на полу стояла маленькая мисочка, в которой лежал кусочек сыра для мышки.
- Все дело в том, что хозяева — тоже были благородными!
Обсудим
- Можно мышку назвать благородной?
- Почему?
- Почему хозяева были благородными?
Просмотр мультфильма
Притча о добром самарянине.mp4
Как бы поступили вы на месте в такой ситуации?
Были у вас похожие случаи, когда вам приходилось стоять перед выбором «нельзя и надо»?
Подведение итогов занятия
- Какую тему проходили сегодня на уроке?
- («Добродетели благородства и справедливости»)
Информация о домашнем задании
- Поиграем в сказочников. Написать сказку о справедливости, оформить ее в виде книжки-малышки с иллюстрациями.(по желанию).
Рефлексия
- Вам понравился урок?
- Прием «Мое желание»
- Цель : определить ожидания и опасения учащихся при работе над темой.
Благодаря общению в парах ученики чувствуют себя уверенно и комфортно. - Напишите на стикере один благородный поступок, который вы хотели бы когда-нибудь совершить. Соберем все записки в волшебную коробочку и в конце 11 класса откроем и узнаем удалось ли вам совершить свой поступок.
Контроль за процессом и
результатом деятельности
- Что нового узнали на уроке?
- Какой опыт приобрели в учебной деятельности?
- Что было самым трудным на уроке?
- Что считаете самым важным, главным, интересным?
- Что вы поняли?
- Какие мысли, идеи появились?
- — Вы сами решали задания?
- — Вы справились с этими заданиями?
- — Мы достигли цели?!
- Какое у вас настроение?
Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей курса “Основы православной веры и духовной жизни” взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма.
Оглавление
- Добродетель как основание добродетельной жизни
- Определение понятия «добродетель»
- Добродетель в трех значениях
- Пояснение
- Добродетель в двух значениях
- Добродетель – Богочеловеческое действие
- Истинная добродетель — награда сама по себе
- Виды добродетелей
- Взаимосвязь добродетелей
- О возрастах добродетельной жизни христианской
- Главные страсти и противоположные им добродетели
- Чревоугодию противостоит ВОЗДЕРЖАНИЕ
- Блудной страсти противостоит ЦЕЛОМУДРИЕ
- Сребролюбию противостоит НЕСТЯЖАНИЕ
- Гневу противостоит КРОТОСТЬ
- Печали противостоит ПОКАЯНИЕ
- Унынию противостоит ТРЕЗВЕНИЕ
- Тщеславию противостоит СМИРЕНИЕ
- Гордости противостоит ЛЮБОВЬ
Добродетель как основание добродетельной жизни
Корень добродетельной жизни есть ревность к богоугождению, по которой человек все обращает к славе Божией и ничему, кроме Его закона, не покоряется.
Добродетель – есть постоянно ревностное попечение о точном исполнении закона Божия, основанное на вере и одушевляемое любовью и благоговением к Богу.
Определение понятия «добродетель»
Доброде́тель — философский и религиозный термин, означающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей). Является антонимом слова «грех». /Философский словарь/
Добродетель есть определенный Богом образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра. Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и доброе расположения его души, из которого происходят сами дела. Кратко можно сказать, что добродетель – это добро, вошедшее в привычку.
Добродетели – это богоподобные свойства человека, которые деятельно проявляются в его жизни.
Добродетель не что иное есть как исполнение воли Божией. /преп. Симеон Новый Богослов/
Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с Законом Божиим. /Свт. Тихон Задонский/
Добродетель в трех значениях
- стремление духа к добру, христиански добродетельное настроение духа;
- разные добрые расположения воли и сердца;
- каждое отдельное доброе дело. /Святитель Феофан/
А есть ли у злых проявлений человеческой природы подобная схожесть?
Да, есть:
- стремление и склонение человеческого духа ко злу
- злобные расположения воли и сердца человеческого
- каждое отдельное злое действие, поступок и навык
Пояснение
- Стремление к добру есть то же, что стремление пребывать в Боге, или жажда богообщения.
Христиански добродетельным настроением духа, будет: жажда и сила пребывать в общении с Богом постоянным, полным и всегдашним исполнением Его воли с помощью благодати и с верою в Господа, по силе и обету Крещения. - Доброе расположение есть чувство или любовь к добрым (богоугодным) делам, лежащее в основании их.
- Всякое исполнение заповеди надлежащим образом, то есть с истиною целью, во славу Божию по вере в Господа и с законными обстоятельствами, есть доброе дело. Всякое доброе дело, лишь тогда добро, если творится для Бога и во славу Божию.
Добродетель в двух значениях
- Во внешнем аспекте – добродетель как доброе дело (подать милостыню, простить обидчика, вытерпеть искушение)
- Во внутреннем аспекте – добродетель как духовно-нравственное состояние личности («он кроткий», «она милостивая»…)
«Должно называть добрыми делами — действия по заповеди, а добродетелями – укоренившиеся навыком добрые расположения души» /преп. Григорий Синаит/
Истинная добродетель состоит в том, чтобы
- покорять свою волю, воле Божией и
- побеждать благим — злое,
- побеждать смирением гордость,
- кротостью и терпением – гнев,
- любовью – ненависть.
Это есть христианская победа, более славная, чем победа над народами.
Этого требует от нас Бог: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21) /Свт. Тихон Задонский/
Добродетель – Богочеловеческое действие
«Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческого свободного волеизволения; каждая из добродетелей – это Богочеловеческое действие, Богочеловеческий факт» /Преподобный Иустин (Попович)/
Источник любой добродетели – Бог /Марк Подвижник/.
Добродетели – не наша собственность и заслуга: их дарует Бог. Сколько бы ты ни трудился, сколько бы ни старался – не считай доброго дела своим, потому что если бы ты не получил помощи свыше, все труды твои были бы напрасны. /Святитель Иоанн Златоуст/
Истинная добродетель — награда сама по себе
“Где истинная добродетель, там и любовь;
где любовь, там добрая и спокойная совесть,
где спокойная совесть, там мир и покой,
где мир и покой, там утешение и радость”. /Свт. Тихон Задонский/
Добродетель – путь в Царство Небесное.
Цель добродетели — приближение к Богу.
“Если душа совершает добрые дела, Дух Святой обитает в ней”. /Преподобный авва Исаия/
“Добродетель доставляет истинную свободу”. /Святитель Иоанн Златоуст/
“Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра елею, любовь – фитиль, на котором почивает, как свет, благодать Божественного Духа. Когда же недостает елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной благодати… гаснет, потому что добродетель и любовь, исчезая, уносят с собой и благодатные дарования. Когда же Бог отвращает лицо Свое, наступает полный мрак”. /Свт. Григорий Палама/
“Три добродетели служат признаком достижения спасения:
а) рассуждение, различающее добро от зла во всех случаях;
б) благовременное предусмотрение и добра, и зла (с отложением от зла);
в) свобода от внешнего влияния (способного воспрепятствовать спасению)” /Авва Исаия/
“У кого есть трудолюбивая Марфа — всестороннее доброделание, и Мария, сидящая у ног Иисуса, — внимательное и теплое обращение к Господу всем сердцем, к тому Сам Господь придет и воскресит Лазаря – его дух, и разрешит его от всех уз душевных и телесных. Тогда начнется у него поистине новая жизнь – бестелесная в теле и неземная на земле. И это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения с телом!” /Свт. Феофан Затворник/
Виды добродетелей
Существует множество христианских добродетелей, и множество классификаций их.
Иногда добродетели разделяют на высшие и начальные.
- Начальные: вера, покаяние, терпение, кротость, надежда, послушание, воздержание, милосердие, молитва, целомудрие и др.
- Высшие: непрестанная молитва, смирение, любовь, бесстрастие, дар духовного рассуждения и др.
Преподобный Григорий Синаит разделяет добродетели на: деятельные, естественные и божественные
- Деятельные суть дело благого произволения
- Естественные происходят от сложения
- Божественные – от благодати
Три главнейшие добродетели: воздержание, нестяжательность и смирение; пять за ними следующих: чистота, кротость, радость, мужество и самоуничижение, – и потом весь ряд прочих добродетелей.
Преподобный Ефрем Сирин делит добродетели на телесные, душевные и духовные
Телесные добродетели – это:
а) воздержание (пост),
б) молитвенное бдение (молитвенное правило и богослужение),
в) физический труд по самообеспечению и послушанию; и др. аскетические подвиги на благо ближних, требующие физических (телесных) усилий над собой.
Душевные: доброта, простота, почтительность, справедливость, великодушие, милосердие, щедрость, благородство, мужество.
Духовные: рассудительность, целомудрие, от которых рождаются вера, надежда, любовь, смирение, кротость, терпение, правдолюбие, свобода, сострадательность, богобоязненность, благодарность, умиление, благоговение.
Телесные добродетели должны служить душевным, душевные — духовным, а духовные — богопознанию. /Преп. Нил Синайский/
Часто выделяют добродетели естественные и сверхъестественные.
Естественные (свойственные человеческой природе (по естеству), в силу богообразности), такие как: человеческое благоразумие, милосердие, справедливость; человеческая благодарность, щедрость, снисходительность.
Сверхъестественные – Евангельские добродетели. «Какие расположения в сердце должно иметь христианину, указывают изречения Христа Спасителя о блаженствах, именно: смирение, сокрушение, кротость, правдолюбие и истинолюбие, милостивость, чистосердечие, миролюбие и терпение» /свт. Феофан Затворник/
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона», т.е. они проистекают свыше, от Бога, по дару благодати, а не от следования только закону (Гал. 5:22-23).
Все христианские (евангельские) добродетели заключены в исполнении двух наиглавнейших заповедей – любви к Богу всем сердцем, разумением и силами души, и к ближнему как самому себе. (Иерархическая тримерия любви).
После грехопадения христианские добродетели не свойственны человеку. Они стали вышеестественными.
Христианские добродетели бесконечно превосходят известные человечеству моральные принципы.
В Евангелии Христос учит кротости, запрещая мщение вплоть до совершенного незлобия и любви к врагам. Евангельская кротость – это призыв к терпению оскорблений и гонений с молитвой за врагов, подобной той, какую явил Сам Бог на Кресте: «Отче прости им, ибо не ведают, что творят».
В Евангелии Христос заповедует нестяжание не просто как довольство необходимым, но и как милосердие к нищим, готовность отдать нуждающемуся все.
В Евангелии Христос заповедует целомудрие не только в виде отказа от растлительных действий, но и от самих помышлений.
Глубина христианского смирения должна простираться до неосуждения ближнего, прощения его грехов.
Христос говорит о любви к Богу, выражающейся в отложении всех суетных дел ради познания Бога, непрестанной молитвы и даже мученического исповедания веры.
Для приобретения христианских добродетелей человек должен подвизаться, прилагать усилия по борьбе со своими страстями и падшим естеством. Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его (Мф.11:12)
Но итог подвига зависит от благодати Духа Святого, вселяющейся в человека, преображающей и обновляющей человеческое естество, подающей ему силу исполнить заповедь и творить добро.
Взаимосвязь добродетелей
“Все добродетели связаны между собой, как звенья в духовной цепи, и одна от другой зависят”. /Преподобный Макарий Египетский/
«Все добродетели хороши, но надобно, чтобы они имели голову и ноги, подобно телу. Ноги добродетели — смиренномудрие, а голова — любовь. Под любовью находятся: сострадание, милостивость, щедрость, незлобие, великодушие, благотворительность и человеколюбие, которые вместе с нею человека делают богом по благодати» /Свт. Амвросий Медиоланский/
Совет желающим стяжать добродетели: не следует браться сразу за стяжание всех добродетелей или нескольких, но надо выбрать прежде одну, над приобретением которой будешь трудиться, а затем – другую.
Для приобретения добродетели нужны:
- правая вера
- доброволие
- сознательность
- рассудительность
- любовь
- воздержание и самообладание
- умеренность во всём
- духовная ревность
- покаяние
- богоподобное смирение
- послушание воле Божией (и Его Заповедям)
О возрастах добродетельной жизни христианской
Младенческий возраст
Это период от начала жизни христианской до образования порядка этой жизни и правил христианского действования вообще.
У св. Иоанна Лествичника приписываются новоначальным преимущественно телесные подвиги: пост, вретище, пепел, молчание, труд, бдение, слезы и др.
Юношеский возраст
Это время борьбы и подвига над искоренением страстей и насаждением добрых расположений.
У св. Иоанна Лествичника этому возрасту приписываются преимущественно подвиги душевные: нетщеславие, безгневие, благонадежие, кроткое увещание, непорочная молитва, несребролюбие.
Мужеский возраст
Это время, когда внутренняя борьба утихает, и человек начинает вкушать покой и сладость духовных благ.
Св. Иоанн Лествичник усвояет им преимущественно жизнь в духе и пребывание неподвижное в Боге: непорабощенное сердце, совершенную любовь, умом из мира выступление и во Христа внедрение, небесного света в душе и мыслей во время молитвы нерасхищение, обилие Божия просвещения, желание смерти, ненавидение жизни, небесных тайн вмещение, власть над бесами, неисповедимых Божиих судеб хранение и пр.
Пределов возрастания в добродетельной жизни нет, ибо заповедано быть «совершенными, якоже Отец Небесный совершен есть» (Мф.5:48).
Главные страсти и противоположные им добродетели
Восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.
Восемь главных добродетелей: воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, покаяние, трезвение, смирение, любовь.
Чревоугодию противостоит ВОЗДЕРЖАНИЕ
Воздержание – удержание желаний, не согласующихся с волей Божией.
Условия стяжания: Объектом воздержания могут быть: 1) порочные страсти и греховные влечения человеческой природы и 2) ее естественные нужды и необходимые потребности. С 1‑м требуется беспощадная борьба, а 2‑е должно подчинить духу и удерживать в разумных пределах.
Примеры, после Иисуса Христа: праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Герасим Иорданский.
Плоды: Тело должно покориться душе, а душа — духу.
Воздержание является родоначальной, основной по отношению к другим добродетелям.
Блудной страсти противостоит ЦЕЛОМУДРИЕ
Целомудрие – совершенное подчинение тела душе, чистота души и тела.
Условия стяжания: Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний. Уклонение от сладострастных бесед, скверных слов, хранение чувств, особенно зрения, слуха и осязания. Телесные труды. Пост, молитва. Избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души.
Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою.
Примеры, после Иисуса Христа: Богородица, Равноапостольная Фекла, мученица Пелагея дева, благоверная княгиня Иулиания Вяземская.
Плоды: Телесная и духовная чистота.
Сребролюбию противостоит НЕСТЯЖАНИЕ
Нестяжание – удовлетворение себя (одним) только необходимым.
Условия стяжания: Любление евангельской нищеты.
Примеры, после Иисуса Христа: преподобный Нил Сорский, блаженная Ксения Петербургская.
Плоды: Милосердие к нищим, презрение к роскоши, готовность отдать последнее.
Гневу противостоит КРОТОСТЬ
Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах.
Условия стяжания: Послушание. Испрашивание помощи у Бога. Самоукорение.
Примеры, после Иисуса Христа: преподобный Павел Препростый, святитель Спиридон Тримифунтский
Плоды: Терпение, безгневие, возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться.
Печали противостоит ПОКАЯНИЕ
Покаяние — фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной к житию по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.
Условия стяжания: Совершение в течение всей человеческой жизни, (никогда не бывает излишним)
Примеры, после Иисуса Христа: Авва Сисой Великий, Апостол Петр
Плоды: Видение своей греховности, появление желания служить ближним, нрав становится непритворным и нелицемерным. Переход на качественно иной образ мыслей.
Унынию противостоит ТРЕЗВЕНИЕ
С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености.
С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать.
Условия стяжания: Хранение ума от помыслов и сердечное безмолвие. Ежедневное испытание ума и сердца.
Примеры, после Иисуса Христа: свт. Игнатий Брянчанинов; преп. Пахомий Великий.
Плоды: Исправляя сердце, исправляем внутреннее зрение своей души. Приобретается свобода от искушений, свобода от самообмана, видение своих грехов и упование на Бога, сдержанность в радости и сохранение благоразумия в скорбях.
Тщеславию противостоит СМИРЕНИЕ
Смирение – почитание себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом, уничижение духа, трезвое видение своих грехов.
Условия стяжания:
- Справедливая оценка самого себя и понимание того, что все человеческие заслуги – дары Бога.
- Молчание.
- Смиреннословие.
- Скромное одеяние.
- Самоуничижение.
- Сокрушение о грехах.
- Последность.
- Телесные труды.
- Исполнения заповедей.
Примеры, после Иисуса Христа: преподобный Сергий Радонежский, Андрей, Христа ради юродивый
Плоды: Чем более приближаются подвижники к Богу, тем более грешными себя видят.
Есть два смирения: считать себя ниже всех и приписывать Богу свои подвиги (это совершенное смирение святых).
Гордости противостоит ЛЮБОВЬ
Любовь — венец добродетелей — совокупность совершенств, по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо́жение человека, по форме – жертвенное служение предмету любви – Богу и Его творению.
Условия стяжания: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». /Преподобный Амвросий Оптинский/
Примеры, после Иисуса Христа: Апостол Иоанн Богослов, преподобный Силуан Афонский.
Плоды: Жертвенное служение Богу и людям. Зрение в ближних образа Божия.
“Школа радости”