Рассказ о добродетелях для 4 класса

1 школьный предмет основы религиозных культур и светской этики 4 класс. сочинение небольшое в несколько предложений. 1 ответ: 3 0

Рассказ о добродетелях для 4 класса


1

Школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс. Сочинение небольшое в несколько предложений.

1 ответ:

Рассказ о добродетелях для 4 класса



3



0

Начнем с того, что добродетелью принято называть все положительные качества человека, а пороком — его отрицательные качества. Не бывает такого, чтобы в одном человеке было одно только хорошее, или одно только плохое. Всегда в любом человеке есть и то и это, и чего в человеке больше, что перевешивает — добродетель или порок, то и позволяет нам судить о самом человеке. Является ли он плохим или хорошим, добродетельным или порочным.

Пороки — это то, чего нормальный человек должен стыдиться, это жадность, злость, эгоизм, трусость, многие другие черты характера, про которые нельзя сказать ничего хорошего. Любой человек должен стараться избегать проявления этих чувств, должен стремиться к внутренней красоте, воспитывать в себе добродетели и искоренять пороки. А что же тогда добродетель? Это такие чувства как благожелательность, альтруизм, стремление помочь другому человеку, доброта, отзывчивость, верность, скромность, честность. Любое из этих чувств сделает честь человеку, все они воспеваются писателями и поэтами и к обладанию ими следует стремиться каждому человеку.

Читайте также

Рассказ о добродетелях для 4 класса

Рассказ о мальчик Мише, герое сказки «Городок в табакерке».

Миша предстает перед нами хорошим и воспитанным мальчиком. Посмотрите как он обращается к родителям: Папенька и на Вы:

Только пустите меня туда!

Это также говорит об учтивости мальчика.

Но при этом Мише свойственно обычное детское любопытство, он горит желанием узнать как устроена табакерка, как она издает свои волшебные звуки, он просится войти в нее и внимательно ее разглядывает.

Это говорит о том,что Миша любознательный, любопытный, пытливый и наблюдательный мальчик.

Этот вывод подтверждают и приключения мальчика в табакерке, он не остановился на полпути, он узнал все и познакомился со всеми ее обитателями.

При этом он проявил внимательность но неосторожность. Он все подмечал в городке, но случайно сломал пружинку. И хорошо, что это было во сне, потому что наяву Миша наверняка проявит после этого большую осторожность.

Рассказ о добродетелях для 4 класса

Благодаря своей фантазии и таланту писатель Владимир Одоевский смог превратить простую музыкальную табакерку, которую мальчик Миша получил в подарок от папы, в сказочный городок, полный странных жителей, каждый из которых выполняют свою часть общей работы.

Писатель хорошо знал как устроена музыкальная табакерка и представлял как она работает, откуда берется музыка. Но поставил перед собой задачу в простой и увлекательной манере рассказать об этом механическом чуде простым мальчикам и девочкам, для чего придумал свою сказочную историю. Он превратил детали механизма в живых обитателей табакерки и с помощью путешествия Миши мы ознакомились с их работой.

Рассказ о добродетелях для 4 класса

В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики­<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.

Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.

Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.

Вот например что сказано про пружинку:

5kWqlfPUjAGH8TeX8iYhYRNXo6fUinZr.png

Рассказ о добродетелях для 4 класса

Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:

  1. Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
  2. Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик­<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
  3. Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
  4. Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
  5. Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
  6. Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
  7. Миша просыпается. Это часть под названием Финал.

Рассказ о добродетелях для 4 класса

Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.

Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.

Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик­<wbr />а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.

Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.

А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.

Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи­<wbr />ком.

Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.

Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.

Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.

Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.

Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.

Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.

а потом пружинка лопнула и я проснулся.

КачестваКак утверждал известный герой популярного мультфильма: «Если добрый ты, то это хорошо, ну а когда наоборот — плохо!». Любой человек с самого рождения живет в обществе, начинает совершать определенные поступки и за это получать соответствующую оценку. Темой данной статьи будут являться в основном праведные и хорошие человеческие поступки, то есть людей, которые делают добро либо к этому стремятся. Что такое добродетельный человек, какие они бывают и каким образом себе можно помочь приобрести эти качества? Давайте рассмотрим.

Что такое добродетели: Общее описание

ИскушениеПорок и добродетель — для большинства людей данные определения не вполне ясны, так как в ежедневном и повседневном употреблении эти слова встречаются очень редко. Естественно, любой человек понимает, что значит хорошо и что обозначает плохо. Но, в отличие от ценностных норм, которые приняты в обществе, правил морали и этики, добродетель — это внутренняя человеческая потребность нести добро не из-за того, что «так нужно», а просто потому, что по-другому не можешь. Добродетелью также могут являться и определенные личностные качества человека, которые помогают ему отыскать в обществе свое место. К примеру, такими могут являться:

  • дружелюбие;
  • вежливость;
  • ответственность;
  • умение сопереживать и сострадать;
  • работоспособность;
  • честность и тому подобное.

Порок — это другая сторона добродетели, а верней, ее полная противоположность. Каждый поступок, который приводит к нанесению вреда окружающему миру или самому себе, считается порочным. Учитывая это, пороком можно назвать и предосудительные особенности характера человека:

  • жадность;
  • ленивость;
  • зависть;
  • лживость;
  • зазнайство и так далее.

Исследование и анализ добродетелей и пороков человека постоянно интересовали умы просвещенных мужей как в древности, так и в современном мире. Различные религиозные и философские учения составляли свою собственную их классификацию.

Добродетель в античности

Еще в Древней Греции мудрецы отмечали, что дорога к добродетели очень тяжела и сложна. Добродетель от рождения не дается, путь к ней тернист и нуждается в больших усилиях.

Исходя из философии древних греков, отличают ее следующие виды:

  • мудрость;
  • умеренность;
  • справедливость;
  • мужество.

ФилософПричем великий философ Сократ главенствующую роль отдавал такому качеству, как мудрость, а источником появления каждой добродетели считал разум. Но вот его последователь, не менее великий мудрец Платон, утверждал, что любая из добродетелей зарождается на индивидуальном свойстве души: мужество опирается на волю, а мудрость происходит от разума. Причем он также говорил, что любому сословию в обществе больше присуща какая-то конкретная добродетель — так, не нужно ожидать умеренности от правителей или воинов, а мудрости или мужества от ремесленника.

Рассматривая вопрос о том, кто это такой добродетельный человек, нужно непременно упомянуть и Аристотеля, которые разделил сущность человека на добродетель ума (дианоэтическую) и воли (этическую). Аристотель утверждал, что неразумная, чувственная часть каждого человека послушна его разумной (умственной) части. Причем добродетель определялась, как умение всегда находить «золотую середину», а отклонение же в определенную сторону от этого являлось пороком. Таким образом, это некоторое мерило между избытком или недостатком чего-либо.

Добродетель во времена ренессанса

Во времена Ренессансного гуманизма, в Средние века, virtus— добродетель — являлась основной категорией, которая определяла идеального человека. Uomo virtuoso – именно так звали людей, которые ею обладали. Данным определением охватывался огромный комплекс нравственных норм, которые приобретали все более разнообразные оттенки на протяжении времени.

Понятие про то, что такое добродетели, с одной стороны, было основано на учениях античной этики и толковалось как разумное самоограничение в физических и духовных потребностях. С другой стороны, uomo virtuoso — идеальный образ человека – незначительно смягчался идеями того времени о нераздельности духовных и земных потребностях, души и тела. Потому идеальным являлся разумный и при этом деятельный человек, так как основная обязанность каждого человека – это стремление к полезной деятельности и познанию, постоянное саморазвитие.

«Новая» эра

На протяжении времени определение о том, что такое добродетели, получало другие новые формы. Спиноза — один из основных представителей философии «новой» эпохи, утверждал, что добродетель – это польза, которую человек может привнести в окружающий мир. Но вот согласно учениям Канта, добродетель — это моральная и твердая устойчивость в соблюдении своего долга, которая, впрочем, никогда не становится привычкой, а постоянно требует осознанного выбора.

ПрезидентНебезызвестный дипломат, писатель и политический деятель Бенджамин Франклин в своей автобиографической книге определил принцип «тринадцати добродетелей», которые обязаны присутствовать у любого успешного человека:

  • скромность;
  • спокойствие;
  • умеренность;
  • справедливость;
  • трудолюбие;
  • бережливость;
  • молчание;
  • порядок;
  • искренность;
  • решительность;
  • целомудрие;
  • чистота;
  • воздержание.

В принципе, данный перечень можно продолжать еще многократно, к примеру, педантичные немцы его определяют намного большим количеством пунктов.

Добродетель в Пруссии

Прусский монархДанный список идеальных человеческих качеств философ Сократ берет свое начало со времен эпохи Просвещения и лютеранства. Понятие немецких добродетелей появилось во времена нахождения на престоле Фридриха Вильгельма Первого, который укрепил в 18 столетии внутреннее положение Пруссии. Даже на сегодняшний день остается неизвестным, по какой причине был определен именно этот набор, но масштабное следование ему принесло значительную пользу, и в истории Пруссии оставило довольно большой след. Вот как выглядят, по мнению Фридриха Вильгельма Первого, истинные человеческие добродетели:

  • любовь к порядку;
  • бережливость;
  • неподкупность;
  • искренность;
  • богобоязненность;
  • послушание;
  • усердие;
  • сдержанность;
  • честность;
  • скромность;
  • твердость;
  • верность;
  • чувство справедливости;
  • прямолинейность;
  • субординация;
  • дисциплинированность;
  • самоотверженность;
  • надежность;
  • храбрость;
  • мужество;
  • чувство долга;
  • пунктуальность.

Добродетель в христианстве

Рассматривая различные взгляды идеальных черт человеческого характера нельзя не упомянуть такое определение, как христианские добродетели. Это относительно общее определение можно поделить на две основные части:

  • теологические понятия — это учения, которые в нашу жизнь привнесли христианство;
  • кардинальные — сюда относятся четыре понятия, которые к нам пришли из античной философии.

В результате получился следующий список:

  • умеренность;
  • мужественность;
  • справедливость;
  • благоразумие;
  • вера;
  • любовь;
  • надежда.

Через время данный перечень претерпел очень большие изменения и получился новый, который собой представлял семь добродетелей, он в западном христианстве противостоял семи самым тяжелым грехам:

  • смирение;
  • терпение;
  • целомудрие;
  • кротость;
  • любовь;
  • умеренность;
  • усердие.

Внутреннее противостояние

Естественно, совершенно любой человек может определить, какой поступок принесет пользу, а какой причинит зло, но, так или иначе, порок и добродетель для многих из нас собой представляют внутренний конфликт. Сложность нравственного выбора человеку была присуща все время. «Знаю что праведно, но выбираю приятное» — этот жизненный принцип актуален и на сегодняшнее время. Так как, согласитесь, осознание понятия добродетели, ее основного смысла, еще совершенно не обозначает соответствующего поведения.

Довольно продолжительное время это положение вещей принималось как определенный парадокс. И на самом деле — понять логически, как можно жить неправедно, зная про то, что такая жизнь порочна, довольно сложно. Именно по этой причине во времена античности знание, которое не применялось на практике, не считалось таковым. Согласно Сократу и Аристотелю, когда человек осознает, что правильно, но поступает наоборот, то это обозначает, что его действия основываются не на истинном знании, а на своем собственном мнении. В этом случае человеку необходимо достигнуть настоящего знания, которое практически подтверждено.

С учетом же из христианского толкования, плохие человеческие поступки и мысли указывают на грешность его тела, а соответственно, необходимо откинуть грешную плоть, которая мешает добиться настоящей духовной гармонии, полностью отрешиться от земной рациональности и практичности. Как бы там ни было, но вне зависимости от того, понимается ли добродетель как праведность или разумность, она человеком обретается во время способности к разрешению конфликта внутри себя и осознания двойственности его натуры.

Что может сделать человека добродетельным?

Человек от самого его рождения и до самой его смерти находится в обществе себе подобных. Постигая законы, которые приняты в социуме, наблюдая за поведением остальных людей, он вырабатывает в себе определенную поведенческую модель. Получая порицание или одобрение со стороны остальных людей своих поступков, человек для себя выстраивает определенную шкалу ценностей, соблюдение которой считает для него самым приемлемым.

Признание ценности и значимости остальных людей можно считать главным этапом на пути к познанию добродетели. Невозможно ориентироваться только на свои убеждения и интересы, живя в социуме. Лишь признание ценности людей, которые живут рядом, постоянное самосовершенствование, реальная оценка своих собственных моральных качеств смогут сделать любого человека достойным для подражания.

Как традиционно определяют семь добродетелей?

Еще с древних времен художники и скульпторы свое видение добродетелей и пороков воплощали в самых разных образах. Как правило, это были изображения красивых юных девушек в длинных одеждах, которые при себе имели различные атрибуты.

К примеру, христианские добродетели, могли выглядеть таким образом:

  • Любовь — выглядела изначально как пеликан или жертвенный агнец, в каноническом искусстве выглядит как девушка с пылающим в руке сердцем или с множеством ласкающихся к ней детей. Также очень распространено еще одно изображение — женщин, которые одну руку прижимали к сердцу, а второй сеяли семена.
  • Надежда — женщина в зеленых одеяниях, склоненная в молитве, в некоторых случаях с якорем или крыльями. В другой интерпретации девушка в молитвенном жесте протягивает руки к солнцу, а возле нее находится сгорающий Феникс.
  • Еще одна добродетель — Вера — женщина в белых одеждах, которая в руках держит крест или хрустальную чашу, знаменующие смерть Иисуса. Также могла иногда изображаться со светильником или щитом в руках.
  • Благоразумие, мужество, справедливость и умеренность также были изображены в обличьях женщин.

Куда стремиться и какая добродетель лучше?

Парадоксально, но, объясняя непосредственно определение добродетели и предлагая различные пути к ее достижению, ни один из великих философов античности, а также современности достоверно так и не смог определить, что же такое наивысшая добродетель.

Китайский мыслительК примеру, Платон и Сократ утверждали, что это знание (мудрость), Конфуций — почитание старших и преданность, Аристотель — умеренность. Христианское же учение высшей добродетелью определяет любовь (чаще всего к богу). Возможно, каждый человек самостоятельно для себя может определить, какую же из этих добродетелей почитать больше остальных, так как просто невозможно достигнуть во всех направлениях идеального совершенства.

Цели:

  • Познакомить учащихся с понятиями
    «добродетель», «пороки», а также учением
    Аристотеля.
  • Развивать речь, умение общаться.
  • Воспитывать духовно-нравственные качества.

Оборудование: учебник «Основы
светской этики» под редакцией Т. Д .Шапошниковой,
портрет Аристотеля, таблички с названиями
добродетелей, цветные  карандаши.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Давайте наш урок начнём с пожелания друг
другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне
добра, мы желаем друг другу добра. Если будет
трудно – я тебе помогу.
– Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь,
что урок пройдёт увлекательно.

II. Актуализация знаний

– Ребята, что такое философия? (Это научное
знание, произошло от двух греческих слов «фило»–
любовь и «софия» – мудрость, что значит «любовь к
мудрости».)

– А кто такие философы? (Это люди, которые очень
мудры и любят рассуждать обо всём на свете.)

– Как по-другому называют философов? (Мыслители.)
– Какие философские вопросы вы придумали дома,
над чем вы задумались?
(Дети приводят примеры своих философских
вопросов.)

– Ребята, а кто дал название этике?  (Аристотель)
– Что вы узнали об Аристотеле на прошлом уроке?
– Кто образовал понятие «мораль»? (Цицерон)

III.Сообщение темы урока

Однажды китайский мудрец сказал: «Я не знаю, что
такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои
достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди
не любят во мне, – вот это и есть мои пороки».
– Как вы понимаете эти слова?
– О чём пойдёт речь на уроке?

IV. Работа над темой урока

1. Прочитайте высказывания философов, с
которыми познакомились на прошлом уроке и
определите кому они принадлежат.

«Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со
знанием дела, стройно, изящно, с достоинством при
исполнении». (Цицерон)
«Добродетель – это внутренний порядок или склад
души; порядок обретается человеком в
сознательном и целенаправленном усилии». (Аристотель)

2. Откройте учебник на стр.30. Прочитаем рассказ
В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек».

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца
изба. В ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут
люди – заворачивают к колодцу, пьют воду,
благодарят старика.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий
колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды
достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе
мужик в телеге. Под соломой у него ведро.
Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с
внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой
человек. Он достал из машины ведро, привязал к
верёвке, достал воды и напился сам, дал напиться
деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал
ведро и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил деда внук.
– И это ещё не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий
проезжий. Он достал ведро, привязал к верёвке,
набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а
ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук.
– Обыкновенный, – ответил дед.

– Про кого из проезжающих дед сказал, что
«это не человек»? Почему?
– Почему третьего проезжающего он назвал
«обыкновенным человеком»?
– Как можно назвать такого человека? (Добрым,
неравнодушным, бескорыстным.)

– Можно ли его назвать добродетельным? Кого так
называют?
– А как называется противоположность
добродетели? (Пороки.)
– Прочитайте, что такое пороки. (Стр.32)

3. Физминутка

– Давайте поиграем в игру «Добродетели и
пороки». Если я назову добродетель, то вы
прыгаете и хлопаете, если вы слышите порок –
приседаете и закрываете глаза.
Мужество, честь, хвастливость, жестокость,
скромность, милосердие, трусость, честность,
зависть, жадность, тактичность, болтливость,
правдивость, хитрость, лживость, справедливость,
эгоизм, выдержка.

4. – Говоря о добродетели, древние философы
имели в виду прежде всего лучшие качества
характера человека, те, к достижению которых
человеку следует стремиться.
Аристотель среди всех добродетелей выделил
добродетели ума и добродетели характера. Давайте
о них прочитаем в учебнике на стр. 33-34.
(Чтение текста в учебнике.)
– Ребята, а с чем у вас ассоциируется добро,
тепло, которое оно даёт? (Солнышко.)
– Давайте нарисуем солнышко с одиннадцатью
лучиками, на которых напишем одиннадцать
добродетелей характера, которые выделил
Аристотель. (Великодушие, правдивость,
мужество, умеренность, щедрость, великолепие,
честолюбие, ровность, любезность, дружелюбие,
справедливость.)

– А лучи нашего солнышка будут давать тепло
цветочку, в лепестках которого мы перечислим
добродетели ума. (Мудрость, сообразительность,
рассудительность.)

(В результате у детей в тетрадях появляется
красочная картинка: солнышко своими лучиками
согревает цветочек. А на доске: схема с
использованием табличек.)

V. Итоги урока

– Что такое добродетели?
– Что такое пороки?
– Кто такой добродетельный человек?
– Какие добродетели выделил Аристотель?
– Согласны ли вы с утверждением Марка Туллия
Цицерона: «Все, обладающие добродетелью,
счастливы»? Объясните почему.

VI. Домашнее задание

– Подобрать и записать в тетрадь три пословицы
о добродетелях. Подумайте как можно развить и
воспитать добродетели в себе. 

Урок по ОРКСЭ
(модуль « основы светской этики») УМК: «Перспективная начальная школа»
Тема:
«Добродетели благородства и справедливости»

  • Разработала:
  • Алина Яковлевна Корогод
  • МБОУ СОШ № 28
  • 2017

Класс: 4 А
УМК: «Перспективная начальная школа»

  • Учебный предмет: основы религиозной культуры и светской этики
  • Модуль: Основы светской этики
  • Авторы учебника: Т.Д.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева
  • Авторы программы: Т.Д.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева
  •  

Раздел 2

Человек и мир

Урок 8

Добродетели благородства и справедливости

  • Тип урока:
  • Первичное представление новых знаний
  • (по Розе Гельфановне Чураковой )

Предметные результаты базовый уровень

  • Ученики узнают,
  • Почему так важны добродетели благородства и справедливости;
  • Почему китайский мудрец Конфуций считал их наиважнейшими среди других добродетелей;
  • В каких качествах человека проявляются эти важнейшие добродетели

Предметные результаты
повышенный уровень

  • Ученики получат возможность составить частное представление о главных понятиях урока

ТДЦ: формировать у младших школьников представление о добродетели благородства и справедливости ;познакомить с высказываниями китайского мудреца Конфуция; воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

  • Задачи урока:
  • формирование УУД:
  • воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов и видеофильма;
  • проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
  • создавать по изображениям словесный портрет героя;
  • описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, фильма;
  • высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
  • оценивать поступки реальных лиц, героев произведений.

Организационный процесс
 

  • Упражнение на создание благоприятной атмосферы урока: «Улыбка»
  • Дети, у вас улучшилось настроение?
  • Почему оно стало лучше?
  • Что дарит улыбка?
  • Почему надо чаще улыбаться?
  • Может злой человек совершать добрые поступки?

Актуализация знаний в начале урока
Опрос по прошлому уроку по теме «Добродетели и пороки»

  • Приведи примеры, когда добродетель может перерасти в порок.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ КИТАЙСКОГО МУДРЕЦА КОНФУЦИЯ

  • 1.«Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их».
  • 2.«Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков».
  • 3. «Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие».
  • Прием «Карта группового сознания»

Обсудим

  • Как вы поняли смысл этих высказываний?
  • Подумайте, на какие «вечные вопросы» отвечал Конфуций своим учением.

Основные понятия учения

  • Гуманность (из словаря) – любовь к людям, уважение к человеческой личности, признание за каждым без исключения человеком общечеловеческих прав.
  • Благопристойность (из словаря) – соответствие поведения человека принятым в обществе правилам, морали, нормам приличия.
  • Объясните, как вы понимаете значение слова «благородный».
  • Какого человека можно назвать благородным?
  • Согласны вы с тем, что благородный человек – это человек гуманный и благопристойный?

Обсудим текст

  • Опишите, каким представлял Конфуций благородного мужа.
  • Кого он ему противопоставлял?
  • Подумайте, с каким из этих двух типов людей приятнее общаться, дружить, жить в одном доме, городе. Почему?

Притча «Благородная мышка»
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

  • Повадилась мышка сыр из мышеловки таскать.
  • Да так ловко, что ни разу не попалась!
  • Но еще более удивительным было то, что сыр, который лежал на столе, она никогда не трогала и питалась только тем, что в мышеловке.
  • — Почему? — спросила, поймав ее, кошка.
  • — Да не хочу хозяевам досаждать! — ответила та. — Мне ведь и моего хватает…
  • «Надо же, какая благородная мышка!»- подумала кошка и, отпустив ее, обо всем рассказала хозяйке.

Чем закончится притча?

  • С тех пор вместо мышеловки на полу стояла маленькая мисочка, в которой лежал кусочек сыра для мышки.
  • Все дело в том, что хозяева — тоже были благородными!

Обсудим

  • Можно мышку назвать благородной?
  • Почему?
  • Почему хозяева были благородными?

Просмотр мультфильма
Притча о добром самарянине.mp4
Как бы поступили вы на месте в такой ситуации?
Были у вас похожие случаи, когда вам приходилось стоять перед выбором «нельзя и надо»?

Подведение итогов занятия

  • Какую тему проходили сегодня на уроке?
  • («Добродетели благородства и справедливости»)

Информация о домашнем задании

  • Поиграем в сказочников. Написать сказку о справедливости, оформить ее в виде книжки-малышки с иллюстрациями.(по желанию).
  •  

Рефлексия

  • Вам понравился урок?
  • Прием «Мое желание»
  • Цель : определить ожидания и опасения учащихся при работе над темой.
    Благодаря общению в парах ученики чувствуют себя уверенно и комфортно.
  • Напишите на стикере один благородный поступок, который вы хотели бы когда-нибудь совершить. Соберем все записки в волшебную коробочку и в конце 11 класса откроем и узнаем удалось ли вам совершить свой поступок.

Контроль за процессом и
результатом деятельности

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какой опыт приобрели в учебной деятельности?
  • Что было самым трудным на уроке?
  • Что считаете самым важным, главным, интересным?
  • Что вы поняли?
  • Какие мысли, идеи появились?
  • — Вы сами решали задания?
  • — Вы справились с этими заданиями?
  • — Мы достигли цели?!
  • Какое у вас настроение?

Соста­вил про­то­и­е­рей Алек­сандр Зеле­ненко для слу­ша­те­лей курса “Основы пра­во­слав­ной веры и духов­ной жизни” взрос­лых групп Вос­крес­ной школы Спасо-Пар­го­лов­ского храма.

Оглав­ле­ние

  • Доб­ро­де­тель как осно­ва­ние доб­ро­де­тель­ной жизни
  • Опре­де­ле­ние поня­тия «доб­ро­де­тель»
  • Доб­ро­де­тель в трех зна­че­ниях
    • Пояс­не­ние
  • Доб­ро­де­тель в двух зна­че­ниях
  • Доб­ро­де­тель – Бого­че­ло­ве­че­ское дей­ствие
  • Истин­ная доб­ро­де­тель — награда сама по себе
  • Виды доб­ро­де­те­лей
  • Вза­и­мо­связь доб­ро­де­те­лей
  • О воз­рас­тах доб­ро­де­тель­ной жизни хри­сти­ан­ской
  • Глав­ные стра­сти и про­ти­во­по­лож­ные им доб­ро­де­тели
    • Чре­во­уго­дию про­ти­во­стоит ВОЗ­ДЕР­ЖА­НИЕ
    • Блуд­ной стра­сти про­ти­во­стоит ЦЕЛО­МУД­РИЕ
    • Среб­ро­лю­бию про­ти­во­стоит НЕС­ТЯ­ЖА­НИЕ
    • Гневу про­ти­во­стоит КРО­ТОСТЬ
    • Печали про­ти­во­стоит ПОКА­Я­НИЕ
    • Унынию про­ти­во­стоит ТРЕЗ­ВЕ­НИЕ
    • Тще­сла­вию про­ти­во­стоит СМИ­РЕ­НИЕ
    • Гор­до­сти про­ти­во­стоит ЛЮБОВЬ

Доб­ро­де­тель как осно­ва­ние доб­ро­де­тель­ной жизни

Корень доб­ро­де­тель­ной жизни есть рев­ность к бого­уго­жде­нию, по кото­рой чело­век все обра­щает к славе Божией и ничему, кроме Его закона, не поко­ря­ется.

Доб­ро­де­тель – есть посто­янно рев­ност­ное попе­че­ние о точном испол­не­нии закона Божия, осно­ван­ное на вере и оду­шев­ля­е­мое любо­вью и бла­го­го­ве­нием к Богу.

Опре­де­ле­ние поня­тия «доб­ро­де­тель»

Доброде́тель — фило­соф­ский и рели­ги­оз­ный термин, озна­ча­ю­щий поло­жи­тель­ное нрав­ствен­ное свой­ство харак­тера опре­де­лён­ного чело­века, опре­де­ля­е­мое его волей и поступ­ками; посто­ян­ное дея­тель­ное направ­ле­ние воли к испол­не­нию нрав­ствен­ного закона (запо­ве­дей). Явля­ется анто­ни­мом слова «грех». /Фило­соф­ский сло­варь/

Доб­ро­де­тель есть опре­де­лен­ный Богом образ внут­рен­него рас­по­ло­же­ния чело­века, вле­ку­щий его к дела­нию добра. Доб­ро­де­тели заклю­чают в себе как добрые дела чело­века, так и доброе рас­по­ло­же­ния его души, из кото­рого про­ис­хо­дят сами дела. Кратко можно ска­зать, что доб­ро­де­тель – это добро, вошед­шее в при­вычку.

Доб­ро­де­тели – это бого­по­доб­ные свой­ства чело­века, кото­рые дея­тельно про­яв­ля­ются в его жизни.

Доб­ро­де­тель не что иное есть как испол­не­ние воли Божией. /преп. Симеон Новый Бого­слов/

Доб­ро­де­тель есть всякое слово, дело и помыш­ле­ние, соглас­ное с Зако­ном Божиим. /Свт. Тихон Задон­ский/

Доб­ро­де­тель в трех зна­че­ниях

  1. стрем­ле­ние духа к добру, хри­сти­ан­ски доб­ро­де­тель­ное настро­е­ние духа;
  2. разные добрые рас­по­ло­же­ния воли и сердца;
  3. каждое отдель­ное доброе дело. /Свя­ти­тель Феофан/

А есть ли у злых про­яв­ле­ний чело­ве­че­ской при­роды подоб­ная схо­жесть?

Да, есть:

  1. стрем­ле­ние и скло­не­ние чело­ве­че­ского духа ко злу
  2. злоб­ные рас­по­ло­же­ния воли и сердца чело­ве­че­ского
  3. каждое отдель­ное злое дей­ствие, посту­пок и навык

Пояс­не­ние

  1. Стрем­ле­ние к добру есть то же, что стрем­ле­ние пре­бы­вать в Боге, или жажда бого­об­ще­ния.
    Хри­сти­ан­ски доб­ро­де­тель­ным настро­е­нием духа, будет: жажда и сила пре­бы­вать в обще­нии с Богом посто­ян­ным, полным и все­гдаш­ним испол­не­нием Его воли с помо­щью бла­го­дати и с верою в Гос­пода, по силе и обету Кре­ще­ния.
  2. Доброе рас­по­ло­же­ние есть чув­ство или любовь к добрым (бого­угод­ным) делам, лежа­щее в осно­ва­нии их.
  3. Всякое испол­не­ние запо­веди над­ле­жа­щим обра­зом, то есть с исти­ною целью, во славу Божию по вере в Гос­пода и с закон­ными обсто­я­тель­ствами, есть доброе дело. Всякое доброе дело, лишь тогда добро, если тво­рится для Бога и во славу Божию.

Доб­ро­де­тель в двух зна­че­ниях

  1. Во внеш­нем аспекте – доб­ро­де­тель как доброе дело (подать мило­стыню, про­стить обид­чика, вытер­петь иску­ше­ние)
  2. Во внут­рен­нем аспекте – доб­ро­де­тель как духовно-нрав­ствен­ное состо­я­ние лич­но­сти («он крот­кий», «она мило­сти­вая»…)

«Должно назы­вать доб­рыми делами — дей­ствия по запо­веди, а доб­ро­де­те­лями – уко­ре­нив­ши­еся навы­ком добрые рас­по­ло­же­ния души» /преп. Гри­го­рий Синаит/

Истин­ная доб­ро­де­тель состоит в том, чтобы

  • поко­рять свою волю, воле Божией и
  • побеж­дать благим — злое,
  • побеж­дать сми­ре­нием гор­дость,
  • кро­то­стью и тер­пе­нием – гнев,
  • любо­вью – нена­висть.

Это есть хри­сти­ан­ская победа, более слав­ная, чем победа над наро­дами.

Этого тре­бует от нас Бог: «Не будь побеж­ден злом, но побеж­дай зло добром» (Рим.12:21) /Свт. Тихон Задон­ский/

Доб­ро­де­тель – Бого­че­ло­ве­че­ское дей­ствие

«Каждая еван­гель­ская доб­ро­де­тель соткана из дей­ствия бла­го­дати Божией и чело­ве­че­ского сво­бод­ного воле­из­во­ле­ния; каждая из доб­ро­де­те­лей – это Бого­че­ло­ве­че­ское дей­ствие, Бого­че­ло­ве­че­ский факт» /Пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич)/

Источ­ник любой доб­ро­де­тели – Бог /Марк Подвиж­ник/.

Доб­ро­де­тели – не наша соб­ствен­ность и заслуга: их дарует Бог. Сколько бы ты ни тру­дился, сколько бы ни ста­рался – не считай доб­рого дела своим, потому что если бы ты не полу­чил помощи свыше, все труды твои были бы напрасны. /Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст/

Истин­ная доб­ро­де­тель — награда сама по себе

“Где истин­ная доб­ро­де­тель, там и любовь;
где любовь, там добрая и спо­кой­ная совесть,
где спо­кой­ная совесть, там мир и покой,
где мир и покой, там уте­ше­ние и радость”. /Свт. Тихон Задон­ский/

Доб­ро­де­тель – путь в Цар­ство Небес­ное.

Цель доб­ро­де­тели — при­бли­же­ние к Богу.

“Если душа совер­шает добрые дела, Дух Святой оби­тает в ней”. /Пре­по­доб­ный авва Исаия/

“Доб­ро­де­тель достав­ляет истин­ную сво­боду”. /Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст/

“Душа каж­дого из нас подобна лам­паде, дела­ние добра елею, любовь – фитиль, на кото­ром почи­вает, как свет, бла­го­дать Боже­ствен­ного Духа. Когда же недо­стает елея, то есть доб­ро­де­ла­ния, то любовь исся­кает и свет Боже­ствен­ной бла­го­дати… гаснет, потому что доб­ро­де­тель и любовь, исче­зая, уносят с собой и бла­го­дат­ные даро­ва­ния. Когда же Бог отвра­щает лицо Свое, насту­пает полный мрак”. /Свт. Гри­го­рий Палама/

“Три доб­ро­де­тели служат при­зна­ком дости­же­ния спа­се­ния:

а) рас­суж­де­ние, раз­ли­ча­ю­щее добро от зла во всех слу­чаях;
б) бла­го­вре­мен­ное преду­смот­ре­ние и добра, и зла (с отло­же­нием от зла);
в) сво­бода от внеш­него вли­я­ния (спо­соб­ного вос­пре­пят­ство­вать спа­се­нию)” /Авва Исаия/

“У кого есть тру­до­лю­би­вая Марфа — все­сто­рон­нее доб­ро­де­ла­ние, и Мария, сидя­щая у ног Иисуса, — вни­ма­тель­ное и теплое обра­ще­ние к Гос­поду всем серд­цем, к тому Сам Гос­подь придет и вос­кре­сит Лазаря – его дух, и раз­ре­шит его от всех уз душев­ных и телес­ных. Тогда нач­нется у него поис­тине новая жизнь – бес­те­лес­ная в теле и незем­ная на земле. И это будет истин­ное вос­кре­се­ние в духе прежде буду­щего вос­кре­се­ния с телом!” /Свт. Феофан Затвор­ник/

Виды доб­ро­де­те­лей

Суще­ствует мно­же­ство хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей, и мно­же­ство клас­си­фи­ка­ций их.

Иногда доб­ро­де­тели раз­де­ляют на высшие и началь­ные.

  • Началь­ные: вера, пока­я­ние, тер­пе­ние, кро­тость, надежда, послу­ша­ние, воз­дер­жа­ние, мило­сер­дие, молитва, цело­муд­рие и др.
  • Высшие: непре­стан­ная молитва, сми­ре­ние, любовь, бес­стра­стие, дар духов­ного рас­суж­де­ния и др.

Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Синаит раз­де­ляет доб­ро­де­тели на: дея­тель­ные, есте­ствен­ные и боже­ствен­ные

  • Дея­тель­ные суть дело бла­гого про­из­во­ле­ния
  • Есте­ствен­ные про­ис­хо­дят от сло­же­ния
  • Боже­ствен­ные – от бла­го­дати

Три глав­ней­шие доб­ро­де­тели: воз­дер­жа­ние, нес­тя­жа­тель­ность и сми­ре­ние; пять за ними сле­ду­ю­щих: чистота, кро­тость, радость, муже­ство и само­уни­чи­же­ние, – и потом весь ряд прочих доб­ро­де­те­лей.

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин делит доб­ро­де­тели на телес­ные, душев­ные и духов­ные

Телес­ные доб­ро­де­тели – это:

а) воз­дер­жа­ние (пост),
б) молит­вен­ное бдение (молит­вен­ное пра­вило и бого­слу­же­ние),
в) физи­че­ский труд по само­обес­пе­че­нию и послу­ша­нию; и др. аске­ти­че­ские подвиги на благо ближ­них, тре­бу­ю­щие физи­че­ских (телес­ных) усилий над собой.

Душев­ные: доб­рота, про­стота, почти­тель­ность, спра­вед­ли­вость, вели­ко­ду­шие, мило­сер­дие, щед­рость, бла­го­род­ство, муже­ство.

Духов­ные: рас­су­ди­тель­ность, цело­муд­рие, от кото­рых рож­да­ются вера, надежда, любовь, сми­ре­ние, кро­тость, тер­пе­ние, прав­до­лю­бие, сво­бода, состра­да­тель­ность, бого­бо­яз­нен­ность, бла­го­дар­ность, уми­ле­ние, бла­го­го­ве­ние.

Телес­ные доб­ро­де­тели должны слу­жить душев­ным, душев­ные — духов­ным, а духов­ные — бого­по­зна­нию. /Преп. Нил Синай­ский/

Часто выде­ляют доб­ро­де­тели есте­ствен­ные и сверхъ­есте­ствен­ные.

Есте­ствен­ные (свой­ствен­ные чело­ве­че­ской при­роде (по есте­ству), в силу бого­об­раз­но­сти), такие как: чело­ве­че­ское бла­го­ра­зу­мие, мило­сер­дие, спра­вед­ли­вость; чело­ве­че­ская бла­го­дар­ность, щед­рость, снис­хо­ди­тель­ность.

Сверхъ­есте­ствен­ные – Еван­гель­ские доб­ро­де­тели. «Какие рас­по­ло­же­ния в сердце должно иметь хри­сти­а­нину, ука­зы­вают изре­че­ния Христа Спа­си­теля о бла­жен­ствах, именно: сми­ре­ние, сокру­ше­ние, кро­тость, прав­до­лю­бие и исти­но­лю­бие, мило­сти­вость, чисто­сер­де­чие, миро­лю­бие и тер­пе­ние» /свт. Феофан Затвор­ник/

«Плод же духа: любовь, радость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, мило­сер­дие, вера, кро­тость, воз­дер­жа­ние. На тако­вых нет закона», т.е. они про­ис­те­кают свыше, от Бога, по дару бла­го­дати, а не от сле­до­ва­ния только закону (Гал. 5:22-23).

Все хри­сти­ан­ские (еван­гель­ские) доб­ро­де­тели заклю­чены в испол­не­нии двух наи­глав­ней­ших запо­ве­дей – любви к Богу всем серд­цем, разу­ме­нием и силами души, и к ближ­нему как самому себе. (Иерар­хи­че­ская три­ме­рия любви).

После гре­хо­па­де­ния хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели не свой­ственны чело­веку. Они стали выше­есте­ствен­ными.

Хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели бес­ко­нечно пре­вос­хо­дят извест­ные чело­ве­че­ству мораль­ные прин­ципы.

В Еван­ге­лии Хри­стос учит кро­то­сти, запре­щая мщение вплоть до совер­шен­ного незло­бия и любви к врагам. Еван­гель­ская кро­тость – это призыв к тер­пе­нию оскорб­ле­ний и гоне­ний с молит­вой за врагов, подоб­ной той, какую явил Сам Бог на Кресте: «Отче прости им, ибо не ведают, что творят».

В Еван­ге­лии Хри­стос запо­ве­дует нес­тя­жа­ние не просто как доволь­ство необ­хо­ди­мым, но и как мило­сер­дие к нищим, готов­ность отдать нуж­да­ю­ще­муся все.

В Еван­ге­лии Хри­стос запо­ве­дует цело­муд­рие не только в виде отказа от рас­тли­тель­ных дей­ствий, но и от самих помыш­ле­ний.

Глу­бина хри­сти­ан­ского сми­ре­ния должна про­сти­раться до неосуж­де­ния ближ­него, про­ще­ния его грехов.

Хри­стос гово­рит о любви к Богу, выра­жа­ю­щейся в отло­же­нии всех сует­ных дел ради позна­ния Бога, непре­стан­ной молитвы и даже муче­ни­че­ского испо­ве­да­ния веры.

Для при­об­ре­те­ния хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей чело­век должен под­ви­заться, при­ла­гать усилия по борьбе со своими стра­стями и падшим есте­ством. Цар­ствие Божие нудится, и нужд­ницы вос­хи­щают его (Мф.11:12)

Но итог подвига зави­сит от бла­го­дати Духа Свя­того, все­ля­ю­щейся в чело­века, пре­об­ра­жа­ю­щей и обнов­ля­ю­щей чело­ве­че­ское есте­ство, пода­ю­щей ему силу испол­нить запо­ведь и тво­рить добро.

Вза­и­мо­связь доб­ро­де­те­лей

“Все доб­ро­де­тели свя­заны между собой, как звенья в духов­ной цепи, и одна от другой зави­сят”. /Пре­по­доб­ный Мака­рий Еги­пет­ский/

«Все доб­ро­де­тели хороши, но надобно, чтобы они имели голову и ноги, подобно телу. Ноги доб­ро­де­тели — сми­рен­но­муд­рие, а голова — любовь. Под любо­вью нахо­дятся: состра­да­ние, мило­сти­вость, щед­рость, незло­бие, вели­ко­ду­шие, бла­го­тво­ри­тель­ность и чело­ве­ко­лю­бие, кото­рые вместе с нею чело­века делают богом по бла­го­дати» /Свт. Амвро­сий Медио­лан­ский/

Совет жела­ю­щим стя­жать доб­ро­де­тели: не сле­дует браться сразу за стя­жа­ние всех доб­ро­де­те­лей или несколь­ких, но надо выбрать прежде одну, над при­об­ре­те­нием кото­рой будешь тру­диться, а затем – другую.

Для при­об­ре­те­ния доб­ро­де­тели нужны:

  • правая вера
  • доб­ро­во­лие
  • созна­тель­ность
  • рас­су­ди­тель­ность
  • любовь
  • воз­дер­жа­ние и само­об­ла­да­ние
  • уме­рен­ность во всём
  • духов­ная рев­ность
  • пока­я­ние
  • бого­по­доб­ное сми­ре­ние
  • послу­ша­ние воле Божией (и Его Запо­ве­дям)

О воз­рас­тах доб­ро­де­тель­ной жизни хри­сти­ан­ской

Мла­ден­че­ский воз­раст

Это период от начала жизни хри­сти­ан­ской до обра­зо­ва­ния порядка этой жизни и правил хри­сти­ан­ского дей­ство­ва­ния вообще.

У св. Иоанна Лествич­ника при­пи­сы­ва­ются ново­на­чаль­ным пре­иму­ще­ственно телес­ные подвиги: пост, вре­тище, пепел, мол­ча­ние, труд, бдение, слезы и др.

Юно­ше­ский воз­раст

Это время борьбы и подвига над иско­ре­не­нием стра­стей и насаж­де­нием добрых рас­по­ло­же­ний.

У св. Иоанна Лествич­ника этому воз­расту при­пи­сы­ва­ются пре­иму­ще­ственно подвиги душев­ные: нет­ще­сла­вие, без­гне­вие, бла­го­на­де­жие, крот­кое уве­ща­ние, непо­роч­ная молитва, несреб­ро­лю­бие.

Муже­ский воз­раст

Это время, когда внут­рен­няя борьба ути­хает, и чело­век начи­нает вку­шать покой и сла­дость духов­ных благ.

Св. Иоанн Лествич­ник усво­яет им пре­иму­ще­ственно жизнь в духе и пре­бы­ва­ние непо­движ­ное в Боге: непо­ра­бо­щен­ное сердце, совер­шен­ную любовь, умом из мира выступ­ле­ние и во Христа внед­ре­ние, небес­ного света в душе и мыслей во время молитвы нерас­хи­ще­ние, обилие Божия про­све­ще­ния, жела­ние смерти, нена­ви­де­ние жизни, небес­ных тайн вме­ще­ние, власть над бесами, неис­по­ве­ди­мых Божиих судеб хра­не­ние и пр.

Пре­де­лов воз­рас­та­ния в доб­ро­де­тель­ной жизни нет, ибо запо­ве­дано быть «совер­шен­ными, якоже Отец Небес­ный совер­шен есть» (Мф.5:48).

Глав­ные стра­сти и про­ти­во­по­лож­ные им доб­ро­де­тели

Восемь глав­ных стра­стей: чре­во­уго­дие, блуд, среб­ро­лю­бие, гнев, печаль, уныние, тще­сла­вие, гор­дость.

Восемь глав­ных доб­ро­де­те­лей: воз­дер­жа­ние, цело­муд­рие, нес­тя­жа­ние, кро­тость, пока­я­ние, трез­ве­ние, сми­ре­ние, любовь.

Чре­во­уго­дию про­ти­во­стоит ВОЗ­ДЕР­ЖА­НИЕ

Воз­дер­жа­ние – удер­жа­ние жела­ний, не согла­су­ю­щихся с волей Божией.

Усло­вия стя­жа­ния: Объ­ек­том воз­дер­жа­ния могут быть: 1) пороч­ные стра­сти и гре­хов­ные вле­че­ния чело­ве­че­ской при­роды и 2) ее есте­ствен­ные нужды и необ­хо­ди­мые потреб­но­сти. С 1‑м тре­бу­ется бес­по­щад­ная борьба, а 2‑е должно под­чи­нить духу и удер­жи­вать в разум­ных пре­де­лах.

При­меры, после Иисуса Христа: пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский, пре­по­доб­ный Гера­сим Иор­дан­ский.

Плоды: Тело должно поко­риться душе, а душа — духу.

Воз­дер­жа­ние явля­ется родо­на­чаль­ной, основ­ной по отно­ше­нию к другим доб­ро­де­те­лям.

Блуд­ной стра­сти про­ти­во­стоит ЦЕЛО­МУД­РИЕ

Цело­муд­рие – совер­шен­ное под­чи­не­ние тела душе, чистота души и тела.

Усло­вия стя­жа­ния: Начало цело­муд­рия – ум, не колеб­лю­щийся от блуд­ных помыс­лов и меч­та­ний. Укло­не­ние от сла­до­страст­ных бесед, сквер­ных слов, хра­не­ние чувств, осо­бенно зрения, слуха и ося­за­ния. Телес­ные труды. Пост, молитва. Избе­гать всего, что может поло­жить и малей­шее пятно на чистоту души.

Цело­муд­рие есть воз­дер­жа­ние и пре­одо­ле­ние (всяких) похо­тей борь­бою.

При­меры, после Иисуса Христа: Бого­ро­дица, Рав­ноап­о­столь­ная Фекла, муче­ница Пела­гея дева, бла­го­вер­ная кня­гиня Иули­а­ния Вязем­ская.

Плоды: Телес­ная и духов­ная чистота.

Среб­ро­лю­бию про­ти­во­стоит НЕС­ТЯ­ЖА­НИЕ

Нес­тя­жа­ние – удо­вле­тво­ре­ние себя (одним) только необ­хо­ди­мым.

Усло­вия стя­жа­ния: Люб­ле­ние еван­гель­ской нищеты.

При­меры, после Иисуса Христа: пре­по­доб­ный Нил Сор­ский, бла­жен­ная Ксения Петер­бург­ская.

Плоды: Мило­сер­дие к нищим, пре­зре­ние к рос­коши, готов­ность отдать послед­нее.

Гневу про­ти­во­стоит КРО­ТОСТЬ

Доб­ро­де­тель кро­то­сти заклю­ча­ется в совер­шен­ном без­гне­вии и непо­движ­ном устро­е­нии души, пре­бы­ва­ю­щей оди­на­ко­вой при бес­че­стиях и похва­лах.

Усло­вия стя­жа­ния: Послу­ша­ние. Испра­ши­ва­ние помощи у Бога. Само­уко­ре­ние.

При­меры, после Иисуса Христа: пре­по­доб­ный Павел Пре­про­стый, свя­ти­тель Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский

Плоды: Тер­пе­ние, без­гне­вие, воз­мож­ность при оскорб­ле­ниях от ближ­него без сму­ще­ния и искренно о нем молиться.

Печали про­ти­во­стоит ПОКА­Я­НИЕ

Пока­я­ние — фун­да­мен­таль­ная пере­мена в жизни: от про­из­вольно-гре­хов­ной, само­лю­би­вой и само­до­ста­точ­ной к житию по запо­ве­дям Божиим, в любви и стрем­ле­нии к Богу.

Усло­вия стя­жа­ния: Совер­ше­ние в тече­ние всей чело­ве­че­ской жизни, (нико­гда не бывает излиш­ним)

При­меры, после Иисуса Христа: Авва Сисой Вели­кий, Апо­стол Петр

Плоды: Виде­ние своей гре­хов­но­сти, появ­ле­ние жела­ния слу­жить ближ­ним, нрав ста­но­вится непри­твор­ным и нели­це­мер­ным. Пере­ход на каче­ственно иной образ мыслей.

Унынию про­ти­во­стоит ТРЕЗ­ВЕ­НИЕ

С одной сто­роны, трез­ве­ние есть вни­ма­ние к спа­се­нию души среди скор­бей и иску­ше­ний пре­хо­дя­щего мира, про­ти­во­сто­я­щее рас­се­ян­но­сти и лено­сти.

С другой сто­роны, трез­ве­ние – это пра­виль­ная (здра­вая) оценка своих сил и своего духов­ного состо­я­ния, осно­ван­ная на позна­нии своей немощи и упо­ва­нии на Боже­ствен­ную бла­го­дать.

Усло­вия стя­жа­ния: Хра­не­ние ума от помыс­лов и сер­деч­ное без­мол­вие. Еже­днев­ное испы­та­ние ума и сердца.

При­меры, после Иисуса Христа: свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов; преп. Пахо­мий Вели­кий.

Плоды: Исправ­ляя сердце, исправ­ляем внут­рен­нее зрение своей души. При­об­ре­та­ется сво­бода от иску­ше­ний, сво­бода от само­об­мана, виде­ние своих грехов и упо­ва­ние на Бога, сдер­жан­ность в радо­сти и сохра­не­ние бла­го­ра­зу­мия в скор­бях.

Тще­сла­вию про­ти­во­стоит СМИ­РЕ­НИЕ

Сми­ре­ние – почи­та­ние себя греш­ни­ком, не сде­лав­шим ничего доб­рого перед Богом, уни­чи­же­ние духа, трез­вое виде­ние своих грехов.

Усло­вия стя­жа­ния:

  1. Спра­вед­ли­вая оценка самого себя и пони­ма­ние того, что все чело­ве­че­ские заслуги – дары Бога.
  2. Мол­ча­ние.
  3. Сми­рен­но­сло­вие.
  4. Скром­ное оде­я­ние.
  5. Само­уни­чи­же­ние.
  6. Сокру­ше­ние о грехах.
  7. Послед­ность.
  8. Телес­ные труды.
  9. Испол­не­ния запо­ве­дей.

При­меры, после Иисуса Христа: пре­по­доб­ный Сергий Радо­неж­ский, Андрей, Христа ради юро­ди­вый

Плоды: Чем более при­бли­жа­ются подвиж­ники к Богу, тем более греш­ными себя видят.

Есть два сми­ре­ния: счи­тать себя ниже всех и при­пи­сы­вать Богу свои подвиги (это совер­шен­ное сми­ре­ние святых).

Гор­до­сти про­ти­во­стоит ЛЮБОВЬ

Любовь — венец доб­ро­де­те­лей — сово­куп­ность совер­шенств, по про­ис­хож­де­нию есть дар Духа Свя­того, по своей сущ­но­сти – обо́жение чело­века, по форме – жерт­вен­ное слу­же­ние пред­мету любви – Богу и Его тво­ре­нию.

Усло­вия стя­жа­ния: «Если ты нахо­дишь, что в тебе нет любви, а жела­ешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сна­чала без любви. Гос­подь увидит твое жела­ние и ста­ра­ние и вложит в сердце твое любовь». /Пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский/

При­меры, после Иисуса Христа: Апо­стол Иоанн Бого­слов, пре­по­доб­ный Силуан Афон­ский.

Плоды: Жерт­вен­ное слу­же­ние Богу и людям. Зрение в ближ­них образа Божия.

“Школа радо­сти”

  • Рассказ о дне рождении на английском
  • Рассказ о добре и зле 4 класс светская этика
  • Рассказ о добром поступке 4 класс орксэ
  • Рассказ о догадливом рыбаке 6 класс упражнение 196
  • Рассказ о добрыне никитиче на английском языке с переводом