Рассказ о добродетели для светской этики 4 класс

Слайд 1 текст слайда: урок по орксэ модуль основы светской этики умк: перспективная начальная школа тема: добродетели благородства и
Слайд 1

Урок по ОРКСЭ (модуль « основы светской этики») УМК: «Перспективная начальная школа» Тема:

Текст слайда:

Урок по ОРКСЭ
(модуль « основы светской этики») УМК: «Перспективная начальная школа»
Тема:
«Добродетели благородства и справедливости»

Разработала:
Алина Яковлевна Корогод
МБОУ СОШ № 28
2017


Слайд 2

Класс: 4 А УМК: «Перспективная начальная школа»Учебный предмет: основы религиозной культуры и светской этикиМодуль: Основы светской этикиАвторы

Текст слайда:

Класс: 4 А
УМК: «Перспективная начальная школа»

Учебный предмет: основы религиозной культуры и светской этики
Модуль: Основы светской этики
Авторы учебника: Т.Д.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева
Авторы программы: Т.Д.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева
 


Слайд 3

Раздел 2 Человек и мир Урок 8 Добродетели благородства и справедливостиТип урока: Первичное представление новых знаний(по

Текст слайда:

Раздел 2
Человек и мир
Урок 8
Добродетели благородства и справедливости

Тип урока:
Первичное представление новых знаний
(по Розе Гельфановне Чураковой )


Слайд 4

Предметные результаты базовый уровень Ученики узнают, Почему так важны добродетели благородства

Текст слайда:

Предметные результаты базовый уровень

Ученики узнают,
Почему так важны добродетели благородства и справедливости;
Почему китайский мудрец Конфуций считал их наиважнейшими среди других добродетелей;
В каких качествах человека проявляются эти важнейшие добродетели


Слайд 5

Предметные результаты

Текст слайда:

Предметные результаты
повышенный уровень

Ученики получат возможность составить частное представление о главных понятиях урока


Слайд 6

ТДЦ: формировать у младших школьников представление о добродетели благородства и справедливости ;познакомить с

Текст слайда:

ТДЦ: формировать у младших школьников представление о добродетели благородства и справедливости ;познакомить с высказываниями китайского мудреца Конфуция; воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Задачи урока:
формирование УУД:
воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов и видеофильма;
проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
создавать по изображениям словесный портрет героя;
описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, фильма;
высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
оценивать поступки реальных лиц, героев произведений.


Слайд 7

Организационный процесс   Упражнение на создание благоприятной атмосферы урока: «Улыбка»Дети, у вас улучшилось настроение? Почему оно стало

Текст слайда:

Организационный процесс
 

Упражнение на создание благоприятной атмосферы урока: «Улыбка»
Дети, у вас улучшилось настроение?
Почему оно стало лучше?
Что дарит улыбка?
Почему надо чаще улыбаться?
Может злой человек совершать добрые поступки?


Слайд 8

Актуализация знаний в начале урока Опрос по прошлому уроку по теме «Добродетели и пороки»Приведи примеры, когда добродетель

Текст слайда:

Актуализация знаний в начале урока
Опрос по прошлому уроку по теме «Добродетели и пороки»

Приведи примеры, когда добродетель может перерасти в порок.


Слайд 9

ВЫСКАЗЫВАНИЯ КИТАЙСКОГО МУДРЕЦА КОНФУЦИЯ1.«Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их».2.«Если у тебя не будет дурных

Текст слайда:

ВЫСКАЗЫВАНИЯ КИТАЙСКОГО МУДРЕЦА КОНФУЦИЯ

1.«Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их».
2.«Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков».
3. «Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие».
Прием «Карта группового сознания»


Слайд 10

Обсудим Как вы поняли смысл этих высказываний?Подумайте, на какие «вечные вопросы» отвечал Конфуций своим учением.

Текст слайда:

Обсудим

Как вы поняли смысл этих высказываний?
Подумайте, на какие «вечные вопросы» отвечал Конфуций своим учением.


Слайд 11

Основные понятия учения Гуманность (из словаря) – любовь к людям, уважение к человеческой личности, признание за каждым

Текст слайда:

Основные понятия учения

Гуманность (из словаря) – любовь к людям, уважение к человеческой личности, признание за каждым без исключения человеком общечеловеческих прав.
Благопристойность (из словаря) – соответствие поведения человека принятым в обществе правилам, морали, нормам приличия.


Слайд 12

Объясните, как вы понимаете значение слова «благородный».Какого человека можно назвать благородным?Согласны вы с тем, что благородный человек

Текст слайда:

Объясните, как вы понимаете значение слова «благородный».
Какого человека можно назвать благородным?
Согласны вы с тем, что благородный человек – это человек гуманный и благопристойный?


Слайд 13

Обсудим текстОпишите, каким представлял Конфуций благородного мужа. Кого он ему противопоставлял?Подумайте, с каким из этих двух типов

Текст слайда:

Обсудим текст

Опишите, каким представлял Конфуций благородного мужа.
Кого он ему противопоставлял?
Подумайте, с каким из этих двух типов людей приятнее общаться, дружить, жить в одном доме, городе. Почему?


Слайд 14

Притча «Благородная мышка» Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и

Текст слайда:

Притча «Благородная мышка»
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Повадилась мышка сыр из мышеловки таскать.
Да так ловко, что ни разу не попалась!
Но еще более удивительным было то, что сыр, который лежал на столе, она никогда не трогала и питалась только тем, что в мышеловке.
— Почему? — спросила, поймав ее, кошка.

— Да не хочу хозяевам досаждать! — ответила та. — Мне ведь и моего хватает…
«Надо же, какая благородная мышка!»- подумала кошка и, отпустив ее, обо всем рассказала хозяйке.


Слайд 15

Чем закончится притча?С тех пор вместо мышеловки на полу стояла маленькая мисочка, в которой лежал кусочек сыра

Текст слайда:

Чем закончится притча?

С тех пор вместо мышеловки на полу стояла маленькая мисочка, в которой лежал кусочек сыра для мышки.
Все дело в том, что хозяева — тоже были благородными!


Слайд 16

Обсудим Можно мышку назвать благородной? Почему?Почему хозяева были благородными?

Текст слайда:

Обсудим

Можно мышку назвать благородной?
Почему?
Почему хозяева были благородными?


Слайд 17

Просмотр мультфильма Притча о добром самарянине.Притча о добром самарянине.mp4 Как бы поступили вы на месте в такой

Текст слайда:

Просмотр мультфильма
Притча о добром самарянине.Притча о добром самарянине.mp4
Как бы поступили вы на месте в такой ситуации?
Были у вас похожие случаи, когда вам приходилось стоять перед выбором «нельзя и надо»?


Слайд 18

Подведение итогов занятия Какую тему проходили сегодня на уроке? («Добродетели благородства и справедливости»)

Текст слайда:

Подведение итогов занятия

Какую тему проходили сегодня на уроке?
(«Добродетели благородства и справедливости»)


Слайд 19

Информация о домашнем задании Поиграем в сказочников. Написать сказку о справедливости, оформить ее в виде книжки-малышки с

Текст слайда:

Информация о домашнем задании

Поиграем в сказочников. Написать сказку о справедливости, оформить ее в виде книжки-малышки с иллюстрациями.(по желанию).
 


Слайд 20

Рефлексия Вам понравился урок?Прием «Мое желание»Цель : определить ожидания и опасения учащихся при работе над темой. Благодаря

Текст слайда:

Рефлексия

Вам понравился урок?

Прием «Мое желание»
Цель : определить ожидания и опасения учащихся при работе над темой.
Благодаря общению в парах ученики чувствуют себя уверенно и комфортно.
Напишите на стикере один благородный поступок, который вы хотели бы когда-нибудь совершить. Соберем все записки в волшебную коробочку и в конце 11 класса откроем и узнаем удалось ли вам совершить свой поступок.


Слайд 21

Контроль за процессом и результатом деятельности Что нового узнали на уроке? Какой опыт приобрели в учебной

Текст слайда:

Контроль за процессом и
результатом деятельности

Что нового узнали на уроке?
Какой опыт приобрели в учебной деятельности?
Что было самым трудным на уроке?
Что считаете самым важным, главным, интересным?
Что вы поняли?
Какие мысли, идеи появились?
— Вы сами решали задания?
— Вы справились с этими заданиями?
— Мы достигли цели?!
Какое у вас настроение?


Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Текст слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Первый аргумент

На тему добра и доброты писали многие русские и зарубежные писатели и поэты. Так, А. И. Куприн в святочном рассказе «Чудесный доктор» продемонстрировал, как один добрый поступок изменил жизнь целой семьи. Мерцаловы были очень бедны, им не хватало средств к существованию. Семью постигали неудачи и несчастья: заболел отец семейства, в результате чего его отстранили от службы, умерла одна девочка, а другая лежала без сознания. Ситуация по-настоящему плачевная, Емельян Мерцалов не знает, где ему найти денег, чтобы прокормить семью. Он идет просить милостыню, однако понимает, что все кончено. Мерцалова начинают посещать мысли о самоубийстве. Именно в этот момент происходит встреча главы семейства с доктором Пироговым, который неравнодушно отнесся к ситуации и помог бедной семье. Он не только дал им наставление никогда не падать духом, но и помог в материальном плане. Этот поступок стал началом возрождения семьи, и он навсегда запомнился всем членам семьи, в которой произошло чудо благодаря доктору.

(0)

Одной из самых драгоценных щедрот является воля. Никакие сокровища — ни земные, ни морские — не могут сравниться с ней. Крупнейшим из всех несчастий является неволя, поэтому ради свободы можно и нужно рисковать жизнью. Любовь — это мощная сила, которая пленяет душу человека. Она вроде смерти: ни с кем не считается и ни в чем меры не знает. Любовь живет и в роскошных королевских дворцах, и в убогих хижинах.

Прошли годы, века, но мысли, высказанные Сервантесом устами Дон Кихота, близки и мне. Я считаю, что действительно надо бояться Бога, ибо «в страхе Господнем заключается мудрость». Долгие годы мы были оторваны от церкви, воспитывались атеистами. К счастью, люди вернулись к Богу, пытаются жить по заповедям. Тропа к Богу сделала нас духовно чище, богаче и мудрее.

Я согласен с выводом автора, что самое главное — это познать себя. Очень легко найти недостатки в другом человеке, критиковать и осуждать. А понять, какой ты на самом деле, без переоценок и недооценок, — очень трудно. Мне кажется, надо всегда учитывать отношение других к тебе. Если через нас страдают родители, родные, учителя, мы тоже должны быть недовольными собой. Всегда нужно искать причину в себе, а не обвинять других.

Самое главное для человека — свобода. И действительно, ни богатство, ни слава не заменят ее. Самое страшное — это чувствовать путы на своих руках, не иметь возможности поступать по собственному желанию. Веками сердца людей волнует проблема: что есть красота духовная и телесная? Я ценю в человеке, прежде всего, душа.

Ведь холодная самовлюбленный красавица — это лишь бездушная кукла, которая может вызывать отвращение. А человек, пусть и некрасивая, но духовно богатый, честный, добрый, справедливый, воспитанная и сострадательная привлекает к себе и пробуждает чувство большого и страстной любви. Я считаю, что Мигель Сервантес выразил истины, близкие не только мне, но и всем моим современникам.

Моральные добродетели — это результат работы над собой. Только преодолевая в себе склонность к злу и лелея добро, человек может стать совершенным, гармоничной личностью, которой, собственно, и создал ее Бог. Человек рожден для добра. Она должна быть милосердной. Именно в наше время равнодушия и жестокости милосердия, я убеждена, приобретает особый вес.

Это не только благотворительность, но и жалость к каждой муравьи или цветка, в любой живого существа. Надо иметь действительно любящее, доброе сердце, чтобы бескорыстно помогать другим. Ведь известно, что милостыня, которую мы подаем без сочувствия, а через славолюбие Богом не принимается.

Одним из чувств, облагораживает человека есть благодарность. Это — готовность ответить добром на добро. Я не всегда задумывалась над тем, почему плачет моя мама. К сожалению, порой это были слезы, вызванные моей безразличием, грубостью или даже жестокостью. Надо стараться никогда не допускать этого, и это будет элементарной человеческой благодарностью.

Важными моральными ценностями являются честность и скромность. Нечестный человек не может вызывать уважения, доверия. С ней невозможно иметь дело, ведь в любой момент можно ожидать обмана, подвоха. Говорят, скромность — первый признак ума. Человек, наделенный этим качеством, может лучше оценить себя и свои знания, он не кичится, не превозносится, не проявляет грубости или наглости. Конечно, всем нужна мера. Слишком скромный человек не может полностью реализоваться, испытывает дискомфорт, неуверенность.

Очень важной моральной ценностью я считаю достоинство — умение мудро держать себя в руках. Ведь благородство человеческой личности проявляется в том, насколько она может отличить, что достойно ее, а что — нет.

В жизни человек встречается с красотой и подлостью, радостью и горем, торжеством и страданием, любовью и ненавистью. Порой стоит определиться, как поступить, как выйти из того или иного положения. Поэтому, всегда нужно помнить, что человек создан по образу Божьему, и воспитывать в себе больше нравственных качеств.

0 / 5. 0

.

Второй аргумент

Доброта всегда запоминается. Это может продемонстрировать В. Распутин в рассказе «Уроки французского». Учительница Лидия Михайловна, видя, как мальчику трудно и голодно живется без родителей, помогает ему. Она не только дает уроки по французскому языку, с которым у рассказчика были проблемы, но и делится с ним едой. Так как мальчик не берет еду просто так, Лидия Михайловна решает с ним играть в замеряшки. Именно в момент игры к учительнице заходит директор школы, который принимает решение уволить Лидию Михайловну. Спустя время рассказчик признается, что добрый поступок его учительницы навсегда запомнился ему, Лидия Михайловна преподала ему главный урок: всегда оставаться человеком.

Размышление о добродетели

Джотто. Аллегории добродетелей. Милосердие

Любой человек предпочитает, чтобы его окружали хорошие вещи. Если есть возможность, он всегда выберет хорошую обувь, хорошую одежду, хорошую квартиру. И если такое отношение к неодушевленным вещам, то тем более оно проявляется в отношениях с людьми. Действительно, каждый хочет, чтобы его окружали хорошие люди – порядочные, честные, верные, добрые. Но ведь если так мы относимся к тому, что нас окружает, то тем более это должно касаться и нас самих: мы должны хотеть и сами быть лучше.

И, наверное, каждый этого хочет. Каждый предпочтет, чтобы его назвали «хорошим человеком», и возмутится, если его назовут «плохим человеком». Никто в детстве не мечтает стать злодеем. Все люди тянутся к добру. Но проходят годы, и, как правило, все больше позади ошибок, и все больше несовершенств накапливается в человеке. А тот идеал, который был в юные годы, так и остается недостижим.

Почему так происходит?

Есть две главные причины. Первая – неправильные отношения человека с Богом. Бог есть истинное благо и источник всякого блага, поэтому неудивительно, что тот, кто по своей жизни и делам не имеет с Ним общения, не может стать благим в совершенном смысле слова.

Вторая причина – неправильное понимание добра, его смысла, его цели. Непонимание того, что есть настоящее добро и чем оно отличается от ложного добра, которое только кажется добром, но не является им на самом деле.

Известна такая поговорка: «горбатого могила исправит». Она выражает мнение грешных людей, убежденных, что тот, кто укоренился в какой-либо дурной привычке, уже не имеет шанса стать лучше. Эту поговорку придумали те, кто не имел веры и кто хотел оправдать нежелание меняться.

Господь может исправить любого горбатого – и в физическом и в нравственном отношении. Чтобы это случилось, человек должен приблизиться к Богу. «Приблизьтесь к Богу, и [Он] приблизится к вам», – говорит апостол Иаков (Иак. 4: 8).

А приближение человека к Богу происходит как раз благодаря укоренению в добродетели, сопровождаемому отказом от греха.

Что такое добродетель? В отличие от единичного доброго поступка, который бывает в жизни каждого человека, даже злодея, добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. Именно приобретение таких навыков и делает человека в настоящем смысле слова хорошим, добрым, ибо добрые навыки помогают избавляться от дурных навыков, то есть греховных страстей, поработивших каждого человека, не просвещенного Христом.

Самая большая сложность в делании добра – определение четких ориентиров и понятий. Для очень многих людей серьезным препятствием на этом пути стало непонимание, что есть подлинное добро и почему оно считается таковым, как можно отличить его от зла, каких видов оно бывает, ради чего совершается и к чему приводит. Любой по собственному опыту знает, что, хотя в некоторых ситуациях несложно понять, какой поступок здесь будет правильным и хорошим, но такая ясность имеется далеко не всегда.

Святитель Тихон Задонский дает такое определение: «Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим»[1].

В этом изречении святой отец сразу дает понять, что истинное добро всегда связано с Богом. Бог абсолютно добр, и Он – подлинный источник добра. Поэтому добром в настоящем смысле является сознательное исполнение Его святой воли, которая для людей выражена в заповедях Божиих.

Каждый человек, как создание Божие, чувствует в себе голос совести, который помогает ему в общих чертах отличать добро от зла, даже если это человек неверующий. Поэтому и у людей, не знающих Бога, есть некоторое стремление к добру, чувство добра и добрые поступки.

Но ценность каждого поступка определяется тем, с каким намерением он совершается. Известна такая история. Трое рабочих работали на строительстве храма, перенося кирпичи. Каждому задали вопрос: что он делает? Первый ответил: «Таскаю кирпичи»; второй: «Зарабатываю деньги, чтобы прокормить семью»; а третий сказал: «Строю храм». Таким образом, хотя внешне они исполняли одну работу, но внутренне это было не так, и вес поступка каждого из них изменялся в зависимости от того смысла, с которым он совершался. В глазах сторонних людей их дело было одинаковым, но неодинаковым оно было в глазах Бога, и неодинаковое значение имело для душевных качеств каждого из них.

Итак, нравственное значение дела зависит от того, с каким намерением его совершает человек и ради чего или ради кого.

Вот помогать больным – дело хорошее. Но представим человека, который помогает больным, однако использует это как средство для личной наживы – просит у других людей денег для больных, самим больным передает крохи, а большую часть забирает себе. Делает ли этот человек добро? Нет, он просто деньги зарабатывает.

Или представим другого человека, также помогающего больным. Он не получает за это никаких денег, однако заботится о том, чтобы его благотворительность была известна как можно большему количеству людей через газеты и телевидение. Делает ли этот человек добро? Нет, он просто использует это как средство для получения себе хорошей репутации, людской славы, уважения.

Всякое дело, совершаемое с корыстными целями, не есть доброе дело по существу. Сюда же можно отнести и тот случай, когда кто-нибудь восклицает: «Вот, я ему столько добра сделал, а он мне такую гадость причинил!» – да еще добавляет: – «Вот и делай после этого добро людям». Но что эти слова значат? Что человек и не делал настоящего добра, а искал выгоды для себя, желал привязать к себе облагодетельствованного человека, рассчитывал на взаимность по принципу «ты – мне, я – тебе». Здесь те же самые корыстные цели, пусть корысть состоит не в деньгах или славе, а в расположении конкретного человека.

Вернемся к примеру с помощью больным. Представим человека, который делает это, не получая ни денег, ни славы и не рассчитывая завоевать расположение каких-либо людей. Но он делает это ради себя, чтобы почувствовать себя удовлетворенным, чтобы хвалить себя и гордиться собой, превозносясь над теми, кто не столь щедр, как он. Разве нельзя сказать, что и он таким образом получает свою выгоду, корысть, которая губит значение его доброго дела?

«Как сгнивший плод бесполезен земледельцу, так добродетель гордого не нужна Богу»[2].

Итак, никакое доброе дело, совершаемое из эгоистичных побуждений, будь то получение денег, славы или хотя бы самодовольства, в действительности не является настоящим добром. Не являются также подлинным добром те поступки, которые совершаются под явным или неявным нажимом других людей: сделает ли это доброе дело человек, потому что его кто-то заставляет или донимает просьбами, или для того «чтобы не выделяться из всех», как, например, в храме многие прихожане во время обхода с блюдом для пожертвований охотно кладут деньги на виду у всех, но далеко не все из них опускают пожертвование в специальный ящик, когда этого никто не видит.

О подобных вещах святитель Иоанн Златоуст сказал: «Всякое доброе дело, сделанное по принуждению, теряет свою награду»[3]. По свидетельству святителя Григория Богослова, «добродетель должна быть бескорыстна, если желает быть добродетелью, которая имеет в виду одно добро»[4]. И преподобный Иоанн Кассиан говорит, что «тот, кто хочет достичь истинного усыновления Богу, должен творить благое из любви к самому благу»[5].

В полном смысле слова добро является таковым, когда совершается добровольно и свободно от любой эгоистической мотивации. А такую свободу дает добро, совершаемое не ради себя, а ради Бога.

Всякий, кому случалось делать бескорыстное добро, знает, как легко на душе после него. Даже если выбор был таков: поступить плохо, но с выгодой для себя, или поступить хорошо, но с ущербом для себя, и человек выберет второе, у него на душе все равно легко, и совесть чиста. Пусть он не получил никакой выгоды, пусть никто ему не скажет спасибо, но он знает, что поступил правильно, и уже это будет достаточной наградой. В таком случае происходит то, о чем сказал преподобный Ефрем Сирин: «Как семя дает росток, когда пойдет дождь, так расцветает сердце при добрых делах»[6].

Если такую радость чувствует человек, совершающий добро ради самого добра, то неудивительно, что еще большую радость испытывает тот, кто делает добро ради Источника всякого добра – Бога.

В наше время многие жалуются на подавленное настроение, раздражительность, депрессии. Не потому ли все это происходит, что так мало и так нерегулярно люди творят чистое добро? Многие знают, что человек, по настоящему хороший, добродетельный, даже внешне выделяется из окружающих – «прямо светится», как иногда говорят. Почему так? Потому что, по словам святителя Григория Нисского, приобретение добродетели «приносит в душу непрекращающуюся радость», которая распространяется для человека «не только в настоящем, но на все времена… Преуспевающего в добре радует и воспоминание о жизни, проведенной правильно, и сама жизнь в настоящем, и ожидание [будущего] воздаяния»[7].

«Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то… ничем не лучше мертвых», – говорит святой Григорий Богослов[8]. Сколь многие могли убедиться в истинности этих слов, найдя подтверждение им если не во всей своей жизни, то хотя бы в отдельные ее периоды, наиболее «темные» в эмоциональном плане. Люди не чувствуют в себе радости, потому что не чувствуют в себе жизни, а не чувствуют жизни, потому что не творят истинное добро.

Многие беды современного человека вытекают из того, что он не делает добро, а если и делает, то изредка, по случаю, кое-как. Для него доброделание является скорее исключением, а не правилом. От этого повсеместное оскудение любви, которое мы все видим. Родители забрасывают детей, дети забывают престарелых родителей, супруги разрушают браки – и все из-за того, что любовь, которая была когда-то, уходит, теряется, исчезает.

Святитель Григорий Палама пишет: «Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра – елею, любовь – фитилю, на котором почивает, как огонь, благодать Божественного Духа. Когда же недостает елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной благодати… гаснет»[9].

Все люди смертны. Каждый знает это, но многие стараются забыть, отодвинув подальше тот момент, когда о смерти придется задуматься всерьез. А любые честные размышления о смерти неизбежно приводят к двум главным вопросам: «Что останется после меня?» и «Что возьму я с собой?». Смерть – тот рубеж, который обесценивает многие земные ценности. Умный человек понимает, что ни деньги, ни имение, ни слава, ни власть, ни родные, ни друзья не сопроводят человека, отправляющегося в путь. Все останется здесь, когда душа его уйдет на суд Божий. Имущество достанется другим, людская память исчезнет, тело истлеет.

Но искреннее добро, сделанное человеком, не исчезнет и не истлеет, оно – то единственное, что он может взять с собой, что сохранится в вечности и что определит его участь в вечности. Наши добрые дела останутся с нами и на суде Божием будут свидетельствовать в нашу пользу. Так об этом говорит преподобный Ефрем Сирин: «Все преходит, братия мои, только дела наши будут сопровождать нас. Потому приготовьте себе напутствие для странствия, которого никто не избежит»[10].

Иногда люди боятся браться за добродетели, полагая, что не смогут со своего сегодняшнего уровня подняться так высоко, чтобы сплести такой венец добродетелей, какой сплетали себе святые. Однако нужно понимать, что совершенствование в добродетелях происходит не столько силами самого человека, сколько силой Бога, которая подается, если человек принял и показал твердую решимость встать на путь добра. Кроме того, добродетели приобретаются не последовательно, как кирпичи, слагающие дом. Нет, «все добродетели связаны между собой, как звенья в духовной цепи, и одна от другой зависят», – говорит святой Макарий Египетский[11]. Поэтому «одна добродетель, совершаемая искренно, привлекает за собою в душу все добродетели»[12].

Однако в духовной жизни важно помнить, что те добрые дела, которые мы совершаем, мы совершаем благодаря Богу, благодаря тому, что Он дал нам возможность, разумение и силу их совершить. Это понимание уберегает от эгоистичного тщеславия, которое губит душевную пользу от сделанных добрых дел так же, как ржавчина губит металл. Ошибочно приписывать лишь себе самому свои добродетели, ибо «как источник дневного света – солнце, так начало всякой добродетели – Бог»[13]. Как говорит святитель Тихон Задонский, «истинно добрые дела происходят от Бога. Или проще сказать, христиане Богом пробуждаются к творению добрых дел, силу и крепость получают от Бога, содействием Его благодати трудятся. Так свидетельствует Божие слово: “Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению” (Флп. 2: 13) и “без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15: 5)»[14].

Ошибаются те, кто говорит: вот, я крещен, хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь – и этого довольно для моего спасения. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знания, ни участие в таинствах… ни вкушение тела Христова, ни приобщение крови и ничто другое не может нам принести пользы, если мы не будем иметь жизни правой и честной и чистой от всякого греха»[15].

Мы получаем отпущение грехов в таинстве исповеди, но всякий может убедиться, что нередко после исповеди человек впадает в тот же грех. Почему так? Потому что грех стал уже привычкой, дурным навыком. И полное очищение жизни от этого навыка происходит, когда мы с помощью Божией выкорчевываем дурной навык противоположной ему добродетелью.

«Истинная добродетель состоит в победе себя самого, в желании делать не то, что хочет тленное естество, но чего хочет святая воля Божия, покорять свою волю воле Божией и побеждать благим – злое, побеждать смирением – гордость, кротостью и терпением – гнев, любовью – ненависть. Это есть христианская победа, более славная, чем победа над народами. Этого требует от нас Бог: “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим. 12: 21)»[16].

Каждая добродетель постигается на практике. Пока человек не начнет трудиться делом в приобретении добродетелей, он будет иметь о них лишь поверхностное и самое неполное представление. Здесь разница примерно такая же, как между тем, чтобы почитать туристический буклет о далекой стране, и тем, чтобы самому съездить в эту страну.

Не нужно откладывать добрые дела «на завтра», то есть искать какого-то «более удобного» для них времени. Как известно, дорога под названием «сделаю завтра» выводит на дорогу под названием «никогда». Нет, всякое время нужно считать удобным к исполнению добра, угодного Богу.

Святитель Василий Великий говорит: «Что пользы человеку от вчерашней сытости, если он голоден сегодня? Так и душе не в пользу вчерашнее доброе дело, если сегодня оставлено исполнение правды»[17]. Поэтому нужно иметь в виду, что «добродетели эти требуют не только неоднократного проявления, они должны всегда пребывать в нас, быть присущими нам, укорененными в нас. И они не должны оставаться на одном уровне, но все более и более умножаться и возрастать в силе и плодотворности»[18].

Уместно вспомнить, как Господь Иисус Христос предупреждал: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7: 21), тем самым ясно дав понять, что одно лишь называние себя христианином и даже молитвы к Господу, если это не сопряжено с творением добра, заповеданного Богом, не принесут пользы и спасения. Об этом свидетельствует и апостол Иаков: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?.. вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2: 14, 17).

Но при этом нужно опасаться, чтобы не впасть в другую крайность, считая, что не важно, как верить, главное, что человек делал хорошие дела. Поскольку добро непосредственно связано с Богом, то невозможно действительно совершенствоваться в добродетели, имея искаженные или ложные представления об источнике добра – Боге.

Святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что для успеха истинная вера должна сочетаться с доброделанием: «Богопочитание заключается в познании догматов благочестия и в добрых делах. Догматы без добрых дел не благоприятны Богу; не приемлет Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия. Ибо что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно жить? С другой стороны, что пользы быть воздержанным и нечестиво богохульствовать?»[19]. И святой Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «только тогда принимает Бог добродетели наши, когда они – свидетели веры, сами же по себе они недостойны Бога»[20].

Хочется привести замечательные слова отца Иоанна (Крестьянкина): «Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно. На самом деле – очень легко. Стоит лишь обратить внимание на мелочи, на пустяки и стараться не согрешить в самых маленьких и легких делах.

Обычно человек думает, что Творец требует от него очень больших дел, самого крайнего самоотвержения, всецелого уничтожения его личности. Человек так пугается этими мыслями, что начинает страшиться в чем-либо приблизиться к Богу, прячется от Бога, как согрешивший Адам, и даже не вникает в слово Божие. “Все равно, – думает, – ничего не могу сделать для Бога и для души своей, буду уж лучше в сторонке от духовного мира, не буду думать о вечной жизни, о Боге, а буду жить как живется”.

У самого входа в религиозную область существует некий “гипноз больших дел”: “надо делать какое-то большое дело – или никакого”. И люди не делают никакого дела для Бога и для души своей. Удивительно: чем больше человек предан мелочам жизни, тем менее именно в мелочах хочет быть честным, чистым, верным Богу. А между тем через правильное отношение к мелочам должен пройти каждый человек, желающий приблизиться к Царству Божию.

Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека. Совсем не обязательно вылить на требующий воды цветок море воды. Можно вылить полстакана, и это будет для жизни достаточно, чтобы уже иметь для жизни большое значение.

Совсем не надо человеку голодному или давно голодавшему съесть полпуда хлеба – достаточно съесть полфунта, и уже его организм воспрянет. Жизнь сама дает удивительные подобия и образы важности маленьких дел. И хотелось бы остановить пристальное внимание всякого человека на совсем малых, очень легких для него и, однако, чрезвычайно нужных вещах…

Если бы люди были мудры, они бы все стремились на малое и совсем легкое для них дело, через которое они могли бы получить себе вечное сокровище. Чтобы всквасить бочку с тестом, совсем не надо ее смешивать с бочкой дрожжей. Достаточно положить совсем немного дрожжей – и вся бочка вскиснет. То же и доброе: самое малое может произвести огромное действие. Вот почему не надо пренебрегать мелочами в добре и говорить себе: “Большое добро не могу сделать – не буду заботиться и ни о каком добре”.

Поистине, малое добро более необходимо, насущно в мире, чем большое. Без большого люди живут, без малого не проживут. Гибнет человечество не от недостатка большого добра, а от недостатка именно малого добра. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах – кирпичиках – малого добра.

Итак, малое, самое легкое добро оставил на земле Творец творить человеку, взяв на Себя все великое. И тут через того, кто творит малое, Сам Господь творит великое.

Добро истинное всегда глубоко и чисто утешает того, кто соединяет с ним свою душу. Это единственная неэгоистическая радость – радость добра, радость Царства Божия. И в этой радости будет человек спасен от зла, будет жить у Бога вечно.

Для человека, не испытавшего действенного добра, оно представляется иногда как напрасное мучение, никому не нужное… Но через малое, легкое, с наибольшей легкостью совершаемое дело человек более всего привыкает к добру и начинает ему служить и через это более и более входит в атмосферу добра, пускает корни своей жизни в новую почву добра. Корни жизни человеческой легко приспосабливаются к этой почве добра и вскоре уже не могут без нее жить… Так спасается человек: от малого происходит великое. “Верный в малом” оказывается верным в великом»[21].

Рассказ о добродетели для светской этики 4 класс


1

Школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс. Сочинение небольшое в несколько предложений.

1 ответ:

Рассказ о добродетели для светской этики 4 класс



3



0

Начнем с того, что добродетелью принято называть все положительные качества человека, а пороком — его отрицательные качества. Не бывает такого, чтобы в одном человеке было одно только хорошее, или одно только плохое. Всегда в любом человеке есть и то и это, и чего в человеке больше, что перевешивает — добродетель или порок, то и позволяет нам судить о самом человеке. Является ли он плохим или хорошим, добродетельным или порочным.

Пороки — это то, чего нормальный человек должен стыдиться, это жадность, злость, эгоизм, трусость, многие другие черты характера, про которые нельзя сказать ничего хорошего. Любой человек должен стараться избегать проявления этих чувств, должен стремиться к внутренней красоте, воспитывать в себе добродетели и искоренять пороки. А что же тогда добродетель? Это такие чувства как благожелательность, альтруизм, стремление помочь другому человеку, доброта, отзывчивость, верность, скромность, честность. Любое из этих чувств сделает честь человеку, все они воспеваются писателями и поэтами и к обладанию ими следует стремиться каждому человеку.

Читайте также

Рассказ о добродетели для светской этики 4 класс

Рассказ о мальчик Мише, герое сказки «Городок в табакерке».

Миша предстает перед нами хорошим и воспитанным мальчиком. Посмотрите как он обращается к родителям: Папенька и на Вы:

Только пустите меня туда!

Это также говорит об учтивости мальчика.

Но при этом Мише свойственно обычное детское любопытство, он горит желанием узнать как устроена табакерка, как она издает свои волшебные звуки, он просится войти в нее и внимательно ее разглядывает.

Это говорит о том,что Миша любознательный, любопытный, пытливый и наблюдательный мальчик.

Этот вывод подтверждают и приключения мальчика в табакерке, он не остановился на полпути, он узнал все и познакомился со всеми ее обитателями.

При этом он проявил внимательность но неосторожность. Он все подмечал в городке, но случайно сломал пружинку. И хорошо, что это было во сне, потому что наяву Миша наверняка проявит после этого большую осторожность.

Рассказ о добродетели для светской этики 4 класс

Благодаря своей фантазии и таланту писатель Владимир Одоевский смог превратить простую музыкальную табакерку, которую мальчик Миша получил в подарок от папы, в сказочный городок, полный странных жителей, каждый из которых выполняют свою часть общей работы.

Писатель хорошо знал как устроена музыкальная табакерка и представлял как она работает, откуда берется музыка. Но поставил перед собой задачу в простой и увлекательной манере рассказать об этом механическом чуде простым мальчикам и девочкам, для чего придумал свою сказочную историю. Он превратил детали механизма в живых обитателей табакерки и с помощью путешествия Миши мы ознакомились с их работой.

Рассказ о добродетели для светской этики 4 класс

В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики­<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.

Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.

Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.

Вот например что сказано про пружинку:

5kWqlfPUjAGH8TeX8iYhYRNXo6fUinZr.png

Рассказ о добродетели для светской этики 4 класс

Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:

  1. Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
  2. Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик­<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
  3. Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
  4. Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
  5. Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
  6. Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
  7. Миша просыпается. Это часть под названием Финал.

Рассказ о добродетели для светской этики 4 класс

Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.

Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.

Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик­<wbr />а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.

Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.

А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.

Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи­<wbr />ком.

Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.

Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.

Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.

Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.

Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.

Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.

а потом пружинка лопнула и я проснулся.

КачестваКак утверждал известный герой популярного мультфильма: «Если добрый ты, то это хорошо, ну а когда наоборот — плохо!». Любой человек с самого рождения живет в обществе, начинает совершать определенные поступки и за это получать соответствующую оценку. Темой данной статьи будут являться в основном праведные и хорошие человеческие поступки, то есть людей, которые делают добро либо к этому стремятся. Что такое добродетельный человек, какие они бывают и каким образом себе можно помочь приобрести эти качества? Давайте рассмотрим.

Что такое добродетели: Общее описание

ИскушениеПорок и добродетель — для большинства людей данные определения не вполне ясны, так как в ежедневном и повседневном употреблении эти слова встречаются очень редко. Естественно, любой человек понимает, что значит хорошо и что обозначает плохо. Но, в отличие от ценностных норм, которые приняты в обществе, правил морали и этики, добродетель — это внутренняя человеческая потребность нести добро не из-за того, что «так нужно», а просто потому, что по-другому не можешь. Добродетелью также могут являться и определенные личностные качества человека, которые помогают ему отыскать в обществе свое место. К примеру, такими могут являться:

  • дружелюбие;
  • вежливость;
  • ответственность;
  • умение сопереживать и сострадать;
  • работоспособность;
  • честность и тому подобное.

Порок — это другая сторона добродетели, а верней, ее полная противоположность. Каждый поступок, который приводит к нанесению вреда окружающему миру или самому себе, считается порочным. Учитывая это, пороком можно назвать и предосудительные особенности характера человека:

  • жадность;
  • ленивость;
  • зависть;
  • лживость;
  • зазнайство и так далее.

Исследование и анализ добродетелей и пороков человека постоянно интересовали умы просвещенных мужей как в древности, так и в современном мире. Различные религиозные и философские учения составляли свою собственную их классификацию.

Добродетель в античности

Еще в Древней Греции мудрецы отмечали, что дорога к добродетели очень тяжела и сложна. Добродетель от рождения не дается, путь к ней тернист и нуждается в больших усилиях.

Исходя из философии древних греков, отличают ее следующие виды:

  • мудрость;
  • умеренность;
  • справедливость;
  • мужество.

ФилософПричем великий философ Сократ главенствующую роль отдавал такому качеству, как мудрость, а источником появления каждой добродетели считал разум. Но вот его последователь, не менее великий мудрец Платон, утверждал, что любая из добродетелей зарождается на индивидуальном свойстве души: мужество опирается на волю, а мудрость происходит от разума. Причем он также говорил, что любому сословию в обществе больше присуща какая-то конкретная добродетель — так, не нужно ожидать умеренности от правителей или воинов, а мудрости или мужества от ремесленника.

Рассматривая вопрос о том, кто это такой добродетельный человек, нужно непременно упомянуть и Аристотеля, которые разделил сущность человека на добродетель ума (дианоэтическую) и воли (этическую). Аристотель утверждал, что неразумная, чувственная часть каждого человека послушна его разумной (умственной) части. Причем добродетель определялась, как умение всегда находить «золотую середину», а отклонение же в определенную сторону от этого являлось пороком. Таким образом, это некоторое мерило между избытком или недостатком чего-либо.

Добродетель во времена ренессанса

Во времена Ренессансного гуманизма, в Средние века, virtus— добродетель — являлась основной категорией, которая определяла идеального человека. Uomo virtuoso – именно так звали людей, которые ею обладали. Данным определением охватывался огромный комплекс нравственных норм, которые приобретали все более разнообразные оттенки на протяжении времени.

Понятие про то, что такое добродетели, с одной стороны, было основано на учениях античной этики и толковалось как разумное самоограничение в физических и духовных потребностях. С другой стороны, uomo virtuoso — идеальный образ человека – незначительно смягчался идеями того времени о нераздельности духовных и земных потребностях, души и тела. Потому идеальным являлся разумный и при этом деятельный человек, так как основная обязанность каждого человека – это стремление к полезной деятельности и познанию, постоянное саморазвитие.

«Новая» эра

На протяжении времени определение о том, что такое добродетели, получало другие новые формы. Спиноза — один из основных представителей философии «новой» эпохи, утверждал, что добродетель – это польза, которую человек может привнести в окружающий мир. Но вот согласно учениям Канта, добродетель — это моральная и твердая устойчивость в соблюдении своего долга, которая, впрочем, никогда не становится привычкой, а постоянно требует осознанного выбора.

ПрезидентНебезызвестный дипломат, писатель и политический деятель Бенджамин Франклин в своей автобиографической книге определил принцип «тринадцати добродетелей», которые обязаны присутствовать у любого успешного человека:

  • скромность;
  • спокойствие;
  • умеренность;
  • справедливость;
  • трудолюбие;
  • бережливость;
  • молчание;
  • порядок;
  • искренность;
  • решительность;
  • целомудрие;
  • чистота;
  • воздержание.

В принципе, данный перечень можно продолжать еще многократно, к примеру, педантичные немцы его определяют намного большим количеством пунктов.

Добродетель в Пруссии

Прусский монархДанный список идеальных человеческих качеств философ Сократ берет свое начало со времен эпохи Просвещения и лютеранства. Понятие немецких добродетелей появилось во времена нахождения на престоле Фридриха Вильгельма Первого, который укрепил в 18 столетии внутреннее положение Пруссии. Даже на сегодняшний день остается неизвестным, по какой причине был определен именно этот набор, но масштабное следование ему принесло значительную пользу, и в истории Пруссии оставило довольно большой след. Вот как выглядят, по мнению Фридриха Вильгельма Первого, истинные человеческие добродетели:

  • любовь к порядку;
  • бережливость;
  • неподкупность;
  • искренность;
  • богобоязненность;
  • послушание;
  • усердие;
  • сдержанность;
  • честность;
  • скромность;
  • твердость;
  • верность;
  • чувство справедливости;
  • прямолинейность;
  • субординация;
  • дисциплинированность;
  • самоотверженность;
  • надежность;
  • храбрость;
  • мужество;
  • чувство долга;
  • пунктуальность.

Добродетель в христианстве

Рассматривая различные взгляды идеальных черт человеческого характера нельзя не упомянуть такое определение, как христианские добродетели. Это относительно общее определение можно поделить на две основные части:

  • теологические понятия — это учения, которые в нашу жизнь привнесли христианство;
  • кардинальные — сюда относятся четыре понятия, которые к нам пришли из античной философии.

В результате получился следующий список:

  • умеренность;
  • мужественность;
  • справедливость;
  • благоразумие;
  • вера;
  • любовь;
  • надежда.

Через время данный перечень претерпел очень большие изменения и получился новый, который собой представлял семь добродетелей, он в западном христианстве противостоял семи самым тяжелым грехам:

  • смирение;
  • терпение;
  • целомудрие;
  • кротость;
  • любовь;
  • умеренность;
  • усердие.

Внутреннее противостояние

Естественно, совершенно любой человек может определить, какой поступок принесет пользу, а какой причинит зло, но, так или иначе, порок и добродетель для многих из нас собой представляют внутренний конфликт. Сложность нравственного выбора человеку была присуща все время. «Знаю что праведно, но выбираю приятное» — этот жизненный принцип актуален и на сегодняшнее время. Так как, согласитесь, осознание понятия добродетели, ее основного смысла, еще совершенно не обозначает соответствующего поведения.

Довольно продолжительное время это положение вещей принималось как определенный парадокс. И на самом деле — понять логически, как можно жить неправедно, зная про то, что такая жизнь порочна, довольно сложно. Именно по этой причине во времена античности знание, которое не применялось на практике, не считалось таковым. Согласно Сократу и Аристотелю, когда человек осознает, что правильно, но поступает наоборот, то это обозначает, что его действия основываются не на истинном знании, а на своем собственном мнении. В этом случае человеку необходимо достигнуть настоящего знания, которое практически подтверждено.

С учетом же из христианского толкования, плохие человеческие поступки и мысли указывают на грешность его тела, а соответственно, необходимо откинуть грешную плоть, которая мешает добиться настоящей духовной гармонии, полностью отрешиться от земной рациональности и практичности. Как бы там ни было, но вне зависимости от того, понимается ли добродетель как праведность или разумность, она человеком обретается во время способности к разрешению конфликта внутри себя и осознания двойственности его натуры.

Что может сделать человека добродетельным?

Человек от самого его рождения и до самой его смерти находится в обществе себе подобных. Постигая законы, которые приняты в социуме, наблюдая за поведением остальных людей, он вырабатывает в себе определенную поведенческую модель. Получая порицание или одобрение со стороны остальных людей своих поступков, человек для себя выстраивает определенную шкалу ценностей, соблюдение которой считает для него самым приемлемым.

Признание ценности и значимости остальных людей можно считать главным этапом на пути к познанию добродетели. Невозможно ориентироваться только на свои убеждения и интересы, живя в социуме. Лишь признание ценности людей, которые живут рядом, постоянное самосовершенствование, реальная оценка своих собственных моральных качеств смогут сделать любого человека достойным для подражания.

Как традиционно определяют семь добродетелей?

Еще с древних времен художники и скульпторы свое видение добродетелей и пороков воплощали в самых разных образах. Как правило, это были изображения красивых юных девушек в длинных одеждах, которые при себе имели различные атрибуты.

К примеру, христианские добродетели, могли выглядеть таким образом:

  • Любовь — выглядела изначально как пеликан или жертвенный агнец, в каноническом искусстве выглядит как девушка с пылающим в руке сердцем или с множеством ласкающихся к ней детей. Также очень распространено еще одно изображение — женщин, которые одну руку прижимали к сердцу, а второй сеяли семена.
  • Надежда — женщина в зеленых одеяниях, склоненная в молитве, в некоторых случаях с якорем или крыльями. В другой интерпретации девушка в молитвенном жесте протягивает руки к солнцу, а возле нее находится сгорающий Феникс.
  • Еще одна добродетель — Вера — женщина в белых одеждах, которая в руках держит крест или хрустальную чашу, знаменующие смерть Иисуса. Также могла иногда изображаться со светильником или щитом в руках.
  • Благоразумие, мужество, справедливость и умеренность также были изображены в обличьях женщин.

Куда стремиться и какая добродетель лучше?

Парадоксально, но, объясняя непосредственно определение добродетели и предлагая различные пути к ее достижению, ни один из великих философов античности, а также современности достоверно так и не смог определить, что же такое наивысшая добродетель.

Китайский мыслительК примеру, Платон и Сократ утверждали, что это знание (мудрость), Конфуций — почитание старших и преданность, Аристотель — умеренность. Христианское же учение высшей добродетелью определяет любовь (чаще всего к богу). Возможно, каждый человек самостоятельно для себя может определить, какую же из этих добродетелей почитать больше остальных, так как просто невозможно достигнуть во всех направлениях идеального совершенства.


Презентация на тему: Добродетель и порок

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Добродетель и порок

Описание слайда:

Добродетель и порок

№ слайда 2
Выполнила : учитель начальных классов МОУ СОШ №2, г. Верхняя Пышма, Свердловской

Описание слайда:

Выполнила : учитель начальных классов МОУ СОШ №2, г. Верхняя Пышма, Свердловской области Ильина Оксана Викторовна

№ слайда 3
1. Вспомните названия сказок. 2. Какие добродетельные поступки совершают герои в

Описание слайда:

1. Вспомните названия сказок. 2. Какие добродетельные поступки совершают герои в сказке? Почему?3. Какие порочные поступки совершают герои в сказке? Почему?4. Какими добродетельными качествами обладают главные героини?5. Как в сказках награждается добродетель и наказывается порок?

№ слайда 4
это способность во всем поступать наилучшим образом. это способность во всем пос

Описание слайда:

это способность во всем поступать наилучшим образом. это способность во всем поступать наилучшим образом. И такая добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком.

№ слайда 5
расточительностьщедростьскупость

Описание слайда:

расточительностьщедростьскупость

№ слайда 6
СКАЗКА О ЩЕДРОМ СЕРДЦЕ М.Скребцова В одном городе жил щедрый старик, и не было п

Описание слайда:

СКАЗКА О ЩЕДРОМ СЕРДЦЕ М.Скребцова В одном городе жил щедрый старик, и не было почти никого, кому, хотя бы раз, не помогла его щедрость. Всю свою жизнь старик проработал печником. Печки, которые он клал, славились на всю округу. Люди говорили, что в каждой печке — кусочек его горячего сердца оставлен!Когда печник состарился и не мог больше работать, он часто вспоминал свои печки и даже мысленно разговаривал с ними.Однажды во сне старик увидел печь. Она улыбнулась ему и проговорила: — Не узнаешь меня? Я та самая печка, которую много лет назад ты сделал для одного человека. Сейчас мой хозяин тяжело болен, и вся его семья в безутешном горе. Если он умрет, некому будет его четверых детишек кормить! Старик, когда ты меня сделал, ты отдал мне что-то очень горячее. Только много лет спустя я поняла, что это частица твоего любящего сердца. Все эти годы я берегла и хранила ее, как зеницу ока. Но сегодня я услышала слова доктора. Он сказал, что спасти больного может только чудо. Вот я и решила подарить моему хозяину свое сокровище. Может быть, оно заставит его умирающее сердце биться сильнее? 

№ слайда 7
 Старик очень удивился и сказал: — А ты не боишься после этого остыть?— Я, стари

Описание слайда:

 Старик очень удивился и сказал: — А ты не боишься после этого остыть?— Я, старик, уже отжила свое. Если остыну, меня сломают, а на моем месте другую печку поставят. Только и всего!Целый день сон не выходил из головы старика. Наступил вечер. Неожиданно в дверь постучали, и в дом вбежала встревоженная женщина.— Милый человек, помогите! Мой муж умирает. Сейчас он мечется в жару и бредит, — взволнованно проговорила она, умоляюще глядя на старика.— Но чем же я могу помочь? Разве что за доктором сбегать, — предложил старик.— Нет, нет, вы можете. Мой муж зовет вас и все время повторяет ваше имя.Тут старика даже в жар бросило. Он вспомнил свой странный сон, быстро поднялся и побежал за женщиной.

№ слайда 8
 Как только старик вместе с женщиной вошел в дом, первое, что он увидел — была п

Описание слайда:

 Как только старик вместе с женщиной вошел в дом, первое, что он увидел — была печь. Та самая, которая ему приснилась. Не мешкая, старик бросился к печке, открыл дверцу и вынул из золы что-то очень горячее. Затем он подбежал к постели больного и быстро сунул ему под рубашку найденный в печке предмет. Некоторое время больной лежал неподвижно. Постепенно его щеки стали розоветь, он улыбнулся и произнес слабым голосом: ”Спасибо, старик”. Через несколько дней старик умер. Говорят, что после его смерти, печки, которые он сделал, стали еще горячее, а в домах, где они стояли — навсегда поселилось счастье. 

№ слайда 9
Вопросы и задания к сказке:Трудно ли вам быть щедрым?Делитесь ли вы со своими ро

Описание слайда:

Вопросы и задания к сказке:Трудно ли вам быть щедрым?Делитесь ли вы со своими родителями, братьями или сестрами, когда вам что-то дарят или когда вас чем-то угощают?Как вы думаете, что значит поделиться своим сердцем с другим человеком?Перечислите всех, кто делится с вами частицей своего любящего сердца.Представьте, что одна из печек старика открыла вам секрет щедрости. Расскажите, что это за секрет.

№ слайда 10
вредностьдружелюбиеугодничество

Описание слайда:

вредностьдружелюбиеугодничество

№ слайда 11
Дружелюбие дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо. (Совр

Описание слайда:

Дружелюбие дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой )это способность видеть и уважать личность в другом человеке.это готовность доверять окружающим и судьбе.это умение жить в согласии с людьми разных взглядов и убеждений.это желание и умение находить взаимопонимание с окружающими.

№ слайда 12
Игра «Колечко дружелюбия» Дети встают в круг, и каждый выбирает себе какую-либо

Описание слайда:

Игра «Колечко дружелюбия» Дети встают в круг, и каждый выбирает себе какую-либо профессию. Педагог просит детей представить, что волшебное колечко дружелюбия помогает людям разных профессий. Затем он обходит детей и вкладывает в руки кого-то одного колечко дружелюбия. Тот, кому попало колечко, рассказывает, чем дружелюбие может помочь человеку выбранной им профессии в его работе. Например: дружелюбному врачу больные более охотно расскажут про все свои боли и беспокойства, и ему легче будет выписать для них нужное лекарство. Дружелюбному проводнику пассажиры подарят много улыбок и будут соблюдать в его вагоне порядок и чистоту. Дружелюбному продавцу покупатели подарят добрые слова, и ему не придется тратить силы на ссоры с покупателями. После того как ребенок рассказал о представителе той или иной профессии, он вкладывает колечко в руки другого ребенка в круге, и игра продолжается.

№ слайда 13
Безрассудная отвагамужествотрусость

Описание слайда:

Безрассудная отвагамужествотрусость

№ слайда 14
Мужество (греч. тюмос), в позитивном значении это слово означает присутствие дух

Описание слайда:

Мужество (греч. тюмос), в позитивном значении это слово означает присутствие духа, осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Мужество особо почиталось на Руси.

№ слайда 15
Составить синонимический ряд

Описание слайда:

Составить синонимический ряд

№ слайда 16
Вставь в высказывание слово по смыслуИстинное - осторожность. Еврипид без благор

Описание слайда:

Вставь в высказывание слово по смыслуИстинное — осторожность. Еврипид без благоразумия — только особый вид трусости. СенекаДружелюбие удваивает и наполовину сокращает .Френсис Бэкон Кто хочет иметь , тот и сам должен быть дружелюбным. Библия

№ слайда 17
Составить синонимический ряд

Описание слайда:

Составить синонимический ряд

№ слайда 18
Задание на дом:Подумайте, какие щедрые поступки вы можете подарить своим родител

Описание слайда:

Задание на дом:Подумайте, какие щедрые поступки вы можете подарить своим родителям, и постарайтесь в течение недели совершить хотя бы один из этих поступков. В конце недели дети рассказывают, как их щедрый поступок повлиял на жизнь в семье.

№ слайда 19
Спасибо, за работу!!!

Описание слайда:

Спасибо, за работу!!!

  • Рассказ о дне победы на английском языке
  • Рассказ о дне учителя
  • Рассказ о дне победы кратко
  • Рассказ о добре и зле 3 класс короткие
  • Рассказ о дне вельможи в древнем египте