Рассказ о дне знаний

Вднх, музеи, библиотеки и культурные центры приготовили познавательные программы, посвященные дню конституции россии. присоединиться к ним можно бесплатно. в культурных

ВДНХ, музеи, библиотеки и культурные центры приготовили познавательные программы, посвященные Дню Конституции России. Присоединиться к ним можно бесплатно. В культурных учреждениях события пройдут с 10 по 15 декабря, на ВДНХ — 11 и 12 декабря.

12 декабря в России отмечают День Конституции. В честь этого события ВДНХ, библиотеки, музеи и культурные центры Москвы проведут бесплатные мероприятия.

Музейно-выставочные площадки ВДНХ работают в режиме COVID-free. При посещении необходимо предъявить QR-код, соблюдать социальную дистанцию и носить маски. Более подробная информация — на официальном сайте выставки.

При визите в культурные учреждения города Москвы также требуется соблюдать правила противовирусной безопасности — надевать маски и придерживаться социальной дистанции.

В Доме культуры «Аструм» (площадь Победы, дом 1а) 10 декабря в 12:00 состоится лекция «Конституция — основной закон государства». Ее прочитает Евгений Смирнов, руководитель студии «Мой район». Гости узнают о том, что такое Конституция и какова история ее принятия. Лектор расскажет, какие права и обязанности есть у граждан Российской Федерации, из чего состоит Конституция и каковы юридические свойства этого документа, а также о порядке формирования и полномочиях Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, организации судебной власти, конституционно-правовых основах местного самоуправления. Участники встречи также узнают больше о российском флаге, гербе и гимне, вспомнят историю их создания. Лекция будет интересна слушателям в возрасте от 16 лет. Вход свободный.

Ко Дню Конституции московский Музей космонавтики (проспект Мира, дом 111) приглашает 10 декабря в 15:00 школьников и всех желающих на правовую игру «Единство на Земле и в космосе». Участникам предстоит поделиться на команды и ответить на вопросы о главном законе страны, а также решить несложные правовые кейсы, которые регулируются нормами международного космического права. Игра проводится с использованием интерактивной электронной платформы. Участникам будут поступать вопросы на их мобильные устройства, а ведущий сможет моментально получать от них обратную связь. Победители турнира получат сувениры от Музея космонавтики и автографы космонавта. Мероприятие будет особенно полезно школьникам в возрасте от 15 лет. Вход бесплатный при наличии действующего билета в музей.

Центральная библиотека № 136 имени Л.Н. Толстого (Каширское шоссе, дом 16) 15 декабря в 16:00 в своем аккаунте в «Инстаграме» проведет информационный час, посвященный Конституции и законодательству нашей страны. Участники мероприятия услышат рассказ об истории праздника.

На ВДНХ 12 декабря пройдут экскурсии. Посетители узнают об истории выставки, о космических городах, этапах становления российской государственности и появлении главного закона страны.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Так, в 13:00 состоится бесплатная экскурсия по территории ВДНХ, на которой можно будет узнать о том, из каких республик состоял СССР, когда в его состав вошли новые республики и когда он распался. Участники увидят, как менялась выставка, где располагались павильоны союзных республик, какие из них работают сейчас, а какие готовы в скором времени открыть двери для гостей. Для посещения нужно зарегистрироваться. Встреча группы состоится в инфоцентре, который расположен в левом крыле арки главного входа.

В этот же день в центре славянской письменности «Слово» можно будет познакомиться с историей русского права и узнать, почему слово и закон всегда были неразрывно связаны. На экскурсии расскажут, как принятие христианства и появление письменности отразились на формировании этических и правовых норм на Руси. Речь пойдет о первых сводах законов: «Русской правде», Судебнике Ивана Грозного, а также о том, какое влияние на общество оказали книгопечатание и развитие образовательной системы. Гости увидят, какой сложный эволюционный путь прошел важный документ, определяющий жизнь государства и его граждан. Экскурсии состоятся в 15:00 и 18:00. На них нужно зарегистрироваться.

Пресс-служба ВДНХ

В центре «Космонавтика и авиация» 12 декабря в 11:00 и 14:00 пройдут тематические экскурсии, на которых расскажут о космических городах и предприятиях ракетно-космической отрасли России, благодаря которым наша страна является одной из ведущих космических держав в мире. В конце экскурсии гости узнают о путешествиях Конституции в космос — на орбитальные станции «Мир» и МКС. Участие бесплатное, нужно зарегистрироваться.

В Музее кукол на ВДНХ 11 и 12 декабря в 13:00 и 16:00 проведут экскурсии «История России — наука побеждать». Присоединиться к ним смогут те, кто купил входной билет. Также необходима предварительная запись по телефону или на страницах музея в социальных сетях. На экскурсии можно будет узнать, какие своды законов регулировали военную и мирную сторону жизни на Руси, проследить этапы становления российской государственности. Гости увидят образы великих полководцев и государственных деятелей, в том числе Александра Суворова и Петра Столыпина.

Конституция Российской Федерации была утверждена 12 декабря 1993 года. В 2020 году состоялось общероссийское голосование, по итогам которого были приняты поправки в главный закон страны. День Конституции относится к памятным датам России, но не является выходным.

Специалисты учреждений культуры Москвы, Санкт-Петербурга, Верхотурья и других городов страны познакомят школьников с уникальными экспозициями.

В декабре для московских школьников пройдут виртуальные экскурсии в рамках проекта «Прогулки по музеям онлайн». Для того, чтобы принять участие необходимо пройти электронную регистрацию на сайте проекта.

На встрече, организованной Музеем Л.Н. Толстого, ребята узнают о школе, которую писатель открыл в Ясной Поляне для крестьянских детей, познакомятся со старинной азбукой и попробуют написать слова по правилам орфографии XIX века. Мероприятие пройдет 6 декабря.

9 декабря все желающие могут отправиться в гости к Александру Сергеевичу Пушкину. На встрече пойдет речь о жизни и творчестве великого писателя и поэта: о его детстве в Москве, о лицейских годах, о службе в Петербурге и на юге Российской империи, о ссылке в село Михайловское и возвращении в столицу.

Специалисты Музея морского флота расскажут о Дне атомного ледокольного флота. У ребят будет возможность встретиться с дочерью знаменитого фотокорреспондента Совинформбюро Дмитрия Козлова, которому посчастливилось запечатлеть первый подъем флага на уникальном ледоколе. Мероприятие состоится 10 декабря.

В этот же день школьники смогут «перенестись» в Санкт-Петербург и посетить Музей истории фотографии. Ребята узнают о магии света, камере-обскуре, внутри которой появляется перевернутое изображение. Им также покажут фотоаппарат весом пятьсот килограммов и камеру из фильма о «мальчике, который выжил».

Музей современной истории России подготовил для юных москвичей интерактивную викторину. Им предстоит ответить на вопросы, посвященные основному закону Российской Федерации: что прописано в Конституции, на какие статьи следует обратить особое внимание, какие поправки, одобренные в ходе общероссийского голосования, были внесены в 2020 году. Проверить свои знания можно 10 декабря.

13 декабря всех желающих приглашают отправиться на онлайн-прогулку по Большой улице Владимира-на-Клязьме. Рассказ экскурсовода поможет ребятам совершить путешествие в прошлое — в губернский город Владимир с проезжающими экипажами, каменными зданиями и домами с мезонинами.

Музей истории денег, расположенный в Переславле-Залесском, познакомит ребят со своей уникальной коллекцией. Участники встречи услышат рассказ о том, где и когда появились первые деньги, и увидят монеты, за которыми охотились пираты. Встреча пройдет 13 декабря.

Во время виртуальной экскурсии, которая состоится 14 декабря, школьники узнают, с какой целью создавались куклы и почему дети начали играть с ними лишь в середине XIX века. Учащимся покажут, как антикварные куклы выглядят изнутри, как скрепляются и за счет чего двигаются.

На экскурсии Вологодского государственного музея-заповедника, которая пройдет на площадке Музея кружева 15 декабря, участников познакомят с основными этапами развития популярного промысла — кружевоплетения. Ребята получат представление о технике создания многопарного и сцепного коклюшечного кружева и увидят уникальную коллекцию музея.

16 декабря Музей-заповедник «Коломенское» проведет экскурсию по терему царицы. Ребята прогуляются по парадным комнатам дворца, узнают, где государыня проводила время, чем бывала занята.

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник познакомит юных ценителей искусства с творчеством скульптора и художника, литератора и педагога Ефима Васильевича Честнякова, чьи работы посвящены традициям, обрядам и бытовой стороне русской жизни. Экскурсия состоится 16 декабря.

Музейный центр «Московский дом Достоевского» был открыт к 200-летию со дня рождения великого писателя. 17 декабря сотрудники Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля познакомят всех желающих с обновлённой экспозицией, рассказывающей о творчестве Федора Михайловича и его главных произведениях.

Сотрудники Мультимедийного комплекса актуальных искусств покажут школьникам выставочную программу фестиваля «Искусство будущего», в рамках которого художники из разных стран экспериментируют с новыми темами и техниками. Учащимся расскажут, как создать арт-объект из данных социальной сети, как работают интерактивные медиаинсталляции и многое другое. Мероприятие состоится 20 декабря.

22 декабря ребят ждут в гости в доме великого певца Федора Ивановича Шаляпина. Участники увидят личные вещи, фотографии, костюмы артиста и даже послушают уникальные записи его голоса.

Верхотурский историко-архитектурный музей-заповедник подготовил цикл тематических экскурсий для школьников. Открывает его встреча, посвященная роли Верхотурья в истории России. Ребятам расскажут, как старейший город Свердловской области стал первой столицей Урала, почему Верхотурье называли «воротами в Сибирь» и какое значение имело открытие Артемием Бабиновым «государевой Верхотурской дороги». Мероприятие состоится 22 декабря.

24 декабря юных жителей столицы сотрудники Музея железных дорог России города Санкт-Петербурга познакомят с экспозицией, посвященной открытию Санкт-Петербургской железной дороги. Они узнают, как создавалась эта магистраль, с какими трудностями столкнулись инженеры и строители при прокладке линии и какие архитектурные решения были использованы при строительстве станций.

«Прогулки по музеям онлайн» — это виртуальная площадка для знакомства юных москвичей с историей и культурой страны, ее бытом и традициями. Проект стартовал в апреле 2020 года.

image

Сентябрь 2020 года. В этот момент, моей Суперучилке (имя вымышленное), платформе по поиску репетиторов в США, требуется срочно новая команда поддержки, потому что старая не справляется с бизнес-логикой и создает проблемы. А для новой команды нужна новая база знаний, чтобы обучить новичков с учетом ошибок ветеранов.

В октябре начинался новый сезон и приходили новые клиенты. Собеседовать и обучить новую команду надо позарез за неделю до сезона, чтобы успеть потренироваться. У меня есть три недели, и часики уже тикают. И все происходит в условиях качелей между удаленкой и офисом: собеседовал новичков я вживую, а учились мы уже в Google Meet.  

Тут мой воспаленный мозг начал шевелиться. В июле как раз выстрелила моя статья о Zettekasten, методе ведения личной базы знаний для работы и творчества. Я уже полтора месяца сидел в сообществе Zettelkasten и проникался прелестями ассоциативных, нелинейных и экзотичных баз знаний. Мне за советом в телеграм пишут каждый день, и я добросовестно прокрастинирую, отвечая на вопросы.

Именно я был тем избранным, который осилит за три недели сделать что-то стоящее. Но это было неточно.

Вдруг в голову приходит безумная идея сделать коллективную базу знаний. Базу, что я напишу в соавторстве с новой командой, совместив созидание и обучение в одном порыве. Базу, которая станет воплощением демократии и взаимопомощи. И воплотит фантазии всех тех, кто хочет сделать Цеттель для команды и регулярно пишет об этом в русскоязычном сообществе. (Спойлер: не пытайтесь делать это без консультации с врачом).

И я пустился в незабываемое приключение. Сперва я обрадовался результатам, потом пожалел о своих решениях, но в итоге, создал идеальную систему для Суперучилки, которая живет по сей день. О подвигах и злоключениях — под катом. Осторожно, много картинок!

Немного предыстории, или как Машеньке было неудобно в чужих кроватях

Репетиторский проект был моим трудным, но любимым ребенком. Суперучилка отпочковался от родительской компании как маленький эксперимент. Но громадными усилиями опытных разработчиков, основателя родительской компании, маркетолога и дизайнера (и тогда еще неопытного меня), Суперучилка стала оправдывать надежды. А с надеждами пришли первые ожидания.

Проблема в найме новой команды и создании базы данных была в сложности системы. Суперучилка состояла с кабинетов клиента и репетитора; красивый у клиентов, брутальный — у репетиторов. К ним была прикручена самописная CRM с многолетней историей, которая досталась от компании-владельца. Первая часть CRM была нужна для управления заказами и работы с фрилансерами. Другая — для управления заказами и работы с клиентами.

kcvdqu6okcu5gifh0grubvzk1 o

В родительской компании, этими двумя частями CRM пользовались разные команды. Суперучилке, увы, нужны были обе, и объединить их было невозможно. При этом, весь богатый функционал CRM команда Суперучилки использовала лишь частично. Так как она запускалась сперва как эксперимент, прикрутить готовые решения было умнее, чем тратить деньги на разработку потенциально бесполезного функционала. А потом мы подсели на иглу гибкости в экспериментах с фронтом за счет универсальности CRM и бекенда.

К такому решению подтолкнуло и то, что сперва Суперучилку вела старая команда поддержки из родительской компании, и было проще использовать знакомые им интерфейсы. И эта команда заслуживает отдельного слова.

Это команда суперотрядом коммандос. Они летали между мини-проектами родительской компании поддерживали в них то, что плохо стоит. Этот трудовой подвиг был возможен того, что все проекты работали с одинаковыми ценностями и KPI: решение проблемы клиента важнее процедур, круглосуточная поддержка, время ответа максимум 5 минут, одинаковые правила для фрилансеров и сотрудников.

3ldexunkpbpqjzaffui pkky4nk

Но даже так «коммандос» было тяжело. Спустя некоторое время, их участь облегчили и избавили от нужды справляться с разными проектами. Все неудачные начинания потопили, всем удачным дали полноценную поддержку.

И начало этому положила Суперучилка. «Коммандос» выдержали то, что надо работать в двух CRM, хуже справились с правилами Суперучилки, которые отличались от обычных. Но когда платформа выросла, а её фишкой стал творческий подход к распределению заказов между фрилансерами, «коммандос» уже справиться не смогли и забили тревогу.

И в сентябре я получил долгожданное право нанять себе в Суперучилку собственную команду агентов.

Ад копипастера, или почему я не мог взять готовое

Итак, сентябрь 2020 года. Чтобы нанять новую команду, мне нужно найти правильных людей. А потом обучить их всем премудростям жизни репетитора и особенностям Суперучилки.

 С отбором на собеседование мне помогла родительская компания — дала выбирать «звезд» из свежего набора агентов в другие проекты. Звезды уже прошли базовую тренировку с «чатовой» частью CRM и прошли все тесты, чтобы быть полноценными агентами. А звездами они назывались потому, что умели — и не боялись — думать. Ведь умных людей много вокруг, но не все имеют мужество умом пользоваться. И это мужество — как свет звезды.

Вопрос дальнейшего обучения «звезд» был сложнее. Чтобы обучать, мне нужно было создать новую базу знаний. А к ней — обучающие сценарии, чтобы откатать материал на деле до реальной работы.

Если бы я просто взял существующие процессы, бизнес-логику и правила, собрал их в одном месте и написал квесты, задача была бы проще. Но гордыня и чтение дерзких книг сподвигли меня на авантюру. Раз даже «коммандос» были недовольны существующими процессами, новички и вовсе повесятся. Значит, мне нужно не просто собрать знания и правила — но и улучшить и оптимизировать их по ходу дела.

Вижу, на задних рядах уже смеются: знают, как я был неправ. Если вам нужно будет менять правила, сперва зафиксируйте текущее положение дел, а потом начинайте изменения. Оправдание я себе нахожу в том, что пусть у меня было только три недели, мне всё равно пришлось бы создавать всю базу знаний с ноля. Потому что позаимствовать мне было неоткуда.

Документацию «коммандос» я переиспользовать не смог. Действовали «коммандос» на всех проектах по одной логике, работали давно, и их базы содержали лишь специфичные для отдельных проектов вещи. Общая «суть» была у них голове, заученная в мышечную память, и на попытках ее уловить «коммандос» могли лишь показывать, но не рассказывать. Ну а те руководства, что у них были для Суперучилки, меня не устраивали и я решил делать с ноля.  

Еще у меня были базы знаний и правила других команд родительской компании, которые использовали те же инструменты CRM. Но они были максимально упрощены и строились вокруг бизнес-логики и запросов клиентов, а не функционала CRM. Такая организация была очень умной, но закрывала от меня двери к копипасту снова. Бизнес-логика у Суперучилки была совершенно другой

А еще мне не нравилась организация документации в родительской компании. Все было закатано в длиннющие инструкции, перегруженные таблицами с расписыванием вариантов ситуаций, цветным текстом и вложенными друг в друга страницами. А цвет, стили, шрифты — это тоже информационные слои. Злоупотребление им делает восприятие сложнее.

Цвет не дает глубины тексту, но может быть незаменим в другом контексте. Ильяхов в статье «Цвет как информационный слой» отлично объясняет, как цвет работает. 

Вдобавок, редко можно было найти окончательный ответ просто навигацией по страницам. Приходилось использовать поиск и надеяться, что ты поймешь всё правильно. Я с таким смириться не смог.

С тех пор, команда управления знаниями в родительской компании сделала сто шагов вперед, и происходи мои метания сейчас, я бы просто скопировал их подход и не парился. Но тогда меня воротило от того, что моя собственная, единственная и неповторимая команда Суперучилки будет путаться в простынях текста. Мне хотелось простого и элегантного решения, где можно легко выучить правила и быстро найти ответ на любые вопросы.

С таким настроем, я создал аккаунт в своем любимом Notion и взялся за дело.

Практическая часть в построении базы знаний

Если изобразить ситуацию, с которой я начинал, она выглядела примерно вот так.

rvmzrppob4hgro4bn4yj3kr7q1s

Все основные инструменты CRM и кабинеты репетиторов с клиентами находятся для новичка за туманом войны. Кроме того, где-то льется река живого процесса. С одной стороны, он течет по русле бизнес-логики, и мы можем примерно определить где и что. С другой стороны, так как Суперучилка — это платформа и продукт экспериментальный, то в русле бизнес-логики процессы между клиентами и репетиторами могут случаться самые разные: рабочие моменты, выяснения отношений, конфликты и споры.

Предвидеть все казусы и ситуации в реке процесса невозможно. Но вот дать принципы разрешения рабочих ситуаций (и сохранения опыта) — вполне. Чтобы пользоваться такими принципами, надо хорошо понимать и бизнес-логику, и реальный процесс, и инструменты. Это и стало моей целью в создании базы знаний для Суперучилки.

Шаг первый: словарь всему голова

Первым делом я решил, что нужно создать словарь. Так как и в инструментах CRM, и в бизнес-логике, и в процессах участвуют одни и те же самые актеры и сущности, умно их поймать и описать в отдельных статьях. Так я сразу получил карту местности, которая покрывала максимальное количество территории, и на которую можно опираться дальше.

qwlsr9voegj1w jww0wnkvycpr8

У словаря было еще несколько преимуществ. Мало того, что там можно описать все главные вещи, вроде ценовой матрицы или что такое дедлайн, так еще ссылаться на них по всей базе знаний, прямо как на вики. В отличие от вики, статья словаря обрастала бы автоматическими обратными ссылками, в народе известными как бэклинки. Можно было бы зайти в словарь и посмотреть везде, где упоминается ценовая матрица, или где мы сталкиваемся с брендингом.

Так как вы не обязательно будете читать статью до конца, я буду сразу спойлерить: это было не самое лучшее решение. Нет, тема со ссылками сработала отлично, особенно при обучении. Но в будущем оказалось, что иногда проще переиспользовать текст из словаря сразу в контексте. Во избежание рассинхронизации, нужно было еще чтобы он синхронизировался в обе стороны при редактировании в одном месте.

Увы, трансклюзия в Ноушене раньше ставилась шаманскими манипуляциями, и я не решился на такой шаг кроме самых критических моментов. Сейчас в Ноушене это можно сделать с помощью Synced Blocks, при этом сразу можно посмотреть список страниц, которые блок используют.

При создании словаря стало понятно то, что в отрыве от бизнес-логики он существовать не может. При попытке описать, например, чем является Клиент, сразу возникает его связь с Заказом, Репетитором, Оплатой и Клиентским Сайтом. А связаны они через взаимодействие. Это сразу тащит внутрь словарной карточки полный рассказ о том, что Клиент может делать и как.

Я решил, что это не имеет особенного смысла, потому что зачем тогда все эти обратные ссылки? Поэтому, в словарных карточках я ограничился описанием самой сущности Клиента, и сделал задел под ссылки на его возможности. Получилось похоже на декларацию класса: мы говорим какие поля и функции он имеет, а реализацию функций предоставляют включенные внутрь объекты.

А моей следующей мишенью стала бизнес-логика.

Важный нюанс: бизнес-логика против бизнес-процесса

В этой разнице лежит ключ того, почему сейчас из Evernote массово бегут люди, прихватывая тысячи заметок за собой, а иногда и перенося их вручную. Или почему одни редизайны со временем вызывают восторг, а другие кладут в могилу вполне живые продукты.

Я заморачивался так с базой знаний именно из-за разницы между логикой и процессом: если бы ее не было, я бы справился за три дня. Так что готовьтесь — сейчас будет притча. Если у вас MBA и вы знаете секрет и так, то вот телепорт к следующему практическому шагу.

Бизнес-логика — это как русло реки. Русло определяет, где заканчивается река и где начинается берег, и решает куда, по идее, река должна течь. Русло можно расширить, углубить, а можно сузить и вовсе перекрыть течение. Оно дает стойкое впечатление о том, что рекой можно предсказать и управлять. Обычно у людей это получается, пусть и на время.

1wvzngkct8q2wgf2h gj6lghagy

А бизнес-процесс — это река, поток воды в русле. Река течет по руслу и повинуется его поворотам. Но в зависимости от обстоятельств, река может выйти из берегов, перелиться через дамбы, а то и вовсе проложить новое русло. И даже у спокойной реки есть подземные течения и грунтовые воды, которые внезапно могут подмыть мост и затопить подвалы.

9vsyd7woe8mvfm0oes4z uh2ope

Конечно, обладатели MBA и осилившие PMBoK сейчас скажут, что в серьезных компаниях термины совсем другие, а в реках водятся жабы, и я не учел их коэффициент сопротивления течению. Но я счастлив работать над проблемами, а не определениями, покуда определения сами не являются проблемой.

В общем, с бизнесом — как с рекой. Бизнес-логика — это наши ожидания от того, как должны вести себя люди зарабатываться деньги. Клиенты приходят через лендинги А, Б и В, регистрируются через телефон, имейл, Гугл, Фейсбук или Спотифай, которые потом используются как каналы связи. Мы ищем им репетитора, исходя из критериев Альфа, Бета и Гамма, которые собираем из их профиля и запроса. Клиенты оплачивают работу репетитора пятью доступными способами оплаты, репетитор платит комиссию.

Это всё — русло бизнес-логики. Под нее мы рисуем дизайны, разрабатываем интерфейсы и бэкэнд. 

jtkgpgb2y652frgd9ida 4sliwo

Но на то есть река, чтобы по руслу не течь. Ведь бизнес-процесс — это то, что происходит на самом деле. Клиенты приходят по наводке знакомых по прямой ссылке в кабинет, сразу попадая на авторизацию мимо лендинга. А то и вовсе друзья дают свой аккаунт, потому что там есть бонусы. Клиенты указывают временный телефон, потому что хотят приватности, но зато школьный имейл с ФИО, потому что у него модный домен. Они пишут о запросе в общих чертах, а потом отклоняют всех репетиторов, пока не найдут того, кого искали: молодую-девушку математика, чтобы занималась с ребенком. 

И потом переводят репетитору деньги без спроса на Пейпал, минуя нашу кассу. И отдают еще часть баллами местной сети супермаркетов, потому что репетитор и клиент оказались из одного штата.

Теперь репетитор ищет, как нам перевести комиссию. Это реальный случай из практики Суперучилки — радикальный, но далеко не единственный.

dttf

Бизнес-логика — это то, как мы жизнь видим. Бизнес-процесс — это настоящая жизнь. Частично продуктовый подход заключается в том, что мы регулярно ставим гипотезы и измеряем то, какая жизнь-процесс на самом деле. И на этом основании, обновляем бизнес-логику, допиливая новые фичи и улучшая старые.

Следовать за прихотями течения жизни обычно выгоднее, чем с жизнью спорить. В лучшем случае, бизнес-процесс просто перельется через вашу дамбу, и пользователи будут «неправильно» пользоваться услугой и нести деньги. В худшем, ваша «правильная» бизнес-логика убьет течение, и вода станет тухлой, как это случилось с Evernote. (Он стал еще и тормозной). По тухлой реке клиенты не смогут доплыть туда, куда хотят и разбегутся по другим рекам, как раки.

Шаг второй: путеводная звезда бизнес-логики

Вся эта притча нужна была для того, чтобы передать всю противоречивость задачи, которую я ставил перед базой знаний новой команды. Мне нужно было четко передать бизнес-логику в виде того, как работают сайт, CRM и правила. Если что-то не работает по логике вещей, это баг; а так как мы активно разрабатывались, багов было немерено. Кроме того, было много правил, диктованных законодательством, правилами платежных систем, технологией и юристами. Их нельзя было нарушать.

При этом всем, я хотел создать свободу для обнаружения и использования бизнес-процессов. Для этого нужно было передать принципы принятия решений и ценности Суперучилки, а также дать инструменты для критического анализа ситуации. И чтобы это всё могли сделать новички в индустрии.

И поэтому я выбрал героем бизнес-логики заказ, а бизнес-логику для новой команды построил как путь заказа, от предпосылок к его появлению и успешного закрытия. Сюда же я включил все разветвления состояний заказа — вроде возврата денег, открытого спора или неоплаченного заказа-зомби, брошенного потенциальный клиентом в корзине. А состояния, в свою очередь, я привязал к сущностям из словаря.

Вот почему я решил выбрать именно заказ главным героем:

  • Заказ — главная единица экономики проекта. Средний чек, цена привлечения клиента, пожизненная ценность клиента (LTV), доля репетитора — все это вертится вокруг заказа.
  • Вся CRM, по сути — это система для управления клиентами и заказами. Весь инструментарий заточен под то, чтобы переводить заказ между разными состояниями бизнес-логики и изменять его свойства.
  • Проблемы на Суперучилке, вроде возвратов денег или пропуска сроков, тоже связаны с заказами.

Такая постановка бизнес-логики заодно вдохновила Service Level Agreement (SLA) для команды. Так сейчас модно называть КПИ, то есть критерии, по которым мы знаем, хорошо работает человек или плохо. Например, на любом этапе «активного заказа», агент должен ответить максимум две минуты. А вот для «архивных» заказов, которые мы закрыли более месяца назад, агент может повозиться и час.

Так мы убедились, что усилия агентов поддержки тратятся разумно, и они воюют в ту сторону.

Шаг третий: практическое использования закона Мёрфи

Теперь, когда у меня была бизнес-логика Суперучилки, надо было рассказать агентам о том, как бизнес-процесс может выходить из берегов логики и переливаться через плотины. Как и говорил раньше, я хотел различить три главных класса событий:

  • Что-то идет не так, и это неправильно. Если это происходит в программном обеспечении — это баг и надо идти к разработчикам. Если репетитор себя ведет неправильно, надо помочь ему вернуться на путь истинный и спасти клиента от негатива.
  • Что-то идет не так, и это допустимо. Например, если клиент вместо создания нового заказа доплачивает за предыдущий, чтобы дальше работать с репетитором, агентам пресекать это не нужно. А взять на заметку, чтобы дизайнер со мной подумал, есть ли смысл развивать эту фичу.
  • Что-то идет не так, и мы не знаем, что с этим делать. Например, как в том случае, когда клиент искал репетитора, не выбирая из списка профилей, а перебором автоматического матча. Тогда надо действовать творчески, чтобы сохранились Суперучилкины ценности: чтобы клиент остался защищен, репетитор получил деньги за проделанную работу, и так далее.

События второго класса, допустимые хаки бизнес-логики, легко описать полным списком. Но список неприятностей постоянно пополняется, а непредвиденные ситуации на то и непредвиденные.

И здесь я сделал первую ошибку. Я решил положиться на закон Мёрфи, и описать все возможные ситуация отклонений от бизнес-логики, а к ним — сценарии для решения. На тот момент, так было сделано в родительской компании, а сама Суперучилка была очень проста. Но и у меня были железные аргументы в пользу своего выбора:

  • Новичкам сложно будет разобраться что хорошо, а что плохо без конкретных примеров и руководств.
  • Есть ситуации, где закон требует действовать одним конкретным образом, вроде возвратов денег или чеков.
  • Можно привязать ситуации к конкретным элементам бизнес-логики. Это упрощает жизнь агенту: если что-то идет не так, ты ищешь стадию жизни заказа в логике, и выбираешь подходящий под ситуацию протокол.

В результате, моё описание бизнес-процессов стало выглядеть вот так. Все возможные события на каждом этапе жизни заказа получили свои карточки. А инциденты — способы их решения. Это еще сильнее разогнало туман, показывая всё возможные личины Суперучилки. 

yvosgkcvvb4yhvwcjberilg5dew

Мне представлялось, что такую структуру ситуаций будет легко расширять. Технически, это была база данных в Ноушене, перелинкованная с бизнес-логикой и словарем. Ситуации можно было смотреть отдельно, а можно в контексте использования той или иной процедуры. Таким образом, когда появлялась новая ситуация или правило, её можно было

Для написания некритических процессов я подключил новую команду. На тот момент я уже собеседовал и нанял новых людей. Они дорабатывали свои последние смены на старых позициях, заодно начиная обучение Суперучилке. Процедуры мы генерировали следующим образом:

  • Зная бизнес-логику и имея базу реальных случаев на руках, мы вместе придумывали ситуации, где что-то может пойти не так.
  • Потом писали процедуру разрешения ситуации, руководствуясь ценностями Суперучилки: о проблеме клиента позаботились, репетитор не обижен, случай зафиксирован для обучения.
  • Наконец, смотрели на текущие кейсы в продакшене и из архива, чтобы проверить, правильный ли придумали подход.

Мне надо было насторожиться, когда таких описаний бизнес-процессов собралось целых 30 штук. И это мы еще экономили, не создавая дубликаты для похожих ситуаций, вроде вопросов клиентов на разных стадиях перед оплатой. Но лихорадка ума у меня не проходила, а День Z, когда новую команду надо было высаживать, был всё ближе.

Поэтому, я двинулся дальше.

Забегая наперед, именно список бизнес-процессов стал перышком, что со временем сломало спину верблюду базы знаний. Для команды Суперучилки, надо было сделать иначе. Но прежде, чем все навернулось, я навернул в базу еще несколько фич.

Шаг Четвертый: технические руководства и сила глагола

Итак, новые агенты поддержки уже знали с чем работает Суперучилка, как должен проходить свой путь заказ, и как они должны действовать в том случае, если у заказа всё не слава богу. Оставалось лишь рассказать, как именно принимать и возвращать деньги, управлять заказами в CRM и общаться с клиентами.  

С одной стороны, CRM была создана для того, чтобы воплощать бизнес-логику: она отражала ее так, как форма для хлеба отражает сам хлеб. С другой стороны, две тысячи триста восемьдесят слов назад я уже рассказал, что CRM у Суперучилки была неродная; её интерфейс и пользовательский опыт строились под другие логики. И потому положиться на хороший UX и дать новым агентам осваивать инструмент я не мог.

Меня выручил тот факт, что в родительской компании вся документация и переписка традиционно ведется на английском. Перечитывая написанное мною и новобранцами, я обнаружил совпадение. Все инструкции, которые подразумевали работу с инструментами, строились по схеме «глагол + объект = новое состояние». Например.

qnklrvs2v8q65i btttv2cmb3jq

Новое состояние всегда отсылалось к бизнес-логике. Объекты совпадали с сущностями словаря, которые, в свою очередь, совпадали с разными секциями интерфейса CRM. А вот глагол был тем самым действием, которое надо совершить, чтобы агент добился от CRM желаемого.

Это не спасло меня от того, чтобы описать полностью интерфейсы CRM. Но я мог использовать языковые закономерности и низкую разнообразность словоформ в английском. Вот, что я сделал, чтобы превратить технические руководства из унылых талмудов в почти незаметную часть: 
 

  • Разделил описание интерфейса на секции и связал их с сущностями словаря Суперучилки, которыми они управляют.
  • Внутри интерфейса, описал что делают и показывают кнопки и поля теми же конструкциями «глагол + объект», что и в карточках бизнес-логики, процедур и словаря.
  • Теперь нужное действие всегда подхватывалось поиском и показывалось наверху.

На всякий случай, я поставил прямые ссылки в тех секциях, где принципиально был важен выбор части CRM, управляющей или общительной. Потому что вопреки пересечению, некоторые операции, вроде работы с фрилансерами или промокодами, можно совершить лишь в одной части.

Шаг пятый: вспомогательные средства

К тому времени, проходят три недели. На второй мы с агентами уже решали задачки, которые легли в основу бизнес-процессов, описанных в шаге третьем. И новая команда перешла полностью под моё командования как раз тогда, когда последняя страница тех руководства была готова.

У нас теперь было время для полноценного обучения перед тем, как выходить в настоящую Суперучилку. В родительской компании это назывался «онбординг»: специально выделенное время, чтобы ввести новобранцев в курс дела, а получивших повышение — в специфику новой роли.

На онбординге мы сперва решали «квесты», тестовые задачи на серверах стейджинга с фейковыми клиентами и репетиторами, чтобы нащупать интерфейс CRM в волю и отработать основы бизнес-процессов. Дополнительная цель была избавить агентов от страха «что-то сломать», очень распространенной штуки при работе со сложно выглядящими интерфейсами. Потом были ретроперспективы в архиве CRM, чтобы освежить память о логике и процессах. И, наконец, мы перехватывали реальных клиентов и заказы у старых «коммандос».  

Это стало краш-тестом всей системы базы знаний. Исходя из первых результатов и организационных потребностей, я добавил несколько свистелок, без которых теперь никак.

▍Документы по трудоустройству

Это копия договора по трудоустройству — правила начисления зарплаты и ее выплаты, четко зафиксированные ожидания, отпуска и больничные, и прочие нужные вещи. Они были написаны в первую очередь еще до начала эпической истории с базой данных. И теперь просто поселились в базе, чтобы было удобно запросить отпуск или прикинуть зарплату за следующий период.

▍Журнал смен

А вот эту штуку я полюбил всем сердцем. По правилам Суперучилки, агенты сами выбирали себе график и разбирали смены на недели вперед, договариваясь за слоты между собой. Главное, чтобы на каждой из трех смен был человек. Для этого нужно было, чтобы агенты могли видеть эти самые слоты, и выбирать себе нужные.

Для этого я в Ноушене сделал календарь, в котором каждая страница соответствовала смене. В ней можно было выбрать тип смены и привязать её за собой.

Штука оказалась неожиданно удобной для передачи информации между сменами. Агенты стали сами писать о прогрессе задач, незавершенных процедурах и текущих задачах. Заодно получился тот журнал, который лог: можно было просмотреть летопись событий.

30l5boduwg53tq6rrucwztso2zk

Так как зарплата в Суперучилке считается в зависимости от типа смены, дело дальше было за малым. Я добавил поле «Зарплата» и сделал шаблоны, где зарплата выставлялась в зависимости от типа смены. И все эти смены выводились в связанную таблицу-калькулятор, где можно было переключаться между фильтрами по каждому агенту и смотреть сумму за расчетный период.

▍Трекер заданий

Но журнал смен не справлялся еще с одной важной функцией: отслеживание задач, которые не входили в бизнес-логику. Например, отдельному агенту мог поставить задачу собрать случаи того или иного бизнес-процесса. Или мы могли затеять рекламную кампанию или эксперимент, где общаться с клиентами и репетиторами надо было по-другому. Нужно было сделать руководства, отметить ответственных и отслеживать прогресс.

Трекер я реализовал по той же логике, что журнал смен. Только вместо календаря, использовал вид канбана, чтобы двигать карточки по колонкам, и скрыл статус «Черновик», чтобы писать спокойно задачки. Кроме поля ответственного, добавил еще автора и временной промежуток.

Приятным бонусом Ноушен уведомлял ответственных при добавлении в задачу и при изменении статуса задачи. Естественно, и в журнале смен, и трекере можно было отсылаться с словарю, бизнес-логике, процессам и процедурам

▍Личные страницы

Иногда у агентов были их личные задания, а еще они писали свои заметки и конспекты во время обучения. Чтобы было легче давать обратную связь, мы все сделали как подстраницы в Ноушене базы знаний, куда доступ имели только агент и я. Туда же попали связанные таблицы смен и задач, отфильтрованные исключительно для агента.

▍Шпаргалка на смену

Наконец, сформировалась вполне стандартная процедура начала смены. Агент логинился в CRM, открывал обе ее части и конференцию репетиторов. Еще в одной вкладке была база знаний и трекер тасков. Руки так и просились собрать это в одном месте.

Так и сделал. Для всей команды появилась шпаргалка в Ноушене, которая собирала в одном месте ключевые правила, ссылки на рабочие и тестовые пространства, активные сегодня задачи, а также карточки предыдущей и следующей смены из журнала. Естественно, динамические компоненты Ноушен обновлял автоматически.

Не пугайтесь — самом деле, это не секретные документы КГБ. Просто решил показать живую шпаргалку. 

uv8hscsnz69wruqpy mlgm4wok8

Шпаргалка постоянно развивалась, и дополняется до сих пор. Так как мы сидели некоторое время в бесплатном Слаке, появились новости. А из-за моих фундаментальных ошибок в создании базы знаний, появились еще и патчи на бизнес-логику и процедуры. А после ошибок исправления, там появился список последних изменений и правок в базе знаний. 

В чем я ошибся? 

Вот мы и дошли до той части, где я оказался неправ. Так вот:описанная база знаний вполне рабочая и подходит многим проектам. Суперучилка просто оказалась сложнее, чем я полагал.

База знаний Суперучилки вводилась в действие постепенно, тестировалась в действии и обрела огромный успех. Агенты-новички уже были в нее вовлечены, и более того — напрямую влияли на её содержание, исправляя неадекватные реальности процедуры и добавляя новые. После работы в более линейной системе поддержки родительской компании, агенты почувствовали творческую свободу и возможность менять свою судьбу. Это правильные и желательные вещи для базы знаний.

За счет этого, вместо обычного срока онбординга в 3-4 недели, новички закончили свою тренировку за неделю. В какой-то момент, новички стали справляться со 100% нагрузки самостоятельно, и подстраховка коммандос им больше не требовалась.

А потом, ровно когда мы коммандос отключили и стали работать самостоятельно, у нас выстрелила рекламная кампания. Да так, что количество лидов увеличилось в сотни раз, и чаты стали разрываться от потенциальных клиентов. И пока я паниковал и искал подкрепление для новичков, оказалось, что новобранцы без труда отбиваются сами. Более того, перешли в наступление и придумали новый набор шаблонов и сценариев, специально под новый тип лидов.

Это был успех. Туман войны, который закрывал рабочие инструменты, правила и суть Суперучилки от новой команды агентов, развеялся.

И история о создании базы знаний Суперучилки имела бы только одну часть, если бы сама Суперучилка была завершенным продуктом. Тогда эта статья была бы универсальным руководством к действию.

Если бы Суперучилка была «готова», ее эволюция была бы медленным, но уверенным ползком по процентным делениям эффективности конверсии. Сложности приходили бы от масштабирования: завести больше клиентов, репетиторов и агентом, при этом не потеряв экономическую целесообразность. Доить денежную корову — приятная работа без лишнего стресса.

В таком случае, наша нелинейная, перекрестная база знаний, которая покрывала бизнес-логику и бизнес-процессы, оставалась бы актуальной вечно. Мы даже могли бы и документировать новые бизнес-процессы, обнаруживая их в жизни репетиторов и клиентов, и даже менять местами шаги бизнес-логики.

Такой подход к коллективной базе знаний работает, если у вас площадь области знания стремится в бесконечность, но система сущностей устоялась с конечной сложностью. Если же таксономия может меняться, нелинейный подход принесет кучу энтропии. А энтропия вытянет из команды и проекта энергию и выстрелит ею вам в ногу.

Получилось мудрено, потому вот пример из Википедии. Её авторы пытаются покрыть стремящееся в бесконечность человеческое знание, хаотично описывая зоны своих интересов, и так же бесконечно отстают от настоящего знания человечества. Но используя ссылки на несуществующие еще статьи, ссылаясь между статьями, и отпочковывая от больших статей маленькими, активисты Вики пускают в область знания корни и потихоньку прорастают дальше.

Это выглядит как эволюция видов, если бы у эволюции видов задача была покрыть ветками максимальную площадь таблицы. Крупные сущности делятся на более мелкие, области знания разделяются на подобласти, закрывая все новые и новые пробелы. 

nompzad3p bdlgnkb 04afzimti

Но Суперучилка еще не выросла в корову или Википедию. Она была трудным ребенком, который быстро рос и менялся в поиске своего места на рынке образовательных услуг. И менялась таксономия сущностей в ней в том числе.

Поэтому, Суперучилки энтропийный лазер не просто выстрелил в ногу — он ее оторвал. И оторвал с мясом, потому что беда приходит постепенно, и мои попытки «пропатчить» базу знаний сделали ноги Колосса поддержки глиняными. Мне повезло, что новички оказались умными и талантливыми ребятами — они смогли поймать на свои плечи Атланта, когда он пал.

И благодаря анализу поведения агентов и коллективной интервенции, мы не просто поставили базу знаний обратно на ноги — мы ее эволюционировали. И с введением стримов работы, версионирования и автоматической системы обновления, Суперучилка зажила новой жизнью.

Я расскажу о том, что именно пошло не так, и как я это исправил. А именно:

  • О том, в чем сила иерархии против сети и как измерить сложность поддержки и ведения базы знаний. 
  • Об UX-исследованиях и о том как делать инструменты для людей, а не людей натаскивать на орудия труда. 
  • О методе переезда из одной базы на другую, не ломая при этом текущую работу. 
  • И поделюсь шаблонами для Notion, для линейных и иерархических команд, чтобы не настраивать всё с ноля. 

Но сейчас мы находимся на глубине в 4750 слов от начала статьи. И пусть я ненавижу клиффхэнгеры и оборванные истории, мне придется продолжить разбор ошибок и посыпать главу пеплом во второй части.

Она уже написана и ждет своей публикации в августе. Так что ставьте лайки колокольчики подписывайтесь на обновления. Будет короче и еще интереснее.

Полезные ссылки

Zettelkasten Ru Community — чат в телеграме, который давно перерос тему Цеттелькестена (да, именно так читать правильно) и теперь вращается вокруг управления знаниями и обучением в принципе. Там сидит много интересных людей с богатым опытом, которые с радостью помогут новичкам в вопросе.

How to Take Smart Notes от Сонке Аренса, профессора и исследователя. Хотя это о личных заметках, книга рассматривает фундаментальные принципы работы знания и человеческого рассудка. Аренс, кстати, сидит в сообществе выше и даже был там на еженедельной сцене. 

Мой канал «Психотронка». Он вообще посвящен нашей эпической фэнтези-саге о пике эволюции человека, а хабровскую тематику я и так пощу на Хабре. Но там есть и об управлении знаниями, и об управлении продуктами, и об фантастике и эволюции. Там же можно написать мне за советом, я прокрастинатор и отвечаю исправно (но сейчас в отпуске). 

P.S. Рисовать иллюстрации было большой ошибкой. Я едва не опоздал на отпуск, так что надеюсь, что вам понравилось.

oug5kh6sjydt9llengsiebnp40w

«Совершенно сумасшедшие, колоссальные цифры, которых никто не ожидал». Такими словами специалисты описывают эффект от одного из важнейших общественных и образовательных событий уходящего года – перезапуска общества «Знание». Почему возрождение образовательного проекта с советскими корнями оказалось столь впечатляющим?

В 1947 году в только что пережившем войну СССР было создано общество «Знание», важнейшей задачей которого было, как легко догадаться, распространение научных знаний. Несмотря на послевоенную разруху, общество работало, и не так уж плохо. Более того, возможно, что сейчас ситуация с этим в чем-то может быть даже похуже, чем в 1950-е. Здесь показателен эпизод из биографии советского физика-иммигранта из Италии Бруно Понтекорво. В начале 50-х он попал в СССР, где с ним случилось следующее.

Прогуливаясь по окрестностям Дубны, Понтекорво заблудился, но к вечеру нашел трактор, и тракторист взялся его подвезти. Желая быть любезным, тракторист спросил, чем именно Бруно занимается в институте. Тот честно ответил: «нейтринной физикой» (одним из создателей которой Понтекорво стал уже в 1930-е годы). Тракторист вежливо сказал: «Вы хорошо говорите по-русски, но все же есть некоторый акцент. Физика не нейтринная, а нейтронная!»

Рассказывая в Италии об этом происшествии, Бруно добавлял: «Надеюсь, я доживу до времени, когда уже никто не будет путать нейтроны с нейтрино!»

Комментируя этот рассказ, докладчик [крупный советский физик, уже после смерти Понтекорво] заметил: «Теперь, хотя Бруно до этого не дожил, его предсказание, пожалуй, сбылось: сегодня люди ничего не знают не только о нейтрино, но и о нейтроне!»

Тракторист из 1950-х ошибался насчет нейтрино потому, что их экспериментально обнаружили только в 1956 году (до того они были гипотезой). Но вот про нейтроны он уже знал, хотя их открыли всего за пару десятков лет до этого разговора. Сегодняшний тракторист довольно редко может похвастаться представлением о частицах, открытых физиками 20 лет назад – и в этом смысле фраза «Сегодня люди ничего не знают не только о нейтрино, но и о нейтроне!» действительно верна.

Ответов на вопрос, почему так получилось, можно предложить много. Один из самых очевидных: до последнего времени российский научпоп справлялся с задачей популяризации не очень хорошо. Есть целый набор научпоп-ресурсов в Сети, есть видеолектории и культурно-просветительские центры, организующие лекции (типа «Архэ»), но на все это мало кто ходит. Посетители этих лекций и ресурсов – часто люди, получившие образование по «научной» стезе, хотя и не всегда оставшиеся после этого работать в науке.

Это тревожный знак: без популяризации науки, способной затронуть детей и подростков действительно широких слоев населения, число желающих заняться наукой никогда не будет слишком большим.

А без таких желающих российская наука неизбежно окажется слабее, чем могла быть.

Поэтому логично, что государство после десятилетий послесоветского забвения попробовало вернуться к ситуации, когда трактористы более или менее интересуются современной им физикой частиц. Уже в 2016 году вышел указ президента о воссоздании общества «Знание», до 2021 года активность его была не особенно заметной для публики.

Наконец в мае 2021 года состоялся перезапуск «Знания», причем на новой, современной основе – включая цифровые платформы. По всей стране был проведен федеральный трехдневный марафон общества. Второй федеральный просветительский марафон «Новое знание», приуроченный ко Дню знаний, прошел с 1 по 3 сентября.

Что мы знаем о «Знании»?

«Несмотря на «малозаметность» деятельности общества в 2016–2020 годах, именно тогда прошла значительная часть подготовительной работы по его восстановлению, особенно в регионах страны, – объясняет газете ВЗГЛЯД Илья Климов, директор петербургского филиала общества «Знание». – И потом, все-таки малозаметным оно было не везде. В частности, в Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов деятельность общества и не прерывалась.

Но определенно после послания президента Федеральному собранию весной 2021 года вся работа «Знания» получила сильнейший новый импульс. Главой наблюдательного совета стал первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, а генеральным директором – Максим Древаль. Очень большую роль сыграло и то, что открытый урок общества провел президент: после этого у нас появилось сразу много известных ученых, желающих дать лекцию в своей области знаний, включая тех, кто до этого о новом обществе почти ничего и не знали».

Климов констатирует, что обновленное «Знание» заметно изменило свои подходы к просветительству. «Мы больше пошли в сторону «цифры», стали уделять больше внимания онлайн-лекциям, чему и пандемия поспособствовала, конечно». Уже первый онлайн-марафон общества получил свыше 70 миллионов просмотров – и это «совершенно сумасшедшие, колоссальные цифры, которых никто не ожидал», – заключает он. Несмотря на то, что этот весенний и последующий сентябрьский марафоны оказались весьма востребованными, «мы не планируем отказываться и от офлайн-форматов, типичных для первого, еще советского общества «Знание».

Климов считает неправильным вообще противопоставлять эти форматы, отмечая, что многие офлайновые лекции общества доступны в видеозаписях (хотя и не все). Те же «Умные недели», проводимые «Знанием», вполне сочетают самые разные форматы в этой области.

«Наши сотрудники всегда стараются привлекать к лекциям лидеров в своей отрасли – будь это бизнесмены-организаторы, ученые или кто бы ни было еще», – подчеркивает собеседник. И это действительно так: в онлайн-марафонах общества в этом году поучаствовал даже Илон Маск, рассказав, среди прочего, что два конференц-зала компании SpaceX названы в честь Циолковского и Королева (чего нет даже в Роскосмосе). Легко видеть, что важность популяризации науки и техники за рубежом понимают хорошо и придают ей большое значение даже в таких бизнес-проектах, которые, казалось бы, напрямую никак не связаны с образованием.

Отвечая на вопрос «Чем вы планируете отличаться от всех остальных научно-популярных проектов в России?», Климов сделал упор на два момента. «Во-первых, все наши онлайн- и офлайн-мероприятия бесплатные». Зачастую лекции до «Знания» были либо полностью платными, либо с бесплатной первой частью лекционного курса – а последующие требовали оплаты. Надо сказать, что общество оплачивает лекции для части своих ученых, но, как ни странно, не для всех: ряд из них отказывается от вознаграждения.

Во-вторых, продолжает Климов: «Наше общество «Знание» – это своего рода знак качества. Все наши лекции и мероприятия проходят серьезный отбор. Мы неоднократно проверяем каждого лектора и каждую его лекцию, а в существовавших до нас лекционных экосистемах это было далеко не так. У нас не бывает роликов с недостоверной информацией, набравших миллионы просмотров, как, к сожалению, иногда случается в области популяризации в других местах».

Климов отмечает, что пока «Знание» еще в начале своего пути. В обществе постоянно идет работа над новыми идеями и направлениями. Например, планируется собственное научпоп-издание, и даже «книжное» издательство, которое поможет публиковать качественные и интересные популярные книги о науке. «Но это пока небольшой инсайд, мы об этом пока официально не объявляли», – полушутливо отмечает он.

«Мы думаем и над тем, чтобы шире премировать СМИ, пишущие о науке, и научно-популярные книги, выходящие в других изданиях», – продолжает Климов. Первый шаг в этой области уже сделан: 7 декабря 2021 года в Москве состоялось вручение премии «Знание-2021».

Что думают о популяризации и «Знании» ученые?

Одним из самых известных ученых, которые были привлечены обществом «Знание», стал Артем Оганов. Кристаллограф с мировым именем, создатель крайне успешного алгоритма предсказания кристаллических структур, а по сути – новых соединений.

Положив эти алгоритмы в основу программы USPEX, ученый не просто дал остальным исследователям мощный инструмент предсказания еще неоткрытых соединений. Вместе со своими коллегами Оганов предсказал сверхтвердую структуру бора, прозрачную фазу металла натрия, стабильные соединения гелия (долго считавшегося не образующим соединений с другими веществами), новые (еще недавно считавшиеся невозможными) хлориды натрия, новые рекордные высокотемпературные сверхпроводники, новые соединения, существующие в недрах Земли и других планет. Его открытия затем много раз подтверждались экспериментально и бесспорно имеют значительное практическое значение.

Артем Оганов рассказал газете ВЗГЛЯД о своем участии в работе общества «Знание».

ВЗГЛЯД: Как вы считаете, чего не хватало российскому научпопу до «реинкарнации» общества «Знание» в этом году? Что не так с популяризацией науки в России сегодня с точки зрения ученого?

Артем Оганов: Очень может быть, что именно общества «Знание» нашей популяризации науки и не хватало. До сих пор был некий, довольно обширный рынок популяризации науки – например, были лектории совершенно разных уровней, от очень высококачественных до крайне низкоуровневых. Какие-то лектории совершенно бесплатные, другие — очень дорогие. Короче, выбор для всех. 

С одной стороны, пускай цветут все цветы, но с другой стороны, должен быть и какой-то стандарт качества. А его до сих пор просто не было. Вы запросто можете наткнуться на лекцию про каких-то рептилоидов, или про то, что ковида не существует, или про то, что вакцины — это плохо. А ведь это не просто глупости, а заблуждения, которые порой наносят людям вокруг нас огромный ущерб.

То есть у нас сложилось такое научпоп-многообразие, в котором остро не хватает камертона, мерила качества. А он очень нужен, без него мы увидим популяризацию не только науки, но и откровенно абсурдных идей.

Кроме того, имевшееся у нас до недавних пор сообщество популяризаторов, на мой взгляд, слишком политизировано. И несмотря на то, что сфера популяризации была вроде бы очень многообразной и децентрализованной, на деле в ней возникла угроза своего рода монополизации мысли. Я неоднократно слышал, что каждый популяризатор, ученый и интеллигент должен быть в оппозиции, должен ходить на митинги и бороться с чуть ли не любым правительством своей страны и тд. – удивительно, но такого нет ни в одной другой стране мира.

Я также слышу (как правило, от крайне слабых ученых), что ученый не может быть верующим – хотя это явно противоречит фактам. По сути, «в нагрузку» с популяризацией науки люди получают и порцию идеологического догматизма. Мне кажется, что это очень плохо. 

Искренне не понимаю, кому и что должен интеллигент, популяризатор или хороший ученый. Думающие люди вполне могут иметь и «левые», и «правые» взгляды, а могут быть и совсем аполитичными. Могут быть верующими, а могут быть и атеистами – это вопрос личного пути человека. Это в КПСС или в отряде октябрят люди кому-то что-то все время должны. Свободный человек должен разве что себе самому и Господу Богу, и его долг только один — быть самим собой.

Артем Оганов (фото: Виталий Тимкив/РИА Новости)

Артем Оганов (фото: Виталий Тимкив/РИА «Новости»)

ВЗГЛЯД: Полагаете, общество «Знание» способно помочь в решении этой проблемы?

А. О.: Я не знаю, способно ли общество «Знание» с помощью своей просветительской деятельности помочь людям быть свободными – это все-таки в основном индивидуальная работа каждого человека над собой. Но вижу, что с перезапуском «Знания» упомянутая группа людей уже лишилась монополии в популяризаторской среде. 

ВЗГЛЯД: В чем был ваш личный мотив поучаствовать в работе общества «Знание»?

А. О.: Для меня все началось с моего детства – тогда общество «Знание» было очень важной составляющей просвещения в нашей стране. В то время мы были одной из самых образованных стран мира, в том числе и благодаря работе этого общества. Образование – залог будущего страны, без которого у нее нет ни перспектив, ни даже смысла существования.

Да, сейчас у нас по-прежнему сохраняется хороший по мировым меркам уровень образованности. Но есть тенденция к снижению уровня образования, и в сравнении с советским он, как мне кажется, значительно проигрывает. Просто посмотрите на то, как неграмотно люди стали писать. Посмотрите опросы в интернете, когда подходят к прохожим на улице и спрашивают их элементарные вещи, а они не могут умножить 2 на 2, или не знают, например, что такое таблица Менделеева — и, самое главное, не хотят этого узнавать, не интересуются ничем новым. Но какой смысл в жизни, если тебе в ней ничего не интересно? 

Так что очень хорошо, что общество «Знание» решили возродить. Мне вообще нравится слово «возрождение», и само это явление – во всех его проявлениях. Пока что я прочел для общества только одну лекцию — приглашали меня много раз, но график в 2021 г. был очень плотным. Надеюсь, что в следующем году смогу прочесть для общества несколько лекций. 

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Силовики сорвали сегодня у здания ФСБ в Ставрополе одиночный пикет фермера Михаила Шевченко, заявившего о неэффективном расследовании угроз и рейдерского захвата земли. Активисту грозит штраф по надуманной причине, заявил адвокат Виталий Зубенко.

Как писал «Кавказский узел», житель Ставрополья Михаил Шевченко в ноябре и декабре 2019 года проводил в Москве голодовку и ежедневные одиночные пикеты, требуя от правоохранителей разобраться с ситуацией с рейдерским захватом его предприятия. В октябре 2020 года фермер вновь провел одиночный пикет с требованием расследовать захват его бизнеса, а в текущем году неоднократно проводил одиночные пикеты в поддержку оппозиционного политика Алексея Навального. Опрошенные «Кавказским узлом» ставропольчане поддержали фермера и назвали редкостью подобные акции протеста в регионе, где силовики пресекают любую критику в адрес местных властей.

Сегодня в 09.00 мск Михаил Шевченко вышел на одиночный пикет к здания УФСБ по Ставропольскому краю. Фермер принес с собой плакат с призывом наказать причастных к рейдерскому захвату его земли. По словам самого Михаила Шевченко, как только он развернул плакат, из здания ФСБ вышел мужчина в форме, но без опознавательных знаков, и попросил уйти. «Я спросил: «А почему?» Мне ответили: «Это моя личная просьба». Я заявил, что личную просьбу, пожалуй, выполнять не буду», — рассказал Шевченко.

Спустя 20 минут после начала пикета к активисту подошли двое мужчин в гражданской одежде, взяли его под руки и увели за угол здания ФСБ, где стояли сотрудники полиции. Активисту сообщили, что на него поступила жалоба — о том, что он мешает сотрудникам ФСБ проходить в здание ведомства. ««Без протокола» мне пояснили, что на торжественное мероприятие должен прибыть какой-то генерал. Вот он сейчас приедет, и я могу продолжить свой пикет», — сообщил Шевченко корреспонденту «Кавказского узла».

Несмотря на обещания силовиков, фермера доставили в отдел, где составили протокол по части 5 статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушениях — «Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Ему грозит штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов. Шевченко подписал протокол, ему выдана копия. На 17 января назначен суд.

Активист отметил, что во время нахождения в отделе полиции видел, как в ОВД приехал судья на выездное заседание, которому для комментария представили дело Шевченко. «В материалах дела – только одна фотография меня в нескольких метрах от входа в здание ФСБ. Судья ответил участковому, что это «ерунда» — мало для вынесения обвинительного решения», — рассказал пикетчик.

Когда Шевченко собирались отвезти в отделение, к зданию ФСБ прибыл его адвокат Виталий Зубенко. «Михаил позвонил, сообщил, что его отводят от здания ФСБ, нарушают его права. Я поехал с ними в ОВД, присутствовал при составлении протокола. 17 января я буду защищать Шевченко в суде. Позиция защиты – изъятие человека с места проведения пикета по надуманной причине незаконно. Очевидно, что Шевченко никому заходить в здание не мешал, стоя в нескольких метрах от входа», — рассказал Зубенко корреспонденту «Кавказского узла».

По словам адвоката, в случае обвинительного приговора, он будет обжаловать решение в вышестоящих инстанциях. «Мы готовы и до ЕСПЧ дойти», — указал Зубенко.

Активист намеренно выбрал для акции День чекиста

Михаил Шевченко пояснил, что и дата пикета, и место его проведения выбраны не случайно – 20 декабря в России отмечается День работника органов безопасности Российской Федерации, так называемый День чекиста. Таким образом Шевченко пытался максимально привлечь внимание к своей проблеме. Место проведения пикета было малолюдным, но адресатом были не рядовые горожане, а сотрудники ФСБ. «Среди них много честных людей, но пусть знают, что есть и те, кто покрывает преступников», — указал Шевченко.

Фермер пожаловался, что расследование инцидента с полученными им угрозами «стоит на месте». «Органы безопасности бездействуют, не опрашивают людей, которых я указывал в заявлении, не даны оценки документам. Расследование должным образом не ведется, и вот, в День чекиста я решил напомнить о себе», — сказал он.

Ранее фермер рассказывал «Кавказскому узлу», что возбуждено пять уголовных дел по факту захвата сельхозтехники и земли, а также угроз. «Я вышел, чтобы привлечь внимание общественности к бездействию органов следствия», — рассказал Шевченко.

Сообщения о рейдерских захватах колхозов и совхозов в Ставропольском крае «поступают постоянно», но региональные СМИ «эти инфоповоды игнорируют», рассказал в августе «Кавказскому узлу» координатор Центра гражданских инициатив Северо-Кавказского федерального округа, бывший председатель ставропольского отделения «Яблока» Валерий Ледовской.

По словам активиста, за последний год он получил пять отписок из прокуратуры, в которых говорилось, что расследование дел приостанавливается и возвращается на доследование в полицию. «В прошлом году была создана спецгруппа, состоящая из представителей Главного следственного управления ГУ МВД России по Ставропольскому краю и Ставропольской краевой прокуратуры, однако это ни на что не повлияло», — сказал он.

Он отметил, что давал показания и сообщал имена предполагаемых рейдеров, однако все уголовные дела возбуждены «в отношении неустановленных лиц». «Я рассказывал, куда технику загнали, где проживает тот, кто угрожал мне. Но без толку», — подчеркнул Шевченко. Он добавил, что добивается объединения всех уголовных дел в одно производство.

В ФСБ и МВД Ставропольского края не смогли дать «Кавказскому узлу» оперативный комментарий относительно задержания Шевченко.

  • Рассказ о дне защиты животных 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о дмитрии донском для 4 класса по литературе кратко
  • Рассказ о дизентерийной амебе
  • Рассказ о дикой природе россии на английском
  • Рассказ о дизайнере одежды