Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

На основании своих исследований историки установили, что египет, возникший много тысяч лет назад в северо-восточной части африканского континента, относится к

На основании своих исследований историки установили, что Египет, возникший много тысяч лет назад в северо-восточной части африканского континента, относится к наиболее ранним государствам Древнего мира. Абсолютная власть принадлежала фараону, распоряжения которого беспрекословно исполнялись вельможами. В подчинении этих чиновников находилась самая многочисленная прослойка египетского общества – рабочие, по сути, самое низшее сословие. Давайте разберемся, как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

как жили земледельцы и ремесленники в египте

Рабочие будни

В незавидном положении находились ремесленники и земледельцы, ведь им приходилось думать не только о том, как обеспечить семью. За их счет жили государственные иждивенцы: фараоново войско, вельможи, писцы и др. Государственная казна в виде налогов отбирала львиную долю всего того, что удавалось заработать нелегким трудом. Сельские труженики просыпались с первыми лучами солнца, а ложились спать после его заката, т.е. весь световой день они вынуждены были работать в поте лица. Земледельцы и ремесленники в Древнем Египте все время трудились, только так можно было заработать пищу для семьи.

В те далекие времена жизнедеятельность земледельцев Египта в значительной степени зависела от Нила, который был и остается самой длинной рекой в мире. Важно было умело воспользоваться её разливом, т.е. увлажнить не только близлежащие земельные участки, но и более отдаленные территории. Этой цели служили вырытые каналы, специальным образом сооруженные плотины, которые с началом разлива реки приоткрывались, давая возможность свободному прохождению воды. Историки подробно описывают, как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

жизнь земледельцев и ремесленников в египте

Таким способом осуществлялось орошение посевных площадей. На поверхность прибрежной зоны водой Нила наносился плодородный слой ила, который значительно повышал показатели почвы. В результате земля становилась мягче, крестьянам намного легче было её обрабатывать. Пахать можно было даже легким деревянным плугом. Жизнь ремесленников и земледельцев в Древнем Египте была очень сложной, но без них не смогли бы прожить высокопоставленные фараоны.

По засеянной площади специально прогоняли домашних животных, которые копытами втаптывали зерно глубже в землю, чтобы оно не досталось птицам. Для уборки колосьев зерновых культур – пшеницы, ячменя – применялся примитивный серп. Его основание было изготовлено из дерева, а режущая часть — в виде кремневой или бронзовой вкладки. В дальнейшем, когда усовершенствовалась технология плавления металла, начали пользоваться бронзовыми и медными серпами.

Несправедливые налоги

Приступая к уборке урожая, крестьянин помнил, что самые первые колосья надо было отдать вельможе. Обмолот зерна происходил следующим образом. На твердой ровной поверхности расстилали срезанные созревшие колосья. По ним проходил скот и теребил зерно. Зерно зачерпывали деревянными лопатами и подбрасывали на некоторую высоту, ветер уносил шелуху. Задаваясь вопросом о том, как жили земледельцы и ремесленники в Египте, историки в один голос говорят о том, что им приходилось безумно тяжело.

жизнь ремесленников и земледельцев в древнем египте

Созревающее в поле зерно привлекало пернатых, подвергалось нашествию грызунов и особенно саранчи. Главными направлениями ремесленного дела были кожевенное, горшечное, ткацкое производства.

Были ли рынки?

По причине того, что товарно-денежные отношения в те времена были развиты очень слабо, такое понятие, как продажа изделий, отсутствовало. Тем не менее на одной из росписей древнеегипетским художником представлена сцена с людьми, которые с какими-то маленькими коробочками, очевидно, направлялись за покупками. Возможно, емкости служили чем-то вроде мерила зерна для приобретения не только товаров, но даже оказанных услуг. Жизнь земледельцев и ремесленников в Египте зависела от хозяина, который поощрял и наказывал.

как одевались земледельцы и ремесленники в египте

Это послужило основанием для выдвижения гипотезы о существовании в древнеегипетском обществе взаимоотношений, напоминающих товарно-денежные отношения. До нашего времени дошло описание следующего случая: зажиточный вельможа расщедрился, оплатив труд мастеров, которые построили помпезную гробницу.

Что собой представляло жилище труженика?

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте? Как они обустраивали свой быт? Это можно узнать из данного раздела.

Домашнюю обстановку бедных тружеников нельзя было назвать роскошной. Стены и крыша над головой могли защитить жильцов от дневного зноя, от ветра и холода в ночное время. Несмотря на то что камней на территории Египта имелось предостаточно, дома всё же преобладали глиняные. Возможно, это объяснялось наличием у данного строительного материала отличных теплоизоляционных свойств и достаточной прочности. Они в немалой степени усиливались специальной технологией изготовления необожженного кирпича, в составе которого присутствовал навоз, а для армирования использовали камыш.

Благодаря тому, что пол находился ниже уровня земли, даже во время невыносимой летней жары в доме была более-менее комфортная температура. Жильцы спускались в помещение по ступенькам, словно в подвал.

чем питались земледельцы и ремесленники в египте

Чем питались люди труда?

Рацион питания земледельцев и ремесленников не отличался разнообразием. И дело не только в крайней бедности. Для людей, постоянно занятых тяжелым физическим трудом, важно, чтобы пища была простой, но сытной. Таковыми являлись лепешки из ячменя. Изредка труженики могли себе позволить овощи и мясо, которыми баловали вельможи. Распространенным среди ремесленников и земледельцев было блюдо из корневищ папируса, которое имело вкус крахмала. Теперь вы знаете, чем питались земледельцы и ремесленники в Египте.

Наиболее употребляемым напитком считалось пиво. Хотя некоторые исследователи Древнего Египта склоняются к тому, что это всё-таки квас. Свидетельством популярности также может служить тот факт, что во время сельскохозяйственных работ каждого работника для утоления жажды полагалось угощать хмельным напитком.

Внешний вид, атрибуты одежды

Как одевались земледельцы и ремесленники в Египте, тоже описано историками. Гардероб этих людей характеризовался чрезвычайной скромностью. Жаркий тропический климат позволял жителям этого региона обходиться минимальным количеством одежды. Голова прикрыта повязкой, а нижняя часть тела – длинной юбкой или набедренной повязкой. На ранних этапах государственности даже обувь не носили. Только лишь со временем на ноги стали обувать сандалии.

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс



8



0

Рассказ от лица египетского земледельца о том, как прошел его день:

Я работаю земледельцем в Египте и сегодня я провел целый день в поле. С раннего утра утра я выпалывал сорняки, а когда солнце было высоко в небе, мне удалось немного поесть, попить воды и отдохнуть под навесом. После отдыха я брал воду из Нила и поливал растения. Я мечтаю о том, чтобы мои дети быстрее выросли и стали мне помогать.

Только под вечер я вернулся домой и жена сообщила мне ужасную новость. Пока я трудился в поле оказалось, что умерла наша драгоценная кошка. Коша — это священное животное в нашей стране, поэтому мы должны похоронить ее со всеми почестями. На следующее утро процессия отнесет нашу питомицу на кладбище. Но потом нам придется купить новую кошку. Для этого нашей семье придется потратить половину денег, полученных от продажи урожая.

<hr />

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс



4



0

Напишем рассказ от имени земледельца:

Меня зовут Хаим. У меня есть небольшой надел земли, но чтобы вырастить на нем овощи мне приходится тяжело работать.

Мой день начинается с раннего подъема, я просыпаюсь, умываюсь, быстро завтракаю куском хлеба и сразу отправляюсь на поле. Работать лучше всего с утра, так как потом поднимается высоко солнце и начинает нещадно палить.

Я работаю слаженно, если это весна то я мотыгой делаю ряды, а потом закидываю в них семена. Когда семена всходят, мне нужно пропалывать грядки. Каждый день я молюсь Богам, чтобы они послали дождь, тогда мой урожай будет богатым, если же Боги будут ко мне немилосердны, то мне едва хватит урожая чтобы прокормить свою семью.

Как только поднимается солнце я сажусь под дерево и жду когда мне младший сын принесет похлебку. Я обедаю, потом немного отдыхаю.

Дальше я иду на рынок, чтобы купить нужные мне товары.

После я возвращаюсь домой и делаю работу по дому.

Ближе к вечеру я снова возвращаюсь на свой участок и еще немного работаю на нем.

Как только опускается солнышко за горизонт я иду домой, там меня ждет горячий ужин, который приготовила жена.

После ужина я немного разговариваю с женой и иду спать.

Сплю я крепко, ведь завтра меня снова ждет много работы.

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс



3



0

В рассказе египетского земледельца о его дне мы должны упомянуть о еде того времени, одежде, обрядах и образе жизни и быте жителя села.

Рассказ от имени земледельца о том, как прошел его день для 5 класса (пример):

Встаю я обычно рано, с восходом солнца, когда еще не жарко. Спал я на полу на циновке. На мне одета холщовая повязка, покрывающая нижнюю часть туловища — схенти. Мой завтрак — несколько фиников и лепешка. Я иду на поле, где встречаюсь со другими крестьянами нашей деревни. Мы молотим колосья ячменя. В этом году много мышей, они могут испортить наш урожай. Скоро приедет писец, чтобы забрать зерно для налога. С писцом прибудут стражники с палками, мы их боимся. Тем, кто не заплатит налога, грозит телесное наказание палками. Каждый крестьянин должен собрать от 200 до 500 кг зерна за сезон. На обед у меня тоже лепешка и бобы. Зерно мы переносим в большие глиняные сосуды — элеваторы. День подходит к концу, я иду домой. На ужим меня ждет похлебка из бобов и латука. Спать мы ложимся рано, ведь наутро опять идти в поле.

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс



3



0

Для сочинения по истории за 5-ый класс конечно подходит описание жизни египетских земледельцев.

Пример такого сочинения можно предложить такой:

Жизнь земледельца очень тяжелая, ведь приходится трудиться с восходом солнца до самого позднего вечера, ежедневно и круглый год.

Просыпаешься еще до зори, чтобы успеть добраться до своего участка и пока еще есть утренняя прохлада успеть сделать самое основное — посадить, прополоть, а потом и убрать урожай, ведь чем выше солнце на небе тем становиться жарче и к полудню эта жара становится невыносимой.

Увы, но труд земледельца неблагодарный и он не приносит большого дохода, поэтому одежда достаточно простая и изготавливается самими крестинами – домотканая ткань грубая, которая быстро изнашивается.

С началом сельскохозяйственных работ сначала земля вспахивается, для чего используется деревянный плуг. Затем нужно разбить крупные камни и проследить чтобы вынесенный вонами Нила плодородный ил смешался с почвой.

Время нельзя терять, ведь нужно успеть поле засеять, пока в почве еще достаточно влаги. Наступает жаркая пора и урожай быстро вырастает и созревает. Приходит время сбора урожая.

Зерновые культуры нужно связать в снопы, перетащить в одно место для обмолота. Затем вручную происходит сам обмолот. Остается только просушить добытые зерна и переместить в места его хранения. Этого урожая хватает с трудом до сл

едующего урожая, но другого выхода нет – нужно экономить и прокормить свою большую семью.

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс



3



0

Земледелие древних египтян зависело от Нила. Нил разливался и на этих плодородных почвах в долине реки египтяне выращивали пшеницу, ячмень, лен, папирус. В Древнем Египте сельское хозяйство велось масштабно по тем меркам. Египет расположен в такой природной зоне, что осадки отсутствуют практически полностью, поэтому цивилизация развивалась в долине Нила.

Рассказ.

Меня зовут Руи, я земледелец, я занимаюсь выращиванием льна, ячменя. Проснулся я сегодня рано, спал на циновке в своем глиняном доме, позавтракал финиками и хлебом. Одет я просто — набедренная повязка, повязка на голову и босиком.

Сейчас ноябрь месяц, недавно Нил отступил в свое русло и оставил на месте разлива плодороднейшую почву. На этой почве мы сажаем пшеницу, ячмень, лен. Почва настолько удобрена илом, что выращивать на ней урожай можно без усилий. В плуг я впрягаю вола и распахиваю землю. В борозды кидаю зерно и затем по полю прогоняю стада овец и коров. Они втопчут зерно в землю. Если этого не сделать, то зерно склюют птицы.

Обед мой состоит из специально приготовленных корневищ папируса и хлеба.

В феврале-марте соберем урожай. Большую часть урожая я отдам в казну, это налоги. Первые Сжатые колосья серпом, я отнесу своему хозяину — вельможе. Мы, земледельцы кормим вельмож, писцов.

Зерно, которое осталось от уплаты налога я могу обменять на то, что мне необходимо. Из льна сделаю масло.

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс



3



0

В 5-м классе проходят Древний Египет. И, действительно, мы делали такое задание — написать рассказ или сочинение о жизни земледельца от первого лица. Получилось примерно следующее:

<hr />

Я Азибо (Хнум), земледелец. Мой дом в долине Нила. Целыми днями я работаю, но едва свожу концы с концами. Из-за налогов моя семья живет впроголодь, но мы молимся богам послать нам богатый урожай. Если я не заплачу налоги и не отдам долг за зерно, то могу оказаться в рабстве. Но пока бог милостив к нам.

У меня маленький тростниковый дом, где я почти не бываю. Дни я провожу в полях под жарящим солнцем.Я уже привык к нему. На мне лишь повязка и тростниковые сандалии, а иногда я и вовсе хожу босым. У меня нет денег на масла и благовония, моя кожа огрубела и потрескалась. Встаю я с рассветом, съедаю лепешку и на работу. Днем я ем вяленую рыбу и фасолевую похлебку с луком. Вечером опять лепешку. Живем мы скудно, но от голода не умираем.

Вся моя жизнь зависит от разлива Нила. В июле мы готовимся к посадке, потом боремся с саранчой, мышами и засухой, а когда приходит время сбора урожая, приходят за налогами стражники и писец. Как раз скоро они и придут, так как сейчас у нас как раз сбор урожая. Так что я не могу долго о себе рассказывать, мне пора за работу.

<hr />

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

<hr />

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

<hr />

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс



2



0

Я проснулся тогда, когда проснулось солнце.

Сперва я умылся в реке, освежил лицо и руки.

Потом меня ждал простой, но вкусный завтрак — пшеничная лепешка.

Когда лепешка была съедена, я поспешил на поле. Сегодня ответственный день — день жатвы.

Пшеница созрела, сегодня я ее разбросаю по всему полю, а затем пущу по нему свой скот — таким образом я получу зерно.

В обед удалось лишь перекусить виноградом, а дальше я вновь принялся за работу — нужно успеть все сделать до заката солнца.

К тому же сегодня должны пожаловать писцы, вечером они будут собирать налоги.

Хорошо, что у меня хороший урожай, я могу и налоги платить, и лепешки себе печь.

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс



1



0

Проснувшись, я наскоро позавтракал финиками и виноградом. Великий бог Ра почтил нас присутствием, и оттого стремительно нагревалась земля.

Оставив жену работать в нашем доме, покрытом пальмовыми листьями, я занялся делом. Плуг слушался меня, и работа спорилась.

После полудня мне вынесли луковую похлёбку. Рассиживаться было некогда: подати растут с каждым годом — я вновь принялся за работу.

Все моё тело было покрыто потом и землёй, когда с приходом вечера я отправился к дому. Я надеялся, что жене удалось раздобыть немного рыбы, но мои надежды не оправдались.

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс



1



0

За окном второй раз пропел петух, надо вставать. Умывшись, выхожу на улицу. Светает. Черное море свежевспаханного на днях поля, парит теплом земли в первых лучах солнца. Надо сеять пшеницу. Позавтракав и накормив скотину иду в амбар, где нагребаю зерно в мешки. После этого запрягаю лошадь в телегу, гружу на нее мешки и везу их на дальнюю межу поля. По дороге слышу как просыпаются птицы и начинается щебет. Моя лошадка идет размеренно, видимо еще спит. Добравшись до дальнего края поля, насыпаю в лукошко зерно. Зерно пахнет сухим сеном, хорошо сохранились семена за зиму, знать и всходы будут добрые. Иду по пашне, ноги проваливаются в рыхлую землю. Разбрасываю зерно во круг себя. Рассеяв все семена пшеницы, еду домой и вместо телеги запрягаю лошадь бороной. Надо проборонить посевы, что бы птицы не склевали зерно. Заканчивая боронование, вижу как и солнце тоже заканчивает свой дневной путь, уходя за горизонт. Вот и прошел весенний день земледельца, который как говорят «год кормит»

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс



1



0

Наступил очередной день, день наполненный заботами и работой. Я просыпаюсь всегда очень рано, вместе с первыми лучами солнца. Долго спать мне некогда, ведь работы очень много, к тому же на днях должны прийти писцы за налогом. Поэтому я встаю пораньше со своей циновки и иду умываться к реке. На завтрак меня ждёт лепёшка и финики.

Работать предстоит много, ведь если я хорошо не потружусь, то меня ждёт наказание — удары палками от писцов.

Я работаю на поле, собираю пшеницу. Работать приходится весь световой день, иначе я не смогу отдать налог, а так же моя семья будет голодать.

Возвращаясь домой после тяжёлого рабочего дня, я рад, что оказался дома, меня ждёт моя семья, жена и дети.

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

Это картинка к одному из мифов, объясняющих возникновения времен года, а также то, почему они сменяют друг друга. В греческом варианте этой истории Аид — повелитель подземного царства, бог царства мертвых — влюбился в Персефону — прекрасную дочь Деметры, богини плодородия. Аид захотел сделать ее своей женой и похитил, когда она собирала цветы. Момент похищения и изображен на картинке.

Деметра, мать Персефоны, очень огорчилась. Она всюду искала свою дочь, а на Земле между тем настал голод, так как она перестала родить. Сам Зевс приказал Аиду вернуть Персефону, так как иначе все живое могло погибнуть. Но Аид, хоть и не мог ослушаться Зевса, хитростью заставил Персефону съесть в его царстве несколько зернышек граната, и теперь по закону Персефона должна была оставаться здесь.

Зевс рассудил, что теперь третью часть года Персефона будет с мужем в подземном царстве — Деметра в это время печалится и наступает зима. А две трети года Персефона будет на земле, на поверхности — и в это время все цветет и плодоносит.

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

Задание номер восемь по истории для учащихся пятых классов — оно не из самых сложных, если знать, о чем писали на глиняных табличках древние писари. Глиняные таблички случили для учета, как бухгалтерские книги, в них заносились важнейшие по тем временам события.

Предлагаю такой ответ на этот вопрос:

1). первый прочерк заполняем словами — на Крите. Эти таблички не разгаданы.

2). второй прочерк заполняем так: найденные при раскопках царских

uPbjDixycOLnUuFlsitHfXkSeClQ2Ct.png

Эти таблички прочитаны.

3). третий прочерк заполняем такими словами — списки ремесленников, которые работали на царя; женщин-рабынь, гребцов на судах.

Ниже в скриншоте правильный ответ на этот вопрос —

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

#

Этот ответ правильный.

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

Что я расскажу своим внукам? Я не совершила ничего героического, не сделала никаких открытий, я просто жила. Жила в стране, которой уже нет на карте мира, в стране, в политическом строе которой были огромные недостатки, но…эта страна дала нам счастливое детство, дала нам всем возможность получить отличное образование. Наше время было временем книг- хороших и умных книг, настоящего кино, время, когда мы мечтали о космосе, о путешествиях. Когда уроки делали сами, а не сдирали с инета, когда встречались месяцами и не прыгали сразу в постель, когда от случайного прикосновения к любимому мальчику голова кружилась, когда радовались простым подаркам.

И буду рассказывать честно про все, и про дефицит, и про очереди, про то, что не могли съездить за границу, и про то, что добиться можно было всего, если ты в партии. Про все.

И пусть они делают выводы сами, пусть думают, что важнее в жизни…

Но я знаю одно, что точно им скажу-«Я прожила классную жизнь!»

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

В стране исполинов циклопов, где оказался Одиссей с товарищами неведомы были законы гостеприимства. Когда путники решили осмотреть остров, куда они пристали и удачно поохотились на коз, они не знали о том, что их ждет. Одиссей с небольшой группой обходя остров зашли в пещеру. Нашли и молоко, и сыр, и решили дождаться хозяина и угостить его своими гостинцами, в том числе и прекрасным вином.

Пришел циклоп со стадом баранов и коз. Но гостеприимства они не дождались. Мало того, за два дня циклоп съел шестерых товарищей Одиссея. И лишь находчивость путников спала остальных. Одиссей предложил циклопу выпить чашу вина, которое тому очень понравилось. Он выпил и вторую и третью. Опьянев, он уснул и путники выкололи ему единственный глаз.

Спрятавшись под баранами, которых путники связали по три, они смогли выбраться из пещеры.

Но Одиссей , прежде назвавшись именем НИКТО, отплыв , все же назвал ослепшему циклопу свое имя. За что потом и поплатился, так как циклоп вымолил своего отца Посейдона наказание для Одиссея.

Так что в данном мифе много «морали».

А имя циклопа- Полифем. Именно для него чрезмерное употребление вина, пусть даже и однократное, стало роковым- он лишился единственного глаза.

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

История… Много ассоциаций вызывает это слово – огромные библиотеки книг, пыльные фолианты, хрупкие свитки, хранящие секреты древних цивилизаций. История – это область таинственного и неразгаданного прошлого, понимание и знание которого может дать ключ к событиям будущего. Зачастую история представляется сухим набором фактов и событий – внешние войны, внутренние реформы, восстания. Однако в любом учебнике есть параграфы, посвященные социально-культурной жизни общества, и не стоит их игнорировать и недооценивать их значимость. Ведь история – это, прежде всего, люди, которые ее создают. Каким был быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте? Об этом и пойдет речь в статье.

Цивилизация Древнего Египта

Мистическим ореолом загадочности окружены древние цивилизации, отдельные аспекты их жизни до сих пор остаются тайной. Многих исследователей, ученых, да и просто любителей истории привлекает цивилизация Древнего Египта – одна из древнейших мировых цивилизаций. Зародилась она в середине IV тысячелетия до н.э. на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения Нила. Окруженная естественными границами (Нильские пороги на юге, Средиземное море на севере, горные цепи и тропические пустыни на западе и востоке) египетская цивилизация представляла собой огромный оазис среди засушливых пустынь. Процветание Древнего Египта во многом было связано с сезонными разливами Нила, наполнявшими почву влагой и приносившими плодородный ил. В начале июня в водах Нила появлялись водоросли, которые окрашивали реку в зеленый цвет, затем в Нил попадала вулканическая пыль, придавая воде красноватый оттенок. Уровень воды поднимался, и река выходила из берегов, заливая долину. В октябре уровень воды начинал снижаться. Благодаря таким природным условиям почвы нильской долины были благоприятны для земледелия. Вся экономика Древнего Египта основывалась на продуктивном сельском хозяйстве.

как жили земледельцы и ремесленники в египте

Ирригационная система

Чтобы с максимальной пользой использовать нильские воды, египтяне разработали первую в истории систему орошения. Они сооружали земляные насыпи, разделявшие поля, прокладывали специальные стоки и каналы к своим участкам. При разливе Нила вода поступала именно туда, куда ее направляли при помощи этой системы каналов, задерживалась в квадратах, образованных насыпями, питая и насыщая землю влагой и плодородным илом. С высоты птичьего полета вся страна была похожа на шахматную доску. Ирригационная система защищала от наводнений города и сады, направляя потоки воды в нужное русло. Кроме прочего, она также позволяла решить проблему питьевой воды.

Необходимость сооружения и обслуживания ирригационной системы требовала колоссальных усилий и вынуждала земледельцев объединяться. Так появились номы – объединения земледельческих общин. По мере их развития внутри происходило социальное расслоение – постепенно выделялась верхушка вельмож, бравших на себя руководящие функции, а сами номы объединялись. Таким образом, создание единой ирригационной системы явилось предпосылкой для возникновения централизованного государства в Египте.

Социальная структура древнеегипетского общества

Социальная структура древнеегипетского общества похожа на египетскую пирамиду: на вершине располагается фараон, ниже – чиновники, жрецы и военачальники, далее – номовая знать, затем земледельцы и ремесленники, в самом низу пирамиды — рабы.

Большинство населения — земледельцы и ремесленники. Как жили в Египте эти люди? Они своим трудом кормили не только семью, но также фараона, его многочисленных слуг и армию. Чем занимались земледельцы в древнем Египте? А ремесленники? Об этом пойдет речь далее.

Календарь земледельческих работ

Итак, как жили земледельцы и ремесленники в Египте? Давайте сначала поведем речь о первых. Вся сельскохозяйственная жизнь Древнего Египта зависела от разливов Нила. В ноябре, когда поля освобождались от воды, можно было приступать к работам – земли обрабатывались, высаживался урожай. В марте-июне современного календаря в Древний Египет приходила засуха, что означало наступление поры сбора урожая и уплаты налогов – самые первые колосья отдавались вельможам. В это же время проводили профилактический ремонт ирригационной системы, готовясь к новому разливу Нила. Пока поля были покрыты водой, труд земледельцев в Древнем Египте был сосредоточен на возведении храмов и гробниц фараонов и знати.

 ремесленники в древнем египте

Орудия труда древнеегипетского земледельца

Благодаря плодородному слою ила земля была настолько мягкой, что вспахивать ее можно было даже легким деревянным плугом. По засеянным участкам прогонялся домашний скот, который втаптывал в землю зерно, что позволяло уберечь посев от птиц. Созревшие колосья нужно было как можно скорее убрать с поля, поскольку нередки были нашествия мышей и саранчи. Для уборки зерновых культур использовался серп, первоначально представлявший собой деревянное основание с кремниевой или бронзовой вкладкой, позже появились бронзовые и медные серпы. Обмолот зерна также осуществлялся при помощи домашнего скота – его пускали топтать и теребить срезанные колосья. Затем зерно провеивали – зачерпывали деревянными лопатами и подбрасывали вверх, чтобы ветер унес ненужную шелуху и мусор. Большая часть собранного урожая шла на уплату налогов.

чем занимались ремесленники

Распорядок дня земледельца

Как проходил день земледельца в Древнем Египте? Работа начиналась с восходом солнца, а заканчивалась после заката. Позавтракав, мужчины отправлялись в поле, чтобы обрабатывать землю, удалять сорняки, сеять, поливать растения, таская целые ведра воды из оросительных бассейнов. Когда солнце поднималось в зенит, можно было сделать небольшой перерыв, перекусить и выпить воды, отдохнуть в тени под навесом. А потом – снова за работу. Посевные работы – тяжелый труд, поэтому ложился он только на мужские плечи. Женщины работали на гумне, провеивая по ветру обмолотое зерно. Дети, пока не вырастали, помогали в хозяйстве, собирая топливо для домашнего очага – сухую траву, сучья, навоз.

Выращиваемые культуры и личное хозяйство

Из зерновых культур древнеегипетские земледельцы сеяли пшеницу и ячмень, занимались также выращиванием льна для изготовления ткани.

На садовых участках семьи высаживали лук-порей, фасоль, тыкву, дыни, огурцы, салат-латук. Распространены были виноград, финики, смоковница.

Некоторые семьи на своих участках занимались разведением овец, коз или свиней, домашней птицы (гусей, уток, голубей) и даже пчел в специальных глиняных сосудах.

как проходил день земледельца в древнем египте

Пища древних египтян

Хозяин дома, как правило, просыпался раньше остальных домочадцев и завтракал один, сразу после умывания. Пищей ему служили ячменные лепешки, мягкий и вкусный хлеб из кислого теста, который египтяне научились выпекать первыми, и ячменное пиво или квас. Изредка по праздникам на столе было мясо.

Женщины вставали позже, завтракали фруктами и чистой водой.

Обед обычно состоял из хлеба, овощей и фруктов, птицы или рыбы и пива.

Обычным лакомством для небогатых слоев населения были сладкие фрукты, корневище или стебель папируса.

Одежда

Жаркий климат позволял египтянам обходиться минимумом одежды.

Женщины носили платья наподобие сарафанов – прямые длинные рубашки из грубой ткани – калазирис.

Мужчины носили набедренные повязки – схенти. Голову прикрывали льняной повязкой или шапочкой, или специальным париком.

Ходили египтяне в основном босиком, плетеные сандалии появились позже и высоко ценились – их нередко несли с собой в руках, обувая лишь достигнув места назначения.

Носили земледельцы и различные украшения из бронзы и керамики.

труд земледельцев в древнем египте

Дом древнеегипетского земледельца

В каких домах жили земледельцы в Египте? Величественные пирамиды древнеегипетских фараонов, построенные из камня, отлично сохранились до наших дней и будоражат мысли и воображение исследователей. Но камень шел только на строительство усыпальниц и храмов. Для остальных нужд использовались глиняные кирпичи, изготавливаемые из воды, земли и соломы с добавлением глины и нильской грязи.

Пол вытаптывался ниже уровня земли, на входе делались ступени. Теплоизоляционные свойства сырцового кирпича и полуподвальное расположение дома позволяли поддерживать в полуденный зной достаточно комфортную температуру внутри дома. Окнами служили небольшие квадратные отверстия под потолком. Для освещения использовались лампы, заправляемые оливковым маслом или маслом клещевины.

Ремесленники

Теперь вам известно, как жили земледельцы. И ремесленники в Египте не пировали. Их жизнь также была непростой.

В 1905 г. было обнаружено целое поселение ремесленников, занятых на строительстве храмов Долины царей. Его изучение позволило археологам и историкам составить картину жизни ремесленников в Древнем Египте. Населявшие Дейр-эль-Медину, они занимали более привилегированное положение по сравнению с остальными. За свою работу они получали плату продуктами (зерном, рыбой, мясом), тканями или серебром.

Трудились ремесленники в специальных мастерских, принадлежавших египетской знати. Там их работой руководили мастера, оценивавшие качество изготавливаемых изделий, а писцы строго вели учет расходуемых материалов. В свободное от заказов время ремесленники могли подрабатывать, выполняя заказы частных лиц, ведь им, как и земледельцам, нужно было платить довольно высокие налоги. А где жили ремесленники в Древнем Египте? Часто бывало, что жили и трудились они в одной мастерской. Или же имели отдельную, но очень скромную хижину.

чем занимались земледельцы в древнем египте

Виды ремесел Древнего Египта

Чем занимались ремесленники? Высоко ценились в Древнем Египте ювелиры. Они обслуживали нужды фараона, знати и жрецов, создавая удивительные украшения и культовые предметы – статуи египетских богов покрывались золотом и инкрустировались драгоценными камнями, жертвенные чаши выполнялись из серебра, гробницы фараонов наполнялись многочисленной золотой утварью, призванной служить усопшему после его смерти в загробном мире. Это ремесло нередко передавалось по наследству от отца к сыну.

Кузнецы делали оружие и орудия труда из меди и бронзы, позднее – из железа.

Еще чем занимались ремесленники? Плотники работали в основном на привозном сырье – ведь в Египте росли только пальмы, древесина которых шла на изготовление обычной простой мебели. Для нужд двора в страну экспортировалась сосна и черное дерево.

Гончары наладили массовое производство утвари, нередко украшали ее глазурью или рельефами.

Ткачи плели льняные полотна. Существовала даже специальная краска для окрашивания тканей. Кожевники, корабельщики, сапожники – простые ремесленники, как и земледельцы, трудились с раннего утра до глубокой ночи.

Не нужно забывать и о ремесленниках, занимавшихся обработкой тростника и изготовлением папируса, который сохранил для нас многие ценные сведения древнеегипетской истории.

в каких домах жили землевладельцы в египте

Рыночные отношения

Разделение труда в обществе предполагает дальнейший обмен товарами и услугами между представителями различных профессий и ремесел. Денег в Древнем Египте не существовало, но был их эквивалент – вероятнее всего, стоимость того или иного изделия измерялась весом зерна.

Труд ремесленника в Древнем Египте был нелегок, но хорошо оплачивался, а сами они пользовались уважением в обществе. Несмотря на некоторую примитивность инструментов, качество работ древнеегипетских мастеров было очень высоким.

Теперь вам известно, как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Их жизнь нельзя назвать простой и беззаботной. На плечи ложилось содержание многочисленной фараоновой знати и войска. Уплата налогов была тяжелым бременем для простолюдинов, им приходилось трудиться целыми днями, чтобы прокормить свои семьи. Но именно благодаря их трудам и усилиям Древний Египет смог достигнуть такого небывалого расцвета и величия и оставить памятники древности, дошедшие до наших дней.

Сегодня на
уроке мы:

·     узнаем, что такое басня;

·     выясним, где и когда появились басни;

·     познакомимся с самыми известными
баснописцами мировой литературы;

·     поговорим о русских баснях и баснописцах.

Басня – это небольшой по объёму рассказ, часто
стихотворный, в котором высмеиваются человеческие недостатки.
Но басня всегда иносказательна, то есть в ней
главными героями выступают не люди, а другие существа: звери, птицы, растения,
реки, предметы и так далее. Все они ведут себя, как люди – имеют те же привычки
и черты характера. Такой приём называется аллегорией.

Басня обычно
носит нравоучительный характер, то есть учит, как надо поступать и как не надо.
Но поучения эти даются не прямо, а скрыто – в поведении героев и результатах
этого поведения.

Басня состоит из двух частей: основная часть и
мораль – главная мысль всей басни.
Мораль может помещаться как в начале басни, так и
в конце.

Басня –
произведение сатирическое. Сюжет её – это обычная жизненная ситуация. В басне
часто используется просторечная лексика. Герои ведут диалог – беседуют между
собой. Язык басни яркий и меткий, нередко высказывания того или иного героя
становятся крылатыми выражениями. Их начинают использовать в жизни.

Но откуда же появилось такое замечательное
произведение?

Самые первые
басни были написаны в Древней
Индии
. Они собраны в
книге «Калила и Димна».

Эту книгу на
востоке называют книгой мудрости.

Но как литературный жанр басня
появилась в Древней Греции. Поэт Гесиод, живший на границе VIII и VII века до нашей эры, был выходцем из
бедной семьи. Он видел ничем не ограниченную власть богатых людей и в баснях
показывал их отношение к народу:

Самым известным баснописцем древности
был Эзоп, живший в V веке до нашей
эры

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

Он был рабом, то есть принадлежал, как
вещь, своему хозяину. Открыто осуждать людей он не мог. Природный ум и
сообразительность Эзопа помогали ему высказывать поучения, не называя
конкретных лиц. В его баснях действовали не люди, а животные и растения, неживые
в реальной жизни предметы.

Эта особенность – иносказание – и стала называться
«эзоповым языком».

«Волк
увидел козу, которая паслась над обрывом; добраться до нее он не мог и стал ее
упрашивать спуститься вниз: там, вверху, можно и упасть ненароком, а тут у него
и луг, и травы для нее самые прекрасные.

Но
ответила ему коза: “Нет, не в том дело, что пастись у тебя хорошо, а в том, что
есть тебе нечего”. Так, когда дурные люди замышляют дурное против разумных, то
все их хитросплетения оказываются ни к чему».

Довольно
долгое время басня была забыта, и только в XVII веке французский поэт Жан де Лафонтен возродил этот
литературный жанр.

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

Темы его басен во многом взяты из
басен Эзопа. Но были у Лафонтена и оригинальные басни.

Басня получила распространение не
только во Франции. В Германии басни писали Лессинг, в Англии
– Мур, в Испании – Ириарте.

Особое отношение к басням было в
России. 

В XVIII веке, благодаря реформам Петра
I, русские читатели смогли познакомиться с творчеством зарубежных писателей.
Известны стали в России и басни. Российские авторы не оставили этот жанр без
внимания. Первыми, кто начал писать басни, были Антиох Дмиртиевич
Кантемир
 и Василий Кириллович Тредиаковский.

Но самым известным
автором басен был, конечно, Иван Андреевич Крылов.

Иван Андреевич Крылов родился 13
февраля 1769 года
 в Москве.

Рассказ о дне земледельца древнего египта 5 класс

Его отца звали Андреем
Прохоровичем
, а мать – Марией Алексеевной. Жили довольно бедно,
так как жалованье у отца – армейского капитана в отставке – было небольшим.
Пришлось покинуть столицу и переехать в Тверь.

Учился Крылов и самостоятельно. Он
сам, без чьей-либо помощи, изучил немецкий и итальянский языки – говорил, читал
и писал на них. Знал математику, изучил теорию музыки, овладел игрой на
скрипке.

Желание учиться у Ивана было велико,
но не менее велика была и его сила. Он нередко участвовал в кулачных боях и
часто побеждал даже взрослых мужчин.

В столице найти более выгодную службу
было проще, и семья переехала в Петербург. Вскоре Крылов получил должность в
канцелярии Казённой палаты.

Помимо службы, Крылов много внимания
уделял театру: писал пьесы, либретто для опер. Скоро его имя стало известным
публике. А ещё он занимался журналистикой и даже начал издавать свой
журнал «Почта духов». Журнал был сатирический, высмеивал высшее
общество – в результате вскоре его издание было запрещено.

Крылов пробовал издавать и другие
сатирические журналы, но все они были запрещены. Но как-то однажды Крылов
показал известному баснописцу того времени Ивану Ивановичу Дмитриеву две свои басни,
которые он перевёл с французского языка. Это были басни французского
баснописца Жана де Лафонтена.

Дмитриев очень похвально отозвался о
баснях Крылова и посоветовал ему заняться именно баснями.

Крылов ещё и служил, но почётная
должность помощника библиотекаря Императорской публичной библиотеки была не для
заработка, а для подчёркивания его заслуг. Должности, чины его постоянно
повышались. Он был избран членом Российской Академии и получил от неё золотую
медаль за литературные заслуги. 

Слава Крылова росла. Не было в России
человека, который бы не знал великого баснописца – да, уже при жизни он был
признан великим. Не раз он видел переиздание своих басен: 9 сборников вышли в
печати. Басни Крылова читали, учили наизусть, гордились его книгами в своей библиотеке.

Но здоровье его становилось всё хуже,
и 9 ноября 1844 года Иван Андреевич Крылов умер. Каждый
близкий Крылову человек в день похорон получил книгу его басен. На первом листе
в траурной кайме были слова: «Приношение на память об Иване Андреевиче,
по его желанию»
.

«Волк на
псарне»

1.   Прослушайте
басню

Басня «Волк на псарне» была создана
И.А. Крылов в ответ на попытки Наполеона в сентябре 1812 года договориться с
Кутузовым о перемирии. После бородинского сражения и отступления французской
армии из Москвы Наполеону стало понятно, что компания уже проиграна.

«Волк на псарне» и другие
патриотические басни Крылова были очень популярны в армии. Кутузов получил
текст басни в письме своей жены и лично прочитал ее офицерам в ноябре, после
битвы под Красным, что недалеко от Смоленска.

Основная
тема – решительная и беспощадная борьба против агрессора
. Крылов
уверен: вторгшийся неприятель не заслуживает никакой пощады.

Аллегория понятна: Волк – Наполеон,
псарня – русская армия, Ловчий – главнокомандующий
русской армии Кутузов.

Басня написана простым, разговорным языком,
в ней встречаются просторечия, например междометия «ахти», означающее выражение
сильной тревоги.

Выразительна метафора «Съесть
глазами», автор изображает злость, агрессивность Волка.

В басне активно используется
противопоставление(антитеза). Овчарня – псарня,(«Волк ночью, думая залезть в
овчарню,/ попал на псарню»), что предопределяет неизбежное поражение Волка.

Обилие глаголов действия («поднялся»,
«залились»…) и наречий, обозначающих мгновенность, быстроту действий («вдруг»,
«вон»..), подчеркивает динамизм, напряженность, активность происходящего.

«Свинья под
дубом»

Прослушать
басню

Басня «Свинья
под Дубом» написана в 1823 году, в 1825 году она была напечатана. Сюжет этой
басни полностью оригинален, то есть Крылов придумал его сам. Эту басню, как и
всякую другую, можно рассматривать в прямом значении и в переносном.

Настоящая
свинья могла подрывать корни дерева, не понимая, что губит его. Свинья, в силу
строения её тела, не может смотреть вверх. Она не видит, что жёлуди на землю
падают с дуба. Но Крылов своей басней под видом Свиньи показывает не просто
невежду, а невежду воинствующего. Невежду, готового уничтожить всё, недоступное
его пониманию, непривычное его быту.

Как всегда,
Крыловым точно выбраны герои для раскрытия сути басни. Свинья – это грязь,
грубость, лень, невежество. Ворон – мудрость и рассудительность. Дуб – тот, кто
щедро и безвозмездно делится всем, что у него есть. Все герои на своих местах и
действуют согласно тем представлениям, которые сложились о них в народе.

Домашнее задание:

Ознакомиться с конспектом. Записать в тетрадь все,
что выделено желтым цветом (фото не присылать) Выучить басню «Свинья под дубом» ( снять на видео и прислать на электронную почту
anastasiadzus1995@yandex.ru   )

Срок выполнения: 19.11.2021 г.

5 класс

Тема: Государство на берегах Нила

Учитель: Доннер Петр Иванович,

учитель истории и обществознания

Предмет: история Древнего мира

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

Обучающие:

— изучить местоположение и природные условия Древнего Египта;

— подвести учащихся к пониманию причин возникновения цивилизации;

— обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация»;

— изучить обстоятельства, приведшие к объединению Египта.

Развивающие:

— способствовать обогащению словарного запаса;

— формировать навыки работы на уроке с различными источниками (историческая карта, текст учебника, документ);

— развивать у учащихся логическое мышление, умение делать выводы.

Воспитательные:

формировать эмоциональную культуру и культуру общения;

— воспитывать ответственное отношение к учебному труду;

— способствовать развитию чувства уважения и бережного отношения к природе родного края на примере отношения к природе в Древнем Египте.

Планируемые результаты:

предметные:

— овладеть целостными представлениями об историческом пути Древнего Египта;

— устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни египтян;

— работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные.

метапредметные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

— определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;

— слушать и слышать друг друга;

— с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

— давать определения понятий;

— объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе изучения учебного материала.

личностные:

формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового материала;

— осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений;

— выражать свое отношение к роли истории в жизни общества и конкретного человека

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Оборудование:

— Учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс: учебник для образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2019;

— карта «Древний Восток. Египет и Западная Азия»;

— атлас по истории Древнего мира;

— компьютер;

— презентация;

— конверты с заданиями;

— красные и зеленые карточки.

Список используемой литературы:

  1. Е.Н. Сорокина Поурочные разработки по Всеобщей истории История Древнего мира. 5 класс, 2-е издание, М., 2017

  2. Атлас по истории Древнего мира.

  3. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, 9-е издание, М., Просвещение, 2019

  4. Древний Египет. Физкультминутка.wallit. ru 10-klassdrevnii-egipet

  5. Ю.С. Крушкол. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987. Стр. 31-33.

Оформление доски:

Географическое положение Древнего Египта

Тема урока. Государство на берегах Нила

Природно-климатические условия Древнего Египта

Возникновение государства в Древнем Египте

Проблема: Почему Египет называли «дар Нила»?

Новые понятия: цивилизация, папирус, дельта, оазис, ил, пороги, фараон, рельеф, государство.

Термины и их объяснения учащиеся записывают в тетрадь в ходе урока.

Цивилизация – объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

Папирус – высокий тростник, материал для письма.

Дельта – место впадения реки в море.

Оазис – островки зелени в пустыне.

Ил – частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород; плодородный слой почвы после разлива Нила.

Пороги – каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству.

Фараон – правитель Древнего Египта.

Рельеф – выпуклое изображение на камне.

Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность

Домашнее задание (запись на доске).

1 уровень: параграф 6, ответить на вопросы на стр.37

2 уровень: подготовить ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?»

3 уровень: сравнить природу нашей страны с природными условиями Древнего Египта.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Учитель со звонком приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих на уроке.

Учащиеся рассаживаются по группам (их три). Со звонком на урок приветствуют учителя.

II. Мотивационно-целевой этап

— Вспомните, как назывался первый раздел, который мы закончили изучать?

— Сегодня мы с вами приступаем к следующему разделу. Как называется данный раздел?

— Почему государства, которые мы будем изучать, носят название «Древний Восток»?

— Действительно, государства, существовавшие в IY тыс. до н.э. – первой половине I тыс.н.э. на территории Северо – Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными. Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому они находились на Востоке.

— Прочитайте вступительную статью к разделу «Древний Восток» на стр. 34 учебника. Попытайтесь графически (создать схему) отобразить изменения, которые происходили с нашими далекими предками.

— При составлении схемы используйте термины, выделенные курсивом.

— Примерно 5 тыс. лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства. Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил. С ним мы и начнем знакомиться на наших уроках.

Тема урока: «Государство на берегах Нила»

План урока:

1. Географическое положение Древнего Египта.

2. Природно – климатические условия Древнего Египта.

3. Возникновение государства в Египте.

-Первый раздел, который мы изучали назывался «Жизнь первобытных людей».

— Второй раздел называется «Древний Восток».

— Эти государства расположены на Востоке.

Учащиеся читают текст и

зарисовывают схему в тетрадях.

Учащиеся записывают тему и план урока в тетради.

III. Формулирование проблемных вопросов урока

Учитель формулирует для учащихся два важных проблемных вопроса на урок: «Почему первые цивилизации появились на берегах великих рек Древнего Востока?» «Прав ли был древнегреческий историк Геродот, когда называл Египет «даром Нила»?

Учащиеся должны будут ответить на два проблемных вопроса в конце урока.

IV. Изучение нового материала

Сегодня, изучая новую тему, мы будем выполнять роль ученых. Каждая группа (учащиеся заранее разделены на группы) выбирает себе руководителя и помощника, которые будут доводить результаты исследования группы до всего класса.

— Ваша главная задача: доказать, что первые государства возникли по берегам крупных рек.

Учитель объясняет задания для самостоятельного выполнения для каждой группы.

1 группа.

Географическое положение Древнего Египта (Приложение 1).

Реквизиты: историческая карта, атлас по истории Древнего мира.

Задание для самостоятельного исследования.

  1. Прочитайте текст на стр. 34 – 35 «Страна Египет».

  1. Есть ли на территории Древнего Египта реки? Если есть, укажите их название.

  2. Омывается ли страна морями, если да, то какими?

  3. Определите местоположение Древнего Египта с помощью карты (воспользуйтесь атласом и картой на доске).

  4. Какие пустыни окружают Египет?

  5. Расскажите про животный и растительный мир Древнего Египта.

  6. Изучите выделенные в тексте курсивом определения: папирус, пороги, дельта, оазис, Нил, Египет.

  7. Почему Египет занимал выгодное географическое положение?

Приготовив ответы на поставленные вопросы, руководитель группы заявляет о готовности, затем учащиеся представляют свои ответы классу. Учитель помогает, транслируя слайды, которые освещают тот или иной вопрос.

2 группа.

Природно –климатические условия Древнего Египта (Приложение 2).

Реквизиты: картинки с изображением Хапи, документ «Хвалебные песни египтян Нилу», историческая карта, атлас по истории Древнего мира.

Задания для самостоятельного исследования.

  1. Прочитайте текст на стр. 35-36 «Разливы Нила».

  1. Какую роль играл Нил в жизни людей Древнего Египта?

  2. Почему разливы реки начинаются в июне? (Используйте миф о боге Хапи).

  3. Расскажите про животный и растительный мир Древнего Египта.

  4. Изучите выделенное в тексте курсивом определение: ил.

  5. Прокомментируйте предложение, выделенное курсивом на стр.36.

  6. Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для занятия земледелием?

Приготовив ответы на поставленные вопросы, руководитель группы заявляет о готовности, затем учащиеся представляют свои ответы классу. Учитель помогает, транслируя слайды, которые освещают тот или иной вопрос.

3 группа.

Возникновение государства в Египте (Приложение 3).

Реквизиты: историческая карта, атлас по истории Древнего мира, изображение фараона и корон Северного и Южного Египта.

1. Прочитайте текст на стр. 36-37.

  1. Кто управлял Египтом? О существовании какого важнейшего образования на территории Египта это говорит? Обоснуйте и аргументируйте свое мнение.

  2. Внимательно изучите карту (воспользуйтесь атласом и картой на доске) и найдите на ней столицу и крупные города Египетского государства.

  3. Как и когда на территории Египта образовалось государство?

  4. Изучите выделенные в тексте курсивом термины и дату: Северный Египет, Южный Египет, рельеф, 3 тыс. лет до н. э., фараон, Мемфис.

Приготовив ответы на поставленные вопросы, руководитель группы заявляет о готовности, затем учащиеся представляют свои ответы классу. Учитель помогает, транслируя слайды, которые освещают тот или иной вопрос.

— Теперь давайте выясним, что мы узнали в ходе работы в группах, соединим в единое целое весь изученный материал. При этом задача каждой группы доказать, что Египет – дар Нила. По каждому выступлению возможны дополнения. За полный ответ на вопрос учащийся получает зеленую карточку, за дополнение – красную.

Учитель помогает командам – транслирует слайды, которые помогают более полно осветить тот или иной вопрос.

Учащиеся слушают информацию, которую говорит учитель.

Каждая группа получает пакет с заданием.

Учащиеся группы готовят ответы на поставленные вопросы.

Учащиеся группы готовят ответы на поставленные вопросы.

Ответ на вопрос №8. Солнечный свет, влага, хорошо удобренная земля.

Учащиеся группы готовят ответы на поставленные вопросы.

Выступление команд. По ходу выступлений руководители групп предоставляют слово членам своей команды, которые рассказывают о результатах проделанной работы. Новые термины записывают учащиеся всего класса.

При этом задача каждой группы доказать, что Египет – дар Нила.

V. Физкультминутка

Физкультурная минутка. (1-минута)

Физкультминутка.

«Оживим» древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

Кистями рук делаем «фонарики»

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место .

VI. Закрепление изученного материала

— Ребята! Попробуйте четко, одним словом обосновать ответ на вопрос «Формированию чего было положено начало в результате возникновения на берегах Нила египетского государства?»

Слова – подсказки: объединение людей, ведение хозяйства, особенности управления, культура, язык.

— Найдите это слово в вводной статье к параграфу.

— Прочитайте предложения, вставляя слова ( слайд №25).

— Ответьте на вопросы ( слайд №26).

— Покажите на карте (слайд №27).

— Для лучшего усвоения давайте сыграем в игру «Внимательный слушатель». Слушая мой рассказ и работая с картой, выделите главные мысли и запишите их.

— Первоначально в Египте было около 40 небольших государств. Во главе каждого государства стоял правитель, который имел собственное войско. Правители государств непрерывно воевали друг с другом. Постепенно выделились два больших царства: Южное и Северное. Царь Южного Египта носил белую корону, а у царя Северного Египта корона была красного цвета. Обе короны были украшены страусиными перьями и изображениями огнедышащей змеи, которая, как верили египтяне, сжигает своим огнем врагов царя.

Примерно за 3 тыс. лет до н. э. царь Южного Египта завоевал Северный Египет: образовалось единое государство. Теперь царь объединенной страны носил головной убор, сочетающий в себе две короны. Царя Египта начали называть фараоном. Столицей египетского государства стал город Мемфис.

Учитель проверяет записи, которые ученики сделали в тетрадях, один ученик делает эту запись на доске.

— Теперь давайте ответим на самый главный вопрос нашего урока:

Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Прав ли он был?

Цивилизация – это объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

Учащиеся читают предложения, уточняя их содержание при помощи новых терминов.

Учащиеся показывают на карте Древний Египет, Нил, дельту, Мемфис, пороги.

Ответ.

  1. 40 государств вели войны.

  2. Выделение Южного и Северного царств.

  3. Победа Южного царства и создание единого государства.

  4. 3 тыс. лет до н. э.

  5. Повелители Египта – фараоны.

  6. Столица – Мемфис.

Ответ. Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян — земледелие, а это основа будущей цивилизации.

Учащиеся представляют свои ответы на заданный вопрос.

VII. Подведение итогов урока

— Ребята, поднимите, пожалуйста, карточки, которые вы получили за работу на уроке.

Учитель выставляет отметки учащимся, учитывая активность и полноту ответов, количество и качество полученных карточек.

Учащиеся получают отметки за урок.

VIII. Домашнее задание

Записано на доске.

1 уровень: параграф 7, ответить на вопросы стр.37;

2 уровень: подготовить ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?»

3 уровень: сравнить природу нашей страны с природными условиями Египта.

Учащиеся записывают домашнее задание по своему выбору.

IX.. Рефлексия

— Продолжите предложение, которое видите на экране:

— сегодня я узнал…

— было интересно…

— было трудно…

— я научился…

— я смог…

— я понял, что…

— у меня получилось…

— меня удивило…

Учащиеся предлагают свои варианты ответа на основании полученных знаний на уроке.

  • Рассказ о дикорастущем растении или культурном растении 2 класс
  • Рассказ о динозаврах 5 класс
  • Рассказ о дмитрии донском 5 класс однкнр краткое
  • Рассказ о дне земледельца в древнем египте 5 класс
  • Рассказ о дисциплине 10 15 предложений