Инфоурок
›
Литературное чтение
›Презентации›Презентация по литературному чтение на тему» Сюжет Русская народная сказка Гуси- лебеди.»(2 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Урок литературного чтения
2 класс УМК «Школа России»Тема: Русская народная сказка
Гуси-лебеди -
2 слайд
Описание слайда:
Основные признаки сказки
зачин;
Волшебные предметы;
Сказочные слова и выражения;
Троекратный повтор;
Борьба добра и зла;
Добро побеждает зло;
Концовка. -
3 слайд
Описание слайда:
Чтение по ролям
У. с.48-53 -
4 слайд
Описание слайда:
Словарная работа
Причитывала – причитывать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-либо; -
5 слайд
Описание слайда:
Кудель – пучок льна, приготовленный для пряжи;
Словарная работа -
6 слайд
Описание слайда:
Веретено – приспособление для получения нити из шерсти.
Словарная работа -
7 слайд
Описание слайда:
Устьице – отверстие в печи.
Словарная работа -
8 слайд
Описание слайда:
Вопросы к 1 части:
Кто действующие лица сказки?
Куда ушли отец и мать?
Что они наказали доченьке?
Послушала дочь родителей?
Куда ушла девочка?
Что случилось с братцем? -
9 слайд
Описание слайда:
Вопросы ко 2 части:
Что обнаружила девочка, когда вернулась?
Кого заметила девочка вдалеке?
Кто унес братца? -
10 слайд
Описание слайда:
Вопросы к 3 части:
К кому сначала обратилась девочка
за помощью?
Помогли ли ей?
Почему?
К кому она еще обратилась за помощью?
Помогли ей? Почему? -
11 слайд
Описание слайда:
Вопросы к 4 части:
Куда пришла девочка?
Что хотела сделать Баба-Яга?
Какой совет дала девочке мышка? -
12 слайд
Описание слайда:
Вопросы к 5 части:
Кто отправился в погоню за сестрой и братцем?
Кто выручал девочку?
Почему в этот раз молочная река, яблонька и печка помогли девочке?
Чем закончилась сказка? -
13 слайд
Описание слайда:
Сказка – ложь,
да в ней намек,
добрым молодцам урок. -
14 слайд
Описание слайда:
Работа по тетради с.4
-
15 слайд
Описание слайда:
Девочка бросилась догонять гусей.
Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
Поешь моего простого киселька – скажу.
В избушке Бабы — яги.
Речка, матушка, спрячь меня.
Работа по тетради с.4 -
16 слайд
Описание слайда:
Девочка бросилась догонять гусей.
Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
Поешь моего простого киселька – скажу.
В избушке Бабы — яги.
Речка, матушка, спрячь меня.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 -
17 слайд
Описание слайда:
Проверочная работа
-
18 слайд
Описание слайда:
.
Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы.
Работа по тетради с.5
Домашнее задание -
19 слайд
Описание слайда:
Итог урока
Почему произошло несчастье, кто виноват?
Когда и почему девочка меняется к лучшему?
Назовите основные признаки сказки. -
20 слайд
Описание слайда:
Спасибо
за
урок
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Сюжет Русская народная сказка Гуси- лебеди1)зачин;2)Волшебные предметы; 3)Сказочные слова и выражения; 4)Троекратный повтор; 5)Борьба добра и зла; 6)Добро побеждает зло; 7)Концовка.
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тема:
Гуси-лебеди.
Похожие материалы
-
Презентация по литературному чтение на тему » Сказочные элементы Русской народной сказки Гуси-лебеди.»(2 класс)
-
Презентация по литературному чтение на тему » Работа над Русской народной сказкой Гуси-лебеди.»(2 класс)
-
Обобщающий урок по обучению грамоте «Праздник букваря»
-
Презентация «Жанры устного народного творчества»
-
Презентация по литературному чтение на тему»Интерактивный кроссворд по Русской народной сказке Гуси-лебеди .»(2 класс)
-
Урок литературного чтения по теме И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» (2 класс)
-
Презентация по литературному чтение на тему» Главные герои Русская народная сказка Гуси-лебеди»(2 класс)
-
Презентация к сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5446270 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»
Сказка Гуси-лебеди краткое содержание
Старшей сестре было поручено присматривать за своим братом, но она гуляла и не видела, как гуси-лебеди увезли мальчика. Девушка пошла искать брата, и ей помогли яблоня, печь и река. История показывает, насколько важно слушаться родителей и нести ответственность.
Чему эта сказка учит детей?
Сказка «Гуси-лебеди» учит, как важно слушаться родителей. Если вы этого не сделаете, вы можете столкнуться с неприятностями и даже опасностями. Но если вы будете добры и благодарны, то сможете решить любую проблему.
Сказка Гуси-лебеди. Картинка к рассказу
«Гуси лебеди» краткое содержание сказки
Муж и жена пошли на работу, а своего маленького сына оставили дома. Старшая сестра, которой было приказано следить за своим братом («не выходи из двора, будь умницей — купим тебе платок»), вышла поиграть и оставила его одного. Малыша унесли гуси-лебеди на крыльях. Сестра бежит догонять гусей-лебедей.
По дороге встречает печку, яблоню, молочную речку — желейные берега. Девушка спрашивает про своего брата, но печь просит отведать пирожное, яблоню — яблоко, речку — кисель с молоком. Придирчивая девочка отказывается принимать угощения и рассказывает ей, куда улетели гуси с ее братом.
Девушка бежит по темному лесу, плача по брату. Она наткнулась на хижину на гусиных лапках. Девушка выглянула в окно: а там с веретеном в руке сидит Баба Яга. По соседству знали, что у старухи на службе есть гуси-лебеди, детей для нее вывели из дома.
Девушка и ее брат убегают, но Баба Яга посылает гусей в погоню.
Девушка просит реку спрятать его и соглашается съесть желе. Потом девочка ест яблоко из леса, и яблоня накрыла ее своим братом своими толстыми ветвями. Да, он так надежно прикрыл, что гуси не заметили. Потом дети прячутся в печь, а девочка ест ржаной пирог. Гуси этого не видят и ни с чем не улетают.
Девушка и ее брат убежали домой, они просто вошли в свою дверь, а потом отец и мать вернулись с работы. Приносили детям подарки, объятия, поцелуи. Они хвалят свою дочь за заботу о брате.
Но девушка им ничего не рассказывала и никогда не оставляла брата одного.
Главные герои
Дочь — веселая, озорная, капризная и безответственная девочка, забывшая о брате.
Гуси-лебеди — коварные птицы, которые похищают маленьких детей и привозят их к Бабе-Яге.
Печка, яблоня, речка, ёжик — девушки-помощницы.
План произведения для пересказа:
1. Назначение родителей
2. Брат без присмотра
3. Кража
4. Найдите брата
5. Побег
6. Дома
План пересказа
- Родительский порядок.
- Забывчивость девушки.
- Похищение брата.
- Девушка идет к Бабе Яге.
- Девушка находит брата и бежит домой.
- Помощь от молокозаводов «Речка», «Мели» и «Печка.
- Возвращение на родину.
Синквейн:
Девушка.
Мужественный, решительный.
Не отследил, нашел, сохранил.
Я понимал важность дружеской поддержки.
Взаимопомощь.
Чему учит
Сказка учит слушаться родителей, помогать им, учит смелости и решительности.
Отзыв
История показывает, как важно помогать друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке и ее брату удалось спастись от преследования.
Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-Лебеди.
Краткий отзыв по произведению «Гуси — лебеди» для читательского дневника:
Эта сказка очень увлекательна, интересна и поучительна.
Из-за своей ошибки девушке пришлось преодолеть множество препятствий.
Но она не сдалась, поняла важность дружеской взаимопомощи и добилась своей цели.
Я рекомендую всем прочитать этот рассказ, потому что он содержит много ценных моральных качеств.
Пословицы к произведению:
Если вам нужна помощь, помогите себе.
Кто бы это ни приготовил, и убирает.
Готовый читательский дневник 2-го класса: аннотация произведений, рисунок — иллюстрация, план, основная идея, краткий обзор и пословицы для развития логического мышления ребенка.
Сюжет сказки «Гуси Лебеди» краткое содержание
У пожилой пары было двое детей: мальчик и девочка. Сын был еще очень молод, а дочь была старше. Родители их младшего сына доверяли ей, когда уходили на работу.
Девушка усадила брата на траву, пока играла. Однажды я так много играла, что не уследила за ребенком. А потом прилетели гуси — лебеди, схватили мальчика и понесли к Бабе Яге.
Подруга младшего брата долго искала, но успела заметить только улетающих в небе птиц, которые забрали ее брата.
Девушка побежала за ним. По дороге он встретил Печку, который попросил меня съесть его лепешки; Яблоня просит попробовать яблоки с ее веток; молочная река с банками из желе, которая также предложила девушке попробовать кисель с молоком.
Но каждый раз девушка отказывалась от предложений и бежала вперед.
Ежик, встретивший ее по дороге, рассказал, где жила Баба Яга, куда гуси увели мальчика.
Девушка нашла избу Бабы Яги, схватила брата и побежала домой. Их стали настигать гуси-лебеди. Но каждый раз девочка бежала к реке, потом на Печку, на Яблонку. Он попросил их исправить их с братом.
Для этого девушке пришлось выпить молоко с киселем, съесть яблоко и лепешку. Но это помогло ей благополучно добраться домой с братом. Они сделали это как раз вовремя. Когда родители вернулись с работы, дети уже были дома.
Основные тезисы для читательского дневника
Прочитав аннотацию о гусей-лебедях, вы можете внести в читательский журнал следующие записи:
-
По просьбе родителей девочке пришлось ухаживать за братом.
-
Вместо этого девушка пошла играть, оставив брата одного — и его украли гуси-лебеди.
-
Увидев произошедшее, главный герой испугался и бросился в погоню.
-
Попутно она отказывает себе в лакомствах, так как заботится о мальчике.
-
Девушке удается найти брата, но на обратном пути их преследуют гуси-лебеди.
-
Чтобы спрятаться от птиц, герои снова обращаются к реке, яблони и печи и накрывают их.
-
Брат и сестра возвращаются домой живыми и невредимыми.
После основных тезисов владелец дневника читателя должен вкратце высказать свое мнение о сказке и ее нравственности.
Пословицы
- Нужно научит бутерброды кушать.
- Начало не дорого, конец хвалят.
- Глаза боятся, а руки делают.
Главная мысль
Вы должны помогать другим, и тогда в нужный момент они помогут и вам.
Источники
- https://school1208.ru/raznoe/gusi-lebedi-chitatel-skiy-dnevnik.html
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/russkaya-narodnaya-skazka-gusi-lebedi-kratkoe-soderzhanie.html
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/gusi-lebedi.html
- https://logoprav.ru/literatura/gusi-lebedi
Автор На чтение 16 мин. Просмотров 74 Опубликовано
Русская народная сказка «Гуси-лебеди» Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки «Гуси-лебеди» и их характеристика
- Дочка, веселая и капризная девочка, которая очень любила играть, а потому забыла про своего братика.
- Гуси-лебеди, коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.
- Печка, Яблоня, Речка, не помогали капризной девочке, но помогли когда она исправилась.
План пересказа сказки «Гуси-лебеди»
- Наказ родителей
- Забывчивость девочки
- Гуси-похитители
- Погоня и Печка
- Погоня и Яблоня
- Погоня и Речка
- Еж
- Домик бабы-Яги
- Обратный путь.
- Возвращение.
Кратчайшее содержание сказки «Гуси-лебеди»для читательского дневника в 6 предложений
- Уходя на работу родители наказали дочери следить за маленьким братом.
- Девочка заигралась и братца унесли Гуси-Лебеди.
- Девочка побежала в погоню, но не стала есть пирожок, яблоко и кисель.
- Путь ей указывает Еж.
- Девочка находит братца и схватив его, бежит домой.
- Гуси-лебеди преследуют ее, но девочку прячут речка, яблоня и печка, и она возвращается домой.
Главная мысль сказки «Гуси-лебеди» Не откажи другому в просьбе и он тоже поможет тебе.Чему учит сказка «Гуси-лебеди» Эта сказка учит слушать родителей, помогать им по дому, не бросать маленьких детей, которых тебе доверили. Эта сказка учит не быть чванливым, не относится с пренебрежением к просьбам. Учит решительности и смелости.Отзыв на сказку «Гуси-лебеди» Это очень хорошая сказка, которая мне очень понравилась. В ней девочка сперва воротила нос от простых угощений, но когда ее припекло, она перестала капризничать и только поэтому спаслась.Пословицы к сказке «Гуси-лебеди» Нужда научит калачи есть. Не дорого начало, похвален конец. Глаза боятся, а руки делают.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Гуси-лебеди» Жили старик со старушкой и были у них дочка и маленький сынок. Пошли старики на работу и девочке строго наказывают, чтобы за братцем следила, со двора не уходила. Ушли старики, а дочка заигралась, посадила братца на травку, да и забыла про него. Тут налетели Гуси-лебеди и унесли братца. Вернулась девочка, а братца и нет нигде. Поискала она, покричала, да вдали гусей увидела. Поняла девочка, кто ее братца похитил и в погоню бросилась. Бежит, а тут и печка стоит, ржаного пирожка съесть просит. Не стала дочка есть пирожок, дальше бежит. Яблоня стоит, лесным яблочком угощает. Не стала девочка яблоко есть, дальше бежит. Тут речка молочная с кисельными берегами, просит молочка выпить. Не стала девочка пить молоко. Встретился ей Еж, дорогу указал, куда гуси-лебеди полетели. Добежала дочка до домика бабы-Яги, а там и братца увидела. Схватила братца, назад бросилась. А Гуси-лебеди за ней гонятся. Добегает девочка до речки, спрятать просит. А то ей про кисель напоминает. Поела девочка киселя, спрятала ее речка. Дальше бежит, а навстречу снова Гуси-лебеди летят. Тут и яблочком не побрезговала. Спрятала девочку яблоня. Дальше дочка бежит, братца несет. И снова Гуси-лебеди летят. Пришлось девочке и ржаного пирожка попробовать. Спрятала ее печка. Так и добежала до дома. А там и родители вернулись.Рисунки и иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди»
«Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки». Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей.
Краткое содержание “Гуси-лебеди” для читательского дневника
ФИО автора: Афанасьев Александр Николаевич
Название: «Гуси-лебеди»
Число страниц: 16. Афанасьев А. Н. «Русские народные сказки». Издательство «Просвещение». 1983 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1855-1863 гг.
Главные герои
Дочка – веселая, озорная, капризная и безответственная девочка, забывшая о своем братике.
Гуси-лебеди – коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.
Печка, Яблоня, Речка, Ежик – помощники девочки.
Сюжет
Жили-были старик со старушкой, и была у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.
Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.
Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо, и увидела гусей, которые вскоре исчезли за темным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли ее брата.
Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась, и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.
Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше – вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела ее пирожок.
Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.
План пересказа
- Родительский наказ.
- Забывчивость девочки.
- Похищение братца.
- Девочка отправляется к Бабе-Яге.
- Девочка находит братца и бежит домой.
- Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
- Возвращение домой.
Главная мысль
Нужно помогать другим, и тогда в нужную минуту и тебе окажут помощь.
Чему учит
Сказка учит слушаться родителей, помогать им, учит смелости и решительности.
Отзыв
Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.
Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.
Пословицы
- Нужда научит калачи есть.
- Не дорого начало, похвален конец.
- Глаза боятся, а руки делают.
Что понравилось
Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.
Скачать:
Настройки
Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона
Автор: Народ русский
Год написания: неизвестно
Жанр произведения: сказка
Главные герои:Девочка — дочка, Мальчик — младший брат, Гуси — лебеди — помощники Бабы — Яги.
Краткое содержание сказки «Гуси — лебеди» для читательского дневника показывает, как невнимательность девочки едва не привела к катастрофе.
Сюжет
Старик и старушка уходили на работу. Они дали указание своей дочке беречь младшего брата, и не уходить со двора. За послушание девочку ждала награда — булочка, новое платьице и платок. Девочка забыла указания, и заигравшись и вышла на улицу. Гуси — лебеди тут как тут — похитили братца. Девочка плача звала мальчика. Потом поняла, что его украли. Бежав спрашивала у печки, яблони, и реки с кисельными берегами куда полетели вредители. Для ответа нужно было съесть пирожок, яблоко, или кисель. Она отказалась. Путь указал еж. Найдя мальчика у Бабы Яги, девочка забрала его. За ними погнались гуси — лебеди. Тогда девочка съела, что предлагали и воспользовалась укрытием. Успела прибыть до прихода родителей.
Вывод (мое мнение)
Нужно быть ответственным и внимательным. Слушаясь родителей можно избежать трудностей. Чтобы получить чью-то помощь, нужно делать, что говорят. Отданное добро возвращается.
Добавить в избранное
Очень кратко:Разведчик-партизан пропал без вести, его возлюбленная отправилась его искать и тоже пропала. После войны выживший разведчик услышал от постороннего историю своей любви и понял, что любимая жива.
Глава 1
Ранней осенью, «на третьем году войны» группа разведчиков большого партизанского отряда наткнулась на засаду. Единственный выживший, смертельно раненый, сумел добраться до отряда и сообщить обо всём командиру.
У погибшего командира разведчиков Сергея Марьянова в отряде была возлюбленная, радистка Таня Лебедева. Тел разведчиков не нашли, поэтому она не поверила, что Марьянов погиб, и потребовала у командира отряда спасти его. Командир отказался — даже если разведчики живы, их наверняка отвезли в город, занятый двумя полками немцев. Двести одиннадцать партизан не могли «разгромить двухтысячный гарнизон немцев», а командир не имел права посылать своих людей на верную смерть.
Продолжение после рекламы:
Тане отдали личные вещи Марьянова, среди которых была тетрадь с его стихами. Последние его стихи были о любимой. Ночью Таня ушла, захватив с собой две французские гранаты.
…никогда не погибнет тот, кто твёрдо верит, что будет жив.
Командир послал за ней двух партизан, а сам повёл отряд на новую базу. На рассвете отряд встретил пропавшую группу разведчиков во главе с Марьяновым. Оказалось, они столкнулись с отрядом немецкой полевой жандармерии. Бой был неравным, разведчикам пришлось отступить в болота и несколько дней прятаться среди трясин.
С этого дня Марьянов всех добытых им «языков» расспрашивал о русской девушке Тане и двух партизанах, но о них никто ничего не знал. Поздней осенью партизанский отряд ушёл на юго-восток, где соединился с частями советской армии.
Глава 2
После войны Марьянов отправился к отцу Тани, которому слал письма из госпиталя — там ему ампутировали руку. Оказалось, что тот умер. Соседка, ухаживавшая за стариком, пустила Марьянова в дом, где он нашёл свои нераспечатанные письма и снял со стены Танин портрет.
Затем Марьянов вернулся в полуразрушенный город, откуда приехал и где лежал в госпитале. Людей не хватало, и его сразу назначили директором кирпичного завода.
Брифли существует благодаря рекламе:
Глава 3
До войны Марьянов писал стихи. Два его стихотворения даже опубликовали в журнале, при этом сильно раскритиковав. После войны он начал писать повесть об их с Таней любви, но за год так и не закончил её.
Марьянову не давалась концовка — он понимал, что Таня погибла, но не мог «убить» её на страницах своей повести.
Непреложность факта её гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий.
Было несколько вариантов финала, и во всех Таня оставалась в живых. Повесть осталась незаконченной.
Глава 4
Осенью Марьянова потянуло на родину. Он подал заявление на отпуск, зашёл к секретарю горкома и рассказал ему, что родителей не помнит — их расстреляли белые, когда ему было полтора года. Односельчане кормили его из милости и не любили за упрямство и озорные выходки. В двенадцать лет Марьянов ушёл в город, некоторое время был беспризорником, «потом всё шло как положено». Война застала его на третьем курсе пединститута.
Затем Марьянов рассказал о том, как воевал, о своей любви к Тане и предупредил секретаря, что, скорее всего, не вернётся. Секретарь улыбнулся, попросил вернуться и привезти ему литр мёда.
Продолжение после рекламы:
Глава 5
В районный центр Марььянов приехал вечером и до родного села решил дойти пешком. Когда стемнело, он увидел вдалеке от дороги костёр и подошёл к нему. У костра сидели старик в полушубке и молодой человек в промасленной кепке. Марьянов решил, что это сторож и тракторист.
Марьянов попросился к костру, его пустили, и тракторист продолжил свой рассказ. Он рассказывал о своём деде-лесничем, жившем у озера, на которое каждый год прилетали лебеди. Бабушка просила его не трогать птиц, но однажды дед не утерпел и подстрелил лебедя.
С тех пор не стало им жизни — на заре прилетала лебёдушка и стонала, горюя об убитом лебеде. Дед не выдержал и попытался пристрелить её, но не попал, и тогда лебёдушка сложила крылья и камнем рухнула на деда.
Глава 6
Лесничий, конечно, добил птицу и сделал два чучела. Тракторист верил, что «лебеди не живут друг без друга». Сторож считал, что это неправда — «люди и те живут после гибели любимого человека, а то — вольная птица». Но и у людей любовь тоже разная бывает.
…настоящая любовь… она — будто всё время в весне ты живёшь, в саду… А сад тот цветёт и цветёт, и ни ему нет конца, ни твоей радости края…
И сторож начал рассказывать историю про настоящую русскую любовь. Марьянов с изумлением понял, что сторож рассказывает о нём и Тане.
Брифли существует благодаря рекламе:
Он узнал, что Таня долго искала его в городе. Она не верила, что он мог попасть в плен к немцам, поэтому мстить не стала, но и к партизанам не вернулась, а решила перейти линию фронта и добраться до позиций советский армии.
У Тани это почти получилось, но на подходе к позициям вздумалось её одежду постирать. Здесь её и нашли немцы. Она швырнула в них гранату. Немцев убило, а Таню ранило осколком. Девушка доползла до ближайшего хутора, где её выходили.
После войны Таня стала работать учительницей младших классов, а сторож в то время был истопником в школе. Она долго искала Марьянова, писала запросы, но он значился в списках без вести пропавших. Командира партизан Таня искать побоялась, ведь она ушла из отряда без разрешения, почти дезертировала. Она знала, что кто-то приходил в дом её отца, забрал её фотографию, но думала, что её разыскивают, чтобы наказать.
Марьянов слушал со слезами на глазах, смотрел на звёздное небо, «и в душе рождалась новая и большая вера в красоту бытия под этим небом».
Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:
Читайте также
Автор: Народ русский
Год написания: неизвестно
Жанр произведения: сказка
Главные герои:Девочка — дочка, Мальчик — младший брат, Гуси — лебеди — помощники Бабы — Яги.
Краткое содержание сказки «Гуси — лебеди» для читательского дневника показывает, как невнимательность девочки едва не привела к катастрофе.
Сказка Гуси-лебеди краткое содержание
Старшей сестричке доверили присматривать за братиком, но она загулялась и не увидела, как мальчика забрали гуси-лебеди. Девочка отправилась искать братца, а помогают ей яблонька, печка и речка. В сказке показано, как важно слушаться родителей и быть ответственными.
Сказка Гуси-лебеди скачать:
Сказка Гуси-лебеди. Картинка к рассказу
«Гуси лебеди» краткое содержание сказки
Муж и жена уехали на работу и оставили маленького сына дома. Старшая сестра, которой поручили следить за братом («не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек»), загулялась-заигралась и оставила его одного. Малыша унесли гуси-лебеди на крылышках. Сестра бежит догонять гусей-лебедей.
По дороге она встречает печку, яблоню, молочную речку — кисельные берега. У них девочка спрашивает о братце, но печка просит ее отведать пирожка, яблоня — яблочка, речка — киселька с молоком. Привередливая девочка не соглашается принимать угощении и они ей ни говорят куда гуси улетели с ее братом.
Бежит девочка по темному лесу, плачет о братце. Наткнулась она на избушку на курьих ножках. Заглянула девочка в окно: а там сидит баба Яга с веретеном в руках. В округе знали, что гуси-лебеди у старухи на службе, детей для неё уносят из дома.
Девочка с братом убегает, но Баба Яга посылает гусей за ними в погоню.
Девочка просит речку спрятать ее и соглашается поесть киселька. Потом девочка ест лесное яблочко, а яблоня укрыла её с братцем своими густыми ветками. Да так надёжно укрыла, что гуси не заметили. Затем дети прячутся в печке и девочка ест ржаной пирожок. Гуси не видят ее и улетают ни с чем.
Девочка с братцем прибегают домой, только зашли на родной порог, а тут и отец с матерью вернулись с работы. Навезли детям гостинцев, обнимают, целуют. Хвалят дочь за то, что за братцем хорошо смотрела.
А девочка ничего им не рассказала.И братца никогда одного не оставляла.
Главные герои
Дочка – веселая, озорная, капризная и безответственная девочка, забывшая о своем братике.
Гуси-лебеди – коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.
Печка, Яблоня, Речка, Ежик – помощники девочки.
Краткое содержание «Гуси — лебеди» для читательского дневника:
Родители Аленушки поручили ей присматривать за братом.
Девочка не уследила, и мальчика унесли гуси-лебеди.
Но благодаря целеустремленности и помощникам, Аленушка спасла брата.
И они вернулись домой как раз к приходу родителей.
План произведения для пересказа:
1. Поручение родителей
2. Брат без присмотра
3. Кража
4. Поиски брата
5. Побег
6. Дома
План пересказа
- Родительский наказ.
- Забывчивость девочки.
- Похищение братца.
- Девочка отправляется к Бабе-Яге.
- Девочка находит братца и бежит домой.
- Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
- Возвращение домой.
Синквейн:
Девочка.
Смелая, целеустремленная.
Не уследила, отыскала, спасла.
Осознала важность дружеской поддержки.
Взаимопомощь.
Отзыв
Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.
Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.
Краткий отзыв по произведению «Гуси — лебеди» для читательского дневника:
Эта народная сказка очень увлекательная, интересная и поучительная.
Из-за своей ошибки девочке пришлось преодолеть много препятствий.
Но она не опустила руки, осознала важность дружеской взаимопомощи и достигла своей цели.
Я советую всем прочитать эту сказку, ведь она несет в себе много ценной морали.
Пословицы к произведению:
Ищешь помощи — сам помогай.
Кто заварил, тот и расхлебывает.
Готовый читательский дневник 2 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.
Оставить 6 человек (а).
Что понравилось
Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.
Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 4728Количество использованных доноров: 6Информация по каждому донору:
- https://aababy.ru/skazki/narodnye-skazki/russkie-narodnye-skazki/gusi-lebedi: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 333 (7%)
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/gusi-lebedi.html: использовано 4 блоков из 10, кол-во символов 862 (18%)
- https://kratkoe.com/gusi-lebedi-kratkoe-soderzhanie/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1505 (32%)
- https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1854-gusi-lebedi.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 494 (10%)
- https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-2-klass/russkaia-narodnaia-skazka-gusi-lebedi: использовано 5 блоков из 9, кол-во символов 1474 (31%)
- https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/skazka-gusi-lebedi: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 60 (1%)
Поделитесь в соц.сетях: | Оцените статью: |
Используемые источники:
- http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/05/blog-post_7.html
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/gusi-lebedi.html
- https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1854-gusi-lebedi.html
- https://briefly.ru/vorobiev/gusi_lebedi/
- https://school1208.ru/raznoe/gusi-lebedi-chitatel-skiy-dnevnik.html
Инфоурок
›
Литературное чтение
›Презентации›Презентация по литературному чтению»Сказка «Гуси – лебеди».»(2 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Урок литературного чтения
2 класс УМК «Школа России»Тема: Русская народная сказка
Гуси-лебеди -
2 слайд
Описание слайда:
Постановка цели урока:
-Какие виды сказок, мы с вами знаем? -Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому:1)Снежная буря.
2)Глаз. 3)Неправда. 4)Временное легкое жилище. 5)Непоседа.
6)Любимая и дорогая мамина мама. 1)Потоп. 2)Пятая буква в алфавите с конца.
3)Пища. -
3 слайд
Описание слайда:
Постановка цели урока:
-Какие виды сказок, мы с вами знаем? {Бытовые, о жи¬вотных.)
-Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточ¬ки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому:1)Снежная буря. {Вьюга.)
2)Глаз. {Око.)
3)Неправда. {Ложь.)
4)Временное легкое жилище. {Шалаш.)
5)Непоседа. {Егоза.)
6)Любимая и дорогая мамина мама. {Бабушка.)
1)Потоп. (Наводнение.)
2)Пятая буква в алфавите с конца. (Ы.)
3)Пища. (Еда.) -
4 слайд
Описание слайда:
Основные признаки сказки
зачин;
Волшебные предметы;
Сказочные слова и выражения;
Троекратный повтор;
Борьба добра и зла;
Добро побеждает зло;
Концовка. -
5 слайд
Описание слайда:
Какое слово получилось?
Правильно. В волшебных сказках все необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Все приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает.
Назовите волшебные предметы, которые вы помните? -В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благодаря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого-нибудь эпизода.
Раб а гр . Откройте учебники. Прочитайте название сказки.
-Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой.
Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог — обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку. -
6 слайд
Описание слайда:
Какое слово получилось?
(Волшебные.)
-Правильно. В волшебных сказках все необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Все приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает.
-Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть-самобранка, ковер-самолет и др.)
— -
7 слайд
Описание слайда:
Первичное чтение.
1.Читают дети, по ходу чтения идет словарная работа. кликать — громко звать;
кудель — пучок льна, приготовленный из пряжи; веретено — используется для прядения; устьице — выходное отверстие у печи. -
8 слайд
Описание слайда:
Словарная работа
Причитывала – причитывать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-либо; -
9 слайд
Описание слайда:
Кудель – пучок льна, приготовленный для пряжи;
Словарная работа -
10 слайд
Описание слайда:
Веретено – приспособление для получения нити из шерсти.
Словарная работа -
11 слайд
Описание слайда:
Устьице – отверстие в печи.
Словарная работа -
12 слайд
Описание слайда:
Первичная проверка понимания
Вопросы после чтения:
-Понравилась сказка?
-Что в сказке было волшебного?
-Назовите героев сказки.
-Что же случилось у сестрицы?
-Как она потеряла брата?
-Был ли у нее план спасения братца?
-Кого она встретила по дороге, когда искала братца?
-Помогли они в поиске? Почему?
-Почему она не стала ничего кушать?.
Где она нашла своего брата?
-Кто ей помог увести оттуда братца? Почему?
-Кто потом помогал им добраться до дома?
-Удалось ли им вернуться домой? -
13 слайд
Описание слайда:
Составление плана сказки.
-На сколько частей можно разделить текст?
-Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее. На доске появляется запись:1)Потеря брата.
2)Поиск.
3)В избушке у Бабы-Яги.
4)Возвращение домой. -
14 слайд
Описание слайда:
Чтение по ролям
У. с.48-53 -
15 слайд
Описание слайда:
Вопросы к 1 части:
Кто действующие лица сказки?
Куда ушли отец и мать?
Что они наказали доченьке?
Послушала дочь родителей?
Куда ушла девочка?
Что случилось с братцем? -
16 слайд
Описание слайда:
Вопросы ко 2 части:
Что обнаружила девочка, когда вернулась?
Кого заметила девочка вдалеке?
Кто унес братца? -
17 слайд
Описание слайда:
Вопросы к 3 части:
К кому сначала обратилась девочка
за помощью?
Помогли ли ей?
Почему?
К кому она еще обратилась за помощью?
Помогли ей? Почему? -
18 слайд
Описание слайда:
Вопросы к 4 части:
Куда пришла девочка?
Что хотела сделать Баба-Яга?
Какой совет дала девочке мышка? -
19 слайд
Описание слайда:
Вопросы к 5 части:
Кто отправился в погоню за сестрой и братцем?
Кто выручал девочку?
Почему в этот раз молочная река, яблонька и печка помогли девочке?
Чем закончилась сказка? -
20 слайд
Описание слайда:
Закрепление нового материала
-На доске иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» и к другим сказкам. Посмотрите, они все перепутаны.
-Давайте расставим иллюстрации по ходу развития событий сказки.
На доске получается ряд сюжетных иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди».
-Какие иллюстрации оказались лишними? Почему?
. — О чем рассказывает каждая иллюстрация?
-Что за эпизод изображен на первой иллюстрации? На вто¬
рой и т. д. -
21 слайд
-
22 слайд
Описание слайда:
Сказка – ложь,
да в ней намек,
добрым молодцам урок. -
23 слайд
Описание слайда:
Работа по тетради с.4
-
24 слайд
Описание слайда:
Девочка бросилась догонять гусей.
Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
Поешь моего простого киселька – скажу.
В избушке Бабы — яги.
Речка, матушка, спрячь меня.
Работа по тетради с.4 -
25 слайд
Описание слайда:
Девочка бросилась догонять гусей.
Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
Поешь моего простого киселька – скажу.
В избушке Бабы — яги.
Речка, матушка, спрячь меня.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 -
26 слайд
Описание слайда:
Проверочная работа
-
27 слайд
Описание слайда:
.
Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы.
Работа по тетради с.5
Домашнее задание -
28 слайд
Описание слайда:
Итог урока
-К какому виду сказок относится сказка, которую мы с вами читали сегодня?
-Какие волшебные предметы в ней встречаются?
-Какой троекратный повтор есть в сказке?
-В чем главная мысль сказки? Чему она учит?
Почему произошло несчастье, кто виноват?
Когда и почему девочка меняется к лучшему?
Назовите основные признаки сказки. -
29 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание
Перечитать сказку. Подготовиться к выборочному чтению р т с 24 -
30 слайд
Описание слайда:
Спасибо
за
урок
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Постановка цели урока: Какие виды сказок, мы с вами знаем? {Бытовые, о жи вотных.)Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточ ки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому:Какое слово получилось? (Волшебные.)Правильно. В волшебных сказках все необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Все приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает.Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть-самобранка, ковер-самолет и др.)В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благо даря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого-нибудь эпизода. Снежная буря. {Вьюга.)Глаз. {Око.)Неправда. {Ложь.)Временное легкое жилище. {Шалаш.)Непоседа. {Егоза.)Любимая и дорогая мамина мама. {Бабушка.) Потоп. (Наводнение.)Пятая буква в алфавите с конца. (Ы.)Пища. (Еда.) —. Откройте учебники. Прочитайте название сказки. -Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой. Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог — обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку.. Изучение нового материала1. Первичное чтение.Читают дети, по ходу чтения идет словарная работа. кликать — громко звать;кудель — пучок льна, приготовленный из пряжи; веретено — используется для прядения; устьице — выходное отверстие у печи.2. Первичная проверка понимания. Вопросы после чтения:Понравилась сказка?Что в сказке было волшебного?Назовите героев сказки.Что же случилось у сестрицы?Как она потеряла брата?Был ли у нее план спасения братца?Кого она встретила по дороге, когда искала братца?Помогли они в поиске? Почему?Почему она не стала ничего кушать?.Где она нашла своего брата?
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тема:
Гуси-лебеди.
Похожие материалы
-
Методические пособия для преодоления нарушений чтения
-
Презентация по литературному чтение «Сказка «Лиса и журавль».»(2 класс)
-
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс
-
Презентация на тему»Детские поэты и писатели»
-
Презентация по литературному чтению»Сказка «Каша из топора».»(2 класс)
-
Календарно-тематическое планирование по родному литературному чтению 1 класс
-
Презентация по литературному чтению»Сказка «Лиса и тетерев».»(2 класс)
-
А.С.Пушкин_Сказка о мёртвой царевне презентация
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5446270 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
Цель
урока:
ознакомить детей с новым видом сказок на
примере русской народной сказки «Гуси-лебеди»; создать условия для обучения
учащихся делению текста на части; озаглавливание частей; способствовать
развитию творческого воображения, любви к устному народному творчеству, русским
народным сказкам.
Задачи:
1.Мотивировать
к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием .
2.Учить
обрабатывать полученную в процессе чтения и анализа информацию для решения
конкретных задач встречающихся в жизни.
3.Доносить
свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её
обосновать, приводя аргументы.
4.Осознавать
и объяснять своё эмоциональное отношение к происходящему в сказке.
5.
Формировать способность к осуществлению сотрудничества, умения договариваться,
распределять свою работу.
6.Оформлять
свои мысли в устной (на уровне предложения или небольшого текста).
7.
Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.
8.
Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.
9.На
примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.
10.Организовать
самостоятельную работу по составлению кластера на главных героев (внешность,
поступки и действия)
11.Обеспечить
снятие напряжения и усталости при проведении физкультминутки.
Ход
урока
I. Организационный момент.
Проверка
готовности к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.
II.
Актуализация знаний
Определение
жанра произведения.
—
Мы с вами уже знаем, что такое жанр произведения, как его определить.
—
Чтобы узнать с каким жанром художественного произведения мы будем сегодня
работать, послушайте песню (звучит мелодия песни «Сказки гуляют по свету»).
На
доске записывается слово – «сказка».
—
А какая это сказка, когда одни придумали, другой добавил, третий продолжил…?
(народная)
-Все
народы любят сочинять сказки. Не исключение и наш народ. Сегодня мы
познакомимся с сказкой, созданной нашим народом, а значит это будет (русская).
( На доске, по мере ответов детей ,собирается надпись: Русская народная
сказка.)
III.
Формулирование учебной задачи урока.
1.
Работа со шмуцтитулом: целеполагание и планирование изучение темы.
—
Прочитайте на с. 3 название первого раздела учебника. Как вы думаете о чем
пойдет речь в этом разделе? Что люди могут назвать «самым великим чудом на
свете»? обратите внимание, какой предмет изображен справа от названия раздела;
—
Вспомните, что для вас формулируют авторы на предваряющей тему страничке?;
—
Прочитайте их;
—
Как вы понимаете первую цель, то есть то, о чем вы узнаете в этом разделе?;
—
Как вы понимаете цели второго блока «Мы научимся»?;
—
Объясните каждую запись третьего блока;
—
Переверните страницу, рассмотрев материал по теме урока до с. 5. Просмотрите и
скажите, что будет важным на уроке?;
—
Правильно. Сегодня на уроке вы будете говорить о книге и узнаете, почему книгу
называют «самым великим чудом на свете»?;
—
Попробуйте составить план изучения темы.
(учитель
фиксирует пункты плана на доске).
Физминутка
Мы
листики осенние,
На
веточках сидим.
Дунул
ветер – полетели.
И
летим, летим, летим.
Мы
на землю тихо сели.
Ветер
снова набежал
Нас,
красивые листочки
Он
с земли легко поднял.
Закружились,
полетели
И
на землю снова сели.
IV.
Работа над новым материалом.
А)
Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.
—
Кто из героев сказки вам понравился и почему?
(Ответы детей разные.)
Б)
Целевая установка.
Давайте
перечитаем эту сказку и разберёмся, кто из вас прав.
В)
Перечитывание сказки по абзацам и анализ.
—
Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружились»?
(Ответы
детей)
Обобщение
учителя:
Только-
только вступили в дружеские отношения, сделали первые шаги навстречу друг
другу, пока только ещё захотели стать друзьями, но не стали.
—
Что значит покумились?
(Породнились
на крестинах ребёнка, стали кумовьями.)
—
Прочитайте второе предложение. Почему употреблено слов «вздумала»?
-Как
Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.
-Как
же Лиса звала Журавля?
(По-доброму, как принято у
русских людей.)
—
Прочитайте 4 абзац.
—
Что приготовила Лиса? Почему?
(Сказка
давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.)
—
А когда вам мамы подают горячую кашу, что вы делаете?
—
А что сделала Лиса?
—
Зачем она размазала кашу по тарелке?
( Чтобы гость не обжёгся.)
—
Как она угощала гостя?
(Подала
тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай,
голубчик-куманёк, сама стряпала»)
—
Какое мнение сложилось у вас о Лисе, прочитав эту часть сказки?
(Лиса
задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси
правилам.)
—
Тогда где же, в чём, когда она допустила промашку?
(Тогда, когда начали есть.)
— Прочитайте следующие два предложения.
—
Как ел Журавль? (Клевал)
—
А как едят другие птицы?
—
Знала ли об этом Лиса?
(Знала. Все птицы едят
одинаково – клюют.)
—
Как ела Лиса?
—
В чём была её оплошность?
(Лиса
увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» — и не заметила, что
Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)
—
Как могут вести себя разные люди, когда их обманули?
(
Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.)
—
Как поступает Журавль?
(Он
не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису
поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.)
Физминутка
Солнечные
зайчики играют на стене.
Поманю
их пальчиком,
Пусть
бегут ко мне.
Ну,
лови, лови скорей!
Вот,
вот, вот — левей, правей!
Убежал
на потолок
И
забился в уголок.
V.
Выполнение заданий учебника.
. Внимательно
прочитай сказку про себя. Сколько времени тебе потребовалось? Постарайся
определить главную мысль.
Я
прочитала сказку за 10 минут.
Главная мысль сказки «Гуси−Лебеди» заключается в том, что нужно
заботиться о близких и внимательно относиться к данным тебе поручениям. Также
сказка учит быть добрым, благодарным, отзывчивым и ответственным.
1.
Назови действующих лиц сказки. Кто из них тебе понравился? Почему?
Действующие
лица сказки:
Девочка,
Мальчик,
Родители,
Гуси−лебеди,
Баба−Яга,
Мышка,
Печка, Яблоня, Речка.
Мне девочка очень понравилась, потому что смогла исправиться. Сначала она была
легкомысленной. Но потом стала доброй и отзывчивой. И она проявила настоящую
храбрость.
Мне нравится мышка, за её сострадание; а также Печка, Яблоня, Речка. Они волшебные.
Они помогли девочке, когда она выполнила их просьбы.
2.
Можно ли содержание сказки соотнести с пословицей: «Сказка − ложь, да в ней
намёк, добрым молодцам урок»?
В
этой сказке много намёков, из которых можно вынести важные уроки.
Поэтому пословица «Сказка − ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
подходит к этой сказке.
3.
Подготовься к пересказу: вспомни последовательность событий; раздели текст на
части; определи главную мысль каждой части, озаглавь их и составь план.
Части
текста:
1. У родителей было двое детей, девочка и совсем маленький мальчик. Родители
ушли и велели девочке следить за братом.
2. Девочка заигралась и забыла про брата. Оглянулась, а его уже нет. И только
тени гусей−лебедей мелькнули у леса. Они унесли малыша.
3. Девочка бросилась в погоню. Она увидела печку, но отказалась есть ржаной
пирог. Она увидела яблоню, но отказалась от лесного яблочка. Она увидела речку,
но отказалась пить кисель и молоко.
4. Девочка пришла к бабе−Яге и та хотела сварить её. Мышка подсказала девочке,
что нужно бежать. Девочка схватила брата и бросилась прочь.
5. Баба−Яга отправила в погоню гусей−лебедей. Но теперь девочка не стала
чваниться. Она попила молока и речка укрыла её под берегом. Она съела яблочко и
яблоня укрыла её ветвями. Она съела пирог и печка спрятала её внутри.
6. Гуси−лебеди улетели, не найдя девочку. А девочка с братом вернулись домой.
Тут и родители пришли.
Главные мысли частей:
1. Маленьких детей одних оставлять нельзя.
2. Свои обязанности нужно выполнять, а ошибки исправлять.
3. Нужно быть отзывчивыми и вежливыми.
4. Нужно уметь проявлять решительность и помогать попавшим в беду.
5. Нужно быть вежливыми и отзывчивыми.
6. Все хорошо, что хорошо кончается.
План:
1. Наказ родителей.
2. Похищение брата.
3. Печка, яблоня и речка.
4. Избушка бабы−Яги.
5. Погоня и помощь
6. Возвращение.
4.
Самостоятельно составь рассказ о девочке. Тебе помогут вопросы из «Рабочей
тетради».
Девочка
жила с мамой и папой. У неё был маленький брат, за которым она должна была
присматривать. Но девочка не уследила за братом и того унесли гуси−лебеди.
Девочка побежала следом и встретила печку, яблоню и речку. Она не стала есть
ржаной пирог, кислые лесные яблоки и простой кисель, потому что дома её кормили
лучше.
Девочка пришла к Бабе−Яге, и та хотела её зажарить. Но девочке помогла мышка,
которая посоветовала ей бежать.
За девочкой и братом гнались гуси−лебеди, но речка, яблоня и печка спрятали
детей, потому что девочка скушала их угощения.
Девочка стала доброй и отзывчивой, и поэтому все охотно ей помогали. Девочка
усвоила тот урок, и на обратном пути, когда гуси−лебеди могли их догнать в
любую минуту, она сразу соглашалась принять угощение, чтобы получить помощь.
5.
Прочитай подчёркнутые слова. Это устойчивые выражения. Какие ещё ты знаешь?
Чистое
поле, кисельные берега − подчеркнутые слова.
Цыплят по осени считают.
Избушка на курьих ножках.
Стали они жить−поживать да добра наживать.
VI.
Рефлексия
—
Какое настроение было у вас в процессе урока?
—
Какое ценное знание об отношении к учебной книге вы должны зафиксировать на
сегодняшний день? ( Бережное и аккуратное отношение к учебной книге)
VII.
Подведение итогов урока
—
Что нового узнали на уроке?
—
Чему научились?
—
Какие знания и умения , приобретённые в первом классе, вы сегодня закрепили?
VI I I.
Оценивание результатов и знакомство с новыми формами оценивания.
—
Вспомните, как вы оценивали себя и других в первом классе. С помощью каких
условных знаков? Что обозначал каждый цвет фишки?
—
Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофорчика» — цветных фишек.
—
Сегодня мы познакомимся с новой формой оценивания – «Лесенкой достижений». У
неё три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке вы мало
потрудились, надо приложить усилия, чтобы освоить материал; вторая ступенька
означает, что вы потрудились вполсилы, могли бы лучше; третья ступенька (самая
высокая) обозначает, что вы потрудились на славу, заняли самое высокое и
почётное место, честь вам и хвала!
—
Попробуйте теперь оценить себя с помощью «Лесенки достижений», поставив на одну
из лесенок треугольник.
IX.
Домашнее задание .
—
Расскажите родителям о том, какие ценные знания вы получили на уроке.
—
Выполните третье задание на с. 5.
—
Подберите обложку и закладку к учебнику.
—
Принести книгу, прочитанную летом.
Спасибо
за работу.