Рассказ о детстве и лицейских годах пушкина

Специалисты учреждений культуры москвы, санкт-петербурга, верхотурья и других городов страны познакомят школьников с уникальными экспозициями. в декабре для московских школьников

Специалисты учреждений культуры Москвы, Санкт-Петербурга, Верхотурья и других городов страны познакомят школьников с уникальными экспозициями.

В декабре для московских школьников пройдут виртуальные экскурсии в рамках проекта «Прогулки по музеям онлайн». Для того чтобы принять участие, необходимо пройти электронную регистрацию на сайте проекта.

На встрече, организованной Музеем Л. Н. Толстого, ребята узнают о школе, которую писатель открыл в Ясной Поляне для крестьянских детей, познакомятся со старинной азбукой и попробуют написать слова по правилам орфографии XIX века. Мероприятие пройдет 6 декабря.

9 декабря все желающие могут отправиться в гости к Александру Сергеевичу Пушкину. На встрече пойдет речь о жизни и творчестве великого писателя и поэта: о его детстве в Москве, о лицейских годах, о службе в Петербурге и на юге Российской империи, о ссылке в село Михайловское и возвращении в столицу.

Специалисты Музея морского флота расскажут о Дне атомного ледокольного флота. У ребят будет возможность встретиться с дочерью знаменитого фотокорреспондента Совинформбюро Дмитрия Козлова, которому посчастливилось запечатлеть первый подъём флага на уникальном ледоколе. Мероприятие состоится 10 декабря.

В этот же день школьники смогут «перенестись» в Санкт-Петербург и посетить Музей истории фотографии. Ребята узнают о магии света, камере-обскуре, внутри которой появляется перевёрнутое изображение. Им также покажут фотоаппарат весом пятьсот килограммов и камеру из фильма о «мальчике, который выжил».

Музей современной истории России подготовил для юных москвичей интерактивную викторину. Им предстоит ответить на вопросы, посвященные основному закону Российской Федерации: что прописано в Конституции, на какие статьи следует обратить особое внимание, какие поправки, одобренные в ходе общероссийского голосования, были внесены в 2020 году. Проверить свои знания можно 10 декабря.

13 декабря всех желающих приглашают отправиться на онлайн-прогулку по Большой улице Владимира-на-Клязьме. Рассказ экскурсовода поможет ребятам совершить путешествие в прошлое – в губернский город Владимир с проезжающими экипажами, каменными зданиями и домами с мезонинами.

Музей истории денег, расположенный в Переславле-Залесском, познакомит ребят со своей уникальной коллекцией. Участники встречи услышат рассказ о том, где и когда появились первые деньги, и увидят монеты, за которыми охотились пираты. Встреча пройдёт 13 декабря.

Во время виртуальной экскурсии, которая состоится 14 декабря, школьники узнают, с какой целью создавались куклы и почему дети начали играть с ними лишь в середине XIX века. Учащимся покажут, как антикварные куклы выглядят изнутри, как скрепляются и за счёт чего двигаются.

На экскурсии Вологодского государственного музея-заповедника, которая пройдет на площадке Музея кружева 15 декабря, участников познакомят с основными этапами развития популярного промысла – кружевоплетения. Ребята получат представление о технике создания многопарного и сцепного коклюшечного кружева и увидят уникальную коллекцию музея.

16 декабря Музей-заповедник «Коломенское» проведет экскурсию по терему царицы. Ребята прогуляются по парадным комнатам дворца, узнают, где государыня проводила время, чем бывала занята.

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник познакомит юных ценителей искусства с творчеством скульптора и художника, литератора и педагога Ефима Васильевича Честнякова, чьи работы посвящены традициям, обрядам и бытовой стороне русской жизни. Экскурсия состоится 16 декабря.

Музейный центр «Московский дом Достоевского» был открыт к 200-летию со дня рождения великого писателя. 17 декабря сотрудники Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля познакомят всех желающих с обновлённой экспозицией, рассказывающей о творчестве Фёдора Михайловича и его главных произведениях.

Сотрудники Мультимедийного комплекса актуальных искусств покажут школьникам выставочную программу фестиваля «Искусство будущего», в рамках которого художники из разных стран экспериментируют с новыми темами и техниками. Учащимся расскажут, как создать арт-объект из данных социальной сети, как работают интерактивные медиаинсталляции и многое другое. Мероприятие состоится 20 декабря.

22 декабря ребят ждут в гости в доме великого певца Федора Ивановича Шаляпина. Участники увидят личные вещи, фотографии, костюмы артиста и даже послушают уникальные записи его голоса.

Верхотурский историко-архитектурный музей-заповедник подготовил цикл тематических экскурсий для школьников. Открывает его встреча, посвященная роли Верхотурья в истории России. Ребятам расскажут, как старейший город Свердловской области стал первой столицей Урала, почему Верхотурье называли «воротами в Сибирь» и какое значение имело открытие Артемием Бабиновым «государевой Верхотурской дороги». Мероприятие состоится 22 декабря.

24 декабря юных жителей столицы сотрудники Музея железных дорог России города Санкт-Петербурга познакомят с экспозицией, посвященной открытию Санкт-Петербургской железной дороги. Они узнают, как создавалась эта магистраль, с какими трудностями столкнулись инженеры и строители при прокладке линии и какие архитектурные решения были использованы при строительстве станций.

«Прогулки по музеям онлайн» – это виртуальная площадка для знакомства юных москвичей с историей и культурой страны, её бытом и традициями. Проект стартовал в апреле 2020 года.

https://www.mos.ru/news/item/99800073/

Александр Сергеевич Пушкин был известным русским писателем, поэтом и драматургом. Несмотря на то, что жизненный и творческий путь Пушкина оказался довольно коротким, он успел создать очень много талантливых и уникальных произведений, которые не теряют своей актуальности и по сей день. Рассмотрим поподробнее биографию А.С. Пушкина, чтобы лучше узнать «солнце русской поэзии». 

Ранние годы 

Александр Сергеевич Пушкин появился на свет в столице в 1799 году. Будущий писатель происходил из  дворянского рода. Известно, что воспитанник и слуга императора Петра 1 Абрам Ганнибал был прадедом Пушкина по материнской линии. По национальности он был африканцем. От него Пушкин унаследовал легендарные черные кудри.

У Александра была сестра, которую звали Ольга, а также брат по имени Лев. В детстве будущий поэт очень любил проводить время в подмосковном селе Захарове. Именно там жила его бабушка. Она назначила своему внуку няню, которую звали Арина Яковлева. Её очень полюбил будущий писатель. Ей он посвятил не одно стихотворение.

Семья была родовитой, но по меркам знати небогатой. Однако нашего героя все равно ожидали элитный лицей и готовый чин.

Образование и начало карьеры 

1811 год ознаменовал учёбу Александра Сергеевича в Царскосельском лицее. Уже в 1814 году происходит печать первых стихов Пушкина. Так, в это время было опубликовано его знаменитое стихотворение «К другу-стихотворцу» в известном журнале «Вестник Европы». Именно в этот период писатель стал частью общества «Арзамас». 

Молодой человек обожал творчество Вольтера и Эвариста Парни. На произведения Пушкина существенно повлияли  такие известные писатели,  как Фонвизин, Батюшков, Жуковский и Радищев. На экзамене он удостоился больших похвал Гавриила Державина — известнейшего придворного поэта того времени. Подробнее о лицейских годах и успеваемости гуманитария Литрекон написал здесь.

В 1817 году Александр Сергеевич заканчивает учёбу в Лицее. Поэта направляют в Коллегию иностранных дел. Свои годы учёбы Пушкин запомнил на всю жизнь. Это были самые прекрасные воспоминания у поэта, ведь в лицее он подружился с прекрасными людьми. Им он посвящал многие стихотворения.

Творчество  

Александр Сергеевич становится членом сообщества, которое носило название «Зелёная лампа», в 1819 году.  Кроме того, в это время Пушкин начинает активную работу над созданием своей знаменитой поэмы «Руслан и Людмила«. В 1820 году данное произведение вышло в свет. Оно стало победой Пушкина на соревновании с В. Жуковским. Тогда знаменитый творец сказал о юном даровании: «Ученик превзошел своего учителя».

В следующем году Александр Сергеевич работает над произведением «Кавказский пленник». Эта поэма принесла небывалую славу и признание поэту. В 1823 году Александр Сергеевич приступает к работе над созданием грандиозного романа в стихах «Евгений Онегин«. На написание этого произведения у писателя ушло целых девять лет. Грандиозный роман вышел  в свет в 1832 году. Он не теряет своей популярности и в современном обществе. Именно в это время у Пушкина возникает замысел создания романа, повествующего о периоде пугачевщины. Чтобы воплотить в реальность свою мечту, Александр Сергеевич начинает изучать необходимые материалы, а также путешествовать по местам, где непосредственно проходило знаменитое восстание. Когда писатель собрал необходимую информацию, он приступил к написанию «Истории Пугачева», а также «Песни западных славян». Кроме того, в 1833 году Пушкин работает над поэмами «Медный всадник» и «Анджело». В этот период писатель создаёт свое грандиозное произведение «Пиковая дама» и приступает к работе над романом «Дубровский«. 

Но не все так радужно, как может показаться. У поэта был очень сложный характер. Он постоянно ссорился с представителями знати и власти. Колкие эпиграммы и резонансные литературные работы, которые нарушали все мыслимые границы, подпортили репутацию Пушкина. По служебной лестнице он так и не поднялся.

Ссылки 

Не секрет, что лирические произведения Пушкина, написанные в период с 1817 по 1820 годы, вызвали негодование русского правителя Александра 1. Среди них можно отметить такие известные произведения, как «Деревня«, «К Чаадаеву«, «Вольность«. Поэта запросто могли сослать в Сибирь. Однако благодаря усилиям Крылова, Карамзина и Жуковского Александр Сергеевич смог избежать северной ссылки. Но не южной.

Известно, что весной 1820 года писателя выслали на юг страны под видом служебного перемещения. Как известно, отбывая южную ссылку, Александр Сергеевич с удовольствием изучал творчество Байрона. И планировал побег по морю из России. Да-да, есть такое мнение у знатоков его биографии. Этому намерению он посвятил стихотворение «К морю».

Однажды знаменитый поэт с иронией высказался о религии в одном из своих писем. Такое письмо оказалось в руках Александра 1. Это привело к тому, что писателя уволили со службы и отправили во вторую ссылку. Её Александр Сергеевич отбывал в своем селе Михайловское с 1824 по 1826 год. 

Личная жизнь 

Известно, что Пушкин был очень любвеобильным человеком, его скандальные похождения — тема многих статей. При этом поэт неодобрительно отзывался о многих женщинах и с иронией замечал, что им даже характер ни к чему. Достаточно тонких ножек и красивых лиц. Например, выдержки из его писем об Анне Керн («Я помню чудное мгновенье» — это о ней), Вы можете почитать здесь — удивитесь.

Сватовство поэта к Наталье Гончаровой происходит в 1830 году, а спустя год они решили обвенчаться в столице. Родители Натальи несколько раз отказывали поэту, потому что, по их мнению, это был мезальянс. Наталья, в отличие от жениха, сделала карьеру при дворе — стала фрейлиной. Ею увлекались и любовались даже королевские особы. У девушки было большое будущее. Но она поддалась чарам поэта. Ей льстило внимание такого известного литератора. Да и Пушкин выполнил формальные требования взыскательной родни: наладил свои финансовые дела и даже получил повышение.

Весной 1831 года Наталья и Александр отправляются в Царское Село. Там молодые снимают дачу. Известно, что к 1836 году у супругов было уже четверо детей. Брак был счастливым, но вовсе не положил конец другим увлечениям Пушкина.

Конец творческого пути  

В 1834 году писатель завершил работу над созданием повести «Пиковая дама«. Несмотря на то,  что за это произведение Пушкин получает довольно высокий гонорар, у него все равно не получается решить материальные проблемы. Кстати, Пушкин был едва ли первым человеком, кому журналы платили за публикации. Поскольку литературой занимались тогда только дворяне, никому и в голову не приходило платить деньги за хобби. Но Пушкин стал владельцем и редактором «Современника» — либерального журнала, который постоянно балансировал на грани закрытия. Однако он не приобрёл особой популярности и признания у аудитории. Именно в этом журнале впервые был опубликован роман «Капитанская дочка«. 

Спустя год возникает конфликт между Пушкиным и Дантесом, который приводит к дуэли. Причиной поединка были не ухаживания Дантеса за женой Пушкина и не анонимное письмо о связи Натальи с императором Николаем I, а сквернословие и задиристость самого поэта. Он высмеял нетрадиционную ориентацию Дантеса, которого продвигал по службе его патрон (нидерландский барон Луи Геккерн) и не совсем бескорыстно (об их отношениях много говорили в то время). Пушкин послал от себя письмо Геккерну, где назвал того «старухой-сводней». Офицер не простил такого юмора. В результате противник Пушкина смертельно ранил поэта в живот. От потери крови и заражения Пушкин умирал медленно и тяжело. 29 января 1817 года выдающегося писателя не стало. А Дантеса, получившего легкое ранение, выслали из России, за него заступился посол.

Но почему Пушкин вообще так ненавидел Дантеса? У него не было особенных предрассудков по поводу его ориентации. Просто Дантес прикрывал ее пылкими ухаживаниями за женой поэта. Близкие знали об этом, но для посторонних это выглядело как неприкрытое оскорбление. Пушкин ревновал, хотя в добродетели жены не сомневался. Но масла в огонь подлило это письмо о связи Натальи и Николая Первого. До сих пор не понятно, кто его написал. Но Пушкин подумал на Дантеса и ответил симметрично.

Смерть

Похороны поэта прошли очень скромно. К этому приложил руку сам царь. В советское время считалось естественным, что он ненавидел Пушкина за его связь с декабристами и выступления против крепостного права. Однако мотивы императоры были более прагматическими. Он понимал, что после 1812 года отношение к французам очень пристрастное, а тут один из них убивает народного любимца! Царь опасался волнений и самосуда, дипломатического скандала. Ему пришлось принять меры.

Все равно после смерти поэта, еще и от руки француза, служащего в России, император боялся народных беспокойств, поэтому несколько раз приказывал переносить тело поэта из одного храма в другой. Студентам в день отпевания запретили покидать лекции под угрозой исключения, а после панихиды гроб с телом поэта тайно вывезли за пределы города.

Таким образом, жизненный путь Александра Пушкина оказался очень непростым. Ему пришлось пережить немало трудностей и испытаний. Однако, несмотря на то, что жизнь поэта была короткой, она наполнена различными событиями. Смело можно сказать, что Пушкин внёс огромный вклад в развитие отечественной литературы. 

Автор: Виктория Комарова

Специалисты учреждений культуры Москвы, Санкт-Петербурга, Верхотурья и других городов страны познакомят школьников с уникальными экспозициями.

В декабре для московских школьников пройдут виртуальные экскурсии в рамках проекта «Прогулки по музеям онлайн». Для того, чтобы принять участие необходимо пройти электронную регистрацию на сайте проекта.

На встрече, организованной Музеем Л.Н. Толстого, ребята узнают о школе, которую писатель открыл в Ясной Поляне для крестьянских детей, познакомятся со старинной азбукой и попробуют написать слова по правилам орфографии XIX века. Мероприятие пройдет 6 декабря.

9 декабря все желающие могут отправиться в гости к Александру Сергеевичу Пушкину. На встрече пойдет речь о жизни и творчестве великого писателя и поэта: о его детстве в Москве, о лицейских годах, о службе в Петербурге и на юге Российской империи, о ссылке в село Михайловское и возвращении в столицу.

Специалисты Музея морского флота расскажут о Дне атомного ледокольного флота. У ребят будет возможность встретиться с дочерью знаменитого фотокорреспондента Совинформбюро Дмитрия Козлова, которому посчастливилось запечатлеть первый подъем флага на уникальном ледоколе. Мероприятие состоится 10 декабря.

В этот же день школьники смогут «перенестись» в Санкт-Петербург и посетить Музей истории фотографии. Ребята узнают о магии света, камере-обскуре, внутри которой появляется перевернутое изображение. Им также покажут фотоаппарат весом пятьсот килограммов и камеру из фильма о «мальчике, который выжил».

Музей современной истории России подготовил для юных москвичей интерактивную викторину. Им предстоит ответить на вопросы, посвященные основному закону Российской Федерации: что прописано в Конституции, на какие статьи следует обратить особое внимание, какие поправки, одобренные в ходе общероссийского голосования, были внесены в 2020 году. Проверить свои знания можно 10 декабря.

13 декабря всех желающих приглашают отправиться на онлайн-прогулку по Большой улице Владимира-на-Клязьме. Рассказ экскурсовода поможет ребятам совершить путешествие в прошлое — в губернский город Владимир с проезжающими экипажами, каменными зданиями и домами с мезонинами.

Музей истории денег, расположенный в Переславле-Залесском, познакомит ребят со своей уникальной коллекцией. Участники встречи услышат рассказ о том, где и когда появились первые деньги, и увидят монеты, за которыми охотились пираты. Встреча пройдет 13 декабря.

Во время виртуальной экскурсии, которая состоится 14 декабря, школьники узнают, с какой целью создавались куклы и почему дети начали играть с ними лишь в середине XIX века. Учащимся покажут, как антикварные куклы выглядят изнутри, как скрепляются и за счет чего двигаются.

На экскурсии Вологодского государственного музея-заповедника, которая пройдет на площадке Музея кружева 15 декабря, участников познакомят с основными этапами развития популярного промысла — кружевоплетения. Ребята получат представление о технике создания многопарного и сцепного коклюшечного кружева и увидят уникальную коллекцию музея.

16 декабря Музей-заповедник «Коломенское» проведет экскурсию по терему царицы. Ребята прогуляются по парадным комнатам дворца, узнают, где государыня проводила время, чем бывала занята.

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник познакомит юных ценителей искусства с творчеством скульптора и художника, литератора и педагога Ефима Васильевича Честнякова, чьи работы посвящены традициям, обрядам и бытовой стороне русской жизни. Экскурсия состоится 16 декабря.

Музейный центр «Московский дом Достоевского» был открыт к 200-летию со дня рождения великого писателя. 17 декабря сотрудники Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля познакомят всех желающих с обновлённой экспозицией, рассказывающей о творчестве Федора Михайловича и его главных произведениях.

Сотрудники Мультимедийного комплекса актуальных искусств покажут школьникам выставочную программу фестиваля «Искусство будущего», в рамках которого художники из разных стран экспериментируют с новыми темами и техниками. Учащимся расскажут, как создать арт-объект из данных социальной сети, как работают интерактивные медиаинсталляции и многое другое. Мероприятие состоится 20 декабря.

22 декабря ребят ждут в гости в доме великого певца Федора Ивановича Шаляпина. Участники увидят личные вещи, фотографии, костюмы артиста и даже послушают уникальные записи его голоса.

Верхотурский историко-архитектурный музей-заповедник подготовил цикл тематических экскурсий для школьников. Открывает его встреча, посвященная роли Верхотурья в истории России. Ребятам расскажут, как старейший город Свердловской области стал первой столицей Урала, почему Верхотурье называли «воротами в Сибирь» и какое значение имело открытие Артемием Бабиновым «государевой Верхотурской дороги». Мероприятие состоится 22 декабря.

24 декабря юных жителей столицы сотрудники Музея железных дорог России города Санкт-Петербурга познакомят с экспозицией, посвященной открытию Санкт-Петербургской железной дороги. Они узнают, как создавалась эта магистраль, с какими трудностями столкнулись инженеры и строители при прокладке линии и какие архитектурные решения были использованы при строительстве станций.

«Прогулки по музеям онлайн» — это виртуальная площадка для знакомства юных москвичей с историей и культурой страны, ее бытом и традициями. Проект стартовал в апреле 2020 года.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Давыдовский лицей

                                                                                                «Утверждаю»

                                                                                                И. о. директора лицея

                                                                                          ________Исайкина    С.Г.

                                                                                              «   » августа 2021 г.

Рабочая программа

по литературе

          Класс  

(базовый уровень)

Составитель

           Пекишева Галина Александровна ,

учитель русского языка и литературы

д. Давыдово

2021-2022 учебный год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА  «ЛИТЕРАТУРА»

5а класс

Личностными результатами выпускников 5-го класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

развитие духовно-нравственных качеств личности, воспитание любви к родине, уважения к личности человека и труду;

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература. 5 класс» должны проявиться в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты учеников 5-го класса состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств язык;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  1. в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3)        в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

4)в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение литературы в 5 классе выделяется 68 часов (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

5а КЛАСС

(68 часов)

Введение (1 час).

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (4 часа).

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из русской литературы XVIII и XIX века (28 часов)

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Теория литературы. Баллада.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы Х1Х , XX веков (16 часов).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«В деревне». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

          Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. (3 часа)

 Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.             

Из зарубежной литературы (9 часов).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Э.Сетон-Томпсон.Краткий рассказ о писателе.

«Арно».Животные –это не просто персонажи , а в полном смысле этого слова –герои.

Современная отечественная и зарубежная литература для детей.(2 часа)

Ульф Старк . Слово о поэте

«Умеешь ли ты свистеть, Йоханна

Ая Эн

«Как растут елочные шары , или моя встреча с дедом Морозом».Реальность и волшебство в произведении.

Писатели улыбаются (2 часа)

Ю.Ч.Ким «Рыба-кит»

Саша Черный «Дневник Фокса Микки»

Календарно-тематический план по литературе для  5а класса

УМК под редакцией В.Я.Коровиной.

68 часов (2 часа в неделю)

№ урока

Тема урока, содержание

Кол-во часов

Дата

1. ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

1.

Книга в жизни человека

1

 01.09-03.09

2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч.)

2.

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни

1

 01.09-03.09

3.

Русские народные сказки.  «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.Народная мораль в характерах и поступках героев

1

 06.09-10.09

4.

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич.Поэтика волшебной сказки.Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Эпитет

1

 06.09-10.09

5.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»— народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

1

 13.09-17.09

6.

Р/р.Обучение написанию домашнего сочинения по теме «Мои любимые русские сказки»

1

 13.09-17.09

3. ИЗ РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII И ХIХ ВЕКОВ (28ч.)

 7

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Литературные жанры (начальное представление). Басня. Мораль.

 1

 20.09-24.09

8.

Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев)

1

 20.09-24.09

9.

Басни И.А. Крылова. Обличение человеческих пороков в баснях («Ворона и лисица», «Свинья под дубом»)

1

 27.09-01.10

10.

И.А.Крылов «Волк на псарне».Аллегорическое отражение исторических событий в басне

1

 27.09-01.10

11.

В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»как литературная сказка. Сопоставление сказки «Спящая царевна»  и народной сказки

1

 11.10-15.10

12.

В.А. Жуковский«Кубок».Благородство и жестокость. Герои баллады. Жанр баллады

1

 11.10-15.10

13.

А.С. Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах жизни. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

Р/р. Обучение выразительному чтению наизусть

1

 18.10-22.10

14.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». События и герои. Противостояние добрых и злых сил

1

 18.10-22.10

15.

Рифма.Способы рифмовки.Ритм.Сопоставление сказки В.А. Жуковского«Спящая царевна» со «Сказкой о мертвой царевне…»А.С. Пушкина

1

 25.10-29.10

16.

Антоний Погорельский.  «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Фантастическое и реально-достоверное в произведении

1

 25.10-29.10

17.

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение

1

 01.11-05.11

18.

Вн.чт.В. М. Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке

1

 01.11-05.11

19.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».Патриотический пафос стихотворения.Р/р.Обучение выразительному чтению наизусть

1

 08.11-12.11

20.

Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Сравнение, гипербола, эпитет (развитие пред-ставлений), метафора, звукопись, аллитерация, ассонанс (начальные представления)

1

 08.11-12.11

21.

Н.В. ГогольОбщее знакомство со сборником«Вечера на хуторе близ Диканьки».Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя.Поэтизация картин народной жизни. «Заколдованное место»:реальность или фантастика в повести

1

 22.11-26.11

22.

Вн.чт. Повесть «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя.Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил

1

 22.11-26.11

23.

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).Изображение судьбы русской женщины

1

 29.11-03.12

24.

Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». «Несжатая полоса».

1

 29.11-03.12

25.

И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями.  Портрет, пейзаж

1

 06.12-10.12

26.

Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя.  Литературный герой

1

 06.12-10.12

27.

Герасим и Муму. Счастливый год.

1

 13.12-17.12

28.

Р/р.Подготовка к сочинению по рассказу И.Тургенева «Муму»

1

 13.12-17.12

29.

А.А. Фет. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»  Картина весенней природы в красках, звуках, запахах

1

 20.12-24.12

30.

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Сюжет

1

 20.12-24.12

31.

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. Сравнение

1

 27.12-31.12

32.

Под страхом смерти. Тема дружбы в рассказе

1

27.12-31.12

33.

Р/р. Обучение сочинению по рассказу Л.Н.Толстого«Кавказский пленник»

1

10.01-14.01

34.

А.П. Чехов. «Хирургия». Юмористический рассказ. Особенности чеховского юмора

1

 10.01-14.01

Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе (2ч)

35.

Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды;А.Н.Плещеев «Весна»;А.Н.Майков. «Ласточки»; И.С.Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок).   Стихотворный ритм

1

 17.01-21.01

36.

Ф.И.Тютчев « Как весел грохот летних бурь», Есть в осени первоначальной»

1

17.01-21.01

Из русской литературы 19-20 веков (16 часов)

37.

И.А. Бунин «В деревне».Человек и природа в рассказе

1

24.01-28.01 

38.

И.А. Бунин «Лапти». «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя

1

 24.01-28.01 

39.

В.Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе». Работа над первой и второй главами повести. Образ рассказчика и города  Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; композиция литературного произведения

1

31.01-04.02

40.

Работа над третьей — шестой главами повести. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей: Вася, Валек, Маруся, Тыбурций

1

31.01-04.02

41.

Глава «Кукла» — кульминация повести. Повесть как эпический жанр

1

 07.02-11.02

42.

Вн. чтение. Тема милосердия в рассказе А.Куприна «Чудесный доктор»

1

07.02-11.02

43.

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка».

14.02-18.02

44.

П.П.Бажов . Художественное своеобразие сказов П.Бажова

1

14.02-18.02

45.

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: доброта и сострадание в сказке.

1

28.02-04.03

46.

К.Г. Паустовский. Люди и природа в рассказе «Заячьи лапы»

1

 28.02-04.03

47.

С.Я.Маршак. Сказки для детей. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои

1

 07.03-11.03

48.

Познавательная лаборатория.А.П. Платонов. «Никита»: быль и фантастика

1

 07.03-11.03

49.

В.П. Астафьев. Детство писателя. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро». Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера

1

 14.03-18.03

50.

«Васюткино озеро». Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций

1

 14.03-18.03

51.

Р/р. Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

1

 21.03-25.03

52.

Вн. чтение. Художественное своеобразие рассказов В.П. Астафьева «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля»

1

21.03-25.03

Поэты о Великой Отечественной войне (3ч)

53.

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Дети и война. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

1

 28.03-01.04

54.

К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне

1

28.03-01.04

55.

Развитие речи. Обучение анализу стихотворного произведения

1

11.04-15.04

Из зарубежной литературы( 9 часов)

56.

Д.Дефо. «Робинзон Крузо» произведение о силе человеческого духа: характер героя

1

11.04-15.04

57.

Д.Дефо. «Робинзон Крузо» Характер героя, его смелость, находчивость, умение выстоять в любых жизненных обстоятельствах

1

18.04-23.04

58.

Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Кай и Герда.  Внутренняя красота героини

1

 18.04-23.04

59.

Х.-К. Андерсен «Снежная королева». Победа добра, любви и дружбы над злом в сказке

1

 25.04-29.04

60.

Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена

1

 25.04-29.04

 61.

М. Твен. «Приключение Тома Сойера»:неповторимый мир детства. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций

 1

 02.05-06.05

62

Том Сойер и его друзья.Внутренний мир героев.

1

 02.05-06.05

 63.

Дж. Лондон «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым

 09.05-13.05

64.

Э.Сетон-Томпсон «Арно»

1

  09.05-13.05

65.

Ульф Старк «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»

1

 16.05-21.05

Писатели улыбаются (2 часа)

66

Вн.чтение. Саша Черный «Дневник Фокса Микки»

1

16.05-21.05

67.

Ю.Ч.Ким «Рыба-кит»

1

 23.05-28.05

9. ПОВТОРЕНИЕ (1 ч.)

68.

Повторительно-обобщающий урок. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Литературный материал для чтения летом

1

 23.05-28.05

Автор: Мамай Валентина Викторовна

Организация: ГОУЛНР «АСШ№24 им.Ю.М.Дейнеко»

Населенный пункт: г.Алчевск

Цели урока:

— продолжить знакомство с биографией А. С. Пушкина;

— способствовать выработке желания «найти» своего Пушкина;

— приобщить учащихся к теме лицейского братства в жизни поэта;

— проанализировать стихотворение, написанное в жанре послания «первому другу, другу бесценному»,

— вызвать желание читать и перечитывать Пушкина;

— пробудить интерес к более глубокому изучению творчества поэта;

— воспитывать чувство гордости за творчество великого русского поэта.

Задачи урока:

1) обобщить знания учащихся о жизни поэта;

2) заинтересовать учеников рассказом о лицейских годах поэта, о его жизни после окончания лицея и о тайне смерти поэта;

3) донести до ребят образ поэта- товарища.

4) углубить и расширить приобретенные на уроках знания о личности А.С.Пушкина, его жизни и творчестве, показать величие поэта;

5) развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, творческие способности, навыки актерского мастерства, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли.

6) воспитывать уважительное отношение к выдающимся людям нашей Родины, к славным датам российской истории и культуры, любовь к литературе как к учебному предмету, способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

Оборудование урока: экран для демонстрации слайдов, компьютер, учебники- хрестоматии для 6 класса, тетради, иллюстративно- демонстрационный материал к уроку, книжная выставка произведений А.С.Пушкина, репродукция фотографии памятника А.С. Пушкину в Москве.

Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы; самостоятельная работа учащихся; анализ стихотворения.

Эпиграф к уроку:

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Проблемный вопрос: Почему А.С.Пушкина называют «солнцем» русской поэзии? (на доске).

Ход урока

Сообщение учителя. Жизнь А. С. Пушкина удивительна и многогранна.

(запись эпиграфа в тетрадь).

Каждый год на уроках литературы мы открываем какую-то новую страницу жизни Пушкина, больше читаем, узнаём о творчестве поэта, его окружении, его времени. Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства.

— Помните ли вы, как Пушкин вошёл в вашу жизнь?

(впечатления детей)

Учитель: Я просто уверена в том, что каждый из вас сможет назвать своё любимое произведение А. Пушкина.

— А что вы знаете о самом А. С. Пушкине? Давайте совершим путешествие в детство А. С. Пушкина и узнаем, кто повлиял на формирование будущего поэта, воспитал в нём эстетический и литературный вкус, привил любовь к «преданьям старины глубокой».

2. Сообщения учащихся.

Сообщение 1. В старом московском доме на Немецкой улице в Москве в 1799 г. в семье небогатых дворян Пушкиных родился сын Александр.

(Слайд- дом, в котором родился Пушкин)

Сейчас на этом месте стоит одна из московских школ, которая носит имя великого поэта. Детство поэта прошло в Москве, любовь к которой осталась навсегда, о ней он до конца своей жизни говорил с гордостью. У Пушкина была ещё старшая сестра и два младших брата, а ещё четыре брата и сестра умерли в младенчестве.

(Слайд- мать Пушкина)

Сообщение 2. Мать поэта Надежда Осиповна Ганнибал, внучка «арапа Петра Великого», Абрама Ганнибала. При всей живости характера умела владеть собой, всегда весёлая и беззаботная. Много занималась воспитанием детей, но относилась к ним равнодушно. Однако Пушкин беззаботно любил свою мать, хотя недолго пользовался нежностью материнской».

(Слайд- отец Пушкина)

Сообщение 3. Отец поэта — Сергей Львович Пушкин. За два года до рождения сына Александра оставил военную службу. В совершенстве владел французским языком, следил за отечественной литературой, писал стихи. Воспитанием детей не занимался. Отношения со старшим сыном Сашей только позже стали более тёплыми и родственными. Сергей Львович гордился славой своего сына и очень высоко ценил его талант.

(Слайд- прадед Пушкина)

Сообщение 4. Прадед А. С. Пушкина по материнской линии Абрам Петрович Ганнибал- знаменитый «арап Петра Великого». Он был сыном владетельного князька из Абиссинии. Ребёнком его привезли из Турции в Россию. Петр 1- крёстный отец. В течение нескольких лет Ганнибал неотлучно находился при особе государя. Пушкин хотел написать «полную биографию» своего прадеда, но сделать это ему не удалось.

Сообщение 5. Крестили будущего поэта в соборе Богоявления на Елоховской. В архиве церкви сохранилась книга, в которой есть запись о рождении А. Пушкина: «Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова, у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр».

(слайд- Пушкин маленький)

Учитель: Этот миниатюрный портрет Пушкина в возрасте двух- трёх лет написан маслом на овальной металлической пластинке размером 10х6 неизвестным художником.

Саша обладал неуравновешенным характером: то был задумчивым и рассеянным, часами мог просиживать в библиотеке отца, был живой, шаловливый ребёнок, поражавший родителей своим «пылким нравом, необыкновенной памятью и наблюдательным не по годам умом». Саша начал сочинять стихи, когда ему было три года. А уже к восьми годам он прочитал большую часть книг из библиотеки отца. Есть «особый институт русского воспитания- бабушки- нянюшки», о котором всегда вспоминают с благодарностью. В творчестве Пушкина два человека сольются в один образ няни — бабушка по матери Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна.

(Слайд- бабушка Пушкина-Мария Алексеевна)

Сообщение 6. Бабушка учила внука русской грамоте и чтению. На превосходном русском языке рассказывала она своему внуку и сказку, и о жизни знаменитого «арапа Петра Великого», его прадеда.

(Слайд- няня Пушкина-Арина Родионовна)

Арину Родионовну, крепостную Ганнибалов, когда-то взяли кормилицей к Ольге (сестре А.Пушкина), она прижилась в этом семействе и вынянчила всех детей. Когда ей дадут вольную, она откажется от неё. Няня дарила Пушкину русский мир через сказки, песни, волшебную старину. Она была прекрасной рассказчицей, знала народные поверья, украшала свою речь меткими пословицами. Так навсегда и останется рядом с Пушкиным няня в его стихах. Именно эти женщины стали дорогими для него с самого детства. Няне и бабушке посвящено несколько стихотворений А. С. Пушкина.

Учитель: 6 июня 1811 года Пушкину исполнилось 12 лет, а 19 октября в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчиков стали лицеистами. Главным событием в жизни юного Пушкина, предопределившим весь его дальнейший путь, стало зачисление в Царскосельский Лицей, привилегированное учебное заведение для мальчиков из дворянских семей. Был среди них и Пушкин.

Лицей заменил Пушкину детство. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт.

Общительный, умевший ценить людей Пушкин имел много друзей. Дружба для него была той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь. Друзей поэт приобрел в Лицее. Особенно близкие отношения у Пушкина установились с двенадцатью одноклассниками. Их имена поэт называет в своих стихах. Это И. Малиновский, М. Яковлев, Ф. Матюшкин, А Горчаков. Самыми любимыми и преданными друзьями Пушкины были Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер.

Чувство дружбы, вынесенное из Лицея, было прекрасным и сохранилось на всю жизнь. Все, кто разделил с ним 6 лет учёбы, помнили своё «лицейское братство», хранили каждый по- своему верность мечтам юности, «лицейскому духу». Окончив Царскосельский Лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия Лицея.

Дружба лицеистов первого выпуска стала символом человеческой верности. За годы учения в Лицее Пушкиным написано около 120 стихотворений. Он уже осознаёт себя поэтом. Естественно, он был во главе литературного движения, сначала в стенах Лицея, потом и вне его.

Я думаю, что неслучайно в одном из лучших своих стихотворений поэт пишет: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Дружбой освящены — иначе не скажешь- вся его жизнь и поэзия. Вероятно, никто из русских поэтов не воспел дружбу так, как Пушкин. Тема дружбы проходит через всю лирику поэта. Этой теме посвящены: цикл стихотворений о лицейском братстве, который открывают «Воспоминания в Царском Селе», послания друзьям.

А вот приоткроем мы удивительную страницу в биографии поэта, познакомимся с теми, кто пронёс «святое братство» через года и остался верен Лицейской республике сегодня на мероприятии, посвященном дню открытия Царскосельского Лицея.

(слайд- И. И. Пущин)

«Мой первый друг…» называл Пушкин своего лицейского товарища Ивана Пущина. Через много лет, уже после смерти поэта Пущин напишет книгу «Записки о Пушкине». Вот отрывки из нее:

«Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством… Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес и снег им по брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропою; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора. Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Было около 8 часов утра. Все это происходило на маленьком пространстве. Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. В этой небольшой комнате помещались кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами и проч. и проч. во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги.

(слайд- Пушкин в Михайловском)

Он как дитя был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась, в каждом слове, в каждом воспоминании; им не было конца в неумолкаемой болтовне. Наружно он переменился, оброс только бакенбардами.

Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея; потребовал объяснения, каким образом из артиллериста я преобразился в судьи. Это было ему по сердцу, он гордился мною и за меня…

Между тем время шло за полночь. Мы крепко обнялись в надежде, может быть, скоро свидеться в Москве. Шаткая эта надежда облегчила расставанье после так отрадно промелькнувшего дня. Ямщик уже запряг лошадей, колоколец брякал у крыльца, на часах ударило три. Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него; он остановился на крыльце, со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг». Ворота скрыпнули за мною.

Сцена переменилась. Я осуждён: 1828 года, 5-го января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первым встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый первый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А. Г. Муравьева и отдает мне листок бумаги, на котором неизвестною рукою написано было:

Мой первый друг, мой друг бесценный!..

5. Работа над выразительным чтением стихотворения «И. И. Пущину»

-Учитель читает стихотворение «И. И. Пущину».

(Слайд с определением слова «послание»)

Послание- произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.) По роду литературы – это небольшое лирическое стихотворение, состоит из двух пятистиший. По жанру – стихотворное послание, по своему характеру – дружеское письмо, которое обращено к конкретному лицу – Пущину. Здесь нет определенного сюжета, нет героев. Главный и единственный лирический герой – сам автор, передаются мысли и чувства самого автора.

В этом небольшом послании соединились через переживания поэта два события: приезд Пущина к опальному поэту в Михайловское и мысленная близость Пушкина к сосланному на каторгу лучшему другу. Дружба выше всех любых преград, она помогает принять жизненные трудности и преодолеть судьбу. В Сибири голос друга дарует утешение теперь уже Пущину, луч «лицейских ясных дней» продолжает светить, ибо дружба сильнее тюремных замков и дальних расстояний.

Стихотворение начинается восклицательным предложением.

— Как надо произнести эту строку: торжественно или задушевно, грустно или радостно, мрачно или светло?

-Каким чувством проникнуты строки, в которых сам поэт вспоминает свидание в Михайловском?

В первом пятистишии поэт раскрывает свои чувства к единственному другу, которого он очень любил и ценил с лицейских времен, со дня их первой встречи: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» Пущин многое значил для поэта, вот почему Пушкин «судьбу благословил», встретившись с ним в Михайловском.

— Что соединяет вторую половину стихотворения с первой? Как надо произнести эти строки?

Второе пятистишие содержит пожелания, обращенные к своему опальному товарищу:

Да голос мой души твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье лучом

Лицейских ясных дней.

Эти строки исполнены большой силы искренности и чистоты чувств, передают сильные переживания поэта за трагическую судьбу друга и желания поднять дух товарища в тяжелый для него момент жизни. О силе внутреннего переживания поэта свидетельствует момент обращения его к богу:

Молю святое провиденье…

В целом стихотворение передает большую тоску за судьбу Пушкина за судьбу своего друга, переживания о своем бессилии, о том, что он ничего не может для него сделать, предчувствие, что они больше никогда не увидятся.

6. Работа над выразительным чтением стихотворения «Узник»

В мае 1820 года Пушкина сослали на юг России в Кишинев. Здесь было тайное Южное общество, которое выступало против царя. Пушкин не был членом общества. Но с его участниками имел тесную связь. Ссылка угнетала и мучила поэта. И в 1822 году он пишет стихотворение «Узник», в котором отразилась тоска по свободе.

Выразительное чтение стихотворения «Узник».

7. Релаксминутка

8. В период ссылки Пушкин написал очень много стихов. Среди них выделялись стихотворения с описанием времен года. Об одном из таких стихотворений мы сегодня поговорим.

Беседа по вопросам стихотворения «Зимнее утро»:

Прочитаем выразительно первую строфу, стараясь передать ее настроение (читает ученик).

— Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств? Какими художественными средствами пользуется поэт при изображении красоты зимнего утра? Отметить слова и выражения, в которых наиболее ярко выразилось чувство восхищения поэта красотой зимнего утра, его радостное и бодрое настроение.

(Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный», «красавица», «Аврора», «звезда» — создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.)

Обратите внимание на картину чудесного зимнего утра. Картина дается в светлых, ликующих тонах: голубые небеса, снег лежит великолепными коврами, зеленеет ель сквозь иней, речка блестит подо льдом.

Для выражения своего радостного и бодрого настроения, вызванного красотой зимнего утра, поэт воспользовался эмоциональными эпитетами «день чудесный», «с веселым треском трещит затопленная печь», «приятно думать у лежанки» (попутно дается определение эпитета вообще и эпитета постоянного, в частности.)

(эпитет – образное определение, дающее дополнительную характеристику предмета, явления).

— Как и почему меняется настроение во второй строфе? В каких чертах рисуются картины вчерашней вьюги? Для чего она дана поэтом рядом с картиной зимнего утра?

(Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледное», «тучи», «мрачные», «печальные»; эта лексика противопоставлена лексике первой. Противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы в дальнейшем описании, подчеркивает великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей.)

Такой прием носит в литературоведении название антитезы.

— Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения?

(Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности).

Читаем выразительно вторую строфу. Интонация может быть несколько монотонной, перечислительной. Паузами подчеркнем переход от грустных воспоминаний к радости:

И ты печальная сидела (пауза) –

А нынче… (пауза) погляди в окно…

9. ЛЮБОВЬ в жизни и творчестве А. С. Пушкина.

Пушкин часто влюблялся, страстно любил и был любим, его душа не могла жить без этого волшебного чувства, ибо именно любовь, прекрасная, чистая, светлая озаряла жизненный путь поэта, заставляла сердце учащенно биться, а душу создавать бессмертные творенья; именно любовь привела его к гибели.

Звучит стихотворение, посвященное Анне Олениной «Я вас любил…»

Среди любовной лирики Александра Пушкина есть несколько произведений, которые он посвятил своей супруге Наталье Гончаровой. Одним из них является стихотворение «Мадонна», написанное в 1830 году за полгода до свадьбы.

Самым счастливым моментом в жизни Александра Сергеевича было известие о том, что первая красавица, Наталья Гончарова, согласилась выйти замуж за поэта.

Выразительное чтение стихотворений «Мадонна», «Я вас любил…».

Слово учителя: Со многими произведениями великого Поэта мы познакомились. Но нельзя не вспомнить о гибели гениального поэта.

Враждебное отношение к Пушкину царя и его приближенных усиливалось. Враги преследовали поэта. Использовали ложь и клевету. Пушкина замышляли убить и вскоре нашли для этого повод. На одном из балов француз Дантес пытался оскорбить жену поэта. Александр Сергеевич до последнего дня своей жизни всегда дорожил Натальей Николаевной и высоко отзывался о ней. Он писал: «Жена моя – прелесть, и чем я доле с ней живу, тем более люблю это милое, чистое и доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом…»

  1. ноября 1836 года Пушкин получил анонимное письмо, где говорилось о том, что поэт, якобы избран вице-президентом ордена рогоносцев. Пушкин направил вызов на дуэль тому, от кого получил письмо. Это был французский посол, Дантес. Однако поединку в первый раз не суждено было состояться. Но хамские ухаживания продолжались, только в более циничной форме.

26 января 1837 года поэт посылает новое письмо в адрес отца Дентеса, где говорилось о том, что он не может терпеть выходки этого человека. Пушкин, защищая честь своей жены, вызвал Дантеса на дуэль. Дуэль состоялась 9 февраля 1837 года недалеко от Петербурга, на Черной речке. До сих пор в дуэли остается много неясного. Пушкин был смертельно ранен и в тяжелых страданиях скончался 10 февраля 1837 года.

Смерть поэта была большим горем для всей России. Для царя и его придворных Пушкин и мертвым был страшен. Поэтому ночью завернутый в рогожу гроб с телом Пушкина в сопровождении жандармского офицера и дядьки Никиты был тайно увезен в село Михайловское. Здесь поэта похоронили у стен собора Святогорского монастыря.

За полгода до гибели Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В нем поэт подводит итог своему творчеству. Поэт знал, что его любит простой народ России, и если он погибнет, то слава его не увянет.

звучит стихотворение «Я памятник себе воздвиг…»

10. Подведение итогов урока, рефлексия.

1.О чем шла речь сегодня на уроке?

2.Что запомнилось больше всего?

3.Довольны ли вы своей работой на уроке?

4.С каким настроением вы уходите с урока?

5. Почему А.С.Пушкина называют «солнцем» русской поэзии?

Учитель: Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить словами

А. Твардовского: «Если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами».

11. Домашнее задание.

1) Выучить стихотворение «И. И. Пущину» наизусть.

2) Написать сочинение на тему «Дружба в моей жизни».

Актуальность данного урока состоит в том, что в школьной программе по литературе недостаточно уделяется внимания изучению жизни и творчества великого русского поэта А.С.Пушкина, а также в отсутствии доступной, адаптированной информации для детей среднего школьного возраста о лирике поэта, его детстве, юношеских годах, о его личной жизни и родственниках.

Пушкин – это целый мир, его литературное наследие — неиссякаемый родник для творчества молодого поколения.

В настоящее время, когда на прилавках книжных магазинов много продукции низкого качества, педагог не должен бездумно осуществлять выбор литературы для работы с детьми. На помощь педагогу всегда приходит проверенная временем классика детской литературы. Во все времена произведения А.С. Пушкина найдут положительный отклик в душе молодого читателя благодаря своему поэтическому слогу, легкости восприятия, плавности звучания, насыщенностью метафорами и образностью.

Значимость и ценность полученного результата заключается в том, что он может быть использован учителем в качестве пособия для внеклассной работы, призван стимулировать потребность школьников в изучении жизни и творчества поэта, повысить литературоведческую грамотность учащихся.

Литература

  1. Алленов М., Алленова Е., Астахов Ю.и др. Мастера русской живописи.- М.: «Белый город», 2007
  2. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся. — Л.: Просвещение, 1981.
  3. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения . — М.:Дрофа : Вече, 2002.
  4. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. В 2-х томах. Под общ. ред. В.В.Григоренко и др. Том 1. М., «Худож. лит. «, 1974.
  5. Школьная энциклопедия » Руссика». История России. 18-19 вв. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
  6. Эфрос А.М. Автопортреты Пушкина. М. Гослитмузей, 1945 г.

Интернет- ресурсы:

http://www.abc-people.com/typework/paint/iskus-n-119.htm

http://www.as-pushkin.net/pushkin/family/portrety.htm

http://biblioiskusstwo.blogspot.ru/2016/08/blog-post_13.html

http://www.softmixer.com/2012/06/blog-post_3966.html

http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v88/v88-171-.htm?cmd=2

Приложения:

  1. file1_9e0e5b84-c6b8-40dc-a.. 24,8 МБ

  2. file0.docx.. 29,0 КБ

Опубликовано: 17.12.2021

  • Рассказ о детстве крылова
  • Рассказ о детстве пушкина 6 класс кратко и понятно самое важное
  • Рассказ о детском композиторе
  • Рассказ о деревьях осенью
  • Рассказ о державине 7 класс литература