Рассказ о цветковых растениях

Статья значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека. ботаника наука о растениях. информационные материалы и методические указания

Статья «Значение растений в природе, народном
хозяйстве и жизни человека.

Ботаника — наука о растениях. Информационные
материалы и методические указания к уроку».

Ц е л ь урока: на ярких примерах ознакомить учащихся с

разнообразием цветковых растений, их значением в природе,

жизни и производственной деятельности человека; дать общее

представление о других группах растительного мира и о науке

о растениях— ботанике, возбудить интерес учащихся к предмету.

П л а н у р о к а

1. Знакомство с классом.

2. Рассказ учителя о разнообразии цветковых растений и

значении их в природе, о существовании на Земле других групп

растительного мира (грибы, мхи, папоротники и др.).

3. Беседа о значении растений в жизни человека и народном

хозяйстве. Определение ботаники как науки о жизни растений.

4. Задание на дом. Знакомство с учебником и с порядком

ведения тетради.

5. Обобщение изученного материала.

Об о р у д о в а н и е : букет садовых или полевых цветов;

2—3 плода (муляжи или натуральные); 2—3 небольших снопика

зерновых культур; кактус; аквариум с водными растениями;

образцы мха; гербарный образец папоротника; рисунки

с изображением шляпочных грибов; коллекции на тему «Что

растения дают человеку», оформленные учащимися V класса

прошлого года, и 2—3 их тетради (из числа лучших); учебник.

Ук а з а н и я к п р о в е д е н ию у р о к а

Целью первого урока ботаники является первоначальное

ознакомление учащихся с разнообразием растений, их значением

в природе, жизни и производственной деятельности человека,

а также разъяснение задач ботаники. Однако не мёнее

важно на первом уроке возбудить у детей интерес к предмету,

который они будут изучать в 5 и 6 классах.

Возникновение интереса определяется уже тем, как учитель

знакомит детей с темой урока, как ведет урок, особенно первый.

На первом уроке проще всего написать на доске название

темы и изложить содержание первого параграфа учебника. Но

вряд ли подобное изложение вызовет большой интерес к изучаемому

предмету.

Впервые встретившись с учащимися 5 класса на уроке ботаники,

учитель должен удивить детей новым для них материалом,

раскрыть значимость науки, которая занимается

изучением жизни растений, воздействовать на детей эмоционально.

Вот почему в начале урока учитель с успехом может рассказать

о многообразии растений, затем о значении их в природе

и жизни человека и в завершение предложить детям участвовать

в работе по охране растительных богатств своего

района.

Рассказ нужно вести просто, убедительно и интересно, заранее

подбирая не только нужные примеры, но и наглядные

пособия, которые демонстрируются во время рассказа.

В рассказе учитель приводит цифру, характеризующую многообразие

растений земного шара— 500 тысяч растений разных

названий.

Существование множества разнообразных растений удивляет

учащихся, особенно если учитель перечислит десяток-другой

видовых названий (например: яблоня садовая, земляника

лесная, капуста огородная, редька дикая, крапива жгучая,

клевер луговой, василек синий, ромашка аптечная и т. д.) и за-

метит при этом, что перечисление десятка растений занимает

полминуты, а перечень всех 500 тысяч названий потребует более

150 часов. ‘ ‘

Удивляет учащихся и то, что сами они могут вспомнить и

быстро перечислить сравнительно немного названий растений.

Используя затруднение учащихся, учитель напоминает детям

о небольшой осведомленности их в вопросах, характеризующих

жизнь растений, и необходимости изучения таких вопросов

в школе.

Углубляя представление детей о многообразии растительного

мира, учитель говорит о повсеместной распространенности

растений (можно прочитать первые три абзаца первого параграфа

учебника) и различиях растений разных мест обитания.

При этом нужно показать детям карликовую полярную

березу или иву из тундры, колючие кактусы, растущие в пустыне,

фикус, ствол которого в тропическом лесу трудно обхватить

даже взрослому человеку. Можно показать и водные растения,

растущие в аквариуме, подушкообразные растения горной местности,

веточку эвкалипта, достигающего в Австралии высоты

более 150 м, и ряску, умещающуюся на ногте большого

пальца.

Надо показать детям удивительное и в растениях хорошо

им известных. Например, колосья или снопики пшеницы двух

сортов, отличающихся друг от друга по внешнему виду (ветвистую

пшеницу или пшеницу, приносящую большие урожаи,

необычные для данной местности); два разных сорта яблок, из

которых, один, например, выведен И. В. Мичуриным (можно

использовать рисунки или муляжи Бельфлер-китайки или Антоновки

шестисотграммовой); соцветия двух-трех сортов георгинов,

резко различающихся по своей форме, окраске и размерам

(например, из группы помпоновидных и стрельчатых, крупных

декоративных и кактусовых) и др.

Рассказ и показ растений поддерживает интерес учащихся

на протяжении всего урока.

А возникает этот интерес благодаря удивлению детей тому,

как мало они знают о растениях, окружающих их, и как

интересно знать новое даже о самых знакомых растениях.

В конце рассказа учитель подчеркивает, что цветковые растения

обладают чудесной зеленой окраской, имеют цветки й

цветут один или много раз в жизни.

Он говорит о значении зеленых растений в природе (оздоровляют

воздух, дают пищу животным, создают прохладу летом,

задерживают рост оврагов и движение песков, смягчают

климат и т. д.).

Заканчивая рассказ, учитель объясняет, что такое ботаника

и из какого слова происходит название этой науки. После рас-

сказа учитель переходит к беседе. Опираясь на запас знаний

учащихся, он ведет беседу о значении растений в жизни человека

и в народном хозяйстве. В процессе беседы учащимся

предлагаются вопросы примерно следующего содержания: зеленые

цветковые растения имеют большое значение в природе,

а каково их значение в жизни человека? Какие растения человек

использует в пищу и на корм скоту? Из каких растений человек

получает одежду, делает бумагу, строит дома, изготовляет

мебель? Из каких растений человек получает лекарства? Какую

роль играют цветковые растения в украшении городов и

селений?

Заключая беседу, учитель помогает учащимся сделать вывод

о том, что цветковые растения разнообразны, роль их в

природе, в жизни человека и в народном хозяйстве очень велика,

что зеленые растения надо беречь и охранять, принимать

участие в посадках деревьев и кустарников и в других работах

по озеленению. Надо изучать растения, знакомиться с их строением,

не проходить мимо интересных явлений в жизни растений,

изучать ботанику.

Успеху беседы, так же как и рассказа, в значительной мерб

содействуют самодельные наглядные пособия. Это коллекции

на тему «Что растения дают человеку», изготовленные учащимися

5 класса прошлого года обучения («Что человек получает

из льна и хлопка», «Образцы лекарств из лекарственных растений

», «Что можно получить из древесины», «Что получают

из пшеницы» и т. д.).

После беседы учитель знакомит учащихся с некоторыми

правилами поведения в биологическом кабинете; показывает

учебник и объясняет, как им нужно пользоваться; говорит о необходимости

ведения тетради для записей и зарисовок на уроках

ботаники; дает задание на дом: прочитать § 1 учебника,

подготовиться отвечать на вопросы, помещенные в конце параграфа,

а в течение недели сделать коллекцию «Что человек получает

из растений».

В конце урока следует провести проверку учащихся по списку

в журнале. Это дает возможность учителю познакомиться с

классом, обратить внимание на тех, кто выделяется своей
организованностью

или, наоборот, плохой дисциплиной, внешним

видом или другими особенностями; позволяет учителю быстрее

запомнить имена и фамилии детей, пришедших в 5 класс из

начальной школы.

Если некоторые учащиеся толково отвечали на вопросы во

время беседы или сообщали что-либо интересное в связи с содержанием

урока, учитель может поставить им отличную или

хорошую оценку. Это вызовет у детей желание и дальше учиться

по ботанике хорошо и отлично

Использованная
литература:

Цветковое растение начинает свою жизнь с семени. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.

Зерновка пшеницы является не семенем, а плодом. Ткани плода в зерновке представлены лишь плёнчатым наружным слоем, получившим название плодовой оболочки. Вся остальная часть зерновки — семя.

Строение семени однодольных хорошо можно рассмотреть на примере пшеницы. У пшеницы зёрна представляют собой плоды — зерновки, содержащие только одно семя. Большую часть в зерне занимает эндосперм — особая запасающая ткань, содержащая органические вещества.

Сбоку от эндосперма расположен зародыш. В нём различают зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, зародышевую почечку и видоизменённую семядолю, расположенную на границе с эндоспермом.

Эта семядоля при проращивании семени содействует поступлению питательных веществ из эндосперма к зародышу.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

Строение семени однодольного растения (пшеница)

Строение семени двудольного растения

Строение семени двудольного растения легче рассматривать на примере фасоли состоящее из зародыша и семенной кожуры.

После снятия семенной кожуры обнажается зародыш, который состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, двух массивных семядолей и заключённой между ними почечки. Семядоли — это первые видоизменённые листья зародыша.

У фасоли и многих других растений они содержат запас питательных веществ, которые затем расходуются на питание проростка, а также выполняют защитную функцию по отношению к почечке.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

Строение семени двудольного растения (фасоль)

Определение неорганических веществ в семени

Цель: выявить неорганические вещества в семени.

Что делаем: положим на дно пробирки немного сухих семян (пшеница) и нагреем их над огнём. Условие: держать пробирку над огнём необходимо горизонтально, чтобы её верхняя часть оставалась холодной.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

Что наблюдаем: вскоре на внутренних стенках в холодной части пробирки можно заметить капли воды.

Результат: капли воды — это результат охлаждения водяных паров, выделившихся из семян.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

Что делаем: продолжаем нагревать пробирку.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

Что наблюдаем: появляются бурые газы. Семена обуглились.

Результат: при полном сгорании семян остаётся лишь немного золы. Её в семенах не много — от 1,5 до 5 % сухой массы.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

Вывод: семена содержат горючие органические и негорючие минеральные (золу).

Определение органических веществ в семени

Известно, что муку получают, размалывая на мельнице зёрна пшеницы.

Цель: выясним состав органических веществ входящих в семена пшеницы.

Что делаем: возьмём немного пшеничной муки, добавим в неё воды и сделаем небольшой комочек теста. Завернём комочек теста в марлю и тщательно промоем в сосуде с водой.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий порталСтроение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

Что наблюдаем: вода в сосуде стала мутной, а в марле остался небольшой клейкий комочек.

Что делаем: капнем 1-2 капли раствора йода в стакан с водой.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

Что наблюдаем: жидкость в сосуде посинела.

Результат: испытуемая воды посинела — значит, там есть крахмал.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

На марле, в которой было тесто, осталась тягучая клейкая масса — клейковина, или растительный белок.

Вывод: в семенах содержатся растительный белок и крахмал — это органические вещества. В семенах в основном откладываются органические вещества. У разных растений они имеются в разных количествах.

Определение растительных жиров в семенах растений

Кроме белка и крахмала из органических веществ в семенах есть ещё растительные жиры.

Цель: доказать, что в семенах содержатся растительные жиры.

Что делаем: семя подсолнечника положить между двумя листами белой бумаги (рис. 1). Затем надавить на семя тупым концом карандашом (рис. 2).

Что наблюдаем: на бумаге появилось жирное пятно (рис.3).

Общий вывод: органические вещества образуются в организме и при нагревании обугливаются, а затем сгорают, превращаясь в газообразные вещества. Неорганические вещества, входящие в состав семени, не горят и не обугливаются.

Всхожесть семян — важный показатель их качества самих семян. Определить её не сложно.

Цель: научиться определять всхожесть семян.

Что делают: отсчитывают, из семенного материала, 100 семян подряд, без выбора, раскладывают их на мокрой фильтровальной бумаге или на смоченном песке (можно на мокрой тряпочке).

Что наблюдаем: через 3-4 дня подсчитывают число проросших семян и смотрят, насколько дружно прорастают семена.

Через 7-10 дней вновь подсчитывают число проросших семян и смотрят окончательную всхожесть.

Всхожесть оценивают в процентах, подсчитывая количество проросших процентов из 100 посеянных.

Вывод: чем выше число проросших семян, тем качественнее данный семенной материал.

Прорастание семян

Есть семена, которые при прорастании выносят семядольные листья на поверхность почвы (фасоль, огурец, тыква, свекла, берёза, клён, астра, бархатцы) — это надземное прорастание семени.

У других растений при прорастании семядоли не выходят на поверхность почвы (горох, настурция, конские бобы, дуб, каштан), их относят к растениям с подземным прорастанием.

Условия необходимые для прорастания семян

Для этого можно провести небольшой опыт.

Цель: какие же условия необходимы, чтобы семена начали прорастать?

Что делаем: возьмём три стакана и положим на дно каждого по нескольку зёрен пшеницы. В первом — оставим семена, как есть (в нём будет только воздух). Во второй — нальём воды столько, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Третий стакан наполним до половины. Все три стакана накроем стеклом и оставим на свету. Это начало нашего опыта.

Примерно через 4-5 дней проанализируем полученный результат.

Что наблюдаем: в первом — семена остались без изменения, во втором набухли и проросли, а в третьем только набухли, но не проросли.

Результат: опыт показывает, что семена легко впитывают воду и набухают, увеличиваясь в объёме. При этом органические вещества (белки и крахмал) становятся растворимыми. Таким образом, семя из покоящегося состояния приступает к активной жизни.

Однако если, как это в третьем стакане, воздух не имеет доступа к семенам, то они хотя и набухли, но не проросли. Семена проросли только во втором стакане, где к ним был доступ и воды и воздуха.

В первом стакане не было изменений, так как к семенам не поступила влага.

Вывод: для прорастания семян необходима влага и воздух.

Влияние температуры на прорастание семени

Цель: подтвердим опытным путём, что помимо влаги и кислорода на прорастание семян влияют и температурные условия.

Что делаем: в два стакана положим несколько семян фасоли (равное количество) и нальём воды, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Накроем стаканы стеклом. Один стакан оставим в комнате при температуре +18-19ºС, а другой выставим на холод (холодильник), где температура не выше +3-4ºС.

  • Через 4-5 дней, проверим результаты.
  • Результат: семена проросли только в том стакане, который стоял в комнате.
  • Вывод: следовательно, для прорастания семян необходима ещё и определённая температура окружающей среды.

Дыхание семян

Необходимость воздуха объясняется тем, что семена дышат, то есть они поглощают кислород из воздуха, а в окружающую среду выделяют углекислый газ.

Цель: опытным путём доказать, что растения поглощают кислород из воздуха, а выделяют углекислый газ.

Что делаем: возьмём две стеклянных колбы. В одну поместим небольшое количество набухших семян гороха, а другую оставим пустой. Обе колбы закроем стеклом.

Через сутки, возьмём горящую лучинку и внесём её в пустую колбу.

Что наблюдаем: лучинка продолжает гореть. Опустим в колбу с семенами. Лучинка погасла.

Научно доказано, что кислород воздуха поддерживает горение и поглощается при дыхании. Углекислый же газ — не поддерживает горение и выделяется при дыхании.

Вывод: опыт показал, что прорастающие семена (как живой организм) поглотили кислород (O2) из воздуха, который был в колбе, а выделили углекислый газ (CO2). Убедились, что семена дышат.

Сухие семена, если они живые, тоже дышат, но у них этот процесс идёт очень слабо.

Прорастание семян сопровождается сложными биохимическими и анатомо-физиологическими процессами. Как только в семена начинает поступать вода, в них резко усиливается дыхание и активизируются ферменты.

Под их влиянием запасные питательные вещества гидролизуются, превращаясь в подвижную, легко усвояемую форму. Жиры и крахмал превращаются в органические кислоты и сахара, белки — в аминокислоты.

Перемещаясь в зародыш из запасающих органов, питательные вещества становятся субстратом для начинающихся в нём процессов синтеза, в первую очередь новых нуклеиновых кислот и ферментативных белков, необходимых для начала роста.

Общее количество азотных веществ остаётся на одном уровне даже тогда, когда происходит энергетический распад белков, потому что при этом накапливаются аминокислоты и аспаргин.

https://www.youtube.com/watch?v=44hJ7n4IRqU

Резко уменьшается содержание крахмала, но количество растворимых сахаров не повышается. Сахар расходуется на процесс дыхания, который в прорастающем семени происходит очень энергично.

В результате дыхания образуются богатые энергией соединения — АДФ и АТФ, выделяются углекислый газ, вода и тепловая энергия.

Часть сахаров расходуется на образование клетчатки и гемицеллюлоз, необходимых для построения оболочек новых клеток.

Значительное количество минеральных веществ, имеющихся в семени, при прорастании остаётся постоянным. Находящиеся в семенах катионы регулируют коллоидно-химические процессы и осмотическое давление в новых клетках.

Влияние запасов питательных веществ в семени на развитие проростков

Рост зародыша и превращение его в проросток происходит за счёт деления и роста его клеток. Чем крупнее семена, тем больше в них запасных веществ и тем лучше растут проростки.

Цель: определить опытным путем влияет ли размер семян на рост проростков.

Что делаем: в одну ёмкость с землёй посеять самые крупные семена гороха, а в другую — мелкие. Через некоторое время сравнить проростки.

Результат очевиден.

Вывод: из крупных семян развиваются более мощные растения, которые дают наиболее высокий урожай. Клеток становится всё больше и больше, так как они получают питательные вещества, растут и снова делятся.

Цель: опытным путём проверим утверждение, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах.

Что делаем: берём одинаковые по величине набухшие семена фасоли и удаляем у одного семени одну семядолю (1), у другого — 1,5 семядоли (2), а у третьего оставить обе семядоли (3) для контроля.

Все их помещаем в ёмкости, как показано на рисунке.

Через 8-10 дней.

Что наблюдаем: заметно, что проросток семени с двумя семядолями оказался более крупным, сильным, чем проросток с одной семядолей или проросток с половинкой семядоли.

Вывод: таким образом, высокое качество семян — необходимое условие для получения хорошего урожая.

Период покоя растения

Период покоя — необходимое условие для прорастания семян. Покой может быть вынужденный, связанный с отсутствием необходимых для прорастания условий (температуры, влажности). Пример покоя семян — сухие семена.

Органический покой определяется свойствами самого семени. Термин «покой» при этом имеет условное значение. В большинстве случаев в таких семенах протекают метаболические процессы (дыхание, иногда рост зародыша), но прорастание заторможено. Семена, находящиеся в органическом покое, даже в условиях, благоприятных для прорастания, не прорастают совсем или прорастают плохо.

Способность семян находиться в вынужденном или органическом покое выработалась у растений в процессе эволюции как средство переживания неблагоприятного для роста проростка времени года. Таким путём создаётся запас семян в почве.

Основные причины, препятствующие прорастанию семян:

  • водонепроницаемость кожуры, обусловленная наличием в ней палисадного слоя толстостенных клеток, кутикулы (водонепроницаемой воскообразной плёнки);
  • наличие в околоплоднике веществ, ингибирующих (затормаживающих) прорастание;
  • недоразвитие зародыша;
  • физиологический механизм торможения прорастания.

Время посева и глубина заделки семян

Глубина заделки семян зависит от их размера. Чем семена крупнее, тем их сеют глубже. У крупных семян больше запасных питательных веществ и их хватает для развития и роста проростков, пока они пробиваются с большой глубины.

Мелкие семена сеют на глубину от — до 2 см, средние — от 2 до 4 см, а крупные семена — от 4 до 6 см.

Глубина заделки семян зависит и от свойств почвы. В песчаные почвы семена заделывают глубже, чем в глинистые.

Верхние слои рыхлых песчаных почв быстро пересыхают, и при мелкой посадке семена не получают достаточно влаги.

На плотных глинистых почвах влаги в верхних слоях достаточно, но зато в нижних слоях мало воздуха. При глубокой посадке — семена задыхаются, так как им не хватает кислорода.

* * *

Источник: https://biouroki.ru/material/plants/semya.html

Строение семян — урок. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс)

При помощи семян размножаются все цветковые растения.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

Семя содержит всё необходимое для роста нового растения.

Главная часть семени — зародыш, который является зачатком нового растения. Чтобы зародыш мог развиваться, в семени находится запас питательных веществ. Семя снаружи покрывает семенная кожура.

Зародыш — зачаток будущего растения.

Он состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, зародышевой почечки и семядолей.

Зародышевый корешок — зачаток нового корня. При прорастании семени он развивается первым, разрывает кожуру семени и закрепляется в почве.

Зародышевый стебелёк — зачаток нового стебля. Он расположен между зародышевой почечкой и зародышевым корешком.

Из зародышевой почечки развиваются листья, ветви, цветы растения.

Растения, в семенах которых имеется одна семядоля, называют однодольными.

Однодольными являются рожь, пшеница, овёс, кукуруза, лилии, лук и другие растения.

Растения, в семенах которых имеются две семядоли, называют двудольными.

Двудольные составляют очень большую группу растений. Например, огурцы, тыквы, горох, фасоль, яблоня, маргаритки являются двудольными.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

Питательные вещества могут быть отделены от зародыша и находиться в особой запасающей ткани, которая называется эндосперм; или могут находиться в его семядолях.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

Попробуй обнаружить зародыш, находящийся в семени фасоли. Если у размоченной фасоли снять семенную кожуру, то семя можно разделить на две части и увидеть зародыш.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

  • Обозначения на рисунке семени фасоли:
  • A — зародышевая почечка;
  • B — зародышевый корешок;
  • C — семядоли;
  • D — семенная кожура.

Источник: https://www.yaklass.ru/p/biologia/bakterii-griby-rasteniya/organy-tcvetkovykh-rastenii-14403/plody-i-semena-14337/re-51674242-ba61-4cef-ae56-b63bc10999cb

Строение семян двудольных и однодольных растений

Семена цветковых растений всегда находятся внутри плода (покрыты околоплодником). Данный признак определяет второе название цветковых растений –  покрытосеменные. Цветковые растения принято подразделять на два класса: двудольные и однодольные.

Основные отличия (рис.1): строение корневой системы, форма листовых пластинок, жилкование листьев, количество лепестков, наличие камбия и др. Главное отличие – строение семени. У двудольного растения зародыш имеет – 2 семядоли, у однодольного – 1 семядоля.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

Рис.1 Признаки двудольных и однодольных растений

Строение семени двудольного растения. Семя фасоли является хорошим примером для изучения семени двудольного растения (рис. 2). Полностью созревшее семя покрыто кожурой, имеет 2 семядоли и зародыш. Своей формой семя фасоли напоминает почку жи­вотного.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

Рис.2 Строение семени фасоли (продольный разрез)

На внутреннем изгибе семени фасоли име­ется рубчик – место прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком есть неболь­шое отверстие, через которое в семя попадают воздух и вода.

Кожура семени плотная и прочная, с глад­кой блестящей поверхностью, разнообразной окраски. Она предохраняет семя от высыха­ния, преждевременного прорастания, повре­ждений и загнивания. Если убрать кожуру (она легко снимается с набухшего в воде семе­ни), то внутри можно различить 2 семядоли.

У двудольных растений (подсолнечник, дыня, арбуз, тыква, огурец, дуб, помидор и др.) питательные вещества, необходимые за­родышу, накапливаются в семядолях. Если отделить семядоли фасоли друг от друга, можно увидеть на одной из них зародыш.


Зародыш состоит из первичного (зародышевого) корешка, первичного (заро­дышевого) стебля и почечки.

Строение семени однодольного растения. В качестве семени однодольного растения рассмотрим предварительно замоченную (набухшую) зерновку пше­ницы.

Зерновка, как и семя фасоли, покрыта снаружи плотной кожурой. При со­зревании тонкая стенка плотно срастается с семенной кожурой и не отделяется от нее, сколько бы времени ни замачивалась зерновка. Поскольку кожура не от­деляется так легко, как у фасоли, зерно разрезают вдоль на две части (рис. 3). Значительная часть зерновки занята эндоспермом.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

Рис.3 Строение зерновки пшеницы (продольный разрез)

В его клетках накапливаются крахмал, белки, жиры. В нижней части зерновки располагается зародыш, отделенный от эндосперма семядолей (у злаков семядолю называют еще щитком). Семядоля (она прощупывается в виде опоясывающего бугорка на поверхности целого зерна) не имеет питательных веществ. Она защищает зародышевую по­чку. Через нее из эндосперма к зародышу поступают питательные вещества.

Однодольные растения бывают с ярко окрашенными цветками (орхидеи, ирисы) или мелкими и невзрачными, часто без околоцветника (злаки, осока).

Все цветковые растения делят на два класса: Двудольные и Однодольные. У зародыша двудольных – 2 семядоли, у зародыша однодольных – 1 семядоля. Рубчик – место прикрепления семени к стенке плода. Кожура предохраняет семя от высыхания, преждевременного прорастания, повреждений и загнивания.

У двудольных растений 2 семядоли, в них накапливаются питательные вещества, необходимые зародышу. У однодольных растений значительная часть занята эндоспермом. Семядоля не имеет питательных веществ. Она защищает зародышевую почку. Через нее из эндосперма к зародышу поступают питательные вещества.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

максимум из 20 баллов

Место
Имя
Записано
Баллы
Результат
Таблица загружается
Нет данных

двудольные однодольные семя

Источник: https://bio-lessons.ru/stroenie-semjan-dvudolnyh-i-odnodol/

Общее строение семян растения и необходимые условия для прорастания

Содержание:

  • 1) Строение семени
  • 2) Условия прорастания семян
  • 3) Дыхание семян

Семена цветковых растений разнообразны по форме и размерам: могут достигать нескольких десятков сантиметров (пальмы) и быть почти неразличимы (орхидные, заразиха).

По форме — шаровидные, удлиненно-шаровидные, цилиндрические. Благодаря такой форме обеспечивается минимальный контакт поверхности семени с окружающей средой. Это позволяет семенам легче переносить неблагоприятные условия.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

Строение семени

Снаружи семя покрыто семенной кожурой. Поверхность семян обычно гладкая, но может быть и шероховатая, с шипами, ребрами, волосками, сосочками и другими выростами семенной кожуры. Все эти образования — приспособление к распространению семени.

На поверхности семян заметны рубчик и пыльцевход. Рубчик — след от семяножки, с помощью которой семя прикреплялось к стенке завязи, пыльцевход сохраняется в виде маленького отверстия в кожуре семени.

Под кожурой располагается главная часть семени — зародыш. У многих растений в семенах есть специализированная запасающая ткань — эндосперм. У тех семян, где нет эндосперма, питательные вещества откладываются в семядолях зародыша.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий порталСтроение семени растения

Cтроение семян однодольных и двудольных растений не одинаково. Типичным двудольным растением является фасоль, однодольным — рожь.

Главным отличием в строении семян однодольных и двудольных растений является наличие двух семядолей в зародыше у двудольных и одной — у однодольных растений.

Функции их различны: в семенах двудольных семядоли содержат питательные вещества, они толстые, мясистые (фасоль).

У однодольных единственная семядоля — щиток — тоненькая пластиночка, расположенная между зародышем и эндоспермом семени и плотно прилегающая к эндосперму (рожь). При прорастании семени клетки щитка всасывают питательные вещества из эндосперма и подают их зародышу. Вторая семядоля редуцирована либо отсутствует.

Условия прорастания семян

Семена цветковых растений могут длительное время переносить неблагоприятные условия, сохраняя зародыш. Прорасти и дать начало новому растению могут семена с живым зародышем, их называют всхожими. Семена с погибшим зародышем становятся невсхожими, прорастать они не могут.

Для прорастания семян необходима совокупность благоприятных условий: наличие определенной температуры, воды, доступа воздуха.

Температура. Диапазон колебаний температуры, при которой могут прорастать семена, зависит от их географического происхождения. Для «северян» нужна более низкая температура, чем для выходцев из южных стран. Так, семена пшеницы прорастают при температуре от 0° до +1°С, а кукурузы — при + 12°С. Это необходимо учитывать при установлении сроков посева.

Вторым условием для прорастания семян является наличие воды. Прорасти могут только хорошо увлажненные семена. Потребность в воде для набухания семян зависит от состава питательных веществ. Наибольшее количество воды поглощают семена, богатые белками (горох, фасоль), наименьшее — богатые жирами (подсолнечник).

Вода, проникнув через семявход (пыльцевход) и через семенную кожуру, выводит семя из состояния покоя. В нем прежде всего резко усиливается дыхание и активизируются ферменты. Под влиянием ферментов запасные питательные вещества превращаются в подвижную, легко усвояемую форму. Жиры и крахмал превращаются в органические кислоты и сахара, а белки — в аминокислоты.

Дыхание семян

Для активного дыхания набухающих семян необходим доступ кислорода. Во время дыхания выделяется тепло. У сырых семян дыхание более активное, чем у сухих.

Если сырые семена сложены толстым слоем, они быстро разогреваются, их зародыши погибают. Поэтому на хранение засыпают только сухие семена и хранят их в хорошо проветриваемых помещениях.

Для посева следует отбирать более крупные и полноценные семена без примеси семян сорных растений.

Очистку и сортировку семян производят на сортировочных и зерноочистительных машинах. Перед посевом проверяют качество семян: всхожесть, жизнеспособность, влажность, зараженность вредителями и болезнями.

При посеве необходимо учитывать глубину заделки семян в почву. Мелкие семена надо сеять на глубину 1-2см (лук, морковь, укроп), крупные — на 4-5см (фасоль, тыква). Глубина заделки семян зависит и от типа почв.

В песчаные почвы сеют несколько глубже, а в глинистые — мельче. При наличии комплекса благоприятных условий всхожие семена начинают прорастать и дают начало новым растениям.

Молодые растения, которые развиваются из зародыша семени, называются проростками.

У семян любых растений прорастание начинается удлинением зародышевого корешка и его выходом через пыльцевход. В момент прорастания зародыш питается гетеротрофно, используя заключенные в семени запасы питательных веществ.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий порталНадземный и подземный типы прорастания семян

У одних растений при прорастании семядоли выносятся над поверхностью почвы и становятся первыми ассимиляционными листьями. Это надземный тип прорастания (тыква, клен).

У других семядоли остаются под землей и являются источником питания проростка (горох) . Аутотрофное питание начинается после появления побегов с зелеными листьями над землей.

Это подземный тип прорастания.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (7

Источник: https://animals-world.ru/stroenie-semyan/

Строение семян однодольных и двудольных растений

  • Тема: Строение семян однодольных и двудольных растений.
  • ЦЕЛЬ: ознакомить обучающихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений, отметить какие растения относятся к этим двум классам
  • усвоить каково значение семян класса двудольных и однодольных растений.
  • ЗАДАЧИ:
  • Образовательные:
  • уяснить особенности строения семян двудольных и однодольных растений.
  • подтвердить полученные знания путём проведения лабораторной работы.
  • развивать практические навыки работы с лабораторным оборудованием и предметом изучения.
  • учиться работать, соблюдая технику безопасности.

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • учиться правильно отражать полученные знания в таблицы.

Воспитательные:

  • формировать бережное отношение к природе.
  • учить замечать прекрасное.

Оборудование: лупа, препаровальные иглы, набухшие и проросшие семена фасоли и зерновки пшеницы, сухие семена различных растений, таблицы с изображением семян и растений двудольных и однодольных растений, мультимедийная презентация,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

  1. На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:
  2. • Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название? (у которых образуется цветок, покрытосеменные, так как семя защищено, то есть развивается внутри плода)
  3. • Какие жизненные формы растений вы знаете? (деревья, кустарники, травы)

Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные.

Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» — растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег.

Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» — производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя.

  1. Изучение нового материала.

Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Дети обсуждают поставленный вопрос и предполагают, что растение начинает свою жизнь с семени.

Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашего урока «Строение семян двудольных и однодольных растений».

А сейчас расскажу — ка я вам сказку. О чём эта сказка? Вы сейчас узнаете. Садитесь, поудобнее и внимательно меня слушайте.

  • Вступление (мотивация)
  • В некотором царстве, в некотором государстве « РАСТЕНИЯ», в том самом, где жители засыпают осенью, а просыпаются и зацветают весной и летом, где зреют булки и пряники, леденцы и каши, где рождаются масляные реки и микстурные ручейки, где глаз не оторвать от ярких разноцветных красок и не надышаться чистым ароматным воздухом произошла необычная история.
  • В этом сказочном государстве находились два королевства.
  • КОРОЛЕВСТВО КЛАССА КОРОЛЕВСТВО КЛАССА
  • ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ

Жители этих королевств жили дружно и весело. Много приносили пользы животным и людям.

  1. Но однажды, что за вздор?
  2. Разгорелся сильный спор.
  3. Послушаем о чём же спорят растения этих двух королевств.
  4. ( раздаются слова.)
  • Ученик 1. Семя двудольного растения
  • Мы на свете всех милее!
  • Лучше всех и всех ценнее
  • Здесь и яблоня, и дуб,
  • И морковь, и астра,
  • И подсолнечник ведь тут —
  • Сколько хочешь масла.
  • И строение у нас —
  • Не такое как у вас!
  1. Ученик 2. Семя однодольного растения
  2. Но и мы не уступаем –
  3. Мы ни чуть не проиграем!
  4. Мощностью и высотой
  5. Знаменита кукуруза.
  6. И початок золотой
  7. Кукурузе не обуза.
  8. Хоть строение у нас
  9. Не такое как у вас.

Учитель: Итак, нам нужно помочь жителям этих королевств. Стоит ли им спорить?

  • Так ли это или нет
  • Мы поможем дать ответ
  • Кто на свете всех милее
  • Лучше всех и всех ценнее.

Озвучивание цели урока. Узнаем, каково строение семян этих растений, и какие растения можно отнести к классам двудольных и однодольных растений, каково же значение семян в жизни растений и человека.

Послушайте мой рассказ о строении семени двудольного растения .

СЕМЯ ДВУДОЛЬНОГО РАСТЕНИЯ. покрыто гладкой семенной кожурой. Она защищает его от повреждений и высыхания. На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие-семявход.

Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению. Он имеет 2 семядоли, а между ними корешок, стебелёк и почечка с листочками ( все как у настоящего растения). В семядолях находятся питательные вещества.

Цветковые растения, семена которых имеют две семядоли, называются ДВУДОЛЬНЫМИ.

А сейчас проверьте, правду ли я вам рассказала. Выполните лабораторную работу «Строение семени двудольного растения.» на стр.87, заполните таблицу, подпишите название частей семени фасоли. (рисунок)

При выполнении работы соблюдаем т.б.

Задания и вопросы Результат
1. Рассмотрите семена фасоли (гладкая семенная кожура, имеется рубчик)
2. Попробуйте снять семенную кожуру (легко снимается, кожура плотная)
3. С помощью лупы рассмотрите зародыш. Найдите 2е семядоли, корешок, стебелёк и почечку. Зародыш маленький
4. Что содержится в семядолях? (питательные вещества)
  1. Я рассказала правду? Проверка заполнения таблицы
  2. ИТАК, какой вывод можно сделать?
  3. Какие же растения называются двудольными? ( Двудольные растения –растения в семени которых 2 семядоли)
  4. К двудольным относят: Боб, тыква, морковь, томат, яблоня, дуб, астра, подсолнух и др.
  5. Физминутка.
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче,Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка,                     Отдохнули мы слегка.

Послушайте рассказ о строении семени однодольного растения.

Семя пшеницы снаружи покрыто кожистым околоплодником. Он сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильно говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.

Под кожурой находится мучнистый эндосперм. В его клетках содержатся питательные вещества.

Но зародыш хоть и маленький, но тоже имеет корешок, стебелёк и почечку с листочками. А вот семядоля у него одна и не содержит питательных веществ. Но зато через неё из эндосперма эти вещества проходят к зародышу.

Как будут называться растения имеющие в семени одну семядолю?

Растения, которые в зародыше имеют одну семядолю, называются ОДНОДОЛЬНЫМИ.

Проверьте правильность моего рассказа, выполнив лабораторную работу на стр.87, заполните таблицу, подпишите рисунок.

Задания и вопросы Результат
1. Рассмотрите зерновку пшеницы Сверху кожистый околоплодник
2. Попробуйте снять кожуру Она не снимается
3. Почему не снимается кожура Кожура срослась с околоплодником
4. Разломите зерновку Внутри находится эндосперм
5. Где находятся питательные вещества В эндосперме
6. Рассмотрите зародыш Зародыш очень маленький, мы можем увидеть его только проросшим
  • Итак: Каковы же ваши результаты?
  • Какой можно сделать вывод?
  • Пшеница, кукуруза, рожь, лук, просо — однодольные растения
  • А как вы думаете каково же значение семян в жизни растений?
  • 1. Семена – важнейшие достижения в эволюции растений (размножение растений)

2.Обеспечивает возможность распространяться с помощью воды, ветра, животных.

3.Семя защищает крохотное растение от неблагоприятных условий.

А как вы думаете каково же значение семян в жизни человека?

  • Из семян пшеницы, кукурузы, ржи, овса, ячменя, риса, сорго делают муку и крупу. Из муки пекут хлеб, а из круп обычно варят каши.
  • Также люди едят горох, фасоль, чечевицу, сою. Это бобовые растения, содержащие много растительного белка.
  • Семена подсолнечника, рапса, льна, хлопка, кокоса, арахиса богаты растительными маслами, которое необходимо людям как в пищевой промышленности, так и в технической.
  • Человек с древних времен занимался сельским хозяйством. Выращивал растения, отбирал среди них лучшие по питательным свойствам.
  1. Учитель: Вот какие молодцы
  2. В дружбе жить мы все должны
  3. Ведь растения двух классов
  4. Одинаково нужны.
  1. Закрепление изученного материала.

А теперь, ребята, давайте сравним кл. однодольных и двудольных растений. Что у них имеется общего и в чем их различие.

Признаки сравнения Класс однод. Кл. двуд.
  1. Семена имеют запас питательных веществ и зародыш.
+ +
  1. Зародыш состоит из 1 семядоли
+
  1. Зародыш состоит из 2 семядолей
+
  1. Питательные вещества находятся только в эндосперме
+
  1. Питательные вещества находятся в семядолях
+
+
  1. Фасоль относится к классу…
+
  1. Семена имеют семенную кожуру
+ +
  • «5» — нет ошибок
  • «4» — 1- 2 ошибки
  • «3» — 3 ошибки
  • «2» — 4 и более ошибки

Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Вывод к уроку.

Итак, мы с вами выяснили, что:

  • Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.
  • Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.
  • Семядоли – это первые листья зародыша растения.
  • Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.
  • Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат.

Мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени. Все были молодцы. Вы сдадите мне свои выполненные лабораторные работы. И сравнительные таблицы и получите итоговую оценку.

  1. Учащимся предлагается оценить урок, подчеркнув на листе одно из слов в каждой паре:
  2. Трудный – лёгкий
  3. Скучный – интересный
  4. Непонятный – понятный
  5. Обычный – необычный
  6. Ненужный – полезный
  7. Нелюбимый – любимый.
  8. Тише, тише — успокойтесь.
  9. Дневнички свои откройте
  10. И заданье запишите,
  11. Дома вы о семенах прочтите.
  12. Что в тетрадях – заучите,
  13. Глядя в книгу — не зевайте, На вопросы отвечайте,
  14. И на следующий денёк
  15. Приходите на урок.
  16. Про фасоль и про пшеницу
  17. Мы контрольную напишем. Я проверю и в журнал
  18. Всем поставлю по 5 баллов.
  19. Только дома не ленитесь
  20. И как следует учитесь.

На дом задаются творческие задания: п.18 загадки, национальные блюда из зерновых и бобовых культур, кроссворды, ребусы по теме семя.

  • Цель: познакомиться с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений, отметить какие растения относятся к этим двум классам,
  • усвоить каково значение семян класса двудольных и однодольных растений.
  • Лабораторная работа стр.87
  • 1.
Задания и вопросы Результат
1. Рассмотрите семена фасоли
2. Попробуйте снять семенную кожуру
3. С помощью лупы рассмотрите зародыш. Найдите 2е семядоли, корешок, стебелёк и почечку.
4. Что содержится в семядолях?

2.Подпишите части семени фасоли.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

3.

Лабораторная работа

Задания и вопросы Результат
1. Рассмотрите зерновку пшеницы
2. Попробуйте снять кожуру
3. Почему не снимается кожура
4. Разломите зерновку
5. Где находятся питательные вещества
6. Рассмотрите зародыш

4. Подпишите части семени однодольного растения.

Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

Сравнить кл. однодольных и двудольных растений (поставьте «+» или «-«)

Признаки сравнения Класс однод. Кл. двуд.
1.Зародыш состоит из 1 семядоли
2.Зародыш состоит из 2 семядолей
3.Питательные в-ва находятся только в эндосперме
4.Плод зерновка
5.Горох относится к классу…

«5» — нет ошибок «3» — 2 ошибки

«4» — 1 ошибка «2» — 3 ошибки

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/stroenie-semian-odnodolnykh-i-dvudolnykh-rasteni-1.html

Строение семени

Семя – связующее звено между двумя поколениями растений. Являясь частью материнского организма, оно одновременно содержит в себе зачаток дочернего. В строении семян есть общие черты, характерные для любого семени, и отличия, которые делят цветковые растения на два больших класса.
Строение семени двудольных и однодольных растений - Студенческий портал

Семя образуется из семязачатка, который находится внутри завязи пестика. Семязачаток имеет вид мешочка и содержит несколько клеток. Самые важные из них – это яйцеклетка (женская половая клетка) и центральная клетка.

После опыления цветка в завязь проникают два спермия (мужские половые клетки). Один спермий сливается с яйцеклеткой и образует зиготу. Другой спермий сливается с центральной клеткой и образует эндосперм. Этот процесс называется двойным оплодотворением.

Рис. 1. Схема двойного оплодотворения.

Семя имеет следующие части:

  • зародыш;
  • эндосперм;
  • семенная кожура.

Зародыш развивается из зиготы – это главная часть семени. Зародыш хорошо заметен у бобовых растений (боб, горох, фасоль). Он выглядит как миниатюрное растение и имеет:

  • корешок;
  • побег;
  • семядоли.

Корешок первым начинает рост при прорастании семени и образует главный корень. Побег – это зачаточный стебель с почкой. Семядоли прикреплены к побегу и являются первой парой листьев будущего растения.

Эндосперм состоит из крупных клеток запасающей ткани. Его назначение в том, чтобы питать зародыш, пока он не перейдёт на самостоятельное питание путём фотосинтеза.

Семенная кожура предохраняет семя от высыхания, повреждения и преждевременного прорастания. Для проникновения внутрь семени воды кожура имеет отверстие (микропиле).

Самым тяжёлым семенем является семя сейшельского ореха, его вес достигает 25 кг.

Если зародыш растения имеет две семядоли, как у бобовых, то оно относится к классу двудольных. Примерно 75% цветковых растений являются двудольными. Остальные 25% – однодольные, у них развивается только одна семядоля.

Семядоля однодольных называется щитком. Её функция – передача питательных веществ от эндосперма к зародышу. Эндосперм занимает большую часть семени.

Рис. 2. Строение семени однодольного растения.

Различия в строении семени – не всё, что разделяет два класса цветковых растений. Двудольные и однодольные имеют различное жилкование листа, строение корневой системы и стебля.

Эндосперм имеется примерно у 85% цветковых растений. Его наличие или отсутствие не является признаком двудольных или однодольных. Эндосперм встречается и у тех, и у других.

Чаще всего он содержит маслянистые вещества, т. к. жиры содержат наибольшее количество энергии. Некоторые семена (бобовые) богаты белками.

Большинство однодольных имеет эндосперм, содержащий углеводы. Это, в первую очередь, злаковые, из зерна которых получают муку и пекут хлеб.

Типичные семена двудольных имеют горох и фасоль. Под толстой кожурой у них расположены две крупные симметричные семядоли, которые при прорастании выносятся с побегом на свет, и вскоре засыхают.

Рис. 3. Строение семени двудольного растения.

Между семядолей зажат зародыш.

Кожура фасоли и гороха плотная. Семя может долго находиться в состоянии покоя. Но, при попадании во влажную среду, вода проникает через микропиле и семя набухает. Клетки зародыша начинают делиться и корешок прорывает кожуру.

Семена цветковых растений имеют большое значение в питании животных и человека.

Питательные вещества эндосперма или семядолей, – это то, ради чего человек выращивает растения. Самую важную роль в питании человека играют семена злаковых и бобовых растений.

Изучая данную тему по биологии (6 класс), ученик должен понимать следующее: строение семени цветка и плода имеет общие черты у всех цветковых растений.

Семя состоит из трёх частей: зародыш, эндосперм, семенная кожура. Строение семян однодольных и двудольных растений имеет некоторые различия.

Семя многих двудольных не содержит эндосперм и в этом случае питательные вещества сосредоточены в семядолях.

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 808.

Источник: https://obrazovaka.ru/biologiya/stroenie-semeni-rasteniy-cvetka-ploda.html

  • Рассказ о цезаре и его лекаре
  • Рассказ о цепи питания
  • Рассказ о цветке маргаритка 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о цветке из красной книги
  • Рассказ о цветении яблони