Рассказ о цветке колокольчике

отрывок из повести чудесное лето в дождливый день читать из парижа приехала в гости дама с тремя дочками. девочки как

(Отрывок из повести «Чудесное лето»)

В дождливый день читать

Из Парижа приехала в гости дама с тремя дочками. Девочки как девочки: сероглазые, румяные крепыши. И похожи были друг на дружку, как три графина одной серии, но разных размеров. Вначале они жеманились, но потом разошлись и стали обращаться с Игорем, как с четвертой сестренкой.

Взрослые наверху разговаривали, а девочек на попечение Игоря сдали — занимай, как знаешь. И шуметь позволили, только потихоньку… Потому что визг сквозь потолок проберется и начнутся там всякие мигрени и невралгии. Почему у Жанны д’Арк никаких мигреней не было?..

В дождливый день - Саша Черный

Вся четверка уселась в столовой на диване.

По стеклам хлопал дождь. За окном на клумбе кланялись мокрые розы. Горлинка в липовой аллее умолкла — не очень-то в такую погоду поворкуешь…

Когда дождь, лучше всего сидеть на диване. Ноги в одну сторону вертятся, языки в другую. Потом друг на друга посмотрят, и все сразу фыркнут. Но не весь же день фыркать.

«На чердак их, что ли, свести? — подумал Игорь. — Нельзя. Платьица у них белые — тюльпанчиками, измажутся, как крысы в погребе. Потом отвечай за них: „Как тебе не стыдно?“, „Неужели тебе не стыдно?!“ и тому подобное».

— Давайте сочинять сказку! — придумал Игорь. — Нина самая маленькая, пусть начнет. Потом Танюша, потом Лина. А уж хвостик я приделаю.

— Хитрый какой! Хвостик всякий досказать может. А ты начни! И чтоб «без некоторого царства» и без «жили-были». Чтоб совсем, совсем не по книжкам… Игорь, начинай! Игрушка-ватрушка, начинай! — затараторили девочки.

Но Игорь уперся.

— Почему непременно я? Вы гостьи, вам и первое место. Умницы такие, вечно вас, девочек, в пример ставят, а не могут без мужчины сказку начать…

* * *

— А вот и можем! Извините, пожалуйста… — Нина расправила колокольчиком юбку, уселась поплотнее и вздохнула…

В дождливый день - Саша Черный

— Вот. В парке жила крошечная фея. Повелевала над всеми козявками, не позволяла воробьям драться и заказывала соловьям соловьиные концерты. Вот. Постойте, я по порядку… Спала она в гроте, в паутинном гамачке, на жасминной перине. А ночью, когда температура опускалась, прилетали мохнатые шмели и осторожно на нее дышали, чтоб ей было тепло. Да. Утром она просыпалась…

— Пила кофе… — подсказал Игорь.

— Пожалуйста, без глупостей. Вовсе не кофе, а росу с медом в лиловом колокольчике. Черный блестящий жук гудел у входа, она садилась на жука, будто в автомобиль, объезжала весь парк и делала замечания. Почему акация не распускается? Стыдно, давно пора! Почему две букашки былинку в разные стороны тащат? Двадцать раз надо показывать? Почему от осы нафталином пахнет? Опять на балконе в развешанные вещи нос совала?! Где божья коровка? Раз она при фее вроде комнатной собачки, незачем в парк самовольно убегать! Сейчас же разыскать!

— О, — сказала Таня. — Да это не фея, а ажан какой-то…

— Ничего не ажан. Не вмешивайся!.. Все приведет в порядок и спустится под грот, в свою зимнюю кладовую. Опять сырость! Эй, жук! Прикажи всем козявкам посыпать пол толченым древесным углем… Паутину смести. Переварить на солнце яблочное желе… Скоро новое заготовлять будем… Вот. И пуху чтобы натаскали побольше в подземную гостиную: дрожать зимой она не желает…

— Можно, Ниночка, центральное отопление поставить? — лукаво спросил Игорь.

— Нельзя. Кто же ей поставит, да еще такое миниатюрное? Вот. А потом она пошла по дорожке и приказала улитке уползти в траву. «Тут люди после обеда гуляют и могут тебе сломать спину. Или курица тебя склюет. Ты моя подданная, и я должна о тебе заботиться…» Улитка сделала реверанс и уползла, а фея села на камень и подняла пятку… Ах! Опять чулок о колючки разорвался. Сняла она с дерева паутинку, заштопала дырку и задумалась…

Нина развела руками и запнулась.

— Дальше я не знаю.

* * *

— Теперь я, — сказала средняя, Таня. — Фея подняла голову: что это у ворот за грохот? Взлетела на сосну, ладонь к глазам приложила… Прекрасно! Все человеческое семейство уезжает на вокзал. Наконец-то она проберется в большой дом, давно она туда собиралась. Слетела она вниз…

— Взлетела — слетела… Разве у фей бывают крылья? — поправила ее Нина. — Она же потому на стрекозах и жуках катается, что сама не летает.

— А моя — летает! Не вмешивайся… Я же тебе не мешала, когда твоя фея чулки штопала… Слетела она с дерева, побежала на цыпочках по дорожке. Заглянула в стекла — пусто. Прыгнула с подоконника на ковер: вазы, картины, на столе игрушки. Совсем не интересно! И вдруг видит на диване, что бы вы думали? Детские книги! Ах, как она обрадовалась… Поднять не может, перевернуть страницу и то трудно. Кликнула она кота, который в доме остался, — кот всем феям повинуется и днем, и при лунном свете. Посадила она его страницы переворачивать, а сама так и упивается… «Снегурочка», «Принц и нищий», «Снежная королева»…

— Разве фея умеет читать? — удивился Игорь.

И уметь ей не надо. По складам ей учиться, что ли, по-твоему? Фея и значит фея. Читает и читает… В парке все птицы и бабочки взволновались: куда девалась фея? Не жаба ли ее у пруда съела? Не дождик ли сквозь решетку на мельницу унес? И вдруг воробей один к окну подлетел и запищал: «Здесь! Книжки читает!» И все подлетели к окнам и стали тихонько царапаться и пищать: «Фея! Иди к нам! Нам без тебя скучно…» — А она головой только покачала и все читает, и все читает…

Таня перевела дух и посмотрела на большой книжный шкаф.

— А дальше?

— Дальше пусть Лина. Разве я мало рассказала?..

* * *

Старшая Лина вытянула круглые ножки в бронзовых туфельках и посмотрела на потолок. Очень ведь часто и взрослые, когда сочиняют что-нибудь, в потолок смотрят.

— И вдруг фея оглушительно зевнула… Что это я вокруг себя книжную лавку разложила? Даже коленки отсидела… Кот, заведи граммофон!

В дождливый день - Саша Черный

— У меня не хватает сил, — говорит кот.

— Ну, так позови большую собаку.

— Я с ней в ссоре.

— Без разговоров! — Фея топнула ножкой, и кот привел собаку, а собака завела пружину. И фея стала плясать на полированном столе «Танец осенних листьев»… Оранжевая юбочка надулась парашютом, носки перебегали по столу, словно одуванчик под ветром:

Листья в парке пляшут-пляшут,

Ветер щеки надувает…

В лакированном столе отражались гибкие локотки, плечики и развевающееся платьице. Из темных рам наклонились над столом старые носатые портреты и зашипели: «Ижумительно!» И вдруг…

Игорь схватил Лину за руку и шепотом повторил: «и вдруг…»

В дождливый день - Саша Черный

…граммофон захрипел и остановился. Но фея одним прыжком перелетела на открытый рояль и продолжала свой пленительный танец на клавишах… на самых высоких нотах…

— Сама себе аккомпанировала? Пятками? — торопливо спросила Таня.

— Да!.. Вот ты меня перебила, и я не знаю, что дальше…

* * *

Игорь вскочил с дивана.

— Я знаю! — У него давно уже был готов «хвостик» сказки. Другого конца и быть не могло.

— У ворот замка затрубили рога. Принц вернулся с охоты. Раскрасневшийся, веселый, спрыгнул с коня у входа. Кто там играет в тишине сумрачного зала? Он быстро отдернул портьеру. Фея! Она совсем растерялась и с приподнятым носком застыла над клавишей. Но принц вежливо прижал руку к сердцу и сказал:

— О! Окажите высокую честь моему замку и не уходите. Эй, слуги! Подать нам жареного вепря, которого я сегодня собственноручно убил, и подбросьте в камин несколько дубовых стволов. Мы будем пировать! — Фея уселась на стол на золотую табакерку принца перед его прибором. — Вы должны со мной чокнуться, моя милая гостья! — Она застенчиво улыбнулась, обмакнула в бокал мизинец, обсосала и развеселилась. Ах, как она была прекрасна… Это ведь самое главное, и об этом ни слова не сказали. А еще девочки! Глаза ее сверкали, как раскаленные светляки, волосы разметались золотым пушком, щеки расцвели, как румяная заря на океане… И вдруг она заснула: мадера в бокале была очень крепкая.

— Эй, слуги, отнесите ее в мой зимний сад и положите спящему лебедю под крыло… — Принц остался один и мрачно зашагал по комнате, кусая усы. Но в глазах его сверкнуло решение. — Позвать моего любимого врача! — Пришел старый и мудрый доктор. — Дорогой доктор, в ваших руках мое счастье…

— Я слушаю.

— Можете ли вы приготовить такие капли, чтобы день за днем рост маленького создания увеличивался? Я вас озолочу с головы до ног…

— «Не золотите меня, пожалуйста, принц. Я еще носил на руках вашего дедушку и все для вас сделаю…»

— Через четверть часа старик принес принцу изумрудный флакон с опаловой жидкостью.

— Вот! Две капли перед сном каждый вечер. Держать в прохладном месте. — Принц быстро прошел в зимний сад, нежно разбудил фею, поднес ей в апельсиновом соке капли и сказал: «Фея! Если у вас есть сердце, вы должны выпить. Не расспрашивайте меня ни о чем…» Она выпила и — о, чудо! — увеличилась сразу на четыре сантиметра… Время летело. Через три недели она уже была по плечо принцу и даже спала на большом диване.

В дождливый день - Саша Черный

Однажды вечером принц нарядился в свое лучшее платье, опоясался дорогой индусской саблей и сказал: «Фея! Вы уже достаточно выросли. Нам надо, наконец, объясниться. Хотите быть моей королевой, обладать моей драгоценной коллекцией марок и повелевать мною, как собственным слугой?..»

— Ай! — перебила вдруг Игоря Нина. — Они поженились! И принц… это был ты… Угадала, угадала!

Игорь покраснел, повернулся на каблуках и быстро вышел из комнаты.

Стоит после этого рассказывать сказки?

Сбросил с кресла кота, посмотрел на качавшийся под дождем белолиственный осыпающийся клен и обернулся к дверям: ишь как заливаются… Девчонки!

В дождливый день - Саша Черный

(Илл. Сергеева В.)

image_pdfimage_print

21 мая 2021 г. 13:49:27

В конце XIX века в газетах часто появлялись статьи о деревьях, которые якобы питаются животными. А особой популярностью пользовались рассказы «очевидцев» о деревьях-людоедах. Такие истории будоражили умы не только простых обывателей: интерес к таким сенсациям проявляли и представители научных кругов. В то время было открыто много новых земель, о животном и растительном мире которых люди ничего толком не знали. А вот растения, питающиеся насекомыми, уже были немного изучены. Тут-то и подключалось человеческое воображение.

Истории про растения, пожирающие людей, можно встретить в фольклоре многих стран

Так, в японской мифологии описывается дерево дзюбокко. Внешне оно ничем не отличается от обычных деревьев, но вырастает на крови погибших на полях брани воинов. Поэтому дзюбокко становится хищником и никому к нему лучше не приближаться. По легенде ветка дзюбокко обладает невероятными целительными силами, но достать ее не просто, ведь дерево хватает любого, кто к нему подойдет и высасывают из него кровь.

Также известна легенда о цветке смерти, растущем на островах в южной части Тихого океана. Единственное «свидетельство» о нем найдено в судовом журнале некоего капитана Аркрайта. Запись сделана в 1581 году и в ней говорится о цветке-людоеде с острова Эль-Банур. Описан он как большой яркий цветок, погружающий своим запахом в сон. Как только жертва засыпает, цветок приближается и переваривает ее заживо.

Самая известная легенда рассказывает о мадагаскарском дереве-людоеде

И многие до сих пор в нее верят. Мировую известность легенде принес некий Эдмунд Спенсер, статья которого была опубликована 26 апреля 1874 года в газете New York World. В ней автор ссылался на письмо немецкого исследователя Карла Лиха, эмоционально сообщавшего о ритуале человеческого жертвоприношения мадагаскарским племенем Мкодо некоему дереву-людоеду. Эта история, естественно, была подхвачена другими газетами того времени.

В 1955 году научный автор Вилли Лей в своей книге «Саламандры и другие чудеса» сообщил, что и племя Мкодо, и мадагаскарское дерево-людоед, и даже сам Карл Лих — всего лишь литературная выдумка. Кстати, вопрос вызывает и первоисточник, Эдмунд Спенсер — не выдуманный ли это персонаж? Так, например, звали известного английского поэта елизаветинской эпохи.

Сомнительная история получила широкую огласку, чему поспособствовал еще и губернатор штата Мичиган Чейз Осборн – исследователь, издатель и весьма уважаемый человек. Он настолько загорелся историей Лиха, что сам организовал экспедицию на Мадагаскар. Более двух лет искал он это кровожадное дерево, но так ничего и не нашел. Тем не менее, в 1924 году Осборн все же опубликовал свою книгу «Земля дерева-людоеда», в которой повторял историю о Лихе и утверждал, что племена и миссионеры на Мадагаскаре знали об ужасном дереве — некоторые его даже видели. Впрочем, Осборн признавал свою неуверенность по этому поводу.

В 1887 году вышла книга Джеймса Буэля «Море и земля», в которой описывается растение я-те-вео, произрастающее в Африке, а также Центральной и Южной Америке

Название этого растения переводится с испанского как «Теперь-то я тебя вижу», потому что оно якобы производит шипящий звук, похожий на эту фразу на испанском языке. У дерева короткий толстый ствол и многочисленные ядовитые шипы в форме мечей на длинных ветвях, напоминающие множество огромных змей. Эти змеи угрожающе шипят, мечутся из стороны в сторону, схватывают и пронзают любого, до кого смогут дотянуться. Затем они сдавливают жертву, а вытекающая кровь быстро впитывается через пористую кору.

Похожую историю привез с собой из этнографической экспедиции по тропикам Центральной Америки Калеб Эндерс. Его рассказ о дереве, похожем на большой толстый кактус с листьями-кинжалами основывался на местных индейских легендах. Сам он его не видел. Сообщения об этом дереве приходили из разных источников, однако не было получено ни одного убедительного доказательства его существования.

Изображение я-те-вео из книги «Море и земля»

Наделала много шума и история, произошедшая с натуралистом Вундхамом Роландом Данстаном

Он изучал животный и растительный мир на болотах Никарагуа, где и столкнулся с деревом-хищником. Сам Данстан назвал его змеиным деревом, а местные жители называли его ловушкой дьявола. Данстан утверждает, что это растение чуть не высосало всю кровь из его собаки при помощи многочисленных маленьких ртов-присосок. Эта история была опубликована с 1889 по 1892 годы как минимум три раза в разных изданиях. Но дальнейшие расследования показали, что скорее всего она была фальсификацией.

В 1925 году в газете The American Weekly появилось сообщение об обнаружении еще одного плотоядного дерева на филиппинском острове Минданао

В филиппинском фольклоре действительно есть такое дерево и называют его дунак. По словам «очевидцев», у дерева густые зеленые листья и гибкие ветки с шипами, которыми оно как щупальцами захватывает добычу — животных или людей, оказавшихся по неосторожности рядом. Но дальше показания расходятся. Одни говорят, что дерево щупальцами раздавливает жертву и потом поедает, другие, что через щупальца оно вводит в тело жертвы пищеварительный сок. И понятное дело, никакой дунак учеными обнаружен не был, а рассказы о нем так и остались просто рассказами.

Радужный эвкалипт произрастает на Филиппинах и бывает кроваво-красного цвета, отчасти это дерево может быть источником легенд о дунаке

Cлучались и более правдоподобные истории: во время чакской войны (1932-1935 годы) между Парагваем и Боливией под некими деревьями находили человеческие трупы, завернутые в огромные листья

Говорят, что деревья привлекали людей сильным наркотическим ароматом цветов и при помощи листьев высасывали их кровь. Но это были только людские домыслы. Речь шла об одном из видов филодендрона (филодендрон двоякоперистый), листья которого действительно большие, около метра в длину, ниспадающие до земли, а цветки и вправду сильно пахнут, но они абсолютно безвредны. Людей же привлекала тень дерева и сочные плоды — местность-то очень жаркая. Трупы под деревьями тоже находили не раз, но обычно они принадлежали умершим от ран или жажды людям.

Филодендрон двоякоперистый

В 1958 году немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung сообщила, что на территория современной Замбии начали бесследно исчезать европейские охотники

По слухам, их пожирало какое-то чудовище. Для выяснения обстоятельств снарядили экспедицию во главе с охотником и биологом Клаусом фон Швиммером. В результате было найдено гигантское дерево, похожее на баньян с многочисленными свисающими лианами. Оно источало притягательный аромат, а под ним расстилался ковер из костей, среди которых была даже пара человеческих черепов. Это дерево на глазах у всех в мгновение ока захватило и съело зазевавшегося туземца-носильщика, за что и поплатилось — его сожгли. Но Швиммер эту историю наверняка выдумал.

В 1959 году Брюссельский тропический институт организовал новую экспедицию, которая действительно обнаружила «поляну смерти» с огромным количеством костей животных и людей. Ученые установили, что они накапливались здесь в течение не одной сотни лет. Что конкретно произошло — выяснить так и не удалось, но на глазах у второй экспедиции никакие деревья людей не поедали.

Историй о хищных растениях хватает и в массовой культуре — тема пользуется популярностью еще с конца XIX века

Примеров миллион. Еще Герберт Уэллс в 1894 году написал рассказ «Странная орхидея» об орхидее-вампире, способной одурманивать людей запахом и пить их кровь. А в 1956 году на ту же тему ироничный рассказ написал Артур Кларк — называется он «Строптивая орхидея». Также в начале прошлого века вышел рассказ Говарда Гарриса (более известен как Джоэль Харрис) «Растение-людоед профессора Дженкинса», отличающийся юмористическим отношением к теме. А в 1957 году вышел отличный рассказ Роберта Шекли «Похмелье», в котором главный герой в пьяном угаре попадает на другую планету и чуть не становится жертвой растения-вампира.

Также нельзя не упомянуть роман Скотта Смита «Руины» 2006 года про хищные растения с зачатками разума, способные вызывать у людей галлюцинации. Кстати, роман успешно экранизирован в 2008 году режиссером Картером Смитом. И, конечно же, великолепный научно-фантастический роман Джона Уиндема «День триффидов» 1951 года о растениях, питающихся человечиной, способных ходить и охотиться на людей. Роман экранизировался трижды.

В российской фантастике тема тоже всплывала. Так, еще в 1933 году увидел свет роман Александра Беляева «Прыжок в ничто», посвященный Циолковскому. Там хищное растение на Венере схватило и чуть не сожрало одного из героев произведения.

Постер британского сериала «День триффидов» 1981 года

Часто хищные растения представлены в фантастике как монстры, способные двигаться, нападать и издавать страшные звуки

Вроде гуманоида, а по совместительству огромного кровососущего овоща из «Нечто из иного мира» 1951 года, бесчинствующего на полярной станции. А кто не помнит юмористический треш про злобных помидоров-убийц из 80-х? Есть еще и прелестная девушка Лайекка — плотоядное растение, не обделенное интеллектом из научно-фантастического телесериала «Лексс» 1997 года.

Также в кино популярна тема принесения в жертву растению людей. Пример тому очень известный фильм «Магазинчик ужасов» 1960 года режиссера Роджера Кормана, мюзикл и мультсериал по его мотивам про растение, которое помощник флориста кормит людьми. Или «Адела еще не ужинала» 1977 года — замечательная чехословацкая комедия, пародия на голливудские детективы, о цветке, взращенном безумным гением по кличке Садовник и вскормленном мясом, в том числе и человечиной.

Но, наверное, самый пугающий пример — фильм «Полено», снятый в 2000 году Яном Шванкмайером. Сюрреалистическая экранизация чешской народной сказки «Чурбашка» о бездетной паре, сделавшей себе из чурбанчика некое подобие ребенка, которому героиней фильма скормлены соседи и даже собственные родители.

Кадр из фильма «Полено»

Интерес к растениям-людоедам понятен. Только вот откуда взялись все эти рассказы?

Корни таких историй лежат в страхе перед чем-то неизведанным и пугающим своей непонятностью. А такого в природе много. Давайте разберемся, какие же реальные «монстры» могли стать прототипами этих страшилок.

Самый первый претендент — трупный цветок или аморфофаллус титанический, открытый в 1878 году на Западной Суматре ботаником Одоардо Беккари. Одного взгляда на эту прелесть достаточно, чтобы поверить в то, что она может съесть человека. Это огромный цветок (до трех метров в высоту), напоминающий разлагающийся кусок мяса с жутчайшим ароматом тухлых яиц, тухлой рыбы, гниющего трупа и экскрементов. Растет же он с невероятной скоростью около десяти сантиметров в день.

Аморфофаллус титанический

Пуйя чилийская или чагуаль. Вечнозеленое растение высотой несколько метров. Его грубые листья снабжены очень острыми и крепкими крючковатым шипами длиной около одного сантиметра. Животные, например овцы, вполне могут запутаться в густых зарослях пуйи и погибнуть. А дальше поможет воображение.

Такую же опасность несет в себе и гарпагофитум грандидьери, названный в честь исследователя Мадагаскара Альфреда Грандидье. У его плодов есть загнутые назад крючья, способные цепляться за проходящих мимо животных. И пока плоды крепко держатся на ветках, есть опасность, что не очень крупное животное застрянет и не сможет вырваться самостоятельно. Есть предположения, что именно это растение стало прототипом дерева-людоеда.

Для людей же опасным может быть хура взрывающаяся (дерево-динамит), произрастающая в Северной и Южной Америке. Соцветия некоторых видов можно употреблять в пищу, при этом сок и семена очень ядовиты, вызывают слепоту, рвоту, галлюцинации и даже смерть. Плод этого дерева напоминает маленькие тыквы пять-восемь сантиметров в диаметре. Созревшие плоды раскрываются со взрывом, выбрасывая семена со скоростью до 70 метров в секунду на расстояние до 45 метров.

Очень интересный экземпляр для фольклора — сократея голокоренная или ходячая пальма, произрастающая в тропиках Центральной и Южной Америки. Это дерево «ходит» — не в прямом смысле, конечно, а от тени к солнечному свету, укореняясь в нужном направлении, а старые корни при этом отмирают. Так дерево медленно движется в сторону, где растут новые корни, «проходя» около двух сантиметров в день.

Пуйя чилийская

Легенды о дунаке с его извивающимися ветвями могут быть плодом воображения от наблюдаемой охоты некоторых живущих на деревьях змей — например, питонов

Причин, почему эти истории проникли в цивилизованное общество, тоже может быть много. Это и вопрос политики, когда надо было как-то обосновать освоение новых территорий и выставить коренное население дремучими дикарями, верящими во всякую чушь. Это и погоня за сенсациями для поднятия рейтингов печатных изданий, поэтому есть подозрения, что некоторые подобные истории могли быть просто сфабрикованы самими издателями. Иногда такие истории могли выдумываться и исследователями, чтобы как-то оправдывать финансирование своих экспедиций.

Хура взрывающаяся

И конечно, во всех этих историях наверняка не обошлось без участия реально существующих насекомоядных растений

Первое точное описание насекомоядных (правильнее плотоядных) растений было сделано английским натуралистом Джоном Эллисом еще в 1769 году. На данный момент таких растений насчитывается более 700 видов. Все они растут во влажных местах: дождевых тропических лесах, болотах — то есть там, где в почве мало питательных веществ. Вот они и приспособились к такому способу питания, чтобы обеспечить себя азотом, фосфором и другими нужными элементами.

Самые крупные из плотоядных растений относятся к роду непентесов. Произрастают они в тропических лесах от Мадагаскара до Австралии. Большинство непентесов — лианы, но есть среди них травы и кустарники. Ловушка непентесов похожа на кувшин размером от трех до пятидесяти сантиметров — за это их прозвали кувшиночниками. Их внутренняя поверхность покрыта очень скользким воском, и жертва (пауки, мухи, жуки), попавшая туда, выбраться назад не может. Она падает в жидкость с пищеварительными ферментами (а ее там может быть аж до четырех литров) и там переваривается. Иногда в кувшинах находят и более крупный улов — лягушек и грызунов.

Непентесы быстрее других плотоядных растений переваривают свою добычу — примерно пять-восемь часов. Каждый ловчий кувшинчик живет около одного года, затем отмирает. Кстати, местные жители очень любопытно используют эти кувшины — очищают и готовят в них рис.

Похожий способ ловли насекомых используют и сарацении, которые можно встретить вдоль Атлантического побережья Северной Америки и Канады. Кувшинчики у них длинные, от десяти до восьмидесяти сантиметров, похожие на кобру.

Непентес

Но наиболее популярен при создании хищных растений-монстров образ венериной мухоловки, жительницы атлантического побережья

Хоть она и не может похвастаться огромными размерами, но уж очень у нее необычная внешность. Для ловли насекомых венерина мухоловка использует захлопывающуюся ловушку. Это всего лишь лист, образующий две створки с длинными зубцами по краям, но как он похож на зубастую пасть монстра! Интересно, что при помощи специальных чувствительных волосков растение реагирует на частички весом всего 0,0008222 миллиграмма и захлопывает ловушку за одну пятую долю секунды.

Зубцы сначала закрываются неплотно, выпуская слишком мелкую добычу — нечего тратить ценные пищеварительные соки на всякую ерунду. Но уж если попалась добыча посолиднее (размером 3-4 миллиметра) мухоловка свое не упустит и будет медленно смыкать створки пока не раздавит свою жертву. Процесс переваривания занимает около двух суток. Венерина мухоловка настолько странна, что фольклор иногда приписывает ей инопланетное происхождение.

А вот у всем известной росянки нет зубастой пасти — она использует ловушку-липучку. Но внешне росянка по странности не уступает своей родственнице венериной мухоловке.

Венерина мухоловка

А вот человека съесть подобные растения все-таки не могут. Да и грызунами они, кстати, тоже не питаются

До сих пор не найдено ни одного плотоядного растения таких размеров, чтобы съесть человека. Но непентесы бывают такими большими, что могут утопить крысу. Исследования ученых (2009-2011 годы) выявили выгодный симбиоз (мутуализм) между некоторыми видами непентесов и млекопитающими. У одних этот союз установлен с землеройками, у других — с ночными крысами или шерстистыми летучими мышами.

Здесь у каждого своя выгода. Грызуны получают сладкий нектар, мыши — удобный номер в отеле (они используют кувшины в качестве дневного насеста), а растения получают питательные фекалии. Из них «хищники» получают от 57 до 100 процентов нужного им азота. Правда, опасности для грызунов это сотрудничество не отменяет. Найденные в кувшинах крысы — чересчур зазевавшиеся жертвы. Переварить их до какой-то степени непентесы могут, но без особой пользы для своего здоровья.

Переварится и кусок человеческой ткани. Например, американский ботаник Барри Райс во время лечения травмы стопы скармливал свою больную кожу венериным мухоловкам, чтобы посмотреть, съедят ли они ее. И они съели, чему Райс был очень удивлен. Но все-таки крыса и другое подобное животное для растения почти непосильная еда, что уж говорить о человеке. Существование плотоядных деревьев с ботанической точки зрения тоже вряд ли возможно. Из-за особенностей строения крупные растения — пассивные хищники и не могут быстро двигаться. А процесс переваривания крупной добычи занял бы у них такое количество времени, что пища быстрее сгнила бы и убила ловушку.

Источник

Источник

  • Рассказ о тюльпанах для 2 класса по окружающему миру
  • Рассказ о фараоне 5 класс по истории кратко
  • Рассказ о урал батыре 5 класс
  • Рассказ о уральских горах для 4 класса кратко
  • Рассказ о фигурном катании на английском языке с переводом