Рассказ о цицероне для 4 класса

23 рассказа телеграмма катерина петровна, героиня рассказа телеграмма, одиноко жила в глухом селе заборье под рязанью. ее единственная дочь настя

23 рассказа

Телеграмма

рассказ телеграмма паустовского Катерина Петровна, героиня рассказа Телеграмма, одиноко жила в глухом селе Заборье под Рязанью. Ее единственная дочь Настя работала в Ленинграде и даже не писала писем. Правда, время от времени присылала матери деньги. К женщине часто забегала соседская девочка, заходил сторож Тихон, но все ее мысли были о дочке. Однажды Катерина Петровна…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 17 мин.)

Корзина с еловыми шишками

Корзина с еловыми шишками Рассказ Корзина с еловыми шишками посвящен композитору Эдварду Григу. Однажды в осеннем лесу Григ встретил восьмилетнюю дочь лесника, собиравшую еловые шишки. Эдварду захотелось что-нибудь подарить девочке, но, увы, его карманы оказались пусты. Тогда он пообещал Дагни, что через десять лет обязательно сделает ей подарок. Прошли годы, Дагни…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 12 мин.)

Барсучий нос

Барсучий нос Рассказ Барсучий нос повествует о забавном и в то же время грустном происшествии на берегу лесного озера, куда мальчик Ваня оправился с рыбаками. Поздно вечером все сидели у костра и жарили картошку. Вдруг в кустах раздалось странное фырканье. Не успели люди опомниться, как оттуда выскочил барсук, подбежал к шипящей, брызгающей маслом сковороде…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 4 мин.)

Квакша

Квакша В своем рассказе Квакша Паустовский хотел показать, что человек и природа – единое целое, а потому нужно быть добрым к любому живому существу. В то лето стояла такая жара, что даже накопать в огороде червей для рыбалки было проблемой – все они спрятались поглубже. Пожилой рыбак Глеб с трудом добыл несколько штук в дальнем овраге, а потом поставил…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

Заячьи лапы

Заячьи лапы В рассказе Заячьи лапы идет речь о ценности доброты, благородства и взаимовыручки. Однажды старый охотник Ларион чуть было не пристрелил зайчишку – промахнулся. Дед успел заметить, что левое ухо у зайца разорвано. Вскоре после этого случая Лариона настиг в лесу пожар. Огонь стремительно наступал, шансов выбраться из леса живым не было. И вдруг…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 7 мин.)

Кот-ворюга

Кот-ворюга Рассказ Кот-ворюга учит проявлять милосердие к животным – тогда они станут нашими лучшими друзьями и помощниками. Деревенский кот постоянно воровал у рыбаков улов и все, что плохо лежало. За это рыжий хулиган был прозван Ворюгой. Однажды терпение рыбаков лопнуло. Поутру кот стащил окуней, а вечером утянул кусок колбасы и забрался с ним на…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 5 мин.)

Дремучий медведь

dremuchij-medved-01 Петя, герой рассказа Дремучий медведь, круглый сирота: отец погиб на войне, а мать умерла. Жил он с бабушкой Анисьей, а летом работал колхозным пастухом. Петя, в отличие от других пацанов, никогда не обижал животных, не ломал веток, не разорял гнезд. И природа отплатила ему добром. Однажды старый злой медведь решил напасть на телят. Пете грозила…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

Теплый хлеб

Тёплый хлеб В рассказе Теплый хлеб противопоставляются доброта и черствость, забота о других и эгоизм, любовь и равнодушие. В одной деревне жил кавалерийский конь, которого ранило осколком во время войны. Мельник Панкрат вылечил животное, но прокормить его в одиночку не мог. Конь заходил во дворы к селянам, и каждый чем-нибудь кормил его. И только мальчик…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 12 мин.)

Струна

Коротенький, но очень трогательный рассказ Струна переносит нас в тяжелые годы войны. Горе и страдания не смогли лишить людей способности воспринимать прекрасное. В 1941 году на осажденном фашистами острове плечом к плечу с бойцами сражалось несколько артистов. По вечерам, несмотря на обстрелы, они давали концерты. Скрипка музыканта Егорова была…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 5 мин.)

Стальное колечко

Стальное колечко Стальное колечко – рассказ о том, как нужно любить своих близких, сострадать им. Доброму человеку даруется счастье. Варя с дедом жили в глухой деревне на опушке леса. Однажды морозной зимой у дедушки, который сильно болел, закончился табак. Варя отправилась в ближайшее село. На станции девочка познакомилась с военным, который попросил продать…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 8 мин.)

Жильцы старого дома

Жильцы старого дома Герои рассказа Жильцы старого дома – животные и неодушевленные предметы: кот, такса, петух, курица, лягушка, стенные ходики, веер, музыкальная шкатулка. У каждого из них свои заботы, не менее важные, чем у людей. Кот Степан конкурирует с таксой Фунтиком. У Фунтика, в свою очередь, имеются враги: агрессивный петух Горлач и драчливая черная курица…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 9 мин.)

Похождения жука-носорога

Похождения жука-носорога Похождения жука-носорога – трогательное произведение о военном лихолетье. Автор показывает, что даже в самых тяжелых условиях всегда есть место для человеческой доброты, душевного тепла, любви ко всем живым существам. Когда Петр Терентьев уезжал на фронт, маленький сын Степа подарил ему своеобразный талисман – живого жука-носорога в спичечном…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 7 мин.)

Резиновая лодка

Резиновая лодка Герой рассказа Резиновая лодка купил себе новый «транспорт» для рыбалки. Жителям деревни резиновое судно было в диковинку, но постепенно все привыкли к нему и перестали шарахаться. И только щенок Мурзик, обожавшей грызть все подряд, никак не мог успокоиться. Пес беспрестанно хватал острыми зубами то борт лодки, то резиновую пробку, и однажды…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 6 мин.)

Растрепанный воробей

Растрепанный воробей Основная идея рассказа Растрепанный воробей – всепобеждающая сила добра. Благодаря добру случаются настоящие чудеса. В форточку квартиры, где жила девочка Маша, часто залетала ворона и воровала еду. Однажды голодный воробышек Пашка попытался полакомиться запасами воронами, но получил удар острым клювом. Маша взяла Пашку к себе, отогрела и…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

Подарок

Подарок В своем рассказе Подарок писатель старается показать, что жизнь прекрасна благодаря постоянным переменам. Каждое время года имеет свою прелесть, и это нужно ценить. Как-то осенью сын лесничего Ваня подарил рассказчику выкопанную в лесу молоденькую березку. Деревце посадили в большой ящик с землей и оставили в комнате. Когда начался листопад и все…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 5 мин.)

Последний черт

Последний черт Забавный рассказ Последний черт повествует о том, что в жизни порой случаются «чудеса», которые на самом деле объясняются очень просто. Дед Митрий пугал жителей деревни байками о том, что якобы встретился у лесного озера с чертом. И хотя ему не очень-то верили, но ходить по ягоды женщины теперь опасались. Автор рассказа и его друг решили…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 8 мин.)

Акварельные краски

акварельные краски паустовский В рассказе Акварельные краски Паустовский хочет показать, как много значат для человека понятия «родина», «родная земля». Художник Берг вырос в городке на берегу Днепра, но никогда не испытывал особой привязанности к родным местам. Однажды он поехал в гости к своему другу, художнику Ярцеву, проводившему лето в деревне под Муромом. Берг целыми…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 9 мин.)

Сивый мерин

Сивый мерин Рассказ Сивый мерин затрагивает душу читателя особой атмосферой доброты и щемящей грусти. Однажды ночью Рувим с Костей отправились на рыбалку. По дороге они заметили, что за ними увязался знакомый мерин, который вместе с другими лошадьми пасся возле стогов. Подойдя к реке, мерин вошел в воду, и приятели рассердились, что он распугает рыбу. А…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 6 мин.)

Заботливый цветок

Заботливый цветок Заботливый цветок – увлекательная история о простеньком лесном растении. В природе нет ничего лишнего или неважного: каждая былинка имеет свое предназначение. Однажды рассказчик отправился в лесничество, где должен был состояться сбор шишек, запасенных белочками. Там он встретил лесничего и Анну Петровну, организатора похода за шишками. Разговор…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 6 мин.)

Артельные мужички

Артельные мужички Артельные мужички – сказка о девочке Варе и четырех крошечных, ростом с еловую шишку, человечках, освободивших из плена саму Осень. Однажды Варя познакомилась с артелью сказочных мужичков и поинтересовалась, могут ли они сплести поясок из паутины с золотым волосом. Этот волос обронила в лесу Осень, принявшая облик обычной девушки. В краю, где…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 20 мин.)

Золотой линь

Золотой линь Основная мысль рассказа Золотой линь – терпение и труд все перетрут. Как-то раз автор рассказа и его друг Рувим отправились на озеро удить рыбу, но день не задался. Над их маленькими уловами и раньше смеялись в деревне, а сегодня день вовсе не задался – все время что-нибудь мешало. Когда друзья наконец закинули удочки, явился старый дед и…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 7 мин.)

Австралиец со станции Пилево

Паустовский В рассказе Австралиец со станции Пилево идет речь о событиях начала ХХ в. Семья Вани жила очень бедно. Когда умер отец, мать отправила сына в Сибирь в надежде, что ему дадут там землю. Иван добрался до самого Владивостока и устроился на пароход. Однажды пароход бросил якорь в австралийском порту. Ваня решил остаться и поработать на плантации…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 23 мин.)

Снег

рассказ Снег Героиня рассказа Снег в годы войны эвакуировалась из Москвы в маленький городок. Поселились они с дочкой у старика Потапова, но через месяц его не стало. Сын старика, офицер флота, давно не был в родном городе, и вот наконец вырвался на сутки. Николай узнал, что отец умер, а в доме живет актриса. Он очень боялся, что теперь там все чужое. А…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

В составе золотого фонда советской литературы есть множество интересных даже для современных детей произведений, в частности, рассказы, которые написал Константин Георгиевич Паустовский. Автор раскрывает юным читателям самых разнообразные аспекты жизни, знакомит с миром животных, объясняет взаимоотношения в семье, заставляет задуматься о морально-этических проблемах и т.д.

Какие рассказы Паустовского читать для детей?

Каждое произведение Константина Георгиевича по-своему интересное и поучительное, поэтому решать, что почитать ребенку вслух либо посоветовать для самостоятельно изучения нужно, исходя из возраста, обстоятельств и характера сына или дочки. Без сомнений, понравятся деткам повествования о природе, приключениях, домашних животных и лесных зверях, их взаимоотношениях с человеком. В списке самых популярных стоит отметить такие рассказы: «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Жильцы старого дома», «Прощание с летом», «Подарок», «Собрание чудес», «Старый повар», «Стальное колечко».

Лучшие сказки бесплатно

Пока кто-то партиями скупает детскую литературу с прилавков или тратит драгоценное время на походы в обычные библиотеки, многие выбирают альтернативный способ погружения в мир сказок Паустовского – онлайн чтение. На нашем сайте можно найти произведения писателя разных годов, рассчитанные на детей младшего и среднего школьного возраста – останется только определиться с названием и открыть текст для чтения. Важные преимущества нашего портала:

  • никакой оплаты за доступ – рассказы о природе, животных, семье и т.д. можно читать вслух или про себя без ограничений;
  • отсутствие необходимости подписываться на электронную рассылку или регистрироваться;
  • наличие содержания и удобного поиска по названиям, что позволяет достаточно быстро сориентироваться в творчестве русского автора;
  • иллюстрации к повестям и рассказам, с помощью которых ребенок сможет более явно представить описываемые в них события и героев;

беспроблемное открытие текстов с компьютера, телефона, планшета и любого другого устройства, подключенного к Интернету.

Популярные рассказы К. Г. Паустовского

  1. Телеграмма
  2. Корзина с еловыми шишками
  3. Барсучий нос
  4. Квакша
  5. Заячьи лапы

Реальные темы на декабрьское, итоговое сочинение будут подразделяться по часовым зонам. Таких зон всего 11, а это означает, что и комплектов c темами будет 11 штук.

На просторах интернета стали появляться реальные темы итогового сочинения 2021-2022 гг. Мы их собираем в режиме реального времени и добавляем на данной странице по регионам абсолютно бесплатно. Если найдете какую-нибудь информацию — добавляйте ее в комментариях. Вы очень поможете.

Зона 1 — Часовой пояс MSK-1 (МСК-1) UTC+2 (-1 час к Москве) — точные темы ИС 2021-2022

  • 107. Жизненный путь является постоянным выбором или его курс всегда можно изменить?
  • 111. Чем путешествие может обогатить человека?
  • 205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
  • 212. Можно ли как-то сохранить баланс между природной чистотой и техническим прогрессом?
  • 308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
  • 310. Пройти мимо преступления, значит, поощрить его.
  • 409. С каким героем произведений Вы себя ассоциируете?
  • 410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
  • 501. Что значит быть гражданином?
  • 512. Социальные проблемы, которые предстоит решить моим потомкам.

Зона 2 — Москва — Часовой пояс MSK+0 (МСК+0) UTC+3 (+0 час к Москве) — точные темы ИС 2021-2022

  • 110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
  • 113. Самой тяжелой дорогой, всегда будет та, которую вы еще не изведали.
  • 210. Изменяется ли человек в процессе развития технологий?
  • 213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
  • 301. За что может быть стыдно человеку?
  • 309. Когда слово становится преступлением?
  • 407. Какую разницу Вы видите между прочтением пьесы и спектаклем?
  • 407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
  • 501. Возможно ли достигнуть всеобщего счастья?
  • 505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

Зона 3 — Самарская область — Часовой пояс MSK+1 (МСК+1) UTC+4 (+1 час к Москве) — точные темы ИС 2021-2022

  • 106. Что подразумевает фраза: «идти по своему пути»?
  • 113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
  • 206. Может ли общество найти спасение в техническом прогрессе?
  • 207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
  • 303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
  • 308. Что означает фраза: «Без вины виноватый»?
  • 403. Почему в наше время еще актуальны театры?
  • 404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
  • 504. Нужно ли покидать родной город ради больших амбиций?
  • 509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?

Зона 4 — Свердловская область, Тюменская область — часовой пояс MSK+2 (МСК+2) UTC+5 (+2 часа к Москве)

  • 104. Как Вы понимаете утверждение: «Тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели»?
  • 105. Как путешествия способствуют развитию человека и его нравственности?
  • 204. Можно ли в наше время жить без науки?
  • 206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
  • 306. Можно ли согласиться с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений, самое тяжкое — бессердечие»?
  • 310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
  • 402. В чем заключается шарм классической музыки?
  • 405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
  • 502. Что необходимо для всеобщей качественной жизни на Руси?
  • 508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?

Зона 5 — Часовой пояс MSK+3 (МСК+3) UTC+6 (+3 часа к Москве)

  • 108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
  • 112. Какие свершения и цели обязательны на жизненном пути?
  • 210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
  • 213. Способен ли прогресс и технологии решать вечные проблемы?
  • 301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
  • 305. Какое из преступлений непростительно?
  • 401. Может ли читатель прожить «тысячи жизней» вместо одной?
  • 409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
  • 510. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  • 511. Что для вас «любовь к Родине»?

Зона 6 — Новосибирская область, Красноярский край — Часовой пояс MSK+4 (МСК+4) UTC+7 (+4 часа к Москве)

  • 104. Взлеты и падения на пути к самому себе.
  • 109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
  • 203. Можно ли согласиться с цитатой Эдисона: «Неудовлетворённость — первейшее условие прогресса»?
  • 208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
  • 302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
  • 312. Месть является восстановлением справедливости или все же преступлением?
  • 406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
  • 410. Можно считать музыку отражением духовности человека?
  • 501. Какие обязательства привносит статус гражданина?
  • 504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?

Зона 7 — Часовой пояс MSK+5 (МСК+5) UTC+8 (+5 часа к Москве)

  • 103. Что служит маяком для души в процессе ее жизненного пути?
  • 112. О чём может рассказать дорожный дневник?
  • 202. В чем Вы видите опасность технократии?
  • 203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
  • 307. Можно ли нарушить нравственный закон?
  • 311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
  • 405. Что лучше: книга или все же кинофильм?
  • 408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
  • 508. Как Некрасов описывал «народное счастье»?
  • 513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Зона 8 — Часовой пояс MSK+6 (МСК+6) UTC+9 (+6 часа к Москве)


  • 106. Книга как путешествие в прошлое.
  • 109. Как и чем можно исказить жизненный путь?
  • 201. Какие препятствия могут встретиться в жизни человека?
  • 202 В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
  • 304. Что в вашем понимании означают слова Р. Раскольникова: «Я ведь не старушонку убил, я себя убил»?
  • 306 Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
  • 408. Какие качества литература воспитывает в молодом поколении?
  • 412 Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
  • 507 Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
  • 510. Почему на Руси жить плохо?

Зона 9 — Часовой пояс MSK+7 (МСК+7) UTC+10 (+7 часа к Москве)

  • 102. Что помогает обрести счастье современному человеку?
  • 105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
  • 201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
  • 205. По каким причинам нельзя обойтись без прогресса?
  • 303. Достоин ли преступник сочувствия?
  • 307. Что такое преступление против самого себя?
  • 404. Что привносит классическая литература в нашу жизнь?
  • 413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
  • 509. Как вы понимаете цитату: «Где родился-там и пригодился»?
  • 511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?

Зона 10 — Сахалинская область — Часовой пояс MSK+8 (МСК+8) UTC+11 (+8 часа к Москве)

  • 101 Как путешествия могут изменить человека?
  • 110. Какие пути мы можем выбрать для себя?
  • 208. В чем заключается опасность технического прогресса?
  • 212 Шаги цивилизации: обретения и потери.
  • 302. Важна ли совесть в человеке?
  • 305 Можно ли заставить человека раскаяться?
  • 402 К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
  • 413. Понятие выражения: «Театр жизни».
  • 503 Является ли богатство необходимым условием счастья?
  • 505. Что мешает найти счастье на Руси?

Зона 11 — Камчатский край и Чукотский автономный округ — Часовой пояс MSK+9 (МСК+9) UTC+12 (+9 часа к Москве)

  • 101. Как Вы понимаете фразу: «Дорога длиною в жизнь?»
  • 102. В чём ценность путевых впечатлений?
  • 204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
  • 209. Когда прогресс неминуемо приведёт к трагедии?
  • 312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
  • 313. Что Вы понимаете под понятием «преступление»?
  • 411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
  • 412. Почему опасно неравенство в социуме?
  • 502 . Что такое гражданский долг?
  • 503. Мой любимый литературный герой.

Детство и молодость Цицерона — период жизни Марка Туллия Цицерона, включающий в себя его детство и молодость (106 — 76 годы до н. э.).

Цицерон в Арпине[править | править код]

Малая родина[править | править код]

Цицерон (возможно, Кикеро) говорил, что у него две родины: на первом месте Римское государство, которому каждый гражданин должен посвятить всего себя, но не менее дорога ему и та местность, где он родился — городок Арпин[1] (ныне Арпино).

Город Арпин был отбит римлянами у самнитов в 305 году до н. э.[2], в 303 году его жителям было даровано частичное право гражданства[3]. В 188 году до н. э. Арпин и два других муниципия получают право голосования дополнительно к праву гражданства[4].

Семья Цицерона[править | править код]

Плутарх предполагал, что первый в роду получил прозвище «cicero», так как форма его носа (широкого и приплюснутого) напоминала горошину нута[5]. Род, принадлежавший к всадникам, происходил из Арпина[6]. Некоторые биографы даже пытались связать его с царём вольсков.

Известно, что дед Цицерона выступал в своем муниципии против замены открытого голосования подачей табличек, которую предложил его шурин Марк Гратидий[7]. Он говаривал, что из его современников величайший негодяй — тот, кто лучше всех знает по-гречески[8].

Отец Цицерона, по словам оратора, был слаб здоровьем и провёл жизнь в литературных занятиях, он же отстроил усадьбу близ Арпина[6]. Отца в своих сочинениях Цицерон упоминает редко, мать по имени не называет ни разу. Согласно Плутарху, её звали Гельвия[5].

Рождение и младенчество[править | править код]

Цицерон считал недостойным философа отмечать дни рождения[9]. Упомянул он этот день лишь однажды, да и то оплакивая его[10].

Гражданин Римской республики Марк Туллий Цицерон, сын Марка, внук Марка, родился в третий день до январских нон[11] в консульство Квинта Сервилия Цепиона и Гая Атилия Серрана (648 год от основания Города, или 3 января 106 года до нашей эры) в усадьбе своего деда около речки Фибрен неподалёку от городка Арпин[12].

Плутарх пишет, что мать произвела его на свет легко и без страданий, а кормилице явился призрак, возвестивший, что она выкормит великое благо для римлян[13]. Цицерон ни о чём подобном не упоминает.

Детство[править | править код]

Рассказ о цицероне для 4 класса

Начальное образование Марк получил в Арпине. Цицерон вспоминал, как выучил наизусть законы XII таблиц[14]. Враги позднее упрекали его, что он вырос в «деревне»[15].

Родственник Цицерона (муж его тёти), всадник Гай Акулеон, пользовался уважением оратора Луция Лициния Красса[16]. Цицерон называет Акулеона человеком тонкого ума, хорошо знающим гражданское право[17]. Его сын, двоюродный брат Цицерона, унаследовал от отца знание гражданского права[18]. Цицерон упоминает, как его дядю Акулеона защищал Красс против Гратидиана (97 год)[19].

В детстве Цицерон и его брат бывали в Риме, где посещали дом Красса[16]. Дом отца Цицерона в Риме находился на западной стороне Эсквилинского холма, в городском квартале Карины[20].

Плутарх отмечает, что мальчик хорошо учился, что принесло ему славу среди товарищей[13]. Уже в детстве он свободно овладел греческим языком, что позволяло учиться у греческих преподавателей.

Когда грамматик Плоций Галл впервые ввел преподавание красноречия и на латинском языке, юный Марк собрался учиться у него риторике[21]. Но латинская школа была закрыта по эдикту цензоров 92 года Красса и Домиция[22], что позднее Цицерон одобрял[23].

Цицерон в Риме[править | править код]

Юноша на Форуме[править | править код]

Некоторые процессы второй половины 90-х годов Цицерон описывает настолько ярко, что заставляет исследователей предполагать, что он мальчиком сам на них присутствовал. Тем не менее Цицерон прямо об этом не говорит, и мог получить о них сведения несколькими годами спустя. К ним относятся:

  • Дело Планка, где Цицерон отметил юмор Красса[24].
  • Речь Красса в защиту Цепиона (95 год), которую Цицерон называл своей наставницей с детства[25].
  • Дело Курия (93 год), где Квинт Сцевола и Красс исходили первый — из буквы закона, а второй — из духа[26].
  • Последняя речь Красса (91 год)[27]. Цицерон вспоминал, как после его смерти вместе с братом Квинтом он зашёл в пустую курию, где ранее выступал Красс, и ему казалось, что он ещё слышит его голос[28].

Позднее Цицерон в речах неоднократно называет имена Красса и Антония рядом как самых известных ораторов своего времени[29].

Цицерон надел мужскую тогу в апреле 91[30] или 90 года[31]. Он постоянно присутствовал на сходках и судебных заседаниях[32]. Там он познакомился со многими сверстниками, включая Тита Помпония[33], который всю жизнь оставался его лучшим другом. Среди его товарищей был и Гай Марий младший[33]. Также он посещал дом Луция Элия, оратора и знатока словесности и римской древности, и присутствовал при сочинении им речей[34].

Цицерон вспоминал, что уже в юности книги и наставления многих людей убедили его в необходимости стремиться к славе и почестям и ради этого презирать все опасности[35].

Тогда же получил выражение его интерес к поэзии. Он написал небольшую поэму «Главк Понтийский», перевёл с греческого поэму Арата «Явления», а затем взялся за эпос о своем земляке, известном полководце Марии (от двух последних произведений сохранились небольшие отрывки, см. Поэзия Цицерона).

В армии[править | править код]

Во время союзнической (марсийской) войны юноша служил в войске Суллы[36]. В 89 году до н. э. Цицерон был свидетелем знамения при жертвоприношении, которое предшествовало победе Суллы под Нолой[37], а также встречи консула Гнея Помпея с военачальником марсов Веттием Скатоном[38]. В армии он пробыл недолго, не больше года, и вернулся в Рим.

Вновь на Форуме[править | править код]

Цицерон с юности усердно занимался, собираясь стать оратором[39]. Он упражнялся в декламациях по-латыни и по-гречески с Марком Пизоном, Квинтом Помпеем и другими знакомыми[40]. Риторику он изучал у Аполлония Молона с Родоса[41], чьи лекции слушал в Риме в 87 и 81 годах[42]. Тогда же Цицерон взялся за написание большого латинского руководства по риторике, но завершил только две книги, излагавшие учение о нахождении (см. О нахождении риторики (Цицерон)).[43]

Гражданское право он изучал у Квинта Муция Сцеволы Авгура[44] начиная с 89 года[45].

Когда в 87 году Сцевола Авгур умер, Цицерон продолжил изучение права у другого известного юриста Квинта Муция Сцеволы Понтифика[46] вместе с Титом Помпонием[47]. Сцевола Понтифик был не только знатоком права, но и любил рассуждать о честности и доверии[48].

Тем временем, когда в 87 году Марий и Цинна заняли город, в Риме начала литься кровь граждан. Знаменитый оратор Марк Антоний был убит по приказу Мария, его отрубленная голова была выставлена на рострах форума[49].

Учителя философии[править | править код]

Первым философом, с которым познакомился Цицерон, был эпикуреец Федр, учение которого юноша сначала высоко ценил, но несколько позже, познакомившись с другими системами, перестал ценить как философа, оставаясь лично к нему расположенным[50]. На Помпония Федр и его философия произвела бо́льшее впечатление[51].

Академик Филон из Лариссы прибыл в Рим в 88 году, и Цицерон «целиком вверился ему, движимый необыкновенной любовью к философии»[52]. Позже Цицерон причислял себя именно к платоникам.

Со стоиком Диодотом он упражнялся в диалектике и под его руководством изучал «все науки»[53], в частности, занимался астрономией[54].

Театр[править | править код]

Цицерон очень любил театр, особенно восторгаясь игрой актёра Росция. В своих сочинениях он неоднократно цитирует римских драматургов. Он был знаком со старым трагическим поэтом Акцием[55], а выступать перед публикой учился у комического актёра Росция и трагика Эзопа[56].

Установление диктатуры Суллы[править | править код]

В начале 82 года учитель Цицерона великий понтифик Муций Сцевола был убит марианцами у храма Весты[57]. Перед этим Муций говорил ученикам, что предвидит свою смерть, но предпочитает её приходу с оружием под стены отечества[58]. Об «участи Муция» оратор размышлял в своих письмах 49 года[59].

Что делал Цицерон в 82 году, точно неизвестно, хотя он упоминает, что поддержал сторону Суллы[60]. Вероятно, ужасы и кровопролития гражданской войны произвели сильное впечатление на него[61].

Сам Цицерон говорил, что в молодости решил быть только защитником, а не обвинителем[62]. В те времена, когда многие делали себе состояния на проскрипциях, Цицерон заявлял: «велик в глазах моих тот, кто достиг вершин собственной доблестью, а не взобрался туда по бедам и горестям ближнего»[63].

Первые дела[править | править код]

В 81 году Цицерон, обладая уже некоторым опытом, стал впервые браться за гражданские дела и уже несколько раз выступал в суде[64], но участвовать в первом относительно заметном процессе его уговорил его друг Росций. В этом гражданском деле Цицерон защищал Квинкция, шурина Росция, которому грозило бесчестье за неуплату долга. Цицерон рядом убедительных аргументов обосновал позицию своего клиента, хотя его оппонентом выступал известный оратор Гортензий.

В 80 году молодой оратор взял на себя защиту Секста Росция, ложно обвиненного в отцеубийстве, когда другие ораторы, боясь того, что обвинителей поддерживал влиятельный вольноотпущенник Суллы Хрисогон, не решились выступить в суде. Росций был оправдан, а смелое выступление положило начало известности Цицерона.

Он часто выступал на форуме, тщательно готовя свои речи[65]. Известно, что одна из ранних речей Цицерона была произнесена в защиту гражданских прав некоей арретинки в суде децемвиров[66] и также могла рассматриваться как вызов политике Суллы.

Цицерон в Греции[править | править код]

Поездка[править | править код]

Цицерон сам говорил позднее, что был худ и слаб желудком[67], и для поправки здоровья в 79 г. до н. э. поехал в Грецию в Афины, куда ранее отправился его друг Помпоний. Плутарх же считает, что упоминание о слабости здоровья было лишь поводом, на деле же Цицерон страшился гнева Суллы, который не простил ему защиту Росция[36]. Это мнение обычно принимают и современные биографы[68].

Беглые упоминания самого Цицерона не позволяют с точностью установить весь его маршрут, хотя больше всего времени он провёл вначале в Афинах и в конце поездки на Родосе.

В частности, Цицерон вспоминал, что, когда он приехал вместе с Пизоном в Метапонт, то посетил дом Пифагора[69]. В Пелопоннесе он видел стариков-коринфян, некогда ставших рабами после разрушения их города[70], но больше его взволновал вид разрушенных стен самого города Коринфа[71]. Цицерон посетил и Спарту, где наблюдал за воспитанием лакедемонских юношей и за тем, как безжалостно они дерутся друг с другом[72].

Плутарх утверждает, что Цицерон даже обращался к Дельфийскому оракулу[73]. Впрочем, сам Цицерон упоминает этот оракул в прошедшем времени.

Афины[править | править код]

В Афинах Цицерон шесть месяцев слушал лекции платоника Антиоха Аскалонского[74], который читал лекции в Птолемеевом гимнасии, вместе со своими друзьями Титом Помпонием Аттиком и Марком Пизоном, младшим братом Квинтом и двоюродным братом Луцием. Позднее Цицерон изобразил афинский кружок в пятой книге своего диалога «О пределах блага и зла». Оратор отмечал, что к его времени афинские граждане были безразличны к наукам, а ими занимались только чужеземцы[75].

Хотя Цицерон позднее вспоминал, что в гимнасии охотнее слушают диск, чем философа[76], но сам он внимательно следил за речами Антиоха, которого называл самым тонким и проницательным из философов[77] и позднее посвятил разногласиям между Антиохом и Филоном диалог «Учение академиков».

Кроме того, по совету Филона, рекомендовавшего изучать и противоположную школу для лучшего её опровержения[78], он слушал и «корифея эпикурейцев» Зенона Сидонского, который жаловался на непонимание современниками учения Эпикура и бранил стоиков и академиков[79].

Параллельно с лекциями по философии он упражнялся в риторике у Деметрия Сира.

После Афин Цицерон объехал Малую Азию, посещая знаменитых ораторов (Цицерон выделяет Мениппа Стратоникейского, а также называет Дионисия Магнета, Эсхила Книдского, Ксенокла Адрамиттийского)[80], после чего отправился на Родос.

Родос[править | править код]

Из достопримечательностей Родоса Цицерону запомнилась картина с изображением Иалиса[81]. На Родосе Цицерон уже в третий и последний раз обучался риторике у Аполлония Молона, а также слушал лекции Посидония.

Цицерон вспоминал, что Молон умел как указывать недостатки, так и умерять расплывчатое словообилие ученика и «вводить его в берега». Плутарх рассказывает, что когда однажды Цицерон произнес греческую речь, присутствующие восхваляли его, и лишь Аполлоний был опечален и сказал:

Тебя, Цицерон, я хвалю и твоим искусством восхищаюсь, но мне больно за Грецию, когда я вижу, как единичные наши преимущества и последняя гордость — образованность и красноречие — по твоей вине тоже уходят к римлянам.[82]

Посидоний был крупнейшим философом и историком своего времени, чью систему обозначают как «стоический платонизм». Он показывал ученику изготовленный им небесный глобус[83] (другой небесный глобус, изготовленный Архимедом, Цицерон ранее видел в Риме[84]). Позднее Цицерон считал его не только своим учителем[85], но и другом[83], хотя и нередко возражал ему[86].

Возвращение[править | править код]

За время пребывания в Греции он поправил здоровье[87], туберкулёзный процесс был остановлен[88]. Его голос, «приобретя отделанность, стал приятным для слуха, мощным и, главное, соразмерным телесному его сложению»[82].

Когда умер бывший диктатор Сулла, друзья советовали Цицерону вернуться. Антиох поддержал намерение посвятить себя государственным делам[89].

Приехав в Рим в 77 году, Цицерон продолжил занятия греческими и латинскими декламациями[90], за что нередко подвергался насмешкам со стороны римлян, которые презрительно называли его «гречишкой» и «учёным»[73].

Женитьба[править | править код]

К этому времени относится женитьба Цицерона на Теренции, девушке из известного римского плебейского рода. В приданое за ней он получил 480 тыс. сестерциев[91]. Писем того времени не сохранилось, так что неизвестно, какие чувства он питал к жене. С. Л. Утченко считает, что союз был заключен по трезвому расчёту[92], Т. А. Бобровникова же убеждена, что Цицерон был пылко влюблен[93]. Вскоре (5 августа, вероятно, 76 года) родилась дочь, которую отец нежно называл Туллиолой.

Деятельность в суде и избрание квестором[править | править код]

Он возобновил активные выступления в суде и в 76 году принял участие в ряде заметных процессов, в ораторском мастерстве ориентируясь на Гортензия[94]. Из речей этого времени сохранилась лишь произнесенная по гражданскому делу в защиту актёра Росция, где Цицерон восхваляет театр.

Когда он искал первой должности, друзья советовали сменить неблагозвучное имя (когномен), но оратор отказался и заявил, что имя Цицерон ещё будет звучать громче, чем какие-то Скавр или Катул[5]. Цицерон был избран квестором на 75 год до н. э., так началась его политическая карьера.

Источники[править | править код]

  1. Цицерон. О законах II 4-5
  2. Ливий. История Рима IX 44, 16
  3. Ливий. История Рима X 1, 3
  4. Ливий. История Рима XXXVIII 36, 7-9
  5. 1 2 3 Плутарх. Цицерон 1
  6. 1 2 Цицерон. О законах II 3
  7. Цицерон. О законах III 36
  8. Цицерон. Об ораторе II 265
  9. Цицерон. О пределах блага и зла II 102
  10. Цицерон. Письмо 418, 3 = Аттику XI 9 (от 3 января 47 года)
  11. выражение Плутарха «третий день после новогодних календ» (Плутарх. Цицерон 2) не вполне соответствует терминологии римского календаря
  12. Цицерон. О законах II 3 (о месте своего рождения)
  13. 1 2 Плутарх. Цицерон 2
  14. Цицерон. О законах II 59
  15. Дион Кассий. Римская история XLVI 5, 1
  16. 1 2 Цицерон. Об ораторе II 2
  17. Цицерон. Об ораторе I 191
  18. Цицерон. О знаменитых ораторах 264
  19. Цицерон. Об ораторе II 262
  20. Утченко 1986, с.105
  21. Светоний. О грамматиках и риторах 26; Цицерон. Письма. В 3 т. М., 1994. Т.3. С.511
  22. текст эдикта см. Светоний. О грамматиках и риторах 25
  23. Цицерон. Об ораторе III 93-95
  24. Цицерон. Об ораторе II 223—226; Бобровникова 2006, с.26-28
  25. Цицерон. О знаменитых ораторах 164; Об ораторе II 199—203
  26. Цицерон. Об ораторе I 180, 242—244, II 24, 140—141, 221—222, О знаменитых ораторах 145, 194—198;
  27. Цицерон. Об ораторе III 3-6; Бобровникова 2006, с.45-46
  28. Цицерон. Об ораторе III 6; Бобровникова 2006, с.63-64
  29. Цицерон. В защиту Квинкция 80; Дивинация против Цецилия 25; Против Верреса (вторая сессия II). О судебном деле 191
  30. Бобровникова 2006, с.502
  31. Утченко 1986, с.105; Цицерон 1975, с.11
  32. Цицерон. О знаменитых ораторах 304—305
  33. 1 2 Корнелий Непот. Аттик 1
  34. Цицерон. О знаменитых ораторах 205—207
  35. Цицерон. Речь в защиту Архия 14; Бобровникова 2006, с.18
  36. 1 2 Плутарх. Цицерон 3
  37. Цицерон. О дивинации I 72, ср. Аппиан. Римская история XIII 50
  38. Цицерон. Филиппики XII 27
  39. Цицерон. Дивинация против Цецилия 40
  40. Цицерон. О знаменитых ораторах 310
  41. Цицерон называет его «Молон Родосский», а Плутарх — «Аполлоний, сын Молона»
  42. Цицерон. О знаменитых ораторах 307, 312
  43. Цицерон. О нахождении риторики / Пер. М.М. Ледащева, П.А. Дубровой. — Местечко Сольба, 2020. — С. 176.
  44. Цицерон называет его «сыном Квинта» в отличие от его тёзки Сцеволы Понтифика
  45. Цицерон. О знаменитых ораторах 306; Письма Аттику IV 16, 3 (письмо № 140, 54 год); Филиппики VIII 31; Бобровникова 2006, с.29-30
  46. Цицерон называет его «сыном Публия»
  47. Цицерон. О законах I 13, II 47, 49, 53
  48. Цицерон. Об обязанностях III 62, 70
  49. Цицерон. Об ораторе III 10; ср. Аппиан. Римская история XIII 72
  50. Цицерон. Письма к близким XIII 1, 2 (письмо № 198 Гаю Меммию Гемеллу, 51 год)
  51. Цицерон. О пределах блага и зла I 16
  52. Цицерон. О знаменитых ораторах 306, пер. И. П. Стрельниковой
  53. Цицерон. О знаменитых ораторах 309
  54. Бобровникова 2006, с.36
  55. Цицерон. О знаменитых ораторах 107, 229
  56. Плутарх. Цицерон 5; Утченко 1986, с.105
  57. согласно Цицерону, даже «перед статуей Весты» (Цицерон. О природе богов III 80), ср. Аппиан. Гражданские войны XIII 88, Ливий. История Рима, эпитома книги 86 («в преддверии храма»)
  58. Цицерон. Письма к Аттику VIII 3 (письмо 332, от 18 февраля 49 года)
  59. Цицерон. Письма к Аттику IX 12, 1; 15, 2; X 1, 4 (№ 367, 371, 376)
  60. Цицерон. В защиту Росция из Америи 137
  61. Цицерон. Об ораторе III 8-12
  62. Цицерон. Дивинация против Цецилия 4; Против Верреса (вторая сессия). О судебном деле 10
  63. Цицерон. В защиту Секста Росция из Америи 83, пер. В. М. Смирина
  64. Цицерон. О знаменитых ораторах 311; В защиту Квинкция 4
  65. Цицерон. О знаменитых ораторах 312
  66. Цицерон. В защиту Цецины 97
  67. Цицерон. О знаменитых ораторах 313—314
  68. Утченко 1986, с.108; Бобровникова 2006, с.62
  69. Цицерон. О пределах блага и зла V 4
  70. Коринф был разрушен в 146 году до н. э.
  71. Цицерон. Тускуланские беседы III 53
  72. Цицерон. Тускуланские беседы V 77
  73. 1 2 Плутарх. Цицерон 5
  74. Цицерон. О знаменитых ораторах 315
  75. Цицерон. Об ораторе III 43
  76. Цицерон. Об ораторе II 21
  77. Цицерон. Учение академиков II 113
  78. Цицерон. О природе богов I 59
  79. Цицерон. Тускуланские беседы III 37-38; О природе богов I 93; Учение академиков I 46
  80. Цицерон. О знаменитых ораторах 315—316; Плутарх. Цицерон 4
  81. Цицерон. Оратор 5, см. также: Против Верреса. О судебном деле 159
  82. 1 2 Плутарх. Цицерон 4, пер. С. П. Маркиша
  83. 1 2 Цицерон. О природе богов II 88
  84. Цицерон. О государстве I 21-22
  85. Цицерон. О природе богов I 6
  86. Цицерон. О судьбе 5
  87. Цицерон. О знаменитых ораторах 316; Плутарх. Цицерон 4
  88. Бобровникова 2006, с.69
  89. Плутарх. Цицерон 4
  90. Светоний. О грамматиках и риторах 25
  91. Плутарх. Цицерон 8 (у Плутарха «120 тыс. драхм»)
  92. Утченко 1986, с.109
  93. Бобровникова 2006, с.71
  94. Цицерон. О знаменитых ораторах 317—318

Литература[править | править код]

  • Утченко С. Л. Цицерон и его время. 2-е изд. М., Мысль. 1986. 352 стр. С.104-109 (в примечаниях: Утченко 1986)
  • Бобровникова Т. А. Цицерон: интеллигент в дни революции. (Серия «Жизнь замечательных людей». Вып. 1019). М., Молодая гвардия. 2006. 532 [12] стр. С.17-71 (в примечаниях: Бобровникова 2006) ISBN 5-235-02933-X

См. также[править | править код]

  • Павлинова. Цицерон. Молодые годы: повесть. СПб, 1909.

Темы со всех регионов страны. 1 декабря 2021 г.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

101. Как путешествия могут изменить человека?
102. В чём ценность путевых впечатлений?
104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106. Книга как путешествие в прошлое.
108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111. Чем путешествие может обогатить человека?
112. О чём может рассказать дорожный дневник?
113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212. Шаги цивилизации: обретения и потери.
213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

3. Преступление и наказание – вечная тема

301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305. Можно ли заставить человека раскаяться?
306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
307. Что такое преступление против самого себя?
308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
309. Когда слово становится преступлением?
310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

501. Что значит быть гражданином?
502. Что такое гражданский долг?
503. Является ли богатство необходимым условием счастья?
504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

По регионам

Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

110. Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
213. Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309. Когда слово становится преступлением?
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

→ Сочинения по этим темам.

Приволжский федеральный округ

Удмуртская Республика, Самарская область

113. Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
207. Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?

Северо-Западный федеральный округ

Калининградская область

111. Чем путешествие может обогатить человека?
205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501. Что значит быть гражданином?

Уральский федеральный округ

104. Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
206. Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?

Сибирский федеральный округ

Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?

Омская область

108. С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
210. Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
510. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?

Иркутская область

112. О чём может рассказать дорожный дневник?
203. Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Дальневосточный федеральный округ

Забайкальский край

106. Книга как путешествие в прошлое.
202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?

Магаданская область

101. Как путешествия могут изменить человека?
212. Шаги цивилизации: обретения и потери.
305. Можно ли заставить человека раскаяться?
402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503. Является ли богатство необходимым условием счастья?

Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край

105. Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
201. Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
307. Что такое преступление против самого себя?
413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?

Камчатский край, Чукотский автономный округ

102. В чём ценность путевых впечатлений?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
502. Что такое гражданский долг?

Как выглядит задание: temi-1dec2021.pdf
→ Все темы итогового сочинения с 2014 года

  • Рассказ о чацком и о молчалине
  • Рассказ о чатском с цитатами
  • Рассказ о чатском из комедии горе от ума
  • Рассказ о чак чаке на английском
  • Рассказ о чебоксарах на английском языке