Рассказ о цепи питания

Цепь питания - это последовательность взаимодействий живых организмов, в ходе которой осуществляется перенос вещества и энергии. попросту говоря, она говорит,

Цепь питания — это последовательность взаимодействий живых организмов, в ходе которой осуществляется перенос вещества и энергии. Попросту говоря, она говорит, кто в какой последовательности кого поедает.

Кто кого ест в степи

Степи — это открытые безлесные засушливые пространства; здесь жарко и сухо летом и холодно и ветрено зимой. Из растений здесь преобладают травы, в первую очередь — злаки; они и находятся в основании здешней цепи питания (как и почти любой другой, впрочем), поскольку только они могут создавать при помощи солнечного света (энергии) из минеральных веществ органические. Их поедают травоядные; в степях это как беспозвоночные (в первую очередь насекомые, но также и другие членистоногие, моллюски и т.д.), так и позвоночные (грызуны, копытные, некоторые птицы и т.д.). На тех свою очередь охотятся хищные степные позвоночные и беспозвоночные. Бывает, что и один хищник становится добычей другого. В этом случае длина цепи питания возрастает.

Какие в степи цепи питания

С учетом вышесказанного рассмотрим конкретные примеры того, какие в степи могут быть следующие цепи питания:

  • трава — саранча — сокол пустельга. Это короткая цепь питания;
  • трава — заяц-русак — лисица — орел-беркут. Эта цепь питания уже включает двух хищников;
  • трава — суслик — желтобрюхий полоз — степной орел;
  • трава — зеленый кузнечик — степная гадюка;
  • трава — саранча — серый кузнечик — богомол — ушастый еж — степная лисица корсак — степной орел.

В последнем случае мы видим в цепи питания целых семь элементов (серый кузнечик здесь тоже выступает хищником, т.к. он способен питаться насекомыми). В действительности цепи питания могут быть и еще длиннее.

Цепь питания в степи может включать и человека. Тогда она может иметь, к примеру, следующий вид:

трава — сайгак — человек.

В прошлом, в доисторические времена, случалось, что и сам человек мог попасть в цепь питания не только как хищник, но и как добыча.

Любой вид степных животных и растений является компонентом как минимум одной, а обычно нескольких цепей питания.

2. (с. 53) Наш любознательный Попугай кое-что знает о степях. Вот некоторые из его утверждений. Верны ли они? Обведи «да» или «нет». Если нет, исправь ошибки устно.

а) Зона степей расположена южнее лесных зон. (Да)

б) В степной зоне холодное, дождливое лето. (Нет)

в) Почвы в зоне степей очень плодородные. (Да)

г) Тюльпаны цветут в степи в самый разгар лета. (Нет)

д) В степи встречается дрофа – одна из самых мелких птиц нашей страны. (Нет)

3. (с. 54) Мама Сережи и Нади интересуется, знаешь ли ты степные растения. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки. Проверь себя по учебнику. После самопроверки наклей рисунки.

4. (с. 54) А это задание подготовил для тебя папа Сережи и Нади. Узнай животных степи по фрагментам. Подпиши названия животных. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя.

5. (с. 55) Составьте схему цепи питания, характерной для степной зоны. Сравни ее со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне степей.

Ковыль – хомяк – степной орел.

6. (с. 55) Подумайте, какие экологические проблемы степной зоны выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

1) Распашка степей.

2) Долгий выпас скота.

3) Браконьерство.

7. (с. 55) Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Сережи и Нади. Найди на плакате растение и животных степной зоны и подпиши их названия.

Растения и животные степной зоны степной орел, степная дыбка, пион тонколистный.

8. (с. 56) По заданию учебника (с. 117) нарисуй степь.

9. (с. 56) По заданию учебника (с. 117) подготовь сообщение о растениях и животных степи, которые тебя особенно заинтересовали.

Тема сообщения: Дрофа

План сообщения:

1) Внешнее описание дрофы.

3) Где встречается птица?

Важная информация для сообщения:

Дудак (или дрофа обыкновенная) – это самый крупный представитель птиц в фауне России. Она обладает достаточно массивным телосложением, напоминающим чем-то индюка: широкая грудная клетка, толстая шея. Очень четко выражено отличие самок от самцов по размеру. Первые гораздо меньше, достигают веса 4-8 кг и длины до 80 сантиметров. В то же время самцы – это настоящие гиганты. Общая длина тела в среднем составляет около метра, а масса достигает 16 килограммов. Поэтому неудивительно, что эта степная птица когда-то стала объектом промысла. Отличительной особенностью являются мощные ноги с тремя пальцами без оперения – приспособление для быстрого передвижения по земле. Это еще одна отличительная черта, по которой можно без труда узнать эту птицу. Оперение очень пестрое. Природа подобрала для нее красивое сочетание неброских цветов. Где обитает эта красавица? Это степная птица, она предпочитает места, богатые густой, но не очень высокой растительностью (типчаковые, ковыльные степи), луга. Изначально дрофа заселяла только девственные полупустыни и степи, сейчас ареал ее обитания расширился, не последнюю роль в этом сыграла хозяйственная деятельность человека.

Источник информации: Интернет.

«Животные степи» — Лев. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Дро-фа. Экологические проблемы степи. Весна в степи. Тушкан-чик. Шмель. Дрофа. Животный мир степи. Цветёт ковыль. Африканская дрофа. Кобылка. Африканская дрофа самая тяжёлая летающая птица!Вес дрофы-до19кг. Лев и львица. Полёв-ка. В степной зоне почти не осталось степей!

«Зона степей» — Природные условия лесостепи и степи. Волк. Журавль — красавка. Хорек (степной). Таволга шестилепестная. В степи очень плодородные почвы — черноземы. Сурок. Они отличаются обилием солнечного тепла. Составь 1-2 цепи питания, которые сложились в степи. Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе.

«Зона степей 4 класс» — Дополнительный материал. Хомяки, растения, степная гадюка. Рассказ ботаника. Рассказ с экологической точки зрения. Индивидуальная работа по карточкам. Серая куропатка, растение, степной орел, насекомые. Подведение итогов. Цепи питания, сложившиеся в степи. Закрепление изученного материала. «Зона степей» 4 класс.

«Лес и степь» — Экологи. Зоологи. Растения. Охрана лесов. Зона степей. Составьте цепи питания. Проблемы леса. Экологические проблемы лесной зоны. Ботаники. Кустарничек. Природная зона лесов. Работа в группах. Значение леса. Физкультминутка. Проверь себя.

«Природная зона степь» — Животные степи. Чернотелка. Насекомые степи. Ёж. Волоснец или колосняк песчанный. Стрепет. Степное разнотравье. 3. Где степные животные запасают корм? в дупле, в норе. Ирис. Карточка — «помогай-ка»№1. Дрофа. Птицы степи. Куропатка. Хищники степи. Чабрец. Лук. Природная зона — СТЕПЬ. Прострел раскрытый.

«Урок Зона степей» — Солончаковые. Кактусы. 7. Царство вечной мерзлоты. 3. О какой зоне идет речь: «На все стороны путь: ни лесочка, ни гор! Ушастая круглоголовка. В пустыне. 5. Дополните: природные ….. . Маки. 1. Зона степей расположена на …нашей страны: а) севере; б) востоке; в) юге. 5. Основным занятием населения степей является: а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство.

    Степь-то место, где мало растительности, деревьев, поскольку им нужно переносить длительную засуху. Пик их развития приходится на весенний период.

    Недлинная цепь-это, например, ежевика-лемминг-песец.

    Более длинная: змея-паук-богомол-кузнечик-трава.

    На этом рисунке можно увидеть несколько пищевых цепочек, например, ковыль-суслик-лиса, бабочка-ящерица-сокол, канюк.

    Климатические условия степи не самые комфортные — летом землю иссушают палящие лучи солнца, зимой очень морозно, а по равнине гуляют ветра, но, тем не менее, животный и растительный мир степной зоны довольно разнообразен. Что касается пищевых предпочтений, то они у каждого обитателя степи свои, единую схему питания составить не получится. Глядя на картинку, попробуем составить несколько пищевых цепочек:

    Злаки и осоки — полевка — лисица;

    Трава (растения) — сайгак — волк;

    Трава — бабочки и личинки — ящерица — канюк (сокол);

    Растения — мышь (суслик, слепыш, сурок) — степной орл;

    Злаки и осоки — суслик — хорек и т.д.

    Первым звеном в такой цепи будут растения. Далее пойдут травоядные животные и насекомые, следующее и последнее звено — это хищники и животные, которые питаются падалью.

    Примерами таких цепей, которые характерны для степи будут такие:

    quot;ежевика лемминг песецquot; (это небольшая цепь, которая состоит всего лишь из трех звеньев).

    quot;змея паук богомол кузнечик траваquot; (это уже цепь побольше, она состоит из пяти звеньев).

    Для этого нужно знать что растет в степи. И какие животные обитают в этой местности. Из растений там есть кустарники, деревья в степи не растут. Есть много злаковых. Летает много пернатых.Бегают сайгаки и степные волки.

    Вот к примеру такая цепочка получается: злаки — мышка полевка — хорек — степной орел
    . Смотрите на животных и определяйте свои схемы. Их много можно выстроить даже цепочку из пяти звеньв.

    Составить схему цепи питания для степной зоны
    можно изучив растительный и животный мир, характерный для степи. Кто живет в степи? Это беркут, степной волк, степной заяц, степной орел, степная лиса, сайгак, дрофа, ящерица, пустельга, полевой жаворонок, тушканчик, ушастый заяц, суслик, желтобрюхий полоз.

    Животные необходимо растравить таким образом, чтобы на первом уровне были продуценты (растения, насекомые, черви), на втором — консументы 3 порядка (травоядные), далее консументы 2 порядка (мелкие плотоядные) и завершить цепь питания степной зоны должны характерные для нее консументы 1 порядка (плотоядные, питающиеся мелкими плотоядными).

    Чтобы составить цепь питания для той или иной природной зоны, нужно знать, какие животные обитают в ней, какие растения произрастают.

    Для степной зоны можно составить, например, такие цепи питания:

    трава — сайгак — волк

    злаки — полевка — сова

    насекомые — хомяк — степной волк

    В цепях питания участвуют все животные и растения, которые обитают и произрастают в степи. Каждое из них является звеном пищевой цепи. Поэтому уничтожение хотя бы одного звена приводит к исчезновению (вымиранию) других животных. Так проявляются экологические связи в цепи питания. Например, применительно к степной зоне: если по той или иной причине (например, засуха) исчезнет растительность в степи, сайгакам, полевкам, зайцам и остальным травоядным нечем будет питаться. Соответственно, популяция этих животных уменьшится. Вслед за травоядными снизится количество особей хищников, поскольку им также не будет хватать питания.

    Все начинается из-того, что первым цепным элементом будет самый сильный и самый старшый.

    Ведь в степной зоне самым слабым будет самое маленькое животное, или насекомое.

    Полный элемент можно посмотреть на картинке.

    Степь не очень богата на растительность и животный мир, тем не менее можно составить цепь питания и не одну.

    Растительность — заяц — лиса.

    Насекомые — сурки — волк.

    Растительность — степные пеструшки — степной хорь.

    Саранчовые — ящурка разноцветная — степная гадюка.

    Для начала давайте разберем какой климат и какая растительность произрастает в степях.

    1) В степях летом очень жарко, лето засушливое. Зимой — очень холодно. Но тем не менее в степях обитает не малое количество животных, птиц и всяких насекомых.

    2) В степях деревьев нет, но много различных кустарников и растут злаковые.

    И у каждого существа в степени различные пищевые предпочтения и поэтому однозначной цепи питания для степи нет.

    В Интернете нашел правдоподобную цепь питания, вот она:

    Из этого следует, что во главе пищевой цепи для степной зоны стоят следующие животные, птицы и даже рептилия:

  1. Степной хорь
  2. Степной орел-курганник
  3. Пустельга
  4. Степная гадюка.
  • Знаем же, климат в степи обычно засушливый да жаркий, да холодная зима с ветрами, соответственно, животные и растения несколько отличаются от лесных. Возьмм этих степных жителей да и составим такие интересные цепочки питания. Вот они, смотрим:) попроще) ягодки ежевики лемминг (это грызун) служит едой для — песца.

    Посложнее: змея охотница до пауков, которые в свою очередь питаются богомолами, а он в свою очередь едят траву.

    И ещ: зерно, служащее пищей для мыши полвки, которую ловит хищная птица филин. Примеров можно привести множество, где каждый кого-либо съедает, да.

    В прошлом в степной
    зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы, их
    место заняли поля. Сохранившиеся участки степей с их замечательным
    растительным и животным миром необходимо оберегать.

    Используя
    карту в учебнике, закрась на контурной карте (Окружающий мир 4 класс,
    с. 36-37) зону степей.
    Для подбора цвета можешь воспользоваться
    приведённым ниже «ключом».

    41 2

    Какая зона, расположенная между
    степями и лесными зонами, осталась незакрашенной? Закрась её дома.

    Ответ: Лесостепь

    Наш любознательный Попугай кое-что
    знает о степях. Вот некоторые из его утверждений. Верны ли они?
    Обведи «Да» или «Нет». Если нет, исправь ошибки (устно).

    41 3

    а) Зона степей расположена южнее
    лесных зон. Ответ: Да
    б) В степной зоне холодное, дождливое лето. Ответ: Нет
    в)Почвы в зоне степей очень плодородные. Ответ: Да
    г) Тюльпаны цветут в степи в самый разгар лета. Ответ: Нет
    д) В степи встречается дрофа — одна из самых мелких птиц нашей страны.
    Ответ: Нет

    Мама Серёжи и Нади интересуется,
    знаешь ли ты степные растения.
    Вырежи рисунки из Приложения
    и помести их в соответствующие окошки. Проверь себя по учебнику.
    После самопроверки наклей рисунки.

    А это задание подготовил для тебя
    папа Серёжи и Нади. Узнай животных степи по фрагментам. Подпиши
    названия животных.
    Попроси рядом сидящего ученика проверить
    тебя.

    41 8

    Составь схему цепи питания, характерной
    для степной зоны. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте.
    С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне степей.

    Ковыль — Кобылка — Степной жаворонок
    — Степной орел
    Типчак — Хомяк — Степная гадюка

    Подумайте, какие экологические проблемы
    степной зоны выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

    Предложите для обсуждения в классе
    меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

    Продолжи заполнение плаката
    «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди
    на плакате растение и животных степной зоны и подпиши их названия.

    Пион тонколистный, степной орел,
    дрофа, степная дыбка

    41 9

    8. По заданию учебника (с. 117)
    нарисуй степь.

    41 13

    9. По заданию учебника (с. 117)
    подготовь сообщение о растениях и животных степи, которые тебя особенно
    заинтересовали.

    Тема сообщения: Дрофа

    41 14

    План сообщения:

    1) Предисловие
    2) Основная информация
    3) Заключение

    Дрофа признана самой тяжелой из
    летающих птиц, этот степной обитатель в основном передвигается по
    земле и быстро бегает в случае опасности. Особи считаются всеядными,
    в их рационе растительные корма (семена, побеги, дикий чеснок) и
    животные (насекомые, грызуны, лягушки), в брачный период самцы исполняют
    эффектный танец.
    Размеры:
    Длина: самцы до 105 см, самки от 75 до 80 см
    Вес: самцы до 16 кг, самки – до 8 кг
    Продолжительность жизни: 20-25 лет
    Дрофа – преимущественно степная птица. Она обитает на открытых равнинах
    без перелесков, лугах и полях. Это объясняется осторожностью птиц,
    так как свободное пространство там далеко просматривается. Во время
    гнездования, особи останавливаются на участках с высокой растительностью.
    Бывают и случаи, когда дрофы гнездятся среди посевов зерновых, подсолнечника
    и прочих культур.

    Источник (источники) информации:
    Интернет, энциклопедия

    • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 1 часть
    • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 2 часть
    • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 1 часть
    • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 2 часть
    • Все ГДЗ

    Вопросы в тексте параграфа

    Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона пустынь по сравнению со степной зоной. Что ещё ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовься рассказать об этом.

    Природная зона — пустыни

    В России пустыни занимают не очень большую территорию вдоль побережья Каспийского моря. Они располагаются ещё южнее степей, а значит солнечные лучи падают на эти участки Земли практически отвесно, отдавая пустыням огромное количество тепла и света.

    Летом здесь очень жарко. Днём воздух прогревается до +40ºС и выше в тени, а поверхность земли может раскалиться и до +70ºС! Ночью, как и в степи, температура резко падает и могут даже начаться заморозки. Зима в пустыне короткая но холодная. Температура воздуха в среднем составляет -10ºС и даже иногда выпадает снег.

    Впрочем осадков в пустыне практически не бывает. Особенно летом. В некоторые годы за всё лето может не упасть ни одной капли дождя. А всю потому, что дождевая вода просто не успевает долететь до земли — она мгновенно испаряется в раскалённом воздухе. Зато здесь часто дуют сильные ветры и случаются пыльные бури, торнадо и ураганы.

    Поверхность пустыни — равнинная. Бывают песчаные пустыни, каменистые пустыни и глинистые пустыни, покрытые плотной коркой потрескавшейся глины. В песчаных пустынях образуются барханы — высокие песчаные холмы, а рельеф глиняных пустынь называется такыр.

    В пустынях нет ни плодородных земель, ни воды, ни благоприятных условий для жизни живых существ, но всё-таки некоторые животные и растения смогли приспособиться к жизни даже в таких сложных условиях. Например, самые знаменитые жители пустынь — это верблюд и верблюжья колючка.

    Посмотреть как на самом деле выглядит пустыня и узнать особенности её климата вы можете на видео, которое подготовила учительница начальных классов Жакулина И.В. из города Чапаевск Самарской области:

    Рассмотри фотографии и представь себе пустыни. Чем они отличаются от степей? Опиши пустыни по фотографиям.

    Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

    На фотографиях пустыня выглядит как безжизненная равнина. Здесь ни деревьев, ни растений. На фотографиях не видно ни городов, ни деревень, ни вообще людей. Если степь напоминает море трав и цветов, то пустыня выглядит как море раскалённого песка и потрескавшейся под жарким солнцем глины.

    На самом деле пустыня не настолько безжизненна, как это может показаться на первый взгляд. Кроме барханов и тыкаров в пустыне существуют и зелёные оазисы. Они возникают в местах, где близко к поверхности подходят подземные воды. Здесь люди устраивают свои поселения, а животные находят драгоценную влагу и тень. 

    Найди на карте природных зон полупустыни и пустыни. Что ты можешь рассказать о них по карте? Научись показывать на карте эти природные зоны.

    Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

    Зона пустынь обозначена на карте тёмно-жёлтым цветом. Она находится на побережье Каспийского моря. Для того, чтобы показать эту природную зону на карте, надо обвести указкой по её границе.

    1. Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения пустынь. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в пустыне.

    Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

    На рисунке нарисованы: верблюжья колючка, колосняк и джузгун. Эти растения сумели приспособиться к выживанию в сложных климатических условиях пустыни:

    Верблюжья колючка обладает очень длинным корнем, который способен вырастать на глубину до 20 метров. На этой глубине достаточно часто залегают подземные воды, которые и питают верблюжью колючку.

    Колосняк — растение, которое приспосабливается к жизни в пустыне другим способом. Его корни наоборот расползаются по поверхности земли и зацепляются на неё всеми доступными способами. Такой корень называется ползучий. Листья колосняка очень узкие и часто свёрнуты трубочкой. Это позволяет растению испарять минимальное количество влаги и сохранять всё добытое на свои нужды.

    Джузгун — это ветвистый кустарник, приспособившийся к жизни в пустыне. Обычно они растут на участках с близким залеганием грунтовых вод. В зависимости от доступности воды, высота джузгуна может быть от полуметра до 7 метров. У него очень ажурные тонкие стволы и зелёные молодые побеги, на которых почти нет листьев. Зато корни джузгуна уходят на глубину до 20 метров. Ещё одна особенность этого растения — лёгкие крылатые плоды, которые легко переносятся ветром на дальние расстояния и дают жизнь новым поколениям растения. 

    2. По рисунку на с. 90—91 познакомьтесь с животным миром пустыни.

    Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

    1. Верблюд — крупное млекопитающее, которое часто называют кораблём пустыни. Высота животного в холке может быть более 2 м, а вес — до 800 кг. Питаются верблюды верблюжьей колючкой, саксаулом, полынью и солянками, а пить могут даже солёную воду.  Эти животные прекрасно приспособлены к жизни в пустыне: на коленях и груди у них имеются специальные «мозоли» — кожаные наросты, которые легко выдерживают температуру до  +70ºС; широкие ступни особой формы позволяют им быстро передвигаться по сыпучим пескам и мелким камням; в своих горбах (одном или двух, в зависимости от вида верблюда) эти животные накапливают жиры, которые при необходимости перерабатываются в воду и питательные вещества, что позволяет верблюду обходиться без воды целую неделю.
    2. Сайгаки — один из видов антилоп, обитающее в пустынях Средней Азии. Обычно высота сайгаков не превышает 80 см, а вес составляет всего 30 — 40 кг. Это травоядные животные, которые предпочитают пырей, лебеду или полынь. Сайгаки живут крупными стадами и умеют очень быстро бегать, например, убегая от степных волков, они могут развить скорость до 80 км/ч.
    3. Песчанка — это грызун, который внешне напоминает крысу. Размер туловища песчанки может быть от 5 до 20 см плюс такой же длины хвост. Питаются они семенами и наземными частыми растений, а живут в норах, в которых накапливают за лето до 60 кг запасов еды. Песчаного цвета окраска зверька, а также способность совершать на задних лапах прыжки до трёх с половиной метров, помогают песчанкам спасаться от хищников.
    4. Ушастый ёж — очень похож на обычного ежа, но отличается непропорционально большими ушами. Это небольшие по размеру зверьки с длиной тела до 30 см. На спине у них растут короткие иголки, но в шар он почти никогда не сворачивается, просто прячет голову. Питаются такие ежи жуками и другими насекомыми, а также ягодами, семенами и фруктами. Ушастые ежи очень подвижны и за ночь могут пробежать до 9 км, а в качестве убежища использует длинные норы или углубления в земле под камнями.
    5. Тушканчик — грызун, похожий на обыкновенную мышь, но с очень длинными задними ногами и длинным хвостом с пушистой кисточкой на конце. Это небольшие животные весом до 300 грамм, которые питаются сменами, подземными частями растений, а также насекомыми и личинками. Тушканчики — любимое блюдо для многих хищников, обитающих в пустыне, поэтому они роют для себя не одну нору, а целых четыре: в спасательной поре они прячутся от хищников, во временной дневной норе спасаются от жары, в летней жилой норе они отдыхают, а в зимней норе хранят запасы и проводят зимнюю спячку.
    6. Корсак — маленькая лисичка, приспособившаяся жить в пустыне. От обычных лисиц корсак отличается меньшим размером тела и большими заострёнными ушками. Обычно эти животные обитают в степях и пустынях. На достаточно большом участке земли они обустраивают сеть нор (обычно бывшие норы сусликов или песчанок) и устраивают собственные тропы. Корсак — это ночной хищник одиночка, который питается грызунами, птицами и насекомыми. Он подолгу может обходиться без воды, что и помогаем ему выжить в пустыне.
    7. Ящерица-круглоголовка — пресмыкающееся довольно необычного вида. У неё плоское, словно придавленное к земле тело, круглая приплюснутая голова и закручивающийся спиралью хвост. При малейшей опасности ящерица-круглоголовка мгновенно зарывается в песок и буквально сливается с окружающим её песком, ведь её тело покрыто чешуйками точно такого же цвета. Сами же круглоголовки питаются насекомыми и червями.
    8. Кобылка — насекомое, родственник саранчи. Кобылки невероятно прожорливы. Рой этих насекомых способен уничтожит целые поля ржи, пшеницы или других зерновых культур.
    9. Песчаный удавчик — неядовитая змея среднего размера. Длина тела песчаного удавчика составляет 60 — 80 см. Оно полностью покрыто маскировочным узором жёлто-бурого цвета. Даже глаза на плоской голове удавчика точно в том маскировке — янтарно-жёлтые с узким чёрным зрачком. Питаются песчаные удавчики грызунами, мелкими птицами и ящерицами.
    10. Священный скарабей — легендарный жук, живущий в пустынях. Священным его считали в Древнем Египте, так как по их мнению скарабеи повторяют путь Солнца на небе когда перекатывают скатанный ими большой шар с востока на запад. Эти большие чёрные жуки действительно скатывают шары разного размера и способны перемещать их на несколько десятков метров. Правда делают они эти шары из навоза, который едят сами и заготавливают в качестве пищи для потомства. 
    11. Жук-чернотелка — достаточно крупный жук с длиной тела до 8 см. Их длинные членистые ноги позволяют им быстро перебираться по песку и не обжигаться. А чтобы добыть влагу чернотелки забираются на самый гребень бархана, поднимают брюшко по направлению к ветру и ждут, когда влага от тумана осядет на их шершавой спинке. Когда влаги набирается достаточно, то она стекает по специальному желобку прямо в рот насекомому. Питаются чернотелки зерном. Они очень опасные вредители для сельскохозяйственных посевов.
    12. Ящурка быстрая — мелкая ящерица серого или песочного цвета с длиной тела до 10 см. Она очень быстро бегает и способна прыгать на расстояние до полуметра. Укрывается эта ящурка в норах грызунов или в собственных неглубоких норах. Питается жуками, пауками, насекомыми, плодами и семенами растений.

    3. Расскажите по этому рисунку об экологических связях в пустыне. Изготовьте модель цепи питания, характерной для пустыни.

    Модель цепи питания, характерная для пустыни № 1:

    Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

    Модель цепи питания, характерная для пустыни № 2:

    Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

    Модель цепи питания, характерная для пустыни № 3:

    Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

    Обсудим

    1. Сравните природу пустынь и степей.

    Сходство природы пустыни и степи:

    • и пустыня, и степь — это безлесные природные зоны;
    • и в пустыне, и в степи очень низкая влажность воздуха и почвы;
    • и для пустыни, и для степи характерны очень резкие перепады дневной температуры — днём жарко, а ночью холодно, но в пустыне это ещё более ярко выражено;
    • и пустыне, и в степи часто бывают сильные ветра и бури.

    Различие природы пустыни и степи:

    • основной покров пустыни — пески, глина или камни, а степь покрыта травянистыми растениями и цветами;
    • в пустыне животный и растительный мир очень скудный, а в степи живут многие виды растений и животных;
    • в пустынях почвы бесплодные, а в степи — очень плодородные чернозёмы.

    2. Почему говорят, что у пустыни два хозяина: солнце и ветер?

    Действительно, в пустыне всё живое зависит от солнца и ветра. 

    Солнце нещадно палит днём и прогревает воздух до +40ºС, а поверхность земли до +70ºС. Влага буквально не долетает до земли, а испаряется прямо в воздухе. Поэтому всё живое в пустыне приспособлено к поиску ценной влаги и защите от солнца и высоких температур: кто-то обладает длинными корнями, кто-то умеет собирать влагу на собственном теле, кто-то роет норы, а кто-то запасает влагу и питательные вещества в собственном теле, как верблюд.

    Ночью, когда солнце уходит, а также зимой в пустыне очень холодно. Поэтому растения и животные пустыни приспособлены к таким резким изменениям. Животные чаще всего покрыты тёплым мехом, который не пропускает ни холод, ни жару. А растения обладают узкими или игольчатыми листьями, которым не повредит резкое наступление холода.

    Ветер в пустыне такой же хозяин, как и солнце. Здесь часто бывают очень сильные ветра и пыльные бури. Животные от таких бурь прячутся в норах, а растения приспосабливаются: например, верблюжья колючка имеет очень длинный корень, уходящий на 20 м вглубь земли, колосняк закрепляется в песках своими сильно разветвлёнными корнями, а плоды джузгуна очень лёгкие и снабжены специальными крылышками, чтобы ветер мог перенести их на дальние расстояния.

    Проверь себя

    1. Покажи на карте зоны полупустынь и пустынь.

    Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

    На карте зона пустынь и полупустынь обозначена тёмно-желтой заливкой. В России эти природные зоны находятся на побережье Каспийского моря.

    Чтобы показать их на карте, надо обвести указкой по контуру природной зоны.

    2. Дай краткую характеристику зоны пустынь по плану, приведённому на с. 47.

    Краткая характеристика зоны пустынь по плану изучения природной зоны

    1. Название природной зоны:
      • название — пустыня;
      • на карте она показывается заливкой тёмно-жёлтого цвета.
    2. Особенности природы:
      • Климат пустыни очень засушливый и очень резкий. Летом дождей не бывает. Днём температура воздуха превышает +40ºС, а поверхность прогревается до +70ºС. Ночью всё резко остывает и становится очень холодно. Зимой в пустыне осадков тоже почти не наблюдается, хотя иногда может идти снег. Температура воздуха зимой может достигать -10ºС. Для пустынь характерны сильные ветры и песчаные бури.
      • Растительный и животный мир пустынь очень скудный. В таких тяжёлых условиях способны выжить только некоторые виды растений и животных. Например, здесь растёт верблюжья колючка, саксаул, колосняк и джузгун. Самое крупное животное пустыни — верблюд. Также здесь обитают сайгаки, корсаки, тушканчики, разные виды ящериц, змей и насекомых.
    3. Использование природы данной зоны человеком:
      • В пустыне люди научились орошать землю и, благодаря этому, стало активно развиваться земледелие. Здесь выращивают виноград, фрукты и овощи, зерновые культуры.
      • Также в пустыне развито животноводство. Чаще всего здесь выращивают стада верблюдов и овец.
      • Прибрежные районы Каспийского моря, а значит недра на территории пустынь в этом региона, богаты запасами нефти и газа. 
      • В солончаках, расположенных в зоне пустынь, добывают пищевую и промышленную соль.
    4. Экологические проблемы и охрана природы:
      • Интенсивное орошение и распашка земель в пустынях привели к засолению почв, в результате чего был нарушен природный экологический баланс и уничтожена среда обитания для животных и растений пустыни.
      • Развитие животноводства также стало причиной экологической проблемы — стада животных в процессе выпаса съедают и уничтожают и без того скудную растительность пустыни, что приводит исчезновению коренных обитателей этой природной зоны.

    Задания для домашней работы

    1. Нарисуй, как ты представляешь себе пустыню. Можно изготовить макет участка пустыни. Какие материалы тебе для этого понадобятся?

    Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

    2. Узнай по фотографиям животных пустынь. Ответь устно. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

    Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

    1. Сайгак
    2. Ушастый ёж
    3. Корсак
    4. Ящерица-круглоголовка
    5. Тушканчик

    3. Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом.

    Бархан Большой брат — изучение природы зоны пустыни

    Как оказалось, рядом с городом Астрахань есть самая настоящая пустыня. Начинается она всего в 10 километрах от города и простирается на десятки километров. Поэтому мы с друзьями решили изучить природу пустыни и посетить знаменитый бархан Большой брат.

    Свою экспедицию мы начали ранним утром. Оказалось, что утром в пустыне очень холодно. Но как только солнце показалось из-за горизонта, температура воздуха стала подниматься с каждой минутой и скоро стало невероятно жарко.

    Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

    Чем дальше мы забирались в пустыню, тем меньше нам попадалось растений и животных. Сначала исчезли кустарники, потом травянистые растения. Остались только редкие пучки полыни, саксаула и джузгуна. В траве нам удалось заметить норы сусликов и тушканчиков, а один раз мы увидели вдалеке стадо сайгаков.

    Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

    Когда мы подъехали к бархану Большой брат вокруг было море песка. Высокие холмы, как огромные волны, простирались до самого горизонта. Растительность почти исчезла. Мы увидели несколько кустиков колосняка и верблюжью колючку. Животные видимо попрятались в норы, но мы видели след, оставленный ящуркой быстрой и песчаным удавчиком. 

    Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

    Забравшись на бархан мы стали рассматривать пустыню. Было очень красиво и очень жарко. Вокруг раскалённые горы песка, ярко-синее небо, на котором не было ни облачка, невероятно сухой воздух и ничего живого вокруг. Только ветер поднимал тучи песка в воздух и старался сдвинуть барханы с места.

    Спустившись с бархана мы стали дальше искать признаки животных и растений. Наконец, через несколько часов блужданий, нам это удалось. Мы увидели ящерицу-круглоголовку, которая выбежала из-за джузгуна.

    Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

    Назад мы отправились другой дорогой и обнаружили огромный солончак. Он выглядел как блестящее ледяное озеро, но вместо замерзшей воды там была соль. Мы решили не задерживаться долго в этом месте, так как солнце уже клонилось к вечеру, а оставаться в пустыне на ночь мы не планировали.

    Пустыни - Плешаков 4 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

    Мне очень понравилась эта экскурсия. Я узнал очень много о природе и климате пустыни. Это удивительное место, которое совсем не похоже на регион, в котором я живу.

    Посмотреть, как выглядит Большой брат и его окрестности, можно на канали «Амбассадор счастья» на Яндекс-дзен.

    • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 1 часть
    • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 2 часть
    • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 1 часть
    • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 2 часть
    • Все ГДЗ

  • Рассказ о цветке маргаритка 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о цветке из красной книги
  • Рассказ о цветении яблони
  • Рассказ о циолковском кратко
  • Рассказ о царе колоколе