Рассказ о чувашском костюме

Цель урока: патриотическое и эстетическое воспитание учащихся. задачи урока: показать особенности южного русского костюма и северного русского костюма, показать выразительность

Цель урока: патриотическое и
эстетическое воспитание учащихся.

Задачи урока: показать особенности
южного русского костюма и северного русского
костюма, показать выразительность и красочность
русского женского костюма, соответствие его
идеалу красоты народа;

Форма проведения: презентация
русского женского костюма.

Оснащение: презентация с
изображением русского костюма; музыкальное
сопровождение; куклы, выполненные из картона;
бумажные костюмы на кукол; костюмы для нашего
фольклорного ансамбля; открытки для игры; экран;
проектор; ноутбук

Действующие лица:

1-й Ведущий
2-й Ведущий: Рассказ о воронежском костюме
3-й Ведущий: Рассказ о смоленском костюме
4-й Ведущий: Рассказ о тамбовском костюме
5-й Ведущий: Рассказ о рязанском костюме
6-й Ведущий: Рассказ о великоустюжском костюме
7-й Ведущий: Рассказ о каргопольском костюме

1-й Ведущий: Здравствуйте, дорогие
друзья! Сегодня мы с вами поговорим о русском
народном костюме. Нам всегда кажется, что эту
тему мы знаем хорошо. Ну что особенного – русский
костюм? Много раз видели концерты народной песни,
а там как раз и представлен именно русский
народный костюм! Давайте вначале выясним, что мы
понимаем под словом “костюм”? Костюм – это
ансамбль, это сочетание видов одежды, головного
убора, обуви, прически, украшений.

Ансамбль русского народного костюма
неотъемлем от всей обстановки крестьянской
жизни, с её дружным коллективным трудом, радостью
и весельем народных праздников,
торжественностью обрядов, близостью к природе.
Следовательно, существовали несколько видов
костюма:

– будничный костюм;
– праздничный костюм;
– свадебный костюм;
– траурный костюм;
– покосный костюм.

По костюму можно было определить, кому
он предназначен:

– молодой женщине;
– девушке;
– старой женщине.

В основе любого костюма лежит
представление о красоте: какой должна быть
женщина?

Мария Николаевна Мерцалова, автор
книги “Поэзия народного костюма” говорит об
этом так: “Эстетическое представление о женщине
у наших предков существовало нераздельно с
образом птицы – древнейшим священным символом
добра, довольства и благополучия в славянской
мифологии. “Лебедушка”, “Утушка”, “Лебедь
белая”, “Пава”, “Серая утица” – вот эпитеты,
которыми русский народ в своей поэзии награждал
женщин”. Костюм должен был подчеркивать
плавность, степенность, величавость и красоту её.

Условия исторического развития,
начиная с 12-13 веков определили наиболее
характерное разделение форм русского костюма на
северный и южный. Женский костюм в северных и
южных областях Руси отличался отдельными
деталями, расположением отделки. Главным же
отличием было преобладание в северном костюме
сарафана, в южном – поневы. Теперь давайте
познакомимся с вариантами южного русского
костюма <Приложение 1>.

Основа костюма – рубаха, отделанная
вышивкой, цветными вставками преимущественно
красного цвета.

Понёва – поясная одежда, род юбки,
изготовляемая из домотканой шерстяной ткани в
клетку. Цвет для понёвы выбирался тёмно-синий,
чёрный, красный. Праздничные понёвы богато
украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками
из кумача, мишурным кружевом, блёстками. Понёву
носили замужние женщины . (Понёва – ткань,
полотнище, пелёны).

Передник – самая декоративная и
богато украшенная часть костюма, закрывающая
женскую фигуру спереди. Передник выполнялся из
холста , украшался вышивкой, тканым узором,
лентами. Край передника оформляли зубцами
кружева, бахромой, оборкой.

Кичка (кика) и сорока – головной
убор, представляющий из себя твердое основание
различной формы (кика) и мягкий чехол к нему
(сорока). По головному убору можно было
определить, кому он предназначался:

– молодой женщине, будущей маме;
– пожилой женщине;

И для чего предназначался:

– для праздника;
– для ношения каждый день.

Обувь являлась неотъемлемой частью
костюма. Самым распространенным среди крестьян
видом плетеной обуви были лапти. Праздничной
обувью у крестьянок с хорошим достатком были
башмаки из кожи или сапоги на каблуке.

Представляем вашему вниманию
несколько вариантов южного костюма:

2-й Ведущий: Воронежский костюм. Среди
множества вариантов женского праздничного
костюма южных губерний России, где преобладал
преимущественно красный цвет, воронежский
костюм резко выделялся по колориту. В его декор
активно вторгался черный цвет – в вышивке рубах
и передников. Он придавал костюму праздничную
торжественность.

Особый восторг вызывают воронежские
клетчатые шерстяные понёвы. На фоне глубоких
сине-чёрных оттенков вытканной клетки
вспыхивали оранжево-жёлтые, красные,
изумрудно-зелёные, васильковые и
красно-фиолетовые узоры вышивки. Другой
особенностью декора воронежской понёвы были
расшитые белой шерстью контуры клеток.

Стоит отметить, что несмотря на
многоцветье понёв, воронежский костюм не создаёт
ощущение пестроты и яркости, так как ткани и
нитки для вышивки окрашивались растительными
красками, дающими приглушенные оттенки.

Костюм дополнял тканый пояс, головной
убор (сорока с кичкой) и обувь (лапти или башмаки,
отделанные цветной кожей).

3-й Ведущий: Костюм Смоленской губернии
.Праздничная рубаха выполнялась из тонкого
холста. Удлинённые рукава украшались
многоярусной композицией, где гладкие красные,
золотистые и зелёные полосы перемежаются с
красно-белыми узорами, выполненными в технике
бранного ткачества. Красная вставка на груди
включена в декоративную композицию украшения
праздничной рубахи.

Большой интерес представляет понёва
этого костюма. Такой тактичный по цвету вышитый
узор редко встречается в народном костюме.
Смоленская понёва по спокойному равномерному
узору не имеет себе равных. Тёмно-синий фон
шерсти понёвы равномерно заполнен несложным
узором: клетки и квадраты вышиты гладью пушистым
гарусом. Кайма, идущая по подолу, отличается
цветом и орнаментом, но её узор перекликается с
узором рубахи и объединяет таким образом верх и
низ костюма. Конечно, необходимым дополнением
был головной убор и обувь.

4-й Ведущий: Костюм Рязанской
губернии.
В него входят рубаха, понёва,
передник, навершник. По обилию кранного цвета
можно судить, что костюм принадлежал молодой
женщине, недавно вышедшей замуж.

Обратите внимание на декоративное
оформление каждой части костюма. Различные
мотивы и формы, цветные полосы и белые протоки
между ними приведены в стройную систему: узоры на
рубахе, навершнике, переднике и понёве, дополняя
друг друга, придают эмоциональную
выразительность костюму.

Костюм должен придавать молодой
женщине необходимую долю дородности,
степенности, считавшейся на юге России признаком
здоровья и силы, необходимой для выполнения
многочисленных работ по дому и в поле, являющихся
обязанностью молодухи в семье.

Такой костюм дополняла рогатая кичка
(рожки должны отпугивать всё плохое) и лапти.

5-й Ведущий: Костюм Тамбовской
губернии.
Определённый отпечаток на
формирование костюма Тамбовской губернии
отложило соседство с мордвой и татарами и то
обстоятельство, что сюда съезжались беглые
крепостные крестьяне со всей Руси.

Как в любом женском костюме русского
Юга предпочтение отдавалось понёве. Шили понёву
с прошвой – вставкой из шерстяной ткани чёрного
или тёмно-синего цвета. Наряду с понёвой большое
распространение получила юбка сукмянка из
тонких шерстяных тканей домашней выработки.
Сукмянка делалась из однотонных или полосатых
тканей, в которых преобладал красный цвет.

Рубашки украшались все даже
“горемычные”: в трауре по родителям носили
рубахи с белой строчной вышивкой, а по детым – с
чёрной, выполненной крестом. С особой любовью
украшались свадебные рубахи, где орнамент иногда
закрывал весь рукав полностью.

Поверх рубахи и понёвы надевали
передник, украшенный вышивкой, близкой по цвету и
орнаменту к вышивке рубахи.

В праздники поверх ещё надевали
нагрудники или насов, украшенный вышивкой.
Дополняла женский костюм кичка. В “большие
праздники” надевался кокошник. На ноги обували
лапти или черевеки из кожи.

1-й Ведущий: Северный русский
народный костюм.
В состоятельных крестьянских
семьях, занимающихся торговлей или отхожим
промыслом на русском Севере и в центральных
губерниях России в конце 18 века и в первой
половине 19 века широко бытовал костюм из
фабричных шелковых тканей. По составу, крою и
материалу он был близок к городской нарядной
одежде. Такой костюм состоял из рубахи и
сарафана.

Сарафан являлся основной одеждой
Московской, Тверской, Ярославской, Владимирской,
Нижегородской, Олонецкой, Архангельской,
Новгородской, Петербургской, Вятской и Пермской
губерний.

В отличие от русского Юга, где девушки
могли носить только одну рубаху, на Севере и в
центральных губерниях и девушки, и женщины
поверх рубахи надевали сарафан и дома, и на выход.
Повседневный сарафан отличался от праздничного
тканью, цветом и декором. По крою существовало 4
вида сарафана: Косоклинный глухой, косоклинный
распашной, прямой (московский), сарафан с лифом.

В первой половине 19 века определяющими
были косоклинные сарафаны. Сарафан мог иметь
узкие и широкие лямки. Узкие лямки распашного
сарафана предпочитали молодые женщины и девушки,
так как они открывали больше нарядную рубаху.
Девушки преимущественно носили белые рубахи из
тонких тканей – кисеи или батиста с пышными
рукавами до локтя.

Распашной сарафан делался на
подкладке, был длиной до пят, подпоясывался
тонким пояском. Носили косоклинный сарафан с
душегреей либо с шугаем – короткой кофточкой с
длинными рукавами. Такой костюм назывался
парочкой или парой. Душегрея и сарафан
выполнялись из парчи или узорного шелка.
Дополнением к девичьему костюму являлась
повязка, венец, коруна и т. д. Женщины повязывали
голову вышитым платком поверх кички или надевали
кокошник. На ноги обували коты (полусапожки) или
твердые туфли на каблуках с подковами.

Во второй половине 19 века косоклинных
сарафанов уже не шили, донашивали те, которые
достались от матери и бабушки, так как такие
сарафаны были довольно дорогими. В моду входят
прямые круглые сарафаны со сборкой вверху из
более дешевых тканей. Такой сарафан получил
название “московик” или “москвич”.

Обувь. Для северных губерний
характерны мягкие сапоги с пришивными
высокими голенищами с петлями и ремешками для
подвязывания их к ноге. На севере России носили,
конечно же, и лапти. В Архангельской губернии
бытовал лапоть новгородский берестяной косого
плетения с  высоким задником — верзень.
Характерной особенностью праздничных лаптей
было плетение их мелким узором. После
запаривания лаптей в горячей воде они
приобретали красный цвет, а потому назывались
“писаными”. И зимой, и летом лапти надевали
поверх онуч — куска плотной ткани,
оборачивавшейся вокруг ноги. Для тепла и
прочности подошву лаптей проплетали конопляной
веревкой. Ярким дополнением к костюму в холодное
время года у женщин являлись вязаные чулки, носки
и варежки из шерстяных, хлопчатобумажных и
льняных ниток. Таким образом, объединив в единое
целое составные элементы женского народного
костюма, мы можем понять его рукотворную красоту.
Представляем вашему вниманию два костюма конца 19
века северных русских губерний: каргопольский и
великоустюжский.

6-й Ведущий: Каргопольский женский
праздничный костюм. Костюм представляет собой
ярко-красную рубаху, круглый сарафан “московик”
из набивной ткани домашней работы. Сверху
сарафан собран в мелкие сборки, к нему пришиты
узкие длинные лямки, поэтому он напоминает юбку.

Игра ярко-красного кумача и синей
ткани сарафана придает костюму особую
декоративную выразительность. Когда же
крестьянка надевала широкий пышный красный
передник, вышитый по низу, декоративная
выразительность костюма увеличивалась, придавая
ему красочный праздничный вид.

7-й Ведущий: Великоустюжский
женский праздничный костюм.
Великоустюжский
костюм отличался от костюма других районов
русского Севера по применяемым материалам и
декору. Это могли быть мягкий оранжевый цвет
шерстяной ткани домашней работы и васильковый
фабричный кашемир или насыщенная жёлтая ткань с
многоцветным узором.

Костюм представляет собой рубаху с
широкими длинными рукавами, собранными на манжет
у запястья и круглый московский сарафан из
домашней полосатой ткани. Совершенно
необыкновенный передник дополняет этот костюм –
широкий, длинный, с обилием сборок на талии и
яркой кашемировой оборкой по подолу, украшенный
геометрическим узором растительного характера.
Тёплые тона попеременно сочетаются с холодными,
как бы зрительно перетекая от одного цвета к
другому. Велико было декоративное чутьё мастериц
Великого Устюга, умевших объединить в единую
многоцветную композицию яркие ткани домашнего и
фабричного производства со сложным декором
тканого и вышитого узора.

Дополнительный акцент в этот
насыщенный цветом костюм вносил тканый пояс из
шерсти. Пояс у русских издавна считался
неотъемлемой частью будничного и праздничного
костюма. Он очерчивал круг, спасая по мнению
народа, хозяина от нечистой силы.

1-й Ведущий: А сейчас давайте немного
поиграем (Игра на закрепление полученных знаний).

Присутствующие формируют две команды
по 6 человек. Деление можно устроить с помощью
разрезанных открыток: у кого совпал рисунок
разреза, те определяют команды и т. д., остальные
“болеют” за понравившуюся команду.

Оснащение: 2 стенда с надписями
“северный русский народный костюм”, “южный
русский народный костюм”, стол, на столе лежат
виды одежды, обуви, головных уборов, выполненные
из бумаги, 2 куклы в рубахах, малярный скотч.

Виды одежды: понёва, сарафан, передник,
лапти, нагрудник, душегрея, кокошник, лапти,
платок, рубаха.

1-е задание: составить: северный
русский народный костюм; южный русский народный
костюм.

Чья команда быстрее составит костюм,
та и победитель.

2-е задание: назвать виды одежды
костюма вашей команды. Победившим – сладкий
приз.

1-й Ведущий: Русский народный костюм
просуществовал до начала 20 века. Создателем,
хранителем и носителем народного костюма было
крестьянство. В конце 19 века крестьянская одежда
начинает испытывать влияние общей моды,
выражающееся сначала в использовании фабричных
тканей, отделки, обуви, головных уборов. Затем
произошло изменение и самих форм одежды.
Молодёжь хотела быть более современной, хотела
носить городскую одежду. В результате русский
народный костюм как массовый вид одежды перестал
существовать.

Но неужели навсегда исчез даже образ
народного костюма? Конечно же нет. Разумеется,
сейчас никто не ходит в домотканой понёве или
косоклинном сарафане и душегрее, но эти яркие
образы остались и воплотились в сценическом
костюме.

img1

<Рисунок 1>

2-й Ведущий: (обращаясь к зрителям)
Как вы думаете, уважаемые гости, какой из русских
костюмов послужил основой для создания
сценических костюмов нашего ансамбля?

(За основу был принят южно – русский
костюм: понёва и рубаха, но был использован
элемент северного костюма – вариант душегреи).

3-й Ведущий: (обращаясь к зрителям)
Дорогие гости! Чтобы изготовить такие костюмы,
нужно немало потрудиться. Давайте посмотрим, как
создавались костюмы для нашего ансамбля. <Приложение 2>.

4-й Ведущий: Не только в сценическом
костюме используется образ народного костюма <Приложение 3>. Модельеры и
российские, и зарубежные, восхищенные
пропорциями, цветовой гаммой, силуэтом, декором
русского костюма, создают на его основе свои
коллекции. на тему русского костюма создавали
свои коллекции Н. Ламанова, В. Зайцев, Ив-Сен
Лоран, Кензо, Прада, Кавалли, Нина Риччи, Жан-Поль
Готье.

Среди источников вдохновения
национальные костюмы, царский двор, образы
героев из романов “Доктор Живаго”, “Анна
Каренина”, форма гусаров, русские сувениры,
знаменитые архитектурные строения. Текстильные
компании не уступают дизайнерам, предлагая
огромный выбор тканей, своим видом напоминающие
цветастые ивановские ситцы, расписные
павлопосадские платки и узорчатую ручную
вышивку.

1-й Ведущий: Дорогие гости, сегодня мы
увидели русские народные костюмы южных и
северных губерний России. Такие костюмы носили
женщины-крестьянки во второй половине XIX века. Мы
думаем, что тему народного костюма нужно
обязательно продолжить: может кто-то хочет
рассказать о чувашском костюме, мордовском,
татарском и т. д., приносите материалы, давайте
расскажем всем об этом народном костюме. Всем
спасибо за участие и работу.

Список литературы

  1. Агапова, Людмила. Русский костюм. Воронежский
    костюм : с тонким чувством [Текст] / Людмила
    Агапова// Ателье. – 2006. – №1.– С.50 – 52
  2. Агапова, Людмила. Русский костюм. Древняя мода
    Русского Севера [Текст] / Людмила Агапова //Ателье.
    – 2005. – №4. – С.48-50
  3. Агапова, Людмила. Русский костюм. Женский
    головной убор [Текст] / Людмила Агапова //Ателье.–
    2007. – №6. – С.20-21
  4. Агапова, Людмила. Русский костюм. Женский
    головной убор [Текст] / Людмила Агапова //Ателье. –
    2007. – №8. – С.18-20
  5. Агапова, Людмила. Русский костюм. Костюм земли
    Рязанской [Текст] / Людмила Агапова //Ателье. – 2005.
    – № 6. – С. 44-46
  6. Агапова, Людмила. Русский костюм. Костюм
    Московской губернии [Текст] / Людмила Агапова
    //Ателье. – 2006. – № 7. – С. 44-46
  7. Агапова, Людмила. Русский костюм. Новгородский
    костюм [Текст] / Людмила Агапова //Ателье. – 2007. –
    №10. – С.20-21
  8. Агапова, Людмила. Русский костюм. Костюм
    Тамбовщины: все краски радуги [Текст] / Людмила
    Агапова // Ателье. -2005. – №11. – С.44-46
  9. Дудникова, Г. П. История костюма [Текст]: учебник
    для СПО /Г. П. Дудникова. – 3-е изд., доп. и перераб.
    – Р-н-Д.: Феникс, 2005. – 352 с.: ил.
  10. Каминская, Н. М. История костюма [Текст]: учебное
    пособие для средн. спец.учебных заведений легкой
    промышленности./ Н.М. Каминская. – М.: Легкая
    индустрия, 1977. – 128 с.: ил.
  11. Терешкович, Т. А. Словарь моды [Текст] / Т.А.
    Терешкович. – Минск, 2000. – 464с.

Нападение на студентов и преподавателей Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ), совершённое первокурсником Тимуром Бекмансуровым, выявило значительные проблемы в системе выдачи разрешения на огнестрельное оружие. Расследованием займутся московские следователи, но, по мнению экспертов, предотвращению подобных инцидентов больше будут способствовать не карательные меры, а профилактические – работа с психологическим состоянием подростков.

Нападение на студентов ПГНИУ, расположенного в центральной части Перми, случилось около 11.30 по местному времени. Молодой человек в чёрном костюме с банданой и металлической каской на голове, вооружённый помповым ружьём, зашёл на территорию вуза и начал стрельбу по студентам во дворе. Молодые люди, услышав выстрелы, бросились врассыпную.

В это время в вузе студенты прильнули к окнам и снимали на телефоны, как к зданию приближается вооружённый человек. Некоторые попытались выбежать на улицу, но, увидев, что вооружённый человек направляется в здание, бросились либо баррикадироваться в классах, либо выпрыгивать из окон второго этажа.

Нападавший, которым оказался студент-первокурсник Тимур Бекмансуров, застрелил на входе в вуз человека и начал искать жертв на этажах. Согласно хронологии событий, нападение продолжалось порядка 20 минут, за это время Бекмансурову удалось смертельно ранить шестерых человек. Ещё 19 человек получили огнестрельные ранения, но остались живы. Часть студентов пострадали при попытке убежать – когда прыгали из окон.


Рассказ о чувашском костюме


©octagon.media, 2021

Первыми на место ЧП подоспели сотрудники ДПС. Полицейским о выстрелах в университете рассказал один из очевидцев, который убежал с территории университета. Как позже сообщил младший лейтенант полиции Константин Калинин, он вместе со старшим лейтенантом Владимиром Макаровым забежал в здание вуза, где увидел вооружённого человека. Последний как раз спускался на первый этаж.

В холле первого этажа произошла вооружённая перестрелка – студент выстрелил в лейтенанта Калинина, но промахнулся. Полицейский открыл ответный огонь и ранил Бекмансурова в ноги и корпус. После сотрудник подбежал к нападавшему, отбросил оружие и начал оказывать медпомощь. К этому времени на место подоспело подкрепление.

Стрелок готовился тщательно

По факту инцидента следователи СКР возбудили уголовное дело об убийстве двух и более лиц (ст.105 УК РФ), которое, по распоряжению главы СКР Александра Бастрыкина, было передано в центральный аппарат ведомства. В регион также срочно выдвинулись министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко и министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. От силовиков в Пермь прибыл заместитель генпрокурора РФ Николай Шишкин.

К нападению студент готовился задолго до трагических событий. Подробный рассказ о своей подготовке и идеях, сподвигнувших на это, он оставил за несколько минут до нападения на своей странице в соцсети «ВКонтакте». Она была заблокирована ещё до задержания нападавшего.

В своём письме – в обстоятельном и большом – молодой человек признавался, что не является ни религиозным последователем, ни политически настроенным человеком.

Просто у него была цель – совершить нападение на студентов и таким образом уйти из жизни.

Изначально в качестве объекта нападения он рассматривал свою бывшую школу, но позже изменил планы.

Как рассказали «Октагон.Урал» бывшие одноклассники Тимура Бекмансурова, новость о нападении потрясла их всех. Никто не думал, что молодой человек может пойти на такое, несмотря на то что был замкнутым. Ведь страх он не внушал, хотя иногда открыто шёл с людьми на конфликты и даже обещал их убить.

«Помню, как в девятом классе он резко отреагировал на то, что кто-то обозвал их класс лохами, и даже подрался с обидчиками, пообещав их убить».

| Выпускник школы № 60

Выпускник школы № 60

– Кроме того, он не раз говорил то ли в шутку, то ли всерьёз, что хочет всех расстрелять, и классуху свою тоже. Но никто не думал, что это он всерьёз, – рассказал один из выпускников школы № 60, в которой учился Бекмансуров. По его словам, в основном подросток был тихим, но проявлял интерес к оружию – например ему было интересно на уроках ОБЖ заниматься сборкой и разборкой автомата.

Просчёт психологической экспертизы

Официально получить разрешение на оружие молодому человеку удалось после окончания школы. Для этого он прошёл комиссию, где получил положительное заключение у клинического психиатра. Это ему удалось не с первой попытки – к прохождению сложного теста на определение расстройств Бекмансуров подготовился заранее.

Как пояснили «Октагон.Урал» эксперты, именно клинические психологи должны были заметить признаки расстройства у молодого человека.

К нападению студент готовился задолго до трагических событий. Подробный рассказ о своей подготовке и идеях, сподвигнувших на это, он оставил за несколько минут до нападения на своей странице в соцсети «ВКонтакте».К нападению студент готовился задолго до трагических событий. Подробный рассказ о своей подготовке и идеях, сподвигнувших на это, он оставил за несколько минут до нападения на своей странице в соцсети «ВКонтакте».Фото: «ВКонтакте», телеграм-канал «Ural Mash»

– Анализируя его манифест, можно сделать вывод о долгом формировании у него сверхидеи. Её появление может свидетельствовать о формировании расстройства мышления, в том числе параноидальной шизофрении. В человеке, который писал этот текст, видны признаки нездорового мышления, хотя на первый взгляд и кажется, что текст хорошо структурирован и обстоятелен. Кроме того, специалист здесь мог увидеть и признаки деперсонализации и эмоционального уплощения, – отметила почётный член Международной профессиональной Ассоциации психологов, кандидат психологических наук Ирина Макаренко.

По словам специалиста, такие нарушения психики сложно заметить непрофессионалам – одноклассникам или педагогам, а вот клиническим психологам, которые участвуют в проведении комиссий при получении разрешения на водительские права или оружие, они должны быть заметны.

«Я ни в коем случае не оправдываю его поступок. Но смотреть на проблему нужно глубже – ведь совершивший это человек был несчастным ни один и ни два месяца до нападения, а значительно дольше».

Ирина Макаренко | почётный член Международной профессиональной Ассоциации психологов, кандидат психологических наук
Ирина Макаренко
почётный член Международной профессиональной Ассоциации психологов, кандидат психологических наук

– Уверена, что для предотвращения подобных инцидентов нужно учить детей ментальному здоровью, учить гигиене психики. Если бы все дети проходили подобные программы, то это позволяло бы не только диагностировать проблемы на ранних стадиях, но и помогать им адаптироваться, учиться саморегуляции, справляться со стрессом и быть счастливыми, – заключает Ирина Макаренко.

Интересно, что о пересмотре системы выдачи лицензий молодым людям вчера говорили и представители пермского филиала ДОСААФ, на стрельбищах которого тренировался Бекмансуров перед нападением на вуз.

– Я вижу тут только один выход, чтобы предотвращать подобные инциденты, это каким-то образом отсечь незрелых владельцев оружия. У нас на стрельбище приходят в основном уже мужчины в возрасте, а молодых крайне мало, да и то в основном после армии. Молодёжи крайне мало, поэтому вести за ними особый контроль, как мне кажется, будет несложно, – рассказал «Октагон.Урал» один из инструкторов стрельбища.

Раиса Николаевна одна растила двоих сыновей. Жили они в районном городке под Краснодаром, в удобном двухквартирном доме с небольшим двориком и огородом, муж еще в молодости поехал на Север на заработки, да так там и потерялся, даже на развод не приехал. Рассказ о чувашском костюме

Она замуж больше не вышла, решила не наступать на грабли второй раз. То, что могло обойтись «без граблей», она даже не допускала, была убеждена, что все мужики сво…бодно обходятся без совести и чувства долга. И решила, что сама воспитает из сыновей достойных людей.

Гена и Макар были погодки, но характером очень отличались. Гена был веселым, крепким парнем, серьезно занимался спортом, играл за сборную района по волейболу, а Макар больше любил сидеть за книгами и компьютером, но не играть на нем, а находить новую информацию, учиться. Он был спокойный и рассудительный, во всем любил находить смысл и перспективу на будущее.

Ребята закончили школу, поступили в краевые ВУЗы, Гена на строительный факультет, а Макар на исторический. Раиса Николаевна гордилась своими сыновьями, если с кем-то из подруг заходил разговор о детях, она начинала так нахваливать своих, что подругам и слово вставить было трудно, тогда они обреченно вздохнув, в тысячный раз слушали об ее талантливых сыновьях.

Закончив учебу, ребята остались жить в Краснодаре, каждый нашел работу по специальности.

Все бы ничего, да пришла пора сыновьям жениться. Первым привез знакомиться свою невесту Макар. Эмма была дочерью профессора, преподавателя в институте. Стройная красавица в элегантном костюме, в неброских, но дорогих золотых украшениях. Вежливая и знающая себе цену. Раиса Николаевна была довольна, с такой женой не стыдно в свет выйти, Макар ведь ученый человек, должен и жену культурную иметь. А что она готовить не умеет, не страшно, научится, коль захочет, чтоб муж и дети накормлены были. 

Свадьба была шикарная. Эмма блистала в изумительном платье и диадеме. Родители невесты снисходительно смотрели на маму жениха, всего-то бухгалтера в небольшом заводике районного масштаба, но Раиса Николаевна этого не замечала, она была счастлива.

Вот только к матери в гости Макар приезжал один, да и то очень редко, и всего на пару часиков. Говорил, что Эмме некогда, то на какую-то выставку ее пригласили, то на деловую встречу. У нее какая-то фирма компьютерная. Раиса Николаевна в этом ничего не понимала, поэтому старалась не лезть с расспросами и не обижаться. А когда спросила, не собираются ли она подарить ей внука, сын даже возмутился, мол, ты о чем, мама? Какой ребенок, работа и бизнес, вот сейчас, что главное. Она и не спрашивала больше.

Через полгода и Гена привез знакомиться свою девушку. Света была невысокого роста, немного полновата, красавицей ее трудно было назвать, лишь огромные веселые глаза и очень милая улыбка притягивали взгляд, но не это шокировало Раису Николаевну, а то, что Свете работала штукатуром на стройке! Разве ради такой невестки она растила и воспитывала сыночка? Ночей с ним не спала, без мужа тянула, образование дала? Не о такой жене для Гены она мечтала, с этой Светой и в театр то стыдно пойти. Небось, и в город приехала из какой-нибудь деревни. Раиса Николаевна, конечно, тоже не в большом городе живет, но сын то достоен большего!

— Геночка, зачем тебе эта деревенщина? Да еще и уродина, — шептала она сыну, когда Света зашла в ванную, — вон, посмотри, какую жену себе Макарушка выбрал, не стыдно перед людями.

— Мамочка, ты ведь тоже не в городе родилась, а она очень хорошая, у меня рядом с ней душа поет, солнышко ярче светит, а насчет деревенщины, она, между прочим, школу почти на одни пятерки закончила, просто, не могла сразу пойти учиться. У нее мама умерла, она вместе с отцом четверых младших братишек тянула, работала, чтоб денег хватало, и воспитывала их. Сейчас двое из них уже сами зарабатывают, так что она сможет на заочное поступить. На очное не получиться, мы с малышом дело откладывать не собираемся.

Раиса Николаевна плечами недовольно пожала и посмотрела косо на Свету, которая вышла из ванной с мокрой головой и сияющими глазами, и тут же спросила, чем может помочь по дому.

— Я в своем доме еще в силах сама справиться,- буркнула Раиса Николаевна, а Света даже поежилась от такого холодного тона.

 Но Гена так ласково ее обнял, что она тут же опять заулыбалась.

Свадьбу они сыграли скромную, зато почетом маму не обделили. Много тостов и хороших слов было сказано за столом. Да только растопить сердце Раисы Николаевны молодым так и не удалось, невзлюбила она новую невестку.

Через год приехали Гена со Светой уже с маленьким Славиком. Свекровь посмотрела на малыша и скривилась:

— Чего рыжий-то? Не похож он на тебя, Геночка, не твой небось?

— Мама, зачем ты так, у Светы все братишки рыжеватые, Славик на деда похож, Светочкиного отца, а подрастет и на меня походить станет.

— Вот станет на тебя похож, тогда и приезжайте, а чужого мне не надо!

 Не выдержала Света, заплакала, и уехали они домой, оставив на столе нераспечатанные привезенные гостинцы.

Прошло пять лет. Макар с женой за это время приезжали всего один раз, хоть и езды то пару часов на машине. Да и то проездом, ехали к друзьям на море отдыхать. О ребенке они даже и думать не хотели, сказали, что мало еще денег заработали, их будущий наследник не должен ни в чем не нуждаться. Но и матери не помогали, просто не приходило им в голову, что ей это нужно. А она ничего не просила, они-то на малыша копят.

 Гена не приезжал, звонил, правда, часто. Спрашивал, как здоровье у матери, не надо ли чего? Денег присылал, немного, ведь у них еще и девочка родилась, Оксаночка, А Света еще и учиться на заочное поступила, на архитектурный. Как они справлялись, Раиса Николаевна даже и представить не могла. Скучала она одна, но Макару было не до нее, а Гену первой позвать не могла, гордость не позволяла. Только сердце сжималось, когда при разговоре с сыном слышала, как звонко смеются малыши и с ними ласково разговаривает невестка.

  Так бы они и жили все на расстоянии, да однажды заболела Раиса Николаевна. Подхватила по весне грипп, а он дал осложнение на сердце. Слегла она совсем. Врач осмотрела ее и сказала, что лечиться нужно дома, но необходим хороший уход. Выписала рецепт на лекарства и уколы и спросила:

-У Вас есть кому за Вами ухаживать?

— Да, конечно,- уверенно ответила Раиса Николаевна и после ухода врача набрала номер Макара.

— Сыночек, я заболела, мне нельзя вставать с постели, вы бы приехали с Эммочкой, пожили у меня, мне уколы нужно делать, да и кушать я не приготовлю себе.

— Мам,  мы не можем. – сразу отрезал сын, — Эмма сейчас обследуется, мы хотим искусственное оплодотворение делать, вот надумали ребеночка родить, да не получается. Ей нужно много анализов сдавать, на это нужно куча времени и ужасно много денег.

Раиса Николаевна молчала, она слышала, как шептала рядом с телефоном Эмма: « Я не собираюсь в вашу дыру ехать, за старухой смотреть!» Сердце опять сдавило, ей стало плохо и она,не прощаясь, выключила телефон. Со слезами на глазах она набрала номер Гены.

Голос ее дрожал, когда она произнесла:

— Геночка, мне плохо, ты можешь приехать?
-Да, конечно! Ты заболела? Тебе что привезти?
– Гена не на шутку испугался, а рядом послышался шепот Светы: «Спроси, можно я тоже чем-нибудь помогу?»
— Да, привези мне, сынок, самое дорогое лекарство…
— Какое, мама? Я все привезу, только бы ты выздоровела!
— Привези свою семью, я очень хочу вас всех обнять, тогда и на поправку пойду. И… попроси за меня прощения у Светы, за глупость мою и гордыню. Раиса Николаевна выключила телефон, решительно вытерла слезы и улыбнулась.

Скоро приедут ее внуки, они не должны увидеть недовольную ворчливую старуху, они увидят самую добрую, любящую бабушку. И она обязательно поправится, ведь скоро пойдет клубника, надо будет варенье малышам наварить.

Мария Скиба

Воспитатель высшей категории: Яковлева Зоя Валериевна

Образовательная организация: МБДОУ «Детский сад №13» г. Канаш

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДОСУГ «ЧУВАШСКИЕ ПОСИДЕЛКИ» («УЛАХ»)

Цель: приобщение детей к народному устному песенному и игровому искусству чувашского народа.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с народными традициями и играми;
  • развивать интерес к истории своего народа, активизировать в речи детей слова-приветствия и прощания на чувашском языке;
  • воспитывать интерес и уважение к культурным традициям своего народа, прививать любовь к старине, к своим корням.

Предварительная работа: разучивание пословиц, народных игр и песен, вышивание крестом чувашских узоров – образов.

Оформление: музыкальный зал оформлен под старинную избу: печка, вышитые полотенца, фотография в рамке, стол с самоваром и с вышитыми салфетками, скатертью, кувшин и многое другое – все под деревенский быт.

Оборудование и материалы: музыкальные инструменты, вышивка, лапти, каравай, сундук с шерстяными нитками.

Методы и приемы: рассказ, ситуация общения, беседа, подвижные игры, хороводные песни и танцы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Вводная часть.

Звучит голос:

«Чувашская культура богата праздниками, традициями и обычаями. Вот к примеру «Улах».

Осенью и зимою, когда обыкновенно ночи длинные, молодежь проводит время на посиделках – «Улах». «Улах» в переводе с чувашского означает посиделки. В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки. Их организовывали девушки. Они собирались обычно у кого-нибудь дома, если родители, например, уезжали в гости в соседнюю деревню, или в доме одинокой женщины или в бане.

Девушки приходили с рукоделием: вышивкой или вязанием. Потом приходили парни, садились между девушками и смотрели на их работу. Угощали девушек орехами, пряниками. Один из парней обязательно должен был быть гармонистом. Молодежь на посиделках веселились, пели песни, шутили, играли и плясали»

Звучит музыка входит хозяйка в чувашском народном костюме.

Хозяйка: (ждет гостей)

        Ох, как без вечеров то плохо.

        Приготовлена изба: чисто выметена,

        А хозяюшка принаряжена,

        Рукодельницам приналажена.

Раздается стук.

Хозяйка:  

А вот и гости уже у ворот стучат.

У ворот стучат, себя веселить велят.

Под чувашскую народную музыку входят гости-девочки. 

Дети заходят в избу. У девочек в руках атрибуты для вышивания.

Хозяйка: — Ыра кун пултар, ханасем!

Гости: — Ыра кун пултар! (Кланяются)

Хозяйка: — Дорогие мои гости, килерех (заходите), малалла итрер (проходите), присаживайтесь, будьте как дома.

Девочки присаживаются на стулья

Хозяйка: — Наша изба — полна тепла!

Гости — дети:

Аня Семенова: — Дома сидеть — ничего не высидеть.

Ульяна: — Решили на людей посмотреть и себя показать.

Хозяйка: — Я вас давно жду. Всем ли места хватило?

Аня Фадеева: — Гостям – то хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: — В тесноте, да не в обиде. У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

  1. Основная часть.

Хозяйка: — Как издавна это и заведено, вы пришли на посиделки не с пустыми руками, а с рукодельем. Маттур! Молодцы! А как говорится в народе: Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. Надо и за работу приниматься.

Хозяйка: — Ведь издавна чувашский народ славиться своей красивой вышивкой. Вышивка – это достояние и гордость чувашского народа.

Чувашский народ всегда любил вышивать.

Девочки начинают вышивать под музыку «Илемле»

(в это время «хозяйка рассказывает девочкам про вышивку)

Чувашский край называют «краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок». Вышивка служила не только украшением одежды, но и оберегом от злых духов. Чуваши в старину считали, что вышитая вещь защищает от болезней, оберегает дом, хозяев и даже пищу от бед. И каждая девушка должна была приготовить для свадьбы себе приданое.

Все, что видели чувашские девушки вокруг красивое, они передавали в своих узорах: образы солнца, неба и землю, сверкающие звезды и горы, реки и моря, растения и животных.

Хозяйка: — Херсем, калар-ха, девочки скажите, какие цвета больше всего используется в чувашской вышивке? (ответы детей)

Хозяйка: — Терес… – Правильно.

***Чуваши считали, что красный цвет – это символ огня, цвет жизни, любви и храбрости.

***Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни.

***Синий цвет – это образ неба, желтый – солнца. 

***Черный цвет – цвет земли, вместе с красным цветом говорит о начале жизни.

***Белый цвет чуваши считали признаком чистоты, мудрости и правдивости.

Хозяйка: — Херсем, девочки, а какие узоры Вы вышиваете? (ответы детей)

Семенова Аня – образ солнца

Фадеева Аня – образ дома

Архипова Ульяна – образ горы

Димитриева Таня – образ неба и земли

Семенова Аделина — образ растений и деревьев

Константинова Катя – образ животных

Хозяйка: — Маттур, херсем! Молодцы, девочки!  Менле хитре сирен тересем! Какие красивые у вас вышивки…

Хозяйка собирает вышивку у девочек в большую корзину.

Хозяйка:  На посиделках не только работали, но и пели песни, танцевали, веселились.

Люди добрые! Наш чувашский народ

Веки вечные водил хоровод!

И чтоб было нам веселей,

Песенку споем скорей!

— Айтар-ха, херсем, юра юрлар, саванар!

Песня — хоровод «Асамат кепере»

(девочки делают круг, поют песню, танцуют, потом садятся на свои места)

Стук в дверь, слышится музыка гармошки

Хозяйка:  А, вот и парни пожаловали.

(входят мальчики и строятся перед девочками полукругом)

Хозяйка: (вместе с девочками) — Ыра кун пултар!

Мальчики: — Ыра кун пултар! (Кланяются)

Хозяйка:  Милости просим, доброго вам здоровьица! Проходите, проходите, будьте и вы гостями. Народ собирается, посиделки продолжаются.

(мальчики присаживаются к девочкам, угощают хозяйку гостинцами)

Хозяйка: — Тавтапущ, спасибо!

Хозяйка: — Дорогие гости, посмотрите, какой у меня красивый сундук. Это не простой сундук, а волшебный. Его мне оставила бабушка. В сундуке не только вышивки, но и чувашские сказки, песни, и загадки, пословицы и поговорки…

Ещре аван, уявра саван (На работе прогибайся, на празднике радуйся)

Ещлени сыншан пулсан та, веренни хаваншан. (Если и работаешь на других, навыки все равно для себя)

Хозяйка: — А, какие вы знаете?

(Дети по очереди говорят пословицы о доме):

Птица красива перьями, человек – своим трудом. Семенова Аделина

Прежде чем построить дом – приготовь крышу. Катя Константинова

Дом вести – не лапти плести! Аня Семенова

Домом жить – не лукошко шить! Сашенька Прохорова

Маленькое дело, лучше большого безделья. Таня Димитриева

Хозяйка:  А, сделал дело:

Все: «Гуляй смело».

Аня Семенова: — Ай, менле хитре тухья. Ой, глядя на эту тухью, мне сразу захотелось поплясать.

Хозяйка:

Край чувашский хорош, лучше края не найдешь.

Мы танцуем и поем- вот как весело живем.

Девочки встают и строятся на свои места на чувашский танец

Чувашский танец девочек «Эй, тусам, ярапар…»

(девочки после танца садятся на стулья)

Хозяйка:

Чтобы нам не заскучать,

Приглашаю поиграть!

Посмелее выходите,

Да друзей с собой ведите!

Дети делают большой круг.

Хозяйка: — Предложить я вам хочу чувашскую игру «Тутар», что в переводе означает «платочек».

ИГРА «Платочек»

Дети встают в круг. Ведущий ходит внутри круга, подходит к двум детям и разбивает сцепленные руки. Ведущий поднимает платочек, а двое детей, обежав круг, стараются схватить платочек. Кто быстрее, тот становится ведущим. И так далее.

(после игры дети садятся на стулья)

Хозяйка: — С древних времен чуваш был трудолюбивым. С малых лет его прививали к труду. А теперь и вам пора за работу браться. Помогите мне нитки в клубочки смотать, чтобы можно было мне вязать.

Игра — соревнование «Намотай нитку в клубок»

  1. Заключительная часть.

В зал входит дед со связкой лаптей на плече. Здоровается со всеми.

Дед: — Ыра кун, пултар!

Хозяйка (с детьми): — Ыра кун, пултар! Мучи, эсе аста кайма пустаранна? Дед, куда ты собрался?

Дед: — Я на ярмарку тороплюсь, лапти продавать.

Хозяйка: — Хороши лапти (рассматривает). Почем продаешь?

Дед: (загадочно и лукаво улыбаясь).

                  Мои лапти хороши,

                  Плел я их от души.

                  Отдам не за десять, не за пять,

                  А мастеру поиграть.

Хозяйка: — Что ж, ребята, эта цена нас устраивает, давайте поиграем с лаптями.

(дети делают один общий круг)

Игра «Лапоть»

(дед крутит лапоть, а дети должны прыгать, как через скакалку)

Дед: — Поиграли от души!

А теперь для всех для вас

Наш чувашский перепляс.

Исполняется общий чувашский танец «Ташлар-и, саванар-и?»

(в конце танца дети проходят через ворота и встают в полукруг)

Хозяйка: 

Славно мы повеселились,

Славно мы и потрудились.

А теперь пришла пора

Угощать мне вас, друзья!

— Какие же посиделки без чаепития? Ведь чувашский народ очень гостеприимный.

Хозяйка приносить чувашскую выпечку для угощения и дает детям.

Аня Фадеева:

Хозяюшка спасибо за веселье,

И за хорошее настроение и угощенье!

ДЕТИ ВСЕ ВМЕСТЕ: — Тавтапущ! (кланяются)

Все вместе по кругу уходят в коридор

Волчара-2 /продолжение истории/

Продолжение истории подростка Вовчика, по прозвищу Волчара, в лихие времена девяностых годов нашей истории. Обычный, теперь уже студент в то самое время. Для тех, кто впервые познакомился с Вовчиком и остальными героями повести, но хочет узнать, с чего же все началось, на сайте есть первая повесть. Самая полная и точная версия книги «ВОЛЧАРА» в свободном доступе Читать онлайн

Все имена, клички и события являются плодом больного воображения автора. Все случайные совпадения не более чем случайные совпадения

Михалыч вез внука на рыбалку. Была еще середина лета, но внук стал большим и теперь не мог задерживаться до самого сентября. Такое бывает с внуками, они вырастают, взрослеют и вот уже вчерашний школьник становится студентом. А у студентов уже и каникулы покороче и обязанности разные. Вот и старшему внуку осталось гостить всего три дня, билеты уже куплены, поэтому сегодня они едут не на текущую возле дома речку, а на далекое озеро.

Внук сильно изменился за прошедший год. Повзрослел, заметно возмужал, но не это тревожило деда, а ранняя седина в висках внука, да такая взрослая задумчивость во взгляде, что иногда страшно становилось. Эти изменения заметил не только дед, даже деревенские мальчишки, с которыми в прошлом году вместе бегали на рыбалку, да в лес по ягоды, даже они стали больше сторониться внука.

Михалыч пытался расспросить, но внук лишь улыбался да спешил сменить тему разговора. Пришлось выспрашивать у младшего внука, тот хоть и мелкий совсем, но тоже школьник, третий класс закончил, уже что-то видел, что-то слышал. Он то и рассказал деду, что у старшего брата друга убили. Люто убили, ножом зарезали в аккурат перед экзаменами. Вот так, стало быть, взрослая жизнь началась у пацана, резко и серьезно.

Дорога была хорошая, федеральная трасса, до съезда с которой оставалось еще двадцать километров, когда буквально из ниоткуда вынырнул видавший виды жигуль и резко тормознув, подставил корму под удар. ГАЗ-69 это вам не игрушка и такие игры не прощает. Как не пытался резко остановить своего Бобика Михалыч, аварии избежать не удалось.

— Ты чего такого творишь, Ирод – выйдя из машины, набросился на молодого  в спортивном костюме, водителя жигулей Михалыч. – Тебе что, жить надоело!   

— Старый, ты попал! – вместо оправданий заявил парень – Ты нам сейчас и машину свою отдашь и еще до смерти должен будешь! Ты знаешь, кто мы! Ты знаешь, чья это машина.

Михалыч даже присел от такого напора. Но тут вперед вышел старший внук и, облокотившись на бампер бобика, спокойно спросил:

— Под кем ходите, шакалы?

— Что ты сказал, щенок? – попытался ухватить парня за отворот джинсового жилета парень.

То, что произошло дальше, Михалыч никак не ожидал увидеть. Вовчик, словно сжатая пружина, взвился вверх и ударил водителя ногой в подбородок, от чего тот, отлетев на пару метров сел на зад. Второй парень из жигулей, подошедший с другой стороны, потянулся рукой куда-то за спину, но получив мощный удар в живот, согнулся пополам.

Вовчик подтянул согнутого к себе и, задрав на нем рубашку, достал из-за ремня, на спине парня, пистолет. Оттолкнув свою жертву в кювет, он опять обернулся к первому:

— Я спросил, под кем ходите?

— Под Яшей-Перцем – прохрипел парень, покосившись на пистолет

— Как с ним переговорить? – пистолет скрылся в одном из внутренних карманов джинсового жилета.

— Кафе «Волна» в речном порту – проговорил парень.

— Завтра в час дня – кивнул внук – и не опаздывайте!

***

Михалыч сидел за соседним столом. Он не мог слышать каждое слово, только видел. Видел, как подошел внук к двоим вчерашним парням. Как сел за стол и достал колоду карт. Он не говорил, молча перетасовывая колоду.

— Катала что ли? – спросил один из двоих, наблюдая, как лихо ложатся листы с нарисованными знаками – чего молчишь? Помолчать сюда пришел?

К столу подошли еще двое.

— Он с быками не разговаривает – объявил один из вновь пришедших и, обернувшись ко второму, добавил – знакомься, Яша, это Волчара.

Вовчик обернулся. Перед ним стоял и улыбался во все тридцать два зуба Бубновый.

— Привет, малек! Парни, когда вчера тебя описали, я даже не поверил, вот решил прийти, посмотреть – Бубновый оскалился – а это и в самом деле ты. Яша, ты с парнем аккуратнее, при случае за него Карп впрягется и здесь мало никому не покажется.

— Где я и где Карп – усмехнулся тот, кого назвали Яшей – до Владика далеко, да и мы здесь не просто так.

— Ой, не скажи – Бубновый неожиданно подмигнул Вовчику, — и пары дней не пройдет, как над головой чайки кружить начнут, кусочки повкуснее выбирая.

— Ладно – поморщился Яша, видимо такие слова Бубнового совсем не порадовали местного бригадира. В упор посмотрев на Вовчика, Яша спросил – хотел чего?

— Заморочка у нас вчера вышла с твоими людьми – Вовчик кивнул на двоих, которые были вчера на трассе – давай замнем, для ясности.

— Вы подрались, разбежались, так? – Яша достал пачку сигарет, выбил одну, закурил – Ты у них ствол забрал. От меня чего надо?

— Ствол где? – Спросил один из вчерашних

— В озере утопил – отозвался Вовчик – зачем он тебе, раз пользоваться не умеешь?

— Резонно – кивнул Яша. – Зачем встретиться хотел? У меня к тебе нет вопросов.

— Я завтра уеду – Вовчик прямо посмотрел в глаза бригадиру местных бандитов – людям своим скажи, чтобы деда моего не искали и не лезли к нему.

— Договорились, не будут – Яша встал, его люди тоже поднялись. – Бывай, Волчара. Будут дела в твоем городе, я обращусь.

— Чем смогу – кивнул Вовчик.

— Я перетру еще с земляком – заявил вдруг Бубновый, – давно не виделись.  

— Расслабься, Вовчик, – глядя в след уходящей троице,   заявил Бубновый, подвигая к себе пепельницу. – Это мы дома можем бодаться, не слушать друг друга, а на гастролях должны вместе держаться. Иначе нельзя. Местные решат, что в своем городе мы без закона живем, поедут свои права качать. А оно нам надо?

Вовчик покосился на деда, сидящего за соседним столом. Тот уже допивал третий стакан чая, это к Вовчику и Бубновому никто не подходил, видели, что люди не простые, потому и не лезли. А деду сразу сказали, что без заказа сидеть не получится, не зал ожидания, а кафе все-таки. Вот он теперь и отпивался чаем, да за внуком наблюдал.

— Ты, наверное, соскочить хотел, забыть про все и жить как нормальный школьник? – Бубновый выпустил струю сизого дыма в потолок,  – не выйдет. В блатную компанию только вход бесплатный, а за выход некоторые головы складывают. Да не смотри ты на меня волчонком! Зла я на тебя не держу, даже наоборот, благодарен. Если бы мне катран тогда отдали, впух бы я с ним по полной!

— Как там, в городе? – спросил Вовчик. – Чего нового?

— Ты вовремя свалил на свои каникулы – Бубновый поднял руку, привлекая внимание официанта – в городе через неделю передел начался, даже стреляли. Бяху ранили, но он молодец, не сдался и позиций не сдал. Даже расширился, теперь универмаг тоже его.

— А казино открыли?

— Целых два. На нашей стороне и у Батона. У нас в твоем  ДК, во все фойе. Теперь все там и играют, с катраном я бы точно влип.

***

В этот раз Вовчик ехал домой один. Димкины каникулы еще не кончились и было решено, что за ним мама приедет отдельно. Правда, поездом не повезло, билетов на прямой поезд не было, только с пересадкой в области. Но там разбежка между поездами всего пять часов, которые можно спокойно просидеть на вокзале. Тем более, что накануне Вовчик купил две новых кассеты для плеера и сразу пять комплектов сменных батареек.

До поезда дедушка проводил, вещей с собой была лишь небольшая сумка, да новомодный пакет с яркой картинкой, в который бабушка наложила внуку покушать на дорожку. «Стандартный набор путешественника» — как выразился Димка, яйца, хлеб да отваренная курочка. Посадка закончилась, поезд тронулся, и вагон понес Вовчика на встречу новой, студенческой жизни.

Поделиться с друзьями. Сохранить в закладки

  • Рассказ о чехове 4 класс текст
  • Рассказ о чьей то жизни 9 букв сканворд
  • Рассказ о честном касперле и пригожей аннерль краткое содержание
  • Рассказ о четырех глухих
  • Рассказ о человеке добродетели 4 класс