Рассказ о честности для 4 класса по орксэ

Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль. оборудование: учебники литературное чтение 3 кл. часть 2, рассказ

Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль.

Оборудование: учебники «Литературное чтение» 3 кл. часть 2, рассказ интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку, смартфоны с QR-сканером, бумажные карточки с QR-кодами Plickers, аудиозапись рассказа «Честное слово».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс!

Приветствуют учителя

Постановка темы и цели урока

На слайде размещены обложки книг автора, произведения которого мы читали на прошлых уроках. Назовите их? Кто является автором этих рассказов?

Какое произведение вам не знакомо?

Сформулируйте цель урока.

Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая»

«Честное слово»

Познакомиться с произведением Л.Пантелеева «Честное слово»

ПУУД: Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт.

КУУД: Умение слушать и понимать речь других.

ЛУУД: Умение определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

Рассмотрите иллюстрацию на слайде и предположите, о чем это произведение.

У вас на партах листы с планом урока. Пункты плана в произвольном порядке. Восстановите последовательность их выполнения на уроке.

Ответы детей

1. Прочитать произведение;

2. Проанализировать главного героя;

3. Сравнить литературного героя и героя в жизни.

Открытие нового знания

Первичное восприятие текста Как вы понимаете значение слова «Честный»? «Честь»?

Посмотрите на слайд, возьмите смартфоны и отсканируйте коды. Это определения из толкового словаря.

Ответы детей

Словарная работа с QR-кодами.

Проверка первичного восприятия текста

Учитель читает произведение до диалога.

Как вы думаете, почему мальчик плакал?

Давайте выясним, что было на самом деле.

Послушайте аудиозапись.

(до слов «- Я честное слово сказал…»)

Какие чувства испытывал мальчик?

Почему мальчик не уходил с поста?

Трудно ли держать честное слово? Почему?

Как вы думаете, мог ли этот взрослый человек помочь мальчику?

Дочитываем произведение самостоятельно.

Дал честное слово

Ответы детей

(что значит дать честное слово?)


Предположения детей

Предположения детей

ПУУД:

Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт;

Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной деятельности класса.

РУУД: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Планирование своей деятельности.

Прогнозирование деятельности.

КУУД: Умение сотрудничать и работать в группе;

Умение слушать и понимать речь других.

ЛУУД: Оценивание жизненной ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Во время чтения произведения производится словарная работа с помощью QR-кодов.

СТОРОЖКА — небольшой домик, помещение для сторожа.

ЧАСОВОЙ — вооружённый караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста (военнослужащий, стоящий на посту, на часах).

КРАСНОАРМЕЕЦ — воинское звание и должность военнослужащего Красной Армии.

КРАСНАЯ АРМИЯ — название армии в советское время (1918-1946 гг.).

Физкультминутка «Солдаты»

Встали ровненько, ребята,

Пошагали, как солдаты.

Влево, вправо наклонись.

На носочках потянись.

Раз — рывок (прыжок),

Два — рывок,

Отдохнул ли ты дружок?

Помаши кистями дружно

Нам работать сейчас нужно!

(ученики работают в программе «сканер QR-кодов). ПУУД: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; логический анализ объектов с целью выделения признаков.

КУУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Вернемся к задачам урока. Какую задачу мы выполнили?

Какие чувства вы испытали после прочтения?

Что подтвердилось из ваших предположений?

1. Прочитать произведение

Учитель делит класс на 3 группы.

Первая группа ищет в тексте описание внешнего вида мальчика. Вторая группа — чувства и переживания. Третья — поступки, поведение. Один человек из группы презентует. Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно так автор заканчивает свое произведение?

Хорошо читающий ученик читает последний абзац рассказа.

Ответы детей

Как вы думаете, какая главная мысль рассказа «Честное слово»?

Как вы считаете, выполнили ли мы вторую задачу урока?

На ваших столах лежит конверт с разрезанными пословицами. Соедините их.

Проверяем (слайд). Ответы детей:

(Как аукнется, так и откликнется.

Нечистая совесть спать не даёт.

Не давши слово — крепись, а давши — держись.

Не по виду суди, а по делам гляди.) Из этих пословиц выберите ту, которая передает главную мысль произведения с помощью бумажных карточек с QR-кодами Plickers.

Как вы думаете, было ли это произведение поучительным?

«О детях и для детей».

Ответы детей

Как называется раздел, в котором мы работаем на уроках литературного чтения?

Какие еще произведения из этого раздела мы изучали?

— Что объединяет эти рассказы?

— Что общего в характерах главных героев?

— Чем отличается главный герой этого произведения от других?

— Кто из современного мира для вас является героем, который может сдержать свое честное слово? Ответы детей

Рефлексия

Расположите иллюстрации в хронологическом порядке (пояснить слово хронология).

Чему учит рассказ?

Какова главная мысль рассказа «Честное слово?

Оцените свою работу. Поставьте «+» в нужной графе таблицы.

Ответы детей: честь превыше всего.

Оценивают себя…

РУУД: Самоконтроль процесса и результатов деятельности.

КУУД: Умение слушать и понимать речь других

Домашнее задание

Выбери домашнее задание:

— Пересказ от лица главного героя произведения;

— Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку;

— Составить план произведения.

Тема урока

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

(Пятый урок в серии уроков по теме

«Великие русские писатели»,

третий урок по данному произведению)$

Проблема

Как дать характеристику каждому герою сказки, анализируя его поступки, поведение?

Тип урока

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.

Цель (ведущая)

Развитие творческих способностей.

$Цели (сопутствующие):

  • продолжить изучение сказки;

  • развивать навыки выразительного чтения;

  • формировать умение передавать настроение героев
    сказки;$

  • учить анализировать поступки героев;

  • развивать речь, внимание, память.

Задачи:

    1. учить не только давать характеристику героям по их
      поступкам, но уметь анализировать, делать выводы;

    2. формировать умение выполнять задание творчески;

    3. обогащать словарный запас учащихся;

    4. $ развивать образное мышление;

    5. воспитывать любовь к семье, матери, отцу, уважение к
      старшим.

    Организационные формы урока:

    • беседа;

    • диалог.

    Методы обучения:

      1. словесные;

      2. наглядные

      3. проблемно-поисковые.

      Наглядность:

      • напечатанная пословица
        «Сказка ложь, да в ней намёк.
        Добрым молодцам урок»;

      • $ выставка детских рисунков-иллюстраций к сказке.

      Дидактический материал:

      Карточки с индивидуальным творческим заданием.

      Используемые технологии:

      • здоровьесберегающие;

      • технология организации творческой деятельности;

      • технология рефлексии.

      $ Ход урока

      • Организационный момент.

      • Проверка домашнего задания.

        1. Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома
          (3 человека).

        2. Беседа после чтения.

      Учитель

      На сколько частей вы разделили прочитанную часть?

      Дети

      На 6 частей.

      Учитель

      Как озаглавили части?

      Дети

      (варианты
      ответов)

      1. $ Гости у Гвидона. (В гостях у Гвидона).

      2. Третья встреча с отцом. (Встреча с отцом).

      3. Женитьба Гвидона. (Свадьба Гвидона).

      4. Встреча гостей. (Гости).

      5. В гостях у Салтана. (В гостях у отца).

      6. Счастливая встреча. (Встреча с царем Салтаном).

      Учитель

      $ Какое чудо вам запомнилось?

      Дети

      Лебе$дь превратилась в прекрасную царевну.
      Учитель

      Почему?

      Дети

      Потому что это было очень необычно, сказочно, интересно.

      Учитель

      Ожидал ли князь, что царевна — это лебедь?

      Учитель

      Обрадовался ли Гвидон, когда её увидел?

      Дети

      Да, он хотел идти искать её даже совсем далеко.

      Учитель

      Что вас больше всего удивило в облике царевны?

      Дети

      (варианты
      ответов)

      1. Её портрет.

      2. «Месяц под косой блестит,
        А во лбу звезда горит…»

        $

      Учитель

      О чём Гвидон не забывает напомнить корабельщикам,
      даже в момент женитьбы?

      Дети

      Напомнить царю Салтану, что он в гости приехать обещал,
      но ещё так и не собрался.

      Учитель

      Мы с вами говорили, что это ска$зка.
      А в сказке добро….

      Дети

      … побеждает зло.

      Учитель

      Кто и как был наказан в этой сказке?

      Дети

      (варианты

      ответов) 1. Автор наказал ткачиху с поварихой и сватью бабу Бабариху.
      $2. «А ткачиха с поварихой,
      С сватьей бабой Бабарихой
      Разбежались по углам»

      Учитель

      Простил ли их автор?

      Дети

      Наверно, нет. Поэтому они и разбежались.

      Учитель

      А Гвидон и Салтан?

      Дети

      (варианты ответов)

      1. Вряд ли. Зачем царю и князю такие обманщики.
      2. Я думаю, что простил.

      Учитель

      А мы как читатели?

      1. Нам их н$емного жалко.

      2. Они не знали, что про все их проделки будет известно

      3. А ложь оязательно ста$новится когда-то известной.

      4. Поэтому лучше не обманывать, а говорить правду.

      Почему царь не женился во второй раз?

      Дети

      Он любит жену и сына и очень скучает по ним.

      Учитель

      Другими словами мы бы сказали, что царь — любящий и муж. Он любит свою жену и остается, верен ей.

      III. Физкультминутка.

      Сказка даст нам отдохнуть.
      Отдохнём — и снова в путь!
      Нам советует Мальвина:

      • Станет талия осиной,
        Если будем наклоняться
        Влево — вправо десять раз.
        Вот Дюймовочки слова:

      • Чтоб была спина пряма,
        Поднимайтесь на носочки,
        Словно тянетесь к цветочкам,
        $Раз, два, три, четыре, пять,
        Повторите-ка опять:

      Раз, два, три, четыре, пять,
      Красной Шапочки совет:

      $

      Если будешь бегать, прыгать,
      Проживешь ты много лет.
      Раз, два, три, четыре, пять,
      Повторите-ка опять.
      Дала сказка отдохнуть!
      Отдохнули? Снова в путь!

      IV. Постановка цели урока.

      Учитель

      Сегодня на уроке мы проанализируем сказку, и будем
      учиться давать характеристику её героям. Чтобы дать
      точную характеристику, мы будем строить небольшой
      рассказ о героях по плану.

      Давайте запишем план в тетрадь (план на доске).

      1. Где живёт герой?

      2. Внешность героя и его характер.

      3. Какие поступки совершает, их характеристика.

      4. $ Отношение автора к герою.

      5. Ваше отношение к герою.

      Учитель

      Давайте продолжим нашу беседу. Мы сказали, что царь
      Салтан — верный муж. Но если он не собирается жениться
      ни на поварихе, ни на ткачихе, почему же не прогонит их
      из двора?

      1. Потому что они родственницы его жены и прогнать он их не
      может.
      2. Ему их жалко.

      Учитель

      Правильно. Мы видим, как страдает царь Салтан, хотя сидит
      «весь в золоте». У него всё есть, но он всё равно тоскует без
      близких ему людей. Богатство не делает людей счастливыми.
      А $знаете ли вы, как называются люди, не стремящиеся
      к богатству, к личной выгоде?

      Дети

      (варианты

      ответов)

      1. Нежадные.

      2. Добрые.

      3. Небогатые.

      4. Хорошие

      Учитель

      $ Они называются бескорыстными. Повторите вместе со мной.

      Дети

      Бес-ко-рыст-ные.

      Учитель

      Можно ли назвать тёток бескорыстными?

      Дети

      Нет, нельзя.

      Учитель

      Почему? В чем их корыстолюбие?

      Дети

      Они хотят быть богатыми, стать цари$цами.

      Учитель

      Правильно. А князя Гвидона можно назвать бескорыстным?

      Дети

      Да, можно.

      Учитель

      Но ведь князь просит у царевны и белочку, и богатырей, и
      красавицу. Стремится ли он к богатству?

      Дети

      Нет.

      $Учитель

      А богат ли князь. Прочитайте текст на страницах 109-110.
      Что принадлежит князю Гвидону?
      Дети читают отрывок «остров на море лежит…» до слов «изоб нет,
      везде палаты».

      Учитель

      Прочитайте строки на странице 102, свидетельствующие о тоске,
      печали Гвидона.

      Дети

      $ «Гости в путь, а князь Гвидон
      С берега душой печальной
      Провожает бег их дальний».

      Учитель

      Как вы думаете, понял ли князь Гвидон, что отец его опечален?

      Дети

      Да, понял. Поэтому он и хочет, чтобы царь Салтан приехал к
      нему в гости.

      Учитель

      Молодцы! Скажите, что значит почитать родителей?

      Дети

      (варианты
      ответов)

      1. Уважать.

      2. Беречь.

      $ 3. Не огорчать.

      4. Помогать, чем можем. Быть благодарными

      Учитель

      Можно ли назвать Гвидона почтительным сыном?

      $ Дети

      (варианты

      ответов)

      1. Конечно, можно.

      2. Он хороший сын.

      Учитель

      Найдите на странице 121 строки, говорящие о его послушании,
      уважении к родителям.

      Дети

      «И ведёт её скорей
      К милой матушке своей.
      Князь ей в ноги, умоляя:
      «Государыня родная!
      Выбрал я жену себе,
      Дочь послушную тебе.
      Просим оба разрешенья,
      Твоего благословенья:
      Ты детей благослови
      Жить в совете и любви».

      $ Учитель

      Видите, как Гвидон почтителен к своей матери, называет её
      государыня родная, на коленях просит благословения.
      Но только ли хороших людей жалеет Гвидон. Найдите строки на
      странице 118, говорящие об его отношении к старому человеку,
      пусть и вредному.

      Дети

      «А царевич хоть и злится,
      Но жалеет он очей
      Старой бабушки своей…»

      Учитель

      Вспомните, куда он укусил своих тёток?

      Дети

      Он укусил их в глаза.

      Учитель

      $ Верно, но свою старую бабушку пожалел. Видите, какой он уважительный, жалостливый даже к коварной женщине.

      1. Физкультминутка.

      Сидел со мной рядом за партой сосед.
      Закрыл я глаза
      а соседа уж нет!
      Теперь головою крути, не крути,
      А
      в классе у нас никого не найти!
      Хотим, чтоб скорее учитель сказал:
      «Давайте, ребята, откроем глаза!»

      1. Продолжение работы.

      $ Учитель

      В народных волшебных сказках главный герой всегда проходит
      через какое-нибудь испытание. Есть ли здесь такое?

      Дети

      Да.

      Учитель

      Какое испытание выдержал князь Гвидон?

      Дети

      Он спасает Лебедя, хотя ему очень нужно было найти пищу для
      себя и матери.

      Учитель

      Знал ли он, что получит за это награду?

      Дет$и

      (варианты

      $ ответов)

      1. Конечно, он не знал.

      2. Поступил так, потому что он добрый.

      3. Спас Лебедя от хищника, как любой хороший добрый
      человек.

      Учитель

      Можем ли назвать этот поступок бескорыстным, благородным?

      Учитель

      Можем ли назвать этот поступок бескорыстным, благородным?

      Дети

      $

        1. Да.

        2. Князь Гвидон не ждал награды за этот поступок.

        3. Он поступил так по велению своего сердца, потому что был добрым.

        $

        Учитель

        Почему Лебедь выполняет все желания Гвидона, ведь она уже
        подарила ему город?

        Дети

        (варианты

        ответов)

        1. Она помнит, что он спас её от когтей коршуна.
        2. Он спас ей жизнь.

        Учитель

        Правильно. Ещё я думаю, что она увидела, что он верный и
        любящий сын, поэтому и помогает вернуть отца. Как она

        разгова$ривает с Гвидоном? Прочитайте текст на странице 102.

        Дети

        «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
        Что ты тих, как день ненастный?
        Опечалился чему?» —
        Говорит она ему.

        $ Учитель

        Какая женщина может так говорить?

        Дети

        (варианты

        ответов)

        1.Нежная.

        2.Добрая.

        3.Ласковая.

        Учитель

        Верно. Значит и прочитать нужно нежно и ласково «будто
        реченька журчит».
        Девочки пробуют прочитать отрывок.

        Учитель

        Можем ли мы назвать царевну Лебедь прекраснейшей
        женщиной?

        $ Дети

        (варианты

        ответов)$

        1. Да.

        2. Она красивая, верная, добрая.

        3. Помогает князю Гвидону и его отцу.

        Учитель

        Как вы думаете, Пушкин считал её идеалом женщины. Почему?

        Дети

        Наверно, считал раз так красиво о ней говорит.

        Учитель

        Прочитайте её описание на странице 117-118.

        Дети

        «За морем царевна есть,
        Что не можно глаз отвесть:
        Днем свет Божий затмевает,
        Ночью землю освещает,
        Месяц под косой блестит,
        А во лбу звезда горит.
        А сама то величава,
        Выступает, будто пава;
        А как речь-то говорит,
        Словно реченька журчит…»

        Учитель

        Можете представить, как она красива?

        Закройте глазки, я ещё раз прочитаю этот отрывок, а вы
        мысленно нарисуйте её портрет.
        (Чтение отрывка $учителем).

        Учитель

        $А теперь посмотрите, как дети нарисовали царевну Лебедь,

        какой они её представили.

        (Выставка рисунков, выполненных детьми).

        Учитель

        Расскажите, какая она.

        Дети

        (варианты
        ответов к

        своим работам)

        1. Она красивая, у неё длинные золотистые волосы и голубые
        глаза.

        2. Она прекрасна, у неё длинная русая коса, а под косой месяц
        блестит.

        3. А меня удивило, что во лбу звезда горит. И у неё очень
        доброе лицо и ласковая улыбка.

        Учитель

        Она, действительно прекрасна и добра. И вы это увидели и
        изобразили на своих портретах царевны.
        А можно ли назвать её почтительной к матери князя?

        Дети

        (варианты

        $ ответов)

        1. Да, она вместе с князем просит у царевны благословения,
        она подводит её к царю Салтану, когда он приезжает на
        остров Буян.

        2. Потому что хочет счастья для родителей Гвидона, чтобы
        они были вместе.

        Учитель

        Итак, мы определили положительных и отрицательных героев
        сказки. За свою доброту,$ благородство и отвагу князь Гвидон
        наконец вознаграждён — он обретёт семью.
        В волшебных сказках плохие герои обязательно наказываются.
        Как себя проявил вспыльчивый царь Салтан?

        Дети

        Он$ простил вредных тёток.

        Учитель

        В чём его великодушие?

        Дети

        (варианты

        ответов)

        1. Он их простил, потому что всё закончилось хорошо и все
        вместе счастливы.

        2. А когда человек счастлив — он добрый, и не хочет делать
        никому зла.

        3. Своих врагов надо прощать и тебе станет легче.

        4. Потому что, когда человек злится, ему самому от этого
        становится очень плохо.

        Учитель

        Умницы. Им стало стыдно, они повинились и всё рассказали, а
        значит они сами себя наказали.
        Именно такие выводы я от вас ждала.

        $ VII. Итог урока.

        Учитель

        Понравилась ли вам сказка?

        Дети

        (варианты

        ответов)$

        1. Да.

        2. Сказка очень интересна.

        3. Красиво написана.

        Учитель

        Что особенно запомнилось?

        Дети

        (варианты

        ответов)

        1. Как князь Гвидон спас царевну Лебедь.

        2. Как он превращался в комара, шмеля и муху.

        3. Как всё хорошо з$акончилось и все вместе встретились на
        острове Буян.

        Учитель

        Чем эта сказка интересна нам, сегодняшним её читателям?
        Чему она учит? Какой урок даёт сказка?
        «Сказка ложь, да в ней намёк:
        Добрым молодцам урок»
        (пословица на доске).

        Дети

        (варианты

        ответов)

        1. Добро всегда побеждает зло.

        2. Нельзя обманывать и желать чужое, нельзя завидовать.

        $ 3. Нужно быть добрым, бескорыстным.

        4. Делать добрые дела и не ждать за них награды.

        5. Сказка учит любить друг друга, выручать в трудную минуту.

        VIII. Домашнее задание.

        Задание классу: выучить отрывок наизусть.
        $Индивидуально: карточки с творческим заданием.

        Карточки с творческими заданиями (по группам)

        • По каким признакам можно определить, что это сказка? Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке Пушкина?

        • Где в сказке встречаются троекратные повторы. Найдите отрывки.

        • Какие пословицы встретились в сказке? Объясни, как ты их понимаешь.

        • Какие волшебные превра$щения совершает Царевна Лебедь?

        • Волшебная сказка — это сказка о любви? Докажите, что «Сказка о царе Салтане…» — волшебная сказка.

        • Чем сказка А.С. Пушкина отличается от народной сказки?

        Анализ урока.

        • С 2005 по 2009 год я работаю по УМК «Школа России».

        • Литературное чтение (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), Москва «Просвещение», 2008г.

          1. Урок литературного чтения был дан в 3-ем классе в рамках открытых уроков для учителей начальной школы №6.

        Этот ур$ок является третьим уроком в серии уроков по теме «Великие русские писатели» и третьим обобщающим уроком по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

          1. Тема урока: А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане…».

          2. В классе — 32 человека. Все дети справляются с программой 3-го класса.

          Из них:

          • 3 отличницы;

          • 17 человек учатся на 4 и 5;

          • 4 человека имеют 1-2 тройки;

          • 6 учеников нуждаются в постоянной помощи учителя;

          • 1 учащийся имеет диагноз ЗПР.

          $ В классе сформирована учебная мотивация. Большинство детей ответственно относятся к учебе, они работоспособны, творчески подходят ко многим заданиям, умеют работать и в группах, коллективно и самостоятельно.

          Дети открыты к общению, очень доброжелательны, умеют друг другу сопереживать, помогать. С удовольствием высказывают своё мнение. В целом класс хороший по способностям — средний.

          1. Цель (ведущая): развитие творческих способностей.

          $ Для решения этой цели детям было предложено приготовить дома иллюстрации к сказке (портрет царевны Лебедя), подготовить выразительное чтение отрывка.

          Цель (сопутствующая): актуализация знаний, умений, навыков, необходимых для творческого применения знаний. Для решения этой цели было дано домашнее задание, разделить прочитанный отрывок на части, озаглавить эти части. В основном все дети с данным заданием справились.

          Цель (сопутств$ующая): развитие памяти, речи, внимания. Использовано выборочное чтение отрывков,$ подтверждающих ответы детей на поставленные вопросы.

          Цель (сопутствующая): формировать умение передавать настроение героев сказки, анализировать их поступки. Для решения этой цели использованы такие приёмы работы с текстом: выборочное чтение, работа по данному плану (характеристика героя), словесное рисование портрета героев. В течение всего урока, анализируя поступки героев, давали характеристику человеческим качествам, что так важно в наше время. Дети оценили современность сказки, почувствовали главное, чему она учит: доброте, любви, заботе друг о друге. И что она осуждает: ложь, корысть, зависть. А это главное, значит цели урока выполнены. Удалось связать тему урока с реальной жизнью и вывести к таким нравственным понятиям как любовь и почитание родителей, забота друг о друге.

          Всё это подтверждает, что изучение творчества Пушкина способствует расширению нравственных понятий школьников.

          • На уроке были использованы следующие технологии:

          • здоровьесберегающие;

          • технология организации творческой деятельности;

          • $$ технология рефлексии.

            1. На уроке успели выполнить всё запланированное. Дети хорошо подготовили домашнее задание. Вопросы не вызывали затруднения, отвечали быстро и высказывали собственное мнение. При составлении характеристик героев давали интересные ответы, на уроке царила атмосфера творчества, всем хотелось высказать своё мнение, скучающих и неработающих не было. Мне самой было очень интересно. Дети активно участвовали в решении поставленной проблемы и характеристики героям получились интересные.

          Поставленная цель достигнута. Задачи выполнены.

          Считаю, что урок получился:

              1. Детям было интересно на уроке;

              2. Они активно участвовали в решении поставленной проблемы, в обсуждении ответов одноклассников;

              3. Удалось связать тему урока с реальной жизнью и вывести на такие нравственные понятия, как уважение друг другу, любовь и почитание родителей, осуждение жадности.

            $

            КоломиеиГ Людмила Васильевна
            Город Сосновый Бор
            МОУ «СОШ №6»
            Педагогический стаж — 24 года.
            Квалификационная категория —
            высшая.

            $ Конспект урока по литературному чтению

            в 3 классе

            (проведён 23.10.2009 года для учителей начальной школы)

            Учебно-методический комплект «Школа России».

            • Литературное чтение (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,
            М.В. Голованова, Москва, «Просвещение», 2008г.)

            Для изучения предмета основы религиозных культур и светской этики мы подготовили темы проектов по ОРКСЭ для учащихся 4 класса (5 класса и старше) и разделили их на основы православной культуры (ОПК) и светской этики, основы исламской и буддийской культуры, а также иудейской культуры и мировых религиозных культур (ОМРК). Ученик выбирает интересующие его темы проектов по ОРКСЭ в рамках изучаемого модуля предмета и согласует с учителем.

            Выполняя исследовательскую работу по предложенным темам проектов по ОРКСЭ, учащиеся 4 классов приобретают базовые знания об основных мировых культурах, порожденных той или иной религией, познают историю религий, основы поведения в обществе и базовые представления о нравственности и морали. Содержание предмета, в рамках которого изучаются основы религиозных культур и светской этики, носит скорее культурный и просветительский характер, нежели религиозный.

            Для выбора темы исследовательской работы и проекта по тому модулю ОРКСЭ, который вы изучаете, перейдите по соответствующей ссылке ниже:

            • Темы проектов по основам православной культуры
            • Темы проектов по основам исламской культуры
            • Темы проектов по основам иудейской культуры
            • Темы проектов по основам буддийской культуры
            • Темы проектов по основам мировых религиозных культур
            • Темы проектов по светской этике

            Преподавание предмета и работа над темой проекта в области основ религиозных культур и светской этики ведется в 4 классах школы, однако возможно изучение ОРКС детьми в форме факультатива в 3 и 5 классах. Школьник осваивает историю и развитие той культуры, в которой он родился и растет, в ходе исследовательской и проектной деятельности изучает ее более углубленно и по желанию готовит проект, отвечающий его личным интересам.

            ОРКСЭ является тем предметом, который выбирают не ученики, а их родители, поэтому дети изучают основы той религиозной культуры, которая им близка. В случае затруднения с выбором темы проекта рекомендуем сделать выбор в пользу проведения ребенком исследования в области основ мировых религиозных культур или основ светской этики. Эти курсы рассчитаны на приобретение школьником объективных знаний о формировании культуры и традиций основных религиозных направлений мира, воспитание в них толерантности и нравственности.

            Темы проектов по ОРКСЭ

            Темы исследовательских работ и проектов по основам религиозных культур и светской этики для учащихся 4 классов и старше:

            Атеизм
            Библия – основной источник вероучения в христианстве.
            Библия и Евангелие
            Библия как памятник мировой культуры.
            Блюда нашей национальной кухни
            Важнейшие католические ордена, их история.
            Вегетарианство и религия
            Вера и религия
            Взаимодействие католичества и Русской православной церкви: история и современность.
            Взаимоотношения церкви и государства в истории России.
            Взаимосвязь религии и науки
            Взгляд современной науки на библейскую историю евреев.
            Возникновение христианства
            Государство и церковь: особенности взаимоотношений в истории России.
            Деятельность Ватикана в XX веке.
            Доброе братство дороже богатства.
            Дружба в моей жизни
            Дружба крепкая не сломается…
            Женский культ в истории религий мира.
            Жизнь священна
            Забота о своей душе и о пользе ближнего моего.
            Законодательство России о религии и свободе совести: история и современность.
            Заповеди блаженства
            Значение нравственности и этики в жизни человека и общества.
            Значение религии в жизни человека и общества.
            Иллюстрируем дни творения
            Индуизм, возникновение, эволюция, основные направления.
            Искусство и мировые религии
            Историческая судьба славянского язычества.
            История взаимодействия христианства и языческих верований в России.
            История деятельности католической церкви в России.
            История иконопочитания в христианстве и его богословское обоснование.
            История католического монашества
            История христианской религии.
            История церкви
            Как отличить добро от зла?
            Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние»
            Как христианство пришло на Русь?
            Как я понимаю золотое правило нравственности
            Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?
            Категории Бога, свободы и добра в творчестве Л.Н. Толстого
            Католицизм как одно из направлений христианства.
            Книга и книжность в истории Древней Руси
            Конфликт античного язычества с христианством.
            Конфуцианство: религия или философия.
            Коран как памятник мировой культуры.
            Красота общения: этикет в жизни людей.
            Крещение Руси
            Культ предков.
            Культура и религия
            Магия как ранняя форма религии.

            Темы исследовательских работ и проектов по ОРКСЭ

            Для выполнения проекта или исследовательской работы по основам религиозных культур и светской этики Вы можете выбрать любую из представленных ниже тем, отвечающую вашим интересам.

            Темы проектных работ по дисциплине ОРКСЭ:
            Место религии в жизни человека и общества.
            Милосердие и сострадание.
            Мировые религии и их роль в современном мире.
            Мистицизм и магия в современных религиозных культах.
            Моя семья – моя опора
            Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
            Мы в ответе за тех, кого приручили.
            Наши имена
            Обряды в культуре народа
            Основные направления религиозной философии
            Основные религии мира
            Особенности вероучения и культа в индуизме
            Особенности национальных религий.
            Особенности развития христианства в I-III вв.
            Особенности религий Древнего мира
            Особенности эзотерических учений
            Отношение современного общества к религии
            «Религия» как слово и концепт в истории культуры.
            Отражение заповедей в литературных произведениях для детей.
            Официально признанные религии
            Памятники духовной культуры в моем городе
            Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)
            Папа римский Иоанн Павел II как религиозный деятель.
            Папство: история и современность.
            Поликонфессиональность в России: история, проблемы и перспективы.
            Понятие и виды свободомыслия.
            Понятие религии. Основные компоненты религии.
            Правила гостеприимства народов России
            Предпосылки и последствия церковного раскола на Руси в середине 17 в.
            Представления о происхождении Вселенной современных теологов.
            Представления теологии о происхождении и развитии жизни.
            Принятие христианства Киевской Русью.
            Проблема религиозной толерантности в современном обществе.
            Проблема смерти в различных религиозных традициях.
            Проблемы жизни и смерти в различных религиях
            Проблемы религии.

            Религии мира
            Религии России.
            Религиоведение как самостоятельная отрасль знаний.
            Религиозная вера и наука: проблема взаимодействия.
            Религиозное образование
            Религиозные воззрения славян
            Религиозные права личности в Российской Империи 19 – 20 вв.
            Религиозные представления о происхождении и эволюции Земли.
            Религия в системе культуры
            Религия в языке
            Религия и ее роль в жизни человека.
            Религия и литература
            Религия и мифология, их взаимосвязь.
            Религия и общество
            Религия и политика
            Религия и религиозность.
            Религия и семья
            Религия и человек
            Род и семья – исток нравственных отношений.
            Русское искусство и религия
            Русское старообрядчество
            С чего начинается Родина?
            Свобода совести в истории России.
            Свободомыслие как явление духовной культуры.
            Святой праведный воин Илья Муромец.
            Святые в отношении к животным
            Секта и сектантство
            Социальное значение христианства.
            Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.
            Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (Экзюпери)
            Учение Христа
            Фетишизм и анимизм.
            Фотография в моём семейном альбоме.
            Функции религии
            Хоровод национальностей
            Храмы России
            Человеческие добродетели и пороки
            Что означают для меня слова: Родина, Россия, Русь
            Что такое совесть?
            Экуменическое движение: проблемы и перспективы.
            Эпоха вселенских соборов и ее историческое значение для христианства.
            Эстетические проблемы в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях.
            Этика и религиозность.

            Если Вы хотите разместить ссылку на страницу «Темы проектов по ОРКСЭ«, установите у себя на сайте, блоге или форуме один из следующих кодов:

            Код ссылки на эту страницу:
            <a href=»http://obuchonok.ru/node/5837″ target=»_blank»>Темы проектов по ОРКСЭ для 4 класса</a>

            Код ссылки на форум:
            [URL=http://obuchonok.ru/node/5837]Темы проектов по основам религиозных культур и светской этики[/URL]

            Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

            Громова Ольга Петровна, учитель начальных классов, МБОУ «Аксубаевская СОШ № 3» пгт Аксубаево, Аксубаевский район, РТ. 
            Урок предназначен для учащихся четвёртых классов. На уроке учащиеся познакомятся с понятиями: честность, искренность, добросовестность; разберут жизненные ситуации; составят правила честного человека. И найдут ответы на: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание – Человек.


            Конспект урока по ОРКСЭ «Честность и порядочность»

            Цели урока:

            • формирование представления о понятиях: честность, искренность, добросовестность; присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

            Задачи:

            • учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях;
            • оценивать позитивные качества честности;
            • развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

            Личностные результаты:

            • Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
            • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности.

            Предметные результаты:

            • Формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, искренность, доброта, порядочность, бескорыстие.

            Метапредметные результаты:

            • Развитие умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, умения отличать их ложные проявления.
            • Формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.
            • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений.
            • Умение договариваться друг с другом, работая в группе.

            Ресурсы: презентация, листы с заданиями для индивидуальной работы.

            1. Организационный момент

            Необычный день у нас,

            И гостями полон класс.

            Что гостям сказать нам надо?

            Видеть Вас мы очень рады!

            — Давайте улыбнемся друг другу.

            Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

            — Наш настрой на работу:

            Глаза смотрят, и все видят.

            Уши слушают, и все слышат.

            Сначала думаю, а потом говорю.

            Помню, что я в классе не один.

            Умею слушать мнения других

            2. Актуализация знаний

            — Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, а какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

            (-Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…)

            1) — Недавно одна девочка спросила меня: «Что для человека в жизни самое главное?… Я задумалась. Самое главное у каждого свое.

            А как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное? Подумайте и распределитесь по углам.

            СТРУКТУРА «КОНЭРС»: * Деньги, * Дружба, * Здоровье, * Успех

            Структура Редли Робин

            — Образуйте пару, дайте пять. Обсудите с партнёрами выбор угла. На обсуждение даётся 30 секунд каждому партнёру, начинает тот, кто выше ростом.

            — Объясните, по какому признаку выбирали угол.

            Молодцы, присаживаемся на свои места.

            Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание – Человек.

            2) На прошлых уроках мы с вами познакомились понятиями «дружба» и «порядочность». Какие качества и черты характера людей относятся к дружбе?

            Давайте составим карту-шар. ФИНКИН МЭПС (работа на доске)

            (Бескорыстие, доверие, красота, честность, справедливость, ответственность, благородство, сдержанность, сила, искренность, приветливость, терпение, доброжелательность, уступчивость, вежливость).

            3. Самоопределение к деятельности

            Сегодня я хочу обратить особое внимание только на 2 качества, которые помогают дружбе. Отгадав ребус, вы узнайте, о каком качестве пойдёт речь.

            Так о чём же сегодня с вами будем говорить на уроке? (о честности).

            Какие цели поставим на урок?

            4. Сообщение темы и цели урока

            — Мы постараемся понять, что такое “честность”, будем учиться оценивать поступки людей в различных жизненных ситуациях. Также нам надо разобраться в вопросе: Зачем человеку нужна честность.

            Тема нашего урока «Честность и искренность»

            5. Работа над новой темой

            1) – Как вы понимаете, что такое честность? (Ответы учащихся.)

            У вас на столе лежит лист бумаги, каждый пишет на своей половинке листа, затем по очереди называют ответы, а в середину листа записывают самый лучший ответ.

            Работа проверяется выборочно.

            –А, теперь давайте узнаем, какие определения понятия «честности» дают разные учебные источники.

            Материал из Википедии — свободной энциклопедии

            Честность — это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности.

            Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит. Противоположностью честности являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие и так далее.

            «Психология» автор Екатерина Грабарская

            Честность – это черта характера, когда человек всегда говорит правду и старается не врать ни при каких обстоятельствах. Он избегает лжи, недомолвок. Честность – это умение всегда признать свою неправоту, это способность никогда не оправдываться, быть искренним в любой ситуации. У честного человека есть никогда не дремлющая совесть, которая строго контролирует всего его поступки и действия.

            — Сильно ли отличается понятие честности, которое давали вы, от понятий, которые мы прочитали?

            — Мы с вами познакомились с разными определениями честности, а теперь, узнаем, какое понятие честности даёт автор учебника с. 77.

            2) — Как звучит тема урока?

            (Честность и искренность)

            — Как вы думаете, может ли быть честность без искренности?

            — Искренность – очень важное качество. Оказывается, искренность приносит людям здоровье. Это явление один учёный объяснил так: “Если человек обнимает меня искренне, он даёт мне свою безусловную любовь, значит, с ним я нахожусь в состоянии безопасности…”

            Бывают искренние объятия, искренние рукопожатия, искренние улыбки.

            — Я хочу, чтобы вы сейчас подарили друг другу искренние улыбки, которые поднимут вам настроение, значит, принесут здоровье.

            6. Физкультминутка. Игра “ЧЕСТНО – НЕЧЕСТНО”

            – Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.

            – Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо утвердительно покачать головой, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.

            Честно ли бросать друга в беде?

            – Честно ли признавать свою вину?

            – Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?

            – Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?

            – Честно ли без спроса брать чужие вещи?

            – Честно ли пользоваться подсказками?

            – Честно ли после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?

            – Честно ли подсказывать другу на уроке?

            – Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?

            – Немного отдохнули, садитесь.

            7. Закрепление пройденного. Анализ ситуаций

            1) 1-я ситуация.

            Рассказ Л. Пантелеева “Честное слово” был прочитан вами на уроке литературного чтения в 3 классе.)

            – Сейчас мы посмотрим слайд. Постарайтесь вспомнить этот рассказ.

            Начинается рассказ с того, что автор говорит о том, что он даже не успел узнать у мальчика, с которым он случайно встретился, его имя. Автор запомнил, что это был ребёнок лет 7-8, с веснушками на носу. Повествование идёт от первого лица. Леонид Пантелеев рассказывает, что как-то он пошёл в парк на Васильевском острове и зачитался там интересной книгой. Потом он услышал вдали звон колокольчика и понял, что это сторож приглашает запоздавших посетителей на выход. Уже начало смеркаться.

            Когда писатель встал со скамьи и пошел к выходу, то услышал тихий детский плач. Он пошёл на звук и увидел маленького мальчика, тот стоял около небольшого здания и плакал. Пантелеев спросил, почему ребенок плачет и не идёт домой? Мальчик сказал, что он не может, так как стоит на часах. Ребёнок рассказал, что большие мальчики позвали его играть в войну и сказали, что он должен охранять склад. Главный герой пообещал им — он никуда не уйдёт и дал честное слово. Парень сказал, что теперь ему может разрешить покинуть свой пост только военный. Тогда писатель побежал в сторону ворот, чтобы найти такого человека.

            За воротами парка он увидел майора, который собирался сесть в трамвай. Пантелеев быстро объяснил ему ситуацию, и два взрослых человека побежали в сад на помощь ребёнку. Малыш по-прежнему тихонько плакал, но так и не покинул свой пост, ведь он дал честное слово. Он хотел кушать, устал, но чувство долга было сильнее.

            Вопросы для обсуждения.

            – Как автор относится к мальчику?

            – Какова главная мысль рассказа?

            Главная мысль рассказа – это несомненное чувство долга, верность своему слову, сила духа

            – Какое правило честного человека можно составить, прочитав рассказ “Честное слово”?

            Честный человек всегда держит слово.

            2) – Иногда люди попадают в такие ситуации, когда трудно сделать правильный выбор.

            Подумайте и скажите, как бы вы поступили в следующей ситуации.

            2-я ситуация.

            – Представьте, что вы нашли на улице кошелёк. Как вы поступите в этом случае? (Ответы учащихся.)

            – Сейчас мы послушаем историю, которая произошла с мальчиком Томми.

            Аудиозапись рассказа “Честный Томми”.

            – В чём проявилась честность Томми?

            – Почему Томми не взял кошелёк себе?

            – Давайте составим следующее правило честного человека.

            Честный человек никогда не берёт чужого.

            3) 3-я ситуация.

            — Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.

            «В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал — вся задача была решена ….»

            — Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?

            (выслушав мнения ребят, продолжаю читать рассказ)

            — Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.

            «Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», — сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.

            Вопросы для обсуждения:

            1.Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?

            2.Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?

            3.Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)

            4.А как бы вы поступили в подобной ситуации?

            Честный человек не боится сказать правду.

            4) Пословицы о честности. Работа в парах.

            – Сегодня на уроке мы составили несколько правил честного человека, а народ составил таких правил очень много. Прочитать некоторые из них мы сможем, если нам удастся составить пословицы.

            – Перед вами пословицы о честности, но чтобы прочитать их, надо правильно соединить левую и правую части каждой пословицы.

            (Учащиеся работают на листах для индивидуальной работы.)

            Кто вчера солгал,

            Как бы ни пряталась ложь,

            Ложь до добра

            Маленькая ложь

            Ложь

                           дружбу губит.

                           за собой большую ведёт.

                           правда её отыщет.

                           тому и завтра не поверят.

                           не доведёт.

            Сималтиниус Релли Тэйбл (взаимопроверка)

            Проверка выполненной работы.

            Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

            Как бы ни пряталась ложь, правда ее отыщет.

            Ложь до добра не доведет.

            Маленькая ложь за собой большую ведёт.

            Ложь дружбу губит.

            (Учащиеся читают пословицы и объясняют их смысл.)

            8. Рефлексия

            — Давайте определим, что же хорошего в честности.Откройте с.79 и найдите ответ.

            Составим лестницу-абстракции

            – А ещё я хочу добавить, что необходимо научиться быть честным самим с собой, уметь смотреть правде в глаза и бороться со своими недостатками.

            9. Итог

            Кл.рук.: В жизни по-разному можно жить.

                          В горе можно и в радости.

                          Вовремя есть и вовремя пить.

                          Вовремя делать гадости.

                          А можно и так: на рассвете встать

                          И, помышляя о чуде,

                          Рукой обожженною солнце достать

                          И подарить его людям! (Сергей Островский)

            – Президент Путин В. сказал, что наша страна очень нуждается в честных, порядочных людях. Так давайте становиться лучше, чище, давайте дарить окружающим нам людям тепло наших сердец, заботу и любовь.

            – У вас на партах лежат сердечки. Пусть каждый из вас напишет искреннее пожелание своему другу.

            Звучит фонограмма песни “Дорогою добра”.

            Спасибо вам за честность, искренность. Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

            10. Домашнее задание

            Найти высказывание великих людей о честности — творчески оформить на листе альбомного формата

            На следующем уроке мы продолжим разговор о честности и постараемся разобраться, всегда ли надо говорить правду.

            Звучит фонограмма песни “Дорогою добра”.

            Список использованных источников:

            1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., И.В. Муштавинская «Учим детей мыслить критически» — СПб.: Речь, 2003.

            2. Студеникин, М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений — М.: Русское слово, 2011.

            3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).

            4. Якиманская И.С. «Знания и мышление школьника»- М.: Просвещение, 1998 г.

            5. http://www.openclass.ru/

            6. http://nsportal.ru/

            7. http://FB.ru

            Приложение

            к Основной образовательной программе

            начального общего образования

            МОУ «Копорская школа»

            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

            ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

            НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ

            1-4 классы

            (срок реализации – 5 лет)

            Педагоги:

            Воронова Ольга Александровна,

            Калинина Татьяна Викторовна,

            Елфимова Ольга Владимировна,

            Баранова Наталья Васильевна

            2020

            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Рабочая программа по литературному чтению на родном языке составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373; Примерной образовательной программы учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» (Сборник рабочих программ ФГОС «Школа России», с учётом авторской программы Климановой Л. Ф., Бойкиной М. В.), Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03 августа 2018 г. № 317).

            Нормативный срок освоения программы по литературному чтению на родном языке составляет 4 года, количество часов – 120. Из них в 1 классе 18 часов (1 ч в неделю, 18 учебных недель), во 2-4 классе 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

            ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГООБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

            Раздел: «Виды речевой и читательской деятельности» Выпускник научится:

            -понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

            -читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

            -выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

            -пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

            -участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

            -формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

            -делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

            -находить в произведениях средства художественной выразительности;

            -готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

            Выпускник получит возможность научиться:

            -осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

            -приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

            -воспринимать художественную литературу как вид искусства;

            -осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку.

            -соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

            -на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование —создание текста по аналогии, рассуждение —письменный ответ на вопрос, описание —характеристика героя);

            -работать с детской периодикой.

            Раздел «Творческая деятельность»

            Выпускник научится:

            -пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность

            • точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

            -составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

            -подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

            -проявлять интерес и уважение к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

            -овладеет диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативными умениями;

            • проявит способности к творческой деятельности на родном языке. -писать отзыв на прочитанную книгу.

            Выпускник получит возможность научиться:

            -создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами

            произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

            Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

            Выпускник научится:

            -сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

            Выпускник получит возможность научиться:

            -определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

            -создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

            СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

            Виды речевой и читательской деятельности

            Умение слушать. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.

            Чтение

            Чтение вслух.

            Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

            Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

            Чтение про себя.

            Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

            Работа с различными видами текста

            Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

            Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

            Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

            Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

            Библиографическая культура

            Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

            Умение самостоятельно составить аннотацию.

            4

            Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал.

            Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

            Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

            Работа с текстом художественного произведения

            Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

            Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нравственно-этических норм. Осмысление понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воcпроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.

            Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

            Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

            Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста.

            Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

            Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.

            Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

            Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

            Умение говорить (культура речевого общения)

            Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

            Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

            Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей

            монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

            Письмо (культура письменной речи)

            Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

            КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

            Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

            Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозой Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

            Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

            Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедические, детские периодические издания.

            Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

            ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

            (ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ)

            Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

            Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

            Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

            Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

            Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие).

            Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

            Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

            ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)

            Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произ-ведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

            ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

            № п/п

            Тема

            Количество часов

            1КЛАСС 18 ЧАСОВ

            1

            Алфавит. Русский алфавит. История

            4

            славянской азбуки.

            2

            Устное народное творчество.

            6

            3

            Русские писатели -детям.

            8

            ИТОГО

            18ч

            2КЛАСС

            34 ЧАСА

            1

            Устное народное творчество.

            16

            2

            Русские писатели.

            11

            3

            Люблю природу русскую.

            7

            ИТОГО

            34ч

            3 КЛАСС

            34 ЧАСА

            1

            Русские народные сказки

            5

            2

            Времена года

            8

            3

            Писатели детям

            9

            4

            Стихи и рассказы о детях и для детей

            6

            5

            Наша Родина-Россия

            3

            6

            Детская периодическая печать

            3

            ИТОГО

            34ч

            4 КЛАСС

            34 ЧАСА

            1

            Россия наша Родина

            2

            2

            Фольклор нашего народа

            11

            3

            О братьях наших меньших

            6

            4

            Страна «Фантазия»

            2

            5

            Времена года

            9

            6

            Зарубежная литература

            4

            ИТОГО

            34ч

            8

          • Рассказ о чехове 4 класс текст
          • Рассказ о чьей то жизни 9 букв сканворд
          • Рассказ о честном касперле и пригожей аннерль краткое содержание
          • Рассказ о четырех глухих
          • Рассказ о человеке добродетели 4 класс