È ãåðöîã ñïîêîéíî ïîëüçîâàëñÿ ñâîèìè ïðåèìóùåñòâàìè ïåðåä ïðîñòûìè ñìåðòíûìè íà ñâèäàíèÿõ ñ ñåñòðîþ, îõðàíÿåìûõ ñîáñòâåííûì åå áðàòîì.  ýïèëîãå Ãðîññèíãåð êàåòñÿ â äåëå ñ Àííåðëü è ñ ñåñòðîé è ãåðöîãîì. Íà ãåðöîãà òîæå ñíèçîøëî íðàâñòâåííîå ïðîñâåòëåíèå: îí æåíèòñÿ íà ëþáîâíèöå. Âñå ýòî ïðîèñõîäèò ïîä âëèÿíèåì ãèáåëè ïðåêðàñíîé Àííåðëü è ÷åñòíîãî Êàñïåðà.  ýòîì è ñîñòîèò ïî ñóùåñòâó ñèíòåç âñåõ òðåõ ôàáóë: â íàðîäíîé ìîðàëè, â øêîëå ýòîé ìîðàëè, ïðåïîäàííîé âûñøèì ñîñëîâèÿì, â «íàðîäíîé ïðàâäå», êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ ïðàâäîé äëÿ âñåõ, âñåîáùåé è íåîáõîäèìîé. Äåéñòâèòåëüíàÿ ÷åñòü Êàñïåðà è Àííåðëü âûñòàâëåíà ïðîòèâ ëîæíîé ÷åñòè, ïðèäâîðíîé è äâîðÿíñêîé. Ó Áðåíòàíî ôîëüêëîðíû íå òîëüêî ïåñíè, ÿçûê, íî è ñàìàÿ ôèëîñîôèÿ.
Åñòü â ýòîé ïîâåñòè åùå îäèí ñèíòåç — îêîí÷àòåëüíûé è âûñøèé. Îí ïðèíàäëåæèò ñòàðóøêå, è åé Áðåíòàíî äîâåðÿåò ïî÷òèòåëüíî è áåçóñëîâíî, êàê íàðîäíîé ìóäðîñòè, êðàéíåé è ïðåäåëüíîé. Ó ñòàðóøêè àáñîëþòíàÿ òî÷êà çðåíèÿ íà âåùè: âñÿ ýòà ÷åñòü è âñå ýòè ìîòèâû, èç-çà êîòîðûõ áüþòñÿ ëþäè,— íè÷òî ïåðåä âå÷íîþ ñóäüáîé, ñìåðòüþ è çàî÷íûì ñòðàøíûì ñóäîì. Ðåëèãèîçíûé êðèòåðèé âîîáùå îòâåðãàåò ïîíÿòèå ÷åñòè, êàê ñóåòíîå è ýãîèñòè÷åñêîå. Âåäü âîò ÷åñòü è ïðèâåëà Àííåðëü ê íåñ÷àñòüþ — îò ãîðäîñòè, îò æåëàíèÿ ïîêðàñîâàòüñÿ îíà è ïîïàëà â íàëîæíèöû çíàòíîãî ÷åëîâåêà. ×åñòü ïîäîáàåò âîçäàâàòü òîëüêî áîãó. Ãëóáîêèé äóøåâíûé ïîêîé ñòàðóøêè ïåðåä ëèöîì ñâåðøàþùèõñÿ çåìíûõ âåùåé, åå õëîïîòû òîëüêî â âèäó ïîòóñòîðîííåãî — ÷òîá Êàñïåð íå ïîïàë íà àíàòîìè÷åñêèé ñòîë, à áûë ïîõîðîíåí ïî-õðèñòèàíñêè, ÷òîá Àííåðëü ïîäãîòîâèëàñü ê íåçäåøíåìó ñóäó, à ïðîùåíüÿ åé íå íàäî îò ãåðöîãà, òàê êàê âñå ðåøàåòñÿ «òàì»,— âîò â ýòîì âñåì è åñòü äëÿ Áðåíòàíî âåëè÷àéøèé è ïîñëåäíèé ñìûñë ðàññêàçà.
Òàêîâî «íàðîäíè÷åñòâî» Áðåíòàíî, âìåíÿþùåå ðåëèãèîçíóþ çàáèòîñòü, ðîáêîå ñãëàæèâàíèå âñåõ çåìíûõ ïðîòèâîðå÷èé â îñíîâíîå è ñàìîå õàðàêòåðíîå äëÿ íàðîäíîãî ìèðîâîççðåíèÿ. Õóäøèå, íàèáîëåå îòñòàëûå ñòîðîíû êðåñòüÿíñêîãî ñîçíàíèÿ çàêðåïëÿþòñÿ íàâåêè è ñëàâÿòñÿ ëèòåðàòóðîé.
Íîâåëëà Áðåíòàíî â íåìåöêîé ëèòåðàòóðå, â òðàäèöèè «äåðåâåíñêèõ èñòîðèé», ñâÿçàííîé ñ èìåíàìè Ïåñòàëîööè, Áåðòîëüäà Àóýðáàõà, Êàðëà Èììåðìàíà, çàíÿëà ïî÷åòíîå ìåñòî. Êàê «íàðîäíîãî ïèñàòåëÿ», âîçâåëè÷èë Áðåíòàíî è Ôåðäèíàíä Ôðåéëèãðàò â èçâåñòíûõ ñòèõàõ.
Ýòî íàðîäíè÷åñòâî èìååò ðóññêèå ïàðàëëåëè: Òóðãåíåâ — Æèâûå ìîùè, Òþò÷åâ — î «ïðîñòîòå ñìèðåííîé» è î «áåäíûõ ñåëåíüÿõ».  ðóññêèõ íàöèîíàëèñòè÷åñêèõ ñèìâîëàõ è òåîðèÿõ, â ñëàâÿíîôèëüñòâå è â ðåàêöèîííîì íàðîäîëþáèè, â èäåÿõ î ñâÿòîé áåäíîñòè è ñâÿòîé ïðîñòîòå ðóññêîãî íàðîäà, íàðîäíîé èíòóèòèâíîé ðåëèãèè è îñîáîé «ðóññêîé ïî÷âå» — âî âñåì ýòîì òðèæäû è òðèæäû «íàöèîíàëüíîì» èñòîðèêè ðóññêîé ëèòåðàòóðû ìîãëè áû îòûñêàòü ñëåäû íåìåöêîãî âëèÿíèÿ.
Характеристика семьи Мироновых из повести «Капитанская дочка» показывает нравственные ценности их членов, взаимоотношение и судьбу.
То, как была воспитана Маша, какими родителями, что было основой воспитания, как формировался характер ребенка — все это проанализируем ниже. Материал подходит для написания сочинения школьниками старших классов.
Описание семьи Мироновых из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Данная семья состоит из Мироновой Марии и ее родителей. Отца зовут Миронов Иван Кузьмич.
Он работал комендантом в крепости, простой, но добрый и честный человек, из-за чего и не является превосходным руководителем. До конца был верен своей родине и присяге, из-за чего был казнен Пугачевым. Но даже на смертном одре высказал все, что думает о злодее.
Мать зовут Миронова Василиса Егоровна. Добрая и хозяйственная женщина, которая следит не только за своим хозяйством, но и за крепостью. Между родителями сразу видна любовь и взаимопонимание. Они очень дорожат друг другом, и конечно, своей дочерью.
Сама Маша является прототипом Борисовой Марии Васильевны, она обладает не только внешней красотой, но и внутренней. Добра, умна, воспитанна. Все, кто с ней встречался, говорили, что она «Божий ангел».
Цитаты, характеризующие Марию Миронову:
«…со всею доверчивостью молодости и любви…»;
«…Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку…»;
«…в высшей степени была одарена скромностью и осторожностью…».
Руководствуется моральными принципами, поэтому во всем советуется с родителями, даже в том, чтобы выйти замуж за человека, которого благословят родители.
Воспитание Маши Мироновой
Также влияние на нее оказывают и другие персонажи. Например, Швабрин. Отношение его с Машей не сложились, он хотел на ней жениться, но Маша отказалась. Поэтому он начинает распускать различные слухи о ней и говорить, какая она дурочка.
После того, как он переходит на сторону Пугачева, переманивает ее на свою сторону, держа в плену. У Маши к нему только неприязнь и некоторый гнев.
Отношение Гринева же совсем противоположное. Он очень полюбил Марию и готов на все ради нее. Он отстаивает ее честь на дуэли и в разговорах.
Возможно, именно он поспособствовал тому, что Маша обрела смелость, силу и чувство, что тебя любят, так как ради его спасения Маша отправляется к царице, прося милости: «Я пришла просить милости, а не правосудия». Даже императрица подмечает, что девушка честна и смела.
Роль семьи в жизни человека
Семья играет огромную роль в жизни человека. В первую очередь ребенок смотрит, что делается в семье, как строятся взаимоотношения. Смотря на все это, он понимает, как нужно вести себя, берет пример.
Также в семье происходит становление ценностей, характера и мышления. Во многом это заслуга родителей, бабушек и дедушек, а также сестер и братьев. Все они взаимосвязаны морально. Это первые, с кем ребенок начинает контактировать, общаться, взаимодействовать.
Семья является домом, в который хочется возвращаться, а он в свою очередь примет тебя. «Семья – опора в жизни каждого человека, тихая гавань в бурном море жизни». В более взрослом возрасте человек уже сам создает свою семью, начиная все с начала.
Важно, чтобы всегда была любовь, верность, понимание и помощь. Все заслуживают понимания и помощи, так как семья это то, что мы ставим на первое место.
Краткая характеристика героев с цитатами помогает понять их намерения и мысли. Тема семьи является одной из основных тем данного произведения. Семья Мироновых внесла большой вклад в эту историю.
Еще тесты
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Семьи Мироновых и Гриневых представляют собой группы центральных персонажей романа «Дубровский» Пушкина.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Капитанская дочка»
Сравнительная характеристика семей Гриневых и Мироновых: сравнение, сходство и различия (таблицы с цитатами)
Различия семей
Сравнительная характеристика <o>семьи Гриневых и семьи Мироновых <o>
Мироновы – бедные дворяне. Они владеют одной крепостной крестьянкой Палашкой:<o>«…ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, мой батюшка, всего‑то душ одна девка Палашка…»<o>
Живут в своем имении:<o>«С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился…»<o>
Живут в Белогорской крепости, где отец семейства служит начальником:<o>«…Господину коменданту Белогорской крепости капитану Миронову…»<o>
Господин Миронов вышел из крестьянского сословия и, судя по всему, получил дворянство за долгую службу в армии:<o>«…Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей…»<o>
Господин Гринев (отец семейства) является военным в отставке. Он вышел в отставку в звании премьер-майора:<o>«…в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер‑майором в 17… году.»<o>
Господин Миронов (отец семейства) носит звание капитана и уже 40 лет служит в армии. Из них 22 года – в Белогорской крепости:<o>«…в Белогорскую крепость, где ты будешь в команде капитана Миронова…»<o>«…мы уже сорок лет в службе и всего, слава богу, насмотрелись?..»<o>«…Чем Белогорская ненадежна? Слава богу, двадцать второй год в ней проживаем.»<o>
В семье Гриневых есть только один ребенок – сын Петр:<o>«…Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве…»<o>
В семье Мироновых есть только один ребенок – дочь Марья:<o>«…Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!)…»<o>
Отец семейства Андрей Петрович – строгий, твердый мужчина:<o>«…жестокосердые гордецы…» (Петр о своем отце)<o>«У него расправа была коротка.»<o>«…Он лишился обыкновенной своей твердости…» (старик Гринев)<o>
Отец семейства Иван Кузьмич – добрый, ласковый, но беспечный мужчина. Его жена управляет и им, и всей крепостью:<o>«Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию…»<o>«…капитана Миронова, доброго и честного человека…» <o>«…он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать…»<o>
Старик Гринев и его жена, судя по всему, являются хорошо образованными людьми. <o>
Капитан Миронов – необразованный и простой человек. Об образовании Василисы Егоровны нет данным:<o>«…был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый…»<o>
Андрей Петрович Гринев не злоупотребляет спиртными напитками:<o>«…ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали…» (об отце и деде Петра Гринева)<o>
Капитан Миронов любит выпить:<o>«…стихотворцам нужен слушатель, как Ивану Кузмичу графинчик водки перед обедом…»<o>
Мать семейства Авдотья Васильевна – тихая, мягкая женщина, которая, судя по всему, привыкла подчиняться мужу и угождать ему:<o>«…В нежности матушкиной я не сумневался…»<o>«Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье…» (мать плачет, провожая сына в армию)<o>«Испуганная его отчаянием матушка не смела при нем плакать…» (о супругах Гриневых)<o>
Мать семейства Василиса Егоровна – добрая, умная, энергичная женщина. Она управляет крепостью больше, чем ее муж:<o>«…И мадам Миронов добрая была дама…» <o>«…Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком…»<o>
Старик Гринев ведет себя строго и сурово со своим сыном Петром. Он намеренно отправляет его служить в Белогорскую крепость вместо престижной гвардии:<o>«…еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку…» (отец – Петру)<o>
Супруги Мироновы, судя по всему, не очень строги к своей дочери Марье. Девушка знает, что может выбирать жениха сама и что родители ее поддержат:<o>«…сказала, что ее родители, конечно, рады будут ее счастию.» (о возможном браке к Гриневым)<o>
Отец Петра Гринева плохо относятся к Марье Мироновой, еще не зная ее лично, и отказывается благословлять сына на брак с ней. После личного знакомства супруги Гриневы хорошо относятся к Маше:<o>«…не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен…»<o>«Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне…» (об отце Гринева)<o>«Родные ваши не хотят меня в свою семью.» (Марья о семье Гриневых)<o>«Вскоре они к ней искренно привязались…»<o>
Семья Мироновых хорошо относится к Петру Гриневу, который служит в крепости, когда тот еще не является женихом их дочери:<o>«…Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын…»<o>
Супруги Гриневы остаются в живых после Пугачевского бунта. Их сын попадает в тюрьму, но вскоре его освобождают.
Супруги Мироновы погибают от рук бандита Пугачева и его соратников. Их дочь Маша остается сиротой:<o>«…Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице…»<o>
Сходство семей Гриневых и Мироновых
Сходство <o>Семей Мироновых и Гриневых<o>(общие черты, качества)<o>
Обе семьи – хорошие, почтенные люди:<o>
О Гриневых:<o>«Жаль, что такой почтенный человек имеет такого недостойного сына!» (генерал – Петру Гриневу)<o>О Мироновых:<o>«Муж и жена были люди самые почтенные…»<o>
Госпожа Гринева и госпожа Миронова обе занимаются рукоделием на досуге:<o>
О госпоже Гриневой:<o>«…Матушка молча вязала шерстяную фуфайку, и слезы изредка капали на ее работу…»<o>О госпоже Мироновой:<o>«…Матушка молча вязала шерстяную фуфайку, и слезы изредка капали на ее работу…»<o>
Госпожа Гринева и госпожа Миронова обе являются хорошими хозяйками:<o>
Госпожа Гринева:<o>«…Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки…»<o>Госпожа Миронова:<o>«…какая майстерица грибы солить!..»<o>«…Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по‑старинному…» (о доме Мироновых)<o>
Это была сравнительная характеристика семей Гриневых и Мироновых в таблицах: сравнение двух семейств, сходство и различия, таблицы с цитатами.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Капитанская дочка»
В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения
Биографии
Анализ
Характеристики
Краткие содержания
Пересказы
Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка
Смотрите также по произведению «Капитанская дочка»
Н.В. Гоголь писал, что в «Капитанской дочке» Пушкина «в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей».Рассказ о семье капитана Миронова в повести Пушкина «Капитанская дочка» начинается лишь в третьей главе, которой предпослан эпиграф: «Старинные люди, мой батюшка». Он взят из комедии Фонвизина «Недоросль», в которой дается сатирическая характеристика российского дворянства XVIII века. Может быть, я Пушкин, продолжая фонвизинские традиции, собирается нарисовать в своей повести сатирический портрет семьи коменданта Белогорской крепости капитана Миронова?Безусловно, в обрисовке жизни крепости, характеристике членов семьи Мироновых зачастую встречаются комические элементы. Чего только стоит описание крепости: вместо грозного военного сооружения, которое молодой офицер Гринев, приехавший сюда служить, ожидает увидеть, — «деревушка, окруженная бревенчатым забором», где по улицам бродят свиньи, а единственной приметой военного быта была старенькая пушка, да и то забитая мусором. Под стать такой крепости и ее защитники: «двадцать стареньких инвалидов с длинными косами», которыми командует капитан Миронов, бодрый старик, высокого роста, облаченный в колпак и «китайчатый халат». И немудрено, что в такой крепости всем заправляет не столько комендант, сколько его жена- Василиса Егоровна, женшина простая и властная, с твердым, решительным характером. Вот как она браво отдает приказ поручику Ивану Игнатьичу, «кривому старику», насчет того, как поступить с подравшимися обитателями крепости: «Разбери Прохора с Устиньей, кто прав, кто виноват. Да обоих и накажи».И все же даже интонация описания жизни Белогорской крепости и семьи Мироновых говорит нам о том, что здесь используется именно юмор, причем достаточно добродушный, мягкий — так посмеиваются над старинным приятелем, другом. Так почему же все-таки эпиграф Пушкин находит в одном из самых известных остросатирических произведений русской литературы XVIII века? Как вообще писатель относится к этому «веку минувшему», который с легкой руки грибоедовского Чацкого мы привыкли воспринимать исключительно критически?Для Пушкина это не совсем так. Конечно, мы помним его сатирическую характеристику такого вельможи Екатерининской эпохи, как Троекурова из «Дубровского». Но XVIII век — это и время Петра I, Ломоносова, Суворова и многих других замечательных русских людей, которыми Пушкин восхищался и гордился, с огромным интересом относясь к истории Отечества, к своей родословной, в которой он особо выделял своего прадеда — знаменитого «арапа Петра Великого». Пушкин с уважением относился к прошедшей эпохе и «старинным людям», жившим в ней. Более того, он находил в них такие черты, которые были уграчены его современниками: простота и строгость нравов, цельность натуры, простодушие и благородство, а главное — неукоснительная верность долгу, честь и достоинство. И вот этими замечательными качествами Пушкин наделяет всех в семье капитана Миронова, верного защитника государства, которому он присягнул, смелого и решительного человека, сложившего свою голову, но не изменившего долгу.Казалось бы, странное сочетание мы видим в этом человеке: черты героической личности и какая-то особая простота, «домашность». Но в 30-е годы Пушкин ищет свой идеал среди простых русских людей, а вовсе не в романтических героях. И таков в «Капитанской дочке» не только доблестный капитан Миронов. Достаточно вспомнить изображенную несколько ранее семью Гриневых. Недаром Петруша Гринев, так поначалу разочарованный Белогорской крепостью, вскоре стал чувствовать себя здесь, как дома. Радушная семья Мироновых приняла его запросто, «как бы век была знакома». Василиса Егоровна, старый капитан окружили его заботой и лаской, а в их дочке, простой и обаятельной без «всякого жеманства» девушке, Гринев обретает свою любовь и, как мы узнаем в дальнейшем, верную и преданную подругу жизни. И это не кажется странным: только такая дочь и могла быть в семье капитана Миронова.Лишь один из обитателей Белогорской крепости ярко противопоставляется Мироновым и очень критично о них отзывается, называя Машу «совершенною дурочкою». Это Швабрин, высланный сюда за дуэль из Петербурга. Вот он, человек нового поколения, без стыда и совести, способный на любую подлость и предательство и без колебаний изменяющий присяге. Нет, конечно, не его имел Пушкин в виду, ставя эпиграфом ко всей повести слова пословицы: «Береги честь смолоду». Но зато их с полным правом можно отнести к каждому из семьи капитана Миронова и Гриневых.Удивительно похожи эти двое много послуживших стране военных: Андрей Петрович Гринев хочет, чтобы сын не повесничал, служа в столице, а вкусил все тяготы армейской жизни, «понюхал пороху», «потянул лямку» и стал настоящим солдатом, продолжателем семейных традиций. Вот он его и отсылает служить вместо Петербурга в отдаленную крепость в зоне военных действий. И здесь Гринев находит настоящий пример того, что значит служить Отечеству не за честь, а за совесть.Удивительно, как не похожи судьбы Андрея Петровича Гринева и Ивана Кузьмича Миронова! Один дослужился до чина премьер-майора, вышел в отставку и спокойно дожил свой век в деревне, окруженный семьей и внуками. Другой погиб, сражаясь против Пугачева.Перед глазами стоит эта сцена: нелепая маленькая крепость со старенькой пушкой, горстка старых инвалидов и комендант, отдающий свой последний приказ: «Ребята! Вперед, на вылазку, за мною!» А перед ним огромная армия мятежников под предводительством беглого казака Пугачева. Капитан исполнил то, что повелевал ему долг: постоять «за матушку государыню», доказать свою верность присяге. И когда перед виселицей Пугачев грозно обращается к старому офицеру, тот, собрав последние силы, изнемогая от раны, но все же твердым голосом отвечает: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Казнь свершилась, но примеру доблестного капитана последовал его верный помощник Иван Игнатьич, готов повторить слова своего командира и Гринев — но ему судьба уготовила другую участь.Но не только капитан Миронов до конца исполнил свой долг. Его супруга Василиса Егоровна, всю жизнь прошедшая рука об руку со своим мужем, и здесь у последней черты не оставила его. Как трогательно их прощание! «Прощай, мой Иван Кузьмич. Отпусти мне, коли в чем я тебе досадила!» — «Прощай, прощай, матушка!» Как много в этих простых словах! Любовь и преданность, забота друг о друге и верность спутнику всей жизни. И вот, видя на виселице своего Ивана Кузьмича, несчастная женщина бросает гневные слова виновникам смерти мужа: «Злодеи! … Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусская, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты живот свой, а сгинул от беглого каторжника!» Эти последние слова верной Василисы Егоровны звучат, как народный плач по погибшим бойцам. И ее ждет та же участь — пасть от руки злодеев.Но и молодое поколение этой семьи — Марья Ивановна — оказывается достойной дочерью капитана Миронова. Недаром именно в ее честь и названо произведение -«Капитанская дочка». Может быть, Пушкину было очень важно показать, что традиции. «старинных людей», таких, как Мироновы, живы и в новом поколении. Собственно, она никогда им и не противостояла. Вспомним, как после дуэли и ранения Гринева молодые люди признаются друг другу в любви и как Маша требует, чтобы Гринев получил благословение родителей на их брак. А когда отец Гринева отказывает, Маша тверда в своем решении: «Нет, Петр Андреевич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле Божей». Вот слова русской девушки, сохраняющей нравственные идеалы и заветы отцов.Мне кажется, она чем-то похожа на Татьяну: та же простота, та же естественность, но и не меньшая сила нравственной позиции. А в дальнейшем развитии сюжета в ней проявятся и стойкость, смелость, решительность, которых вначале нельзя даже было предположить в этой тихой, застенчивой девушке, краснеющей до слез и до смерти боящейся выстрелов. Она оказалась стойкой и мужественной, как ее отец и мать. Маша способна противостоять не только притязаниям Швабрина, но и смело смотреть в глаза виновнику гибели своих родителей Пугачеву. А потом она так же смела и решительна в своем намерении восстановить честь любимого человека, отстоять их счастье, пусть для этого надо даже ехать в Петербург к самой императрице.Такова дочь капитана Миронова. Вот какую семью рисует Пушкин в «Капитанской дочке», вот какими он видит «старинных людей». Это те, на ком земля русская держится, кто во все века стоял за родину до конца. И мне кажется, что такие люди, такие семьи могут быть и сейчас. И пусть не выпадет им на долю испытать столь же страшные потрясения, но сама готовность исполнить свой долг перед отечеством, перед своей семьей, перед своим любимым человеком никогда не должна исчезнуть в русских людях.
Просмотров: 27591
Описание семьи Мироновых из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Данная семья состоит из Мироновой Марии и ее родителей. Отца зовут Миронов Иван Кузьмич.
Он работал комендантом в крепости, простой, но добрый и честный человек, из-за чего и не является превосходным руководителем. До конца был верен своей родине и присяге, из-за чего был казнен Пугачевым. Но даже на смертном одре высказал все, что думает о злодее.
Мать зовут Миронова Василиса Егоровна. Добрая и хозяйственная женщина, которая следит не только за своим хозяйством, но и за крепостью. Между родителями сразу видна любовь и взаимопонимание. Они очень дорожат друг другом, и конечно, своей дочерью.
Читайте также:Изложение по тексту «Когда были открыты драгоценные камни»
Сама Маша является прототипом Борисовой Марии Васильевны, она обладает не только внешней красотой, но и внутренней. Добра, умна, воспитанна. Все, кто с ней встречался, говорили, что она «Божий ангел».
Цитаты, характеризующие Марию Миронову:
«…со всею доверчивостью молодости и любви…»;
«…Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку…»;
«…в высшей степени была одарена скромностью и осторожностью…».
Руководствуется моральными принципами, поэтому во всем советуется с родителями, даже в том, чтобы выйти замуж за человека, которого благословят родители.
Пример 1
“Капитанская дочка” – исторический роман, который был опубликован в 1836 году. Пушкин создал свое произведение таким, что до сих пор не определен его жанр, одни считают его повестью, а другие романом.
В повести события происходят во время восстания Емельяна Пугачева. Почти все герои проявляют себя, как люди бесстрашные, совершившие подвиг, и хотя Белгородская крепость пала, это не было страшно для исторического значения.
Повесть мы воспринимаем через дневники Петра Андреевича Гринева, офицера и дворянина. Отец отправляет его на службу в Оренбург, откуда он попадает в Белгородскую крепость. Мы узнаем о семье коменданта этой крепости, капитана Миронова. У него есть жена Василиса Егоровна и дочь Маша. Отец и мать девочки – люди почтенные. Иван Миронов хотя человек и необразованный, но честный, почти всю жизнь проводит на службе, обучая солдат военным премудростям. Василиса Егоровна – женщина строгая, она все держит в своих руках, как истинная хозяйка крепости. Марья Миронова – светло-русая круглолицая девушка, которая была чувствительной и благоразумной. И в это мирное семейство прокрадывается новость о смертельной угрозе, вызванной восстанием Пугачева. Василиса Егоровна проявляет себя, как женщина храбрая, она отказывается бросить мужа и уехать в Оренбург. Иван понимая, что гарнизон под натиском бунтарей сейчас падет, все же пытается поднять боевой дух и повести солдат в атаку. Он приказывает отстреливаться до последнего, хотя и осталась всего одна пушка. Когда же он лежит, истекает кровью, все равно отказывается присягнуть Пугачеву, говоря тому, что он самозванец и не государь ему. Он принимает свою смерть с честью. Его жена также перед тем, как ее подвесили, называет Емельяна каторжником. Маша тоже является достойной дочерью своих родителей. Она проявляет силу и стойкость характера, отказывая становиться женой Швабрина, когда он даже морит ее голодом и держит взаперти, потому что она любит Гринева. Она боится Швабрина, но не страшится смерти. Она верит своему возлюбленному, и даже когда его арестовали в подозрении неверности к родине, Маша добирается до самой императрицы и просит помилования для Гринева. Марья Миронова олицетворяет все лучшие качества, которые есть в русской женщине.
Автор на примере семьи Мироновых хочет показать, что нужно быть честными и достойными людьми в любой ситуации, тогда тебя будут уважать.
Воспитание Маши Мироновой
Маша Миронова воспитывалась обоими родителями. В семье она единственный ребенок, поэтому получила всю любовь и заботу родителей. Они воспитали в ней добрую, порядочную девушку, которая в начале была скромна, а в конце идет на многое, чтобы спасти жизнь любимого человека. К сожалению, родителей она не смогла спасти.
Также влияние на нее оказывают и другие персонажи. Например, Швабрин. Отношение его с Машей не сложились, он хотел на ней жениться, но Маша отказалась. Поэтому он начинает распускать различные слухи о ней и говорить, какая она дурочка.
После того, как он переходит на сторону Пугачева, переманивает ее на свою сторону, держа в плену. У Маши к нему только неприязнь и некоторый гнев.
Отношение Гринева же совсем противоположное. Он очень полюбил Марию и готов на все ради нее. Он отстаивает ее честь на дуэли и в разговорах.
Возможно, именно он поспособствовал тому, что Маша обрела смелость, силу и чувство, что тебя любят, так как ради его спасения Маша отправляется к царице, прося милости: «Я пришла просить милости, а не правосудия».
Даже императрица подмечает, что девушка честна и смела.
Семья капитана Миронова
Другого общества в крепости не было, но я
Читайте также:Сначала скажите «нет». Секреты профессиональных переговорщиков
Другого и не желал.
А. Пушкин. Капитанская дочка
…разве муж и жена не един дух
И едина плоть?
А. Пушкин. Капитанская дочка
Множество образов и всевозможных характеров проплывают перед нашими глазами во время чтения повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Все они наиболее полно раскрываются во время событий, связанных с крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева. Но наиболее яркими и запоминающимися все же остаются образы семьи капитана Миронова –
коменданта Белогорской крепости.
Семья коменданта невелика: сам комендант Иван Кузьмич Миронов, его жена Василиса Егоровна и молодая дочь Марья Ивановна. Все это люди простые и милые, сделавшие жизнь Гринева в крепости “приятною”.
Иван Кузьмич “был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый”. В офицеры он вышел “из солдатских детей”, поэтому простодушен и даже иногда забавен. Жизнь в далекой крепости достаточно однообразна, поэтому единственное развлечение Миронова – обучение строевой науке “солдатушек”, т. е. стариков-инвалидов.
Это учение вызывает у нас
улыбку, поскольку сам капитан зачастую выходил к солдатам “в колпаке и в китайском халате”, а храбрые бойцы все никак не могли запомнить, “которая сторона правая, которая левая”.
Жена коменданта – Василиса Егоровна – не зря носит это древнее русское имя. Эта деловитая, строгая и умная женщина управляла не только своим беспечным мужем, но “и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские”. Василиса Егоровна – добрая и полноправная хозяйка крепости. Действиями мужа она руководит часто незаметно для него самого и всегда очень мудро. Она все замечает, в курсе всех событий.
В любви Василисы Егоровны к мужу много материнского, и все их отношения проникнуты духом взаимной нежности и уважения, что не мешает им периодически подшучивать друг над другом.
Образ Марьи Ивановны – один из центральных в повести. Вначале перед нами предстает “девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши”. Она кажется робкой и несмелой, даже мать называет ее “трусихой”.
Семья Маши небогата, и девушка переживает, когда мать говорит о ее “приданом”: “частый гребень, да веник, да алтын денег”.
Читайте также:Капитанская дочка воспитание гринева в семье. Воспитание гринёва
Однако со временем мы ближе знакомимся с Марьей Ивановной и узнаем ее как девушку “благоразумную и чувствительную”. В своей жизни она руководствуется высокими моральными принципами, поэтому гордость и благородство не позволяют ей выйти замуж за любимого человека без согласия его родителей. И это невзирая на то, что ее родители с радостью приняли в семью Петра Гринева, а он сам – очень выгодная для девушки партия.
Отказавшись от личного счастья, Маша не собирается поступаться своими принципами даже в тяжелую для нее минуту.
Образы семьи Мироновых, сложившиеся в нашем представлении в процессе чтения повести, внезапно предстают перед нами по-новому, как только в крепости узнают о приближении боевых действий, связанных с крестьянской войной. Василиса Егоровна без колебаний отказывается от предложения покинуть мужа во время нападения мятежника Пугачева и спрятаться в Оренбурге. Храбрая женщина и верная жена, она говорит: “Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой стороне. Вместе жить, вместе и умирать”.
Так мы видим, что она реально осознает всю опасность сложившегося положения.
Иван Кузьмич, даже видя, малочисленность и явную небоеспособность защитников крепости, защищает Белогорскую крепость до последнего, не собираясь сдаваться на милость пугачевцам. Развитое чувство чести и долга не позволяют Миронову признать власть бунтовщика. Изнемогая от полученных ран, комендант находит в себе силы и твердо отвечает Пугачеву: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец”. Смело и с достоинством встречает капитан свою смерть. Недолго осталось жить и Василисе Егоровне.
Единственное, чего она хочет перед смертью, – это увидеться с мужем. Увидев его повешенным, Василиса Егоровна рвет последнюю ниточку, связывающую ее с жизнью. Но перед смертью от удара саблей она успевает назвать Пугачева “беглым каторжником”.
Марья Ивановна остается сиротой, в одиночестве, среди врагов. Сломлен ли ее дух? Презирая Швабрина, перебежавшего на сторону бунтовщиков, Маша Миронова решительно отвергает его предложение вступить с ним в брак. Она предпочитает умереть, чем связать свою жизнь с этим подлым человеком. С честью хранит Маша в своем сердце глубокое чувство любви к Петру Гриневу, опасаясь лишь насилия со стороны Швабрина.
Так в минуту грозной опасности внешне слабая, робкая и застенчивая девушка демонстрирует силу и стойкость своего характера, оказываясь достойной дочерью своих родителей.
В конце повести, когда все, казалось бы, должно было окончиться благополучно, Гринева арестовывают как изменника за поддержание связей с Пугачевым. Даже отец Петра “лишился обыкновенной свой твердости”, не в силах вынести этого позора, в отчаянии от сознания того, что его сын посмел изменить присяге. Маша, убежденная в невиновности своего любимого, ищет способ спасти его от несправедливого позора и от ссылки.
Она находит в себе силы и смелость ехать в Петербург и просить у императрицы защиты от несправедливого решения суда. Случай на ее стороне, и дочери доблестного капитана удается спасти своего любимого и восстановить его права и справедливость.
В образе семьи капитана Миронова А. С. Пушкин показал людей, которые свой долг и сохранение чести ценили превыше всего на свете. Смелые и самоотверженные характеры возвышают их над жизненными невзгодами и позволяют говорить о них как о подлинно великих людях.
Роль семьи в жизни человека
Семья играет огромную роль в жизни человека. В первую очередь ребенок смотрит, что делается в семье, как строятся взаимоотношения. Смотря на все это, он понимает, как нужно вести себя, берет пример.
Также в семье происходит становление ценностей, характера и мышления. Во многом это заслуга родителей, бабушек и дедушек, а также сестер и братьев. Все они взаимосвязаны морально. Это первые, с кем ребенок начинает контактировать, общаться, взаимодействовать.
Семья является домом, в который хочется возвращаться, а он в свою очередь примет тебя. «Семья – опора в жизни каждого человека, тихая гавань в бурном море жизни». В более взрослом возрасте человек уже сам создает свою семью, начиная все с начала.
Важно, чтобы всегда была любовь, верность, понимание и помощь. Все заслуживают понимания и помощи, так как семья это то, что мы ставим на первое место.
Краткая характеристика героев с цитатами помогает понять их намерения и мысли. Тема семьи является одной из основных тем данного произведения. Семья Мироновых внесла большой вклад в эту историю.
Многомудрый Литрекон представляет итоговые сочинения на тему: Какие цели важно ставить на жизненном пути? Аргументы, тезисы, вступление, заключение — все это в изобилии представлено на странице. Приятного просвещения!
Вариант 1
(399 слов) Каждый человек движется по жизненному пути целенаправленно, только так можно достичь желаемого результата. Но как правильно выставить приоритеты? Мораль подскажет верный ответ на этот вопрос: важно стремиться к созданию семьи, реализации своего потенциала и работе по призванию. Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.
Так, А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» описал жизненный путь Петра Гринева, который правильно выбрал цели. Он решил, что будет служить Отечеству верой и правдой, а также определил свою избранницу, с которой стремился создать семью. Отец дал ему мудрый совет: «Береги честь смолоду». Этот завет помог офицеру не свернуть с дороги даже в самый решающий момент. Петр твердо встал на своем, когда бунтовщики угрожали казнить его, если он не примет сторону Пугачева. Но Гринев предпочел смерть и заслужил уважение своего врага. В любви герою также пришлось побороться за свою мечту. Он пришел на помощь Марье один против целого вражеского стана. Но ему удалось отвоевать право на счастье. И его цели оправдали себя: в финале Петр живет с любящей семьей, имеет чин и состояние, уважение в обществе и высокий статус. Его направление привело к достойному результату, к которому хотел бы прийти каждый из нас.
Но не всегда человек может с юности выбрать правильные цели. А.С. Пушкин в произведении «Дубровский» показал ложное направление и его развенчание. Владимир потерял отца, имение, состояние из-за злых козней бесчестного Троекурова. Продажные чиновники и беспринципные дворяне помогли врагу Дубровского незаконно отнять его имение. Старый барин умер от горя, а новый не захотел мириться с судьбой. Крестьяне пошли за ним, и он основал шайку разбойников, которая карала тех, кто участвовал в афере Троекурова. Для финального раунда мщения герой устроился учителем в его дом и стал готовить план разрежения злодея. Но любовь к Марье Троекуровой образумила Владимира и дала ему новый стимул измениться к лучшему. Он осознал, что нельзя жить прошлым и сеять зло, от которого пострадают невинные люди. Владимир устремился навстречу любви, но Троекуров отнял у него надежду. И все же Дубровский не стал продолжать мщение. Он уехал за границу, чтобы начать все с чистого листа. Его пример убеждает нас в том, что негативные и разрушительные цели являются ложными и не приведут человека к счастью.
Таким образом, на жизненном пути важно ставить цели, соответствующие моральным основам личности. Стремление к созданию семьи, к реализации себя, к качественному труду всегда будет вознаграждено хорошими результатами, которые каждому из нас хочется получить. А вот разрушительные намерения наносят урон не только окружающим, но и самому человеку.
Вариант 2
(418 слов) На жизненном пути каждый из нас ставит такие цели, которые соответствуют его духовным и материальным потребностям. Кому-то важнее всего создать семью, а кто-то жить не сможет без честолюбивых помыслов и больших достижений. У каждого есть индивидуальные способности и наклонности, поэтому нет и не может быть универсального направления для всех. Чтобы лучше разобраться в этой теме, рассмотрим литературные примеры.
Так, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» изобразил двух разных женщин, которых во всем противопоставил друг другу. Элен Курагина поставила себе цель преуспеть в светском обществе и стать блестящей, богатой и влиятельной особой при дворе. Героиню интересовали интриги, секреты и скрытые возможности высшего света, который влиял на политику страны. Она все силы посвящала своему продвижению в этой иерархии. А брак был для нее лишь инструментом для достижения этой цели. А вот Наташа Ростова очень хотела завести большую и дружную семью, создать надёжный тыл для супруга и реализоваться в любви и материнстве. Она не стремилась к получению богатства и власти, ей было безразлично, как ее оценивают принцы и короли. Наташа была счастлива, выйдя замуж за Пьера. Для нее был важен он, а не его богатство и титул. Нельзя сказать, что какая-то из женщин хуже или лучше, они просто разные, и цели у каждой свои. Элен шла к тому, что сделает ее счастливой, а Наташа делала то же самое, но на свой лад. И каждая героиня права по-своему.
Но бывает и так, что человеку навязывают ложные цели, которые не соответствуют его душевным устремлениям. М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» привел именно такой пример. Григорий Мелехов запутался в хитросплетениях пропаганды и горячке Гражданской войны. Сам он не хотел браться за оружие, он нашел свое счастье в кругу семьи и в честном труде. Но вновь и вновь его призывали на борьбу со своими же собратьями. Он не мог выйти из этой волны народа, не мог настоять на своем решении, ведь кругом была война. Только в финале Григорий окончательно определился с приоритетами и бросил очередную линию фронта, чтобы попрощаться с сыном и окончить свой путь в тюрьме. Этот пример учит нас тому, что важно вовремя сформулировать свои цели и идти к ним, несмотря на чужие мнения и планы на нашу судьбу. Своя дорога ведет к счастью, а ложные маршруты — в тупик.
Таким образом, человек должен ставить перед собой такие цели, которые соответствуют его критериям счастливой жизни, его видению мира, его принципам. Ошибочно принимать на веру чужой сценарий, ведь каждый должен определять дорогу по доброй воле и самостоятельно, иначе невозможно получить те результаты, о которых он мечтал.
Вариант 3
(386 слов) Самая важная цель на жизненном пути человека — это реализация своего потенциала. Каждый из нас имеет уникальные таланты, заложенные природой, и их раскрытие — главное дело, которому стоит посвятить всего себя. У кого-то есть способности к изучению наук, а кто-то — одаренный музыкант, спортсмен, продавец-консультант. Поэтому поиск и применение себя стали одной из наиболее распространенных тем в литературе и искусстве.
Вспомним рассказ А.П. Чехова «Невеста». Главная героиня жила как будто в полусне, ведь ее судьба была предрешена. Найден жених, назначена дата свадьбы, арендован дом, определено содержание. На этом этапе развитие Надежды должно было закончиться, так как не нужно было трудиться и обеспечивать себя, раз уж бабушка выдала часть капитала. Ее жених открыто признавал, что терпеть не может работу, ведь его душа предназначена для вольной праздности. И Надежду ожидало сытое и умеренное прозябание наедине с этим бездеятельным и бесцельным человеком. Постепенно ее начало тяготеть такое будущее. Она смутно осознавала, что способна на большее, что в таком образе жизни ее ожидает лишь скука. И она собралась с силами и приняла судьбоносное решение: убежала из дома, чтобы уехать в большой город и получить образование. Эта цель сделала ее счастливой. Надежда раскрыла свой потенциал и уже с жалостью смотрела на родной городок, где жизнь застыла в праздном увядании. А ее дорога к успеху только началась!
О важности поиска и реализации себя писал и И.А. Бунин в рассказе «Чистый понедельник». Главная героиня тоже отказалась от брака и изменила свою судьбу. Богатая и свободная красавица в большом городе устала от суеты и пресытилась развлечениями. Она чувствовала, что ее влечет духовное призвание. Девушка посещала храмы, читала религиозную литературу и изучала ритуалы церкви, чтобы лучше разобраться в себе и своем будущем деле. Даже отношения с красивым и обеспеченным кавалером не остановили ее на пороге принятия пострига. Она сблизилась с ним, но на следующий день уже уехала в монастырь, так и не найдя предлога остаться. Ее уход из мирской жизни был верной целью, которая привела ее к гармонии и счастью. Найти себя и применение своим способностям — вот единственно правильное направление.
Таким образом, человек должен, прежде всего, искать свою тропу посреди сотен дорог и в труде воплощать те таланты, которыми его наградила природа. Это и есть наиболее важная цель в жизни, которая стоит перед каждым из нас. Чтобы выбрать то, что соответствует духовным потребностям, нужно прислушаться к себе и идти на зов внутреннего голоса.
Этот пересказ слишком подробный. Рекомендуемый объём для романов — до 10 тыс. знаков, включая пробелы. Для рассказов – ещё меньше. Вы можете помочь, убрав из текста незначительные детали.
Герой-рассказчик, прогуливаясь по улицам ночного города, натыкается на толпу, кого-то окружившую. Предметом внимания оказывается 88-летняя женщина, прошедшая за день шесть миль из своей деревни и собирающаяся заночевать прямо на улице, чтобы с утра продолжить свой путь и подать прошение герцогу. Стойкость женщины, оставшейся ночевать на улице, поражает главного героя, он даёт ей талер, просит помолиться за него и решает остаться рядом с ней и расспросить её о причинах путешествия.
Старуха размышляет о скоротечности времени: оказывается, ровно 70 лет назад она была служанкой в том доме, на пороге которого ночует сегодня и затягивает старинную песню:
Когда настанет страшный суд,
Все звезды наземь упадут.
Вы, покойники, покойники, восстанете от сна.
Перед страшным судом вы предстанете сполна.
Взойдете вы вверх к высоким чертогам,
Туда, где сидят ангелочки пред богом.
Проходил там господь Иисус Христос,
Большую радугу пронес.
Проходили там евреи-злодеи,
Что в дни оны распяли Христа в Иудее.
Деревья засветились все,
Камни искрошились все.
Кто эту молитву читать горазд,
Пусть читает на дню единый раз.
Его душа будет навек чиста,
Когда все мы придем пред Иисуса Христа!
Аминь.
Проходящий мимо патрульный — граф Гросингер, оказывается знакомым рассказчика. Граф узнаёт эту песню, передаёт для старухи талер и розу, а также просит рассказчика записать её и принести её к нему на следующий день — он будет нести караул у покоев герцога.
Подарок радует старуху — ровно 70 лет назад розу подарил ей прохожий гренадёр — который вскорости стал её мужем. Разговорившись, она сообщает, что у неё погибли уже 4 сыновей и дочь, третьего дня скончался внук, а скоро — на рассвете, простится с жизнью ещё одна близкая ей душа.
Старуха рассказывает историю о своем внуке — самом честном и прилежном человеке из всех, кого она знала. «Из всех ребят он был самый чистенький и прилежный в школе, и удивительно, как он стоял за честь» Касперль был военным и служил в уланах. Вернувшись из своего первого похода, он крупно поссорился со своим отцом и братом по поводу чести: они « часто спорили с ним о чести, так как чего у него было слишком много, в том у них был недостаток». Брат с отцом служили в ополчении, и брат говорит, что Касперль не может судить о чести, так как его отец был унтер-офицером, а Касперль — простой солдат. В ответ на это Касперль рассказывает историю о французском унтер офицере: после того как во Франции ввели указ о введении телесных наказаний, унтер офицеру пришлось наказать солдата палками за провинность; он выполнил это, но после исполнения наказания взял у солдата ружье и застрелился. Об инциденте было тут доложено королю и телесные наказания отменили. Родных не впечатляет рассказ и унтер офицера они называют дураком. Об этом Касперль рассказывает бабушке со слезами на глазах. Не зная, как утешить его, она советует воздавать честь лишь одному Богу.
Пока рассказчик погружается в размышления о том, может смерть этого унтер-офицера казаться крестьянину прекрасной, сторож возвещает наступление часа ночи. Старуха уговаривает рассказчика идти спать, чтобы на следующий день он не получил нагоняй от своего мастера и интересуется, каково его ремесло?
Рассказчик не знает, как объяснить ей, что он писатель и, в итоге, говорит, что он писец. Обрадованная старушка просит его написать прошение к герцогу. Рассказчик соглашается и спрашивает, в чем должна состоять его суть. Старушка досадует — что это за писец, если не знает о чём писать и рассказывает о цели своего визита.
Её внук был влюблён в её крестницу — пригожую Аннерль, собирался на ней жениться и тоже постоянно рассказывал ей о чести. Особенно много говорил он о ней, когда опять уходил на войну. Во Франции он получил серьёзное ранение, однако не умер и, более того, получил повышение в звание — до унтер офицера. В день, когда умирала его мать, ему сильно захотелось домой, рассказав о своём желании ротмистру, он без проблем получил отпуск на три месяца.
Боясь загнать лошадь быстрой ездой, Касперль снизил скорость своего путешествия, и не успел добраться до своей деревни засветло, остановившись ночевать у знакомого мельника. Проснувшись ночью от звуков выстрелов, Касперль быстро собрался и отбил нападение двух разбойников, вломившихся в его комнату. Выяснить их личность он не смог, так как лица их были вымазаны сажей, а при попытке догнать их, бандиты заперли его изнутри. Выломав наконец дверь, Касперль обнаружил пропажу своей полковой лошади а также походного ранца со всеми бумагами и двумя золотыми венками, купленными во Франции — один он собирался положить на могилу матери, другой же должна было сохранить до свадьбы Аннерль . Касперль был в ужасе — вместе с этими вещами он потерял свою честь. Мельник успокоил его и хотел дать денег — Касперль спугнул бандитов и они не успели ограбить мельника, тем самым, сохранив ему всё его состояние, однако Касперль согласился лишь взять денег взаймы, обещая вернуть через два года. Придя в свою деревню, Касперль первым делом поспешил к судье, рассказать о произошедшем. Пока судья поднимал на ноги крестьян для прочёсывания леса, Касперль пошел к отцу — у него одного в деревне были лошади. По дороге к нему он зашел к своей бабушке, и рассказал ей о своём горе.
Придя к отцу он увидел при свете луны, как двое мужчин отмываются от сажи, в них он узнал своего отца и сводного брат. Касперль отказывался верить своим глазам, но тут они начали обсуждать, что ранец спрятан в навоз, и что надо подстричь лошади хвост и гриву. Дождавшись, пока они войдут в конюшню, Касперль запер их и именем герцога приказал сдаваться. Поняв, кого они обокрали, родственники стали умолять Касперля отпустить его, однако он был непреклонен и, когда они попытались вырваться, выстрелил в воздух. Сбежавшимся крестьянам он рассказал, что нашел грабителей. Имущество своё он вернул, но честь его была уничтожена — он оказался сыном вора. «Лучше бы мне никогда не рождаться» — сказал он судье.
Пока крестьяне связывали преступников, а старуха плела на лугу венки из незабудок, чтобы вместе с Касперлем украсить могилу матери, он вытащил из своего ранца два венка, пришел на кладбище и, прикрепив к кресту матери один венок, выстрелил себе прямо в сердце через другой, упав на её могилу замертво. Прибежавшая на кладбище бабушка, вне себе от горя, начала укорять его: «Боже мой, что скажут твой бедный отец, твой брат, когда найдут тебя в этом виде!». Увидев же его связанных брата с отцом, она поняла истинную причину его самоубийства.
Пораженный твёрдостью старухи, рассказчик спрашивает, как она расскажет бедной Аннерль о смерти её суженого, и в чём цель её прошения. Тем временем часы бьют два, старушка совершает утреннюю молитву и предлагает рассказчику проводить её, обещав рассказать всё по дороге.
В бумажнике Касперля, кроме рассказов о чести (в том числе и о застрелившемся унтер офицере), была найдена предсмертная записка, которую старушка даёт герою прочитать. В записке Касперль сообщает причину своего поступка, а также извиняется перед Аннерль, завещая ей свои деньги, венок, а также просит её не выходить замуж за человека, менее честного чем он. Эту новость хочет её рассказать старушка в «день торжества». Запутавшийся рассказчик пытается выяснить, почему старушка говорит то о дне торжества, то о том, что Аннерль осталось жить лишь несколько часов. «Каспер вовремя умер, если бы он все знал, то помешался бы с горя», сказала старушка и рассказала ещё более печальную историю.
Мать Аннерль была вдовой бедного крестьянина, и в юности любила одного охотника Юрге, однако не вышла за него из-за его беспутной жизни. Он же опустился до такой степени, что в конце концов оказался в тюрьме за убийство. Узнав об этом мать Аннерль была уже при смерти и в последнюю минуту попросила Анну-Маргариту (так, оказывается, звали старуху)посетить его в тюрьме и попросить от неё обратиться к Богу перед смертью. По дороге Анна-Маргарита вместе с Аннерль зашли к местному палачу за лекарствами, пока взрослые собирали на чердаке травы, Аннерль услышала странный шум из шкафа. В шкафу оказался меч палача. Палач говорит, что меч просит крови Аннерль и просит поцарапать её шею, угрожая, что в противном случае её в жизни ждут большие несчастья. Пришедший уведомить о казни Юрге бургомистр упрекнул палача в суеверии и не дал ему совершить своё дело, несмотря на его пророчество. Узнав о цели визита Анны-Маргариты и Аннерль, бургомистр отводит её к охотнику. Он раскаивается, признаётся, что, если бы мать Аннерль была с ним, он бы никогда не опустился до такой жизни, зовёт к себе священника а также просит Анну¬-Маргариту и Аннерль присутствовать на его казни, на что они, нехотя, соглашаются. Отрубленная голова Юрге летит прямо к Аннерль и цепляется зубами за её платье. Старуха закрывает голову платьем, а подбежавший палач вновь говорит о проклятии.
Пророчество палача сбывается — сегодня Аннерль должны казнить. Знатный человек соблазнил и бросил её, она родила от него ребенка и задушила тем самым фартуком, но не назвала имя соблазнителя из честолюбия. Но старуха пришла просить не о помиловании, а лишь о том, чтобы Касперля разрешили похоронить вместе с Аннерль: по закону, самоубийц, наложивших на себя руки «от отчаяния» не хоронили, а отдавали «в анатомию», то есть на опыты.
Пока старуха вместе со священником идёт к Аннерль, рассказчик стремглав бежит к герцогу с прошением. По дороге он встречает несколько хороших предзнаменований — из окна поют песню о любви, а на мостовой лежит белый шарф. Также по пути к Герцогу герой встречает загадочную фигуру, отвернувшуюся от него, чтобы не быть узнанной. Дежуривший у покоев герцога Гроссингер отказывается впустить к герцогу, однако герой видит, как загадочная фигура поднимается к герцогу, из чего делает вывод, что он не спит. Рассказчик начинает кричать и, прежде чем его схватывают, герцог спрашивает из окна в чем дело.
После краткого пересказа услышанного рассказчик просит хотя бы отсрочить казнь и показывает найденный им белый шарф как предзнаменование. Герцог велит ему и внезапно побледневшему Гроссингеру скакать во весь опор с вестью о помиловании. Гроссингер опережает рассказчика, но все равно приходит слишком поздно — он прибывает к самому взмаху меча и, когда Гроссингер, с развевающимся шарфом подбегает к палачу, подаёт ему окровавленную голову Аннерль. Гроссингер падает на землю и в слезах признаётся, что именно он погубил её. Озверевшая толпа начинает избивать Гроссингера, он не сопротивляется.
Подоспевший герцог узнаёт причину произошедшего. Подойдя к старушке, прикладывающей голову Аннерль к её телу, он сообщает ей об удовлетворении её прошения, обещая похоронить Касперля и Аннерль рядом, а также поставить им памятник.
Вскоре герой узнаёт что Гроссингер отравился, не дожидаясь суда. У себя дома он находит письмо от него. В нем Гроссингер благодарит его за раскрытие позора, что терзал его сердце, признание о том, что песни старухи он слышал от Аннерль а также о том, что овладел Аннерль «при помощи особых медицинских средств, отличающихся какими-то магическими свойствами», что снимает с неё все подозрения о недостатке чести. Также он благодарит рассказчика о сохранение чести его сестры — именно её фигура поднималась к герцогу поздно ночью.
Передник красотки Аннерль, в который вцепилась зубами голова охотника Юрге после ее отсечения, хранится в герцогской кунсткамере. Говорят, герцог возводит сестру графа Гроссингера в княжеское достоинство под фамилией «Voile de Grace», что значит «шарф помилования», и женится на ней. Во время ближайшего смотра в окрестностях Д… будет освящен на деревенском кладбище памятник на могилах обеих несчастных жертв чувства чести. Герцог и княгиня будут сами при этом присутствовать. Он чрезвычайно доволен памятником; говорят, что идея его придумана была княгиней и герцогом сообща. Памятник изображает собою ложную и истинную честь, которые с двух сторон преклоняются до земли пред крестом; правосудие стоит с обнаженным мечом по одну сторону, а милость — по другую, и простирает шарф. В чертах лица правосудия находят сходство с герцогом, а в чертах лица милости — сходство с чертами княгини.
К.Брентано родился в Кобленце в богатой купеческой семье, обучался в учебных заведениях и университетах Кобленца, Бонна, Галле, Йены, пытаясь освоить торговое и горное дело, экономику и медицину. С 1801 г. он изучал философию в Гейдельберге, где подружился с Ахимом фон Арнимом. В боды наполеоновской оккупации и освободительных войн (1806—1814) Брентано был менее других романтиков увлечен патриотическим энтузиазмом; к этому времени он — богатый наследник без определенных занятий; охота к перемене мест бросает его в Южную Германию, в Берлин, в Чехию, в Вену, потом снова в Берлин; в 1818 г. эти метания заканчиваются духовным кризисом: Брентано поселяется под Франкфуртом в католическом монастыре, где проводит оставшиеся 25 лет жизни в фанатичном служении церкви. Традиционная для всех романтиков тема несовместимости искусства и действительности нашла в жизни Брентано печальное подтверждение. Юношеская переписка Брентано с его сестрой Беттиной, тоже незаурядной писательницей («Весенний венок Клеменса Брентано», 1844), показывает, что в ранние свои годы Брентано был не чужд первоначал романтизма — веры в благотворность грядущих жизненных перемен. Напечатанный в 1803 г. роман «Годви» обнаруживает болезненную утрату этой веры, на смену которой приходит внутренний надлом, замаскированный ироническим артистизмом. Многочисленные вставные стихи в этом романе выявили выдающийся талант Брентано-лирика. Выдержанные в стиле народной песни, чрезвычайно музыкальные по своей внутренней организации, они были явлением подлинно новаторским. Именно в лирике, в ее эмоциональной непосредственности, в возрастающем трагизме образов и резкости музыкальных диссонансов особенно отчетливо дает о себе знать вызревающий в творчестве Брентано духовный кризис. Как и другие романтики, Брентано пытался противопоставить фальшивым ценностям буржуазной жизни поэзию народных истоков, — но делал это без настойчивости и убежденности, какие отличали Арнима и особенно братьев Гримм. В трехтомном собрании народных сказок, обработанных Брентано (изданы посмертно в 1846—1847 гг.), фольклорная основа растворена в игре авторской поэтической фантазии. Жанр «художественной сказки» (Kunstmärchen), начало которому положили у романтиков Тик и Новалис, у Брентано находит абсолютное завершение: в отличие от братьев Гримм и Арнима он не дорожит национальной спецификой, локальным колоритом и бытовыми подробностями. «Рассказ о честном Касперле и прекрасной Аннерль» (1818) — по существу, последнее произведение Брентано-художника — дает ясное представление о его манере: два безыскусных народных рассказа изящно объединены между собой; большая часть повествования доверена одной из его героинь, простой деревенской старухе, в образе которой выражена неутоленная тоска Брентано по нравственному здоровью народной жизни и возрастающая в его творчестве преданность католицизму. Не только трагически сломленная жизнь Брентано, но и болезненная, упоенная умиранием красота, к которой тянулось его искусство, — горькое обвинение пошлостям и уродствам современной поэту действительности.
История Красперля и Аннерль, воспоминания 88 летней крестьянки переносят в стихию жизни народа с его глубокой верой в предзнаменования, с его песнями и молитвами. В произведении воплотилось представление о естественной нравственности простой крестьянки, основанной на родовых связях, нарушение которой грозит человеку гибелью. В сюжете ощущается то же волнообразное движение, которое присуще стихам: удваиваются события — отношения Гроссингера и Аннерль повторяются в отношениях герцога и сестры Гроссингера. Вслед за самоубийством Касперля следует самоубийство Гроссингера. Однако каждый раз в повторение вносится новый мотив: Касперль убивает себя, основываясь на предположении, что он обесчещен преступлением отца и брата, а Гроссингер приговаривает себя к смерти потому, что он реально совершил преступление, отказавшись от Аннерль и толкнув ее на убийство ребенка.
Крестьянка случайно встретившись в рассказчиком сообщает ему о ее внуке Касперле, который выше всего ценил честь.
21. Тема искусства и особенности ее художественного воплощения в новеллистике Э.Т.А. Гофмана («Кавалер Глюк», «Дон Жуан», «Церковь иезуитов в Г*».
Анализ новеллы «Кавалер Глюк»
1.1 Идея: Идея этой новеллы в том, что внешность порой бывает обманчивой, и странный незнакомец говоривший, что он имеет лишь начальное музыкальное образование, и пытался писать музыку, но все неудачно, который недовольно критикует все постановки и звучания, на самом деле Глюк, который всего-то расстроен тем, что его детище не столь совершенно как он его задумывал, и что многие своим непрофессионализмом делают его еще более ничтожным.
2.0 Тематика
2.1 Тема знакомства: Главный герой, сидя в кафе и слушая, по его мнению, безобразную музыку местного оркестра, знакомится с загадочным человеком. Тот соглашается выпить с ним, предварительно узнав, не берлинец ли он и не сочиняет ли музыку. Главный герой отрицательно отвечает на первый вопрос, на второй же замечает, что имеет поверхностное музыкальное образование и сам писал когда-то, но считает все свои попытки неудачными. Новый знакомый, очень интересен и столь же неуловим, он встречается везде, где звучит музыка Глюка, он странен что предает ему еще больше таинственности и притягательности.
2.2 Тема музыки: Таинственный незнакомец недоволен исполнением музыки, он насвистывает увертюры столь легко и новаторски, что просто непостижимо обычному слуху. Он открывает главному герою таинство сочинения шедевров. «Разве можно даже перечислить те пути, какими приходишь к сочинению музыки? Это широкая проезжая дорога, и все, кому не лень, суетятся на ней и торжествующе вопят: „Мы посвященные!“ […] в царство грёз проникают через врата из слоновой кости; мало кому дано узреть эти врата, еще меньше — вступить в них! […] Странные видения мелькают здесь и там […], трудно вырваться из этого царства […] путь преграждают чудовища […]. Но лишь немногие, пробудясь от своей грёзы, поднимаются вверх и, пройдя сквозь царство грёз, достигают истины. Это и есть вершина…».
2.3 Тема Разоблачения: Незнакомец в очередную встречу приводит героя в свой дом и там в полумраке исполняет ему «Армиду», но так великолепно и с невообразимыми изменениями и новшествами, что герой только задается вопросом Кто же он такой? И тогда незнакомец является к нему в парадных одеяниях и представляется. «Знакомый покидает его на добрые четверть часа. Главный герой уже перестает надеяться на его возвращение и ощупью начинает пробираться к выходу, как вдруг дверь распахивается и загадочный знакомый появляется в парадном расшитом кафтане, богатом камзоле и при шпаге, ласково берет героя за руку и торжественно произносит: Я — кавалер Глюк!»
3.0 Проблематика:
3.1 Проблема неудовлетворенности : Незнакомец разочарован исполнением произведений Глюка, т.е его самого, он недоволен тем, что эти произведения не совершенный и страдает от того что их недоработать. «блуждать здесь в пустоте»; главный герой удивлен, что в Берлине, полном талантов, с публикой, приветствующей эти таланты, его знакомый композитор одинок. Ответ знакомого таков: «Ну их (художников, композиторов)! Они только и знают, что крохоборствуют. Вдаются в излишние тонкости, все переворачивают вверх дном, лишь бы откопать хоть одну жалкую мыслишку. За болтовней об искусстве, о любви к искусству и еще невесть о чем не успевают добраться до самого искусства, а если невзначай разрешатся двумя-тремя мыслями, то от из стряпни повеет леденящим холодом, показывающим, сколь далеки они от солнца…»
3.2 Проблема любопытства: Герою было очень любопытно почему его знакомый так убежден что произведения недостойны и некому не нужный, он убеждал его в обратном, так же его терзал интерес кто же он такой. Главный герой утверждает, что к творениям Глюка в Берлине относятся с должным почтением. Знакомый утверждает обратное: однажды ему захотелось послушать постановку «Ифигении в Тавриде»; он пришел в театр и услышал увертюру из «Ифигении в Авлиде». Он подумал, что сегодня ставят другую «Ифигению». К его изумлению, далее следовала «Ифигения в Тавриде»! «Между тем сочинения эти разделяет целых двадцать лет. Весь эффект, вся строго продуманная экспозиция трагедии окончательно пропадают».
Анализ новеллы Дон Жуан
1.0 Идея :Идея новеллы в том, что человеческая жизнь –театр, герой слушая оперу Дон Жуан восхищался героями и осознавал, что вся жизнь как на сцене, люди переживают все те же проблемы и лишения, проходят те же испытания любовью и ненавистью, гневом и страхом. «Мне было душно, я задыхался взаперти, в тесной комнате! Около полуночи мне почудился твой голос, друг Теодор! Ты явственно произнес мое имя, и что-то зашелестело за потайной дверью. Почему бы мне не посетить еще раз место моего удивительного приключения? Может статься, я увижу тебя и ее, ту, коей полно все мое существо!»
2.0 Тематика:
2.1 Тема красоты: герой ослеплен мощью и красотой Дона Жуана, он невообразимо красив, мужественен, воплощение мужчины. И все герои оперы приводят героя в состояние восторга, колорит образов создает ауру полета и глаз не отвести. «Дон Жуан и Лепорелло, речитативом беседуя между собой, выходят на авансцену. Дон Жуан откидывает плащ и предстает во всем блеске затканного серебром наряда из красного бархата с разрезами. Великолепная, исполненная мощи фигура, мужественная красота черт: благородный нос, пронзительный взгляд, нежно очерченные губы; странная игра надбровных мускулов на какой-то миг придает лицу мефистофельское выражение и, хотя не вредит красоте, все же возбуждает безотчетную дрожь. Так и кажется, будто он владеет магическими чарами гремучей змеи; так и кажется, что женщины, на которых он бросил взгляд, навсегда обречены ему и, покорствуя недоброй силе, стремятся навстречу собственной погибели.»
2.2 Тема внутренней борьбы: Дон Жуан полон противоречий, и зритель переживает их вместе с ним, с одной стороны Дон Жуан дерзкий искуситель с другой человек потерявший покой. «В мучительных, душераздирающих звуках этого речитатива и дуэта чувствуется нечто большее, нежели отчаяние перед лицом нечестивейшего злодейства. Одно преступное деяние Дон Жуана, ему только грозившее гибелью, отцу же стоившее жизни, не могло исторгнуть такие звуки из стесненной груди, — нет, они порождены пагубной, убийственной внутренней борьбой.»
2.3 Тема очарования: Герой сидя в ложе наслаждался оперой и образом Анны в первом акте, как вдруг почувствовал чье-то присутствие, был расстроен что нарушили его одиночество, но обернувшись он увидел ту самую Анну, как он был удивлен и очарован ее красотой, ее статность. «Несколько раз я как будто ощущал позади легкое теплое дыхание и улавливал шелест шелкового платья, что говорило о присутствии в ложе женщины. Но я не обращал на это внимания, всецело погрузившись в мир поэзии, который открывала мне опера. Когда же занавес упал, я оглянулся на свою соседку. Нет, словами не выразить моего изумления. Донна Анна в том самом костюме, в каком я только что видел ее на подмостках, стояла за мной, устремив на меня свой проникновенный взор. Онемев, смотрел я на нее; на ее губах (так мне померещилось) мелькнула чуть заметная насмешливая улыбка, в которой я увидел отражение своей собственной нелепой фигуры. Я понимал, что мне необходимо заговорить с ней, но язык не слушался меня, парализованный изумлением или, вернее, испугом. Наконец-то, наконец у меня почти непроизвольно вырвался вопрос»
2.4 Тема ожидания и томления: Герой в своей комнате ждет появление Анны зная что это невозможно, но он тщетно надеется на чуду. «А вдруг сейчас взовьется? Вдруг, испугавшись мерзких образин, выбежит донна Анна? «Донна Анна», — невольно позвал я; мой зов потерялся в пустом зале, зато пробудились души инструментов, над оркестром задрожал странный звук, словно прошелестело милое сердцу имя! Я был не в силах подавить затаенный ужас, который блаженным трепетом пронизал мои нервы.»
3.0Проблематика:
3.1 Проблема рока: Дон Жуан обречен быть мстителем на земле, покуда не сойдет он в Орк и не освободиться
«Пока Эльвира напоминала вероломному о его клятвах, в окне уже полыхали частые молнии и слышались глухие раскаты надвигающейся бури. Но вот — грозный стук. Эльвира и девицы убегают; и под зловещие аккорды подземного царства духов появляется грозный мраморный гигант, перед которым Дон Жуан представляется пигмеем. Пол дрожит под громоподобной поступью великана. Сквозь бурю и гром, сквозь вой демонов Дон Жуан выкрикивает свое страшное «No!» — пробил роковой час. Статуя исчезает; комнату заволокло густым дымом; в нем возникают страшные образины. Среди демонов виден Дон Жуан, извивающийся в адских муках. Взрыв — будто куда-то ударили тысячи молний. Дон Жуан и демоны исчезли, испарились вмиг. Лепорелло лежит без чувств в углу комнаты. Как освежающе действует появление прочих действующих лиц, которые тщетно ищут Дон Жуана, вмешательством подземных сил избавленного от земного мщения! Только сейчас словно вырываешься из заколдованного круга адских сил. Тема возмездия
Донна Анна неузнаваемо изменилась — смертельная бледность покрывает теперь ее лицо, глаза угасли, голос дрожит и срывается, но именно потому производит потрясающее впечатление в маленьком дуэте с любезным женихом, который спешит сыграть свадьбу, после того как небеса сняли с него опасный долг мстителя»
3.2 Проблема противопоставления: Дон Жуан противопоставлен всем героям как морально и физически. « Донна Анна недаром противопоставлена Дон Жуану — она тоже щедро одарена природой: как Дон Жуан в основе своей — на диво мощный, великолепный образец мужчины, так она — божественная женщина, и над ее чистой душой дьявол оказался не властен. Все ухищрения ада могли погубить лишь ее земную плоть. Едва сатана довершил пагубное дело, как, выполняя волю небес, ад не посмел медлить и с возмездием. Дон Жуан в насмешку приглашает на веселый ужин статую заколотого старца, и просветленный дух убитого, прозрев наконец сущность этого падшего человека и скорбя о нем, не гнушается явиться в страшном облике, чтобы подвигнуть его на покаяние. Но Дон Жуан так растлен, так смятен духом, что даже небесная благодать не заронит ему в сердце луч надежды и не возродит его для лучшего бытия!»
3.3 Проблема призрения: Дон Жуан абсолютгно открыто деманстрирует свое презрение людям, в чем опять же откликается сущнось жизни.«Похотливая, влюбленная крошка Церлина сладкозвучными напевами утешала добродушного простофилю Мазетто. В бурной арии «Fin ch’han dal vino…»* Дон Жуан, нимало не таясь, раскрыл свою мятущуюся душу, свое презрение к окружающим его людишкам, созданным лишь для того, чтобы он, себе на потеху, пагубно вторгался в их тусклое бытие. И мускул на лбу дергался сильнее прежнего. Появляются маски. Их терцет — это молитва, чистыми, сияющими лучами возносящаяся к небесам.»
3.4 Проблема разрушения мечтаний: Герой так был очаровано Анной, так мечтал быть с ней, видеть ее, хотя бы просто иметь возможность слушать ее пение, но она скончалась, ускользнув от него, его мечта канула в лету, оставив горький осадок безысходности. «Умник с табакеркой (громко стуча по ее крышке). Какая досада! Не скоро доведется нам теперь услышать порядочную оперу! Вот что значит потерять всякую меру!
Смуглолицый. Верно, верно! Я без конца твердил ей то же самое! Роль донны Анны всегда ее порядком утомляла. А вчера она и вовсе была как одержимая. Весь антракт, говорят, пролежала без чувств, а сцену второго действия будто бы провела в нервическом припадке.
^ Незначительный. Скажите на милость!
Смуглолицый. Да, да, в нервическом припадке! И ее никак нельзя было увести из театра.
Я. Бога ради, припадок был не опасный? И мы скоро вновь услышим синьору?
Умник с табакеркой (беря понюшку). Навряд ли — нынче под утро, ровно в два часа, синьора скончалась. »
В новелле «В церкви иезуитов в Г.» Гофман показывает трагедию души Бертольда — «истинного художника». Он ищет неземную красоту, стремится к идеалу, а видит в жизни лишь грубость и грязь. И поистине слова Бертольда отражают состояние раздвоенности, присущее героям Гофмана: «Тот, кто лелеял небесную мечту, навек обречен мучиться земной мукой». Отсюда так трагична судьба гофмановского героя, да и самого писателя, который до конца жизни ощущал себя относительно свободным от суровых реалий жизни только в мире своих фантазий. Хотя и в этот мир вторгалась «земная мука».