Рассказ о чацком и о молчалине

Автор на чтение 9 мин. просмотров 9 опубликовано 13.03.2021 молодой дворянин александр андреевич чацкий является центральным персонажем комедии горе от

На чтение 9 мин. Просмотров 9 Опубликовано

joganson-mihajlov-gore-ot-uma.png

Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий является центральным персонажем комедии «Горе от ума» Грибоедова. В этой статье представлена история мнимого сумасшествия Чацкого в комедии «Горе от ума», причины слухов и сплетен о «сумасшедшем Чацком» и т.д.Смотрите: Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Горе от ума»

Сумасшествие Чацкого в комедии «Горе от ума»

На званом вечере у ФамусоваЧацкий и Софья беседуют о Молчалине. Чацкий в очередной раз делает колкое замечание о Молчалине, которое злит Софью:

«Молчалин! – Кто другой так мирно всё уладит! // Там моську вовремя погладит…» (Чацкий о Молчалине)

Софья размышляет о том, как отомстить Чацкому за то, что он ее «всегда расстраивает» (действие III явление 13):

«Ах! этот человек всегда // Причиной мне ужасного расстройства!» (Софья о Чацком)

Тут же на вечере к Софье подходит господин N, который спрашивает ее мнения о Чацком. Софья в шутку отвечает ему, что Чацкий не в своем уме (действие III явление 14):

Г. N. Как его нашли по возвращеньи? 

София. Он не в своем уме.

Господин N понимает эту фразу буквально и решает, что Чацкий — сумасшедший. Софья не старается разубедить его. Она рада, что глупый сплетник, господин N, верит в выдумку о Чацком:

«Готов он верить!» (Софья о господине N)

Господин N сообщает эту сплетню господину D. и другим гостям. Слухи о сумасшествии Чацкого быстро разносятся среди гостей Фамусова. Вскоре уже все гости сторонятся Чацкого и находят в его словах признаки безумия:

Загорецкий. Да, он сошел с ума. <…> 

Молчалин. Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах. 

Графиня внучка. Меня модисткою изволил величать! 

Наталья Дмитриевна. А мужу моему совет дал жить в деревне. <…> 

Гости обсуждают причины сумасшествия Чацкого. Так, Хлестова предполагает, что Чацкий «пил не по летам», поэтому сошел с ума:

«Чай, пил не по летам.»

Фамусов не согласен с Хлестовой и считает причиной сумасшествия Чацкого его образование. По мнению Фамусова, Чацкий стал безумным именно от «ученья» и «учености»:

«Ученье – вот чума, ученость – вот причина, 

Что нынче, пуще, чем когда, 

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.»

Наконец званый вечер подходит к концу и наступает время разъезда, Чацкий ожидает свою карету в швейцарской. Он случайно слышит, как гости обсуждают его сумасшествие (действие IV явление 10):

«Нелепость обо мне все в голос повторяют!« 

Случайным образом Чацкий выясняет, что слух о сумасшествии распустила сама Софья:

«Так этим вымыслом я вам еще обязан?..» 

Чацкий разочаровывается в Софье, Фамусове и московском светском обществе. Он уезжает из Москвы и больше не хочет сюда возвращаться:

«Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.»

Критика о «сумасшествии» Чацкого

«Случайный разговор о Чацком, случайная фраза «он не в своем уме» наталкивает Софью на план мести; она бросает в общество мысль, что Чацкий сумасшедший. <…> 

Искра сплетни тотчас разносится пожаром… <…> … из швейцарской он [Чацкий] слышит, как разъезжающиеся гости общим хором считают его сумасшедшим; он поражен и взбешен… <…>  

…в довершение драмы ему остается узнать, что это она [Софья] именно расславила его сумасшедшим и вооружила общество…» 

(М.О. Меньшиков, статья «Оскорбленный гений», книга «Критические очерки», т. 1, 1899 г.)

Это была история мнимого сумасшествия Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова, причины слухов и сплетен о Чацком и т.д.Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»

Шубин Мстислав

Слух о сумасшествии Чацкого невольно пускает Софья, когда он цинично иронизирует над Молчалиным, в которого она влюблена, так как она не видит объективных причин, почему Чацкий так отзывается о её женихе. Сплетня быстро разносится среди гостей, а Софья не предпринимает ничего, чтобы исправить свою ошибку. Гости быстро подхватывают её слова, так как Чацкий говорит те вещи, которые для них неприемлемы, его поведение вызывает в них недоумение и негодование. Они рады объявить его сумасшедшим, так как это отличный способ утвердить правоту и справедливость собственных взглядов. На бал первыми приезжает чета Горичей, затем Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий, Хлёстова, Репетилов.

Пожаловаться

Гости еще только собираются, а Чацкий уже задыхается среди них. Оказавшись рядом с Софьей, Чацкий сообщает о новых низких качествах ее избранника Молчалина и уходит «в ту комнату», потому что нет больше сил сдерживать себя.

Софья, еще раз обиженная за Молчалина, наносит Чацкому самый страшный удар: «Он не в своем уме». Эти слова мгновенно становятся не просто достоянием фамусовского общества, Фамусов и его гости сразу поверили слуху, потому что были подготовлены к этому. Софья пускает слух осторожно, сознательно, с целью сделать Чацкого посмешищем, отомстить ему за высокомерие, колкости по отношению к окружающим (в том числе к Молчалину), ведь он, по её мнению, «не человек, змея!». Запуская слух о Чацком, она отлично представляет реакцию общества на него, учитывая общественное настроение. Чацкий отторгается обществом как нечто чуждое, непонятное, не сливающееся с ним. Злорадство, с каким обсуждается новость, — показатель общественного настроения, благодаря слуху раскрывается нравственная коллизия пьесы. Грибоедов мастерски живописует сам процесс — скоротечный, нарастающий, лавинообразный, принимающий конкретные формы: первый, кому Софья сообщает о сумасшествии Чацкого, — некий Г.N.; тот передаёт новость столь же безликому Г.Д.; последний — известному болтуну Загорецкому. В отличие от Г.N. и Г.Д., воспринявших весть с некоторым сомнением, Загорецкий, ни на секунду не засомневавшись, сразу же заявляет:

«А! Знаю, помню, слышал,

Как мне не знать, примерный случай вышел;

Его в безумные упрятал дядя-плут…

Схватили, в жёлтый дом, и на цепь посадили.»

Г.Д. ошарашен столь откровенной ложью. Загорецкий, в свою очередь, сообщает новость графине-внучке, которая, оказывается, «заметила сама» в Чацком признаки сумасшествия, а затем Графине бабушке, выносящей приговор: «Ах! окаянный вольтерьянец!». Хлестова поражена непочтительностью героя, Молчалину странны его суждения о службе, для Натальи Дмитриевны сумасшествие кажется «совет … жить в деревне».

Пустой, нелепый слух распространяется «проворно», так как каждый находит собственное обоснование для этого «вздора».

И вот уж об этом говорят все. На вопрос Платона Михайловича Горича: «Кто первый разгласил?» — его жена Наталья Дмитриевна отвечает: «Ах, друг мой, все!» (правда, Фамусов приписывает это «открытие» себе). А раз все — значит, это уже т.н. общественное мнение:

«Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют —

И вот общественное мненье!»

Оно правит бал. В конце пьесы Фамусов, застав Софью в обществе Чацкого и Лизы, изливает гнев на дочь со служанкой, а Чацкому грозит дальнейшими последствиями слуха:

«…и ваша такова последняя черта,

Что чай ко всякому дверь будет заперта:

Я постараюсь, я, в набат я приударю,

По городу всему наделаю хлопот,

И оглашу во весь народ:

В Сенат подам, министрам, государю.»

Ведь версия о сумасшествии Чацкого должна отвлечь «княгиню Марью Алексевну» от другого слуха — о его дочери Софье. Фамусов хорошо усвоил древний обычай распускать слухи, небылицы с целью отвлечь внимание от другого события («колокола лить»). Фраза «сошел с ума» варьируется в разных значениях. Софья сказала: «Он не в своем уме» — в том смысле, в каком сам Чацкий еще раньше сказал, что сходит с ума от любви. Господин Н. придал ей прямой смысл. Софья подхватывает эту мысль и утверждает ее, чтобы отомстить Чацкому. А Загорецкий усиливает: «Он сумасшедший». Но когда называются приметы сумасшествия Чацкого, раскрывается еще один смысл этой фразы: сумасшедший, то есть вольнодумец.

И тут же устанавливаются причины сумасшествия. Особая роль в распространении сплетни принадлежит Загорецкому — он переводит беседу о причинах сумасшествия Чацкого в область баснословных предположений. Постепенно сплетня приобретает всё больший размах и доходит до гротеска.

Графиня бабушка:

«Что? К фармазонам в клоб? Пошёл он в пусурманы?»

Аргументы в пользу сумасшествия Чацкого, которые выдвигают Фамусов и его гости, делают их самих смешными, так как приводятся факты, на самом деле доказывающие его нормальность.

Фамусов:

«О чём? О Чацком, что ли?

Чего сомнительно? Я первый, я открыл.

Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!

Попробуй о властях, и нивесть что наскажет!

Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

Хоть перед монаршим лицом,

Так назовёт он подлецом.»

Таким образом, главная примета «сумасшествия» Чацкого, в понимании Фамусова и его гостей, — его свободомыслие.

Пока распространяется сплетня о его сумасшествии, Чацкий в соседней комнате столкнулся с французиком из Бордо и княжнами.

Разгоряченный этой схваткой, Чацкий появляется в гостиной в тот момент, когда развитие сплетни достигло кульминации.

Фадеев Ярослав

В том, что Чацкого выставили сумасшедшим человеком, виновата Софья. Но такое решение у неё созрело не сразу. Девушка не особо была рада встречи с героем. Её оскорбило его шутки в отношении Молчанина. Последний персонаж слишком дорог героини. Когда он падает с лошади, Александр утверждает, что это было сделано намерено. Фамусова приходит в ярость от его черствости. На балу она не смогла сдержаться, ей хотелось преподать ему урок. Каждому гостю она сказала, что молодой человек имеет проблемы с психикой. 

ПожаловатьсяОтвет / Июль 2019 Софья случайно проговаривается, что Чацкий «не в своем уме». Сплетня, как в игре «испорченный телефон», быстро распространяется среди гостей, обрастая все новыми и новыми подробностями. Гости присматриваются к Чацкому и каждый для себя видит в его поведении нотку безумия. В итоге сплетня разрастается до полнейшего абсурда, принося таким образом развлечение всем гостям. Гостей объединяет пущенный слух о сумасшествии Чацкого, так как он для них — злейший враг. Таким образом, сплетня выступает орудием борьбы против Чацкого. Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/07/sumasshestvie-chackogo-gore-ot-uma-griboedov.html
  • https://vashurok.ru/questions/gore-ot-uma-kak-razvivaetsya-spletnya-o-sumasshedshem-chatskom-kratko-pochemu-tak-legko-v
  • https://vuzlit.ru/574505/spletnya_sumasshestvii
  • https://vashurok.ru/questions/gore-ot-uma-sostavit-tsepochku-kak-rodilsya-sluh-o-sumashestvie-chatskogo
  • https://nauka.club/questions/pochemu-vse-podkhvatyvayut-spletnyu-o-sumasshestvii-chatskogo.html

Вопросы к комедии Александра Сергеевича
Грибоедова «Горе от ума» (действие 3)

№ 1. Какое
признание Чацкий намерен «вынудить» из Софьи?

— Чацкий желает,
наконец, узнать, кого же — Молчалина или Скалозуба —  любит Софья. (Д. 3,
явл. 1
: «Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб!»; д. 3, явл. 1:
«Дознаться мне нельзя ли, / Хоть и некстати, нужды нет: / Кого вы любите?»,
«Кто более вам мил?»).


2. Какие характеристики Молчалину и Скалозубу дает Чацкий?

— Чацкий
отзывается о Молчалине и Скалозубе весьма нелестно: оба — недалекие в
умственных способностях люди (д. 3, явл. 1: «Молчалин прежде был так
глуп!.. / Жалчайшее созданье! / Уж разве поумнел?.. А тот — / Хрипун,
удавленник, фагот,
[1] / Созвездие
манёвров и мазурки!», д. 3, явл. 3: о Молчалине: «А чем не муж? Ума в
нём только мало; / Но чтоб иметь детей, / Кому ума недоставало? / Услужлив,
скромненький, в лице румянец есть… Вон он на цыпочках, и не богат словами»).


3. В чем Софья упрекает Чацкого?

— Софья упрекает
Чацкого в том, что у него всегда готова насмешка над окружающими (д. 3, явл.
1
: «Малейшая в ком странность чуть видна, / Весёлость ваша не скромна, / У
вас тотчас уж острота готова…»; «Заметно, что вы жёлчь на всех излить готовы»; д.
3, явл. 1
: «Зачем же быть, скажу вам напрямик, / Так невоздержну на язык? /
В презреньи к людям так нескрыту?»).


4. Почему Чацкий считает Молчалина недостойным Софьи?

— Чацкий считает
Молчалина недостойным Софьи, потому что он не может ее любить так, как любит он. 
(Д. 3, явл. 1: «Но есть ли в нём та страсть? то чувство? пылкость та? /
Чтоб, кроме вас, ему мир целый / Казался прах и суета? / Чтоб сердца каждое
биенье / Любовью ускорялось к вам? / Чтоб мыслям были всем, и всем его делам /
Душою — вы, вам угожденье?..»), он покорен перед внешними обстоятельствами (д.
3, явл. 1
: «А он?.. смолчит и голову повесит»).


5. Какие положительные качества в Молчалине видит Софья?

— Молчалин за
три года службы у Фамусова у всех в доме приобрел дружбу, особенно внимательно он
относится к дружбе со «старичками» — имеющими влияние лицами; он уступчив,
скромен, тих, спокоен, не отзывается дурно об окружающих (д. 3, явл. 1:
«И, между прочим, / Весёлостей искать бы мог; / Ничуть: от старичков не ступит
за порог; / Мы резвимся, хохочем, / Он с ними целый день засядет, рад не рад, /
Играет…». «Чудеснейшего свойства / Он наконец: уступчив, скромен, тих, / В лице
ни тени беспокойства / И на душе проступков никаких, / Чужих и вкривь и вкось
не рубит, — / Вот я за что его люблю»).


6. Какой вывод делает Чацкий о чувствах Софьи к Молчалину?

— Чацкий делает
вывод, что как Софья ни хвалит Молчалина, она его не уважает, не ценит, не
любит (д. 3, явл. 1: «Она его не уважает», «Она не ставит в грош его»,
«Шалит, она его не любит»).


7. О каких своих заслугах Молчалин рассказывает Чацкому?

— Молчалин имеет
три награждения по службе (д. 3, явл. 3: «По мере я трудов и сил,
/ С тех пор, как числюсь по Архивам, / Три награжденья получил»).

— У него есть две
заслуги: умеренность и аккуратность
.

— Кроме того, он
водит знакомство с лицами, которые имеют влияние: с Татьяной Юрьевной,
Фомой Фомичом.


8. С кем Молчалин советует  познакомиться Чацкому? Почему?

— Молчалин
советует  познакомиться Чацкому с известной и влиятельной особой Татьяной
Юрьевной: возможно, под ее покровительством Чацкий сможет добиться служебного
успеха, ведь у нее (д. 3, явл. 3) «Чиновные и должностные — / Все ей
друзья и все родные», «Так: частенько там / Мы покровительство находим, где не
метим».

— По утверждению
Молчалина, Татьяна Юрьевна очень обходительна, добра, мила, проста, дает
богатые балы, устраивает праздники. (Д. 3, явл. 3: «Как обходительна!
добра! мила! проста! / Балы даёт нельзя богаче. / От рождества и до поста, / И
летом праздники на даче»).


9. Какой слух о Чацком на балу распускает Софья?

— На балу Софья,
желая отомстить за Молчалина, распускает слух, будто бы Чацкий сошел с ума. Об
этом сразу узнают все гости (д. 3, явл. 14).


10. Кто является одним из главных сплетников, о котором многие отзываются
нелестно?

— Одним из главных
сплетников, о котором многие отзываются нелестно, является Загорецкий Антон
Антонович: он часто говорит неправду, сочиняет небылицы обо всем на свете.

№ 11. Какие
доказательства в пользу сумасшествия Чацкого приводят гости на балу?

Фамусов
утверждает, что он давно заметил сумасшествие Чацкого (д. 3, явл. 21):
«О чём? о Чацком, что ли? / Чего сомнительно? Я первый, я открыл! / Давно
дивлюсь я, как никто его не свяжет! / Попробуй о властях — и нивесть что
наскажет! / Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом, / Хоть пред монаршиим
лицом, / Так назовёт он подлецом!..»).

— Кроме того,
Фамусов находит объяснение сумасшествию Чацкого: «По матери пошёл, по Анне
Алексевне; / Покойница с ума сходила восемь раз».

— Главной же
причиной сумасшествия Чацкого, по мнению Фамусова, является его образованность:
«Ученье — вот чума, учёность — вот причина, / Что нынче, пуще, чем когда, /
Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Хлестова
сообщает, что Чацкий захохотал, услышав какие-то ее слова; она предполагает,
что Чацкий повредился в рассудке из-за пьянства (д. 3, явл. 21: «Чай,
пил не по летам», … «Шампанское стаканами тянул», Наталья Дмитриевна Горич
прибавляет: «Бутылками-с, и пребольшими», а Загорецкий говорит, что «бочками
сороковыми»).


Молчалин заявляет, что Чацкий ему «отсоветовал в Москве служить в
Архивах».


Графиня-внучка недовольна, что Чацкий назвал ее модисткой.


Наталья Дмитриевна Горич считает странными слова Чацкого, когда он
советует ее мужу жить в деревне.


12. О каком проекте «насчет лицеев, школ, гимназий» сообщает Скалозуб?

— По утверждению
Скалозуба, в лицеях, школах и гимназиях ничему учить не будут, там будут лишь
маршировать (д. 3, явл. 21: «Там будут лишь учить по нашему: раз, два; /
А книги сохранят так: для больших оказий»).

Вопросы к комедии Александра Сергеевича Грибоедова
«Горе от ума» (действие 3)

№ 1. Какое признание Чацкий намерен
«вынудить» из Софьи? № 2. Какие характеристики Молчалину и Скалозубу
дает Чацкий? № 3. В чем Софья упрекает Чацкого? № 4. Почему
Чацкий считает Молчалина недостойным Софьи? № 5. Какие положительные
качества в Молчалине видит Софья? № 6. Какой вывод делает Чацкий о
чувствах Софьи к Молчалину? № 7. О каких своих заслугах Молчалин
рассказывает Чацкому? № 8. С кем Молчалин советует  познакомиться Чацкому?
Почему? № 9. Какой слух о Чацком на балу распускает Софья? № 10.
Кто является одним из главных сплетников, о котором многие отзываются нелестно?
№ 11. Какие доказательства в пользу сумасшествия Чацкого приводят гости
на балу? № 12. О каком проекте «насчет лицеев, школ, гимназий» сообщает
Скалозуб?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

На чтение 18 мин. Просмотров 83 Опубликовано

С темой любви в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» тесно связаны образы Чацкого и Молчалина, которые проявляют внимание к дочери Фамусова Софье. Сравнительная характеристика Молчалина и Чацкого позволяет увидеть основные различия между «веком минувшим» и «веком нынешним».

Схожие черты

Александр Чацкий и Алексей Молчалин – молодые дворяне. Именно в этих характеристиках проявляется сходство героев. Одинаковые по возрасту и происхождению персонажи имеют противоположные взгляды на жизнь.

Отношение к службе

Для Молчалина чины и положение в обществе – самое главное в жизни. Ради достижения своих целей он готов действительно на многое. Чацкий видит, что Молчалин умеет «прислуживаться», благодаря чему он будет «блаженствовать на свете». Центральный персонаж же не считает службу чем-то особенным, так как понимает, что в современном ему обществе на службе находятся недостойные люди.

В раскрытии взглядов Чацкого и Молчалина на чины и службу поможет таблица, в которой собраны высказывания героев:

Чацкий

Молчалин

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»

«В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь»

«Чины людьми даются,

А люди могут обмануться»

«Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была»

«Молчалины блаженствуют на свете!»

«Ведь надобно ж зависеть от других»

«А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных»

«Нет-с, свой талант у всех…»

«Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют –

И вот общественное мненье!»

«Ах! злые языки страшнее пистолета»

Такая самохарактеристика помогает раскрыть характер персонажей: Молчалин – тихий и скромный человек, который привык угождать людям, чтобы добиться успехов в жизни; Чацкий – волевой человек, который привык говорить все, что он думает.

Последние цитаты кратко говорят о том, что Молчалин серьезно относится к общественному мнению, ему важно то, что о нем говорят окружающие. Чацкий же понимает, почему его приняли за сумасшедшего, ведь именно он увидел все общественные пороки.

Отношение к любви

Сравнение Молчалина и Чацкого в их отношении к любви помогает раскрыть любовный конфликт произведения. Чацкий после долгой разлуки с Софьей приезжает в дом Фамусовых, чтобы увидеться с ней. Однако она влюблена в Молчалина и не замечает его отрицательных черт. Чацкий пытается показать, что идеал Софьи вовсе не таков, каким он представляется ей. Молчалин ухаживает за дочерью Фамусова, так как понимает, что брак с ней поможет ему продвинуться по социальной лестнице. На самом деле Молчалин не любит Софью, его симпатия направлена на горничную Лизу, которой он показывает свое истинное лицо.

Если Молчалин пользуется Софьей ради своих корыстных целей, то Чацкий искренен в своих чувствах к девушке. Он не понимает, почему Софья не расположена к нему, его это расстраивает. На фразу Молчалина о том, что у женщин он находит покровительство, Чацкий говорит, что он тоже ездит к женщинам, «да только не за этим». Центральный персонаж не соединяет воедино понятия службы и любви, а для Молчалина чувства – это то, с помощью чего можно добиться расположения у знатных людей. Образ Молчалина, воплощающий мировоззрение «века минувшего», указывает на царствование в обществе брака по расчету.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина», рассмотрит сходства и различия героев, олицетворяющих «век минувший» и «век нынешний».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>

    • <label>В 17 веке;</label>
    • <label>В 18 веке;</label>
    • <label>В 19 веке;</label>
    • <label>В 20 веке.</label>

(новая вкладка)

joganson-mihajlov-gore-ot-uma-2.png

Александр Андреевич Чацкий и Алексей Степанович Молчалин являются центральными персонажами пьесы «Горе от ума». В этой статье представлена сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова, сравнение образов героев в цитатах.Смотрите: Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Горе от ума»

Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума»: сравнительная характеристика

Чацкий и Молчалин — два ярких героя «Горе от ума», две противоположности. Они оба молоды и оба знакомы с Фамусовым. На этом их сходство, пожалуй, заканчивается. В чем же заключаются различия между Чацким и Молчалиным? Чем Чацкий противоположен Молчалину? Во-первых, Александра Андреевич Чацкий — потомственный дворянин и помещик, владеющий 300-400 крепостными:

«…имел душ сотни три.»

Алексей Степанович Молчалин по происхождению не дворянин (вероятно, мещанин). Он стал дворянином совсем недавно — благодаря своему начальнику Фамусову. Чин коллежского асессора дал Молчалину право на потомственное дворянство:

«Безродного пригрел и ввел в мое семейство, // Дал чин асессора и взял в секретари…» (о Молчалине)

Чацкий — отставной офицер. Он служил в армии, но «отрекся от мундира», то есть ушел в отставку. Для Чацкого жизнь не ограничивается только военной или чиновничьей службой. Он считает, что талантливый человек может найти себя в творчестве или науке:

«Не служит, то есть в том он пользы не находит…» (Фамусов о Чацком)

«…к мундиру та же страсть! // Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!»

«Из молодых людей, найдется – враг исканий, // Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки он вперит ум, алчущий познаний; // Или в душе его сам бог возбудит жар // К искусствам творческим…»

Молчалин строит карьеру чиновника и очень доволен этим. Кроме того, он советует Чацкому также стать чиновником, чтобы получать награды и жить весело:

«При батюшке три года служит…» (о Молчалине)

«Ну, право, что́ бы вам в Москве у нас служить? // И награжденья брать и весело пожить?» (Молчалин — Чацкому)

Чацкий — умный, образованный человек, «малый с головой»:

«Жаль, очень жаль, он малый с головой. <…> с эдаким умом…» (о Чацком)

Молчалин, напротив, глуп и жалок, в нем нет того ума, которым обладает Чацкий:

«Молчалин прежде был так глуп!..» (о Молчалине)

«Конечно, нет в нем этого ума» (о Молчалине)

Чацкий — резкий, «острый на язык» человек:

«Да! грозный взгляд, и резкий тон…»  (О Чацком)

«Был острый человек…» (о Чацком)

В отличие от Чацкого Молчалин уступчив, скромен и тих:

«…уступчив, скромен, тих…» (о Молчалине)

Чацкий обо всем имеет свое мнение и не боится его высказывать. Молчалин же, напротив, не высказывает своего мнения, чтобы угодить окружающим:

Молчалин. В мои лета не должно сметь // Свое суждение иметь. 

Чацкий. Помилуйте, мы с вами не ребяты, // Зачем же мнения чужие только святы?

Чацкий — независимый, свободолюбивый человек. Молчалин, наоборот, считает, что нужно зависеть от других, чтобы продвигаться по службе:

Молчалин. Ведь надобно ж зависеть от других. 

Чацкий. Зачем же надобно?

Чацкий — гордый человек. Он не хочет «прислуживаться» начальству ради наград и повышений:

Чацкий. Служить бы рад, прислуживаться тошно. 

Фамусов. Вот то-то, все вы гордецы!

Молчалин, напротив, готов угождать нужным людям ради выгоды:

«Мне завещал отец: // Во первых, угождать всем людям без изъятья…»

Чацкий говорит много и красноречиво. В пьесе он произносит несколько длинных монологов. Молчалин же не отличается красноречием и почти все время молчит:

«…смолчит и голову повесит. // Конечно, смирен, все такие не резвы́…» (Чацкий о Молчалине)

Чацкий — пылкий, страстный человек, чего нельзя сказать о Молчалине:

«Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?» (Чацкий сравнивает Молчалина с собой)

Чацкий — честный, открытый и искренний человек. Он не умеет притворяться:

«Раз в жизни притворюсь.» (Чацкий о своей неспособности притворяться)

Молчалин оказывается лицемером, подлецом и трусом:

«Бог знает, в нем какая тайна скрыта…» (о Мочлалине)

«Какие низости! <…> Ужасный человек! <…> Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!» (Софья о Молчалине) 

«За двери прячется, боится быть в ответе.» (о Молчалине)

Чацкого считают странным человеком и чудаком. При этом Молчалина никто не считает странным, потому что он ничем не выделяется из серой массы глупцов:

«Я странен, а не странен кто ж? // Тот, кто на всех глупцов похож; // Молчалин, например…» (Чацкий о себе и Молчалине)

В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя лишним. В конце концов он уезжает из Москвы:

«Все гонят! все клянут! Мучителей толпа…» (о Чацком) 

Молчалин, напротив, не чувствует себя лишним в этом обществе. Он приобрел дружбу всех в доме Фамусова и в обществе в целом:

«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел <…> от старичков не ступит за порог…» (о Молчалине)

Критика о Чацком и Молчалине как антиподах

М.О. Меньшиков: «…Чацкий и Молчалин, два героя времени, скрещивают свои идеалы: Молчалин — «умеренность и аккуратность», Чацкий — независимость и достоинство. <…> Молчалин торгует своей незлобивостью…» (М.О. Меньшиков, статья «Оскорбленный гений», книга «Критические очерки», т. 1, 1899 г.)Т. Кравченко: «Чацкий и Молчалин, герой и антигерой. У одного психология благородного дворянина, у другого — чиновника (Молчалин … не имеет от рождения дворянского звания.) Однако к началу пьесы, благодаря Фамусову, он уже имеет чин асессора — то есть получил личное дворянство). Один — бунтарь, другой — приспособленец. Один печется о своей личной пользе, а уже потом — обо всем остальном. Один — открытый, до конца честный, другой — себе на уме. <…> Молчалин … — «темная лошадка» почти до самого конца, его полная характеристика <…> припасена автором почти под занавес…» (Т. Кравченко, статья «Нечто большее, чем картина нравов…»)К. А. Полевой: «…в Чацком соединено множество черт некоторых из нынешних молодых людей. Чацкий одушевлен страстями огненными; он пылок, горд, страстен ко всему прекрасному, высокому и родному. <…> Чацкий хочет всего хорошего, но не достигает ни к чему: это человек, стоящий намного выше толпы. Зато противоположный ему характер Молчалина — создание превосходное! Несмотря на незначительность этого лица в пьесе, оно так же отличено самобытностью, как и лицо Фамусова. Низкий ползун, весь заключенный в ничтожные формы, льстец подлый и предатель коварный, этот Молчалин…» (К. А. Полевой,»Горе от ума». Комедия в четырех действиях, в стихах. Сочинение Александра Сергеевича Грибоедова, 1833 г. ) Это была сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова, сравнение образов героев в цитатах, анализ их сходства и различий.Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»

В произведении «Горе от ума» Грибоедов изобразил двух абсолютно разных по характеру героев. Чацкий и Молчалин абсолютно по-разному воспитаны. Каждый из них имеет свое мнение и мировоззрение. Молчалину присуща лесть и другие низменные качества.

Чацкий в свое время получил хорошее образование. У него есть стремление познавать новое и интересное. Его можно назвать всесторонне развитым человеком. Молчалин наоборот глупый и плохо образованный. Его интересует только повышение своего чина на работе.

Чацкий с любовью относится к своей стране. Он яркий и эмоциональный человек. Его заметно в любом обществе и компании. Молчалин всегда находится в тени. Он не приметный и безликий. Он не запоминается сразу. У него существует только одна цель – это получение повышения на работе. Парень для достижения своих целей готов использовать различные методы. У него нет принципов и ограничений. Он лицемерный, двуличный и подлый  человек.

Чацкий смотрит в будущее, он хочет прийти к новому и современному обществу. Он хочет, чтоб прошлые устои остались в прошлом. Чацкий по званию офицер в отставке. Мужчина никогда не стесняется своего мнения и говорит только правду. За это его не очень любят окружающие.

Молчалин никогда не высказывает свое мнение. Он привык поддерживать в разговоре чиновников и становится на их сторону. Он привык лебезить перед ними. Все это делается для того, что бы обратить на себя внимание и расположить чиновников к себе. Такими путями Молчалин может забраться на вершину служебной лестницы.

Из-за своей откровенности Чацкий не смог подружится ни с кем из общества Фамусова. Его даже считали не нормальным. Поэтому мужчина решил покинуть Москву. Молчалин напротив отлично вписался в общество Фамусова и спустя время получил повышение по чину.

Сравнив героев можно сказать, что они абсолютно противоположные личности. Один добрый, правдивый, открытый, радостный и целеустремлённый, а второй лживый, скрытный, карьерист.

Сочинение 2

В произведении Александра Сергеевича главная героиня Софья общается с двумя молодыми людьми, Александром и Алексеем. Александр Чацкий приходится Софье другом детства, а Алексей – молодым человеком. Софья души не чает в Молчалине, а Чацкого терпеть не может. Героиня начиталась романов, и Молчалин идеально повторял образ ее любимых героев. Но так ли он хорош в настоящей жизни.

Александр Чацкий – образованный, воспитанный и интеллигентный молодой человек. Воспитывался и рос в доме Фамусовых. Встречался с Софьей. В один момент герой понял, что его не устраивает все вокруг и на несколько лет отправился на поиски себя. Много путешествовал, повидал разных людей, побывал в разнообразных обстоятельствах. Герой отличается преданностью, за всё это время он никем не увлекся, хранил свою любовь к Софье. Александр – очень симпатичный и привлекательный молодой человек, мог завести роман с кем угодно. Он сохранил верность. Однако, при отъезде допустил одну ошибку, ничего не сказал Софье. Она не понимала на какой стадии их отношения и не знала о будущих планах возлюбленного.

Алексей Молчалин – человек из простой семьи. Правильно подбирает свой круг общения, чтобы выбиться в люди. Готов преклоняться перед кем угодно ради того, чтобы достичь поставленной цели. Он много любезничает, сглаживает острые углы и делает много комплиментов. Все эти действия неискренние, очень наигранные и Чацкий сразу же это замечает. Известие о том, что Софья встречается с Алексеем, повергло его в шок. Он не мог поверить, что такая умная девушка не смогла увидеть истинного лица этого подхалима. Алексей – мелочный, лживый и хитрый тип. Он встречается с Софьей только ради того, чтобы в будущем породниться с ее отцом. Это откроет Молчалину новые возможности, он получит новую должность и продвижение по карьере. Будет жить в богатом доме с состоятельной невестой. Его интерес ограничивается деньгами. Алексей обманывает Софью, за ее спиной заигрывает с Лизой.

Чацкий искренне любит свою подругу детства. Он не ожидал, что за это время она так сильно охладеет к нему. Теперь Александр стал для нее чужим, их прошлые отношения она называет ребячеством. Чацкому больно, но он не показывает этого. Ведет себя благородно и не навязывается. Герой очень внимательно наблюдает за обстановкой в доме и видит, что ничего не изменилось. В конечном итоге, Александр осознает, что ему нет здесь места. Чацкий покидает Москву.

Чацкий и Молчалин сравнительная характеристика

Грибоедов своим произведением демонстрирует пробуждающуюся, бескомпромиссную борьбу среди передовой, прогрессивно думающей молодежью и консервативно направленными представителями крепостной старины. Две противоречивых социальных стороны в произведении выразительно представлены Чацким и Молчалиным – представителями антагонистических житейских устоев, духовных понятий, взглядов на жизнь.

Эти молодые и здравомыслящие люди вхожи в дом Фамусова. Чацкий – сын фамусовского приятеля, вырос в этой семье. Будучи совсем юным, уехал из родного города, получил образование, многое постиг и испытал. Молчалин подвизался в секретари у Фамусовых, имеет всеобщее расположение и почет.

Чацкий точно вторгается в сцену, он пылко любит и рад после длительного расставания встретиться с Софьей. Ликования завладели им, и он поначалу не видит прохладность барышни. Молчалин  в произведении появляется сначала тихим, а позже — отнекивающимся и растерянным.

Чацкий гордится дворянским званием. От общества он отличен вольнолюбием и необусловленностью мировоззрений, честностью и открытостью. Четко поставленная цель – это служение Отчизне. Настоящий верноподданный своей родины, но подобострастие, чинопоклонство, гнетут его и раздражают.

Молчалин же малодушен и постоянно подчинен фамусовскому обществу. Наиболее важные его черты — угодливость, экономность и скрупулёзность. Дальновидный Молчалин всечасно полагается на пособничество и заступничество. Он повышается в званиях по наставлениям папеньки. Соответственно Софья для Молчалина – это еще один виток при повышении по карьерной лестнице.

И это совсем не препятствует его бессовестным заигрываньям с Лизой. В общении с этой девушкой он даже не скрывает всю мелкоту своей мерзкой души.

В своём произведении автор создал целый ряд характерных для того времени образов, выступающих за эпохальные грани развязанной фабулы. Чацкий – персонаж, постоянно борющийся за свою точку мировоззрения. Такие люди актуальны во все времена.

Именем же Молчалина сегодня называют притворщиков и обманщиков, низменных честолюбцев и низкопоклонников.

Рассуждение

У каждого человека есть мечта. Кто-то старательно к ней идет, добивается хороших результатов, а кто-то ничего не делает. Не потому, что он ленивый или ему это не по силам — нет, не поэтому. А потому что он боится: боится опозориться, сделать что-то не так или получить осуждение со стороны других людей. Главное его препятствие — страх. Именно он не дает двигаться дальше.

Сергей Викторович Мизеров поднимает проблему «зависимость человека от окружающих его людей и обстоятельств». Автор показывает, как могут повлиять чужие слова и убеждения на главного героя. Мальчик по имени Колька был обычным ребенком. Мечтал, что когда-нибудь сможет стать летчиком. Но он жил в деревне, которая была далеко от цивилизации, где данная мечта «казалась безумием». Никто о таком и не думал, все знали, что их ждет в будущем — «жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой». На мальчика смотрели как на сумасшедшего, а отец надеялся, что «вздорная идея» пройдет и сын образумится.

В такой ситуации нужно иметь крепкие нервы и большое желание, чтобы не бросить свою мечту. Ведь когда все против, очень трудно бороться. Не каждый может справиться с нахлынувшим негативом, особенно это касается ребенка. Если с детства говорить малышу, что его мечта — это вздор, который должен пройти, то в этом случае могут быть два исхода. Первый — ребенок слушается взрослых и убивает в себе мечту. Таким образом, он становится таким же, как и все, но абсолютно пустым, лишенный внутреннего себя. Второй — ребенок не слушает родителей и своих близких, а идет к своей цели. Он не обращает внимания на чужие слова, прислушиваясь только к своему сердцу. Оба случая несут в себе много боли и переживаний, по этой причине я хочу, чтобы родители поддерживали своих детей. Неважно насколько их мечта неосуществима, неважно насколько сложна, важно, чтобы родные были рядом. Чтобы смогли помочь и успокоить, когда что-то не получается. Хотя, даже обычное присутствие может подарить ребенку надежду и дать сил на то, чтобы не сдаваться и продолжать путь.

В этой истории про Кольку, Сергей Викторович показывает, как поддержка родных, а точнее ее полное отсутствие, направляет мальчика. Он боится сделать шаг, он задается вопросом — «Что я там буду делать один?», страх сковывает его и не дает шанса на осуществление цели. И он, недолго думая, мальчишка покупает обратный билет домой. В том, что он испугался есть и его вина, но также и родителей. Именно они закладывают в ребенке необходимые знания и убеждения, которые впоследствии могут негативно сказаться на жизни уже взрослого человека.

Многие великие люди простые выходцы из народа, поэтому не нужно бояться своего желания стать кем-то важным, чем просто влачить свое существование. Если слова для вас не представляют особой важности, тогда вспомните Ломоносова, великого человека из обычной крестьянской семьи, где никто даже не думал уехать из деревни, не, то что стать ученым. Или же вспомните кто такой Крис Гарднер. Человек, который остался без крыши над головой с ребенком на руках, стал владельцем преуспевающей компании. Необходимо помнить, что жизнь одна. И она дана нам, чтобы мы прожили ее так, как хотим мы, а не так как хочет кто-то другой.

<glav>Другие темы:</glav>← Чацкий — победитель или побежденный?↑ ГрибоедовСофья Фамусова в комедии Горе от ума → `

Чацкий и Молчалин

chackij-i-molchalin.jpg

Популярные сочинения

  • Описание действия или трудового процесса сочинение (7 класс)

    Все профессии очень важны для общества, но больше всего меня привлекает процесс пошива одежды. Портные и портнихи проектируют, изготавливают или ремонтируют одежду

  • Сочинение Становление личности Петра Гринева (8 класс)

    В центре повествования Александра Сергеевича Пушкина под названием «Капитанская дочка» находится выдуманный персонаж, в котором автор филигранно соединяет положительные и отрицательные качества.

  • Сочинение-описание по картине Всадница Брюллова для 8 класса

    Брюллов был гениальным автором, после окончания Академии художеств он отправляется в Италию. Этому способствовало и наличие соответствующих стипендий, которые предоставили этому художнику

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/sravnitelnaya-harakteristika-chatskogo-i-molchalina.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/07/chackij-molchalin-sravnitelnaja-harakteristika-gore-ot-uma.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/griboedov/chackij-i-molchalin

«ГРИБОЕДОВ СДЕЛАЛ СВОЁ ДЕЛО — ОН УЖЕ НАПИСАЛ
“ГОРЕ ОТ УМА”» (А.С.ПУШКИН)

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА, ПОСВЯЩЁННАЯ ЖИЗНИ И
ТВОРЧЕСТВУ А.С.ГРИБОЕДОВА

Аннотация. Цель данного мероприятия — показать
общественное, поли- тическое и литературное значение комедии «Горе от ума»,
усилить мотива- цию углублённого изучения этого произведения и познакомить
обучаю- щихся с жизнью и творчеством А.С.Грибоедова.

Abstract. The purpose of the event is to show the social,
political and literary va- lue of the comedy “Woe from Wit”, to increase the
motivation of in-depth study of it and to introduce students to the life and
work of Alexander Griboedov.

Keywords: Alexander Griboyedov, writer, diplomat, literary
game, comedy “Woe from Wit”, a creator of the Russian literary language.

Александр Сергеевич Грибоедов, талант- ливый
поэт, композитор, дипломат, вошёл в историю русской литературы как автор знаме-
нитой комедии «Горе от ума». Создав её, Гри- боедов стал не только
художником-реалистом, но и новатором в области литературного языка. Умелое,
бережное использование реального живого русского языка в стихотворной форме под
силу только человеку талантливому, ис- кренне любящему своё Отечество. Можно с
уверенностью сказать, что наряду с Крыловым и Пушкиным Грибоедов стал подлинным
соз- дателем русского литературного языка.

Один из образованнейших людей своего времени,
Грибоедов сделал целью своей жиз- ни служение Родине, полагая: «Чем человек
просвещённее, тем полезнее он своему Оте- честву».

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» не теряет
своей актуальности вот уже второй век. Время другое, а люди всё те же, и
проблемы, поставленные драматургом, современны и сейчас.

В наше время нам так же, как и героям пьесы,
не чужда проблема «отцов и детей». Она звучит злободневно в то нестабильное время,
в котором мы живём. Сейчас всё более усиливается непонимание между поколения-
ми, а ведь по сути причины остаются теми же, что несколько веков тому назад.
Нередко два поколения сталкиваются в своих политических и идейных взглядах.
Проблема воспитания и образования, поднятая в комедии, остаётся ключевой и в
современности. Общество все- гда будет нуждаться в просвещении, потому что оно
не стоит на месте, оно всегда разви- вается. «Горе от ума» — самобытное, выдаю-
щееся произведение русской литературы с выразительными характерами, яркой речью
персонажей и острыми проблемами, актуаль- ными и в наше время.

Литературная игра, посвящённая жизни и
творчеству А.С.Грибоедова, закрепляет зна- ния девятиклассников о незаурядном
челове-

40 Литература в школе. 2016. № 10.

А.С.Грибоедов. Рис. М.Д.Резваго. 1825

ке, талантливом писателе и выдающемся дип-
ломате.

Оборудование: мультипроектор, порт- реты
А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, С.Н.Бе- гичева, иллюстрации к комедии, различные
издания книг А.С.Грибоедова и книг о нём, бе- лый передник, большие часы с
музыкой, стул, адрес-календарь, перо, чернила, опахало (большой веер), уксус,
стакан с водой, цветная бумага, выставка книг, чёрный ящик.

Предварительная   подготовка:

—           чтение комедии А.С.Грибоедова,
критиче- ских статей Гончарова, Герцена, Белинского, воспоминаний Бегичева,
Булгарина, Пушкина и др.;

—           презентация команд (название
команды и девиз, в качестве которого можно выбрать афоризм из пьесы);

—           инсценирование отрывков комедии;

—           подготовка вопросов к команде
соперника.

Певец, тебе даны рукой судьбы душа жи- вая,
пламень чувства,

веселье тихое и светлая любовь, святые
таинства высокого искусства и резво скачущая кровь!

В.К.Кюхельбекер

Слово учителя. «Как жаль, что Грибоедов не
оставил своих записок! Написать его био- графию было бы делом его друзей, но
замеча- тельные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов». Так писал о
Грибоедове Пушкин. Он не зря назвал Грибоедова человеком «не- обыкновенным»,
«замечательным». Но след о себе Грибоедов ставил — это комедия «Горе от ума»,
которая вот уже вторую сотню лет тревожит воображение читателей и ставится на
сцене.

Итак, сегодня у нас пройдёт литературная игра,
посвящённая жизни и творчеству Алек- сандра Сергеевича Грибоедова. Дорогие
друзья! Вы прочитали комедию. Знаю, что она не оставила вас равнодушными, вы
испытали приятные часы, общаясь с прекрасным масте- ром слова, которого высоко
оценил великий

Н.Кузьмин. Илл. к комедии А.С.Грибоедова «Горе
от ума». Софья. 1948

поэт А.А.Блок, сказав, что, «не имея предше-
ственников, он не имел и последователей, себе равных».

Представление жюри, помощников. Первый
конкурс. Презентация команд Второй конкурс. Что бы это значило?

— Предлагаем проверить, насколько вы были
внимательны и наблюдательны во время чтения «Горя от ума». Каждой команде будут
представлены по 2—3 предмета. Необходимо рассказать о ситуации, связанной с
этими предметами.

1.            Белый передник, большие часы с
музы- кой, стул. (В 1-м явлении Лиза лезет на стул, передвигает стрелку, часы
бьют и играют. Тем самым она предупреждает Софью.)

2.            Адрес-календарь (ежегодно
издавае- мый справочник чинов, чиновников, чистые листы для пометок), перо,
чернила. (Во 2-м действии Фамусов разговаривает с Петру- шей и велит читать
календарь, а затем запи- сать, куда ему идти в гости, какие посетить приёмы.)

3.            Опахало (большой веер), уксус,
стакан с водой. (Все эти предметы должны привести в чувство Софью. Она упала в
обморок, увидев, как Молчалин падает с лошади.)

Третий конкурс. Чёрный ящик

В чёрном ящике лежит предмет, в какой-то мере
характеризующий героя. По «подсказке» команда должна определить, о каком
предмете идёт речь, кто произносит эти слова:

Есть у меня вещицы три:

есть туалет, прехитрая работа — снаружи зеркальцо,
и зеркальцо внутри, кругом всё прорезь, позолота; подушечка, из бисера узор;

и перламутровый прибор — игольничек и ножинки,
как милы! Жемчужинки, растёртые в белилы!

— Какая 3-я вещица? (В чёрном ящике — помада:
«помада есть для губ, и для других причин, с духами стекляночка: резеда и жас-
мин». Молчалин.)

Нет, есть-таки занятья:

На… я твержу дуэт

А-мольный. (Флейта. Платон Михайлыч Го- рич.)

Я вас обрадую: всеобщая молва,

что есть проект насчёт лицеев, школ,

гимназий; там будет лишь учить по-нашему: раз,
два; а… сохраняет так: для больших оказаний.

(Книги, Скалозуб.)

Четвёртый конкурс. Узнайте героев по данной им
оценке

Это могут быть оценочные высказывания героев
комедии и о второстепенных персона- жах. Они приводятся из текста комедии и
кри- тических статей. Принимаются письменные ответы команд.

1-            я карточка

1.            «Он дойдёт до степеней
известных,

Ведь нынче любят бессловесных». (Чацкий о
Скалозубе.)

41

2.            «Созвездие маневров и мазурки».
(Чац- кий о Скалозубе.)

3.            «Пустейший человек, из самых
бестол- ковых». (Чацкий о Фоме Фомиче.)

4.            «…день целый

Нет отдыха, мечусь, как словно угорелый. По
должности, по службе хлопотня,

Тот пристаёт, другой, всем дело до меня».

(Фамусов о себе.)

5.            «Это — смесь хороших инстинктов
с ло- жью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения,
путаница понятий, ум- ственная и нравственная слепота». (Гончаров о Софье.)

2-            я карточка

1. «Остёр, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив». (Софья о
Чацком.)

2 «При нём остерегись: переносить го- разд,

И в карты не садись: продаст». (Платон
Михайлович о Зарецком.)

3.            «О Бейроне, ну о матерьях
важных, Частенько слушая, не разжимая губ;

Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп».
(Репетилов о себе.)

4.            «Ну жалкий же ездок». (Скалозуб
о Мол- чалине.)

5.            «Он полнейший выразитель
современ- ной им действительности. Он деятельнейший, хотя, быть может, и не
вполне сознательный созидатель тех сумерек, благодаря которым настоящий,
заправский человек не может сде- лать шага, чтоб не раскрывать себе лба». (Сал-
тыков-Щедрин о Молчалине.)

3-            я карточка

1.            «Известный человек, солидный, И
знаков тьму отличья нахватал, Не по летам и чин завидный,

Не нынче-завтра генерал». (Фамусов о
Скалозубе.)

2.            «От женщин бегает, и даже от
меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он бота-

ник». (Князь Фёдор, племянник княгини Туго-
уховской.)

3.            «Но крепко набрался каких-то
новых правил.

Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В
деревне книги стал читать». (Двоюрод-

Н.Кузьмин. Илл. к комедии А.С.Грибоедова «Горе
от ума». Чацкий. 1948

ный брат Скалозуба.)

4.            «Теперь в отставке, был военный;

И утверждают все, кто только прежде знал, Что
с храбростью его, с талантом,

Когда бы службу продолжал,

Конечно, был бы он московским комендан- том».
(Платон Михайлович.)

5.            «Он очень положителен в своих
требо- ваниях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уж
начатым веком. Он требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет
прислуживаться и клеймит позором низкопоклонство и шутовство…» (Гончаров о
Чацком.)

Пятый конкурс. «Умники и умницы» (для
капитанов команд — на знание биографии пи- сателя). Выбор дорожки определяется
ре- зультатами предыдущих конкурсов. На зелё- ной дорожке 4 вопроса и 2
возможности дать неправильный ответ, не выбывая из игры. На

42 Литература в школе. 2016. № 10.

жёлтой дорожке 3 вопроса и возможность 1

раз ошибиться. На красной дорожке 2 вопро- са,
но ошибаться нельзя.

Зелёная дорожка

Александр Сергеевич Грибоедов

1.            Судьба вас обрекла на постоянные
ски- тания. Но как только удавалось хоть ненадолго осесть на одном месте, вы
заботились о нём.

«О любезном моём… где оно, я совершенно
неизвестен», — жаловались вы из Тавриза в феврале 1820 года. О чём речь? (О
фортепья- но: «Весёлость утрачена, не пишу стихов, мо- жет, и творились бы, да
читать некому, сотру- женики не русские. О любезном моём форте- пиано, где оно,
я совершенно неизвестен. Книги, посланные мной из Петербурга тем же путём,
теряются».)

2.            Неизвестно, как сложилась бы
ваша судьба, если бы вы не встретили друга, нрав- ственное влияние которого
ощущали потом

всю жизнь. «Ты, мой друг, поселил в меня…

любовь к добру, я с тех пор начал дорожить
честностью и всем, что составляет истинную красоту души… С тобой я становлюсь
нрав- ственно чище и добрее», — писал он. О каком друге идёт речь? (О Степане
Никитиче Бе- гичеве (1785—1859). В 1820-е годы дом Бе- гичева был одним из
центров культурной жиз- ни Москвы. Здесь бывали А.С.Грибоедов, В.Ф.Одоевский,
В.К.Кюхельбекер, Д.В.Давы- дов, А.Н.Верстовский. Автор одной из первых статей о
комедии «Горе от ума», по настоянию Грибоедова, впрочем, не напечатанной. Был
связан с Грибоедовым узами тесной дружбы. По личным воспоминаниям написал
«Записку об А.С.Грибоедове (1892).

3.            Осенью 1817 года в Петербурге
ваше имя оказалось замешанным в громкой и скан- дальной истории «дуэли
четверых». Что это за дуэль? Как она повлияла на вас? (На этой дуэ-

ли Грибоедов был секундантом своего прия- теля
графа Завадовского, которого вызвал поручик В.В.Шереметьев. Дрались из-за ба-
лерины Авдотьи Ильиничны Истоминой. Се- кундантом Шереметьева был известный
дуэ- лянт, будущий декабрист А.И.Якубович. При обсуждении условий вспыхнула
ссора между секундантами, и после дуэли положено было им стреляться. Шереметьев
выстрелил почти сразу, на ходу пуля оторвала воротник. Писто- лет Завадовского
дал осечку. Затем он стал медленно, насмешливо целиться. Шереметь- ев не
выдержал и крикнул, что если будет про- мах, то он его пристрелит как собаку.
Грянул выстрел. Пуля попала в живот. Шереметьев умер через 26 часов в страшных
мучениях.

Через год на Кавказе состоялась дуэль се-
кундантов. Якубович прострелил Грибоедову руку. Испытавший сильное потрясение
после смерти Шереметьева, Грибоедов решил отре- шиться от праздно-рассеянной
светской жизни, начать всё сызнова и в качестве первого шага указал подлинный
год своего рождения (тем са- мым не отрицал своё «незаконное» рождение).

4.            10 февраля 1828 года между
Россией и Персией был заключён Туркманчайский мир- ный договор. В подготовке
этого договора большую роль играли вы, ведя дипломатиче- ские переговоры. Ваша
миссия удалась бле- стяще. Какую награду пожаловал вам царь? (Был пожалован чин
статского советника, ор- ден Св. Анны 2-й степени с алмазами, медаль за Персидскую
войну и 4000 червонных. Затем царь назначил Грибоедова полномочным ми- нистром
при персидском дворе.)

Жёлтая дорожка

Алексей Петрович Ермолов (1777— 1861) —
генерал, главнокомандующий в Грузии, в вашем подчинении находился
А.С.Грибоедов.

1.            Неизвестно, существовало ли
тайное общество в Грузии. Но царь Николай вас бо- ялся. Почему? (Этого
генерала, человека го- сударственного, обладавшего железной во- лей, в случае
победы декабристы предполага- ли ввести в правительство.)

2.            Вы ценили и уважали А.С.Грибоедова
за живость ума. Но после восстания декабри- стов под арест брали всех,
«оказавшихся по показаниям соучастниками в обществе мя- тежников». Так, 22
января 1826 года послан- ный за Грибоедовым на Кавказ фельдъегерь Уклонский
прибыл в крепость Грозную с паке- том. Что было в этом пакете, ясно: приказ об
аресте. Чем вы помогли Грибоедову? (Когда Ермолов вскрыл пакет, он дал
возможность стоявшему за его спиной адъютанту прочитать послание военного
министра. Затем стал рас- спрашивать о столичных новостях, велев по- дать ужин.
В это время адъютант вывел Гри- боедова. И тот сумел уничтожить все записи и
письма, компрометирующие его и других. До- казать причастность писателя к
тайному об- ществу не удалось, его освободили).

3.            События на Кавказе развивались
бурно, Грибоедов оказался в центре их. 28 марта 1827 года Паскевич был назначен
главноко- мандующим Грузией, сменив вас. Борьба старших генералов окончилась
вашим пора- жением. Известный писатель в своём романе

писал так: «На очень холодной площади в де-
кабре 1825 года перестали существовать люди 1820-х годов с их прыгающей
походкой. Время вдруг переломилось». Кто автор этого рома- на? Каково его
название? (Ю.Тынянов.

«Смерть Вазир-Мухтара».)

Красная дорожка

Александр Сергеевич Пушкин

1.            В письме к А.А.Бестужеву вы
задаётесь вопросом: «В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо?» И тут
же отвечаете… Что же вы ответили? (Грибоедов.)

2.            Вы расстались с Грибоедовым в
1828 году, в Петербурге, пред его отъездом в Пер- сию. О чём вы с ним
разговаривали? Что он вам говорил? (Грибоедов прощался, предчувствуя свою
гибель. Он говорил: «Вы ещё не знаете этих людей: вы увидите, что дело дойдёт
до но- жей». Он полагал, что причиною кровопролития будет смерть шаха и
междоусобицы его 70 сы- новей. Но престарелый шах остался жив, а про- роческие
слова Грибоедова сбылись.)

Шестой конкурс. «Маска, я тебя знаю!» Командам
предлагается узнать героя ко- медии по одной-двум репликам о нём. Если команда
не отгадывает, то очко может зара- ботать другая, участник которой быстрее под-

нимет руку.

«Он слова умного не выговорил сроду».

(Софья о Скалозубе.)

«И золотой мешок, и метит в генералы».

(Фамусов о Скалозубе.)

«Не человек, змея!» (Софья о Чацком.)

«Кто так чувствителен, и весел, и остёр?»
(Лиза о Чацком.)

«Ах! Боже мой! Он карбонари!» (Фамусов о
Чацком.)

«Жалчайшее создание! Уж разве поумнел»

(Чацкий о Молчалине.)

«Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
Увидим — будто век знакомы,

Явился тут со мной; и вкрадчив и умён, Но
робок…» (Софья о Молчалине.)

«Вы страстные к чинам». (Чацкий о Фаму- сове.)

«А у меня что дело, что не дело, Обычай мой
такой:

Подписано, так с плеч долой» (Фамусов о себе.)

«Позвольте вам услужить, зато Куда я ни
кидался

В контору — всё взято,

К директору, — он мне приятель, — С зарёй в
шестом часу, и кстати ль!

Уж с вечера никто достать не мог…» (За-
горецкий.)

«Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак». (Ре-
петилов о себе.)

«Такой же я, как вы, ужасный генерал»

(Загорецкий о Репетилове.)

«Я от него было и двери на запор;

Да мастер услужить». (Хлёстова о Заго-
рецком.)

«Чтоб взашеи прогнать и вас и ваши тай- ны».
(Чацкий о Репетилове.)

Седьмой конкурс. Инсценирование

Подводятся итоги 6-го конкурса и общие итоги.

Восьмой конкурс. Вопрос — ответ

Команды предлагают друг другу вопросы о жизни
и творчестве Грибоедова, подготов- ленные самостоятельно и заранее.

Девятый конкурс. Крылатые выраже- ния из «Горя
от ума»

— В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» около
семидесяти крылатых выражений. Вот почему А.С.Пушкин в 1825 году писал своему
другу А.Бестужеву: «О стихах я не го- ворю, половина должна войти в пословицу».
В течение трёх минут вы должны вспомнить и записать как можно больше таких
крылатых выражений.

Счастливые часов не наблюдают.

Нельзя ли для прогулок подальше выбрать

закоулок?

Подписано, так с плеч долой.

И дым Отечества нам сладок и приятен. Грех не
беда, молва нехороша.

Свежо предание, а верится с трудом. Служить бы
рад, прислуживаться тошно. Служит делу, а не лицам.

Ах! Злые языки страшнее пистолета. Дома новы,
а предрассудки стары.

В мои лета не должно сметь своё суждение

иметь.

Уж коли горе пить, так лучше сразу.

Чины людьми даются, а люди могут

обмануться.

Ум с сердцем не в ладу.

Он дойдёт до степеней известных, ведь

нынче любят бессловесных.

Минуй нас пуще всех печалей и барский

гнев, и барская любовь. Чтоб иметь детей, кому
ума не доставало? Блажен, кто верует, тепло ему на свете.

Что за комиссия, создатель, быть взрослой

дочери отцом.

Всё врут календари.

Не надобно другого образца, когда в глазах

пример отца.

А судьи кто?

К военным людям так и льнут, а потому, что

патриотки.

Шёл в комнату, попал в другую.

Ученье — вот чума, учёность — вот причина. Да
хоть кого смутят вопросы быстрые и лю- бопытный взгляд.

Подведение итогов

Награждение (книги, билеты в театр, па- мятные
дипломы «Исключительный (выдаю- щийся) читатель», «Замечательный читатель»,

«Внимательный читатель»).

ЛИТЕРАТУРА

1.            ГРИБОЕДОВ А.С.. Горе от ума.
Комедия.

— М., 2005. — С. 56.

2.            АЙЗЕРМАН Л.С. Горе уму и горе от
ума:

«Горе от ума» А.С. Грибоедова // Литерату- ра.
— Первое сентября. — 1995. — № 1. — С. 4.

3.            АРХАНГЕЛЬСКИЙ А. Комедия А. Гри-
боедова «Горе от ума»: анализ текста // Ли- тература. — Первое сентября. —
1998. —

№ 46. — С. 7.

4.            НЕЧКИНА М.В. Грибоедов и
декабри- сты. — М., 1977. — С. 10.

5.            МЯСОЕДОВА Н.Е. О Грибоедове и Пушкине
(статьи и заметки). — СПб, 1998. — С. 24.

6.            Сайт http://www.griboedov.net/

Класс 9 Тема: Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума».

Методическая цель: продолжить с учащимися работу по раскрытию идейно-худо-

жественного содержания комедии; раскрыть образ Чацкого в системе образов комедии; осознать основной смысл комедии; учить строить ответ на вопрос о художественном про-

изведении с опорой на теоретико-литературные знания; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; формировать активную жизненную позицию.

Оборудование: текст комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», раздаточный

и иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: комбинированный.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание комедии; характеризуют образ

Чацкого в системе образов комедии; осознают основной смысл комедии; выразительно читают и анализируют сцены; дают собственную оценку героям; делают выводы об идейно-

художественном содержании пьесы.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Заслушивание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Аналитическая беседа «Вспоминая прочитанное…» (бал в доме

Фамусова, его сюжетно-композиционная роль в комедии)

• Чем отличаются сцены описания бала от предыдущих сцен?

• Почему так одинок Чацкий на балу?

• Почему его конфликт с отдельными лицами перерастает в конфликт с обществом?

• За что московское барство ненавидит Чацкого?

• Почему разговор о нём переходит в рассуждения о просвещении?

• Наталья Дмитриевна говорит о своём муже: «Мой муж — прелестный

муж…». Почти эта же фраза повторена Молчалиным: «Ваш шпиц — прелестный шпиц…». Случайно ли это совпадение?

• Какие черты типичны для гостей Фамусова? Почему вымысел о сумасшествии Чацкого получил среди этих людей всеобщую поддержку?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. __Первая четверть XIX в. Победоносно закончена война 1812 г.Но русский народ — победитель Наполеона и освободитель Европы — по-прежнему скован цепями крепостничества, позорным рабством, тормозившим развитие России. Это положение народа не оставляет равнодушными многих прогрессивно настроенных людей — атмосфера российского общества проникнута настроениями ожидания, перемен, реформ, которые никак не может осуществить нерешительное правительство Александра I. Новые настроения и идеи вылились в создание тайных революционных обществ. Наступила эпоха декабризма, так трагически завершившаяся 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Главный герой комедии «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий —

представитель этой эпохи, впитавший в себя её идеи и настроения.

В «Горе от ума» столкновение героев происходит на идейной почве. Даже ставший традиционным конфликт двух соперников, которые стараются добиться взаимности от героини, здесь подчинён борьбе персонажей за своё понимание смысла жизни. Молчалин тоже высказывает своё мнение о правилах поведения, чинопочитания как об общепринятых моральных нормах. Чацкий же долго и упорно не хочет признавать его своим соперником, отказываясь верить в то, что Софья способна полюбить такого человека, так как они слишком разные по интеллектуальному и нравственному развитию. Автор полностью разделяет позицию Чацкого, заканчивая пьесу его моральной победой над противниками.

Чацкий — это характер сложный, отчасти противоречивый и — бесконечно привлекательный! Давайте же убедимся в этом!

IV. Работа над темой урока

1. Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока

• Что узнал, понял и в чём разобрался Чацкий за день, проведённый в Москве?

• Какого человека, по вашему мнению, называют передовым, прогрессивным?

• Можно ли, по вашему мнению, согласиться с общепринятым мнением, что

Чацкий — передовой человек своего времени?

2. «Практикум начинающего литературоведа» (работа в мини-группах):

выразительное чтение, аналитическая работа

а) Чтение финального отрывка из комедии «Горе от ума», в котором

Чацкий, узнав о двойной измене Софьи (о её тайном романе с Молчалиным и о распущенных ею слухах о безумии Чацкого) произносит заключительный монолог (действие четвёртое, явление 14)

Задания для анализа

• Прочитайте выразительно монолог Чацкого. Какими эмоциями окрашен этот монолог? Кого герой в нём обличает?

• Укажите художественные средства, используемые автором комедии для передачи чувств героя.

• Сравните заключительную часть монолога Чацкого с монологами, которые он произносит в течение беседы с Фамусовым. Что у них общего? Чем отличаются друг от друга?

Презентация результатов работы

б) «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса

• Как, по вашему мнению, можно истолковать финал пьесы — как поражение главного героя в борьбе с «фамусовским обществом» или как его победу? Аргументируйте свою точку зрения. При подготовке ответа обратите внимание на последние реплики Чацкого и Фамусова.

в) Практическая работа с литературно-критическим материалом

(раздаточный материал)

• Вы уже много знаете о главном герое комедии «Горе от ума»: о его происхождении, воспитании, взаимоотношениях с другими действующими лицами. Чтобы сделать окончательные выводы, ответить на вопрос, кто же он, проделайте самостоятельную работу. Прочтите внимательно отзывы Пушкина и Гончарова о Чацком и ответьте на поставленные вопросы.

А. С. Пушкин о Чацком

Всё, что говорил он, очень умно.

Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека —с первого взгляда узнать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобным.

(Из письма А. А. Бестужеву, январь 1825 г.)

И. А. Гончаров о Чацком

Он чувствовал свою силу и говорил уверенно. Но борьба его истомила Он и наносит удар всем,— но не хватило у него мощи против соединённого врага

Пушкин, отказывая Чацкому в уме, вероятно, всего более имел в виду последнюю сцену 4-го акта, в сенях, при разъезде. Конечно, ни Онегин, ни Печорин, эти франты, не сделали бы того, что проделал в сенях Чацкий. Те были слишком дрессированы «в науке страсти нежной», а Чацкий отличается и, между прочим, искренностью и простотой, и не умеет и не хочет рисоваться. Он не франт, не лев. Здесь изменяет ему не только ум, но и здравый смысл, даже простое приличие. Таких пустяков наделал он!

Если б у него явилась одна здоровая минута, если б не жёг его «мильон терзаний», он бы, конечно, сам сделал себе вопрос: «Зачем и за что наделал я всю эту кутерьму?» И, конечно, не нашёл бы ответа Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную» Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком Он требует места и свободы

своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться, и клеймит позором низкопоклонство и шутовство. Он требует «службы делу, а не лицам», не смешивает «веселья или дурачества с делом», как Молчалин,— он тяготится среди пустой праздной толпы «мучителей, предателей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их авторитетом дряхлости, чинолюбия и прочего. Его возмущают безобразные проявления крепостного права, безумная роскошь и отвратительные нравы «разливания в пирах и мотовстве» — явления умственной и нравственной слепоты и растления.(Из статьи «Мильон терзаний»)

• В чём упрекает Чацкого А. С. Пушкин?

• Что отвечает на этот упрёк А. И. Гончаров? С чьим мнением вы согласны?

И как вы сами думаете?

• Прав ли Гончаров, утверждая, что «борьба истомила Чацкого»?

• Против чего выступает Чацкий, а главное — что утверждает он?

г) Обобщение учителя

— Итак, только Александр Андреевич Чацкий — единственный в комедии представитель новой жизни, её главный герой, её движущая сила. Принадлежа к высшему свету, имея великолепное образование, богатство, влиятельных покровителей, Александр Чацкий мог бы сделать блестящую карьеру, выгодно жениться. Но молодой человек не хотел учиться жить, «на старших глядя»,

и открыто это высказывал. Удел, который уготовил герою А. С. Грибоедов, есть вечная борьба за новую свободную жизнь со всеми её идеалами. Чацкий любил Россию, хотел ей послужить, ненавидел «пустое, рабское, слепое подражанье» его современников всему иностранному. Он выступал против крепостного строя, хотел учиться наукам или «искусствам творческим, высоким и прекрасным». Он и других призывал к такой жизни без лицемерия и угодничества, без стремления

к безмятежно-праздному существованию, без безумной роскоши и варварских обычаев. «Служить бы рад, прислуживаться тошно»,— говорит Чацкий Фамусову. Острый ум Чацкого сразу раскусил Молчалина, открыл глаза Софье. Чацкий обличал всю московскую жизнь, его остроты постепенно превратились в едкий сарказм, который нелегко было слушать. Поражённый стрелой Амура, он не видел того, с кем говорил. Чацкий не мог понять, что говорить с современниками он будет с таким же успехом, как с глухими. Он является первым, кто открыто объявил московским дворянам наболевшие вопросы того времени. Конфуций сказал: «Лучше зажечь одну свечу, чем вечно клясть темноту». Чацкий является тем человеком, который зажёг первую свечу, чтобы осветить хотя бы маленький кусочек окружающей темноты. Но Чацкий не одинок, таких людей, как Чацкий, много в то время, и все они старались внести свет в окружающую их темноту, освободить крестьян и принести истинную пользу своей Родине. В «Горе от ума» упоминается несколько таких людей: князь Фёдор, племянник княгини, и брат Скалозуба. Мне кажется, что в будущем Чацкий мог пойти одним из двух путей. Первый путь — выйти в декабре 1825 г. на Сенатскую площадь вместе с декабристами. Второй путь —пойти на государственную службу, верой и правдой послужить отечеству, как и автор бессмертной комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. Автор же оставил героя на историческом перепутье, «на очередной смене эпох и поколений»…

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Викторина «Характеристика персонажей»(обобщающий смысл образов комедии)

• Кто и о ком говорит в комедии?

1) «Брюзглив, неугомонен, скор…» 2) «И золотой мешок, и метит в генералы».

3) «…Чувствителен, и весел, и остёр…» 4) «Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал».

5) «…Был военный;

И утверждают все, кто только

прежде знал,

Что с храбростью его, с талантом,

Когда бы службу продолжал,

Конечно, был бы он московским

комендантом».

6) «Сам бредил целый век обедом или балом!

Об детях забывал! обманывал жену!

Играл! проигрывал!..

…Всё отвергал: законы! совесть! веру!»

7) «При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит,

От доброты души простит».

8) «…Уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит…»

9) «Скромна, а ничего кроме

Проказ и ветру на уме».

10) «…Этот человек всегда

Причиной мне ужасного расстройства!

Унизить рад, кольнуть; завистлив,

горд и зол!»

Ответы: 1) Софья об отце. 2) Лиза о Скалозубе. 3) Лиза о Чацком. 4) Фамусов о Скалозубе. 5) Наталья Дмитриевна о муже Платоне Михайловиче. 6) Репетилов о себе. 7) Софья о Молчалине. 8) Софья о Молчалине. 9) Фамусов о Лизе.

10) Софья о Чацком.

VI. Домашнее задание

1. Перечитать комедию А. С. Грибоедова. Подготовить ответ на вопрос: «Когда

комедия произвела на вас более сильное впечатление — при первом чтении

или при повторном?».

2. Индивидуальные опережающие задания. Подготовить сообщения на темы:

«Язык Чацкого», «Язык Фамусова» (2 учащихся)__

6

  • Рассказ о чатском из комедии горе от ума
  • Рассказ о чак чаке на английском
  • Рассказ о чебоксарах на английском языке
  • Рассказ о чацком с опорой на монолог
  • Рассказ о чарльз дарвин