Рассказ о былинном герое народов россии

Ваш ребнок только закончил первый класс, и теперь его ждут настоящие школьные каникулы! лето это маленькая жизнь, особенно для
Рассказ о былинном герое народов россии

Ваш ребёнок только закончил первый класс, и теперь его ждут настоящие школьные каникулы! Лето — это маленькая жизнь, особенно для юных школьников. Море приключений, интересных занятий и новых друзей. Отличным времяпрепровождением, особенно уютным вечером или дождливым днём, станет чтение книги.

Читать летом после 1 класса необходимо, чтобы не снижались скорость и техника чтения. Кроме того, чтение улучшает орфографическую зоркость, повышает общую грамотность, учит говорить литературным языком.

В этой статье вы найдёте список литературы на лето для внеклассного чтения после 1 класса, составленный по разным программам. Необязательно стараться одолеть все книги. Лучше выбрать те, что точно понравятся ребёнку и привьют ему любовь к чтению на долгие годы.

Содержание:

Список литературы на лето «Школа России»

Рассказ о былинном герое народов россии

Список «Школа Россия» — основной, он входит в учебно-методический комплекс российских образовательных учреждений. Именно его дают на летнее чтение большинство учителей начальной школы, когда ученики заканчивают первый класс и переходят во второй.

Русская литература

  1. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
  2. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
  3. Л. Н. Толстой «Три медведя», «Котёнок», «Булька», «Два товарища».
  4. Н. Носов «Живая шляпа», «Ступеньки», «Заплатка», «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей».
  5. М. М. Зощенко «Ёлка».
  6. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик».
  7. П. П. Бажов «Серебряное копытце».
  8. М. Пришвин «Ёж», «Берестяная трубочка», «Лисичкин хлеб».
  9. В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», «Аришка трусишка», «Кто чем поёт».
  10. В. В. Медведев «Обыкновенный великан».
  11. Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот».
  12. А. М. Волков «Волшебник изумрудного города».

Зарубежная литература:

  1. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка», «Гадкий утёнок».
  2. Братья Гримм «Сладкая каша», «Золотой гусь».
  3. Ш. Перро «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка».
  4. Дж. Родари «Путешествие голубой стрелы».
  5. Т.  Янсон «Маленькие тролли и большое наводнение».
  6. А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне».
  7. А. Милн «Винни Пух и все-все-все».
  8. Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», «Отчего у верблюда горб», «Слонёнок», «Откуда взялись броненосцы».

Стихи:

  1. Б. Заходер «Весёлые стихи», «Птичья школа».
  2. С. Михалков «Про мимозу», «Дядя Стёпа», «Чистописание».
  3. С. Маршак «Дремота и зевота», «Рассказ о неизвестном герое», «Детка в клетке», «Школьнику на память».
  4. К. Чуковский «Доктор Айболит».
  5. Г. Б. Остер «Вредные советы», «Зарядка для хвоста».

Читайте также Сколько ребёнок должен читать слов в минуту?

Список на лето по программе «Перспектива»

Рассказ о былинном герое народов россии

  1. Сказки народов России.
  2. Русские народные сказки.
  3. Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы.
  4. В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка».
  5. А. Пушкин «Птичка Божия не знает…».
  6. В. Даль «Что значит досуг?» .
  7. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
  8. А. Толстой «Колокольчики мои».
  9. Л. Толстой «Филипок».
  10. К. Ушинский «Рассказы о животных».
  11. Н. М. Артюхова. «Подружки».
  12. В. Бианки «Латка», «Аришка-трусишка».
  13. Г. Остер «Вредные советы».
  14. Л. Пантелеев. «Как поросёнок говорить научился».
  15. С. Маршак «Весёлый счёт от 1 до 10», «Багаж», «Детки в клетке».
  16. Т. Собаки. «Песни бегемотов».
  17. А. Усачев. «Умная собачка Соня».
  18. Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».
  19. Д. Биссет «Про поросёнка, который умел летать».
  20. Братья Гримм «Король-Дроздовик».

Список книг на лето «21 век»

Рассказ о былинном герое народов россии

  1. Русские народные сказки.
  2. Сказки братьев Гримм.
  3. Сказки Андерсена.
  4. С. Михалков «Праздник непослушания».
  5. И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А», «Счастливо, Ивушкин!» и др.
  6. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  7. К. Чуковский. Стихи и сказки.
  8. С. Маршак. Сказки, песни, загадки.
  9. П. Бажов «Серебряное копытце».
  10. В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
  11. В. Осеева «Волшебное слово», «Добрая хозяюшка» и др.
  12. Е. И. Чарушин. Рассказы.
  13. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» и др.
  14. Н. Н. Носов «Фантазеры», «Затейники» и др.
  15. В. Бианки «Хвосты», «Чей нос лучше», «Кто чем поёт?», «Как муравьишка домой спешил» и др.
  16. Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».
  17. Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица».
  18. В. Катаев «Цветик-семицветик».
  19. Стихи русских поэтов о природе.
  20. Стихи Заходера.

Список литературы для чтения летом «2100»

Рассказ о былинном герое народов россии

  1. Русские народные сказки «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста-ясна сокола», «Сказка о молодильных яблочках и живой воде».
  2. Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
  3. Сказки народов мира:  сказки народов Прибалтики, татарские народные сказки, тридцать три Егорки (скороговорки), японские народные сказки.
  4. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
  5. П. Бажов «Сказы».
  6. П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».
  7. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
  8. М. Коршунов «Петька и его, Петькина жизнь», «Дом в Черёмушках».
  9. Е. Чарушин «Никита и его друзья».
  10. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
  11. А. Курляндский «Возвращение блудного попугая и другие истории для самых маленьких и больших ребят».
  12. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  13. В. Хмельницкий «Соловей и бабочка».
  14. В. Берестов «Как найти дорожку».

Стихи:

  1. Заходер стихи и сказки.
  2. О. Григорьев «Стихи».
  3. Л. Квитко. Стихи для детей.
  4. С. Маршак. Сказки, песни, загадки.
  5. Н.Матвеева. Стихи.
  6. Г. Остер «Вредные советы».
  7. Ю. Мориц «Большой секрет для маленькой компании», стихи.
  8. И. Демьянов «Ребятишкина книжка».
  9. А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной».
  10. Ю. Владимиров «Чудаки».

Зарубежные авторы:

  1. Родари «Приключения Чиполлино».
  2. Т. Янсон «Ветер в ивах».
  3. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».
  4. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».
  5. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
  6. Дж. Р. Р. Толкиен «Хоббит».
  7. Т. Янсон «Шляпа Волшебника».

Задания на лето для будущего второклассника

Рассказ о былинном герое народов россии

Чтобы ребёнок за длинные каникулы не потерял приобретённые в первом классе знания и навыки, выполняйте несколько простых упражнений. Заниматься стоит по несколько минут в день, и ни в коем случае не заставлять ребёнка учиться силком. Так вы рискуете вызвать у юного школьника нелюбовь к учёбе и поглощению новых знаний.

Русский язык

1. Повторить (или выучить) словарные слова, написание которых первоклассник должен знать наизусть:

Весело, воробей, ворона, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, корова, лисица, мальчик, машина, медведь, молоко, пальто, пенал, петух, работа, ребята, собака, сорока, тетрадь, ученик, ученица, учитель, хорошо, язык.

2. Переписывать и писать под диктовку тексты небольших размеров (по 30-40 слов).

3. Доделать задания в школьной печатной тетради.

Математика

1. Выучить наизусть таблицу сложения и вычитания в пределах 10. Начать знакомиться с таблицей умножения.

Мы подготовили подробные инструкции о том, как быстро и легко выучить таблицу умножения. Смотрите видео выше или читайте материал в блоге — Как быстро выучить таблицу умножения: проверенные способы. 

2. Доделать задания в школьных печатных тетрадях.

Чтение

Каждый день читать по 15-20 минут книгу из списка литературы, выбранного выше.

Лайфхак для родителей: найдите правильную мотивацию к чтению для дошкольника или младшего школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

iphone-X

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом.
Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

appStore

GooglePlay

AppGallery

Загрузить приложение

iphone-X

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Чановский детский сад №5

Проект: «Неделя толерантности» 

Выполнила: Кряжевская Н.П.

2020г.

Цель:
Воспитывать в детях толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных
национальностей; развивать чувство сострадания, желание помогать друг другу,
уважать окружающих.

Задачи:
Развивать у детей чувства единения, взаимопонимания, уважение к людям других
национальностей, начиная с дошкольного возраста. Воспитывать уважение к языку,
традициям, обычаям разных народов. Способствовать формированию
эмоционально-положительного отношения к культуре разных национальностей.
Воспитывать эмоциональное отношение детей к видам и жанрам искусства разных
народов.

Понедельник.

Тема«День дружбы».

Цель: воспитывать у детей желание дружить со сверстниками, вместе
играть, помогать друг другу. Углублять представление о дружбе; учить
высказывать своё мнение.

1.   
Беседа о дружбе.

2.   
Чтение: русская народная сказка «Крылатый, мохнатый, да масленый».

3.   
Чтение и обсуждение пословиц о дружбе.

4.   
Творческая мастерская: рисование «Портрет друга». Предложить нарисовать портрет
словами, а затем красками. Описать его, рассказать о его характере, личных
качествах и добрых поступках.

Вторник

Тема«Дети разных народов мы мечтою о мире живем».

Цель: воспитывать в детях желание жить в мире и согласии на
всей планететолерантность, уважение к национальным
культурам разных народов России.

1.   
Беседы с детьми 

«Многонациональная
Россия»
, обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций,
направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре,
на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и
сочувствие взрослым и сверстникам.

2.   
Д/игры«Угадай-ка»«Любимый сказочный герой»;

3.   
П/игры«Спиной друг к другу»«Хоровод дружбы».

Среда

Тема«Мы разные, но мы вместе».

 Цель: воспитывать детей в духе милосердия, доброты,
сочувствия. Прививать интерес к людям разных национальностей и народностей,
их культуре. Воспитывать уважения к языку, традициям, обычаям разных народов

1.   
Беседа «Что такое толерантность

2.   
Игра – занятие «Мы такие разные…». Знакомство с традициями народов
мира.

3.   
Составление творческих рассказов на тему «Мы разные, но мы дружные».

4.   
Рисование — национальные орнаменты. Знакомство с особенностями
национальных костюмов на примере кукол народов мира.

5.   
Стихи«Толерантность» А. Калининой, «Встреча», Б. Заходера, «Ах, сколько на свете детей» С.
Черного

Четверг

Тема«Помоги младшему и старшему».

Цель: воспитывать в детях дружелюбие, стремление помогать старшим
и младшим, умение радоваться успехам других, развитие импатии и сострадания.

1.   
Беседа «Чем я могу помочь бабушке (дедушке, младшему брату, сестре,
маме, папе и т. д?»

2.   
Рисование «Наши любимые бабушки и дедушки».

3.   
Чтение: Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша», Е. Благинина «Посидим в тишине».

Пятница

Тема«День добрых дел и вежливых слов».

Цель: формировать у детей стремление совершать добрые поступки,
пробуждать добрые чувства, желание изменить мир к лучшему, воспитывать у
детей чувство доброты, вежливости, ведь доброта, милосердие.

1.   
Беседы«Как и чем можно порадовать своих близких».

2.   
П/игра«Море волнуется»

3.   
Д/игры«Что можно сделать для друга»«Ласковое имя»«Комплименты»«Найди друга».

4.   
Чтение: В. Катаев «Цветик семицветик», С. Маршак «Рассказ о неизвестном
герое»
, сказки народов мира «Айога».

5.   
 Акция «Добрые дела» (поможем малышам убрать игрушки, подарим малышам
книжки-самоделки).

Приложение 1.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Автор: Алёна Калинина

Толерантность. Что это такое? —

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся».

Толерантность — это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность — слово для живых!

Б.Заходер
«Встреча».

Встретились
Бяка и Бука.                                                                                          
Никто не издал ни звука.                                                                                
Никто не подал и знака —

Молчали
Бука и Бяка.                                                                                                 И
Бука                                                                                               
Думал со скукой:                                                                                                   «Чего
он так смотрит — букой?»                                                                                  
А Бяка думал:                                                                                      
                 «Однако                                                                                                                   
Какой он ужасный                                                                                                   
             Бяка…»

Саша Чёрный

Ах,
сколько на свете детей!                                                                                
Как звезд на небесном челе…                                                                               
По всей необъятной земле                                                                                 
Кружатся, как стаи чижей…

Япончата,                                                                                                                            Китайчата,                                                                                  Англичане и французы,                                                                              Узкоглазые тунгузы.                                                                                  Итальянцы,                                                                                                       И испанцы,                                                                                                        Арапчата,                                                                                                       Негритята,                                                                                                                Португальцы, —                                                                                    Перебрали все мы пальцы,                                                                                         На ногах еще ведь есть,                                                                                            Да не стоит — всех не счесть!
Все любят сласти, игры и сказки,                                                                           Все лепят и строят, — подумай, дружок!                                                                                                              У каждого ясные, детские глазки                                                                                                    И каждый смеется и свищет в свисток...
 
Ах, когда б собрать всех вместе —                                                                                            Верст на двести                                                                                         Растянулся б хоровод...
Завертеться б, закружиться                                                                                 Сразу всем остановиться,                                                                       Отдышаться всем на миг —                                                                                      И поднять веселый крик!
Птицы б с веток все слетели,                                                         Солнце б вздрогнуло вверху,                                                                       Муравьи б удрали в щели.                                                                                      Ветер спрятался б во мху!..

Мама
спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не
шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И
сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!.

Юрий Коваль «Дед, баба и Алёша»

Заспорили дед да баба, на кого похож их
внук.

Баба говорит:

— Алёша на меня похож. Такой же умный и
хозяйственный.

Алёша говорит:

— Верно, верно, я весь в бабу.

Дед говорит:

— А, по-моему, Алёша на меня похож. У него
такие же глаза — красивые, чёрненькие. И наверно, у него такая же борода
большая вырастет, когда Алёша и сам вырастет.

Алёше захотелось, чтоб у него выросла
такая же борода, и он говорит:

— Верно, верно, я больше на деда похож.

Баба говорит:

— Какая борода большая вырастет, это ещё
неизвестно. Но Алёша на меня куда сильнее похож. Он так же, как я, любит чай с
мёдом, с пряниками, с вареньем и с ватрушками с творогом. А вот как раз самовар
поспел. Сейчас посмотрим, на кого больше похож Алёша.

Алёша подумал немного и говорит:

— Пожалуй, я всё-таки сильно на бабу
смахиваю.

Дед почесал в затылке и говорит:

— Чай с мёдом — это ещё не полное
сходство. А вот Алёша точно так же, как я, любит лошадь запрягать, а потом на
санках в лес кататься. Вот сейчас заложим санки да поедем в лес. Там, говорят,
лоси объявились, сено из нашего стожка щиплют. Надо поглядеть.

Алёша подумал-подумал и говорит:

— Знаешь, деда, у меня так странно в жизни
получается. Я полдня на бабу похож, а полдня — на тебя. Вот сейчас чаю попью и
сразу на тебя похож буду.

И пока пил Алёша чай, он точно так же
прикрывал глаза и отдувался, как бабушка, а уж когда мчались на санках в лес,
точно так, как дед, кричал: «Но-ооо, милая! Давай! Давай!» — и щёлкал кнутом.

Александр МАТУСЕВИЧ, Нур-Султан

09.12.2021

Премьера в Нур-Султане: национальный эпос «Алпамыс» к юбилею независимости Казахстана

Театр «Астана-опера» представил премьеру национального эпоса «Алпамыс» советского классика Еркегали Рахмадиева: жемчужина казахской оперы впервые была поставлена в Нур-Султане (ранее город Астана).

Весь декабрь Казахстан празднует тридцатилетие независимости — торжества растянулись на весь последний зимний месяц. Первого декабря отметили День первого президента республики. Кульминация торжеств придется на середину месяца — независимость была провозглашена 16 декабря 1991 года, уже после Беловежского роспуска Советского Союза.

Казахстан был последней республикой СССР, скорее не желавшей, но вынужденной сделать такой шаг: изначально он не стремился к выходу из Союза и дольше всех ратовал за сохранение единого государства в обновленном виде. А позже идеи евразийской реинтеграции исходили во многом именно отсюда. В этом сказывалась и мудрость Нурсултана Назарбаева, и насущная необходимость: на момент распада СССР казахов и русских в республике было поровну (по 40 процентов), Казахская ССР была регионом с самым низким показателем титульной нации, интернационализм являлся насущной идеей для ее жителей, крупные диаспоры были у украинцев, немцев, татар, узбеков, белорусов, корейцев, поляков, уйгуров, азербайджанцев.

Но хотя и сегодня республику не назовешь моноэтнической, всё казахское теперь — в приоритете: язык, культура, традиции, обычаи, герои, символы. Нашло отражение стремление к утверждению собственной идентичности и в области музыкального театра. В трех казахстанских оперных театрах (в нынешней столице Нур-Султане, в бывшей столице — Алма-Ате, а также в третьем по величине городе Шымкенте) в последние годы все чаще ставят казахские национальные оперы. И нельзя сказать, что выбор беден и приходится «выкручиваться» и искусственно раздувать тему. В советские годы в Казахстане была создана первоклассная композиторская школа, давшая немало талантливых сочинений, соединивших своеобразный казахский фольклор и европейскую музыкальную культуру.

Именно из этих богатейших «запасников» достали подарок к юбилею независимости: столичный театр «Астана-опера» приготовил премьеру оперы «Алпамыс» классика казахской музыки Еркегали Рахмадиева. Ее мировая премьера прошла почти полвека назад — в Алма-Ате в 1974-м, за пределами Казахстана «Алпамыса» играли в Баку в 2013-м. У народного артиста СССР Рахмадиева, помимо «Алпамыса», еще пять опер на разные темы, но основная линия в творчестве — казахский эпос, легендарное прошлое родного народа, где причудливо переплетены историческая память казахов и их психология, менталитет, вера в справедливость, торжество добра и светлого начала в человеке.

Таков и «Алпамыс». Либретто Каукена Кенжетаева синтезировало десятки эпических преданий о казахском народном герое: было отобрано самое существенное, важное, что содействовало бы раскрытию многогранного образа главного героя — личности сильной и цельной. Алпамыс защищает родную землю и народ от несправедливостей жестокого правителя Тайшик-хана, спасает свою возлюбленную Гульбаршин, оказывается плененным хитрой ведьмой Мыстан, опутавшей героя эротическими чарами, но с помощью простого пастушка Кейкуата вырывается из заточения и вновь возглавляет народную борьбу за счастье и справедливость.

«События глубокой старины во все времена несли в себе самые высокие идеалы – защиты отечества, борьбы за мир и счастье народа. Мне хотелось изобразить и передать в музыке не только богатырскую мощь главного героя, но и великую, неиссякаемую силу всего народа, создать большое героико-эпическое полотно», — писал композитор в далеком 1974-м.

Безусловно, ему это удалось. Музыка оперы мелодически богата, оркестровка поражает роскошью тембров и изобретательностью, убедительна музыкальная драматургия опуса, отличающегося цельностью и монолитностью формы. Автор умело пользуется принципом контраста, перемежая лирические и драматические страницы: протяжные плачи и лихие пляски, красивейшие хоры и выразительные — что в речитативах, что в законченных номерах ариозного типа — вокальные партии, экзотично звучащие на казахском языке. Мастерство композитора — самого высокого уровня, базирующееся на фундаменте европейской/русской/советской школы, — показывает оригинальное музыкальное мышление степняков, и в результате получается удивительный симбиоз: колоритный, захватывающий и зрелый по форме и языку рассказ о легендарном Востоке. Народная музыка использована Рахмадиевым и напрямую: дважды на сцену выходит сказитель-акын Жырау (в исполнении Ерлана Рыскали) и в сопровождении домбры импровизирует под одобрительные крики из зала. Стихия народного ритуала вторгается таким образом в академическую среду оперы, но воспринимается очень органично.

Воплотить на сцене новую версию национальной оперы позвали маститого режиссера из Северной столицы России. Основатель и многолетний худрук «Санктъ-Петербургъ Оперы» Юрий Александров создавал оперный театр и в новой казахстанской столице. Его постановки присутствовали в афише и предшественника «Астана-оперы» — Национального театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой. С казахской оперой он также работает уже не впервые.

И на этот раз Александров с блеском передает эпический масштаб произведения, укрупняя образы, делая уместные обобщения, придавая им архитипические черты (например, образ Матери-Земли). Реалистическое в основе, кажущееся историческим действо вместе с тем наполнено и поэтическим звучанием, детально проработанные актерские образы соседствуют с умилительными развлекательными моментами – пастушок Кейкуат выходит на сцену с живым козленком, резвое блеяние которого вторит фразам его арии. Сценография Софьи Тасмагамбетовой и Павла Драгунова (казахстанские художники уже известны в Москве благодаря недавней постановке израильской оперы «Альфа и Омега» в «Геликоне») выразительна, особенно запоминаются красочные, стилизованные под седую старину костюмы и имитирующее юрты кочевников легкое, словно присборенное гигантское покрывало, нависающее над сценой. С помощью видеоарта (Серджио Металли) и света (Ирина Вторникова) перед зрителем появляется то пожарище войны, то роскошь ханского дворца, то магические знаки ведьмы (например, гигантская извивающаяся змея). Добавляет эффектности к яркому зрелищу первоклассный балет (балетмейстеры Галия Бурибаева и Турсынбек Нуркалиев).

Густонаселенную оперу прекрасно поют молодые и маститые солисты оперы – голоса яркие, сочные, звучные: роскошные баритоны Ержан Саипов и Расул Жармагамбетов (Алпамыс), нежные лирические сопрано Айгуль Ниязова и Жамиля Джаркимбаева (Гульбаршин), величественное меццо Татьяна Вицинская (Мать-Земля), мощные басы Жанат Шыбыкбаев и Шынгыс Расылхан (Тайшик-хан), харизматичные драмсопрано Бибигуль Жанузак и Гульжанат Сапакова (Мыстан), звонкие тенора Алихан Зейнолла и Аблай Бекен (Кейкуат)… Стройное и монолитное пение хора (хормейстер Ержан Даутов) и качественное, выразительное звучание оркестра обеспечивал маэстро Абзал Мухитдин, добившийся сквозного развития и цельности опуса, исполненного благодаря этому увлекательно и на огромном подъеме.

Фотографии предоставлены пресс-службой Государственного театра оперы и балета «Астана-опера».

Выступление американского историка Тимоти Снайдера, профессора Йельского университета, автора нескольких исторических бестселлеров, на декабрьском Киевском форуме безопасности.

Как вам хорошо известно, в этом году президент России опубликовал статью, в которой изложил свое видение истории Украины, Беларуси и России. С исторической точки зрения эта статья не имеет никакой ценности. Когда я читаю её как историк, у меня возникает впечатление сродни тому, какое возникает на вечеринке, где кто-то начинает рассуждать о событиях прошлого, не понимая, о чём говорит, но имея при этом горячие убеждения. Обычно историки в таких ситуациях кивают, усмехаются и находят отговорку, чтобы уйти. Но господин Путин не просто кто-нибудь, а глава важного государства, поэтому к его соображениям нужно подойти серьёзно. Но не как к истории – ведь в этом смысле его рассуждения уморительны, а как к политике.

Первое, на что стоит обратить внимание в этой статье, – это то, что она вообще не об Украине. На самом деле она о России. Когда внимательно читаешь эту статью, можно заметить, что на самом деле она об отсутствии – об отсутствии истории России. Нет истории России, которую может рассказать Путин. Он может рассказать историю об определенных взаимоотношениях с Украиной, которые по «мистическим» причинам испортились.

Второе, что мы замечаем в этой статье, – что она не о будущем. Это рассказ о прошлом. Видно, что является характерным для режима Путина: в рассказе президента о России будущего нет, есть только прошлое, «мифическое прошлое». Это существенная проблема режима. При олигархате, клептократии, плутократии, где все ресурсы сконцентрированы в руках приближённой к центру власти элиты, очень трудно говорить о будущем, будущее даже вообще очень трудно себе представлять. В этой ситуации клептократический режим продуцирует мифы о прошлом. Политическое пространство, в котором нет будущего, заполняется прошлым. При этом проблема в том, что в такой истории нет места россиянам, нет места людям.

Эта история показывает, на каком действительно раннем этапе находится Россия в смысле создания своей национальной истории. В изложении Путина Украина и Беларусь в этой истории играют роль своеобразных костылей. Россия не может рассказать историю о самой себе, так что эта история основывается на других народах. Статья Путина демонстрирует нам, что глава Российской Федерации не может рассказать историю, которая, собственно, о России, а сама Россия еще не достигла такой стадии развития, когда это было бы возможно.

Когда читаешь эту статью в контексте российского вторжения в Украину и оккупации её территорий, можно сделать вывод, что Россия напала на Украину, потому что россияне до сих пор ещё не знают, кто они такие. Россия во главе с Путиным вторглась в Украину, чтобы рассказать что-то вроде истории о том, кто такие россияне. И эта история, что ужасно для России, тотально отрицательная. История такова: «Мы – люди, которых не понимает остальной мир. Мы – люди, которых не понимают, когда мы говорим, что мы и украинцы один народ. Мы – люди, которых не понимают украинцы, когда мы говорим им, что мы один народ».

Путин формирует для России мифологическую идентификацию, сосредоточенную на прошлом, целиком негативную, которая полностью зависит от других, от тех, кто отвергает то, что Россия говорит о себе и об остальном мире. И вот здесь, по моему убеждению, проблема достигает самой своей глубины: отрицательной идентификацией Россия подменяет реальную внешнюю политику.

Нет ни одного человека в мире, который был бы больше виноват в отсутствии близких отношений России и Украины, чем Владимир Путин

Если бы Путин проводил внешнюю политику, которая имела бы целью защиту долгосрочных интересов Российской Федерации и её народов, то такая политика была бы сконцентрирована прежде всего на Китае, на защите российского суверенитета в отношениях с Китаем. Россия испытывает в отношениях с Китаем экзистенциальные проблемы, таких же экзистенциальных проблем с Западом у неё нет. Но вторжение в Украину и нарратив, связанный с этим вторжением, создают проблемы в контактах с Западом, которых могло и не быть. Иными словами, Путин отрезал Россию от Запада и привёл свою страну к положению подчиненности Китаю. Если посмотреть трезво, то это действительно провал кремлёвской внешней политики. Сегодня Россия имеет влияние в мире потому, что она расположена между Западом и Китаем. Напав на Украину, отрезав себя от Запада, Россия серьезно ослабила свои позиции по отношению к Китаю. Это следствие внешней политики Путина.

Скажу то, о чем не говорят в Москве, по крайней мере в политических кругах: Россия отрезала себя от Украины. В статье Путин утверждает, что Россия и Украина должны быть вместе, но разделились из-за какого-то «мистического» сговора Запада.

Впрочем, правда гораздо проще, она прямо перед нашими глазами. Причина, по которой Украина и Россия не близки, – в том, что Россия напала на Украину. Другими словами, если целью Путина на самом деле были хорошие отношения России и Украины, то именно он и никто другой сделал их невозможными. Не только на то время, пока существует установленный им режим, но и на годы и десятилетия в будущем. Тезисы Путина исторически бессмысленны, но он в эти построения верит. Но нет ни одного человека в мире, который был бы больше виноват в отсутствии близких отношений России и Украины, чем сам Владимир Путин.

Он сам из-за своей внешней политики, из-за своих действий, своего решения напасть на Украину сделал близкие отношения России и Украины невозможными. Но это то, что он не может признать, поэтому Путин прибегает к долгим историческим фантазиям: «Это не я, это Запад. Мое вторжение в Украину не связано с современностью, это связано с давними историческими фабулами».

Это позволяет нам ответить на вопрос, зачем нужна была эта статья, почему она появилась через семь лет после нападения на Украину. Ответ связан не с прошлым, а с настоящим, не с Украиной, а с Россией, в частности, с поздним периодом путинского режима. Путин – стареющий лидер деспотического режима, который обанкротился из-за собственных устремлений. Он не смог сделать Россию независимым игроком международной политики, вместо этого Россия стала зависимой от Китая. Он не смог сблизить Россию и Украину, наоборот, напав на Украину, Россия на долгое время стала врагом Украины. И Путину остается только скрывать эти провалы, прибегая ко лжи.

Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции

«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»

Авторы:

  • Димитриева Татьяна Георгиевна,
  • Тимофеева Валентина Владимировна

Воспитатель Россия, город Чебоксары, МБДОУ «Детский сад № 183»

Аннотация: Материал предоставлен из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста. Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей происходит с помощью бесед, просмотров фильмов, экскурсий по улицам, паркам, скверам. Знакомство с историей родного города, с памятниками воинской славы, с культурой чувашского народа, природой Чувашии, помогает воспитать в детях чувство патриотизма.

Скачать конспект

«Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста»

В воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников недопустима даже крупица формализма. Святые темы, имена, даты требуют бережного отношения. Обращение к ним в спешке, суете приносит только вред. Не объём знаний, а уровень их эмоционального воздействия должен стать критерием в работе.

Чебоксары — город в России, столица Чувашской Республики и один из самых зелёных и экологически чистых городов страны. Город Чебоксары, расположенный на правом берегу Волги, имеет многовековую историю. Чебоксары считается известным торговым городом Поволжья. Красоту города отмечали путешественники, о чем в исторических документах сохранились соответствующие записи.

Сегодня Чебоксары – современный город, центр экономической, политической и культурной жизни Чувашской Республики; город, где одинаково интересны история и современность, где есть совершенно оригинальные музеи и памятники, где культуры – русская и чувашская – за века тесно переплелись и дополняют друг друга. Его биография богата традициями, на которых воспитывается молодое поколение.

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию я провожу в тесном контакте с родителями. Ибо в семье ребёнок имеет больше возможностей поехать на экскурсию, посмотреть родной город. Я решила уделить внимание следующим вопросам:

  1. История города Чебоксары (целевые прогулки, экскурсии, обобщающее занятие с показом фотографий, рассказом детей о рождении города и т.д.).
  2. Никто не забыт, ничто не забыто (экскурсии по улицам, по паркам, скверам, названным именами героев, экскурсии в музеи, к памятникам, посвященным героям; беседы на тему «Подвиг героев в годы Великой Отечественной войны»).
  3. Трудовые будни наших земляков (экскурсия к речному порту, экскурсия на строительную площадку; знакомство с бытовыми учреждениями; обобщающая беседа).

Ознакомление детей с родным городом веду на занятиях и в повседневной жизни. Методы и приемы общеизвестны (целевые прогулки, чтение стихотворений чувашских поэтов, видеозаписи, презентации и т.д.), но важна система их использования. Для того чтобы знания эти были более глубокими и прочными, я много внимания уделяю предварительной работе. Помогают мне и родители. Однако многие мамы и папы не всегда могут правильно сформулировать вопрос, рассказы их сложны, перенасыщены специальными терминами, датами, подробностями. Тогда я попробовала дифференцировать задания — папам предлагала рассказать о самолёте, военной технике.

С мамами рассматривать красивые здания на улице, подготовить рассказ на тему «Как город готовится к празднику». А выходные дни были задания: сходить к памятнику Андрияна Григорьевича Николаева, первого летчика-космонавта Чувашии, узнать о его подвиге.

И к памятнику первого космонавта земли Юрия Алексеевича Гагарина.

Также выяснить у детей:

— На какой улице находится наш детский сад?

— Почему её назвали улицей Чернышевского?

— Какие площади и улицы города знают дети?

— Какие памятники есть в нашем городе?

Накануне выходного дня обращалась с просьбой к папам сходить с детьми в Мемориальный парк, посвящен памяти воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Посетить музей боевой техники на территории парка. Здесь выставлены танки Т-34, самолет МИГ-19, пушки ЗИС-3.

Планировала и тематические беседы с использованием фотографий, иллюстраций. Побуждала детей делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвигах людей, именами которых названы улицы города, школы, скверы. Предлагала детям вместе с родителями составить рассказ, о каком – либо герое (как звали героя, в каких войсках он сражался, какой подвиг совершил). В помощь родителям предложила литературу, материал папки – передвижки.

На занятиях все дети стремились ответить, дополнить рассказ товарища. Они с увлечением говорили о легендарном командире В. И Чапаеве, участвовавшего в Первой мировой войне и Гражданской войне в России, именем которого назван сквер и музей.

Также знакомила детей с трудом строителей, которые подняли город из развалин после войны, строили архитектурные здания и в настоящее время возводят жилые дома, детские сады и школы. Свою работу я начинала с задания родителям: побывать в выходной день на одной из новых улиц города. Поставила цель: развивать у детей интерес и желание узнать о труде строителей. Ребята пришли в детский сад возбуждённые, каждый старался рассказать, как можно больше об увиденном. Для того, чтобы ребята больше узнали о строительстве, провели встречу с родителем, который работаем каменщиком. Он рассказал детям о последовательности строительства дома, о том, сколько сил, знаний и умений вкладывают люди в каждый дом. Также рассказал о работе каменщика, крановщика, сварщика. Познакомил с работой штукатуров, плотников, маляров. Дети узнали, что за честный, добросовестный труд лучшие рабочие и строители получили награды. Для закрепления детьми знаний, попросила родителей задать следующие вопросы:

— Какие машины помогают людям?

— Каким должен быть строитель?

— Для кого трудятся строители?

— Что можно сделать для своего города, для людей, живущих рядом?

Детям же дала задание узнать, где трудятся их мамы и папы. Одновременно просила родителей в беседе с детьми больше рассказать о своей работе.

И, конечно же, нельзя забывать о предприятиях и фабриках нашей Республики. С помощью рассматривания иллюстрации, прочтения рассказов, просмотра фильмов, знакомила детей с историей предприятий, работающих в военное время, людьми, трудящихся на передовой. Приглашали на встречу с детьми родителей, которые работают на предприятиях в настоящее время (инженер, технолог, контролер, токарь, рабочий). Дети узнали, что инженер создаёт какой либо технический механизм, технолог создаёт технический процесс изготовления деталей, затем отдают задание рабочим и токарям, изготовить деталь, а потом контролёр проверяет качество деталей.

Для более полного знакомства детей с городом, организовывала экскурсии в театры, музеи, рассказывала о чувашских поэтах и писателях и их произведениях. Знакомила с историей народной культуры и традициями (народные игрушки, народные праздники, жилище человека, предметы быта). В выходные предложила родителям вместе с детьми посетить Чувашский национальный музей. Дети получили столько эмоций, были в восторге от увиденного в музее. Чтобы активизировать интерес детей к народной культуре и традициям, предложили совместно с родителями собрать иллюстрации и рассказы о предметах быта, праздниках, игрушках чувашского народа для общего альбома.

Также знакомила с природой Чувашии, ее особенностями и заповедниками. Посетили Чебоксарский ботанический сад имени Н.В. Цицина РАН. Вместе с детьми и родителями прогуливались по аллейкам и любовались высаженными растениями.

На занятиях предлагала детям составить рассказ о самом красивом и любимом уголке нашего города. Наиболее интересные из них мы записали в альбом, ребята проиллюстрировали свои рассказы рисунками. Выполняли и коллективные аппликации на темы: «Памятники, музеи, театры нашего города», «Улица нашего города», «Новые дома в нашем городе».

Свои впечатления дети отражали и в играх. На кораблях, самолётах, танках, сооруженных из строительного материала, они воевали с врагами, защищали свою Родину. Девочки были врачами, санитарками, медсестрами. В группе развёртывалось строительство новых улиц: машины подвозили панели, а подъёмные краны, сделанные детьми из конструктора, возводили новую стену дома.

Кульминацией работы стал тематический вечер «Город Чебоксары — столица Чувашской Республики», на котором дети читали стихи, пели песни, рассказывали о памятных, культурных местах, заповедниках, отвечали на вопросы.

Анализ ответов показал, что представления ребят о нашем городе значительно обогатились. Получив яркие впечатления об истории, культуре, природе родного города, у детей формируется чувство патриотизма. А совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.

  • Рассказ о быке с ослом рисунок
  • Рассказ о буквах славянского алфавита
  • Рассказ о будущем на английском языке
  • Рассказ о буллинге в школе
  • Рассказ о бугатти вейрон