Рассказ о былинном герое илье муромце

I. актуализация опорных знаний. проверка домашнего задания проверяет домашнее задание. проводит беседу о проделанной работе. опишите внешний вид ильи

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит
беседу о проделанной работе.

– Опишите внешний вид Ильи Муромца.

– Чем богатыри отличаются от героев сказок?

– Как в старину исполнялись былины? Какие
музыкальные инструменты использовались?

Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают о выполненной дома работе. Читают по ролям на оценку.

– Богатыри отличаются от героев сказок тем, что
богатыри – это реальные герои которые жили в России много веков тому назад. И
с ними придуманы всякие сказки и былины, которые наполовину реальные, а
наполовину вымышленные.

– Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в
Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название
музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а
название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов.
Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей
(гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В
XVIII–XIX веках, когда ученые начали собирать и записывать былины, они
исполнялись, как правило, без аккомпанемента

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение
целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы,
предлагает сформулировать цель урока.

– Какой литературный герой был в центре внимания на
протяжении нескольких уроков по изучению былин?

– Посмотрите на доску и прочитайте ряд слов, которые
вам помогут определить то, чему вы будете учиться
на уроке.

На доске дается ряд слов: внешность,
характер, поступки, свое отношение к герою; рассказывать, описывать,
составлять.

– Сформулируйте учебную задачу урока.

– Как вы думаете, что нужно для того, чтобы рассказ
о герое получился логичным, последовательным, выразительным?

– Прочитайте тему урока.

– Подумайте, как лучше сформулировать речевую
задачу, выполняя которую вы сможете увлекательно рассказать о богатыре Илье
Муромце

Обсуждают тему урока. Отвечают на
вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют
задачи чтения и составляют план чтения.

– Мы познакомились с Ильей Муромцем.

– Надо составить план,
найти в текстах былин слова и выражения, которые мы можем использовать в
своих рассказах, продумать связки для перехода от одного пункта плана к
другому…

Научиться
рассказывать эмоционально, используя в своей речи образные слова и выражения,
увлечь интересным рассказом слушателей, не нарушать последовательности
изложения мысли

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Работа над планом
рассказа о герое, над темой, основной мыслью, типом и стилем высказывания

Проводит работу над планом рассказа о
герое, над темой, основной мыслью, типом и стилем высказывания. Актуализирует
знания учащихся об Илье Муромце на основе информации из разных источников.

– Вы правильно отметили, что рассказ может быть
воспринят слушателями тогда, когда он логичен, последователен, основная мысль
красной нитью проходит через все высказывание рассказчика. Что для этого
нужно сделать?

– С чего важно начать?

– Кроме внешности героя, что помогает представить
богатыря, составить о нем целостное представление?

– Чем вы закончите свое высказывание?

– Давайте вместе запишем план будущего рассказа. О
чем будет ваш рассказ?

– Какова будет главная мысль вашего рассказа об Илье
Муромце, что вы хотите передать слушателям, какие чувства и зачем?

– Ваше высказывание – это текст.
Как вы думаете, какой тип текста наиболее приемлем для рассказа об Илье
Муромце?

– Если вы хотите донести до слушателя ваши чувства,
то каким будет стиль изложения рассказа – научным или художественным?

– Вспомните признаки художественного текста.

– Вспомните, где родился Илья Муромец, кто были его
родители, как проходило его детство, как произошло чудесное исцеление Ильи.

– Почему Илья Муромец причислен к лику святых?

– Предложите последовательность изложения данных фактов
об Илье Муромце в виде пунктов плана.

– Обратите внимание на картину В. М. Васнецова
«Богатыри». Расскажите, как выглядел Илья Муромец, чем он внешне отличался от
других богатырей, какое воинское снаряжение было у него.

– Предложите последовательность описания внешности
Ильи на основе картины В. М. Васнецова «Богатыри»

Отвечают на
вопросы учителя.

– Нужно составить план.

– Начать нужно с описания внешности героя.

– Далее описываем характер и поступки.

– В конце рассказа выразим свое отношение к герою.

Составляют план рассказа об Илье
Муромце.

1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное
выздоровление.

2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское
снаряжение).

3. Характер и поступки Ильи Муромца.

4. Мое отношение к герою былин.

– Наш рассказ будет о
самом Илье Муромце, его происхождении, чудесном выздоровлении и его победах
над врагами земли Русской.

– Наша цель – передать
в рассказе свое восхищение подвигами богатыря, чтобы слушатели вместе с нами
испытали чувство гордости и восхищения.

– Наш рассказ о герое –
это п
овествование с элементами описания.
Мы будем рассказывать
об Илье и включать в рассказ описание его внешности, характера.

Стиль
изложения рассказа – художественный.

– Признаки художественного текста: образность, яркость, выражение автором
своих чувств и переживаний, собственной точки зрения по поводу когда-то
увиденного, услышанного или прочитанного

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое
мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и
приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника
высказывания. Аргументировать свою точку зрения

IV. Работа с текстами
былин «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца». Работа в парах

Организует работу с текстами былин
«Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца».

– Найдите в тексте былины «Ильины три поездочки»
описание того, как был одет Илья Муромец, когда вступил в бой с
«разбойничками». Выпишите себе в тетрадь слова и выражения, которые помогут
вам описать внешний вид Ильи Муромца.

– Данные выражения в измененном виде вы можете
использовать в своих рассказах. Найдите в текстах прочитанных былин слова и
выражения, которые описывают характер и поступки Ильи Муромца и помогут вам о
них рассказать.

– Вы так много узнали об Илье Муромце, отобрали
большое количество материала, чтобы составить о нем рассказ. Но как высказать
свое отношение к герою, что главное вы должны выразить в конце своего
рассказа?

– Попробуйте предложить в устной форме свои варианты
заключения рассказа. Вы можете использовать при составлении рассказа о герое
следующие обороты речи: таким образом, следовательно, поэтому, так как, я
думаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему
и др.

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают,
аргументируют свою точку зрения. Под
руководством учителя выписывают (или подчеркивают) нужные слова и выражения,
чтобы потом использовать их в своем рассказе.
Учащиеся могут выписать
следующие слова и выражения из учебника
(с. 15): «убранство на Илье озарил», «заблистал шлем», «засияли
камни-яхонты», «Илья палицей размахивался
»
и др.

– Мы испытываем восхищение героем, гордость за то,
что на земле Русской был такой богатырь – Илья Муромец, который, не жалея
жизни своей, защищал Родину и верно служил ей.

Работают в парах.
Контрольно-оценочный лист получает
каждый школьник, заполняется на каждого учащегося при взаимопрослушивании.

Контрольно-оценочный
лист

(Ф.
И. ученика)

Качественная
характеристика описания

Шкала оценивания

«!»

очень хорошо

«?»

недостаточно хорошо

«–»

не удалось

Логичность, последовательность, соответствие плану

Использование средств связи для перехода от одной части
высказывания к другой

Использование образных выражений и слов из текста былин

Умение дать яркое описание внешности героя так, чтобы можно
было его хорошо представить

Умение передать чувства и свое отношение к герою произведения
эмоционально и выразительно

Использование жестов при рассказывании, изменение мимики лица
в соответствии с тем, о чем говорит

Баллы

Общее количество баллов за рассказ

Выразительно читать. Понимать на слух ответы
обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию.
Строить монологические высказывания. Уметь слушать в соответствии с целевой
установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять
высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа
по парте. Осуществлять контроль по результату

V. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Домашнее задание может быть дано дифференцированно.
Тем школьникам, которым не все удалось, следует доработать свои рассказы. А
тем школьникам, которые выступили отлично, дать иное задание, например,
прочитать былину о другом богатыре и составить о нем подобный рассказ по уже
готовому плану. Составить рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Внимательно слушают,
задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

VI. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися.
Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Чему вы учились на уроке?

– Что было трудным? Что удалось легко?

Отвечают на вопросы. Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают свою работу на уроке с помощью
следующих утверждений по шкале оценивания

(«0», « + », «–», «?»):

Я научился рассказывать по плану о герое произведения.

Я научился использовать дополнительную информацию из разных
источников о герое в своем рассказе.

Я научился использовать в своей речи слова и выражения из былинных
текстов.

Я научился рассказывать о герое так, чтобы передать свое эмоциональное
отношение к Илье Муромцу.

Я научился справедливо оценивать рассказ своего товарища.

Я научился видеть свои ошибки и признавать их

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

Школа:
СШ им.С.Серикова

Учитель:  Литау Елена Николаевна

Класс: 5

Дата:«__________»____20___г.

Тема
урока №
5

Герои былины.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

5.ПО
2 — иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему;

5.ПО 6 – давать краткий и полный ответ на вопрос;

5.ОС 1- участвовать в обсуждении произведения, выражая свои
мысли и чувства;

5.АИ 4 —
анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при
поддержке учителя; 5.АИ 5 — х
арактеризовать героев при поддержке
учителя;

5.АИ 6 —
анализировать художественное пространство и оформлять своё представление в
рисунках, схемах, кластерах;

5.АИ 7 —
определять отношение автора к главным героям при поддержке учителя;

5.АИ
8 —

анализировать
изобразительные средства в художественном тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения, аллегории, параллелизм);

5.АИ
9-писать творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные
темы по опорным словам, иллюстрациям).

Цели урока:

-прочитать
текст и ответить на вопросы;

-выразительно
прочитать отрывок и оценить по критериям;

-определить
героев-антагонистов;

-сравнить
героев-противников.

-найти в былине постоянные эпитеты;

-написать
сочинение об Илье Муромце;

-выразить свое отношение к персонажу.

 -выявить авторскую позицию по морфемному составу.

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание, применение, анализ,
оценка, синтез

Критерии оценивания

-читают
текст и отвечают на вопросы;

-оценивают
ответ по критериям;

-знают
термины (антагонист, постоянный эпитет, авторская позиция);

-находят в тексте средства художественной выразительности;

-сравнивают
героев былины;

-могут
описать отношение автора к герою через анализ морфемного состава слов;

-создают
текст-резюме по заданному плану («Синквейн»);

-пишут
сочинение о былинном богатыре, отвечая на вопросы.

Языковые
цели

Словарная
работа: богатырь, былина, устное народное творчество, гусли, гусляр, Древняя
Русь, эпос, песня-сказание, доблесть, с
тольный
(столичный город), прямоезжая (прямая), заколодела (дорога, заваленная сухими
деревьями (колодами), лазоревый(красивый), величать(называть или прославлять
(в зависимости от контекста), в особину (отдельно), воспеть (прославить в
песне)
и
т.д.

Ключевые слова и фразы:

Эпитет, антагонист, авторская позиция

Привитие

ценностей

Ответственность, уважение, обучение на протяжении жизни

Межпредметные

связи

Русский язык, история Древнего мира.  Межпредметная
интеграция на уроке будет реализована через содержание используемых
материалов.

ИКТ

Предварительные

знания

Этот
урок построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися на предыдущих
уроках, на знаниях устного народного творчества.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1.
Организационный момент.

Приветствие
учащихся на трех языках.

Определение
учебных результатов.

Ты
узнаешь, чем закончилась былина; выразительно прочитаешь текст и оценишь его;
сравнишь противников; в ходе исследования увидишь, как народ относится к
богатырю; выполнишь творческие задания; выразишь свою точку зрения на
«авторском» стуле.

2. Психологический
настрой

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Он полон открытий

И полон тревог.

Ты учителя внимательно слушай,

Чтоб задания выполнить смог.

3. Проверка
домашнего задания.

«В
музейном отделе» — ребята, вы должны были подготовить «экспонаты» нашего
музея к отрывку

Надевал
латы кольчужные

И
нагрудничек булатный.

И брал
свою сбрую богатырскую:

Во-первых,
копье долгомерное,

Во-вторых,
саблю острую,

Во-третьих,
палицу боевую,

В
налушничек тугой лук

Да
двенадцать стрелочек каленыих;

Не забыл
чинжалище, свой острый нож.

Давайте
же посетим наш «музей» (кроме рисунков и поделок ребят учитель подготовил
презентацию с изображениями данных предметов).

Середина урока

4. Изучение нового материала.

Формирование
читательской грамотности

К. Прием
«Внимательный читатель»

Задание:
Прочитайте отрывки из былины с.43-44, 47-48.

Прием «Формативный опрос»

Ответы
на вопросы к тексту

1.      К кому
пришел богатырь по приезде в Киев? (к князю Владимиру)

2.      В какую
по счету дверь вошел Илья Муромец? («на пяту дверь»)

3.      Как
правильно вести поклоны в палатах князя?

( Вел
поклоны по-ученому,

На все на три,
на четыре на сторонки низко кланялся,

Самому князю
Владимиру в особину,

Еще всем его
князьям он подколенныим)

4.      Как
князь Владимир назвал богатыря русского?(
дородный
добрый молодец; старыя казак да Илья Муромец;
мужичище-деревенщина)

5.     
Какие отношения возникли между князем Владимиром и богатырем
Ильей Муромцем?

6.     
Изменилось ли отношение богатыря к князю?

7.     
Почему, по-твоему,  обиделся Илья Муромец?

8.     
В чем причина размолвки?           

9.     
Вернется ли богатырь служить князю? 

Дескрипторы:


дает полный и краткий ответ на вопрос;


приводит примеры из произведений для поддержки своего ответа;

-демонстрирует понимание прочитанного отрывка былины.

ФО «Сигналы рукой»

Физминутка.

·        
Встаньте, други мои, потянитеся (руки на пояс, к
плечам, вверх),

·        
Во все четыре стороны поклонитеся (наклоны).

·        
Киньте палицу да за облачко (повороты
вправо-влево с вытянутыми руками)

·        
На коне лихом прокатитеся (прыжки на месте).

Практикум
выразительного чтения

П. Прием
«Выразительное чтение»

Задание:  Ознакомьтесь
с предложенным для выразительного чтения
отрывком, распределите роли и прочтите его.

Дескрипторы:

-следует
предложенным советам;

-читает
свои слова своевременно;

-подбирает
правильную интонацию;

-соблюдает
орфоэпические нормы.

ФО
«Взаимооценивание по критериям»

Погружение
в теорию

И.,П.
Прием «Новый термин»

Задание:
Прочитайте дополнительную информацию из теории литературы (антагонист).

Заполните
 логико-структурную схему и «Концептуальной таблицы».

Дескрипторы:

-понимает
значение термина антагонист;

-выделяет
главного героя былины;

-определяет
антагониста среди своих и чужих;


сравнивает противников по указанным критериям.

ФО
«Комментарии учащихся»

5. Закрепление

Совершенствование
коммуникативной компетентности

К., И. Прием
«Цепочка ответов»

Задание: В
былинах очень часто встречаются устойчивые сочетания прилагательных с
существительными – постоянные эпитеты.

Найди в былинах постоянные эпитеты к словам:
леса … земля … береза …
поле … конь … ворон …
лук … стрела … стремечко …

Дескрипторы:

находит
в былинах постоянные эпитеты.

ФО 
«Аплодисменты»

Развитие
критического мышления

И.
Прием  «Синквейн»

Задание: Напишите
синквейн по теме «Илья Муромец».

Дескрипторы:

-пишет синквейн по предложенной схеме;

-оформляет работу в соответствии с заданием;

— выражает
свое отношение  к персонажу.

ФО
«Свободный микрофон»

image001

image002

Конец урока

6. Итог
урока. Возвращение к целям урока.

Рефлексия
«Светофор»

Оцените
свою работу на уроке и закрасьте соответственно «глаз» светофора :

image003          —  у меня много ошибок,
я не был активным.

image004        
— у меня есть ошибки, я старался выполнить все задания.

image005          — у меня есть небольшие неточности, я
активно работал весь урок, все выполнил.

Домашнее задание (дифференцированное)

1.      
«Школа
слова».

Каким тебе видится древнерусский город?
Создай словесный рисунок, используя эпитеты.

2.      
«Творческое
письмо»

Написание
сочинения об Илье Муромце.

Напиши рассказ о персонаже по вопросам, используя слова и выражения
из былины.

1. Кто
такой Илья Муромец?

2. Что
рассказывает былина о его подвигах?

3. Как
это ему удалось?

4.
Благодаря каким качествам он стал любимым героем?

5. Как
ему удалось победить Соловья-разбойника?

6.
Докажи, что Илья Муромец – богатырь.

7. Любит
ли богатырь свою Родину?

На чтение 14 мин. Просмотров 31 Опубликовано

Содержание:

Описание Ильи Муромца в былинах

Герой сказаний был могучим богатырем, наделенным чувством собственного достоинства, верным слову и долгу. Свою силу он обрел не сразу. В былинах говорится, что до 33 лет Илья тяжело болел и лежал прикованным к постели в родительском доме в маленьком селе Карачарово возле города Мурома. Его чудесным образом исцелили 3 старца-странника и дали ему невероятную силу. Целителям его сила даже показалось чрезмерной, им пришлось ее уменьшить.

После этого старцы наказали богатырю отправиться на служение к князю Владимиру в Киев и предсказали, какое великое будущее его ожидает. Так начинается история побед героя над врагами:

  • половцами;
  • печенегами;
  • хазарами;
  • разбойниками;
  • лихими людьми.

В сказаниях дается описание внешности богатыря. Он высокий, ростом больше 180 см, и имел могучее телосложение. У него было доброе мужественное лицо с крупными чертами, светло-русые кудрявые волосы, острый взгляд из-под черных бровей, борода с проседью.

Исцеленный герой сначала помогает родителям в их нелегком крестьянском труде, а затем отправляется в Киев. По наказу старцев он находит огромный камень и сдвигает его с места. Там оказываются доспехи и оружие. Прискакал к нему и вороной конь, способный выдержать вес могучего героя. Илья называет его ласково: Бурушка-косматушка и ведет с ним речи, как с человеком.

На одетом богатыре следующие доспехи:

  • кольчуга из металлических колец, защищающая от холодного оружия;
  • шлем, прикрывающий голову от стрел и ударов мечом.

Под стать богатырю и его оружие. Он вооружен:

  • большим двуручным мечом-кладенцом;
  • длинным копьем с металлическим наконечником;
  • щитом для обороны от стрел и оружия.

Внутренний мир героя

Чтобы составить характеристику Ильи-Муромца для 4 класса, необходимо знать особенности его личности. Дух богатыря не ослабили годы, проведенные в постели. Наоборот, они воспитали в нём такие качества, как терпение, стойкость, выносливость, способность переносить боль.

Былины описывают героя как отважного воина, не жалеющего своей жизни в борьбе с врагами Отечества. Он защищал простой народ от набегов кочевников. Это был человек спокойного характера, уверенный в себе, сильный не только телом, но и духом. У героя никогда не было ни жены, ни возлюбленной, и это не удивительно: вся его сила без остатка была направлена на защиту Руси. Князь Владимир оценил мужество и боевые качества Ильи Муромца. Он сделал его старшим над своими богатырями, и герой стал охранять русские рубежи от врагов.

Богатырь был не только могучим воином, но и верующим христианином. В былинах четко обозначена его цель: защищать Русь святую и веру православную.

Ратные подвиги богатыря

В былинах описывается множество подвигов героя. Первые из них он совершил по пути в Киев. На подъезде к Чернигову Илья победил огромное войско кочевников, осадивших город. Жители Чернигова предложили ему занять место воеводы, но богатырь отказался: его в цель заключалась не в достижении почестей, а в бескорыстном служении Родине.

Его предупреждают, что по дороге в Киев его ожидает опасность — Соловей-разбойник. Но герой не хочет выбирать безопасный путь, он отправляется, чтобы сразить злодея. Увидев Илью, Соловей начинает свистеть с невероятной силой, так что даже богатырский конь отступает. Но герой прикрикивает на своего четвероногого друга и отважно вступает в битву с разбойником. Герой пускает стрелу и ранит врага, а затем привозит его в Киев, к князю Владимиру.

Другой известный подвиг героя — сражение с Идолищем Поганым. В этой былине Илья возвращается с побывки из дома в Киев (по другой версии — едет в Царьград) и встречает знакомого странника. Тот рассказывает герою, что в городе засел Идолище Поганый со своим войском, а князь Владимир (император Константин) работает у него на кухне. Илья меняется со старцем одеждой и проникает к Идолищу. Тот принимает его за калику (странника) и начинает расспрашивать о богатыре Илье Муромце.

Злодея интересует, много ли богатырь ест. «Калика» отвечает, что аппетит у него небольшой. Цитатная характеристика умеренности героя: «стакан пива да кусок хлеба на обед». Идолище начинает потешаться надо Ильёй, а «калика» отвечает, что его корова ела много, да потом лопнула. Возмущенный Идолище бросает в Илью кинжал, но герой убивает врага своей шапкой. Затем он выскакивает на улицу и начинает крушить татар. Богатырь прогоняет вражью силу и освобождает Киев и князя Владимира.

Былины подчеркивают, что Илья, хотя и был могучим богатырем, никогда не хвастался своими победами и не выставлял их напоказ. Нередко он отпускал побежденного врага, если не было приказа его уничтожить.

Милость к поверженному недругу отслеживается и в описаниях подвигов других богатырей. Впоследствии это стало считаться традиционным поведением русского воина-защитника.

Образ в истории и искусстве

Сказание о подвигах богатыря пользовались огромной популярностью в Древней Руси. Имя Ильи Русского упоминается и в скандинавском эпосе. Хотя герой не был упомянут в летописях, его мощи в Киево-Печерской лавре говорят о том, что это был реальный человек. Историки считают, что он жил во времена Владимира Мономаха.

Первое краткое письменное сообщение о нем, как о человеке большой физической силы, оставил посол Римско-Германской империи Ласотта в своих записках 1594 года. Он посетил Киево-Печерскую лавру в и услышал историю об Илье Муромце.

Образ русского богатыря, защищающего родину, выражен не только в литературе. Его отвага и доблесть нашли отображение в искусстве, архитектуре, музыке. Такие великие художники, как Врубель, Васнецов, Рябушкин изобразили героя в своих картинах.

Памятники Илье Муромцу украшают город Муром, Екатеринбург, Ижевск. Его подвиги отображены в художественных и мультипликационных фильмах знаменитых режиссеров.

Все это позволяет описать характер и внешность героя, чтобы раскрыть его личность в школьных сочинениях.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Публикации раздела Традиции

Прототипом былинного героя считается воин и монах Илия, чудотворец Муромский, живший в XII веке во время княжения Владимира Мономаха. Ратные подвиги Ильи окутаны легендами, а в конце жизни он принял монашество и упокоился в Киево-Печерской лавре.

Жизнеописание

Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия — за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем, когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Именно таким — с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения — описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая — о молитвенном подвиге».

Былинная биография

В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря. Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери — и только тут осознал, что исцелен. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем — великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли.

Упоминают Муромца даже европейские легенды. Например, в германских эпических поэмах ХIII века представлен он витязем Ильей Русским — княжеского рода и небывалой силы. Ilian von Riuzen помогает правителю Гарды добыть невесту и тоскует по Родине, по оставшимся на Руси жене и детям.

Читайте также:

Илья Муромец в литературе

Известный российский филолог, исследователь русского эпоса Сергей Азбелев насчитал пятнадцать героических сюжетов, связанных с богатырем Ильей Муромцем. К его образу обращались не только сказители — например, крестьянский богатырь предстал галантным рыцарем в неоконченной поэме «Илья Муромец» Николая Карамзина. «Он подобен мирту нежному: / тонок, прям и величав собой», — рассказывал «слогом древности» знаменитый историк.

Алексей Толстой написал о былинном богатыре балладу «Илья Муромец», в которой богатырь предстает уже в почтенном возрасте: «Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка Илья», а Василий Шукшин сделал былинного богатыря участником воображаемого спора классических литературных героев в современной библиотеке в рассказе «До третьих петухов».

Образ в кинематографе

По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.

Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».

Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.

На картинах русских художников

Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин, Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах — недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.

Илья на картине «Богатыри» — образ собирательный. Во время работы над полотном , прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.

Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году. Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень. Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.

Илья Муромец в бронзе

Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу. Известный скульптор Вячеслав Клыков — автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве — соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой — монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой — православный крест. Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.

В небесах, на земле и на море

В честь Муромца называли корабли, самолеты, поезда, автомобиль и даже танк. В 1913 году первый серийный многомоторный бомбардировщик, разработанный конструктором Игорем Сикорским, получил это гордое имя за небывалую для того времени грузоподъемность. Первая в мире эскадра бомбардировщиков «Илья Муромец» принимала участие в Первой мировой войне.

Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла. За всю войну легендарный состав не получил ни одного серьезного повреждения, прошел боевой путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере и был удостоен ордена Александра Невского. В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме. На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря, и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу.

Смотрите также

Страшные истории в русской литературеКлассические произведения, герои которых повстречались с русалками, ведьмами, лешими и прочей нечистьюРусские писатели с иностранными корнямиКто считал себя прямым потомком Чингисхана, у кого в роду были датчане и какие мифы строили писатели вокруг своего происхождения5 новинок исторического парка «Россия — Моя история»Как совершить путешествие из Древней Руси в царскую Россию«Сокровища музеев России» в МанежеИстория создания интересных экспонатов из коллекций региональных музеевТри рождественских дедаКак Николай Чудотворец стал Санта-Клаусом и Дедом Морозом. «Добрым людям на послушанье»Три богатыря как воплощение русского характераЗагадочный мирКак собирали русские народные загадкиЛетопись земли Русской: семь исторических фигур в картинах Василия…Разбираемся, кого из исторических персонажей изображал Суриков и какие события отражены на его картинахПамятники подполковника ВучетичаВоинский подвиг и мужество, поднятые на пьедесталКартина в деталях: «Три царевны» Виктора ВаснецоваФольклорное полотно, персонажей для которого художник придумал самПушки и русское искусствоВспоминаем самые интересные произведения русского искусства, посвященные пушкамКузьма Петров-Водкин. Как сын сапожника художником сталОт Богоматери с младенцем до петроградской МадонныТысячелетие России в бронзе10 фактов из истории одного памятникаБородино глазами очевидцев: сражение 1812 года в русской литературе5 произведений про Бородинскую битвуСамые необычные смерти русских писателейДуэли, чахотка, репрессии, самоубийства — а что еще?

04.03.2019

Имя: Илья Муромец (Ilya Muromets)

Страна: Киевская Русь

Создатель: славянские былины

Деятельность: богатырь

Илья Муромец: история персонажа

Статный молодец на коне и в доспехах – такую картину привычно рисует воображение при упоминании Ильи Муромца. Споры вокруг личности великого русского богатыря не утихают много лет. Существовал ли Илья на самом деле? Откуда берут начало слухи о волшебном исцелении мужчины? И правда ли герой выдергивал деревья с корнем из земли?

История создания

Ежегодно 1 января в православии чествуют память святого Ильи. Мужчина встретил старость в Печерской лавре и погиб от руки жестоких половцев. Исследования останков мученика подтверждают мнение, что богатырь Илья Муромец – не вымышленный персонаж, а реальный человек.

Метод работы по интегрированному занятию натюрморт Русский классицизм в архитектуре</li> Создание иллюстрации к литературным произведениям Какие произведения запечатлели художники на этих иллюстрациях</li> Функции культуры I Основы социологии</li> Кто старое помянет, тому глаз вон</li>Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-ili-muromtsa.html
  • https://www.culture.ru/materials/162545/ilya-muromec-bogatyr-sily-i-dukha
  • https://ecoprog.ru/osnovnye-cherty-haraktera-ili-muromca-kakie-kachestva-haraktera-u-ili.html

Дата:

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

Цели: обогатить знания детей о былинах; учить делить  на части, понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями, составлять рассказ о  былинном герое по картине.

Ход урока

  1. Организационный момент

Построение. Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

— Прочитайте медленно.

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

— Какие чувства возникли у вас при чтении?

— Определите задачи урока, прочитав название темы.

  1.  Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

— Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Ответы детей.)

— Ну что ж, при проверке узнаем, кто из вас был прав, с кем мы согласимся.

— Обсудите с другом значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства.

— Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?

— Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?

— Как относился Илья Муромец к предсказаниям?

—  Приведите примеры троекратного повтора.

— Расскажите об Илье Муромце. Выберите опорные слова. (смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, бескорыстный, жадный, способный к состраданию).

  1. Физкультминутка
  1.  Работа по теме урока

Работа по репродукции картины В. Васнецова «Богатырский скок»

— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатырский скок». Расскажите, что вы на ней видите.

— Послушайте о том, как она создавалась.

(Рассказ учителя или заранее подготовивших сообщение учащихся)

Свое отношение к народу и его творчеству Виктор Михайлович Васнецов передавал через свои картины. Всю мощь русского духа он раскрывал посредством обращения к былинным образам богатырей. Одной из картин такого направления стало полотно «Богатырский скок», написанное в 1914 г.

В центре картины расположена фигура богатыря, сидящего верхом на вороном могучем коне. Автор изобразил тот момент, когда конь только оторвал копыта от земли, а уже темный лес, широкие поля и пологие холмы оказались далеко под его ногами, а облака — возле самой головы.

Васнецов с помощью композиции передает ощущение движения. Фигуры расположены по диагонали, у животного ноги поджаты  для прыжка, мышцы рельефно напряжены, голова наклонена. Поза богатыря выражает мужественность и решительность. Нахмуренные

брови, пронзительный взгляд показывают, что он приготовился  сражать врагов Руси наповал. Его оружие и доспехи блестят под лучами  восходящего солнца. Всадник так доверяет своему коню, что даже не смотрит в направлении движения. Напряженность момента подчеркивает задний план картины. Автор использовал темные, глубокие тона для его написания. Запечатлен момент времени перед восходом солнца, очертания леса и полей еле прослеживаются.

 Чтобы фигуры персонажей не сливались с землей, Васнецов написал их на фоне светлеющего неба, играющего нежными  оттенками красного, голубого и фиолетового цветов.

 Картина была написана в год начала Первой мировой войны, через нее автор пытался напомнить людям о былой славе, мощи и единстве русского народа.

— Составьте свой рассказ по данной картине, выразив в нем свое отношение к ее герою. (Примерный ответ: Я очень люблю читать былины, представляя себя могучим богатырем. Увидев картину В.М. Васнецова «Богатырский скок», я сразу понял, что этот художник тоже бесконечно любит  и ценит неисчерпаемую сокровищницу русской народной литературы.

Огромный черный богатырский конь только оттолкнулся копытами от земли, а уже дремучий лес кажется низкой травой, а облака все ближе и ближе. Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния, чтобы доставить грозного седока к желанной цели.

Красив и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. Это настоящий русский воин, такому не страшны даже полчища врагов — пусть они сами дрожат и трепещут! Серебристый шлем, надежная кольчуга щит  сумеют защитить богатыря от мечей и стрел неприятеля, а длинное крепкое копье вселит ужас в захватчиков русской земли. Гордо  и внимательно оглядывает воин бесконечные просторы родины при первой же опасности он готов постоять за свой народ.

 Вот что почувствовал я, рассматривая картину В. Васнецова  «Богатырский скок». А еще я понял, что тоже не дрогну в решающую минуту, сумею защитить слабого и постоять за правду, когда это будет необходимо.)

  1. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…
  1. Подведение итогов урока

— Поччему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

— Чем закончилась поездка богатыря?

— Чем понравилась вам картина В. Васнецова?

  1. Домашнее задание

Найти и прочитать славянские мифы.

В январе, 1 числа месяца, православные христиане чтят память необычного святого – преподобного Илии Муромского, Печерского. Как вы уже догадались, речь идет о славном русском богатыре, известном нам с детства былинном герое. Хоть многие наши современники и считают Илью Муромца персонажем выдуманным, есть немало доказательств того, что он существовал на самом деле. Кто такой Илья Муромец и как он стал святым, вы узнаете из статьи.

Илья Муромец

Илья Муромец. Фото: ru.wikipedia.org

Житие русского богатыря

Славное имя этого богатыря нам известно благодаря многочисленным былинам и народным сказкам. Зная их, сложно поверить в то, что этот обладающий исполинской силой защитник земли русской был не вымышленным героем, а реальным человеком. Хоть русские летописи и не содержат упоминаний о нем, историкам все же удалось доказать тот факт, что Илья Муромец существовал на самом деле и совершил при жизни немало подвигов.

Историкам удалось доказать, что Илья Муромец существовал на самом деле и совершил при жизни немало подвигов

Былинный герой появился на свет в 12 веке (предположительно в 1143 году). Это был сын крестьянина из села Карачарово, расположенного близ Мурома (Владимирская область). Он носил прозвище Чеботок.

Если верить былинам, Илья сызмальства страдал от тяжелой болезни: его ноги были парализованы. При богатырском телосложении он до самого своего тридцатилетия «сиднем сидел на печи». Однако благодаря трем вещим старцам — «каликам перехожим» — недуг оставил его.

Народные сказания повествуют об этом чуде так: зашедшие в дом странники попросили у сидящего на печи молодца дать им воды. Илья приложил немало усилий, чтобы встать и исполнить просьбу калик, и ему, в конце концов, удалось это сделать. Старцы велели Илье испить воды, которую он им подал. И она его полностью исцелила от недуга, придала небывалую силу.

Исцелившись чудесным образом, богатырь испросил у старых родителей благословения на ратную службу. Так он попал в дружину к киевскому князю Владимиру Мономаху. За годы службы Илья Муромец прославился своей невиданной силой и отвагой, а еще тем, что не знал поражений в бою. Благодаря многочисленным ратным подвигам он обрел славу первого богатыря в Киеве.

Богатырский скок. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

Богатырский скок. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва. Фото: ru.wikipedia.org

Примечательно, что ученые, исследовавшие мощи преподобного Ильи Печерского в 1988 году, подтвердили тот факт, что при жизни святой страдал от патологии, лишавшей его способности полноценно передвигаться – предположительно спондилоартроза. По всей вероятности,  исцелил богатыря от недуга хороший костоправ, поскольку в наши дни эта болезнь излечима усилиями мануальных терапевтов.

На мощах Илии Муромского было обнаружено немало следов от полученных им в битвах ранений, подтверждающих, что святой был воином

Подтверждают исследования останков Илии Муромского и то, что он при жизни отличался могучим телосложением, имел очень развитый торс и большие конечности, «косую сажень в плечах». Его рост был 1,77 м. В наше время былинного богатыря назвали бы просто высоким, а 8 веков назад он казался своим современникам настоящим гигантом (средний рост мужчины на Руси составлял 1,6-1,65 м).

На мощах Илии Муромского было обнаружено немало следов от полученных им в битвах ранений. Речь идет о многочисленных переломах ребер и ключиц, повреждениях костей от ударов копьем и мечом. Это обстоятельство также подтверждает догадку ученых о том, что святой был воином, не раз за свою жизнь побывавшем на поле брани.

После полученного в бою с половцами тяжелого ранения, былинный витязь оставил воинскую службу. Он стал монахом Киево-Печерского Успенского монастыря, отказавшись от ратных подвигов в пользу подвига иночества.

Монашескую жизнь герой земли русской вел недолго. Во время нападения на Печерскую Лавру рати под предводительством князя Рюрика Ростиславича вражеское копье пронзило его грудь и проникло в самое сердце. В возрасте 45 лет славного русского богатыря не стало.

Он был погребен в Антониевых пещерах. Там же его останки пребывают по сей день.

К лику святых былинный витязь был причислен в 1643 г. вместе с другими 69 угодниками Киево-Печерской лавры. С той поры он считается покровителем русского воинства.

Илья Муромец с родителями. Лубок

Илья Муромец с родителями. Лубок. Фото: ru.wikipedia.org

Интересные факты о святом богатыре

С именем славного русского богатыря связано немало интересных фактов:

  1. Первое упоминание об Илье Муромце содержится в дневнике побывавшего в Киеве посла Священной Римской империи (1594 г.). В дошедших до наших дней старинных русских летописях об Илье Муромце нет ни слова. Имя героя нам известно благодаря доброй народной памяти о нем.
  2. Илья Муромец является героем не только русских былин, но и германского эпоса. Его там упоминают как могучего витязя Илью Русского.
  3. До наших дней дошла легенда, объясняющая, почему Илья Муромец не мог ходить до 33 лет. Его дед-язычник отказывался признать Христа и в подтверждение своих слов разрубил топором икону. За это страшное деяние на его внука пало проклятие — он родился калекой.
  4. Удивителен тот факт, что родившийся в крестьянской семье богатырь вошел в княжескую дружину. Ее составляли только самые знатные бояре.
  5. После исцеления Ильей Муромцем было совершено немало славных подвигов, наиболее известным из которых является поединок с Соловьем-разбойником, нападавшим на путников по дороге в Киев и грабившим их. Витязь одержал победу над свистуном, сделав путь в столицу безопасным. Это деяние было оценено благодарными современниками  Ильи и признано ими как настоящий подвиг.
  6. Свою смерть герой былин принял в 45 лет. По современным меркам, он погиб в расцвете сил, а в старину человек, приближающийся к пятидесятилетию, считался старым, прожившим свой век.
  7. В селе Карачарово по сей день живут потомки былинного богатыря, бережно хранящие информацию об их славном предке.

Мощи Илии Печерского

Мощи Илии Печерского. Фото: ru.wikipedia.org

Святой Илия Муромский считается покровителем русского воинства, его память чтят 1 января

Сегодня имя былинного богатыря Ильи Муромца ассоциируется у нас с силой, отвагой, любовью к Отчизне. В памяти народа этот удивительный святой остается непобедимым воином, посвятившим свою жизнь Родине и Богу. Если вам не хватает мужества противостоять жизненным трудностям или одолевают болезни, обязательно помолитесь 1 января преподобному Илие Печерскому. Славный витязь и после смерти помогает людям…

  • Рассказ о быке с ослом рисунок
  • Рассказ о буквах славянского алфавита
  • Рассказ о будущем на английском языке
  • Рассказ о буллинге в школе
  • Рассказ о бугатти вейрон