Рассказ о буллинге в школе

Недавно я разговаривала с ребятами 10-11 лет со своего курса, и разговор зашел о том, что они не хотели бы

Недавно я разговаривала с ребятами 10-11 лет со своего курса, и разговор зашел о том, что они не хотели бы видеть в экранизациях любимых сказок и книг героев, которые по цвету кожи отличаются от персонажей, описанных в  книге. Они заявили, что не представляют себе Алису или Русалочку с черным или желтым цветом кожи. «Это страшно даже себе представить!» — воскликнул ребенок.  Я попыталась разобраться, в чем причина такого их неприятия. Связано ли оно с тем, что режиссер часто представляет персонажей не такими, какими мы, читатели, их себе представляем? Если так, то тогда мы обречены на постоянное недовольство экранной версией фильма и режиссерской интерпретацией. Если речь идет только о наших с режиссером расхождениях в представлениях о том, каким должен быть герой, то в этом нет ничего страшного, но… Сравнивая фильм с книгой, мы портим себе настроение и не можем получить удовольствие от просмотра, так как нас больше интересуют не события, не приключения и переживания героев, а «соответствия» и «несоответствия» нашим представлениям и образам.

Если режиссер приглашает на роль героя, которого мы всю жизнь представляли белокожим, талантливого актера с темным цветом кожи, то должен ли сам этот факт портить впечатление от фильма? Не наказываем ли мы, зрители, себя сами, когда выбираем главным критерием оценки фильма не достоинства актерской игры, не прекрасный сценарий, операторскую работу или спецэффекты, а исключительно наше представление о том, что Золушка должна быть белокожей? Кстати, кто сказал, что она «должна»? 

Сюжет сказки «Золушка» один из самых распространенных сказочных сюжетов в мире. Одна из древнейших «золушек» жила еще до нашей эры в Древнем Египте. И теряла она  не хрустальную туфельку, а сандалию. Когда мы читаем об африканской Золушке, разве мы  меньше ей сопереживаем только потому, что ее угораздило родиться на свет не на Европейском континенте? Конечно же, мы будем ей сопереживать! Когда смотрю в театре постановку спектакля по мотивам повести Н.В.Гоголя «Шинель» Башкирского драматического театра или театра из Якутии, то мне совершенно не мешают национальные черты лиц актеров воспринимать драму, которую переживает петербургский чиновник XIX века Акакий Акакий Башмачкин. Это может быть драмой «маленького человека» нашей эпохи, живущего в любом месте земного шара.

В Мультимедиа Арт музее каждый год представляют календарь Pirelli на следующий год. В 2018 году я выводила ребят на выставку Pirelli, что показать им необычную интерпретацию сказки «Алиса в стране чудес». Календарь на 2018-й год, снял которой фотограф Тим Уолкер в привычной ему кинематографичной манере. Посвящен он сказке «Алиса в стране чудес», а его главными героями стали темнокожие модели, музыканты и актеры . Стилист съемки Эдвард Эннинфул, который в этом году возглавил редакцию британского Vogue, рассказывает: «Увидев темнокожую Алису, дети с детства будут понимать, что наш мир разнообразен, а красота может быть любого цвета». Так, в героев любимой сказки перевоплотились Наоми Кэмпбелл, Вупи Голдберг, Пи Дидди, Адвоа Абоа и Люпита Нионго. (Любимых актеров вы можете увидеть на иллюстарциях к моему посту). Ребята были поражены и выражали неудовольствие и досаду, но я с ними поговорила так, как сейчас с вами говорю, и они успокоились. Некоторые из них признали, что эта интерпретация «необычная и интересная и даже красивая».  А поскольку выставка проходила декабрьские дни, то уже в студии. где мы занимаемся, я рассказала ребятам о Черной мадонне….

Могут ли Мария и Иосиф быть похожими на испанского сапожника Пауло и его жену Марию, что живут на соседней улице, или на итальянского продавца скобяными изделиями Джованни, который каждое утро обменивается с вами новостями, выглядывая из своей лавочки?

Путешествуя по Европе, я видела несколько вертепов с черноликими героями. Я молилась Черным мадоннам в Польше и в Испании. И их черные статуи никогда не вызывали у меня отторжения. Когда-т о я заинтересовалась этим вопросом и узнала, что цвет кожи Богородицы — это не влияние времени, ни многовековая копоть свечей. Искусствоведы сходятся во мнении, что цвет ее кожи был выбран художниками умышленно; на это, в частности, указывает тот факт, что чёрный цвет покрывает лишь участки кожи, но не одежды или предметы второго плана.

Согласно иносказательному прочтению Песни песней, прообразом Богоматери можно считать возлюбленную царя Соломона, которая говорит о себе: «Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня;…» (Песн. 1:5). В Вульгате это место звучит как «Nigra sum sed formosa». Эта цитата иногда встречается на изображениях Чёрной мадонны. В греческой Септуагинте соответствующее место звучит как «μέλαινά εἰμι ἐγὼ καὶ καλή», что можно перевести «Я черна и прекрасна». Споры теологов вызвали разночтения в последней фразе, которую переводили также как «Я черна, но прекрасна». Я видела, как паломники из разны стран и с разным цветом кожи проходят тысячи километров и поднимаются высоко в горы, чтобы попросить у Черной мадонны прощения за прегрешения или помолиться за здоровье родных. И паломников не беспокоят средневековые предрассудки по поводу черного цвета лица Девы Марии. Выскажу предположение, что черноликих мадонн могли создавать художники с темным цветом кожи, представители смуглых этносов. Средневековые творцы в камне или в дереве воплощали такие образы Богоматери и младенца Христа, которые сближали бы с ними их народы.

Их творчество не противоречило той тенденции, о которой упомянул в своей книге «Мимесис» (1953) филолог, специалист по романским литературам Эрих Ауэрбах. Ученый заметил, что уже со Средних веков в Европе, когда потребовалось «перелить содержание христианства в такую форму, которая была бы не простым его переводом, но и приспособлением к собственной традиции мировосприятия и выражения», возникла интерпретирующая традиция. Ее суть заключалась в том, что библейские события представлялись в литературе как события повседневной жизни, происходящие на глазах людей. На этом этапе снижения библейских рассказов изложение по своему характеру было народным: «возвышенное событие древнейших времен должно предстать перед глазами всякого зрителя как современная, всегда возможная, доступная для представления каждого, интимно близкая история», которая должна была «врасти в жизнь и чувствования» любого человека. И это желание вырубить Богоматерь из черного базальта или покрыть черным лаком, на мой взгляд, тоже связано с желанием представить ее как свою мать или знакомую прачку, или торговку виноградом. И в этой тенденции, о которой пишет Ауэрбах, заметно сильное желание художников выявить именно человеческую сущность Сына Божьего.

В 1894 году Поль Гоген начал писать свою картину «Te tamari no atua» (Рождество) в Бретани, а закончил ее в 1896 году уже на Таити. На ней Богоматерь — таитянка, а младенец Христос изображен на руках у повитухи. Он черненький с еле заметным нимбом над головой. Даже если бы мы не знали названия этой картины, мы бы угадали ее сюжет. Он слишком узнаваем, но при этом он не каноничен. Но мы, современные люди, не будем плевать на эту картину и проклинать творца за то, что он показал нам всем, что есть Человек. И тот облик, который принял Божий сын, это не облик афроамериканца, иудея или славянина. Он явил нам Человека во всем его многообразии и во всех возможных ипостасях — от простолюдина до царя.

О возвращении людей к Христу в течение всей истории христианства писал в 1925 году в своей книге «Вечный человек»английский философ и апологет Иисуса Христа Гилберт Кийт Честертон. Название философского труда указывает на связь между оптимизмом философа («христианство приходит в упадок, но Господь с нами остается») и причиной этого оптимизма – демократизмом и реализмом поступков Христа, описанных в Библии («рассказ о Кане Галилейской демократичен, как книги Диккенса»). Честертон убежден, что слова и поступки Христа-человека («Он и человек и нечто большее») носят вневременной характер: «Он не произнес ни единой фразы, ставящей Его учение в зависимость от какого бы то ни было общественного уклада».

Вместе с тем, философ не устает напоминать о том, что сделали бы его современники, увидев такого человека:
«Хорошо напоминать нам о странствиях Иисуса, чтобы мы не забыли, что Он разделял бродячую жизнь бездомных. Очень полезно думать о том, что Его прогоняла бы, а может, и арестовывала бы полиция, потому что не могла бы определить, на что Он живет». Христос в образе хиппи, Христос — чернокожий, Христос — иудей или грузин — для подлинной веры все это не должно иметь никакого значения. Здесь, на мой взгляд, важно другое. Одним из проявлений человеческой сущности Христа, например, в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» или в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда» является его чувство собственного достоинства, которое очень трудно сохранить в повторяющихся исторических условиях пренебрежения личностью. .

  Только поступки героя, а не цвет кожи Христа и его матери заставляет нас два тысячелетия размышлять о нашей с ними общности, сострадать их страданиям. 
 Только поступки героев и их отношение к вечным ценностям важны для становлении личности ребенка.
Только умение принять Другого, как себя способствует распространению гуманизма в обществе.

136041946_2727250400923311_5706530539378939790_o.jpg
Поль Гоген, «Рождество».

Этим летом в жаркий солнечный день я гуляла с племянницей по парку. Погода была отличная, а ее настроение, напротив, оставляло желать лучшего. Ника, так ее зовут, рассказывала мне о своих школьных проблемах. Ее губы то и дело дрожали, а бархатно-серые глаза наполнялись слезами. Истории Ники, одна за другой, бередили мои старые раны. В каждом ее рассказе я узнавала себя и свое отчаяние и понимала: племянницу нужно спасать.

«Ник, поучать я тебя не хочу и не буду. Просто расскажу тебе свою школьную историю. Сделаешь выводы самостоятельно», — сказала я и начала свой рассказ: «…С детства я была тихоней и прилежно училась. Старательно выписывала каждую букву и радовалась новым книгам. Мне это нравилось. А вот моим одноклассникам не очень. Она считали меня чужой. Когда я быстрее всех поднимала руку, по классу проносилась волна цыканья и шепота. За спиной меня называли высокомерной зубрилкой или просто зубрилкой-выскочкой. Они не видели во мне ничего, кроме желания учиться.

Из-за этого в начале десятого класса в школу хотелось ходить все меньше. Одноклассники стали проявлять агрессию по отношению ко мне. Они «случайно» проливали воду на мои тетради и сообщали неверное расписание и номера кабинетов. Когда я выходила к доске, ребята начинали громко вздыхать и всеми способами выражать свое недовольство. Особенно меня не любил одноклассник Ваня. Он то и дело обижал меня, грубо высказываясь в мою сторону. Я чувствовала моральное давление и их особую ненависть ко мне. Из-за этого я стала прогуливать. Долго продолжаться так не могло, поэтому я нашла выход. Благодаря хорошей успеваемости большинство учителей пошли мне навстречу и стали давать задания на дом. Время от времени меня навещала моя подруга Катя. Каждый раз она трещала обо всем без разбору. Так я узнала, что совсем скоро будет «Осенний бал», на котором выберут короля и королеву школы. Я подумала: «А может быть…подать заявку?». Хотя и знала, что, учитывая отношение одноклассников, мои шансы равны нулю. Но все же заикнулась об этом в разговоре с Катей. Ее ответ расстроил меня, но это была грустная правда: «Кроме хорошей успеваемости нужно признание общества, на что ты надеешься?».

Следующие дни я не размышляла о предстоящем празднике. Но в последнюю ночь перед окончанием подачи заявок так и не смогла уснуть. Мысль об участии настойчиво билась в висках. «А может быть Катя права, но только отчасти?», — думала я. Во мне боролись две противоположные стороны. С одной стороны, я боялась стать посмешищем и вызвать новый поток негатива со стороны одноклассников. Но, с другой стороны, мне очень хотелось завоевать их доверие, показать, кем я являюсь на самом деле. Я не понимала, как мне поступить, и решила написать своему вожатому Саше, с которым мы познакомились накануне летом. Я доверяла ему. Саша единственный, кто поверил в меня и дал понять, что я умею не только учиться. В лагере он часто разговаривал со мной, помогал переступить через свои страхи и даже открыл во мне талант к пению. В смене Саша настаивал на том, чтобы я показала свой голос окружающим. У него это вышло, ведь через несколько дней я уже стояла на сцене и пела. Своим выступлением я заявила о себе и добилась уважения от ребят из отряда. Рассказав Саше свою нынешнюю ситуацию, я, как и ожидала, получила поддержку и одобрение. Он подтолкнул меня к верному решению. Я подала заявку.

Через несколько дней началась активная подготовка к конкурсу. Неожиданно на помощь мне вызвалась не только Катя, но и одноклассник Ваня. Это было странно, ведь прежде он просто не переносил моего присутствия. Ваня стал помогать мне в организационных вопросах и оказывать моральную поддержку. На редкость он был невероятно добрым и внимательным.

Для участия в конкурсе нужно было поставить номер. Следуя совету Саши, я решила петь. Сомнений в выборе не было, он пал на композицию Ольги Кормухиной «Путь». Эту песню я всегда сравнивала с птицей. Она такая же сильная, утонченная и душевная. Вместе с Катей и Ваней за несколько дней мы подготовили эффектный номер. Моя подруга исполняла в нем главную роль. С помощью танца она выражала эмоции лирической героини, которая попала в трудную жизненную ситуацию. Танец и песня слились воедино.

Время пролетело незаметно, и совсем скоро настал день Х. Мы с Ваней пришли к назначенному времени. А вот Кати все не было. Я начала заметно нервничать. На телефон она не отвечала. Мое волнение все больше усиливалось. Внезапно из окна я увидела знакомую фигуру в красном пуховике. Спустя минуту, от Кати пришла эсэмэска: «Извини, подруга, я ужасно подвернула ногу, когда выходила из дома, номер хорош и без меня, удачи». Мое сердце опустилось в пятки и сделало тройное сальто. Катя нагло соврала мне, стоя почти перед крыльцом школы.

До выступления оставались считанные минуты, и я не успевала сказать о выбывании подруги из конкурсного списка. У меня был один вариант, заявить о выбывании Кати прямо на сцене, заявить о предательстве. И все это перед десятками одноклассников, которые вновь будут смеяться. Ведущий назвал мое имя. Сердце ускорило темп. К горлу подкатил ком. Ноги подкосились от страха. «Вперед», — прошептал внутренний голос. И я вышла.

Все остальное произошло как в тумане. Вот я выгораживаю Катю: говорю, что она подвернула ногу, и мне очень жаль, ведь она не сможет показать свой талант зрителям. Вот я прикрываю глаза и исполняю песню. Я чувствую, мой голос струится как ручей, и для него не существует преград. А вот я поднимаю глаза и вижу, как весь зал аплодирует стоя, и даже мои одноклассники. Аплодируют. Стоя. И. Улыбаются. В их глазах читается одобрение, ведь они догадывались о предательстве Кати. Меня выбирают королевой «Осеннего бала». Ваня дарит мне букет белых кустовых роз и нежно обнимает.

В классе ребята еще не раз поздравили меня с заслуженной победой», — продолжала я рассказывать Нике, которая внимательно наблюдала за мной, — «Они оценили мой поступок: я защитила Катю, несмотря на жестокую подножку с ее стороны. Так ребята увидели, что кроме стремления к учебе, во мне есть способность быть хорошим другом. Они были поражены моим голосом и делали комплименты. Не скрою, я была очень довольна собой в тот момент. С тех пор их отношение ко мне изменилось в лучшую сторону. Я вновь начала ходить в школу и радоваться жизни. Меня больше не называли заучкой, у меня просили помощи с уроками, и я охотно помогала», — завершила я свой рассказ.

Ника подняла заплаканные глаза и понятливо кивнула. Мне показалось, что моя миссия была выполнена.

Что делать, если школа для ребенка становится кошмаром. Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснила, как научить подростков и их родителей противостоять травле.

Травля

Заклятые друзья

Для каждого пятого ученика первое сентября означает не День знаний, а начало очередного года травли в школе. Согласно опросам, каждый второй ребенок когда-либо подвергался психологическому насилию. А буллингу, травле в коллективе, – от 20 до 25 %. В 2018 году ЮНИСЕФ провел в Беларуси исследование, которое показало: порядка 11–12 % учеников 5–11-х классов считают атмосферу в школе недружелюбной. Причина – агрессия со стороны сверстников, старшеклассников или учителей.

Мы часто не замечаем, что давно привыкли к буллингу, даже считаем его нормой. Конфликты стараемся замалчивать. Ну дразнят тебя в школе, и что? Или ты молодой специалист, поэтому старшие коллеги на работе могут задавить тебя пусть даже сомнительным, но авторитетом.

Между тем это весьма опасное явление. Человек, систематически подвергающийся насмешкам со стороны окружающих, постоянно находится в подавленном состоянии, а это, увы, прямой путь к психосоматике, депрессии, а в самых критических случаях – к суициду.

Свести к нулю

Конечно, свести буллинг к нулю почти невозможно. Но минимизировать число конфликтов и снизить их остроту вполне реально. Нужно создавать в школе такие условия, которые бы позволили разрешать конфликты на начальном этапе и формировать дружественную среду, уверены специалисты.

С сентября прошлого года в 26 школах Беларуси в рамках образовательного эксперимента реализуется проект «Дружественная и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования». Его куратор – Институт психологии Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка при поддержке Детского фонда ООН ЮНИСЕФ и Министерства образования Республики Беларусь. Программа предусматривает создание в школах механизма, направленного на снижение числа конфликтов среди учащихся – буллинга, психического и физического насилия.

Еще один эксперимент проходит в школах Партизанского района. Его цель – создание целостной системы психологической поддержки в учреждениях образования. Социально-педагогический центр района (СПЦ) закрепил за каждым своим педагогом-психологом несколько школ. Ребята знают, что в случае проблемной ситуации всегда могут обратиться за помощью к специалисту. В наступившем учебном году к эксперименту присоединятся два района.

Аккумулирует и анализирует этот опыт Минский городской институт развития образования. Начальник управления идеологической и воспитательной работы Наталья Карпушева рассказывает:

– Проектов масса, мы отбираем самые интересные. Например, создание мобильных досуговых комнат для детей и подростков. Ребенок может там просто потусоваться, а может поговорить с волонтерами о своей проблеме.

Или мобильное приложение для детей и подростков «САМ в кубе». Его создали два психолога средней школы № 201. Современное поколение не очень жалует звонки по мобильным, поэтому телефоны доверия для них не подходят. А в этом случае человек может зайти в приложение и, выбирая ответы, описывая свое состояние, понять, что с ним происходит. Два социальных педагога организовали небольшой проект, он за 2 года привел к созданию сайта. Они изучили все спортивные площадки и стадионы города, создали интерактивную карту, и подростки, которые ищут себе занятие, могут зайти на сайт, зарегистрироваться, собрать свою команду онлайн по любому виду спорта – футболу, волейболу, баскетболу. Уже, кстати, прошло несколько товарищеских матчей между такими дружинами.

Чек-лист для родителей

Как понять, что ребенок стал жертвой насилия в школе? Если он скрывает свои проблемы, о них можно догадаться по некоторым косвенным признакам.

Родителей должно насторожить, если ребенок:

  • постоянно находится в подавленном настроении;
  • регулярно не хочет идти на занятия, ссылаясь на состояние здоровья или другие причины;
  • в разговорах о школе не упоминает одноклассников;
  • не знает, к кому обратиться, чтобы уточнить домашнее задание;
  • его вещи часто разорваны, испачканы или потерялись.

Каждый по отдельности из этих признаков не может служить сигналом неблагополучия, но несколько вместе – повод насторожиться.

Чтобы понять, есть ли проблема, нужно поговорить с ребенком. Но не давить на него, не спрашивать прямо.

Лучше понять картину происходящего помогут следующие вопросы:

  • Что делают твои одноклассники, когда начинается перемена?
  • Любишь ли ты перемены?
  • Что ты делаешь в это время?
  • Кто из одноклассников нравится тебе больше всего?
  • Кто из ребят тебе не нравится?
  • Что он делает такого, что тебе не нравится?

Однако не только рассказ о насмешках и травле должен беспокоить мам и пап. Если ребенок уходит от ответов, переводя разговор на другую тему, то проблемы существуют и чадо нуждается в поддержке.

Как поступить родителям, когда они узнали о буллинге:

  • объяснить ребенку, что, рассказав о проблемах, он не наябедничал, а поступил хорошо: искать помощи – это правильно и нужно;
  • поговорить с классным руководителем, чтобы вместе найти выход;
  • научить чадо не показывать обидчикам, что их слова его задевают;
  • убедить, что счастливый и довольный собой человек никогда не станет оскорблять других. Поэтому большие проблемы именно у того, кто дразнит;
  • обсуждать ситуацию с обидчиком и его родителями лучше только с разрешения ребенка;
  • если проблема зашла далеко и ребенок длительное время подвергается травле, лучшее, что можно сделать, – вывести его из травмирующей обстановки, например, сменив школу. Но просто поменять коллектив недостаточно: необходимо проанализировать ситуацию и научить ребенка правилам коммуникации, а также обратиться к психологу.

Заклятые друзья

Для каждого пятого ученика первое сентября означает не День знаний, а начало очередного года травли в школе. Согласно опросам, каждый второй ребенок когда-либо подвергался психологическому насилию. А буллингу, травле в коллективе, — от 20 до 25 %. В 2018 году ЮНИСЕФ провел в Беларуси исследование, которое показало: порядка 11–12 % учеников 5–11-х классов считают атмосферу в школе недружелюбной. Причина — агрессия со стороны сверстников, старшеклассников или учителей.

Мы часто не замечаем, что давно привыкли к буллингу, даже считаем его нормой. Конфликты стараемся замалчивать. Ну дразнят тебя в школе, и что? Или ты молодой специалист, поэтому старшие коллеги на работе могут задавить тебя пусть даже сомнительным, но авторитетом.

Между тем это весьма опасное явление. Человек, систематически подвергающийся насмешкам со стороны окружающих, постоянно находится в подавленном состоянии, а это, увы, прямой путь к психосоматике, депрессии, а в самых критических случаях — к суициду.

Свести к нулю

Конечно, свести буллинг к нулю почти невозможно. Но минимизировать число конфликтов и снизить их остроту вполне реально. Нужно создавать в школе такие условия, которые бы позволили разрешать конфликты на начальном этапе и формировать дружественную среду, уверены специалисты.

С сентября прошлого года в 26 школах Беларуси в рамках образовательного эксперимента реализуется проект «Дружественная и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования». Его куратор — Институт психологии Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка при поддержке Детского фонда ООН ЮНИСЕФ и Министерства образования Республики Беларусь. Программа предусматривает создание в школах механизма, направленного на снижение числа конфликтов среди учащихся — буллинга, психического и физического насилия.

Еще один эксперимент проходит в школах Партизанского района. Его цель — создание целостной системы психологической поддержки в учреждениях образования. Социально-педагогический центр района (СПЦ) закрепил за каждым своим педагогом-психологом несколько школ. Ребята знают, что в случае проблемной ситуации всегда могут обратиться за помощью к специалисту. В наступившем учебном году к эксперименту присоединятся два района.

Аккумулирует и анализирует этот опыт Минский городской институт развития образования. Начальник управления идеологической и воспитательной работы Наталья Карпушева рассказывает:

— Проектов масса, мы отбираем самые интересные. Например, создание мобильных досуговых комнат для детей и подростков. Ребенок может там просто потусоваться, а может поговорить с волонтерами о своей проблеме. 

Или мобильное приложение для детей и подростков «САМ в кубе». Его создали два психолога средней школы № 201. Современное поколение не очень жалует звонки по мобильным, поэтому телефоны доверия для них не подходят. А в этом случае человек может зайти в приложение и, выбирая ответы, описывая свое состояние, понять, что с ним происходит. Два социальных педагога организовали небольшой проект, он за 2 года привел к созданию сайта. Они изучили все спортивные площадки и стадионы города, создали интерактивную карту, и подростки, которые ищут себе занятие, могут зайти на сайт, зарегистрироваться, собрать свою команду онлайн по любому виду спорта — футболу, волейболу, баскетболу. Уже, кстати, прошло несколько товарищеских матчей между такими дружинами.

Чек-лист для родителей

Как понять, что ребенок стал жертвой насилия в школе? Если он скрывает свои проблемы, о них можно догадаться по некоторым косвенным признакам.

Родителей должно насторожить, если ребенок:

  • постоянно находится в подавленном настроении;
  • регулярно не хочет идти на занятия, ссылаясь на состояние здоровья или другие причины;
  • в разговорах о школе не упоминает одноклассников;
  • не знает, к кому обратиться, чтобы уточнить домашнее задание;
  • его вещи часто разорваны, испачканы или потерялись.

Каждый по отдельности из этих признаков не может служить сигналом неблагополучия, но несколько вместе — повод насторожиться.

Чтобы понять, есть ли проблема, нужно поговорить с ребенком. Но не давить на него, не спрашивать прямо.

Лучше понять картину происходящего помогут следующие вопросы:

  • Что делают твои одноклассники, когда начинается перемена?
  • Любишь ли ты перемены?
  • Что ты делаешь в это время?
  • Кто из одноклассников нравится тебе больше всего?
  • Кто из ребят тебе не нравится?
  • Что он делает такого, что тебе не нравится?

Однако не только рассказ о насмешках и травле должен беспокоить мам и пап. Если ребенок уходит от ответов, переводя разговор на другую тему, то проблемы существуют и чадо нуждается в поддержке.

Как поступить родителям, когда они узнали о буллинге: 

  • объяснить ребенку, что, рассказав о проблемах, он не наябедничал, а поступил хорошо: искать помощи — это правильно и нужно;
  • поговорить с классным руководителем, чтобы вместе найти выход;
  • научить чадо не показывать обидчикам, что их слова его задевают;
  • убедить, что счастливый и довольный собой человек никогда не станет оскорблять других. Поэтому большие проблемы именно у того, кто дразнит;
  • обсуждать ситуацию с обидчиком и его родителями лучше только с разрешения ребенка;
  • если проблема зашла далеко и ребенок длительное время подвергается травле, лучшее, что можно сделать, — вывести его из травмирующей обстановки, например, сменив школу. Но просто поменять коллектив недостаточно: необходимо проанализировать ситуацию и научить ребенка правилам коммуникации, а также обратиться к психологу.

Источник: Агентство «Минск-Новости»

20 ноября участники книжного стендап-шоу «Кот Бродского» расскажут личные истории о буллинге. «Афиша Daily» попросила современных писателей рассказать, сталкивались ли они с буллингом и как пережитый опыт отразился на их жизни и творчестве.

Шамиль Идиатуллин

Писатель

«Буллингом в его современном понимании я бы испытанные в детстве неприятности от сверстников и ребят постарше не назвал. Но, понятно, было постоянное поддразнивание в связи с национальностью, фамилией-именем и прочими непривычными для окружающего большинства особенностями. Ну и сам я, безусловно, добавлял поводов живостью и непосредственностью реакций.

73bde2ece660ce1ec4b3a125f047af64

В раннем детстве я был абсолютный псих: чуть что, кидался драться. Потом присмирел — отчасти, наверное, и потому, что итог драк редко меня радовал, но в основном благодаря больничному воспитанию (я валялся по больничкам с пневмониями и отитами до 2–3 месяцев в год), которое научило меня смирению, умению сходиться более или менее с любыми соседями, как бы часто они ни менялись, пониманию, что боль неизбежна, но превозмогаема (когда витамины колют, например), а заодно постоянному чтению.

К средним классам на попытки докопаться или завести меня я уже просто не обращал внимания. И потом я был не очень вредный и немножко полезный тем, что мог рассказать кучу анекдотов или садистских куплетов, плюс всегда был готов беззлобно, но смешно достать этим учителей. Так что за меня, как правило, было больше народу, чем против. Совсем от конфликтов и драки это не спасало, но в целом жаловаться грех.

При этом, к сожалению, я довольно долго не считал необходимым вступаться за тех, кого щемят. Отдельный и ничем не искупаемый стыд связан с эпизодами, в которых я сам доставал несимпатичных мне ребят — причем это было уже не в детстве, а в старшей школе и даже в студенчестве. Рамок я не переходил, но передразниваний и выносов мозга позволял себе с перебором.

К счастью, я довольно быстро не только понял, в каком позорище могу увязнуть, но и попробовал представить себя на месте предметов моего остроумия. Это ошарашило и помогло в дальнейшем держать себя в руках.

Так, наверное, закрепилась привычка влезать в чужую шкуру: сперва знакомцев, а потом незнакомых и даже придуманных людей. Это очень помогает в творчестве, конечно».

Ольга Птицева

Писательница, соавторка подкаста «Ковен дур»

«Я переехала с Севера в Тульскую область, когда мне было десять, и с тех пор жила с бабушкой и дедом. У меня была немодная одежда, перепаянные очки, нелепые косички. Класса до седьмого мало кого из моих сверстников это заботило. В лучших подругах у меня была самая популярная девочка из обеспеченной семьи. Я часто гостила в ее классной квартире, мы слушали музыку и играли в компьютер, а день рождения этой девочки был главным праздником года — куча вкусной еды, аниматоры, все одноклассники и прочие радости жизни.

f4efe2fae8c7766d05d3e807ce7b2d25

Ольга Птицева в шесть лет

А потом мы все чуть подросли. И на одной из таких вечеринок эта девочка посмотрела на мой старый пуховик и сказала, что ей стыдно со мной дружить, потому что я бедная. Я просидела на вечеринке до самого конца, пыталась со всеми разговаривать и не замечать, что меня показательно игнорируют. Потом это перекинулось и на школу. От меня все отдалились, надо мной смеялись, это было обидно. А я старалась быть хорошей и удобной, чтобы вернуть их расположение, — давала списывать, смеялась над собой вместе с ними, увязывалась на прогулки, хотя меня никто не звал. Это закончилось, кажется, в девятом классе. Я резко сбросила вес, прилетела мама и купила мне классные шмотки. И меня приняли за свою, а я с облегчением позволила им это сделать. И мне до сих пор гадко, что я не нашла сил высказать им, насколько подло они со мной поступали.

Если спросить меня лет 10–15 назад, сталкивалась ли я с буллингом, я бы ответила, что нет. Ну да, надо мной могли издеваться, со мной могли показательно не дружить, могли выгнать из компании за инаковость. Но не били же, в чем проблема?

Сейчас я понимаю, что буллинг — это не только физическое насилие, но и эмоциональное тоже.

В романе «Выйди из шкафа» главного героя буллят за инаковость и бедность, за дурацкие костюмы, которые ему на рынке покупает матушка, за неумение встраиваться в социум. Не могу сказать, что эта сюжетная линия выстроена полностью на моем опыте: героя там не просто игнорируют и насмехаются над ним, но и бьют. Но какая‑то часть переживаний точно взята из той меня, которой до сих пор обидно.

Думаю, эти события стали еще одним кирпичиком в моем навязчивом желании внимания и подтверждения приязни. Мне тяжело, когда люди от меня отдаляются. Я постоянно норовлю слиться с теми, кого люблю. Мне страшно оставаться за бортом активностей и тусовок. Я работаю со всем этим на терапии. Это долгий процесс».

Подробности по теме

«Выйди из шкафа» Ольги Птицевой и другие новые книги для детей и родителей

«Выйди из шкафа» Ольги Птицевой и другие новые книги для детей и родителей

Алексей Олейников

Писатель, преподаватель лицея «Ковчег-XXI»

93a25c440b3fa32a369fff02afe1ef12

Алексей Олейников в детстве

«Чаще всего я был жертвой, и тут была понятная стратегия: я просто бежал или прятался. В школе моего детства вообще был высокий уровень насилия, так что я запомнил старшеклассников, которые любили, например, расстреливать снежками выходящих из школы. Или играть младшеклассниками, как мячами — перекидывая друг другу.

Была трудная для меня история, когда на физкультуре стали травить единственного на тот момент моего приятеля — он был большой, неуклюжий, готовая мишень. И я начал смеяться со всеми. Это чувство предательства, стыда и надежды на то, что тебя признают другие, я до сих пор остро чувствую. Этот эмоциональный опыт помог мне при работе над „Соней из 7 ‚Буээ‘“.

Пережитое насилие тебя меняет. Мне довольно долго пришлось „вымывать“ его следы из себя. До конца от него не избавиться».

Подробности по теме

Продолжение «Сони из 7 «Буээ» и другие хорошие детские книги

Продолжение «Сони из 7 «Буээ» и другие хорошие детские книги

Евгения Некрасова

Писательница, сокураторка Школы литературных практик

b365c08ed259f8376755cb53a77b875d

Евгения Некрасова в детстве

«Конечно, я сталкивалась с буллингом. Не постоянно, но довольно часто. Мне кажется, что это опыт, без которого, к сожалению, редко обходится биография человека, занимающегося, например, тем, чем занимаюсь я. Не помню подробностей, но, разумеется, я очень переживала, моя сверхчувствительность не позволяла мне игнорировать происходящее. Хотя, может быть, стоило.

Несомненно, этот опыт отразился на моем творчестве. Я привыкла быть аутсайдером, и это научило меня по-другому смотреть на людей и реальность. Такая призмочка, подаренная неприятностями, которые в детстве казались катастрофой. Я не рекламирую ни призмочку, ни опыт, просто так получилось. Отразился он еще и тем, что у меня есть ряд проблем, с которыми помогают справиться специалисты и таблетки.

Я не понимаю, почему вовсе это происходило. Ведь и буллящие, и я — не такие уж плохие люди».

Подробности по теме

«Кожа» Евгении Некрасовой: аудиосериал о рабстве, крепостничестве и свободе

«Кожа» Евгении Некрасовой: аудиосериал о рабстве, крепостничестве и свободе

«Мой двор в детстве обнимали три дома, два из которых — «переселенческие»: в них прописали бывших жителей загибавшейся деревни Додоново. Мои сверстники были большей частью «деревенскими», и мальчик со скрипочкой (и в галстучке) не особенно вписывался в местный коллектив. О чем ему, то есть мне, регулярно напоминали действием.

f25b3f355546c07b007af2596285d1cd

Дмитрий Захаров в десятом классе

Вел я себя по-разному. Иногда старался тихонько уйти через черный ход музыкальной школы, около которой меня обычно поджидали. Когда уйти не получалось — отбивался. С разной степенью успешности. Сейчас мне кажется удивительным, что обсуждать эту ситуацию со взрослыми в голову не приходило. Подразумевалось, что свои дворовые проблемы ты решаешь сам.

Но в памяти ярче другая история — из более позднего возраста, когда я уже был девятиклассником. И след от нее, пожалуй, посерьезнее. Я рано начал носить в редакцию городской газеты разные тексты: заметки, репортажи, а однажды пришел с мини-пьесой о школьной жизни. Несмотря на то что имена учителей были изменены, школа не названа, а пьеса подписана псевдонимом, публикация вызвала страшный скандал. Моя на тот момент классная два урока читала нам истерическую нотацию, что мы «злые дети», которые «не достойны звания лицеистов». Несколько дней меня попеременно водили к завучам, директору, школьному психологу. Все они обещали мне разной степени проблемы. До отчисления не дошло, но проблемы в самом деле образовались — и со многими предметами. Например, впервые за всю учебу я получил тройку на экзамене по своей любимой литературе — директриса поставила ее лично. В травлю постепенно включились и многие одноклассники, сообразившие, что это поощряется частью учителей.

Как я на это реагировал? Не помню, чтобы хоть в какой‑то момент испугался. Но вот недовольство одноклассников, которые раньше регулярно просили почитать им вдруг ставшие крамольными зарисовки, вызывало и растерянность, и разочарование.

Это был специфический опыт. Мне потом говорили, что, мол, это меня «закалило» или «продемонстрировало, как это в жизни бывает». Но мне не кажется, что детям непременно нужно проходить через подобный аттракцион.

В конце концов, сломать ногу — опыт тоже специфический и, наверное, на что‑то тоже открывающий глаза. Но без него определенно можно обойтись.

У меня есть незаконченный роман, где история буллинга — отправная точка для побега юных героев из школы, из города, из привычной реальности. Как раз недавно перечитывал и решил, что хочу вернуться к тексту, как только закончу работу над нынешним.

Что же до того, поменялось ли мое отношение к событиям прошлого, — то да. В том смысле, что и ситуации, и мое собственное поведение, и поведение взрослых перестали казаться мне естественными, закономерными и неизбежными».

«Я сталкивался с буллингом, но ни разу не был в позиции жертвы. В одном случае (начальная школа) был пассивным наблюдателем, в другом (шестой класс) — зачинщиком. В позиции наблюдателя я просто… наблюдал. У меня было внутреннее ощущение неправильности происходящего, но я и не думал заступаться за того мальчика, поскольку понимал: если встану на защиту, то следующим буду я.

0745f2748b7e394cfd27e7ce33c5b2c9

В шестом классе я высмеял своего одноклассника из‑за его чувств ко мне, потому что мне не хватало ума, рефлексии и наверняка чего‑нибудь еще, чтобы прямо проговорить, что он мне не нравится и я не отвечу на его чувства. Я поставил его в дурацкое и смешное положение перед всеми, лишь бы он от меня «отстал». В мои планы не входил буллинг, но получилось то, что получилось: мои насмешки поддержал весь класс. Мне было очень стыдно, я потом плакал и просил прощения. В «Днях нашей жизни» буллинг над Антоном полностью списан с ситуации в моем детстве.

Внутренне у меня всегда было понимание неправильности происходящего, и, к счастью, ничего не поменялось: я по-прежнему сожалею, что такое случалось с детьми рядом со мной.

Свой опыт как зачинщика я простил и отпустил. За пассивное наблюдение себя не виню. Мне было страшно, и я не считаю, что дети обязаны «спасать» друг друга.

Эти проблемы должны были решить взрослые».

Подробности по теме

Писатель Микита Франко — о романе «Дни нашей жизни» и видимости ЛГБТ

Писатель Микита Франко — о романе «Дни нашей жизни» и видимости ЛГБТ

Нина Дашевская

Писательница

«Я не помню опыта откровенной травли в детстве, но когда мы смотрели и читали «Чучело», это не было невероятным ударом. Откуда‑то было ощущение, что все это правда и все это есть. Возможно, какие‑то вещи я просто предпочла забыть.

Когда я была уже взрослой и только начинала писать, то прочла беспощадный рассказ Дарьи Вильке «Туманность Архипкина», написанный от лица тех, кто травил. Почти безобидно. И главное, видно, что герои — обычные, вполне симпатичные люди. Мы. Очень сильнодействующий рассказ.

b326f2114321e06fcb09bf0c625f95a3

Нина Дашевская в первом классе

И вот тут мне стало ясно, что опыт травли у меня все же был. У нас была в классе девочка Лена, она хорошо училась, даже не могу объяснить, что с ней было не так — возможно, какая‑то излишняя доверчивость и непонимание шуток. И не то чтобы ее обижали — никто никого не бил, не обзывал, просто как‑то обходили стороной и хихикали за спиной. Ну Лена же, понятно.

А потом у нас была «отработка»: все пионеры летом обязательно пару недель помогали колхозникам. Из моего класса там была только Лена. Мы сели в автобусе вместе, и оказалось, она совершенно нормальный человек, и все эти две недели мы отлично провели с Леной, я потом даже сходила к ней на день рождения — и там было много друзей, все не из школы.

Главный момент наступил первого сентября. Когда мне надо было решить, друзья мы теперь или все как раньше: у нас же не принято с Леной дружить. В общем, меня не хватило. Лена все сразу поняла и не подходила ко мне. Причем, опять же, это не было «травлей» в чем‑то конкретном. Однако почему же мне так не хочется вспомнить об этом? Именно после «Туманности Архипкина» я вспомнила Лену и поняла, что у меня тоже было очень похожее.

Это был шестой-седьмой класс. После седьмого я ушла в музыкальное училище, а в профессиональной среде, где люди делом заняты, все немного иначе. Или мне просто повезло с людьми.

Про откровенную травлю я никогда не писала именно потому, что у меня нет такого опыта. Но само ощущение, что это все где‑то рядом, конечно, присутствует, хотя и «не в лоб». Я работаю в школе и вижу, как даже у самых маленьких детей зарождаются эти болезненные очаги, и при умелом вмешательстве взрослых все можно разрулить, по крайней мере в младших классах».

Подробности по теме

«Не ты — так тебя»: жертвы и агрессоры о том, как происходит школьная травля

«Не ты — так тебя»: жертвы и агрессоры о том, как происходит школьная травля

Сергей Лебеденко

Писатель, журналист, автор блога «Книгижарь»

«Я был ребенком довольно тихим, компаниям предпочитал книжки, а такие дети с определенного момента сильно выделяются. Выделяющихся не любят. Главный редактор моей школьной газеты даже делала материал «Белые вороны и шантрапоиды в школе», где выделяла два таких типа ребят: слишком тихих и слишком задиристых.

Особенно тяжело было классе в пятом, когда никто со мной не хотел дружить, а буллинг пришлось на себе испытать и в школе, и в спортивной секции. С постоянным ощущением тревоги я не расставался. Хотя, почитав истории людей, сталкивавшихся с буллингом, я понимаю, что у меня еще все было относительно лайтово. Буллинг в основном был психологическим, то есть физически я не страдал, просто чувствовал себя как говно. Выдерживать было тяжело: родителей я не хотел расстраивать, так что не рассказывал им, а учителя и тренеры просто не хотели ничего делать.

С нами никто не говорил о буллинге, не рассказывал, как с этим бороться. Так что я практиковал тихое сопротивление: когда на воротах одного хозяйственного сооружения при школе написали мое имя с обидным словом, я дождался, пока ребята уйдут, и просто его стер. Мог подсказывать неправильные варианты ответов на контрольных.

Позже все это закончилось, конечно, кто‑то из булли даже извинялся. Но курса до второго в институте я очень неохотно контактировал с людьми, тревожился из‑за каждой мелочи и замыкался в себе.

Недавно я написал рассказ, в котором изложил историю буллинга в секции по теннису, и стало действительно легче думать о тех событиях. Благодаря этому опыту я острее стал чувствовать несправедливость. Поэтому меня интересует тема судов в России, пыток, притеснений меньшинств: все это, по сути, использование предоставленных государством привилегий для проецирования власти на другого. А буллинг, в общем-то, об этом же: ты опираешься на авторитет в группе подростков и утверждаешь свою психологическую власть через насилие над другим.

Я вижу сильную связь между культурой буллинга и злоупотреблением властью, которое нас окружает в повседневной жизни.

Тем печальнее, что о буллинге как системной проблеме задумались совсем недавно.

Прошло почти двадцать лет, и я уже более отстраненно воспринимаю то, что происходило тогда. Мне все еще интересно, зачем зачинщики травли так делали, но уже скорее из каких‑то психологических соображений. У корреспондентки «Медузы»* Юлии Дудкиной был интересный материал об опыте травли и интервью с булли. Очень характерно, что спустя годы сами булли не очень понимают, зачем это делали. Думаю, если бы я задал этот вопрос своим булли, они ответили бы то же самое.

И я по-прежнему считаю, что буллинг — это зло. Но зло социальное. И с ним можно работать».

Вера Богданова

Писательница

«Сама я жертвой буллинга не была, но стала свидетелем того, как травят девочку из параллельного класса. До физического насилия дело не доходило, но одноклассницы обзывали ее или же просто играли в молчанку, не общались совершенно, хотя девочка тянулась к ним, старалась быть веселой и общительной, такой же, как и все, несмотря ни на что. Улыбалась в ответ на обидные слова — так учила ее мама, но улыбка и гордое молчание не помогали. Когда я вспоминаю сейчас вот это ее беспомощное старание влиться в коллектив, который ее отвергал просто потому, что она одевалась по-другому, делается больно и стыдно за свое невмешательство и невмешательство остальных. Если у ребенка небогатые родители или же, как в случае с той девочкой, эксцентричная мама, покупающая такую одежду, в которой не сольешься с толпой, это не его вина. К сожалению, некоторые подростки этого не понимали.

010795338f9f8364ec2bca4a7595108e

Вера Богданова в десятом классе

В моем романе «Павел Чжан и прочие речные твари» мальчика травят за то, что он наполовину китаец и хорошо учится. Его зовут китаезой, отбирают учебники и телефон, бьют за школой — просто потому, что он внешне не похож на остальных и имеет отношение к Китаю, который по сюжету поглощает Россию экономически. Отчасти из‑за этого Павел, став взрослым, мечтает покинуть страну.

Когда мой сын пошел в школу, в его классе оказался мальчик, который провоцировал драки — со всеми, но, будучи слабее большинства детей, сам же и получал. Он прятал чужие рюкзаки и пеналы, обзывался, плохо вел себя на уроке — в общем, всячески привлекал внимание. И сейчас я понимаю, что это от нехватки любви в его семье, что он попросту не знает других методов обратить на себя внимание. Но другие дети от него стонали, жаловались родителям, классный руководитель не мог справиться с ситуацией, мать мальчика была совершенно не заинтересована в его школьной жизни — я сама пыталась с ней поговорить. В итоге его перевели в другой класс, где он снова стал белой вороной. И мне безумно жаль его: если бы его родители сходили, например, к психологу и разобрались, почему же ребенку настолько беспокойно, что он так себя ведет, возможно, это уберегло бы его от больших ошибок в будущем».

Подробности по теме

Вера Богданова о романе «Павел Чжан и прочие речные твари»

Вера Богданова о романе «Павел Чжан и прочие речные твари»

Ольга Аристова

Создательница стендап-шоу «Кот Бродского»

«Каждый третий ребенок в мире сталкивается с буллингом. В основном это происходит в школе. Чаще всего жертвами травли со стороны одноклассников становятся дети в возрасте от 9 до 15 лет. К взрослым в такой ситуации могут обратиться далеко не все: согласно свежему исследованию компании „Где мои дети“ и программы „Травли NET“, только 48% родителей российских школьников знают, что их детей буллят. При этом руководства школ и учителя предпочитают игнорировать проблемы буллинга, в результате может происходить рецидив: подавляющее большинство булли (82%) сами были жертвами травли, а дети бывших булли в семь раз чаще становятся агрессорами, чем дети жертв или свидетелей травли».


* «Медуза» включена Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Подробности по теме

Как понять, что пора забирать ребенка из школы

Как понять, что пора забирать ребенка из школы

  • Рассказ о бунте крестьян дубровский
  • Рассказ о брянске на английском языке
  • Рассказ о буром медведе 4 класс окружающий мир
  • Рассказ о будущем кратко
  • Рассказ о борщевике 3 класс