Рассказ о богине бастет 5 класс

Особо почитаемыми животными в древнем египте были кошки, что воплотилось в культе богини бастет и ее второй ипостаси сехмет. можно

Особо почитаемыми животными в Древнем Египте были кошки, что воплотилось в культе богини Бастет и ее второй ипостаси Сехмет. Можно сказать, что в этот период кошки пережили свой золотой век: в их честь строились храмы, а похороны питомца стоили дороже, чем обычного человека.

Происхождение

Из древнеегипетских мифов следует, что отцом Бастет был бог солнца Ра. Однако существуют и другие версии. Например, в некоторых регионах считалось, что Бастет — дочь Осириса и Исиды. Связано это по всей видимости с тем, что развитие египетской теологии шло по пути замены одного божества другим. Так Осирис, изначально бог плодородия со временем стал судьей загробного мира, а именно эту функцию в свое время выполнял Ра. Мужем Бастет в одно время считался карлик Бес — дарящий радость покровитель стариков и детей.

Древнеегипетское изображение Бастет

Следует отметить, что иногда в литературе встречается другой вариант имени этой египетской богини. Бастет — искусственно созданное имя, поскольку точное произношение египетских иероглифов не известно. Поскольку гласные на письме не отображались, произношение имени могло выглядеть как «Баст». Оба варианта являются равноправными.

Функции богини

Культ Бастет сложился еще до одомашнивания кошки, и в те времена она ассоциировалась скорее со львицей. Но постепенно, когда полезность кошек (они охотились на мышей в храмовых амбарах и тем самым не только защищали зерно от порчи, но и препятствовали распространению чумы) превратилась в их почитание, в образе древнеегипетской богини Бастет появляются более привлекательные черты.

Во-первых, она покровительница женщин и деторождения. Именно Бастет возносили молитвы те, кому не удавалось забеременеть. Постепенно богиня стала восприниматься как покровительница плодородия в принципе. Вторая функция Бастет — врачевание. Египетские врачи часто рисовали на дверях дома больного черную кошку, что, как считалось, приносило выздоровление. Это изображение могло применяться и в «профилактических» целях.

Статуэтка Бастет

От покровительства женщинам в целом постепенно выделялась еще одна функция Бастет. Считалось, что своей волей она может остановить старение и помочь женщине сохранить красоту. Жрецы Бастет даже разработали целый комплекс физических упражнений. Считалось, что при их выполнении богиня вселяется в тело женщины и позволяет сохранить не только привлекательность, но и грациозность.

Внешний вид

О том, как выглядит богиня Бастет, свидетельствуют многочисленные изображения, оставленные на стенах сохранившихся гробниц и храмов. Благодаря этому можно проследить эволюцию образа богини.

Изначально она ассоциировалась с львицей. В более поздние периоды Бастет изображается как антропоморфная кошка или женщина с кошачьей головой. Рядом с ней иногда изображали четырех маленьких котят, что символизировало покровительство деторождению.

Бастет с котятами

В руках Бастет иногда сжимала систр. Этот ударный музыкальный инструмент использовался в богослужениях, посвященных Исиде. В этом прослеживается тесная связь двух богинь, которых позднейшая мифология превратила в мать и дочь. Примечательно, что иногда систр бывал в руках Хатхор — богини любви и красоты. На позднем этапе развития древнеегипетской мифологии обе богини выполняли сходные функции.

Бастет и Сехмет

В политеистических религиях боги очень часто имели множество ипостасей, особенно в склонном к мистицизму Древнем Египте. Описание богини Бастет было бы неполным без упоминания ее агрессивного воплощения — Сехмет.

Бастет в ипостаси Сехмет

Когда в период, предшествующий религиозной реформе Эхнатона, египетские жрецы пытались как-то упорядочить культ и разграничить функции богов, они столкнулись с рядом серьезных проблем, в числе которых была такая: являются ли Бастет и Сехмет разными богинями или это все же два разных воплощения. Поскольку Бастет все больше связывалась с семейным очагом и красотой, было решено, что Сехмет — самостоятельное божество. Но поскольку некая агрессивность в образе Бастет все еще сохранялась, ей дали еще одно имя — Пашт (Пушт).

Вряд ли так было на самом деле. Как уже говорилось, именно богиня Бастет в Египте периода Древнего царства изображалась с головой львицы. А мифы рассказывали, что однажды боги обозлились на людей и решили стереть весь род человеческий с лица земли. Эту работу поручили Бастет, которая, приняв образ Сехмет, спустилась на землю и устроила такой разгром, что земля почернела от крови. Устрашенные боги осознали, что погорячились как с уничтожением людей, так и с выбором орудия возмездия. Они попытались было усмирить Бастет-Сехмет, но потерпели неудачу. Лишь хитрость спасла уцелевших людей от гибели. Боги разлили по земле подкрашенное пиво (по другой версии — вино) и, Бастет-Сехмет, спутав напиток с кровью, все выпила и уснула. Этого времени хватило, чтобы унести разъяренную богиню подальше и успокоить ее.

Расцвет культа

Как уже говорилось, обожествление кошек связано с уничтожением ими грызунов. Особенно актуальной эта проблема была в период Среднего царства, когда при храмах были возведены огромные амбары. Приблизительно в это же время кошки становятся все более домашними, что приводит к постепенному оттеснению львиного культа на задний план.

Древнеегипетская статуэтка кота

Почитание кошек в Древнем Египте было столь же сильно, как коров в Древней Индии. Бывали случаи, которые современному человеку покажутся странными. Например, если случался пожар, то в первую очередь спасали кошку и только потом детей.

Религиозные празднества

Египтяне почитали Бастет, если уж не за помощь с появлением потомства, то хотя бы за лишние семь дней отдыха. Именно столько раз в год проводились празднества в честь этой богини. В ее храмы стекалось огромное количество паломников, приносящих жертвы покровительнице и возносящих ей молитвы.

Весной обычно вспоминали, что Бастет — покровительница плодородия и урожая. Поэтому ее статую выносили из главного храма, устанавливали в тростниковую лодку и возили вдоль берегов Нила от устья до истока. Считалось, что эта мера поможет уберечь поля и постройки от слишком долгого разлива.

Кошка в законодательных актах

Священное животное богини Бастет в Древнем Египте охранялось многими законами. Прежде всего, за непреднамеренное или умышленное ее убийство преступнику грозила мучительная казнь. Кроме того, опасаясь, как бы благоволение Бастет не покинуло Египет, законы запрещали вывоз кошек с территории страны. Проигнорировавший этот закон, должен был заплатить высокий штраф, а также принести покаяние богине.

Впрочем, сами египтяне боялись расстаться с кошкой. Пираты, которых вдоль берегов Египта было великое множество, знали об этом и быстро сообразили как можно заработать. Они похищали кошек, а потом требовали с их владельцев огромный выкуп. Те же готовы были уплатить любую сумму, лишь бы кошка вернулась домой, а их не обвинили в контрабанде.

Бубастис

Как понятно уже из названия, именно этот город был центром почитания кошек и египетской богини Бастет. По фото, сделанным археологами на развалинах этого культового центра, видно, что кошачий культ достиг здесь своей высшей точки.

Храм Бастет в Бубастисе

Происходит это в первом тысячелетии до нашей эры, когда ливиец по происхождению — фараон Шешонк переносит столицу Египта в Бубастис. Столичная жизнь явно пришлась кошкам по вкусу: по свидетельству Геродота, лично посетившему город, в огромном храме находилось несколько тысяч усатых и хвостатых, за которыми с особым тщанием и безмерным уважением ухаживали жрецы. В главной зале этого кошачьего рая находилась статуя Бастет высотой в один метр.

Погребальные церемонии

Археологические изыскания показали, что не только при жизни, но и после смерти почитались священные животные богини Бастет. Фото, сделанные на раскопках, поразили весь мир не только размахом инженерного гения египтян, способных возводить роскошные здания при минимуме технологических средств. Оказалось, что рядом с храмом Бастет располагается огромное кошачье кладбище.

Мумификация была кропотливым и затратным делом, поэтому такой чести удостаивались только фараоны, да некоторые особенно знатные вельможи. Но в Бубастисе мумифицировали и кошек, причем ничем не хуже, чем фараонов. Животных натирали дорогими благовониями, пеленали тонкими тканями и даже накладывали на мордочки специально изготовленные маски. Поскольку кошка ничем не хуже фараона, считалось, что ее душа может вернуться в мертвое тело, поэтому в могилы клали предметы первой необходимости: еду, игрушки и даже мумии мышей. Всего же во время раскопок 1890 года было обнаружено более четырехсот тысяч мумий и скелетов кошек.

Мумифицированная кошка

Когда кошка умирала, ее владельцы объявляли траур. В знак этого они сбривали волосы и брови, отказывались от пищи и даже нанимали специальных плакальщиц, провожавших кошку в последний путь. Однако для безутешных владельцев существовала надежда, что Солнце и Луна — это глаза именно их кошки, которая из чертогов богини Бастет наблюдает за миром.

Обратная сторона культа

Как известно, не получавшие особого внимания гуси, спасли Рим, а вот почитаемые кошки Египет погубили. Богиню Бастет, ответственную за плодородие и деторождение, старались не гневить ни при каких обстоятельствах. Возможно, в подсознании оставались и обрывки старых легенд о ее способности превращаться в беспощадную Сехмет. Поэтому к концу существования независимого Египта почитание кошек вырвалось за все разумные пределы.

Об этом прекрасно знали главные противники Египта — персы. Царь Камбиз, опасаясь, что в открытом сражении он может потерпеть поражение, приказал изловить как можно больше кошек и привязать их к щитам. Такое надругательство над священным животным ошеломило египтян. Не было и речи о том, чтобы сражаться: ведь можно было случайно навредить извивающейся на щите кошке. Битва была проиграна, а Египет вошел в состав Персидского царства.

Конец культа

При новой власти почитание кошек стало сложнее, а храм в Бубастисе пришел в упадок. Однако культ сохранялся вплоть до установления римского господства. Практичные римляне не видели в кошке ничего особенного: в лучшем случае, обычная охотница на мышей. Однако воспоминания о прежнем расцвете кошачьего культа сохранялись. Поэтому порой римляне могли сыграть на религиозных чувствах египтян, если те по каким-то причинам вели себя не слишком лояльно. Один из римских наместников, столкнувшись с неповиновением, приказал поймать всех черных кошек, что только попадутся и убить. Взбунтовавшихся египтян это сразу же привело в чувство.

Статья “египетская богиня Баст или Бастет” расскажет читателю об одной из главных богинь Древнего Египта, зарождении и развитии её культа, а также, о нелегкой но интересной судьбе её “подопечных”. Она – дочь света и тьмы, она – воплощение женственности, красоты и мудрости, она — египетская богиня Бастет.

Изображаемая в облике кошки, либо женщины с кошачьей головой, в разные времена Бастет была чтима как богиня плодородия, любви, веселья, домашнего очага, деторождения. Она считалась всевидящим оком великого Ра и его верной соратницей в борьбе с Апопом. Египетские лекари почитали Бастет как богиню врачевания и рисовали на своих домах черную кошку – символ богини.

Несмотря на позитивную направленность, Бастет, являясь дочерью тьмы, считалась божеством имеющим своё темное, агрессивное воплощение – Пашт. Бастет-Пашт изображалась в виде женщины с головой злобно смотрящей львицы.

Семья

По одной из версий великий Ра считается мужем Бастет, по другой эта должность принадлежит Бесу — богу, приносящему удачу. Бес считался главным покровителем стариков, детей, а также всего обездоленного люда. Период почитания Беса приходится на времена Нового и Позднего царства. Являясь “малоимущим божеством”, Бес вовсе не имел храмов в Египте. Статуэтки, изображающие Бога — толстого карлика с бородой и доброй усмешкой, хранились в домах египтян, уповающих на его благосклонность.

Позднее культ почитания Беса из Египта распространится в Рим, там у бога появится свой оракул куда будут приходить страждущие с вопросами, касающимися удачи, будущего благополучия и других животрепещущих тем. Помимо римлян, культ Беса переняли на Кипре и в Финикии. Воплощением союза Бастет и Ра стал Махес – свирепый бог бури и войны, изображаемый в облике воина с львиной головой, увенчанной двойной короной Египта. Известный своей беспощадностью к врагам, Махес защищал своего отца Ра от Апопа, а фараона и Египет от врагов.

Первые упоминания о Махесе приходятся на период Нового Царства. Главным центром его почитания стал город Леонтополь, расположенный в Нижнем Египте. Здесь львов разводили в храмах, о них заботились слуги и жрецы, а кормление хищников проходило под звуки молитвенных песнопений. Руины храма Махеса в Леонтополе до сих пор царственно возвышаются над городом.

Вторым по значимости городом, почитавшим Махеса, стал Бубастис. Здесь храм Махеса соседствовал с храмом его матери Бастет.

Божеству, подобному Махесу, поклонялись также в Нубии, именуя его Апедемак. Нубийский Апедемак исполнял практически те же функции, что и египетский Махес, однако власть его над нубийцами была куда более сильной. Это обстоятельство навело исследователей на мысль о том, что Махес был позаимствован египтянами у нубийцев, став своеобразной копией их Апедемака.

Бастет

Культ Бастет

Расцвет культа Бастет пришелся на период Среднего Царства, когда египтяне научились выращивать зерно впрок, и жизнь основательно разбогатевшего и могущественного государства уже напрямую зависела от сохранности его зерновых запасов. Так как главный враг зерна – это мыши, а главный враг мышей — кошка, Богиня- кошка Бастет стала самым почитаемым божеством страны.

Центром почитания Бастет стал Бубастис – город, расположенный в Нижнем Египте. В самом центре города был возведен величественный храм богини, ограждённый от внешнего мира высокой стеной, украшенной барельефами. В храме находилась самая большая статуя богини, практически ежедневно к ней приходили люди со всей страны, принося в дар статуэтки кошек, в надежде на благосклонность Бастет.

Семь раз в год более ста тысяч жрецов собирались в храме Бубастиса, дабы воздать почести великой богине. У её статуи воспевались молитвы, ей приносились жертвы. Во время же весенних праздников, статую торжественно выносили из храма, помещали в лодку и провозили вдоль берегов Нила, делалось это для того, чтобы Бастет своей милостью уберегла Египет от губительного разлива реки.

В храме Бубастиса жило огромное количество кошек, а у его подножия располагался некрополь этих животных. Подобно фараонам кошек мумифицировали, помещали в саркофаги и хоронили со всеми почестями. Сегодня на месте храма, некогда потрясающего воображение философов и поэтов, лежат развалины, но те, кто бывал в Бубастисе утверждают, что достаточно внимательно присмотрится к этим каменным глыбам, и становится понятно, почему красота святилища Бастет пленяла великих мыслителей

Бастет и кошки в Древнем Египте

В Древнем Египте кошки почитались как живое воплощение Бастет. Огромное количество этих животных жило в храмах богини, к ним были приставлены слуги, в обязанности которых входили кормление и каждодневная забота о кошках. К слову, кормили храмовых обитателей самым свежим молоком, хлебом и рыбой, выращенной специально для этих целей.

Были у “живых богов” и свои жрецы, которые ежедневно наблюдали за поведением кошек, пытаясь растолковать знаки, которые через своих подопечных подаёт смертным великая Бастет. Если же кто – то из хвостатых обитателей храма умирал, жрецы занимались мумификацией покойного и отправлением заупокойного обряда.

Если кошка жила в доме у простой египетской семьи, она считалась самым ценным её обитателем, о кошке заботились даже больше, чем о ребенке. Если же она умирала, похороны проходили с большими почестями: кошку мумифицировали, помещали в саркофаг, не забывая положить туда же пищу, чтобы кошке было чем питаться в загробном мире, и мышь, чтобы любимице не пришлось скучать. Скорбящие же хозяева облачались в траурные одежды и выбривали себе брови в знак невосполнимой потери.

Бастет

Убийство кошки считалось самым страшным преступлением и безоговорочно каралось смертью. Смерть ожидала и того, кто пытался вывести животное за пределы Египта, однако столь суровое наказание не останавливало иноземных торговцев, скорее даже наоборот — украсть кошку было для них своеобразным делом чести. Впоследствии вывезенных животных продавали за очень большие деньги в других странах. Именно таким образом кошки распространились по всему миру.

Преклонение египтян перед кошками сыграло роковую роль в войне Египта с Персией: персидский царь Камбиз II прекрасно знал о трепете египтян перед кошками и воспользовался этим при штурме города Пелузия. Он приказал каждому из своих солдат, идя на штурм, привязать к щиту по кошке. Египтяне не осмелились стрелять в священных животных, и персы без проблем завоевали город.

Богиня или ведьма?

После прихода в Египет римской власти, культ Бастет стал сходить на нет, а в триста девяностом году и вовсе был официально запрещен. Интерес, а вместе с ним и уважение к живым воплощениям богини были потерян. Кошек держали в домах, как охотников на крыс и змей, но оказывать им прежних почестей никто уже и не думал. Однако кошкам, в своё время попавшим из Египта в Европу повезло куда меньше, чем их собратьям, оставшимся на родине. Животных, спасших Европу от чумы, христианская церковь, за привычку гулять по ночам, светящиеся в темноте глаза и бесшумную походку, объявила порождением дьявола.

Особому гонению подверглись кошки черной масти, которые в Древнем Египте считались самыми священными. Теперь черная шерсть, некогда служившая признаком особой святости , автоматически обрекала кошку на смерть, так как, по мнению священнослужителей, черные кошки единственные из животных имели доступ на ведьмин шабаш и служили вместилищем для душ умерших ведьм, да и живые представительницы этой “профессии” любили обращаться в кошек и вредить порядочным людям.

Несчастным животным пришлось на собственной шкурке испытать все ужасы темных времён инквизиции. В попытке спасти их души, кошек в Европе пытали, сжигали на костре, закапывали в землю, в общем, убивали всеми мыслимыми и не мыслимыми способами. Наверное, ни одна кошка в Европе не дожила бы до наших дней, если бы ни вовремя наступившая Эпоха Возрождения.

В Эпоху Возрождения ненависть к кошкам сменила лояльность в их отношении. Теперь кошки вдохновляли поэтов на создание прекрасных стихов, а служителей господа на коварные замыслы.

Бастет

Заключение

В разные времена кошек обожали и ненавидели, считали святыми и демонами, наделяли их различными качествами, свойственными и совсем не свойственными этим животным. Но никогда, с тех самых пор как египтяне впервые приручили кошку, а в их божественном пантеоне появилась всемогущая богиня – кошка – Бастет, это независимое, умное и коварное животное не оставляло равнодушными ум и сердце человечества.

Источник

Бастет – мать всех кошек

В Древнем Египте Бастет или Баст почиталась как богиня кошек, любви, красоты, веселья, домашнего очага и плодородия. Это божество связывали благополучными родами у женщин. Баст являлась главной защитницей семьи и дома. Она также считалась всевидящей, поэтому входила в стражу бога Ра.

У Бастет было 2 воплощения: доброе – женщина с кошачьей головой и злое – женщина с головой львицы. Находясь в агрессивной форме, богиня превращалась в Сехмет – львицу, однажды едва не уничтожившую жителей земли. Греки отождествляли Бастет с такими влиятельными богинями, как Афродита и Артемида.

Обратная сторона культа

Как известно, не получавшие особого внимания гуси, спасли Рим, а вот почитаемые кошки Египет погубили. Богиню Бастет, ответственную за плодородие и деторождение, старались не гневить ни при каких обстоятельствах. Возможно, в подсознании оставались и обрывки старых легенд о ее способности превращаться в беспощадную Сехмет. Поэтому к концу существования независимого Египта почитание кошек вырвалось за все разумные пределы.

Об этом прекрасно знали главные противники Египта — персы. Царь Камбиз, опасаясь, что в открытом сражении он может потерпеть поражение, приказал изловить как можно больше кошек и привязать их к щитам. Такое надругательство над священным животным ошеломило египтян. Не было и речи о том, чтобы сражаться: ведь можно было случайно навредить извивающейся на щите кошке. Битва была проиграна, а Египет вошел в состав Персидского царства.

Как изображали Бастет?

Чаще всего можно встретить её изображение в виде кошки или изящной женщины с головой кошки. Правда, до одомашнивания кошки, она выглядела как львица. Цветом богини был черный.

Главным атрибутом Бастет выступал систр – ударный музыкальный инструмент, символ веселья и счастья. Именно его богиня, как правило, держит в руках. Сам сист нередко украшали изображениями кошек. У ног богини часто рисовали четырех котят, которых связывали с плодородием, процветанием и покровительством детям.

Как почитали Бастет?

Расцвет культа Бастет приходится на период с 10-го по 8-й века до нашей эры. В то время она считалась общенациональным божеством. Хотя храмы, посвященные богине, существовали в разных городах, главным местом поклонения был город Бубастис. Он являлся паломническим центром, в который стремились попасть тысячи людей. Храм в Бубастисе был огражден стеной, богато украшенной рельефами. Внутри находилась огромная статуя Баст. В дар богине было принято приносить маленькие кошачьи фигурки.

Почитание Бастет выражалось в отношении к кошкам. К примеру, в память об умершей кошке хозяин мог сбрить брови. Возницу, случайно переехавшего кошку, толпа могла забить камнями. Мера наказания за ущерб животному определялась значимостью кошки. Кроме того, археологами обнаружены тысячи кошачьих мумий.

Едва ли не при каждом храме был свой «страж кошек». Эти жрецы внимательно наблюдали за храмовыми кошками, чтобы ни в коем случае не пропустить тайного сообщения от Бастет. В домах египтян нередко хранились статуэтки кошек, которые должны были противостоять злым силам. Египтяне также верили, что после смерти душа хозяйки дома переселяется в кошку. Амулеты с изображениями кошек являлись залогом плодородия.

В «Историю» Геродота вошло описание ежегодных древнеегипетских торжеств, проводившихся в честь Бастет. Они приходились на 15 апреля. В этот день принято было танцевать и веселится. Жрецы же погружали статую богини в лодку и торжественно провозили её вдоль берегов Нила. По словам Геродота, в период праздника в город Бубастис стекалось 700 тыс. людей. И хотя число паломников, скорее всего, преувеличено, оно указывает на значимость праздника.

Даже фараоны ну чуждались совершать жертвоприношения в храме богини. Интересно, что стрелки, которыми египтянки подчеркивали глаза, также были попыткой подражания Бастет. Правда, любовь к кошкам однажды сыграла злую шутку с египтянами. Это случилось в 525 г. до н.э. Тогда персидский царь Камбиз взял штурмом египетский город Пелусий. Чтобы ослабить сопротивление египтян, он поставил впереди войска кошек. Эта история, скорее всего, является анекдотической, но отмечает важность кошек для египтян.

Мифы о Бастет

Все значимые египетские боги были связаны между собой тесными узами родства. Не обошла эта участь и Бастет. Она была дочерью бога Солнца и богини Луны. Её сестрой была весьма почитаемая в Египте богиня небес Нут. Правда, в мужья Бастет достался шут богов Бес.

У божественной четы был сын Махес – львиноголовый бог, который следил за соблюдением порядка и был воином-защитником. Современные почитатели богини Бастет любят связывать её с Анубисом. По крайней мере, в сети можно найти огромное количество картинок, изображающих этих богов вместе. Но подтверждения этим представления в египетской мифологии ученые пока не нашли.

До нашего времени дошла легенда, повествующая об огромной услуге, которую Бастет оказала своему отцу богу Ра. Когда люди ополчились против бога Солнца, он обратился за помощью к дочери. Чтобы покарать людей Бастет превратилась в грозную львицу, убивавшую всех подряд. И лишь хитростью Ра сумел усмирить её гнев.

Культ Бастет процветал в Египте вплоть до 4 века нашей эры. С распространением христианства он был запрещен. Мало того, началось истребление черных кошек, предвзятое отношение к которым сохранилось до сих пор.

Богиня Бастет — описание, мифы, интересные факты

Здравствуйте, дорогие читатели! В древнеегипетской мифологии богиня Бастет являлась одним из верховных и очень почитаемых божеств. Расцвет ее культа пришелся на X-VIII века до нашей эры. Это было связано непосредственно с тем, что в тот период дикие кошки активно приручались и одомашнивались. А богиня как раз связана с этими животными.

В городе Бубастис, который теперь является небольшим поселением недалеко от Нила и носит название Телль-Баста, был возведен самый большой храм в честь древней богини. Там же располагался некрополь, в котором археологи обнаружили большое количество мумифицированных кошек.

Богиня Бастет фигурирует во многих мифах и легендах Древнего Египта. В музеях хранятся статуэтки и иные изображения, по которым несложно составить представление, как выглядела богиня. Статуи в ее честь изготавливались зачастую из бронзы или меди, украшались драгоценными камнями.

Описание богини

За долгие годы существования мифология Древнего Египта видоизменялась. События в мифах не переписывались, однако сами боги трансформировались. У них менялась внешность, одни атрибуты заменялись другими, заново составлялась их родословная. Такая участь не миновала и Бастет.

Ученые до сих пор спорят, правильно ли называть божество именем Бастет («плачущая», «отдающая»). Составить точную расшифровку древнеегипетских иероглифов невозможно так же, как и определить, как они произносятся. Поэтому в ряде источников богиню именуют Баст. Обе версии имени считаются правильными и допустимыми. Реже встречается написание Убастет. Иногда небожительницу зовут Пушт или Пашт (Луна).

Божество было наделено легким нравом. В легендах говорится, что Бастет обожала веселье, танцы и песни, праздники. Потому торжества в ее честь всегда проходили ярко и шумно. Особое внимание на праздниках египтяне уделяли пиву и вину. Считалось, что богиня любит хмельные напитки.

Баст символизировала молодость и красоту. Это роднит ее с Хатхор, олицетворяющей красоту и любовь. Люди верили, что, если обратиться к Бастет с просьбой, чтобы она остановила старение, божество поможет. Женщины в Древнем Египте, выполняя комплекс специальных физических упражнений, сосредотачивали все свои мысли на образе божества. Так можно было призвать Баст, которая вселялась на время в тело и даровала грациозность, крепкое здоровье.

Имя Бастет связывали с целительством. Она помогала выздоравливать. Лекари в Древнем Египте рисовали у постели больного или на двери его дома черную кошку. Этот ритуал привлекал внимание божества, которое после излечивало человека. Кроме этого, ассоциировалась богиня с защитой, охраной.

В божественном пантеоне Древнего Египта есть богиня по имени Сехмет. В некоторых источниках ее описывают не как отдельного персонажа со своей историей и обязанностями, а как «темную», агрессивную сторону Баст. Сехмет и Бастет связывают не только указанные черты. Их облики во многом похожи.

Первоначально Бастет воспринималась египтянами как богиня в образе кровожадной и сильной львицы. Постепенно ее внешность видоизменилась. Сехмет – женщина с головой льва или львицы.

Описание египетской богини будет не полным, если не упомянуть о ее родственных связях с другими богами:

  • бог Солнца по имени Ра – отец Баст, мать – Хатор, связана с Луной; в отдельных легендах сказано, что первоначально Бастет являлась женой Ра и была в числе его верных стражей; по иным данным следует, что родители богини – Исида и Осирис;
  • сестра – Нут, она покровительствует Небу;
  • брата Бастет зовут Хонсу, он – бог-целитель;
  • Бес – божество-карлик, «придворный шут»; он покровительствовал пожилым людям и маленьким детям, нес свет и радость; иногда его называют мужем Баст; в других легендах супругом богини являлся Птаха – бог творчества, искусства, ремесел;
  • сын – Махес; египтяне изображали его с телом мужчины и с головой льва; его наделили свирепым и жестоким характером; Махес – верный слуга и защитник Ра, он покровительствовал египетским фараонам.

Из-за тесной связи с божеством Солнца в Древнем Египте Баст называли Всевидящей. У нее отменно развита интуиция, она способна предсказывать будущее. Одним из символов божества являлась звезда Сириус.

Внешний облик

У Бастет женское тело с головой кошки (или львицы), однако она умеет полностью обращаться в животное. Традиционно божество изображают стоя или сидя. В сидячем положении Баст всегда предстает в кошачьем обличии, ее хвост оплетает лапки с правой стороны. Иногда возле нее находятся котята, что связно с основными функциями богини. Строгого канона в одежде или украшениях нет.

Главные атрибуты:

  1. корзина – символ богатого урожая; иногда в нее помещали четверых котят;
  2. эгида – скипетр из папируса, символизирует вечную счастливую и легкую жизнь в загробном мире;
  3. систр – древнеегипетский музыкальный инструмент, храмовая погремушка, олицетворяющая собой веселье, праздник, шум, которые столь любимы богиней; также систр в стране фараонов считался инструментом, который исцеляет душу и тело; отличительная его черта – ручка, которая всегда изготавливалась в виде кота с лицом человека;
  4. амулеты с кошками, кошачьими лапками, глазами, указывающие на прямую связь божества с этими животными.

В поздней мифологии, примерно к V веку до нашей эры, внешний облик небожительницы снова изменился. В то время Баст стали изображать в образе ястреба с кошачьей головой.

Чему покровительствует

На рассвете культа Баст покровительствовала кошкам, одомашненным и диким, женщинам и детям. Ее почитали как хранительницу домашнего очага, богиню, приносящую любовь и гармонию в дом, в отношения между людьми.

Женщины, которые долго не могли забеременеть или были не способны выносить ребенка, родить здорового малыша, молились Баст, чтобы та даровала им здоровье, потомство и легкие роды. Незамужние девушки просили богиню о любви, о счастливом браке, крепкой семье. Молодых матерей божество наделяло терпением, делало их заботливыми, чуткими, ласковыми.

Детей Бастет оберегала от проблем, невзгод и болезней. Делала их сообразительными, помогала раскрывать природные таланты, защищала от злых сил.

Постепенно ее полномочия расширились. Богиню-кошку начали связывать с плодородием в самом широком смысле. Земледельцы приносили ей дары, прося о богатом урожае, о хорошей погоде. Баст дарила солнечный свет, осадки, «удобряла» почву. Людей, работающих на земле, она наделяла силами, энергией, трудолюбием, волей.

Подчинялись Бастет небесные светила – Солнце и Луна. Иногда ее именуют богиней лунного сияния и солнечного света. Выступая как защитница и охотница, в редких случаях Баст брала шефство над военным, охотниками, стражами.

Мифы о богине

Широкое распространение получил миф, в котором явно прослеживается связь Бастет и Сехмет. Боги, разгневанные недостойным поведением людей, решили истребить род людской и мир, в котором жили смертные. Ра первым начал карать людей за их грехи и злые поступки, призвав к себе на помощь Бастет.

Обратившись в дикую львицу, богиня спустилась в мир людей. Она с особой жестокостью расправлялась со смертными, не щадя ни детей, ни женщин. Постепенно все земли окрасились в темно-бордовый цвет – цвет людской крови. Баст в образе безумной яростной львицы невозможно было остановить.

Наблюдающие за событиями боги в какой-то момент раскаялись. Они попытались поймать Баст и усмирить ее, привести в чувства. Однако у них ничего не вышло. Тогда люди, оставшиеся в живых, пошли на хитрость: они окрасили крепкое пиво в красный цвет и разлили его по земле. Львица слизала напиток, приняв его за кровь, опьянела и уснула.

Спящую Бастет забрали боги. А когда та пришла в себя, сумели усмирить ее и заставить сменить гнев на милость.

Иная трактовка описанного выше мифа предполагает, что не божества первыми начали войну против смертных. Древние египтяне подняли восстание, желая свергнуть бога Солнца – Ра. Тогда он обратился за помощью к Бастет, которая перевоплотилась в львицу и встала на его защиту.

В древнеегипетских легендах описан еще один случай, когда богиня приняла облик Сехмет. Произошло это в тот момент, когда бог Анубис огрызнулся на нее, чем напугал и разгневал женщину-кошку.

В мифе о бабочке добрая и ласковая богиня предстает в образе самовлюбленного и достаточно жестокого, беспокойного существа. Насекомое появилось возле огня, разведенного в покоях Баст, и отвлекло богиню от мыслей о себе любимой.

Бастет попыталась выгнать бабочку, но обожглась о язычки пламени. Разозлившись, она позвала на помощь Гора, покровителя природы. Тот отказался убить насекомое, но спросил Баст о том, что она думает о бабочке.

Богиня надолго погрузилась в раздумья, но так и не смогла ничего ответить. На ее встречный вопрос Гор сказал, что успел познать всю правду о бабочке. Этой правдой оказался покой (спокойствие), которому Бастет следовало научиться.

Интересные факты

  1. Культ богини-кошки сохранялся до конца IV века до нашей эры. После распространения христианской религии древние божества забылись. Началось время уничтожения кошек, особенно черных.
  2. Древние египтяне семь раз в год проводили торжества, посвященные небожительнице с головой кошки. Но самый шумный и яркий праздник выпадал на середину апреля.
  3. Люди верили, что любая кошка может передать послание или весточку от Баст. В каждом храме существовали особые жрецы, приглядывающие за животными и разговаривающие с ними.
  4. Весной статуэтки, олицетворяющие Баст, выносили из домов. Их ставили на засеянной земле для богатого урожая. Огромную статую божества, взятую из центрального храма, возили на лодке по всему Нилу. Этот ритуал защищал от разлива реки.
  5. Популярными подношениями божеству выступали фигурки кошек, хмельные напитки, свежие фрукты, мясо.
  6. По одной из версий, четыре котенка Бастет – плодородие, любовь, процветание, потомство.
  7. Во время празднований в честь верховной богини в Древнем Египте запрещалось охотиться на львов.
  8. Цвет божества – черный.
  9. Отождествляли Баст с такими богинями, как Тефнут и Мут. В поздней мифологии ее культ слился с культом Исиды.
  10. В Илиополе (Гелиополисе), что некогда располагался на северо-востоке от Каира, находилась огромная статуя с телом женщины и головой кошки. В зависимости от времени суток ее зрачки то сужались, то расширялись.
  11. Когда в доме египтянина умирала кошка, начинался траур. В такие моменты хозяева, похоронившие любимого питомца, верили, что Солнце и Луна – глаза их кошки, которая теперь наблюдает за людьми из чертогов Бастет.
  12. Возле древних святилищ божества находились кладбища, где хоронили домашних, диких, уличных кошек. Вместе с ними в землю зарывались игрушки и угощения.
  13. В мифологии прослеживается тонкая связь Баст с Гором, нередко предстающим в обличие сокола. Потому богиню иногда изображают в виде крылатой кошки. Современные легенды наделили Бастет отношениями с Анубисом – богом мертвых.
  14. Ученые предполагают, что возможная порода Баст – египетская мау.
  15. Богиня отлично играет на ситаре и поет. Нередко ее избирали в покровительницы творцы: поэты, музыканты, художники.

Благодарим вас, друзья, за прочтение статьи. Надеемся, она оказалась интересной и полезной. Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях и подпишитесь на новости нашего сайта. До скорых встреч!

Бастет – мать всех кошек

В Древнем Египте Бастет или Баст почиталась как богиня кошек, любви, красоты, веселья, домашнего очага и плодородия. Это божество связывали благополучными родами у женщин. Баст являлась главной защитницей семьи и дома. Она также считалась всевидящей, поэтому входила в стражу бога Ра.

У Бастет было 2 воплощения: доброе – женщина с кошачьей головой и злое – женщина с головой львицы. Находясь в агрессивной форме, богиня превращалась в Сехмет – львицу, однажды едва не уничтожившую жителей земли. Греки отождествляли Бастет с такими влиятельными богинями, как Афродита и Артемида.

Обратная сторона культа

Как известно, не получавшие особого внимания гуси, спасли Рим, а вот почитаемые кошки Египет погубили. Богиню Бастет, ответственную за плодородие и деторождение, старались не гневить ни при каких обстоятельствах. Возможно, в подсознании оставались и обрывки старых легенд о ее способности превращаться в беспощадную Сехмет. Поэтому к концу существования независимого Египта почитание кошек вырвалось за все разумные пределы.

Об этом прекрасно знали главные противники Египта — персы. Царь Камбиз, опасаясь, что в открытом сражении он может потерпеть поражение, приказал изловить как можно больше кошек и привязать их к щитам. Такое надругательство над священным животным ошеломило египтян. Не было и речи о том, чтобы сражаться: ведь можно было случайно навредить извивающейся на щите кошке. Битва была проиграна, а Египет вошел в состав Персидского царства.

Как изображали Бастет?

Чаще всего можно встретить её изображение в виде кошки или изящной женщины с головой кошки. Правда, до одомашнивания кошки, она выглядела как львица. Цветом богини был черный.

Главным атрибутом Бастет выступал систр – ударный музыкальный инструмент, символ веселья и счастья. Именно его богиня, как правило, держит в руках. Сам сист нередко украшали изображениями кошек. У ног богини часто рисовали четырех котят, которых связывали с плодородием, процветанием и покровительством детям.

Как почитали Бастет?

Расцвет культа Бастет приходится на период с 10-го по 8-й века до нашей эры. В то время она считалась общенациональным божеством. Хотя храмы, посвященные богине, существовали в разных городах, главным местом поклонения был город Бубастис. Он являлся паломническим центром, в который стремились попасть тысячи людей. Храм в Бубастисе был огражден стеной, богато украшенной рельефами. Внутри находилась огромная статуя Баст. В дар богине было принято приносить маленькие кошачьи фигурки.

Почитание Бастет выражалось в отношении к кошкам. К примеру, в память об умершей кошке хозяин мог сбрить брови. Возницу, случайно переехавшего кошку, толпа могла забить камнями. Мера наказания за ущерб животному определялась значимостью кошки. Кроме того, археологами обнаружены тысячи кошачьих мумий.

Едва ли не при каждом храме был свой «страж кошек». Эти жрецы внимательно наблюдали за храмовыми кошками, чтобы ни в коем случае не пропустить тайного сообщения от Бастет. В домах египтян нередко хранились статуэтки кошек, которые должны были противостоять злым силам. Египтяне также верили, что после смерти душа хозяйки дома переселяется в кошку. Амулеты с изображениями кошек являлись залогом плодородия.

В «Историю» Геродота вошло описание ежегодных древнеегипетских торжеств, проводившихся в честь Бастет. Они приходились на 15 апреля. В этот день принято было танцевать и веселится. Жрецы же погружали статую богини в лодку и торжественно провозили её вдоль берегов Нила. По словам Геродота, в период праздника в город Бубастис стекалось 700 тыс. людей. И хотя число паломников, скорее всего, преувеличено, оно указывает на значимость праздника.

Даже фараоны ну чуждались совершать жертвоприношения в храме богини. Интересно, что стрелки, которыми египтянки подчеркивали глаза, также были попыткой подражания Бастет. Правда, любовь к кошкам однажды сыграла злую шутку с египтянами. Это случилось в 525 г. до н.э. Тогда персидский царь Камбиз взял штурмом египетский город Пелусий. Чтобы ослабить сопротивление египтян, он поставил впереди войска кошек. Эта история, скорее всего, является анекдотической, но отмечает важность кошек для египтян.

Конец культа

При новой власти почитание кошек стало сложнее, а храм в Бубастисе пришел в упадок. Однако культ сохранялся вплоть до установления римского господства. Практичные римляне не видели в кошке ничего особенного: в лучшем случае, обычная охотница на мышей. Однако воспоминания о прежнем расцвете кошачьего культа сохранялись. Поэтому порой римляне могли сыграть на религиозных чувствах египтян, если те по каким-то причинам вели себя не слишком лояльно. Один из римских наместников, столкнувшись с неповиновением, приказал поймать всех черных кошек, что только попадутся и убить. Взбунтовавшихся египтян это сразу же привело в чувство.

Мифы о Бастет

Все значимые египетские боги были связаны между собой тесными узами родства. Не обошла эта участь и Бастет. Она была дочерью бога Солнца и богини Луны. Её сестрой была весьма почитаемая в Египте богиня небес Нут. Правда, в мужья Бастет достался шут богов Бес.

У божественной четы был сын Махес – львиноголовый бог, который следил за соблюдением порядка и был воином-защитником. Современные почитатели богини Бастет любят связывать её с Анубисом. По крайней мере, в сети можно найти огромное количество картинок, изображающих этих богов вместе. Но подтверждения этим представления в египетской мифологии ученые пока не нашли.

До нашего времени дошла легенда, повествующая об огромной услуге, которую Бастет оказала своему отцу богу Ра. Когда люди ополчились против бога Солнца, он обратился за помощью к дочери. Чтобы покарать людей Бастет превратилась в грозную львицу, убивавшую всех подряд. И лишь хитростью Ра сумел усмирить её гнев.

Культ Бастет процветал в Египте вплоть до 4 века нашей эры. С распространением христианства он был запрещен. Мало того, началось истребление черных кошек, предвзятое отношение к которым сохранилось до сих пор.
Читайте нас на Дзене

КОШКА В МИФОЛОГИИ


Существуют подобные сказки и в мифологии восточных славян, где в кота могут превращаться как положительные, так и отрицательные персонажи. У восточных славян грань между человеком и кошкой очень тонка и способна с лёгкостью отклоняться в ту или иную сторону. Мотив превращения героя в Кота известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще — Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках Кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает Кота, надевает на себя его шкуру и под видом Кота входит к бабе-яге. Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах — детских играх. Мотив превращения Кота в человека и обратного превращения человека в Кота, как и его следствие — наличие форм, совмещающих элементы Кота и человека, неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. п., а также использование «кошачьих» имён в ономастике (раздел лингвистики, изучающий имена собственные).

Своей любовью к свободе кошка покорила сердца древних римлян. В этом старинном городе кошка олицетворяла собой свободу и всегда её изображение можно найти рядом с изображениями богини Либертас – богини свободы и независимости. А вот во Франции кошек боялись. Им приписывали всевозможные колдовские качества, вследствие которых святая инквизиция признала кошку помощницей колдунов. Этих несчастных животных сжигали на кострах вместе с хозяевами, обвинёнными в колдовстве. Но не только во Франции боялись кошек. Наделяли их негативными мистическими свойствами и жители других стран.

В Европе в средние века кошки считались пособницами дьявола и прочно ассоциировались с ведьмами. Считалось, что ведьмы способны девять раз превращаться в кошку, — вероятно, потому, что, как считалось, у кошки девять жизней. О черных котах говорили, что это — сам дьявол. По всей средневековой Европе черных кошек отлавливали и сжигали, особенно в четверг на масленичной неделе и на Пасху. Кошку, обвиненную в том, что она является спутницей ведьмы, обычно казнили, сжигая заживо. Подобные преследования, возможно, начались после процесса рыцарского ордена тамплиеров: на допросе некоторые члены братства признались в поклонении кошкам. Также в религиозном искусстве кошка считается символом лени и похоти. Тем не менее, преследования быстро сошли на нет: в начале 16 века посетитель английского дома должен был при приветствии приласкать хозяйскую кошку. А знаменитый кардинал Ришелье имел несколько хвостатых «фавориток». Рассказывают, что пророк Магомет, собравшись идти на молитву, обнаружил, что в рукаве у него заснула кошка. Чтобы не тревожить ее, он оторвал часть своей одежды. На востоке верили, что душа короля при его смерти переселяется в сиамскую кошку. Священные кошки Бирмы возникли у храма богини Цун Киян-Тзе.

В старинных легендах кошки нередко приносят своим сирым и убогим хозяевам неожиданное богатство. Их отголоски слышны в знаменитой сказке Ш. Перро «Кот в сапогах». Другим ярким примером служит легенда об основании Венеции, в которой рассказывается о бегстве жителей города Аквими от завоевателей на остров, где в будущем предстрояло вырасти прославленной Венеции. Один бедняк, у которого не было за душой ни монеты, а была только пара кошек, взял с собой животных, которые принесли счастье не только хозяину, но и всем жителям нового города. На острове кишмя кишели крысы, и маленькие отважные охотницы объявили им войну. Легенда заканчивается тем, что кошки были проданы за баснословные деньги, а Венеция, избавившись от серой нечисти, достигла процветания и благополучия.

Об удивительных способностях кошек приносить удачу своим хозяевам свидетельствует и история, произошедшая в XII в. с Ричардом Уайтингтоном, который в плавание к берегам Индии захватил кота – все, что у него было. Корабль потерпел крушение – и путешественник попал в страну, где водилось много крыс. Кот взялся за дело. Обрадованный правитель назначил кота верховным главнокомандующим всей армии, а его хозяина возвел в ранг советника. Всяистория закончилась тем, что Уайтингтон стал лордом – мэром Лондона.

В кельтской мифологии кот встречается достаточно часто. Он может быть представлен как в образе взрослого зрелого кота, так и в образе маленького пушистого котенка. Для кельтов кот не просто священное животное. Это существо, которое помогает в сложных жизненных ситуациях, когда требуется мобилизация всех внутренних сил, когда кажется, что настал тупик и уже ничего не исправить. Именно кот приходит тогда человеку на помощь. Именно кот помогает сохранить внутренние силы, собраться и справиться с тяжелой ситуацией.

Кот для кельтов – это еще и защитник от разбоя и воровства. В кельтских преданиях маленький беззаботный котенок, который играет, развлекается и, казалось бы, ничего не замечает вокруг себя, вдруг превращается в огромный огненный столп, чтобы покарать вора и выжигает его дотла.

Коты горды, независимы, свободолюбивы, но, несмотря на это, они верные спутники человека в его душевных странствиях. Они приходят на помощь там, где другие животные помочь не могут. Коты умны, их интуиции может позавидовать любое животное. Тотемы с изображением кота незаменимы тогда, когда требовалось решение в трудной ситуации, когда человек находится на грани срыва, на той грани, за которой уже нет сил и желания бороться.

Кельтский гороскоп животных – это календарь, где каждому времени соответствует образ какого-либо животного. Таким образом, оно является тотемом тех, кто рожден в этот период, своего рода духом покровителем. Образ этого животного накладывает отпечаток на характер, наделяет определенными чертами и энергетикой.

В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного Кота. Сравни пушкинскую рецепцию этого образа кота, научающего добывать огонь (Афанасьев I, № 45), чудовищного Кот-Баюна, сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки (Афанасьев II, № 215, 284), кошки как награды герою за службу (Афанасьев III, № 566) и др.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

На чтение 6 мин. Опубликовано

Богиня Бастет в Древнем Египте была воплощением плодородия. Она считалась символом материнства, любви, женственности и радости, а также веселья, удовольствий и целительства. Ещё её называли богиней лунного сияния и солнечного света. Ей возводили храмы и хоронили с почестями, достойными фараонов.

Описание и происхождение

Рассвет поклонения богине зародился примерно в V—VIII вв. еке до нашей эры. Её биография берёт начало в древнеегипетском городе Бубастисе. Родителями Бастет были Ра (Солнце) и Хатхор (Луна), братом — Хонсу (покровитель целителей), сестрой — Нут (владычица неба).

У богини было два облика:

  1. Женщина-кошка (Баст) — защитница и благодетельница женского рода.
  2. Женщина-львица (Сехмет) — прародительница конфликтов. Своим жарким дыханием Сехмет вызывала засуху и беспорядки. К ней взывали в моменты отчаяния, принося кровавые жертвы. Её родителями были Осирис и Изида.

Супруг Бастет — бог Птах. Он покровительствовал искусству и ремесленному делу. Махес — их сын. Он был покровителем египетских фараонов.

Египетская легенда

Существует миф (рассказ) о богине и бабочке, который кратко звучит так. Баст отдыхала как-то вечером, а залетевшая в её опочивальню бабочка отвлекала её от мыслей о вечном. Крылатая гостья кружила возле пламени, подлетала к Баст и снова возвращалась к огню. Бабочка мешала сосредоточиться, а прогнать её никак не получалось, так как богиня боялась обжечься. Она позвала Гора (бога погибающей и возрождающей природы), чтобы он выгнал назойливую гостью.

Богиня египта бастет

Но Гор не стал отгонять насекомое. Вместо этого, он спросил у Баст, какой был мотылёк: красивый или нет. Богиня внимательно посмотрела на свою гостью, которая летала в опасной близости от огня, и увидела подпалины на крыльях. Но несмотря на ожоги, бабочка по-прежнему кружила возле пламени.

Бастет сказала Гору, что она красивее, так как является богиней, а бабочка — это всего лишь насекомое, которое умрёт не сегодня, так завтра. Что её жизнь — это мгновение, и неважно, насколько она красивая.

Гор задумчиво посмотрел на Баст и сказал, что хочет познать правду о жизни мотылька. Богиня, глядя на него, тоже закрыла глаза и задумалась. Она вдруг осознала, что должна была знать всё о жизни и чувствах бабочки. Ей стало стыдно за своё равнодушие. Она спросила Гора, познал ли он правду. На что он ответил, что всё понял, но не стал вдаваться в подробности и ушёл.

Богиня побежала за ним, умоляя дать ответ. Гор обернулся и спросил, почему это так важно для неё. Баст сказала, что она будет несчастна, если не узнает правду. Бог улыбнулся и сказал, что истина уже открылась: это был её покой.

И в этот момент бабочка последний раз взмахнула крыльями, и упала в огонь. Несколько искр взметнули вверх и исчезли вместе с мотыльком.

Поклонение кошкам

У всех народов с древних времён коты считались мистическими существами. Люди интуитивно понимали, что некоторые повадки этих животный неподвластны человеческому разуму. Египтяне после приручения грациозных котов возвели их на первое место в благодарность за помощь в борьбе с грызунами и сохранение урожая.

 бастет в древнем египте

Каждый год в Египте в честь богини проводились торжества. Они сопровождались праздничными шествиями с танцами и песнями. В эти дни жители Бубастиса выпивали больше пива, чем все жители страны за весь год.

Египтяне хоронили котов с почестями в специально предназначенных для этого местах — некрополях. Люди бальзамировали их тела и помещали в саркофаг. В траурной процессии участвовали все члены семьи. Церемонию захоронения проводили жрецы. Вместе с животным в могилу складывали игрушки и угощения. Даже фараоны отдавали кошкам почести, участвуя в жертвоприношениях.

Если кто-либо осмеливался убить животное, его подвергали смертной казни. А когда в семье умирала кошка, хозяева в знак траура сбривали брови. Возничего, чья повозка совершала наезд на это священное животное, прилюдно забивали камнями.

Внешний облик богини

Богиню изображали двумя способами: стоя, в виде женщины с головой кошки, и сидя, в виде чёрной кошки с хвостом, прикрывающим лапы с правой стороны. Строгих правил в отношении одежды и украшений не было, и на картинках Бастет выглядела очень нарядной. Иногда рядом с ней могли нарисовать котят, если хотели подчеркнуть её покровительство в плодородии.

Главными сопроводительными атрибутами были следующие реквизиты:

 богиня египта

  1. Систр — древнеегипетский музыкальный ударный инструмент. Он символизировал веселье, радость и счастье. Считалось, что этот инструмент исцеляет душу и тело. Систр по форме напоминал продолговатую подкову в виде кота с человеческим лицом, к узкой части которой прикреплялась ручка. Именно эту «храмовую погремушку» обычно держит в руках богиня Бастет.
  2. Корзина. Это символ богатого урожая и материнства. Иногда в корзине были котята.
  3. Эгида — папирус, который олицетворяет лёгкую загробную жизнь.
  4. Амулеты с изображением кошки, которые подчёркивали класс владельца.

На груди чёрных кошек, изготовленных в форме статуэток и рисунков, изображали жука-скарабея. Египтяне считали его символом возрождения в загробной жизни.

Великая покровительница

Бастет дарила тепло, свет и отгоняла злых духов, покровительствовала музыке и танцам, награждала интуицией и воображением. Считалось, что она помогала бездетным парам создать большую семью.

Боги древнего египта бастет

Ей молились супруги, которые мечтали о большом потомстве, и женщины, мечтающие сохранить красоту и продлить молодость. В апреле отмечали праздник плодородия, и люди шли по улицам праздничным шествием, воспевая к Баст и моля её о хорошем урожае.

Своё значение богиня нашла и в медицине. Жилища целителей было принято разрисовывать чёрными кошками, которые считались символом медицины.

Лекари рисовали богиню возле ложа больного, чтобы он скорее выздоравливал.

Храм для преклонения

Для служения богине существовала отдельная каста жрецов. Главный храм Пер-Баст находился в городе Бубастис, который построил фараон по имени Шеншок. В главном святилище стояла огромная статуя женщины с кошачьей головой. Глаза Бастет меняли свет в зависимости от интенсивности освещения. Когда Солнце всходило, глаза статуи окрашивались одним цветом, а при лунном сиянии они светились, как у живой кошки.

Фото бастет

Храм располагался в центре города, и вид на него открывался со всех сторон. Он был ограждён рельефной стеной, с изображениями божества. К храму вела дорога, вымощенная камнями, и высаженными вдоль неё деревьями. В строении жило много кошек, о которых заботились по-королевски.

Когда Египет вошёл в состав Персидского царства, культу кошек наступил конец. При новой власти храм в Бубастисе пришёл в упадок.

Но египтяне продолжили трепетно заботиться о кошках и сохранили традиции поклонения вплоть до римского господства.

  • Рассказ о боге тоте по истории
  • Рассказ о богатыре илье муромце 4 класс
  • Рассказ о богах древнего египта 5 класс история
  • Рассказ о боге аполлон
  • Рассказ о богах и героях