Глава XXXVIII
МИФ ОБ ОСИРИСЕ
В древнем Египте богом, чья смерть и воскресение торжественно отмечались каждый год, был Осирис, самый популярный из богов египетского пантеона. Есть веские основания поставить этого бога, воплощающего великий природный цикл вообще и сельскохозяйственный цикл в частности, в один ряд с Адонисом и Аттисом. Впрочем, громадная популярность, которой пользовался этот бог на протяжении многих веков, побудила его фанатичных поклонников щедро приписывать ему черты других богов. Поэтому из фигуры Осириса не так-то легко, так сказать, повыдергивать заимствованные перья и возвратить их настоящим владельцам.
Связно история Осириса излагается только у Плутарха; в новое время это изложение подкреплено и дополнено исследованием древнеегипетских памятников, Осирис был плодом любовной связи земного бога Себа (иногда его имя передается как Кеб или Геб) с небесной богиней Нут. Греки отождествляли родителей Осириса со своими Кроносом и Реей. Когда бог солнца Ра узнал, что его жена Нут ему изменила, он разгневался и заявил, что не будет такого месяца, такого года, когда она смогла бы разрешиться от бремени. Но другой возлюбленный богини, бог Тот (по греческой терминологии — Гермес), выиграл у Луны в шашки одну семьдесят вторую часть каждого дня и, сложив из этих частей пять полных дней, прибавил их к египетскому календарному году, то есть к тремстам шестидесяти дням. Так миф объясняет происхождение тех пяти дополнительных дней, которые египтяне в конце каждого года добавляли для того, чтобы привести лунный год в соответствие с солнечным. В течение этих пяти дней, считавшихся как бы прибавкой к двенадцати месяцам года, проклятие бога солнца не действовало. В первый из этих дней и родился Осирис. В момент его рождения трубный голос провозгласил, что в мир пришел господь всемогущий. Некто Памил, говорят, услышал из фиванского храма голос, громогласно возвестивший о том, что родился великий владыка, благодетельный Осирис. Однако Осирис не был единственным ребенком. Во второй дополнительный день Нут родила Гора — старшего, в третий — Сета (греки звали его Тифоном), в четвертый — богиню Исиду, в пятый — богиню Нефтиду. Позднее Нефтида стала женой Сета, а Исида — женой Осириса.
Царствуя на земле, Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы и научил почитать богов. До него у египтян процветало людоедство. Жена и сестра Осириса Исида нашла дикорастущую пшеницу и ячмень, а Осирис ввел обработку этих злаковых культур у египтян, которые с этого времени перестали заниматься каннибальством и покорно перешли на хлебный рацион. Известно также, что Осирис положил начало сбору плодов с деревьев, первым начал подпирать виноградные лозы и давить виноград. Горя желанием приобщить к этим полезным открытиям весь человеческий род, он передал бразды правления в Египте своей жене Исиде и стал путешествовать по всему миру, распространяя всюду дары культуры и земледелия. Жителей стран, в которых выращиванию винограда препятствовала суровость климата или бесплодие почвы, он за неимением вина научил утешаться ячменным пивом. В Египет Осирис возвратился, нагруженный богатствами, которыми его осыпали благодарные народы: повсеместно его встречали с божескими почестями как благодетеля человечества. Но его брат Сет (Тифон) вкупе с семьюдесятью двумя другими богами вступил в заговор против него. Тайком сняв мерку с тела своего брата, коварный Тифон изготовил изукрашенный ящик того же размера. Однажды, когда все пили и веселились, Тифон принес свой сундук и в шутку пообещал подарить его тому, кому он придется впору. Но он не подходил никому из участников пира. Последним в него лег Осирис. В этот момент заговорщики подбежали, захлопнули крышку сундука, спешно заколотили ее и выбросили сундук в Нил. Это случилось в семнадцатый день месяца атира, когда солнце входит в созвездие Скорпиона, на двадцать седьмом году правления (или жизни) Осириса. Когда весть об этом дошла до Исиды, она срезала прядь своих волос, облачилась в траурные одежды и в безутешном горе стала ходить повсюду, разыскивая тело.
По совету бога мудрости Исида нашла прибежище в зарослях папируса в дельте Нила. В бегстве ее сопровождали семь скорпионов. Однажды вечером усталая богиня пришла в дом одной женщины, которая захлопнула перед ней дверь, придя в ужас при виде скорпионов. Один из скорпионов тут же пролез под дверь и смертельно ужалил сына этой женщины, Причитания матери тронули сердце Исиды, она возложила руки на ребенка и произнесла заклинания, яд вышел из ребенка, и он ожил. Позднее сама Исида родила сына среди нильских топей. Она зачала его, обратившись в ястреба и пролетая над трупом своего супруга. В детстве новорожденного Гора-младшего звали Гарпократом, что значит ребенок гор. От ярости коварного Тифона его скрыла богиня Севера Буто. Но оградить его от всех напастей она не смогла, и, когда однажды Исида возвратилась в укрытие, она застала своего маленького сына распростертым на земле, безжизненным и недвижимым. Мальчика ужалил скорпион. Исида обратилась с молитвой о помощи к богу солнца Ра. Тот, вняв ее мольбам, остановил свой небесный корабль и послал на землю Тота, чтобы он научил ее заклинанию, с помощью которого можно было возвратить к жизни ее сына. Исида произнесла могучие заклинания, яд тут же покинул тело Гора, в него вошел воздух, он ожил. После этого Тот вознесся на небо, занял свое место на корабле солнца, и блестящий кортеж богов с криками ликования понесся дальше.
Тем временем ящик с телом Осириса проплыл вниз по течению реки в море и плавал до тех пор, пока наконец не был выброшен на берег Сирии в районе города Библоса. На том месте, где он причалил, мигом выросло дерево эрика (erica), скрывшее сундук в своем стволе. Местный царь, пораженный величиной дерева, приказал срубить его и сделать из него опорную балку для своего дома. Он и не подозревал о том, что дерево заключает в себе сундук с телом покойного Осириса. Слух об этом дошел до Исиды. Она отправилась в Библос, и в бедной одежде села у колодца с мокрым от слез лицом. Исида ни с кем не заговаривала до тех пор, пока не пришли царские служанки. Она приветливо поздоровалась с ними и расчесала им волосы, обдав их чудесным запахом своего божественного тела. Когда царица увидела косы служанок и почувствовала исходящее от них благоухание, она послала за чужестранкой, приняла ее у себя в доме и сделала кормилицей своего ребенка. Но вместо груди Исида давала ребенку сосать свой палец, а ночью принялась сжигать все, что в нем было смертного, одновременно в виде ласточки порхая вокруг столба с телом мертвого мужа и брата и жалобно щебеча. Но царица подсматривала за ней и при виде объятого пламенем ребенка испустила крик, который и помешал ему обрести бессмертие. Тогда богиня открылась и попросила отдать ей балку, поддерживающую крышу. Когда ее желание было удовлетворено, она вырезала из ствола сундук, упала на него и, обняв, стала так громко причитать, что младший ребенок царя от страха умер на месте. Ствол дерева богиня завернула в тонкое полотно и, умастив его, передала царю и царице. Дерево и поныне стоит в храме Исиды и до сих пор является для жителей Библоса предметом культа. А сама Исида погрузила сундук в лодку и отплыла вместе со старшим сыном царя. Как только они остались одни, она открыла сундук и, припав лицом к лицу мужа, стала целовать его и рыдать. Ребенок осторожно подкрался к ней сзади и увидел, что она делала. Богиня повернулась к нему и бросила такой гневный взгляд, что мальчик не смог его выдержать и умер. Впрочем, если верить другим источникам, он просто упал в море и утонул. Песню об этом юноше, Манеросе, египтяне поют на пирах.
Исида спрятала сундук и отправилась повидать своего сына Гора в городе Буто. И вот однажды ночью в полнолуние Тифон, охотясь на вепря, обнаружил этот сундук. Он опознал тело и, разрезав его на четырнадцать кусков, разбросал их на все четыре стороны. В поисках частей тела Осириса Исида вдоль и поперек исколесила на папирусной лодке болотистые заводи Нила. Поэтому крокодилы и теперь из страха и почтения к богине не трогают людей, которые плавают в папирусных лодках. По той же причине в Египте так много могил Осириса: ведь каждую часть его тела Исида хоронила там, где ее находила. По другим сведениям, она зарыла в каждом городе по статуе, выдавая ее за тело бога, чтобы учредить культ Осириса во многих местах и чтобы Тифон, если ему придет в голову пуститься на поиски настоящей могилы Осириса, не смог ее найти. „Исиде, — пишет историк Диодор Сицилийский,{100} — удалось найти все части тела Осириса, за исключением гениталий, а так как богиня желала, чтобы местоположение могилы ее мужа оставалось неизвестным и чтобы она почиталась всеми жителями Египта, она прибегла к следующему приему. Она из воска и пряностей вылепила статуи Осириса в человеческом образе в натуральную величину, положив внутрь одну из частей его тела. Затем она созвала жрецов из всех родов и заставила их поклясться, что они никому не доверят тайны, которую она им откроет. Потом каждому из них она по секрету сообщила, что ему одному доверяет захоронить тело, и, напомнив о полученных (от Осириса) благодеяниях, убедительно просила захоронить тело в своей стране и почитать Осириса как бога. Она также просила их посвятить ему какое-нибудь животное в своей стране (на их выбор), почитать его при жизни так же, как в прошлом они почитали Осириса, и похоронить с равными почестями. А так как ей хотелось поощрить жрецов в их собственных интересах воздать ему указанные почести, она отдала в распоряжение этих служителей культа одну треть всех египетских земель. Известно, что памятуя о благодеяниях Осириса. желая угодить царице, а также из жажды наживы, жрецы полностью выполнили заветы Исиды. Каждый из них до сих пор воображает, что Осирис похоронен в его стране, почитает посвященных Осирису животных, а на их похоронах заводит плач по Осирису. Осирису были посвящены священные быки Апис и Мневис. Всем египтянам было приказано поклоняться им как богам, потому что эти животные больше всех других помогали первым хлебопашцам во время посева и с ними связаны великие блага от земледелия“.
Таков миф об Осирисе в передаче греческих авторов, дополненный фрагментарными замечаниями и ссылками, извлеченными из египетской литературы. Длинная надпись, сохранившаяся на Дендерском храме, донесла до нас список могил бога, а другие тексты содержат упоминания о частях его тела — священных реликвиях каждого из святилищ. Сердце его хранилось в Атрибии, позвоночник — в Бусирисе, шейная часть — в Летополе, а голова — в Мемфисе. Число божественных членов тела Осириса, как это часто бывает в таких случаях, чудесным образом умножилось. Голова его, к примеру, оказалась одновременно в Абидосе и в Мемфисе, а ног бога хватило бы на нескольких простых смертных. Впрочем, в этом отношении Осирис не шел ни в какое сравнение со святым Денисом, от которого сохранилось семь равно подлинных его голов.
По сведениям египетских источников, которые дополняют рассказ Плутарха, Исида, когда она нашла труп Осириса, вместе со своей сестрой Нефтидой завели поминальный плач, который позднее стал прототипом всех египетских причитаний по умершим. „Приди в свой дом, — причитали они, — приди в свой дом. О бог Он, вернись в свой дом — у тебя нет врагов. О прекрасный юноша, приди в свой дом, чтобы увидеть меня. Я возлюбленная сестра твоя, ты навеки неотделим от меня. Прекрасный юноша, вернись в свой дом… Я не вижу тебя, но сердце мое томится по тебе и глаза мои желают тебя. Приди к возлюбленной своей, приди, Уннефер (Unnefer — благостный), приди! Вернись к сестре своей, к жене своей, чье сердце неизменно. Приди к той, что управляет домом твоим. Я сестра твоя от единой матери, тебе никогда не удалиться от меня. Боги и люди обратили свои лица к тебе и вместе оплакивают тебя… Я зову тебя и плачу так, что плач мой слышен на небесах, но ты не слышишь голоса моего. Но я сестра твоя, которую ты возлюбил на земле. Ведь любил ты одну меня, брат мой, о брат мой!“ Этот плач о прекрасном юноше, погибшем во цвете лет, напоминает плач об Адонисе. Эпитет „уннефер“ („благостный“) указывает на благодеяния, которые неизменно связывает с Осирисом предание, это самый распространенный из эпитетов, применяемых к нему, и одновременно часть его царского титула.
Причитания сестер не пропали даром. Сжалившись над их горем, бог солнца Ра послал с небес бога Анубиса с головой шакала, и с помощью Исиды, Нефтиды, Тота и Гора он составил из кусков тело мертвого бога, спеленал его полотняными повязками и совершил над ним все обряды, которые египтяне совершали над телами покойников. После этого Исида подняла остывшую пыль взмахом своих крыльев, Осирис ожил и стал править в царстве мертвых. Там он носит титулы Господина Подземного Мира, Хозяина Вечности и Владыки Умерших. Там в обществе сорока двух советников восседал он в великом зале двух истин и судил души умерших, которые торжественно исповедовались перед ним, и, после того как сердце их было взвешено на весах справедливости, получали вечную жизнь в награду за добродетель или надлежащую кару за грехи свои.
Египтяне видели в воскресении Осириса залог вечной жизни в загробном мире для самих себя. Они верили, что каждый человек будет жить в потустороннем мире вечно, если только его друзья, оставшиеся в живых, проделают над его телом все те операции, которые боги проделали над телом Осириса. Поэтому египетские похоронные обряды представляли собой точную копию обрядов, которые Анубис, Гор и другие боги совершили над трупом этого бога. „На всех похоронах разыгрывалась божественная мистерия, которую в древности исполнили над Осирисом, когда сыну, сестрам и друзьям, собравшимся у его изувеченных останков, с помощью заклинаний и других чар удалось превратить изломанное тело бога в мумию, которую они затем оживили, дав ей возможность начать новую жизнь по ту сторону могилы. Роль мумии выпала Осирису, роль профессиональных плакальщиц — его сестрам Исиде и Нефтиде, роль зрителей — Анубису, Гору и другим богам“. Любой покойник у египтян отождествлялся с Осирисом и носил его имя. Начиная со Среднего Царства, у них установилась практика обращения к мертвому, как если бы он был самим богом „Осирисом таким-то“, к чему прибавлялся эпитет „правдиворечивый“, потому что правдивость в речах была присуща Осирису. Тысячи могил с рисунками и надписями, вскрытых в долине Нила, доказывают, что таинство воскресения совершалось над каждым покойным египтянином: как умер и восстал из мертвых Осирис, так надеялись перейти к вечной жизни и простые смертные.
Итак, согласно египетскому преданию. Осирис был благим и горячо любимым царем, умершим насильственной смертью, но восставшим из мертвых и с тех пор почитаемым как божество. Следуя этому преданию, художники и скульпторы постоянно изображали этого бога в облике покойного царя, завернутого в повязки, как мумия, с царской короной на голове, держащего свободной от повязок рукой царский скипетр. С памятью об Осирисе (или с преданием о нем) особенно тесно были связаны два города: город Бусирис в Нижнем Египте, где якобы находился позвоночный столб бога, и город Доидос в Верхнем Египте, который славился тем, что там была захоронена его голова. Абидос, бывший первоначально ничем не примечательным городком, в конце Древнего Царства купался в лучах славы умершего, но вечно живого бога и стал самым священным местом в Египте. Гробница Осириса в Абидосе была для египтян, по всей вероятности, тем. чем храм гроба господня в Иерусалиме является для христиан. Любой набожный египтянин желал, чтобы его тело покоилось в священной земле рядом с могилой прославленного Осириса. Немногие, правда, имели достаточно средств для того, чтобы насладиться этим бесценным соседством: даже если не считать затрат на построение гробницы в святом городе, транспортировка мумий на большие расстояния была делом трудным и дорогостоящим. Однако многие египтяне столь пламенно желали после смерти ощутить на себе благодать, исходившую от святой гробницы, что наказывали своим оставшимся в живых друзьям перенести их бренные останки в Абидос, подержать там непродолжительное время, а затем, возвратив на родину речным путем, захоронить в заранее приготовленной могиле. Другие же просили построить для себя кенотафы или поставить мемориальные доски рядом с захоронением умершего и воскресшего бога, чтобы и они могли разделить с ним блаженство воскресения.
Читайте также
Глава XXXVIII
Глава XXXVIII
И во второй раз просил народ Иосифа и Марию отослать Иисуса в училище, чтобы выучился Он грамоте. Они не отказали в этом, и, слушая указания старейшин, они привели Его к учителю, чтобы наставил он Его в знаниях человеческих.И вот начал учитель наставлять Его
Глава XXXVIII
Глава XXXVIII
Однажды царь Иерусалимский позвал его и сказал ему:«Я хочу, Иосиф, чтобы ты сделал мне престол по размеру того места, где я обычно восседаю».Иосиф повиновался, и, тотчас принявшись за дело, он провел два года во дворце, пока кончил делать этот престол.И когда его
Глава 9 УЧЕНИЕ ОБ ОСИРИСЕ И БЕССМЕРТИИ
Глава 9
УЧЕНИЕ ОБ ОСИРИСЕ И БЕССМЕРТИИ
Мы уже познакомились с рядом представлений древних египтян о будущем, которое тесно связано с мифом о боге солнца Ра и о его путешествии по подземному царству. Однако они способствовали формированию верований очень ограниченного
Мифы об Осирисе
Мифы об Осирисе
В основе сложной системы ритуалов и мифов, центральной фигурой которых является Осирис, лежат три основные темы. Первая тема – политическая. Миф о конфликте между Осирисом и его братом Сетом отражает борьбу, в результате которой Нижний и Верхний Египет
Глава XXXVIII
Глава XXXVIII
И во второй раз просил народ Иосифа и Марию отослать Иисуса в училище, чтобы выучился Он грамоте. Они не отказали в этом, и, слушая указания старейшин, они привели Его к учителю, чтобы наставил он Его в знаниях человеческих.И вот начал учитель наставлять Его
Глава XXXVIII
Глава XXXVIII
Однажды царь Иерусалимский позвал его и сказал ему:«Я хочу, Иосиф, чтобы ты сделал мне престол по размеру того места, где я обычно восседаю».Иосиф повиновался, и, тотчас принявшись за дело, он провел два года во дворце, пока кончил делать этот престол.И когда
Глава XXXVIII
Глава XXXVIII
Члены церкви должны служить друг другу, и никто не должен гордитьсяТак пусть будет здраво и все тело наше во Иисусе Христе, и каждый повинуется ближнему своему сообразно с степенью, на которой он поставлен дарованием Его. Сильный не пренебрегай слабого, и слабый
Глава XXXVIII.
Глава XXXVIII.
Наказание Адама и имя, данное жене.51. Сказал Бог Адаму: Яко послушал ecu гласа жени твоея, и ял ecu от древа, егоже заповедах тебе сего единого не ясти, от него ял ecu, проклята земля в делех твоих, в печалех снеси тую вся дни живота твоего: терния и волчцы возрастит тебе,
Глава XXXVIII. Нашествие Гога
Глава XXXVIII. Нашествие Гога
Далее возвращения избранного народа из плена и его счастливой жизни в обетованной земле другие пророки большею частью не простирают своих предсказаний об Израиле. У такого эсхатолога, как пророк Иезекииль, пророческий взор, естественно,
Глава XXXVIII
Глава XXXVIII
И во второй раз просил народ Иосифа и Марию отослать Иисуса в училище, чтобы выучился Он грамоте. Они не отказали в этом, и, слушая указания старейшин, они привели Его к учителю, чтобы наставил он Его в знаниях человеческих.И вот начал учитель наставлять Его
ГЛАВА XXXVIII
ГЛАВА XXXVIII
Наказание Адама и имя, данное жене.51. Сказал Бог Адаму: Яко послушал ecu гласа жени твоея, и ял ecu от древа, егоже заповедах тебе сего единого не ясти, от него ял ecu, проклята земля в делех твоих, в печалех снеси тую вся дни живота твоего: терния и волчцы возрастит тебе,
ГЛАВА XXXVIII Непродолжительное пребывание в Капернауме
ГЛАВА XXXVIII
Непродолжительное пребывание в Капернауме
Единственный случай, описанный только у евангелиста Матфея[419], указывает на пребывание Иисуса в Капернауме в течение очень короткого промежутка.С незапамятных времен, при составлении нового ценза, существовало
Глава XXXVIII МИФ ОБ ОСИРИСЕ
Глава XXXVIII
МИФ ОБ ОСИРИСЕ
Древнем Египте богом, чья смерть и воскресение торжественно отмечались каждый год, был Осирис, самый популярный из богов египетского пантеона. Есть веские основания поставить этого бога, воплощающего великий природный цикл вообще и
Следователи по делу блогера Хованского фальсифицируют доказательства, уверен обвиняемый в оправдании терроризма за песню о «Норд-Осте». В интервью корреспонденту Север.Реалии Хованский рассказал о том, как к нему относится администрация колонии, почему он не согласен с обвинениями следствия и почему уже сдался и живет в унынии.
На ютьюб-канал видеоблогер Юрия Хованского подписаны более 4,4 млн человек. Хованского задержали в июне этого года в Санкт-Петербурге за песню о теракте на Дубровке в 2002 году, в ней было одобрение действий боевиков.
По версии следствия, песня была исполнена во время стрима в 2018 году, при этом обвинение ссылается на показания основного свидетеля обвинения – видеоблогера Андрея Нарцева (Нифедова). Хованский, его защита и другие блогеры, которых Нифедов назвал свидетелями исполнения песни, утверждают, что такого стрима не было, а песня единственный раз исполнялась в ноябре 2012 года: по его словам, он спел ее перед «компанией нацистов» за много лет до того, как в Уголовном кодексе появилась статья 205.2 УК РФ. Хованский утверждает, что видео с исполнением песни он нигде и никогда не публиковал. Ролик появился незадолго до ареста Хованского на ютьюб-канале с несколькими подписчиками. Если это так, то срок давности привлечения Хованского к ответственности уже истек: тогда действовала другая редакция статьи УК об оправдании терроризма, говорят адвокаты блогера.
Свидетелями по делу Хованского стали три человека, которые якобы случайно услышали его песню в 2018 году. По данным РБК, как минимум двое из свидетелей раньше могли работать в полиции. Так, один из свидетелей – Андрей Бакулин заявил, что услышал песню Хованского из телефона сидевшего недалеко мужчины в одном из баров Петербурга. Бакулин утверждает, что обратился в 2021 году в Центр по борьбе с экстремизмом при МВД с требованием проверить песню. В баре три года назад услышала эту же песню другая свидетельница – Светлана Гаврилкина. В 2021 году Гаврилкина увидела ролик на ютьюбе и обратилась в полицию. Третий свидетель – Иван Бендь услышал, как группа подростков слушала песню Хованского в парке Победы. Издание отмечает, что показания свидетелей состоят «из одинаковых фраз и целых абзацев». Песню Хованского все трое назвали либо «отвратительной», либо «омерзительной» и описали, по данным РБК, дословно таким образом: «Содержание песни было направлено на восхваление терроризма и террористических актов. Я помню, что в песне были строки про террористический акт в театре «Норд-Ост» с нецензурным восхищением данной трагедией. Также помню, что в песне были строки про убийства детей и спонсирование новых терактов».
Каждый из допрошенных поинтересовался у человека со смартфоном, «что он смотрит, кто этот певец и почему он позволяет себе петь такое». Собеседник в каждом случае ответил, что «находится на онлайн-конференции в скайпе – по сути, на прямой трансляции, а молодой человек – Юрий Хованский, популярный блогер на ютубе».
Видеоблогер Хованский уже почти полгода находится в СИЗО «Кресты», откуда ответил на вопросы корреспондента Север.Реалии.
– В ноябре вам назначили психолого-психиатрическую экспертизу. Известны ли её результаты?
– Нет, с результатами экспертизы я до сих пор не ознакомлен, хотя она делается в течение 10 дней.
– Как к вам относятся другие арестанты и заключенные?
Администрация относится с сочувствием – все понимают, что мне здесь не место
– От конфликтов Бог пока миловал. Люди, мягко говоря, шокированы тем, что я в СИЗО из-за песни. Даже бывалые уголовники говорят, что никогда не видели такого беспредела. Администрация относится с сочувствием – все понимают, что мне здесь не место. Подбадривают, подкалывают иногда, но всегда проявляют понимание и человечность. Сижу с особо тяжкими (из-за моей статьи нельзя содержаться с легкими статьями), но люди замечательные. Отношения товарищеские. Условия нормальные, но чувствую себя все хуже.
– В одном из ответов на коллективное письмо вы указывали, что у следствия появились доказательства того, что вы исполняли песню в 2018 году. О чем идет речь, согласны ли вы с обвинениями?
Следствие занимается фальсификацией доказательств, потому что понимает, что сроки давности истекли и придется меня отпустить
– Это не доказательства, это бред сумасшедших. Там показания свидетелей (подставных) из цикла «Я шел по улице в 2018 году и услышал эту песню из телефона незнакомца. Он мне сказал, что сидит в скайпе с Юрием Хованским». Разумеется, я не согласен с обвинениями – следствие занимается фальсификацией доказательств, потому что понимает, что сроки давности истекли и придется меня отпустить.
От меня потребовали отказаться от адвокатов, взять их защитника и оговорить себя: солгать, что я пел в 2018 году, а не в 2012-м. Говорили, что вопрос моей виновности уже решен «наверху».
– Чем вы занимаетесь в СИЗО?
– Доступ к книгам и тетрадям есть, но я либо занимаюсь ответами на письма, либо лежу на кровати и жду смерти. Семь лет в лагере для террористов с моим здоровьем – смертный приговор, а именно столько мне обещали, если не оговорю себя. Встречи и звонки только с разрешения следователя.
– Много ли писем от поклонников вы получаете?
– Писем приходит много, люди поддерживают меня и просят не сдаваться. Жаль, что я уже сдался и живу в унынии.
В июле 2021 года Хованский назвал свою песню «отвратительой и не имеющей оправдания». «Эта песня – моя ужасная ошибка, больше всего я бы хотел, чтобы этой песни никогда не было», – говорится в письме, которое опубликовал его знакомый.
Открытое письмо Хованского вызвало очень большой общественный резонанс.
Я прошу, нет, я умоляю – помогите мне. Не дайте им причинить вред моей семье
«Мне страшно, и я не знаю, что делать. Я и раньше боялся в СИЗО, но никогда ещё мне не приходилось бояться за близких по ту сторону забора, – написал арестованный видеоблогер. – Я не думал, что в России 2021 года следователь может открыто угрожать семье обвиняемого и требовать признаться в том, чего он не совершал. На дворе ведь не 37-й год, думал я. Теперь я уже не знаю, что думать. Я прошу, нет, я умоляю – помогите мне. Не дайте им причинить вред моей семье. Не дайте им подкинуть что-то на компьютер или посадить меня по показаниям лжесвидетелей! Ведь закон должен соблюдаться даже в отношении тех, кто вам не нравится. Я был не самым лучшим человеком на воле, но разве это повод оправдывать методы НКВД, которые ко мне применяются? Подумайте, у меня 4,5 миллиона подписчиков, а у следственного комитета ушло всего четыре лжесвидетеля, чтобы сломать мою жизнь. Сколько им потребуется, чтобы сломать вашу? Каждый третий в крестах сидит исключительно по «показаниям» таких вот «свидетелей». Это может быть ваш муж, ваш брат, ваш сын. Сейчас решается не просто моя судьба, сейчас определяются рамки вседозволенности, которую позволяют себе следственные органы. Ведь любой человек может зайти в веб-архив и убедиться, что я пел ту песню в 2012. Ведь нельзя же, чтобы судьи смотрели на чёрное и выносили постановление о том, что это белое. Нельзя допустить, чтобы людей судили не по закону, а из-за общественного резонанса. Нельзя позволять этим оборотням в погонах угрожать нашим близким. Прошу вас, помогите мне! Без вас они просто меня убьют».
В июне во время обысков у его девушки Марии Нелюбовой пропали личные накопления, около 600 тысяч рублей, оперативники спрашивали у нее, как давно она сидит на запрещенных веществах, что Нелюбова расценила как угрозу подкинуть ей наркотики. В августе Хованского внесли в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга. 3 ноября суд продлил Хованскому срок содержания под стражей еще на 2 месяца. В своем обращении к суду блогер сказал: «Меня просто пытают за то, что моя песня разозлила общественность. Да, у меня дурацкое чувство юмора. Неужели это причина ломать мою жизнь? Меня просто держат в СИЗО, подрывая моё здоровье, мою веру в человечество».
Генрих Шлиман не был ни историком, ни профессиональным археологом, но подарил человечеству Трою, поверив в то, что Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» описывал реальные исторические события. Вас не вдохновляет пример любителя‑исследователя, которого энциклопедии всего мира называют археологом и человеком, открывшим догомеровскую эгейскую культуру? Не пора ли нам начать читать египетские мифы как точные справочники и учебники по географии и истории?
Миф о рождении богов
У богини Нут родились пять детей‑богов – Осирис, Гор Бех‑детский, Сет, Исида и Нефтида – в последние 5 дней года, после того как бог Ра согласился прибавить к 360 дням египетского года дополнительные дни. Речь, безусловно, идет о Великом годе. Реальная продолжительность Великого года 25 765 лет:
360°х71,0570576 – 25 765,407.
Великий полугод–12 883 года:
180°х71,0570576 = 12 882,703.
Пять дней Великого года – 358 лет:
5°х71,0570576 = 357,85288.
Когда начался Великий год? Это вопрос, без ответа на который Понимание египетской культуры останется не полным.
Началом обычного года египтяне считали восход Сириуса после 70‑дневного отсутствия звезды. Сириус на небосводе находится ниже Аль‑Нитак примерно на 15°28′34″. Поэтому в тот момент, когда Орион при прецессионном смещении достигает своего наинизшего положения (1Г08′ над южным горизонтом некрополя в Гизе), Сириус для наблюдателя, расположившегося на площадке некрополя в Гизе, оказывается за горизонтом. Появляется же Сириус над южным горизонтом некрополя в Гизе через 311 лет после начала подъема Ориона:
(15°28,34,‑10008,)х 71,570576 – 310,81505.
Если начало подъема Ориона–10 504 год до нашей эры, то дата появления Сириуса над горизонтом некрополя в Гизе – 10 193 год до нашей эры.
ПРЕЦЕССИОННОЕ ПОЯВЛЕНИЕ СИРИУСА НАД ГОРИЗОНТОМ НЕКРОПОЛЯ В ГИЗЕ ФИКСИРУЕТ МИГ НАСТУПЛЕНИЯ НОВОГО ВЕЛИКОГО ГОДА.
Согласно мифу, за пять «дней», а точнее, за пять градусов прецессионного смещения небосвода до начала Великого года родился бог Осирис, а в каждый из следующих четырех «дней»‑градусов – его два брата и две сестры. Непосредственно в момент прецессионного восхода Сириуса над южным горизонтом некрополя в Гизе у богини Исиды родился сын – бог Гор. Первый день Великого года – день рождения бога Гора. Все очень логично. Более того, мы не только можем теперь назвать даты рождения богов, но и дать им исчерпывающую характеристику.
Продолжительность календаря Незримой пирамиды – 200°, что на 20° больше 180° Великого полугода. Боги рождались последовательно друг за другом в течение времени, необходимого небосводу для прецессионного поворота вместе с осью Земли на 5°. Можно сказать, что рождение богов состоялось соответственно за 5°, 4°, 3°, 2° и 10 до завершения продолжающейся 200° жизни этноса, представителями которого были те, кого египтяне называли богами. Табл. 27 иллюстрирует описанную модель рождения богов.
Таблица 27
При составлении таблицы использовались результаты следующих вычислений:
20°х71,570576= 1431,4; 19°х71,570576 – 1359,8;
18°х71,570576 = 1288,3; 17°х71,570576 = 1216,7;
16°х71,570576 = 1145,1; 15° х71,570576 = 1073,6.
В мифе о рождении бога Осириса, его братьях и сестрах египтяне отразили знания о закономерностях жизни этносов. Недаром из продолжающегося почти 26 тысяч лет астрономического цикла они выделили и описали именно 1440‑летний цикл. Личности богов характеризуют фазы этногенеза, соответствующие времени их рождения.
Последнее утверждение относится ко всем богам египетского пантеона. Бог Ра, который плавает в ладье вечности по небесам, олицетворяет время. Богиня Маат, известная тем, что разделила год на части и хранила установленный порядок, есть Гармония, дробящая время на циклы, в том числе на 1440‑летние. Богиня Маат поручила следить за продолжительностью года Луне: спутник Земли Луна вызывает прецессию земной оси, из‑за нее появляется цикл поворота небесной сферы – Великий год. Мать‑богиня Нут – добросовестная и самоотверженная хранительница времени. Это явная акматическая фаза этногенеза. Бог Тот, обманув Луну, богов Маат, Нут и Ра, нарушил календарь (прибавил к 360 дополнительные 5 дней), из‑за чего возникла конфликтная ситуация, граничащая с полным разрывом отношений между богами. Это очень напоминает фазу пассионарного надлома (период гражданских войн).
После благополучного выхода из насыщенной конфликтами фазы пассионарного надлома начинается прекрасная акматическая фаза этногенеза. И рождается любимец египтян бог Осирис, во время правления которого египтяне получают все то лучшее, что им подарили боги. Рождение бога Гора Бехдетского приходится на первую половину фазы обскурации. lop Бехдетский, абсолютно не проявив себя, как хоть что‑либо созидающая личность, все же дружил с богом Осирисом и во всем ему помогал. Бог Сет появляется на свет в последние годы фазы обскурации. В мифе о нем сказано, что он имел лицо, напоминающее морду зверя, и красные, вечно злые глаза, и день его рождения считался египтянами несчастливым.
Люди последней трети фазы обскурации не ценят прошлое своего этноса и разрушают его материальные следы. Бог Сет убил своего брата и разрезал на части его тело. Лучшего символа безумств фазы обскурации и не придумать! Богиня Исида, любившая бога Осириса, но так и не сумевшая стать при жизни Осириса матерью его детей, живущая воспоминаниями о возлюбленном, собирающая но всему свету его останки – типичная представительница мемориальной фазы. Богиня Нефтида, которую в соответствии с логикой наших рассуждений мы также должны связать с последней стадией этногенеза, вспоминает об Осирисе, если внимательно читать миф, только после того, как к ней обращается за помощью в поиске тела брата богиня Исида. Такое поведение характерно для людей, живущих во второй половине мемориальной фазы существования уже окончательно угасающего этноса.
Не могу не обратить ваше внимание на то, что «мемориальные» участники мифа – женщины. Две богини‑сестры вспоминают об Осирисе. Богиня Исида плачет, ищет его останки. Богиня Нефтида помогает, но больше думает о своей сестре, чем о далеком от нее «акматическом» боге. Табл. 27 дала потрясающе разумную трактовку легенды о рождении богов.
Земное царствование бога Осириса
Бог Осирис облагородил египтян, дал им письменность, знания, научил ремеслам, навел во всем порядок – иными словами, создал золотой век. Миф буквально перечисляет характеристики фазы этногенеза. Осирису во всем помогал родившийся задолго до него бог Тот. Так и должно быть, если учесть, что инерционная фаза собирает урожай предшествующих фаз, в первую очередь – фазы пассионарного надлома.
Недовольный происходящим бог Сет заманил брата в свой дворец, обманув, закрыл его в ящике и бросил ящик в Нил во время разлива реки. В мифе используется конкретный образ – ящик как средство убийства. И это не случайно. Бог Осирис погибает потому, что его власть и возможности ограничены во времени, что для египтян, как мы теперь понимаем, означает – и в пространстве. И ограничивает бога Осириса именно бог Сет, ибо на смену инерционной фазы этногенеза неизбежно приходит фаза обскурации.
Странствия богини Исиды
Богиня Исида долго искала и нашла ящик с телом погибшего бога Осириса за Зеленым (так называли египтяне Средиземное) морем в финикийском городе Губла (греческое название – Библ). Сегодня это ливанский город Джубейль (отметка 34°45′ северной широты). Известно, что Финикия активно торговала с Египтом начиная с III тысячелетия до нашей эры и порт Губла был перевалочным пунктом в поставках египетских товаров на Восток, в первую очередь – папируса и полотна.
Ящик оказался в царском дворце. Его использовали в качестве одной из колон дворца, даже не подозревая о том, что это гроб с телом умершего. Какая образность! Культура времени увядания использует элементы культуры золотого пека, но уже столь неприхотлива, что никто не обращает внимания на качество строительных материалов и художественные достоинства архитектурных решений.
Не открываясь людям, богиня идет во дворец нянькой маленького наследника престола и в конце концов получает ящик с телом. Обладая сверхвозможностями и знаниями, она стремится подарить ребенку бессмертие, но непонимающие ее люди – царица и ее окружение – все портят и обрекают ребенка на раннюю смерть. Описанная в мифе судьба наследника очень напоминает историю Александра Македонского. Он жил за морем, был сыном царя, воспитывался величайшим учителем всех времен и народов, посвященным в тайные знания. Его имя стало бессмертным, и прожил он короткую жизнь. Определившая судьбу Александра «воля богов» была сформулирована в мифе за столетия до появления Македонии, не говоря о самом персонаже египетской (!) истории.
Богиня, вернувшись в Египет, прежде чем отправиться за помощью к своей сестре Нефтиде, спрятала ящик в дельте Нила, то есть на том месте, где со временем суждено было стоять Александрии. Бог Сет нашел тело, разрубил его на 14 частей и разбросал по свету. Богиня Исида поклялась найти, соединить все останки и предать поруганное тело погребению, а на каждом месте, где была обнаружена часть тела Осириса, оставить материальный след, чтобы злоумышленник Сет не знал, где именно будет похоронен любимейший бог египтян. Мемфис, Александрия, Константинополь, Киев, Санкт‑Петербург вошли в число таких мест.
У девы Исиды родился сын бог Гор (не путайте его с уже упоминавшимся Гором Бехдетским, а саму историю с библейской). Он в честной битве отомстил жестокому Сету и получил право претендовать на то положение среди б огон, которого был удостоен бог Осирис. Раз в году Древний Египет праздновал рождение девой сына‑бога. Египтяне наблюдали на небосводе восход звезды Сириус (богини Исиды), после чего горизонт розовел (покрывался «ее кровью») и появлялось Солнце (дева рожала бога Гора).
Анализируя собранную информацию, несложно сделать еще один интересный вывод. Мы помним, что вся продолжительность шкалы календаря Великой Незримой пирамиды равна 14 ООО годам, а строительство Константинополя и других городов началось через 10 173 года после начала прецессионного подъема звезды Аль‑Нитак в 10 504 году до нашей эры, или через 9862 года с момента начала Великого года в 10 193 году до нашей эры. Поэтому можно предположить, что, планируя строительство городов и думая о будущем каждого из них, жрецы должны были обратиться к логике структуры этногенеза и наделить каждую из великих столиц характером одного из богов, а проще говоря, дать каждой столице бога‑покровителя. Пять городов посвящены пяти богам: Константинополь – богу Осирису; Киев – богу Гору Бехдетскому; Санкт‑Петербург – богу Сету; город на отметке 69»06′ северной широты – богине Исиде.
У богини Нефтиды свой город будет лишь в том случае, если того пожелает человечество. В планы жрецов, похоже, такое строительство не входило. Хотя египтяне с одинаковым уважением почитали всех богов, ибо каждый из них олицетворял какое‑либо природное явление или закономерность материального мира.
Связав Санкт‑Петербург с именем бога Сета, египетские жрецы никого не хотели обидеть. Вспомним мифы. Осирис – Константинополь – недолго, но счастливо жил, неся людям гармонию. После насильственной смерти память о нем потускнела. Гор Бехдетский – Киев – во всем похож на Осириса (Константинополь) и продолжает его дело. Сет – Санкт‑Петербург – пошел своим путем и во многом порвал с наследием Осириса – Константинополя. И действительно, Санкт‑Петербург впитал в себя черты городов западно‑европейской христианской цивилизации. Богиня Исида – город на отметке 69°06′ северной широты – соберет однажды все воспоминания об Осирисе – Константинополе, и в облике города будут архитектурные мотивы Константинополя, а главное – богиня родит бога Гора – наследника Осириса.
Если предположить, что мы не ошибаемся и город богини Исиды вберет в себя лучшие достижения архитекторов Византии, то уже сегодня, почти за четыре столетия до закладки города, архитекторы могут начать создавать проект‑мечту великой столицы XXIV века. Все модернистское, что появится за 400 лет, генеральный архитектор города откинет и обратится к идеям нашего и более прошлого времени. Архитекторы, дерзайте!
Города Мемфис и Александрия тоже посвящены богам, но богам, жившим до рождения бога Осириса. Используя аналогию между годами 14 400‑м и 1440‑м, можно даже указать точные даты рождения и этих богов Египта. Закладка Александрии предопределила появление последующих городов, ибо без города Александра Македонского не состоялся бы весь проект. Александрия ассоциируется с богиней‑матерью Нут. Города Египта предшествовали Александрии, Александрия породила последовавшую историю человечества.
Проецируя выявленные нами аналогии между пространством и временем на большие временные и пространственные масштабы по формуле «от 1440 к 14 400 и далее к 144 ООО», можно сказать, что и в Солнечной системе должно произойти нечто, напоминающее строительство великих столиц. Пофантазируем: Земля – Мемфис; Марс – Александрия; Юпитер… Мы забыли о поясе астероидов – о погибшей или не до конца состоявшейся планете между Марсом и Юпитером. Итак, Земля – Мемфис; Марс – Александрия; пояс астероидов – Константинополь; Юпитер – Киев; Сатурн – Санкт‑Петербург; Уран и Нептун – это города Исиды и Нефтиды;…и наконец, Северный полюс – последняя планета Солнечной системы Плутон, а если быть астрономически точным, двойная планета Плутон – Харон. Это, если хотите, город Гора.
Спутником планеты Плутон является Харон. Тот самый Харон – герой древнегреческой мифологии, который перевозил мертвых через реку подземного царства до врат Аида, откуда никто не возвращается. О нем в «Божественной комедии» писал Данте, а Нострадамус словом «CHARON» завершил перемещение букв на циферблате часов. Теперь понятно, кто повезет бога Осириса в царство…
Возникают вопросы:
1. Куда в Солнечной системе может подняться бог?
За пределами орбиты последней планеты находится так называемый пояс Койпера, космос, звезды.
2. На какие 14 частей разделена погибшая планета Солнечной системы?
В поясе астероидов есть фрагменты до сотен километров в поперечнике. Какие‑то из частей погибшей планеты были «захвачены» другими планетами и стали их спутниками. У Юпитера их 16 (может быть, египтяне знали о четырнадцати или за прошедшие с момента строительства пирамид пять тысячелетий он прихватил как раз еще две?).
3. Какие объекты находятся внутри орбиты Земли? Много ли городов надо искать, так сказать, до Мемфиса?
Венера (если исключить Луну), Меркурий и… Солнце. Включив Солнце в этот список, мы даем объяснение полупогруженности Великой Незримой пирамиды.
Е1.RU продолжает проект «Что меня бесит», в котором представители разных профессий говорят об изнанке своей работы. Наш новый герой — турагент. Она честно рассказала о том, как клиенты «пьют кровь» и готовы подать в суд из-за не такого цвета полотенец в отеле, и о людях, которые тратят кучу времени менеджера, а потом пропадают с горизонта. Публикуем её рассказ от первого лица.
Да мы не справочное бюро!
— Есть такое убеждение, что менеджер по туризму гребёт деньги лопатой и ничего при этом не делает. Весь, вот вообще весь негатив, что бы там ни натворил туроператор — виноват как раз менеджер. Перенесли рейс на сутки — претензия к нам, хотя это вообще задержка авиакомпании по каким-то причинам. «Деньги я вам отдал, вы мне их возвращайте». Хотя менеджер их сразу же переводит туроператору.
Все думают, что это лёгкая профессия, и вообще многие люди не особо её ценят и уважают. Часто нас используют как справочное бюро: «А сколько примерно будет стоить дней на 10–15 дней в отель 5 звёзд в Египет съездить?» Для них это так просто спросить, для любопытства, а для менеджера по туризму — трата времени. Надо посмотреть отель, вылеты и так далее.
Но особенно бесит, когда клиент обращается к нам с целым списком требований: «Нам надо в Доминикану, чтобы вот такой отель и вот такой-то пляж, чтобы семье с детьми подходило» — а в результате тур не покупает.
«И вот ты всё подбираешь, ведётся диалог на протяжении какого-то времени, а потом человек уходит в закат. И так происходит раз пять»
И вот на его шестое обращение ты не выдерживаешь и спрашиваешь: «Я вам тур подбирала несколько раз, почему вы потом пропадали?» И слышишь феноменальный ответ: «Да вы знаете, просто у меня подруга открыла своё турагентство. Но у неё ещё такой маленький опыт, а вы такой хороший специалист, так здорово подбираете, поэтому я спрашиваю всё у вас, а бронирую у неё».
Это бесит! Мы же тратим свои деньги на рекламный тур, на своё обучение, следим за концепциями отеля. И в итоге люди на этом просто наживаются.
«А чего так дорого? У меня соседка летала за 4000 рублей»
Бывают чересчур требовательные клиенты: «А там в номере есть ковровое покрытие? А какого оно цвета? Как вы не знаете? Что вы вообще о туризме знаете?» Или: «А посчитайте мне отдельно в Таиланд, отдельно перелёт и сравните, как мне дешевле — пакетным туром или через Booking».
Это такие туристы-вампиры, которые начинают доставать с самого начала и будут пить кровь до самого вылета. Ты будешь вычёркивать дни в календаре до того дня, пока они не уедут.
Реальный случай: этот «вампир» улетел и в четыре часа ночи начал мне названивать, писать сообщения: «Вас нигде нет». Как оказалось, он не мог найти туроператора с табличкой. По его мнению, менеджер по туризму должен был прилететь в Египет и вместе с ним искать встречающего. Серьёзно?
«Мы всем всё должны! «Рейс задержали, пересчитайте нам его!» Отвечаешь, что это чартерный рейс, его не пересчитывают»
Есть ещё такая категория, как турист-понос. Это такие люди, которые рассказывают про свои болячки. Про всё, что случалось с ними и их детьми на отдыхе. Сколько раз тошнило, в какой форме и где, чем лечили и как быстро это помогло.
И про неадекватных любителей скидок. Приходит клиент, посчитали ему горящий тур, и вот он говорит: «А что так дорого? Вот у меня соседка в 1998 году летала за 4 тысячи рублей в Египет, а сейчас-то что за цены?». Или: «У меня коллега два года назад как-то вот слетал с семьёй за 50 тысяч». Ну да, слетал. Но когда это было-то? С этого времени всё поменялось уже давно.
«И вот она пьёт и пьёт кровь! Ещё в суд собралась»
Есть такие категории туристов, вроде тех клиентов, которые подкидывают волос в суп в ресторане, чтобы бесплатно поесть.
Вот была у нас туристка. Бронировала по программе кешбэка с картой «Мир», всё было чисто, прозрачно. Она заплатила этой картой, и ей вернулось 20% стоимости тура. Пришла уже в последний момент. Мы с трудом, но нашли двухместный номер, в котором она будет жить одна. Но вот она вернулась недовольная, потому что на каком-то сайте увидела более низкую цену на этот санаторий. Где она увидела — непонятно. И вот она пьёт и пьёт нам кровь, поскольку уверена, что переплатила.
«Ходила жаловаться в Роспотребнадзор, её там корректно послали. Но эта женщина не успокоилась. Написала претензию туроператору, хочет судиться»
Есть ещё такие люди, которые покупают виллу по определённым критериям на определённый бюджет. Всё чётко по их требованиям, и вот они приезжают и говорят: «Ну нет, мы жить здесь не будем, потому что здесь не два санузла, а один». Но это не оговаривалось! Клиенты требуют немедленно этот вопрос решить, а доплачивать, конечно, не хотят.
Приходится прилагать массу усилий, чтобы не идти на конфликт. Кажется, что люди намеренно всё это делают, чтобы улучшить себе отдых.
«Узнаю всё про вашу шарашкину контору»
Есть такие туристы, которые угрожают. Вот что-то пошло не так, и начинается… Выбрали тур, но рейс на него в итоге отменили. Причём до этого летали, а потом отменили, так вышло. И вот такой наезд: «Что ты предлагаешь?» Отвечаю, что есть два варианта: деньги на депозите, можно либо вернуть их, либо выбрать другое направление.
Дальше — больше: «Нет, мы хотим только туда! И вообще сейчас я напишу в Следственный комитет! Напишу лично на тебя, как на мошенничество в особо крупном размере». Объясняю, что ни в чём не виновата, что их деньги я тут же перевела туроператору, у меня их нет. На что слышу: «Мне вообще интересно, как это раскрутится, найти концы и узнать всё про вашу шарашкину контору». И вот так угрожают посадить, вышибая свои деньги, которых у нас нет!
Топ-10 ситуаций, которые больше всего бесят турагента:
— когда клиент всё выспрашивает, после чего уходит в закат;
— когда просит детально расписать тур и несёт это предложение в другое агентство (ещё и рассказывает об этом!);
— когда психует из-за коврика «не того цвета в отеле»;
— когда туристы говорят много лишнего и тратят время менеджера;
— когда говорят: «А что так дорого? Вот пять лет назад же было дешевле!»;
— когда все «косяки» туроператора вешают на турагента;
— когда хотят подавать в суд на турагента из-за задержки чартера;
— когда называют турагентов бездельниками;
— или считают турагентов няньками, которые должны чуть ли не за руку водить;
— когда клиенты звонят среди ночи.
Узнать много интересного об изнанке других профессий можно в нашей рубрике «Что меня бесит». В предыдущих сериях о подноготной своей профессии рассказывала стюардесса — как пассажиры изменяют в туалете самолёта, стриптизерша — о жадных мужчинах и сексе за деньги, а также полицейский, парикмахер, учитель и другие.
Если вы тоже готовы честно рассказать об изнанке своей профессии, пишите на почту i.akhmetshina@iportal.ru с пометкой «Что меня бесит».
Ирина Ахметшина
Повторение пройденногоКаким оружием
пользовались
египетские воины?
Повторение пройденного
Каковы были
результаты
походов для
фараона,
командиров и
рядовых
воинов?
Повторение пройденного
Как были устроены
колесницы и какое
преимущество
давало их
применение в
сражении?
Повторение пройденного
Найдите на карте
и определите
местоположение
завоёванных
фараонами
стран.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Параграф 10 учебника – читать, отвечать
на вопросы.
религия древних египтян
ТЕМА УРОКА:
религия древних
египтян
Задание на урок:
Выяснить, чем жизнь религия
египтян отличалась от
религиозных верований
первобытных людей?
Поклонение священным животным и растениям
Религиозные верования
СЕБЕК – БОГ ВОДЫ
зародились у египтян в
первобытные времена.
Жизнь тогда зависела от
удачной охоты и
собирательства, вот
почему египтяне
поклонялись зверям и
наделяли
сверхъестественными
силами растения. Эти
верования сохранялись на
протяжении всей истории
Древнего Египта.
Поклонение священным животным и растениям.
Наряду с ними у египтян
возникла вера в
могущественных богов,
которых часто изображали с
туловищем человека и
головой зверя, птицы или
змеи.
Древнеегипетская статуэтка
бога по имени Тот имеет
голову птицы ибиса, на
голове полосаты платок.
Египтяне почитали Тота как
бога мудрости,
справедливого суда,
изобретателя письма.
Боги и жрецы
Египтяне считали,
что жилища нужны
не только людям, но
и богам. В глубокой
древности храмы –
«жилища богов»
строились из
тростника и глины.
Эти храмы не
сохранились.
Рассмотрите рисунок. Так мог выглядеть один из
древнейших храмов – храм богини войны и охоты Нейт.
Во дворике перед храмом изображён знак этой богини –
щит с двумя перекрещенными стрелами.
Боги и жрецы
http://zhurnal.lil
При храмах находились
жрецы – СЛУЖИТЕЛИ
БОГОВ.
БОГОВ
Считалось, что именно
жрец лучше всех умеет
разговаривать с богом.
Фараоны дарили
храмам плодородные
земли, скот, рабов,
золото и серебро.
Подарки делались
богам, но
распоряжались ими
жрецы.
Самым главным богом
Бог Солнца -Амон-Ра
египтяне считали Солнце.
Бога Солнца называли Ра,
Амон, или Амон-Ра. Каждое
утро он появляется на
востоке. Пока длится день,
он медленно плывёт по
небу. Но вот день клонится к
вечеру, потому что лодка
Амон-Ра спускается с небес.
На западном краю неба она
вплывает в ворота
подземного царства.
Что рассказывали египтяне о своих богах
Здесь бог света
Бог Амон-Ра в облике кота вступает в
схватку с богом тьмы Апопом
вступает в смертный
бой с богом тьмы,
свирепым змеем, имя
которого Апоп.
Сражение
продолжается всю
ночь. Когда повержен
змей, снова блистает
корона солнечного
бога, возвращая
наступление нового
дня.
Что рассказывали египтяне о своих богах
Люди живут на земле, а
над ними раскинулся
огромный шатёр неба.
Египтяне изображали
бога земли по имени Геб
в виде человека с
головой змеи, как самого
«земляного» животного.
Богиню неба Нут
представляли огромной
коровой; её тёмное тело
усеяно звёздами.
Что рассказывали египтяне о своих богах
Богиня Бастет – гибкая
чёрная кошка –
покровительница
женщин и их красоты.
Богиня правды Маат
Что рассказывали египтяне о своих богах
Египтяне верили, что
Апис.
ритуальный бег быка-Аписа
оплодотворяет поля. Корова,
родившая Аписа, тоже
почиталась и содержалась в
особом здании. При одном из
храмов содержали чёрного
быка с белой отметиной на
лбу. Вся страна погружалась в
печаль, когда этот бык
умирал. Жрецы тогда
подыскивали нового Аписа.
Миф об Осирисе и Исиде
Осирис — бог жизненных
сил природы и
плодородия
Исида — богиня
плодородия, воды
и ветра, покровительница
мореплавания. Дочь Геба
и Нут, жена Осириса.
Сет – бог пустыни и
песчаных бурь и
землетрясений.
Гор – покровитель земных
фараонов.
Суд Осириса
Сохранение тела умершего
у ия — сохранённое бальзамированием
Мум
тело.
Саркофаг — гроб, в который помещали мумию.
Закрепление изученного материала
храм
Как называется жилище богов?
служители бога
Кто такие жрецы?
За счет чего богатели храмы? за счет подарков фараонов
Главный бог Египта… Ра
Бог жизненных сил природы и плодородия…Осирис
Богиня истины, порядка и справедливости…
Маат
Бог хаоса и беспорядка, повелитель пустынь… Сет
Богиня — покровительница женщин и их красоты.
Бастет
В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей? Почему бог солнца стал главным богом у древних египтян? Какие явления природы получили отражение в мифе об Осирисе? В чем заключалась роль религии, жрецов в Древнем Египте?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Религия Древних Египтян
Проблемный вопрос Почему фараону важно было иметь гробницу – пирамиду? В чем сходство между религиозными верованиями древних египтян и первобытных людей?
Рассмотрите рисунок. Так мог выглядеть один из древнейших храмов – храм богини войны и охоты Нейт. Во дворике перед храмом изображён знак этой богини – щит с двумя перекрещенными стрелами Египтяне считали, что жилища нужны не только людям, но и богам. В глубокой древности храмы – «жилища богов» строились из тростника и глины. Эти храмы не сохранились.
Храмы – жилища богов
Жрецы При храмах находились жрецы – что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом. Фараоны дарили храмам плодородные земли, скот, рабов, золото и серебро. Подарки делались богам, но распоряжались ими жрецы.
Какую роль жрецы играли в древнеегипетском обществе Жрецы Наблюдение за звездами Служители культа Медицина Строительство пирамид Математика
Что рассказывали египтяне о своих богах бог Нила — Хапи один из главных богов Египта Ра, Амон или Амон-Ра — бог солнца. Его имя так и переводится – «солнце». Божество представало то в образе быка, то в облике птицы-Феникса
Геб олицетворял собой основное божество земли. Почему Геб изображен с головой змеи?
Тот покровительствовал знаниям и мудрости. Бог луны, письма, счета, магии и чародейства. Его изображался с головой птицы- ибиса. Тота называли «писцом богов». Изображался в виде человека с головой ибиса, часто с кистью для письма и палитрой в руках. Женой Тота была богиня Маат.
Одно из центральных женских божеств– Бастет, или Баст – олицетворяла домашний очаг, женственность, плодородие, радость и веселье. Изображалась богиня в виде кошки или женщины с кошачьей головой, в наиболее ранней традиции – в виде львицы. Нередко в ногах у богини изображались четыре котенка.
Физминутка
«Миф об Осирисе и Исиде Узнаем, какое явление природы отражено в мифе о боге Осирисе Читаем текст на с. 53-54
Суд Осириса
Сохранение тела умершего Му́мия — сохранённое бальзамированием тело. Саркофаг — гроб, в который помещали мумию.
Обожествление фараона Фараон не просто человек Фараон –могущественный бог, сын бога Солнца Ра Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын)- царь среди людей Между религией и государственной властью самая тесная связь Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.
Закрепление материала В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей? Почему бог солнца стал главным богом у древних египтян? Какие явления природы получили отражение в мифе об Осирисе? В чем заключалась роль религии, жрецов в Древнем Египте?
Домашнее задание Дифференцированное задание: 1. — выполнить задание в рубрике » Подумайте». 2. — проанализировать таблицу составленную на уроке» боги Древнего Египта». 3. — выполнить задание в рубрике » Опишите».
1. Боги и жрецы. Древние египтяне верили, что боги обитают повсюду. И на земле, где живут люди, и в другом, невидимом мире, куда бог солнца уходит на ночь и куда люди отправляются после смерти. Боги создали мир и не дают ему погибнуть. Они управляют людьми и природой.
2. Что рассказывали египтяне о своих богах. Амон-Ра – царь богов, бог-Солнце, бог- творец, создавший все сущее. Каждое утро Амон-Ра появляется на востоке. Пока длится день, он плывет в своей ладье по небосводу. На голове его сверкает круглый солнечный диск. Его путь поддерживает порядок в мире. Оживают растения, ликуют люди и звери, поют птицы. Амон-Ра со своими спутниками плывет по небосводу.
Но вот день клонится к вечеру, потому что лодка Амона-Ра спускается с небес. На западном краю неба она вплывает в ворота подземного царства. Здесь Амон-Ра вступает в смертный бой с богом тьмы, свирепым змеем, имя которого Апоп. Сражение продолжается всю ночь. Когда змей повержен, снова блистает корона солнечного бога, возвещая наступление нового дня 2. Что рассказывали египтяне о своих богах. Бог Амон-Ра в облике кота вступает в схватку с богом тьмы Апопом.
2. Что рассказывали египтяне о своих богах. Египтяне представляли землю как мужское начало, которое олицетворяет бог Геб. Часто его изображали в виде человека с головой змеи: ведь змея – самое «земляное» животное. Богиню неба Нут египтяне представляли огромной коровой, тело которой усеяно звездами. Вначале Земля и Небо были нераздельны: Нут была женою, а Геб – мужем. Но они постоянно ссорились между собой из-за того, что Нут каждое утро поедает своих детей – звезды – а вечером рождает их вновь. И тогда бог воздуха Шу разделил супругов: высоко поднялось небо над землей.
Особым уважением у египтян пользовался бог мудрости и знаний Тот. Он изобрел счет и письменность, чтобы сохранять и передавать знания. Покровитель писцов, он и сам служит писцом при богах, записывает все их решения. Тота обычно изображают с головой птицы ибиса и палеткой писца. Кроме того, Тот – бог луны. Ночью он сменяет на небе бога солнца Амона-Ра 2. Что рассказывали египтяне о своих богах.
3. Миф об Осирисе и Исиде. Об одном из своих самых любимых богов египтяне рассказывали такой миф. Некогда царем в Египте был Осирис. Большие темные глаза сверкали на его смуглом лице, а волосы были блестящими и черными, как сама плодородная земля долины Нила. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб.
3. Миф об Осирисе и Исиде. Младший брат Осириса, бог Сет, выглядел иначе: у него были маленькие злые глазки и рыжие волосы. Сет был богом пустыни и песчаных бурь. Сет завидовал Осирису и ненавидел его. Он решил погубить Осириса. Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Слуги несли за ним большой роскошный деревянный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Вот драгоценный гроб! сказал Сет. Кому он придется впору, тому и достанется!». Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в стране мертвых. Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб с телом Осириса, принесли его на берег Нила и бросили в воду. Осирис умер.
Когда Гор возмужал, он решил отомстить коварному Сету за смерть отца и вступил с ним в единоборство. С помощью Исиды в жестокой схватке Гор одолел противника 3. Миф об Осирисе и Исиде. Гор обычно изображается в виде сокола или человека с головой сокола Гор побеждает Сета в облике осла
Долго странствовала Исида. разыскивая в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса. Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он фараоном и судьей в царстве мертвых, а Гор покровителем земных фараонов. Исида же стала заступницей и защитницей всех жен и матерей. Самое трудное время года в Египте период засухи в мае июне. Египтяне верили, что тогда умирает Осирис. Но вот разлились воды Нила, зазеленели поля и деревья это снова ожил Осирис. 3. Миф об Осирисе и Исиде.
4. Что рассказывали египтяне о «царстве мертвых». Египтяне верили, что после смерти люди отправляются на запад в подземное царство Осириса – Дуат (или Дат). Там есть свет и тепло, в каналах течет голубая вода, зерно зреет на полях и растут сладкие финики на пальмах. Путь в загробный мир – тяжелое и опасное испытание. На каждом шагу умершего подстерегают духи и демоны и пытаются сбить его с верного пути. Чтобы не поддаться их власти, человек должен непрерывно твердить заклинания и разгадывать надписи на многочисленных воротах, ведущих в царство мертвых. Пройдя все ворота, умерший встречается с Анубисом – распорядителем в царстве мертвых, который провожает его к Осирису.
Анубис – бог бальзамирования (мумификации). Он выступает и как помощник Осириса на суде мертвых. Изображается в виде шакала или человека с головой шкала 4. Что рассказывали египтяне о «царстве мертвых». Анубис с мумией. Роспись на стене гробницы Сеннеджема
4. Что рассказывали египтяне о «царстве мертвых». Умерший, стоя в белых одеждах, произносит клятву: Я не делал зла. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не крал. Я не лгал. Я не был причиной слез. Я не поднимал руку на слабого. Я не завидовал. Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богами. Я чист, я чист, я чист, я чист! Правдивость клятвы боги проверяют: на одну чашу весов кладут душу усопшего, а на другую – фигурку богини правды – Маат. Равновесие означает, что умерший не солгал: он был добрым и праведным человеком. Такого человека боги принимают в царство мертвых. Если же умерший солгал, его душа перевесила фигурку Маат, то такого нечастивца пожирает чудовище Амт, который стоит рядом с весами.
Маат – богиня истины, правосудия и гармонии. Изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой. Жена бога Тота. 4. Что рассказывали египтяне о «царстве мертвых». Амт – «пожиратель душ» грешников. Изображался чаще всего в образе льва с головой крокодила
Чтобы человек после смерти мог переселиться в загробный мир, нужно было сохранить его тело. Поэтому после смерти тело человека высушивали, пропитывали смолой и обматывали тонкими бинтами – оно превращалось в мумию. Затем мумию клали саркофаг (гроб), на котором писали заклинания и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного. 4. Что рассказывали египтяне о «царстве мертвых». Египетские пирамиды – гробницы фараонов
25
При подготовке презентации использованы следующие источники: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, Мифы и легенды народов мира. Детская энциклопедия «Махаон» — М.: Махаон. ООО «Издательская группа Аттикус»,
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
1 . Боги древних египтян. 2. Погребальные обряды египтян. 3. Религия и власть фараона. 4. Жрецы-служители бога. План урока
Какие религиозные верования существовали у древних египтян? Задание на урок:
У египтян единого бога не было. Прочтите в учебнике п.2 на стр.49 и определите: Какие боги изображены на слайдах и чему они покровительствовали? 1 . Боги древних египтян
1 . Боги древних египтян Боги Какие силы природы и занятия они отражали? Ра, Амон, Амон-Ра Бог солнца 2. Апоп Бог тьмы 3. Геб Бог земли 4. Нут Богиня неба 5. Тот Бог мудрости 6. Бастет Покровительница женщин и их красоты
Прочитайте в учебнике Миф об Осирисе и Исиде (с.50-51). Какое явление природы получило отражение в этом мифе? 1 . Боги древних египтян
1 . Боги древних египтян Исида и Анубис- проводники душ в царство мертвых. Рисунок из « Книги мертвых».
2. Погребальные обряды Египта. Тело умершего бальзамировали -натирали специальными мазями Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики- саркофаги Чем знатнее был умерший тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга Верхним саркофагам придавались черты умершего
Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере(для вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет. Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире. Чтобы гробницу не обокрали — вход в нее замуровывали,а внутри строили ловушки. Пирамида в разрезе.
Фараон – «сын бога», «великий бог». «Он солнце, видящий лучами своими». Какая связь существует между религией и государственной властью? 3. Религия и власть фараона
4.Жрецы-служители бога. Рассмотрите схему «Обязанности жрецов» и ответьте на вопрос: Почему именно жрецы выполняли эти обязанности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. «Религия древних египтян»
Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени…