Рассказ о боге древней греции 3 класс

Древнегреческая мифология выражала живое чувственное восприятие окружающей действительности со всеми е многообразием и красками. за каждым явлением материального мира

Древнегреческая мифология выражала живое чувственное восприятие окружающей действительности со всеми её многообразием и красками. За каждым явлением материального мира – грозой, войной, бурей, рассветом, лунным затмением, по мнению греков, стояло деяние того или иного бога.

Теогония

Классический греческий пантеон насчитывал 12 божеств-олимпийцев. Однако жители Олимпа не были первыми обитателями земли и создателями мира. Согласно «Теогонии» поэта Гесиода, олимпийцы были только третьим поколением богов. В самом начале был лишь Хаос, из которого со временем вышли:

  • Нюкта (Ночь),
  • Гея (Земля),
  • Уран (Небо),
  • Тартар (Бездна),
  • Скотос (Тьма),
  • Эреб (Мрак).

Эти силы и следует считать первым поколением греческих богов. Дети Хаоса заключали друг с другом браки, порождая богов, моря, горы, чудовищ и разных удивительных существ – гекатонхейров и титанов. Внуков Хаоса принято считать вторым поколением богов.

Правителем всего мира стал Уран, а его супругой – Гея – мать всего сущего. Уран боялся и ненавидел своих многочисленных детей-титанов, поэтому сразу после их рождения прятал младенцев обратно во чрево Геи. Гея сильно страдала от того, что не могла разродиться, но ей на помощь пришёл младший из детей – титан Кронос. Он сверг и оскопил своего отца.

Дети Урана и Геи наконец смогли выйти из чрева матери. Кронос взял в жёны одну из своих сестёр – титаниду Рею и стал верховным божеством. Его правление стало настоящим «золотым веком». Однако Кронос опасался за свою власть. Уран предсказал ему, что один из детей Кроноса поступит с ним также как, сам Кронос поступил со своим отцом. Поэтому всех рождённых Реей детей – Гестию, Геру, Аида, Посейдона, Деметру – титан проглотил. Последнего сына – Зевса – Рее удалось спрятать. Зевс подрос, освободил своих братьев и сестёр, а затем начал борьбу с отцом. Так в битве схлестнулись титаны и третье поколение богов – будущих олимпийцев. Эти события Гесиод называет «титаномахией» (дословно «Битвами Титанов»). Борьба закончилась победой олимпийцев и падением титанов в бездну Тартар.

Современные исследователи склонны полагать, что титаномахия не была пустой, ни на чём не основанной фантазией. Фактически этот эпизод отражал важные социальные перемены в жизни Древней Греции. Архаичные хтонические божества – титаны, которым поклонялись древнегреческие племена, уступали своё место новым божествам, олицетворявшим порядок, закон и государственность. В прошлое уходили родоплеменной строй и матриархат, им на смену приходят – полисная система и патриархальный культ эпических героев.

Боги-олимпийцы

Благодаря многочисленным литературным произведениям, до наших дней дошло множество древнегреческих мифов. В отличие от славянской мифологии, сохранившейся в отрывочном и неполном виде, древнегреческий фольклор был глубоко и всесторонне изучен. Пантеон древних греков включал в себя сотни богов, однако, ведущая роль была отведена всего 12 из них. Канонического списка олимпийцев не существует. В разных версиях мифов в пантеон могут входить разные боги.

Зевс

Рассказ о боге древней греции 3 класс

Во главе древнегреческого пантеона находился Зевс. Он и его братья – Посейдон и Аид – бросили жребий, чтобы поделить между собой мир. Посейдону достались океаны и моря, Аиду – царство душ умерших, а Зевсу – небо. Под властью Зевса на всей земле устанавливается закон и порядок. Для греков Зевс был олицетворением Космоса, противостоящим древнему Хаосу. В более узком значении Зевс был богом мудрости, а также грома и молний.

Зевс был весьма плодовит. От богинь и земных женщин у него родилось множество детей – богов, мифических существ, героев и царей.

Весьма интересным моментом биографии Зевса является его борьба с титаном Прометеем. Боги-олимпийцы уничтожили первых людей, живших на земле ещё со времён Кроноса. Прометей же создал новых людей и обучил их ремёслам, ради них, титан даже похитил с Олимпа огонь. Разгневанный Зевс приказал приковать Прометея к скале, куда ежедневно прилетал орёл, клевавший титану печень. Для того чтобы отомстить созданным Прометеем людям за их своеволие, Зевс послал к ним Пандору – красавицу, открывшую ящик, в котором были спрятаны болезни и разные несчастья человеческого рода.

Несмотря на столь мстительный нрав, в целом, Зевс – светлое и справедливое божество. Рядом с его троном стоят два сосуда – с добром и злом, в зависимости от поступков людей Зевс черпает дары из сосудов, посылая смертным либо кару, либо милость.

Посейдон

Рассказ о боге древней греции 3 класс

Брат Зевса – Посейдон – владыка такой переменчивой стихии как вода. Подобно океану, он бывает буен и дик. Скорее всего, изначально Посейдон был земным божеством. Эта версия объясняет почему культовыми животными Посейдона были вполне «сухопутные» бык и конь. Отсюда же и эпитеты, которыми наделяли бога морей – «сотрясающий землю», «земледержец».

В мифах Посейдон часто противостоит своему брату-громовержцу. Например, поддерживает ахейцев в войне против Трои, на стороне которой был Зевс.

Почти вся торговая и промысловая жизнь греков зависела от моря. Поэтому Посейдону регулярно приносили богатые жертвы, бросая их прямо в воду.

Гера

Рассказ о боге древней греции 3 класс

Несмотря на огромное количество связей с самыми разными женщинами, ближайшей спутницей Зевса всё это время была его сестра и супруга – Гера. Хотя Гера и была главным женским божеством на Олимпе, фактически она была только третьей женой Зевса. Первой супругой громовержца была мудрая океанида Метида, которою он заключил в своё чрево, а второй – богиня правосудия Фемида – мать времён года и мойр – богинь судьбы.

Хотя божественные супруги часто ссорятся и изменяют друг другу, союз Геры и Зевса символизирует все моногамные браки на земле и отношения между мужчиной и женщиной в целом.

Отличавшаяся ревнивым, а порой и жестокий нравом, Гера всё же была хранительницей семейного очага, защитницей матерей и детей. Гречанки молили Геру о послании им хорошего мужа, беременности или о лёгких родах.

Возможно, противостояние Геры с мужем отражает хтонический характер этой богини. По одной из версий, прикасаясь к земле, она даже рождает чудовищного змея – Тифона. Очевидно, Гера – одно из первых женских божеств Пелопонесского полуострова, эволюционировавший и переработанный образ богини-матери.

Арес

Рассказ о боге древней греции 3 класс

Арес был сыном Геры и Зевса. Он олицетворял собой войну, причём, войну не в виде освободительного противостояния, а – бессмысленной кровавой резни. Считается, что вобравший в себя часть хтонического буйства своей матери Арес крайне вероломен и хитр. Свою силу он использует для того, чтобы сеять убийства и рознь.

В мифах прослеживается нелюбовь Зевса к кровожадному сыну, однако, без Ареса невозможна даже справедливая война.

Афина

Рассказ о боге древней греции 3 класс

Рождение Афины было весьма необычным. Однажды Зевса стали мучить сильные головные боли. Чтобы облегчить страдания громовержца, бог Гефест ударяет его топором по голове. Из образовавшейся раны выходит прекрасная дева в доспехах и с копьём. Зевс, увидев дочь, очень обрадовался. Новорождённая богиня получила имя Афина. Она стала главной помощницей своего отца – хранительницей закона и порядка и олицетворением мудрости. Формально матерью Афины была Метида, заключённая внутри Зевса.

Поскольку воинственная Афина воплощала в себе и женское, и мужское начало, она не нуждалась в супруге и оставалась девственной. Богиня покровительствовала воинам и героям, но только тем из них, кто разумно распоряжался своей силой. Таким образом, богиня уравновешивала буйство своего кровожадного брата Ареса.

Гефест

Рассказ о боге древней греции 3 класс

Гефест – покровитель кузнечного дела, ремёсел и огня – был сыном Зевса и Геры. Он родился хромым на обе ноги. Гере был неприятен некрасивый и больной младенец, поэтому она сбросила его с Олимпа. Гефест упал в море, где его подобрала Фетида. На морском дне Гефест освоил кузнечное ремесло и стал выковывать чудесные вещи.

Для греков сброшенный с Олимпа Гефест олицетворял хоть и некрасивого, но очень умного и доброго бога, помогающего всем, кто к нему обратится.

Чтобы проучить свою мать, Гефест выковал для неё золотой трон. Когда Гера села в него, на её руках и ногах сомкнулись путы, которые никто из богов не смог расковать. Несмотря на все уговоры, Гефест упорно не желал идти на Олимп, чтобы освободить Геру. Бога-кузнеца сумел привести только Дионис, опьянивший Гефеста. После освобождения Гера признала сына и отдала ему в жёны Афродиту. Впрочем, Гефест недолго прожил с ветреной супругой и заключил второй брак с харитой Аглаей – богиней добра и радости.

Гефест – единственный олимпиец, постоянно занятый работой. Он куёт молнии для Зевса, волшебные предметы, доспехи и оружие. От своей матери он, как и Арес, унаследовал некоторые хтонические черты, однако, не столь разрушительные. Связь Гефеста с подземным миром подчёркивает его огненная природа. Однако огонь Гефеста – это не разрушительное пламя, а домашний очаг, который обогревает людей, или кузнечный горн, с помощью которого можно изготовить множество полезных вещей.

Деметра

Рассказ о боге древней греции 3 класс

Одна из дочерей Реи и Кроноса – Деметра – была покровительницей плодородия и земледелия. Как и многие женские божества, олицетворяющие Мать-Землю, Деметра имела прямую связь с миром мёртвых. После похищения Аидом её с Зевсом дочери – Персефоны – Деметра впала в траур. На земле воцарилась вечная зима, люди тысячами умирали от голода. Тогда Зевс потребовал, чтобы Персефона проводила с Аидом только одну треть года, а на две трети – возвращалась к матери.

Считается, что Деметра обучила людей земледелию. Она же давала плодовитость растениям, животным и людям. Греки полагали, что на мистериях, посвящённые Деметре, стираются границы между миром живых и мёртвых. Данные археологических раскопок показывают, что в некоторых областях Греции Деметре даже приносили человеческие жертвы.

Афродита

Рассказ о боге древней греции 3 класс

Афродита – богиня любви и красоты – появилась на земле весьма необычно. После оскопления Урана Кронос бросил детородный орган своего отца в море. Поскольку Уран был очень плодовит, из морской пены, образовавшейся в этом месте, вышла прекрасная Афродита.

Богиня умела насылать любовь на людей и богов, чем часто пользовалась. Одним из главных атрибутов Афродиты был её чудесный пояс, который делал прекрасной любую женщину. Из-за переменчивого нрава Афродиты многие пострадали от её чар. Мстительная богиня могла жестоко карать тех, кто отвергал её дары или чем-то её обижал.

Аполлон и Артемида

Рассказ о боге древней греции 3 класс

Аполлон и Артемида – дети богини Лето и Зевса. Гера крайне прогневалась на Лето, поэтому преследовала её по всей земле и долго не давала ей разродиться. В конце концов, на острове Делос в окружении Реи, Фемиды, Амфитриты и других богинь Лето родила двух близнецов. Первой на свет появилась Артемида и сразу стала помогать матери в родах своего брата.

С луком и стрелами Артемида в окружении нимф стала бродить по лесам. Девственная богиня-охотница была покровительницей диких и домашних животных и всего живого на земле. К ней за помощью обращались и юные девушки, и беременные женщины, которых она защищала.

Её брат же стал покровителем искусств и врачевания. Аполлон приносит на Олимп гармонию и спокойствие. Этот бог считается одним из главных символов классического периода в истории Древней Греции. Он привносит элементы красоты и света во всё, что делает, дарует людям дар предвидения, учит их лечить болезни и музицировать.

Гестия

Рассказ о боге древней греции 3 класс

В отличие от большинства жестоких и мстительных олимпийцев, старшая сестра Зевса – Гестия – отличалась мирным и спокойным нравом. Греки почитали её как хранительницу домашнего очага и священного огня. Гестия придерживалась целомудрия и отказывала всем богам, предлагавшим ей замужество.

Культ Гестии был очень распространён в Греции. Считалось, что она помогает проводить священные церемонии и бережёт мир в семьях.

Гермес

Рассказ о боге древней греции 3 класс

Покровитель торговли, богатства, ловкости и воровства – Гермес, скорее всего, изначально был древним малоазиатским демоном-пройдохой. Со временем греки превратили мелкого трикстера в одного из самых могущественных богов. Гермес был сыном Зевса и нимфы Майи. Как и все дети Зевса, он с рождения демонстрировал свои удивительные способности. Так, в первый же день после своего появления на свет Гермес научился играть на кифаре и выкрал коров Аполлона.

В мифах Гермес предстаёт не только обманщиком и вором, но и верным помощником. Он часто выручал героев и богов из затруднительных ситуаций, принося им оружие, волшебные травы или какие-то другие нужные предметы. Отличительным атрибутом Гермеса были крылатые сандалии и кадуцей – жезл, вокруг которого обвились две змеи.

Почитали Гермеса пастухи, торговцы, ростовщики, путешественники, мошенники, алхимики и гадатели.

Аид

Рассказ о боге древней греции 3 класс

Аида – повелителя мира мёртвых – не всегда включают в число богов-олимпийцев, поскольку жил он не на Олимпе, а в мрачном Аиде. Однако он, безусловно, был очень могущественным и влиятельным божеством. Греки боялись Аида и предпочитали не произносить его имя вслух, заменяя его разнообразными эпитетами. Некоторые исследователи считают, что Аид выступает иной ипостасью Зевса.

Хотя Аид и был богом мёртвых, он также даровал плодородие и богатство. При этом сам он, как и полагается подобному божеству, не имел детей, даже жену ему пришлось похищать, потому что никто из богинь не хотел спускаться в подземное царство.

Культ Аида был почти не распространён. Известно всего об одном храме, где только раз в год приносили жертвы царю мёртвых.

Цели:

  • Обучающие: знакомство с новым литературным жанром “миф”;
    приобщение к богатству древнегреческой культуры.
  • Развивающие: развитие коммуникативности в информационном обмене.
  • Воспитательные: воспитание толерантности;  формирование
    навыков общения в диалоге с учителем, одноклассниками; пробуждение интереса
    к изучению мировой литературы.

Информационное обеспечение:  

  • книги разных авторов “Мифы Древней Греции” (главы о богах Олимпа),
  • книги по истории города,
  • ресурсы интернета,
  • презентация Power Point “Боги Олимпа” (разработка автора проекта).

Опыт использования: не ограничен.

Мифы Древней Греции.

№ слайда Содержание.
3  
4 Миф – предание, созданное фантазией народа, в котором
рассказывается о происхождении мира, а также о деяниях древних
богов и героев.

Мифы объясняют появление различных природных и
культурных особенностей.

(Важно растолковать детям отличие мифа от сказки.)

5 Рапсод – древнегреческий странствующий певец,
исполнявший под аккомпанемент лиры эпические песни.
14 Даже Зевс, отец Ареса, еле терпит его присутствие на
Олимпе. Но к счастью, есть кому одолеть ненасытного бога войны.
15 Добрая и справедливая дочь Зевса – Афина – побеждает
Ареса на поле битвы.
16 Полагают, что богам не ведом труд – ведь они
предпочитают проводить время в пирах на высоком Олимпе. Но есть среди
олимпийцев бог-труженик, который целые дни проводит за тяжёлой работой.
Это бог огня и кузнечного ремесла Гефест.
19 Делать несколько дел сразу, успевать и тут, и там,
брать на себя множество обязанностей и безупречно их выполнять – на
такое способен только бог Гермес.
20 Весь свет обошёл Дионис и научил людей выращивать
виноград и делать из него вино.
21 Никто лучше Пана не играет на свирели.
22

Кроссворд “Назови имя бога”.
(По атрибуту нужно определить имя бога.)

  1. Богиня юности из этого кувшина наливала нектар гостям на Олимпе.
    (Геба)
  2. Бог , который научил людей разводить виноград. (Дионис)
  3. Единственный бог-труженик. (Гефест)
  4. На доспехах этой богини изображена голова медузы Горгоны.
    (Афина)
  5. Вечный спутник этого бога – дельфин. (Посейдон)
  6. Никто не может сравниться с этим богом в игре на лире.
    (Аполлон)
  7. Вход в царство этого бога стережёт трёхглавый Цербер. (Аид)
  8. Богатый урожай – заслуга богини … (Деметры)
  9. Только он превзошёл Аполлона в игре на свирели. (Пан)
  10. Самая сладкая музыка для кровожадного бога – звон оружия.
    (Арес)
23 Слайд скрыт. Скопируйте слайд и распечатайте для
раздачи каждому ученику.
Тогда просмотр слайда 22 будет проверкой индивидуальной работы
или работы в парах.

При работе с презентацией ученики заполняют таблицу, размещённую в
Приложении 1.

Интеллектуальная игра “Боги Олимпа”.

Оборудование:

  • выставка книг “Мифы Древней Греции”;
  • изображения древнегреческих богов;

Ход игры

1-й агон: Приветствие соперникам и жюри (ареопагу).
2-й агон: Разминка.
3-й агон: Имена богов.
4-й агон: Потеряшки.
5-й агон: Боги Эллады в Санкт-Петербурге.

Ведущий учитель объявляет форму и тему КВНа, желает всем удачи, представляет
жюри.

Есть земля прекрасная – Эллада,
Древняя и славная страна.
Зеленью плюща и винограда
Белая увита колоннада,
Южною зарёй озарена.

Сегодня наша интеллектуальная игра перенесёт нас в далёкие времена Древней
Эллады.

Везде хорошие есть люди.
Их много, что ни говори.
На этот раз судить нас будет
Сверхобъективное жюри. (Представление жюри.)

Разрешите называть уважаемое жюри на древнегреческий лад – Ареопаг.

Мифы Древней Греции – тема сегодняшней игры – КВН. Мы недавно читали эти
произведения и многое узнали о богах древних греков. А чтобы выяснить, кто лучше
знает эту тему, мы начинаем ИГРУ. В нашей игре – 5 частей-АГОНОВ.

Зевс объявил о воли богов олимпийских
Быть состязаньям великим
Средь лицейских народов.
Лишь достойный, сильнейший
Из равных героев славу добудет
И в дар сюрприз обретёт как награду.

1-й агон: Приветствие соперникам и жюри (ареопагу) – домашнее задание.

2-й агон: Разминка.

Каждая команда сейчас испытаньям
Подвергнутся самым серьёзным.
Пусть игроки проявят и мудрость, и жажду победу,
Пусть силой знаний отстоят своё первенство.

Команды, ответьте на вопросы. Ответы записывайте точно и кратко.

1. Второе название Эллады. (Древняя Греция.)

2. Вот уже много веков люди читают и перечитывают мифы Древней Эллады. А что
такое мифы с точки зрения литературы? (Предание ,созданное фантазией народа,
в котором рассказыва-ется о происхождении мира, а также о деяниях древних богов
и героев. Мифы объясняют по-явление различных природных и культурных
особенностей.)

3. Что является отличительной чертой мифа от сказки? (В мифах
рассказывается о происхождении мира.)

4. Как называют исполнителей мифов? (Рапсоды.)

5. Назовите музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись
мифы? (Лира или кифара.)

6. Как называется гора, где жили древнегреческие боги? (Олимп.)

7. Пища богов – что это? (Амброзия.)

8. Как назывался напиток богов, даривший им вечную молодость? (Нектар.)

9. Основное занятие богов-олимпийцев? (Пиры.)

10. Чем отличались боги от людей? (Бессмертием.)

Жюри объявляет итоги 1-го агона.

3 агон: Имена богов.

Каждой команде выдаётся лист с заданием. Необходимо вписать в текст имена
богов.

Боги, которые правили миром

 .

____ – на Олимпе всех сильней.
Глава богов. Гроза людей.

С ним ______ – верная жена.
Брак и семью хранит она.

Бог _________ царит в морях.
На моряков наводит страх.

Всесилен под землей ______.
Он души мертвых сторожит.

_________ царствует в природе.
Она богиня плодородия.

______ – войны жестокий бог.
Нарушить мир найдет предлог.

Чье сердце для любви открыто
Тем помогает ______________.

_________ разумом сильна.
Богиня мудрости она.

На свет явился _____________,
Стал тотчас богом света он.

________ – торговли покровитель.
Гонец богов и небожитель.

_________ – сын Зевса, хромоног,
Зато в кузнечном деле – бог!

__________ дарит всем веселье.
Он бог вина и виноделия.

Для ___________ жизнь – охота.
Подвластны ей леса, болота.

Шутит ______, шумит в лесах –
Сеет панику и страх.

Жюри объявляет итоги 2-го агона.

4-й агон: Потеряшки.

Командам выдаются предметы – символы богов. Их задача назвать имя бог.

1-я группа – хлеб и деньги (мелочь). (Деметра и Гермес.)

2-я группа – листья растения и коробка виноградного сока. (Артемида и
Дионис.
)

3-я группа – фотография решётки Летнего сада с изображением горгоны Медузы и
томик стихов. (Афина и Аполлон.)

4-я группа – зеркало и молоток. (Афродита и Гефест.)

5-я группа – обручальное кольцо и рога. (Гера и Пан.)

В ответах дети должны пояснить свой выбор.

Учитель вскрывает конверты, принадлежащие командам, и вывешивает изображения
богов на доску.

Жюри объявляет итоги 3-го и 4-го агона.

5-й агон: Боги Эллады в Санкт-Петербурге

Этот агон – итог исследовательской деятельности учащихся. Каждый ученик
совершал экскурсию по городу, выбирая объект исследования согласно теме игры.
Для группового отчёта оформлял личную страничку с обязательной фотографией и
краткой историей.

Из коллективного отчёта учащиеся выбирают лучшую, по их мнению, работу и
представляют свой рассказ об объекте.

Жюри объявляет итоги 5-го агона.

Подведение итогов. Награждение победителей пакетиками с лавровыми
листьями.

Каждому участнику вручается памятная открытка с изображением богов Олимпа.

Первоначальные природные стихии древнегреческой мифологии 

Тартар – мрачная пустота, часть Хаоса

Эрос – самовозникшая в Хаосе движущая и порождающая сила

Эреб – первобытный туман, возникший из движений Тартара под влиянием Эроса

Нюкта – у древних греков – богиня-олицетворение Ночи. Появилась из Тартара

Эфир – первобытный свет, рождённый из Эреба силой Эроса

Гемера – божественное олицетворение Дня, созданное Эребом и Нюктой

Гея – у древних греков – Земля, появившаяся из материи Хаоса

Уран – рождённый Геей бог Неба, первый царь старшего поколения богов

Понт – рождённое Геей Море

Духи и волшебные существа древнегреческой мифологии

Нимфы – феи природы, прекрасные девушки. Нимфы деревьев назывались дриадами, нимфы источников – наядами, гор – ореадами, моря – нереидами.

Сатиры – козлоногие лесные демоны. Любят вино и любовные утехи и поэтому постоянно охотятся за нимфами. Спутники богов Диониса и Пана.

Кентавры (центавры) – демоны гор и лесов с торсом человека и нижней частью лошади, буйного, неудержимого нрава.

В мифах Древней Греции немало образов злобных духов и божеств. О них можно прочитать в статье Чудовища древнегреческой мифологии.

uran geia big

Титаны

Титаны – второе поколение богов Древней Греции, порождённое природными стихиями. Первыми титанами были шесть сыновей и шесть дочерей, произошедших от связи Геи-Земли с Ураном-Небом. Шесть сыновей: Крон (Время), Океан, Гиперион, Кей, Крий, Япет. Шесть дочерей: Тефида (Вода), Тейя (Блеск), Рея (Мать-Гора?), Фемида (Справедливость), Мнемосина (Память), Феба.

Кроме титанов Гея родила от брака с Ураном циклопов и гекатонхейров.

Циклопы – три великана с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. В глубокой древности – олицетворения туч, из которых сверкает молния

Гекатонхейры – «сторукие» великаны, против ужасной силы которых ничто не может устоять. Воплощения страшных землетрясений и потопов.

Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они и теперь неистовствуют, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Пребывание этих великанов во чреве земли стало причинять ей страшные страдания. Гея подговорила своего младшего сына, Крона, отомстить отцу, Урану, оскопив его.

Крон сделал это серпом. От пролившихся при этом капель крови Урана Гея зачала и родила трёх Эринний – богинь мщения со змеями на голове вместо волос. Имена Эринний – Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Из той части семени и крови оскоплённого Урана, что упала не на землю, а в море, родилась богиня любви Афродита.

Ночь-Нюкта в гневе на беззаконие Крона родила ужасных существ и божеств Таната (Смерть), Эриду (Раздор), Апату (Обман), богинь насильственной смерти Кер, Гипнос (Сон-Кошмар), Немесиду (Отмщение), Гераса (Старость), Харона (перевозчика умерших в подземное царство).

Власть над миром перешла теперь от Урана к титанам. Они поделили вселенную между собой. Крон вместо отца стал верховным богом. Океан получил власть над огромной рекой, которая по представлениям древних греков, течёт вокруг всей земли. Четверо других братьев Крона воцарились в четырёх сторонах света: Гиперион – на Востоке, Крий – на юге, Япет – на Западе, Кей – на Севере.

Четверо из шести старших титанов женились на своих сёстрах. От них пошло младшее поколение титанов и божеств стихий. От брака Океана с его сестрой Тефидой (Водой) были рождены все земные реки и водяные нимфы-Океаниды. Титан Гиперион – («высокоходящий») взял в жёны свою сестру Тейю (Блеск). От них родились Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря). От Эос родились звёзды и четыре бога ветров: Борей (северный ветер), Нот (южный ветер), Зефир (западный ветер) и Эвр (восточный ветер). Титаны Кей (Небесная Ось?) и Феба родили Лето (Ночную тишину, мать Аполлона и Артемиды) и Астерию (Звездный свет). Сам Крон женился на Рее (Мать-Гора, олицетворение производительной силы гор и лесов). Их дети – олимпийские боги Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс.

Титан Крий женился на дочери Понта Эврибии, а титан Япет – на океаниде Климене, которая родила от него титанов Атланта (он держит на своих плечах небо), надменного Менетия, хитроумного Прометея («мыслящий прежде, предвидящий») и слабоумного Эпиметея («думающий после»).

От этих титанов произошли другие:

Геспер – бог вечера и вечерней звезды. Его дочери от ночи-Нюкты – нимфы Геспериды, которые охраняют на западном краю земли сад с золотыми яблоками, некогда подаренный Геей-Землёй богине Гере при её бракосочетании с Зевсом

Оры – богини частей дня, времён года и периодов человеческой жизни.

Хариты – богини изящества, веселья и радости жизни. Их три – Аглая («Ликование»), Ефросина («Радость») и Талия («Изобилие»). У ряда греческих писателей хариты носят иные имена. В Древнем Риме им соответствовали грации

Музы – девять богинь наук и искусств. Каллиопа – муза эпической поэзии, Эвтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовных песен, Мельпомена  – муза  трагедии,  Талия  –  муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории, Урания – муза  астрономии  и  Полигимния  –  муза  священных гимнов.

Геката – богиня лунного света, колдовства и всего таинственного

Нерей ­– бог спокойного моря, счастливых плаваний, мудрости морских глубин. Его дочери – морские нимфы-Нереиды.

Форкий – бог бурного моря и штормов. Детьми Форкия в древнегреческой мифологии считались горгоны, грайи, сирены, Ехидна и Скилла (см. статью Чудовища древнегреческой мифологии).

Кето – злобная богиня морской пучины, сестра и жена Форкия. Оба они олицетворяли величественные и ужасные явления моря

Ирида – древнегреческая богиня радуги. Посланница жены Зевса, Геры

Содержание:

464615

Введение

Согласно мифам о богах Древней Греции в основе вселенной лежал Хаос – первоначальная пустота, мировой беспорядок, из которого благодаря Эросу – первой действующей силе – родились первые древнегреческие боги: Уран (небо) и Гея (земля), ставшие супругами. Первыми детьми Урана и Геи были сторукие великаны, превосходившие всех силой, и одноглазые циклопы (киклопы). Всех их Уран связал и сбросил в Тартар – мрачную бездну подземного мира. Потом родились титаны, младший из которых Кронос оскопил своего отца серпом, данным ему матерью: она не могла простить Урану гибели своих первенцев. Из крови Урана родились Эринии – ужасного вида женщины, богини кровной мести. От соприкосновения части тела Урана, брошенной Кроносом в море, с морской пеной родилась богиня Афродита, которая, по другим источникам, является дочерью Зевса и титаниды Дионы.

После того как бог Уран отделился от Геи, титаны Кронос, Рея, Океан, Мнемосина (богиня памяти), Фемида (богиня правосудия) и другие вышли на поверхность земли. Таким образом, титаны оказались первыми существами, жившими на земле. Бог Кронос, благодаря которому его братья и сестры освободились от заключения в Тартаре, стал править миром. Он женился на своей сестре Рее. Так как Уран и Гея предсказали ему, что собственный сын лишит его власти, он проглатывал своих детей, как только они рождались.

По древнегреческим мифам, богине Рее было жаль своих детей, и, когда у нее родился младший сын Зевс, она решила обмануть мужа и подала Кроносу камень, завернутый в пеленки, который тот и проглотил. А Зевса она спрятала на острове Крит, на горе Иде, где его воспитали нимфы (божества, олицетворяющие силы и явления природы– божества источников, рек, деревьев и т. п.). Коза Амалфея кормила бога Зевса своим молоком, за что Зевс впоследствии поместил ее в сонм звезд. Это нынешняя звезда Капелла. Став взрослым, Зевс решил взять власть в свои руки и заставил отца изрыгнуть всех проглоченных им детей-богов. Их было пятеро: Посейдон, Аид, Гера, Деметра и Гестия.

После этого началась «титаномахия» – война за власть между древнегреческими богами и титанами. Зевсу в этой войне помогли сторукие великаны и циклопы, которых он для этого вывел из Тартара. Циклопы выковали богу Зевсу громы и молнии, богу Аиду – шлем-невидимку, богу Посейдону – трезубец.

Победив титанов, Зевс низверг их в Тартар. Гея, разгневанная на Зевса за расправу с титанами, вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет Тифона, ужасное чудовище. Древнегреческие боги содрогнулись от ужаса, когда из недр земли вышел огромный стоголовый Тифон, огласивший мир ужасным воем, в котором слышался и лай собак, и рев разъяренного быка, и рычание льва, и человеческие голоса. Зевс испепелил молниями все сто голов Тифона, и, когда тот упал на землю, все вокруг стало плавиться от жара, исходившего от тела чудовища. Низвергнутый Зевсом в Тартар Тифон продолжает вызывать землетрясения и извержения вулканов. Таким образом, Тифон является олицетворением подземных сил и вулканических явлений.

Верховный бог Древней Греции, Зевс, по жребию, брошенному между братьями, получил во владение небо и верховную власть над всем сущим. Не властен он только над судьбой, олицетворяемой тремя его дочерьми Мойрами, прядущими нить человеческой жизни.

Хотя боги Древней Греции обитали в воздушном пространстве между небом и землей, местом их собраний была вершина горы Олимп, высотой около 3 километров, находившейся на севере Греции.

По имени Олимпа двенадцать главных древнегреческих богов называются олимпийскими (Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита и Гермес). С Олимпа боги нередко спускались на землю, к людям.

Изобразительное искусство Древней Греции представляло бога Зевса в виде зрелого мужа с окладистой курчавой бородой, с волнистыми волосами до плеч. Атрибутами его являются громы и молнии (отсюда его эпитеты «громовержец», «молниевержец», «тучегонитель», «тучесобиратель» и др.), а также эгида – сделанный Гефестом щит, потрясая которым Зевс вызывал бури и дожди (отсюда эпитет Зевса «эгиох»– эгидодержавный). Иногда Зевс изображается с Никой – богиней победы в одной руке, со скипетром в другой и с орлом, сидящим у его трона. В древнегреческой литературе бог Зевс часто называется Кронидом, что означает «сын Кроноса».

Первое время правления Зевса, по понятиям древних греков, соответствовало «серебряному веку» (в отличие от «золотого века»– времени правления Кроноса). В «серебряном веке» люди были богаты, пользовались всеми благами жизни, но утратили невозмутимое счастье, так как лишились былой невинности, забывали воздавать должную благодарность богам. Этим они навлекли на себя гнев Зевса, сославшего их в преисподнюю.

После «серебряного века», по представлениям древних греков, наступил век «медный» – век войн и опустошений, затем – век «железный» (Гесиод вводит между медным и железным веками век героев), когда нравы людей настолько развратились, что богиня справедливости Дика, а с нею Верность, Стыдливость и Правдивость покинули землю, и люди стали в поте лица, тяжкими трудами добывать себе средства к существованию.

  1. Старшее поколение богов

Хотя Зевс был женат на своей сестре, богине Гере, матерями его многочисленных детей стали в древнегреческих сказаниях и другие богини, и нимфы, и даже смертные женщины. Так, фиванская царевна Антиопа родила ему близнецов Зета и Амфиона, аргосская царевна Даная родила сына Персея, спартанская царица Леда – Елену и Полидевка, финикийская царевна Европа – Миноса. Таких примеров можно было бы привести много. Это объясняется тем, что, как было сказано выше, Зевс вытеснил многих местных богов, жены которых стали со временем восприниматься как возлюбленные Зевса, ради которых он изменял своей супруге Гере.

В особо торжественных случаях или при весьма значительных поводах Зевсу приносили «гекатомбу» – великую жертву из ста быков.

Богиня Гера, считавшаяся в Древней Греции сестрой и женой Зевса, прославлялась как покровительница супружества, олицетворение супружеской верности. В древнегреческой литературе она изображается блюстительницей нравственности, жестоко преследующей ее нарушителей, особенно своих соперниц и даже их детей. Так, Ио, возлюбленная Зевса, была превращена Герой в корову (по другим греческим мифам бог Зевс сам превратил Ио в корову, чтобы спрятать ее от Геры), Каллисто – в медведицу, а сына Зевса и Алкмены, могучего героя Геракла, супруга Зевса преследовала всю его жизнь, начиная с младенческого возраста. Будучи защитницей супружеской верности, богиня Гера карает не только возлюбленных Зевса, но и тех, кто пытается склонить ее к неверности мужу. Так, Иксион, взятый Зевсом на Олимп, пытался добиться любви Геры, и за это, по ее требованию, не только был низвергнут в Тартар, но и прикован к вечно вращающемуся огненному колесу.

Гера – древнее божество, почитавшееся на Балканском полуострове еще до прибытия туда греков. Родиной ее культа был Пелопоннес. Постепенно в образе Геры соединились и другие женские божества, и она стала мыслиться как дочь Кроноса и Реи. По Гесиоду, она является седьмой женой Зевса.

Один из мифов Древней Греции о богах рассказывает, как Зевс, раздраженный покушением Геры на его сына Геракла, подвесил ее на цепях к небосклону, привязав к ногам тяжелые наковальни, и подверг бичеванию. Но это было сделано в порыве сильного гнева. Обычно же Зевс относился к Гере с таким уважением, что другие боги, бывая у Зевса на советах и на пирах, выказывали высокое почтение его супруге.

Богине Гере в Древней Греции присваивали такие качества, как властолюбие и тщеславие, толкавшие ее на расправу с теми, кто ставил свою или чужую красоту выше ее красоты. Так, в продолжение всей троянской войны она содействует грекам, чтобы наказать троянцев за предпочтение, отданное сыном их царя Парисом Афродите перед Герой и Афиной.

В браке с Зевсом Гера родила Гебу – олицетворение юности, Ареса и Гефеста. Впрочем, по некоторым преданиям, Гефеста она родила одна, без участия Зевса, от аромата цветов, в отместку за рождение им Афины из собственной головы.

В Древней Греции богиню Геру изображали высокой величавой женщиной, одетой в длинное платье и увенчанной диадемой. В руке она держит скипетр – символ своей верховной власти.

Вот в каких выражениях славит богиню Геру гомеровский гимн:

Бог Посейдон, признававшийся в Древней Греции владыкой водной стихии (этот удел он получил по жребию, как Зевс – небо), изображается очень похожим на своего брата: у него такая же, как у Зевса, курчавая окладистая борода, такие же волнистые волосы до плеч, но у него свой атрибут, по которому его легко отличить от Зевса– трезубец; им он приводит в движение и успокаивает морские волны. Он господствует над ветрами; очевидно, с морем было в Древней Греции связано представление о землетрясениях; этим объясняется применяемый Гомером по отношению к богу Посейдону эпитет «колебатель земли»:

 «Землю и море бесплодное он в колебанье приводит,
На Геликоне царит и на Эглах широких. Двойную
Честь, о земли Колебатель, тебе предоставили боги:
Диких коней укрощать и спасать корабли от крушенья»
(из гомеровского гимна Посейдону, ст. 2–5; пер. В. В. Вересаева).

 Трезубец, таким образом, нужен Посейдону для того, чтобы вызывать сотрясение земли, и для того, чтобы, раздвинув горы, создавать обильные водой долины; трезубцем бог Посейдон может ударить по каменной скале, и из нее тотчас забьет светлый ключ чистой воды.

По мифам Древней Греции, у Посейдона были споры с другими богами за обладание той или иной землей. Так, Арголида была бедна водой потому, что при споре Посейдона с Герой назначенный судьей аргосский герой Инах передал эту землю ей, а не ему. Аттика же подверглась наводнению из-за того, что боги решили спор Посейдона с Афиной (кому обладать этой страной) в пользу Афины.

Великолепный дворец Посейдона находился, по древнегреческим сказаниям, в глубине моря, где кроме Посейдона обитали и другие многочисленные существа, занимающие второстепенные места в мире богов: старец Нерей – древнее морское божество; нереиды (дочери Нерея) – морские нимфы, среди которых наиболее известны Амфитрита, ставшая женой Посейдона, и Фетида – мать Ахилла. Осматривать свои владения – не только морские глубины, но и острова, и прибрежные земли а иногда и земли, лежащие в глубине материка, – бог Посейдон отправлялся на колеснице, запряженной конями, имевшими вместо задних ног рыбьи хвосты.

В Древней Греции Посейдону как державному владыке морей и покровителю коневодства посвящены были Истмийские игры на Истме, Коринфском перешейке, у моря. Там же, в святилище Посейдона, находилась железная статуя этого бога, воздвигнутая греками в честь победы их на море, когда был разбит персидский флот.

 Аид

Аид (Гадес), называемый в Риме Плутоном, получил по жребию подземный мир и стал его владыкой. Представление древних об этом мире отражено в древнегреческих именах подземного бога: Аид – невидимый, Плутон – богатый, так как все богатства, как минеральные, так и растительные, порождаются землей. Аид – повелитель теней умерших, и его называют иногда Зевсом Катахтоном – подземным Зевсом. Считаясь в Древней Греции олицетворением богатых недр земли, Аид не случайно оказался мужем Персефоны, дочери богини плодородия Деметры. Эта супружеская пара, не имевшая детей, в представлении греков, враждебна была всякой жизни и насылала на все живое непрерывный ряд смертей. Деметра не хотела, чтобы ее дочь оставалась в царстве Аида, но, когда она просила Персефону вернуться на землю, та ответила, что отведала уже «яблока любви», т. е. съела часть полученного от мужа граната, и не может вернуться. Правда, две трети года она все-таки проводила с матерью по велению Зевса, потому что, тоскуя по дочери, Деметра перестала посылать урожай и

заботиться о созревании плодов. Таким образом, Персефона в мифах Древней Греции олицетворяет взаимодействие между богиней плодородия, дарующей жизнь, заставляющей землю давать плоды, и богом смерти, отнимающим жизнь, увлекающим все порождения земли обратно в ее лоно. 

Богиня Диметра

Диметра была одной из наиболее почитаемых в Древней Греции богинь, так как она ниспосылала плодородие земле. Она изображалась в длинном платье, в венке из колосьев или мака, иногда с пучком колосьев или маковых головок в одной руке, с серпом или факелом в другой. Выражение печали, которое старались придать художники ее лицу, объясняется периодическим расставанием богини Деметры с дочерью Персефоной, вынужденной покидать ее и уходить к мужу в преисподнюю. Отцом Персефоны был Зевс.

Элевсинские мистреии (таинства) были, по древнегреческому преданию, учреждены самой богиней Деметрой, когда она разыскивала похищенную Аидом дочь.

Гестия

В Древней Греции у каждого семейного очага был жертвенник богини Гестии, так как очаг символизировал единение семьи. Гестия была покровительницей семейного благополучия, единодушия и мира. А так как государственная (т. е. городская) община мыслилась как большая семья, то богиня имела святилища и очаги в пританеях (главных правительственных или общинных зданиях в греческих городах), поэтому в Древней Греции не было храмов богини Гестии. Этот государственный очаг был символом гражданского мира и единения. Если грек отправлялся на чужбину, он брал с собой огонь из пританея, чтобы и вдали от родины пользоваться покровительством отечественной богини:

 Гестия была защитницей страдающих и чужеземцев. На нее смотрели как на носительницу и покровительницу целомудрия, так как огонь у древних считался чистейшим из природных явлений. Гестия добилась от Зевса разрешения не выходить замуж, хотя ее любви добивались Посейдон и Аполлон.

 В Древней Греции богиня Гестия изображалась высокой стройной девой в длинных одеждах, в ниспадающем с головы покрывале и с жертвенной чашей в руке.

 Бог Арес

Арес, сын Зевса и Геры, первоначально был в Древней Греции богом бурь, непогоды, бушевания стихий, губительного для земледелия. С этим, по-видимому, связан миф о сыновьях земледельца Алоэя – Оте и Эфиальте, которые связали Ареса и 13 месяцев держали в медной бочке, пока его, совершенно обессилевшего, не освободил Гермес. Но земледелию враждебна и война, воплощением которой становится бог Арес в более позднее время. Литературная традиция Древней Греции следует за Гомером, у которого Арес – бог истребительной войны, кровожадный и беспощадный, ненавистный даже своему отцу Зевсу, так как бог Арес ненасытен во вражде и убийствах и не различает в бою правых и виноватых. Его появление подобно буре. Ужас овладевает обеими воюющими сторонами, когда раздается его вопль, подобный воплю тысяч воинов в пылу битвы. Появление Ареса всегда означает начало резни. Отсюда эпитеты бога Ареса (в «Илиаде») – бурный, кровавый, мужегубец, стен разрушитель и т. п.

 В гомеровском гимне, однако, образ Ареса облагорожен, и это естественно для гимна. Вот как его автор обращается к богу войны:

 Сыновья Ареса Фобос (страх) и Деймос (ужас) сопутствуют своему отцу в кровопролитных битвах.

Из всех областей Древней Греции бог Арес больше всего почитался в Лаконии, у воинственных спартанцев.

 Гефест

Гефест, сын Зевса и Геры, поначалу был в Древней Греции богом огня, вырывающегося из недр земли. Постепенно греки стали почитать Гефеста как божество тех ремесел, которые не обходятся без огня: кузнечного, гончарного. У Гомера Гефест – «мастер на обе руки»: всякая искусно созданная вещь, всякое художественное изделие – все приписывается мастерству бога Гефеста (например, щит Ахилла). Именно Гефест, изготовил для Зевса его эгиду, выковал оружие Гераклу.

 Отличительной чертой Гефеста является его хромота, что, очевидно, было загадкой для самих древних греков. Поэтому для объяснения столь странного атрибута было сочинено несколько историй. В «Илиаде», например, рассказывается, что, когда во время одной из ссор Зевса с Герой Гефест вступился за мать, Зевс в гневе сбросил его с небес на землю, в результате чего Гефест упал на остров Лемнос и сломал ногу. Из всех областей Древней Греции бога Гефеста особенно чтили на острове Лемносе, где у подножья ныне потухшего вулкана находился его храм. Вот почему и упомянутое падение связывает его с этим островом; отсюда и эпитет Гефеста «лемносский бог». По другому древнегреческому мифу Гефест родился хромым и хилым ребенком; Гера, раздосадованная этим, столкнула своего новорожденного сына с Олимпа, и он упал в море; морские божества подобрали его. В их жилище Гефест вырос, научился своему искусству. Гефест долго таил гнев на мать и, наконец, решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он смастерил золотое кресло для Геры. Получив кресло в подарок, Гера пришла в восторг, села в него, но не смогла встать, пока сын не освободил мать от невидимых пут, приковавших ее к креслу. После этого Гефест остался жить на Олимпе.

самой прекрасной богине – на Афродите. Очевидно, это супружество символизировало красоту изделий Гефеста, тем более что по другому распространённому в Древней Греции мифу женой его является Аглая – одна из харит (граций), воплощений изящества.

 Богиня Афродита

Древнегреческая богиня Афродита, дочь Урана, родившаяся из морской пены около острова Кипра– древнее божество производительных сил природы. Более поздняя Афродита, дочь Зевса и Дионы, олицетворяла земную любовь. Но древние греки не делали разницы между этими двумя божествами, для них это одна и та же богиня, только в древнегреческой литературе ее называют то пенорожденной, то дочерью Зевса.

Родившись в море, Афродита вышла на сушу на острове Кипр (туда вынес ее легкий, ласкающий ветерок), отсюда одно из ее распространённых в Древней Греции имен – Киприда. Зовут ее и Кифереей (Цитерой), так как культ ее очень развит был на острове Кифера. Как богиня любви и красоты Афродита изображается обнаженной или лишь слегка прикрытой. Нагота – главный атрибут этой богини, воплощавшей в Древней Греции идеал красоты

Вот как автор гомеровского гимна Афродите характеризует роль этой богини в жизни природы:

 Спутники богини Афродиты – Хариты, Горы, Гимерос (любовное томление), Потос (желание), Пейто (убеждение).

Брак богини Афродиты с Гефестом был бесплоден. Отцом ее детей – Гармонии и Эрота – считают Ареса (иногда других богов), который был известен как возлюбленный Афродиты. В «Одиссее» рассказывается, как однажды бог Гефест поймал жену в расставленную им тончайшую золотую сеть, когда она была в объятиях Ареса, и как смеялись боги, которых Гефест пригласил удостовериться в измене его жены.

В прибрежных областях Древней Греции Афродиту, богиню, родившуюся из морской пены, чтили как повелительницу морских волн и молили ее о благополучном плавании.

«Был у Афродиты и смертный возлюбленный, Анхис; она родила ему Элея, троянского героя, потомки которого основали Рим.

 Богиня Афина Паллада

Древнегреческая богиня Афина-Паллада – любимая дочь Зевса, родившаяся из его головы. Когда возлюбленная Зевса океанида Метида (богиня разума) ждала ребенка, который, по предсказанию, должен был превзойти силой своего отца, Зевс хитрыми речами заставил ее уменьшиться в размерах и проглотил. Но плод, которым была беременна Метида, не погиб, а продолжал развиваться у него в голове. По просьбе Зевса Гефест (по другому мифу Прометей) разрубил его голову топором, и из нее выскочила богиня Афина в полном воинском вооружении.

 Будучи дочерью Метиды, богиня Афина сама стала «Полиметидой» (многодумной), богиней разума и разумной войны. Если бог Арес упивается всяким кровопролитием, будучи олицетворением губительной войны, то богиня Афина вносит в войну элемент человечности. У Гомера Афина говорит, что боги не оставляют безнаказанным употребление отравленных стрел. Если появление Ареса наводит ужас, то присутствие в битве Афины дисциплинирует, воодушевляет и приносит примирение. Таким образом, в ее лице древние греки противопоставляли разум грубой силе.

Являясь древним микенским божеством, Афина сосредоточила в своих руках управление многими явлениями природы и сторонами жизни: в свое время она была и повелительницей небесных стихий, и богиней плодородия, и врачевательницей, и покровительницей мирного труда; она научила людей строить дома, обуздывать коней и т. п.

Постепенно древнегреческие мифы стали ограничивать деятельность богини Афины войной, внесением разумности в действия людей и женским ремеслом (прядением, ткачеством, вышиванием и т. п.). В этом отношении она родственна Гефесту, но Гефест – стихийная сторона ремесла, связанная с огнем; у Афины же и в занятии ремеслом превалирует разум: если для придания благородства искусству Гефеста понадобился его союз с Афродитой или харитой, то богиня Афина сама – совершенство, олицетворение культурного прогресса во всем. Афину чтили в Греции повсеместно, но особенно в Аттике, которую она выиграла в споре с Посейдоном. В Аттике она была любимым божеством, в ее честь главный город Аттики был назван Афинами.

Имя «Паллада», по-видимому, появилось после слияния культа Афины с культом древнего божества Палланта, который в представлении греков был гигантом, побежденным Афиной во время войны богов с гигантами.

Как воительница она – Паллада, как покровительница в мирной жизни – Афина. Ее эпитеты – «голубоглазая», «совоокая» (сова как символ мудрости была священной птицей Афины), Эргана (работница), Тритогенея (эпитет неясного значения). В Древней Греции богиня Афина изображалась по-разному, но чаще всего в длинном одеянии без рукавов, с копьем и со щитом, в шлеме и с эгидой на груди, на которой укреплена голова Медузы Гаргоны, подаренная ей Персем; иногда – со змеей (символ врачевания), иногда – с флейтой, так как древние греки считали, что Афина изобрела этот инструмент.

Богиня Афина не была замужем, она неподвластна чарам Афродиты, поэтому главный храм ее, находившийся в акрополе, носил название «Парфенон» (парфенос – дева). В Парфеноне была установлена огромная «хрисэлефантинная» (т. е. сделанная из золота и слоновой кости) статуя Афины с Никой в правой руке (работы Фидия). Недалеко от Парфенона, внутри стен акрополя стояла другая статуя Афины, бронзовая; блеск ее копья был виден мореходам, приближавшимся к городу.

В гомеровском гимне Афина названа градозащитницей. Действительно, в изучаемый нами период древнегреческой истории Афина – сугубо городское божество, в отличие, например, от Деметры, Диониса, Пана и др.

Бог Апполон (Феб)

По мифам Древней Греции, когда мать богов Аполлона и Артемиды, возлюбленная Зевса, Латона (Лето) должна была стать матерью, ее жестоко преследовала Гера, ревнивая и безжалостная супруга Зевса. Все боялись гнева Геры, поэтому Латону гнали отовсюду, где бы она ни останавливалась. И лишь остров Делос, скитавшийся, как и Латона (по преданию он был когда-то плавучим), понял страдания богини и принял ее на свою землю. Он был, кроме того, прельщен ее обещанием родить на его земле великого бога, для которого там же, на Делосе, будет разбита священная роща и воздвигнут прекрасный храм.

На земле Делоса богиня Латона родила близнецов – богов Аполлона и Артемиду, получивших в честьего эпитеты – Делий и Делия.

 Лавровый венок на голове бога Аполлона – память о его возлюбленной, нимфе Дафне, которая превратилась в лавровое дерево, предпочтя смерть любви Феба.

Врачебные функции Аполлона постепенно перешли к его сыну Аскилепию и внучке Гигиее – богине здоровья.

В архаическую эпоху Аполлон-стреловержец становится самым популярным богом у древнегреческой аристократии. В городе Дельфы находилось основное святилище Аполлона – дельфийский оракул, куда приходили за предсказаниями и советами как частные лица, так и государственные деятели.

Аполлон – один из самых грозных богов Древней Греции. Другие боги даже немного побаиваются Аполлона. Вот как рассказывается об этом в гимне Аполлону Делосскому.

Аполлон Мусагет или Кифаред.

Артемида

Артемида, сестра Аполлона, была в Древней Греции богиней охоты, покровительницей лесов и их дикого населения, а также источников и влажных полян, подательницей росы. Она олицетворяла луну, вытеснив более древнюю богиню луны, Селену. В качестве богини-охотницы Артемида изображается у древних греков в коротком платье (длинное платье мешало бы ей бегать по лесам) с ланью у ног; в качестве богини луны – в длинном платье, с факелом в руке.

Будучи олицетворением луны, светильника ночи, Артемида почиталась как помощница при родах, когда младенец выходит из ночи в день. Отсюда эпитет Артемиды – Эйлифия (Илифия).

Но главным делом богини Артемиды остается охота. Вот в каких выражениях говорится о ней в гомеровском гимне:

По мифам Древней Греции, богиня Артемида охотилась вместе со своими спутницами, нимфами источников, которые давали обет безбрачия, так как их богиня не была замужем. Если нимфа нарушала обет, она изгонялась из свиты Артемиды. Такая участь постигла, например, аркадскую нимфу Каллисто, некогда любимую подругу богини. Каллисто могла противиться любви смертных, но как не пасть в объятия самого Зевса? Однажды после охоты богиня Артемида вошла в свою священную рощу, где находился источник прозрачной воды. «Здесь мы будем купаться!» – сказала она нимфам. Они были послушны и тотчас сбросили платья. Только Каллисто не решалась раздеться, но Артемида взглянула на нее подозрительно, и нимфа вынуждена была тоже снять платье. Все увидели, что она должна стать матерью, и богиня Артемида в гневе прогнала свою бывшую подругу. Узнала об этом ревнивая супруга Зевса и решила еще более жестоко наказать Каллисто. После того как Каллисто родила сына, Гера превратила ее в медведицу. С тех пор страшная медведица бродила по лесам вблизи того места, где среди людей рос ее сын. Когда мальчику исполнилось 15 лет, он пошел на охоту и на одной из звериных троп повстречался со своей матерью. Она узнала его и заревела: ведь ее материнская нежность могла выразиться только медвежьим ревом. Встав на дыбы, она пошла к нему, но мальчик, ничего не знавший о судьбе матери, поднял копье, и, очевидно, убил бы ее, если бы всеведущая богиня Артемида не оторвала их от земли в тот самый момент и не поместила бы среди созвездий. С тех пор они сияют в небесах – Большая Медведица и ее страж Волопас, в звезды которого превратился сын Каллисто.

Бог Гермес

Бог Гермес считался в Древней Греции сыном Зевса и плеяды Майи (плеяды – дочери Атланта, поддерживающего небесный свод, и океаниды Плейоны). Он родился в Аркадии, в пещере горы Киллены. В гомеровском гимне о нем говорится так:

«Славные деяния» Гермеса начались в четвертый день его появления на свет. Воспользовавшись отсутствием матери, он вылез из колыбели и вышел из пещеры. Найдя черепаху, он убил ее и из ее панциря и трех веток сделал лиру (Гермес считается изобретателем лиры), натянув на нее сладкозвучные струны. Вернувшись в пещеру, Гермес спрятал лиру в своей постели, а сам отправился навстречу новым приключениям. Самым значительным из них было то, что он повстречал стадо коров, принадлежащих Аполлону. Тотчас Гермес вспомнил, что мать его живет бедно, отделил от стада пятьдесят коров и, привязав к их ногам пучки травы, чтобы они заметали свои следы, погнал их путаными путями к пещере горы Киллены. Потом Гермес повернул коров хвостами вперед на случай, если они все-таки оставят следы, и, загнав их в пещеру, тщательно спрятал

Предусмотрительность, лукавая речь, плутовство, а подчас и воровство – все это связано с торговлей, и потому в Древней Греции бог Гермес оказался покровителем плутов и мошенников и зачинателем красноречия.

Торговля всегда связана с передвижением, и Гермес стал в Древней Греции покровителем дорог. Вот почему в Аттике через каждые две тысячи шагов стояли столбы, посвященные Гермесу– так называемые гермы. Каждый путник должен был положить у такой гермы камень. Это служило очищению полей от камней. Позднее гермы стали украшаться архаическим изображением бога Гермеса – бородатой головой.

В V–IV вв. до н. э. древние греки изображали Гермеса юношей в крылатых сандалиях или в крылатой шапочке, указывающих на способность этого бога к быстрому передвижению. Иногда в руке у него можно увидеть кадуцей – крылатый жезл вестника: ведь Гермес – вестник Зевса.

В Древней Греции бога Гермеса почитали и как проводника душ в преисподнюю.

Красноречие Гермеса проявилось в истории с Ио, возлюбленной Зевса, превращенной в корову. Гера приставила к Ио сторожем стоглазого Аргуса – олицетворение звездного неба. Зевс послал Гермеса освободить Ио. Гермес усыпил Аргуса своими рассказами и игрой на свирели, и когда все 100 глаз Аргуса сомкнулись, он убил его, и с тех пор был прозван Аргоубийцей. Глазами Аргуса Гера украсила хвост своей священной птицы павлина.

Бог Дионис

Дионис (Вакх), в Древней Греции – бог растительных сил природы, покровитель виноградарства и виноделия, в VII–V вв. до н. э. приобрел огромную популярность у простого народа в противовес Аполлону, культ которого был популярен у аристократии.

Однако этот быстрый рост популярности Диониса был как бы вторым рождением бога: культ его существовал еще во II тыс. до н. э., но потом был почти забыт. У Гомера Дионис не упоминается, и это свидетельствует о непопулярности его культа в эпоху господства аристократии, в начале I тыс. до н. э.

Архаическое изображение Диониса, такого, каким бог мыслился, по-видимому, до изменения культа– зрелый муж с длинной бородой; в V–IV вв. до н. э. древние греки изображали Вакха изнеженным, даже несколько женоподобным юношей с виноградом или с венком из плюща на голове, и это изменение внешнего облика бога свидетельствует об изменении его культа. Не случайно в Древней Греции существовало несколько мифов, рассказывавших о борьбе, с которой внедрялся культ Диониса, и о сопротивлении, встретившем его появление в Греции. Один из этих мифов положен в основу трагедии Еврипида «Вакханки». Устами самого Диониса Еврипид весьма правдоподобно рассказывает историю этого бога: Дионис родился в Греции, но был забыт у себя на родине и вернулся в свою страну только после того, как завоевал популярность и утвердил свой культ в Азии. Ему пришлось преодолевать сопротивление в Греции не потому, что он был там чужим, а потому, что он принес с собой чуждый Древней Греции оргиазм.

Действительно, вакхические празднества (оргии) в классическую эпоху Древней Греции были экстатическими, и момент экстаза был, очевидно, тем новым элементом, который был привнесен при возрождении культа Диониса и явился результатом слияния культа Диониса с восточными божествами плодородия (например, идущим с Балкан культом Сабасия).

В Древней Греции бог Дионис считался сыном Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Богиня Гера возненавидела Семелу и захотела ее погубить. Она убедила Семелу, чтобы та попросила Зевса явиться к своей смертной возлюбленной в обличье бога с громами и молниями, чего он никогда не делал (являясь к смертным, он изменял свой облик). Когда Зевс приблизился к дому Семелы, молния выскользнула из его руки и попала в дом; в пламени вспыхнувшего пожара Семела погибла, родив перед смертью слабого, не способного жить ребенка. Но Зевс не дал сыну погибнуть. Из земли вырос зеленый плющ, который прикрыл ребенка от огня. Затем Зевс взял спасенного сына и зашил его в свое бедро. В теле Зевса Дионис окреп и родился во второй раз из бедра громовержца. Согласно мифам Древней Греции, Диониса воспитывали горные нимфы и демон Силен, которого древние представляли себе, как вечно пьяного, веселого старика, преданного своему воспитаннику-богу.

Вторичное внедрение культа бога Диониса отразилось в ряде рассказов не только о прибытии бога в Грецию из Азии, но и вообще о его путешествиях на корабле. Уже в гомеровском гимне мы находим рассказ о переезде Диониса с острова Икария на остров Наксос. Не зная, что перед ними бог, красивого юношу схватили разбойники, связали его прутьями и погрузили на корабль, чтобы продать его в рабство или получить за него выкуп. Но в пути с рук и ног Диониса сами собой слетели путы, и перед разбойниками начали совершаться чудеса.

Обернувшись львом, Дионис растерзал предводителя пиратов. Остальные пираты, за исключением мудрого кормчего, которого Дионис пощадил, бросились в море и превратились в дельфинов.

Чудеса, описанные этом древнегреческом в гимне, – самопроизвольное спадание оков, возникновение фонтанов вина, превращение Диониса в льва и т. п., характерны для представлений о Дионисе. В мифах и в изобразительном искусстве Древней Греции бог Дионис часто представлен в виде козла, быка, пантеры, льва или с атрибутами этих животных.

Свита Диониса (фиас) состоит из сатиров и вакханок (менад). Атрибут вакханок и самого бога Диониса – тирс (палочка, увитая плющем). У этого бога много имен и эпитетов: Иакх (вопящий), Бромий (дико шумящий), Бассарей (этимология слова неясна). Одно из имен (Лиэй) связано, очевидно, с чувством освобождения от забот, испытываемым при употреблении вина, и с оргиастическим характером культа, освобождающего человека от обычных запретов.

  1. Заключение

Мифы – древнейшие сказания, повествующие о происхождении вселенной и человека, тайнах рождения и смерти, чудесах мира, подвигах и любовных переживаниях богов, царей и героев.
Все народы мира с древних времен создавали мифы. Они рождались из естественной любознательности людей, их стремления понять и объяснить действительность. В мифах переплетены донаучные представления о природе и обществе, ранние элементы религии, философии, искусства.
При помощи мифов древние люди пытались объяснить мир, в котором они жили.
Мифология — исторически первая форма духовной культуры. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных и т. д.
Миф — это первая форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение Миф упорядочивает в сознании мир, превращает хаос в космос и тем самым создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, представляет его в простой и доступной форме Характерным моментом мифа является отождествление субъективной и объективной реальности. Мифологическое постижение мира в своей основе носит не рациональный, а эмоционально-чувственный характер. Смысловыми единицами мифологического мышления являются не понятия, а коллективные представления. Эти представления формируются не на основе логического анализа, обобщения опыта, а по законам партиципации (сопричастности).

IV. Список литературы:

1. Каптерева Т.П. Римская мозаика. Африка. М., 2008

2. Иоццо М. Искусство и история Крита. Русское издание. М., 2007

3. Вингопулу И. Искусство и история. Афины. Русское издание. М., 2006.

4. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. Серия: «Новая история искусства». СПб, 2007.

На чтение 9 мин. Опубликовано

Многие люди увлекаются мифологией древнейших цивилизаций. По мифам возможно узнать, каким видели мир древние люди. Знакомство с историей Древней Греции люди часто начинают с темы о главных божествах. Сегодня даже школьники младших классов знают, что величайшей личностью древнегреческих сказаний выступает Зевс. Сообщение про бога-громовержца позволит узнать о его образе и характеристиках.

Происхождение и борьба за власть

Кронос проглатывал каждого своего ребёнка

Зевс относится к третьему поколению греческих богов. До него миром правил его отец Кронос. Когда владыке предсказали, что он будет свергнут одним из его сыновей, он испугался. Кронос проглатывал каждого ребёнка, рождённого женой Реей. Но титанида решила спасти хотя бы одного сына. После рождения очередного ребёнка она подложила мужу камень, завёрнутый в полотно. Рея спрятала Зевса на острове Крит, где он рос и воспитывался куретами. Сын богини жил в пещере, которую охраняли стражники. Когда ребёнок плакал, они стучали копьями о щиты, чтобы Кронос не смог услышать его.

Возмужавший Зевс решил бороться с отцом за власть. Вместе с другими богами Олимпа он выступил против титанов. Война продолжилась целое десятилетие. Битва с громом и молниями потрясла весь мир. Затем Зевс освободил сторуких великанов из Тартара и победил титанов. Он вспорол живот Кроносу и освободил своих братьев и сестёр.

Гея хотела отомстить Зевсу за титанов, которые были её детьми, и произвела на свет Тифона. Это ужасное существо напугало многих богов, которые пытались спрятаться от него, превратившись в зверей и птиц. Однако Зевс не побоялся и вступил в борьбу с чудовищем. Бог придавил Тифона горой и приставил к нему стражем Гефеста.

Правление Зевса

После победы над Тифоном Зевс решил разделить власть над миром со своими братьями. Посейдон стал править морями, а Аид — подземным царством мёртвых. Сам Зевс господствовал на небе и был главным среди остальных богов. Также он стал владыкой на земле и судил мёртвых.

На горе Олимп громовержец жил в роскошном дворце

На горе Олимп громовержец жил в роскошном дворце. Рядом с его обителью стояли два сосуда: в одном из них было Добро, в другом — Зло. Олимпийский бог посылал дары или проклятия людям в зависимости от их поступков. Он не только определял судьбы людей, но и предсказывал будущее. Кроме того, бог следил, чтобы народ соблюдал традиции и обычаи. Великий олимпиец перемещался в небе на огромной колеснице с большими орлами.

Зевсу подчинялись все остальные боги Олимпа. Древние греки верили, что именно он устроил порядок на земле и даровал власть царям.

Вначале громовержца ценили только за его могущество. Позже греки считали его идеальным богом, который управлял всем живым. Народ верил, что Зевс покровительствовал не только богатым и обычным гражданам, но и нищим. Он вселял в человека доброжелательность и милосердие. Вера в громовержца помогла объединить разрозненные греческие племена, которые смогли вместе защищать свои земли от варваров.

Хотя олимпийские боги уважали и ценили Зевса, некоторые пытались свергнуть его. Первый раз захватить его трон попытались Посейдон, Аполлон и Афина. С поддержкой Геры они хотели отправить его в Тартар, но Фетида раскрыла их план и с помощью одного из своих сыновей спасла громовержца. В наказание за бунт Зевс отправил Посейдона и Аполлона строить стены Трои, а Геру заковал в цепи и подвесил между небом и землёй.

Также есть миф, в котором раскрывается причина продолжительного наказания Прометея. Титана приковали к скале за то, что он подарил людям огонь, украденный с Олимпа. Позже Прометей узнал, что одна из возлюбленных Зевса должна была родить сына, который свергнет его. Поскольку он отказывался раскрывать пророчество, громовержец добавлял ему больше страданий. Через много лет титана освободил Геракл. После этого Прометей поведал главному богу, что Фетида родит от него ребёнка, который займёт его трон. Чтобы пророчество не сбылось, Зевс выдал нереиду замуж за смертного.

Особенности образа

На различных изображениях, которые можно увидеть на стенах греческих храмов, громовержец выглядел крупным и мужественным. Могущественный стан, крепкие руки и ноги подчёркивали силу и власть главного бога Олимпа. Мудрость отображалась в благородном лице с белоснежными локонами и густой бородой.

Громовержца часто изображали сидящим на троне или стоящим с оружием. В его руке можно увидеть трезубец. Чтобы показать его гнев, художники рисовали бога, метающего гром и молнии. Иногда громовержца изображали с молотом и скипетром.

Громовержца часто изображали сидящим на троне

Зевса часто называли эгидодержцем, поскольку у него был щит под названием Эгида. Изделие, обтянутое кожей, часто дополняло главное оружие бога. Нередко его изображали с Никой в руках: богиня победы ассоциировалась с беспрекословной властью громовержца.

Жёны, возлюбленные и дети

Многочисленные мифы подтверждают, что Зевс был любвеобильным богом. У него было несколько жён и множество возлюбленных.

Законные супруги громовержца:

Титанида Фемида

  • Океанида Метида. В греческой мифологии считалась олицетворением мудрости. После битвы с титанами она помогла вернуть богу братьев и сестёр. Позже Гея предсказала олимпийцу, что Метида родит ему Афину, а после и сына, который лишит его власти. Зевс поддался уговорам богини и проглотил свою жену. Этот поступок привёл к рождению мудрой Афины, которая появилась из головы собственного отца.
  • Титанида Фемида. Дочь Урана и Геи сначала отождествлялась с самой землёй, но позже стала богиней правосудия. Её изображали с весами и мечом в руках. Фемида созывала богов на совет, учила людей прорицанию и обрядам. Она родила Ор, повелевавших временами года, и Мойр, которые стали богинями судьбы.
  • Гера. Она была родной сестрой и последней законной женой громовержца. Богиня покровительствовала браку и охраняла женщин во время родов. Если судить по мифам, у Геры был властный и жестокий характер. Также она была очень ревнивой и постоянно следила за мужем, который часто ей изменял. Сначала Гера родила богиню молодости Гебу. Их второй дочерью стала Илифия. Также она родила Ареса, Гефеста и Ангелу.

Также следует рассказать кратко и о незаконных жёнах Зевса. Первой из них была Евринома, которая служила богине Гармонии. Океанида родила от громовержца трёх харит, олицетворявших радость и веселье. Вторая незаконная супруга бога — Деметра, которая отвечала за плодородие и земледелие. От Зевса у неё была единственная дочь Персефона, которая стала женой Аида. Позже владыка Олимпа соблазнил Мнемозину, которая была богиней памяти. Она подарила богу девять муз.

Другой возлюбленной громовержца стала титанида Лето. Она покровительствовала воспитательницам и кормилицам. Лето родила Артемиду и Аполлона. Чтобы скрыть любовную связь с красавицей Ио, Зевс превратил её в корову. Однако Гера узнала о его измене и наслала на девушку большого овода, который долгие годы гонял её по миру. Только у берегов Нила Ио снова стала человеком. Позже она родила от Зевса сына Эпафа.

Кроме того, у владыки Олимпа была дочь Афродита, которую ему подарила Диона, богиня дождя.

Храмы и статуи

Поскольку Зевс считался одним из самых могущественных богов, в честь него древние греки создали много архитектурных памятников. К сожалению, не все из них сохранились до сегодняшнего дня.

Большинство храмов, посвящённых громовержцу, были построены в больших городах Греции. Главные места культов Зевса находились в двух городах:

  • Додона;
  • Олимпия.

Статуя Зевса

Именно здесь древние жрецы проводили обряды жертвоприношения. Существует миф, который связан с додонским храмом. Он повествует о голубе, который прилетел из самого Египта и приземлился на дуб и заговорил человеческим языком. Древние греки решили, что это знак богов. Они построили рядом с деревом храм. По шелестящим листьям дуба жрецы истолковывали волю богов.

В Олимпии находилось одно из семи чудес света — статуя Зевса. Памятник был создан афинским скульптором Фидием. Гигантская статуя, достигавшая около 20 м в высоту, изображала громовержца, сидящего на троне и держащего в левой руке скипетр. В правой он держал фигуру богини Ники. Рядом с троном находился орёл, а у основания — кентавры и львы. Памятник был сделан из слоновой кости, а накидка Зевса — из золота. Во II веке до н. э. статуя пострадала от землетрясения. Позже её перевезли в Константинополь, где она сгорела во время пожара в 476 году.

Интересные факты

Громовержец был важной фигурой в греческой мифологии. О боге Зевсе имеется много интересных рассказов и историй. В википедии и кратких биографиях можно найти только описание образа и основные факты об этом божестве. Однако о владыке Олимпа имеется много другой интересной информации, которая подойдёт для доклада:

Похищение Европы Зевсом

  • Если верить древним сказаниям, именно Зевс придумал Олимпийские игры и даже участвовал в них.
  • Греки считали число 7 священным: после рождения Зевс смеялся семь дней.
  • Историки полагают, что битва трёх поколений богов выступает отражением войны между древними племенами ахейцев, дорийцев и ионийцев. Также есть версия, что Зевс был реальной личностью. На Крите когда-то правил царь, который поражал людей силой и могуществом. После смерти правителя стали обожествлять. Критского минотавра считают одной из ипостасей громовержца.
  • Зевс часто менял обличия, чтобы подобраться к богиням или смертным женщинам. Он превращался в зверей (быка, лебедя, змею) или явления природы (дождь, огонь).
  • В древних сказаниях других государств имеются боги, которые наделены теми же функциями, что и Зевс. В римской мифологии он отождествляется с Юпитером. В славянских сказаниях это Перун. В индийской мифологии Зевсу соответствовал Индра, а в скандинавской — Тор.
  • Существует легенда, что бог-олимпиец решил наказать греческий народ за человеческие жертвоприношения. Он приказал Посейдону наслать потоп. Позже морской бог пожалел людей и рассказал Девкалиону, как построить корабль. Правитель Фтии смог спастись с женой, а их сын Эллин стал прародителем греческих племён.

Зевс оставил значительный след в мировой культуре. С ним связано происхождение многих местностей в Греции. Греческое божество стало частью популярной культуры.

Неоднократно его персонаж появлялся в различных кинофильмах, которые позволили раскрыть его важность в истории Древней Греции.

  • Рассказ о богатыре алеше поповиче 5 класс
  • Рассказ о боге мудрости тот
  • Рассказ о боге горе в древнем египте
  • Рассказ о богатыре добрыне никитиче
  • Рассказ о боге афина