Анубис – или по другим вариантам Инпу – один из известнейших богов цивилизации Древнего Египта. Согласно верованиям древних египтян он сопровождал души умерших в их пути до последнего пристанища в загробном царстве.
Внешний вид и атрибутика Анубиса
На найденных при археологических раскопках фресках, вазах и других предметах Анубис изображался с головой шакала и телом человека. Иногда он изображался просто в виде лежащего черного шакала, либо в виде дикой собаки. Именно этим объясняется и выбор отождествляемых с богом животных – они обитают в окружающих царство Древнего Египта пустынях, которые у египтян считались началом пути в загробное царство.
Как правило он изображался с кожей черного цвета. Это нехарактерный цвет для шкур собак и шакалов. По всей вероятности такой выбор цвета кожи был определен ролью, которая отводилась Анубису в обрядах. Черный – это цвет атрибутов ритуальных обрядов при похоронах фараонов, покровителем и создателем которых считался бог. В частности, черный цвет имеет смола, на основе которой делался состав для мумифицирования.
Другими характерными для его изображений цветами были белый – цвет бинтов, которыми оборачивались мумии, и зеленый – символ возрождения.
Очень часто Анубис изображен держащим в руке посох с вырезанной головой шакала на конце или с жезлом, обернутым собачьей шкурой. Такими же атрибутами пользовались и жрецы, проводившие посвященные богу обряды. Также при храмах божества обязательно жила собака или шакал, считавшиеся священными. После смерти животных их тела мумифицировались и продолжали храниться в храме.
История развития культа Анубиса
Около 2.5 тысяч лет до нашей эры культ Анубиса зародился в одном из номов – районов – Древнего Египта. Центром наибольшего почитания был город Каса, или Кинополь, как его называли в Греции. Оттуда культ Анубиса в течение довольно непродолжительного времени получил распространение по территории всего Древнего Египта.
В первый период своего развития во время Древнего Царства (приблизительно 2.3 тысячи лет до нашей эры) именно Анубис был богом мертвецов и именно он, а не Осирис, владел миром мертвых и считал сердца умерших людей. Осирис же почитался лишь как олицетворение фараона после его смерти. Однако с течением времени приблизительно к началу второго тысячелетия до нашей эры Анубис начал становиться второстепенным по сравнению с Осирисом, и именно последний стал ассоциироваться с властелином мира мертвых и стал именоваться эпитетами, ранее относившимися к Анубису. Такими как например «Хентиаменти» — тот, кто идет во главе стран Запада (как называли тогда мир мертвых).
Другими эпитетами бога, сохранившими отношение к нему и после возвеличивания культа Осириса, были: владыка священной страны (то есть – хозяин некрополя), стоящий перед залом богов (как называли зал, в котором проводился обряд мумификации), сын коровы Хесат и ряд других.
Анубис стал вторым по значению после Осириса в культе почитания умерших. Он принимал важное участие в окружающих Озириса мистериях и связанных с ними верованиях. Анубису стала отводиться важная роль в ритуальных обрядах и он стал почитаться как бог бальзамирования и обрядов погребения, покровителем и охранником мест захоронений. Также, согласно мифам, именно Анубис считался создателем искусства мумифицирования.
Согласно относящимся к этому периоду времени мифам Анубис начинает сопровождать умерших на посмертный суд, на котором он извлекал сердце покойного и взвешивал его, сравнивая с пером древнеегипетской богини справедливости и истины Маат. Если сердце, являвшееся символом совести человека, перевешивало перо, то это говорило о его грешности. В этом случае зверь Амат, выглядевший как лев с крокодильей головой поедал грешника. Если же сердце было не тяжелее пера Маат – покойный попадал в рай.
Мифы, связанные с Анубисом
Согласно легендам, преданиям и мифам Древнего Египта, Анубис является сыном Озириса, бога возрождения, и его сестры Нефтиды, по большинству версий исследователей мифов являвшейся богиней смерти.
Осирис был правителем Египта и мужем сестры Нефтиды – богини плодородия, женственности и покровительницы материнства. Сама же Нефтида являлась женой Сета – бога войны, ярости, смерти и песчаных бурь. Нефтида, тайна любившая Осириса, однажды не сумела сдержать чувств, приняла облик сестры и совратила ее мужа. В результате этой двойной измены и появился на свет младенец Анубис.
Нефтида испугалась возможной мести за измену со стороны своего яростного мужа Сета и в панике бросила мальчика заросли Нильского камыша (или спрятала, если верить другим версиям мифа). В этих зарослях младенец-Анубис и был найден Исидой, которая взяла его на воспитание и стала его приемной матерью. Вот так младенец, брошенный матерью, неожиданно оказался усыновлен собственным отцом.
Спустя годы Осириса убил Сет, завидовавший его власти и не остановившийся перед убийством родного брата. Он убил, расчленил тело Осириса и разбросал останки по земле всего Египта. И тогда именно Анубис помог мачехе найти и собрать тело отца. Собранные части тела он сложил вместе и замотал в пропитанные особым настоем ткани. Так Анубис впервые создал мумию фараона и стал богом – охранителем некрополей. Анубис не нашел лишь одну часть тела отца – его детородный орган, так как он был брошен Сетом в Нил и съеден рыбой или крокодилом.
Но ничего страшного, находчивая вдовствующая богиня не растерялась, а слепила недостающую часть тела из глины. А после этого не только догадалась приделать её на прежнее место, но и сумела даже забеременеть, родив сына Гора, от которого впоследствии и вели свой род все фараоны Древнего Египта.
Гор занял принадлежавшее ему по праву рождения место на троне, сместив дядю узурпатора, а после этого при помощи магии и заклинаний Анубиса воскресил отца. Но воскресший Осирис не пожелал вновь садиться на трон и ушел в царство мертвых, став его правителем. Анубис же стал его советником на посмертном Суде и проводником душ после смерти их тел.
Связанные с Анубисом божества
Анубис был достаточно широко известен и за пределами Египта. Упоминания о нем встречаются в произведениях таких широко известных авторов, как жившие в 1-м веке до нашей эры греческие ученые Страбон и Плутарх. В известной поэме Энеида древнеримского автора Вергилия изображение Анубиса было на щите главного героя – троянского героя-полубога Энея.
Анубис почитался в Древней Греции, где его культ соединяли с культом Гермеса, выполнявшего в греческой мифологии схожие функции. В самом Египте в более поздние периоды Анубис отождествлялся с рядом других божеств. Одним из них стал Исдес, в ранние годы Древнего Египта выступавши в роли одного из самостоятельных богов царства умерших.
Другой пример — это богиня Инпут. Обычно она выступала в роли жены Анубиса, но в ряде районов Египта она считалась его женской сущностью. В честь нее был назван ном – административный район – древнеегипетского государства, в котором культ Анубиса наиболее сильно почитался. Как и Анубис, она изображалась с головой собаки, но на женском теле.
Другим связанным с ним богом стал Упуаут – покровитель войны и разведчиков. Так как он изображался как человек с волчье головой и в некоем роде тоже являлся проводником убитых воинов в загробный мир его с Анубисом стали принимать за одно лицо.
Заключение: Анубис в современном мире
В наши дни, когда туризм является одним из наиболее активно развивающихся секторов мировой экономики, древние легенды и мифы стремятся как можно более активно использовать в качестве рекламы. Созданные на их основе товары пользуются постоянным спросом и успешно продаются. Египет в этом плане ни в чем не уступает Греции или Италии. Египет стремиться развивать свой туристический рынок не только за счет прекрасных пляжей, но и за счет подогрева к своей древней и самобытной культуре.
Анубис в свете этого давно стал раскрученным мировым брендом. Изображения бога, найденные при археологических изысканиях, находятся во многих известных музеях. При этом не только Египта, но и многих других стран.
Простые же туристы с удовольствием покупают разнообразные сувениры с изображением Анубиса – будь то уменьшенные копии реальных изображений и памятников, или стилизованные рисунки современных авторов. Популярны также копии масок, изображающих голову божества.
Источник
Анубис — бог, покровитель мертвых
Анубис — бог, покровитель мертвых, изображался в образе шакала или человека с шакальей головой. Поскольку Анубису приписывают изобретение обычая бальзамировать мертвых, жрец, наблюдавший за процессом бальзамирования, надевал маску шакала-Анубиса.
Анубис (греч.) — Инпу (егип.) Одним из древнейших и наиболее уважаемых богов пантеона Древнего Египта является Бог Анубис. Одна из функций Бога Анубиса — наказание грешников в Аду Египетского Загробного Мира.Так же Бог Анубис отвечает за мудрость, Карму, награды и наказания, которые заслужил человек в своей земной жизни. Именно Бог Анубис решает, сколько будет жить человек на Земле, он определяет — кому пора уходить, а кто еще не выполнил своих задач.
Бог Анубис изображался древними египтянами в виде человека с головой шакала. Это символизирует защиту, охоту, связь с мертвыми, верность и преданность.
Жрецы Бога Анубиса были самыми здоровыми людьми в Древнем Египте. Это потому, что Анубис отвечает и за обратный аспект смерти — жизнь. Бог мертвых и страж мумий — Анубис.
В Древнем Египте не любили шакалов из-за того, что они часто рылись в могилах. Люди надеялись положить конец этим действиям посредством обожествления. Так, бог мертвых Анубис приобрел облик собаки или шакала. То, что собаки бродили в ночное время между могилами, вызывало предположение, что эти животные будут защищать мертвых ночью.
Настенная картина показывает Анубиса, бога-хранителя мумий, в человеческом облике с головой собаки. Согласно этой картине, мумифицирующие жрецы также носили маски шакалов из раскрашенной глины, так как бог считался специалистом в области бальзамирования.
Первоначально Анубис был защитником мумий от злых сил.
В более позднее время, когда в качестве бога мертвых выступал также Осирис, Анубис стал слугой и руководил в дальнейшем взвешиванием сердец (душ) на суде мертвых.
Священных животных бога, собак и шакалов, которых держали в соседних зданиях храма, после их смерти также бальзамировали и мумифицировали. Иероглиф, обозначающий бога Анубиса, имеет значение «ведающий тайнами». Бог изображен здесь в образе животного, лежащего на таинственном ящике. Предположительно, ящик может быть саркофагом или контейнером, в котором хранили внутренности.
Один из вариантов написания показывает бога в образе человека с головой собаки. Этот иероглиф может относиться также к какому-либо другому богу в облике собаки, такому как Упуаут, бог Ассиута, или Хонтаменти, бог Абидоса.
Элегантная фигура шакалоголового бога Анубиса, хранящаяся в музее Хильдесхайма, — один из интереснейших и, одновременно, крайне редко публикуемых памятников этой коллекции. Статуя выполнена из дерева сикоморы.Из-за того, что утерян цоколь статуи и отсутствует окраска, можно предположить, что статуя могла изображать как Анубиса, так и одного из сыновей Хора — покровителей каноп — шакалоголового духа Дуамутефа. Подобные статуи вместе с изображениями Осириса, Исиды и Нефтиды были важной частью заупокойного инвентаря гробницы каждого знатного человека.
Бог-покровитель некрополей и бальзамирования, Анубис изображался с телом черного цвета, не характерного для шакала в природе и связанного с цветом мумифицированной плоти и плодородием египетской земли, несущей в себе возрождение. Согласно легенде, шакалоголовый бог был сыном Осириса, рожденным богиней Нефтидой, (согласно другим версиям — коровой Хесат или даже кошкой Бастет), и забальзамировал тело убитого бога, изобретя процесс мумификации. Вместе с Исидой, Нефтидой и Тотом, Анубис омывает тело умершего священной водой, в которой воплощена сила его дочери — богини Кебхут.
Роль Анубиса — сторожа некрополя отразилась в двух его основных эпитетах — неб та джесер — «владыка земли священной» и хенти сех нечер — «первый из божественного навеса»; второй эпитет также указывал на его связь с помещением, в котором проходила мумификация и погребальной камерой гробницы. Не менее распространен был и другой титул бога — тепи джу эф — «тот, кто на своем холме», который подчеркивал роль Анубиса — стража могил, выслеживающего злоумышленников с высоты холмов пустынных некрополей. Образ Анубиса, лежащего на девяти иноземных пленниках, символизирующих зло, издревле изображался на печатях стражи Долины царей, оттиски которых покрывали замурованные входы в гробницы фараонов.
Молитвы, обращенные к Анубису, встречаются уже на стенах гробниц вельмож Древнего царства; в «Текстах
пирамид» он упоминается как защитник умершего, исполнитель воли Осириса в мире ином, «оглашающий его приказы».
Часть человеческого тела, ассоциирующаяся, согласно «Текстам пирамид», с Анубисом — голова.
Особую популярность культ Анубиса приобрел в Новом царстве и Позднем времени; его часто изображали на виньетках к тексту «Книги мертвых» и росписях гробниц фараонов и их подданных. Отныне Анубис считается великим проводником души усопшего в загробном царстве, богом, который подводит умершего к престолу Осириса в великом «Чертоге Двух Истин».
В мировоззрении египтян Анубис был тесно связан с самыми различными областями магии. Тексты иногда называют его «повелителем бау», и уверяют, что под его командованием находятся целые легионы сущностей, которые могут быть как благожелательными, так и агрессивными. Особенно часто имя Анубиса использовалась в ритуалах защиты мага и предсказаниях. Культ Анубиса процветал во многих городах Верхнего и Нижнего Египта, в особенности — в Кинополе и Ассиуте, где он отождествлялся с местным богом Упуатом. Вместе с египетскими религиозными представлениями культ Анубиса проник и в другие страны Средиземноморского бассейна. Образ бога оказал влияние и на коптскую культуру: в коптских песнопениях и поныне существует «волчий глас», а в коптском музее в Каире хранится икона с изображением двух святых с головами шакалов.
Вне всяких сомнений, Анубис — самый знаменитый бог Египта. Его изображение можно увидеть в любой гробнице: в сцене взвешивания души умершего этот бог стоит рядом с Осирисом.
Анубис — бог-психопомп, или бог- проводник: тот, кто помогает душам на пути к новой участи. В сознании древних египтян он имел огромное значение. Загробный мир Осириса занимал их намного больше, нежели мимолетная земная жизнь. И потому Анубиса особенно почитали все те, кто желал после смерти оказаться «оправданным» богами и, следовательно, достойным войти в Царство мертвых. Кроме того, Анубис считался изобретателем бальзамирования. Напомним, что благодаря этой процедуре тело избегало разложения. Египтяне были глубоко убеждены в необходимости бальзамирования, так как верили, что после последнего суда они вернутся в свое прежнее тело. Спасение души без тела немыслимо, как невозможен и загробный мир без Анубиса!
Изображения Анубиса
Чаще всего Анубис принимает антропоморфный облик, с головой черной собаки или шакала. Египтяне замечали этих животных, рыскающих по кладбищам в пустыне, и соотнесли их с загробным миром. Так как звери напоминали стражей некрополей, почитатели Анубиса вскоре уподобили их своему богу, что и отразилось на его облике. Анубиса, как правило, изображают стоящим, с полуразвернутым торсом. Иногда он даже превращается в волка или шакала! В этом случае он полностью черный и лежит на сундуке в форме наоса (другое название — целла), помещения, где в египетском храме стояли статуи богов. Так он изображен и на иероглифе, обозначающем этого бога. Этот рисунок также имеет значение «ведающий тайнами».
Мифы об Анубисе
Анубис так тесно связан с загробным миром и со всеми погребальными ритуалами, что египтяне, больше, нежели другие народы древности, увлеченные идеей иной жизни, оставили его бесчисленные изображения на стенах гробниц. Именно он сопровождает умершего на суд Осириса. Каков будет приговор? Неудивительно, что египтяне, предвидя это мгновение, с таким почтением относились к этому богу!
Прежде чем власть над Верхним и Нижним Египтом оказалась в руках одного фараона и раздробленный Египет оказался объединен, в каждом городе или местности были свои боги. После того как произошло это объединение, образы многих богов слились, породив божества государственного значения. В процессе ассимиляции им были приписаны родственные связи. Все это привело к появлению весьма странных семей в египетском пантеоне!
Семья Анубиса
В Асьюте (главном городе культа Анубиса) этого бога отождествляли с Гором, и следовательно, считали сыном Осириса. Эта версия объясняет те трудности, через которые он прошел, чтобы оживить своего божественного отца в потустороннем мире. Но кто же в таком случае его мать? По одной версии, это жена Сета и сестра Осириса Нефтида. Она явилась Осирису приняв облик его жены, и бог не заметил подмены. Опасаясь, что муж накажет ее за измену, Нефтида спрятала младенца в зарослях камыша, а Исида нашла его и воспитала. В Мемфисе же верили, что матерью этого бога была Исида, законная супруга Осириса. А по самой необычной версии, бога-шакала родила богиня-кошка Бает, правое око Ра, творца всего сущего.
Но кое-что известно наверняка: Анубис — один из главных богов египетского пантеона, связанный с другими важнейшими божествами, и в силу этого он имел большую власть.
Анубис-психопомп
Это греческое слово означает, что Анубис сопровождает души. Роль проводника сделала Анубиса в глазах египтян внушающим доверие богом. Именно он будет их сопровождать и поддерживать в загробном путешествии.
Все начинается в момент смерти. Ка (душа-двойник) отделяется от ба (жизненной силы). Анубис встречает душу умершего на пороге в Аменти, загробный мир. Бог-пес будет охранять только что отлетевшую душу от всех опасностей, поджидающих ее на пути, и приведет к Осирису, судье и повелителю мира мертвых.
Анубис и душа умершего отправляются на край света, к одной из четырех гор, поддерживающих небо. Они садятся в лодку Хепер и начинают спускаться по галерее ночи, где течет река ада. В этих бурных водах скрывается коварный змей Апоп, извечный враг Ра, который пытается преградить лодке путь. На берегах живут чудовищные создания, бросающиеся на путешественников. Бабуины-великаны хотят поймать усопшего большими сетями. К реке собираются голодные змеи, вооруженные ножами, пятиглавые рептилии… Раздаются раздирающие душу рыдания, вокруг с воем мечутся бесприютные тени. Умершего сковывает ужас. Но верный Анубис защищает его.
Чтобы покинуть это устрашающее царство, необходимо преодолеть семь врат, каждые из которых охраняют божества. Анубис помогает угадать волшебные слова, открывающие врата. «Откройте дверь, будьте моими стражами!» — кричит человек. Теперь остается пересечь семь пилонов. Пройдя через последний, душа в сопровождении Анубиса оказывается в огромном зале, где вершит суд Осирис.
В центре возвышается ступенчатая пирамида, по которой нужно подняться. Обессилевшего усопшего поддерживает Анубис. На вершине стоит трон Осириса, а перед ним — весы, инструмент бога-судьи. Именно здесь решится участь смертного. И даже Анубис не имеет больше права вмешиваться в происходящее.
Психостазия, или «взвешивание души»
Душа в одиночестве предстает перед судьями: это не только Осирис, но и Маат (богиня истины и правосудия) и Тот (бог мудрости и письма, который запишет результат суда). И лучше для умершего, чтобы на сердце его были высокие идеалы, а не тяжелый груз ошибок. Кстати, те качества, которые боги Древнего Египта считали добродетелями, высоко ценятся и в современном мире. В зале присутствуют 42 члена суда, которые выслушивают последнюю исповедь усопшего. Сердце его помещается на одну из чаш весов, а другую чашу уравновешивает Маат. Если исповедь правдива, то сердце (которое никогда не лжет) сохранит равновесие. Если же грехов слишком много, оно отяжелеет и чаша весов склонится, вынося приговор. И тогда душа усопшего станет добычей Амат, пожирательницы, львицы с головой крокодила и туловищем бегемота.
Оправданным на суде Осириса откроются врата в вечность. На этом миссия Анубиса завершается, и он спешит вернуться к порогу Аменти, где его уже ждут другие умершие!
Культ Анубиса
Хотя в каждом городе есть часовня или даже целый храм, посвященный Анубису, культ этого бога скорее индивидуальный. Каждый египтянин, ощущавший свою смертность, осознавал и свою неразрывную связь с благим богом-псом. И в момент бальзамирования Анубис, изобретатель этой процедуры, приобретает еще большее значение.
Анубис — это имя, которое древние греки дали египетскому богу Инпу. Оно означает «молодое существо» или «молодой пес». В древнеегипетских текстах (в первую очередь погребальных) Анубис представляется, перечисляя все свои титулы. Их намного больше, нежели у других богов, и мы расскажем о них подробнее. Они уточняют имя бога, добавляя сведения о его происхождении и предназначении.
Анубис — о себе
«Я — владыка Асьюта». Действительно, именно в Асьюте, городе, расположенном в Верхнем Египте, были обнаружены следы самого древнего культа Анубиса. Асьют был столицей 17-го нома (административного округа) Египта. На его щите (гербе) изображался лежащий черный пес — Анубис. Позднее, в античную эпоху, Асьют даже получил имя Кинополь, что переводится с древнегреческого, как «город собаки». «Я — владыка покоев очищения». Покои очищения — это место, где происходило бальзамирование. Из этого наименования проистекает следующее.
«Я — бальзамировщик». Разумеется, Анубис — покровитель всех бальзамировщиков. Один из мифов гласит, что Анубис восстановил тело бога Осириса из 14 кусков, на которые его разрубил снедаемый завистью брат Сет. И во время процедуры бальзамирования жрецы-бальзамировщики часто надевали маску шакала или собаки из раскрашенной глины, чтобы произнести обрядовые фразы.
«Я — психопомп», то есть в буквальном смысле — проводник душ. Его роль — сопровождение душ умерших к весам суда Осириса — делала из него бога-защитника и помощника, хотя многие сегодня нашли бы его внешность пугающей. Но в наше время люди боятся совсем других вещей!
Другие имена Анубиса
У Анубиса было множество иных имен, которые свидетельствовали о силе его культа и большой значимости посвященных ему текстов. Анубиса называют «повелителем Священного края», что связывает его с огромным некрополем Абидоса, а также «повелителем Ро-Сетау», то есть некрополя Мемфиса. Анубис — «владыка пещер». Под пещерами подразумевается некрополь Асьюта. Также он (особенно для простонародья) «тот, кто погребает», «тот, кто носит повязки» (связь с мумификацией).
Наконец, главное: Анубис — «тот, кто считает сердца» на последнем суде Осириса. И хотя этот бог ничего не решает в процессе самого суда, для каждого египтянина он очень важен, ведь он поддерживает потерянные души.
Боги-собаки
Несколько богов внешне напоминали Анубиса, что характерно для Древнего Египта. И какими бы животными они ни были — собаками, шакалами или волками, все эти боги имели очевидную связь со смертью. Но не следует путать Анубиса с другими богами-собаками. Хотя функции их (проводники мертвых) были схожи, этих богов отличала меньшая распространенность их культа. Из богов-собак стоит упомянуть Хентаментиу, повелителя некрополя Мемфиса, а также Упуаута, которого изображали только в обличье животного, стоящего на четырех лапах. Этот бог из Асьюта в Верхнем Египте (где глубоко почитали Анубиса) тоже был черным, его связывали со смертью, но он всегда оставался местным божеством, так и не сравнявшись по славе со своим знаменитым собратом!
И наконец, был Дуамутеф, один из четырех сыновей Гора, охранявших умерших. В виде его головы изготавливали крышку одного из погребальных сосудов-каноп. Эти кувшины, в которые при бальзамировании помещались внутренности покойного, ставили в гробнице рядом с саркофагом. То есть, как мы видим, этот бог тоже был очень тесно связан со смертью. Постепенно, как это часто случалось в Древнем Египте, этих богов отождествили с Анубисом, ставшим в конце концов божеством, которому поклонялись во всем государстве. Напомним, что точно так же появились и другие главные боги египетского пантеона.
Еще материал по данной теме
← все статьи
Изучение рассказа И.Бунина «Чистый понедельник» (урок-исследование)
Цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности студентов; показать: а) особенность понимания Буниным любви; б) противоречивость характера героини; в) «филологию Бунина»; развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к художественному слову, воспитывать чувство патриотизма.
Ход урока
1. Вопросы и задания к уроку
1. Каков смысл заглавия рассказа?
2. Какие приметы реального времени 1912-1914 года мы находим в тексте для изображения Москвы? Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён?
3. Найти в тексте:
1) реалии быта;
2) описание героини (портрет, позы, жесты, манеры);
3) какие религиозные праздники упоминаются в тексте?
4. Индивидуальное задание. Подготовить рассказ о религиозных праздниках — Прощёном воскресенье и Чистом понедельнике.
2. Оформление тетрадей
Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник». (И. Бунин)
3. Слово преподавателя
Рассказ «Чистый понедельник» написан в 1944 г., но переносит нас в Москву начала века 1912-1914 гг., в годы, предшествовавшие 1 Мировой войне, т.е. более чем 30 лет назад, это вызвано в первую очередь желанием реставрировать будущее, обращаясь к прошлому. «Чистый понедельник» вошел в сборник «Тёмные аллеи».
Сборник состоит из 3 частей и представлено 37 рассказов.
Мотивы любви в произведениях Бунина:
1) Рассказ «Тёмные аллеи» — сладкая зависть, тоска о давней жизни, прожитой героями.
2) Пробуждение и влечение к женщине («Начало»).
3) Первая любовь и близость с женщиной («Зойка и Валерия»).
4) Зрелая любовь молодого мужчины («Муза», «Визитные карточки», «Генрих» и другие).
5) Любовь в конце жизни («В Париже»).
6) «О счастье мы всегда лишь вспоминаем…» («Поздний час», «Руся»).
7) «Холодная осень»- маленький шедевр бунинской прозы. Объединение в рассказе двух основных мотивов «Тёмных аллей» — любви и смерти.
«Натали» — телесное и духовное в любви героев. Рассказ «Нет несчастной любви». Гимн возвышенному, лучезарному чувству.
9) «Чистый понедельник» — лучший рассказ И. А. Бунина. Загадочный, противоречивый характер героини.
«Тёмные аллеи» — лучшая книга, по мнению Бунина, («Я написал лучшую свою книгу»), то «Чистый понедельник» — лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию. (Обращение к теме урока.)
Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.
Сообщения студентов:
-
Чистый понедельник — первый день великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.
-
Масленица — Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. (Фрагмент празднования Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник».)
-
Великий пост — 7 недель перед Пасхой в течение, которого верующие, христиане, воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне. Великая четыредесятница начинается с понедельника, в просторечии называемого «чистым».
Анализируем текст:
Символично ли название рассказа?
Чистый понедельник — в православной традиции — своеобразная граница, рубеж между жизнью — суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.
Чистый понедельник — и переход, и начало: от светской, греховной жизни — в вечную, духовную.
Имена, каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)?
A. Белый. Его лекция пародийно описана в рассказе.
B. Брюсов. «Вы дочитали «Огненного ангела»? (Исторический роман В. Я. Брюсова). Героиня отвечает: «До того высокопарно, что совестно читать».
Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил только о постороннем, — о новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева…» Гуго фон Гофмансталь. Австрийский символист Артур Шницлер. Австрийский драматург и прозаик, импрессионист Тетмайер Казимеж. Польский лирик, автор утончённых эротических стихов. Ст. Пшибышевский. Немецко-польский прозаик — это модные авторы европейского декаданса.
Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?
Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, который не интересен ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л. Н. Толстого «Воскресение».
Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.
Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? (Найти приметы в тексте.)
Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?
В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ, — внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо — Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя) свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина. «Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев «И. Бунин»).
Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?
Автор не дает имен своим героям, чтобы придать обобщенный смысл. Номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей.
Как воспринимают эти два мира герой-рассказчик и героиня?
Он — реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она — совмещает в себе эти два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей.
Какую жизнь ведут герои? Чем они занимаются?
Каждый вечер они встречаются и едут в ресторан обедать, затем едут либо на концерт, либо в театр, либо на лекцию. Он бывает у нее часто. Они погружены в реальную полубогемную жизнь. Но постепенно рядом с этой привычной и сладкой жизнью проявляется другая жизнь.
Дайте характеристику герою.
(Он молодой человек.) Хорош собою, даже красив почему-то южной горячей красотой, даже неприлично красив. И характер у него южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке. Герой является и повествователем, который рассказывает историю своей любви к Ней. Его все устраивает в отношениях. Он не задумывается, к чему приведут эти отношения, можно сказать, что у него есть некая поверхностная оценка событий, он беззаботен, легкомыслен, открыт. Охарактеризуйте героиню. Какие эпитеты, на ваш взгляд, будут главными? Подтвердите примерами из текста.
Она — странная, загадочная, противоречивая. Он — счастливый, влюбленный. «Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши отношения: странная любовь:».
Главное в характеристике героя — влюбленность, которая дает ему исключительную остроту чувственного восприятия, через призму которого представлен портрет героини, ее внешность. Обратимся к портретной характеристике героини. Найдите повторяющиеся детали портрета. Какие признаки доминируют?
Во всех портретных характеристиках героини подчеркивается восточная красота «смуглое янтарное лицо», «черные волосы», «черные брови, черные глаза». Эпитеты «бархатный», «черный», «янтарный». В самом портрете некая таинственность, противоречивость, восточная красота. Почему восточная красота? (Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью) («А у неё красота была, какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо с маленькими тёмными родинками…»)
Всё это составляет секрет женского обаяния.
«И прелести её секрет
Разгадке жизни равносилен»…
Б. Пастернак
Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность».
Бунин использовал художественный своеобразный прием: спустя годы в сознании героя облик любимой женщины обогащается впечатлениями, ассоциациями искусства того времени, о котором он вспоминает.
Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, «похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят». Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.
Когда рассказчик говорит о своей возлюбленной, то он путается, то «здесь и сейчас», то «по памяти». Смена этих ракурсов происходит столь незаметно, что можно говорить о наложении перспектив восприятия.
В чем проявилось мастерство писателя?
Раскроем «тайны Бунина-стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию».
Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? (Эпитеты, Метафоры, оксюмороны и т. д.)
Давайте вспомним, что такое оксюморон! От греческого буквально — остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов: «толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье» (Пушкин).
Найдите оксюмороны в тексте? (Неприлично красив, красота и ужас на кладбище). С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.
Обратите внимание на наиболее повторяющиеся эпитеты, характеризующие «тайну красоты» героини. (Загадочная, непонятная, восточная красавица, шамаханская царица..)
Вот еще один прием, характерный для Бунина: синестетическое описание: глаза её были ласковы и тихи.
В литературоведении используется сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с японским искусством икебаны, т. е. ценность единичного в структуре целого.
Кульминационная сцена — это фейерверк различных деталей поэтики.
Запах комнаты соединяется с запахом цветов.
Свет. В начале рассказа — полутьма и поцелуи.
Кульминационная сцена происходит в освещенной спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»:
«И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту… Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие…»
Свет озаряет любовь. И напротив, любовь — это вспышка света. Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.
Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «неком высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».
4. Заключительное слово преподавателя
«Чистый понедельник» — это рассказ о любви, понимаемой как «неком высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.
В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:
Зачем же воскрешаешь Ты во сне,
Несрочной радостью сияя,
И дивно повторяется восторг,
Та встреча краткая земная,
Что Бог нам дал и тотчас вновь расторг.
«Чистый понедельник» — это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России. Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, автор пишет своеобразный штрих «золотом по бархату» — портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи.
«Чистый понедельник» — это ещё одно свидетельство непревзойдённого мастерства писателя — «лучшего стилиста современности» (М.Горький).
5. Домашнее задание
Самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина («Холодная осень», «Солнечный удар», «Натали»): эмоции, воображение, ассоциации…
3 декабря 2021 г. 12:19
25-30 ноября 2021 года в Москве прошла первая стажировка для ответственных за информационное развитие церковного социального служения. В ней приняли участие руководители и представители церковных социальных проектов, пресс-служб и социальных отделов епархий — более 40 человек из Тюмени, Санкт-Петербурга, Пятигорска, Воронежа, Томска, Екатеринбурга, Тольятти, Москвы, Димитровграда, Костромы, Калуги, Славгорода, Гатчины и других городов.
Стажировка была организована пресс-службой Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Началась стажировка с Божественной литургии, которую возглавил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон.
«Мы пришли в Церковь, прежде всего, чтобы соединиться со Христом, чтобы войти в Царство Небесное. Социальное служение — это средство для приобретения внутреннего мира, средство для соединения с Богом и выражения нашей любви к ближним. Таким образом мы исполняем две главных заповеди — о любви к Богу и любви к ближнему, которые неразрывно связаны между собой, — сказал епископ Пантелеимон во время встречи с ответственными за информационное развитие церковной благотворительности. — В помощи другим людям проявляется наша вера. И об этом необходимо писать не для того, чтобы похвалиться, а для того, чтобы рассказать о той радости, которая дается людям, когда они помогают другим».
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал о работе с информационными поводами, партнерстве со СМИ. Он подчеркнул нарастающую фрагментацию аудитории и призвал учитывать это при формировании стратегии коммуникации. Также были затронуты вопросы реакции на критику.
О благотворительности на «Первом канале» и развитии этой темы в медиа участникам обучения рассказал коммерческий директор Первого канала Петр Шепин. Участники смогли в неформальной обстановке обсудить возможности поддержки социальных инициатив.
В ходе стажировки гости посетили студию телеканала «Спас» и пообщались с генеральным директором канала Борисом Корчевниковым, руководителем информационной службы канала Иваном Куприяновым и руководителем дирекции интернет-проектов канала Михаилом Волчковым.
Беседа была посвящена форматам представления человеческих историй. «Есть два типа людей, о которых мы рассказываем: те, кто помогает, и те, кому помогают. На самом деле и там, и там — драма. Самый главный закон любой истории — это драматургия, а драматургия есть там, где есть внутренний конфликт, — рассказал Борис Корчевников. — Как мы можем прорваться сквозь информационный шум с нашей темой церковного служения? Главное — надо быть настоящим и очень искренним. Мы должны, прежде всего, рассказывать истории людей, которые решились идти за Богом и помогать людям. Мы должны настойчиво искать такие истории, потому что это и есть дела Церкви».
В «Фаворе» на Маросейке участники стажировки встретились с директором Фонда помощи хосписам «Вера» Еленой Мартьяновой. Она поделилась опытом коммуникационной деятельности одного из крупнейших благотворительных фондов страны, организации спецпроектов совместно с крупными медиа, определения целей и задач коммуникации и их успешной реализации.
Особое внимание в ходе стажировки уделялось развитию работы в социальных сетях. Мастер-класс на эту тему провел руководитель интернет-проектов журнала «Фома», исполнительный директор фонда «Фома центр» Алексей Соколов.
Советами по представлению благотворительной тематики в социальных сетях поделился священник-блогер иерей Павел Островский.
Основные направления в современных коммуникациях представил исполнительный директор группы компаний Bazelevs Тимура Бекмамбетова (2009-2012), управляющий директор медиа компании 20th Century Fox Home Entertainment в России и странах СНГ (2015-2018) Андрей Громковский.
Мастер-класс по созданию стратегии коммуникации конкретного церковного социального проекта провел главный редактор радио «Вера», основатель коммуникационного агентства «Кузьменьков и партнеры» Илья Кузьменков. Он рассказал об основных вопросах, на которые необходимо ответить руководству организации при формировании стратегии, о подходах к определению целевых аудиторий и каналов коммуникации для каждой из них. Также были разобраны примеры реакции на кризисы.
Генеральный директор президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов рассказал участникам стажировки о возможностях грантовой поддержки творческих проектов, новых форматах медиа-продуктов, разобрал наиболее частые ошибки при написании грантовых заявок. Президентский фонд культурных инициатив был создан по инициативе президента Российской Федерации В.В. Путина, обнародованной 21 апреля с.г. в рамках послания Федеральному собранию. Общий фонд грантового конкурса — около 4 миллиардов рублей. Эти средства распределяются среди авторов креативных проектов.
Специальный корреспондент издательского дома «Коммерсант» Ольга Алленова рассказала о том, какие темы могут быть интересны газете «Коммерсант» в социальной сфере, и привела успешные примеры взаимодействия с социальными проектами.
Мастер-класс по написанию пресс-релизов и работе с новостями провели корреспонденты МИА «Россия сегодня» Павел Скрыльников и Артем Буденный.
Директор по фандрайзингу православной службы помощи «Милосердие» Владлена Калашникова рассказала об использовании информационных ресурсов для привлечения средств. О формировании сообщества вокруг социального проекта и таргетированной рекламе рассказала директор по фандрайзингу и связям с общественностью «Дома слепоглухих в Пучково» Эльвира Парфенова. Опытом проведения мероприятий и взаимодействия с известными людьми поделилась руководитель отдела по связям с общественностью больницы святителя Алексия Нина Миловидова.
Участники стажировки также посетили церковные социальные проекты Москвы и Московской области: Свято-Спиридоньевскую богадельню, «Ангар спасения» для бездомных, Центр гуманитарной помощи православной службы «Милосердие», встретились с директором «Дома для мамы» православной службы «Милосердие», руководителем направления профилактики абортов Синодального отдела по благотворительности Марией Студеникиной. Также участники стажировки посетили «Дом слепоглухих» в Пучково — первый в России центр сопровождаемого проживания слепоглухих людей.
Кроме того, в ходе стажировки участники представили собственные успешные практики в сфере коммуникации.
«Впечатления от стажировки — сказать, что это восторг, — слишком мало. Это подарок от Бога. Стратегически грамотная организация, удивительные спикеры, очень важное литургическое общение. Все встречи оставили неизгладимое впечатление. Но, наверное, сильнее всего — поездка в Пучково. Литургия, Дом слепоглухих, общение с отцом Львом Аршакяном и сотрудниками. Собираюсь развивать свой проект дальше с учетом всех советов, рекомендаций и духовных наставлений, которые я получила на стажировке», — отметила корреспондент сайта Пятигорской епархии, пресс-секретарь епархиального центра иппотерапии «Целебный Ессентуки» для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Мария Осинина.
«Я 4,5 года бываю на всех съездах, на стажировках. И я хотел бы отметить, что организация предыдущих стажировок и съездов, на которых я был, всегда была хорошая, но одно дело познакомиться с проектами, увидеть их изнутри, а мы здесь получили непосредственный навык того, как свой проект — уже существующий и действующий — развить и улучшить. Очень было продуктивно, и для себя узнал много нового», — сообщил глава социального отдела Калужской епархии протоиерей Алексий Пелевин.
«Впечатления от стажировки очень яркие, я никогда не принимал участие в мероприятиях такого уровня, со спикерами и ведущими такой степени профессионализма. Очень полезными оказались контакты, которые удалось завязать в процессе стажировки, как с участниками стажировки, так и со спикерами. Я думаю, что теперь некоторые проекты нашего Центра сложатся гораздо удачнее благодаря вновь обретенным связям», — рассказал представитель петербургского Центра святителя Василия Великого Юрий Морозов.
«Это уникальный и очень важный опыт, потому что тот уровень, на который вышла эта стажировка, и уровень участников из сферы медиа, очень высок. Для меня особенно было важно получить опыт коммуникаций на таком уровне. Мы поняли, насколько эффективно и качественно можно сотрудничать с различными представителями информационных агентств и медиа, представителями других НКО», — рассказала координатор проектов Православной службы милосердия, пресс-секретарь руководителя социального отдела Екатеринбургской епархии Светлана Кислова.
По словам представителя переславского Центра святителя Луки Екатерины Каштановой, программа мероприятия детально продумана, нет «проходных» спикеров, очень ценным было и теплое дружеское общение с коллегами, за что организаторам — огромная благодарность.
«Организаторы задали высокую планку мастерства, будет очень непросто соответствовать. Но при этом показали, что есть люди, готовые прийти на помощь. Это очень ценно», — прокомментировала итоги стажировки представитель социального отдела Гатчинской епархии Наталья Сергеева.
Ранее, 3 ноября, состоялась первая встреча ответственных за информационное развитие церковного социального служения.
Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в Telegram-канале «Дела Церкви» и «Дела Церкви. Кратко», в группе Синодального отдела по благотворительности в Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники», в Youtube-канале и аккаунте Отдела в Instagram. Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в Яндекс.Кью.
Диакония.ru/Патриархия.ru
Первые утверждают, что он бы отступником революции, вторые выделяют его революционную праведность. Однако и те, и другие читают и любят его произведения.
История написания
Это произведение автор писал 2 года, поводом для создания была беседа с Максимом Горьким об исповеди Александра Апполова, который не принял сана священнослужителя из-за «толстовских учений». «Жизнь Василия Фивейского» Андреев написал в 1904 г., книга вызвала множество отзывов. Во время ее обсуждения было написано более 20 публикаций. Многие критики оценили повесть как самую значимую для автора и важное событие в революционной литературе.
Среди популярных рецензентов того времени были:
- Минский;
- Гершензон;
- Короленко;
- Гиппиус.
Множество критиков сошлись во мнении, что писатель поднял актуальную тему, которая бередит и родных, и далеких по духу людей. Минский говорил, что это произведение «превзошло по могуществу слова» все, что написали до него. Значимая глубина описанных в повести вопросов только подчеркнули талант Андреева, он полностью описал этапы духовного развития и изменение мировоззрения основного персонажа.
Но были и люди, «оскорбленные» в религиозных убеждениях. Они называли это произведение «антихристианским». Некоторые его считали пессимистичным, видя в нем осмысленный призыв к сражению.
Именно так описали повесть и Александр Блок, который связал ее с восприятием революционного начала, и большевик Леонид Красин, обозначив ее важным «значением для революции». Все критики отмечали для себя одну из сторон, которая казалась им ближе всего.
Читая «Жизнь Василия Фивейского» Андреева, многие поставили это произведение в один ряд с другими повестями писателя:
- «Сын человеческий»;
- «Красный смех»;
- «Савва»;
- «Дневник Сатаны»;
- «Иуда Искариот».
Краткое содержание
Василий с юных лет нес бремя горя и несчастий. Сердце главного героя никогда не могло зажить от ран. Являясь сыном трепетного деревенского священнослужителя, он и сам был смиренным, словно не видя несчастий, которые сыпались на него. Падал и вставал, медленно, но, как муравей, прутик за прутиком пытался строить собственную жизнь.
Женился он на красивой женщине, стал священнослужителем, супруга ему родила дочку и сына. И, вроде, к нему вернулась жизнь, и Бог его благословил. Но через время его сын утонул. Попадья была убита горем и не могла найти себе места.
Она стала она тянуться к стакану, чтобы позабыть все, и часто начала напиваться до полной потери сознания. Ее муж не сдался — он молил Бога и верил, что сможет опять вернуть его благосклонность. Сам ухаживал за женой и ездил к лекарю за советом от ее заболевания.
Прихожане не очень любили Василия, поскольку он проводил службу сухо и второпях. Да и прознали, что несчастен он в личной жизни, а поэтому сторонились его. Даже попросили забрать сан. Староста Порфирий и вовсе пытался сжить попа с белого света, поэтому последний боялся его, и первое, что видел испуганный священник, смотря на деревню — металлическую крышу старостинского высокого дома. И лишь затем с трудом находил взглядом темную соломенную крышу собственного жилища.
В один из дней староста в церкви, после того как жена Василия пришла на службу, сказал, что эту пьяницу не нужно впускать. Напилась попадья в этот вечер и начала говорить мужу, что хочет еще родить ему мальчика. И попал бедный Василий под неистовую страсть жены, а глубокой ночью, когда все уже спали, пошел в поле и молился. Был слышен голос: «Я верю», и надежда теплилась в священнике.
Забеременела жена, целое лето не пила, и вернулось в семью спокойствие. Похорошела она и больше не боялась Порфирия. Зима пришла так же в радости и спокойствии. На Крещенье родился сын с огромной головой и тонкими ногами. Несколько лет родители провели в сомнении. И оказалось, что мальчик был рожден идиотом.
Долгое время семья провела в горе, оно лезло со всех сторон, и было ощущение, что сидит кто-то в темном помещении, рожденный в безумии. Мальчику исполнилось 4 года, а он лишь говорил «Дай», выкрикивал громко и со злобой. И кормить дитя было тяжко. Измотанная жена опять начала пить. Начались у попадьи приступы безумства. Всей семьей как-то могли справиться с ней, привязывали веревками.
Да будет воля Твоя
Попу стало все чуждо. Вроде находится среди людей и выполняет все, как они, но его не видно, как будто это какая-то оболочка, а не человек. Однажды на исповеди, когда старушка искренне и испуганно говорила с ним, спала пелена с глаз священника. И он понял, что существуют на земле люди, которые похожи на него. Необычные дни начали происходить в его жизни. Он был одиноким деревцем, и неожиданно вырос около Василия густой лес. Но при этом стал плотней и ночной мрак.
На Великий пост к священнику на исповедь зашел нищий. Поведал он, как надругался над юной девушкой, убил и зарыл ее. За несколько лет сообщил он многим священникам ужасное деяние. Но никто не поверил, кроме Василия, упал поп на колени и закричал: «На небесах и на земле ад». Изменилась в этот момент жизнь священника. Он переживал душевные мучения, как бы все перевернулось внутри. Начал нищего заверять, что будет он в раю выше любого праведного человека.
Вернулся домой грязный и уставший, как будто долго ходил по полям, и сказал супруге в тот вечер, что не сможет ходить в церковь. Решил переждать как-то лето, а осенью отказаться от сана и уехать из села. Такое решение принесло спокойствие в семью. Но через месяц, когда священник находился на сенокосе, сгорел его дом, в огне умерла супруга.
Ходил Василий по саду дьякона, который приютил его и детей, и размышлял, чем являлся пожар — столпом, показывающим дорогу, или Бог захотел превратить его жизнь в пустыню, чтобы не бродил он по исколешенным путям? И впервые, смирно наклонив голову, сказал: «Да будет воля Твоя!».
И селяне, которые смотрели на него в тот день, увидели незнакомого человека, как тень не из мира сего. «Что смотрите? Разве я чудо?», смеясь, говорит Василий.
Этой фразой завершает писатель очередную главу произведения, как бы заканчивая с прошлым, открывая чистую страницу в жизни священника.
Право на чудо
Василий послал дочку к своей сестре, отстроил дом, читает сыну Библию, каждый день проводит службу в церкви, соблюдает пост. Другая жизнь священника пугает людей, и после гибели мужика Мосягина, все сходятся на том, что виной всему Василий. Староста пришел к нему и сказал, чтобы тот уходил, поскольку от него исходят только беды. И поп, который все время боялся старосту, выгоняет его из церкви.
При отпевании умершего мужика Василий неожиданно перестает читать молитву, тихо смеется, подходит к мертвому и вскрикивает: «Тебе говорю, встань!». Не встает покойный из гроба. Тогда священник выталкивает его от туда. Люди в панике убегают, а Василий дальше взывает к покойному. Но быстрей стены обрушатся, чем тот встанет из гроба.
Не с мертвым ведет он сражение, а с Тем, в Кого безгранично уверовал и вправе попросить совершить чудо. Однако в ответ молчок. В гневе бежит священник в поле, где много раз молился и жаловался на несчастную судьбу.
Здесь на следующий день найдут люди распластанного Василия. «Как будто и мертвый он продолжает бежать». Этой фразой завершает писатель свою повесть.
Образ Василия
Жизнь главного персонажа — цепочка тяжелых испытаний его веры: сын утонул, жена пьет. Но поп не устает говорить: «Я верю». Вера Василия «проста и торжественна». Жизнь показывает ему скрытые глубины: радость при ожидании еще одного сына меняется жестокой реальностью — мальчик больной, над семьей доминирует ужасный образ идиота. Именно в то время священник стал безучастным и смиренным, думая «о Боге». Того же требует от прихожан, которые обращались за исповедью, но сомнения и печаль в душе спрашивают его: «Где ж твой Бог?».
Сгорел дом, погибает супруга. Он восклицает: «Да будет воля Твоя». И заново несокрушим. Его вера укрепляется так, что Василий себя чувствует избранным Богом, и в этом экстазе он подверг себя тяжелому испытанию — хочет воскресить усопшего. Трижды прокричав: «Тебе говорю, встань!». Однако холодным дыханием смерти ответил ему покойный.
Священник удивлен: «Зачем я верил?». Ужасная правда о пустоте и бесполезности его мучений убивают главного героя. Его мир разрушен, но, даже умерев, он как бы бежит, ища ответа.
Анализ произведения
Сюжет произведения не редко сопоставляют с Книгой Иова. Но повесть лишь внешне похожа на историю из Библии. Иов терпел несчастья и понял, что не может постичь Бога. Он стал смиренным. А Василий в ярости кричит: «Зачем я верил?». Произведение Андреева — это смелая попытка пошатнуть основные религиозные убеждения — веру в чудеса. Автор написал историю, наполненную драматизмом, где измученный горем священник превращается в богоборца.
Он решает с помощью своей веры воскресить покойного. Но чуда нет, вера разрушена. В произведении Андреева чувствуется ощущение неудовлетворения и непонимания, дух протеста и ярости. Над символическими слоями произведения находится реалистичная нотка, которая рассеивает иллюзии и призраки. Анализ повести позволяет увидеть через нее символизм, что писатель призывает к осознанному и разумному сражению.