Рассказ о блокадном хлебе 2 класс

Страницы истории 29 янв 2021 анастасия лось в рамках акции блокадный хлеб в 1-11-х классах прошли уроки мужества, классные часы,

Страницы истории…

29 Янв 2021
Анастасия Лось

Рассказ о блокадном хлебе 2 классВ рамках акции «Блокадный хлеб» в 1-11-х классах прошли Уроки Мужества, классные часы, внеклассные мероприятия, которые позволяют сегодняшнему поколению выразить благодарность за подвиг мирных граждан в годы Великой Отечественной войны.

В начальной школе прошли классные часы

«Блокадный хлеб: символ жизни и надежды».

Рассказ о блокадном хлебе 2 классЦель: расширить представления детей о героическом подвиге жителей Ленинграда; формировать чувство патриотизма.

В 5 классе прошел библиотечный урок. В ходе, которого продемонстрирован

Рассказ о блокадном хлебе 2 класс тематический образовательный видеоролик, подготовленный на основе рассказов жителей блокадного Ленинграда. Далее детям рассказали о гражданском подвиге жителей и за

щитников блокадного Ленинграда, о значении обороны города в общей Победе в Великой Отечественной войне.

Обучающимися старших классов были просмотрены отрывки из документальных фильмов о блокадном Ленинграде и видеоролики об испытаниях, выпавших на долю семьи В.В. Путина – «Город и люди, которых чуть не стерли с лица земли», о жизни ленинградских детей и их подвиге во время блокады – «Кусочек хлеба на 1 день».

УчащиРассказ о блокадном хлебе 2 классеся слушали поэзию блокадного Ленинграда, познакомились с дневником Тани Савичевой, прослушали знаменитую Седьмую симфонию Д. Шостаковича, получившую второе название «Ленинградская» и другие музыкальные произведения. В конце мероприятия все присутствующие почтили память погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.

Ребята ознакомились с кадрами документальной кинохроники, фотографиями той поры. Никого не оставил равнодушным рассказ о мужестве участников обороны и жителей города на Неве. Одним из самых трогательных моментов классного часРассказ о блокадном хлебе 2 класса стал просмотр дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой, у которой сначала погибла вся семья, а потом и она умерла от истощения. В сердцах ребят надолго останутся герои блокадного Ленинграда.

В конце классного часа ученики с классным руководителем почтили память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

Новое поколение обязательно должно знать о подвигах своих предков, заплативших огромную цену за столь важную в жизни нашей страны победу.

Подробнее

Помнить, чтобы жить!

29 Янв 2021
Анастасия Лось

Рассказ о блокадном хлебе 2 классНад бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Всё молча здесь кричит, и, шапку сняв,
Я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный вопль,
Над тысячами тысяч погребенных,
Я – каждый здесь расстрелянный старик.
Я – каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
Про это не забудет!

Сегодня в 5 и 11 классах прошёл классный час, приуроченный к Международному дню памяти жертв Холокоста — 27 января. 27 января Организация Объединенных Наций, большинство стран мира отмечают Международный день памяти жертв Холокоста. Миллионы людей были убиты и не имеют могил, никто их не хоронил, они стали дымом и пеплом…

29-30 сентября 1941 года в Бабьем Яре, на окраине Киева, были расстреляны десятки тысяч евреев. В 1942 году в Польше создаются 6 лагерей смерти (Треблинка, ХРассказ о блокадном хлебе 2 класселм, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец). Помимо евреев в концлагеря попадали солдаты Красной Армии и гражданские лица СССР. 27 января 1945 г. Солдаты Красной Армии освободили узников Освенцима. Эту дату принято считать окончанием холокоста.

6 000 000 жертв немыслимого в истории уничтожения людей только за принадлежность еврейской нации! Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60% евреев Европы и около трети еврейского населения мира. Кроме того, были уничтожены так же от четверти до трети цыганского народа, подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные.

Рассказ о блокадном хлебе 2 классЕго узники были обречены на уничтожение голодом, тяжелой работой, «медицинскими» экспериментами, а также на немедленную смерть в результате расстрелов и удушья газом. Большинство узников погибло сразу же после прибытиРассказ о блокадном хлебе 2 класся без регистрации и обозначения лагерными номерами. Именно поэтому очень сложно установить точное число убитых

Концентрационный лагерь – это символ бесчеловечности, которую люди способны проявить по отношению к другим людям. Здесь был другой мир. Особый мир, не похожий ни на что, оторванный от цивилизации. Мир, в котором человеческая жизнь не имеет никакой ценности, время не играет никакой роли, будущее неизвестно, и ничто не имеет значения, кроме данной минуты.

Около трех миллионов евреев – половина всех жертв Холокоста – были гражданами СССР. Именно на территории нашей страны чудовищная практика нацистского геноцида нашла свое первое массовое применение.

Холокост – одна из глобальных катастроф ХХ века, поставившая под сомнение нравственные устои людей, давшая злу силу к дальнейшему распространению по Планете.

Сейчас, в начале XXI века, когда мир гудит от потрясений – национальных взрывов, религиозной нетерпимости, мы обязаны говорить о Холокосте – самом страшном проявлении античеловечности, заживо уничтожившем 6 миллионов людей. Учащиеся открыли для себя новые понятия и узнали о том, как зарождался фашизм.

Анастасия Васильевна напомнила о школьнице Тане Савичевой, жительнице Ленинграда, которая вела дневник в страшные дни блокады.

Когда умерли все родные, чудом выжившая Таня попала в детский дом. Оттуда её вывезли на Большую землю. Два года врачи боролись за её жизнь, но спасти Таню так и не смогли… Ленинград находился в блокаде более двух лет.

До нас дошёл дневник одной еврейской девочки, Анны Франк, которая оформляла его в виде писем воображаемой подруге Кити. Анна мечтала стать журналисткой, дневник она вела в течение трёх лет, пока всех прятавших в убежище не схватили по доносу и не отправили в концлагерь. Анна Франк умерла от голода в концлагере. Погибли все – мать, сестра, друзья, выжил только отец Отто Франк, он и опубликовал дневник дочери после войны.

В ходе урока был показан образовательный фильм «Помнить, чтобы жить». Прозвучали стихи Софии Зириной, отрывок из поэмы Е. Евтушенко «Бабий Яр», песню А.Розенбаума «Бабий Яр»…

Мы, современные люди, не просто должны помнить ужас тех лет, но и стать толерантными, то есть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями. Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста. Мы обязаны знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Сохранится память — сохранится народ.

Подробнее

Блокадный хлеб

29 Янв 2021
Анастасия Лось

Рассказ о блокадном хлебе 2 класс

Давно меч Победы кольцо разрубил,
Над городом – мирное небо.
Но мы не забудем, как дорог нам был.
Кусочек блокадного хлеба!

27 января 2021 года мы отмечаем 77-летие освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Ровно 77 лет назад в январе 1944 года Ленинград отпраздновал свою Победу. Победу тех, кто сражался с врагом, чтобы отстоять родной город, кто пережил все тяготы жесточайшей блокады, кто жил и боролся, несмотря на холод и голод, бомбежки и артобстрелы.

Подвиг Ленинграда приобрел еще одну грань — духовную. Ленинградцы в своем абсолютном большинстве проявили величайшую духовную, нравственную силу, которая в конечном итоге позволила выдержать блокаду, выстоять и победить. Героическая оборона Ленинграда, бессмертный подвиг ленинградцев в блокадные дни, вошли в историю освобождения Отечества. Духовно-нравственное наследие города-героя, его жителей остается нашим самым дорогим достоянием. Для всех ныне живущих, и для всех последующих поколений блокада Ленинграда навсегда останется одной из самых героических страниц истории Великой Отечественной войны, она всегда будет олицетворением несокрушимой силы духа и воли к победе.

Сегодня 22 января в библиотеке нашего села прошел необычный урок для первоклассников МБОУ «Костенковская СОШ», посвященный этой дате в рамках акции памяти «Блокадный хлеб». Мероприятие совместно подготовили и провели ребята — волонтеры и обучающиеся 5 класса. Они рассказали о тяжелых испытаниях, выпавших на долю жителей осажденного Ленинграда: о голоде, холоде, о нормах хлеба. Первоклассники, затаив дыхание, слушали рассказ о блокадном хлебе, о стойкости ленинградцев. Особенными чувствами ребята прониклись к судьбе ленинградки Тани Савичевой, которая переживала ужасы блокады, смерть близких и вела дневник. Библиотекарь Оксана Николаевна подготовила книжную выставку и буклеты, но, самым, запоминающимся стали те 125 граммов черного хлеба, которые были отданы присутствующим учащимся.

Сегодня мы многое знаем про блокаду. Но практически никто из нас никогда не держал в руках «125 граммов жизни» – малюсенькую буханочку, которую выдавали всего одну на сутки. Нам, сытым, не знавшим войны, очень сложно понять, что пришлось перенести жителям Ленинграда. Может быть, подержав в руках этот хлеб, у нас появится больше понимания, мы сможем хотя бы на мгновение перенестись в то время и осознать, какое это великое счастье – жить под мирным небом.

Подробнее

Поздравляем с ПОБЕДОЙ!!!

29 Янв 2021
Анастасия Лось

Рассказ о блокадном хлебе 2 класс

21 января на базе МАОУ ДО «ДЮСШ НМР» в с. Атаманово прошёл муниципальный этап по настольному теннису.

В соревнованиях приняли участие 60 юношей и девушек из 15 команд: МБОУ «Атамановская СОШ», МБОУ «Еланская СОШ», МБОУ «Металлурговская СОШ», МБОУ «Чистогорская СОШ», МБОУ «Костёнковская СОШ», МБОУ «Степновская СОШ», МБОУ «Куртуковская ООШ», МБОУ «Куйбышевская ООШ».

Среди команд основных общеобразовательных школ победителями стали команда юношей МБОУ «Куртуковская ООШ» и команда девушек МБОУ «Куйбышевская ООШ». Команда юношей МБОУ «Куйбышевская ООШ» заняла 2 место.

Среди команд средних общеобразовательных школ района места распределились следующим образом:

1 место у команды юношей МБОУ «Чистогорская СОШ» и команды девушек МБОУ «Костенковская СОШ»

2 место заняла команда юношей МБОУ «Атамановская СОШ» и девушек МБОУ «Чистогорская СОШ»

3 место заслуженно получили команды юношей и девушек из МБОУ «Металлурговская СОШ».

Поздравляем наших девушек с победой!!!

Подробнее

Поздравляем!!!

29 Янв 2021
Анастасия Лось

Рассказ о блокадном хлебе 2 классПоздравляем!!!

Призёра регионального этапа Всероссийской олимпиады для школьников по литературе Эптешеву Полину, занявшую почётное 3 место, и руководителя Болоцкую Наталью Константиновну учителя литературы.

Ждём от Вас очередных побед!!!

Подробнее

Всероссийский проект «Блокадный хлеб»

29 Янв 2021
Анастасия Лось

Рассказ о блокадном хлебе 2 класс

С 18 по 27 января во всех регионах нашей страны проводится Всероссийская Акция памяти «Блокадный хлеб». Акция призвана напомнить о мужестве жителей Ленинграда, переживших беспрецедентную блокаду миллионного города вражескими захватчиками. Блокада Ленинграда длилась 872 дня. И это не просто цифра — каждый день стал тяжелым испытанием в жизни блокадников. По разным подсчетам, в городе погибло от 692 тысяч до 1,5 миллионов человек – и 97% из них умерли от голода. Единственной надеждой на завтрашний день был паек. Буханка хлеба постепенно превратилась в 125-ти граммовый кусочек – именно такой была минимальная норма выдачи хлеба для жителей блокадного Ленинграда.

Волонтеры нашего отряда тоже предлагают принять участие в акции «Блокадный хлеб».

#БлокадныйХлебГорячиесердцаКостенково

Подробнее

27 января отмечается День воинской славы России

25 Янв 2021
Анастасия Лось

Рассказ о блокадном хлебе 2 класс

27 января в нашей стране отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). Битва за Ленинград стала самой продолжительной в годы Великой Отечественной войны и одним из важнейших сражений Второй мировой войны.  Почти 900 дней сообщение с Ленинградом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. Ценой неимоверных лишений, героизма и самопожертвования бойцы и жители Ленинграда отстояли город.

За время блокады от голода и артобстрелов погибли более 641 тыс. жителей. Единственной надеждой на завтрашний день был паёк. 125-ти граммовый кусочек – именно такая минимальная норма выдачи хлеба была установлена для жителей блокадного Ленинграда — стал символом жизни.

В знак благодарности и памяти о героическом подвиге мужества и стойкости защитников блокадного города в Новокузнецком районе пройдет патриотическая акция «Блокадный хлеб»: всероссийские уроки памяти и информационные линейки в школах, показы художественных и документальных фильмов в учреждениях культуры.

Будущие поколения не должны узнать ужасов войны. А для этого необходимо знать, помнить, чтить свою историю.

Подробнее

КЛАССНЫЙ ЧАС ВО 2 КЛАССЕ

Тема.«Блокадный хлеб»

Цели: создать условия для духовно-нравственного развития детей;

формировать у учащихся знания подвигах защитников Родины во время Великой Отечественной войне;

воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование, экран;

,рисунки

  • презентация

Ход мероприятия:

Рассказ учителя
22 июня 1941 года Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу .

Сегодня мы будем говорить о блокаде Ленинграда. История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России.

-Как вы думаете почему?

Верно, в этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа. Фашисты отступили от Ленинграда. Голод, бомбежки, артобстрел — все это для ленинградцев ушло в прошлое, но не кануло в Лету!

Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение — вместе с жителями. С этого и должно начаться то, что Гитлер имел в виду: разгромить русских как народ, то есть истребить, уничтожить.

Перед командующим группой армии «Север» генералом-фельдмаршалом фон Леебом фюрер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя», — цинично пророчествовал он.

Во все времена враг первый удар наносил по хлебу. Развитие нашей страны и ее зернового хозяйства когда-то прервало начало Великой Отечественной Войны. Так было и в тот раз. Враг жег хлеб на корню – страшная картина. И хлеб, в который раз, стал вопросом жизни или смерти. Он нужен был и фронту, и тылу. От хлеба зависело будущее народа, страны, целого Мира.
«Хлеб всему голова».

— А знаете, сколько труда нужно затратить, чтобы произвести хлеб?

И как тут ни вспомнить замечательную пословицу:

«Хлеб, который ты ешь сегодня утром, Бог создавал всю ночь».Все-таки, хлеб — это все же живой труд.
Это страшное слово «БЛОКАДА»
Из воспоминаний……..
Война застала мою прабабушку Сусанну в Ленинграде. Было ей не полных 12 лет…В сентябре в жизни ленинградцев появилось новое слово — «БЛОКАДА» — тогда еще никто не представлял последствий этого явления. 
….«Я хорошо запомнила 10 сентября 1941 года. Мы с подружками ходили в кино. Сеанс прервали, ужасно завыла сирена. Все выбежали из зала на улицу и увидели в небе немецкие самолеты». Это был первый налет. Очень скоро в обиход ленинградцев вошло еще одно страшное слово «ЭВАКУАЦИЯ. Народу на улицах почти не стало, бегали только кошки и собаки. Дома пустовали. «Мы с ребятами бегали и играли в этих пустых домах. Квартиры были открыты, брошены с вещами, сколько мы их видели, заходили, смотрели, как жили люди, но никто не брал ничего чужого. А ведь все было открыто, бери, что хочешь».
…«Много страшного было вокруг, но у меня перед глазами, как сегодня, стоит один случай. Было самое начало блокады. Мы с мамой ехали в трамвае. Вдруг наш трамвай почему-то остановился, а до остановки мы еще не доехали. Вагоновожатая показывала что-то на рельсы. Все пассажиры вышли наружу и увидели жуткое зрелище: огромное полчище крыс направлялось из города, где даже этим тварям не выжить. Мы с ужасом смотрели вслед уходящим крысам». Наверняка, каждый из них вспоминал пословицу о крысах, первыми бегущих с тонущего корабля. По вечерам в квартирах жители закрывали окна тряпками, чтобы не было видно света. Ночью фашисты облетали Ленинград и если где-нибудь видели свет, то тут же начинали бомбить.«Дома у нас был ужасный холод. Мы уже сожгли все стулья, печурку топили утром чуть-чуть и вечером». Топили не ради тепла — это была роскошь, топили, чтоб растопить снег или сварить что – либ

О, мы познали в декабре —не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех –хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,наш хлеб насущный, ленинградский…

В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941г норма выдачи хлеба   населению опять была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300г хлеба, а все остальные — по 150г. Через неделю, когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, и в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паёк пришлось урезать. Крупу выдавали по 300 г, масла — 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба.

Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады — 250г на рабочую карточку и 125г — на все остальные. Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким хлопковым маслом. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем несравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи.

В большинстве домов в результате артобстрелов и бомбежек были выбиты стекла, окна приходилось забивать фанерой, даже днем в комнатах было темно.

В ноябре ленинградцы начали умирать от голода, цинги и дистрофии. Крайняя степень истощения и голодная смерть стали в Ленинграде обычным явлением: умирали по дороге на работу, дома, у станка, целыми семьями. Первыми умирали пожилые люди, мужчины уходили раньше женщин, потом подростки. Всего за время блокады в городе умерло свыше 641 тысячи жителей, а десятки тысяч истощенных ленинградцев умерли во время эвакуации.

Страшный был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники. Сама Таня была эвакуирована из Ленинграда, но вылечить ее не удалось, она умерла от дистрофии 1 июня 1944 года в Горьковской области. В 1972 г. в поселке Шатки на ее могиле был открыт памятник. Дневник Тани Савичевой стал обвинительным документом в 1945 году на Нюрнбергском процессе, а сегодня находится в музее Пискаревского кладбища.

 Смерть могла наступить в любой момент, в любом месте, люди падали на улице. Часто те, кто пытался отвезти на кладбище своих умерших близких, умирали по дороге туда.

В осажденном городе не было ни растерянности, ни паники, на которую надеялся Гитлер. Организованно и даже буднично люди тушили пожары и разбирали завалы обрушившихся зданий, спасая пострадавших, отражали налеты бомбардировщиков и стояли у станков, хоронили умерших, сберегали памятники культуры и оберегали город ото льда и снега. В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. «Все для фронта, все для победы!» — это был девиз рабочих Ленинграда. Но в городе с каждым днем все больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие кадровые рабочие ушли на фронт. И молодежь бросила клич: «Заменим у станков отцов и старших братьев!» на заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.

1322034 1

 Город умирал, но ленинградцы не принимали этого, они боролись и работали. У них было мало еды, света, тепла, но их жизнь продолжалась. Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные, измученные люди, повинуясь велению сердца и долгу, находили в себе силы работать у станков.  В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые и деятели культуры

.

 17 сентября 1941 года по Ленинградскому радио выступил Д.Д. Шостакович: «Я говорю с вами из Ленинграда, в то время как у самых ворот его идут жестокие бои с врагом… Два часа назад я закончил две первые части музыкального произведения…» Это была знаменитая Седьмая симфония

В сентябре 1941г начала действовать знаменитая Дорога жизни — водная трасса летом и ледовая зимой, обеспечивавшая связь Ленинграда со страной по Ладожскому озеру. Эта коммуникация приобрела стратегическое значение, она помогла отстоять советским людям колыбель Великого Октября.

По ней направлялись в город из глубины страны пополнение в войска, боеприпасы, топливо. Отсюда они переправлялись на баржах и небольших судах на западный берег, а затем их доставляли в Ленинград по железной дороге. Пропускная способность этого пути была невелика.

 Сильные осенние штормы и непрерывные бомбардировки врага значительно замедляли темп перевозок. Суда, доставившие на западный берег грузы, выходили в обратный рейс с эвакуируемыми из города детьми, женщинами, стариками, тяжелоранеными воинами, вывозили заводское оборудование, рабочих специалистов и их семьи, ценные произведения культуры и искусства. 20 ноября 1941 г. по Ладоге пошёл санный обоз. Подводы двигались вереницей, с большими интервалами. Так в осаждённый город были доставлены первые 63т муки. 22 ноября шестьдесят автомашин вышли в свой первый ледовый рейс. На следующий день колонна обратным рейсом доставила на западный берег 33 т продовольствия. Уже в конце ноября 1941г по Ладоге началась эвакуация жителей в глубь страны. Но массовый характер эвакуация приняла лишь в январе 1942г, когда окреп лёд.

27 января 1944 г. в результате Ленинградско-Новгородской операции блокада была снята, и торжественный салют возвестил миру, что Ленинград полностью освобожден.

Так пусть же мир сегодня слышит салюта русского раскат.

Да, это мстит, ликует, дышит победоносный Ленинград!

Сценарий единого урока

« Блокадный хлеб»

(начальные классы)

Разработали: уч. нач. кл.Чиркова И.Л.

уч.нач.кл. Седова Е.П.

Слайд 1-2

На экране появляется текст в огне: « 22 июня 1941 года». Звучит песня «Священная война».Появляется слайд с фотографией людей, слушающих репродуктор. Под объявление Левитана о начале войны на сцену выходят дети и строятся «елочкой» в 2 колонны.

Слайд 3

Звучит тревожная музыка, к ней  добавляется звук летящих самолетов и падающих бомб. На экране – летящие самолеты и падающие бомбы.

На середину сцены выходит четвероклассница. Она ведет за руки двух детей.

Мама: (останавливается в центре сцены, прикрывает руками дочь и сына)

23 июня – первая воздушная тревога в Ленинграде. Немецкая авиация бомбила Кронштадт.

Слайд 4

К музыке добавляется звук метронома. На экраны проецируется фильм «Блокадный метроном»

Мальчик (Сын):  26 июня по радио начал работать метроном.

Дочь: 29 июня – началась эвакуация населения из Ленинграда.

Девочка (Дочь): 10 июля – немецкие войска вторглись в пределы Ленинградской области.

На экраны проецируются карточки распределения продовольствия.

Девочка: (останавливается в центре сцены) 18 июля – введена карточная система распределения продовольствия. Рабочие и инженерно-технические работники – 800 граммов хлеба в день, служащие – 600, иждивенцы и дети – 400.

Мальчик: (останавливается в центре сцены) 27 августа прервано железнодорожное сообщение со страной. В город пришел последний поезд.

Мальчик (сын): 2 сентября – первое снижение норм продажи хлеба населению.

Слайд 5.На экраны проецируется карта Ленинграда и Ленинградской области в черно-красном кольце линии фронта.

Девочка:  8 сентября пал Шлиссельбург.  Кольцо блокады замкнулось.

Дети стоят  в центре сцены, прижавшись, друг к другу.Они смотрят на экран (задник),  на который проецируются кадры Слайд 6 — пожар на Бадаевских складах. Звучит Вокализ С.В. Рахманинова (фонограмма).

Мама:  Неделя первая блокады,

Бои за Гатчину идут.

Горят Бадаевские склады

На низком невском берегу.

Мальчик (сын):    Мука сгорает. Над районом

Дым поднимается высок –

Красивым пламенем зелёным

Пылает сахарный песок.

Девочка (дочь):    Вскипая, вспыхивает масло,

Фонтан, выбрасывая вверх.

Три дня над городом не гаснул

Печальный этот фейерверк.

Девочка:  И мы догадывались смутно,

Горячим воздухом дыша,

Что в том огне ежеминутно

Сгорает чья-нибудь душа.

Мальчик:  Не понимали, обречённо

Вдыхая сладкий аромат,

Что вслед за дымом этим чёрным

И наши души улетят.

Слайд 7. На экран проецируется без звука фильм «125 граммов хлеба в день-паек-паек блокадников в осажденном Ленинграде»( до рецептуры).Слайд 8. Фотография артиста Филиппова с пайкой хлеба на ладони.

Ученик: 11 сентября – второе снижение норм продажи хлеба.

Ученица: 1 октября – третье снижение норм продаж хлеба.

Ученик:  8 ноября пал Тихвин.

Ученица: 13 ноября – четвертое снижение норм продажи хлеба.

Мама: 20 ноября – пятое снижение норм продажи хлеба. «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам».

Мальчик (говорит, прижимаясь к маме):  Наш хлебный суточный паёк

Ладонь и ту не закрывает.

Мама:  И человек, который слёг,

Теперь – всё чаще – умирает.

Ученица: 8 декабря – прекращена подача электроэнергии в жилые дома, не работает транспорт и канализация.

Слайды с фотографиями блокадного Ленинграда.  Выходят ведущие.

Ведущая: Для ленинградцев началась самая страшная из всех блокадных зим. Сколько книг, воспоминаний, стихотворений и в каждой строке боль, страх и надежда.

Ведущий: Стихотворение  «Живи» написано через 60 лет после войны петербургской поэтессой Надеждой Щегольковой

Ведущий: Чтобы цепочка памяти не прервалась…

Звучит музыка – Enternidad (вокализ) Антона Шварца. Идут Слайд 9 блокадного города. Ленинградцы медленно передвигаются закутанные в теплую одежду, везут на саночках воду, встают в очередь за хлебом.

Девочка:  Саночки, саночки… лёд, лёд…

Кто-то осядет, а кто-то идет.

Окна-глазницы пустые глядят …

Только живи, Ленинград!

Холодно. Медленно. Надо шагать.

Ждут драгоценные – 125…

И метронома – тревожный набат.

Только живи, Ленинград!

По человечку, но вместе – народ,

Страх нависает, но вера – ведёт,

И одинаковы – боль их и взгляд…

Только живи, Ленинград!

Город, накрытый чужим колпаком.

Воздуха! Воздуха… С каждым глотком,

В сетке сжимается неба квадрат…

Только живи, Ленинград!

Саночки, саночки… лёд, лёд.

Свист тишину надо мной разорвет.

Карточки стисну. Вдох. Выдох. Снаряд.

Только живи…

Слайды 10-15

Монтаж 2.

1.Ломоть хлеба… Белый или черный, но все равно неповторимого аромата и вкуса.

2.Немереный, несчитанный ломоть –доступный и обеденный. Но никогда не забудется 125 –блокадных грамм –драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло.

3.В музее истории Санкт –Петербурга хранится кусочек

заплесневелого хлеба величиной с мизинец.

4.Таков был в зимние месяцы блокады дневной паѐк для осаждѐнного немцами города.

5.А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить –назло фашистам, назло бомбѐжкам и обстрелу.

Это имя —

как гром и как град: Петербург,

Петроград,

Ленинград.

6.Ленинград, заложенный Петром I в 1703 году на болотистом берегу Невы, стал одним из красивейших городов мира. На 100 островах раскинулся величественный и неповторимый город. В его дворцах, на улицах и площадях вершилась история государства российского.

7.Самая трагическая страница в истории Ленинграда –это блокада города фашистскими захватчиками.

Блокада….

Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова–

Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мѐрзли на пути,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

1.Ведущий.

На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания

был хлеб, который выдавали по карточкам, но и его не хватало.

2.Ведущий.

Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется».

Она была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства.

1.Ведущий.

Наступил самый голодный 35-дневный период блокады. С 20 ноября 1941 года суточный паек хлеба ленинградцев составлял 125 -250 граммов.

Чтец.

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжѐлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

О, ночное воющее небо,

Дрожь земли, обвал невдалеке,

Бедный ленинградский ломтик хлеба —

Он почти не весит на руке…

3.В блокаде оказалось около 3 миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю.

4.По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира. Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.

5.Пытал нас враг железом и огнем…

«Ты сдашься, струсишь, —

бомбы нам кричали, —

Забьешься в землю, упадешь ничком.

Дрожа, запросят плена, как пощады,

Не только люди —камни Ленинграда!»

6.Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки

с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.

Слайд 16.

1.Ведущий.

Судьба человека и судьба хлеба неразрывно связаны. Хлебом

определяется жизнь человека, но именно человек отвечает за жизнь хлеба.

2.Ведущий.

Этот хлеб пекли по жестким рецептам блокады в единственной работавшей на заводе в ту зиму печи No 6. И отмерили 125 граммов.

1.Ведущий.

Смотри, это норма хлеба на один день зимы 41—42-го годов. И ничего, кроме этого куска, ты не получил бы.

2.Ведущий.

Хлеб не имел вкуса и аромата ржаного хлеба, на вкус он был горький и травянистый.

1.Ведущий.

Далеко за кольцом блокады есть продовольствие –мука, мясо, масло. Как их доставить?

Слайды 17-18

2.Ведущий.

Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землѐй. Шла она по воде, а с наступлением холодов –по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев.

1.Ведущий.

30 км нужно проехать по льду, чтобы оказаться на западном берегу.

Недалеко от трассы замаскированы зенитные установки, проволочные и минные заграждения, чтобы защищать дорогу от фашистских солдат.

Слайды 19-20

Девочка.О,да –иначе не могли

Ни те бойцы,ни те шоферы,

Когда грузовики вели

По озеру в голодный город.

Холодной ровный свет луны.

Снега сияют исступленно,

И со стеклянной вышины

Врагу отчетливо видны

Внизу идущие колонны.

Казалось,что конец земле…

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли.

Он жив еще.

Он рядом где -то

На Ленинград! На Ленинград!

Там на 2 дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

И дрогнут,и молчат и ждут.

Прислушиваются тревожно:

– К заре сказали привезут…

– Гражданочки, держаться можно…

Мальчик(шофер):

И было так – на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

– Ну так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут, пустяк,–

Поломка эта не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогреешь– опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб ?Две тонны?

Он спасет

Шестнадцать тысяч

Ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег, и ход мотора

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера

Вперед! Как ноют волдыри.

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарням до зори.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Слайды 21-22

7.

Ведущий.

На втором километре Дороги жизни, у деревни Ковалево, находится памятный комплекс, посвященный детям блокадного Ленинграда. На 14 метров уходит в высоту стебель «Цветка». С одной стороны тропы установлены каменные страницы. На них выбиты строки из дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой.

Слайд 23

Чтец.

В осаждѐнном Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир еѐ слова:

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.»

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдѐшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берѐзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарѐвском

Остановят вдруг слова:

«Дядя Лѐша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!».

1 Ведущий.

Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.

Трагедия семьи Тани Савичевой типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей!

Слайд 24.

2 Ведущий.

Сегодня дневник выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища.

Плакали люди, строчки читая,

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник —

это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повториться!»

1Ведущий.

Полностью от блокады Ленинград был освобождѐн только в январе 1944 года. Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жители вышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радио долгожданную радостную весть.

Слайд 25.

Чтец:За залпом залп, гремит салют, Ракеты в воздухе горячем Цветами пѐстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом.

2 Ведущий. Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло около 1 миллиона человек.

Поколения, пережившие голод и невзгоды войны знают цену куску хлеба.

Слайд 26 Фильм под песню(минус)

Финальная песня « Не отнимайте солнца у детей»

Один рассвет для всех

Горстями дарит солнце

Наш звонкий детский смех

О души взрослых бьётся

Луч солнца из окна

Что утром мирно светит

Ты защити страна,

чтоб улыбались дети.

припев:

Не отнимайте солнце у детей.

И жизнь земли, во веки не прервется

Чтоб над землёй звучало каждый день,

Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет солнце.

Мы вырастем и всё

поможем вам исправить

И крест ваш понесём

и не порушим память

Луч солнца из окна,

что утром мирно светит.

Ты защити страна

Чтоб жили твои дети.

Конспект занятия с использованием презентации «Хлеб блокадного города»

Воспитатели:

Пустовалова Н.В.

Тема: Хлеб блокадного города

Методический материал к презентациидля детей дошкольного возраста.

Образовательная область ФГОС ДО«Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

Дать элементарные сведения о Великой Отечественной войне, её причинах и бедах, которые она принесла.

Формировать представление о блокаде, о трудностях блокадного города.

Воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду.

Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям

Блокадный хлеб

2 слайд

В ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз (так называлась раньше наша страна). И в нашей стране началась Великая Отечественная война.

3 слайд

Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде,(карта, на что это похоже? (круг, кольцо). Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой.

4 слайд

Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.Поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. А с начала войны еды стало требоваться больше, ведь в Ленинград приходили беженцы с захваченных врагом районов. Еды не хватало. Были введены карточки.

Давайте сделаем круг, который напомнит нам кольцо блокады, а потом подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом

А я для вас прочту стихотворение:

Фанерой забито наше окно

В городе тихо, очень темно

Звук самолетов слышен,

Низко летят над крышей.

Тихо одними губами,

Шепчу понятное маме:

«Мама мне страшно,

Мама 125 и больше не грамма».

Свой хлеб разрезает мама

И делит его пополам.

5 слайд

Карточки — бумажные талоны на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку.

Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И все, больше ничего — только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.

6 слайд

Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу. Чтобы не умереть с голоду люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из — под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и это стало роскошью.

7-8-9 слайд

Как только лед окреп, по Ладожскому озеру была проложена трасса. 13 ноября 1941года по ней отправился спешно собранныйконно- транспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок провалилось под лед, но первые десятки тонн муки были доставлены. Автоколонны полуторок шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому дорогу по Ладожскому озеру сначала прозвали «Дорогой смерти».

10-11-12-13 слайд

Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учится.

Когда сошел лед, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады.

Многие здания в освобожденном городе были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.

Игра «Разрезные картинки».

14-15-16-17-18 слайдГосударственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда.

19 слайд «Памятник, установленный полуторке» во Всеволожске.

20 слайд «Разорванное кольцо» — мемориал, входящий в Зелёный пояс Славы, расположен на западном берегу Ладожского озера, у начала Дороги Жизни.

19 слайд «Цветок жизни» Мемориал создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

20 слайд

Хлеб, не объёмное слово

Но по смыслу важнее нет.

Во главе он стоит живого

Без него не проходит обед.

Хлеб миллионы жизней

От смерти спасал ни раз.

Кровью крестьянской, потом

Он доставался для нас.

Чёрствая корочка хлеба

Символ блокады, войны.

Голод для человека

Видимый край беды.

Тянет ручонки ребёнок

Голод стоит в глазах.

Корочку хлеба дайте

Жалостно просит в слезах.

Сердце от боли сжалось

Детские слыша слова.

Возьми малыш, что осталось

Крошки со стола.

Жадным движением ручек

Крошки отправлены в рот.

Словно лесную малину

Он с наслаждением жуёт. (Валерий Куроленко)

Воспитатель:

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизмгород Ленинград получил звание «Города- героя». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем. На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады возвышается скорбная фигура Матери — родины.

Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали, то что вам больше всего запомнилось. Мы создадим альбом из ваших рисунков.

Дети садятся рисовать под музыку «Алые закаты» Дмитриев В. К …Была война, была блокада…Издательство Корона принт, 2013

Используемая литература

1. Валерий Воскобойников «Девятьсот дней мужества» Издательство «Малыш» 1984 год.

2. ДмХод непосредствен

Презентация «Блокадный хлеб»

Презентация предназначена для педагогов ДОУ

Слайд 1Блокадный хлеб

«Сколько их было – безвестных прохожих! Они исчезали, вернув человеку жизнь; оттащив от смертельного края, исчезали бесследно, даже облик их не успевал отпечататься в мерклом сознании. Сострадание? Смерть самых близких, дорогих людей не доходила до сердца, срабатывала какая-то защитная система в организме, ничто не воспринималось, не было сил отозваться на горе».

«Блокадная книга» Алесь Адамович, Даниил Гранин

Слайд 2 Блокада Ленинграда

Блокада города Ленинграда во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им.

30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецко‑фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась 872‑дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Как объяснить ребятам, что такое блокада? Помимо карты, адаптированной для детей, на которой изображено кольцо блокады, можно предложить детям встать в круг, крепко сцепить руки и прижаться плечами друг к другу. Это кольцо блокады. Затем попросить двух детей разомкнуть руки и чуть отойти друг от друга. Это дорога по Ладожскому озеру, которая связывала Ленинград со всей страной.

Как дать представление о временном периоде блокады – 872 дня? Можно перечислить месяцы блокады, не использовать множество дат, лишь упомянуть, что блокада была почти 2,5 года, провести ассоциации с житейским опытом детей.

Слайд 3 Бомбардировка Ленинграда

С восьмого сентября город бомбила фашистская артиллерия. В этот день от зажигательного снаряда загорелись Бадаевские склады продовольствия. Пожар был огромным, зарево от него было видно из разных концов города. Всего было 137 складов, двадцать семь из них – выгорели. Это десятки тонн сахара, отрубей, ржи, гороха, растительного масла, сливочного масла и муки.

Можно использовать фотографии военного времени с разрушениями зданий.

Слайд 4 Бомбоубежище

В сентябре‑октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. В страхе люди прятались в бомбоубежищах. Но были дети, подростки, женщины, которые отслеживали падение зажигательных бомб. Рискуя жизнью, они спешили на крыши и чердаки домов, чтобы затушить бомбы в песке или сбросить их на землю. Затем ученые разработали состав, которым можно было обрабатывать крыши, чтобы они не загорались. По городу расклеили объявления с указанием этого состава, и к химзаводу потянулись люди с тележками, на подводах. Вскоре все крыши Ленинграда были обработаны огнеупорным раствором. Ленинградцы спали свой город.

Уместно использовать воспоминания детей блокады о бомбежках.

Рассказы о детях, которые вместе со взрослыми принимали участие в тушении зажигательных бомб.

Слайд 5 Блокадный репродуктор на Невском, 54

Несмотря на голод, холод и бомбежки, в самые тяжелые для Ленинграда дни сюда приходили десятки жителей. Услышать последние новости или хотя бы монотонный звук метронома и убедиться, что радиотрансляция ведется, а значит, город живет. Чтобы граждане знали о приближающихся налетах вражеских самолетов, звучали сирены.

Не использовать аудиозаписи сирены, она может испугать детей. Уместно – запись метронома, как символ надежды, продолжения жизни.

Слайд 6 Горечь утраты

Многие погибли во время обстрелов и бомбежек. Боль, голод, горечь утраты. Множество зданий было разрушено. В конце ноября ударили морозы. До 40градусов. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре закончилось топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Блокадную квартиру нельзя изобразить ни в одном музее, ни в каком макете, так же как нельзя изобразить мороз, тоску, голод…

Не использовать фотография военных лет с изображением погибших ленинградцев, изуродованных тел, изувеченных жителей Ленинграда.

Здесь можно использовать иллюстративный материал, на котором изображены, заклеенные окна, чтобы снизить вибрацию от разрывающихся бомб, снятые деревянные полы, мебели нет, все шло на отопление в маленьких печках – буржуйках, разруха, укутанные люди, температура в комнатах была одинакова с уличной.

Не стоит использовать такие источники, как дневник Тани Савичевой.

Слайд 7 Ленинградцы расчищают завалы

Осенью 1941 года еще работали спасатели, город расчищался от завалов, даже велось восстановление домов, которые были разрушены. Но позже это уже никого не интересовало, не было сил. После восьмого сентября трамвайное движение уменьшилось. Виной были бомбежки. Но позже трамваи перестали ходить. Остановившиеся на улицах трамваи, превратились в огромные сугробы.

Использовать, например, отрывки стихотворения Ольги Берггольц «Февральский дневник».

Слайд 8 Хлебный паек

В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. Дрожжи, которые были в городе, стали основой для дрожжевых супов: они тоже входили в паек. Мездра (кожаная часть) шкурок молодых телят стала сырьем для студня, с очень неприятным ароматом.

В ноябре‑декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики ‑ всего 125 граммов. Это ломтик, эту темно-коричневую липкую массу, отдававшую горечью, трудно назвать хлебом. Она на 40% состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, полученная из древесины. Ученые придумывали суррогатные продукты для увеличения массы хлеба и замены муки. У многих голодающих уже была атрофия аппетита.

Для наглядности, детям можно показать кусочек хлеба весом 125 граммов. Затем разделить на три части: завтрак, обед и ужин. Это и есть вся еде на день. Спросить у ребят, как они считают, это много или мало? Предложить взять маленький кусочек в рот и долго держать его во рту. Объяснить, что в дни блокады хлеб был самым сытным продуктом, что дети и взрослые считали его лучше любой сладости, хотя он был грубым и горьковатым.

Использовать рассказы очевидцев: «Мать получала 250 граммов хлеба в день, я — в два раза меньше. По вкусу он был сырой, а на зубах скрипели опилки. Мы делили его на три части: завтрак, обед и ужин. Потом еще на мелкие кусочки, мы их называли солдатиками». «Клей нас очень спас, на вкус это был вполне съедобный студень» — вспоминает защитница блокадного Ленинграда Тамара Грачева.

Слайд 9 Очереди в булочные

Как только нормативы выдачи хлеба были уменьшены, очереди в булочные превратились в огромные «хвосты». Люди стояли часами. Тяжело было всем.

Из рассказов очевидцев: «Мы с подругой в ту пору были голодные, как и все в Ленинграде. И когда мы несли хлеб, то был сильный соблазн, съесть хотя бы маленький довесочек. Ну, кто бы об этом узнал? А даже узнав, кто осудил бы? Ведь мы стояли за ним целую ночь, попеременно греясь дома. Но сильнее голода было сознание того, что мы — пионеры-тимуровцы. Нам, детям, доверяли свои жизни ленинградцы.

Слайд 10 Школы в блокадном Ленинграде

Школы продолжали работать, однако детей приходило все меньше. Учились при свечах. Постоянные бомбежки мешали заниматься.

Писатель Александр Фадеев писал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились». У него же читаем: «Навеки сохранился в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя». Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них была одинакова со всеми. «Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунову — было ей уже за 60. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном черном платье, белоснежном воротнике и такой же подтянутости требовала от нас — школьников. Я смотрел на нее и думал: «В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу!» Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу — в нечеловеческих условиях суметь оставаться человеком».

Слайд 11 Выживание

На улицах можно было видеть людей, едва переставлявших ноги: просто не было сил, все ходили медленно, падали от истощения. По воспоминаниям переживших блокаду, эти два с половиной года слились в одну бесконечную темную ночь, единственной мыслью в которой было – поесть! Когда появлялся хлеб, ели его по маленьким кусочкам, чтобы не стало плохо, иногда размачивали в воде и ели как суп.

Повествование врача больницы: — Помню, привезли ребят-близнецов. Вот родители прислали им маленькую передачу: три печеньица и три конфетки. Сонечка и Сереженька — так звали этих ребятишек. Мальчик себе и ей дал по печенью, потом печенье поделили пополам. Остаются крошки, он отдает крошки сестричке. А сестричка бросает ему такую фразу: «Сереженька, мужчинам тяжело переносить войну, эти крошки съешь ты». Им было по три года.

Вопрос, почему у многих жителей тех времен был расширен желудок, хотя пищи в него попадало мало? Ответ: «Много пили воды». Часто еду заменяла вода. Именно она многих спасла от смерти, помогала утолить голод.

Слайд 12 Контролер-стахановка Балтийского завода

Осень‑зима 1941‑1942 годов ‑ самое страшное время блокады. Но ленинградцы продолжали трудиться ‑ работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13‑14‑летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Здесь было бы уместного рассказать о детях – героях блокадного Ленинграда, которые не только работали на предприятиях, но и наравне с взрослыми защищали город. (Юра Булатов, Лида Положенская, Тамара Немыгина, Миша Тихомиров)

Рассказать, что в Ленинграде в годы блокады действовали сотни тимуровских команд, отрядов. Дела, которыми занимались ребята, были самыми разными. Тимуровцы ходили из дома в дом, выясняя, не нужна ли помощь, топили печки-буржуйки, приносили воды, ухаживали за ослабевшими, разносили почту. Люди доверяли им выкупать хлеб по карточкам, если не могли ходить сами.

Слайд 13 Дорога жизни

22 ноября 1941 года началось движение автомашин по льду Ладожского озера. Эта транспортная магистраль получила название «Дорога жизни». Но лед был настолько хрупким, что перевозить приходилось по 2-3 мешка. Только в январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Дул свирепый северный ветер, метель заметала дорогу. В этих условиях водители часто теряли ориентировку. Много машин было потеряно, многие затонули. Фашисты бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

Для наглядной демонстрации можно провести опыты со льдом (можно заменить бумагой разной толщины) и различным грузом, чтобы показать насколько поступления продовольствия зависели от погодных условий.

Слайд 14 Ленинградцы не сдаются

Весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились. У людей появилась надежда.

Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью — энергетический кабель.

Спросить у детей: «Почему стало легче, когда увеличился хлебный паек? Для чего нужно горючие и электричество?

Слайд 15 Поезда с продовольствием

Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года.  По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Слайд 16 Праздничный салют

Блокада Ленинграда была снята полностью 27 января 1944 года. Это день стал днем воинской славы России, днем полного освобождения Ленинграда от блокады. В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.

Можно использовать документальный фильм: «Ленинград. Праздничный салют 27 января 1944 года». Скачать не смогла. Совместный просмотр с родителями.

Слайд 17 Орден Ленина

Блокада Ленинграда длилась почти 2, года и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей.

Подвиг защитников города был высоко оценен: солдаты, офицеры и генералы Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Медалью «За оборону Ленинграда», которая была учреждена  в декабре 1942 года, было награждено около 1,5 миллиона человек.

За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко‑фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почетное звание «Город‑Герой».

Детей можно познакомить с наградами: орденами и медалями.

Слайд 18 Мемориалы участникам обороны Ленинграда

Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского кладбища и Серафимского кладбища, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.

Рассмотреть мемориальные ансамбли по отдельности.

Слайд 18 Вечная память

Вечная память всем погибшим в Ленинграде в дни блокады. Вечная слава всем участникам обороны Ленинграда.

Результатом ознакомления детей с данной темой может стать «Книга памяти», созданная детьми совместно с родителями или выпуск стенгазеты. Уместна будет и выставка детских работ «Пока живем – помним». А если родители поддержат педагогов, то можно создать и музей боевой слава, частью которого и будут экспонаты, посвященные блокаде Ленинграда.

Сайт с детской литературой:

1. http://childpages.ru/knigi-o-blokade-leningrada-dlya-chteniya-detyam/

2. https://pravoslavie.ru/121959.html

1. https://fishki.net/1240360-uzhasy-blokadnogo-leningrada.html

2. https://ria.ru/20110908/431315949.html

3. https://timegeo.ru/istoriya/blokada-leningrada/

4. https://infourok.ru/scenariy-vneklassnogo-meropriyatiya-deti-blokadnogo-leningrada-3759618.html

5. https://ok.ru/leningradbessmerten/topic/65649079088515

6. https://vk.com/video-308399_456239042

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/394296-doklad-blokadnyj-hleb

  • Рассказ невинная жена для мажора
  • Рассказ николая носова автомобиль
  • Рассказ на тему средневековый город
  • Рассказ наказание автор вера
  • Рассказ научи меня прощать глава 113